Болезни Военный билет Призыв

История медицины. Египет

Фивы делились на две части: город живых на восточном берегу и город мертвых – на западном. И если на восточном берегу сегодня живут совсем другие египтяне, то жители западного берега никуда не делись за редким исключением мумий, попавших в музеи всего мира. По некоторым данным за все время существования древнеегипетской цивилизации на западном берегу Нила были захоронены сотни миллионов египтян, так что по населенности город мертвых – самый густонаселенный город на земле. Как жили мертвые – мы можем увидеть в многочисленных раскопанных гробницах, а вот каков был быт живых?

Дети и родители в Древнем Египте

Семья – основа общества Древнего Египта

Египтяне считали семью великой ценностью. Они привыкли жить в окружении родственников и очень страдали, если им приходилось уезжать, они считали жизнь на чужбине ссылкой. Египетские солдаты, мужественно переносившие тяготы военного быта и отважные в бою, плакали от тоски по родине.

Мать считалась в Древнем Египте главным членом семьи, даже во многих погребальных надписях, родословная египтянина велась по матери. А в качестве деда обычно указывался дед по матери. Уоллис Бадж: «Отец требовал от своего сына полного повиновения, но египтяне считали, будто мальчик больше обязан матери, и он должен был не только повиноваться ей, но и любить ее и постоянно доказывать ей свои чувства». Писец Ани предостерегает сыновей Древнего Египта от неповиновения и обиды матери, считая, что жалоба матери богам на непочтительного сына обязательно навлечет на него божественные и земные неприятности.

В то же время матриархата в Древнем Египте, конечно, не было – мужчины были и воинами, и добытчиками, и правителями. Египетские женщины правили в своих домах и старались реже бывать на публике, хотя были относительно свободными и образованными. Так, царевна Неситанебташу самостоятельно скопировала Книгу мертвых, другая женщина сделал прекрасную копию манускрипта Зуча, хранящуюся теперь в Британском музее. При этом женщины самостоятельно владели и распоряжались своим имуществом, заключали сделки, особенно в эпоху Нового Царства.

Брак в Древнем Египте нередко заключался при участии старших родственников, родителей и свах, однако основывался на воле самих будущих супругов, принуждение к вступлению в брак распространено не было.

В быту, в домашней жизни мужчины внимательно прислушивались к мнению и желаниям своих подруг. Современным мужчинам будет интересно наставление мудреца Птахотепа об отношении к жене: «... Люби свою жену в своем доме справедливо и должным образом. Наполняй ее желудок и закрывай ее спину; давай масло для умащений – лекарство для ее членов. Заставляй ее сердце радоваться все время, пока ты живешь; она выгодное поле для тебя. Не ссорься с ней. Пусть она избежит насилия. Сделай так, чтобы она процветала в твоем доме. Если ты станешь врагом ей, она поглотит тебя, как бездна...».

Другой мудрец – писец Ани давал своим современникам еще более конкретные советы: «Старайся не командовать своей женой в ее доме, когда ты знаешь, что она прекрасная хозяйка. Не говори ей: «Где эта вещь? Принеси ее мне», - когда она положила ее на нужное место... Мужчина, который спорит в своем доме, только создает в нем беспорядок и никогда не поймет, что на самом деле он настоящий хозяин там всегда». Видимо, проблема «подай-принеси» живет между мужчиной и женщиной со времен Древнего Египта, причем египетские мужчины решали ее в пользу женщины.

Детство древних египтян зависело от уровня достатка их родителей. Дети рабов были вынуждены с пятилетнего возраста начинать трудиться, уровень детской смертности среди рабов и бедных крестьян был высок.

Все дети в первые годы своей жизни не носили одежды. Дети состоятельных египтян имели игрушки – тряпичные мячи, кукол с движущимися руками и ногами, фигурки животных и даже живых зверей. Так, сын одного из чиновников постоянно носил в школу живого удода, а ловцы птиц любили дарить певчих птиц своим детям.

Образование в Древнем Египте

Лучшая профессия в Древнем Египте – непыльная государственная служба

Дети свободных людей имели возможность получить образование. Детей царя и членов царской фамилии, в основном, учили дома. Но случалось и так, что сыны фараона обучались с обычными детьми в храмовых школах. Жрецы придавали большое значение природным способностям человека, а потому поступить в школу и учиться в ней могли не только дети богатых, но и дети бедняков – все зависело от талантов ребенка, и если жрецы видели в нем потенциал, то его брали на государственное или храмовое содержание. Поэтому в истории Древнего Египта есть немало примеров, когда выходцы из бедных, незнатных семей делали блестящие воинские, политические и жреческие карьеры.

В школах изучали арифметику, письмо, чтение, землеустроение. Ценными знаниями и навыками считались навыки писца, хорошее знание земледелия, рыночных цен на сельскохозяйственную продукцию. Роль воинских школ или кадетских корпусов выполняли конюшни фараона, где опытные ветераны обучали мальчиков верховой езде, владению оружием, навыкам командования и тактическим приемам ведения боя.

Мальчики в Древнем Египте учились примерно столько же, сколько и их юные сверстники в современном мире – от десяти до двенадцати лет. После храмовой школы их обычно ждала карьера писца, жреца или чиновника, после конюшни – воинская служба. Девочки учились дома. К мальчикам применялись телесные наказания, которые хорошо иллюстрирует древнеегипетская поговорка: «У мальчика уши на спине и он слушает, когда его бьют».

Надо сказать, что египтяне очень практично подходили как к выбору профессии, так и к образованию и знанию в целом. За исключением религиозных знаний, египтяне были весьма конкретными людьми. Они высоко ценили государственную службу, справедливо полагая, что здесь можно хорошо зарабатывать и сохранять здоровье. Это существенно отличалось от частного сектора, где превалировал тяжелый физический труд, даже если у тебя было собственное дело – ткацкая или гончарная мастерская, прачечная или рыболовная артель.

Например, в высшей степени престижной считалась работа писца. Но не потому, что ценилась грамотность сама по себе, а потому, что работа писца не была тяжелой физически и хорошо оплачивалась. Так, некий Дуауф советовал своему сыну Пепи стать писцом не из соображений «ученье – свет», а совсем по другим причинам: «Я подумал о физическом труде и пришел к выводу, что книги – лучший предмет для изучения... профессия писца – величайшая из всех; ей нет равных на земле. Даже когда писец только начинает строить свою карьеру, с ним все советуются. Он занимается государственными делами и никогда не берется за то, что поручает ему другой... каждый труженик проклинает свое занятие или ремесло, но не писец, которому никто не говорит: «Иди и работай на полях для такого-то». Весьма прагматично и современно. Это взгляд на профессию писца разделяло большинство отцов Древнего Египта и поучение Дуауфа стало хрестоматией.

Одежда египтян: мода и прически

Мужчины Древнего Египта носили парики, а дамы стрижки «под фокстрот»

Одежда египтян и египтянок

Самые древние египтяне – и мужчины, и женщины – носили набедренные повязки и короткие прямые юбки с запахом. Эти предметы одежды делались из белого льна, сначала довольно грубого, который затем стал выделываться в тонкие струящиеся ткани. Вообще лен оставался на протяжении всей истории Древнего Египта основным материалом для изготовления платья. Кожа использовалась для изготовления поясов и украшений, а также сандалий, которые, впрочем, чаще делались из тростника.

Юбки мужчин в разные эпохи имели разную длину. Чем древнее юбка, тем она короче. К эпоху упадка древнеегипетского государства юбка постепенно трансформировалась в платья и длинные туники. Кстати, количество одежды на человеке и ее длина увеличивались в Древнем Египте с течением времени, но долгое время египтянам нравилось показывать свое тело на публике и восхищаться собой, нагота их не смущала. На сельскохозяйственных работах мужчины и женщины работали обнаженными, изредка одевая лишь набедренные повязки. Так же одевались и слуги в домах богатых египтян.

Знатные египтянки долгое время оставляли обнаженными шею и грудь: их платья из полностью прозрачного материала хорошо демонстрировали другие формы тела, само платье поддерживалось широкими бретелями, соединенными на спине. Цвета платьев, в основном, ограничивались белым, иногда шили красные или желтые платья. Лишь позднее, через культурные обмен с другими народами в Древний Египет пришли многоцветные и полосатые одежды. На голове царицы носили уборы в виде грифа, олицетворяющие богиню Мут.

Фараоны старались одеваться так же, как одевались боги. В ходу были короткие юбки, хвосты и головные уборы в виде корон и париков. В разные времена хвосты были либо шакальими, либо искусственными. Позднее стали добавляться туники, плащи, широкие воротники.

Одежду фараонов, членов их семей и знатных египтян стирали специальные прачечники. Они раскладывали предметы одежды на плоских камнях и тщательно отбивали камнями или пальмовыми ветками. Вместо мыла использовали глину.

Обувь в Древнем Египте

Обувь была не в чести у древних египтян. Ее носили только состоятельные люди, да и то далеко не всегда. Преимущественно, обувь одевали для дальних переходов и путешествий в гористую местность. Закрытая обувь, похожая на туфли, появилась в самом конце существования цивилизации под влиянием греков и римлян, а до этого египтяне носили сандалии, которые изготавливались из папируса, реже из кожи и даже из дерева. В дом в обуви египтяне не заходили. Примечательно, что при фараонах существовала специальная должность – носильщик сандалий – человек, который нес за фараоном его обувь. Надо полагать, что ходить фараон предпочитал босиком, однако наличие обуви было признаком благополучия и состоятельности. На барельефах и картинах в усыпальницах нередко можно увидеть за фигурой фараона силуэт его слуги с сандалиями в руках. Интересно так же, что древний историк, описывавший экспедицию царицы Хатшепсут в страну Пунт, жаловался на тяготы пути, так как участникам экспедиции пришлось тащить воду, гнать скот и нести сандалии. Сандалии также входили в комплект вещей, необходимых египтянину в загробной жизни.

Мода египетских богов

Специальная «мода» развивалась в отношении одеяний богов. Статуи богов египтяне одевали регулярно, во время многих религиозных праздников и в числе подношений богам всегда были предметы одежды, также как и в храмах были специальные комнаты, где эти предметы хранились. Интересно, что на руки богов и умерших фараонов-богов египтяне одевали специальные напальчники, сделанные из чистого золота. Эти напальчники доходили до второй фаланги пальцев и держались с помощью тонких полосок золота, соединенных с золотыми браслетами на запястьях и лодыжках. Это украшение очень напоминает современные наборы арабских женщин, состоящие из колец, прикрепленных цепочками к браслетам – так называемые «жади». На ногти накладывали тонкие накладки, повторяющие форму ногтя и сделанные из ляпис-лазури. Соответственно, современные модницы обязаны накладным ногтям и жади моде египетских богов.

Украшения древних египтян

Другие же украшения и ювелирные изделия носили мистический, религиозный смысл. Египтяне – и мужчины, и женщины – носили ожерелья, амулеты-подвески, браслеты, серьги. В Древнем царстве серьги были небольшими и сделанными из золота. Потом серьги удлинились и к ним добавили камни. Очень любили египтяне кольца, преимущественно золотые. Но если материальное положение не позволяло египтянину носить золотые кольца, он все равно предпочитал ходить «окольцованным», пусть даже эти кольца были из стекла и даже из соломы. На кольцах изображали скарабеев, образы богинь и богов. Кольца фараонов отражали их картуши (имена, заключенные в овал в виде завязанной узлом веревки).

Прически Древнего Египта

Мужчины брили бороды и усы, коротко стриглись, а жрецы так и вовсе брили все тело. В то же время, египетские мужчины видели в бороде и длинных волосах признак власти и могущества и потому носили накладные бороды и парики. Видимо, это было связано с климатическими особенностями – изнуряющей летней жарой, при которой снимаемые бороды и волосы были намного удобнее и гигиеничнее, чем натуральные. Со временем, замысловато сплетенная борода или борода в виде квадратного пучка волос в центре подбородка стала неизменным атрибутом власти фараона и даже царица Хатшепсут в своих парадных царских одеяниях изображается с ложной бородой. Также бороды присутствовали на изображениях богов.

Собственные волосы большинства египтян были вьющимися от природы и довольно жесткими, а потому во избежание трудностей с расчесыванием все египтяне-мужчины их коротко стригли, заменяя парадные прически париками. Парики изготавливались из овечьей шерсти, были короткими и длинными, завитыми, прямыми и заплетенными в косы. Женщины носили очень разнообразные прически, украшали себя лентами, заколками, цветами и диадемами. В эпоху Нового царства была весьма популярна стрижка «под фокстрот», когда волосы до плеч спускаются крупными волнами.

Египтяне были очень чистоплотными людьми и весьма ценили физический комфорт, который дает чистота. Простые крестьяне и ремесленники мылись в прудах, фараоны и знать принимали ванны с благовониями. После мытья все египтяне умащали себя маслами и мазями. Интересен способ умащивания и увлажнения волос в Древнем Египте. Во время праздников и пиров на головы мужчин и женщин устанавливались конусообразные или шарообразные каркасы, наполненные смесью масел и благовоний. Под действием жары эта смесь таяла и стекала на волосы, увлажняя их и придавая любимый аромат. Египтяне любили свое тело и любовались им, ценили красоту и не хотели стареть, поэтому они умели красить волосы в черный цвет, скрывая седину. А женщины забирали свои остриженные волосы с собой в могилу, надеясь, что они будут служить и в загробной жизни.

Многое из того, чем пользовались древние египтяне, мы широко применяем в своей современной жизни. Да и поучения в адрес мужей актуально и справедливо звучат для нынешних жен, а профессия государственного служащего так и осталась весьма привлекательной для многих и многих наших современников, ничего не потеряв в глазах людей за четыре с половиной тысячи лет.

Литература:

  • Эрман А. Жизнь в Древнем Египте / Пер. с англ. И.А. Петровской. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2008.
  • Авдиев В. И. История Древнего Востока. М.: Высшая школа, 1970.
  • Бадж У. Жители долины Нила / Пер. с англ. А.Б. Давыдовой. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2009.

РЕМЕСЛА, ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

И НАЧАЛА НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ
В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ

Сельское хозяйство.

Уже в эпоху неолита (V тыс. до н.э.) египтяне научились выращивать ячмень и пшеницу, которые служили для приготовления основной пищи почти на всем протяжении древнеегипетской истории вплоть до эллинистического периода, и культивировать лен.

Основа древнеегипетского хозяйства – ирригационное земледелие. К эпохе Нового царства относится первое в мировой истории изобретение водоподъемного сооружения - шадуфа, типа наших деревенских «журавлей». До сих пор в Египте для подъема-передачи воды пользуются как шадуфом, так и деревянным колесом, вращаемом волами (привнесено древними греками), и металлическим спиралевидным колесом (от римлян).

Египтянам принадлежит приоритет открытия пчеловодства. Самое раннее свидетельство об организованном пчеловодстве – сер. III тыс. до н.э. Ульи изготавливались из полых конусов высушенного ила.

Гончарное производство.

Как и в современном Египте, изготовление керамической посуды начиналось с размешивания ногами глины, политой водой, к которой иногда добавляли для уменьшения вязкости глины, ее более быстрого высыхания и предотвращения при этой чрезмерной усадки изделия мелкорубленую солому. Под пальцами формовщика глиняная масса принимала форму мисок, чаш, горшков, кубков, кувшинов, сосудов большого объема с остроконечным или закругленным дном. Затем изделие сушили и обжигали в глиняных, больше человеческого роста печах. Красного тона сосудов достигали высокой температурой при бездымном обжиге или облицовкой из жидкой железистой глины.

В период Нового царства кувшины и сосуды стали расписывать различными сценами.

Стеклоделие.

Стекло, как самостоятельный материал, египтяне стали использовать со Среднего Царства.

Состав древнеегипетского стекла близок к современному (силикат натрия и кальция). Но древнее стекло содержало мало извести и кремнезема, больше окиси железа и щелочи, поэтому, с одной стороны, оно могло плавиться при более низкой, нежели сейчас принято, температуре, с другой – по большей части оно совсем не пропускало света и очень редко было прозрачным.

Перед тем как изготовить какое-либо изделие, египтянин брал кусок стекла и разогревал его. Затем форму будущего сосуда из песка облеплял горячим стеклом. Всё это насаживалось на длинный шест и прокатывалось. Если надо было сделать сосуд с узорами, наматывали на заготовку разноцветные стеклянные нити. Чаще всего такие сосуда делались из темно-синего стекла, а нити брали желтые, белые и голубые.

Для изготовления цветного стекла добавлялись красители. Белый цвет стекла получался прибавкой окиси олова, желтый – окиси сурьмы и свинца, фиолетовый – марганца. Медь в различных пропорциях окрашивала стекло в синий, зеленый или бирюзовый цвет. Оттенок синего получался добавлением кобальта.

Знали египтяне мозаику из стекла. Разноцветные стеклянные пластинки нагревались до сплавления, затем вытягивались – получались тонкие и длинные полосы.

Столярное дело.

Дерево в Древнем Египте использовалось очень широко: баржи, сани, полозья, рычаги, строительные леса, распорки, мотыги, колотушки, мотыги, сохи, коромысла, упряжки, клетки для животных, потолки, полы, колонны в жилых помещениях, двери, ножки и подлокотники кресел, подголовники, стулья, носилки, саркофаги, статуи, мелкая пластика и пр.

Из кедра, доставлявшегося из Ливана, сооружались колонны храмов и корабли. Интересно, что при строительстве корабля сначала связывали обшивку, а только потом встраивали корпус. По современным расчетам, чтобы транспортировать блоки баржа должна была иметь отношение длины к ширине 2:1.

Древнеегипетская мебель считалась ценным товаром и была известна в большинстве стран Древнего Востока. Считается, что настоящая мебель для сидения впервые появилась именно в Египте. Строгая и определенная форма мебели для сиденья вытекала из египетской манеры сидения: из-за узости одежды египтяне сидели выпрямившись, с плотно сомкнутыми ногами.

Привозной строевой лес (самшит, кедр, эбеновое дерево, кипарис, тис) был дорог, поэтому на изготовление мебели шли, как правило, местные породы дерева: акация, древесина пальм, тутовая смоковница, ива и др.

В раннюю эпоху появились низкие скамеечки и стулья (египтяне, как и иные восточные народы, любили сидеть или работать на корточках). В Египте впервые появляется стул со спинкой. Имелись парадные стулья, стулья с боковыми сторонами в форме шагающих зверей. Было несколько видов табуретов: с вогнутой поверхностью, соответствующей форме тела, с вертикальными ножками и перекрещивающиеся в форме «Х» и оканчивающиеся утиными головами, складные.

Скреплялись детали с помощью ремешков, полосок металла, бечевки, клея. Чтобы скрыть дефекты сборки, поверхность мебели сначала покрывали толстым слоем краски-замазки, затем белой или цветной краской.

Крышку, например, ящика просверливали трубчатым сверлом (прообразом нашего коловорота). Но египтянам не были известны тиски, верстак и рубанок.

В Позднее царство медь и бронзу в слесарных орудиях сменило железо.

Со времен Древнего царства египтяне умели изготовлять тонкую фанеру (до 5 миллиметров). Более того, в Новое царство листы фанеры вместо скрепления их деревянными гвоздиками стали склеивать. Клей извлекали из костей, кож, сухожилий и хрящей животных путем кипячения, выпаривания полученного отвара и охлаждения в формах, где он застывал в твердую массу. Обшитые фанерой стулья находили в гробницах.

Роспись на мебель наносилась непосредственно на дерево, после чего могла закрепляться лаком или воском. Обычно применялось однотонное раскрашивание. Сохранилось много изделий как примера имитации краской инкрустации или пород дерева. В Новое царство распространилась роспись по штукатурке (смесь мела и клея), которой грунтовалось дерево.

Необычайная тщательность выполнении - для инкрустации иного ларца требовалось до 20 тысяч вставок из кусочков слоновой кости и эбенового дерева.

Металлургия.

Медь, добываемая на Синайском полуострове, была мягкой, так как имела незначительные примеси мышьяка и марганца. Поэтому еще в ранние времена медь для улучшения ее качества стали переплавлять в открытых керамических или каменных формах. После отливки изделие подвергали холодной ковке. Процесс ковки вызывал изменения кристаллической структуры металла – и медь становилась тверже.

С появлением металлических щипцов стали ковать медь в горячем состоянии. При изготовлении, например, долота или кинжала, отковывали их режущий край для отточки и придания необходимой формы.

Так же с Раннего царства для покрытия деревянных изделий египтяне изготовляли тонкую листовую медь, пластины крепили гвоздиками.

Египтяне рано освоили литейное производство. Они достигли высокого мастерства в литье и холодной ковке меди. Из неё делилась сосуды, чаши, кувшины. Известны литые статуи.

Технология изготовления египтянами ювелирных изделий известна по предметам из погребений, росписям и рельефам, изображающим процесс выплавки металла, чеканки и обработки изделий.

Тщательно взвесив на весах золото и серебро, поступавших в виде колец, его передавали золотых дел мастерам. Чтобы получить разнообразные заготовки – проволоку для цепочек, пластинки и ленты для оправы камней, пластины для изготовления ваз и кубков, трубки для браслетов, слитки – металл плавили в тиглях над очагом. Открытый огонь раздували с помощью трубок, мехов-бурдюков. Растопленный металл выливался в изложницы на столе. Полученные слитки в виде кубов передавали кузнецам. И молот, и наковальня представляли собой большой и малый по размерам камень – с помощью этих примитивных инструментов выковывали бруски и пластины. Для получения проволоки прутья протягивали через волочила со всё более и более мелкими отверстиями. Для нанесения орнамента использовалась насечка, гравировка, золочение штамповкой, инкрустация, тиснение, зернь, травление.

Тонким слоем золота покрывали поверхность статуй или предметы мебели. Из цельнолитых золотых изделий скипетры фараонов или саркофаги (Тутанхамона).

В середине 3 тыс. до н.э. впервые в мире появляются металлические водопроводные трубы. Водосточные желоба в храмовых и пирамидальных сооружениях выкладывались медными листами без следов припоя. Листовой медью также выкладывалась внутренняя поверхность водосточных канав.

Кожевенное производство.

Из кожи делали ремни для крепления частей орудий труда и мебели, мешки, бурдюки, чехлы, футляры для папирусных свитков, сандалии, военные доспехи, конские сбруи, ошейники и пр.

После вымачивания и отчистки кожи от шерсти ее промазывали густым слоем жира, затем мяли – жир впитывался в поры кожи, которая становилась гибкой и мягкой. Окрашивались кожи преимущественно в желтый или красный цвет.

Ткацкое производство.

Благодаря климату, от Древнего Египта уцелело больше тканей, чем от всех древних цивилизаций вместе взятых.

В гробницах сохранились ткани из травяного и тростникового волокна.

Изо льна - ведущего материала - египтяне умели изготовлять несколько видов тканей – плотную и грубую парусину, мешковину, платьевую ткань различной плотности, вплоть до полупрозрачной. Качественные образцы древнеегипетских льняных тканей порой превосходят продукцию современных ткацких станков. Так, современная тончайшая шелковая ткань имеет тонину № 400, в повседневном обиходе мы пользуемся, как правило, ниткой № 40. В XIX веке утверждалось, что метрический номер 1000 является своего рода пределом возможностей получения тонкой пряжи изо льна при ручном прядении. Образцы льняной пелены из египетских саркофагов еще раннего периода достигали совершенно невероятного номера – 9000. То есть пряжа была в три раза тоньше волоса!

Египетское веретено представляет собой деревянный стержень с надетым на него каменным или глиняным пряслом. Работа велась как на горизонтальных, так и на вертикальных станках.

Транспорт.

Колесницы.

Легкие египетские колесницы имели большей частью четыре деревянные спицы и они использовались как боевые, гоночные и для выезда знати. Делали колесницы, как правило, из вяза. Открытый сзади кузов состоял из полукруглой гнутой деревянной рамы, затянутой кожаным плетением, и закругленного передка. Спереди колесница поддерживалась подпоркой, скрепленной ремнями с деревянным дышлом. Гоночная колесница имела только деревянный остов. Кузов колесниц фараона и боевых в нижней части и спереди был обтянут кожей или холстом, украшен позолотой, росписями по наложенной штукатурке. Ширина кузова колесницы из гробницы Тутанхамона была 1,2 метра, высота передней части кузова – 1,25 метра, диаметр колеса – 92 см.

Водный транспорт.

Египтяне изготовляли лодки из стеблей папируса, с каютой посередине и часто сдвоенной. Предполагают, что во время разлива Нила эти суда могли служить людям временными пристанищами.

Речные суда были прогулочными, грузовыми и связанными с отправлением религиозного культа, морские суда – грузовыми и военными.

Суда не имели ребер, то есть строились без шпангоута. Более того, не имели киля, а имели малую осадку, так как на Ниле отмели были не редкостью.

Декоративно-прикладное искусство

Египет исключительно богат разными породами камня. Поэтому их большие декоративные возможности рано привлекли египтян. Об этом свидетель­ствуют - и бусы из полевого шпата или агата, топорики из кремня, гранита, нефрита и красной яшмы. Небольшие сосуды вытачивались из горного хрусталя. Сохранилось несколько сот сосудов из алебастра. Минералы шлифовались с помощью цилиндрической трубки, заполнявшейся измельченным кварцем. Сохранились образцы каменных оконных решеток, водосточных труб, заканчивавшихся львиной головой – подобное позднее мы увидим у греков.

kК ранним временам относят каменные вазы из диорита, порфира, гранита, яшмы, стеатита. Вот только позднее по необъяснимым учеными причинам эта традиция прервалась (см. докум. фильм «Загадки Древнего Египта»).

Практически все ювелирные украшения имели то или иное символическое значение. Ювелирами часто имитировались амулеты природного происхождения (морские раковины, животные, растения), амулеты могли иметь форму частей человеческого тела, элементов мебели или ритуальных предметов. Например, джед – столб Осириса, символ постоянства и стабильности.

«Парадная» посуда в основном изготовлялась из черного или синего сланца, алебастра, редко из крапленого мрамора, маленькие кубки – из горного хрусталя. Из этих материалов изготовляли бокалы, чаши, тарелки, кувшины, миски и тазы (илл. 88).

Древнейшими стеклянными изделиями египтян считаются бусы. Наряду с изобретением и использованием многокрасочного стекла, мастера создавали прекрасные одноцветные стеклянные сосуды. Самым поразительным сосудом считается найденный в Амарне сосуд из синего стекла в форме рыбы, чешуя которой передана белыми, желтыми и синими выпуклостями.

Шедеврами ювелирного искусства считаются передники фараонов. Часто они изготавливались с использованием золота, драгоценных камней и техники перегородчатой эмали. Декорировка передников связана с орнаментом риши (с арабск. «перья») – символическому изображению перьев крылатых богинь или священных птиц, защищающих правителя.

Курительницы для благовоний изготовляли в виде вытянутой руки с емкостью для углей в ладони.

Очень распространены были чаши, блюда в виде круглых или овальных узоров: на дне их изображали лотосы, рыб, пр. В Новое царство получили широкое распространение косметические ложечки, выполненные в виде плывущей по воде обнаженной богини Нут, держащей в руках гуся (священную птицу своего мужа Геба) или цветок лотоса, из которого на рассвете рождается Солнце. Лампы могли иметь форму, например, па­пирусного челна или лилии. Были сосуды, полностью ис­пол­ненные в виде богов, рыб, птиц, животных (илл. 88-а).

Одно из достижений художественных ремесел Египта – изделия из фаянса. Уже со времен 1-й династии известны фаянсовые бусы и круглые игорные столики. Из фаянса изготовлялись кубки в виде цветков голубого или белого лотоса, который был воспет во всех видах египетского искусства. Изготовлялись ювелирные украшения из фаянсовых паст. Синий фаянс широко использовался для облицовки внутренних помещений.

Самые искусные украшения выполнялись из лазурита, египтяне любили бирюзовые тона.

Первые бронзовые зеркала были изготовлены около 29 века до н.э. В большом количестве дошли до нас зеркала, ручки которых выполнены в виду фигурки стоящей женщины или колонки (илл. 88-б). Зеркала, выполненные из золота и серебра, использовали при отправлении культов Хатхор и Мут, символизируя Солнце и Луну.

Мебель обычно украшалась плоскостным орнаментом, элементами которого были лотос, папирус, пальма, змея, коршун, скарабей и др. Гамма цветов ограничивалась красным, желтым, черным, коричневым голубым, зеленым и белым. Краски не смешивали, пользовались ими в чистом виде.

Из обстановки жилищ знати до нас дошли расписные или инкрустиро­ванные ларцы, мебель с украш­ениями из листового золота, тонкой резьбой и инкрустацией. Сундуки и саркофаги, помимо росписи, украшали геометрическим орнаментом, цветными фаянсовыми вставками, полудрагоценными камнями. В мебели можно встретить украшения из слоновой кости, перламутра. Ножки мебели могли иметь форму волчьих или львиных лап.

Влияние египетских форм мебели ярко выразилось в Европе в начале XIX века, когда стал складывать стиль ампир.

Отдельно о погребальной утвари как произведениях искусства.

Для мумии фараона или знатного лица был целый список необходимых украшений: золотая или серебряная маска (илл. 89), инкрустированная драгоценными камнями и стеклянной пастой, воротник из двух золотых пластин с перегородчатой эмалью, изображающий коршуна с распростертыми крыльями, ожерелья из золота и драгоценных камней и фаянса в виде многорядных бусин с застежками. Наиболее распространенными были пекторали в виде священного крылатого жука-скарабея с богинями (Исидой и Нефтис) по бокам (на оборотной стороне жука вырезали оправдательную речь умершего), сердца из лазурита на цепочках с именем покойного, массивные или полые браслеты для лодыжек, предплечий и запястий, кольца, амулеты и др. Помимо этого вместе с покойным в Страну Запада уходили миниатюрные модели эмблем, оружия, тростей, скипетров.

Саркофаги, общим весом до 10 тонн, имели форму прямоугольника, на них практически всегда изображали Гора, Маат, Осириса (илл. 90). Со Среднего царства саркофаги украшались золотом и драгоценными камнями. На крышках антропоидных гробов (то есть повторяющих форму человеческого тела-мумии (илл. 91)) обычно вырезалось и раскрашивалось рельефное изображение человеческого лица, рук, держащих амулеты (илл. 92, 93).

Мумия фараона с золотой маской покоилась в серебряном гробу, тот, в свою очередь, стоял в саркофаге из гранита. И гроб, и саркофаг повторяли очертания мумии. Сам саркофаг, с выгравированными на стенках глазами и дверьми, помещался в закрытом каменном прямоугольнике, на выпуклой крышке которого был изваян лежащий фараон с атрибутами Осириса, на внутренней - богиня Нут.

Особенности.

Одной из особенностей искусства египтян было близость памятников художественного ремесла к архитектуре, слияние в них принципов декоративного и монументального. Так, разновидность броши (пектораль) фараона со вставками из полудрагоценных камней воспроизводила в пропорциях портал храма. На погребальную и храмовую утварь были перенесены принципы архитектуры.

Другая характерная черта для всех видов египетского искусства, особенно для памятников художественного ремесла – повторяемость одних и тех же мотивов. Например, ножки мебели в виде копыт животных времен 1-й династии встречается на деревянной ложке и через две с половиной тысячи лет.

Третья особенность декоративного искусства – яркость цвета и сочетания ярких тонов, взятых по контрасту.

Образование.

Учебные заведения типа школ впервые упоминаются в период между Древним и Средним царствами. Они существовали при храмах, дворце фараона, с Нового царства – при крупных организациях управления. Но «школы» эти были «ведомственными»: в них готовили «специалистов» для тех сфер управления, которых создавали «учебные заведения».

Обучались в «школах» мальчики от пяти лет. Точный срок окончания школы пока не установлен. Через несколько лет учебы ученики могли выполнять обязанности писцов.

Основными предметами были чтение, письмо и счет. Обучение грамоте состояло в заучивании иероглифов, устного чтения (обычно читали хором нараспев) и выполнения письменных заданий. Объем знаний в разных школах был приблизительно одинаковым, но единой программы обучения не существовало.

Писали ученики тростниковой палочкой черной краской. Красной краской начинали новый абзац. Отсюда происходит выражение «красная строка». Сначала писали на черепках сосудов и обломках известняковых плит. По мере овладения письмом переходили на папирусный свиток.

Существовали в Египте «дома жизни». Утверждают, что подобные «дома» были практически во всех крупных городах Египта. Тщательное изучение текстов, в которых встречается термин «дом жизни», позволил одному из ученых сделать вывод, что это были скриптории, укомплектованные писцами высшей квалификации, где создавались религиозные, медицинские, математические и астрономические тексты. Другие утверждают, что «дома» представляли собой школу, библиотеку храма и архив, где помимо передачи знаний, составлялись сборники по искусству толкования снов, ведали художественным украшением храмов. Сохранились фрагменты книжных каталогов. Но ни один архив, ни одна библиотека древних египтян до наших дней не дошли.

Начала научных знаний.

Математика.

Развитие математических знаний в Египте носило чисто прикладной характер. Они нужны были писцам для начисления налогов, определения количества или размера земельных участков. Меры длины были следующие: локоть (длина предплечья до кончика среднего пальца), ладонь, пядь, палец, ступня. С 3-й династии известен «царский локоть» - 52,3 см. Уже счетоводы времен первой династии фараонов оперировали огромными величинами, язык и письменность имели особые слова, обозначающие 10000, 100000, 1000000. Египтяне умели определять поверхности прямоугольника, треугольника, трапеции. Число π они определяли в 3,16, то есть более точно, чем вавилоняне.

До нас дошли древнеегипетские математические тексты. Особо выделяется так называемый «Математический папирус» (Среднее Царство).

Крупным достижением египтян считается развитие десятичной системы исчисления. Суть ее в том, что числа делились на последовательные разряды, из которых каждый высший был больше предшествующего в десять раз. Для каждого разряда имелся свой знак. Цифры от 1 до 9 рисовались палочками («3» – I I I).

В написании больших чисел использовались иероглифы, изображавшие существа и предметы, чьи названия содержали те же согласные, что и названия соответствующих величин («10» – Ո – «путь для скота»; «100» - @ - «веревка»).

При такой цифровой системе удобно было производить сложение и вычитание.

Дробь для египтян это была всегда «единичная дробь», то есть одна часть какого либо числа. Например, <> или ¼.

В математике, прикладными средствами которой египтяне владели в совершенстве, неизменным в течение тысячелетий сохранялся принцип запоминания последовательности действий («Умножь 4 на 3, будет 12»). Этот принцип был универсален во всех видах задач, то есть абстрактен. При воспроизводящем характере деятельности за счет объяснения показом можно передать практически всё. (А умение передача умений «показом» не предполагают необходимость объяснения, ибо оно результат специально ориентированной интеллектуальной деятельности). Этого было достаточно и в ремеслах, и в живописи.

Построение прямого угла с помощью «египетского треугольника» с катетами 3 и 4 и гипотенузой 5 позволял добиться высокой точности разбивки и устройства шаблонов за много веков до оформления знаменитой теоремы в древнегреческой школе пифагорейцев.

Дошедшие до нас математические папирусы показывают, что египтяне знали дробные числа, однако лишь такие, у которых числитель – единица, умножение сводилось к сложению, а при делении определялось число, на которое следовало умножить делитель, чтобы получить делимое, арифметическая и геометрическая прогрессии, уравнения с двумя неизвестными.

Сохранились каменные и деревянные линейки нанесенной на них шкалой с делениями.

Вес измеряли гирями и весами. Самой распространенной мерой был дебен – 91 грамм. Для измерения объема зерна использовался бочонок на 4,5 литра, для вина, пива и молока – сосуд на 13 литров. Дорогостоящие жидкости измеряли единицами хену (около 0,5 литра).

География.

В древнем Египте появились зачатки географической систематизации. Юг считался передней частью земли, где скрыта голова/истоки Нила, север – задней, юго-восток – «страной бога» Ра. Материки Азии и Африки представлялись единым массивом четырехугольной формы, омываемым со всех сторон внешним или круговым морем, известная часть Европы – в виде группы островов. В 7 в. до н.э. была предпринята (по приказу фараона) попытка совершить плавание вокруг Африки.

Астрономия.

Помимо сохранившихся текстов, об уровне астрономических знаний египтян можно судить также по «карте ночного звездного неба» на потолках гробниц Нового царства, астрономическим «плафонам» в заупокойных храмах фараонов (с текстовыми комментариями к ним). «Звездные таблицы» на и в саркофагах должны были сообщать усопшему ночное время, иначе он перепутает, в каком месте подземного мира он в данный момент находится.

Условно названная как «Книга о загробном мире» повествовала о ритмах Вселенной, ночном движении Солнца и его вечном возрождении.

Для египтян небо выступало в трех ипостасях: богиня неба Нут; покоящийся на божественных опорах первоначальный океан Нун; великая небесная корова, выносящая из тьмы солнечный диск на своих рогах. Ежедневно по телу Нут – от пят ко рту - странствует в золотой ладье бог солнца Ра. Нут проглатывает заходящее солнце и на смену ему рождает звезды, покрывающие ее тело. Горизонт заполняют Луна, звезды и созвездия (деканы), которые при своем восходе указывают на наступление нового отрезка (по-нашему «часа») ночи, всего их 12.

Дневное и ночное время у египтян было разделено на двенадцать частей от восхода до захода солнца.

Считается доказанным, что ныне используемый григорианский календарь развился из древнеегипетского.

Сириус почитался с очень древних времен, считался небесным воплощением Исиды, «госпожи звезд». Она повелевает звездами-деканами, каждая из которых, как и Сириус, становится невидимой для человека на 70 дней. «Царем звезд» являлось созвездие Ориона (или по-египетски Сах), небесное воплощение Осириса.

Помимо Сириуса почитались пять основных планет. Первые упоминания Юпитера («Южная звезда неба») встречаются на крышке саркофага одного из вельмож 21 в. до н.э. Марс назывался «Красный Хор».

Верховный жрец Гелиополиса носил титул «Глава астрономов», и его церемониальная одежда была усыпана пятиконечными звездами. Главной заботой жрецов этого древнейшего религиозного центра была регистрация движения звезд, изучение годичного цикла движения Солнца по зодиакальной траектории, следили за прецессионным дрейфом звезд («покачиванием» земной оси, цикл которой в 25920 лет была определена по скорости медленного поворота 12 зодиакальных созвездий по отношению к точке восхода Солнца в день весеннего равноденствия). А «наблюдать и точно измерить скорость прецессии равноденствий – подвиг, который мог совершить лишь сосредоточенный на науке, интеллектуально развитый… народ, имевший давнюю традицию точных астрономических наблюдений». Они наблюдали наблюдение двух «путей» перемещения звездных тел во времени – «дрейф» звезд (меняется место и день их восхода из-за горизонта, что сопровождается изменением высоты, на которой они пересекают меридиан) и «дрейф» Солнца в западном направлении по эклиптике. Египтяне одними из первых в мире предприняли попытки изготовления часов.

Дневное время они определяли по солнечным часам (греч. гномон). Они состояли из двух соединенных вместе деревянных брусков. На одном бруске, располагавшемся на плоскости в направлении восток-запад, были нанесены деления. Другой был поставлен своей широкой стороной перпендикулярно к первому в направлении север-юг. Тень, отбрасываемая вертикальным бруском, попадала на деления горизонтального бруска. Таким образом фиксировалось дневное время.

Для определения ночного времени в храмах использовались водяные часы (греки называли их клепсидра), самые древние относятся к началу 16 в. до н.э. Представляли они собой (илл. 93-а) алебастровый сосуд с небольшим отверстием внизу. Клепсидра наполнялась с наступлением ночи, к утру воды вытекала полностью. На внутренней стороне часов вырезаны 12 колонок текста и метки для 12 частей ночи. При нанесении меток учитывалось сезонное изменение продолжительности ночи.

На основе наблюдений за появлением на небосклоне Сириуса был изобретен сельскохозяйственный календарь. Высоту паводка отмечали на ниломерах. Один из них – близ Мемфиса – представлял собой колодец, выложенный из одинаковых по размерам квадратных камней: вода в нем поднималась и опускалась вместе с поднятием или понижением вод Нила.

Медицина.

Греки и римляне считали Египет родиной медицины, начало которой современные ученые относят примерно к 25 в. до н.э., когда появились древнеегипетский диагностический справочник хирурга и два медицинских трактата. В эпоху Среднего царства имелись лечебники даже для животных.

Но как в любом древнем обществе, медицина одновременно заключала в себе и реальное врачевание, и магию. Во время лечения больные часто проводили в специальных помещениях при храмах – «залах сна» - где во сне им являлось божество, несущее или исцеление или совет, как побороть заболевание. Многие рецепты, по мнению египтян, имели божественное происхождение.

Одна из главных причин (если не главная) достижений египтян в области медицины – в необходимости при мумифицировании освобождать тело от быстро разлагающихся внутренних органов. Вскрытие запрещалось многими иными религиями вплоть до Нового времени. Однако в области анатомии знания египтян оказались весьма ограниченными, ибо для них омытый водами Нила труп считался священным.

«Начала тайн врача – знание хода сердца, от которого идут сосуды ко всем членам», - говорится в медицинском папирусе 16 в. до н.э. Средоточием разума считалось сердце, а функция почек египтянами так и не была установлена.

С Древнего царства существовали придворные врачи и лекари. Тогда же в лечебном деле появилась специализация врачей («утробных», глазных, ветеринаров и т.д.). Геродот писал, что специализация врачей в Египте была обязанностью.

Чаще всего врачами были мужчины.

Самым распространенным физическим недостатком египтян были плохие зубы. С древности дантисты занимались протезированием, скрепляя зубы золотой проволокой. Ставились подобия золотых коронок, пломбировались зубы, сверлили при операциях челюсть.

Осуществлялась трепанация черепа. Пользовали антибиотиками, содержавшимися в заплесневелом хлебе для лечения воспаленных ран.

Дошли до нас трактаты по гинекологии. Текст 21-19 вв. до н.э. упоминает контрацептивы (самые безобидные: «часть экскрементов крокодила, смешанная с молоком», инъекция смеси соды-натрона и меда). В Берлинском папирусе середины 16 в. до н.э. исследуются протекание ревматизма, кровеносные сосуды, и в нем же приводится древнейший в истории человечества тест на беременность (например, если прорастают посаженные зерна ячменя, ежедневно поливаемые женской мочой, значит, будет мальчик; если ростки ячменя и пшеницы погибают, - женщина не беременна).

В медицинских папирусах 16 в. до н.э. приводятся сотни предписаний и рецептов по лечению кишечно-желудочного тракта, сердца, переломов, смещений, дизентерии, лихорадки, цинги, диабета, ожогов, язв, воспаления легких, кожных заболеваний, половых инфекций, укусов (от комара до бегемота), венерических заболеваний, водянки и т.д. В них же можно найти указания, как изменить цвет кожи, избавиться от родинок, усилить рост волос, покрасить волосы. Неизвестный автор одного из текстов состояние сердца определял по пульсу.

Египетский врач мог прописать больному припарки, ингаляцию, полоскание, микстуру, пластырь и пр. Лекарства составлялись по рецептам в виде настоев на молоке, пиве и меде. При операциях использовались хирургические инструменты, изготовленные из тщательно отполированной бронзы или серебра. Имелись скальпели, щипцы, пилы, ножи, иглы. По египетскому обычаю, лезвиями производили обрезание у мальчиков. При переломах применялись различного рода лубки – из льняных бинтов, пропитанных смолой, деревянные.

Египетские жрецы были главными хранителями священных тайн, традиций и культуры Древнего Египта, они владели древними, тайными, могущественными знаниями в области астрономии, физики, химии, математики, медицины. Жрецы возглавляли принадлежавшее им школы в Мемфисе, Саисе, Фивах и Гелиополисе.
Владея тайными знаниями, они посвящали в них только своих учеников. Простому народу эти знания были недоступны. Учеба для получения жреческого сана была трудной, обучение начиналось, когда будущему жрецу не было четырех лет, а заканчивалось к двадцати годам.
Жрецы высших санов удостаивались титула Ур - "высокий, возвышенный", Самый известный жрец Маа - Имхотеп, строитель ступенчатой пирамиды Джосера. Он был главным провидцем и носил высший титул Ур Маа.
Особую роль играли жрецы Ур Хеку - "обладатель священных сил". Они были хранителями Божественной Силы и могли передать её предметам - "освятить", а также помочь больным в исцелении. Жрецы Кхер Хеб выполняли обязанности храмовых писцов и были хранителями священных книг. Они отвечали за копирование и сохранность свитков храмовой библиотеки и почитались как хранители "слов силы" - священных слов, обладающих особыми возможностями.
Жрецы выбирали благоприятное время для посева и сбора урожая, они определяли точное время разлива Нила, В составлении прогнозов использовались данные храмовых библиотек, где хранились подробные наблюдения за астрономическими явлениями.
Древние египтяне были искусными медиками и самым здоровым народом Древнего мира. Однако медицина была для них не просто профессией, а священной наукой. Египтяне считали, что выздоровление больного зависит не только от врачебных умений, но и от божественной воли, Поэтому целители Древнего Египта были не только врачами, но и жрецами, помимо премудростей лечения они изучали священные тексты.
Жрецы владели ритуальной заупокойной магией и обслуживали некрополи и гробницы. Древние египтяне верили, что после смерти физического тела человека - Кат, остается жить его имя - Рен, душа - Ба (вечная жизнь) и энергетический двойник человека - Ка (астральный план). Ка -уходит, как и Солнце, в страну мрака на запад - Дуат (загробный мир), где и пребывают души всех умерших. Считалось, что жрецы могли влиять на посмертное существование Ка тайными мистическими заклинаниями и ритуальной магией. Они умели мумифицировать тела умерших, клали возле них специальные фигурки - "ушебта", изображающие человека, которые оберегали Ка в загробном мире.
Жрецами использовались тайные мистические психотехники заклинаний и колдовство. Существовала культура амулетов, снадобий, магических изображений и заговоров, предохраняющих от различных заболеваний. Лечение выполнялось с учетом астрономических факторов - расположения звезд, созвездий, Солнца, Луны и планет. Древнеегипетские жрецы владели искусством предсказания, магического управления погодой и астрономическими явлениями.
Первыми жрецами Египта были атланты, которые могли общаться с Духовным Космическим Разумом - Богом и именно они построили пирамиды Хефрена, Хеопса и Миккерина, в которые заложили знания древних атлантов. Жрецы использовали пирамиды для мистерий, которые тайно проводятся и сейчас. Жрецы Атлантиды жили до 500 лет, они знали, что Бог един и передали египтянам знания о путешествиях души в потустороннем мире, изложив их в египетской "Книге мертвых".
Пирамиды Гизы, построенные жрецами-атлантами, выполняют роль стражей Земли, они как антенны, принимают и передают энергии Космоса.
Пирамиды выполняют замысел Бога. Они дают возможность человеку задуматься о смысле жизни, почувствовав величие и загадочность необыкновенных сооружений. Они содержат в себе зашифрованные знания, которые будут открываться людям по мере их духовного роста. Внутри пирамиды Хеопса находится капсула, в которой содержатся документы, подтверждающие, что пирамиды строились по чертежам жрецов - атлантов, и когда эти знания откроются людям, начнётся новый этап развития цивилизации на Земле.
Египетские пирамиды хранят в себе множество тайн и загадок, они служат важнейшим источником информации о событиях, происходивших в далеком прошлом. Большая пирамида Хеопса ориентирована так, чтобы в дни весеннего (20-21 марта) и осеннего (22 -23 сентября) равноденствий солнце точно в полдень показывалось на вершине пирамиды, как бы венчая собой огромный Храм. В Великой пирамиде египетскими жрецами проводились мистерии Осириса и Исиды.
Посвящение учеников происходило в подземных помещениях, которые располагались под пирамидой. После того как адепт усваивал определенный объем знаний, его подвергали испытаниям в подземных лабиринтах. Затем избранный жрецами ученик попадал в тайное святилище, где он под страхом смерти клялся никогда не делить свои знания с непосвящёнными. Только после этого жрецы открывали ему главные тайны, первой из которых был догмат о едином Боге. Кроме того, жрецы учили вновь посвященного предсказывать по звездам будущее и вступать в контакт с космическими силами.
Друнвало Мельхиседек, учёный, эколог, эзотерик, в книге "Тайная Египетская мистерия" пишет; "Древние Египетские мистерии учат, что божественные энергии исходят на вершину Великой пирамиды, которая уподобляется перевёрнутому дереву с кроной внизу и корнями наверху. Из этого перевёрнутого дерева божественная мудрость распространяется вниз по наклонным сторонам и растекается по миру. Треугольная форма пирамиды подобна позе человеческого тела, которую оно принимает во время традиционных медитаций. Большая пирамида по замыслу жрецов уподоблялась Вселенной, её верхушка - человеку, тянущемуся к Богу. Через мистические коридоры и камеры Великой пирамиды проходили инициированные, они входили как люди, а выходили как Боги".
Некоторые исследователи египетских пирамид полагают, что жрецы использовали, свое умение предсказывать будущее ради блага не только своих современников, но и будущих потомков. И для того чтобы донести до нас важную информацию, они использовали именно пирамиды. В качестве доказательства подобной теории ученые приводят результаты сопоставления размеров, пропорций и расположения секретных внутренних комнат в пирамидах, факт ориентировки пирамид относительно сторон света, закономерность в совпадении их численных обозначений с известными датами в истории развития человечества.
Исходя из этого исследователи сделали вывод об истинном назначении пирамид, которое, по их мнению, заключается в стремлении предупредить человечество о грядущих катаклизмах и связано с пророческими предсказаниями
египетских жрецов, а также с посланиями, зашифрованными не только в письменах, но и в самих пропорциях пирамид и их ориентировке по сторонам света. Поддерживая связь с Космосом, египетские жрецы сумели вычислить грядущие события за многие тысячелетия до их свершения.
Что же оставили нам в наследство египетские жрецы - атланты? Египтологу Бэзилу Девидсону удалось расшифровать текст коптской рукописи, в которой древние строители Большой пирамиды передавали полученную от жрецов информацию о достижениях наук, положении звезд и событиях, произошедших в Египте. Сведения, содержащиеся в рукописи, совпадают с информацией, полученной в результате сопоставления пропорций пирамид.
Джон Тейлор, основоположник науки пирамидологии, в 1859 году "осознал, что архитектором Великой пирамиды был не египтянин, а израильтянин, действовавший согласно Божественному велению. Возможно, это был сам Ной. Тот, кто построил Ковчег, был самым компетентным из людей для руководства постройкой Великой пирамиды".
В 1864 году известный астроном Чарльз Пиацци Смит выдвинул идею, согласно которой Великая пирамида хранит секреты понимания библейских пророчеств от начала времен и до второго пришествия Христа.
В 1993 году бельгийский ученый Роберт Бьювел сделал ошеломляющее открытие. Он заметил, что расположение трех пирамид Гизы соответствует положению трех основных звезд в поясе Ориона, которые находятся над линией горизонта только тогда, когда они пересекают меридиан Гизы. Компьютерный анализ, проведенный Бьювелом, показал, что размещение монументов Гизы соответствует карте неба, как она выглядела около 10450 года до н. э. Это позволило ученым сделать вывод о том, что именно тогда и были возведены пирамиды.
Знаменитый прорицатель Эдгар Кэйси утверждал, что Сфинкс был сооружён приблизительно в то же время, что и пирамида Хеопса. "Сфинкс обращен лицом точно на ту точку в небе, говорил он, где около 10450 года до нашей эры сияли на строго определенном месте над линией горизонта три звезды из пояса Ориона. Сфинкс - ярко выраженный "дополнительный маркер", указывающий на данную точку".
Эдгар Кейси писан: "Важнейшая для современного человечества информация должна быть найдена в основании левой передней лапы Сфинкса, но не в подземных тоннелях под ним. Информация заложена в краеугольном камне основания этой лапы. Тоннели под Сфинксом, пока не известные вам, тоже несут в своих конфигурациях информационную нагрузку. Однако капсула с посланием потомкам находится под левой передней лапой...".
Тоннели под Сфинксом действительно были найдены. Используя сейсмическое оборудование, исследователи обнаружили под передними лапами Сфинкса камеру, из которой выходил тоннель, в одном из колодцев на глубине 32 метров был найден вход в тоннель. Там стоял саркофаг из черного гранита. Однако о "капсуле с посланием потомкам" так ничего пока и неизвестно.
Множество неразгаданных тайн и загадок оставили человечеству жрецы-атланты, зашифровав их в древнейших сооружениях - пирамидах.
Человечество повторяет путь адепта, ищущего посвящения в тайны египетских мистерий. При этом путь для адепта и человечества один и тот же, он зашифрован в архитектуре Великой пирамиды. Различие лишь в одном, путь, который адепт проходит в пространстве Пирамиды, человечество проходит во Времени.

История… Много ассоциаций вызывает это слово - огромные библиотеки книг, пыльные фолианты, хрупкие свитки, хранящие секреты древних цивилизаций. История - это область таинственного и неразгаданного прошлого, понимание и знание которого может дать ключ к событиям будущего. Зачастую история представляется сухим набором фактов и событий - внешние войны, внутренние реформы, восстания. Однако в любом учебнике есть параграфы, посвященные социально-культурной жизни общества, и не стоит их игнорировать и недооценивать их значимость. Ведь история - это, прежде всего, люди, которые ее создают. Каким был быт земледельцев и ремесленников в Древнем Египте? Об этом и пойдет речь в статье.

Цивилизация Древнего Египта

Мистическим ореолом загадочности окружены древние цивилизации, отдельные аспекты их жизни до сих пор остаются тайной. Многих исследователей, ученых, да и просто любителей истории привлекает цивилизация Древнего Египта - одна из древнейших мировых цивилизаций. Зародилась она в середине IV тысячелетия до н.э. на северо-востоке Африки вдоль нижнего течения Нила. Окруженная естественными границами (Нильские пороги на юге, Средиземное море на севере, горные цепи и тропические пустыни на западе и востоке) египетская цивилизация представляла собой огромный оазис среди засушливых пустынь. Процветание Древнего Египта во многом было связано с сезонными разливами Нила, наполнявшими почву влагой и приносившими плодородный ил. В начале июня в водах Нила появлялись водоросли, которые окрашивали реку в зеленый цвет, затем в Нил попадала вулканическая пыль, придавая воде красноватый оттенок. Уровень воды поднимался, и река выходила из берегов, заливая долину. В октябре уровень воды начинал снижаться. Благодаря таким природным условиям почвы нильской долины были благоприятны для земледелия. Вся экономика Древнего Египта основывалась на продуктивном сельском хозяйстве.

Ирригационная система

Чтобы с максимальной пользой использовать нильские воды, египтяне разработали первую в истории систему орошения. Они сооружали земляные насыпи, разделявшие поля, прокладывали специальные стоки и каналы к своим участкам. При разливе Нила вода поступала именно туда, куда ее направляли при помощи этой системы каналов, задерживалась в квадратах, образованных насыпями, питая и насыщая землю влагой и плодородным илом. С высоты птичьего полета вся страна была похожа на шахматную доску. Ирригационная система защищала от наводнений города и сады, направляя потоки воды в нужное русло. Кроме прочего, она также позволяла решить проблему питьевой воды.

Необходимость сооружения и обслуживания ирригационной системы требовала колоссальных усилий и вынуждала земледельцев объединяться. Так появились номы - объединения земледельческих общин. По мере их развития внутри происходило социальное расслоение - постепенно выделялась верхушка вельмож, бравших на себя руководящие функции, а сами номы объединялись. Таким образом, создание единой ирригационной системы явилось предпосылкой для возникновения централизованного государства в Египте.

Социальная структура древнеегипетского общества

Социальная структура древнеегипетского общества похожа на египетскую пирамиду: на вершине располагается фараон, ниже - чиновники, жрецы и военачальники, далее - номовая знать, затем земледельцы и ремесленники, в самом низу пирамиды - рабы.

Большинство населения - земледельцы и ремесленники. Как жили в Египте эти люди? Они своим трудом кормили не только семью, но также фараона, его многочисленных слуг и армию. Чем занимались земледельцы в древнем Египте? А ремесленники? Об этом пойдет речь далее.

Календарь земледельческих работ

Итак, как жили земледельцы и ремесленники в Египте? Давайте сначала поведем речь о первых. Вся сельскохозяйственная жизнь Древнего Египта зависела от разливов Нила. В ноябре, когда поля освобождались от воды, можно было приступать к работам - земли обрабатывались, высаживался урожай. В марте-июне современного календаря в Древний Египет приходила засуха, что означало наступление поры сбора урожая и уплаты налогов - самые первые колосья отдавались вельможам. В это же время проводили профилактический ремонт ирригационной системы, готовясь к новому разливу Нила. Пока поля были покрыты водой, труд земледельцев в Древнем Египте был сосредоточен на возведении храмов и гробниц фараонов и знати.

Орудия труда древнеегипетского земледельца

Благодаря плодородному слою ила земля была настолько мягкой, что вспахивать ее можно было даже легким деревянным плугом. По засеянным участкам прогонялся домашний скот, который втаптывал в землю зерно, что позволяло уберечь посев от птиц. Созревшие колосья нужно было как можно скорее убрать с поля, поскольку нередки были нашествия мышей и саранчи. Для уборки зерновых культур использовался серп, первоначально представлявший собой деревянное основание с кремниевой или бронзовой вкладкой, позже появились бронзовые и медные серпы. Обмолот зерна также осуществлялся при помощи домашнего скота - его пускали топтать и теребить срезанные колосья. Затем зерно провеивали - зачерпывали деревянными лопатами и подбрасывали вверх, чтобы ветер унес ненужную шелуху и мусор. Большая часть собранного урожая шла на уплату налогов.

Распорядок дня земледельца

Как проходил день земледельца в Древнем Египте? Работа начиналась с восходом солнца, а заканчивалась после заката. Позавтракав, мужчины отправлялись в поле, чтобы обрабатывать землю, удалять сорняки, сеять, поливать растения, таская целые ведра воды из оросительных бассейнов. Когда солнце поднималось в зенит, можно было сделать небольшой перерыв, перекусить и выпить воды, отдохнуть в тени под навесом. А потом - снова за работу. Посевные работы - тяжелый труд, поэтому ложился он только на мужские плечи. Женщины работали на гумне, провеивая по ветру обмолотое зерно. Дети, пока не вырастали, помогали в хозяйстве, собирая топливо для домашнего очага - сухую траву, сучья, навоз.

Выращиваемые культуры и личное хозяйство

Из зерновых культур древнеегипетские земледельцы сеяли пшеницу и ячмень, занимались также выращиванием льна для изготовления ткани.

На садовых участках семьи высаживали лук-порей, фасоль, тыкву, дыни, огурцы, салат-латук. Распространены были виноград, финики, смоковница.

Некоторые семьи на своих участках занимались разведением овец, коз или свиней, домашней птицы (гусей, уток, голубей) и даже пчел в специальных глиняных сосудах.

Пища древних египтян

Хозяин дома, как правило, просыпался раньше остальных домочадцев и завтракал один, сразу после умывания. Пищей ему служили ячменные лепешки, мягкий и вкусный хлеб из кислого теста, который египтяне научились выпекать первыми, и ячменное пиво или квас. Изредка по праздникам на столе было мясо.

Женщины вставали позже, завтракали фруктами и чистой водой.

Обед обычно состоял из хлеба, овощей и фруктов, птицы или рыбы и пива.

Обычным лакомством для небогатых слоев населения были сладкие фрукты, корневище или стебель папируса.

Одежда

Жаркий климат позволял египтянам обходиться минимумом одежды.

Женщины носили платья наподобие сарафанов - прямые длинные рубашки из грубой ткани - калазирис.

Мужчины носили набедренные повязки - схенти. Голову прикрывали льняной повязкой или шапочкой, или специальным париком.

Ходили египтяне в основном босиком, плетеные сандалии появились позже и высоко ценились - их нередко несли с собой в руках, обувая лишь достигнув места назначения.

Носили земледельцы и различные украшения из бронзы и керамики.

Дом древнеегипетского земледельца

В каких домах жили земледельцы в Египте? Величественные пирамиды древнеегипетских фараонов, построенные из камня, отлично сохранились до наших дней и будоражат мысли и воображение исследователей. Но камень шел только на строительство усыпальниц и храмов. Для остальных нужд использовались глиняные кирпичи, изготавливаемые из воды, земли и соломы с добавлением глины и нильской грязи.

Пол вытаптывался ниже уровня земли, на входе делались ступени. Теплоизоляционные свойства сырцового кирпича и полуподвальное расположение дома позволяли поддерживать в полуденный зной достаточно комфортную температуру внутри дома. Окнами служили небольшие квадратные отверстия под потолком. Для освещения использовались лампы, заправляемые оливковым маслом или маслом клещевины.

Ремесленники

Теперь вам известно, как жили земледельцы. И ремесленники в Египте не пировали. Их жизнь также была непростой.

В 1905 г. было обнаружено целое поселение ремесленников, занятых на строительстве храмов Долины царей. Его изучение позволило археологам и историкам составить картину жизни ремесленников в Древнем Египте. Населявшие Дейр-эль-Медину, они занимали более привилегированное положение по сравнению с остальными. За свою работу они получали плату продуктами (зерном, рыбой, мясом), тканями или серебром.

Трудились ремесленники в специальных мастерских, принадлежавших египетской знати. Там их работой руководили мастера, оценивавшие качество изготавливаемых изделий, а писцы строго вели учет расходуемых материалов. В свободное от заказов время ремесленники могли подрабатывать, выполняя заказы частных лиц, ведь им, как и земледельцам, нужно было платить довольно высокие налоги. А где жили ремесленники в Древнем Египте? Часто бывало, что жили и трудились они в одной мастерской. Или же имели отдельную, но очень скромную хижину.

Виды ремесел Древнего Египта

Чем занимались ремесленники? Высоко ценились в Древнем Египте ювелиры. Они обслуживали нужды фараона, знати и жрецов, создавая удивительные украшения и культовые предметы - статуи египетских богов покрывались золотом и инкрустировались драгоценными камнями, жертвенные чаши выполнялись из серебра, гробницы фараонов наполнялись многочисленной золотой утварью, призванной служить усопшему после его смерти в загробном мире. Это ремесло нередко передавалось по наследству от отца к сыну.

Кузнецы делали оружие и орудия труда из меди и бронзы, позднее - из железа.

Еще чем занимались ремесленники? Плотники работали в основном на привозном сырье - ведь в Египте росли только пальмы, древесина которых шла на изготовление обычной простой мебели. Для нужд двора в страну экспортировалась сосна и черное дерево.

Гончары наладили массовое производство утвари, нередко украшали ее глазурью или рельефами.

Ткачи плели льняные полотна. Существовала даже специальная краска для окрашивания тканей. Кожевники, корабельщики, сапожники - простые ремесленники, как и земледельцы, трудились с раннего утра до глубокой ночи.

Не нужно забывать и о ремесленниках, занимавшихся обработкой тростника и изготовлением папируса, который сохранил для нас многие ценные сведения древнеегипетской истории.

Рыночные отношения

Разделение труда в обществе предполагает дальнейший обмен товарами и услугами между представителями различных профессий и ремесел. Денег в Древнем Египте не существовало, но был их эквивалент - вероятнее всего, стоимость того или иного изделия измерялась весом зерна.

Труд ремесленника в Древнем Египте был нелегок, но хорошо оплачивался, а сами они пользовались уважением в обществе. Несмотря на некоторую примитивность инструментов, качество работ древнеегипетских мастеров было очень высоким.

Теперь вам известно, как жили земледельцы и ремесленники в Египте. Их жизнь нельзя назвать простой и беззаботной. На плечи ложилось содержание многочисленной фараоновой знати и войска. Уплата налогов была тяжелым бременем для простолюдинов, им приходилось трудиться целыми днями, чтобы прокормить свои семьи. Но именно благодаря их трудам и усилиям Древний Египет смог достигнуть такого небывалого расцвета и величия и оставить памятники древности, дошедшие до наших дней.

Медицинская практика в Древнем Египте была настолько развита, что многие из наблюдений и обыденных процедур западный мир не мог превзойти на протяжении столетий после падения Римской империи. Именно древнеегипетская медицина стала источником знаний для врачей Древней Греции и Рима.

Египтяне понимали, что болезнь можно лечить фармацевтическими препаратами, признавали лечебный потенциал массажа и ароматерапии, придавали важное значение чистоте при лечении пациентов.

О том, что источником болезней и инфекций могут служить бактерии, стало известно даже позже изобретения микроскопа - только в XIX веке, когда эта теория была подтверждена Луи Пастером и доказана работой британского хирурга Джозефа Листера. Однако еще до их заявлений венгерский врач Игнац Земмельвайс в XIX веке предполагал, что сократить смертность среди пациентов врачи могут, просто вымыв руки перед осмотром или операцей.

Древние египтяне наверняка согласились бы с идееи Земмельвайса, поскольку очень высоко ценили чистоту. В Древнем Египте смертность после медицинских процедур была, вероятно, меньше, чем в любой европейской больнице в христианскую эру.

Травмы и болезни

Египтяне хорошо понимали, как справляться с травмами, но с болезнями все было гораздо сложнее. Когда человек ранен, легко проследить причину и следствие, а затем вылечить. Однако когда человек болен, причина менее ясна, и диагностика была большой проблемой.

Причину болезни обычно понимали как следствие греха или нападения демонов. Поэтому первые «врачи» пытались избавить пациента от недуга чтением заклинаний. Кроме того, в ход шли амулеты, подношения богам, татуировки и статуэтки, призванные отгонять злых духов или успокаивать богов, вызвавших болезнь.

С тех времен сохранилось множество папирусов, в которых записаны заклинания. В некоторых из них можно обнаружить и практические способы лечения. Так, например, папирус , датируемый 1200 годом до н.э., предписывает больным раком употребление марихуаны.

Другой папирус , написание которого ученые относят к 1570-1069 годам до н.э., описывает первые в истории способы контрацепции и тесты на беременность.

В густонаселенной долине Нила были широко распространены инфекционные заболевания. Практически все население Египта тогда проживало на узкой полоске суши вдоль реки, которая иногда составляла всего несколько сотен метров в ширину. Болезни можно было различать в зависимости от времени года.

Оспа, дизентерия, брюшной тиф и желтуха чаще всего настигали египтян весной и летом. Каждый год богиня Исида проливала слёзы по своему покойному мужу Осирису, а уровень воды Нила повышался с середины июля по сентябрь. Вместе с плодородным илом, который помогал египтянам выжить, река приносила с собой специфический набор заболеваний, главным из которых, вероятно, была малярия – основная причина смертей поздней осенью. Более прохладная погода зимой благоприятствовала началу респираторных заболеваний.

Одной из самых распространенных жалоб среди египтян были глазные инфекции. Боролись с ней при помощи бактерицидной краски для глаз и лекарствами из человеческого мозга. Вот как выглядит один из универсальных рецептов, следование которому должно было избавить не только от глазной инфекции, но и вообще всех проблем в организме: «Человеческий мозг разделить на две его половины, смешать половину с медом, намазать на глаз вечером. Высушить вторую половину, просеять, мазать на глаз утром».

Тяжелый физический труд наносил огромный вред суставам и костям рабочих. Те, кто доживали до старости, становились жертвами тех же недугов, каковыми до сих пор страдают пожилые люди: сердечно-сосудистые заболевания, артрит и, вероятно, деменция.

Ограниченная диета вызывала или усугубляла ряд заболеваний, а в некоторых случаях даже приводила к смертельному исходу. В древнеегипетской истории были времена, когда голод распространялся по всей стране. Данные древних папирусов стоматологов свидетельствуют о том, что в течение большей части таких периодов состояние здоровья населения значительно ухудшалось, но с более активным внедрением сельского хозяйства эти проблемы сводились на нет.

Скудность диеты влияла и на рост египтян. Среднестатистический рост мужчин не превышал 160 см, женщин – 150 см.

Профессия врача

Ничего определенного не известно о том, как врачи получали свои медицинские знания. Историки предполагают, что после того, как египтянин получил профессию книжника, он становился учеником практикующего целителя. Также существует мнение, что «дома жизни», связанные с богиней Сехмет , покровительницей врачей, были учебными центрами для врачей.


Богиня Сехмет, барельеф

Целителями в Древнем Египте могли стать и мужчины, и женщины. Первым врачом, позднее обожествленным, был Имхотеп, который совмещал написание медицинских трудов со строительством ступенчатой пирамиды Джосера в Саккаре и был еще и известным архитектором.

Именно Имхотеп стал родоначальником светской медицины: он утверждал, что болезнь зарождается естественным образом и никак не связана с духами или местью богов.


Статуя Имхотепа

Врач должен был быть не только грамотным, но и чистым душой и телом. В Египте их называли «вабау» – ритуально чистыми: они должны были купаться так же часто и тщательно, как и верховные жрецы.

У каждого доктора была своя специальность, однако выделялись «суну» – врачи общей практики, и «сау», которые специализировались на магических ритуалах. Акушерки, массажисты, медсестры, обслуживающий персонал и провидцы также помогали врачу.

Акушерство, по всей видимости, было единственной женской профессией в Древнем Египте. Изучив медицинские тексты, которые писали в основном мужчины, ученые обнаружили, что в них много информации по гинекологии в целом, но ни в одном не описано акушерство. Кроме того, мужчин никогда не изображали в сценах родов.

Свидетельства медицинского обучения акушерок нет. В Древнем Царстве (период правления фараонов III-VI династии) слово «акушерка» связано с медсестрами, которые помогали доктору, однако после этого периода связь этих двух профессий утратилась. Акушерками могли быть женщины-родственники, друзья или соседи. По-видимому, они не считались медицинскими специалистами.

Работу медицинских сестер могли выполнять как мужчины, так и женщины. Египтяне очень уважали именно медсестер, хотя, как и в случае с акушерками, нигде не сохранилось свидетельств о школе или профессиональной подготовке. Больше всего ценились медсестры-кормилицы.

Женщины регулярно умирали во время родов, и в юридических документах того времени были соглашения между кормилицами и семьями о заботе о новорожденном в случае смерти матери. Няням, которые помогали с воспитанием детей, оказывалось такое уважение, что во времена Нового Царства (эпоха наивысшего расцвета древнеегипетского государства) их связывали с божественным.

Лечение зубов

Древнеегипетская стоматология выросла из сложившейся медицинской профессии, но особенно широко она не развивалась. Древние египтяне страдали от проблем с зубами на протяжении всей истории цивилизации, но почему стоматологов было недостаточно много (или упоминали о них слишком редко), до сих пор не ясно.

Первым известным в мире стоматологом стал Хесире – главный зубной врач при дворе Джосера (ок. 2700 г. до н.э.). Проблемы с зубами возникали в основном из-за употребления в пищу грубого хлеба и неспособности полностью убрать песок из своей пищи. Стоматологи использовали для лечения зубов мед и травы, предположительно, чтобы остановить инфекцию или облегчить боль. У некоторых мумий были обнаружены зубные мосты и золотые зубы. Неизвестно, были ли они во рту при жизни владельца, или добавлялись в процессе бальзамирования.


Хесире

Правительница Хатшепсут (1479-1458 гг. до н.э.) умерла от абсцесса зуба. Такие случаи были нередкими и среди ее подданных. Предполагалось, что зубные боли и другие проблемы вызваны зубным червем, которого нужно было изгнать магическими заклинаниями. Эта вера, скорее всего, возникла в Месопотамии, в частности, среди шумеров, в клинописных записях которых были обнаружены заклинания против зубного червя.

Помимо магии, египетские стоматологи в своей работе использовали целебную силу трав. Так, чтобы избавить своих пациентов от неприятного запаха изо рта, они готовили жвачки из меда, корицы, мирры, ладана и пиньона. Есть доказательства удаления зубов с опиумом, используемым в качестве анестетика.

Медицинские инструменты

Вера в магию глубоко укоренилась в египетской культуре и считалась естественной и нормальной, как любой другой аспект жизни. Бог магии Гека был также богом медицины. На всех изображениях он несет посох, обвитый двумя змеями. Этот символ впоследствии перешел к грекам, которые связали его с богом исцеления Асклепием, который сегодня известен как кадуцей медицинской профессии. И хотя кадуцей, несомненно, путешествовал из Египта в Грецию, возник он также в Шумере как посох Ниназу, сына шумерской богини исцеления Гула.

Кроме Гека существовало множество других важных богов исцеления, такие как Сехмет, Серкет (также известный как Селкет), Себек и Нефертум . Жрецами Серкеты были все доктора, хотя не каждый доктор был членом ее культа. К помощи Собека, бога крокодилов, обращались во время хирургических операций и инвазивных процедур. Нефертум, бог духов, связанных с лотосом и исцелением, вызывался на процедурах, которые сегодня назвали бы ароматерапией.


Нефертум, статуэтка

Фармацевтические препараты древнеегипетских жрецов-медиков включали в себя антациды, соли меди, скипидар, квасцы, вяжущие вещества, щелочные слабительные, диуретики, седативные средства, спазмалитики, карбонат кальция и магнезия. Дозировка лекарств с особой тщательностью прописывалась в медицинских папирусах, указывался способ, с которым лекарство должно приниматься внутрь (например, с вином или едой).

Хирургические процедуры были обычным делом, и многие инструменты того времени в том или ином виде используются и сегодня. У египтян были кремневые и металлические скальпели, плоскогубцы, костяные пилы, зонды, катетеры, зажимы для остановки кровотечений, спекулы, пинцеты, ланцеты для вскрытия вен, губки, ножницы, пузырьки, бинты изо льна и весы для расчета лекарственных доз.


Хирургические инструменты

Хирургические операции чаще всего проходили успешно, о чем свидетельствуют мумии и другие найденные останки, пережившие ампутации и даже операции на головном мозге. Также были найдены , обычно вырезанные из дерева.

Роль древнеегипетской медицины в истории

Однако не все медицинские практики были в Египте такими же успешными. Например, обрезание было религиозным ритуалом, в котором подвергались операции мальчики в возрасте от 10 до 14 лет, и означало переход от подросткового возраста к мужественному. Обычно его исполняли врачи, которые в то же время были жрецами храма. Они использовали кремневый клинок и произносили заклинания, но несмотря на все предосторожности, эта процедура все же иногда приводила к инфекции.


Процедура обрезания

Поскольку природа инфекции была неизвестна египтянам, то она считалась результатом сверхъестественного влияния. Такой подход, скорее всего, привел к гибели многих молодых людей.

Египетские медики пользовались большим спросом в Древнем Мире, несмотря на то, что, вероятно, мало новых знаний появилось после 2000 года до н.э. Их лечение основывалось на обследовании и диагнозе. Описание случая - самая взыскательная работа врача, - длилось дольше, чем диагноз или рекомендуемое лечение.

В целом лечение было консервативным: если лекарство от болезни было неизвестно, тогда врач предпринимал некоторые шаги, которые не ставили бы под угрозу жизнь пациента или снимали симптомы. Например, некоторые раны головы, которые тогда считались неизлечимыми, обрабатывали мазью, предупреждающей инфекцию.

Хотя бальзамировщики Египта пришли к пониманию того, как органы, которые они удаляли из тел, были связаны друг с другом, этими знаниями не делились с врачами. Эти две профессии развивались в совершенно различных направлениях, и то, что каждый из них делал в своем направлении работы, не считалось релевантным для другого.

Особое отношение у древних египтян сложилось с таким органом человеческого тела, как сердце. Помимо того, что оно было признано «насосом», сердце считали еще и центром эмоций, личности и интеллекта. По этой причине сердца умерших сохранялись, а головной мозг выскабливали и отбрасывали, как бесполезный орган.

Хотя они признавали заболевание печени, у египтян не было понимания ее функций. В Древнем Египте регулярно занимались проблемами выкидышей и бесплодия, но о механизме этих процессов имелись весьма смутные представления. Опора всей культуры на сверхъестественную помощь богов мешала египтянам исследовать более непосредственные и практические решения медицинских проблем, с которыми они сталкивались ежедневно.

Тем не менее, египетский врач пользовался большим уважением за свои навыки и знания, призывался ко двору фараонами и дворянами других народов. Греки особенно восхищались египетскими медиками, и переняли у них ряд убеждений и методов. Позже такие знаменитые врачи Рима и Греции, как Гален и Гиппократ, изучали египетские тексты и символы, таким образом передавая традиции и знания до наших дней.