Болезни Военный билет Призыв

Художественные особенности басен и а крылова. Особенности чтения басен

Данный урок проводится в 6 классе как заключительный по теме "И.А. Крылов. Басни". Проверяются прочные теоретические знания о басне и их практическое применение в процессе интерпретации разных авторов. А также идёт обучение навыкам анализа художественных произведений на основе целостного восприятия и выразительного чтения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: И.А. Крылов. Заключительный урок. Особенности жанра басни. (слайд1)

Цели: Формирование прочных теоретических знаний о басне и практического применения в процессе интерпретации басни разных авторов.

Обучение навыкам анализа художественных произведений на основе целостного восприятия и выразительного чтения.

Показать самобытность русского баснописца, национальный характер его произведений.

Ход урока:

1.Чтение центона учителем:

Зубастой Щуке в ум пришло

За кошачье приняться ремесло.

Да призадумалась. А сыр во рту держала.

На ту беду Лиса близёхонько бежала.

И говорит так сладко, чуть дыша:

«Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

И чист, и нежен, и высок»,

По частью, близко тут Журавль случился.

Он костью чуть не подавился.

Как называется такое произведение? (Центон)

А что такое центон? (У древних римлян одеяло из цветных лоскутков. Желая выразить своё уважение к какому-нибудь знаменитому поэту, они составляли из его строк стихотворения, которое называли центонами.)

Выражая своё уважение к знаменитому поэту, мы проводим заключительный урок, на котором подведём итоги нашей работе по изучению особенностей жанра басен.

Когда мы слышим слово «басня», то сразу вспоминаем И.А. Крылова, однако история басни начинается не с него. Басня - один из древнейших жанров искусства. Миф и басня появились в глубокой древности, когда человек искал ответ на вопрос, как вести себя в этом огромном мире. В древнегреческой литературе прославился баснописец Эзоп, живший в 7 веке до нашей эры.

2. Доклад об Эзопе.(слайд 2)

Эзоп сочинял басни, потому что был раб, и говорить прямо то, что он думал, было для него опасно. Это был его иносказательный, «эзоповский язык». Рабом он был от природы: во- первых он был варвар, во- вторых урод. Он был фригиец, из Малой Азии, а фригийцы, по твёрдому греческому убеждению, только и годились, чтобы быть рабами. А вид его был такой: голова как котёл, нос курносый, губы толстые, руки короткие, спина горбатая, брюхо вспученное. Зато боги наградили его даром слова, острым умом и искусством сочинять басни. На острове Самосее жил простак-философ Ксанф. Увидел он трёх рабов на продаже: двое были красавцы, а третий - Эзоп. Спросил он: «Что умеете делать?» Первый и второй сказали: «Всё». А Эзоп сказал: «Ничего». «Как так?» «Да вот мои товарищи всё уже умеют, мне ничего не оставили». «Хочешь, я куплю тебя?» «А тебе не всё равно, чего я хочу? Купи меня в советники, тогда и спрашивай». «Ты всегда такой разговорчивый?» «За говорящих птиц тоже платят». «Да ты ведь не птица, ты урод». «Бочки в погребе тоже уродливы, а вино в них на славу». Подивился Ксанф и купил Эзопа.

Талантливый баснописец погиб, но его басни живут среди нас в переводе и обработке других баснописцев.

3.Доклад о других баснописцах. (слайд 3,4,5)

К басенному жанру обращались многие: греческий поэт Бабрий, римский поэт Федр, а по-новому раскрыл этот жанр талантливый французский писатель Лафонтен, он заключил басню в стихотворную форму. В эпоху просвещения басня стала средством борьбы за гражданские права. Немецкий драматург Лессинг считал, что басня не игрушка, а глубокое философское размышление, работа ума и сознания.

Русская литература обратилась к басне в 18 веке. Утвердил этот жанр в русской поэзии Александр Петрович Сумароков. Он смело вводит в свои произведения народные выражения, пословицы, поговорки. «Что составляет истинную награду писателю? - спрашивал Сумароков и отвечал: - Убедительная надежда передать всю душу свою потомству и после смерти жить своим творением».

Назидательные басни писали Иван Иванович Хемницер и Иван Иванович Дмитриев. Высшего своего расцвета басня достигла в творчестве Ивана Андреевича Крылова.

Басни древних поэтов своей значимостью всегда привлекали внимание русских баснописцев, в частности Крылов брал древние сюжеты и обрабатывал их.

Древняя Греция (6 в. До н.э.) - Эзоп (слайд 6)

Древний Рим (1в.) - Федр

Франция (17в.)- Лафонтен

Германия(19в.)- И.А. Крылов

4.Доклад о Крылове. (слайд 7)

Иван Андреевич Крылов родился в 6о-х годах 18 столетия в Москве. Отец, Андрей Прохорович, был бедный армейский офицер, по обязанности службы часто переменявший место жительства. О матери Крылов вспоминает так: «Она была простая женщина, без всякого образования, но умная от природы и исполненная высоких добродетелей». Жизнь Крылова сложилась так, что ему даже не пришлось даже учиться в школе. Стремление к образованию было таким сильным, что он самостоятельно овладел языками, математикой и стал высокообразованным человеком. В 1775 году Крыловы переехали в Тверь. Там маленький Крылов познакомился с народной речью, которая стала главной особенностью его творчества. Будущий баснописец любил бывать среди простого народа, сидеть на берегу Волги и слушать речи прачек, а потом рассказывать знакомым запомнившиеся ему поговорки и анекдоты. Первый памятник писателю в Росси, созданный на собранные народом деньги, был памятник Ивану Андреевичу Крылову. Он поставлен в Петербурге в Летнем саду. С 70-х годов начинается рассвет русской басни. В роли баснописца пробует себя и Крылов.

5.-Так что же такое басня? (Эпический жанр с нравоучительным смыслом).

А теперь по группам сравним басни Эзопа, Лафонтена, Крылова. Перечислим основные особенности жанра басни.

1группа «Ворон и Лисица» (Эзоп, Лафонтен, Крылов). Инсценировка.

2группа «Старик и смерть», «Смерть и бедствующий», «Крестьянин и смерть». Чтение.

3группа «Лисица и виноград». Инсценировка.

Особенности:

1. Часто в басне действуют животные. Этим басня похожа на сказку о животных. Поступки животных напоминают поступки людей. Иногда в баснях действуют люди.

2. Басня изображает короткое событие поучительного характера.

3. В басне часто высмеивают поступки героев.

4. В конце и в начале басне часто бывает мораль.

Делаем вывод: (слайд 8)

Б.- жанр сатирической поэзии, небольшое произведение, преимущественно стихотворное, нравоучительного характера.

К кому же обращена басенная мораль? К конкретным героям басенного сюжета?

Нет. Смысл басни предельно обобщён. Речь в ней идёт не о конкретном животном или человеке, а любом человеке, что и отмечено в выводе - морали.

Каким художественным приёмом пользуется автор?

Иносказание (аллегория). В басне аллегорически изображаются человеческие поступки и социальные отношения.

А что такое эзопов язык?

Художественный приём, основанный на вынужденном иносказании.

6. Особенности басен Крылова. (слайд 9)

1. Определить, чем отличаются друг от друга басни с одним и тем же сюжетом.

2. Указать, что в них общее.

3.Выделить типичные русские слова и выражения, пословицы и поговорки в баснях Крылова. (слайд 10)

1группа.(ответ)

Крылов традиционно изображая лису хитрой, изворотливой и находчивой, как и в народных сказках, делает и Ворону особой женского пола, что позволяет Лисице сделать много комплиментов её красоте. При этом финальный эпитет- царь- птица - свидетельствует более о внешних достоинствах, нежели о возможностях стать «царём над птицами»(об уме вороны и лисицы ни разу не вспоминает), как у Эзопа и Лафонтена.

Лексика полна народных выражений: всё не впрок; взгромоздясь; близёхонько; плутовка; голубушка и т.д.

Мораль направлена против льстецов, а не против глупцов, как у Эзопа и Лафонтена.

2группа.(ответ)

Мораль находится в середине текста. Мы встречаем знакомую по народным сказкам кумушку Лису, хитрую, но не всегда удачливую.

Много народных высказываний: кумушка; как яхонты; отколь; хоть видит око, да зуб неймёт и т.д. Крыловская басня иллюстрирует пословицу: «Видит око, да зуб неймёт».

У Эзопа мораль: бессильный человек винит обстоятельства. Лафонтен. Наоборот, осуждает праздные сетования, жалобы- поэтому гордый отказ ему понятней.

3группа.(ответ)

В тексте Лафонтена приведены сразу две басни и три точки зрения: автора, Мецената и Эзопа. Они несколько отличны друг от друга. Крылов же следует за мыслью Эзопа. Очень узнаваемы проблемы русского крестьянства: барщина, оброк. Лексика тоже узнаваема: валежник, лачужка, вязанка, тошно и т. д.

Крыловские обвинения направлены не столько против человека, сколько против всего несправедливого уклада. Басня Крылова, как и басни его предшественников, носит философский, а не социальный характер.

7.-Возвращаемся к вопросу, в чём особенности художественного мира басни, кто населяет этот мир.

Предлагаются несколько заданий на закрепления:

«Жил-был пёс. Он был очень злой. Басня направлена против человека злого»

«Однажды один человек пошёл в столовую и отравился колбасой. Басня направлена против нерадивых работников общепита»

2. «Голодная лисица увидела виноградную лозу со свисающими гроздьями и хотела до них добраться, да не смогла; и, уходя прочь, сказала сама себе: они ещё зелёные».

Попробуйте сами восстановить мораль («Так и у людей иные не могут добиться успеха по причине того, что сил нет, а винят в этом обстоятельства»).

3. Согласитесь или опровергните утверждение, доказав свою точку зрения, согласен с тем, что под лисой в басне «Лиса и виноград» может подразумеваться человек. Но это всё равно не я, потому что я не люблю виноград.

4. Выберите правильные утверждения: (слайд 11)

Басня- художественное произведение с условными персонажами;

В басне используется аллегория, которая представляет собой уподобление неживых предметов живым;

Басня- нравоучительный жанр, она воспитывает на отрицательном примере;

Басня состоит из двух частей: басенного сюжета и признания в любви;

В басне под животными подразумевается люди, а под людьми- животные(в этом суть иносказания)

Порок-антоним слову «недостаток»

5. Соедините стрелками героев басен Крылова и те качества и понятия, которые они олицетворяют: (слайд 12)

Волк и Ягнёнок Льстивые друзья

Волк на псарне Неблагодарный человек

Стрекоза и Муравей Несоизмеримость

Слон и Моська Легкомыслие и серьёзность

Лебедь, Щука и Рак Коварный человек

Свинья под Дубом Хищник и жертва

Кукушка и Петух Несговорчивые друзья

Какие человеческие пороки высмеиваются в баснях?

Глупость, невежество, коварство, легкомыслие, неблагодарность, назойливость, несговорчивость, неумение, эгоизм, льстивость.

Строки крыловских басен давно уже стали пословицами и поговорками, крылатыми выражениями, приведите примеры («Вороне где - то бог послал кусочек сыра», «Ах, Моська, знать, она сильна, коль лает на слона».

6. Произнесите вторую часть выражений, которые вошли в нашу речь:

А ларчик (просто открывался).

Кукушка хвалит петуха за то, (что хвалит он кукушку)

А вы, друзья, что не садитесь, (всё в музыканты не годитесь).

Слона - то я и (не приметил).

Недаром говорится, что (дело мастера боится).

Ах, Моська, знать, она сильна, (что лает на Слона)

У сильного всегда (бессильный виноват)

А Васька слушает (да ест)

Как счастье многие находят лишь тем, что (хорошо на задних лапках ходят).

Худые песни соловья (в гостях у кошки).

7. Из слов «Крылов» и «басня» составьте как можно больше разных слов. Затем напишите ассоциации, которые у вас получились в связи с полученными словами. (слайд 13)

Крылов

Крыло-свобода

Лов-охотник

Вор-берёт то, что плохо лежит

Рыл-искал

Крыл-ругал

Вол - грузный, тяжёлый

Кол - прямой, честный;

Волк - ищет, чем бы поживиться; санитар

Ров-яма, ловушка

Басня

Я - каждый из нас

Басня - очищение, жар

Бас - громкий

Баян - певец, сказитель

Посмотрев на эти слова, получившие слева и справа, связав эти слова по смыслу между собой, мы получаем целую картину.

Кто такой Крылов?

Каков смысл его творчества?

Что такое басня?

Кто может стать её героем?

Для чего создаются басни?

8. Обсуждая результаты работы, мы рисуем «портрет басни»

Основные жанровые признаки: (слайд 14)

Басня - художественное произведение с условными персонажами.

Цель басни - назвать порок, воспитать на отрицательном примере. Она состоит из собственного сюжета и нравоучительного вывода- морали.

Основной художественный приём - иносказание.

Нередко носителем людского порока в баснях становится животное, обладающее в глазах большинства людей тем или иным свойством (лисица - хитростью, волк -жадностью, медведь - ленью и т. д.)

Смысл басни обобщён. Ей свойственна аллегория, возводящая простой и понятный сюжет (ситуацию) к философскому обобщению.

9. Домашнее задание: составить центон, используя строки любимых басен Крылова или сочинить басню на тему, актуальную для его автора или его ровесников.

10.-Почему басням суждена долгая жизнь?

Басни обладают чудодейственной силой, так как заключают в себе мудрые, незыблемые истины, почерпнутые художником из «моря житейского». Именно поэтому басни обретают необычайную сюжетную гибкость и являются каждый раз со свежим, неожиданным содержанием в разные эпохи, обретая второе рождение.

11. Итог:

Что вы знали до сегодняшнего урока? Что вы узнали на сегодняшнем уроке?


Мастерство Крылова-баснописца остается непревзойденным. Ему удалось условно-дидактический жанр сделать формой подлинно реалистических произведений, предварив многие открытия Грибоедова и Пушкина. В баснях Крылов использо­вал весь предшествующий литературный опыт: от драматургии он бе­рет остроту и динамичность сюжета, мастерство в построении диало­га, речевую характеристику персонажей; от прозы - простоту и есте­ственность рассказа, психологическую достоверность мотивировки поведения героев; от фольклора - народные образы и язык.Именно язык басен Крылова стал подлинным открытием для русской литературы, проложившим дальнейшие пути развития прозы, драматургии и поэзии. До него никто не писал так просто, доступно и метко. Основа языка басен Крылова - это народный разговорный язык с обильным включением просторечий («горланит вздор», «не впрок», «дыханье сперло»), фразеологизмов, пословиц и поговорок («Дело мастера боится», «Ласточка одна не делает вес­ны»). Недаром Белинский увидел в баснях Крылова черту, вообще свойственную русскому человеку, «способность коротко, ясно и вместе кудряво выражаться». Великий русский баснописец попол­нил русский язык множеством афоризмов и крылатых выражений («Слона-то я и не приметил», «А ларчик просто открывался», «Да воз и ныне там»), прочно вошедших в речь и обогативших совре­менный русский язык.

    С детства мы знаем басни Крылова. Понятные, легкие, мудрые стихи западают в душу. Нравоучение - а оно в басне присутствует обязательно - понемногу усваивается, и сила его воздействия огромна. Басни учат быть честным, любить Отечество, трудиться для блага...

    У сильного всегда бессильный виноват. Этим выражением начинается басня “Волк и Ягненок” (1808 г.). Само произведение Ивана Крылова написано по популярному в мировой литературе странствующему сюжету, к которому обращались виднейшие баснописцы мира: Эзоп,...

    Крылов принадлежал к русским просветителям XVIII века, во главе которых был Радищев. Но Крылов не сумел подняться до идеи восстания против самодержавия и крепостничества. Он полагал, что улучшить общественный строй можно путем морального перевоспитания...

    События Отечественной войны отразились и в басне «Ворона и Курица». Толкование ее допустимо двоякое: можно думать, что Ворона, оставшаяся в Москве при вступлении французов,- это Наполеон. Мечтавший о большой славе и добыче император «попался, как Ворона...

    В баснях Крылова - быт и нравы русского народа, его житейский опыт, народная мудрость. По словам В. Г.Белинского, в баснях выразилась «целая сторона русского национального духа: русский практический ум… с острыми зубами, которые больно кусаются. В них...

Басня – краткий рассказ, чаще всего в стихах, главным образом сатирического характера. Басня – жанр иносказательный, поэтому за рассказом о вымышленных персонажах (чаще всего о зверях) скрываются нравственные и общественные проблемы.

Возникновение басни как жанра относится к V веку до нашей эры, а создателем ее считается раб Эзоп (VI–V вв. до н.э.), который не имел возможности по-иному высказывать свои мысли. Эта иносказательная форма выражения своих мыслей и получила впоследствии название "эзопова языка". Лишь около II века до н. э. басни стали записывать, в том числе и басни Эзопа. В античную эпоху известным баснописцем был древнеримский поэт Гораций (65–8 до н.э.).

В литературе XVII–XVIII веков античные сюжеты подверглись обработке.

В XVII веке французский писатель Лафонтен (1621–1695) вновь возродил жанр басни. В основе многих басен Жана де Лафонтена лежит сюжет басен Эзопа. Но французский баснописец, используя сюжет античной басни, создает новую басню. В отличие от античных авторов, он размышляет, описывает, осмысливает происходящее в мире, а не строго наставляет читателя. Лафонтен сосредоточен скорее на чувствах своих героев, чем на нравоучении и сатире.

В Германии XVIII века к жанру басни обращается поэт Лессинг (1729–1781). Как и Эзоп, он пишет басни прозой. У французского поэта Лафонтена басня являлась грациозной новеллой, богато орнаментированной, "поэтической игрушкой". Это был, говоря словами одной басни Лессинга, охотничий лук, в такой степени покрытый красивой резьбой, что он потерял свое первоначальное назначение, сделавшись украшением гостиной. Лессинг объявляет литературную войну Лафонтену: "Повествование в басне, – пишет он, – ...должно быть сжато до предельной возможности; лишенная всех украшений и фигур, она должна довольствоваться одной только ясностью" ("Abhandlungen uber die Fabel" – Рассуждения о басне, 1759).

В русской литературе основы национальной басенной традиции заложил А.П.Сумароков (1717–1777). Его поэтическим девизом были слова: "Доколе дряхлостью иль смертью не увяну, Против пороков я писать не перестану...". Вершиной в развитии жанра стали басни И.А.Крылова (1769–1844), вобравшие в себя опыт двух с половиной тысячелетий. Кроме того, существуют иронические, пародийные басни Козьмы Пруткова (А.К. Толстой и братья Жемчужниковы), революционные басни Демьяна Бедного. Советский поэт Сергей Михалков, которого юные читатели знают как автора "Дяди Степы", возродил басенный жанр, нашёл свой интересный стиль современной басни.

Одной из особенностей басен является аллегория: через условные образы показывается определенное социальное явление. Так, за образом Льва часто угадываются черты деспотизма, жестокости, несправедливости. Лиса – синоним хитрости, лжи и коварства.

Следует выделить такие особенности басни :
а) мораль;
б) аллегорический (иносказательный) смысл;
в) типичность описываемой ситуации;
г) характеры-персонажи;
д) осмеяние человеческих пороков и недостатков.

В.А.Жуковский в статье "О басне и баснях Крылова" указал четыре главные особенности басни .
Первая черта басни – особенности характера , то, чем одно животное отличается от другого: "Животные представляют в ней человека, но человека в некоторых только отношениях, с некоторыми свойствами, и каждое животное, имея при себе свой неотъемлемый постоянный характер, есть, так сказать, готовое и для каждого ясное изображение как человека, так и характера, ему принадлежащего. Вы заставляете действовать волка – я вижу кровожадного хищника; выводите на сцену лисицу – я вижу льстеца или обманщика...". Так, Осел олицетворяет глупость, Свинья – невежество, Слон – неповоротливость, Стрекоза – легкомыслие. По мнению Жуковского, задача басни – помочь читателю на простом примере разобраться в сложной житейской ситуации
Вторая особенность басни, пишет Жуковский, заключается в том, что "перенося воображение читателя в новый мечтательный мир , вы доставляете ему удовольствие сравнивать вымышленное с существующим (которому первое служит подобием), а удовольствие сравнения делает и самую мораль привлекательною". То есть читатель может оказаться в незнакомой ситуации и прожить ее вместе с героями.
Третья особенность басни – нравственный урок , мораль, осуждающая отрицательное качество персонажа. "Басня есть нравственный урок , который с помощью скотов и вещей неодушевленных даете вы человеку; представляя ему в пример существа, отличные от него натурою и совершенно для него чуждые, вы щадите его самолюбие , вы заставляете его судить беспристрастно, и он нечувствительно произносит строгий приговор над самим собою", – пишет Жуковский.
Четвертая особенность – вместо людей в басне действуют предметы и животные. "На ту сцену, на которой привыкли мы видеть действующим человека, выводите вы могуществом поэзии такие творения, которые в существенности удалены от нее природою, чудесность, столь же для нас приятная, как и в эпической поэме действие сверхъестественных сил, духов, сильфов, гномов и им подобных. Разительность чудесного сообщается некоторым образом и той морали, которая сокрыта под ним стихотворцем; а читатель, чтобы достигнуть до этой морали, согласен и самую чудесность принимать за естественное."

Детство Крылова прошло в Твери, в небогатой дворянской семье, в близком общении с народом. На веселых народных гуляньях мальчик вслушивался в острые словечки и шутки, смеялся над язвительными анекдотами о чиновниках-взяточниках, над историями о хитрых мужичках.

Очень рано Крылов начал чиновничью службу, еще в родном городе Твери, и затем продолжил ее в Петербурге. В пятнадцать лет он приступил к «изобличению пороков», написав комическую оперу «Кофейница», а в 1789 году, в двадцать лет, стал издавать свой журнал «Почта духов».

Богатый жизненный опыт, острая наблюдательность и огромный поэтический талант легли в основу творчества Крылова-баснописца. Первая его басня «Дуб и трость» была опубликована в 1806 году; вскоре стали один за другим выходить небольшие сборники. И с тех пор басни Крылова прочно утвердились в чтении детей.

Басня, как известно, относится к сатирическому жанру, истоки которого уходят своими корнями в глубокую древность. Тогда басня представляла собой маленький нравоучительный рассказ или притчу, в которых обычно действовали наделенные человеческими чертами животные, реже - люди.

Басни Крылова содержат целый нравственный кодекс, на котором дети воспитывались поколение за поколением. Из множества басен Крылова по крайней мере десяток входит в память с самых ранних лет. В основном это те из них, в чеканных строчках которых содержатся простые, но важные житейские истины. «А вы, друзья, как ни садитесь, / Всё в музыканты не годитесь» - о чем это? Да, конечно, о незадачливых людях, дела не знающих, подменяющих его суетой и болтовней. Ребятишкам в науку - без назойливых нравоучений и весело.

У современников особенным успехом пользовались басни, где Крылов вскрывал общественные язвы. Демократизм пронизывал всю систему его взглядов и определял объекты и проблематику его сатиры. Художественное мышление Крылова близко по духу традициям устной народной сатиры.

В басне «Осел» как бы загадывается загадка: в росте ли дело или в чем-то другом? Подтекст басни раскрывается впрямую в ее итоговой моральной сентенции: не спасут высокий рост или высокий чин, коль низка душа. В басне «Лиса-строитель» рассказывается, как Лев, чтобы обезопасить свой курятник от воров, поручил соорудить его великой мастерице - Лисе; курятник выстроен на загляденье, да только куры пропадают пуще прежнего: Лиса «свела строенье так, / Чтобы не ворвался в него никто никак, / Да только для себя оставила лазейку».

Развивая традиционные признаки жанра (аллегоризм персонажей, смысловую двуплановость повествования, конфликтность ситуации, моральную сентенцию), Крылов превращал свои басни в маленькие художественные шедевры с гибким ритмом, живым разговорным языком, юмором. К тому же в них иносказательно, но остро изображались конкретные пороки действительности, что делало их художественной публицистикой. «Каждая басня Крылова была откликом на современные ему события. Именно в этом состояла ее новая эстетическая функция».

Реальная действительность явственно проступает и в таких широко известных, хрестоматийных баснях Крылова, как «Тришкин кафтан», «Демьянова уха», «Лебедь, Щука и Рак», «Волк и Ягненок», «Стрекоза и Муравей» и др.

Белинский говорил о «неисчерпаемом источнике русизмов» в баснях Крылова. Емкость слова, лаконизм, естественность речи приближают их язык к афористичности народных пословиц. Многие меткие фразы и выражения из крыловских басен вошли в разговорный обиход наравне с пословицами: «Услужливый дурак опаснее врага», «А Васька слушает да ест», «Худые песни Соловью в когтях у Кошки» и пр.

При этом подлинно народный язык - точный, гибкий, яркий - отлично воплощался в стихотворном размере, которым писал Крылов. Он в совершенстве владел ямбом - этим основным размером русского стихосложения XIX века - и сделал его основой своих басен. Для этого понадобилась кроме неповторимого таланта и творческая «хитрость»: Крылов отказался от равного числа ударных слогов в каждой строке. И хотя основоположником русской басни по справедливости следует считать Сумарокова, создавшего и жанровую форму (живая бытовая сценка), и стихотворную («вольный», разностопный стих), но достигла высокого художественного совершенства басня под пером Крылова.

Баснописец создавал картины, полные не только мудрости и достоверности, но и ярких красок. «По форме большинство басен Крылова представляют собой миниатюрные пьесы со всеми чертами драматического действия. Вспомним хотя бы басни «Волк и Ягненок» или «Демьянова уха». В них - точная обрисовка характеров, живой и остроумный диалог, быстрое развитие действия, а слова от автора напоминают сценические ремарки, поясняющие ход действия. Поэтому их часто инсценируют на протяжении уже почти двух веков.

Некоторые его басни - это подлинные картины, полные ярких красок. Его перо сравнивали с кистью мастера: «Живопись в самих звуках!» - восхищался Жуковский. «У него живописно все, начиная от изображения природы пленительной и грозной, и даже грязной, до передачи малейших оттенков разговора...», - писал Гоголь.

Художникам легко было иллюстрировать басни Крылова. Многие басни его - это законченные музыкальные произведения, звучные, богато инструментованные, свободные и легкие в произношении.

Быть может, поэтому композиторы с такой охотой перелагали их на музыку. Большинство басен представляет собою превосходные одноактные пьесы-миниатюры: резкие, яркие характеры действующих лиц, живой, остроумный диалог, быстрое развитие действия. Слова от автора напоминают сценические ремарки, то есть пояснения действий. Разве его «Стрекоза и муравей», «Волк и Ягненок», «Ворона и Лисица», «Лисица и виноград» - не маленькие пьески?

«Талант педагога чувствуется во всех его баснях. Они воспитывают любовь к отечеству, внушают чувство гражданского долга, учат честности, благородству, бескорыстию, уважению к труду, к народу. Это - уроки жизни, практическая передача опыта и мудрости поколений».

И потому басни его служили, служат и будут служить вечным воспитательным целям, они «учительны», как и вся передовая русская литература.

Любая басня его является сатирой, и тем более сильной сатирой, как говорил писатель Бестужев-Марлинский; «что она коротка и рассказана с видом простодушия».

Появление каждой новой басни Крылова было для современников праздником. Новая басня звучала так про сто, естественно, знакомо, словно все ее знали с детства, и в то же время она была так свежа, что человек, в десятый раз перечитывавший ее, находил в ней всё новые и новые краски. Это казалось удивительной тайной, каким-то волшебством. Обычное слово под пером баснописца как бы оживало: то оно тяжелело, как грузный камень, то превращалось в нечто невесомое, похожее на дыхание легкого ветерка. Слово стало послушным орудием его мысли; он играл им, разил, колол, уничтожал, ласкал, нежил. «Ни один из поэтов не умел сделать свою мысль так ощутительною и выражаться так доступно всем, как Крылов», - свидетельствовал Гоголь.

Еще Ломоносов славил красоту, звучность, точность и блеск русской речи. Уже Державин проник в тайны «звукописи» и создавал стихи, похожие на музыку. Но только Крылов открыл нам все богатство родного языка.

Он отказался от искусственного деления языка на высокий, средний и низкий слоги, как этого требовали сторонники классицизма, он отказался от изысканного, благозвучного стиля Карамзина и от архаического «истинно русского» словаря Шишкова. В крыловских баснях, как в жизни, слились воедино различные языковые стили. С удивительным искусством передавал он малейшие оттенки человеческих отношений, разнообразнейшие типы и характеры.

«Санкт-Петербургские ведомости» писали: «Крылова не стало. Поэт истинно самобытный, когда литература наша еще жила подражанием, поэт по преимуществу народный, когда еще самое слово «народность» не употреблялось… Крылов всегда имел успех, каким не пользовался никто из других наших поэтов, потому что Крылов был поэт чисто русский - русский по уму, здравому, светлому и могучему, русский по неизменному добродушию, русский по игривой, безобидной иронии, столь свойственной нашему народу, - иронии, которая всегда сопровождается улыбкою благорасположения. В многочисленных своих произведениях он говорил всем и каждому истины всегда меткие, всегда горькие, никому не обидные именно по тому, что они запечатлены печатью доброжелательства, что в насмешливости его не было ни капли желчи».

Она заключена в глубочайшей народности крыловских басен. Рожденные мудростью и духом народа, они вновь вернулись в народ. «В его баснях, как в чистом, полированном зеркале, отражается русский практический ум, с его кажущейся неповоротливостью, но с острыми зубами, которые больно кусаются; с его сметливостью, остротой и добродушно-саркастическою насмешливостию; с его природного верностью взгляда на предметы и способностью коротко, ясно и вместе кудряво выражаться. В них вся житейская мудрость, плод практической опытности, и своей собственной, и завещанной отцами из рода в род», - писал В.Г. Белинский.

В.А. Жуковский справедливо замечал, что Крылов «рассказывает свободно... Он имеет гибкий слог, который всегда применяет к своему предмету: то возвышается в описании величественном, то трогает нас простым изображением нежного чувства, то забавляет смешным выражением или оборотом. Он искусен в живописи - имея дар воображать весьма живо предметы свои, он умеет и переселять их в воображение читателя; каждое действующее в басне его лицо имеет характер и образ, ему одному приличные; читатель точно присутствует мысленно при том действии, которое описывает стихотворец».