Болезни Военный билет Призыв

Индивидуальный стиль Бунина И.А. Лирика бунина, ее философичность, лаконизм и изысканность. Художественное своеобразие поэзии бунина

Творчество Бунина, связано с идейно-творческими принципами и традициями русской классической лите­ратуры. Но реалистические традиции, которые Бунин стремился сохранить, воспринимались им через призму нового переходного вре­мени. Бунин всегда отрицательно относился к этическому и эстетиче­скому декадентству, литературному модерну, он сам испытал если не воздействие, то определенное влияние тенденций развития «нового искусства». Общественные и эстетические взгляды Бунина формировались в обстановке провинциальной дворянской культуры. Происходил он из древнего, к концу века окончательно обедневшего дворянского рода. С 1874 г. семья Бунина живет в последнем остав­шемся после разорения поместье - на хуторе Бутырки в Елецком уезде Орловской губернии. Впечатления детских лет отрази­лись впоследствии в произведениях писателя, в которых он писал о распаде усадебного барства, о бедности, настигавшей и барскую усадь­бу, и крестьянские избы, о радостях и печалях русского мужика. В Ельце, где Бунин учился в уездной гимназии, он наблюдает жизнь мещанских и купеческих домов, в которых ему приходилось жить нахлебником. Учение в гимназии пришлось оставить из-за материаль­ной нужды.в 12 лет Бунин навсегда покидает родовую усадьбу. На­чинается полоса скитаний. Он работает в земской управе в Харькове, затем в «Орловском вестнике», где ему приходится быть «всем, чем придется. К этому времени относится начало литературной деятельности Бунина.Признание и известность приобрел как про­заик. значительное место занимала поэзия. Он начал со стихов и писал стихи до конца жизни. В 1887 г. в петербургском журнале «Родина» были опубликованы первые бунин-ские стихотворения «Деревенский нищий» и «Над могилой Надсона»; Стихи Бунина раннего периода несли на себе печать настроений гражданской поэзии 80-х годов. В раннюю пору своей литературной деятельности Бунин защищал реалистические принципы творчества, говорил о гражданском назна­чении искусства Поэзия,.Бунин утверждал, что «общественные мотивы не могут быть чужды истинной поэзии». В этих статьях он полемизи­ровал с теми, кто считал, что гражданская лирика Некрасова и поэ­тов-шестидесятников была якобы свидетельством упадка русской поэтической культуры. Первый поэтический сборник Бунина вышел в 1891 г. В 1899 г. Бунин познакомился с Горьким. Бунин становится активным участником «Сре­ды». В 1901 г. опубликован посвященный М. Горькому сборник «Листопад», в который вошло все лучшее из ранней бунинской поэзии, в том числе поэма с одноименным названием. Лейтмотив сборника - элегическое прощание с прошлым. Это были стихи о родине, красоте ее печальной и радостной природы, о грустных закатах осени и зорях лета. Благодаря этой любви поэт смотрит зорко и далеко, и красочные и слуховые его впечатления богаты»2..



В 1903 г. Академия наук присудила Бунину Пушкинскую премию за «Листопад» и «Песнь о Гайавате». В 1909 г. он избран почетным академиком. живописно-описательный стиль .

\.Через год после «Листопада» выходит поэтическая книга Бунина «Новые стихотворения», овеянная теми же настроениями. Сегодняшний день» вторгается в творчество Бунина в предрево­люционные годы. Прямых отзвуков общественной борьбы, как это было в стихах поэтов - «знаниевцев», в поэзии Бунина нет. Обществен­ные проблемы, вольнолюбивые мотивы разрабатываются им в ключе «вечных мотивов»; современная жизнь соотносится с некими универ­сальными проблемами бытия -добра, зла, жизни, смерти. Не принимая буржуазной действительно­сти, отрицательно относясь к наступающей капитализации страны, поэт в поисках идеалов обращается к прошлому, но не только к Русскому, а к культурам и цивилизациям далеких веков. Поражение революции и новый подъем освободительного движения вызвали обостренный интерес Бунина к русской истории, к проблемам русского национального характера. Тема России становится главной темой его поэзии. В 1910-е годы в поэзии Бунина основное место заняла философская лирика. Вглядываясь в прошлое, писатель стремился уловить некие «вечные» законы развития нации, народов, человечества. Основа бунинской философии жизни в 10-е годы - признание земного бытия лишь частью вечной космической истории, в которой растворена жизнь человека и человечества. В его лирике обостряется ощущение фатальной замкнутости человеческой жизни в узких временных рамках, чувство одиночества человека в мире. В стихотворениях этого времени зазвучали уже многие мотивы его прозы 30-х годов.Сторонники «новой поэзии» считали его плохим стихотвор­цем, не учитывающим новых словесных средств изобразительности. Брюсов, сочувственно отнесясь к стихам Бунина, в то же время писал, что «вся лирическая жизнь русского стиха последнего десятилетия (нововведения К. Бальмонта, открытия А. Белого, искания А. Блока) прошла мимо Бунина»5. Позже Н. Гумилев назвал Бунина «эпигоном натурализма».



В свою очередь Бунин не признавал «новых» поэтических течений. Бунин стремится сблизить поэзию с прозой, которая приобретает у него своеобразный лирический характер, отмечена чувством ритма. Особое значение в формировании,стиля Бунина имело изучение им устного народного творчества. в 900-е годы в творчестве Бунина вырабатывается свойственный ему особый способ изображения явлений мира и духовных движений человека путем контрастных сопоставлений . Это не только обнаружи­вается в построении отдельных образов, но и проникает в систему изобразительных средств художника. Одновременно он становится мастером предельно детализированного видения мира. Бунин застав­ляет читателя воспринимать внешний мир зрением, обонянием, слу­хом вкусом, осязанием. Это зрительный эксперимент: звуки погашены, запахов нет.О чем бы Бунин ни повествовал, он прежде всего создавал зритель­ный образ, давая волю целому потоку ассоциаций. В этом он предельно щедр, неистощим и в то же время очень точен. Особый характер имело «звуковое» мастерство Бунина: умение изобразить явление, вещь, состояние души через звук с почти зримой силой. Сочетание спокойного описания с неожиданно возникающей деталью станет характерным для бунинской новеллы, особенно позднего периода. Деталь у Бунина обычно обнаруживает авторский взгляд на мир, острую художественную наблюдательность и свойственную Бунину утонченность авторского видения.

Первые прозаические произведения Бунина появляются в начале 90-х годов. Многие из них по своему жанру - лирические миниатюры, напоминающие стихотворения в прозе; в них описания природы; переплетаются с размышлениями героя и автора о жизни, смысле ее, о человеке. По социально-философскому диапазону проза Бунина значительно < шире его поэтического творчества. Он пишет о разоряющейся деревне, разрушительных следствиях проникновения в ее жизнь новых капита­листических отношений, о деревне, в которой голод и смерть, физи­ческое и духовное увядание. Много пишет Бунин о стариках: этот интерес к старости, закату человеческого существования, объясняется повышенным вниманием писателя к «вечным» проблемам жизни и смерти.Основная тема бунинских рассказов 90-х годов -нищая, разоря­ющаяся крестьянская Россия . Не приемля ни спо­собов, ни последствий ее капитализации, Бунин видел идеал жизни в патриархальном прошлом с его «старосветским благополучием».

В «Знании» в 1902 г. вышел первый том его рассказов, Од­нако в группе «знаниевцев» Бунин стоял особняком и по своему мировоззрению, и по своей историко-литературной ориентации.

В 900-е годы, по сравнению с ранним периодом, расширяется тематика бунинской прозы и решительно меняется ее стиль. Бунин отходит от лирического стиля ранней прозы. Новый этап творческого развития Бунина начинается с повести «Деревня». Существенным художественным новаторством автора было то, что в повести он создал галерею социальных типов, порожденных русским историческим процессом. Представление о любви как о высшей ценности жизни станет основным пафосом произведений Бунина и эмигрантского периода..Рассказы «Господин из Сан-Франциско» и «Братья» были верши­ной критического отношения Бунина к буржуазному обществу и буржуазной цивилизации и новым этапом развития бунинского реа­лизма. В прозе Бунина 1910-х годов подчеркнутая бытовая контраст­ность сочетается с широкими символическими обобщениями.Февральскую революцию Бунин принял, как выход из тупика, в который зашел царизм. Но Октябрьскую воспринял враждебно. В 1918 г. Бунин уезжает из Москвы в Одессу, а в 1920 г. вместе с остатками белогвардейских войск эмигрирует через Константинополь в Париж. «В эмиграции Бунин трагически переживал разлуку с родиной.Настроения обреченности, одиночества зазвучали в его произведениях: Беспощадность ушедшего и уходящего времени и станет темой многих рассказов писателя в 30-40-е годы.Основное настроение бунинского творчества 20-х годов -одино­чество человека, оказавшегося «в чужом, наемном доме», вдали от земли, которую любил «до боли сердечной.«Вечные» темы, звучавшие в дооктябрьском творчестве Бунина, сопрягаются теперь с темами личной судьбы, проникаются настроени­ями безысходности личного существования\

Самыми значительными книгами Бунина 20-40-х годов были сборники рассказов «Митина любовь» (1925), «Солнечный удар» (1927), «Тень птицы» (1931), роман «Жизнь Арсеньева» (1927-1933) и книга новелл о любви «Темные аллеи» (1943), которая явилась своеобразным итогом идейных и эстетических его исканий. Если в 1910-е годы проза Бунина высвобождалась из-под власти лирики, то в эти годы, передавая поток жизненных ощущений автора, вновь подчиня­ется ей, несмотря на пластичность письма. Все настойчивее и напря­женнее звучит в творчестве Бунина тема смерти, ее тайны, тема любви, всегда роковым образом сопряженной со смертью.После долгого времени забвения, когда Бунина в России печатали мало, творчество его вернулось на родину. Бунин был первым русским писателем, удостоенным Нобелевской премии.

И. А. Бунин работал над циклом «Темные аллеи» в течение многих лет и считал эту книгу самым современным своим созданием. И действительно, все рассказы, вошедшие в сборник - образец величайшего таланта писателя.

Писатель совершил в этой книге беспрецедентную по художественной смелости попытку: он тридцать восемь раз (таково количество рассказов в книге) написал «об одном им том же». Главная тема, объединяющая весь цикл рассказов - тема любви. Но это не просто любовь, а любовь, которая раскрывает самые потайные уголки человеческой души, одновременно являясь и основой жизни и вечной мечтой о счастье, стремлением к нему. И которое, увы, мы так часто упускаем.

Для Бунина любовь - это неразгаданная тайна. Любовные переживания в изображении писателя связаны с небывалым взлетом всех эмоциональных способностей человека, позволяющим человеку видеть и воспринимать жизнь в особом измерении, которое контрастирует с будничным восприятием жизни. Это особое видение и восприятие жизни дано далеко не всем, а лишь избранным, тем, кому дана счастливая (и всегда единственная) возможность пережить мучительную радость любви.

Любовь в произведениях Бунина позволяет человеку принять жизнь как величайший дар, остро ощутить радость земного бытия, но эта радость для писателя - не блаженное и безмятежное состояние, а чувство трагичное, окрашенное тревогой. В этом чувстве радость и мука, печаль и ликование сплавлены в единое, нерасторжимое целое. «Трагический мажор» - так определял пафос бунинских рассказов о любви критик русского зарубежья Георгий Адамович: «У Бунина в самом языке его, в складе каждой его фразы чувствуется духовная гармония, будто само собой отражающая некий высший порядок и строй: все еще держится на своих местах, солнце есть солнце, любовь есть любовь, добро есть добро.»

Каждый герой бунинских произведений обладает своими индивидуальными чертами и качествами характера. И Бунин как истинный художник и мастер достигает совершенства в изображении индивидуальных характеров своих героев.

Какие же художественные средства использует автор для создания этих характеров? Для ответа на этот вопрос обратимся к самим произведениям и попытаемся их проанализировать.

Для анализа возьмём произведения, входящих в цикл «Темные аллеи». Это рассказы «Натали» и «Чистый понедельник».

Рассказ «Натали» входит в книгу «Темные аллеи», которую Бунин считал лучшей книгой из всех, созданных им.

Интересен замысел рассказа и его прототипы. Многие считали и даже близкие знакомые Бунина склонны были думать, что этот рассказ автобиографичен. Но сам автор писал так об этом: «Мне как-то пришло в голову... не выдумать ли Мне молодого человека, который поехал на поиски любовных приключений? И сперва я думал, что это будет ряд довольно забавных историй. А вышло совсем, совсем другой».

Рассказ повествует о возвышенных, поэтических переживаниях молодых людей, захваченных любовью как бы врасплох. Писателя волнует не просто «неожиданная» любовь, но прежде всего и, главным образом, истинная, человеческая, земная любовь, гармония телесного и духовного единства. Такая Любовь - огромное счастье, но счастье именно как зарница: вспыхнуло и исчезло. Рассказ ведется от первого лица. Главный герой - студент, который приехал к своему дяде в период летних каникул. Таким образом, все события в рассказе Воспринимаются читателем, через призму взгляда главного героя.

Основные сюжетные линии рассказа переплетаются:

Виталий - Натали

Виталия - Соня

Соня - Натали.

Как же автору удаются такие «хитросплетения» главных героев? Какими тайнами он обладал, чтобы дать какие яркие характеристики таким разным по содержанию людям? Попробуем провести анализ. Бунин, как известно, награждает своих героев какой-то определенной деталью, которая сопутствует им на протяжении всего рассказа.

Так «золотые волосы» Натали и ее «черные глаза» постоянно преследуют нас до последней главы, и мы, независимо от нашего желания уже создаем в своем сознании определенный образ. Кажется, это удача автора. Кроме того, характеристику героям дают сами герои. И это создает определенное доверие к характеристике. Автор через эту деталь хочет подсказать суть персонажа, его главную черту.

1. Характеристику Виталию дает Соня, которая сразу заметила, что он «вообще очень изменился, стал легкий, приятный. Вот только глаза бегают». Подчеркнем здесь два слова «глаза бегают», и сразу станет ясно, что это еще и неустойчивый характер, и неумение найти себя, и «поиски любовных встреч» - именно с этой целью и приехал наш герой в деревню к дяде.

2. Характеристику Натали дает тоже Соня: «Золотые» волосы и черные глаза. Эти «золотые» волосы и черные глаза" будут сопутствовать Натали на протяжении всего повествования.

3. Соня сама дает себе характеристику: «Характер у меня вовсе не такой милый, как можно думать!»

Вообще каждый характер раскрывается в его взаимодействие с другими характерами. И Бунин так сочетает между собой явления, что они дополняют друг друга: явление, характер становятся нам понятными именно в движении в развитии, в связи с другими явлениями. Легко заметить, что в этом рассказе не сразу вступают в действие все характеры, все детали. Автор вводит постепенно то характер, то отдельные свойства характер. Так образная композиция рассказа уже не косвенно участвует в изображении характера, а прямо «дорисовывает» портрет.

Все главы располагаются в следующем порядке и имеют следующее содержание:

1 - Приезд Виталия, Соня и Виталий.

2 - Встреча с дядей Виталия. Знакомство с Натали.

3 - Первый диалог с Натали. Проницательность Натали.

4 - Болезнь Сони. Монолог Виталия. Объяснение с Натали.

5 - «Загорается земля и небо» (кульминация).

6 - Через год... в Благородном собрании «И прошло еще полтора года» Похороны Мещерского

7 - Встреча с Натали через 3 года. Безысходность. Смерть.

Главная героиня рассказа Натали появляется лишь во второй главе и уже не сходит со страниц до конца рассказа. А Соня появляется в самом начале первой главы, но в шестой главе и седьмой главе - о ней не сказано ни слова.

Так на первый план среди всех героев рассказа выходит Натали. И хотя она не так часто и не так много говорит, мы знаем, что главным героем становится она именно потому, что все мысли и сердце Виталия заняты ею, и основную нагрузку рассказа несет Натали. Так композиция частей рассказа помогает нам понять глубину характера героев.

Что же руководит поступками наших героев? Что положено в основу их поведения? Какие мысли? Чувства? То есть чем мотивирован каждый из поступков. Возьмем конкретный пример: тайное свидание Сони и Виталия у него в комнате. Соня не только идет на этот поступок. Более того, она сама выступила с этой идеей, а теперь воплощает ее. Что заставляет Соню так поступать? Мотив ее души объясняется тем, что Соня, вырастая без матери, очень быстро повзрослела. И справиться со своей взрослостью она не может. И помочь некому.

Поэтому, используя сложившиеся обстоятельства, Соня выбирает этот путь. Но при этом оставляет за собой право решать главный вопрос ее жизни: надо найти... Соня надо „найти поскорее такого жениха. Что пошел бы к нам „во двор“, - говорит она сама. И нам понятно, что перед нами расчетливая, ищущая приключений девица, склонная к интриге, что было не таким уж редким явлением В России того времени. Бунин, конечно, знал хорошо обычаи дворян конца 19 века, начала 20 века, знал жизнь во всех ее подробностях и ему не составляло большого труда представить и создать вот такой характер, как Соня.

Ловкая и смелая в поступках, она сразу определила: «Натали нашему роману с тобой не помешает. Ты будешь сходить с ума от любви к ней, а целоваться будешь со мной. Будешь плакать у меня на груди от ее жестокости, а я буду тебя утешать» Конечно, читатель сразу догадался, что последняя фраза произнесена Соней скорее для большего эффекта, чем для реального действия, и все же Соня выступает как ярко очерченный женский тип, имеющий место не только в бунинской прозе, но и в жизни.

Соня продолжает свою „игру“ и во второй главе. Она находит место, время, чтобы шепнуть своему избраннику: «Изволь с нынешнего дня притворяться, что ты влюбился в Натали. И берегись, если окажется. Что тебе притворяться не надо». А что же толкнуло нашего молодого человека на эту двойную игру? Почему он так легко включился в нее? Всегда ли он одинаков? Или меняет позицию?

Наш главный герой студент Виталий „был счастлив тем особым счастьем начала молодой свободной жизни, что бывает только в эту пору“. Он жаждал приключений, когда понял, что жизнь не ограничивается только мечтаниями о любви, “ что настало время быть как все, нарушить свою чистоту, искать любви без романтики», а самой настоящей, с приключениями. Он смело подчинился предложению Сони, которая и сама не предполагала романа" в своих действиях: «это сумело бы нам много любовных утех,... если бы не Натали, в которую ты завтра же утром влюбишься до гроба».

А что ответил студент: «Вот ты говоришь Натали... Никакая Натали с тобой не сравнится...»

И тут же оба соглашаются, что «Натали нашему роману все-таки не помешает». А Натали? И здесь мы встречаемся с тем типом женщин, который так же характерен для Руси, что без них, таких святых. Не мыслится ни роман, ни жизнь. Бунин достигает большой удачи в обрисовке образа Натали благодаря не только используемому им приему-контрасту.

Все мотивы ее поступков - это строгость к себе, выработанная годами, такой же строгий анализ мыслей, слов и поступков других людей. Никаких таких поступков она не совершает, кроме одного, когда она увидела Соню и Виталия в его комнате, «бессознательно крикнула: „Соня, где ты? Я страшно боюсь...“ И тотчас исчезла».

Здесь - вся Натали. Увидела их она, конечно случайно, но благородство души не позволило ей выяснять отношения.

Она уходит от Сони, порывает с этим домом, унося с собой святое чувство первой любви. Единственное, что движет поступками Натали - это благородство ее натуры. Это тоже характер, тип.

Можно ли при этом утверждать, что молодой любовник - двуличен? Или в том и другом случае он поступает по совести? А ответ на этот вопрос дает время. Недаром Бунин не обрывает повествование на 5 главе, а дает возможность читателю увидеть своими глазами, кто есть, кто«

Встреча (если можно так назвать) Виталия с Натали в Благородном собрании, произвела на него такое впечатление, что он был «страшно бледный» и стал пить коньяк «чайными чашками, в надежде, что... разорвется сердце». И это еще не конец романа двух молодых людей.

И вот последняя встреча Виталия с Натали. Воспоминания. Объяснения. Вот что говорит он: «Что до моей страшной вины перед вами, то я уверен, что она уже давным-давно стала для вас безразлична и гораздо более понятна, простительна, чем прежде: вина моя была все-таки не совсем вольная и даже и в ту пору заслужила снисхождения по моей крайней молодости и по тому удивительному стечению обстоятельств, в которое я попал». В этих словах, конечно, чувствуется искренность и благородство. Он не стал винить Соню - это было бы не в его правилах, он не стал оправдываться. Но пожалел о своем приезде к Натали в один из моментов встречи: ... напрасно совершил я этот глупый, внезапный поступок, напрасно заехал, понадеялся на свое спокойствие«.

1. Значит любовь...

2. Значит, к Соне не было любви. Только порыв. Только повиновение ее воле!

Не последнюю роль в рассказе играет пейзаж, картины природы, явления природы. Обычным, характерным для Бунина, можно считать то, что природа - это спутница настроения, или явление, которое предваряет ожидаемое событие. В первый день приезда Виталия Мещерского в доме улана Черкасова случилось непредвиденное: когда Виталий вошел в темную комнату, на него метнулась летучая мышь. Эпитеты, которыми наделяет автор это существо, он хочет показать то «зловещее предзнаменование», которое, в сущности, сбылось: «мерзкая темная бархатистость и ушастая, курносая, похожая на смерть, хищная мордочка, потом с гадким трепетанием, изламываясь, нырнула в черноту открытого окна».

В течение всего повествования не часто видим мы пейзаж, и он не играет главенствующей роли в рассказе. Но отдельные моменты Бунин особо подчеркивает. Хотя бы такой момент в 4 главе, когда Виталий Петрович предполагает дождь, перемену погоды.

А читатель уже настораживается: «Что-то будет!» И вот как автор предваряет конфликтную ситуацию в отношениях между своими героями: «... комната озарилась вдруг до неправдоподобной видимости, на меня понесло свежим ветром и таким шумом сада, точно его охватил ужас: вот оно, загорается земля и небо! Я вскочил...

В данном описании волнение передается от природы к читателю: настораживают и «темнота от туч», и «шум сада», который «точно охватил ужас».

Это кульминация рассказа. Расставлены все точки над i ... Натали стала свидетелем любовной сцены Сони и Виталия.

Развитие действия достигает своего апогея. Соне ясно, что Натали убедилась в ее отношениях с Виталием, Натали ясно, что Виталий любит не только ее, но и Соню: А в представлении Натали двоих сразу нельзя любить. Виталию ясно, что он попался в капкан Натали. Если всем все ясно, то есть еще вопрос: кто как поступит? Но на самом интересном месте заканчивается пятая, самая короткая и самая сильная глава.

Автор находит верный тон. Он избавляет читателя от сцен неприличных объяснений друг с другом, опускает в рассказе описание дальнейших событий после неприятного столкновения наших героев. И переносит читателя и своих героев в Воронеж в благородное собрание.

О Соне - ни слова. Натали вышла замуж за Мещерского. Читатель догадался: Натали, эта цельная и гордая натура, с хорошо развитым чувством собственного достоинства, ни минуты не останется в доме, где ее предали.

Вот когда мы узнаем, на чьей стороне симпатии автора. Он отстаивает душевную чистоту и цельность натуры Натали. Вот почему, рассказ назван ее именем.

А теперь читатель непременно перелистает несколько страниц назад и отметит, что автор наградил свою главную героиню Натали еще и таким качествами как наблюдательность и умение анализировать события, поступки, обстоятельства.

Гл. 3. «... начала не то страдать, не то негодовать, чувствовать, что что-то есть между мной и Соней тайное. Натали».

Гл. 3. «Но вы же любите Соню!... Я покраснел, как пойманный мошенник...»

Гл. 4. Натали: «Но, слава богу, Соня уже здорова, скоро не будет скучать...»

То есть перед нами не просто образ, а тип женщины конца ХIХ в., которые составляли определенную плеяду русских, умеющих самоотверженно любить, женщин.

Основной способ раскрытия характера - контраст.

Бунин знаток и мастер создания персонажей и умело использует для их характеристики все богатства языка. Он не просто наделяет своих героев любым языком, а, подвергая язык обобщающей обработке, которая вообще является необходимым условием образного отражения жизни, отвергает в нем характерное, типичное. Индивидуальные формы речи являются выражением обобщений писателя по поводу определенного типа людей.

Так для людей типа Сони характерна речь с элементами цинизма: «... Ты за эти два года, что я не видела тебя, превратился из вечно вспыхивающего от застенчивости мальчишки в очень интересного нахала».

Для Натали характерна определенная сдержанность, отсутствие ярко выраженных эмоций, немногословие. Для ее речи так же характерно и то, что она говорит только то вслух, что хорошо обдумала: «Я в одном убеждена: в страшном различии первой любви юноши и девушки».

Виталий Петрович: «Натали, не нужно вам быть со мной светски любезной... и не чувствуйте неловкости - ведь все, что было - быльем поросло и прошло без возврата».

Прокомментируем этот кусочек с двух сторон.

Первая: Виталий Петрович «призывает» Натали вести себя раскрепощено. Почему? Что, Натали стесняется его присутствия? Но она достаточно сильна и умеет владеть собой! Она всегда была такой! Это характер, тип.

Вторая: речь главного героя. А он тоже все такой же воспитанный, обращается к Натали на «вы», как и принято в светском обществе.

Поразительны и эпитеты, которые играют большую роль как художественные изобразительные средства и слова, употребляемые в значении, далеко выходящими за рамки их первоначального значения.

Примеры: «Черные глаза» и даже не глаза, а «черные солнца», «золотистый цвет лица», «золотые волосы», «зловещее предзнаменование», «чудесный старик», «чудесный дом», «тайная соучастница», «тайное свидание», «блестящая чернота глаз», «тонкие, крепкие, породистые щиколотки», «темно- красный бархат розы», «иноческая стройность ее черного платья». Все эпитеты имеют экспрессивную окраску.

Почти все приведенные примеры относятся к главному лицу рассказа - Натали. Здесь Бунин оттеняет два цвета, чтобы подчеркнуть необычность натуры Натали: золотистый и черный. Черный - это как «зловещее предзнаменование», ведущее к трагедии.

Трагическое звучание рассказа усиливается его своеобразным финалом: Натали умирает.

«Натали» - это один из бунинских рассказов, но не единственный, который заканчивается трагически.

Действие рассказа «Чистый понедельник» происходит в старой России. Главная героиня - женщина, мятущаяся, страдающая, прелестная, погубившая свою жизнь, уйдя в монастырь: это живой, достоверный и очень русский характер. В композиционном отношения рассказ прост и последователен. И как все бунинские рассказы перед самой концовкой имеет кульминационный момент - высшую точку любовной истории, а затем, как развязка - трагедия души главного героя. Но и в начале рассказа есть маленький штрих, который так характерен для Бунина: умение завязать «начало», заинтересовать читателя: «Чем все это должно кончиться, я не знал и старался не думать, не додумывать: было бесполезно... она раз навсегда отвела разговоры о нашем будущем...»

Действие рассказа построено на контрасте двух действующих лиц. Каким же образом автору удается передать в главной героине рассказа несовместимость привычной жизни с внутренним состоянием ее души? Даже внешне, несмотря на то, что «оба были богаты, здоровы, молоды и настолько хороши собой, что их «провожали взглядами», Бунин не избежал возможности оттенить красоту и внешность главной героини особенностями.

«А у нее красота была какая- то индийская, персидская». А дальше внешность ее тоже построена на контрастах цвета: «Черные волосы», «черные соболий мех», «черные, как бархатный уголь, глаза» и «бархатисто-пунцовые губы», гранатовое бархатное платье. Очень часто употребляется слово «бархатный». И это придает свой колорит нашей знакомой, которая уже успела и нам понравиться.

Контраст и в том, что он - разговорчив, она - молчалива, что тоже не один раз подчеркивает автор. Вкусы и взгляды ее тоже контрастны: то она «все разучивала медленное, сомнамбулически прекрасное начало «Лунной сонаты», то вдруг мы видим ее на «капустнике» художественного театра.

Пейзаж в рассказе играет определенно особую роль. И начинается рассказ с пейзажа. Здесь основную нагрузку несет цвет: «темнел серый день», «в сумраке видно было...», «зеленые звезды», «мутно чернеющие прохожие», и глаголы: «чернея, разгоралась; мчал» и т. д. - это все глаголы несовершенного вида. Они как бы повторяют все эти действия изо дня в день - так автор передает периодичность, незавершенность действия и, наконец, ритм. Но вернемся к пейзажу: не зря, значит, она снимала квартиру с видом на Москву из окна: «лежала вдали огромная картина заречной снежно - сизой Москвы: ... была видна часть Кремля... белела слишком новая громада Христа Спасителя...» И сразу повеяло стариной, той знакомой Русью, которую каждый из нас знает с детства из русских преданий и былин и так сочетается с этой стариной «экскурсия» наших героев на кладбище: «Вечер был мирный, солнечный, с инеем на деревьях, на кирпично-кровавых стенах монастыря болтали галки, похожие на монашенок...» Весь этот пейзаж передает настроение Ее. И предчувствие чего - то необычного охватывает читателя.

И немой вопрос читателя: «Что это? Бунин впадает в мистику? Религию?» уже замечен автором, и он незамедлительно отвечает устами героини.

«Это не религиозность... Все время это чувство Родины, ее старины...» и благодаря желанию автора воздать должное старине. Он как бы ведет нас дорогой, где еще и в языке старину чувствуешь.

От этого рассказ насыщен архаизмами и церковно-славянскими терминами из церковных книг: обитель, архиепископ, лик, диаконы с рапидами и трикириями, соборы, клирос, Богородица троеручница.

А вот момент, которым нельзя не восторгаться: «А она говорила с тихим светом в глазах:

Я русское летописное, русские сказания так люблю, что до тех пор перечитываю то, что особенно нравиться, пока наизусть не заучу».

Здесь вся Она - русская и такая простая, и такая загадочная: «она была загадочна, непонятна для меня, странны были наши с ней отношения»

Выше уже говорилось, что Бунин - мастер детали. Деталь в этом рассказе выполняет очень разные функции.

Деталь отражает взгляды героя: «висел портер босого Толстого».

Деталь - передает предчувствие, настроение: «Все черное!» - Ведь завтра уже чистый понедельник, - сказала она, вынув из каракулевой муфты и давая мне руку в черной лайковой перчатке«.

Хотя мы не может сказать, что человек, ведущий повествование от первого лица легкомыслен, однако он - полная противоположность Ей. И таким образом, автору удается лучше оттенить все Ее достоинства. Особенно, когда они ведут философски- жизненные разговоры.

Когда он спросил: «Зачем?» Она пожала плечом: «А зачем все делается на свете? Разве мы понимаем что-нибудь в наших поступках?

Или: «Счастье, счастье... Счастье наше, дружок, как вода в бредне: тянешь - надулась, а вытащить - ничего нету».

Как видим, женщина, а философски мыслить умеет не хуже, чем со вкусом одеваться. Автор, повествуя об этой интересной личности, считает излишним давать мотивы поступка героини (ухода в монастырь). Он оставляет это на суд читателя. А что испытывает Он после ее ухода в монастырь? Можно ли считать, что в Его душе произошел какой-то перелом?

Некоторые считают, что в книге «Темные аллеи» есть только женские характеры - типы, а мужские характеры отсутствуют, есть только их чувства и переживания. На мой взгляд именно в этом рассказе выведен характер. Во-первых, этот мужской образ отразил в себе все черты русского человека - любящего и бессильного что-либо сделать для любимой, и она, оказавшись сильнее его по натуре, поступает так, как задумала, потому что не смогла найти ответ на вопросы: «...что такое любовь», «что такое счастье», а он ей не помог. И, конечно, в душе его наступил перелом, Он «долго пропадал по самым грязным кабакам, спивался. Всячески опускаясь на «дно» жизни... Рассказ заканчивается вопросом. Особенно вторая его часть значительна: «... как могла она почувствовать мое присутствие?»

Что дает такой открытый финал для восприятия рассказа читателем? Отсутствие ответа в рассказе художественно оправдано. Оно подчеркивает, что Она чистая, любящая натура, сердцем чувствует приближение любимого человека. Вот и такие типы женщины водятся на Руси: и любит, и мучается, и страдает одна. А автор? Какую позицию занимает он по отношению к своей героине? Автор явно любит свое создание. И сам в своем дневнике писал об этом.

Во всех этих рассказах Бунин нарисовал два женских типа и один мужской характер: каждый из них силен своей любовью и характером, которым наделил его автор. К книге «Темные аллеи», которую можно назвать «энциклопедией любви», можно присоединить еще рассказ «Солнечный удар», который предшествовал этой книге. В них автор исследует самые различные степени и состояния человека, начиная с возвышенных, поэтических переживаний («Натали»), вплоть до «заурядных» элементарных эмоций. Со «счастливой» любовью, когда уже нет боли, муки, Бунину просто нечего делать. Он никогда не пишет о ней.

«Пусть будет только то, что есть... лучше уж не будет...»

Рассказы цикла - образец русской психологической прозы, в которой автором была сделана попытка раскрыть одну из вечных жизненных тайн - тайну любви. Многие художники предпринимали попытку к ее раскрытию, но ближе всех к разгадке этой тайны подошел Бунин.

Используемая литература

1. Н. Любимов «Образная память» (Искусство Бунина).

2. В. Гейдеко «А. Чехов и И. Бунин».

3. О. Михайлов И. А. Бунин. «Жизнь и творчество».4.

4. Рассказы Бунина «Натали», «Чистый понедельник»

Иван Алексеевич Бунин родился в 1870 году в Воронеже, в обедневшей дворянской семье. Свое детство он провел на хуторе в Орловской губернии. Образ жизни будущего писателя по справедливости считают скорее разночинным, нежели помещичьим. Конечно, ему была незнакома нужда, но обстоятельства сложились так, что хорошего образования молодому Бунину получить не удалось - оно ограничилось четырьмя классами гимназии.

Когда читаешь его книги, не покидает впечатление: их автор - интеллигентный, высокообразованный человек. Это открывается во многих смысловых подробностях повествования, сказывается в поразительном стилевом богатстве. Мало сослаться на природные данные автора - широта мысли и речевая культура всегда имеют опору в огромной работе художника над собственным духовным, интеллектуальным совершенствованием. Бунин прошел трудную, но прекрасную школу самообразования.

В 1897 году публикуется сборник бунинских рассказов. Поощряемый похвалами критиков, он весь отдается литературному творчеству. Вскоре к молодому писателю пришло официальное признание его литературных заслуг: в 1903 году Академия наук награждает Бунина Пушкинской премией за стихотворный сборник "Листопад" и перевод "Песни о Гайавате" американского поэта Лонгфелло. В 1909 году Академия избирает Бунина своим почетным членом.

Но еще дороже для Бунина в эти годы было сближение с лучшими писателями того времени, особенно с Горьким и Чеховым, внимание Льва Толстого. Наступила самая счастливая пора в жизни Бунина. Он принят в литературных кругам - это льстит его писательскому честолюбию, как и многое другое, относящееся, к внешнему успеху.

Бунина не захватили модные декадентские течения в литературе, он хранил верность реалистическим традициям русской классики. Его стиль в этом смысле казался даже несколько демонстративным на фоне разнообразных эстетических экспериментов той поры. Но, заметим, таков был путь не одного Бунина: традиция жила в великом опыте Толстого, Чехова, Куприна, других писателей; Горький - художник новой эры - обогащал реализм. Бунин быстро вошел в большую литературу и встал на ее магистральный, реалистический путь.

Время и среда диктовали писателю правильное направление его художественных поисков. Бунин видел зреющие исторические перемены в стране и, любя многое в прежней жизни, вопреки мнению некоторых современников, вовсе не идеализировал уходящую эпоху. Наоборот, как реалист он обнажил жестокость, безнравственность неправедного социального порядка.

Бунин не принял революцию 1905 года. То, что вскоре после революции 1905 года Бунин написал свои самые лучшие произведения, нельзя назвать случайностью. Писатель тяжело перенес октябрьскую революция и не одобрив курс новой власти эмигрировал. Начался эмигрантский период жизни и творчества Бунина. Художник уже не знал, как прежде, длительных периодов творческого подъема, душевного счастья.

Чем же было вызвано внимание современников к Бунину и что поддерживает ныне активный интерес к его книгам? Обращает на себя внимание прежде всего многогранность творчества большого художника. Каждый читатель находит в его творчестве близкие себе мотивы. Есть в книгах Бунина то, что дорого для всех духовно развитых людей во все времена. Они и в будущем найдут дорогу к читателям, не охваченным глухотой к прекрасному, к нравственному, способным радоваться мирозданию и сострадать несчастным.

Бунин, как мы уже знаем, вступил в литературу поэтом. Первые стихотворения не были оригинальными по образному строю, они в основном повторяли темы и интонации Пушкина, Лермонтова, Тютчева, отчасти Некрасова. Но уже в юношеских сочинениях звучали мотивы, которые во многом определят смысл позднейшего зрелого творчества Бунина. Один из них - пушкинский. Великий поэт видел нравственный водораздел в человеческих натурах: одни люди естественны, непосредственны, другие ненатуральны, предпочитают искусственную, фальшивую форму бытия. Одних волнует, других не волнует красота, истинное предназначение человека. Первых у Пушкина олицетворяет Моцарт, вторых - Сальери. Трагедия рождает мысль: гибель гения от руки ремесленника есть следствие разорванности мира, где духовный союз труднодостижим. Но в идеале он, по Пушкину, возможен - лишь бы мир был устроен по Моцарту, а не по Сальери.

Так, очевидно, ощущал жизнь и Бунин. Пушкинская антитеза - светлая искренность и погибельная фальшь - получает у него конкретную социальную характеристику.

Бунин - хороший поэт, но славу ему принесла проза. Впрочем, вряд ли могут быть вполне объяснимы его рассказы и повести без сопоставления с его лирикой. Многое в наследии Бунина-прозаика можно отнести - по аналогии с тургеневским примером - к жанру "стихотворений в прозе". Для его прозы характерны важные свойства стихотворной речи: эмоциональная напряженность, ритмический строй. Почти в той же мере, что и в стихах, автор присутствует во многих рассказах как очевидец и участник происходящего.

Проза Бунина почти магически воздействует на читателя. Понять причины этого можно лишь тогда, когда прочтешь произведение не один раз, не торопясь. Одно слово не поймешь - потеряешь смысл фразы.

Особенно это понимаешь, читая рассказы из цикла "Темные аллеи". Как писал сам автор, это "рассказы о любви, о ее "темных" и чаще всего мрачных и жестоких аллеях".

В полном составе эта книга вышла в 1946 году в Париже, и исследователи называют ее единственной в своем роде.

Открытием ХХ века стала лирическая проза, которая словно размывает границы между эпосом и лирикой, когда автор оказывается в кругу своих персонажей, разделяет их беды и тревоги. Таковы и новеллы цикла "Темные аллеи". В рассказе, давшем название циклу, есть такие строчки: "Всякая любовь - великое счастье, даже если она не разделена".

Книгу "Темные аллеи" принято называть "энциклопедией любви". И. А. Бунин в этом цикле рассказов пытался показать отношения двоих с разных сторон, во всем многообразии проявлений. "Темные аллеи" - любимое детище писателя, создававшееся много лет. Здесь воплотились размышления автора о любви. Это была та тема, которой Бунин отдавал все свои творческие силы. Книга столь же многогранна, как сама любовь.

Название "Темные аллеи" взято Буниным из стихотворения Н. Огарёва "Обыкновенная повесть". Речь в нем идет о первой любви, не завершившейся соединением двух жизней. Образ "темных аллей" пришел оттуда, но в книге нет рассказа с таким названием, как можно было ожидать. Это всего лишь некий символ, общее настроение всех рассказов.

Бунин считал, что истинное, высокое чувство не только никогда не имеет удачного завершения, но обладает свойством даже избегать брака. Писатель неоднократно повторял это. Он также вполне серьезно цитировал слова Байрона: "Часто бывает легче умереть за женщину, чем жить с ней". Любовь - это накал чувств, страстей. Человек же, увы, не может постоянно находиться на взлете. Он непременно начнет падать именно тогда, когда достиг наивысшей точки в чем бы то ни было. Ведь выше самой высокой вершины не подняться!

В "Темных аллеях" мы не находим описания непреодолимого влечения двух людей, которое закончилось бы свадьбой и счастливой семейной жизнью. Даже если герои решили связать свои судьбы, в последний момент происходит катастрофа, нечто непредвиденное, что разрушает обе жизни. Часто такая катастрофа - смерть. Кажется, Бунину легче представить себе гибель героя или героини в самом начале жизненного пути, чем их совместное существование в течение долгих лет. Жить до старости и умереть в один день - для Бунина это вовсе не идеал счастья, скорее, напротив.

Таким образом, Бунин как бы останавливает время на высшем взлете чувств. Любовь достигает своей кульминации, но она не знает падения. Никогда мы не встретим рассказа, в котором повествовалось бы о постепенном угасании страсти. Она обрывается в тот момент, когда обыденность еще не успела губительным образом повлиять на чувства.

Однако подобные роковые исходы нисколько не исключают убедительности и правдоподобия рассказов. Утверждали, что Бунин говорил о случаях из собственной жизни. Но он не соглашался с этим - ситуации полностью вымышлены. Характеры же героинь он нередко писал с реальных женщин.

Книга "Темные аллеи" - это целая галерея женских портретов. Здесь встречаются и рано повзрослевшие девочки, и уверенные в себе молодые женщины, и почтенные дамы, и проститутки, и натурщицы, и крестьянки. Каждый портрет, выписанный короткими штрихами, удивительно реален. Остается только удивляться таланту автора, который умел в нескольких словах представить нам столь разных женщин. Главное - все характеры удивительно русские и действие практически всегда происходит в России.

Женские образы играют в рассказах главную роль, мужские - вспомогательны, второстепенны. Больше уделяется внимания мужским эмоциям, их реакции на различные ситуации, их чувствам. Сами же герои рассказов отступают на задний план, в туман.

Рассказы поражают также огромным разнообразием оттенков любви: простодушная, но нерушимая привязанность крестьянской девушки к барину, соблазнившему ее ("Таня") скоротечные дачные увлечения ("Зойка и Валерия") краткий однодневный роман ("Антигона", "Визитные карточки") страсть, доводящая до самоубийства ("Галя Ганская") простодушная исповедь малолетней проститутки ("Мадрид"). Словом, любовь во всевозможных проявлениях. Она является в каком угодно облике: может быть поэтическим, возвышенным чувством, мигом просветления или, наоборот, непреодолимым физическим влечением без духовной близости. Но какой бы она ни была, для Бунина это лишь краткий миг, зарница в судьбе. Героиня рассказа "Холодная осень", потерявшая жениха, любит его на протяжении тридцати лет и считает, что в ее жизни только и был тот осенний вечер, а все остальное - "ненужный сон".

Во многих рассказах цикла Бунин описывает женское тело. Это для него нечто святое, воплощение истинной Красоты. Никогда эти описания не опускаются до грубого натурализма. Писатель умеет найти слова, чтобы описать интимнейшие человеческие отношения без всякой пошлости. Без сомнения, это дается лишь ценой великих творческих мук, зато читается легко, на одном дыхании.

И. А. Бунин в цикле рассказов "Темные аллеи" сумел отобразить множество граней человеческих отношений, создал целую плеяду женских образов. И объединяет все это разнообразие то чувство, которому Бунин посвятил большую часть своего творчества, - Любовь.

О любви и рассказ "Руся". Как и в других новеллах, здесь особый, философский способ видения и подачи материала.

В эпическом произведении тоже встречаются лирические отступления, но там все подчинено общему замыслу и сюжетному единству. В лирической же прозе событийность уступает ведущую роль отношению к происходящему.

В рассказе "Руся" событийный ряд прост. В сумерках поезд "Москва - Севастополь" неожиданно делает остановку. В вагоне первого класса к окну подошли господин и дама. Он вспоминает события, которые произошли в дачной усадьбе давным-давно, вспоминает Русю.

В основе рассказа - противопоставление двух миров. Один - привычный, другой - яркий, романтический мир воспоминаний. Описание обедневшей усадьбы подчеркнуто обыденно: ("скучная местность"). Интересно, как повтор, вводное слово "конечно" ("дом, конечно, в русском стиле"; "И, конечно, скучающая дачная девица, которую ты катал по этому болоту"). С этого момента слышишь подтекстный мотив. Мир обыденный (болото) преображается. Внешне безразличные реплики жены рассказчика скрывают тайный интерес к сопернице. "Он" отгораживается шуткой, непонятной латынью. Переход на латынь, где каждый знак, каждое слово как бы стремится стать символом, - еще одно подтверждение разделения мира надвое и несовпадения мира чувств с миром привычных радостей и обид.

Новелла построена как рассказ в рассказе. Монолог героя свидетельствует о незащищенности человека от воспоминаний. Начиная рассказывать, герой и не подозревает, какую власть все еще имеет над ним прошлое. Слова рассказчика: "Однажды я жил в этой местности" - еще в мире обыденном. Авторское: "Он не спал… и мысленно смотрел в то лето…" - это уже свершившееся преображение. У Бунина "звучащие" слова. Таинственная, шуршащая тишина передается ритмикой фразы, почти в каждой мы слышим свистящие и шипящие звуки ("И стоял и не гас за чернотой низкого леса зеленоватый полусвет, слабо отражавшийся в плоско белеющей воде вдали"; "И все где-то что-то шуршало, ползало…"). Символическим становится слово "болото". Юношескую любовь всколыхнуло болото усадебной жизни. В воспоминаниях герой как бы уходит от болота однообразного существования, в которое погружен сам. Счастье любви и воспоминаний возможно лишь вследствие остановки, выхода из размеренности привычной жизни. Поезд, вагон первого класса: все заранее известно, но стоило случиться заминке - и привычный мир отступил.

В лирической прозе ощущается настойчивое стремление к идеалу. Поэтому отсутствует финал в обычном значении. "Прощания с воспоминаниями" так и не получилось. Подтекстно читатель понимает: что-то произошло в душе героя, процесс переоценки ценностей только начался. Когда и чем он закончится, читателю предстоит решить самому.

Интересно, что в новеллах "Руся" и "Чистый понедельник" есть нечто общее: перекличка ряда слов со значением "странный" ("странная любовь", "странный город" в "Чистом понедельнике"; "странный полусвет" в "Русе"). Странной кажется не только любовь, но и весь мир, Бунин писал, что жизнь уходит быстро, и мы начинаем ценить ее лишь тогда, когда все остается позади.

Когда тебе девятнадцать, это еще не совсем понятно, но то, что рассказы цикла "Темные аллеи" звучат пронзительно, как натянутые струны, значимо. Трагическая неслиянность любящих предстает у Бунина как закономерность человеческого бытия.

Иван Алексеевич Бунин – ярчайшая фигура в литературной среде, выдающийся писатель реалистического направления, талантливый поэт, настоящий художник русского слова.

Человек творческий и тонко чувствующий, Иван Алексеевич умел предвидеть масштабные события, влекущие серьезные изменения в обществе. Ему пришлось стать свидетелем происходивших на тот момент злодеяний, процветающей жестокости и невежества. С ужасом ожидая развала великой страны, он окончательно определился со своим отношением к революции, ставшей причиной кровопролитной братоубийственной войне. Сложившаяся ситуация стала причиной того, что в скором времени Бунин был вынужден покинуть родную страну. Все эти события оказали значительное влияние на творческую деятельность русского писателя, обозначив ее особенности на многие годы вперед.

К числу наиболее известных произведений, посвященных теме революции 1917 года, следует отнести роман «Жизнь Арсеньева». История выглядит невероятно правдивой, реалистичной. Бунин является одним из немногих авторов, который остался верен собственным убеждениям, отказавшись принять новый порядок, продиктованный революцией.

В конце 80-х годов XIX века Бунин начинает активную литературную деятельность. Первые шаги в творческом пути писателя ознаменовались такими рассказами как «На чужой стороне», «Кастрюк», «На хуторе» и т.д. Центральной темой этих произведений явилась проблема бедности русских крестьян. Тяжесть момента разлуки и драматизм внутренних переживаний автор ярко демонстрирует в рассказе «На краю света», в основе сюжета которого лежит переселение крестьян Украины в Уссурийский край.

В 90-е годы авторский стиль Бунина подвергается некоторым изменениям. Основными чертами произведений того времени становится демократизм, прослеживается знание жизни простых людей, народа. В этот период писатель знакомится с другими авторами, представляющими старшее поколение.

Помимо реалистического направления Бунин в своей работе начинает прибегать к новым необычным для него ранее приемам и построению текста. Например, в созданных на тот произведениях автора прослеживаются некоторые черты импрессионизма. Фабула размыта, в рассказах четко вырисовывается музыкальный ритм.

В частности, рассказ «Антоновские яблоки» наполнен, казалось бы, не связанными друг с другом эпизодами, отражающими постепенное угасание дворянского уклада и окрашенными легкой романтической грустью и тоской. Помимо этого в рассказе присутствуют удивительной красоты пейзажи, наполненные нежностью и любовью к родине.

И все же центральной темой произведений Ивана Бунина остаются проблемы социального характера. В рассказе «Мелитон» речь идет о тяжелой судьбе бывшего солдата Мелитона, которому пришлось пройти через суровое солдатское испытание (его прогнали сквозь строй), а затем лишиться семьи. Или, к примеру, такие рассказы как «Новая дорога», «Руда», «Эпитафия», в которых автор нарисовал обличительные картины социального неблагополучия – страшные картины голода.

Безусловно, в творческой коллекции писателя присутствует множество талантливых произведений, посвященных вечным проблемам жизни и смерти. К таким произведениям Ивана Бунина можно отнести рассказы «Туман», «Тишина». В них также ярко показана неувядающая красота русской природы.

Таким образом, творческий путь знаменитого писателя и поэта был разнообразным, многогранным, философским и социально значимым. Он сделал большой вклад в развитие художественной литературы Серебряного века, оставив в общей коллекции великих произведений отечественного «производства» целый кладезь житейской мудрости, красоты и бесконечного таланта.

Также читают:

Популярные сегодня темы

  • Анализ рассказа Легкое дыхание Бунина сочинение

    Чарующая и загадочная новелла Бунина рассказывает об истории гимназистки Оли Мещерской. По замыслу автора читатель не должен испытывать интереса к сюжету.

  • Анализ романа Тихий Дон Шолохова сочинение

    Принося в литературу свой жизненный опыт, Шолохов обогатил традиции своих предшественников выявлением в «Тихом Доне» психологии трудящегося народа, участия и роста народных масс.

  • Сочинение описание по картине Буря на Северном море Айвазовского

    Для того чтобы передать мощь стихии довольно действенным приемом выглядит сравнение ничтожности человека перед мощью этой стихии и Айвазовский пользуется таким способом в картине Буря на Северном море

  • Сочинение Анализ рассказа Гриша Чехова

    Читая рассказ Чехова Гриша, может показаться, что это простое описание череды событий, которые постигли маленького героя в течение одного дня. Но это не верно. В данном произведении скрыт достаточно тонкий смысл на уровне психологии.

Иван Бунин, рассказы которого входят в школьную программу изучения русской литературы, начал творить еще в конце 19-го века, в 80-е годы. Он из плеяды писателей, выросших в дворянской усадьбе, тесно связанной с живописной природой среднерусской полосы. За работу над сборником лирики «Листопад», посвященным деревенской природе, ее естественной красоте, Иваном Алексеевичем Буниным в 1901 году была получена премия имени Пушкина.

Рассказы Бунина отличаются тем, что иногда имеют (например, рассказ об антоновских яблоках), описывающий не ряд происходящих событий, а воспоминания и впечатления лирического героя, касающиеся жизни в дворянской усадьбе.

Писателя можно назвать мастером поэтической прозы, он создает элегическую атмосферу при помощи впечатлений и ассоциативных воспоминаний лирического героя. В рассказе много описаний. Например, яркая картинка импровизированной ярмарки в саду, красочные пейзажные зарисовки утра, зимней охоты и многие другие.

Рассказы Бунина характеризуют его как наблюдательного, чувствующего автора. Он умел в самых будничных сценах быта найти яркую особенность, то, мимо чего люди проходят обычно, не замечая. Используя самые разнообразные приемы, рисуя при помощи деталей тонкими или фактурными штрихами, он доносит до читателя свои впечатления. Во время чтения можно почувствовать атмосферу и увидеть мир глазами автора.

Рассказы Бунина пленяют нас не внешней занимательностью и не загадочной ситуацией, они хороши тем, что отвечают требованиям, выдвигаемым к хорошей литературе: необычайно образный язык, в который вплетены разнообразные тропы. Многим своим главным героям автор даже не дает имени, но они заведомо наделены исключительностью, особой чувствительностью, присущей автору зоркостью и внимательностью.

Что касается оттенков красок, запахов и звуков, всего того «чувственного и вещественного», из чего созидается мир, то вся предшествующая Бунину и созданная его современниками литература не имеет образцов прозы, содержащей такие, как у него, тончайшие нюансы.

Анализ рассказа Бунина, например, об антоновских яблоках, дает возможность выявить средства, используемые им для создания образов.

Картина раннего осеннего утра в создана цепочкой определений, выраженных прилагательными: тихое, свежее. Сад - большой, золотой, поредевший, подсохший. К этой картине присоединяются запахи: яблок, меда и свежести, а также звуки: голоса людей и скрип движущихся телег. Зрительную картину дополняет образ прошедшего бабьего лета с летящими паутинками и перечислением народных примет.

Яблоки в рассказе едят с сочным треском, при упоминании об их отправке возникает небольшое отступление - картинка ночной поездки на возу. Визуальный образ: небо в звездах; запахи: дегтя и свежего воздуха; звуки: осторожный скрип обозных телег. Снова продолжается описание сада. Появляются дополнительные звуки - квохтанье дроздов, а сытое оно оттого, что птицы пасутся на деревцах коралловой рябины.

Рассказы Бунина зачастую полны грустным настроением увядания, запустения и умирания, обусловленным темой. Печаль пейзажа как бы иллюстрирует и создает с жизнью людей одно неразрывное целое. Автор использует в прозе те же образы, что и в своей пейзажной лирике. Поэтому элегические рассказы можно назвать стихами в прозаической форме.