Болезни Военный билет Призыв

Итальянская школа фехтования - самое интересное в блогах. Итальянская школа фехтования

СОВРЕМЕННОЕ ФЕХТОВАНИЕ ЗА РУБЕЖОМ

В середине текущего столетия, т. е. к моменту выхода совет­ских фехтовальщиков на международную арену, на XV Олим­пийских играх в международном фехтовании сохранялось устой­чивое, почти традиционное соотношение сил. На колющем ору­жии - рапирах и шпагах как в командных соревнованиях, так и в личных, безраздельно господствовали с переменным успехом французские и итальянские фехтовальщики. При этом итальян­ские фехтовальщики чаще имели преимущество в фехтовании на шпагах, а французские на рапирах.

В фехтовании на саблях в борьбе с итальянскими фехтовальщиками первенствовали венгерские мастера сабли. В командных финалах фехтования на шпагах нередко появлялись шведы (шпажисты из спортсменов современного пятиборья), оттесняя фран­цузских шпажистов. В финалах рапирных команд бывали египтяне, бельгийцы, немцы. В командную борьбу за призовые места в фехтовании на саблях часто включались французы, реже поляки и немцы. В женском фехтовании шла довольно ровная борьба между фехтовальщицами Венгрии, Италии, Франции, Германии, Голландии и Австрии.

Однако эта борьба в командных соревнованиях обычно закан­чивалась победой венгерских фехтовальщиц, а личные соревнования женщин проходили с переменным успехом фехтовальщиц перечисленных стран.

Наибольшее развитие фехтование получило в европейских странах. Фехтовальщики этих стран, кроме участия в ежегодных первенствах мира и олимпийских играх, выступают в много­численных традиционных международных командных встречах и личных турнирах.

Большой популярностью фехтование пользуется в Венгрии, Италии, Франции, Польше, Германии и Бельгии. Став между­народным, регламентированным правилами спортом в XIX сто­летии, современное фехтование находится еще под сильным влия­нием исторически сложившихся в XVII в. итальянской школы и в XVIII в. французской, являющихся классикой фехтовального спорта. Несколько позже, уже в начале XX столетия, получила всеобщее признание и венгерская школа сабельного фехтова­ния.

Понятие школы фехтования охватывает сумму определенных положений и требований в вопросах теории, техники и тактики фехтования, методики обучения и тренировки, а также конструк­ции оружия, сложившихся в процессе длительного и успешного культивирования данного вида спорта в законченную систе­му, строго отвечающую условиям своего времени, места и среды.

Однако широкое развитие фехтовального спорта, частые ме­ждународные состязания постепенно разрушают чистоту школ и школьный патриотизм фехтовальщиков, приводят к тому, что фехтовальщики воспринимают технико-тактические положения разных фехтовальных школ и выбирают конструкцию фехтоваль­ного оружия, которая больше соответствует их вкусу, темпера­менту и физическим качествам. Технико-тактические различия отдельных фехтовальных школ становятся все менее явными, все более неуловимыми.

Свободный выбор фехтовальщиками фехтовальной школы или отдельных элементов ее способствует развитию техники и такти­ки фехтования, методики обучения и тренировки в силу отсут­ствия при этом слепого преклонения перед непререкаемым авто­ритетом той или иной школы.

Существенным признаком начавшегося стирания искусствен­но еще кое-где сохраняемых границ фехтовальных школ является тот факт, что часть фехтовальщиков одной и той же страны при­держивается разных школ для различных видов фехтования (рапира, сабля, шпага). Так, венгерская школа фехтования на саблях признана во всех странах, в том числе и в тех, которые имеют свои школы фехтования на других видах оружия. Фран­цузские саблисты, например, в подавляющем большинстве при­держиваются венгерской школы сабельного фехтования. В то же время рапирное и шпажное фехтование в Венгрии находится под влиянием итальянской и французской школ.

Несмотря на идущий процесс смешения фехтовальных школ, на сегодня все же имеются некоторые различия между ними.

Французская школа фехтования на рапирах является во всех странах, культивирующих фехтовальный спорт, наиболее тонкой в техническом и в связи с этим наиболее сложной в тактическом отношениях. Французские фехтовальщики всегда были большими мастерами колющего оружия, уступая фехтовальщикам других стран в искусстве владения рубящим (сабля).

Техника, а вслед за ней и тактика фехтования в большой мере зависят от национальных школ фехтования и в немалой сте­пени от конструктивных особенностей спортивного оружия, в частности от конструкции рукоятки. Здесь, однако, следует отме­тить, что введение с 1955 г. в практику официальных соревнова­ний электрорапиры, оружия с утяжеленным и несколько хлестким клинком, ослабило различия во владении рапирой, связанные с устройством ее рукоятки.

Простая конструкция французской рапирной рукоятки и не­применение, в отличие от итальянцев, привязи рукоятки к кисти и лучезапястному суставу обусловливают менее плотное держа­ние рапиры и обеспечивают большую свободу и тонкость управ­ления движением рапиры при помощи пальцев. Такое держание рапиры развивает тонкие кинестетические и тактильные ощуще­ния, возникающие при соприкосновении с оружием противника, ощущения, которые носят название «чувства железа».

Боевая стойка «французов» (подразумевая под этим всех приверженцев французской школы) отличается от итальянской нешироко расставленными ногами, почти вертикально и не впол­не профильно поставленным корпусом, меньшей глубиной посад­ки, меньшей шириной стойки, меньшей профильностью корпуса, меньшим наклоном тела вперед. В связи с этим «французы» обладают большей легкостью и непринужденностью в маневри­ровании. Благодаря свободному и не глухому держанию рапиры «французы» легче «итальянцев» справляются с техническими за­труднениями ближнего боя. Кроме того, боевые позиции «фран­цузов» менее устремлены вперед, а в защитных движениях они не избегают движения оружия на себя.

Тактическая характеристика современной французской шко­лы фехтования на рапирах сводится к следующему:

1) легкая и тонкая игра клинком, обманные движения и мягкое маневри­рование;

2) мягкое вхождение в атаку в ожидании контрдей­ствий («атака с открытыми глазами»);

3) стремление к слож­ным завязкам посредством ложных атак;

4) нечастые силовые воздействия на оружие противника;

5) большое разнообразие приемов защиты и нападения;

6) широкое использование «чув­ства оружия» для ориентации в схватках боя.

Итальянская школа фехтования на рапирах также имеет до­статочное количество последователей в различных странах. Сло­жившись на почве дуэльного фехтования, эта школа носит на себе печать своего исторического прошлого (рис. 22). Существо­вавшие прежде приемы обезоруживания противника привели к особой конструкции рукоятки и способов ее держания.



Итальянская рапира имеет на рукоятке особую перекладину, обеспечивающую. плотное и мощное держание рапиры, которое усугубляется еще прочной привязью рукоятки к руке. Привязью достигается полная слитность рукоятки с кистью. Конструкция рукоятки, способ ее держания и привязывания помогают приме­нять силовые воздействия на оружие противника. Этим объясня­ется частое употребление «итальянцами» захватов, завязываний, ударов (батманов) по оружию противника. Такое держание ору­жия не дает в полной мере использовать работу пальцев при владении рапирой и до известной степени препятствует развитию тонкого «чувства железа». Боевая стойка, принятая итальянской рапирной школой, отличается некоторой статичностью (застылостью). Она немного шире стойки «французов» и создает впечатление более плотного стояния. Туловище наклонено вперед. Рука угрожающе устремлена вперед.

Однако резкого отличия между боевыми стойками этих двух рапирных школ в настоящее время нет. Прикосновения к оружию противника в защитных и активных действиях на оружие у «итальянцев» более резкие и ударные.

Защиты характеризуются стремлением «ловить» оружие про­тивника далеко от себя малыми смещениями гарды и в силу этого отчетливо выраженными выходами острия за контуры пора­жаемого пространства. Типично почти исключительное пользо­вание для защиты нижних секторов второй защитой.

Тактическая характеристика итальянской школы фехтования на рапирах сводится к следующему:

1) стремление к заранее за­думанным скоростным с самого начала атакам;

2) менее активная и менее разнообразная игра клинком;

3) склонность к примене­нию силовых приемов: действительных батманов и захватов;

4) отсутствие стремления к сложным комбинационным завязкам;

5) избегание ближнего боя, в котором возникают технические затруднения.

Венгерская школа фехтования на саблях, завоевавшая к на­стоящему времени всеобщее признание, самая молодая из всех фехтовальных школ. Эта школа - передовое, прогрессивное яв­ление в фехтовальном спорте. Авторитет ее велик, и на сегодня она признана лучшей сабельной школой в мире. Венгерские са­блисты - бессменные победители первенств мира, олимпийских игр и других международных состязаний по фехтованию. Среди саблистов Италии и Франции идет процесс перехода на.венгер­скую школу. Однако переход встречает затруднения в силу твер­до укоренившихся старых технико-тактических положений. Воз­никнув на базе итальянской сабельной школы, венгерская школа впитала в себя все самое рациональное из этой школы, отбросив ее догматические наслоения, пойдя по линии естественности и свободы движений, по линии раскрепощения и динамичности.

Особенности сабельной венгерской школы:

1) глубокое овладе­ние темпом, ритмом, характером движений и интенсивностью мышечных напряжений;

2) полная естественность и непринуж­денность боевой стойки, выражающаяся в ограниченном сгибе ног и узкой их расстановке, в далеко не профильном Положении корпуса по отношению к противнику, частом свободном опуска­нии вооруженной руки вниз и почти полном выпрямлении ног в неострые моменты боя;

3) преимущественное применение, атак, начинающихся вкрадчивым сближением с непреднамеренным за­вершением;

4) легкое и вариативное, т. е. с нередким перехва­тыванием, держание оружия;

5) обобщение и сокращение числа защит в целях достижения наибольшей быстроты их выполнения (почти исключительное применение только третьей, четвертой и пятой защит);

6) широкое применение атак броском (флеш-атак);

7) ярко выраженный наступательный стиль боя;

8) такти­ческая игра, основанная на обыгрывании в чувстве дистанции, чередовании ударов в темп и ответных ударов.

Исключительно большое влияние оказало венгерское сабель­ное фехтование на польских саблистов. Это влияние усилилось благодаря работе венгерского тренера Кэвеи в Польской Народ­ной Республике. Тем не менее польские фехтовальщики внесли в спортивную практику и теорию столько своего национального, что их фехтование приобрело особый облик, отличительными чер­тами которого является дальнейшее развитие естественности бо­евых положений и движений, крайняя подвижность и тактиче­ская активность, основанная на быстроте передвижений.

В фехтовании на шпагах наиболее совершенной является итальянская школа. Имея общую направленность и черты, сход­ные со своим рапирным фехтованием, она оказывается наиболее отвечающей правилам и характеру боя на шпагах. Держа ору­жие и руку смело устремленными вперед и постоянно угрожая уколом, «итальянцы» не слишком увлекаются «охотой за рукой», т. е. попытками нанести укол непременно в руку противника. Итальянские шпажисты, являющиеся на сегодня сильнейшими в мире, отличаются от большинства своих противников богатым арсеналом боевых приемов и действий, присущих рапирному фехтованию. Они широко применяют атаки на отдаленные части тела противника, ответные уколы в туловище и атаки второго намерения. Все это вместе взятое придает бою итальянских шпа­жистов динамический, насыщенный острыми моментами характер.

Шведы, начавшие культивировать шпажное фехтование позже Франции и Италии, не обладающие традициями и большим опы­том прошлого, внесли в шпажное фехтование своеобразие, не овладев, однако, общей фехтовальной культурой. Шведские шпа­жисты достигли большого командного успеха на XV Олимпий­ских играх, уступив лишь итальянцам. В дальнейшем их успехи резко снизились.

За последние годы резко повысилось мастерство венгерских шпажистов и особенно рапиристов, завоевавших на первенстве мира 1957 г. первое место. Рост мастерства в большой степени объясняется передовым характером всего венгерского фехтова­ния, свободного от консервативно-патриотических тенденций классических школ. Критически принимая все ценное, что имеет­ся в иностранных школах фехтования, венгерские спортсмены вносят в фехтование на колющем оружии прогрессивные идеи своего отечественного фехтования на саблях.

Таковы в общих чертах особенности существующих в настоя­щее время фехтовальных школ.

У каждого человека существует свое представление об итальянском фехтовании. Вследствие этого всегда возникают заблуждения относительно того или иного вопроса, касающегося этого вида воинских искусств.В этот раз мы постараемся упорядочить исторические данные и расставить все на свои места, благодаря исследованиям, проведенным Гранд Маэстро Олегом Мальцевым и его коллегами, на основе изучения старинных книг, трактатов и других древних источников, находящихся в открытом доступе.

Для этого мы будем использовать два подхода: общественный и научный. Общественный подход показывает ваше восприятие итальянского фехтования в свете исторических документов.Научный подход показывает, как можно было бы воспринимать итальянское фехтование с научной точки зрения при сопровождении этих документов некоторыми комментариями.

Live Broadcast with Grand Maestro Oleg Maltsev. Italian Fencing School.Science of Victory#LiesAndTruthAboutMartialArts #MartialArts #GrandMaestroOlegMaltsev #IgnoranceLiquidation #SpeculationsOverview #Weapons #HistoryOfMartialArts #CriminalTraditions #WeaponHistory #LiveBroadcast #ItalianFencingSchool

Gepostet von Lies and Truth about Martial Arts am Donnerstag, 20. Juli 2017

Представьте себе некую временну́ю линию. В обществе принято считать, что 1500 год – это точка отсчета, когда в Болонье появился первый безымянный трактат по фехтованию, и именно он считается первым документом. Предлагаем взглянуть на хронологию истории итальянского фехтования из 17 шагов с учетом написанных трактатов:

1523 год – AntonioManciolino (Антонио Манчиолино)– трактат «OperaNova»
1531 год –CamilloAgrippa(Камилло Агриппа)
1536 год – AchilleMarozzo (Акилле Мароццо). Его трактат «OperaNovadell’ArtedelleArmi»переиздавался до XVII века.
1539 год – FrancescodiSandroAltoni (Франческо ди Сандро Альтони)
1553 год – CamilloAgrippa (Камилло Агриппа)
1570 год – GiacomodiGrassi (Джакомо ди Грасси)
1572 год – Giovannidall’Agocchie (Джованни далл’Агокки)– три книги об искусстве обороны
1575 год –AngeloViggiani (Анджело Виджиани)
1580 год – GirolamoCavalcabo (Джироламо Кавалькабо)
1601 год – MarcoDocciolini (Марко Доччиолини)
1606 год –SalvatorFabris(Сальватор Фабрис)
1606-1608 годы –NicolettoGiganti(Николетто Джиганти)
1610 год – RidolfoCapoferro (Ридольфо Капоферро)
1640 год – FrancescoAlfieri (Франческо Альфиери)
1670 год – GiuseppeMorsicatoPallavicini (Джузеппе Морсикато Паллавичини)
1686 год – FrancescoAntonioMarcelli (Франческо Антонио Марчелли)
1696 год –BondidiMazo (Бондиди Мацо)

Следует поговорить о некоторых неприятностях этой хронологии. Первое, что бросается в глаза – это то, что вряд ли среди итальянцев найдется кто-нибудь, кто прочел все эти документы. Достаточно непросто было выстроить трактаты хронологически, и то, это лишь основные более или менее известные работы. Есть множество других работ, не включенных в хронологию по разным причинам, например, по причине их отсутствия в открытом доступе, хотя в рамках исследования были изучены и такие книги. Но все ученые ссылаются именно на работы, представленные в хронологии. Потому мы не говорим о криминальной традиции, о генуэзской и неаполитанской школах фехтования, о документах, написанных в Сицилии. Речь идет только об официальных документах, о более или менее знаменитых трактатах, которые, согласно классической истории и общественному мнению, составляют итальянское фехтование, хотя на основании этих документов можно разобраться, например, в апулийской и калабрийской школах фехтования лишь частично.

У каждого человека свое мнение по поводу написанного в трактатах. Кроме того, оно серьезно «разбавлено» мнением мастеров по этому поводу. Как говорится, сколько людей, столько и мнений, потому этот и без того внушительный пакет документов умножается еще на количество мнений разных людей. Представьте только, какую библиотеку нужно создать, чтобы учесть все мнения –компетентные или некомпетентные, и разобраться в итальянском фехтовании таким образом, чтобы этовсем понравилось? Получается так: есть люди со своим мнением по этому поводу, и есть исторические документы. То, о чем говорится в документах, в подавляющем большинстве случаев противоречит их мнению. Как видите, самая большая проблема заключается в том, что большинство людей имеют мнение не на основании этих документов,– они их даже не читали, – а на основании тех, кто преподает им воинское искусство.

Обратите внимание, с какой частотой в то время издавались трактаты. Один только этот факт должен навести умного и здравомыслящего человека на определенную мысль, ведь сегодня с такой частотой трактаты не издаются. Получается, что тогда эти трактаты были нужны, а сейчас в них почему-то нет необходимости. Сегодня вместо трактатов есть люди, которые не пишут никаких трудов, а декларируют свое мнение в спортзале или на полигоне, где они всем демонстрируют какие-то приемы. Они не пишут никаких трактатов, поскольку это выглядело бы смешно. В связи с этим возникает много серьезных противоречий между вашим мнением, желанием повторять за своими мастерами и представленными историческими документами.

Нельзя не заметить интересный факт: большинство известных фехтовальщиков – венецианцы. Родиной многих из них Венеция не является, но они провели там всю жизнь. Почему Венеция, спросите вы? Дело в том, что в тот момент времени Венеция, Генуя, Болонья и Сицилия не были частью Италии.

Эта хронология представляет собой взгляд общественный. Разумеется, вы можете начать изучать трактаты из этого списка, но в отличиях итальянского фехтования от других видов фехтования (французского, немецкого, испанского и др.)нам еще предстоит разобраться.Чтобы разобраться в этом, мы будем опираться только на труды знаменитых фехтовальщиков.Несомненно, первым знаменитым фехтовальщиком Италии был Акилле Мароццо. Он жил в Венеции и содержал там школу фехтования. Рядом с Мароццо можно поставить Камилло Агриппу и Джакомо ди Грасси, автора так называемого «Первого венецианского трактата». Следует отметить, что каждый из этих людей достаточно интересен как личность.

Представим вертикаль из трех уровней и рассмотрим три трактата, написанные для разных слоев общества.

  1. Трактат Джакомо ди Грасси, изданный в 1570 году, будет расположен в верхней точке этой вертикали, поскольку написан очень сложным языком, и вы бы вряд ли в нем разобрались самостоятельно. Ди Грасси открытым текстом пишет, что остальные вообще ничего не понимают в фехтовании. Он посетил все школы фехтования в Италии и за границей, и ему довелось видеть работу мастеров, их ошибки и глупости. «Первый венецианский трактат» Джакомо ди Грасси представляет собой курс академической аспирантуры для фехтовальщика, то есть написан для того, кто умеет фехтовать, но еще не все понимает в этом вопросе. В трактате отсутствует «наборчик приемов». Он содержит только науку фехтования. Однако автор оставляет за вами право самостоятельно подобрать под эту науку набор приемов, который, на ваш взгляд, соответствует этой науке.

2. Камилло Агриппа написал трактат для человека образованного, способного понять то, что здесь написано. Трактат был издан в 1553 году. В нем содержится описание и науки, и приемов.

3.Любимым трактатом большинства итальянцев является трактат Акилле Мароццо, изданный в 1536 году. Здесь описана работа всеми видами оружия: и ножом, и кинжалом, и даже техника работы голыми руками против ножа. Трактат Мароццо написан очень простым языком, и потому понятен каждому.

Заметьте, что периодичность издания трактатов составляет около 20-30 лет. В этой вертикали указаны даты издания, а не даты написания трактатов, и следует эти даты отличать. Конечно, есть и другие авторы трактатов, но в истории фехтования они не сыграли значительной роли.

Эти трактаты написаны в Венеции, притом таким способом, чтобы перекрыть всю вертикаль общественных сословий (высшее сословие, дворянское сословие и простолюдины). Некоторые утверждают, что Камилло Агриппа написал свой трактат в Риме, но, судя по всему, мало кому известно, что ранее этот трактат был опубликован в Венеции.

Если кратко охарактеризовать каждый трактат, то работа Джакомо ди Грасси – это описание науки, трактат Камилло Агриппы о том, как применяется наука, а трактат Акилле Мароццо о том, как повторять за теми, кто умеет фехтовать.

Среди выдающихся людей можно отметить следующих авторов.
1606 год – Salvator Fabris (Сальватор Фабрис) – «Пятый венецианский трактат»
1606-1608 годы – Nicoletto Giganti(Николетто Джиганти). Считается, что Николетто Джиганти «очистил» Венецианское фехтование от сложностей и в этом отношении повторил подвиг Акилле Мароццо.
1610 год – Ridolfo Capoferro (Ридольфо Капоферро)
1640 год – Francesco Alfieri (Франческо Альфиери)– «Второй венецианский трактат»

Пожалуй, это все ключевые трактаты, изданные в Италии. Эти семь венецианцев достаточно длительный промежуток времени являлись первыми лицами Венеции или современной Италии в области итальянского фехтования. Их никому не превзойти – слишком огромная величина. Кроме того, это всеми признанные люди, потому некоторым читателям придется смириться и признать, что вся система делится на Венецианскую, Болонскую и Генуэзскую школы, которые в то время не имели никакого отношения к Италии. И это не удивительно, потому что, например, Венеция была агрессивным морским государством, ведущим завоевательные войны, соответственно, им нужна была воинская система, которая помогала бы завоевывать и побеждать.

Далее в исторических источниках говорится, что в XVIII веке все это исчезает и остаются две школы фехтования: французская и неаполитанская. Смеем заметить, это достаточно сомнительное заявление, поскольку трактаты существуют до сих пор. Конечно, если их не подделали в XVIII веке и не оставили в таком виде до наших дней.

В некоторых документах говорится, что в XIX веке, будто из пепла, возрождается какая-то непонятная система на территории Италии, которая выглядит так: испанская школа фехтования, французская, неаполитанская, сицилийская и северная. И сказано, что итальянское фехтование – это смесь французского и испанского фехтования. Эти данные можно найти в выдержках, взятых из официального документа XIX века, где обсуждаются школы фехтования, а именно в«Трактате об использовании сабли и меча в итальянском фехтовании», написанном Альберто Бленджини в 1864 году. В книге даже приводятся фотографии поединков на шпагах и саблях против людей, вооруженных стрелковым оружием со штыком.

Как видим, до XVII века история вполне ясна и понятна.

Если выстроить все эти трактаты в определенном порядке, получится та же вертикаль сословий.Трактат венецианца Сальватора Фабриса подобен трактату Камилло Агриппы. «Пятый венецианский трактат» был написан им для дворян. Трактат Николетто Джиганти подобен труду Акилле Мароццо. Соответственно, можно сказать, что трактат Ридольфо Капоферро подобен трактату Камилло Агриппы, а «Второй венецианский трактат» Франческо Альфиери можно отнести к науке фехтования, о которой говорится в труде Джакомо ди Грасси.

По сути, можно сказать, что труды Мароццо и Джиганти написаны для солдат. Итальянцы очень любят эти книги за простоту их изложения. Книга Джиганти намного мощнее и сложнее книги Мароццо, но обе они полезны для изучения.Второй уровень – это уровень командиров. К этой категории относятся труды Агриппы, Фабриса и Капоферро, написанные для дворян и командиров. Трактаты для высшего эшелона (генералов, командующих, правителей) написаны ди Грасси и Альфиери. Измеритель Большой и Малой ложи показывает, что криминальная традиция (Малая ложа)ориентирована на работы Мароццо и Джиганти. Если сравнить труды Агриппы, Фабриса и Капоферро, то это разные трактаты с разными взглядами на фехтование, то есть три разных Больших ложи, к которым можно подставить любую из Малых лож. Этими сообществами правят Капо–Альфиери и ди Грасси. Их трактаты – идеологические, то есть задают идеологию и командный режим сверху вниз.

Уровень ди Грасси и Альфиери представлен одними и теми же руководителями, согласно венецианской преемственности поколений. Второй уровень представлен тремя категориями дворян: кому-то нравится трактат Агриппы, кому-то – труд Капоферро, кому-то – труд Фабриса, а некоторые изучают технику, изложенную во всех трех трактатах. Третий уровень включает два типа солдат: венецианские солдаты, подготовленные по книге Мароццо, и венецианские солдаты, подготовленные по книге Джиганти. Книги Мароццо и Джиганти обеспечивали эволюцию подготовки солдат на протяжении почти 100 лет. В них заложены 14 наборов из 14-ти венецианских движений, впоследствии ставших основными техническими элементами, используемыми солдатами. Что касается дворян, то у них гораздо больше технических элементов.На уровне ди Грасси и Альфиери останется та же база, но знания будут расширены. Эту базу можно увеличить, используя ее другими способами и добавляя технические элементы. Изначальная Венецианская система включает в себя 36-38 базовых технических элементов.

Возникает интересный вопрос: что же делали остальные 11 маэстро? С тех времен ничего не изменилось. Оглянитесь вокруг и посмотрите, сколько людей сегодня преподают фехтование – их уже далеко не 17. И то, в приведенной выше хронологии представлено всего 17 авторов лишь потому, что в ней не учтены документы Генуи, Венеции, Неаполя и Испании. Если собрать документы всех библиотек Италии, их количество возрастет до 200 или 300. Однако ученые в один голос заявляют, что ничего выдающегося в этих документах нет, поскольку все выдающееся было сделано в период до XVII века Венецианской школой фехтования.

Итак, пришло время подвести итоги. В результате проделанной работы появилась система, на которую можно опираться в дальнейшем. Вряд ли кто-то станет оспаривать авторитеты этих людей. Следующим шагом предстоит разобраться, какой вклад в фехтование сделан каждым из этих людей, исходя из написанных ими трактатов, и определить все отличия итальянского фехтования на разных уровнях вертикали сословий в соответствии с историческими документами.На данном этапе, важно, что нам удалось структурировать происходящее до XVII века.

Вы можете быть несогласными с этой классификацией, можете придерживаться другой классификации, но вряд ли вам доведется прочесть все эти книги. Прежде чем преподнести этот материал, Гранд Маэстро Олегу Мальцев у пришлось серьезно поработать в Италии, Венеции и Сицилии, изучить все эти трактаты и другие старинные документы, чтобы разобраться в исторических событиях периода XV-XVII веков. Наши следующие статьи будут посвящены глубинному анализу трактатов и других школ фехтования.

Что такое фехтование для большинства современных людей? Это некий набор приемов, который должен помочь обеспечить победу в поединке. Однако мастера говорят, что так думают только простолюдины. Чтобы понять суть итальянского фехтования, ответить на вопросы и показать то, что скрыто - нужен особый подход.

Я провел в Италии более 5 лет и лично знаком со многими мастерами воинских искусств. У меня достаточно обширная библиотека по современному и средневековому фехтованию. При этом в отличие от остальных исследователей, все первоисточники в виде трактатов и исторических документов переводятся сотрудниками моего НИИ «Криминалистических исследований». Я использую такой комплексный подход специально для того, чтобы избежать искажений при переводе, которые могли быть допущены лингвистами далекими от темы воинских искусств.

Теперь давайте попробуем разобраться в особенностях итальянского фехтования. Для этого я предлагаю использовать 3 подхода:
От территории;
От мастеров;
От сравнительного анализа мастеров и территории, а также того, что находится за её пределами.

Первое с чего мы начнем – это набор приемов, который существовал в фехтовании в разное время и его количественные характеристики. Если взять XV век, то согласно Акилле Мароццо, количество технических элементов было равно шести. Потом оно увеличивается до 12 элементов. В XVII веке Николетто Гиганти выводит 14 элементов. Крайне важно отметить, что исторические это максимальное количество технических элементов в Италии. Чтобы убедиться в этом, достаточно взять трактаты, дошедшие до наших дней и самостоятельно всё перепроверить.

Теперь давайте посмотрим, что про итальянское фехтование пишут испанцы. Почему именно испанцы? Дело в том, что в учебниках XIX века мастера прямо указывают на то, что именно испанцы являются создателями итальянского фехтования. Если мы возьмем книгу «Уловки вульгарного и общего фехтования», автором которой является последователь Пачеко де Нарвеса - Мануэль Курсадо, то уже на первой странице мы начнем знакомиться с тридцатью уловками простолюдинов. Эта книга является в своем роде уникальным сборником уловок, которые в то время использовались простолюдинами в разных частях Европы - Испания, Германия, Италия, Франция.

Как видите набор уловок в Европе на то время был практически в два раза больше количества технических элементов в итальянском фехтовании. При этом стоит отметить, что в комплексной Венецианской традиции было 36–38 технических элементов. И это не удивительно, потому что Венеция является неким промежуточным родоначальником фехтования в Европе.

Однако вернемся к Италии. Возникает интересный вопрос – откуда же появляется фехтовальный набор из 14 элементов? Для того разобраться с этим вопросом необходима логическая модель. Представьте себе здание из 3 этажей. Это не что иное, как 3 этажа истории. Посередине дома проходит вертикальная линия. Нижний этаж – это простолюдины, средний уровень – дворяне, верхний уровень – это правители. Как вы понимаете, правителям безусловно нужно уметь обращаться с оружием, но это далеко не основная их задача.
Что касается дворян, им всегда была свойственна образованность. При этом, если говорить о фехтовании, то в Средние века в такой категории как Маэстро не было никакой необходимости. В то время были нужны солдаты, которые будут в состоянии решать задачи в ваших интересах. Кстати Маэстро никому не нужны и сейчас. Кроме того сегодня, в отличие от Средних веков абсолютное большинство даже понятия не имеет о параметрах Маэстро. Есть люди, которые посчитали что они имеют право самим себя назначать Маэстро. Безусловно они не заинтересованы в том, чтобы кто–то задумывался о параметрах и соответствии этим параметрам.

Теперь, обратимся к нашим великим предкам. Начнем с Франческо Альфьери. Во втором венецианском трактате «Превосходное владение мечом» уже на второй странице Франческо Альфьери прямо пишет о том, что нас должна интересовать техника, которая прошла войну и дуэли. Возвращаясь к теме итальянского фехтования мы вынуждены констатировать, что Италия не выиграла ни одной войны, но при этом она прошла через бесчисленное количество дуэлей. Потому, будет логично и правильно рассматривать итальянскую школу фехтования как школу для дуэлей, но никак не школу, которая может научить вас побеждать в войнах.

В этой статье мы не ставим перед собой задачу ответить на вопрос насколько итальянская школа хороша. Нам важно разобраться с вопросом откуда взялся набор из 14 приемов фехтования. Ничто не возникает из ничего. Кто–то должен был обучить набору технических элементов, который как минимум поможет выжить во время дуэли. В этом вопросе пожалуй лучше остальных преуспела Болонская школа фехтования, которая даже выпустила книгу – «Как победить на дуэли за 30 минут, прочитав эту книгу». Еще одно место, где человек мог получить подобные знания - это море. Безусловно на корабле человека обучали держать в руках оружие. Понятно, что у пиратов и военных моряков цели были разные, но как в первом, так и во втором случае человек был вынужден обучиться техническим элементам, благодаря которым он мог защитить себя. Если говорить об Италии, то обучение в море больше связано с такими государствами как Венеция, Генуя, Пиза, которые находились на территории современной Италии. Однако кроме моря и официальной школы фехтования есть еще и третий вариант - это гладиатор. Как вы знаете школы гладиаторов были расположены по всему Риму. Там людей обучали воинскому искусству, – в том числе владению мечом. В каждом из этих случаев человек получал знания от мастера. Если мы с этим трем вариантам добавим армию, мы получим 4 способа формирования набора технических элементов: кто–то объяснил, дали знания в армии, на корабле или в школе гладиаторов. При этом в этой задаче есть пятый элемент - криминальная традиция, в которой также происходило обучение, однако метод использовался другой - убийство человека с помощью клинкового оружия.

Теперь давайте остановимся на особенностях итальянской школы. Обратимся к первоисточникам. Первое отличие в технических элементах – это излом прямой линии во время проведения контратаки. Кстати, это довольно странно, потому что в мире данная техника свойственна только одному известному виду боевых искусств, родиной которого является Китай. Речь идет про Вин–Чунь. И это действительно загадка. Но это еще не все. В книге «Превосходное владение мечом» Франческо Альфьери говорит, что фехтование в самом начале было норманнским и греческим. При этом грекам было свойственно биться в линию, т.е. сближаясь с противником лицом к лицу, а норманнская система предполагает круг. Кстати интересно, что последний круг был начерчен Мароццо в трактате об итальянской школе фехтования, но как им пользовать, там особо не написано.

Второе отличие итальянской школы – это удары снизу вверх или в нижний уровень под шпагу. Если мы возьмем трактат о фехтовании Сальватора Фабриса, то вы сможете заметить, что стойки очень низкие и удары наносятся именно так. Как видите мы не можем сказать, что современная итальянская школа сохранила и унаследовала все черты средневекового фехтования. Вся причина в том, что на протяжении XX века итальянская традиция претерпела серьезные изменения. Многие люди, которые называют себя итальянскими мастерами, занимались филиппинскими и японскими воинскими искусствами. В итоге эти мастера повлияли на современную итальянскую технику на столько, что изменили её до неузнаваемости. Если вы зайдете в интернет и посмотрите на профили итальянских мастеров в социальных сетях, то увидите их фотографии как в традиционной итальянской одежде, так и в кимоно. При этом особо великие современные итальянские мастера занимаются сначала филиппинским воинскими искусствами, а потом зачем–то начинают заниматься итальянскими воинскими искусствами. Вот и получается некая филиппино–итальянская система, либо японо–итальянская. Все это выглядит мягко говоря странно, но в этом суть современных итальянских воинских систем.

Также в современной Италии есть люди, которые занимаются чем–то похожим на французское фехтование, утверждая при этом, что они занимаются испанским фехтованием. Кстати это не удивительно. Согласно документам, к XIX веку в Италии осталось 2 школы – французская и неаполитанская. Французский стандарт заполонил Италию в XVIII веке и в итоге распространился по всей Европе. Что такое неаполитанская школа фехтования – сказать довольно сложно, так как в этом направлении не проводилось глубинных научных исследований. Это мне и моим коллегам еще предстоит сделать.

Отсюда возникает логичный и очень важный вопрос. По состоянию на XV век у Франции согласно официальным документам не было никакой школы фехтования. В таком случае как Франция к XIX веку становится основным игроком в Европе? Получается, что за 500 лет Франция каким–то образом становится основным территориальным стандартом во всей Европе.

Чтобы продолжить разговор об итальянском фехтовании, его нужно с чем–то сравнить - к примеру с французской или испанской школами. После проведения сравнительного анализа можно будет говорить чем одна школа отличается от другой. Для проведения серьезной научной работы нужно выписать все школы фехтования, существующие в определенный момент времени – их состав, характеристики, логические модели, наборы приемов и т.д. Только после этого можно начинать сравнивать их между собой. Кроме этого не забывайте, что существует Венецианская, Болонийская, Генуэзская, Сицилийская и Неаполитанская школы фехтования. Очевидно, что север Италии – это своеобразный фехтовальный анклав, где находятся сильнейшие игроки. Например, Венеция и Генуя – это мощнейшие державы, выигравшие множество войн. Болонья – это религиозный и фехтовальный центр. По сути, этот треугольник, который мог затмить кого угодно. Потому нам придется разобраться с этими школами, в том числе - иначе сложно будет делать выводы о других школах и в целом о фехтовании Средних веков.

К слову сказать, французская школа фехтования начинается с публикации в Париже трех учебников: венецианского, немецкого и испанского. Как вы помните уже к XIX веку Франция становится основным игроком в Европе. Безусловно эту загадку необходимо разрешить. Также, важно разобраться с итальянской криминальной традицией, которая снискала мировую славу благодаря технике работы с клинковым оружием. Также мы обязательно поднимем вопрос о работе с ножом, фехтовании бостоном и рукопашном бое, потому что удар кулаком является первой уловкой простолюдинов о чем пишет в своей книге последователь Пачеко де Нарвеса.

Подведем промежуточный итог. Мы разобрали откуда появился набор приемов в итальянском фехтовании, а также рассмотрели две отличительные характеристики итальянской школы. Безусловно, чтобы полностью разобраться в том что из себя представляет итальянская фехтовальная традиция, нужно продолжить исследование. Также нам предстоит разобраться в том, что такое итальянская система фехтования с длинным и коротким клинком. На данный момент важно, что у наших читателей появилось общее представление об особенностях итальянского фехтования и его истоках. Это первый и очень важный шаг, который в дальнейшем поможет понять все аспекты, тонкости и нюансы. (с)

Известно, что такие школы фехтования, как Испанская (она же Дестреза), Немецкая, Венецианская ставили своей целью подготовку мастеров. Обучение этих людей не заканчивалось никогда - они постоянно продолжали заниматься самоподготовкой и совершенствованием ранее изученных принципов. Поэтому и были по большому счету учеными. Такому мастеру могли противопоставить сотни поединков. Например, Иеронимо де Карранза (написавший первый трактат о Дестрезе "Философия оружия") писал, что за жизнь прошел более 1000 поединков и при этом остался жив, а это даже больше чем провел поединков за жизнь японский фехтмейстер Миямото Мусаси. Кстати, благодаря таким мастерам, под началом которых сформировались подобные техники, образовалась и просуществовала более века Великая Испанская Империя. Позже, когда Карл V умер, через несколько поколений власть перешла в руки, чье правление было лояльным к Франции и Империя, равной которой не было в те времена во всем мире, начала угасать. К слову сказать этих же "везде сующих свой нос" французов и изгнал с территории Испании сам Карл V когда шел на престол.
Что касается Италии, то она всегда в средние века была раздроблена. Она состояла из множества государств, ныне входящими в состав Италии, которые очень ожесточенно враждовали между собой. Сицилия в то время принадлежала Испании, соответственно и Сицилийские стили (Неаполитанский и Палермитанский) тоже принадлежат к Испанской школе, а не Итальянской. Среди итальянских же регионов наиболее сильные позиции занимала Болонья.
Болонская школа не утруждала своих учеников пониманием нескольких принципов, они ограничились лишь одной логической моделью, в которой были разного рода уколы для атаки и позаимствованные из Венецианской школы техники обороны. В условиях постоянных войн была профинансирована и внедрена нехитрая комбинация великих умов. Они отказались от мастеров, от подготовки мастеров, они занимались подготовкой исключительно солдат. Методология Болонской и Французской школ позволяет быстро обучить большое количество наемников. Без философии, без науки, без объяснения причин когда какое движение целесообразно, их обучали только одной логической модели и сразу отправляли на войну.
Подобная тактика хорошо зарекомендовала себя, а на потери примерно половины подобных бойцов закрывали глаза и покрывали брешь новыми солдатами. Таким образом, мастерам противопоставляли многократно превышающих по количеству среднеобученных солдат. Так этим двум школам и удалось завоевать свое призвание и популярность. После окончания войн начали издаваться трактаты с подобными названиями "Как подготовить к дуэли за 30 минут". Итальянские и Французские мастера ездили в другие страны обучать, все популярнее становились дуэли, а потом спортивные упражнения.

Это не значит, что эти школы не эффективные - они просто другие цели решают: подготовить быстро солдат, поддержать здоровье и физический тонус. Испанская, Венецианская и Немецкая же школы давали больше, чем солдат - они обучали мастерству, которое осталось в тени, передавалось внутри семьи и позволяло аристократам быть на добрую сотню голов выше своих подчиненных. Они готовили единицу, которая по силе и уму превосходила сотню. Эти люди служили Королю, государству, этическому своему мировоззрению, а солдат нескончаемо нанимали за деньги и смерти последних не считали. Некоторые из мастеров сохранили свои знания в трактатах, некоторые отправлялись в моря. На корабле как нигде высоко ценится мастерство каждого члена экипажа - от капитана до матроса - в бою принимал участие каждый.