Болезни Военный билет Призыв

История появления запятой в русском языке. Возникновение знаков препинания в русском языке. Выделение кавычками слов, которые необычно употребляются в речи

Слайд 2

Цели и задачи:

Найти и обобщить исторический материал. Определить значение и роль знаков пунктуации

Слайд 3

В повседневной жизни нас окружает множество предметов, вещей, явлений, настолько привычных, что мы редко задумываемся над вопросами: когда и как появились эти явления и - соответственно - слова, их называющие? Кто является их создателем и творцом? Всегда ли столь привычные для нас слова обозначали то, что они обозначают сегодня? Какова история их вхождения в нашу жизнь и язык?

Слайд 4

Основой графической системы русского языка, как и многих других языков, являются буквы и знаки препинания.

Слайд 5

На вопрос, когда возник славянский алфавит, лежащий в основе русской азбуки, и кто был его создателем, многие из вас уверенно ответят: славянский алфавит был создан братьями Кириллом и Мефодием (863 год); в основу русской азбуки была положена кириллица; ежегодно в мае мы отмечаем День славянской письменности.

Слайд 6

А когда появились знаки препинания? Все ли известные и так хорошо знакомые нам знаки препинания (точка, запятая, многоточие и др.) появились одновременно? Как складывалась пунктуационная система русского языка? Какова история русской пунктуации?

Слайд 7

Как известно, в системе современной русской пунктуации 10 знаков препинания: точка [.], запятая [,], точка с запятой [;], многоточие […], двоеточие [:], вопросительный знак [?], восклицательный знак [!], тире [-], скобки [()] и кавычки [" «].

Слайд 8

Точка

Древнейшим знаком является точка. Она встречается уже в памятниках древнерусской письменности. Однако её употребление в тот период отличалось от современного: во-первых, оно не было регламентировано; во-вторых, точка ставилась не внизу на строке, а выше - посреди неё; кроме того, в тот период даже отдельные слова не отделялись друг от друга. Например: въоновремя приближашесяпраздникъ …

Слайд 9

ТОЧКА, -и, ж. 1. След от прикосновения, укола чем-нибудь острым (кончиком карандаша, пера, иглы), вообще маленькое круглое пятнышко.

Слайд 10

Наиболее распространённым знаком препинания в русском языке считается запятая. Её изобрёл на рубеже XV-XVI веков известный венецианский типограф Альд Мануций. ,

Слайд 11

“. В. И. Даль связывает это слово с глаголами запясть, запять, запинать - „останавливать“, „задерживать“. Такое объяснение, на наш взгляд, представляется правомерным.

Слайд 12

Двоеточие

Двоеточие [:] как разделительный знак начинает употребляться с конца XVI века. Оно упоминается в грамматиках Лаврентия Зизания, Мелетия Смотрицкого (1619), а также в первой русской грамматике доломоносовского периода В. Е. Адодурова (1731). Книга Альда Мануция Грамматика Милетия Смотрицкого Альд Мануций Лаврентий Зизаний

Слайд 13

Восклицательный знак

Восклицательный знак[!] отмечается для выражения восклицания (удивления) также в грамматиках М. Смотрицкого и В. Е. Адодурова. Правила постановки „удивительного знака“ определяются в „Российской грамматике“ М. В. Ломоносова (1755).

Слайд 14

Вопросительный знак

Вопросительный знак [?] встречается в печатных книгах с XVI века. Придумали его братья Венделин и Иоанн да Спира. Однако для выражения вопроса он закрепляется значительно позже, лишь в XVIII веке. Первоначально в значении [?] встречалась [;] .

Слайд 15

Тире

К более поздним знакам относятся тире [-] и многоточие […]. Существует мнение, что тире изобрёл Н. М. Карамзин. Однако доказано, что в русской печати этот знак встречается уже в 60-е годы XVIII века, а Н. М. Карамзин лишь способствовал популяризации и закреплению функций этого знака.

Слайд 16

Многоточие

Знак многоточие […] под названием „знак пресекательный“ отмечается в 1831 году в грамматике А. Х. Востокова, хотя его употребление встречается в практике письма значительно раньше. А.Х.Востоков

Слайд 17

Кавычки

Не менее интересна история появления знака, который впоследствии получил название кавычки[« »]. Слово кавычки в значении нотного (крюкового) знака встречается в XVI веке, но в значении знака препинания оно стало употребляться только в конце XVIII века. ,

Слайд 18

Сопоставление с украинским названием лапки даёт возможность предположить, что оно образовано от глагола кавыкать - „ковылять“, „прихрамывать“. В русских диалектах кавыш - „утёнок“, „гусёнок“; кавка - „лягушка“. Таким образом, кавычки - „следы от утиных или лягушачьих лапок“ > „крючок“, „закорючка“.

Слайд 19

Как видим, названия большинства знаков препинания в русском языке являются исконно русскими, да и сам термин знаки препинания восходит к глаголу препинать – «остановить», «задержать в движении». Заимствованы были названия только двух знаков. Дефис (чёрточка) - из нем. Divis (от лат. divisio - раздельно) и тире (черта) - из французского tiret

Слайд 20

Начало научному изучению пунктуации было положено М. В. Ломоносовымв «Российскойграмматике». Сегодня мы с вами пользуемся «Правилами орфографии и пунктуации», принятыми в 1956 году, то есть более чем полвека назад.

Слайд 21

Роль знаков препинания

Слайд 22

Роль знаков препинания

  • Слайд 23

    Точка с запятой

    1.Отделение сложных фраз, там где не подходит точка и не хватает только лишь запятой (что-то среднее между запятой и точкой – сильнее запятой и слабее точки).

    Года

    Из истории возникновения знаков препинания

    Сегодня нам трудно представить, что когда-то книги печатались без всем известных значков, которые называются знаками препинания . Они стали настолько привычны для нас, что мы их просто не замечаем, а значит, и не можем по достоинству оценить. А между тем знаки препинания живут своей самостоятельной жизнью в языке и имеют свою интересную историю.
    В повседневной жизни нас окружает множество предметов, вещей, явлений, настолько привычных, что мы редко задумываемся над вопросами: когда и как появились эти явления и - соответственно - слова, их называющие? Кто является их создателем и творцом?
    Всегда ли столь привычные для нас слова обозначали то, что они обозначают сегодня? Какова история их вхождения в нашу жизнь и язык?
    К такому привычному и даже в какой-то мере обыденному (в силу того, что мы сталкиваемся с этим повседневно) можно отнести русское письмо, точнее, графическую систему русского языка .
    Основой графической системы русского языка, как и многих других языков, являются буквы и знаки препинания .
    На вопрос, когда возник славянский алфавит , лежащий в основе русской азбуки, и кто был его создателем, многие из вас уверенно ответят: славянский алфавит был создан братьями Кириллом и Мефодием (863 год); в основу русской азбуки была положена кириллица; ежегодно в мае мы отмечаем День славянской письменности.
    А когда появились знаки препинания ? Все ли известные и так хорошо знакомые нам знаки препинания (точка, запятая, многоточие и др.) появились одновременно? Как складывалась пунктуационная система русского языка? Какова история русской пунктуации?
    Давайте попробуем ответить на некоторые из этих вопросов.
    Как известно, в системе современной русской пунктуации 10 знаков препинания : точка [.], запятая [,], точка с запятой [;], многоточие […], двоеточие [:],вопросительный знак [?], восклицательный знак [!], тире [-], скобки [()] и кавычки [" «].

    https://pandia.ru/text/78/123/images/image004_2.gif" align="left hspace=12" width="343" height="219"> Точку по праву можно считать родоначальницей русской пунктуации. Не случайно это слово (или его корень) вошло в название таких знаков, как точка с запятой, двоеточие, многоточие. А в русском языке XVI-XVIII веков вопросительный знак назывался точка вопросительная, восклицательный - точка удивления. В грамматических сочинениях XVI века учение о знаках препинания называлось „учением о силе точек“ или „о точечном разуме“, а в грамматике Лаврентия Зизания (1596) соответствующий раздел имел название „О точках“.

    Наиболее распространённым знаком препинания в русском языке считается запятая. Это слово встречается в XV веке. По мнению, слово запятая - это результат субстантивации (перехода в существительное) страдательного причастия прошедшего времени от глагола запяти (ся) - „зацепить(ся)“, „задеть“, „заколоться“. связывает это слово с глаголами запясть, запять, запинать - „останавливать“, „задерживать“.

    https://pandia.ru/text/78/123/images/image006.jpg" align="left" width="178" height="144 src=">
    Двоеточие [:] как разделительный знак начинает употребляться с конца XVI века. Оно упоминается в грамматиках Лаврентия Зизания, Мелетия Смотрицкого (1619), а также в первой русской грамматике доломоносовского периода (1731).

    Восклицательный знак [!] отмечается для выражения восклицания (удивления) также в грамматиках М. Смотрицкого и. Правила постановки „удивительного знака“ определяются в „Российской грамматике“ (1755).

    Вопросительный знак [?] встречается в печатных книгах с XVI века, однако для выражения вопроса он закрепляется значительно позже, лишь в XVIII веке. Первоначально в значении [?] встречалась [;] .

    https://pandia.ru/text/78/123/images/image008.jpg" align="left" width="354" height="473 src=">К знакам препинания относится также абзац или красная строка. Абзац служит для выделения значимых частей текста, углубляет предшествующую точку и открывает совершенно новый ход мыслей.

    https://pandia.ru/text/78/123/images/image010_0.gif" alt=". , ? ! ... : ; " align="left" width="692" height="116 src=">Ягодина Анастасия, ученица 4А класса гимназии №1 г. Мурманска

    Цитата сообщения Ещё не ТЧК

    До последней запятой: как появились знаки препинания ..


    Первые знаки препинания появились в III веке до нашей эры, а предложил их управляющий знаменитой Александрийской библиотекой, древнегреческий филолог Аристофан.

    До этого в текстах пренебрегали не только запятыми или тире, но и заглавными буквами или даже пробелами: гораздо больше в Древней Греции и Риме ценили хорошо подготовленную и убедительную речь. Беглое же чтение с листа даже на родном языке тогда выглядело чем-то невероятным. Не разграниченные ничем слова и предложения сливались в кашу, и незнакомый с текстом читатель неизбежно останавливался и запинался.

    Аристофан предложил использовать три вида знаков: точку посреди строки (·), снизу (.) и наверху (·), которые он назвал их запятой («comma»), двоеточием («colon») и периодом («periodos»). Правда, по сути это были скорее не знаки препинания, а комментарии к текстам — они подсказывали читателям, какой длины паузы нужно оставлять между словами и предложениями.

    Римлян не впечатлило новаторство Аристофана, и поэтому с началом их господства в Средиземноморье предвестники современных знаков препинания снова пропали из манускриптов. Цицерон, один из самых известных римских ораторов, даже говорил, что окончание предложения не должно определяться ни паузой, взятой говорящим, ни каким-либо символом, поставленным переписчиком, а только лишь «требованиями ритма». Позже римляне еще немного поэкспериментировали с разграничением·слов·точками, но тоже без особого энтузиазма — во втором веке нашей эры они были отменены. Культ публичных выступлений был слишком силен и произносимые там речи читались не по бумаге, а заучивались ораторами наизусть.

    Знаки препинания вернулись в книги только с приходом христианской культуры в IV-V веках нашей эры: если язычники могли передавать свои традиции устно, то для христианской культуры книги стали центральной частью ее идентичности. Псалтырь, четыре Евангелия — слово Божье шло по миру и активно украшалось декоративными буквами, замысловатыми гравюрами и, конечно, разными знаками.


    Христианские авторы начали использовать знаки препинания примерно в VI веке, чтобы расставлять в текстах акценты, помогавшие избежать двусмысленностей и недопонимания читателей. Еще позднее, уже в VII веке, Исидор Севильский, впоследствии канонизированный католической церковью, возвращается к системе Аристофана. При этом старые знаки он наделяет новыми дополнительными смыслами. Нижняя точка (.) теперь обозначает не только паузу между словами, но и получает грамматические функции первой в истории запятой, в то время как верхняя точка (·) обозначает конец предложения.

    Вскоре после этого, в VIII веке, появляются и пробелы между словами. Их вводят ирландские и шотландские монахи, уставшие вычленять отдельные слова из бесконечной вереницы плохо знакомых латинских букв.

    С тех пор система точек, предложенная Аристофаном, становится в средневековой Европе общепризнанной и постепенно развивается. Новые знаки приходят из нотной грамоты, вдохновленной григорианскими песнопениями. Это punctus versus, приостанавливающий предложение (предвестник современной точки с запятой), punctus elevatus, обозначающий изменения в тоне (на письме он выглядел как перевернутая точка с запятой, а со временем развился в современное двоеточие) и punctus interrogatives, использующийся для выделения восклицательных и вопросительных предложений (современный восклицательный знак появился только в XV веке).


    В результате, аристофановские точки стали постепенно вырождаться. С появлением более специфических знаков различия между ними стали настолько тонкими, что авторам наскучили эти маленькие, средние и продолжительные паузы. Теперь точку можно было ставить в любом месте текста, а означала она нечто среднее между современной запятой, точкой с запятой и, соответственно, точкой.

    Совершенно новую систему пунктуации в XII веке предложил итальянский писатель Бонкомпаньо да Синья. В ней было всего два знака: слэш (/) для обозначения пауз и тире (—) для завершения предложения. И если судьба последнего туманна — не факт, что именно он стал предком современного тире, то слэш сразу стал невероятно популярен. Компактный и хорошо заметный, он подходил для обозначения пауз гораздо лучше аристофановских запятых.

    Окончательно система пунктуации сложилась с выпуском первой печатной Библии: в ней слэш Бонкомпаньо да Синья упал вниз, обзавелся хвостом и стал современной запятой, в компанию к средневековой точке с запятой и восклицательному знаку присоединились похожие на них двоеточие и знак вопросительный, а древнегреческая точка наконец нашла свое законное место в конце предложения. Для писателей этого набора было вполне достаточно, а печатный процесс зафиксировал его в качестве стандарта на многие века вперед.

    И только сейчас, когда основным способом передачи информации стали уже не газеты с книгами, а интернет, система пунктуации снова ожила — с запятыми и точками, разбросанными по клавиатуре, абстрактный писатель XV века еще бы справился, но что делать с эмоджи и эмотиконами?

    Кому понадобилось придумывать знаки препинания. Точки еще, куда ни шло, но эти запутанные правила расстановки запятых и тире, которые являются неотъемлемой частью грамотного письма, кажется, были придуманы, чтобы издеваться над школьниками. На заре истории развития письменности писатели и читатели обходились без них тысячи лет, но потом что-то изменилось. Неужели им просто стало скучно?

    Библиотекарь из Александрии

    В третьем веке до нашей эры в египетском городе Александрии, который в те времена был в составе Греции, работал библиотекарь Аристофан. Он начальствовал над самой знаменитой библиотекой города, где собрали сотни тысяч свитков. Их прочтение занимало множество времени, приблизительнокаждыйтекствыгляделтак. Не было разделения между словами, строчных и прописных букв, и, самое главное, пунктуация в предложении полностью отсутствовала. Мечта двоечника!

    Чтобы разобраться в таком тексте, читателю требовалось много времени, сначала нужно было вычленить слова, затем понять, где кончается одна мысль и начинается следующая. Собственно говоря, в те далекие времена ораторское искусство и убедительная разговорная речь были важнее письменности. На заре зарождения греческой и римской демократии, все вопросы обсуждались публично, и чтобы продвигать свои идеи политик должен был красноречивым и убедительным.

    Тогда еще никто не читал газет и брошюр о предстоящих выборах, и людям не нужно было быть грамотными, чтобы понять, кто есть кто. Тексты никогда не читались на публике. Когда однажды писателя по имени Авл Геллий попросили прочитать вслух незнакомый документ, он отказался, заявив, что не будет калечить свою речь. Понять текст при первом чтении было просто невозможно. И со всеми этими неразборчиво написанными свитками приходилось иметь дело бедному Аристофану. Неудивительно, что библиотекарь решил облегчить свою жизнь.

    Появление первых знаков препинания в истории пунктуации

    Аристофан предложил разделять непрерывный поток текста точками верхней средней( ), нижней (.) и верхней (˙). Он назвал их «подчиненная», «промежуточная» и полная. Точки соответствовали длине пауз при разговорной речи то, что сейчас заменили запятой, двоеточием и точкой. Конечно, это еще не была пунктуация, в том виде, который нам известен сейчас. Аристофан выделял просто паузы при произнесении, а не грамматические границы, но семя было брошено.

    Система Аристофана просуществовала не слишком долго. Вскоре Грецию покорил Рим, и бесстрашные завоеватели отказались от разграничения мысли. Известный оратор Цицерон заявил, что конец предложения должны определять не паузы говорящего на дыхание или прихоть переписчика, а слаженность ритма. Культ ораторского искусства был настолько развит, что точки разделявшие слова, показались римлянам лишними.

    Крестовый поход

    Как не странно, на историю пунктуации повлияло появление христианства. После падения Римской империи язычники великой когда-то страны начали безнадежную борьбу против новой религии. Традиционно в языческих религиях предания и легенды передавались из уст в уста. Христиане предпочли использовать письменность, чтобы запоминать и распространять свои псалмы и Евангелия. Это была одна из первых побед средств массовой информации.

    Книги стали неотъемлемой частью христианской идентичности. Появилось декоративное письмо и абзацы, часто текст богато иллюстрировался сусальным золотом и сложными картинами. Распространяясь по Европе, христианство несло с собой не только новые идеи о жизни и боге, но и обновленную пунктуацию. В 6-м веке христианские писатели начали расставлять акценты, чтобы защитить смысл своих работ. Читатели получали боле разборчивую информацию.

    Первые шаги становления пунктуации

    В 7-м веке Исидор Севильский, первый архиепископ, которого после смерти причислили к блаженным святым за его многочисленные религиозные заслуги, описал обновленную версию пунктуации Аристофана. Паузы также отделялись точками: короткие (.), средние ( ) и длинные (˙). Кроме своего вклада в историю развития письменности, Исидор написал первую в мире энциклопедию. После появления интернета Исидора Севильского выбрали в качестве покровителя мировой информационной сети, и, хотя, Ватикан ничего не говорит об этом, во многих странах день Сети празднуется в день рождения святого - 4 апреля.

    Приблизительно в то же время, когда Исидор ввел точки для выделения пауз, ирландские и шотландские монахи, уставшие разделять незнакомые латинские слова, начали делать разрывы между ними. Пробелы сильно облегчили жизнь и писарям и читателям.

    В конце 8-го века король зарождающейся Германии Карл приказал монаху по имени Алкуин разработать единый алфавит, который бы могли прочитать все его подданные даже в отдаленных регионах. Так появился нижний и верхний регистр, и узаконенная пунктуация стала неотъемлемой частью новых правил. Это стало одной из самых важных вех в истории развития письменности.

    Раздвинутые границы

    Маленькие точки Аристофана начали использовать повсеместно. Писатели начали расширять количество пунктуационных знаков и использовали для этого знаки из нотной грамоты. Появились первые попытки выделять вопросительные предложения. Три точки первоначальной пунктуации начали понемногу уступать свои позиции другим знакам, пока не осталась одна точка в конце предложения.

    В 12-м веке итальянский писатель Буонкомпаньо де Синья предложил совершенно новую пунктуацию с двумя знаками: косой чертой (/) для паузы и тире (-) для окончания речи. Судьба тире де Синья потерялась в веках, а изобретение косой чертой стало однозначным успехом, она была компактной, простой в написании и визуально выделялась из остальных знаков. Вскоре она начала вытеснять точку Аристофана, как запятая общего назначения или паузы, а «ленивые» писатели со временем изменили и ее внешний вид до привычного нам - (,).

    Возрождение в истории пунктуации

    Эпоха Возрождения стала знаковой в развитии многих наук и искусства, не осталась в стороне и грамматика, смесь древних греческих точек дополнили: двоеточие и вопросительный знак. Немного позже появились привычные для нас слэш и тире. Писатели и читатели чувствовали себя достаточно комфортно с новыми знаками, а когда в 1450-ых годах вышла Библия в издательстве Йоханеса Гутенберка пунктуация застыла в своем развитии. Около пятидесяти лет символы практически не изменялись, только появился восклицательный знак, запятая приняла привычный вид, а точка Аристофана стала символом полной остановки мысли. Стандартизация печати остановила историю пунктуации. Ничего не менялось много веков.

    Неожиданный поворот

    Использование компьютеров привело к тому, что знаки препинания снова начали изменяться, и не только из-за множества символов на клавиатуре, но и благодаря появлению привычных уже смайликов, которые начали акцентировать эмоции. Оказалось, развитие пунктуации не закончилось, а просто застыло в ожидании нового технологического прорыва, чтобы внести в письменную речь новые обозначения. Это пока только начало, но уже сейчас люди решают, как будут акцентировать свои мысли и эмоции следующие несколько сотен, а может и тысяч лет.

    Андреева Мария

    На вопрос, когда возник славянский алфавит, лежащий в основе русской азбуки, многие из нас уверенно ответят, что славянский алфавит был создан братьями Кириллом и Мефодием (863 год). В основу русской азбуки была положена кириллица, ежегодно 24 мая мы отмечаем День славянской письменности.

    А когда появились знаки препинания? Достаточно ли мы знаем историю своего родного языка? Можно ли соотнести самые первые знаки препинания с современными? В своей работе я бы хотела осветить тему истории знаков препинания, потому что в школе, к сожалению, история знаков препинания изучается очень мало.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    ГБОУ ООШ с. Четыровка

    Тема: «История возникновения

    знаков препинания »

    Выполнила: Андреева Мария,

    Ученица 9 класса

    Руководитель:

    Филатова Елена Геннадьевна,

    Учитель русского языка и литературы

    Самара 2014г.

    I. Введение. Почему я выбрала эту тему? …………………… 3

    II.Основная часть. История знаков препинания.

    2.1. Зачем нужна пунктуация?........................................………..4-5

    2.2. Система знаков препинания…..……………………………...5

    2.3. Периоды в развитии пунктуации..……………………..….....5

    2.4. Рукописи от XI века…...……………………………………..5-6

    2.5 Появление книгопечатания…………………………………..6-8

    2.6 Упорядочение русской пунктуации…………………………..8

    2.7 Функции знаков препинания в современном русском языке………………………………………………………………9-12

    III.Заключение. Без знаков препинания невозможно представить себе жизнь сегодня. …………………………….…………………….13-14

    IV.Список литературы……………………………………………15

    V.Приложение……………………………...................................16-19

    I. Введение

    Почему я выбрала эту тему?

    На вопрос, когда возник славянский алфавит, лежащий в основе русской азбуки, многие из нас уверенно ответят, что славянский алфавит был создан братьями Кириллом и Мефодием (863 год). В основу русской азбуки была положена кириллица, ежегодно 24 мая мы отмечаем День славянской письменности.

    А когда появились знаки препинания? Достаточно ли мы знаем историю своего родного языка? Можно ли соотнести самые первые знаки препинания с современными? В своей работе я бы хотела осветить тему истории знаков препинания, потому что в школе, к сожалению, история знаков препинания изучается очень мало.

    Мною был проведен опрос среди учеников нашей школы, для выявления степени информированности по этой теме. Опрос показал, что мы не знаем историю знаков препинания. Неизвестно, как выглядела точка и какое название носила «точка с запятой» изначально. 2% учащихся знают, что вместо точки раньше ставили крест. 100% опрошенных согласились с тем, что историю знаков препинания надо знать (Приложение 1).

    Пунктуация – неотъемлемая часть нашей жизни. С помощью пунктуации мы выражаем эмоции. С помощью правильно расставленных знаков препинания мы можем передать радость, удивление, угрозу, просьбу, приказ.

    Все, что связано с историей родного языка – актуально . Мы должны помнить и сохранять то, что было создано нашими предками.

    Цель работы: изучить теоретический материал об истории возникновения знаков препинания, чтобы проследить, как складывалась система современной русской пунктуации.

    Для достижения поставленной цели ставлю перед собой следующие ЗАДАЧИ :

    • узнать, что было до пунктуации и как она зарождалась;
    • проанализировать историю употребления знаков препинания в русском языке;
    • выделить функции знаков препинания в современном русском языке.

    Методы исследования

    • Теоретические:

    Изучение источников информации.

    • Практические:

    Опрос учащихся Четыровской школы.

    II. История знаков препинания

    1. Зачем нужна пунктуация?

    Зачем нужна пунктуация? Почему недостаточно букв алфавита для того, чтобы написанное было понятно читающему? Ведь из букв, обозначающих звуки речи, составляются слова, а речь складывается из слов. Но дело в том, что произносить отдельные слова одно за другим ещё не значит делать произносимое понятным. Слова в речи объединяются в группы, между группами слов, а иногда между отдельными словами делаются интервалы различной длины, на словесных группах или над отдельными словами делаются то повышения, то понижения тона. И всё это не случайно, а подчинено определённым правилам: и интервалы, и повышения, и понижения тона (так называемая интонация) выражают определённые оттенки смысла речевых отрезков. Пишущий должен твёрдо знать, какой смысловой оттенок он хочет придать своему высказыванию и отдельным его частям и каким приёмом он должен для этого воспользоваться.

    С появлением письменности большое развитие получила именно письменная передача знаний. Но одно дело знания, и совсем другое то, что мы называем литературой. Помните своё ощущение, когда вы читаете захватывающую книгу? А слёзы, которые вызывает то или иное произведение? А чувство силы, желания сорваться с места и бежать на помощь, которые вы ощущаете, прочитав записи любимого человека? Ведь никто вам не говорит. Вы смотрите просто на буквы на пергаменте, которые складываются в слова и которые вызывают внутри вас столько эмоций. И эти нелюбимые многими точки, запятые и другие значки играют самую большую роль для восприятия написанного. Как говорил Чехов, "знаки препинания служат нотами при чтении".

    Пунктуация, как и орфография, составляет часть графической системы, принятой для данного языка, и должна быть так же твёрдо усвоена, как и буквы алфавита с их звуковыми значениями, для того чтобы письмо точно и полностью выражало содержание высказывания. А чтобы это содержание одинаково воспринималось всеми читающими, необходимо, чтобы значение знаков препинания было установлено твёрдо в пределах одного национального языка. Не имеет никакого значения то, что внешний вид знаков препинания в разных языках может быть одинаков, а значение и, следовательно, употребление их различны. Важно то, чтобы все пишущие и читающие на том или ином языке совершенно одинаково понимали, что выражает тот или иной знак препинания.

    2. Система знаков препинания

    Пунктуация - это собрание правил расстановки знаков препинания, а также сама система знаков препинания. В системе современной русской пунктуации 10 знаков препинания: точка [.], запятая [,], точка с запятой [;], многоточие […], двоеточие [:], вопросительный знак [?], восклицательный знак [!], тире [-], скобки [()] и кавычки [" «]. Названия большинства знаков препинания в русском языке являются исконно русскими, да и сам термин знаки препинания восходит к глаголу препинать «остановить», «задержать в движении».

    3. Периоды в развитии пунктуации

    В развитии пунктуации русского письма отмечают три периода: первый охватывает рукописи от XI века до введения книгопечатания в России; второй период старопечатные книги до исправления текста Священного Писания при патриархе Никоне (XVII в.); третий период – до настоящего времени (Приложение 2)

    1. Рукописи XI в. – книгопечатание XVI в.

    2. Старопечатные книги XV I - начало XVII в.

    3. XVIII в. - до настоящего времени

    Знаки препинания существуют давно. Но число их и правила употребления постепенно изменялись.

    4. Рукописи от XI века

    Рукописные книги писались без пробелов между словами, без заглавных и строчных букв (кроме буквицы в начале страницы, которая тоже появилась не сразу).
    Если мы посмотрим на древние рукописные книги, то привычных знаков препинания не обнаружим. Многие думают, что до XV века знаков препинания вообще не было. Знаков, подчиняющихся пунктуационным правилам, действительно, не было. Но знаки паузы были. В рукописи древней книги можно рассмотреть точки.

    Точка является древнейшим знаком. Она встречается уже в памятниках древнерусской письменности. Однако её употребление в тот период отличалось от современного. Точка ставилась не внизу на строке, а выше - посреди неё; кроме того, в тот период даже отдельные слова не отделялись друг от друга. Например: въоновремя приближашесяпраздникъ … (Архангельское Евангелие, ХI век) (Приложение 3).

    Точка, двоеточие, три точки пирамидой, четыре точки ромбом. По-моему, они сами подсказывают читающему. Геометрическая фигура креста, Троица, Иисус Христос – Богочеловек. Это знаки не препинания - препятствия, а поддержки, помощи в трудном деле – чтении и осмыслении текста. Что должен был сделать читатель книги, дойдя до этого знака? Они заставляют остановиться. О чём – то или о ком – то подумать, что- то сделать. Не пунктуационное правило вспомнить, а, наверно, молитву прочитать. Крест позже превратился в четвероточие, а затем и в точку – знак членения текста на предложения. Посмотрим на них повнимательнее.

    Точка в середине строки (соответствует запятой)

    Четвероточие (мыслимый крест, соответствует точке)

    Крестики разного типа (ставились для разделения священного текста на стихи). (Приложение № 4)

    Интересно, что в части текста Остромирова евангелия (1056 - 1057) употребляются также крест и волнистая вертикальная черта – «змийца», функция которых не совсем четко определены (Приложение №5). «Крест» и «змийца» пишутся красным цветом, точка - черным, как и сам текст. Эти знаки, происходящие из нот: сверху - знак, называемый в древней нотации «рог», снизу - «скамейца».

    Знаки препинания (точка, крест, волнистая черта) делили текст в основном на смысловые отрезки или обозначали остановку в работе писца.

    Вот какое объяснение слову точка даёт В. И. Даль: «ТОЧКА (ткнуть), значок от укола, от приткнутия к чему острием, кончиком пера, карандаша; мелкая крапина».

    Точку по праву можно считать родоначальницей русской пунктуации. Не случайно это слово (или его корень) вошло в название таких знаков, как точка с запятой, двоеточие, многоточие. А в русском языке XVI- XVIII веков вопросительный знак назывался точка вопросительная, восклицательный - точка удивления. В грамматических сочинениях XVI века учение о знаках препинания называлось «учением о силе точек» или «о точечном разуме», а в грамматике Лаврентия Зизания (1596) соответствующий раздел имел название «О точках».

    С 15 века всё чаще наблюдается раздельное написание, появляется такой пунктуационный знак, которым пользуемся и мы, но для нас он «пустое место», то есть пробел.

    5. Появление книгопечатания

    Потребность в знаках препинания начала остро ощущаться в связи с появлением и развитием книгопечатания (XV-XVI вв.). В середине XV века итальянские типографы Мануции изобрели пунктуацию для европейской письменности, которая была принята в основных чертах большинством стран Европы и существует до сих пор.

    Наиболее распространённым знаком препинания в русском языке считается запятая. Это слово встречается в XV веке. По мнению П. Я. Черных, слово запятая - это результат субстантивации (перехода в существительное) страдательного причастия прошедшего времени от глагола запяти (ся) - «зацепить (ся)», «задеть», «заколоться». В. И. Даль связывает это слово с глаголами запясть, запять, запинать - «останавливать», «задерживать». Такое объяснение, на наш взгляд, представляется правомерным.

    Появившаяся позднее точка с запятой вначале употреблялась также в значении знака вопроса. Следующими знаками препинания стали вопросительный и восклицательный знаки.

    Восклицательный знак [!] отмечается для выражения восклицания (удивления) также в грамматиках М. Смотрицкого и В. Е. Адодурова. Правила постановки «удивительного знака» определяются в «Российской грамматике» М. В. Ломоносова (1755).

    Вопросительный знак [?] встречается в печатных книгах с XVI века, однако для выражения вопроса он закрепляется значительно позже, лишь в XVIII веке. Первоначально в значении [?] встречалась [;] .

    В «Грамматике словесности» Мелентия Смотрицкого (1619 год) появился первый парный знак препинания - круглые скобки. Раньше этот знак назывался «вместительным».

    Двоеточие [:] как разделительный знак начинает употребляться с конца XVI века. Оно упоминается в грамматиках Лаврентия Зизания, Мелетия Смотрицкого (1619), а также в первой русской грамматике доломоносовского периода В. Е. Адодурова (1731).

    К более поздним знакам относятся тире [-] и многоточие […]. Существует мнение, что тире изобрёл Н. М. Карамзин (Приложение 6). Однако доказано, что в русской печати этот знак встречается уже в 60-е годы XVIII века, а Н. М. Карамзин лишь способствовал популяризации и закреплению функций этого знака. Впервые знак тире [-] под названием «молчанка описан в 1797 году в «Российской грамматике» А. А. Барсова.

    Знак многоточие […] под названием «знак пресекательный» отмечается в 1831 году в грамматике А. Х. Востокова (Приложение 6), хотя его употребление встречается в практике письма значительно раньше.

    Не менее интересна история появления знака, который впоследствии получил название кавычки [«»]. Слово кавычки в значении нотного (крюкового) знака встречается в XVI веке, но в значении знака препинания оно стало употребляться только в конце XVIII века. Предполагают, что инициатива введения этого знака препинания в практику русской письменной речи (как и тире) принадлежит Н. М. Карамзину. Учёные считают, что происхождение этого слова не до конца понятно. Сопоставление с украинским названием лапки даёт возможность предположить, что оно образовано от глагола кавыкать - «ковылять», «прихрамывать». В русских диалектах кавыш - «утёнок», «гусёнок»; кавка - «лягушка». Таким образом, кавычки - «следы от утиных или лягушачьих лапок», «крючок», «закорючка».

    Как видим, названия большинства знаков препинания в русском языке являются исконно русскими. Заимствованы были названия только двух знаков. Дефис (чёрточка) - из нем. Divis (от лат. divisio - раздельно) и тире (черта) - из французского tiret

    Первые попытки осмысления пунктуации на Руси связаны с именами М. Грека,

    Л. Зизания, затем – М. Смотрицкого .

    Знаки препинания складывались в истории русского языка постепенно и приобрели современный вид только к 19 веку.

    6. Упорядочение русской пунктуации

    Начало научному изучению пунктуации было положено М. В. Ломоносовым (Приложение 6) в «Российской грамматике». Сегодня мы пользуемся «Правилами орфографии и пунктуации», принятыми в 1956 году.

    М. В. Ломоносов даёт точный перечень употреблявшихся к тому времени в русской печатной литературе знаков препинания, в системе излагает правила их употребления, формулируя эти правила на смысловой и грамматической основе.

    Наибольшая заслуга в упорядочении русской пунктуации в XIX веке принадлежит академику Я. К. Гроту (Приложение 6), книга которого «Русское правописание» - результат многолетних исследований истории и принципов русского письма - стала первым в России академическим сводом правил орфографии и пунктуации и выдержала 20 изданий до 1917 года. Грот подробно излагает историю и принципы русского письма, трудные случаи правописания, дает научно систематизированный и теоретически осмысленный свод правил орфографии и пунктуации. Сформулированные им правила употребления знаков препинания ценны тем, что в них подведён итог исканий в области пунктуации предшествующих авторов. Упорядоченные пунктуационные, как и орфографические, правила Грота вошли в практику школы и издательств и в своей основе, с небольшими изменениями, действуют и в настоящее время.

    Принципиальные основы русской пунктуации остаются неизменными, что способствует её устойчивости, хотя отдельные пунктуационные правила периодически уточняются и конкретизируются в связи с развитием русской грамматической теории и в целом русского литературного языка. Сегодня мы пользуемся «Правилами орфографии и пунктуации», принятыми в 1956 году.

    7. Функции знаков препинания в современном

    русском языке

    Современная русская пунктуация строится на смысловой и структурно- грамматической основах, которые взаимосвязаны и обуславливают друг друга. Пунктуация отражает смысловое членение письменной речи, указывает на смысловые связи и отношения между отдельными словами и группами слов, на различные смысловые оттенки частей письменного текста.

    Принципы пунктуации взаимосвязаны и в одном и том же пунктуационном факте мы можем найти совмещение разных принципов, хотя ведущим является синтаксический (структурный). Современная русская пунктуация опирается и на смысл, и на структуру, и на ритмико-интонационное членение предложения в их взаимодействии. Поэтому русская пунктуация достаточно гибкая и наряду с обязательными правилами содержит указания, допускающие пунктуационные варианты.

    Знаки препинания подразделяются на:

    • знаки выделяющее, служащие для обозначения границ синтаксической конструкции, которая вводится в предложение для дополнения, пояснения его членов или всего предложения, пояснения его членов или всего предложения в целом, интонационно- смыслового выделения какой либо части предложения, а также для указания границы конструкции, содержащей название лица или предмета, к которому обращена речь, или выражающей субъективное отношение пишущего к своему высказыванию, или оформляющей чужое высказывание: две запятые - как единый парный знак, два тире - как единый парный знак, кавычки, скобки;
    • знаки отделяющие, служащие для разграничения независимых предложений, их частей (главного и придаточного предложения, группы подлежащего и группы сказуемого), однородных синтаксических элементов (однородных членов предложения, соподчиненных придаточных предложений), а также для указания на тип предложения по цели высказывания, на эмоциональный характер предложения, на перерыв речи: точка, вопросительный знак, восклицательный знак, запятая, точка с запятой, двоеточие, тире, многоточие.

    Рассмотрим современное представление о знаках пунктуации:

    Точка (.) в современной русской письменной речи ставиться в конце повествовательного или побудительного предложения: «Был вечер. Небо меркло. Воды струились тихо» (А.С. Пушкин «Евгений Онегин» ). Точка употребляется при сокращенном написании слов (например: и т.п., и т.д.).

    Вопросительный знак (?) - знак препинания, служащий для выражения вопроса. В современной русской письменной речи вопрасительный знак ставится:

    • в конце вопросительного предложения, в том числе после следующих одно за другим неполных вопросительных предложений: «Кто ты? Живая? Мертвая?» (А.А. Блок, «Стихи о прекрасной даме» );
    • в вопросительных предложениях с однородными членами после каждого однородного члена с целью расчленения вопроса: «Да что мне до кого? до них? до всей вселенны?»

    (А.С. Грибоедов «Горе от ума» );

    Восклицательный знак (!) – знак препинания, служащий для выражения восклицания. В современной русской письменной речи восклицательный знак ставится:

    • в конце восклицательного предложения: «Да здравствует революция, радостная и скорая!» (В.Маяковский, поэма «В. И. Ленин» );
    • в восклицательных предложениях с однородными членами после каждого однородного члена для обозначения эмоциональной прерывистости речи: «Все отвергал: законы! совесть! веру!» (А.С. Грибоедов «Горе от ума» );
    • после произносимых с восклицательной интонацией слов – предложений, обращений, междометий, стоящих в начале (в поэтической речи – и в середине) предложения или употребляемых самостоятельно: «Старик! Я слышал много раз, Что ты меня от смерти спас» (М.Ю.Лермонтов «Мцыри» );
    • в скобках внутри или после цитаты для выражения отношения автора (иронии, возмущения и т. п.) к цитируемому тексту.

    Запятая (,) – наиболее распространенный знак препинания, выступающий в отделительной функции (одна запятая) или в выделительной функции (парный знак препинания – две запятые). Запятая употребляется:

    • между однородными членами предложения (соединенными без союзов, повторяющимися или парными союзами, неповторяющимися союзами с противительным или уступительным значением) и между повторяющимися словами: «Зимы ждала, ждала природа» (А.С. Пушкин «Евгений Онегин» );
    • между простыми предложениями, входящими в состав сложного бессоюзного или сложносочиненного предложения: «Солнце зашло за горы, но было еще светло»

    (М.Ю. Лермонтов, поэма «Демон» );

    • между главным и придаточным предложением (или для выделения придаточного с двух сторон), между соподчиненными придаточными: «Дорогою свободной иди, куда влечет тебя свободный ум» (А.С. Пушкин, стихотворение «Поэту» );
    • для отделения или выделения обособленных членов предложения, при словах или группах слов, ограничивающих или уточняющих другие слова в предложении: «Вдали, ближе к роще, глухо стучали топоры» (И.С. Тургенев «Записки охотника» );
    • при сравнительных оборотах: «как буря, смерть уносит жениха» (А.С. Пушкин «Борис Годунов» );
    • для отделения или выделения слов, грамматически не связанных с членами предложения (вводных слов, обращений, междометий, утвердительных, отрицательных и вопросительных слов): «Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть». (И.А. Крылов, басня «Волк на псарне» ).

    Точка с запятой (;) в современной русской письменности ставится:

    • в сложном бессоюзном и сложносочиненном предложениях, если их части значительно распространены и содержат запятые, например: «Бледно - серое небо светлело, холодело, синело; звезды то мигали слабым светом, то исчезали; отсырела земля, запотели листья…» (И.С. Тургенев «Бежин луг» ).
    • в простом предложении между однородными членами предложения, если они значительно распространены и содержат запятые, например: «Во мраке смутно представлялись те же неясные предметы: в некотором отдалении черная стена, такие же движущиеся пятна; подле самого меня круп лошади, которая, помахивая хвостом, широко раздвигала ногами: спина в белой черкеске…». (Л.Н. Толстой, собрание сочинений, рассказ «Набег» ).

    Двоеточие (:) ставится:

    • перед перечислением, если ему предшествует обобщающее слово или слова, например, как- то, а именно, например: «Острогою бьется крупная рыба, как - то: щуки, сомы, жерехи, судаки» (С.Т. Аксаков «Охота с острогою» );
    • в сложном бессоюзном предложении, если вторая часть раскрывает содержание первой части, дополняет первую или указывает на причину того, о чем говорится в первой части, например: «Тут открылась картина довольно занимательная: широкая сакля, которой крыша опиралась на два закопченные столба, была полна народа» (М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» );
    • после авторских слов, вводящих прямую речь, например: «Смотрю вслед ему и думаю: «Зачем живут такие люди». (М. Горький «На дне» ).

    Тире – (франц. tiret, от tirer – тянуть) – знак препинания в виде горизонтальной черты (-), применяемый в простом и сложном предложениях, ставится:

    • между подлежащим и сказуемым: «Льгов - большое степное село» (И.С. Тургенев «Записки охотника» );
    • перед обобщающим словом, стоящим после однородных членов: «Надежду и пловца – все море поглотило» (И.А. Крылов, сочинения в 2-ух томах. «Старик и трое молодых» );
    • перед обособленным приложением, обычно стоящим в конце предложения: «Со мною был чугунный чайник – единственная отрада моя в путешествиях по Кавказу».

    (М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» );

    • между членами предложения для выражения неожиданности или противопоставления: «Хотел объехать целый свет - и не объехал сотой доли» (А.С. Грибоедов «Горе от ума» );
    • в сложном предложении бессоюзном для указания на быструю смену событий, для выражения резкой противоположности, для выражения временных, условно - следственных и других отношений: «Игнат спустил курок- ружье дало осечку» (А.П. Чехов «Белолобый» );
    • между репликами в диалоге, даваемом без абзаца, или в начале реплик, даваемых с абзаца;
    • для указания на распад простого предложения на словесные группы, что часто бывает при пропуске, какого – либо члена предложения:

    «Я вас спрашиваю: рабочим - нужно платить?» (А.П. Чехов «Иванов» );

    «Мне все послушно, я же – ничему» (А.С. Пушкин «Евгений Онегин» );

    • после прямой речи перед словами автора: ««Как, это скучно!»- воскликнул я невольно» (М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» ).

    Многоточие – (…) – знак препинания в виде трех рядом расположенных точек. Многоточие употребляется:

    для обозначения незаконченности или перерыва в высказывании, вызванного волнением говорящего или неожиданным переходом к другой мысли, а также для обозначения паузы, подчеркивающей следующий за ней текст: «Не получая ответа, Дуня подняла голову… и с криком упала на ковер». (А.С. Пушкин «Станционный смотритель» );

    • при цитировании (перед началом цитаты, в середине или после нее) для указания на то, что пропущена часто цитируемого текста. Чтобы отличить пропуск в цитате от авторского многоточия, в некоторых специальных изданиях применяется особый прием: в случае пропуска ставятся не три, а две точки рядом.

    Кавычки употребляются для текстуального приведения чужой речи, чужих фраз и даже отдельных слов, которые пишущий не считает своими (специфическая интонация).

    Скобки обозначают, что мысль, в них приведенная, совершенно выпадает из общего хода речи, что выражается иной высотой тона того, что произносится в скобках.

    Есть еще дополнительные письменные знаки, которые не относятся к знакам препинания. Это дефис, пробел между словами, апостроф. Они не относятся к знакам препинания, так как не имеют отношения к фразовой интонации.

    III. Заключение

    Без знаков препинания невозможно представить себе жизнь сегодня

    Во всех странах пунктуация имеет одну и ту же цель: сделать речь более выразительной, доступной и понятной.

    Без умения ставить знаки препинания невозможно овладеть письменной речью в целом, поэтому так важно знать пунктуацию – раздел науки о языке, в котором рассказывается об их употреблении. А без освоения письменной речи, благодаря которой человеческие знания и опыт передаются из поколения в поколение, невозможно даже представить себе жизнь сегодня.

    Знаки препинания возникли из потребности разделения письменного текста на отрезки большей или меньшей самостоятельности в соответствии со смысловой структурой речи. Таким образом, первые знаки препинания обозначали паузы большей или меньшей длительности внутри письменного текста. Само собой разумеется, что пишущие могли удовлетвориться такой примитивной пунктуацией только в течение первоначальных этапов пользования письмом. И действительно, по мере развития письменности, в особенности после введения и распространения книгопечатания, система пунктуации усложнялась и углублялась, пока за сравнительно краткий период не достигла того состояния, которое сохраняется до сих пор.

    Современная русская пунктуация опирается и на смысл, и на структуру, и на ритмико-интонационное членение предложения в их взаимодействии. Поэтому русская пунктуация достаточно гибкая и наряду с обязательными правилами содержит указания, допускающие пунктуационные варианты.

    Пунктуация - это живая, подвижная, развивающаяся, исторически сложившаяся система. Суммируя многовековую историю письменности и полиграфии, можно заметить, что она неуклонно развивалась в сторону увеличения, как числа, так и разнообразия функций применяемых знаков - этому способствовало совершенствование способов представления информации, а усложнение человеческой деятельности и появление новых её форм приводило к возникновению новых категорий письменных знаков, появлявшихся как ответ на потребность в новых видах информации.

    Изобретение книгопечатания, распространение грамотности и бумажной переписки, переход книги из области узкоспециальных, преимущественно религиозных текстов, в область источников разнообразного мирского содержания потребовали введения знаков пунктуации, помогающих передать интонационные и смысловые особенности, диалоги и т.п.

    С течением времени пунктуация менялась, усложнялась. Но русский язык от этого только выиграл. Богатая пунктуация русского языка делает его самым красивым языком мира. Богатство интонационных оттенков позволяет ему быть поэтичным, живописным языком, по признанию многих ученых-лингвистов и литераторов, самым красивым языком мира.

    Тема «История возникновения пунктуации» будет актуальна всегда, потому что русский язык не существует в застывшей форме. Он постоянно развивается, видоизменяется, и пунктуация, как раздел науки о языке, будет развиваться тоже. История пунктуации так же интересна, как и прошлое любого явления.

    IV. Список литературы

    1. Аксаков С. «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии», рассказы и воспоминания охотника о разных охотах. Москва 1997 г.
    2. Бабайцева В. В., Л. Д. Чеснокова. Русский язык. Теория. Москва 1994 г.
    3. Баранов М. Т. «Русский язык: справочные материалы: учебное пособие для учащихся». Санкт – Петербург 1998 г.
    4. Блок А. Стихи. Москва. Издательство «Московский рабочий» 1975 г.
    5. Вахрушева Т.В. Полный сборник по орфографии и пунктуации. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.
    6. Горький М. «На дне». Москва 1997 г.
    7. Граник Г. Г., Бондаренко С. М. «Секреты пунктуации». 1998 г.
    8. Грибоедов А. С. «Горе от ума». Издательство «Детская литература». Ленинград 1964 г.
    9. Давыдова Н. В. Евангелие и древнерусская литература. Москва 1992г.
    10. КрыловИ. Сочинения в 2-ух томах. «Старик и трое молодых», «Два голубя», «Волк на псарне».
    11. Лермонтов М. Ю. Избранные сочинения. Москва. «Художественная литература» 1983 г.
    12. Маяковский В. Поэмы. Москва, 1981 г.
    13. Осипов Б. И. История русского письма. Омск 1990г.
    14. Пушкин А. С. Драматические произведения, проза. Издательство «Художественная литература». Москва 1981 г.
    15. Пушкин А. С. «Евгений Онегин» (роман в стихах). Москва. «Детская литература» 1977 г.
    16. Толстой Л. Н. Басни, сказки, былины. «Лев Толстой и дети». Москва. «Детская литература» 1975 г.
    17. 100%

      Нужны ли, по вашему мнению, знаки

      препинания?

      100%

      Знаете ли вы, как выглядела первая точка?

      Знаете ли вы, какое название носила «точка с запятой» изначально?