Болезни Военный билет Призыв

Империя с коротким дыханием. Потопление крейсера «Альбукерке» и капитуляция Гоа. Гоа - «португальский рай» в Индии

Если Францию по вопросу о передаче колоний Индии удалось , то в отношениях с Португалией дело дошло до настоящей "холодной войны", переросшей в декабре 1961-го в "горячую".

Государство Португальская Индия (Estado Português da Índia) к 1947-му включало территорию Гоа, анклавы Даман и Диу на побережье, и анклавы Дадра и Нагар-Авели внутри материка восточнее Дамана. Население в 1950-м составляло 547 тысяч человек, 61 % - индуисты, 37 % - христиане. При этом в Гоа, в отличие от африканских колоний Португалии, не было сколь-либо заметного количества белых колонистов. В том же 1950-м в Португальской Индии переписали всего 517 европейцев и 536 евразиатов (потомков смешанных браков).

В 1822-м жители Гоа христианского вероисповедания, удовлетворяющие условиям имущественного ценза, получили избирательное право. Всего Португальская Индия избирала 2-х депутатов в португальский парламент.
Индуисты получили право избирать в 1910-м. В то же время в Гоа возникает движение за независимость и воссоединение с Индией.
Но эта "весна" закончилась с установлением в 1928-м режима Салазара, была введена строгая цензура, многие интеллектуалы из Гоа эмигрировали в Бомбей, где создали "Национальный конгресс Гоа", представитель которого входил во Всеиндийский комитет Индийского национального конгресса.
Колониальный статут 1930-го резко ограничил права "туземцев" Гоа.

Отдельно надо отметить, что ещё с 19-го века началась активная миграция (по экономическим причинам) населения Португальской Индии в Индию Британскую, прежде всего в Бомбей, где они довольно скоро заслужили репутацию слуг и поваров. С начала 20-го столетия из-за миграции население Гоа неуклонно снижалось, к 1950-му от 180 до 200 тысяч выходцев из Гоа жили в Индии.

В 40-е годы движение за объединение резко активизируется. В мае 1946-го в Гоа приезжаект левый конгрессистский политик Рамманохар Локья, до сентября организует серии демонстраций и акций сатьяграхи в Гоа, которые были подавлены португальцами, лидеры движения высланы в метрополию.
Одновременно власти пошли и на некоторые послабления, в 1950-м в отношении Гоа был отменён Колониальный статут, в 1951-м Португальская Индия официально стала заморской провинцией Португалии, а все её жители соответственно – гражданами Португалии. На официальном уровне (вплоть до церквей) активно пропагандировался тезис об "общности судеб" Гоа и Португалии.

Причиной послаблений была позиция Индии.
В январе 1950-го, при провозглашении республики, Неру объявил, что Гоа является частью Индии и должен быть возвращён. 27 февраля правительство Индии официально обратилось к Португалии с предложением начать переговоры о возврате.
15 июля 1950-го Португалия ответила, что данный вопрос "не подлежит обсуждению". Поскольку Гоа и другие анклавы являются не колониями, а неотъемлимой частью самой Португалии.
В январе 1953-го Индия направила Португалии меморандум, где обязалась гарантировать "культурные и иные права, включая языковые, всех жителей данных территорий после передачи их Индийскому союзу". Португалия снова отказалась, после чего 11 июня 1953 г. Индия закрыла посольство в Лиссабоне.

Позиция Португалии заключалось в том, что современная Индия является наследницей (через период Раджа) империи Великих Моголов. Но вот Португальская Индия (в отличие от французских колоний) никогда не являлась её частью и возникла ещё тогда, когда основатель империи Бабур не добрался до Индии. Соответственно, претензии Индии ничем не обоснованы с исторической и юридической точек зрения, ибо Португальская Индия "совершенно иная страна", чем Индия. Отец-основатель идеологии лузотропикализма Жилберто Фрейре видел в Гоа образец лузотропикалистической цивилизации, основанной на католицизме и смешении рас.
Индийская сторона полагала свои претензии вполне обоснованными с географической и этнолингвистической точек зрения. Разумеется, при таких позициях сторон никакого диалога не получилось.

Летом 1954-го, одновременно с додавливанием , начались активные действия и против Индии Португальской.
22 июля 1954-го сотни вооружённых добровольцев "Объединённого фронта гоянцев", при поддержке подразделений , атаковали Дадру и Нагар-Авели, индийская армия перекрыла границу Дамана, не дав португальцам прийти на помощь 150 полицейским во главе с капитаном Фидалгу. Общее командование операцией осуществлял заместитель генерального инспектора ЦРП Нагарвала.
Потеряв 1-го человека убитыми, 11 августа португальцы капитулировали. Националисты объявили об освобождении территории, власть перешла в руки панчаята свободных Дадры и Нагар-Авели.

По призыву Джи.Пи.Нараяна и его Социалистической партии была предпринята попытка развёртывания сатьяграхи против собственно Гоа. 15 августа 1954-го три небольшие группы вошли в Гоа и попытались вывесить индийский флаг на форте Тиракол, но были арестованы. Около тысячи человек в Даман не пропустила уже индийская полиция.
После событий лета 1954-го в Гоа (где до этого размещалась только полиция) были переброшены три армейских батальона, в том числе "чёрные" из Мозамбика (до полутора тысяч человек).


По инициативе Португалии ситуация с Дадрой и Нагар-Авели разбиралась в Международном суде, который 12 апреля 1960-го подтвердил португальский суверенитет, но Индия это решение проигнорировала.
Португальцы в связи с этими событиями обратились за военной помощью к своему традиционному союзнику – Великобритании. Но министр иностранных дел Алек Дуглас-Хьюм разъяснил, что обязательства по НАТО не распространяются на колонии, и Португалия не может рассчитывать на что-то большее, чем посредничество.
К тому времени Гоа уже 5 лет жило в обстановке полной блокады - об этом

Португальская Индия

К концу царствования короля Мануэла Португалия находилась на вершине блеска и могущества. Ее владения раскинулись в четырех частях света – от Бразилии до далеких Молуккских островов в Тихом океане и от Лиссабона до мыса Доброй Надежды в южной части Атлантики. Португальские крепости тянулись вдоль всего африканского побережья – от Марокко до Сомали, высились на островах Индийского океана, у входа в Персидский залив, вдоль побережья Индии, на Цейлоне, на Малаккском полуострове и на полулегендарных Молуккских островах среди волн Тихого океана.

Никто не решался оспаривать португальское господство. В Лиссабон отовсюду стремились корабли. Город быстро превратился в крупнейший в мире рынок африканских рабов, пряностей и тропических товаров. Сервантес писал, что «Лиссабон – величайший город Европы, где богатства Востока разгружаются для распределения по всему миру».

Венецианской торговле был нанесен сокрушительный удар. Плавание Васко да Гамы в Индию положило начало упадку великой Адриатической республики. Перерезав пути из Индийского океана в Турцию, Египет и Иран, португальцы существенно затруднили дальнейшее усиление Турции. Огромные прибыли от заморской торговли и сокровища, награбленные на Востоке, обогатили португальский двор и знать Португалии. В португальских городах и поместьях вельмож короля Мануэла развернулось строительство дворцов, церквей и замков. Из Фландрии, Италии, Египта и Индии съезжались искусные резчики по камню и дереву, позолотчики и каменотесы, художники и архитекторы.

В суровых и простых замках португальских феодалов появились персидские и индусские ковры, фламандские гобелены и зеркала, венецианские стекла, марокканские подушки из тисненой кожи, итальянские картины, дамасские и толедские клинки.

Среди челяди встречались рабыни из Явы, Аравии и Цейлона, рабы из Бразилии и Гуджарата. На полях феодалов работали невольники из Гвинеи. Двор короля Мануэла славился невиданными до тех пор блеском и роскошью. Португальские вельможи старались не отставать от своего короля.

Но весь этот внешний блеск прикрывал застой и гниение. Положение колониальной державы требовало от маленькой Португалии огромного напряжения. Прежде всего стала ощущаться нехватка людей. Во время плавания на Восток множество бойцов и моряков погибло не столько в боях с врагами, сколько от болезней – цинги, холеры, дизентерии и лихорадки. Многие умирали от заражения ран; в тропическом климате самые пустячные ранения заживали очень медленно, а невежественные цирюльники, по совместительству исполнявшие обязанности лекарей, обычно были беспомощны, когда приходилось иметь дело с нагноениями и воспалениями.

Очень скоро, снаряжая эскадру на Восток, португальские командиры стали испытывать затруднения при наборе команды. Становилось все труднее и труднее подбирать опытных моряков.

Уже в 1505 году первый вице-король Индии Франсиско д’Альмейда, снаряжая эскадру, не мог укомплектовать ее опытными моряками и принужден был набирать в матросы крестьянских парней, никогда не видевших моря. На одной из каравелл эскадры д’Альмейды команда не умела даже отличить правую сторону от левой. Капитан каравеллы Жуан Хомеш повесил на одном борту связку лука, а на другом – связку чеснока и командовал:

– Руль к чесноку! Руль к луку!

В Индии ветеранов заменили преступники и подростки. Вербовщики обходили тюрьмы в поисках желающих ехать в Индию. Смертную казнь, осуждение в тюрьму или на галеры заменяли отправкой в Индию. Всем преступникам, согласившимся поступить на индийскую службу, объявлялась амнистия. Впоследствии одним из таких преступников оказался величайший поэт Португалии Луис Камоэнс. В самой Португалии отлив мужчин на Восток был так значителен, что для обработки полей феодалов и другой тяжелой работы приходилось прибегать к ввозу невольников из Африки. Очень скоро во многих районах Португалии создались подлинные рабовладельческие хозяйства. В Португальской Индии все было основано на труде рабов.

Приток драгоценных металлов из новых колоний произвел в Португалии и Испании подлинную «революцию цен». Драгоценные металлы сильно упали в цене, а цены на все товары поднялись в несколько раз. Но в самой Португалии открытие морского пути в Индию не повлекло за собой существенных социальных сдвигов. В Португалии власть светских и духовных феодалов всегда была чрезвычайно сильна. В XIV–XV веках португальские короли сломили сопротивление городов, отстаивавших старые вольности, а купечество никогда не играло сколько-нибудь значительной роли в жизни страны.

Большой удар экономике Португалии был нанесен изгнанием евреев и мавров. Евреи жили в Португалии исстари, были уравнены в правах с остальным населением. Первые португальские короли подтвердили все вольности евреев. Но позднее, под влиянием духовенства, начались преследования. Евреев заперли в особые кварталы – юдерии – и заставили носить отличную от всех одежду. Начались погромы.

Но до поры до времени короли Португалии защищали своих еврейских подданных, так как получали от еврейского населения очень большие доходы. С евреев взимались три разных подушных налога, специальным сбором облагалась всякая вещь, которую покупал еврей. Еще в середине XV века министром финансов Португалии был знаменитый еврейский ученый Исаак Абарбанель. Когда евреев изгнали из Кастилии, Жуан II за большой выкуп дал им временный приют в Португалии, но когда срок кончился, он заставил кастильских эмигрантов покинуть Португалию, а тех, кто остался, обратил в христианство.

Мануэл прекрасно понимал, каким выгодным источником дохода является еврейское население. Вначале он и не помышлял об изгнании евреев. Но Мануэл, надеясь объединить под своей властью весь Пиренейский полуостров, усиленно добивался руки Изабеллы, дочери Фернандо Арагонского и Изабеллы Кастильской. Принцесса Изабелла, как и ее мать, была изуверкой и покорно слушалась своих духовников. Она поставила условием брака изгнание евреев из Португалии.

В 1496 году, в год, когда Васко да Гама поплыл в Индию, король Мануэл издал указ об изгнании евреев.

Не желая лишаться подданных, приносивших такие значительные доходы, Мануэл приказал насильно крестить всех еврейских детей и подростков от четырех до двадцати лет, а также очень многих взрослых. Но духовенство не оставляло в покое «новых христиан», обвиняло их в ересях, святотатстве и колдовстве и натравливало на евреев невежественную паству. Так, в апреле 1506 года, во время чумы, два доминиканских монаха организовали в Лиссабоне еврейский погром. С криками «Ересия, Ересия!» погромщики убивали «новых христиан» и грабили их имущество. Было убито около 2 тысяч человек. Погромы еще более усилили эмиграцию португальских евреев в Италию, Африку, Турцию и Нидерланды.

С изгнанием евреев и мавров Португалия лишилась многих искусных ремесленников и торговцев. Португальские купцы и ремесленники были слишком слабы, чтобы занять место изгнанников.

Сама политика португальских королей препятствовала образованию крупной купеческой прослойки. Очень рано почти все виды торговли с Индией были объявлены королевской монополией. Эта монополия распространялась, в частности, на торговлю перцем, имбирем, мускатным орехом, мускатным цветом, гвоздикой, корицей, бразильским деревом.

Королевские монополии очень затрудняли развитие и без того хилой португальской буржуазии. Очень скоро в торговле и ремеслах Португалии стали играть решающую роль иноземцы, выходцы из стран, более развитых экономически, чем Португалия. Торговля и ремесла целиком перешли в руки иностранцев – фламандцев, немцев, венецианцев, ломбардцев, флорентийцев.

В Португалии все более усиливались власть короля и гнет католического духовенства. Но сами португальские феодалы не умели удержать сокровищ, добытых грабежом и торговлей на Востоке. Они тратили огромные средства на пиры, наряды и турниры, на «дела благочестия». Очень скоро большинство знатных семей Португалии запуталось в долгах и заложило свои драгоценности у ломбардских ростовщиков. Остальное население Португалии – крестьяне, моряки и рыбаки – жило слишком бедно и на свои нищенские заработки не могло покупать восточные товары. Начался застой. Восточные товары, золото, драгоценные камни и пряности просачивались через Португалию и обогащали другие страны – Голландию, Англию, долину Рейна.

В самой португальской колониальной империи было неблагополучно. Только немногие люди, подобно Афонсо д’Альбукерку, мечтали о великой колониальной империи на Востоке. Большинство португальских командиров считало, что Индия нужна Португалии только как арена для пиратства и место скупки пряностей.

Поборы, издевательства, грабежи и зверские жестокости, лицемерие и коварство вооружили против португальцев население восточных стран. Индусская поговорка того времени гласила: «Счастье, что португальцев так же мало, как тигров и львов, – иначе они истребили бы весь род человеческий».

Все португальцы в Индии получали паек от казны. Они считали себя господами и гнушались всякой работы, взваливая все на плечи многочисленных рабов, а торговлю предоставляли индусам и маврам. Каждый проходимец, приезжавший из Португалии, претендовал в Индии на титул «дом» и старался окружить себя рабами. Толпы бездельников, целыми днями игравших в кости и карты, жевавших бетель или куривших опиум, наполняли португальские владения на Востоке.

В 1539 году из 16 тысяч португальцев, живших в Индии и получавших казенный военный паек, можно было рассчитывать только на 2 тысячи человек, если бы понадобилось привлечь в армию гражданское население. Среди португальских солдат очень скоро оказались и предатели. Уже в 1510 году, когда д’Альбукерк осаждал Гоа, на стороне его противников сражался отряд португальских ренегатов под командой Фернана Лопеша.

Да и сами правители Индии были далеко не безупречны. В Индию ехали искатели приключений, те, кто рассчитывал на легкую наживу; в колониях процветали казнокрадство и взяточничество.

После смерти Афонсо д’Альбукерка король Мануэл старался больше не посылать в Индию крупных людей. Он опасался, что, укрепившись, вице-король далекой Индии откажется повиноваться Португалии. Если д’Альбукерк не жалел ни средств, ни сил для создания португальской колониальной державы, то последующие губернаторы видели в Индии только место, где можно было быстро разбогатеть за счет туземцев, казны и своих соотечественников.

Каждый новый губернатор являлся со сворой голодных приверженцев; и тогда в Португальской Индии сменялись все гражданские и военные чиновники.

Полномочия губернатора длились, как правило, три года; и за это короткое время он и его приспешники торопились как можно больше обогатиться.

В погоне за легкой наживой португальские командиры не останавливались перед прямым предательством отечества. Их поступки скоро подорвали всякое доверие к законам португальцев, к их клятвам и обещаниям. Так, один из португальских командиров напал на святилище дружественного индусского государства, разграбил и сжег его, а жрецов подверг изощренным пыткам, чтобы выведать у них, где спрятаны сокровища храма.

Второй командир, заключив торжественно мир с маврами, на другой же день нарушил его, оправдываясь тем, что представитель мавров клялся на короне, а португалец, пользуясь неосведомленностью мусульманина, целовал сборник песен. Третий, когда капитан индусского корабля обратился к нему за письменным разрешением на выход в море, написал по-португальски, что он советует португальским капитанам, которые встретят это судно в море, ограбить его. Четвертый за солидную взятку предоставил португальскую каравеллу в распоряжение султана Адена – врага португальцев. Пятый продал маврам пушки и порох из португальской крепости.

Португальские чиновники в колониях составляли списки «мертвых душ» на получение пайков, посылали в Португалию испорченные и засоренные товары, скрывали от казны и делили между собой добытые в боях ценности. Они наживались также и на своих соотечественниках. Торговля чинами и должностями была почти легализована, судьи брали взятки открыто. Задерживая платежи матросам и солдатам, чиновники короля Мануэла дожидались, пока матросы и солдаты, доведенные до крайности, соглашались на третью или четвертую часть своего жалования.

Доходы чиновников в колониях почти официально исчислялись по двум статьям – «жалованию» и «поступлениям», причем обычно «поступления» превышали «жалование» в шесть-семь раз.

Так складывалась обстановка в Индии к 1521 году, когда умер король Мануэл I Счастливый. К новому королю, Жуану III, из Индии посыпались жалобы. Писали не только португальцы.

Индусские власти Каннанура жаловались, что португальцы, выдавая капитанам кораблей разрешения на плавание в Индийском океане, нарушают собственные правила: грабят и топят суда, имеющие такие разрешения.

Король сменил губернатора Индии Диого Лопеш де Секвейру и назначил вместо него Дон Дуарте де Менезеш. Но этот губернатор оказался еще хуже своего предшественника. С лихорадочной поспешностью он набивал карманы и сундуки, не стесняясь никакими средствами для обогащения. Его мздоимство и казнокрадство превзошли все, что знала до сих пор Португальская Индия. Его ставленники старались не отставать от губернатора.

Лиссабонский двор был завален жалобами, просьбами о правосудии и петициями. Тогда Жуан III вызвал из Эворы старого Васко да Гаму и предложил ему поехать в Индию, чтобы навести там порядок. Старый адмирал Индии согласился. Как и король Жуан III, он считал, что все зло – в недостойных людях, которым доверили индийские дела. Он не мог, конечно, понять, что причины неблагополучия, царившего в Португальской Индии, лежат гораздо глубже.

Из книги Восток - дело тонкое: Исповедь разведчика автора Сопряков Вадим Николаевич

Индия Пробыв некоторое время на Родине после возвращения из Бирмы, мы вновь всей семьей отправились в очередную командировку. Наш путь лежал в прекрасную страну - Индию.Время, которое я проводил дома, оказалось для меня печальным - пришлось хоронить отца. В общем-то

Из книги Владимир Путин автора Медведев Рой Александрович

Россия и Индия В декабре 2004 года, то есть всего через два месяца после визита в Китай, Владимир Путин совершил трехдневный визит в Индию. В Индии российские руководители бывают реже, чем в Китае, и общий объем российско-индийских отношений не так велик. Однако на этот раз

Из книги Матисс автора Эсколье Раймон

«ПОРТУГАЛЬСКАЯ МОНАХИНЯ» Литографии к «Письмам португальской монахини», плод трехлетней работы и размышлений, окончательно подтверждают исключительные способности Анри Матисса как комментатора, оформителя - одним словом, архитектора книги.И вот оказались лицом к

Из книги Мои ранние годы. 1874-1904 автора Черчилль Уинстон Спенсер

Глава 8 Индия Настало время грузиться и отправляться на Восток. Мы отплыли из Саутгемптона на транспорте, вмещавшем около тысячи двухсот человек, и после двадцати трех дней пути бросили якорь в Бомбейском порту, подняв завесу над тем, что вполне могло сойти за другую

Из книги 50 знаменитых убийств автора Фомин Александр Владимирович

Из книги Воспоминания о Рерихах автора Фосдик Зинаида Григорьевна

Индия, 1928 12.08.28 Прибытие в Дарджилинг и встреча с РерихамиВ Дарджилинг прибыли в 12.43. Профессор] Р[ерих] и Юрий ждали нас на станции, родные лица.Н.К. выглядел великолепно, как и прежде, только борода поседела, но такой энергичный, и молодой, и проворный. Юрий выглядит отлично.

Из книги Листы дневника. Том 2 автора

Индия От самого детства наметилась связь с Индией. Наше именье "Извара" было признано Тагором как слово санскритское. По соседству от нас во времена Екатерининские жил какой-то индусский раджа и до последнего времени оставались следы могольского парка. Была у нас старая

Из книги Листы дневника. В трех томах. Том 3 автора Рерих Николай Константинович

Индия В нынешние времена Армагеддона меня попросили обратиться с посланием по поводу нескольких выставок картин, организованных в Индии. Вот мое послание:"Нужно во что бы то ни стало защитить Искусство. Грохочет Армагеддон. Искусство и Знания - основа Эволюции.

Из книги Время Путина автора Медведев Рой Александрович

Русь - Индия Не удивительно, что в песнях и в гаданиях цыган слышится много санскритских слов, ведь цыгане - выходцы из Индии. Гораздо удивительнее, что в песнях русских сектантов оказывались целые санскритские песнопения, хотя и в очень искаженном виде. Откуда?Конечно, в

Из книги Тайны Конторы. Жизнь и смерть генерала Шебаршина автора Поволяев Валерий Дмитриевич

Индия Королевское Азиатское Общество в Бенгале обратилось к Юрию с предложением сделать во время юбилейных празднеств доклад о сношениях Индии и России. Именно Юрий может сказать авторитетно на эту тему. У него собран богатейший материал. Как истинный историк он умеет

Из книги Николай Рерих. Запечатлевший тайну автора Болдырев Олег Геннадьевич

Россия и Индия В декабре 2004 года, то есть всего через два месяца после визита в Китай, Владимир Путин совершил трехдневный визит в Индию. В Индии российские руководители бывают реже, чем в Китае, и общий объем российско-индийских отношений не так велик. Однако на этот

Из книги Дрейк. Пират и рыцарь Ее Величества автора Шигин Владимир Виленович

Индия «Индия способна ошеломить всякого новичка», – признался как-то Шебаршин. – Она многокрасочна, полна запахов – чего только нет в воздухе вместе с “золотой пылью веков”, тут пахнет спелыми манго и дорогими каменьями, тертым карри и перцем, цветущими садами и

Из книги Траектория судьбы автора Калашников Михаил Тимофеевич

ИНДИЯ 2 декабря 1923 года Рерихи прибыли в Бомбей. Там же и остановились и предприняли затем ряд посещений известных исторических достопримечательностей. Первым стал остров Элефанта с памятниками скульптуры эпохи Гупта IV–VI веков. Затем побывали в Джайпуре, Агре, Сарнатхе,

Из книги автора

Из книги автора

Глава пятнадцатая ПОРТУГАЛЬСКАЯ АВАНТЮРА Переведя дух после разгрома Армады, Дрейк снова начинает донимать королеву, на этот раз уже "континентальным проектом". В помощники себе он взял опытного армейского военачальника - ветерана войны в Нидерландах сэра Джона

Из книги автора

Индия В Индии я был два раза – в 1997 и в 2004 годах. В первый приезд участвовал в работе III Международной выставки-конференции по военным и гражданским видам оружия. Во второй – был членом российской делегации ФГУП «Рособоронэкспорт» на международной выставке

На 365 дней, мульти!
Для граждан РФ и Украины полная стоимость со всеми сборами = 8300 руб .
Для граждан Казахстана, Азербайджана, Армении, Грузии, Молдавии, Таджикистана, Узбекистана, Латвии, Литвы, Эстонии = 7000 руб

Этот маленький индийский штат мне всегда хочется назвать «чудным островом», хотя , разумеется, не остров.

Гоа — самый маленький штат Индии

Го а — самый небольшой по величине штат на юго-западе Индии, на берегу Аравийского моря.
Протяженность береговой линии всего 101 км.
Столица – Панаджи.
Официальный язык – конкани.

Небольшая красная точечка слева — это штат Гоа на карте Индии.

Читайте также:

Агонда — душевная деревня с удобным пляжем в южной части штата Гоа, где к тому же можно очень увлекательно поплавать на каяке

Насаждение католичества в Гоа

В конце 15 века в Гоа впервые высадилась португальская экспедиция под предводительством Васко да Гама — и на индийской земле стало насаждаться католичество. Причем насаждалось довольно жестко — в середине 16 века здесь была учреждена инквизиция, которая преследовала индийцев за отступничество от новой религии, проведение своих родных ритуалов и поклонение своим родным богам.

Самым успешным христианским миссионером на землях Гоа был Франциск Ксаверий, обративший в католичество большое количество народа и причисленный за это к лику святых. А то, что он был инициатором инквизиции на индийской земле — это неважно, для католиков он является очень почитаемым святым.
Сейчас этот штат имеет большой процент католиков (около 30% населения штата), соответственно, много католических храмов, т.к. португальские колонизаторы разрушали древние индуистские храмы и строили католические.

Гоа — бывшая португальская колония

Целых 450 лет этот штат пробыл португальской колонией и освободился от правления португальцев только в 1961 году, а в состав республики Индия вошел только в 1974. Поэтому здесь не очень-то много индийского колорита, даже существует поговорка: «Гоа — не Индия» или «Если вы были только в Гоа, то в Индии вы не были», т.к. здесь мы не увидим такие элементы индийской культуры, как древние индуистские храмы и величественные дворцы.

Пляжи Гоа

Самый главный притягательный аспект — это, конечно, пляжи. Они растянулись вдоль всей береговой линии штата практически на 100 км, местами плавно перетекая один в другой, местами отделяясь от остального мира живописными бухтами.
Гоанские пляжи являются самыми главными туристическими пляжами Индии.

Территориально штат делится на две условные части: северную и южную. Традиционно считается, что север больше подходит любителям тусовок, молодежи, а юг — пенсионерский, любителям спокойствия и тишины, север — дешевле, юг — дороже. Все это очень условно и не всегда отражает истинное положение вещей.
Насчет «дорогого» юга можно почитать мои статьи про Бенаулим и Агонду.
Пляжный туризм зародился здесь в 60-е годы 20 века. Начало ему положили хиппи, которые облюбовали для своего зависания северный Гоа.

Карта штата Гоа

Карту можно открыть в новой вкладке и увеличить.

Когда лучше ехать в Гоа

Самое комфортное время для поездки — с ноября по март.
Апрель-май — очень жарко.
Июнь — октябрь — сезон дождей.

Как добраться до Гоа

1. В сезон (ноябрь — март) из некоторых российских городов летают чартеры.
2. Можно прилететь в Дели, оттуда на самолете Дели — Даболим.
Даболим — единственный аэропорт Гоа, расположен в центральной части штата.
3. Можно прилететь в Мумбаи. Оттуда до Гоа намного ближе, чем из Дели, и можно добраться поездом либо спальным автобусом (слипер басом).

Позже я напишу про пляжи , Бенаулим и Галджибага.

…Когда раджа увидел с веранды своего дворца в бухте Каликута большие чужие парусники, его поглотило любопытство. Корабли не были диковинкой для раджи. Арабские моряки и торговцы уже давно хозяйничали в его владениях, но при этом умели уживаться в нейтралитетном соседстве. Местное население не трогали, использовали порт как перевалочную базу для своих торговых путей. Раджу уважали или хоть делали вид. Несмотря на свое оружие, арабы понимали: в Индии они лишь захватчики-гости и гнев многочисленного местного народа без причины не подогревали.
Эти же корабли были другими. Пришельцы были одеты в непривычные глазу раджи одежды. Цвет кожи их был светлее всех людей, которых он видел до этого. Имя старшего было Васка да Гамма и представился он заморским званием «адмирал». На календаре прибывших европейцев был 19 день месяца мая 1497 года от Рождества Христова…

Так началась эра «открытия» Индии для европейцев. Индия к этому времени обладала богатствами, намного превосходящими богатства и португальской, и английской короны. Но жители индийских царств уступали европейцам в жестокости и воинственности. Моряки Васко да Гаммы и его последователя адмирала Кабрала, благословленные португальским королем и Римским Папой, с усердием устремились на новые земли. Перед ними стояли две задачи – захват индийских богатств и перевод язычников в христианство.

В первую очередь под португальский меч попали мусульмане. Арабские корабли горели, заложников сотнями топили и жгли живьем, отрезали носы и уши, резали животы. Та же участь вскоре постигла местных жителей. Захватив корабли индийского раджи, Васка да Гамма отрубил руки, отрезал носы и уши восьмистам индусам. А мирным послам раджи на место отрубленных ушей и носа, пришил собачьи и в таком виде отправил обратно. Португальцы разрушили все арабские укрепления-форты, стерли с лица земли старые индуистские храмы, возведя на их месте католические церкви. Моряки с хищническим задором насиловали местных индианок, убивая их мужей. С тех пор и имеют большинство современных гоанцев ярко выраженные европеоидные черты лица. Через какое-то время Папа Римский прислал в Гоа иезуитов. На площади столицы Олд Гоа ярко разгорелись костры с еретиками-индусами, в подвалах Дворца инквизиции топили, резали, кололи, жгли тысячи и тысячи местных жителей, которые не желали переходить в христианство. В итоге веселые и яркие индуистские боги отступили вглубь джунглей и вышли оттуда к людям лишь с обретением Гоа независимости в 1961 году.

Столицей своей колонии португальцы выбрали город Олд Гоа на берегу реки Мандови, который к их приходу был второй столицей индийского султана Юсуф Адил Шаха. Португальцы возвели в своей столице множество храмов, административных зданий и жилых домов, построили порт и дороги. С 1510 по 1847 год Олд Гоа был главным городом колонии. Но близость к джунглям и реке приносила постоянные эпидемии тропических болезней – холеры, малярии. Решено было перенести столицу ближе к морю. Олд Гоа же остался главным культурным и религиозным центром португальцев в Индии.

Олд Гоа. Святые и их чудеса.
В христианском мире Олд Гоа известен как место хранения мощей святого Франциска Ксаверия – миссионера-иезуита, ближайшего сподвижника св. Игнатия Лайолы и сооснователя Общества Иисуса (Орден Иезуитов). Франциск Ксаверий прибыл в Гоа в 35-летнем возрасте в 1542 году по приказу Римского Папы с миссией обращения индийцев в христианство. При помощи иезуитских средств – убеждения силой слова и оружия – он смог внести слово Христово в массы индусов. Римско-католическая церковь считает, что Франциск из всех миссионеров обратил в христианство больше всего людей. Затем поплыл дальше на восток с миссионерскими целями, где и умер в возрасте 46 лет. Его останки переправили в Гоа, где оказалось, что мощи нетленны. Миссионер был канонизирован в 1622 году и считается святым покровителем Гоа, Австралии, Китая, Японии, Новой Зеландии и Борнео.

В Гоа рассказывают сотни случаев исцеления после молитвы у святых нетленных мощей. Его правую руку отрубили и в качестве реликвии отправили в Рим, часть мощей была отослана по многим храмам Европы и Азии. Сейчас остатки мощей хранятся в Олд Гоа в богатом мавзолее базилики Бон Иесус. В алтарной части базилики под стеклом в богато украшенных шкафах лежат части тела святого - кости, ребра, пальцы… Основная часть тела с головой покоится в богатом саркофаге, украшенном золотом, серебром, драгоценными камнями. Раз в 10 лет на 6 недель саркофаг открывают и паломники под стеклом могут видеть святые мощи. В позапрошлом веке одна из фанатичных паломниц в религиозном экстазе кинулась к мощам Франциска и откусила у него палец на ноге. С тех пор мощи тщательно охраняют и доступ к телу закрыт стеклом.

Хотя базилика посвящена Иисусу Христу, интересно, что в центре алтаря стоит 3-х метровая статуя Игнатия де Лойлы - основателя Общества иезуитов. Иезуиты имели неограниченную власть в Гоа и главный храм посвятили своему основателю и духовному лидеру. Как и многие европейские святые, изображенные в Индии, Игнатий Лайола с темной кожей и похож на индийца. На небольшом пьедестале, у ног статуи Лойлы расположена статуя маленького Христа, что тоже необычно. То есть, Христос здесь фигура второстепенная. Оказывается, фигура Иисуса была добавлена позже во время гонений на представителей ордена иезуитов в Гоа. Им инкриминировали отступление от догм и моралей христианства в угоду своему ордену и накоплению богатств. Иезуиты и здесь вывернулись – просто подставили маленького Христа перед Игнатием Лайолой. Мол, «Христос для нас всегда важнее и он всегда впереди наших собственных интересов». Теперь никто не смел разрушить фигуру Отца ордена иезуитов.

А перед выходом в базилику Бом Иесус продаются необычные сувениры, аналогов которым нигде в мире нет! Пластмассовые ноги, руки, головы. Как будто кто-то разорвал игрушку-пупсика. На самом деле, эти сувениры подразумевают части тела святого Франциска Ксаверия. Очень необычно и как-то диковато.

Где-то здесь же в Олд Гоа захоронена святая покровительница Грузии – царица Кетаван. Святая Кетаван была казнена в Иране в 1624 году во время своего паломничества на Восток. Свидетели казни - португальские миссионеры – отправили ее голову и руку в Грузию, а остальные мощи в Гоа - тогдашний «Рим Азии». Грузинские власти регулярно ведут переписку с властями Индии на предмет археологического поиска останков царицы. Целенаправленные раскопки ведутся, но пока мощи не найдены.

Обычно осмотр храмов Олд Гоа начинают с кафедрального собора Се (святой Екатерины). Святую Катерину почитают в Гоа – ведь именно в ее день 25 ноября 1510 г. португальский командор Альфонсо де Альбукерке разбил войска мусульман и завоевал Гоа. Собор св. Екатерины - самый величественный храм Гоа. Он имеет 15 алтарей и 8 часовен. Собор возводился в стиле португальской готики португальскими и индийскими мастерами в течение 80 лет. Деньги на его строительство власти насобирали путем отъема имущества у всех мусульман и индусов, которые не имели наследников. Мол, богатства с собой в могилу не заберете, передать некому, поэтому они послужат на благо христианства.

Вид собора Се так же единственный в своем роде в мире. Лицевая часть собора –ассиметрична, не хватает одной колокольной башни. Дело в том, что в 1775 г. одна башня частично разрушилась из-за урагана. Заново делать ее не стали, а аккуратно разобрали – так и стоит теперь собор с одной колокольной башней. В сохранившейся башне виден знаменитый «Золотой колокол», названный так из-за добавления золота при заливке для улучшения звучания. Именно этот колокол оповещал начало иезуитских казней на площади перед собором.

Собор св. Катерины известен своим чудом – Крестом, установленным здесь в 1845 году. По легенде, этот Крест изготовил простолюдин, к которому явился Христос. Крест решили поставить внутрь деревенского храма, но пока храм возвели, крест сам… подрос и уже не проходил в ворота. В итоге крест подрезали и занеси внутрь, но он и там стал расти. Говорят, и сейчас крест растет ввысь. Верующие могут прикоснуться к чудесному кресту и попросить об исполнении желания через отверстие, проделанное в футляре, обрамляющем реликвию.

Внутри собор св. Екатерины почти лишен фресок и весь светится белизной известки. Дело в том, что во время эпидемии чумы в XIX веке службы в соборе не проводились и он пришел в упадок. При возобновлении служб, местные индийцы-католики в своей наивной простоте решили провести ремонт и «сделали красиво» - просто забелили все фрески 1510 года белой известкой. Лет 20 назад были предприняты попытки снять известку и восстановить древние фрески, но ЮНЕСКО запретило это делать, опасаясь их уничтожения.

Но не только католические храмы возводили в своей столице португальцы. Не забыли они и о человеке, которому обязаны были открытием Индии. Единственный в Гоа памятник адмиралу Васко да Гамме находиться на пути от собора св. Екатерины к парому на реке Мандови. Над дорогой выстроена величественная для тех времен Триумфальная арка. Воздвиг ее внук Васко да Гаммы – губернатор Гоа Франциско да Гамма в память о деде. На одной стороне арки барельеф с лицом мореплавателя, а на другой символичный барельеф победы португальской короны над исламом – португалец стоит над поверженным врагом-мусульманином.
Сейчас несколько десятков действующих и разрушенных храмов и монастырей Олд Гоа внесены в фонд мирового наследия ЮНЕСКО и посещаются тысячами туристов и паломников.

Самая короткая война

После того как в 1947 году Индия стала независимой государством, движение за освобождение Гоа получило официальную поддержку. Несмотря на неоднократные попытки индийских властей решить вопрос путем переговоров, правительство Португалии игнорировало все подобные предложения. В итоге премьер-министр Индии Джавахарлал Неру принял решение о применении военной силы. 17 декабря 1961 года началась двухдневная операция «Виджай» («Победа»), в ходе которой индийские войска, почти не встретив сопротивления, заняли всю территорию Гоа.
19 декабря 1961 года Гоа официально вошел в состав Республики Индия. Это в своем роде уникальная война, она началась и закончилась в течение 36 часов. Со стороны Индии в операции участвовало более 45 000 военных, португальцев же было всего 6245 человек. Официальный Лиссабон не желал видеть очевидного и приказал сражаться до последней капли крови. Несмотря на запрет из Лиссабона губернатор позволил 700 европейцам эвакуироваться на имевшемся одном корабле. Судно было рассчитано на 380 пассажиров, так что люди занимали даже туалеты. Губернатор так же получил приказ разрушить все здания не военного назначения, которые были построены португальцами. Но он не стал выполнять это поручение, сказав: «Я не могу разрушить доказательства нашего величия на Востоке». Благодаря его здравому разуму мы можем любоваться сейчас красотой храмов и португальских вилл. В 20 часов 30 минут 19 декабря 1961 года, губернатор генерал Мануэль Антонио Вассало э Силва подписал акт о капитуляции, положив конец 451 летнему португальскому владычеству в Гоа. Итог 36-часовой войны: Португалия потеряла 31 убитых, 57 были ранены, 4668 человек попало в плен. Официальные потери Индии составили 34 убитых и 51 раненых.

Португальское наследие
Сейчас многое еще напоминает о португальском владычестве, многие люди помнят жизнь при португальцах. Отношение к ним разное. Было при португальцах и плохое, и хорошее. Почти половина тысячелетия жизни с пришлой культурой, не могло не сказаться на культуре местных жителей. Оттого и тесные переплетения христианства и индуизма, внедрение одних культов в другие. Оттого и особый язык – смесь английского, португальского, конкани и хинду. Оттого и более светлая кожа гоанцев, более деловой нрав и яркие фамилии – Фернандес, Педрос, Нунес, Сальваторес. Оттого и возникновение абсолютно нового уникального стиля в архитектуре – гоанского. Такой стиль в архитектуре домов-вил, государственных зданий и католических храмов возник на основе традиционной индийской и южноевропейской архитектуры барокко.

Принесшие в Гоа христианство миссионеры выбрали тактику разрушения до основания индуистских храмов и постройки на их фундаменте храмов католической веры. Аборигены, принявшие христианство, шли на место своих бывших святынь, но проводили там уже иные обряды. Практически все католические церкви Гоа стоят на месте индийских храмов или святых индуистских мест. Индусы ставили небольшие храмики на всех выделяющихся формах рельефа - на перевалах, на мысах и больших камнях, у границы деревни, у старого дерева. Сейчас в этих же местах стоят каменные кресты.

В Гоа каменный крест является привычной и гармоничной составляющей ландшафта.
Чтобы прилечь индийцев в свою веру и быть к ним ближе, миссионеры допустили и некую трансформацию в архитектуре храма и в виде самих святых. Почти везде скульптурные изображения святых принимают темный окрас кожи и яркие индийские черты лица. Даже Божья Матерь (как здесь говорят – «Our Lady») и та иногда похожа на индианку. Индийцы поклонялись своим богам через каменные идолы – их скульптуры. Поэтому и стоят вдоль дорог и в храмах фигуры католических святых и каменные кресты, а не изображения-иконы.

Индийцы приносили своим божествам подношения - обычно это были связки ярких цветов. Точно так же сегодня на всех каменных придорожных крестах, на фигурах святых, на воротах католических храмов висят гирлянды оранжевых и желтых цветов. При входе в свой храм индусы приветствуют божество ударом руки по висящим над дверьми колокольчикам. В некоторых католических храмах со свода свисают такие же колокольчики. До них, конечно, не дотянуться и никто в них не бьет рукой, но традиция так поддерживаются.

Церкви всегда белили белой известкой и подправляли цвет каждый сезон после мансуна. Белоснежные ажурные церкви на фоне ярко-синего неба и зеленых кокосовых пальм – яркая типично гоанская картина.

Что касается пищи телесной, то и здесь сформировалась особенная гоанская кухня. Изначально индийцы были вегетарианцами. Португальцы научили их есть мясо говядины и козлятины, которое сейчас продается на местных рынках. Гоанцы стали активнее есть морепродукты и курицу. Тогда же появились и супы. Первые жидкие блюда до европейцев здесь не ели. Ведь индийцы кушают только правой рукой, пальцами, не используя столовых приборов. А супа много пальцами одной руки не наешь. Так Гоа познакомилось с жидкими блюдами и научилось есть ложкой и вилкой. До знакомства с белым человеком местные крестьяне пили ликер из кокосовых орехов и орехов кешью. Но вскоре переняли типичные португальские напитки – ром и портвейн. Сейчас известный гоанский ром «Old monk» (старый монах) и местный портвейн «Porto Vine» - любимые напитки местных жителей.

Но самое видимое наследие португальцев – это архитектура жилых домов. По всему Гоа разбросаны португальские виллы. Типичная вилла – это одно или двухэтажный дом с одной или двумя башенками-флигелями по бокам и открытым крыльцом посредине дома. Основная крыша обычно черепичная и четырехскатная, а крыши флигелей и веранды могут быть и шести и восьмискатные. К дому ведут 2-3 ступени, а крыша веранды держится на каменных или деревянных столбах. Если дом одноэтажный, то веранда выводит на обширный балкон. Здесь очень уютно посидеть теплым вечером или свежим утром в кресле за чашечкой ароматного чая или стаканом местного портвейна.

У богатых индийцев и португальцев виллы были двухэтажные, иногда рассчитанные на несколько семей одной фамилии. Такие дома могли достигать до 100 метров в длину и иметь несколько десятков комнат. Обычно эти дома-палацио по периметру опоясывает широкий балкон – «балкао».

Резные рамы окон и двери, стены пастельных тонов с контрастом черепичной крыши, располагающий к отдыху балкон и веранда – все это очень мило смотрится в окружении кокосовых пальм и банановых деревьев. На заднем дворе дома вырывали глубокий колодец и располагались хозяйственные постройки.

Перед домом всегда открытый широкий двор, огороженный невысоким каменным забором. Заборы здесь служат больше не как преграда от людей, а как изгородь для коров и других животных. Высокие ступени веранды, забор и открытый широкий двор выступали хорошей преградой и для всяких ползучих гадов. На заборных столбах часто «усаживали» фигурки каких-то каменных зверей – львов, тигров, слоников. Эти фигурки и украшали забор, и являлись неким оберегом.

1961 год стал началом конца португальской колониальной империи. Начавшийся со вспышки вооружённой борьбы в Анголе , он завершился для португальцев первыми территориальными потерями. Воспользовавшись благоприятным моментом, Индия в ходе молниеносной военной операции захватила португальские территории в Южной Азии.

Собирание земель индийских

Провозглашение независимости Индии 15 августа 1947 года стало первым шагом на длинном и трудном пути интеграции в состав нового государства территорий, которые непосредственно не входили в состав Британской Индии, управляемой британскими вице-королями. Более половины территории Индийского субконтинента занимали несколько сотен феодальных княжеств, находившихся под верховным сюзеренитетом британских монархов, а также колониальные владения других европейских держав – Франции и Португалии.

Южная Азия к 1947 году

На протяжении 1947–48 годов индийскому руководству удалось решить проблему инкорпорации княжеств в состав государства. При этом в некоторых случаях, как в Хайдарабаде и Джуганадхе, решающим аргументом становилась индийская армия.

В 1954 году, путём организации выступлений местного населения (наподобие того, что ныне принято именовать «цветными революциями»), Индии удалось принудить Францию отказаться от своих колониальных владений в Индии – Пондишери, Карикала, Янаона и Маэ. От Чанданнагара Франция отказалась ещё раньше, в 1952-м.

Последними на очереди были земли, принадлежавшие Португалии.

Португальская Индия

Португальская Индия к 1947 году включала территорию Гоа, анклавы Даман и Диу на побережье, а также анклавы Дадра и Хавели-Нагар в глубине индийской территории восточнее Дамана. С 1951 года Португальская Индия являлась заморской провинцией Португалии, все её жители имели португальское гражданство.


Герб Португальской Индии

Индийское руководство во главе с премьер-министром Джавахарлалом Неру неоднократно заявляло, что Гоа и другие португальские территории являются неотъемлемой частью Индии и должны быть возвращены. Португалия Салазара отвечала, что данный вопрос «не подлежит обсуждению», поскольку Гоа и другие анклавы являются не колониями, а частью самой Португалии.

Позиция Португалии заключалось в том, что современная Индия является наследницей (через период британского колониального правления) империи Великих Моголов. Но вот Португальская Индия (в отличие от французских колоний) никогда не являлась частью государства Моголов и возникла ещё тогда, когда основатель империи Бабур до Индии даже не добрался. Соответственно, претензии Индии ничем не обоснованы с исторической и юридической точки зрения.

Индийская сторона обосновывала свои претензии географическими и этнолингвистическими доводами. Разумеется, при таких несовместимых позициях сторон никакого диалога не получилось.

Летом 1955 года индийское руководство предприняло попытку развёртывания кампании ненасильственного сопротивления (сатьяграхи) в Гоа, которая была жестоко подавлена португальскими военными. Погибло три десятка человек.


Демонстранты на границе Гоа, 1955 год

После этого Индия ввела полную блокаду португальских территорий, закрыла границу и перерезала связь.

Гоа в осаде

Но португальцы не намерены были сдаваться. Под руководством энергичного генерал-губернатора Паулу Бенар-Гедеша были приняты меры по ускоренному развитию территорий.

Мозамбикские солдаты португальской армии в Гоа, 1955 год

Активно строились дороги, школы, больницы, было введено всеобщее начальное образование. Была организована добыча железной руды и марганца на севере Гоа, за счёт субсидий удерживались низкие цены на товары первой необходимости (в число которых входили даже транзисторные приёмники).

В Гоа, Диу и Дамане строились современные аэропорты, а в мае 1955 года была создана авиакомпания Transportes Aéreos da Índia Portuguesa (ТАИП), организовавшая транспортировку людей и грузов между анклавами, а также в Португальскую Индию из Мозамбика и Карачи. Поставки из Пакистана обеспечивали Гоа продовольствием.


Самолёты ТАИП в аэропорту Даболима, 1958 год

Была организована программа, по которой жители Гоа бесплатно получали 15-дневные турпутёвки по Португалии с перелётом на самолётах ТАИП. Администрация сняла последние ограничения на отправление индуистских обрядов.

Улучшение жизни в Португальской Индии привело к прекращению оттока населения за её пределы, уровень доходов к 1960 году здесь на треть превышал уровень доходов в соседних индийских штатах. Гоанцы жили даже лучше, чем жители некоторых депрессивных регионов на юге самой Португалии.

Индия готовится

Летом 1961 года, в ситуации, когда всё больше португальских сил отвлекалось на колониальную войну в Анголе, Индия начала подготовку к военной операции по захвату португальских владений. Подготовка к операции, получившей название «Виджай», была закончена к декабрю.

Возглавил её глава Южного командования сухопутных войск генерал-лейтенант Джоянт Натх Чаудхури, присоединивший к Индии в 1948-м Хайдарабад. Ему же предстояло стать главкомом индийской армии во время Индо-пакистанской войны 1965 года .

Для захвата Гоа выделялись 17-я пехотная дивизия (командир – генерал-майор К. П. Кандит) – всего 7 батальонов, которым был придан эскадрон танков «Шерман». Ещё 3 батальона должны были захватить Диу и Даман.

Действиями авиации руководил глава Западного командования ВВС вице-маршал Эрик Пинту, самолёты (20 «Канберр», 6 «Вампиров», 6 «Тайфунов», 6 «Хантеров» и 4 «Мистери») действовали с баз в Пуне и Самбре.

К операции были привлечены практически все индийские ВМФ – 2 крейсера, 1 эсминец, 8 фрегатов, 4 минных тральщика – под командованием контр-адмирала Б. С. Сомана. Лёгкий авианосец «Викрант» был выведен на патрулирование в сотне миль от Гоа, чтобы воспрепятствовать иностранному военному вмешательству.


Авианосец «Викрант», 70-е годы

Общая численность индийских войск, привлечённых для участия в операции, достигала 45 тысяч человек. Из количества развёрнутых индийских войск и их действий в ходе конфликта видно, что те, кто планировал операцию, заметно переоценили силы португальцев, предполагая наличие у них реактивных «Сейбров» и танков. Очевидно, индийцы считали весьма вероятным вооружённое вмешательство Запада, и, прежде всего, Великобритании.

Индийцы не верили публичным заявлениям британских политиков, полагая многовековой англо-португальский союз вещью реальной. Основания так думать в обстановке 1961 года у них были – не прошло и полугода, как мир стал свидетелем британской военной операции по спасению Кувейта от иракской угрозы .

Силы, противостоящие индийцам в Португальской Индии, были просто несопоставимы.

Министр обороны генерал Жулиу Ботенью Мониз ещё в марте 1960-го предупредил Салазара, что попытка удержания Гоа будет самоубийством. Его поддержали заместитель министра армии полковник Франсишку да Кошта Гомеш (будущий президент Португалии в 1974–76 годах, который и поставит точку в этой истории) и другие высшие офицеры.

В Гоа к декабрю находилось 3995 военнослужащих (включая 810 местных жителей из вспомогательных подразделений), 1040 полицейских и 400 пограничников. Основные силы дислоцировались в городах, на границе размещались небольшие подразделения ЭРЕК (части быстрого реагирования). Португальский флот был представлен старым фрегатом «Афонсу де Альбукерке», участвовавшим ещё в гражданской в Испании, и тремя сторожевыми катерами. ВВС, танков и артиллерии не имелось. Войскам катастрофически не хватало боеприпасов, противотанковые гранаты отсутствовали.


Португальские солдаты в Гоа, конец 50-х годов

После инцидента с обстрелом в конце ноября 1961 года португальцами рыбацкого баркаса, случайно заплывшего в территориальные воды Португальской Индии, представители Индии сделали ряд резких заявлений. Кульминацией стали слова премьер-министра Неру послам США и Великобритании 10 декабря 1961 года о том, что время для дипломатии истекло и

«дальнейшее пребывание Гоа под португальским правлением недопустимо».

11 декабря министр обороны Индии Кришна Менон издал секретную директиву о начале операции «Виджай» через неделю.

Приказ из Лиссабона: «Стоять насмерть!»

Португальская сторона отчаянно пыталась подготовиться к отражению неминуемого индийского удара и заручиться поддержкой союзников. Но безуспешно. 11 декабря 1961 года Великобритания официально заявила, что положения англо-португальского военного договора 1899 года не имеют никакого отношения к ситуации в Гоа, и Великобритания не намерена начинать вооружённый конфликт со страной-членом Содружества. США отказались предоставить для переброски боеприпасов в Гоа воздухом базу Уиллус-Филд в Ливии для промежуточной посадки.

Но даже такая позиция ближайших союзников не повлияла на решимость португальского руководства сражаться.

14 декабря 1961 года Салазар направил послание генерал-губернатору Мануэлу Антониу Вассалу-э-Силве, который командовал португальским экспедиционным корпусом на Дальнем Востоке после Второй мировой:

«Ужасно думать, что это означает тотальное самопожертвование, но я ожидаю от вас только самопожертвования, что является единственным путём для сохранения наших традиций и великим вкладом в будущее нашей нации. Я не потерплю никакой капитуляции и никаких португальских пленных. Никакие корабли не сдадутся. Наши солдаты и матросы могут только победить или погибнуть… Господь не допустит, чтобы вы стали последним генерал-губернатором Португальской Индии».

Есть и неподтверждённые сообщения, что на всякий случай диктатор послал губернатору капсулу с цианистым калием.

Генерал Мануэл Антониу Вассалу-э-Силва, 128-й и последний генерал-губернатор Португальской Индии

Генерал-губернатор получил распоряжение Министерства заморских дел подготовить к взрыву памятники колониального прошлого в Гоа. Этот приказ он не стал исполнять: «Я не могу уничтожить свидетельства нашего величия на Востоке». Не стал он выполнять и приказ об отправке в Лиссабон мощей Св. Франциска Ксаверия: «Святой Франциск – покровитель Востока и должен оставаться здесь».

В публичных речах Салазар не раз повторял, что даже если Неру захватит Гоа, ему достанутся «только выжженная земля и руины» . В СМИ развернулась истеричная кампания, в которой журналисты призывали солдат в Гоа повторить подвиги «парней 500-х годов» (сподвижников Васко да Гамы и Альбукерке).


Карта Гоа

Всё это вызвало панику среди мирных португальцев в Гоа. 9 декабря по пути в Лиссабон с Тимора в Гоа зашёл пассажирский корабль «Индия», забравший 700 мирных жителей (при том, что корабль был рассчитан на 380 пассажиров). А в последние дни перед вторжением самолёты ТАИП занимались эвакуацией мирных европейцев и семей военных в Карачи. Тут Вассалу нарушил прямое распоряжение Салазара, запретившего любую эвакуацию.

Генерал-губернатор, поддержанный епископом Гоа Жозе Педру да Силва, в эти дни принял непростое решение не доводить дело до полномасштабного кровопролития в случае реального начала войны.

Начало операции

Главный удар наносился с севера 50-й парашютной бригадой под командованием бригадира Сагат Сингха. Двигались она тремя колоннами. Восточная (2-й маратхский парашютный батальон) наступала на город Понда в центральном Гоа через Усгао. Центральная (1-й пенджабский парашютный батальон) двигалась на Панджим через деревню Банастари. Западная (2-й батальон сикхской лёгкой пехоты и эскадрон 7-го полка лёгкой кавалерии, оснащённый «Шерманами») шла на Панджим вдоль Тивима.


Карта индийского наступления в Гоа

С востока наступала 63-я пехотная бригада в составе 2-го батальона Бихарского полка, 3-го батальона Сикхского полка и 4-го батальона Сикхской лёгкой пехоты, с юга – 4-й батальон Раджпутского полка.

Охранявшие границу части ЭРЕК, выполняя приказ генерал-губернатора, отступали после коротких перестрелок с целью избежать окружения. Так что двигались индийские части, практически не встречая сопротивления – продвижение войск замедляли только минные поля и взорванные мосты, но местные жители активно помогали индийской армии, указывая пути обхода и броды через реки.


Индийские солдаты маршируют по дорогам Гоа

Надо заметить, что в рядах индийских сил, освобождавших Гоа, было немало гоанцев, перебравшихся в Индию после провозглашения независимости. Так, налётом на аэропорт Даболим командовал лейтенант ВВС Пинту де Росариу, а войсками, наступавшими с юга, - бригадир Терри Баррету. В индийском парашютисте, охранявшем пленных, один португальский прапорщик узнал своего соседа, с которым они вместе бегали в школу.

Утром 18 декабря индийские самолёты разбомбили аэропорты в Гоа, Диу, Дамане и радиостанцию в Баболиме, прервав связь Гоа с внешним миром. В гавани Диу авиация пустила ко дну португальский сторожевой катер «Вега».

Потопление крейсера «Альбукерке» и капитуляция Гоа

Крейсер «Афонсу де Альбукерке» находился в гавани Мормугао.


Крейсер «Афонсу де Альбукерке», 50-е годы

В 9:00 выход из гавани блокировала группа из трёх фрегатов и тральщика ВМФ Индии. В 11:00 гавань бомбили индийские самолёты.

В 12:00 португальцам было предложено сдаться. Получив отказ, индийские фрегаты «Бетва» и «Беас» вошли в гавань и в 12:15 открыли огонь из своих 4,5-дюймовых скорострельных пушек по «Альбукерке». Португальцы открыли ответный огонь.

В 12:20, когда «Альбукерке» маневрировал, чтобы занять более выгодную позицию для использования всех своих орудий, индийский снаряд разорвался на его мостике. Капитан Антониу да Кунья Аражау был серьёзно ранен. Командование принял старпом Сарьмиенту Говейя.

В 12:35 крейсер, получивший ещё несколько попаданий в машинное отделение, был посажен командой на мель и продолжал вести огонь до 13:10. Затем моряки покинули корабль, на котором начался пожар.

В индийских источниках указывают, что корабль поднял белый флаг. Португальцы разъясняют, что флаг в один момент боя поднял самовольно старшина, у которого сдали нервы, но старпом распорядился спустить его и продолжить огонь.

5 членов экипажа португальского крейсера было убито, 13 ранено. Довоенные орудия «Альбукерке» не смогли нанести серьёзных повреждений более современным индийским фрегатам.


Фрегат класса «Леопард», 60-е годы

Байки про то, что построенный в начале 30-х «Альбукерке» серьёзно повредил своим огнём индийские фрегаты британской постройки середины 50-х, оставим на совести португальских ура-патриотов.

Уже в 7:30 две роты 2-го батальона сикхской лёгкой пехоты первыми вошли в столицу колонии город Панджим. Никакого сопротивления в городе португальцы не оказали. Бригадир Сингх перед вступлением в город приказал своим парашютистам снять стальные каски и надеть бордовые береты.


Индийские солдаты входят в Панджим, 1961 год

К вечеру 19 декабря большая часть Гоа была занята индийцами. Их подразделения подошли к портовому городу Васку да Гама, где в 19:30 в форте Альбукерке им сдались главные силы португальской армии в Гоа во главе с генерал-губернатором Вассалу.

Бои в Диу и Дамане

Если на суше в самом Гоа португальцы практически не оказали сопротивления, то бои в двух других анклавах получились гораздо более серьёзными.

В Дамане 360 португальских солдат под командованием лейтенант-губернатора, майора Антониу Бозе да Кошта Пинту весь день 18 декабря оборонялись в аэропорту, отбив несколько атак 1-го батальона полка Маратхской лёгкой пехоты, и сдались только утром 19 декабря, когда у них кончились боеприпасы.

В Диу португальцы укрепились в старой крепости, отбивая атаки 20-го батальона Раджпутского полка, под авианалётами и обстрелом с моря фрегата «Дели». Лишь около 6 вечера 18 декабря, после того, как индийская ракета угодила в склад боеприпасов, вызвав мощнейший взрыв, португальцы капитулировали.

В ходе двухдневной войны погибли 34 индийца и 31 португалец, было ранено соответственно 51 и 57 человек. Впрочем, португальская пропаганда до 1974 года говорила о том, что 1018 «наших доблестных воинов стали мучениками в Гоа».

В плен попало 4668 португальцев.


Капитуляция Гоа, 1961 год

Единственными португальскими военными, которым удалось избежать капитуляции и пленения, оказался экипаж сторожевого катера «Антарес», размещённого в Дамане. В 19:20 18 декабря, потеряв связь с наземными войсками, его командир, младший лейтенант Абрей Бриту, решил уходить в Пакистан. Преодолев почти тысячу километров, корабль благополучно достиг Карачи вечером 20 декабря.

Присоединение и реакция в мире

Местное население восторженно приветствовало индийскую армию. Индийские сотрудники «Бюро развития Гоа» (местного «министерства экономки») утром 19-го, увидев входивших в Панджим индийских солдат, первым делом повалили бюст Салазара, установленный перед зданием их ведомства.


Жители Гоа встречают индийскую армию, 1961 год

В марте 1962 года Индия официально включила Гоа, Диу и Даман в свой состав в качестве союзной территории.

Международная реакция оказалась довольно вялой. Полную поддержку Индии выразили СССР, другие социалистические страны, прогрессивные режимы стран Третьего мира, левые партии в западных странах. 18 декабря 1961 года США внесли в Совбез ООН резолюцию о немедленном прекращение огня и отводе войск на исходные позиции, но СССР наложил вето.

Публично западные дипломаты выражали сожаления, что Индия прибегла к силе. А в кулуарах откровенно говорили, что хорошо, что всё так быстро закончилось и без лишних жертв – вот бы все международные конфликты так решались.

В Чёрной Африке индийская операция была встречена с бурным воодушевлением. «Португальские мясники наконец-то получили по заслугам!»

Сама Португалия поражения не признала. 19 декабря 1961-го Радио Лиссабона и газеты сообщали об ожесточённых боях в Гоа, выражая уверенность, что Португалия победит. По Авениде Свободы шествовали многочисленные толпы во главе со священниками, скандируя «Фатимская Дева, даруй нам месть!» . Эта патриотическая истерика весьма впечатляла иностранных журналистов, работавших в Португалии.

И только студенты из Гоа, учившиеся в португальских вузах, купив портвейна в ближайших лавках, тихо праздновали, запершись в своих комнатах в общежитиях.

Португалия незамедлительно разорвала дипотношения с Индией, а после известия о падении Гоа страна погрузилась в траур.


Генерал-губернатор Вассалу в индийском плену. 1961 год

После обеда 20 декабря Салазар дал большое интервью корреспонденту «Фигаро» и снова подчеркнул: «Никаких переговоров об отказе от каких-либо территорий нашей страны не будет» . Португальское правительство назначило награды в десятки тысяч долларов за похищение и доставку в Португалию индийских политиков и старших офицеров, организовавших и осуществивших захват Гоа. Желающих получить вознаграждение, впрочем, не нашлось.

Вплоть до апрельской революции 1974 года делегаты от «временно оккупированной» заморской провинции продолжали заседать в португальском парламенте, португальское статистическое ведомство учитывало данные Гоа и других территорий при расчёте ВВП и прочих экономических показателей.

Расправа над военнопленными

Португальским военнопленным пришлось задержаться в плену на полгода из-за «глупого упрямства Лиссабона» (слова одного португальского офицера). Португалия требовала, чтобы военнопленных вывозила португальская авиакомпания, Индия соглашалась только на нейтральную.

В итоге в мае 1962-го португальцы были перевезены французскими самолётами в Карачи, откуда направились на родину морем. 20 мая под покровом ночи они прибыли в Лиссабон.


Отправка португальских пленных на родину, 1962 год

Встречали на родине их отнюдь не цветами. Все бывшие военнопленные были незамедлительно взяты под стражу военной полицией, по каждому случаю сдачи в плен проводилось дотошное следствие.

Комиссия во главе с генералом Давидом душ Сантушем работала 10 месяцев. 22 марта 1963-го португальские газеты опубликовали декрет президента Америку Томаша, где сообщалось, что

«Сопротивление могло и должно было быть гораздо сильнее, чем показанная имитация войны. Португальская история, исключительный героизм, что всегда демонстрировали португальцы в Индии, требовали, разумеется, большего».

Вассалу и 11 других старших офицеров, включая командира «Альбукерке», были лишены званий и наград и отправлены в вечную ссылку в колонии (смертной казни в салазаровской Португалии не было). Ещё 9 офицеров после 6-месячного заключения были понижены в звании и отправлены служить в колонии.

Считается, что такой показательной расправой над не выполнившими его приказ офицерами Салазар продемонстрировал вооружённым силам решимость руководства страны сражаться за колонии до конца.

После ухода Салазара новый премьер-министр Марселу Каэтану отказался помиловать офицеров:

«С военной точки зрения Гоа не мог противостоять индийской армии. Но у него был гарнизон, который должен был достойно встретить вторжение и с честью защищать наш флаг… Но не было никакого сопротивления, достойного упоминания. И офицеры, позволившие себе попасть в плен без боя, не могут быть прощены».