Болезни Военный билет Призыв

Иван грозный. Правление и реформы

В 1533 году умирает Василий 3, передав трон своему старшему сыну Ивану. Ивану Васильевичу на тот момент было 3 года. До совершеннолетия он не мог править самостоятельно, поэтому первые годы его правления характеризуются властью матери (Елены Глинской) и бояр.

Регентство Елены Глинской (1533-1538)

Елене Глинской в 1533 году было 25 лет. Для управления страной Василий 3 оставил боярский совет, но фактическая власть оказалась в руках Елены Глинской, которая безжалостно вела борьбу со всеми, кто мог претендовать на власть. Ее фаворит, князь Овчина-Оболенский провел расправу над некоторыми боярами совета, и остальные уже не противились воли Глинской.

Понимая, что трехлетний ребенок на престоле это не то, что нужно стране, и что правление ее сына Ивана Васильевича Грозного может прерваться, фактически и не начавшись, Елена решила устранить братьев Василия 3, чтобы не было претендентов на престол. Юрий Дмитровский был арестован и убит в темнице. Андрей Старицкий был обвинен в измене и казнен.

Правление Елены Глинской, как регентши Ивана 4, было достаточно продуктивным. Страна не утратила своего могущества и влияния на международной арене, а внутри страны была проведена важная реформа. В 1535 году случилась денежная реформа, по которой чеканить монету мог только царь. Всего было 3 разновидности денег по номиналу:

  • Копейка (на ней был изображен всадник с копьем, отсюда и название).
  • Деньга – равнялась 0,5 копейки.
  • Полушка – равнялась 0,25 копейки.

В 1538 году Елене Глинская умирает. Предположить. Что это была естественная смерть – наивно. Молодая и здоровая женщина умирает в 30 лет! По всей видимости, ее отравили бояре, желавшие власти. В этом мнении сходится большинство историков, изучающих эпоху Ивана Грозного.


Боярское правление (1538-1547)

В возрасте 8 лет князь Иван Васильевич остался сиротой. С 1538 году Русь переход под власть бояр, которые выступили в роли опекунов над малолетним царем. Здесь важно понимать, что бояр интересовала личная нажива, а не страна и не малолетний царь. В1835-1547 это время жестокой резни за трон, где главными противоборствующими сторонами было 3 клана: Шуйские, Бельские, Глинские. Борьба за власть была кровопролитной, и все это происходило на глазах ребенка. Одновременно с этим шло полное разлагание основ государственности и безумное поедание бюджете: бояре, получив всю полноту власти в свои руки, и понимая, что это на 1013 лет, начали набивать свои карманы кто как только мог. Наилучшим образом могут продемонстрировать то, что творилось на Руси того времени, 2 поговорки: «Казна не убогая вдова, ее не оберешь» и «Карман сух, так и судья глух».

На Ивана 4 сильное впечатление произвели элементы боярской жестокости и вседозволенности, а также чувство собственной слабости и ограниченности власти. Конечно, когда молодой царь получил престол, то произошел разворот сознания на 180 градусов, и потом он уже пытался все доказать, что именно он главный человек в стране.

Воспитание Ивана Грозного

На воспитание Ивана Грозного оказали влияние следующие факторы:

  • Ранняя потеря родителей. Близких родственников также практически не было. Поэтому реально не было людей, которые бы стремились дать ребенку правильное воспитание.
  • Власть бояр. С самых ранних лет Иван Васильевич видел силу бояр, видел их выходках, хамство, пьянство, борьба за власть и так далее. Все, что ребенку видеть нельзя, он не только видел, но и принимал в этом участие.
  • Церковная литература. Большое влияние на будущего царя имел архиепископ, а позже митрополит, Макарий. Благодаря этому человеку Иван 4 изучал церковную литературу, увлекаясь моментами про полноту царской власти.

В воспитании Ивана большую роль сыграли противоречия между словом и делом. Например, во всех книгах и речах Макария говорилось о полноте царской власти, о ее божественном происхождении, но в реальности ежедневно ребенку приходилось сталкиваться с произволом бояр, которые даже не каждый вечер его кормили ужином. Или другой пример. Ивана 4, как девствующего царя, всегда брали на заседания, встречи с послами и другие государственные дела. Там с ним обходились как с царем. Ребенка сажали на трон, все кланялись ему в ноги, говорили о преклонении перед его могуществом. Но все менялось, как только официальная часть заканчивалась и царь возвращался в свои покои. Здесь уже не было поклонов, а была жесткость бояр, их грубость, иногда даже с оскорблением ребенка. И такие противоречия были повсюду. Когда ребенок растет в атмосфере, когда говорится одно, а делается другое – это рвет все шаблоны и сказывается на психике. Это в конечном итоге и случилось, ведь в такой атмосфере откуда сироте знать, что такое хорошо, и что такое плохо?

Иван любил читать и уже к 10-ти годам мог цитировать многие отрывки из нее. Он принимал участие в церковных службах, иногда даже участвовал в них в роли певчего. Он весьма недурно играл в шахматы, сочинял музыку, умел красиво писать, часто использовал в речи народные поговорки. То есть ребенок был абсолютно талантливым, и при родительском воспитании и любви мог стать полноценной личностью. Но при отсутствии последних, и при постоянных противоречиях, в нем стала проявляться и обратная сторона. Историки пишут, что в возрасте 12 лет царь сбрасывал с крыш теремов кошек и собак. В 13 лет Иван Васильевич Грозный приказал собаками разорвать Андрея Шуйского, который пьяным и в грязной одежде лег на постель покойного Василия 3.

Самостоятельное правление

Венчание на царство

16 января 1547 года началось самостоятельное правление Ивана Грозного. 17-ти летнего юношу венчал на царствование митрополит Макарий. Впервые Великий князь Руси был назван царем. Поэтому можно говорить без преувеличения, что Иван 4 это первый русский царь. Коронация происходила в Успенском соборе московского Кремля. На голову Ивана 4 Васильевича была возложена шапка Мономаха. Шапка Мономаха и титул «царь» Россия становится преемницей Византийской Империи, а царь тем самым возвышался над остальными подданными, включая и наместников. Население же воспринимало новый титул как символ безграничной власти, поскольку царями называли не только правителей Византии, но и правителей Золотой Орды.

Официальный титул Ивана Грозного после коронации – царь и великий князь всея Руси .

Сразу после начала самостоятельного правления царь женился. 3 февраля 1947 года Иван Грозный взял в жены Анастасию Захарьину (Романову). Это важное событие, поскольку в скором времени Романовы образуют новую правящую династию, а основанием для этого будет именно брак Анастасии с Иваном 3 февраля.

Первый шок самодержца

Получив власть, без регентского совета, Иван 4 решил, что на этом его мучения закончились, и теперь он действительно главный человек в стране с абсолютной властью над другими. Реальность же была другой, и в скором времени юноша это понял. Лето 1547 года оказалось засушливым, а 21 июня разыгралась сильная буря. Загорелась одна из церквей и из-за сильного ветра огонь ста быстро распространяться по всей деревянной Москве. Пожары продолжались 21-29 июня.

В результате 80 тысяч населения столицы остались без крова. Народное негодование было направлено на Глинских, которых обвинили в колдовстве и разжигании пожара. Когда обезумевшая толпа подняла восстание в Москве 1547 года и пришла к царю в село Воробьево, где царь и митрополит укрывались от пожаров, Иван Грозный впервые увидел восстание и силу обезумевшей толпы.

Вошел страх в душу мою и трепет в кости мои, и смирился дух мой.

Иван 4 Васильевич

В очередной раз случилось противоречие – царь был уверен в безграничности свой власти, но увидел силу природы, вызвавшую пожар, силу людей, поднявших восстание.

Система управления государством

Систему управления Россией при правлении Ивана Грозного нужно делить на 2 этапа:

  • Период после реформ Избранной Рады.
  • Период опричнины.

После реформ систему управления можно графически изобразить следующим образом.

В период Опричнины система была другой.

Был создан уникальный прецедент, когда одновременно в государстве было 2 системы управления. При этом Иван 4 сохранял за собой титул царя в каждой из этих ветвей управления страной.

Внутренняя политика

Правление Ивана Грозного в плане внутреннего управления страной делится на этап реформ Избранной Рады и опричнины. Причем эти системы управления страной кардинально отличались друг от друга. Вся работа Рады сводилась к тому, что власть должна находиться у царя, но в ее реализации он должен опираться на бояр. Опричнина сосредотачивала всю власть в руках царя и его системы управления, а бояр отодвигала на второй план.

Во времена Ивана Грозного случились большие изменения в России. Были реформированы следующие направления:

  • Упорядочение закона. Принят Судебник 1550 года.
  • Местное управление. Была окончательно отменена система кормлений, когда бояре на местах набивали карманы, а не решали проблемы региона. В результате местное дворянство получило больше власти в свои руки, а Москва – более успешную систему сбора налогов.
  • Центральное управление. Реализована система «Приказов», которые упорядочили власть. Всего было создано более 10 приказов, которые охватили все сферы деятельности внутренней политики государства.
  • Армия. Была создана регулярная армия, основу которой составили стрельцы, пушкари и казаки.

Стремление укрепить свою власть, а также неудачи в Ливонской войне, привели к тому, что Иван Грозный создает Опричнину (1565-1572). Мы можете дополнительно ознакомиться с этой темой на нашем сайте, но для общего понимания важно отметить, что по ее итогам государства фактически разорилось. Началось увеличение налогов и освоение Сибири, как шаги, способные привлечь дополнительные деньги в казну.

Внешняя политика

К началу самостоятельного правления Ивана 4 Россия значительно утратила свой политический статус, поскольку 11 лет правления бояр, когда заботились не о стране, а о собственном кошельке, сказывалось. На таблице ниже указаны основные направления внешней политики Ивана Грозного и ключевые задачи по каждому направлению.

Восточное направление

Здесь были достигнуты максимальные успехи, хотя начиналось все не лучшим образом. В 1547 и 1549 годах были организованы военные походы на Казань. Оба этих похода закончилось неудачно. Но в 1552 году городу удалось взять. В 1556 году присоединено Астраханское ханство, а в 1581 году начат поход Ермака в Сибирь.

Южное направление

Были предприняты походы на Крым, но они были неудачными. Крупнейший поход пришелся на 1559 год. Доказательство того, что походы оказались неудачными, - в 1771 и в 1572 года Крымское ханство осуществляет набеги на юные территории России.

Западное направление

Для решения проблем на западных границах России в 1558 году Иван Грозный начинает Ливонскую войну. До определенного времени казалось, что они может окончиться успехом, но первые локальные неудачи в войне сломали русского царя. Обвиняя в поражениях всех вокруг он начал Опричнину, которая фактически разорила страну и сделала ее небоеспособной. В результате войны:

  • В 1582 году подписан мир с Польшей. Россия потеряла Ливонию и Полоцк.
  • В 1583 году подписан мир со Швецией. Россия потеряла города: Нарва, Ям, Ивангород и Копорье.

Результаты правления Ивана 4

Результаты правления Ивана Грозного можно охарактеризовать противоречивыми. С одной стороны есть бесспорные признаки величия – Россия расширилась до огромных размеров, получив выход в Балтийское и каспийское моря. С другой стороны экономически страна находилась в удручающем положении, и это несмотря на присоединение новых территорий.

Карта

Карта России к концу 16 века


Сравнение Ивана 4 и Петра 1

Российская история удивительна – Иван Грозный рисуется тираном, узурпатором и просто больным человеком, а Петр 1 – великим реформатором, основателем «современной России». На самом деле эти два правителя очень похожи друг на друга.

Воспитание . Иван Грозный рано лишился родителей, и его воспитание пошло на самотек – занимался чем хотел. Петр 1 – учиться не любил, но любил изучать армию. Ребенка не трогали – занимался чем хотел.

Бояре . Оба правите росли в период жесткой боярской грызни за престол, когда лилось множество крови. Отсюда ненависть обоих к знати, и отсюда же приближение к себе людей без рода!

Привычки . Сегодня пытаются очернить Ивана 4, говоря, что он был чуть ли не алкоголиком, но правда в том, что это в полной мере подходит и Петру. Напомню, что именно Петр создал «всешутейший и всепьянейший собор».

Убийство сына . Ивана обвиняют в убийстве сына (хотя уже доказано, что никакого убийства не было, и его сын был отравлен), но Петр 1 также вынес смертный приговор своему сыну. Более того он его пытал и от пыток Алексей умер в темнице.

Расширение территорий . Во время правления обоих Россия значительно расширилась территориально.

Экономика . Оба правителя довели страну до полного упадка, когда экономика была в ужаснейшем состоянии. Кстати, оба же правителя обожали налоги и активно их использовали для наполнения бюджета.

Зверства . С Иваном Грозным все понятно – тиран и душегуб – так его называет официальная история, обвиняя царя в зверствах относительно простых граждан. Но и Петр 1 был аналогичного склада – он бил людей палками, лично пытал и убивал стрельцов за бунт. Достаточно только сказать, что за правление Петра население России сократилось более чем на 20%. И это с учетом захвата новых территорий.

Сходств между этими двумя людьми огромное количество. Поэтому если вы восхваляете одного и демонизируете другого – возможно есть смысл пересмотреть свои взгляды на историю.

Споры вокруг личности Ивана Васильевича IV Грозного ведутся вот уже четыре с лишним столетия и не утихают до сих пор. Для одних он - кровавый тиран, одержимый манией преследования, убийца тысяч своих подданных, для других - праведный царь, каравший изменников, державший на себе Русь, вполне достойный канонизации. Когда сталкиваешься с такими полярными точками зрения, возникает соблазн найти нечто среднее, но это - ловушка: среднего арифметического в таких случаях не бывает.

Без гнева и пристрастия

Существует несколько историографических традиций. Первая - дворянская, либеральная, представленная именами Н.М. Карамзина, Н.И. Костомарова и др., - однозначно рисует Грозного тираном-параноиком, загубившим во вторую половину царствования все блестящие результаты его первой половины. Вторая, возникшая в сталинскую эпоху и представленная именами С.В. Бахрушина, И.И. Смирнова, Р.Ю. Виппера, отчасти И.Я. Фроянова, видит в Иоанне Грозном сильного государя, расширившего пределы России, покорившего Казанское, Астраханское, Сибирское ханства, даровавшего России земское самоуправление и т.д. и выкорчевывавшего боярскую измену.

Однако такие видные ученые, как Д.Н. Альшиц, В.В. Шапошник, Б.Н. Флоря, не спешат с приговором относительно деятельности Грозного, но стремятся к объективному, многомерному и всестороннему рассмотрению его деятельности.

Для того, чтобы «без гнева и пристрастия» явить подлинный облик грозного царя, на наш взгляд, надлежит исходить из следующих принципов:

1. следование источникам и отбор наиболее беспристрастных; подчеркнем: абсолютно беспристрастные источники найти для такого времени очень трудно, подчас невозможно;

2. нравственная оценка героя должна исходить из нравственных критериев его среды и эпохи, и по возможности следует реконструировать его собственную нравственную самооценку;

3. в историософской перспективе для оценки героя мы обязаны считаться с реальными фактами, реальными следствиями его деятельности, а не с групповыми и тем более «партийными» взглядами тех или иных историков.

Что касается базы источников, то с ней исследователи испытывают серьезные проблемы. Самый известный источник «История о великом князе Московском» , который оказал на историков и публицистов наибольшее влияние, в том числе эмоциональное, не может считаться беспристрастным и правдивым, поскольку он принадлежит перу князя-изменника и изгоя Андрея Михайловича Курбского, Юрьевского воеводы, бежавшего в 1564 году к литовцам. После бегства Курбский воевал против своих соотечественников и единоверцев, и не только мечом, но и пером. Очевидцем событий в России после 1564 года он быть не мог, писал по сообщениям и слухам. Гиперболизм и недобросовестность Курбского зачастую очевидны: десятки тысяч жертв, погибших в Новгороде от рук опричников, - плод его вымысла. В достаточной мере пристрастны и необъективны и показания опричников Таубе, Крузе и Штадена, служивших у Грозного, а затем перешедших в стан его врагов. О правдивости и точности свидетельств Джерома Горсея говорит хотя бы тот факт, что численность погибших во время Новгородского дела он оценивает… в 700 000 человек, а в Новгороде 60-х годов XVI века жило всего-то 30 000.

Не лучше обстоит дело и с русскими источниками. Официальное летописание прекращается с 1568 года. Неофициальные летописи вроде «Псковского летописца» также не составляют полной и объективной картины. Хуже всего с документальной базой: царский архив Грозного был утрачен частично в результате событий Смутного времени, частично в результате пожара 1626 года. Один из главных документальных источников - Синодик опальных, составленный, вероятно, по донесениям опричников, является реконструктом, сделанным на основании разных рукописей ΧVII века .

«Тогда натерпелись мы лишений»

Тем не менее, в общих чертах картину царствования Грозного составить все же возможно. Какова она?

Во-первых, не будем забывать, что Иван Васильевич Грозный был сиротой. Его отец, Василий III Иванович, умер, когда Ивану было три года. Отметим, что сама эта кончина была весьма странной, если не сказать более: пустячный нарыв, несмотря на лечение лучшего врача, переходит в обширный сепсис, при этом лекарь всерьез не борется за жизнь пациента, а торжественно объявляет, что болезнь смертельна. Такой видный российский историк, как И.Я. Фроянов, считает, что смерть Василия ΙΙΙ могла быть связана или с отравлением, или со злонамеренно неправильным лечением . Мать Иоанна Грозного, Елену Глинскую, согласно общему мнению, опоили ядом бояре.

Малолетний Иван во всей силе познал горечь сиротства. У него на глазах бояре Шуйские узурпировали власть и расхищали казну. «И чего только они не натворили! Сколько бояр наших, и доброжелателей нашего отца, и воевод перебили! Дворы, и села, и имущества наших дядей взяли себе и водворились в них. И сокровища матери нашей перенесли в Большую казну, при этом неистово пиная ногами и тыча палками, а остальное разделили», - писал позднее Грозный Курбскому . За наружным уважением к царскому сану очевидными были презрение и кичливая спесь бояр-временщиков: «Нас же с единородным братом моим, святопочившим в Боге Георгием, начали воспитывать как чужеземцев или последних бедняков. Тогда натерпелись мы лишений и в одежде, и в пище. Ни в чем нам воли не было, но все делали не по своей воле и не так, как обычно поступают дети. Припомню одно: бывало, мы играем в детские игры, а князь Иван Васильевич Шуйский сидит на лавке, опершись локтем о постель нашего отца и положив ногу на стул, а на нас не взглянет - ни как родитель, ни как опекун и уж совсем ни как раб на господ».

В активе воспоминаний Грозного были и убийства его верных слуг Бельских, и расхищение родительской казны, и мятеж удельного князя Андрея Старицкого в 1537 году, и кровавое Московское восстание 1547 года, невозможное без подстрекательства бояр, когда погиб ближайший родственник царя - его дядя Юрий Глинский.

А одновременно с этим Ивану Грозному внушались высокие понятия о его царской власти, о том, что, сообразно словам диакона Агапита, царь по природе, конечно, человек, но властию подобен Христу, Сыну Божию. Высоту его призвания подчеркивало и венчание на царство, свершенное в 1547 году. Однако формальное самодержавие царя ограничивалось на каждом шагу - и традициями, и вмешательством Церкви, и многочисленными советниками типа священника Сильвестра и Алексея Адашева. Сам Грозный горестно резюмирует эти ограничения в Первом послании к Курбскому: «…и так вместо духовных стали обсуждать мирские дела, мало-помалу стали подчинять вас, бояр, своей воле, из-под нашей же власти вас выводя, приучали вас прекословить нам и в чести вас почти что равняли с нами… Потом же окружили себя друзьями и всю власть вершили по своей воле, не спрашивая нас ни о чем, словно нас не существовало, - все решения и установления принимали по своей воле и желаниям своих советников. Если мы предлагали даже что-либо хорошее, им это было неугодно, а их даже негодные, даже плохие и скверные советы считались хорошими» .

За фасадом успехов

Возможно, в словах Грозного было и сильное преувеличение, однако, действительно, так называемая «Избранная Рада» - Адашев, Сильвестр, Курлятев и другие - реально правила страной.

Историки считают 50-е годы ΧVI века - время «Избранной Рады» - самым блестящим периодом правления Грозного. Действительно, в это время присоединяется Казанское ханство, Астраханское ханство; проходит Стоглавый Собор; вводится земское самоуправление; принимается новая редакция Судебника; удачно - взятием Нарвы - начинается Ливонская война.

Тем не менее, было бы недолжным преувеличением считать эти победы исключительным достижением кружка Сильвестра и Адашева. В целом ряде событий мы видим руку молодого царя. Именно его решимость и энергия удержали русское войско под Казанью в 1552 году, когда многие воеводы были склонны снять осаду и вернуться домой. Грозному принадлежало решающее слово в принятии плана штурма Казани в октябре 1552 года, он же деятельно участвовал в определении мест, где были установлены русские орудия, сыгравшие решающую роль во взятии города. Такое деяние, как Стоглавый Собор, на целое столетие определивший жизнь Русской Церкви, было немыслимо без активного участия царя, который и созвал Собор, и ставил вопросы пред отцами Собора, и умело, но ненавязчиво вел его ход. Влияние государя Ивана Васильевича ощущалось и в новой редакции Судебника, и в земской реформе, которая оформила и развила и городское, и сельское самоуправление. Наконец, война с Ливонией является исключительно инициативой царя, вызвавшей его трения даже с ближайшим окружением. Как показывают новейшие исследования (А.И. Филюшкин и др.) , война за Ливонию связана не столько со стремлением «открыть окно в Европу» - для этого достаточно было бы основать порт в устье Невы, что и сделал впоследствии Петр, - сколько с необходимостью увеличить земельный фонд для служилого дворянства, а равно раз и навсегда покончить с опасностью для северо-западных рубежей Руси.

Однако Грозный видел, что за всеми этими успехами скрываются так и не исправленные беззакония, неправосудие, рознь, неподчинение царю, а временами - измена и прямой саботаж боярства. Митрополит и его приближенные ходатайствовали за явных изменников, бежавших в Литву. Особенно болезненным был для Иоанна Грозного 1552 год, когда он заболел и его ближайшие приближенные отказались целовать крест в верности законному наследнику - малолетнему царевичу Дмитрию, а были готовы поддержать двоюродного брата царя - князя Владимира Андреевича, сына мятежника Андрея Старицкого. На следующий год при весьма странных обстоятельствах Дмитрий погиб: во время паломнического плавания почему-то под мамкой проломились сходни и почему-то царевич утонул. В 1560 году в расцвете лет неожиданно скончалась царица Анастасия - самый близкий царю Иоанну Васильевичу человек. В ее смерти Грозный прямо обвиняет бояр, преследовавших ее при жизни лютой ненавистью и в конце концов, по его словам, отравивших ее .

Первая половина 1560-х годов ознаменовалась целым рядом отъездов в Литву и побегов: особенно болезненным было предательство Андрея Курбского, Юрьевского воеводы, который не только выдал литовцам все секреты и планы русского военного руководства, но и лично предводительствовал отрядом против своих же соотечественников и единоверцев. Грозный справедливо сравнивает Курбского с Иудой-предателем и с Иродом: «Представь же себе, как во время военного нашествия конские копыта попирают и давят нежные тела младенцев! Когда же зима наступает, еще больше жестокостей совершается. И разве твой злобесный собачий умысел изменить не похож на злое неистовство Ирода, явившегося убийцей младенцев?» . В этой обстановке, как считал Грозный, необходимо решительно действовать. Но как?

В поисках образца правления

Вынужденный досуг царя Ивана Васильевича в отрочестве и юности способствовал глубокому знакомству с обширным кругом книг и прежде всего со Священным Писанием. Острый и наблюдательный ум царя подсказывал ему, что все прежние политические образцы для нынешней Руси не годятся: Византийская, или, лучше сказать, Восточно-Римская империя, и другие православные государства пали в силу того, что ее цари и правители, по мнению Грозного, слишком сильно зависели от вельмож и Церкви, государство разорялось, частные лица богатели, воинская сила слабела, и дело кончилось турецким нашествием и погибелью. «Посмотри на все это и подумай, какое управление бывает при многоначалии и многовластии, ибо там цари были послушны епархам и вельможам, и как погибли эти страны. Это ли и нам посоветуешь, чтобы к такой же гибели прийти? И в том ли благочестие, чтобы не управлять царством, и злодеев не держать в узде, и отдаться на разграбление иноплеменникам?» - пишет он Курбскому. О русском удельном порядке и говорить нечего: он привел к междоусобице и кошмару татарщины: «Ты сам своими бесчестными очами видел, какое разорение было на Руси, когда в каждом городе были свои начальники и правители, и потому можешь понять, что это такое» .

«И в том ли благочестие, чтобы… злодеев не держать в узде и отдаться на разграбление иноплеменникам?»

Что до польских и литовских порядков, которые были вожделенны для части русского боярства в силу вольности польских магнатов, то Иван Грозный прозорливо видел гнилость и бесперспективность этого строя: «Поэтому ты и нашел себе такого государя, который - как и следует по твоему злобесному собачьему желанию - ничем сам не управляет, но хуже последнего раба - от всех получает приказания, а сам никем не повелевает. Но ты не найдешь себе там утешения, ибо там каждый о себе заботится. Кто оградит тебя от насилий или защитит от обидчиков, если даже сиротам и вдовицам не внемлет суд. Что вы, желающие для христианства бед, творите!» Грозный как в воду глядел: в Литве Курбского ограбили, и он так и не нашел управы на своих оскорбителей.

В поисках иных образцов Грозный обращается к Востоку. Весьма популярным на Руси было сочинение Ивана Пересветова «Сказание о Магмет-салтане» , где в образе Магмет-салтана выведен идеальный правитель, жесткий, временами жестокий, но мудрый и правосудный. Иван Пересветов провозгласил: «Правда выше веры». В его словах - тоска по правосудию и правде многих русских людей, например знаменитого путешественника Афанасия Никитина, написавшего: «А русскую землю Господь сохранит, ибо нет земли подобной ей, а правды в ней мало» .

Но так ли это, неужели правда выше веры? У святителя Николая (Велимировича) есть проницательные слова: «Когда угасает любовь, люди ищут справедливости. На развалинах справедливости люди пытаются выстроить равенство. Когда и это не удается, погибает все». Искони и русское общество, и русское государство утверждались на идеалах любви и братолюбия. Вот как обращается к своим боярам перед смертью победитель татар на Куликовом поле Димитрий Донской: «Подойдите ко мне, да поведаю вам, что совершил я в жизни своей. Старцы - что отцы мне были, средних лет мужи - словно братья, молодые же - как дети. Знаете привычки мои и нрав: при вас я родился, на глазах у вас вырос, с вами и царствовал и землю Русскую держал двадцать семь лет, а от рождения мне сорок лет. И воевал с вами против многих стран, и супротивным страшен был в бранях, и поганых попрал Божией помощью, врагов покорил, княжество укрепил, мир и тишину на земле водворил. Отчину свою, которую передал мне Бог и родители мои, с вами сберег, чтил вас и любил, под вашим правлением свои города держал и великие волости. И детей ваших любил, никому зла не причинял, ничего силой не отнимал, не досаждал, не укорял, не разорял, не бесчинствовал, но всех любил и в чести держал, и веселился с вами, с вами же и горе переносил. Вы же назывались у меня не боярами, но князьями земли моей. Ныне же вспомните о словах своих, сказанных мне в свое время: “Должны мы, тебе служа и детям твоим, за вас головы свои сложить”. Скрепите их правдою, послужите княгине моей и детям моим от всего сердца своего, в часы радости повеселитесь с ними, а в горе не оставьте их. Пусть сменится скорбь ваша радостью. Да будет мир между вами» .

Новый Моисей?

Грозный, формально чтя своего предка - «достойного хвалы великого государя Дмитрия, одержавшего за Доном победу над безбожными агарянами», по сути дела отказывается от его духовного и государственного наследия и ищет иных образцов. Один из них - грозный пророк Моисей, который ради спасения народа не усомнился перебить 3 тысячи израильтян, поклонившихся золотому тельцу: «Вспомни, когда Бог избавил евреев от рабства, разве он поставил перед ними священника или многих управителей? Нет, он поставил владеть ими одного царя - Моисея, священствовать же приказал не ему, а брату его Аарону, но зато запретил заниматься мирскими делами; когда же Аарон занялся мирскими делами, то отвел людей от Бога». Не исключено, что когда Грозный шел в новгородский поход, где истребил около 2000 новгородцев (число, сравнимое с численностью евреев, убитых Моисеем) и уничтожил товары новгородских купцов, роптавших на него из-за упадка торговли, то уподоблял себя Моисею, который не только убивал идолопоклонников, но и стер в прах золотого тельца, смешал его с водою и дал пить его неверным израильтянам (см.: Исх. 32: 20).

Еще одна параллель между Моисеем и Иваном Грозным: во время казни 1570 года в Москве он лично пронзает копьем одного из приговоренных. Тем самым он как бы уподобляется ревнителю Финеесу, который остановил языческое развращение израильтян, прилепившихся было к языческому богу Ваалу и вызвавших гнев Божий на Израиль: «Финеес, сын Елеазара, сына Аарона священника, увидев это, встал из среды общества и взял в руку свою копье, и вошел вслед за Израильтянином в спальню и пронзил обоих их, Израильтянина и женщину (мадианитянку. - д. В.В. ) в чрево ее: и прекратилось поражение сынов Израилевых. (Чис. 25: 7-8).

Однако в приведенных выше словах царя значимо и другое: отказ от симфонии государства и Церкви, выражавшейся в праве патриарха или митрополита давать советы царю и печаловаться за опальных, отрицание всякой роли Церкви в государственной жизни и церковного законодательства для государственного: «Или скажешь мне, что там (то есть в Византии. - д. В.В. ) повиновались святительским наставлениям? Хорошо это и полезно! Но одно дело - спасать свою душу, а другое дело - заботиться о телах и душах многих людей; одно дело - отшельничество, иное - монашество, иное - священническая власть, иное - царское правление. Отшельничество подобно агнцу, никому не противящемуся, или птице, которая не сеет, не жнет и не собирает в житницу; монахи же, хотя и отреклись от мира, но, однако, имеют уже обязанности, подчиняются уставам и заповедям - если они не будут всего этого соблюдать, то совместное житие их расстроится; священническая же власть требует строгих запретов словом за вину и зло, допускает славу, и почести, и украшения, и подчинение одного другому, чего инокам не подобает; царской же власти позволено действовать страхом, и запрещением, и обузданием и строжайше обуздать безумие злейших и коварных людей. Так пойми же разницу между отшельничеством, монашеством, священничеством и царской властью. И разве подобает царю, если его бьют по щеке, подставлять другую? Это самая совершенная заповедь. Как же царь сможет управлять царством, если допустит над собой бесчестие? А священникам это подобает. Уразумей поэтому разницу между царской и священнической властью! Даже у отрекшихся от мира встретишь многие тяжелые наказания, хотя и не смертную казнь. Насколько суровее должна наказывать злодеев царская власть!»

«Даже у отрекшихся от мира встретишь тяжелые наказания. Насколько суровее должна наказывать злодеев царская власть!»

Иными словами, Грозный, в отличие от византийских императоров, не считал себя ответственным перед Церковью, тем более перед подданными, но только перед Богом. С другой стороны, ответственность перед Богом за врученный ему народ он воспринимал со жгучей серьезностью, осмысляя ее, как и всю человеческую жизнь, в перспективе Страшного суда. Вот с какими упреками он обращается к Курбскому: «Зачем ты, о князь, если мнишь себя благочестивым, отверг свою единородную душу? Чем ты заменишь ее в день Страшного суда?» При этом Курбский погубил не только свою душу, но и души предков. Вот и царь несет ответственность не только за настоящее и будущее русского народа и своей семьи, но и за прошлое и уподобляется Моисею, который, как мать, носил Израиль на своих руках. Тем более что Россия - Московское царство - является Третьим Римом и одновременно Новым Израилем, «станом святых и градом возлюбленных», со всех сторон окруженным еретиками, язычниками и врагами - предтечами антихриста. Это - святой воинский стан, подобный ветхозаветному, внутри которого нельзя допустить никакой скверны и никакой измены.

Все это достойно уважения, однако гиперответственность и эсхатологическое перенапряжение сыграли, на наш взгляд, с царем Иваном Васильевичем злую шутку. Деятельность его можно было бы определить двумя цитатами из русских классиков. Первая: «Одно правительство желает сопротивляться, но машет в темноте дубиной и бьет по своим» (Ф.М. Достоевский. Бесы). И вторая: «Каялись и грешили и под видом антихристов укокошили неантихристов» (Н.В. Гоголь. Мертвые души. Второй том). Результаты репрессий и опричнины оказались существенно отличными от поставленных целей.

Первый русский царь Иван IV, сын великого князя Василия III и Елены Васильевны Глинской, происходил из рода Рюриковичей, был потомком Дмитрия Донского и Александра Невского. Родился он 25 августа 1530 г. в селе Коломенском под Москвой.

Когда будущему царю было три года, умер его отец, а еще спустя пять лет скончалась и мать. С восьмилетнего возраста будущий правитель стал свидетелем борьбы за власть враждующих между собой боярских родов Шуйских и Бельских. Происходившие вокруг интриги и насилия поспособствовали развитию в нем подозрительности, мстительности и жестокости. Склонность мучить живые существа проявилась у Ивана еще в детстве, и приближенные поощряли ее.

Венчали Ивана IV на царство 16 января 1547 г. в Успенском соборе Московского Кремля. Царский титул давал возможность занять новую позицию в дипломатических сношениях с Западной Европой. Великокняжеский титул переводили как «принц» или даже «великий герцог». А титул «царь» переводился как «император». Русский самодержец этим вставал вровень с единственным в Европе императором - правителем Священной Римской империи.

1549 год — вместе с Избранной радой, царь провел ряд реформ, которые были направлены на централизацию государства. В 1550 - 1551 годах Иван IV самолично принимал участие в Казанских походах. 1552 год — была покорена Казань, потом Астраханское ханство (1556 г.), в зависимость от Ивана IV попали сибирский хан Едигер и Ногаи Большие. 1553 год — установили торговые отношения с Англией. 1558 год – русский царь начал Ливонскую войну - за овладение побережьем Балтийского моря. Вначале военные действия проходили успешно, спустя три года армия Ливонского ордена была окончательно разгромлена, а сам орден прекратил свое существование.

Тем временем внутри страны произошли серьезные изменения. Около 1560 г. Иван IV порвал с деятелями Избранной рады. Как считают историки, причиной было то, что некоторые ее члены, понимая бесперспективность Ливонской войны для России, пытались склонить Ивана IV к соглашению с противником. Между тем, в 1563 году русские войска овладели Полоцком, в те времена крупной литовской крепостью. Царь был в особенности горд этой победой, одержанной уже после разрыва с Избранной радой. Но спустя всего год Россия потерпела серьезные поражения. Иван Грозный начал искать «виноватых», начались опалы и казни.

Ивана IV все больше проникался мыслью об установлении личной диктатуры. 1565 год — он объявил об учреждении опричнины - государственной системы со специальным войском, состоящим из опричников.

Каждый опричник должен был дать клятву на верность государю. У них была черная одежда, подобная монашеской. У конных опричников имелись особые «опознавательные знаки». К седлам прикрепляли метлу - чтобы выметать измену, и собачью голову - чтобы ее вынюхивать и выгрызать. При помощи подсудных только ему опричников, возглавляемых Григорием Лукьяновичем Скуратовым-Бельским (Малюта Скуратов), Иван Грозный конфисковывал боярские вотчины, передавая их опричникам из дворян.

Казни и опалы сопровождались террором и разбоем среди населения. Крупным актом опричнины был новгородский погром в январе-феврале 1570 г., поводом к которому стало подозрение в желании Новгорода перейти под власть Литвы. Считается, что число жертв в Новгороде, с населением тогда не больше 30 000 человек, достигло 10 - 15 000.

Но опричнина потерпела крах, когда в 1571 г. опричное войско не смогло остановить нашествия на Москву крымского хана Девлет-Гирея. Были пожжены посады, огонь перекинулся в Китай-город и Кремль. В скором времени после этого отменил опричнину.

Как и предсказывали члены Рады, Ливонская война закончилась полной неудачей и потерей исконно русских земель. Объективные итоги своего правления Иван Грозный мог увидеть уже при жизни: это был провал всех внутри и внешнеполитических начинаний. С 1578 года Ивана IV перестал казнить. Почти тогда же он приказал составить синодики (поминальные списки) казненных и разослать по монастырям вклады на поминовение их душ; в завещании 1579 г. каялся в содеянном.

А каяться было в чем. Поражает изощренная жестокость, с какой царь казнил не только недругов, но и преданных ему друзей, впавших вдруг в немилость.

Казни и пытки эпохи Ивана Грозного

Один из любимых видов казни Ивана Грозного - зашивать осужденного в медвежью шкуру (называлось это «обшить медведно») и после затравить собаками. Так казнили новгородского епископа Леонида. Иногда на людей натравливали медведей (разумеется, в этом случае их не «обшивали медведно»).

Иван IV вообще любил нестандартные казни, в том числе казни с изуверским «юмором». Так, по его приказу дворянина по фамилии Овцын повесили на одной перекладине с овцой. А как-то раз нескольких монахов привязали к бочке с порохом и взорвали - пускай, мол, они, подобно ангелам, сразу полетят на небеса.

Придворный врач Елисей Бомель был казнен так: ему вывернули из суставов руки, вывихнули ноги, иссекли спину проволочными плетьми, затем привязали к деревянному столбу и разожгли под ним огонь; в конце концов, полуживого отвезли на санях в тюрьму, где он и умер от ран.

А главу Посольского приказа (по-современному - министра иностранных дел) Висковатого привязали к столбу, а потом приближенные царя подходили к осужденному, и каждый отрезал из его тела по куску мяса. Один опричник, Иван Реутов, так «неудачно» вырезал кусок, что Висковатый сразу скончался. Тогда царь обвинил Реутова в том, что он сделал это специально, чтобы сократить мучения Висковатого, и повелел казнить и его. Но от казни Реутов «уберегся» - он «вовремя» заболел чумой и умер.

Из других видов экзотических казней, которые применял Иван Грозный, следует назвать попеременное обливание осужденного крутым кипятком и холодной водой; так казнили казначея Никиту Фуникова-Курцева.

Царь любил «комбинировать» изуверства. Во время казней в Новгороде Иван IV приказывал поджигать людей специальным горючим составом («пожаром»), а потом, опаленных и измученных, их привязывали к саням и пускал» лошадей вскачь. Тела волочились по мерзлой земле, оставляя после себя кровавые полосы. После их сбрасывали в реку Волхов с моста. Вместе с этими несчастными к реке везли их жен и детей. Женщинам закручивали назад руки и ноги, привязывали к ним детей и также бросали в студеную воду. А там в лодках плавали опричники, которые добивали всплывавших, баграми и топорами.

Особый вид казни применял царь по отношению к тем, кого считал государственными изменниками. Приговоренного сажали в котел, с маслом, вином или водой, вдевали его руки в специально вмонтированные в котел кольца и ставили котел на огонь, постепенно доводя жидкость до кипения.

Жены Ивана Грозного

Точное количество жен Ивана IV неизвестно, но, вероятно, он был женат семь раз. Не считая детей, которые умерли в младенчестве, у него было трое сыновей. От первого брака с Анастасией Захарьиной-Юрьевой родилось два сына, Иван и Федор. Второй женой была дочерью кабардинского князя Мария Темрюковна. Третьей - Марфа Собакина, скоропостижно скончавшаяся спустя три недели после свадьбы.

По церковным установлениям, жениться больше трех раз было запрещено. Потому в мае 1572 г. созвали церковный собор, чтобы дать разрешение на четвертый брак - с Анной Колтовской. Брак состоялся. Но в том же году ее постригли в монахини. Анна Васильчикова, ставшая пятой женой в 1575 г., умерла через четыре года. Шестой была, возможно, Василиса Мелентьева.

Результатом последнего брака, заключенного осенью 1580 г. с Марией Нагой, стало рождение через два года третьего сына царя - Дмитрия. Он погиб в 1591 г. в Угличе.

Причины смерти Ивана Грозного

Истоки причин непонятной смерти самого Ивана Грозного следует искать, как видно, в тех странных (и страшных) недугах - физических и душевных, которые стали терзать государя еще задолго до смерти, а также в его далеко не благопристойном образе жизни.

Первый надлом в психике Грозного произошел после серьезной болезни, перенесенной им в 1553 г. Какая это была болезнь, достоверно не известно, хотя ряд исследователей считают ее приступом энцефалита или даже результатом какой-то венерической инфекции. Как раз в это время его подозрительность приняла прямо -таки патологический характер, следствием чего и стало учреждение опричнины, что привело к развязыванию в стране кровавого террора.

Неожиданные приступы гнева, которые сопровождались проявлениями безрассудной жестокости, в особенности участились у Ивана Грозного после смерти его первой жены. Некоторые из исследователей считают что из-за этой трагедии его рассудок несколько помутился. Время от времени у Ивана Васильевича случались припадки, во время которых он будто впадал в полное безумие: катался по полу, кусая ковры, его тело изгибалось дугой, а на губах выступала пена. Во время одного из таких приступов 9 ноября 1582 г. в своей загородной резиденции - Александровской слободе Иван Васильевич случайно убил старшего сына Ивана, угодив железным наконечником посоха прямо ему в висок.

Охваченный отчаянием и глубоким чувством вины, государь бился головой о гроб с телом сына, а потом в помутнении рассудка бродил, по коридорам и покоям дворца, стараясь найти погибшего наследника. После этой трагедии Иван Грозный отправил в монастырь большой вклад на помин души сына и даже сам подумывал уйти в монастырь.

Причиной смерти царя мог стать и образ его жизни: дикая смесь беспробудного пьянства, кровавых оргий и истового замаливания грехов отнюдь не способствовала улучшению больной психики. Будучи многократно женатым, самодержец так и не смог обрести счастья в семейной жизни.

Существуют сведения, что, помимо обладания многочисленными наложницами и любовницами, царь был не чужд и гомосексуальных связей. Молва приписывает ему такие отношения со своим фаворитом Богданом Вельским, а также с Федором Басмановым и с молодыми телохранителями.

А в последние годы жизни самодержца терзала какая-то непонятная и страшная болезнь: его тело пухло и распространяло отвратительный запах, кожа лопалась и отделялась от плоти. Врачи же только туманно говорили о разложении крови и порче внутренностей. Облегчение приносила лишь горячая баня, никакие другие способы лечения не помогали.

Загадочная смерть Ивана Грозного

1963 год — учрежденная Министерством культуры СССР комиссия после вскрытия гробниц Ивана IV и его сыновей - Ивана и Федора обнаружила в останках самодержца и старшего сына большое количество ртути. Препаратами на ее основе в то время лечили конкретное заболевание - сифилис. Продолжительное воздействие таких препаратов приводит к хроническому отравлению организма.

Сифилисом Иван Грозный мог заразиться во время своих оргий, а тот факт, что и в останках его сына содержались следы ртути, позволяет предположить, что и тот умудрился подхватить сифилис.

Тем более что по своим нравам царевич Иван не очень отличался от отца и, как видно, принимал участие вместе с ним в попойках и прочих «развлечениях». А кроме этого известно, что многие царские любовницы впоследствии переходили к сыну. Так что болезнь, наказавшая их обоих могла происходить из одного источника.

В свете таких фактов умышленное отравление Ивана IV представляется маловероятным. И все же многие из исследователей не отрицают, что самодержцу могли и «помочь» отправиться на тот свет, использовав медленно действующий яд, потому как степень подозрительности безумного царя к своему окружению в последние годы правления стремительно росла. К тому же борьба за влияние при дворе продолжалась с неослабевающей силой и с изощренным коварством. Потому вероятность отравления царя вполне реальна.

Скорей всего, великий и ужасный царь Иван Грозный в действительности умер от воздействия яда, которое усугублялось больной нарушенной с детства психикой и стремительно развившимся физическим недугом, а также острыми галлюцинациями, которые, как известно, провоцируются соединениями ртути.

Но смерть Ивана Грозного все же остается тайной. И таинственность эту усиливает еще одно, абсолютно мистическое событие якобы имевшее место.

Самодержцу было предсказано, что последним днем его жизни станет 18 марта 1584 г. Вечером этого дня Грозный призвал предсказателей и поинтересовался, не стоит ли предать их казни за лживое пророчество. И в ответ услышал, что день ведь еще не закончился.

Царь все же приказал прочесть вслух свое завещание, сходил в баню, а потом решил сыграть с Богданом Вельским в шахматы. Но когда начал расставлять фигуры, упал вдруг на кровать и скончался. Пророчество сбылось.

В заключение все же следует отметить, что Иван Грозный вошел в историю не только как тиран. Он был одним из самых образованных людей своего времени, обладал феноменальной памятью, богословской эрудицией. Он - автор многочисленных посланий (в том числе к князю Курбскому), музыки и текста службы праздника иконы Владимирской Божией Матери, канона архангелу Михаилу. Самодержец способствовал организации в Москве книгопечатания и строительству на Красной площади уникального храма Василия Блаженного.

Памяти судебно-меди­цин­ского эксперта профессора Александра Маслова, принимавшего участие в этом историческом расследовании.

Факты и слухи

18 марта 1584 года Иван Грозный велел принести и прочесть ему завещание, затем около трех часов парился в бане (в последние годы он посещал ее почти ежедневно для облегчения страданий). Позже, желая сыграть в шахматы с боярином Бельским, стал сам расставлять фигуры, но вдруг упал навзничь, сжимая в руке шахматного короля, и через несколько минут скончался.

В народе ходили слухи, будто царя отравили «ближние люди» – Бельский и Годунов. На престол вступил сын Ивана – недееспособный Федор, от имени которого стал управлять Годунов. Через 7 лет, 15 мая 1591 г., в Угличе погиб царевич Дмитрий – сын Грозного от шестого брака, и с его смертью пресеклась династия Рюриковичей.

Оружие дворцовых интриганов

И на Руси, и в Европе того времени яд был наиболее популярным оружием в решении дворцовых интриг. Иван Грозный, отравивший немало бояр, и сам боялся быть отравленным. По некоторым данным, он ежедневно принимал мышьяк – яд без вкуса, запаха и цвета, хорошо растворимый в жидкостях: Грозный знал, что к мышьяку возникает привыкание и малые дозы этого яда перестают действовать.

В таких ситуациях обычно советуются с личным врачом. На Руси тогда было мало лекарей, и все – из иностранцев. Некогда при Грозном состоял Елисей Бомель (Бомелиус) родом из Вестфалии, изучавший медицину в Кембридже. Он прибыл в Москву в 1570 г. и уже через год стал лейб-меди­ком и астрологом правителя. Бомелиус не только лечил семью Ивана IV и ближних бояр – он искусно владел тайной ядов. Но в 1579 г. лекарь был уличен в заговоре и казнен.

Наследственность или среда?

Родившись от второго брака великого князя Василия и Елены Глинской, Иван рано потерял отца, а в 1538-м, когда мальчику было всего 8 лет, умерла и мать – ее, как полагают, отравили. После смерти Глинской царский двор становится местом борьбы за власть среди бояр: к малолетнему государю они относятся с презрением, от него отлучают близких людей. В такой атмосфере и созревал отрок – вспыльчивый, мнительный, нервный и очень жестокий.

А может, Иван был просто психически больным человеком? В конце XIX века психиатр П. И. Ковалевский утверждал, что царь был подвержен неврастении, страдал паранойей с манией преследования и врожденным слабоумием. Без сомнения, в личности Ивана немало патологических черт – раздражительность, нетерпимость, мучительство, почти навязчивые идеи убийства (в одном лишь синодике Кирилло-Белозерского монастыря записано 3470 его жертв). Многие исследователи утверждают, что Грозный в жестокости превзошел Нерона и Калигулу и будто к 1570 г. он был на грани сумасшествия – тогда ходили слухи, что Бог наслал на царя неизлечимую болезнь: «Болезнь неисцельно ему сотвори».

Однако все умозаключения психиатров и историков относятся к категории недоказанных предположений. Что же на самом деле известно о состоянии здоровья царя?

Из истории болезни

Отрок Иван был акселератом: к 13 годам он выглядел настоящим мужчиной. По утверждению Фрейда, ранняя сексуальная зрелость затрудняет в дальнейшем возможность контроля над сексуальным влечением со стороны высших нервных центров и повышает навязчивый характер этих влечений. В 17 лет Иван женится на Анастасии Захарьиной-Кошкиной, и этот брак был счастливым. Но через 13 лет Анастасия умирает, и Иван, обладавший, по свидетельству очевидцев, крепким здоровьем и изрядной физической силой, тяжело заболевает. С этого времени начинается его странная привязанность к юродивым, он даже позаимствовал у них многие черты для собственного поведения – притворное самоуничижение, скоморошество, буйство, похабство, блаженство.

Эксгумация

В 1963 году комиссией, в состав которой входили и судебные медики, в Архангельском соборе Московского Кремля были вскрыты четыре гробницы: Ивана IV, его сыновей Федора и Ивана, а также военачальника князя М. Скопи­на-Шуйского.

Исследование костных останков позволило определить рост царя – примерно 179–182 см (для XVI века Иван был очень высоким), а известный антрополог М. Герасимов впервые воссоздал достоверный облик Грозного.

Понятно, что спустя четыре века крайне сложно определить: был ли царь отравлен – многие яды могли исчезнуть или измениться. Поэтому судебно-химическое исследование касалось только определенных групп соединений, так называемых металлических ядов. Поскольку некоторые соединения, в частности ртуть, широко распространены в природе, для контроля были взяты отдельные ткани одежды, соскобы со стенок гробниц.

В соскобах содержалось ничтожное количество цинка, меди, серебра, свинца, а в одеждах Грозного – лишь элементы, присущие хлопчатобумажным тканям. Но в останках царя и его старшего сына Ивана обнаружено почти в пять раз больше ртути, чем в останках Федора и Скопина-Шуй­ского! И доказано, что ртуть попала в организм при жизни. Отравление? Но при чем тут сын, умерший, как мы знаем, от черепно-мозговой травмы?

Заморский недуг

Препараты ртути стали применять на Руси с конца XV века и исключительно для лечения сифилиса. В XV–XVI вв. в Европе «французская болезнь» достигла стадии эпидемии и вскоре проникла на Русскую землю, о чем есть свидетельства в летописи. В «Домострое» и народных лечебниках XVI в. среди други хворей упоминается и сифилис, и способы приготовления некоторых ртутных мазей от «венерических нарывов и болячек». Мог ли Иван IV заболеть сифилисом? Летописцы упоминают, что после смерти Анастасии «нача царь яр бытии и прилюбодействен зело». «Гнусные восторги сластолюбия» отмечают в Грозном и другие современники. Иван «хвастал тем, что растлил тысячу дев, и тем, что тысячи его детей были лишены им жизни», а пастор Одерборн утверждал, что отец со старшим сыном менялись любовницами и… любовниками. На языке медицины Грозный входил в «группу риска». Но страдал ли царь недугом, разрушающим плоть и дух?

Как правило, сифилис протекает волнообразно: активные проявления болезни сменяются скрытыми периодами, но по мере прогрессирования появляются сифилитические язвы со зловонными гнойными выделениями. Очевидцы пишут, что в начале 1584 г. тело царя распухло и стало издавать нестерпимое зловоние; врачи находили у него «загнивание крови».

Будучи хронической инфекцией, сифилис приводит к глубокому нарушению обмена веществ, болям в коленных суставах… И действительно, судя по останкам, в последние годы Иван IV сильно располнел – до 85–90 кг. Эксперты обратили внимание на мощные отложения солей на позвоночнике – остеофиты, причиняющие адские боли при малейшем движении. Современники писали, что перед смертью царь выглядел дряхлым стариком, его носили в кресле. Остеофиты развиваются как в результате механических повреждений-травм, так и инфекционных болезней – остеомиелита, сифилиса. Царя мучил и непременный спутник сифилиса цирроз печени, сопровождающийся накоплением жидкости в брюшной полости (известно, что тело царя «сильно распухло»).

Сифилис в то время лечили с помощью ртути, сулемы – «жид­кого серебра». Такое лечение приводит к хроническому отравлению – меркуриализму. При меркуриализме патологическому изменению подвергается главным образом нервная система, наблюдаются психическое возбуждение, тревожность, пугливость, мнительность.

Конечно, царь глубоко страдал. Н. М. Карамзин писал: «…В сие время он так изменился, что нельзя было узнать его: на лице изображалась мрачная свирепость, все черты исказились, взор угас, на голове и в бороде не осталось почти ни одного волоса». Выпадение волос – один из характерных признаков меркуриализма.

При передозировке ртути наблюдаются эпилептические припадки, хаотическое психическое возбуждение. Такие припадки, по словам очевидцев, были и у Грозного, во время которых царь приходил «как бы в безумье», на губах выступала пена или ни с того ни с сего «бесился на встречных». Возможно, любимого сына Ивана он ударил посохом именно во время вспышки «ртутного гнева», а позже, осознав, «целые ночи вопил от горя». Наследник умер на 11-й день. Смерть сына подкосила Грозного.

Современные эксперты пришли к заключению: Иван Грозный не был отравлен, он умер от хронического сифилиса и протекавшей на его фоне ртутной интоксикации.

«Как бы в безумье»…

Версия доктора А. Маслова (кафедра судебной медицины Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова).

В день смерти, 18 марта 1584 года, Иван Васильевич Грозный велел принести и прочесть ему завещание, затем долго, около трёх часов, парился в бане. Баня приносила некоторое облегчение его исстрадавшемуся телу.

Распаренный, умиротворённый, в просторной белой рубахе, царь сидел на широкой постели. Поодаль стоял молчаливый Борис Годунов. Приготовили доску с шахматами. Иван Васильевич сам расставил фигуры, хотел играть с боярином Бельским, но вдруг упал навзничь, сжимая в руке последнюю непоставленную фигуру - короля.

Врачи натирали царя «крепительными жидкостями», однако агония была недолгой, и через несколько минут 37-летнее царствование Ивана IV кончилось.

Государь, по чьему приказу было отравлено немало бояр, сам понимал толк в ядах. Посол Джером Горсей сообщал, как Иван, взяв однажды в руки горсть бирюзы, произнёс: «Видишь, как она изменяет цвет, как бледнеет? Это значит, что меня отравили. Это предвещает мне смерть». Постоянное предчувствие кончины усиливало необъяснимую, казалось бы, жестокость и садистские наклонности Ивана IV.

Были эти патологические наклонности врождёнными? Невероятная безжалостность и подозрительность могли быть и в самой человеческой природе Ивана. Скорее всего, это так.

В раннем детстве он перенёс большие эмоционально-психические нагрузки. В атмосфере насилия и междоусобных кровопролитий созревал будущий деспот. Но, может быть, Иван IV был просто психически больным человеком?

Известный русский психиатр П.И. Ковалевский так и утверждал, что царь был подвержен неврастении, страдал паранойей с манией преследования.

Современная же психиатрия считает, что он отнюдь не страдал слабоумием. Иван часто бывал несправедливым и жестоким судьёй, но, что немаловажно, судил всегда самостоятельно.

Что же действительно известно о состоянии физического и психического здоровья царя Ивана?

Неожиданное открытие: при вскрытии гробниц в 1963 году в останках Ивана IV и царевича Ивана обнаружено почти в пять раз (!) большее количество ртути, чем в останках царя Фёдора и князя Скопина-Шуйского. Это наводит на мысль об отравлении. А как же с царевичем Иваном? Он же умер совершенно по другой причине - от черепно-мозговой травмы, нанесённой отцом?..

Исторически достоверно, что препараты ртути стали применять на Руси с конца XV века, причём исключительно для лечения сифилиса. К этому же времени относится распространение сифилиса и на Руси. Мог ли Иван IV заболеть сифилисом?

Летописцы бесстрастно отмечали похотливость монарха. По словам посла Дж. Горсея, Иван «хвастал тем, что растлил тысячу дев», а по другим свидетельствам - отец с сыном менялись любовницами…

Действительно, образ жизни царя и его старшего сына способствовал заболеванию сифилисом. Его течение отличается, в основном, волнообразной сменой активных проявлений болезни. Появляются сифилитические язвы с обильными зловонными гнойными выделениями. Очевидцы пишут, что в начале 1584 года тело царя Ивана издавало нестерпимое зловоние.

Кроме того, сифилис нередко сопровождается прогрессирующим нарушением обмена веществ, «стреляющими» болями в коленных суставах. В периоды обострения они лишают возможности самостоятельно передвигаться. При изучении останков царя учёные обратили внимание на мощные отложения солей на позвоночнике - остеофиты, которые причиняли мучительные боли при малейшем движении. По мнению известного антрополога и археолога М.М. Герасимова, эта болезнь развилась в последние пять-шесть лет жизни царя, что подтверждается и историческими данными.

В последние годы жизни Иван Грозный сильно располнел. Безусловно, царя мучил непременный спутник сифилиса - цирроз печени, который обычно сопровождается накоплением жидкости в брюшной полости.

Перед смертью Иван Грозный выглядел дряхлым стариком, его носили в кресле. А ведь в 45 лет, как писали очевидцы, Иван был полон сил…

Единственным же методом лечения сифилиса в то время являлось применение препаратов ртути. Но неумеренное потребление их приводит к хронической интоксикации. При этом болезненные изменения проявляются, главным образом, со стороны нервной системы: ртутный эретизм - особое состояние психического возбуждения, тревожности, пугливости, мнительности. При передозировке препаратов ртути наблюдаются эпилептические припадки, хаотическое психическое возбуждение. Эти симптомы были и у Ивана IV. Очевидцы передают, что он страдал припадками, во время которых приходил «как бы в безумье», на губах его выступала пена... К концу жизни Иван Грозный превратился в дряхлую, разрушенную сифилисом и препаратами ртути личность.

Иван Грозный умер от заболевания. Не травил Борис Годунов своего царя. Время восстанавливает справедливость, но, как всегда, поздно...

Отравители

Версия писателя, православного ортодокса В. Манягина.

Мог ли царь Иван заболеть сифилисом? Летописцы бесстрастно отмечали, что после смерти первой жены Анастасии «нача царь яр быти и прилюбодействен зело». Сифилис, дескать, был неотвратимым наказанием сластолюбивого и похотливого монарха.

Что на это можно сказать? Сифилис был завезён моряками Колумба в Испанию из Америки в 1493 году - как раз в конце XV века.

В 1494 году испанский король Карл VIII вторгся в Неаполитанское королевство. Так, вместе с испанскими солдатами сифилис пришёл в Италию. После войны часть испанских наёмников оказалась во Франции. В конце XV века срамная болезнь только-только появилась в Польше, и московские власти пытались задержать эпидемию на границе. И потому сифилис не мог быть широко распространён на Руси уже в конце XV века, как это утверждает А. Маслов, почтенный профессор судебной медицины, хотя, конечно, отдельные случаи могли иметь место.

Ошибается профессор и в том, что «препараты ртути стали применять на Руси с конца XV в., причём исключительно для лечения сифилиса». Они были предложены Парацельсом только в первой половине XVI века. Парацельс не мог сделать своё открытие раньше, так как родился в 1493 году и в конце XV века был ещё младенцем.

Было бы также интересно узнать, какие конкретно летописцы «бесстрастно отмечали» «ярость и прелюбодейство» царя после смерти первой жены - царицы Анастасии. Ведь известно, что царь глубоко переживал её смерть, был уверен, что её отравили (и оказался прав!). А через год вступил во второй брак - с царицей Марией (дочерью кабардинского князя Темрюка). Сделал он это по настоянию ближайших сановников, исходя из политической необходимости: утвердиться в Пятигорье, перерезать путь туркам на нижнюю Волгу, к Каспию и защитить, таким образом, завоёванные Казань и Астрахань. Так что «яриться и прелюбодействовать» у него просто не было времени. Как и болеть сифилисом.

Как отмечает заведующая археологическим отделом музея «Московский Кремль» Т.Д. Панова, «очень решительно отмёл

М.М. Герасимов заключения некоторых слишком ретивых авторов о том, что Иван IV примерно с 1565 года (около двадцати лет) болел сифилисом. Этим же недугом (и с того же времени!), якобы, страдал и его старший сын Иван. Авторов этой идеи даже не остановил возраст мальчика - ему тогда было всего 10 лет!

Ни на костях скелета, ни на черепе Ивана Васильевича и его сына следов венерических заболеваний нет».

В мощах государя было обнаружено по ртути превышение в 32 раза и по мышьяку - в 1,8 раз. «Эти-то цифры и породили массу несуразных идей о неприличных болезнях, следов которых, как уже говорилось, не найдено», - пишет Т.Д. Панова. Казалось бы, всё ясно: царя отравили! Но не тут-то было…

Панова выдвигает даже совершенно «оригинальную» версию о том, что Царь сам отравил себя: «Есть смутные указания, что царь Иван Васильевич (а возможно, и его старший сын), боясь отравления, приучал свой организм к ядам, принимая их маленькими дозами. Это вполне реально, учитывая данные экспертиз».

Конечно, ни о какой «внезапности смерти» как Грозного, так и его сыновей, говорить не приходится.

Спор не закончен!

Версия доктора Л. Гореловой (Московская медицинская академия имени И.М. Сеченова).

Спор о царе Иване Васильевиче продолжается уже более четырех столетий.

Как известно, Иван IV издал новые законы. В «Стоглаве», например, поднимается вопрос, который звучит так: «Ответ о богадельнях, и о прокажённых, и о клосных, и о престаревшихся, и по улицам в коробах лежащих, и на тележках и на санках возящих, и не имущих главы где подклонити». Исполняя приказ государя, во многих российских городах открываются больницы и богадельни, которые Иван любил посещать. При этом он жестоко наказывал тех служителей, кто был замечен в воровстве.

В «Стоглаве» упоминаются и психические больные. Их следовало, гласил закон, направить в монастыри, «чтобы не быть им помехой и пугалом для здоровых», где им и должна была оказываться помощь для «вразумления» или «приведения на истину».

Развитие морской торговли России с Англией через порт в Архангельске дало толчок и для притока английских врачей. Хорошо известна судьба личного врача Иоанна Грозного Елисея Бомелия. Бельгиец оставил о себе печальную память в мрачных летописях эпохи. Этот «дохтур», «лютый волхв и еретик», поддерживал в мнительном царе страх и подозрения, предсказывал бунты и мятежи, выступал в роли отравителя неугодных государю лиц. Впоследствии Елисей Бомелия был сожжён по велению Иоанна IV за связь с польским королём Стефаном Баторием.

Другой личный врач Иоанна Грозного Арнольф Лензей (Линдсей) из Италии пользовался большим доверием царя, назначал ему лечение, лекарства (это при постоянном страхе отравления!) и даже давал советы государю по многим политическим делам.

После смерти Линдсея Иоанн выразил желание иметь доктора из Англии. Мучимый призраками боярской смуты, Иоанн, как известно, серьёзно помышлял о своём приюте в Англии. Этим доктором был Роберт Якоби, прекрасный врач, акушер. Якоби стал впоследствии одним из самых авторитетных медиков XVII века.

К временам Ивана Грозного относится и первое упоминание об аптекаре. В Никоновской летописи (1554 г.) значится «литвиянин Матюшко - оптекарь» (аптекарь Матиас).

Самые достоверные сведения о первой на Руси аптеке относятся к 1581 году, когда в правление Ивана Грозного на территории Московского Кремля была открыта придворная аптека, получившая название «государевой», так как она обслуживала только царя и членов царской семьи.

Не было ли всё это связано с состоянием здоровья самого Ивана Грозного?

Ведь образ жизни царя был исключительно нездоровым: постоянные ночные оргии, сопровождавшиеся обильной едой и пьянством, не могли не сказаться на его организме.

О болезнях Ивана Грозного можно судить по его останкам. В последние шесть лет жизни у царя развились мощные соляные отложения на позвоночнике - остеофиты, которые причиняли острые, мучительные боли при каждом движении. И действительно, за шесть лет до смерти Иван IV перестал участвовать в военных походах (а до того ходил с войсками регулярно). Здоровье царя всё более ухудшалось.

На протяжении четырёх столетий идёт спор о причинах смерти Ивана Грозного. О его насильственной смерти сохранилось немало записей. Одна из летописей, составленных уже в XVII веке, сообщает о слухе, что царю «даша... отраву ближние люди».

Однако М.М. Герасимов при обследовании останков царя опроверг версию об удушении, так как у Ивана Грозного хорошо сохранились хрящи гортани (хотя могло быть и удушение подушкой). Версия же об отравлении исследованием скелета не подтверждена, но и не опровергнута.

Многие историки, доверяя иностранным источникам, приходят к заключению, что Иван в 1570 году был на грани сумасшествия. Однако через два года он пишет завещание своим сыновьям, полное советов, предлагает им лично вникать во все дела и никогда ни в чём не доверять другим, потому что в противном случае останется только видимость власти. Это - слова отнюдь не сумасшедшего, а прозорливого политического деятеля.

Таким образом, спор о личности Ивана Грозного не закончен. И будет ли когда-нибудь закончен - неизвестно. Появляются всё новые и новые версии…