Болезни Военный билет Призыв

Идеология иезуитов. Иезуиты. Коллегиумы: лучшее образование века

Иезуиты - члены католического монашеского ордена (самоназвание - «Societas Jesu» (лат.) - «Общество Иисуса»). Орден основан в году в Париже испанским офицером Игнатием Лойолою , с целью защиты и распространения римско–католической церкви и папского единодержавия, 27 сентября утвержден папою Павлом III и наделен чрезвычайными привилегиями

«Не уклонился ли я от научения Слова Божьего по страху быть осмеянным и названным фарисеем, иезуитом, лицемером, ханжой?» из руководства к исповеди «Confessionnal» Готтшалка Роремунда, Антверпен,

Цель создания ордена

Официально целью ордена иезуитов считалось обучение людей католичеству, развитие науки и миссионерство. Тайная миссия ордена состояла в шпионаже по заданиям Римских Пап и выполнении исследований для церкви.

Иезуиты разработали собственную систему морали, названую ими «приспособительной» (accomodativa). Она давала широкую возможность произвольно толковать основные религиозно–нравственные требования в зависимости от обстоятельств, и совершать любое преступление во имя «высшей цели» - «вящей славы божьей». Такое служебное значение морали получило отражение в приписываемом иезуитам девизе «цель оправдывает средства».

Орден получил широкие привилегии: право ношения светской одежды, освобождение от многих религиозных предписаний и запрещений, ответственность только перед орденским начальством, освобождение от светских налогов, от имущественных обязанностей (уплаты долгов), если они не признаны генералом ордена. Уже после смерти Игнатия Лойолы ( -) булла папы Пия V ( -) даровала иезуитам все привилегии настоящие, прошедшие и будущие, которые принадлежали или будут принадлежать на вечные времена всем прочим нищенствующим орденам.

Идеология

«Одно из преимуществ иезуитов состоит в том, что сам Иисус встречает и вводит их в рай.» (из юбилейного панегирика года «Imago primi saeculi Societatis Iesu. Lib. V, cap. 8»)

Программым документом ордена является Formula Institutae , или уложение. Она была одобрена и утверждена папой Павлом III и нексколько изменена Юлием III .

Уложение написано в типичном церковном стиле и смысл общих фраз с трудом понятен современному читателю.

Иезуиты долгое время не называли себя «иезуитами». В своих официальных документах они самоименовались иносказательно: «те, кто живут в послушании Обществу», «члены Общества», «любой из нашего Общества», «регулярные клирики Общества Иисуса», «сыны святого Игнатия» и «сотоварищ Иисуса». Первое время существования ордена их ещё называли «священниками св. Луции», «иезуинами», «скофиотти» (скуфейниками), «инигистами», «папистами», «апостолами» (в честь апостола Индии Франциска Ксаверия ), «театинцами», «реформированными священниками». Претензия назвать орден именем Иисуса первое время оспаривалась многими европейскими богословами, которые таковое имя присваивали всей Католической церкви. Так парижский епископ Евстафий дю Белле в году согласился рассмотреть документы иезуитов для разрешения проживать им в Париже только при условии, что они не будут называться «членами ордена Иисуса» или «иезуитами».

«Наименование иезуит происходит не от нас, и поэтому мы никогда не пользуемся им - ни в официальном, ни в частном порядке... Мы принадлежим Сотовариществу Иисуса, мы - сотоварищи Иисуса... Хотя слово иезуит стало обиходным, мы, тем не менее, не принимаем его, так как оно не было нам дано ни Блаженным Игнатием, ни Святейшим Престолом; однако мы не отвергаем его, ибо не в наших силах приостановить или задержать порыв общественного мнения» Ю. Негроне «Толкования общих правил»,

Презрительное прозвище «иезуиты» они получили от протестантов Германии с самом начале своего существования. Предполагается, что что эта кличка в отрицательном значении «лицемер» и «фарисей» существовала и до основания Ордена. В документах Тридентского собора ( –) они уже называются «иезуитами» (Jesuitae fovendi sunt , Generali Jesuitarum Ordinem , Religionem Jesuitarum ).

Первое официальное самоупотребление слова «иезуит» произошло на тридцать второй Генеральной Конгрегации Общества, которая проходила в году.

Иерархия

Для ордена иезуитов характерны жёсткая дисциплина, централизация, беспрекословное подчинение главе ордена и папе римскому.

В орден не принимались бывшие еретики. Кандидаты в орден назывались индиферентами.

Разряды ордена:

  1. испытуемые (новиции), проходящие в продолжение двух лет суровую школу орденской дисциплины
  2. схоластики , изучающие 5 лет общие науки и богословие;
  3. коадъюторы , принимающие обычные монашеские обеты и распадающиеся на два разряда:
    1. духовные коадъюторы, посвященные в духовный сан и занимающиеся обучением юношества, миссионерством, исповеданием, проповедничеством, и
    2. светские коадъюторы, исполняющие физические работы для ордена, повара, слуги, управители, их набирали из числа прошеших первую ступень, минуя вторую.
  4. Высшую степень иезуитов составляют профессы , присоединяющие к трем обычным монашеским обетам еще четвертый - безусловное повиновение папе; занимаются либо миссионерством между язычниками и еретиками, либо служат духовниками при дворах владетельных князей. Профессы избирают из своей среды генерала ордена («чёрного папу»), назначающего профессов на остальные должности и наблюдающего за всеми отраслями деятельности ордена.

Учреждения общества - резиденции, миссии, коллегии, дома испытуемых (новициаты), дома действительных членов (профессов) - составляли «провинцию», управляемую «провинциалами». Из «провинций» составлялись «ассистенции» в объеме крупных государств (Франция, Италия и т. д.).

В Риме находился центральный орган ордена. В него входили ассистенты, генеральный секретарь, генеральный прокуратор, ведающий финансами, и адмонитор (негласный контролер при генерале). Глава ордена - генерал, обладал неограниченной законодательной и административной властью, хотя теоретически он состоял под контролем общества. Он был несменяем. Ни один иезуит не стал папой до года, когда на римский епископский трон не взошёл под именем Франциска I аргентинский иезуит кардинал Хорхе Марио Бергольо .

Система воспитания

Орден иезуитов уделял огромное внимание науке и образовнию и в ордене была разработана оригинальная система воспитания. Ее принципы и методика изложены в специальном школьном уставе «Ratio atque institutio studiorum Societatis Jesu», утвержденном главой (генералом) ордена Аквавивой в . Цель иезуитского воспитания - подготовка к слепому служению церкви, беспрекословному подчинению авторитету папы римского и высших чинов католической церкви. Иезуитские школы делились на низшие - коллегии (с 7–летним сроком обучения) и высшие - семинарии(с 6–летним сроком обучения). Первые по объёму и характеру дававшегося ими образования приближались к гимназиям, появившимся в эпоху Возрождения, а вторые - к университетам того времени.

Продукты иезуитского образования

«Станете ли вы любоваться предприимчивостью одного из наших отцов? Все они люди мужественные, львы великодушные, которых не удивит никакая опасность и которые с презрением относятся к рискованным предприятиям. ... Страх и испуг неизвестны этим львам. ... Подобно апостолам, жизни и трудам которых они стараются подражать, они делят между собою всю Землю и сообща распределяют победы и добычу. Дух Божий одушевляет этих новых Самсонов.» (из юбилейного панегирика 1640 года «Imago primi saeculi Societatis Iesu. Lib. III»)
  • Фидель Алехандро Кастро Рус (Fidel Alejandro Castro Ruz , родился 13 августа ), кубинский революционер, президент социалистической республики Куба с до начала года

История ордена

«Это орден самого Иисуса, Сына Божия, ордена, которого Он настоящий создатель и который назван по имени Его: Иисус Христос его первый основатель; Пресвятая Дева - второй, а св. Игнатий - только третий.» (из юбилейного панегирика года «Imago primi saeculi Societatis Iesu. Lib. I, cap. 6»)

Генералы ордена

  • 1541–1556 Св. Игнатий Лойола
  • 1556–1565 Иаков Лейнец
  • 1565–1572 Св. Франциск Борджа
  • 1573–1580 Эверард де Маркур, из Люксембурга
  • 1581–1615 Клавдий Аквавива
  • 1615–1645 Мутиус Вителлечи
  • 1646–1649 Винценто Караффа
  • 1649–1651 Франциск Пикколомини Сиенский
  • 1652–1652 Алоиз Готтифреди
  • 1652–1664 Гошвин Никель, из Германии
  • 1664–1681 Иоанн Павел Олива, из Генуи, основатель миссии в Персии
  • 1682–1687 Шарль де Ноэль, из Брюсселя
  • 1687–1705 Тирсус Гонцалес
  • 1706–1730 Микельанжело Тамбурини
  • 1730–1750 Франц Рец, из Праги
  • 1751–1755 Игнацио Висконти
  • 1755–1757 Алоиз Центуриони
  • 1758–1773 Лоренцо Риччи

Вынужденный перерыв.

  • 1805–1820 Фаддей Бжозовский, поляк
  • 1820–1829 Лодовико Фортис, итальянец
  • 1829–1853 Ян Филипп ван Роотаан, голландец
  • 1853–1884 Иоанн Петр Бекр, бельгиец
  • 1853–1887 Иоанн Питер Беккс, бельгиец
  • 1887–1892 Антонио Андерледи, ирландец
  • 1892–1906 Луис Мартин
  • 1906–1914 Франц Вернц
  • 1915–1942 Владимир Ледуховский
  • 1946–1964 Жан Б. Янссенс
  • 1965–1981 Педро Аррупе
  • 1983–2008 Петер–Ханс Кольвенбах, баск
  • 2008–н.в. Адольфо Николас Пачона, испанец
  • 2016–н.в. Артуро Соса Абаскаль, венесуэлец

Иезуиты в России

Первым иезуитом, прибывшим в Россию, был Антоний Поссевино - посол папы при Иване Грозном . Однако в целом попытки иезуитов проникнуть в Россию пресекались властями: в по указу Петра I они были изгнаны из страны. Иезуиты возобновили деятельность при императрице Екатерине II на белорусских и литовских землях, вошедших в состав России в – , в результате раздела Речи Посполитой.

Когда в году ордена был распущен, Екатерина II отказалась признать папский приказ и разрешила иезуитам сохранить свою организацию и владения на территории Российской империи. В конце XVIII века Россия стала единственным государством, где иезуиты получили право деятельности. В году, несмотря на протесты папы, открыт иезуитский новициат (учебное заведение) в Полоцке. В 1780 году его посетила Екатерина II . В году по инициативе графа 3.Г. Чернышева и князя Г.А. Потемкина и по указу императрицы Екатерины II иезуиты избрали генерального викария - ректора Полоцкой коллегии С. Черневича . Иезуитам было предписано подчиняться архиепископу Могилевскому.

В году император Павел I доверил иезуитам просветительскую деятельность в западных губерниях России, поставив их во главе Виленской академии. Любимцем Павла I стал венский иезуит Г. Грубер (с года генерал ордена иезуитов), который неоднократно беседовал с императором об объединении церквей. В году орден был официально признан, но уже в они были высланы из Санкт–Петербурга и Москвы, а в их деятельность на территории Российской империи запрещена. В Российской Федерации в зарегистрировано Российское отделение ордена иезуитов - «Независимый российский регион общества Иисуса».

Новости

  • 14 октября года на 36–й генеральной конгрегации в Иезуитской курии в Риме новым генералом JS был избран венесуэльский священник, профессор Джорджтаунского университета в США Артуро Соса Абаскаль (Fr Arturo Sosa Abascal , November 12, , Caracas), который сменил ушедшего в отставку 80-летнего испанца Адольфо Николаса Пачона , возглавлявшего JS с года. В выборах участвовали 215 иезуитов со всего мира.
  • 13 марта года в Ватикане был избран новый папа - иезуит Хорхе Марио Бергольо (Jorge Mario Bergoglio , р. в Буэнос–Айресе), бывший архиепископ Буэнос-Айреса, взявший имя Франциск I . До него иезуитов папами не избирали.
  • 27 октября

Орден иезуитов, наиболее известным участником которого можно назвать , образовался в середине шестнадцатого века стараниями Игнатия Лойолы. Вот почему он имеет второе название – орден Святого Игнатия. Ну, а официальное его название – Общество Иисуса. Испанец по происхождению, Лойола немало путешествовал по свету, занимался наукой и даже подвергся преследованиям инквизиции, прежде чем поступил на церковную службу. Игнатий создал свой монашеский орден вместе с товарищами, дабы скрепить их дружбу и настии просвещение в массы. Несмотря на то, что в те времена монашеские ордена не жаловали, папа утвердил орден Игнатия на официальных основаниях.

В последующее столетие орден Иезуитов стремительно разрастался. Монахи-иезуиты отправлялись путешествовать во все стороны света, вели активную пропаганду христианского учения в Китае и Японии, среди африканских народов. Науке и образованию уделялось большое внимание. Иезуитов отличала строжайшая дисциплина и повиновение старшим. Глава ордена – генерал – избирался на пожизненный срок и имел безоговорочную власть. Подчинялся он только папе римскому. Однако орден иезуитов обладал довольно широким кругом привилегий. Так, например, иезуиты могли вольно трактовать христианское учение, исходя из собственной сообразности в тех или иных обстоятельствах. Также иезуит мог вести светскую жизнь, а принадлежность к ордену и вовсе скрывать, если это необходимо для большего успеха пропагандистской деятельности. Неудивительно, что, обладая такими возможностями, общество Иезуитов имело успех. Однако под давлением европейских правителей папе пришлось ликвидировать орден Иезуитов.

В начале девятнадцатого столетия орден вновь воспрянул духом, уже под руководством российского иезуита Фаддея Бжозовского. Развив бурную деятельность в Европе, иезуиты занялись изучением социальных аспектов человеческой жизни, в частности положением рабочих и крестьян. Не уменьшился и их интерес к различным наукам. Орден уделял большое внимание печатной продукции, выпускал журналы, научные издания. Во второй половине двадцатого века был провозглашен новый лозунг о борьбе за мировую справедливость.

Россия узнала об иезуитах в восемнадцатом веке. В общество вступали князья, писатели, печатники. Тем не менее, имели место и гонения иезуитов из-за угроз монархическому режиму. Светские богачи называли иезуитов тайными католическими агентами. Позже иезуитов обвиняли в антисемитизме, приводя в пример публикации в журналах. Хотя во времена Второй мировой войны иезуиты в Бельгии спасали множество еврейских детей, укрывая их в своих домах.

На сегодняшний день иезуитский орден насчитывает до двадцати тысяч последователей, больше половины которых являются священниками. Деятельность иезуитов охватывает огромное число стран. Орден по своей структуре разделен на провинции. Существуют также регионы, которые находятся в подчинении какой-либо провинции, и регионы независимые. Российский регион является независимым.

Никого из жителей этого красивого города не удивит находка в собственном огороде старинных монет или керамики. Когда-то Мстиславль был центром воеводства в составе Речи Посполитой. В 1640 году здесь были возведены иезуитский костел св. Михаила Архангела, монастырь и коллегиум иезуитов.

Благородное начало

Кто такие иезуиты? Как образовался этот орден, приверженцы которого живут по всему миру поныне? Его история началась с истории испанского идальго дона Игнацио Лопеса де Рекальдо Лойолы (впоследствии известного, как Игнатий Лойола), родившегося в 1491 году. Он был тринадцатым ребенком в семье знатных, но обедневших баскских дворян. Его мать умерла вскоре после родов, и воспитанием мальчика занялась родная тетка, бывшая до замужества придворной дамой королевы Изабеллы. В своей «Автобиографии» Игнатий писал, что «до 26 лет был человеком, предававшимся тщеславию света».

Игнатий избрал карьеру военного и стал блестящим офицером. Казалось, его жизненный путь предопределен, но судьба распорядилась иначе: тридцати лет от роду Лойола получил тяжелое ранение в сражении - один из пушечных снарядов раздробил ему обе ноги. Рана была очень серьезной, Игнатий оказался почти при смерти, и его даже соборовали. Но, на удивление всем, храбрый вояка выжил.

Однако выздоровление шло медленно, и у Лойолы было время поразмышлять.

Вынужденный соблюдать постельный режим, он решил развлечь себя чтением. Но в замке не оказалось ни одного модного в то время рыцарского романа. Удалось найти две книги: «Жизнь Христа» Лудольфа Саксонского и «Жития святых» Иакова Ворагинского.

Тут Игнатий открыл для себя иной мир - мир святых Франциска, Доминика и многих других, где все любили, сражались, страдали и обретали славу, но во имя иного Господина и иной Любви.

Выздоровев, Игнатий исповедовался. Выходя из храма, он увидел нищего, просящего милостыню, отдал ему свою богатую одежду, надев на себя его рубище. Всю следующую ночь он провел на коленях в молитве, решив стать рыцарем Господа и Святой Девы.

Долгий путь

Игнатий начал проповедовать. Но его речи были настолько сумбурны и нескладны, что местные священники, посмеявшись над ним, дали совет - «прежде изучи богословие»!

И уже немолодой Игнатий сел за парту. Не зная даже латыни, он начал учебу в школе, где учились мальчики из богатых семей. Лойола был настолько жаден до знаний, что учителя не смели брать с него плату за обучение.

Чтобы получить образование богослова, Лойола учился 10 долгих лет. В 1532 году он получил звание бакалавра, а через год - магистра богословия. Он ощутил свое предназначение - защищать католическую веру и распространять ее до краев земли. То было время географических открытий. Игнатий решил во что бы то ни стало принести свет веры на вновь открытые земли.

В 1534 году Лойола и шесть его близких друзей собрались вместе, чтобы создать дружину духовных рыцарей. Они принесли обеты бедности и милосердия. Их клятва заканчивалась словами: «Omnia ad maiorem Dei gloriam» - «Все ради вящей славы Божией!» Считается, что именно тогда был основан орден иезуитов или «Общество Иисуса».

С генералом во главе

В 1540 году Папа римский Павел III подтвердил основание нового ордена, и Игнатий Лойола стал его первым генералом. Обратите внимание, именно генералом, как в армии! Все члены ордена были обязаны беспрекословно ему подчиняться.

Главными добродетелями иезуитов считались безусловное повиновение старшим (младший уподоблялся посоху в руках старшего) и полное отречение от собственной воли. Орден отличали жесткая иерархия и почти военная дисциплина. Он был чем-то средним между армией и тайным обществом, поскольку часто цели его содержались в строжайшем секрете.

Члены ордена рекрутировались по принципу физического, умственного и классового отбора - принимались люди здоровые, с хорошими умственными способностями, по возможности хорошего происхождения. Женщины в орден не допускались.

Тайные агенты средневековья

Почему Папа сразу дал новому ордену чрезвычайные привилегии? Почему во главе монахов поставили генерала? За какие заслуги через шестьдесят лет после кончины Лойолу причислили к лику святых? Ведь любая церковь подходит к вынесению подобных решений взвешенно и осторожно.

Здесь кроется одна из главных тайн «Общества Иисуса». Немало исследователей склоняется к мнению, что, разработав проект нового монашеского ордена, де Рекальдо Лойола предложил Папе создать... католическую политическую разведку! Лойола был убежден, что инквизиторы не могли эффективно выполнять свои функции - они были просто грубыми мясниками.

Вот как выглядела структура ордена с точки зрения современных спецслужб. Будучи военной организацией, орден подразделялся на разряды. Первый составляли новиции (послушники). В течение двух лет они проходили суровую школу дисциплины, не допускавшую ни сомнений, ни малейших колебаний при выполнении приказа вышестоящего иезуитского начальника.

Ко второму, более высокому в иезуитской иерархии разряду относились схоластики. В течение пяти лет они изучали общие науки и богословие. Причем далеко не все послушники, а лишь самые способные становились схоластиками и получали весьма хорошее по тем временам образование.

Новиции и схоластики, хотя и являлись членами ордена, могли свободно жить в миру.

Третий разряд составляли коадъюторы, которые принимали монашеские обеты и вели соответствующий образ жизни. В свою очередь, они делились на два разряда. Одни становились духовными коадъюторами, принимали духовный сан и занимались воспитанием юношества, миссионерством и проповедничеством. По линии тайной деятельности в их обязанности входило выведывание всевозможных тайн и распространение нужных иезуитам сведений и слухов.

Кроме духовных, существовали еще и светские коадъюторы, работавшие экономами, поварами, управителями и пр. На первый взгляд кажется странным, что люди, получившие практически университетское образование, столь редкое в Европе в то время, шли в услужение. Но все это объясняется просто: ведь в руках экономов и управляющих со временем оказывались огромные средства, а от поваров-иезуитов зависела жизнь политических деятелей. Так что «Общество Иисуса» могло распоряжаться тем и другим.

Самую высшую степень посвящения в ордене представляли так называемые профессы, принимавшие, кроме трех обычных монашеских обетов, еще и четвертый - обет безусловного повиновения Папе. Профессы, как правило, назначались миссионерами в какой-то стране, то есть профессиональными разведчиками-резидентами, руководившими всей агентурной сетью в ней, а то и в целом регионе.

Коллегиумы: лучшее образование века

С самого начала огромное внимание иезуиты уделяли просвещению. Причем образование, которое они предлагали, было бесплатным для всех желающих.

Вскоре орден превратился в фактического монополиста в области просвещения в католических странах. В последующие столетия иезуитами было учреждено 24 университета и около 600 коллегиумов.

В 60-х годах XVI века иезуиты утвердились в Речи Посполитой. Иезуитский костел св. Михаила Архангела, коллегиум и монастырь иезуитов был построен в Мстиславле в 1640 году. Это типичные памятники архитектуры барокко. Костел с мощной 3-нефной каменной базиликой и 2-башенным главным фасадом, разделенным на два яруса узким карнизом.

Интерьер этой постройки и ныне впечатляет размахом, массивностью опор, лепкой барочного характера. Известно, что в стенах коллегиума преподавал Винцентий Бучинский, белорусский философ, теолог и критик. Этот человек создал первый в Беларуси литературно-научный журнал «Полоцкий ежемесячник». И оставил богатое рукописное наследие, которое включает труды по истории философии, истории Польши, Беларуси, православия в России.

Шантаж, убийства, отравления...

Как же получилось, что орден, который основали благороднейшие люди, превратился в организацию, которая восстановила против себя все народы, а слово «иезуит» стало означать хитроумного, коварного лжеца, клятвопреступника в черной сутане?

Оказалось, что люди, поставившие перед собой цель покорить мир для Христа, решили, что благая цель оправдывает средства. Известно знаменитое высказывание Игнатия, включенное в составленный им свод правил ордена: «Мы всегда должны помнить, что то, что мы видим белым, является черным, если так говорит Церковь».

Иезуиты всеми способами пытались вернуть Европу под власть церкви. Они устраивали перевороты, свергали неугодных правителей, шли на любые преступления, чтобы распространить свое влияние, и при этом всегда оставались в тени. Они становились исповедниками королей и их первыми советниками - манипулируя монархами, по существу, правили странами.

Нечестие, обман и хитрость иезуитов настолько дискредитировали орден, что его адептов изгнали из всех стран, а люди вспоминали лишь их черные дела.

И это несмотря на то, что в их истории были светлые страницы. Орден посылал миссионеров по всему миру. Страны Африки, Китай, Япония, испанские колонии Южной Америки, индейские племена впервые слышали весть Евангелия из уст иезуитов. Те не гнушались тяжкой работы, шли в непроходимые джунгли, неся местным племенам не только весть Евангелия, но и достижения цивилизации.

Любимцы Екатерины

К 1616 году орден насчитывал уже более восемнадцати тысяч членов - по тем временам огромная армия! - и сумел опутать агентурной сетью многие страны мира.

Грязные интриги, шпионаж, подкупы, отравления и прочие неблаговидные дела иезуитов вызвали возмущение во многих странах. В 1759 году орден изгнали из фанатично верующей католической Португалии, в 1764-м - вторично из Франции, а в 1767-м иезуитов буквально вышвырнули из цитадели католицизма Испании. Наконец, под давлением большинства монархов, Папа Климент XIV буллой от 21 июня 1773 года объявил орден ликвидированным повсеместно.

Общество Иисуса продолжало существовать только в Российской империи, где Екатерина II не дала разрешения на опубликование папской буллы, тайно симпатизируя иезуитам.

В XIX веке орден вновь оказался под ударом - на этот раз из-за волны либеральных и социалистических революций, прокатившейся по Европе. Время от времени их изгоняли то из одной, то из другой страны: из Бельгии, России, Франции, Итальянских государств, Испании, Германии, Португалии и Швейцарии.

Деятельность иезуитов перешла не «нелегальное положение». Впрочем, золотые времена для «Общества Иисуса» уже миновали.

Сегодня

Этот самый большой орден католической церкви разрешает многим иезуитам вести светский образ жизни. Их работа сосредоточена на образовании и интеллектуальном развитии, прежде всего в колледжах и университетах. Согласно данным 2006 года, они ведут работу в 122 странах мира, служат в 1 536 приходах.

Что же стало с иезуитским костелом св. Михаила Архангела, монастырем и коллегиумом в Мстиславле?

Костел был перестроен в 1730-38 годах, 1842-м приспособлен под Николаевский собор, монастырь под Свято-Никольский монастырь.

В здании коллегиума монастыря ныне расположена школа-­интернат.

Иезуиты (Орден Иезуитов; официальное название «Общество Иисуса» (лат. Societas Jesu) — мужской монашеский орден Римско-католической церкви, основанный в 1534 году Игнатием Лойолой и утверждённый Павлом III в 1540 году. Иезуиты сыграли большую роль в контрреформации, активно занимались наукой, образованием и миссионерской деятельностью. Члены Общества Иисуса наряду с тремя традиционными обетами (бедности, послушания и целомудрия) дают и четвёртый — послушания папе римскому «в вопросах миссий». Девизом ордена является фраза «Ad majorem Dei gloriam» («К вящей славе Божией»).

Сегодня число иезуитов составляет 19 216 человек (данные 2007 года), из них 13 491 — священники. Около 4 тысяч иезуитов в Азии, 3 тысячи — в США, а всего иезуиты ведут работу в 112 странах мира, они служат в 1536 приходах. Орден разрешает многим иезуитам вести светский образ жизни.

Территориально Орден делится на «провинции» (в некоторых странах, где иезуитов много, существует по несколько провинций; и наоборот, некоторые провинции объединяют несколько стран), «регионы», зависимые от той или иной провинции, и «независимые регионы». Иезуиты, проживающие на территории бывшего СССР, за исключением стран Прибалтики, относятся к Независимому Российскому Региону.
Церковь Святейшего Имени Иисуса, главный иезуитский храм в Риме

В настоящее время главой (генералом) ордена является испанец Адольфо Николас, сменивший Питера Ханса Колвенбака. Главная курия ордена находится в Риме, в исторически значимом комплексе зданий, и включает в себя знаменитую церковь Святейшего Имени Иисуса.

Основные принципы построения ордена: жесткая дисциплина, строгая централизация, беспрекословное повиновение младших по положению старшим, абсолютный авторитет главы — пожизненно избираемого генерала («чёрного папы»), подчинённого непосредственно папе римскому. Система морали, разработанная иезуитами, ими самими называлась «приспособительной» (accomodativa), так как давала широкую возможность в зависимости от обстоятельств произвольно толковать основные религиозно-нравственные требования.

Для большей успешности их деятельности орден разрешает многим иезуитам вести светский образ жизни, сохраняя в тайне свою принадлежность к ордену. Широкие привилегии, данные папством иезуитам (освобождение от многих религиозных предписаний и запрещений, ответственность только перед орденским начальством и др.) способствовали созданию чрезвычайно гибкой и прочной организации, в короткое время распространившей свою деятельность на многочисленные страны. Слово «иезуит» приобрело переносное значение.

В средние века иезуиты активно использовали казуистику, систему пробабилизма, а также применяли различные приемы для трактовки вещей в выгодном для себя ключе, в частности мысленные оговорки и т. п. Из-за подобной морали в бытовом языке слово «иезуит» стало синонимом хитрого, двуличного человека. Многие тезисы иезуитской морали были осуждены папой Иннокентием XI, Александром VII и другими. С иезуитами полемизировал Паскаль в своих Письмах к провинциалу. Несмотря на то, что современные иезуиты не сильно выделяются своей философией на фоне других католических орденов, часть критиков считает, что иезуиты не до конца отвергли принятую в средние века мораль, допускающую очень вольное трактование различных вещей и событий.

1. Кто такие иезуиты и чем они занимаются?

Иезуиты — это мужской монашеский орден Католической Церкви. Он был основан в 1540 году св. Игнатием Лойолой и утвержден Папой Павлом III. Орден был назван именем Иисуса «для служения одному Богу и Его Церкви» («Конституции Общества Иисуса»). Среди иезуитов были миссионеры, педагоги, духовники, ученые, медики, юристы, астрономы, плотники, поэты, администраторы. Иезуиты всегда направляются туда, где Церковь более всего в них нуждается. Членов Общества можно найти на любом континенте, почти во всякой стране, и повсюду они заботятся о народе Божием и несут Благую Весть Иисуса Христа не знающим Его.

2. Что означают сокращения SJ и ОИ?
SJ: Societas Jesu (лат.), Society of Jesus (англ.)
ОИ: Общество Иисуса. Неофициальное название — иезуиты.

3. Сколько всего иезуитов в мире?
В настоящее время Общество Иисуса насчитывает более 16 тысяч членов (72% — священники, 15% — братья, 13% — схоластики). Это самый многочисленный монашеский орден Католической Церкви.

4. Сколько времени требуется, чтобы стать иезуитом?
С момента поступления в новициат до последних обетов проходит примерно 15 — 20 лет.

5. Есть ли возрастные ограничения?
Обычный возраст кандидатов — от 18 до 35 лет.

6. Каковы требования к кандидатам в Общество Иисуса?
Для вступления в Общество Иисуса кандидат должен не менее трех лет находится в лоне Католической Церкви. От него требуется искреннее желание служить Богу и народу Божию. Он должен быть готов к длительной формации (духовной подготовке и академическому обучению). От него требуется готовность к работе с людьми различного происхождения, возраста, к всевозможным делам служения в разных частях мира. От кандидата ожидается желание стать человеком молитвы с глубоким и искренним отношением ко Христу и Церкви. Он должен быть активным членом своей местной церковной общины, регулярно посещающим Мессу и участвующим в жизни прихода.

7. Какова процедура поступления в Общество Иисуса?
Обычно до вступления кандидаты поддерживают регулярный контакт с иезуитами, с ответственным за призвания либо духовным руководителем. В нашем регионе кандидату необходимо до поступления в новициат пройти преновициат. Это позволяет Обществу и кандидату лучше узнать друг друга, чтобы решение, каким бы оно ни было, принималось сознательно.

8. Чем я буду заниматься, если стану иезуитом?
Иезуиты — люди миссий. Региональный настоятель каждому поручает определённое задание (или задания), учитывая, с одной стороны, его способности, интересы и ограничения, и, с другой стороны, нужды Общества Иисуса, связанные с исполнением миссии, полученной от Церкви.

9. Живут ли иезуиты в общине или в одиночку?
Обычно иезуиты живут в общине, которой руководит настоятель. В исключительных ситуациях, в связи с апостольскими нуждами, иезуиту приходится жить одному.

10. Какова разница между епархиальным священником и священником-членом ордена?
Епархиальный священник связывает себя с определенной епархией, обещая послушание ее епископу. Священник, принадлежащий ордену, связывает себя с харизмой этого ордена. Он приносит обеты бедности, целомудрия и послушания и живет в общине. Он живёт согласно духовности своего ордена.

11. Как молятся иезуиты?
У иезуитов нет никаких особых и регламентированных молитвенных практик. Каждый день в наиболее подходящее время иезуит совершает молитву и испытания совести.

12. Носят ли иезуиты рясу?
Иезуиты свободны от ношения монашеских или церковных одежд. Только в случае необходимости и когда того требует исполнение миссии, члены Общества Иисуса могут использовать официальные церковные одежды.

Что такое…

13. … обеты?
Это обещание, которое дается Богу на определенный срок или на всю жизнь и касается соблюдения евангельских советов бедности, целомудрия и послушания. Эти три обета — бедности, целомудрия и послушания — приносят все монашествующие, не только иезуиты.

14. … первые обеты?
Это обеты, которые приносятся впервые, то есть после окончания новициата. Первые обеты иезуитов являются и «вечными», т.е. постоянными, хотя до завершения формации они и обновляются каждые полгода.

15. … последние обеты?
Это обеты, которые приносятся после завершения формации, то есть после 15-20 лет жизни в Обществе.

16. …»четвертый обет»?
Это обет послушания Папе «в вопросах миссий», входящий в число последних обетов иезуитов. Этот обет не означает, как многие полагают, слепого послушания Понтифику во всем, но лишь готовность принять от него любую апостольскую миссию.

Кто такие…

17. … новиции, или послушники?
Это иезуиты, находящиеся на первом этапе иезуитской формации — в новициате. В течение двух лет иезуиты-послушники посвящают себя молитве, общинной жизни, проникают в тайны игнатианской духовности, пробуют себя в апостольском служении.

18. … схоластики?
От лат. scholasticus — студент. Это иезуиты, которые проходят формацию с последующим рукоположением в священнический сан.

19. … братья?
Иезуиты, которые служат Церкви в Обществе Иисуса, не будучи священниками.

20. … профессы?
От лат. professio — исповедание, публичное заявление. Это иезуиты-священники, принесшие последние обеты.

21. Почему иезуиты говорят, что они не монахи?
В терминологии Католической Церкви различаются «монахи» (лат. monachos), ведущие созерцательный (молитвенный) образ жизни, привязанные к месту — их монастырю, — и «монашествующие» (лат. religiosus), ведущие жизнь апостольскую, то есть деятельную. Члены Общества Иисуса относятся к последним.

22. Во главе ордена стоит «генерал». Является ли это признаком военной организации Общества?
Слово «генерал» — в данном случае сокращение термина «генеральный настоятель». Поэтому к военной терминологии оно отношения не имеет.

23. Духовные упражнения
Духовные упражнения — книга, написанная основателем Общества Иисуса св. Игнатием Лойолой. Они были даны нам как руководство для достижения духовных целей. Духовные упражнения делятся на четыре недели, каждой из которых присуща особая цель и предмет.

24. Распознавание духов
Это особая практика, смысл которой заключается в осознании, тщательном рассмотрении и оценке движений души. Её специфика основана на опыте Духовных упражнений и должна рассматриваться именно в этом контексте.