Болезни Военный билет Призыв

Императорское училище правоведения. Императорское училище правоведения имени принца петра георгиевича ольденбургского

В 1720 г. Петр Великий, заботясь о подготовлении знающих и опытных чиновников, повелел, чтобы при коллегиях состояли для этой цели юнкеры, которые в известные дни должны были еще посещать особую школу, учрежденную при сенате. В 1763 г. школа эта, по недостатку в ней учителей, была закрыта, а взамен того при Кадетском сухопутном корпусе и Московском университете учреждены были классы российской юриспруденции. В 1797 г. Юнкерская школа при сенате была восстановлена, а в 1801 г. последовало преобразование этой Школы, причем было постановлено, что, помимо общеобразовательных предметов, в Юнкерском институте, главным образом, следует преподавать правоведение. Вскоре найдено было, что вследствие возникновения многих вновь учрежденных общеобразовательных училищ Юнкерский институт, немногим от них отличавшийся, не соответствует своей цели, и потому он в 1805 г. был закрыт, а вместо него при комиссии составления законов учреждено было В. училище правоведения. В этом Училище, из которого со временем должен был составиться "полный юридический факультет", лица, кончившие образование в гимназиях и университетах и уже знакомые с теорией правоведения, должны были в течение трехгодичного курса приобрести практические познания в применении законов и в делопроизводстве в судебных местах. Но уже в 1809 году преподавание в этом училище было приостановлено, а в 1816 г. оно было совершенно упразднено.

  • - имени Ф. Э. Дзержинского, готовит офицеров-инженеров для службы на кораблях ВМФ по специальностям инженер-механик, инженер-электрик, инженер-кораблестроитель...
  • - имени М. В. Фрунзе, старейшее военно-морское учебное заведение по подготовке кадров для ВМФ. Ведёт свою историю от Школы математических и навигацких наук, создано Петром I в Москве...

    Санкт-Петербург (энциклопедия)

  • - Ленинградское имени В. И. Мухиной, создано в 1945. Ведёт свою историю от Центрального училища технического рисования А. Л. Штиглица, основанного в Петербурге в 1876...

    Санкт-Петербург (энциклопедия)

  • - , высшее художественное учебное заведение, выделившееся по уставу 1893 из Академии художеств как её автономная часть...

    Санкт-Петербург (энциклопедия)

  • - - привилегированное высшее юридическое закрытое заведение для детей дворян, С.-Петербург, 1835-1917. Осн. по инициативе М.М. Сперанского. Курс обучения 6 лет, с 1838 - 7 классов...
  • - - привелегированное высшее юридическое заведение для детей дворян. Основано по инициативе М.М. Сперанского. За годы существования окончило более 2 тыс. юристов...

    Педагогический терминологический словарь

  • - имени И. Э. Баумана - высшее учебное заведение машино- и приборостроительного профиля, готовит инженерные кадры для предприятий, КБ, НИИ по 40 специальностям...

    Энциклопедия техники

  • - учреждено 4 июня 1899 г.; имеет целью специальное образование лиц, посвящающих себя преимущественно практической деятельности по горному делу...
  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - перворазрядное закрытое учебное заведение; учреждено в 1835 г., по мысли и на средства принца Петра Георгиевича Ольденбургского, "для образования благородного юношества на службу по судебной части"...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - см. Правоведения училище...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - им. адмирала С. О. Макарова, втуз, готовящий инженеров-судоводителей, судовых инженеров-механиков и электромехаников, радиоинженеров, а также инженеров-гидрографов, океанологов и метеорологов. Свою...
  • - им. В. И. Мухиной, создано в 1945 . С 1948 - высшее училище. В 1953 училищу присвоено имя В. И. Мухиной...

    Большая Советская энциклопедия

  • - им. Н. Э. Баумана, один из старейших втузов и крупнейший учебный и научно-исследовательский центр СССР в области машиностроения и приборостроения...

    Большая Советская энциклопедия

  • - один из старейших в СССР центров художественного образования в области промышленного, монументально-декоративного и прикладного искусства и искусства интерьера...

    Большая Советская энциклопедия

  • - высшее юридическое заведение для детей дворян в Санкт-Петербурге в 1835-1917. Курс обучения - 6, позднее - 7 классов. Св. 2 тыс. выпускников...

    Большой энциклопедический словарь

"Высшее училище правоведения" в книгах

Из книги Чайковский автора

Глава вторая. Императорское училище правоведения В 1852 году Петр Чайковский поступил в Императорское училище правоведения. Начался новый период жизни, связанный с ключевыми моментами формирования личности будущего композитора. Девятилетнее пребывание его в этом

Глава вторая. Императорское училище правоведения

Из книги Чайковский автора Познанский Александр Николаевич

Глава вторая. Императорское училище правоведения В 1852 году Петр Чайковский поступил в Императорское училище правоведения. Начался новый период жизни, связанный с ключевыми моментами формирования личности будущего композитора. Девятилетнее пребывание его в этом

Глава вторая В Училище правоведения

Из книги Владимир Ковалевский: трагедия нигилиста автора Резник Семен Ефимович

Глава вторая В Училище правоведения 1От Севастополя до Петербурга тысячи верст, но Петербург живет Севастополем. Эхо бомбовых разрывов, неразберихи, интриг, эхо народного геройства докатывается до столицы списками убитых и раненых, гневными письмами Пирогова,

Глава II. Серов в училище правоведения

Из книги Александр Серов. Его жизнь и музыкальная деятельность автора Базунов Сергей Александрович

Глава II. Серов в училище правоведения Поступление в училище правоведения и первая встреча с В. В. Стасовым. – Музыка в училище, преподаватель Карель. – Училищные концерты. – Отношения Серова с товарищами и начальством училища. – Музыкальные занятия, уроки игры на

Высшее Инженерно-Техническое Командное Училище Военно-Морского Флота

Из книги Базирование Военно-морского флота СССР автора Манойлин Виктор Иванович

Высшее Инженерно-Техническое Командное Училище Военно-Морского Флота В Ленинград для поступления в ВИТКУ ВМФ я приехал в конце июня 1946 года. ГЪрод поразил необыкновенной по тому времени чистотой и ухоженностью улиц. Везде, где только можно, росли цветы. Поврежденные

В Училище правоведения

Из книги Чайковский в Петербурге автора Конисская Лидия Михайловна

В Училище правоведения …Я являюсь таким… каким меня сделали воспитание, обстоятельства, свойства того века и той страны, в коей я живу и действую. П. Чайковский Об этом интересном доме на Фонтанке, 6, в котором семь лет провел Петр Ильич, следует сказать несколько слов.

Из книги История города Рима в Средние века автора Грегоровиус Фердинанд

1. Ученые папы и кардиналы. - Некультурность Рима. - Отсутствие в Риме университета. - Папская дворцовая школа. - Иннокентий IV приказал учредить училище правоведения. - Собрание декреталии. - Господство изучения права в XIII веке. - Статуты общин. - Карл Анджуйский

Севастопольское Высшее Военно-Морское Инженерное Училище

Из книги автора

Севастопольское Высшее Военно-Морское Инженерное Училище В начале 50-х годов Советский Союз принял программу ускоренного строительства и обновления Военно-Морского Флота, подготовленную высшим руководством Военно-Морского Флота. Адмирал Флота Советского Союза

Московское высшее техническое училище

БСЭ

Московское высшее художественно-промышленное училище

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МО) автора БСЭ

Ленинградское высшее инженерное морское училище

БСЭ

Ленинградское высшее художественно-промышленное училище

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЛЕ) автора БСЭ

§ 3. Ветви правоведения

Из книги Избранные труды по общей теории права автора Магазинер Яков Миронович

§ 3. Ветви правоведения Все вообще правоведение распадается на частное и публичное право, различие между которыми нами рассмотрено в гл. VI, § 3. Частное право иногда делится на право гражданское и торговое. Публичное же право заключает в себе: I) уголовное право, изучающее

ВУНЦ СВ «ОА ВС РФ» (филиал, г. Новосибирск). Новосибирское высшее военное командное училище

Из книги автора

ВУНЦ СВ «ОА ВС РФ» (филиал, г. Новосибирск). Новосибирское высшее военное командное училище Кафедра разведки.Военные специальности (специализации) подготовки:Применение подразделений специальной разведки.Применение подразделений войсковой разведки.На основании

113. Школа правоведения

Из книги Картины Парижа. Том I автора Мерсье Луи-Себастьен

113. Школа правоведения Чтобы получить звание доктора прав, надо выступить на публичном диспуте; тот, у кого лучше память, побеждает своего противника. Совершенно невероятный фокус - вместить в голове всю эту бессмысленную и неудобоваримую кучу законов, толкований,

Училище Правоведения

Здание Училища правоведения

С. К. Зарянко. Зал училища правоведения с группами учителей и воспитанников, 1840.

Здание училища в наши дни

Императорское училище правоведения - одно из наиболее престижных высших учебных заведений дореволюционной России.

История

Училище было ликвидировано 18 июня 1918 года решением Комиссариата народного просвещения; его здание было передано Агрономическому институту.

В советское время многие выпускники были репрессированы (см. Дело лицеистов).

В настоящее время наследником традиций Училища правоведения считается созданный в г. Санкт-Петербургский институт права имени Принца П. Г. Ольденбургского.

С 2003 года в здании Училища правоведения (наб. Фонтанки дом 6) находится Ленинградский областной суд.

Ссылки

  • «Императорское Училище Правоведения и Правоведы в годы мира, войны и смуты ». Составитель - воспитанник 78-го выпуска Николай Пашенный. Издание Комитета Правоведской Кассы. Мадрид, 1967, 457 с., с илл. Тираж 200 экз. Наиболее полный труд, изданный последними Правоведами, по истории Училища Правоведения. Полный алфавит всех Правоведов - 2 580 фамилий и их краткие биографии.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Училище Правоведения" в других словарях:

    Училище правоведения - Училище правоведения, привилегированное высшее юридическое закрытое учебное заведение для детей дворян. Основано в 1835 по инициативе М. М. Сперанского. Курс обучения 6 лет, с 1838—7 лет: 4 младших класса общеобразовательные с гимназической… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

    Привилегированное высшее юридическое закрытое учебное заведение для детей дворян. Основано в 1835 по инициативе М. М. Сперанского. Курс обучения 6 лет, с 1838 7 лет: 4 младших класса общеобразовательные с гимназической программой, старшие… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

    См. Правоведения училище …

    Училище правоведения - привелегированное высшее юридическое заведение для детей дворян (1835 1917 гг.). Основано по инициативе М.М. Сперанского. За годы существования окончило более 2 тыс. юристов. (Образовательная сфера. Авт. сост. А.Л. Кураков. Под редакцией Л … Педагогический терминологический словарь

    Вид на Училище Правоведения со стороны реки Фонтанки. Почтовая открытка, написанная в 1901 г. правоведом Всеволодом Кеппеном … Википедия

    Здание Училища правоведения С. К. Зарянко. Зал училища правоведения с группами учителей и воспитанников, 1840. Здание училища в наши дни Императорское училище правоведения одно из наиб … Википедия

    В 1720 г. Петр Великий, заботясь о подготовлении знающих и опытных чиновников, повелел, чтобы при коллегиях состояли для этой цели юнкеры, которые в известные дни должны были еще посещать особую школу, учрежденную при сенате. В 1763 г. школа эта … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Перворазрядное закрытое учебное заведение; учреждено в 1835 г., по мысли и на средства принца Петра Георгиевича Ольденбургского, для образования благородного юношества на службу по судебной части. По Высочайше утвержденному 29 мая 1835 г. уставу … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Книги

  • Сборник воспоминаний памяти В. В. Стасова , . Издание начала ХХ века. Санкт-Петербург, Прометей. Новодельный профессиональный переплёт. Кожаный бинтовой корешок, кожаные уголки. Узорный круговой обрез. 14 фототипий, кантата Спендиарова,…

На фотографии датированной 1864 годом мы видим молодого человека в формево многом подобной мундиру чиновникатех лет. Стоячий воротник, обшлагана рукавах и пр. все это говорит, что молодой человек мог учиться в Царскосельском лицеи или в училище Правоведения.В целом учащиеся в этих учебных заведенияхимели очень схожую форму. Различалась она цветом воротника и обшлага на рукавах. У лицеистов это был красный цвета у правоведов светло-зеленый при одинаковом темно-зеленом цвете самой формы. Но на черно-белых фотографияхэти цвета чаще всего не отличить. Поэтому остаются только пуговицы. У лицеистов на пуговицах был изображен государственный герб а у правоведов -“сенатский чекан” (Сто́лп зако́на — историческая российская эмблема правоохранительных органов, представляющая собой увенчанную короной колонну с прямоугольным щитком с надписью «закон»). При детальном изучении фотографии пуговицы этого молодого человека были определены как “правоведческие”. Он обучался в училище Правоведения в Санкт-Петербурге.

“Чижик-Пыжик”-легенда.

В Интернете гуляет расхожая легенда о том, что куплеты о знаменитом в Санкт-Петербурге Чижике-Пыжике ассоциируются с учащимися Императорского училища правоведения якобы за их форму с ярко-зелеными воротниками и обшлагами, которая напоминала оперение чижика вкупе за их непомерную гордыню и пристрастие учеников старших курсов к непомерному употреблению спиртных напитков. Конечно, подобная дразнилка могла иметь место, ведь учащимся привилегированного учебного заведения завидовали многие. Но вероятность того что эта ассоциация родилась конкретно в отношении этого учебного заведения очень мала. Этимология образа гораздо “Чижика-Пыжика” старее, чем это знаменитое училище. Ведь пародию «Гнедич, Гнедич! где ты был? На Кавказе …(далее не очень приличный текст)» мы встречаем в письме А. Е. Измайлова фельетонисту Павлу Лукьяновичу Яковлеву, написанном 16 ноября 1825 т.е. за десять лет до того, как появилось училище правоведения. Да и на картине “Зал Училища правоведения с группами учителей и воспитанников”(1840г.) художника С.К.Зарянко мы видим строгие мундиры менее всего походящие на оперение чижа. А пыжиковую шапку они отродясь никогда не носили.

Немного истории.

Императорское училище Правоведения было торжественно и с большой “помпой” открыто 5-го Декабря 1835 года в присутствииГосударя Императора Николая I с Наследником Цесаревичем Александром Николаевичем, Великого Князя Михаила Павловича и высших государственных сановников. Училище было открыто в связи с острой потребностью в квалифицированныхи качественных кадров в области государственного управления и в частности для улучшения личного состава в судебных местах. Огромная роль в создании этого учебного заведения лежит на плечах Принца П.Г.Ольден6бургского. В 1834 году Принц передал Государю Императору (своему дяде) письмо с подробно разработанным проектом нового «Училища Правоведения» вместе с обещанием пожертвовать сумму, необходимую на приобретение дома и первоначальное обзаведение училища. Письмо принца с проектом, от 26 октября 1834 года, государь передал М. М. Сперанскому, с надписью: «благородные чувства принца достойны уважения. Прошу, прочитав, переговорить с ним и мне сообщить, как ваши замечания, так и то, что вами с принцем условлено будет ». М.М.Сперанский совместно с принцем выработал проект Устава и штатов училища, рассмотренный затем в Департаменте законов Государственного совета с участием министров народного просвещения и юстиции.29 мая 1835 года в Государственном Совете были уже рассмотрены и утверждены выработанные принцем, совместно со Сперанским, проект и штаты училища Правоведения, и на третий день последовал Высочайший рескрипт, коим принцу вверялось устройство училища. К концу ноября того же 1835 года купленное на средства принца здание на углу Фонтанки и Сергиевской улицы (ныне улица Чайковского) было переделано и приспособлено для открытия в нём училища (при этом приобретение здания и его приспособление и обзаведение обошлись принцу более чем в 1 миллион рублей). В день открытия училища Высочайшим рескриптом принц был утверждён в звании попечителя училища и пожалован кавалером ордена св. Владимира 2 степени.

Училище Правоведения.

Созданное учебное заведение было элитным. В него имели право поступать только дети потомственного российского дворянства, внесенного в шестую часть родословной книги, дети военных чинов не ниже полковника, гражданских - не ниже статского советника (V -класс). В конце XIX и начале XX веков, когда в России подули ветры перемен, в училище стали принимать детей чиновников Войска Донского, детей дворян-кавказцев, детей судей, делались и исключения для других сословных групп.

В первом уставе принятом 29 Мая 1835 г. (ст. стиль) первый параграф четко определял назначение училища “Для образования юношества на службу по части судебной, учреждается в Санкт-Петербурге Императорское Училище Правоведения ”.Поступающие в училище должны были быть не моложе 12-ти и не старше 17-ти лет. Интересно, что поступающие должны
были представить кроме других документов специально оговоренную справку о привитии оспы.Поступающие должны были пройти совсем не простые испытания - письменные и устные по Русскому, Немецкому и Французскому языкам, арифметике, истории, географии и обществоведению (простите за неологизм). Ученики были казеннокоштными, т.е. за которых платило государство и своекоштными за которых платили родители. В уставе 1838 года говориться, что “На казенное содержание принимаются в Училище дети дворян недостаточного состояния ”. У обеих групп учеников были равные права и обязанности и в частности и те и другиедолжны были прослужить в ведомстве Министерства Юстиции не менее 6-ти (своекоштные 4 года по уставу 1838 года) лет после окончания училища. Единственное отличие, что казеннокоштные не могли покинуть Училище самостоятельно. Уставом 1835 года образование было определено шестиклассным, включая в себя два младших класса (6-й и 5-й) и четыре старших класса. Уставом 1838 года образование было закреплено как семиклассное. Первые четыре класса (7-4) получили название “Подготовительного курса”а последние три(3-1) - “..окончательными, или собственно юридическими …”.

В подготовительных классах обучались следующим дисциплинам:1)ЗаконБожий и Церковная История, 2) Языки: Русский и Славянский, 3) Латинский, 4) Немецкий, 5) Французский, 6) История всеобщая и Российская, 7) География, 8) Математика, 9)Естественная История и Физика, 10)Логика и Психология.Факультативно преподавались Английский и Греческие языки “…тем воспитанникам, которые имеют к сему особую охоту и способности”. В “окончательных” классах преподавались следующие предметы: 1) Энциклопедия законоведения, 2) Римское право, 3)Государственное право, 4)Гражданское право и межевые законы, 5)Уголовное право, 6)Судебная медицина, 7)Судопроизводство, 8)Местные или провинциальные законы, 9) Законы финансовые и полицейские, с предварительным изложением политической экономии, 10) Юридическая практика - гражданская и уголовная, 11) сравнительное законоведение. Были и дополнительные предметы - “… разные искусства, в штат Училища поименованные”. Мы видим, что образование в Училище представляло собой комбинацию гимназического и университетского обучения.

Не взирая на привилегированность учащихся в училище (согласно параграфу 56 Устава 1838 года) допускались телесные наказания, правдатолько для учащихся младших классов. Например, применялось сечение розгами, но подобного вида наказания применялись на практике очень редко. Константин Петрович Победоносцев в своем дневнике записал следующее «30 октября. В VI классе Пьянова высекли за то, что он подменил балл. Это еще первая в нынешнем году экзекуция ».

С 1-го по 20 Июня (ст. стиль) в каждом классе проводились экзамены(“испытания ”) по пройденному в течении года материалу.На экзаменах для оценки учащихся применялась бальная система. Максимальная оценка была 12-ть баллов. Для перехода в другой класс требовалось получить оценку не ниже 8-ми баллов.Результаты экзаменов (результаты вычислялись как средняя величина результатов полугодового экзамена - “репетиции” и самого выпускного экзамена)в выпускномклассе Училища определяли, какой чиновничий класс получит выпускник.Это мог быть - IX Титулярный советник, X - Коллежский секретарь или XII - Губернский секретарь (XI - класс действовал до 1834 года). Воспитанники, успешно окончившие училище пользовались правами чиновников 1-го разряда, воспитанники уходящие из училища, неокончив обучения, из высших классов(3-1) считались чиновниками 2-го разряда. Воспитанники окончившие училище должны были в течение трех лет после окончания училища являться каждый год в Училище (или в университеты и гимназии в других городах) для испытания в тех предметах, которые будут назначены Советом Училища.

Форма

Первое формальное описание формы учащихся встречается в уставе 1838 года в виде двух параграфов.

64. Воспитанники имеют мундир темно- зеленый с светло-зеленым суконным ворот-ником и обшлагами и с черною выпушкой на воротнике. Пуговицы золоченые, с изобра-жением Сенатского чекана; панталоны по цвету мундира; шляпа треугольная. Воспитан-ники окончательного курса имеют па воротнике мундира по одной золотой петлице, а начального курса по одной серебряной. Воспитанникам старшего или 1 класса, предоставляется право носить пехотные шпаги без темляка.

65. В самом Училище воспитанники носят куртки такого же цвета, как в мун-дир, с разрезным воротником без петлиц. Старшие в классах имеют на оном особое отличие. Панталоны при куртках в зимнее время полагаются суконные серые, а в летнее нанковые такого же цвета. Все воспитанники имеют тёмно-зелёные шинели, с светло-зелёным суконным воротником .”

Высочайшее утвержденное описание формы одежды воспитанников Императорского Училища Правоведения.

Головной убор.

Шляпа по образцу, Высочайше утвержденному для чиновников гражданского ведомства, с золотою пет-лицею.

Полукафтан — тёмно-зелёного сукна, однобортный; полы, смотря но росту воспитанников, от семи до де-вяти вершков от талии, так чтобы нижний край был па четыре вершка выше колена. Сзади полы заходят одна на другую на один вершок; ширина лифаодин и три четверти вершка. От лифных пуговиц, вдоль пол, имеются карманы, прикрытые продольными кла-панами (темно-зеленого сукна с светло-зеленою выпуш-кою) длиною в пять вершков. Пуговиц всего спере-ди девять, на обшлагах шесть, па лифе две и на концах карманных клапанов две.

Воротник скошенный, светло-зеленого сукна, с чер-ною суконною выпушкою по верху и по откосам, с одною петлицею — для старшего курса из золотого га-луна, для младшего—из серебряного.

Обшлага без клапанов. Светло-зеленого сукна. Старшие воспитанники в классах получают по три пет-лицы, а подстаршие по одной петлице на каждом обшлаге из того же галуна, из которого имеют петлицу на воротнике.

Подкладка темно-зеленая.

Для воспитанников 1-го класса, коим полагается шпага, идет, на три вершка ниже тальи, на левом боку, поперечный прорез в полтора вершка.

Шаровары — суконные темно-зеленые. Вверху пояс, к которому пришиваются шаровары небольшими складками. Спереди имеется прорезь, а по бокам кар-маны.

Плащ—темно-зеленого сукна, но образцу, Высочайше утвержденному, но без погонов; по бокам воротни-ка светло-зеленые суконные петлицы с пуговицами.

Подкладка черная тифтиковаяподвесь плащ.

Шпаги — для воспитанников 1-го класса остаются прежнего образца.

Куртка с брюками,-для домашнего употребления, остаются без изменений.

Фомой гордились. Она показывала всем окружающим высокий статус того, кто ее носил. Вот что вспоминал Модест Чайковский о своем знаменитом брате «…Но была одна деталь в форме, которую Петр любил и которой гордился, — фетровая шляпа с золотой петлицей. Правоведская треуголка для массы окружена почти таким же ореолом великосветскости, как каска пажа и красный воротник лицеиста. Я упоминаю здесь об этом потому, что это неосновательное предубеждение породило и некоторый оттенок тщеславия в самих правоведах и имело, хотя и слабое, но несомненное значение в жизни Петра Ильича этого периода ».

Понятно, что достаток учащихся был разный, поэтому и форменная одежда выглядела по-разному у детей богатых родителей и не очень. Вот что вспоминает Стасов Владимир Васильевич. “По неизменному правилу всех казенных училищ, мы получали от нашего училища все платье и белье. В этом ни исключений, ни разницы никакой не существовало. Но теплую шинель должен был себе заводить каждый сам. Что это такое значило? И на что это нужно было? Неужели при остальных громадных расходах мог составить великую важность расход на несколько шинелей? Стоило только записать в смету эту ничтожную добавочную трату -- и единым почерком пера, без всяких разговоров, она была бы утверждена. Но этого не случилось, и теплые шинели у целого училища были -- свои. Что же из этого произошло? То, что разные папеньки и маменьки почувствовали потребность не ударить лицом в грязь со своим сынком и шили ему великолепную шинель с бобровым воротником и отворотами, с ярко сияющими золочеными пуговицами "совершенно как у настоящего гвардейского офицера". И все, и маменька, и папенька, и сынок чванились и парадировали, когда приходило воскресенье, и их "Alexandre" или "Georges", дождавшись конца обедни, молодецки набрасывал пышную свою шинель на плечи и триумфатором сбегал по лестнице на подъезд. На что нужно было давать повод к этому дурацкому чванству, на что надо было терпеть его? Иные бедные провинциалы уже и так насилу справлялись с тем, чтоб из своей далекой и бедной глуши послать в Петербург своего мальчика и устроить его в знаменитом Училище правоведения, а тут не угодно ли еще добывать ему шинель, да еще непременно "с меховым воротником"! Наконец бедные провинциалы кое-как справили ее, они воображали, что их Сережа или Евграфушка и нивесть как счастлив с этой шинелью, так тяжело им доставшейся. Но они того не знали, сколько насмешек и хохота родила потом эта самая шинель, с ее кошачьим или собачьим крашеным, на манер соболя или бобра, воротником, как над нею потешались те дрянные мальчишки с холопскими понятиями, которых в каждом училище всегда наверное целая куча. Вы скажете: какие пустяки! какие ничтожные, ничего не значащие уколы пустейшему самолюбию! -- Да, незначащие; однако самолюбие это есть, и уколы ему, ох, как больны, особливо в первые, свежие годы, да еще так часто, так регулярно -- всякую неделю, всякое воскресенье, именно в ту минуту, когда надо отправляться домой, к родственникам или родителям. И ни за что не смей им рассказать, что вот как из-за этой проклятой шинели надо было их выгораживать, их защищать -- нет, тут будь с ними мил, и приятен, и весел. Сколько конфиденций подобного рода слышал, наверное, каждый из нас в откровенную минуту дружбы!

Императорское
училище правоведения
Девиз

«Respice finem» (Предусматривай цель)

Год основания
Год закрытия
Тип

мужское учебное заведение закрытого типа

Расположение

Российская империя Российская империя , Санкт-Петербург ,
Набережная р. Фонтанки , 6

Изображения на Викискладе
К:Учебные заведения, основанные в 1835 году

Петр Георгиевич Ольденбургский, назначенный попечителем училища, приобрел для него у наследников сенатора И. Н. Неплюева дом на набережной реки Фонтанки , 6 (напротив Летнего сада), за 700 000 рублей . Дом был перестроен архитекторами А. И. Мельниковым и В. П. Стасовым . Директором училища был назначен статский советник С. А. Пошман, инсперктором - профессор Царскосельского лицея Е. В. Врангель . 7 декабря 1835 года , через два дня после торжественного открытия, в новом училище начались занятия.

Училище было привилегированным закрытым учебным заведением и по статусу было уравнено с Царскосельским лицеем. В него принимались до 100 сыновей потомственных дворян в возрасте от 12 до 17 лет. Училище было платным, но за обучение казённокоштных учеников плата вносилась казной.

Время обучения было сначала определено в 6 лет, но с 1838 года было увеличено до 7 лет с подразделением на два курса: младший - гимназический (VII, VI, V и IV классы) и старший - университетский (III, II и I классы). С при училище были учреждены приготовительные классы (с - трехлетние).

На младшем курсе полностью проходили классическую гимназическую программу (однако греческий язык был заменен естествоведением), а на университетском - энциклопедию законоведения (начальный курс права), церковное, римское, гражданское, торговое, уголовное и государственное права, гражданское и уголовное судопроизводство, историю римского права, международное право, судебную медицину, полицейское право, политическую экономию, законы о финансах, историю вероисповеданий, историю философии, в связи с историей философии права, латынь и английский язык (по выбору ещё немецкий и французский).

Директора и воспитатели стремились поддерживать в училище почти военную дисциплину и строгий распорядок дня - по 42 звонкам .

Расписание звонков

При училище была создана библиотека, а затем и музей истории училища. В основе книжного собрания лежали 364 тома (184 произведения), приобретённые у книготорговца Смирдина к моменту открытия училища. В следующем году библиотека пополнилась полным собранием законов в 80 томах. В 1838 году для библиотеки была куплена библиотека французских книг и географических карт. Присылались в дар библиотеке издания различных учебных заведений - научные записки, диссертационные работы и другие. К 1885 году в собрании насчитывалось около 6000 книг. Библиотека выписывала общие и специальные русские и иностранные периодические издания.

Расход по содержанию училища в конце XIX века составлял 225 000 р. ежегодно; из них 90 000 отпускалось из казначейства, а остальная сумма возмещалась платой за содержание воспитанников. Для оказания материальной помощи нуждающимся ученикам и выпускникам, а также их семьям, в 1885 году был утверждён устав Правоведческой кассы , членами которой стали, прежде всего, бывшие воспитанники училища - в большинстве своём высокопоставленные сановники, платившие ежегодные или единовременные взносы.

Все выпускники обязаны были прослужить 6 лет в учреждениях министерства юстиции. Окончившие училище с отличием, получали чины IX и X классов (титулярного советника и коллежского секретаря - соответствовали штабс-капитану и поручика армии) и направлялись преимущественно в канцелярии Министерства юстиции и Сената; прочие направлялись в судебные места по губерниям , в соответствии с успехами каждого.

Отмечая деятельность по подготовке «молодых дворян к гражданской службе по судебной части », Александр III в рескрипте по случаю 50-летия училища призывал и в будущем направлять «труды свои на благовоспитание русского юношества, утверждая питомцев своих в правилах веры, правды и доброй нравственности и в неизменной преданности Престолу и Отечеству ».

За годы своего существования Училище правоведения, входившее в число немногих юридических учебных заведений России, смогло подготовить более 2000 юристов высокой квалификации .

После 1917 года

15 сентября 1917 года постановлением Временного правительства Императорское училище правоведения было подчинено Министерству народного просвещения .

18 июня 1918 года училище было ликвидировано решением уже Комиссариата народного просвещения, а его здание было передано (ПАИ). В советское время многие правоведы были репрессированы (см. Дело лицеистов).

С 2003 года в здании Училища правоведения (наб. Фонтанки дом 6) находится Ленинградский областной суд .

Руководители училища

Принц Петр Ольденбургский был попечителем училища до своей смерти в 1881 году, после чего попечителем стал его сын Александр Петрович , остававшийся на этом посту вплоть до революции.

Первым директором училища был назначен статский советник, отставной полковник С. А. Пошман , первым инспектором - профессор Царскосельского лицея барон Е. В. Врангель .

В последующие годы обязанности директора исполняли:
Н. С. Голицин , князь, полковник (1848 - 1849 );
А. П. Языков , генерал-майор (1849 - 1877 );
И. С. Алопеус , отставной капитан, до назначения - инспектор воспитанников (1877 - 1890 );
А. Л. Пантелеев , генерал-лейтенант (1890 - 1897 );
А. И. Роговской , генерал от инфантерии (1897 - 1902 );
В. В. Ольдерогге, полковник в отставке (1902 - 1911 )
З. В. Мицкевич, генерал-майор (1911 - не ранее 1916 ).

Известные преподаватели

В числе преподавателей училища в разные годы были видные специалисты в фундаментальных и прикладных областях правоведения:

  • юристы - И. Е. Андреевский , Я. И. Баршев , Э. Н. Берендтс , А. И. Вицын , А. Э. Вормс , Гизетти Г. А. , А. Ф. Гольмстен , А. Д. Градовский , П. Д. Калмыков , М. Н. Капустин , А. И. Кранихфельд , А. Ф. Кони , В. Н. Латкин , Ф. Ф. Мартенс , Д. И. Мейер , К. А Неволин , С. В. Пахман , В. Д. Спасович , Н. И. Стояновский , Н. С. Таганцев , М. А. Таубе , И. Я. Фойницкий , А. П. Чебышёв-Дмитриев , В. В. Шнейдер , Ю. А. Штекгардт
  • историки - И. К. Кайданов , И. П. Шульгин
  • богословы - М. И. Богословский , А. П. Парвов
  • психолог - В. С. Серебреников
  • филологи - П. Е. Георгиевский , А. В. Иванов
  • экономист - И. Я. Горлов
  • медики - В. К. фон Анреп , фон А. П. Загорский , И. Т. Спасский
  • эпидемиолог - С. М. Лукьянов
  • минералог - А. Ф. Постельс

Известные выпускники

Среди выпускников училища (всего его окончило более 2000 человек) были:

Музыка в истории училища

Правоведческая песнь

Правды светлой чистый пламень
До конца в душе хранил
Человек, что первый камень
Школе нашей положил.
Он о нас в заботах нежных
Не щадил труда и сил.
Он из нас сынов надежных
Для отчизны возрастил.
Правовед! Как Он, высоко
Знамя истины держи,
Предан будь Царю глубоко,
Будь врагом ты всякой лжи.
И, стремясь ко благу смело,
Помни школьных дней завет,
Что стоять за правды дело
Твердо должен правовед.

Строгая регламентация жизни и обучения в стенах училища скрашивалась для воспитанников возможностью посвящать свободное время прогулкам и спортивным играм, посещать театры и ставить собственные спектакли, которые со временем даже стали известны среди театралов города.

Особое внимание уделялось музыкальным занятиям, чему способствовало увлечение музыкой попечителя училища П. Г. Ольденбургского , по инициативе которого и в зале училища, и во дворце принца устраивались концерты профессиональных музыкантов, на которые «для образования и развития их вкуса и понятий » приглашались и учащиеся . Выступали с концертами и сами воспитанники училища, для многих из которых привязанность к музыке сохранилась на всю жизнь, а для некоторых стала её смыслом. Правовед и либеральный философ, выпускник училища 1861 года В. И. Танеев , которому в раннем детстве врач запретил брать уроки музыки, писал: «Что такое природа? Царство музыки… Без музыки человек ничто ».

С первых лет существования училища в программу обучения было включено музыкальное образование, в штат преподавателей включались учителя музыки и пения, приобретались музыкальные инструменты. По словам музыкального и художественного критика В. В. Стасова , выпускника училища 1843 года, из-за энтузиазма воспитанников училище было «наполнено музыкальными звуками от одного конца до другого » . Музыкальный энтузиазм уменьшился в 1850-е годы , когда при директоре генерал-майоре А. П. Языкове вместо гражданских воспитателей в училище появились военные с их строгими порядками и даже наказаниями учащихся розгами. Казённая атмосфера стала разряжаться в начале 1880-х годов.

В 1893 году в училище поставили отрывок из оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила» в сопровождении хора и оркестра.

Преподаватели музыки

Первым и «главным музыкальным двигателем» в училище был преподаватель музыки Карл Яковлевич Карель , которого в 1853 году сменил Франц Давыдович Беккер (1853-1863). После 1838 года лучшим ученикам стал давать уроки игры на фортепиано пианист и композитор Адольф Львович Гензельт . С 1863 года до начала 1900-х годов. учителем фортепианной игры был Ф. Ф. Дей , с 1901 г. - Э. В. Клозе , с 1910 г. - Г. И. Романовский .

Уроки игры на виолончели давал сначала виолончелист оперного театра Кнехт , а позднее - Карл Шуберт .

Пению учил сначала Федор Максимович Линицкий (1835-1838), а затем хоровой дирижёр Г. Я. Ломакин (1838-1871 и 1879-1882) . В начале 1900-х годов пение преподавал Г. А. Казаченко , а церковное - А. И. Громов .

Правоведы - музыкальные деятели

Напишите отзыв о статье "Императорское училище правоведения"

Комментарии и примечания

Комментарии

Примечания

Литература

  • Анненкова Э.А. Императорское училище правоведения. - СПб. : ООО "Издательство «Росток», 2006. - 384 с. - 2000 экз. - ISBN 5-94668-048-X .
  • Пашенный Н. . - Мадрид: Издание Комитета Правоведской кассы, 1967. - 456 с. - 200 экз. Составитель - воспитанник 78-го выпуска Николай Пашенный. Наиболее полный труд, изданный последними Правоведами, по истории Училища Правоведения. Полный алфавит всех Правоведов - 2 580 фамилий и их краткие биографии.
  • Танеев В. И. Детство. Юность. Мысли о будущем - М.: АН СССР, 1959, 716 с.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Императорское училище правоведения

И всё слышались гибкие удары и отчаянный, но притворный крик.
– Еще, еще, – приговаривал майор.
Молодой офицер, с выражением недоумения и страдания в лице, отошел от наказываемого, оглядываясь вопросительно на проезжавшего адъютанта.
Князь Андрей, выехав в переднюю линию, поехал по фронту. Цепь наша и неприятельская стояли на левом и на правом фланге далеко друг от друга, но в средине, в том месте, где утром проезжали парламентеры, цепи сошлись так близко, что могли видеть лица друг друга и переговариваться между собой. Кроме солдат, занимавших цепь в этом месте, с той и с другой стороны стояло много любопытных, которые, посмеиваясь, разглядывали странных и чуждых для них неприятелей.
С раннего утра, несмотря на запрещение подходить к цепи, начальники не могли отбиться от любопытных. Солдаты, стоявшие в цепи, как люди, показывающие что нибудь редкое, уж не смотрели на французов, а делали свои наблюдения над приходящими и, скучая, дожидались смены. Князь Андрей остановился рассматривать французов.
– Глянь ка, глянь, – говорил один солдат товарищу, указывая на русского мушкатера солдата, который с офицером подошел к цепи и что то часто и горячо говорил с французским гренадером. – Вишь, лопочет как ловко! Аж хранцуз то за ним не поспевает. Ну ка ты, Сидоров!
– Погоди, послушай. Ишь, ловко! – отвечал Сидоров, считавшийся мастером говорить по французски.
Солдат, на которого указывали смеявшиеся, был Долохов. Князь Андрей узнал его и прислушался к его разговору. Долохов, вместе с своим ротным, пришел в цепь с левого фланга, на котором стоял их полк.
– Ну, еще, еще! – подстрекал ротный командир, нагибаясь вперед и стараясь не проронить ни одного непонятного для него слова. – Пожалуйста, почаще. Что он?
Долохов не отвечал ротному; он был вовлечен в горячий спор с французским гренадером. Они говорили, как и должно было быть, о кампании. Француз доказывал, смешивая австрийцев с русскими, что русские сдались и бежали от самого Ульма; Долохов доказывал, что русские не сдавались, а били французов.
– Здесь велят прогнать вас и прогоним, – говорил Долохов.
– Только старайтесь, чтобы вас не забрали со всеми вашими казаками, – сказал гренадер француз.
Зрители и слушатели французы засмеялись.
– Вас заставят плясать, как при Суворове вы плясали (on vous fera danser [вас заставят плясать]), – сказал Долохов.
– Qu"est ce qu"il chante? [Что он там поет?] – сказал один француз.
– De l"histoire ancienne, [Древняя история,] – сказал другой, догадавшись, что дело шло о прежних войнах. – L"Empereur va lui faire voir a votre Souvara, comme aux autres… [Император покажет вашему Сувара, как и другим…]
– Бонапарте… – начал было Долохов, но француз перебил его.
– Нет Бонапарте. Есть император! Sacre nom… [Чорт возьми…] – сердито крикнул он.
– Чорт его дери вашего императора!
И Долохов по русски, грубо, по солдатски обругался и, вскинув ружье, отошел прочь.
– Пойдемте, Иван Лукич, – сказал он ротному.
– Вот так по хранцузски, – заговорили солдаты в цепи. – Ну ка ты, Сидоров!
Сидоров подмигнул и, обращаясь к французам, начал часто, часто лепетать непонятные слова:
– Кари, мала, тафа, сафи, мутер, каска, – лопотал он, стараясь придавать выразительные интонации своему голосу.
– Го, го, го! ха ха, ха, ха! Ух! Ух! – раздался между солдатами грохот такого здорового и веселого хохота, невольно через цепь сообщившегося и французам, что после этого нужно было, казалось, разрядить ружья, взорвать заряды и разойтись поскорее всем по домам.
Но ружья остались заряжены, бойницы в домах и укреплениях так же грозно смотрели вперед и так же, как прежде, остались друг против друга обращенные, снятые с передков пушки.

Объехав всю линию войск от правого до левого фланга, князь Андрей поднялся на ту батарею, с которой, по словам штаб офицера, всё поле было видно. Здесь он слез с лошади и остановился у крайнего из четырех снятых с передков орудий. Впереди орудий ходил часовой артиллерист, вытянувшийся было перед офицером, но по сделанному ему знаку возобновивший свое равномерное, скучливое хождение. Сзади орудий стояли передки, еще сзади коновязь и костры артиллеристов. Налево, недалеко от крайнего орудия, был новый плетеный шалашик, из которого слышались оживленные офицерские голоса.
Действительно, с батареи открывался вид почти всего расположения русских войск и большей части неприятеля. Прямо против батареи, на горизонте противоположного бугра, виднелась деревня Шенграбен; левее и правее можно было различить в трех местах, среди дыма их костров, массы французских войск, которых, очевидно, большая часть находилась в самой деревне и за горою. Левее деревни, в дыму, казалось что то похожее на батарею, но простым глазом нельзя было рассмотреть хорошенько. Правый фланг наш располагался на довольно крутом возвышении, которое господствовало над позицией французов. По нем расположена была наша пехота, и на самом краю видны были драгуны. В центре, где и находилась та батарея Тушина, с которой рассматривал позицию князь Андрей, был самый отлогий и прямой спуск и подъем к ручью, отделявшему нас от Шенграбена. Налево войска наши примыкали к лесу, где дымились костры нашей, рубившей дрова, пехоты. Линия французов была шире нашей, и ясно было, что французы легко могли обойти нас с обеих сторон. Сзади нашей позиции был крутой и глубокий овраг, по которому трудно было отступать артиллерии и коннице. Князь Андрей, облокотясь на пушку и достав бумажник, начертил для себя план расположения войск. В двух местах он карандашом поставил заметки, намереваясь сообщить их Багратиону. Он предполагал, во первых, сосредоточить всю артиллерию в центре и, во вторых, кавалерию перевести назад, на ту сторону оврага. Князь Андрей, постоянно находясь при главнокомандующем, следя за движениями масс и общими распоряжениями и постоянно занимаясь историческими описаниями сражений, и в этом предстоящем деле невольно соображал будущий ход военных действий только в общих чертах. Ему представлялись лишь следующего рода крупные случайности: «Ежели неприятель поведет атаку на правый фланг, – говорил он сам себе, – Киевский гренадерский и Подольский егерский должны будут удерживать свою позицию до тех пор, пока резервы центра не подойдут к ним. В этом случае драгуны могут ударить во фланг и опрокинуть их. В случае же атаки на центр, мы выставляем на этом возвышении центральную батарею и под ее прикрытием стягиваем левый фланг и отступаем до оврага эшелонами», рассуждал он сам с собою…
Всё время, что он был на батарее у орудия, он, как это часто бывает, не переставая, слышал звуки голосов офицеров, говоривших в балагане, но не понимал ни одного слова из того, что они говорили. Вдруг звук голосов из балагана поразил его таким задушевным тоном, что он невольно стал прислушиваться.
– Нет, голубчик, – говорил приятный и как будто знакомый князю Андрею голос, – я говорю, что коли бы возможно было знать, что будет после смерти, тогда бы и смерти из нас никто не боялся. Так то, голубчик.
Другой, более молодой голос перебил его:
– Да бойся, не бойся, всё равно, – не минуешь.
– А всё боишься! Эх вы, ученые люди, – сказал третий мужественный голос, перебивая обоих. – То то вы, артиллеристы, и учены очень оттого, что всё с собой свезти можно, и водочки и закусочки.
И владелец мужественного голоса, видимо, пехотный офицер, засмеялся.
– А всё боишься, – продолжал первый знакомый голос. – Боишься неизвестности, вот чего. Как там ни говори, что душа на небо пойдет… ведь это мы знаем, что неба нет, a сфера одна.
Опять мужественный голос перебил артиллериста.
– Ну, угостите же травником то вашим, Тушин, – сказал он.
«А, это тот самый капитан, который без сапог стоял у маркитанта», подумал князь Андрей, с удовольствием признавая приятный философствовавший голос.
– Травничку можно, – сказал Тушин, – а всё таки будущую жизнь постигнуть…
Он не договорил. В это время в воздухе послышался свист; ближе, ближе, быстрее и слышнее, слышнее и быстрее, и ядро, как будто не договорив всего, что нужно было, с нечеловеческою силой взрывая брызги, шлепнулось в землю недалеко от балагана. Земля как будто ахнула от страшного удара.
В то же мгновение из балагана выскочил прежде всех маленький Тушин с закушенною на бок трубочкой; доброе, умное лицо его было несколько бледно. За ним вышел владетель мужественного голоса, молодцоватый пехотный офицер, и побежал к своей роте, на бегу застегиваясь.

Князь Андрей верхом остановился на батарее, глядя на дым орудия, из которого вылетело ядро. Глаза его разбегались по обширному пространству. Он видел только, что прежде неподвижные массы французов заколыхались, и что налево действительно была батарея. На ней еще не разошелся дымок. Французские два конные, вероятно, адъютанта, проскакали по горе. Под гору, вероятно, для усиления цепи, двигалась явственно видневшаяся небольшая колонна неприятеля. Еще дым первого выстрела не рассеялся, как показался другой дымок и выстрел. Сраженье началось. Князь Андрей повернул лошадь и поскакал назад в Грунт отыскивать князя Багратиона. Сзади себя он слышал, как канонада становилась чаще и громче. Видно, наши начинали отвечать. Внизу, в том месте, где проезжали парламентеры, послышались ружейные выстрелы.
Лемарруа (Le Marierois) с грозным письмом Бонапарта только что прискакал к Мюрату, и пристыженный Мюрат, желая загладить свою ошибку, тотчас же двинул свои войска на центр и в обход обоих флангов, надеясь еще до вечера и до прибытия императора раздавить ничтожный, стоявший перед ним, отряд.
«Началось! Вот оно!» думал князь Андрей, чувствуя, как кровь чаще начинала приливать к его сердцу. «Но где же? Как же выразится мой Тулон?» думал он.
Проезжая между тех же рот, которые ели кашу и пили водку четверть часа тому назад, он везде видел одни и те же быстрые движения строившихся и разбиравших ружья солдат, и на всех лицах узнавал он то чувство оживления, которое было в его сердце. «Началось! Вот оно! Страшно и весело!» говорило лицо каждого солдата и офицера.
Не доехав еще до строившегося укрепления, он увидел в вечернем свете пасмурного осеннего дня подвигавшихся ему навстречу верховых. Передовой, в бурке и картузе со смушками, ехал на белой лошади. Это был князь Багратион. Князь Андрей остановился, ожидая его. Князь Багратион приостановил свою лошадь и, узнав князя Андрея, кивнул ему головой. Он продолжал смотреть вперед в то время, как князь Андрей говорил ему то, что он видел.
Выражение: «началось! вот оно!» было даже и на крепком карем лице князя Багратиона с полузакрытыми, мутными, как будто невыспавшимися глазами. Князь Андрей с беспокойным любопытством вглядывался в это неподвижное лицо, и ему хотелось знать, думает ли и чувствует, и что думает, что чувствует этот человек в эту минуту? «Есть ли вообще что нибудь там, за этим неподвижным лицом?» спрашивал себя князь Андрей, глядя на него. Князь Багратион наклонил голову, в знак согласия на слова князя Андрея, и сказал: «Хорошо», с таким выражением, как будто всё то, что происходило и что ему сообщали, было именно то, что он уже предвидел. Князь Андрей, запихавшись от быстроты езды, говорил быстро. Князь Багратион произносил слова с своим восточным акцентом особенно медленно, как бы внушая, что торопиться некуда. Он тронул, однако, рысью свою лошадь по направлению к батарее Тушина. Князь Андрей вместе с свитой поехал за ним. За князем Багратионом ехали: свитский офицер, личный адъютант князя, Жерков, ординарец, дежурный штаб офицер на энглизированной красивой лошади и статский чиновник, аудитор, который из любопытства попросился ехать в сражение. Аудитор, полный мужчина с полным лицом, с наивною улыбкой радости оглядывался вокруг, трясясь на своей лошади, представляя странный вид в своей камлотовой шинели на фурштатском седле среди гусар, казаков и адъютантов.
– Вот хочет сраженье посмотреть, – сказал Жерков Болконскому, указывая на аудитора, – да под ложечкой уж заболело.
– Ну, полно вам, – проговорил аудитор с сияющею, наивною и вместе хитрою улыбкой, как будто ему лестно было, что он составлял предмет шуток Жеркова, и как будто он нарочно старался казаться глупее, чем он был в самом деле.
– Tres drole, mon monsieur prince, [Очень забавно, мой господин князь,] – сказал дежурный штаб офицер. (Он помнил, что по французски как то особенно говорится титул князь, и никак не мог наладить.)
В это время они все уже подъезжали к батарее Тушина, и впереди их ударилось ядро.
– Что ж это упало? – наивно улыбаясь, спросил аудитор.
– Лепешки французские, – сказал Жерков.
– Этим то бьют, значит? – спросил аудитор. – Страсть то какая!
И он, казалось, распускался весь от удовольствия. Едва он договорил, как опять раздался неожиданно страшный свист, вдруг прекратившийся ударом во что то жидкое, и ш ш ш шлеп – казак, ехавший несколько правее и сзади аудитора, с лошадью рухнулся на землю. Жерков и дежурный штаб офицер пригнулись к седлам и прочь поворотили лошадей. Аудитор остановился против казака, со внимательным любопытством рассматривая его. Казак был мертв, лошадь еще билась.
Князь Багратион, прищурившись, оглянулся и, увидав причину происшедшего замешательства, равнодушно отвернулся, как будто говоря: стоит ли глупостями заниматься! Он остановил лошадь, с приемом хорошего ездока, несколько перегнулся и выправил зацепившуюся за бурку шпагу. Шпага была старинная, не такая, какие носились теперь. Князь Андрей вспомнил рассказ о том, как Суворов в Италии подарил свою шпагу Багратиону, и ему в эту минуту особенно приятно было это воспоминание. Они подъехали к той самой батарее, у которой стоял Болконский, когда рассматривал поле сражения.
– Чья рота? – спросил князь Багратион у фейерверкера, стоявшего у ящиков.
Он спрашивал: чья рота? а в сущности он спрашивал: уж не робеете ли вы тут? И фейерверкер понял это.
– Капитана Тушина, ваше превосходительство, – вытягиваясь, закричал веселым голосом рыжий, с покрытым веснушками лицом, фейерверкер.
– Так, так, – проговорил Багратион, что то соображая, и мимо передков проехал к крайнему орудию.
В то время как он подъезжал, из орудия этого, оглушая его и свиту, зазвенел выстрел, и в дыму, вдруг окружившем орудие, видны были артиллеристы, подхватившие пушку и, торопливо напрягаясь, накатывавшие ее на прежнее место. Широкоплечий, огромный солдат 1 й с банником, широко расставив ноги, отскочил к колесу. 2 й трясущейся рукой клал заряд в дуло. Небольшой сутуловатый человек, офицер Тушин, спотыкнувшись на хобот, выбежал вперед, не замечая генерала и выглядывая из под маленькой ручки.
– Еще две линии прибавь, как раз так будет, – закричал он тоненьким голоском, которому он старался придать молодцоватость, не шедшую к его фигуре. – Второе! – пропищал он. – Круши, Медведев!
Багратион окликнул офицера, и Тушин, робким и неловким движением, совсем не так, как салютуют военные, а так, как благословляют священники, приложив три пальца к козырьку, подошел к генералу. Хотя орудия Тушина были назначены для того, чтоб обстреливать лощину, он стрелял брандскугелями по видневшейся впереди деревне Шенграбен, перед которой выдвигались большие массы французов.
Никто не приказывал Тушину, куда и чем стрелять, и он, посоветовавшись с своим фельдфебелем Захарченком, к которому имел большое уважение, решил, что хорошо было бы зажечь деревню. «Хорошо!» сказал Багратион на доклад офицера и стал оглядывать всё открывавшееся перед ним поле сражения, как бы что то соображая. С правой стороны ближе всего подошли французы. Пониже высоты, на которой стоял Киевский полк, в лощине речки слышалась хватающая за душу перекатная трескотня ружей, и гораздо правее, за драгунами, свитский офицер указывал князю на обходившую наш фланг колонну французов. Налево горизонт ограничивался близким лесом. Князь Багратион приказал двум баталионам из центра итти на подкрепление направо. Свитский офицер осмелился заметить князю, что по уходе этих баталионов орудия останутся без прикрытия. Князь Багратион обернулся к свитскому офицеру и тусклыми глазами посмотрел на него молча. Князю Андрею казалось, что замечание свитского офицера было справедливо и что действительно сказать было нечего. Но в это время прискакал адъютант от полкового командира, бывшего в лощине, с известием, что огромные массы французов шли низом, что полк расстроен и отступает к киевским гренадерам. Князь Багратион наклонил голову в знак согласия и одобрения. Шагом поехал он направо и послал адъютанта к драгунам с приказанием атаковать французов. Но посланный туда адъютант приехал через полчаса с известием, что драгунский полковой командир уже отступил за овраг, ибо против него был направлен сильный огонь, и он понапрасну терял людей и потому спешил стрелков в лес.
– Хорошо! – сказал Багратион.
В то время как он отъезжал от батареи, налево тоже послышались выстрелы в лесу, и так как было слишком далеко до левого фланга, чтобы успеть самому приехать во время, князь Багратион послал туда Жеркова сказать старшему генералу, тому самому, который представлял полк Кутузову в Браунау, чтобы он отступил сколь можно поспешнее за овраг, потому что правый фланг, вероятно, не в силах будет долго удерживать неприятеля. Про Тушина же и баталион, прикрывавший его, было забыто. Князь Андрей тщательно прислушивался к разговорам князя Багратиона с начальниками и к отдаваемым им приказаниям и к удивлению замечал, что приказаний никаких отдаваемо не было, а что князь Багратион только старался делать вид, что всё, что делалось по необходимости, случайности и воле частных начальников, что всё это делалось хоть не по его приказанию, но согласно с его намерениями. Благодаря такту, который выказывал князь Багратион, князь Андрей замечал, что, несмотря на эту случайность событий и независимость их от воли начальника, присутствие его сделало чрезвычайно много. Начальники, с расстроенными лицами подъезжавшие к князю Багратиону, становились спокойны, солдаты и офицеры весело приветствовали его и становились оживленнее в его присутствии и, видимо, щеголяли перед ним своею храбростию.

Князь Багратион, выехав на самый высокий пункт нашего правого фланга, стал спускаться книзу, где слышалась перекатная стрельба и ничего не видно было от порохового дыма. Чем ближе они спускались к лощине, тем менее им становилось видно, но тем чувствительнее становилась близость самого настоящего поля сражения. Им стали встречаться раненые. Одного с окровавленной головой, без шапки, тащили двое солдат под руки. Он хрипел и плевал. Пуля попала, видно, в рот или в горло. Другой, встретившийся им, бодро шел один, без ружья, громко охая и махая от свежей боли рукою, из которой кровь лилась, как из стклянки, на его шинель. Лицо его казалось больше испуганным, чем страдающим. Он минуту тому назад был ранен. Переехав дорогу, они стали круто спускаться и на спуске увидали несколько человек, которые лежали; им встретилась толпа солдат, в числе которых были и не раненые. Солдаты шли в гору, тяжело дыша, и, несмотря на вид генерала, громко разговаривали и махали руками. Впереди, в дыму, уже были видны ряды серых шинелей, и офицер, увидав Багратиона, с криком побежал за солдатами, шедшими толпой, требуя, чтоб они воротились. Багратион подъехал к рядам, по которым то там, то здесь быстро щелкали выстрелы, заглушая говор и командные крики. Весь воздух пропитан был пороховым дымом. Лица солдат все были закопчены порохом и оживлены. Иные забивали шомполами, другие посыпали на полки, доставали заряды из сумок, третьи стреляли. Но в кого они стреляли, этого не было видно от порохового дыма, не уносимого ветром. Довольно часто слышались приятные звуки жужжанья и свистения. «Что это такое? – думал князь Андрей, подъезжая к этой толпе солдат. – Это не может быть атака, потому что они не двигаются; не может быть карре: они не так стоят».
Худощавый, слабый на вид старичок, полковой командир, с приятною улыбкой, с веками, которые больше чем наполовину закрывали его старческие глаза, придавая ему кроткий вид, подъехал к князю Багратиону и принял его, как хозяин дорогого гостя. Он доложил князю Багратиону, что против его полка была конная атака французов, но что, хотя атака эта отбита, полк потерял больше половины людей. Полковой командир сказал, что атака была отбита, придумав это военное название тому, что происходило в его полку; но он действительно сам не знал, что происходило в эти полчаса во вверенных ему войсках, и не мог с достоверностью сказать, была ли отбита атака или полк его был разбит атакой. В начале действий он знал только то, что по всему его полку стали летать ядра и гранаты и бить людей, что потом кто то закричал: «конница», и наши стали стрелять. И стреляли до сих пор уже не в конницу, которая скрылась, а в пеших французов, которые показались в лощине и стреляли по нашим. Князь Багратион наклонил голову в знак того, что всё это было совершенно так, как он желал и предполагал. Обратившись к адъютанту, он приказал ему привести с горы два баталиона 6 го егерского, мимо которых они сейчас проехали. Князя Андрея поразила в эту минуту перемена, происшедшая в лице князя Багратиона. Лицо его выражало ту сосредоточенную и счастливую решимость, которая бывает у человека, готового в жаркий день броситься в воду и берущего последний разбег. Не было ни невыспавшихся тусклых глаз, ни притворно глубокомысленного вида: круглые, твердые, ястребиные глаза восторженно и несколько презрительно смотрели вперед, очевидно, ни на чем не останавливаясь, хотя в его движениях оставалась прежняя медленность и размеренность.
Полковой командир обратился к князю Багратиону, упрашивая его отъехать назад, так как здесь было слишком опасно. «Помилуйте, ваше сиятельство, ради Бога!» говорил он, за подтверждением взглядывая на свитского офицера, который отвертывался от него. «Вот, изволите видеть!» Он давал заметить пули, которые беспрестанно визжали, пели и свистали около них. Он говорил таким тоном просьбы и упрека, с каким плотник говорит взявшемуся за топор барину: «наше дело привычное, а вы ручки намозолите». Он говорил так, как будто его самого не могли убить эти пули, и его полузакрытые глаза придавали его словам еще более убедительное выражение. Штаб офицер присоединился к увещаниям полкового командира; но князь Багратион не отвечал им и только приказал перестать стрелять и построиться так, чтобы дать место подходившим двум баталионам. В то время как он говорил, будто невидимою рукой потянулся справа налево, от поднявшегося ветра, полог дыма, скрывавший лощину, и противоположная гора с двигающимися по ней французами открылась перед ними. Все глаза были невольно устремлены на эту французскую колонну, подвигавшуюся к нам и извивавшуюся по уступам местности. Уже видны были мохнатые шапки солдат; уже можно было отличить офицеров от рядовых; видно было, как трепалось о древко их знамя.
– Славно идут, – сказал кто то в свите Багратиона.

Принц Петр Георгиевич Ольденбуогский. Портрет, бывший в зале на младшем курсе Училища Правоведения.

Принц обращается с письмом к Императору Николаю I, излагая причины, побудившие его заняться этой проблемой. Он предлагает на свои средства создать Училище Правоведения, в котором будут обучаться, и воспитываться будущие судьи, адвокаты, юристы.

Император не только соглашается с предложением Принца, но и решает немедленно исполнить задуманное П.Г. Ольденбургским. Письмо было передано графу Сперанскому, который вместе с Принцем выработал проект Устава и штатов Училища правоведения. Училище должно было состоять в ведении министерства юстиции России.

Проект Устава и штатов был рассмотрен в Департаменте законов Государственного совета с участием министров народного просвещения и юстиции. И 9 мая 1835 года Высочайшим Указом Сенату “О приведении Устава и штатов Училища в исполнение” было учреждено Училище правоведения, которое в Уставе именовалось Императорским, а Принцу было поручено сделать все необходимое для подготовки помещения и устройства его к занятиям. Петр Георгиевич приобрел старинный барский дом, находившийся на набережной реки Фонтанки, напротив Летнего сада, и поручил известному архитектору Стасову работы по переустройству здания.

Фасад здания Императорского Училища Правоведения. Фото 1900 г.

5 декабря 1835 года состоялось торжественное открытие, на котором присутствовал Император Николай I с цесаревичем, а 7 декабря начались классные занятия. Первым директором училища был назначен Семен Антонович Пошман, статский советник, первым инспектором был профессор Лицея барон Егор Васильевич Врангель.

Училище было закрытым учебным заведением. Закрытость была обусловлена особым отношением к нравственному воспитанию юношества, а для этого требовался бдительный непосредственный надзор и время, достаточное для того, чтобы оказать глубокое влияние в укоренении принципов права и добра. Для этого было постановлено, чтобы поступающие в Училище были не моложе двенадцати и не старше семнадцати лет. Все воспитанники должны были помещаться в доме самого Училища. Воспитанники Училища должны были носить соответствующую форму: темно-зеленый мундир и треугольную шляпу. Воспитанники старшего класса носили шпаги.

Вид на Училище Правоведения со стороны реки Фонтанки.

В Училище принималось не более 100 человек и только из сословия российского потомственного дворянства. Материальная обеспеченность, которую имели дворяне, представлялась Принцу основой независимости и честности будущих правоведов. В отношении прав и преимуществ, получаемых его выпускниками, оно было уравнено с Царскосельским Лицеем. Полный курс обучения составлял 6 лет (позднее - 7лет) и подразделялся на начальный и окончательный. Программы предусматривали подготовку воспитанников с гимназического возраста до уровня университетского образования с практическим уклоном для государственной службы. Выпускники, окончившие училище с отличием, награждались чинами IX и X классов и направлялись, по распоряжению министерства юстиции, преимущественно в Канцелярии министерства юстиции и правительствующего Сената, а прочие - в судебные места по губерниям, в соответствии с успехами каждого из них.

В программу обучения, кроме предметов общего образования, (Закон Божий, церковная история, география, французский, славянский, латинский языки и др.), входило правоведение в виде пяти предметов: пропедевтика - основные начала или энциклопедия правоведения, история правоведения, Российское законоведение, Римское законоведение, практическое судопроизводство.



Зал старшего курса в Училище Правоведения. Посредине мраморнвый бюст Принца П.Г. Ольденбургского - основателя Училища. В глубине зала, слева и справа от портрета Императора Николая Второго, портреты Александра Второго и Александра Третьего. В нише киот с образом и лампадой в память спасения Царской Семьи в Борках 17 октября 1888 года.

При училище была создана библиотека, состоявшая из юридической и художественной литературы, как на русском, так и на иностранных языках. В библиотеке так же, собирался материал об официальной жизни и быте воспитанников, ставший затем основой для создания Правоведческого музея. Была основана правоведческая касса, членами которой были бывшие воспитанники училища и посторонние лица, сочувствующие делу юридического образования и жертвующие деньги для поддержки тех воспитанников, которые не в состоянии были платить за учебу. Кроме того, касса оказывала помощь бывшим воспитанникам, которые по болезни или по старости не имели возможность содержать себя.

Для преподавания в Училище приглашались лучшие профессора и правоведы города: знаменитый юрист В.Д. Спасович, “отец русского гражданского права” Д.И. Мейер, известный криминалист Н.С. Таганцев, юрист-международник Ф.Ф. Мартенс, адвокат А.Ф. Кони, директор Императорского института экспериментальной медицины С.М. Лукьянов и д.р.

За все время своего существования Училище подготовило более двух тысяч правоведов. Среди них была целая плеяда выдающихся государственных деятелей и юристов, таких, как: князь Оболенский Дмитрий Александрович, Принц А.П. Ольденбургский, статс-секретарь его императорского величества, действительный статский советник, член госсовета А.С. Танеев, статс-секретарь, сенатор, министр юстиции Д.Н. Набоков, выдающийся деятель по судебному ведомству, прокурор Санкт-Петербургского окружного суда Н.Б. Якоби и многие другие. Из стен Императорского Училища выходили не только деятели судебного ведомства. Разностороннее образование, которое получали воспитанники, позволяло развиваться их природным дарованиям. Композитор А.Н. Серов, поэт А.М. Жемчужников, критик В.В. Стасов, поэт А.Н. Апухтин, гениальный композитор и драматург П.И. Чайковский, доктор медицины Н.Я. Кетчер, палеонтолог, доктор философии, переводчик “Жизни животных” Брема В.О. Ковалевский - и это далеко не все выдающиеся выпускники Императорского Училища правоведения.

Группа начальствующих лиц и преподавателей Училища Правоведения.

Основатель и попечитель Училища Принц Петр Георгиевич Ольденбургский, а затем и его сын Александр Петрович Ольденбургский прилагали много сил и средств для развития Училища, выявляли его нужды и запросы. Члены царской фамилии, сами Императоры лично, министры юстиции и другие видные государственные чиновники не обходили Училище своим вниманием и заботой, понимая значение и важность профессиональной подготовки правоведов для государства.

Церковь Училища Правоведения во имя Св. Великомученицы Екатерины, в память Августейшей матери Принца П.Г. Ольденбургского - Великой Княгини Екатерины Павловны.

Училище правоведения просуществовало 80 лет, оставив яркий след в истории русского права, русской науки, русской культуры. 18 июня 1918 года Училище решением Комиссариата народного просвещения Училище было ликвидировано, а его здание на набережной Фонтанки, было передано Агрономическому институту.

Но на этом история Императорского училища правоведения не прервалась. После перерыва, сроком 74 года, коллективом
единомышленников было принято решение создать учебное заведение были бы воссозданы и продолжены все самые лучшие Идеи и Традиции, заложенные и рожденные в Императорском училище правоведения. И в 1992 году было основано негосударственное высшее учебное заведение "ШКОЛА ПРАВА". Позднее ВУЗ получил наименование "Санкт-Петербургский институт права имени Принца П.Г. Ольденбургского. Советом установлены тесные дружеские и деловые отношения с прямым потомком Принца П.Г. Ольденбургского - Гуно фон Ольденбургом, ныне являющимся попечителем Санкт-Петербургского института права.

Медаль "За благонравие и отличные успехи в науках".

Воспитанники приюта Принцп Петра Ольденбургского и сестры милосердия у памятника П.Г. Ольденбургскому перед Марииинской больницей в день 100-летия со дня его рождения.

Государь Император Николай Александрович и Государыня Императрица Александра Федоровна в Училище 10 марта 1900 г.

Георгий Алексеевич Римский-Корсаков среди воспитанников Училища Правоведения состава 75-го выпуска. Фото 1910 г.




Воспитанники 2-го кл. 75 вып. Училища Правоведения с воспитателем, статским советником Ю.К. Кузьминым. Фото: 1912-1913 гг.

Текст взят с сайта: