IV. Формообразующие основы глагола. II. История глагола «стушеваться». XL. Употребление форм глагола
У глагола выделяются две основы : основа инфинитива и основа настоящего/простого будущего времени. (Иногда выделяется ещё и основа прошедшего времени, но у большинства глаголов она совпадает с основой инфинитива.) Часть глагольных форм образуется от основы инфинитива, а другая часть - от основы настоящего/простого будущего времени. Эти две основы у многих глаголов различаются.
Чтобы выделить основу инфинитива, нужно отделить формообразующий суффикс инфинитива: нес - ти, писа - тъ, говори - ть, чита - ть, рисова - ть.
Чтобы выделить основу настоящего/простого будущего времени, нужно от формы настоящего/простого будущего времени отделить личное окончание (обычно берётся форма 3 лица множественного числа): нес - ут, пиш - ут, говор - ят, читаj - ут, pucyj - ут.
Чтобы выделить основу прошедшего времени, нужно от формы прошедшего времени отбросить формообразующий суффикс -л- и окончание (можно использовать любую форму, кроме формы мужского рода единственного числа, так как в ней может быть представлен нулевой суффикс, что затрудняет выделение основы ): нес - л-а, писа - л-а, говори - л-а, чита - л-а, рисов а - л-а.
Существуют глаголы, у которых совпадают основы инфинитива и настоящего/простого будущего времени и от них отличается основа прошедшего времени: ид - ти, ид - ут, ш - л-а. основы различны: промокну - ть, промокн - ут, промок - л-а; тере - тъ, тр - ут, тер - л-а. Есть глаголы, у которых все три основы совпадают: нес - ти, нес - ут, нес - ла.
Глагольные формы, которые образуются от основы инфинитива | Глагольные формы, которые образуются от основы настоящего/простого будущего времени |
1.Формы прошедшего времени изъявительного наклонения: нес-л-а, написа-л-а, говорила, читала, рисовал-а. | 1.Формы настоящего ипростого будущего времени изъявительного наклонения: несу, напиш-у, говорю, 4 umaj -y (орфографически - читаю), pucyj -y (рисую). |
2. Формы условного наклонения: нес-л-а бы, написа-л-а бы, говорила бы, читала бы, рисовала бы. | 2. Формы повелительного наклонения: неси, напиши, говори, чита) (читай), рису) (рисуй). |
3. Действительные причастия прошедшего времени: нес-ш-ий, написа-вш-ий, говоривший, читавший, рисовавший. | 3. Действительные причастия настоящего времени: несущий, пиш-ущ-ий, говорящий, читаj -ущ-ий (читающий), pucyj -ущ-ий (рисующий). |
4. Страдательные причастия прошедшего времени: унесённый, написанный, нарисова-нн-ып. | 4. Страдательные причастия настоящего времени: нес-ом-ый, говор-и.ч-ый, читауэм-ый (читаемый), pucyj -эм-ый (рисуемый). |
5. Деепричастия совершенного вида: написав, сказав, прочитав, нарисовав. | 5. Деепричастия несовершенного вида: нес-я, говоря, чита" j а (читая), pucyj -a (рисуя). |
Все формы глагола образованы от двух основ:
Основа настоящего времени на согласный (определяется по форме 3 л., мн.ч.)
Основа инфинитива на гласный
От основы настоящего времени образуются:
Личные формы глагола в настоящем и будущем времени
Действительные причастия настоящего времени
Страдательные причастия настоящего времени
Деепричастия несовершенного вида
Глаголы в форме повелительного наклонения
От основы инфинитива образуются:
Прошедшее время глагола
Страдательные причастия прошедшего времени
Действительные причастия прошедшего времени
Деепричастия совершенного вида
Сослагательное наклонение глаголов
Классы глаголов:
Можно выделить группы глаголов, объединенные соотношением основы инфинитива и основы настоящего времени. Один из них пополняются в современном языке (продуктивные классы), а другие нет (непродуктивные классы)
5 продуктивных классов:
1. решать – решают (а – ай)
2. белеть – белеют (е – ей)
3. рисовать – рисуют (ова – уй)
4. толкнуть – толкнут (ну – н)
5. строить – строят (и – мягкий согласный) только 2 спряж.
Спряжение:
Спряжение (в одном из значений) – это система окончаний глаголов в ходе их изменения по лицам и числам. Глаголы, в зависимости от системы окончаний, делятся на 2 группы:
1. глаголы 1 спряжения ю, ем, ешь, ете, ет, ют
2. глаголы 2 спряжения ю, им, ишь, ите, ит, ят
В тех случаях, когда окончания ударные, спряжение определяется по личным окончаниям. В безударной позиции выступает в силу следующее правило: к глаголам 2 спр. Относятся глаголы которые оканчиваются на –ить (кроме брить, стелить, шить и др.), а также 11 исключений (гнать, держать, ненавидеть, смотреть, видеть, зависеть, терпеть, вертеть, обидеть, дышать, слышать).
3. Неправильные глаголы с точки зрения спряжения – дать, есть (суть)
4. Разноспрягаемые глаголы (хотеть, бежать)
Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:
Еще по теме 39. Глагольные основы, классы глагола, типы спряжения.:
- 22. ОСНОВЫ ГЛАГОЛА. ИХ РОЛЬ В ОБРАЗОВАНИИ ГЛАГОЛНЫХ ФОРМ. КЛАССЫ ГЛАГОЛОВ. СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ.
- Способы глагольного действия. Классы русских глаголов. Терминологическое сочетание «способ глагольного действия»
- 19 Способы глагольного действия. Их лексико-словообразовательный характер. Продуктивны и непродуктивны классы глаголов.
- 27.Глагол как часть речи. Система морфологических категорий глагола. Спрягаемые и неспрягаемые глагольные формы.
В отличие от имен существительныx и прилагательных, имеющих одну основу, глагол, как правило, обладает двумя формообразующими основами, от которых образуются все глагольные формы: это основа инфинитива и основа настоящего времени . Основу инфинитива получают путём отсечения инфинитивного суффикса -ть. От основы инфинитива образуются формы прошедшего времени, сослагательного наклонения, причастий прошедшего времени и деепричастий сов. вида: решить, реши + л, решил бы, реши + вш + ий, реши + в.
Основа настоящего времени устанавливается путём отделения окончаний у формы 3 лица мн. числа настоящего или будущего простого времени: решают, берегyт .
В остальных формах лица характер основы может затемняться чередованием конечного согласного: вижу - видят, бережешь - берегут .
И это затрудняет образование форм настоящего времени, повелительного наклонения, причастий настоящего времени и деепричастий несов. вида, которые от этой основы образуются: решай, решаj + ущ + ий, решаj + эм + ый, решаj + а.
Основа инфинитива обычно совпадает с основой прош. времени: чита ть- чита л .
Однако в отдельных группах глаголов они различаются, и в таких случаях глагол имеет не две, а три формообразующих основы: это глаголы с полногласным сочетанием -ере : тере ть - тр ут - тер ; запере ть - запр ут - запер ; ряд глаголов на - нуть : окнуть - мокн ут - мок ; оглохну ть- оглохн ут- оглох и др.
Основа инфинитива оканчивается обычно на гласный, поэтому её называют вокалической , а основа наст. времени - на согласный, и eё называют консонантной.
Спряжение глаголов
Все формы глагола делятся на две группы: спрягаемые (личные) и неспрягаемые (инфинитив, причастие и деепричастие).
В русском языкознании термин «спряжение» понимается по-разному. В узком смысле спряжение - это изменение глагола по лицам и числам (в настоящем и простом будущем времени). Такое определение даётся обычно в вузовских и школьных учебниках. В широком понимании спряжением называют изменение глагола по лицам, числам, временам и наклонениям (а в прошедшем времени и сослагательном наклонении - не по лицам, а по родам).
Выделяют два основных типа спряжения, которые отличаются друг от друга гласными окончаний форм 2-го и 3-его лица ед. числа и 1, 2, 3 лица мн. числа под ударением. В 1-ом лице ед. числа окончания глаголов 1 и 2 спряжения совпадают.
Ко 2 спряжению относятся (из числа имеющих безударные окончания) глаголы на -ить в инфинитиве (валить, клеить ), кроме брить, зиждиться ; а также следующие 11 глаголов: вертеть, видеть, обидеть, ненавидеть, смотреть, зависеть, терпеть, гнать, дышать, держать, слышать и производные от них.
Остальные глаголы с безударными личными окончаниями (кроме разноспрягаемых и особо спрягаемых) относятся к 1 спряжению (сказать, колоть и др.).
Глагол стелить употребляется только в инфинитиве, а иные формы образуются от глагола 1 спряжения стлать: стелешь, стелет, стелем и т. д.
Разноспрягаемыми (имеющими окончания и первого и второго спряжения) являются глаголы хотеть , бежать, брезжить (в 1 и 2 лице не употребляется). Глагол чтить образует две формы 3 лица мн. числа: чтят (и в этом случае он принадлежит 2 спряжению) и чтут (и тогда глагол относится к разноспрягаемым). Особо спрягаемых глаголов в русском языке два: есть и дать (и производные от них). Представим систему спряжения глаголов в таблице.
Типы спряжения | 1 л. ед.ч. | 2 л. ед.ч. | 3 л. ед.ч. | 1 л. мн.ч. | 2 л. мн.ч. | 3 л. мн.ч. |
1 спряжение | -у (ю) иду | -ешь идешь | -ет идет | -ем идем | -ете идете | -ут- (ют) идут |
2 спряжение | -у (ю) шумлю | -ишь шумишь | -ит шумит | -им шумим | -ите шумите | -ат- (ят) шумят |
Разноспрягаемые | бегу хочу | бежишь хочешь | бежит хочет | бежим хотим | бежите хотите | бегут хотят |
Особо спрягаемые | ем дам | ешь дашь | ест даст | едим дадим | едите дадите | едят дадут |
Основы глагола
Две основы, от которых посредством формообрааующих суффиксов и окончаний образуются все глагольные формы, за исключением будущего сложного и сослагательного наклонения: 1) основа настоящего времени, которая определяется путем отделения окончания 3-го лица множественного числа настоящего или будущего простого времени, например: пиги-ут,-реж-ут, знaj-ym (знают), корм’-am (кормят); 2) основа инфинитива (или прошедшего времени), которая определяется путем отделения суффиксов инфинитива -ть, -ти, -сть, -сти или суффикса прошедшего времени -л, например: писа-ть, реза-тъ, зна-тъ, вез-ти, кла-стъ, гре-сти. У некоторых глаголов основа инфинитива и основа прошедшего грсмени не совпадают; ср.
: бере-чъ - берег, берег-ла, грес-ти - греб, греб-ла, сохну-ть - сох, сох-ла,
Словарь-справочник лингвистических терминов. Изд. 2-е. - М.: Просвещение . Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. . 1976 .
Смотреть что такое "основы глагола" в других словарях:
основы глагола - 1) Основа инфинитива, при выделении которой необходимо отбросить конечный суффикс ть или ти; 2) основа настоящего или будущего времени, при выделении которой отбрасываются личные окончания глаголов; данная основа проявляется при спряжении… …
- (эспер. Fundamento de Esperanto; и в эсперанто, и в других языках часто употребляется укороченная форма (la) Fundamento) небольшое сочинение, фиксирующее основные грамматические и лексические характеристики языка эсперанто. «Основы… … Википедия
схема анализа глагола - 1) выделить словоформу в тексте; 2) часть речи; категориальное значение глагола; 3) начальная форма глагола; вопрос к начальной форме глагола; вопрос к словоформе в тексте; 4) форма глагола (спрягаемая/неспрягаемая); 5) основы глагола: основа… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
§ 207-218. ОСНОВЫ СТАРОЙ ОРФОГРАФИИ - § 207. Пишутся твёрдые знаки после всех конечных согласных, кроме «й» и «ь». Например: «плащъ», «врачъ», но: «вещь», «печь». § 208. Пишется буква «и десятеричное» («i») вместо «и» во всех случаях, когда после «и» следует гласная буква: «Россiя»,… … Правила русского правописания
Глагол в немецком языке это часть речи, обозначающая действие во времени или состояние и играющая синтаксическую роль сказуемого и реже других членов предложения. По грамматическим функциям немецкие глаголы можно разделить на полнозначные… … Википедия
Запрос «немецкий» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Немецкий язык Самоназвание: Deutsch, deutsche Sprache Страны … Википедия
Русский язык является флективным. Основным средством словоизменения являются окончания, словообразования приставки и суффиксы. Содержание 1 Части речи 2 Имя существительное … Википедия
В настоящей статье рассматривается грамматика немецкого языка, а также основные характеристики морфологического строя. Немецкое словообразование, фонетика и лексика в рамках грамматики не рассматриваются. (См. соответствующие статьи: Фонетика… … Википедия
Герундий одна из имеющихся во многих языках (английский, испанский, французский, латинский и др.) нефинитных (безличных) форм глагола. Отглагольная часть речи (наряду с причастием и деепричастием), выражающая действие как предмет. Отвечает… … Википедия
Нахская Таксон: ветвь Статус: общепризнана Ареал: центр Северного Кавказа Число носителей: 1 663 573 (по … Википедия
Книги
- , Кияткина Инна Германовна. Учебное пособие `English: the Basics of Grammar / Английский язык. Основы грамматики` предназначается для детей от 7 лет и взрослых для занятий с ними в качестве познавательно-занимательной…
- Английский язык. Основы грамматики. Для занятий взрослыми с детьми. Учебное пособие , Кияткина Инна Германовна. Учебное пособие "English: the Basics of Grammar /Английский язык: основы грамматики" предназначается для детей от 7 лет и взрослых для занятий с ними в качестве познавательно-занимательной…
Основы и классы глагола
Подавляющее большинство глаголов имеет две основы: настоящего (или простого будущего) времени и инфинитива (с которой совпадает в большинстве случаев основа прошедшего времени).
От основы настоящего времени образуются формы повелительного наклонения, причастие настоящего времени и деепричастие несовершенного вида, например: держ
(ат) (основа настоящего времени глагола держать
) → держи
(те
), держ-ащ-ий, держ-а
; направля[j]**
(yт
) (основа глагола направлять
)→направляй, направля[j]-ущ-ий, направля[j]-[э]м-ый, направля[j]-[а]
(орфографически направляя
) и т д.
Эту основу находят "отсечением" окончания 3-го лица множественного числа: держать
→держат
→ держ-; вести
→ ведут -
вед- и т. д.
Буквы е, я, ю,
стоящие после гласных букв, передают два звука: j (на конце слова или слога передается буквой й
) и соответственно [э], [а], [у]. Поэтому ю
в форме 3-го лица множественного числа направляют -
это обозначение звуков [j] и [у] и окончание в этой форме -ут,
a j - это последний звук основы.
От основы инфинитива образуются формы причастий прошедшего времени и деепричастие совершенного вида: держа
(ть
) → державш-ий
;направи
(ть
) → направи-вш-ий, направл-енн-ый, направи-в.
Основу инфинитива находят "отсечением" суффикса инфинитива: держать
→ держа-; направить
→ направи-; оцепенеть
→ оцепене- и т. д.
У сравнительно небольшого числа глаголов основы инфинитива и прошедшего времени не совпадают (у таких глаголов, следовательно, три основы). Это глаголы на-чь
,-сти
(и-сть
) и на-ну
(если суффикс-ну
не имеет значения однократности действия): беречь, нести, класть, сохнуть
и т.п. Формы причастий прошедшего времени таких глаголов образуются от основы прошедшего времени: беречь
→берёг
→берёг-ш-ий
;нести
→нёс
→нёс-ши-й
;класть
→кла
(л
) →клав-ш-ий
;высохнуть
→высох
→высох-ш-ий
) и т.п. (об образовании деепричастий от таких глаголов см. "Деепричастие").
Соотношение основ настоящего (простого будущего) времени и инфинитива определяет принадлежность глагола к тому или иному классу. Класс глагола - это группа слов, в пределах которой глаголы имеют одно и то же соотношение основ (и характеризуются определенной системой спрягаемых форм). Различают классы продуктивные (с соотношением основ, свойственным и вновь образующимся глаголам) и непродуктивные (с соотношением основ, сохраняющимся лишь в определенных глаголах и несвойственным вновь образующимся глаголам). Продуктивных классов пять, и они имеют следующее соотношение основ.
Влияние продуктивных классов сказывается не только в том, что по их образцу создаются новые глаголы, появляющиеся в языке (состыковаться, вживлять, пылесосить, задействовать, опредметить, отфутболить, химичить
и гл.
) или в речи отдельных авторов (оравнодушеть, охалатиться -
Ч.; вымечтать -
Цвет.; недолауреатить -
Э. Рязанов и т.д.), но и в том, что непродуктивные глаголы постепенно переходят в продуктивные. Так, некогда непродуктивный глагол страдать
теперь относится к 1-му продуктивному классу (ср. в текстах его прежние формы: "Я плачу, я стражду,
не выплакать горе в слезах" Кук.; "И страждут
озими от бешеной забавы. И будит лай собак уснувшие дубравы"- П.). О былой непродуктивности этого глагола говорит и сохранившееся до сих пор причастие страждущий,
используемое теперь также в роли прилагательного и существительного. Был раньше непродуктивным и глагол икать
(теперь относится, как и страдать,
к 1-му продуктивному классу), что видно по его форме в поговорке с холоду ежится, с голоду ичется.
А некоторые глаголы, испытав влияние продуктивных классов, сохранили и старые формы непродуктивных моделей: махать
(махаю, махаешь
и т.д. и машу, машешь
и т.д.), тыкать
(тыкаю
и тычу
), рыскать
(рыскаю
и рыщу
) и др. (подробнее о них иразличии между их синонимическими формами см. "Категория лица").
Состав продуктивных глаголов подвижен и в том отношении, что глаголы иногда перемещаются из одного продуктивного класса в другой (тоже продуктивный). Об этом свидетельствуют такие употребляющиеся в современном языке, в современной литературе формы, свойственные глаголам 3-го продуктивного класса, как наказуемый
(наказывать -
1-й класс), связующий
(связывать -
1-й класс), указующий
(указывать -
1-й класс), обязуюсь обязуешься
и т.д. (обязываться
1-й класс) и т.д., ср.