Болезни Военный билет Призыв

Искусство иллюстрации. Слово и изображение. Искусство книжной и журнальной иллюстрации. Классификация, история, художники-иллюстраторы

Чтобы стать успешным иллюстратором одного умения рисовать мало. Помимо владения художественными навыками и талантом нужно разбираться в существующих стилях и познакомиться с творчеством выдающихся иллюстраторов, работы которых стали знаковыми в этой сфере. Только тогда вы сможете найти свой неповторимый стиль и свободно творить, не боясь быть уличенным в плагиате.

Как все начиналось

Иллюстрации существуют давно, еще со времен Древнего Египта, когда заклинания и гимны на папирусах стали сопровождать изображениями. Самые яркие из сохранившихся рукописей того времени - античные «Илиада» и «Энеида».

Иллюстрация (от лат. - illustratio - освещение) - это наглядное изображение, не идентичное изображаемому объекту.

Вплоть до 19 века иллюстрации в основном использовали как украшения книг. Существовали они в различных формах: гравюры, виньетки, миниатюры, графические зарисовки и просто декоративный орнамент.

Во второй половине XIX века начинается так называемый Золотой век иллюстрации, связанный с распространением массовых журналов и газет. В это время в Европе и Америке работают мастера, оказавшие огромное влияние на все последующие поколения художников: Говард Пайл и его ученики, Норман Роквелл, Джеймс Флэгг (создатель знаменитого дяди Сэма), Чарльз Дана Гибсон и его идеальные девушки.

Говард Пайл

Норман Роквелл

Джеймс Флэгг и его дядя Сэм

«Девушка Гибсона» – один из первых американских стандартов женской красоты

Перелом в развитии иллюстрации как жанра случился в 50-е годы XX века. Фотография стала основным способом отражения и передачи происходящих событий, и художникам ничего не оставалось, как начать изображать нематериальные, «идейные» сюжеты.

Так появилась концептуальная иллюстрация, которая развивалась под влиянием современной на тот момент живописи: кубизма, экспрессионизма, дадаизма, сюрреализма. Роберт Эндрю Паркер, Саул Стейнберг, Борис Арцыбашев - одни из самых ярких представителей «другого» направления.

Роберт Эндрю Паркер

Саул Стенберг

Борис Арцыбашев

Примерно в это же время иллюстрации, помимо книг, журналов и газет, начинают активно использоваться в рекламе и различной пропаганде. Популярной становится плакатная иллюстрация, а также новое развитие получают карикатурная и сатирическая.

Иллюстрация сейчас - это дизайн сайтов, инфографика, упаковка и оформление, а также все, где используется визуальный контент. С развитием компьютеров и программного обеспечения появился новый вид - векторная иллюстрация, которая пользуется большим спросом на стоках.

Стили иллюстрации

Стилей и жанров иллюстрации огромное количество: как очень старых, так и появившихся совсем недавно. Несмотря на все разнообразие, есть несколько основных направлений, о которых мы и расскажем ниже. В качестве примеров, характеризующих стиль, мы выбрали работы самых ярких и известных иллюстраторов.

1. Фэшн-иллюстрация

Существует около 500 лет, но популярность этот стиль приобрел только в начале XIX века - время появления большого количества модных журналов. Одним из основателей фэшн-иллюстрации был американец Карл Эриксон , который знаменит работами для Vogue и американской косметической компании Coty.

2. Плакатная иллюстрация

3. Ретро-иллюстрация

Это для нас сейчас такие иллюстрации - это ретро, а для Эрла К. Бэрги , к примеру, это была современная ему реальность. Американец проиллюстрировал огромное количество книг, журналов, газет в знаменитом «винтажном» стиле, который сейчас так популярен.

4. Декоративная иллюстрация

Это, пожалуй, один из самых старых стилей иллюстрации. Виднейший декоратор XX века - Уильям Моррис , неофициальный лидер Движения искусств и ремесел.

5. Иллюстрация детской литературы

Еще один классический жанр иллюстрации. Меняются техники, стили, эпохи, не меняется одно - иллюстрации к детским книжкам должны быть красочными, забавными и интересными.

Один из самых известных детских художников-иллюстраторов - Эдмунд Дюлак . Согласитесь, такое ощущение, что одну из ваших детских книг иллюстрировал именно Дюлак.

6. Иллюстрация комиксов

Комиксы, конечно, отдельный жанр, но нельзя отрицать того, что, по сути, комикс - это проиллюстрированная история. К тому же знаменитого иллюстратора Чарльза Шульца с его зарисовками про мальчика Чарли и собаку Снупи считают крестным отцом современных комиксов.

7. Сатирическая иллюстрация

Истоки сатирических иллюстраций - любимые во все времена карикатуры. Не теряют популярности они и сейчас. Вспомните хотя бы известный французский журнал Charlie Hebdo с провокационными карикатурами.

Один из самых первых карикатуристов - англичанин Джордж Крукшенк . Излюбленные темы - социально-политические и общественные проблемы.

8. Концептуальная иллюстрация

Концептуальная иллюстрация возникла как реакция на появление и распространение фотографии и развивалась под влиянием различных модернистских течений в искусстве. Кроме перечисленных выше иллюстраторов, можно еще выделить Роберта Осборна .

Эдд Картер

Борис Валеджио

10. Спортивная иллюстрация

Пик популярности спортивных иллюстраций - 1930–1950 гг., когда их можно было встретить практически в каждой газете. Один из самых известных художников - Виллард Муллин , большую часть своей карьеры работавший в The New York World-Telegram.

Мы уверены, что после просмотра подборки многим иллюстраторам захотелось попробовать себя в новом стиле. Мы выбрали самые популярные на наш взгляд жанры иллюстрации, и если вы хотите рассказать о каком-то другом стиле и известном представителе, будем рады прочитать все в комментариях.

), отображения пошаговых инструкций в технической документации (техническая иллюстрация).

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    В настоящее время растёт интерес к коллекционированию оригинальных иллюстраций, использованных в книгах, журналах и постерах. Многие музейные выставки, журналы и галереи искусств выделяют места для иллюстраторов прошлого.

    В мире визуальных искусств и художественной критики иллюстраторов ценят обычно больше по сравнению с графическими дизайнерами, но меньше, чем художников. Однако, в результате роста интереса к компьютерным играм и комиксам, иллюстрации стали весьма популярным и доходным видом визуального искусства.

    Иллюстрация получила широкое применение в журнальном, рекламном и книжном деле. Небольшие изображения способны быстро донести до читателя основную идею текста и выступают в роли визуальной метафоры. Для создания иллюстрации не обязательно владеть академическим рисунком или придерживаться одной техники - художник может совмещать рисунок от руки и обработку в графических редакторах, рисовать только от руки или только в графических редакторах, комбинировать разнообразные материалы - пластилин, засушенные растения, допускается применение различных техник - вышивка , аппликация , оригами .

    История

    Иллюстрации к текстам используются с глубокой древности. Когда Иоганн Гутенберг изобрёл способ книгопечатания подвижными литерами, он начал добавлять к тексту рисунки, выполнявшиеся с помощью печати посредством деревянных досок. Основным способом воспроизведения иллюстраций в книгах была гравюра , а в XVIII века ей на смену пришла литография .

    Развитие печатного дела и появление периодических изданий открыло новые возможности для иллюстраторов. Наряду с оформлением книг, иллюстрации потребовались для газет и журналов, в том числе комического плана - карикатуры . В иллюстраторы переквалифицировались художники, получившие классическое художественное образование. Улучшалось качество рисунка, а издатели журналов обнаружили, что хорошие иллюстрации продаются не хуже хорошего текста.

    Золотой век иллюстрации начался, когда газеты, массовые журналы и иллюстрированные книги стали доминирующими источниками информации. Совершенствование печатной технологии сняло ограничения на использование цвета и техники, и многие иллюстраторы в это время добились успеха. Некоторые благодаря своей деятельности стали богатыми и знаменитыми, а их рисунки попали в разряд классики мирового искусства. С появлением новых средств информации иллюстрация потеряла свои лидирующие позиции, но остаётся по-прежнему востребованной.

    Искусство книжной иллюстрации в России

    В древнерусских рукописных книгах использовались нарисованные от руки миниатюры. Подобные памятники по традиции называют лицевыми книгами . Самые древние из них относятся к XI веку (Остромирово Евангелие , Изборник Святослава , Молитвенник Гертруды). В XII веке были созданы Мстиславово Евангелие , Юрьевское Евангелие , Галицкое Евангелие и другие памятники. Среди рукописных книг монгольского и послемонгольского периода (XIII-XV века) известны Оршанское Евангелие , Фёдоровское Евангелие , Сийское Евангелие , Галичское Евангелие , Киевская Псалтирь , Евангелие Хитрово , Андрониково Евангелие , Аникиевское Евангелие , Буслаевская псалтирь , Геннадиевская Библия .

    С появлением книгопечатания на смену иллюстрациям, выполненным от руки, приходит гравюра. В XVII-XVIII веках в России были распространены так называемые гравированные, или блочные, книги, в которых текст и изображение вырезались на одной доске . Но большее распространение получила техника, при который текст печатался с наборный формы, а иллюстрация представляла собой гравюру.

    С XVIII века известна практика отдельных изданий иллюстраций к популярным произведениям. Они выходили в виде отдельных тетрадей, которые читатель мог объединять в альбом. Среди подобных изданий выделяется серия иллюстраций к гоголевским «Мёртвым душам», работы гравёра Евстафия Бернардского по рисункам Александра Агина . В 1846-1847 годах были издано 72 листа из 100. Полное издание альбома вышло лишь в 1892 году под названием «Сто рисунков к поэме Н. В. Гоголя „Мёртвые души“».

    В конце XIX века - начале XX века в отечественной книжной иллюстрации проявляются различные художественные стили. Реалистическая иллюстрация представлена работами Дмитрия Кардовского («Каштанка» 1903, «Горе от ума», 1907-1912, «Русские женщины», 1922, «Ревизор» 1922, 1933), Леонида Пастернака («Воскресение» Л. Толстого). Традиции модерна в русской книжной иллюстрации во многом распространились под влиянием главного идеолога объединения «Мир искусства» Александра Бенуа («Медный всадник» 1916-1918). Искусство конструктивизма представлено в работах Василия Кандинского и Эль Лисицкого .

    Событием в истории русской книжной иллюстрации стало издание И. Н. Кнебелем серии из 50 брошюр «Картины по русской истории» (1908-1913) с иллюстрациями, оригиналы которых выполнили выдающиеся художники: С. В. Иванов, А. М. Васнецов, В. М. Васнецов, Б. М. Кустодиев, А. Н. Бенуа, Д. Н. Кардовский, Е. Е. Лансере, В. А. Серов, М. В. Добужинский, В. Я. Чемберс.

    Выдающимся мастером книжной графики, а также теоретиком этой области изобразительного искусства был Владимир Фаворский . Среди известных советских иллюстраторов книг Евгений Кибрик , Лидия Ильина , Виктор Замирайло . В 1950-е - 1980-е особое развитие получила иллюстрация в детских книгах, над которыми работали Евгений Чарушин, Владимир Сутеев, Борис Дехтерёв, Николай Радлов , Виктор Чижиков, Леонид Владимирский, Алексей Лаптев, Владимир Конашевич, Анатолий Савченко, Олег Васильев, Борис Диодоров, Евгений Рачев, Владимир Конашевич , Георгий Нарбут,

    Данная статья содержит в себе информацию об иллюстрациях, дает исчерпывающий ответ, что такое иллюстрации, какими они бывают. Вас также ждет подборка замечательных иллюстраций от именитых гуру данного направления. Смотрите и наслаждайтесь...

    Давайте немного разберемся, что же такое иллюстрации и какими они бывают. Начнем с того, что иллюстрация является визуализацией по принципу рисунка, либо другой работы, которая создается с целью выделения субъекта, но не формы.

    Сопровождают содержимое газет, журналов и, разумеется, книг. Их целью можно считать пояснение и декорирование текстового содержимого. Наверняка, все мы хоть раз да видели мастерски прорисованные иллюстрации .

    Изображение иллюстрации


    И хотя день сегодняшний предоставляет проявляющей интерес публике целые «залежи» толковых иллюстраций, демонстрирующихся в музейных выставках, журналах и галереях искусств, все-таки в большинстве своем людей больше интересует иллюстрация в индустрии графического дизайна.

    В общем целом термин «иллюстрация» охватывает очень многое и можно смело отметить, что его границы настолько же необузданны и неопределённы как и у колоритного, актуального графического дизайна. И все-таки давайте попробуем разобраться с иллюстрациями - насколько они универсальны и что собой представляют. С точки зрения категории дизайна, иллюстрации делятся на две подкатегории: редакционные и информационные.

    Редакционные иллюстрации

    Редакционные иллюстрации действуют исходя из тех понятий, которые представлены в тексте. Суть таких иллюстраций сводится к тому, чтобы усилить воздействие информации. Кроме того, они также подходят для визуального изображения рассказа, в котором напрочь отсутствует сопроводительный текст. Диапазон охвата может находиться в эпицентре - начиная от книжных обложек и заканчивая редакционными комиксами и постерами. Иллюстраторы, работающие в таком жанре, имеют колоссальное число возможностей творчески созидать и контролировать рабочий процесс. Им нет нужды напрягаться на предмет недостоверно по неосторожности представленных данных.


    Пример редакционной иллюстрации


    Главное отличие таких иллюстраций от информационных графиков состоит именно в том, что редакционные иллюстрации не подразумевают точное отображение конкретных фактов.

    Разновидности редакционной иллюстрации:


    Технические иллюстрации преобладают в графической коммуникации, являя собой специализированный сегмент данного вида иллюстраций. Включают разного рода схемы, чертежи, графики, диаграммы и карты. Без некоторой научной или технологической подготовки, глубокого знания предмета, а также способности подавать сложные идеи в графической форме в этой области делать нечего.

    Иллюстрации книжных обложек - последние годы в сфере графического дизайна идут споры относительно того, к какому виду отнести книжные обложки. Сложность классификации состоит в том, что некоторые обложки книг являются чисто фотографическими, другие же напротив всецело примыкают к изобразительному искусству, собственно говоря, которое использует традиционные средства, тогда как третьи утверждают, что это совокупность компьютерных технологий и традиционных средств, ну а четвертая группа специалистов гласит, что это дизайнерская работа, соделанная при помощи компьютера. Иллюстрации книжных обложек можно отнести в категорию редакционной иллюстрации хотя бы потому, что они иллюстрируют концепцию текста, невзирая на обилие форм и вариантов.

    Журнальные иллюстрации служат приглашением к прочтению статьи. В данном случае они являются визуальными передатчиками определенной грани или темы, содержащихся в статье. По мнению экспертов-иллюстраторов одни журналы жаждут пикантности, визуализированного сарказма, юмора на пресловутую политэкономическую тематику, другие предпочитают легкие иллюстрации, созданные в пастельных тонах, с воздушностью и незамкнутостью линий. Общей отправной точкой для каждого редактора любого журнала можно считать следующее: изображение и содержание дизайна не должно вызывать негативных эмоций, оставаясь светлым и гармоничным.

    Иллюстрации к календарям служат украшением в качестве дополнения. Кроме того, что календари предоставляют сведенья о датах года, они таким же удачливым образом используются как настенное украшение. С точки зрения дизайна данная разновидность иллюстраций схожа с теми, кои применяются в журнальном деле. То есть фундаментальное отличие в понятном и индивидуальном рабочем стиле.

    Иллюстрации постеров используются ввиду анонсов мероприятий, будь-то фестиваль, открытие галереи, стильная тусовка, кинофильм и т.д. и т.п. Постеры по праву относят к стилистической помеси словесного с визуальным. Все постеры выполняют одну единственную задачу - привлечение взгляда зрителя и информирование публики. Цвета, применяемые в постерах зачастую подчиняются особенным критериям. Примечательно, что их популярность базируется в основном на моде, превалирующей в текущий момент времени.

    Информационные иллюстрации

    Цель информационных иллюстраций состоит в создании визуального отображения информации. Среди профессионалов данный вид называется инфографика (информационная графика). Наиболее часто пользуется популярностью в научных кругах, в журнальном и газетном деле, во всевозможных сложных интерфейсах, дабы визуально презентовать статистические значения (числовые данные).


    Инфографика являет собой синтез визуально привлекательных данных наряду с сохранением целостной информации в ней.

    В журнально-газетной среде информационные иллюстрации или графики используются в целях:

    • отсеивания слишком затянутой, долгочитабельной информации;

    • подогревания интереса у читателя к тщательному чтению всей публикации (статьи);

    • стирания слишком продолжительных текстовых блоков.
    Статистические, цифровые сведенья, безусловно, вмещают в себе конкретные вещи. При визуальном представлении оных, сильно ограничивается свобода творчества. Точность - неотъемлемый критерий информационных иллюстраций.

    Иллюстрации на холсте

    Получив некоторые сведенья об иллюстрации в целом, самое время перейти к творчеству некоторых, на мой взгляд, безумно талантливых художников-иллюстраторов. На сайте планируется написать довольно много постов (статей) на тему творчества конкретных иллюстраторов, так что самое время к этому подготовиться. На данном этапе приступим к знакомству с оригинальными иллюстраторами.

    Сюрно по-сказочному или иллюстрации от Яцека Йерка!

    Его имя всемирно известно, благодаря экстраординарному стилю, который едва ли возможно или, если хотите, точно невозможно вписать в узкие рамки одного жанра. Одни критики относят работы Jacek Yerka к сокровенному , сюрреализму, другие, словно оглашенные, горланят о неподражаемом фэнтези.


    Сюрреализм Яцека Йерка


    Однако мы не станем заострять внимание, давая определение стилю. Так или иначе, бесспорным остается факт, что картины Яцека Йерка просто-таки веют сюрреализмом и старой доброй сказкой. Сегодня его творения являются иллюстрациями к книжным историям…

    Сам автор в детском возрасте ощутил присутствие архитектуры Средневековья, которая не канула в лету, сохранилась постум Второй Мировой войны. Кроме того, на творчество Яцека успешным образом оказали влияние дворик и кухня бабушкиной обители. Если приглядеться, то в его работах нередко мелькают подобные мотивы. Подлинное имя автора - Яцек Ковальский.

    Галерея работ Яцека Йерка

    Иллюстрации Игоря Морски или сюрреализм по-польски

    Художник-иллюстратор пан Морски, родившийся в городе Познань, снискал мировую известность лишь после успешного старта Интернет эры. До этого периода, его известность была ограничена пределами родной Польши и государствами, расположенными по соседству.


    Обретя популярность, Igor Morski не изменил места жительства, что достаточно популярно практикуется среди его коллег. Уроженец Польши продолжает проживать и творить на родине, в Познани. Кроме иллюстрации он также занимается графическим дизайном. Образование действенный художник получил в местном университете, а уже в 25 лет, молодой человек Игорь Морски работал на местном канале, занимая пост арт-директора. Едва ли Игорю стукнуло тридцать один, как он враз организовал свою персональную студию дизайна и рисунка.

    Сегодня, занимаясь профильной работой, польский сюрреалист ко всему прочему преподает дизайн и изобразительное искусство в «альма-матер». Впечатление от творчества талантливого иллюстратора получаем «не отходя от кассы».

    Галерея работ Игоря Морски

    Иллюстрации Agus Wibowo

    Галерея работ серии «Улыбка для будущего» и другое от Agus Wibowo

    Современного мира красочны и безумно привлекательны. В этой небольшой статье мы познакомились с понятием иллюстрации и некоторыми работами профессиональных иллюстраторов и просто-напросто замечательных творческих личностей.

    Иллюстрация (от лат. illustratio - освещение, наглядное изображение) - вид книжной графики, ее основа.

    Если немного углубиться в историю, то первоначально рукописи иллюстрировались миниатюрами, выполненными и раскрашенными от руки и только после изобретения книгопечатания иллюстрации получили возможность тиражироваться и заняли свое достойное место в книжной графике.

    Иллюстрация может быть выделена как самостоятельный жанр изобразительного искусства благодаря одному обязательному признаку. Ее рассказ определяется не свободным выбором художника, а литературным произведением. Ее назначение - "осветить", "сделать наглядным" то, о чем рассказывается в книге - о событиях и действиях, а также об общей идее, которая побудила автора написать книгу.

    Вы конечно уже встречались с тем, что одним и тем же словом "иллюстрация " называют изображения разные по содержанию и форме, по значению для произведения и читателя, а так же по связи между рисунком и текстом, или технике исполнения.

    Схемы, фотографии, документы, графики, чертежи и рисунки с натуры, находясь на страницах книги, тоже являются иллюстрациями, т.к. помогают дополнить и сделать более наглядной информацию, которую несет нам текст. Такой тип иллюстраций называется научно -познавательным .
    Но, если говорить именно о детской книжной иллюстрации, то здесь гораздо чаще встречается другой тип иллюстраций – художественно-образный . Они помогают ярче передать сюжет произведения, показать главные конфликты, образы героев, подчеркнуть важность тех или иных событий.

    В зависимости от размера и положения в книге выделяются следующие виды иллюстраций:
    Обложка, фронтиспис, заставка, полосная иллюстрация (во всю страницу), полуполосная, разворотная (на двух страницах), оборонная (небольшой рисунок, окруженный текстом), рисунки на полях.

    Иллюстрации на обложке или переплете


    Отражают самое главное и существенное в литературном произведении. Изображение на обложке может относиться к определенному важнейшему моменту текста или отражать в целом характер произведения. Чаще встречаются обложки второго типа. Важно, чтобы рисунок на обложке не был просто иллюстрацией к названию, так как не всегда заглавие книги характеризует ее идейное содержание.

    Иллюстрации-фронтиспис


    Располагаются перед титульным листом, является иллюстрацией ко всему литературному произведению, поэтому передает его общий характер. Фронтиспис может синтетически обобщать главные темы книги, раскрывать наиболее яркую идею автора, представлять собой портрет главного героя или портрет писателя.

    Иллюстрации-заставки


    Помещаются вначале части или главы книги на спусковой полосе вместе с текстом,означают начало одной из частей повествования, обычно находятся вверху страницы и отделяются от текста белым полем. Они помогают читателю сосредоточить внимание на новом материале, эмоционально настроиться на него.

    Иллюстрации полосные, полуполосные, на развороте, оборочные и рисунки на полях


    Располагаются внутри текста. Выбор формата иллюстрации определяется в зависимости от значимости иллюстрируемого события, образа и т. д. содержание иллюстраций, расположенных внутри текста, обычно имеет прямое отношение к предшествующему или последующему за ними тексту. Для больших разворотных или полосных иллюстраций выбирают наиболее важные события произведения, а менее значимые отображают на маленьких оборочных иллюстрациях или рисуют на полях.


    иллюстрация на развороте

    Урок на тему «Искусство иллюстрации.

    Слово и изображение»
    Составитель: учитель ИЗО Злотникова Н.С. МКОУ « Шайковская СОШ № 1» Кировский район.
    Класс: 7.
    Предмет: изобразительное искусство.
    Цель – познакомить учащихся с процессом работы над иллюстрацией , развитие творческого воображения, умения самостоятельно выбрать сюжет из литературного произведения для иллюстрации, поиск композиционной выразительности, смысловой связи, знакомство с художниками-иллюстраторами книг.
    Оборудование: учебные пособия и таблицы, учебные рисунки; «Краткий словарь художественных терминов» под ред. Н. М. Сокольникова (ст. 26-28), книги, компьютер, графические материалы (по выбору) , бумага.
    Изложение нового материала. (Демонстрация презентации)
    Иллюстрация (от лат. illustratio – освещение, наглядное изображение) – вид книжной графики, её основа. Книжной иллюстрации приходится считаться со специфическими особенностями книги, с двухмерностью книжной полосы, её форматом, с характером шрифта , с качеством печатной бумаги, с цветом печатной краски и т. п. Первоначально рукописи иллюстрировались миниатюрами, выполненными и раскрашенными от руки. После изобретения книгопечатания иллюстрации получили возможность тиражироваться и заняли своё достойное место в книжной графике. Такие книги были очень дорогими и достаточно редкими, недоступными большинству простых людей.
    Термин «иллюстрация» можно понимать и в широком, и в узком смысле этого слова . В широком значении это всякое изображение, поясняющее текст. Известно много рисунков, произведений живописи и скульптуры, которые выполнялись на литературные темы, но при этом имели самостоятельное художественное значение. Например, живописные полотна О. Домье, выполненные по мотивам романа М. Сервантеса «Дон Кихот», или рисунки В. Серова к басням И. А. Крылова.
    В узком, строгом смысле иллюстрации – это произведения, предназначенные для восприятия в определённом единстве с текстом, то есть находящиеся в книге и участвующие в её восприятии в процессе чтения . Иллюстрации к литературному произведению вместе с ним представляют собой единое целое. Книжные иллюстрации, изъятые из текста, могут порой сделаться малопонятными и невыразительными. Иллюстрации не самостоятельны и по сюжету, они должны соответствовать содержанию литературного произведения. Они способны обогатить или обеднить его. От художника требуется, чтобы он стал соавтором книги, сделал зримыми идеи и образы писателя, помогая тем самым лучше понять содержание, конкретнее представить эпоху, быт, окружение героев книги. Но это вовсе не означает, что иллюстрация должна быть простым изобразительно-графическим пересказом текста.
    Иллюстрации в узком смысле этого слова, таким образом, или поясняют текст путём демонстрации соответствующего зрительного образа, или активно толкуют текст. Иллюстрации помогают ещё до чтения сориентироваться в содержании книги , привлекая читателей.
    Как известно, одним и тем же словом «иллюстрация» называют изображения разные по содержанию и форме, по значению для произведения и читателя, по связи между рисунком и текстом, по технике исполнения.
    Соответственно целям, которые преследует изображение, иллюстрации можно подразделить на научно-познавательные (карты, планы, схемы, чертежи и т. п.) и художественно-образные (истолкование литературного произведения средствами книжной графики). Иллюстрации могут быть пояснительным изображением к тексту, дополняющими текст, и изображением почти полностью самостоятельным, иногда даже подчиняющим себе текст.
    В зависимости от размера и расположения в книге бывают следующие виды иллюстраций: фронтиспис, заставка, полосная иллюстрация (во всю страницу), полуполосная, разворотная (на двух страницах), оборочная (небольшой рисунок, окружённый текстом), рисунки на полях.
    Рассмотрим подробнее некоторые из них. (Показ презентации)
    Фронтиспис (фр. frontispiece) – заглавная иллюстрация, помещённая на левой половине первого разворота книги, правую сторону которого занимает титульный лист. Фронтиспис является иллюстрацией ко всему литературному произведению. Это, как правило, ассоциативный или обобщённый образ. Иногда здесь помещают портрет писателя или главных героев.
    Иллюстрации-заставки помещаются в начале части или главы книги на спусковой полосе вместе с текстом, означают начало одной из частей повествования , обычно находятся вверху страницы и отделяются от текста белым полем. Они помогают читателю сосредоточить внимание на новом материале, эмоционально настроиться на него.
    Заставки могут изображать сцену, описанную в начале главы; говорить о главной теме части или главы; показывать место действия или пейзаж, который должен вызвать у читателя соответствующее настроение. Заставки могут быть также предметно-декоративными или символическими.
    Заставка как бы маленькая увертюра к тексту, подготавливающая читателя к активному восприятию литературного произведения или главы книги.
    Иллюстрации полосные, полуполосные, на развороте, оборочные и рисунки на полях располагаются внутри текста. Выбор формата иллюстрации определяется в зависимости от важности иллюстрируемого события, образа и т. д.

    Содержание таких иллюстраций обычно имеет прямое отношение к предшествующему или последующему за ними тексту. Для больших разворотных или полосных иллюстраций выбирают важные события произведения, а менее значимые – изображают на маленьких оборочных иллюстрациях или рисуют на полях.
    Иллюстрации во многом определяют архитектонику книги, поэтому необходимо обращать внимание на их ритмичное чередование и равномерную насыщенность ими всего текста.
    Иллюстрации-концовки помещают в конце частей, глав или всей книги. Они так же, как и заставки, могут быть сюжетно-тематическими, орнаментально-декоративными или символическими.
    Заставки и концовки должны быть выполнены в одном стиле, так как они взаимосвязаны и часто находятся рядом на книжном развороте.
    Характер иллюстрационной системы каждого художника-иллюстратора можно оценивать с позиций того, как он передаёт в иллюстрации две основные категории всякого действия – пространство и время. При рассмотрении индивидуальных особенностей изобразительного языка художнику следует обращать внимание на то, как он ведёт линию и кладёт пятно, какой он получает характер движения, что художник предпочитает, моделируя форму, - линию и пластику или свет и цвет, как строит пространственные планы, как распределяет чёрное и белое, какое значение придаёт силуэту, какими композиционными принципами преимущественно пользуется, как предпочитает передавать характер движения, жестов персонажей и т. д. Часто всё это упрощённо называют почерком художника, хотя было бы правильнее именовать эти особенности индивидуальным стилем.

    Ведущими художниками-иллюстраторами детской книги в России были И. Билибин, Э. Лисицкий, В. Лебедев, В. Фаворский, А. Пахомов, Е. Чарушин, В. Конашевич, Ю. Васнецов, Е. Рачёв, Т. Маврина, Б. Дехтерев и др.
    (Демонстрация слайдов на экране, приложение 2)
    Практическая работа

    Выбрать стихотворение о весне русских поэтов, выделить интересное в сюжете, собрать необходимый для иллюстрирования материал, построить эскизы будущих иллюстраций и исполнить.
    Вопросы для самоконтроля:
    1. Что такое иллюстрация ?

    2. Перечислите виды иллюстрации в зависимости от размера и расположения в книге. 3. Назовите художников- иллюстраторов.

    Итоги урока.

    Проводится анализ лучших работ учащихся. (Приложение 1) Учащиеся выбирают название сборника стихов: « Весна идёт – весне дорогу», « Весна пришла «, « Весна – красавица», « Пришла пора весенняя». Из готовых страниц собирается книга с выбранным названием.

    Приложение 1







    Приложение 2

    Билибин И.


    Васнецов Ю.




    Сутеев В.


    Пахомов А.

    Фаворский В.

    Чарушин Е.

    Рачев Е.