Химия - Учебник для ВУЗов - Никольский А.Б., Суворов А.В. Репетиторы для поступления в медицинский вуз
Привет! Я решил сделать небольшой обзор первого курса в медицинском университете. Главным образом, он адресован тем, кто только поступил в мед и не совсем представляет, что будет дальше. Надеюсь, моя статья поможет вам адаптироваться.
Про анатомию
Первым делом из предметов вас шокирует, конечно же, анатомия. Огромное количество новых терминов, непонятная механика самого предмета, огромные, на первый взгляд, задания…как с этим справиться?
Не запускайте анатомию. После каждой пары оставайтесь в анатомичке и рассматривайте каждую кость, которую вы проходите. Тщательно готовьтесь к каждому семинару. Кстати, латинский язык, при всей своей сложности на первый взгляд, отлично подходит чтобы на нём запоминать анатомические термины.
Обязательно, ОБЯЗАТЕЛЬНО используйте видеоуроки. Многие университеты не имеют достойного оснащения в плане препаратов, но у нас с вами есть огромное преимущество перед предыдущими поколениями медиков. Русский ютуб полон отменными видеоуроками по анатомии.
Самые качественные уроки, как правило, содержатся на каналах великолепного профессора Владимира Александровича Изранова . Но вы также можете увидеть и другие уроки , сделанные студентами, тоже очень неплохие.
Рисуйте органы, которые вы изучаете на анатомии, подписывайте их элементы на латинском. Это довольно хороший приём для запоминания. Особенно отлично он подходит для изучения сосудов и нервов, но и кости тоже неплохо запоминаются.
Впрочем, я не всегда всё рисовал. Помню, перед зачётом по мочевыделительной системе я два раза подряд посмотрел видео Владимира Изранова про почку (оно достаточно длинное, около 40 минут), затем рассказал другу по телефону и на следующий день получил 5 по этой теме.
Но, тем не менее, рисование и подписывание элементов всегда полезно.
Про органическую химию
Тоже очень важный предмет. В разных университетах её сдают по-разному (где-то зачётом, где-то экзаменом), но спрашивают на семинарах, как правило, везде довольно жестко.
Органическая химия в медицинских университетах — это химия названий и типичных реакций. В самом начале вам будет необходимо уметь составлять названия веществ по формулам, а также — формулы по веществам. Выучите номенклатуру:
- C (Метан) ;
- C-C (Этан) ;
- C-C-C (Пропан) ;
- C-C-C-C (Бутан) ;
- C-C-C-C-С (Пентан) — и ещё несколько;
И функциональные группы:
- -NH2 (Аминогруппа, суффикс «амин»);
- -COOH (Карбоновая кислота, суффикс «овая кислота»);
- -С-OH (Спирт, суффикс «ол»);
- С=О (Кетон, суффикс «он») — и ещё несколько.
Это, конечно, не все номенклатурные единицы и не все функциональные группы, но, думаю, принцип вы поняли. Если вы выучили этот материал, то для вас не составит труда, например, отгадать C-C-OH (этанол).
Сделайте табличку, левая часть которой будет содержать формулу типичного представителя нужного вам класса (например, пропаналь — представитель альдегидов), а правая — 3-4 типичные реакции с ним (например, серебряное зеркало). Сам процесс расписывания формул в этой таблице отлично помогает запомнить типичные свойства нужных вам классов соединений.
Особенно важно (для дальнейшего курса биохимии) помнить свойства кислот, аминосоеднений и кетонов.
Вам очень могут помочь школьные учебники по химии за 10 класс (там, где изучалась неорганика).
Про латинский язык
Грамматика в латинском языке не самая простая. Даже произношение разных буквенных сочетаний имеет довольно объёмный список правил. Старайтесь их выучить, но, самое главное, налегайте на словарный запас.
Как я уже писал, можно, не зная всех правил, получать хорошие оценки исключительно из-за словарного запаса. Но в таком случае вы должны знать действительно много и из анатомической, и из клинической терминологии.
Моё наблюдение — многие преподаватели по латинскому языку очень любят студентов, которые знают большое количество слов. Особенно выгодны для вас ситуации, когда требуется перевести какое-либо слово, весь поток молчит, а вы отвечаете. Пусть в самом начале семестра таких ситуаций будет несколько — вы сразу завоюете симпатию преподавателя. Именно для этого я создал небольшую подборку из уроков лексики латинского: , и .
Старайтесь учить слова небольшими группами, создавать ассоциации для каждого слова. Я, например, сидя на парах по истории, иногда писал на полях 5-6 латинских слов по памяти и подписывал переводы. Это нужно делать и дома, в перерыве между другими занятиями. Не отнимает много времени, но запоминается прекрасно.
Про биологию
Не буду дублировать уже написанное мной в статье про . Там, на самом деле, все рекомендации по работе с этим предметом я расписывал. Повторюсь только, что на ютубе есть канал от замечательной девушки Александры (увы, не знаю фамилии), где практически каждая тема курса биологии филигранно разложена по полочкам. Не устану повторять, что её урок про митоз — произведение преподавательского искусства.
Про бесполезныe немедицинские предметы
Педагогика, психология, философия, русский язык, математика — речь идёт именно о них.
Я всегда был сторонником правильного распределения времени — то есть, на парах по психологии и педагогике я всегда припрятывал записи по БОХ, схемы по анатомии или что-то в этом роде и занимался, по большей части, именно этим. Такая тактика полезна, с одной стороны — вы занимаетесь реально полезной вещью, а не той, которая вам пригодится лишь при разгадывании кроссвордов.
Однако, они могут таить в себе серьёзную опасность для студентов, особенно для тех, кто учится на бюджете. Если вы будете откровенно пренебрегать немедицинским предметом, то он может обернуться для вас большими проблемами. Старайтесь не наживать себе неприятностей из ничего — разумнее всего просто честно отсидеть на всех парах, пару раз ответить, получить автомат и спокойно учится дальше.
Но тем не менее:
Прелесть первого курса в том, что, как говорил один мой уважаемый коллега, «на первом курсе умнеешь не по дням, а по часам». Это действительно так — на вас за год сваливается гигантское количество новых знаний по самым разным предметам, только успевайте их впитывать. Разумеется, главные вещи — это анатомия, гистология, несколько химий и прочее. Но и на немедицинских предметах можно (наверное) узнать что-то полезное. Не пренебрегайте этой возможностью!
В основу учебника легли лекции, читаемые на кафедре химии Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н. И. Пирогова по дисциплине «Общая и неорганическая химия». Применен интегрированный системный подход к учебному материалу, основанный на 18-групповой Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, рекомендованной к применению Международным союзом теоретической и прикладной химии ИЮПАК (IUPAС). Основные лабораторные практикумы с описанием рекомендуемых работ помогут будущим медикам и фармацевтам закрепить изученный материал практическими навыками.
Шаг 1. Выбирайте книги в каталоге и нажимаете кнопку «Купить»;
Шаг 2. Переходите в раздел «Корзина»;
Шаг 3. Укажите необходимое количество, заполните данные в блоках Получатель и Доставка;
Шаг 4. Нажимаете кнопку «Перейти к оплате».
На данный момент приобрести печатные книги, электронные доступы или книги в подарок библиотеке на сайте ЭБС возможно только по стопроцентной предварительной оплате. После оплаты Вам будет предоставлен доступ к полному тексту учебника в рамках Электронной библиотеки или мы начинаем готовить для Вас заказ в типографии.
Внимание! Просим не менять способ оплаты по заказам. Если Вы уже выбрали какой-либо способ оплаты и не удалось совершить платеж, необходимо переоформить заказ заново и оплатить его другим удобным способом.
Оплатить заказ можно одним из предложенных способов:
- Безналичный способ:
- Банковская карта: необходимо заполнить все поля формы. Некоторые банки просят подтвердить оплату – для этого на Ваш номер телефона придет смс-код.
- Онлайн-банкинг: банки, сотрудничающие с платежным сервисом, предложат свою форму для заполнения.
Просим корректно ввести данные во все поля.
Например, для " class="text-primary">Сбербанк Онлайн требуются номер мобильного телефона и электронная почта. Для " class="text-primary">Альфа-банка потребуются логин в сервисе Альфа-Клик и электронная почта. - Электронный кошелек: если у Вас есть Яндекс-кошелек или Qiwi Wallet, Вы можете оплатить заказ через них. Для этого выберите соответствующий способ оплаты и заполните предложенные поля, затем система перенаправит Вас на страницу для подтверждения выставленного счета.
Энергия мира не изменяется. Энтропия мира стремится к максимуму.
Р. Клаузиус
Все наша жизнь – это борьба с энтропией.
А. Шредингер
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РФ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
______________________________________________________________
Кафедра общей химии
Учебно-методическое пособие
для студентов I курса медицинского вуза
в качестве учебного пособия для студентов медицинских вузов
Краснодар
УДК 541.1:536 ББК 24.5
Составители:
зав. кафедрой общей химии Кубанского государственного медицинского университета, д.п.н., профессор Т.Н. Литвинова ; доцент кафедры общей химии КГМУ, к.х.н.С.А. Овчинникова .
Под редакцией профессора Т.Н. Литвиновой
Рецензенты:
зав. кафедрой общей химии Санкт-Петербургской государственной медицинской академии им. И.И. Мечникова, профессор, д.х.н.
Слесарев В.И.;
зав. кафедрой бионеорганической и биофизической химии Ярославской государственной медицинской академии, к.б.н., доцент Широкова Т.Ю.
«Основы химической термодинамики, химической кинетики и равновесия»: учебно-методическое пособие.
Краснодар, КГМУ, 2009. – 122 с.
Учебно-методическое пособие «Основы химической термодинамики, химической кинетики и равновесия» составлено на основе примерной программы по общей химии для студентов медицинских вузов (2002 г.) и в соответствии с интегративно-модульной системой обучения, разработанной на кафедре общей химии КГМУ.
УМО – 17–28/599–Д 18.09.08 г.
Предисловие
Модуль курса общей химии «Основы химической термодинамики, химической кинетики и равновесия» для студентов медицинского вуза включает следующие подразделы (модульные единицы):
1. Основы химической термодинамики, термохимии.
2. Основы химической кинетики и катализа.
3. Химическое равновесие, основные понятия.
Цели изучения модуля:
Сформировать у студентов представления, знания, умения и навыки на основе содержания модуля, а также ценностное отношение к приобретенным знаниям и умениям как профессионально ориентированным.
1. Студент должен получить представление:
а) об основных термодинамических и кинетических закономерностях, определяющих протекание химических и биологических процессов; б) о первом и втором началах химической термодинамики как
основы биоэнергетики; энергии Гиббса и ее значении для термодинамических расчетов; в) о законе Гесса, как основы термохимических расчетов,
г) о законах и закономерностях химической кинетики; д) о химическом равновесии и гомеостазе живого организма.
2. Студент должен знать:
а) основные понятия модуля, формулировки и биологическое значение первого и второго законов термодинамики, закона Г.И. Гесса, следствий из него, закона действующих масс; б) суть термодинамических и кинетических закономерностей, а
также конкурирующий характер протекания основных типов реакций в организме человека; в) основные принципы катализа, особенности ферментативного катализа;
г) главные термодинамические и кинетические особенности биохимических реакций, протекающих в живом организме.
3. Студент должен уметь :
а) выполнять различные термодинамические, термохимические и кинетические расчеты, адаптированные для студентов 1 курса нехимического вуза, рассчитывать константу равновесия;
б) использовать результаты расчетов термодинамических, кинетических и физико-химических параметров (энергия Гиббса, энтальпия, энтропия, скорость химической реакции, энергия активации для прогнозирования и интерпретации физико-химических процессов, в том числе протекающих в живых организмах; в) экспериментально определять: тепловой эффект растворения
вещества; влияние различных факторов на скорость химической реакции; направление смещения химического равновесия под влиянием различных факторов.
4. Студент должен приобрести и закрепить навыки:
а) самостоятельно работать с учебной, научной и справочной литературой, вести поиск, в том числе в Интернете, и делать обобщающие выводы; б) соблюдать элементарные правила техники безопасности и пра-
вила работы в химических лабораториях, с лабораторной посудой, калориметром.
Данное пособие включает краткую теоретическую часть, описание учебно-исследовательских лабораторных работ, обучающие тесты, обучающие задачи с решениями, упражнения и задачи для самостоятельного решения с ответами, вопросы для защиты модуля, экзаменационные вопросы по модулю для студентов разных факультетов, список основной и дополнительной литературы.
Введение
Химическая термодинамика и химическая кинетика являются теоретической основой биофизической химии.
Знание законов химической термодинамики, их использование при проведении термохимических расчетов дают возможность будущему врачу получить представление об энергетическом балансе человеческого организма, установить специфические особенности преобразования химической энергии в другие виды энергии в процессах жизнедеятельности, оценить калорийность потребляемой пищи, установить энергозатраты человека на выполнение различных видов труда. Умение составить меню диетического и лечебнопрофилактического питания с использованием данных об энергетической ценности пищевых продуктов необходимо врачам-лечебни- кам, диетологам, гигиенистам для профилактики и лечения заболеваний, связанных с нарушением обмена веществ.
Энергетика процессов растворения играет огромную роль в жизнедеятельности живых организмов. Врач должен уметь с позиций термодинамики и кинетики рассматривать процессы усвоения пищи и выведения из организма продуктов жизнедеятельности, прогнозировать термодинамическую устойчивость биологических жидкостей, лекарственных препаратов при их введении в организм.
Термодинамика дает врачу ключ к пониманию характера протекания биохимических процессов в организме, процессов эмбриогенеза, регенерации тканей, старения и возможность регулировать эти процессы осуществлением санитарно-гигиенических мероприятий и лечебных назначений.
Все биологические системы являются открытыми, обмениваясь с окружающей средой веществом и энергией. Так организм человека за 40 лет жизни потребляет примерно 40 т воды, 6 т пищи, 12 млн. л кислорода. Термодинамика открытых систем описывается с помощью очень сложного математического аппарата. Для характеристики закрытых систем, которые обмениваются с окружающей средой только энергией, используется более простой математический аппарат, который позволяет получать удовлетворительные результаты для прогнозирования физико-химических процессов, поэтому иногда закрытые системы можно рассматривать как модели организма или его отдельных частей.
На основе общих законов химической термодинамики можно понять функции отдельных систем и организма в целом, его взаимодействие с окружающей средой. Живые организмы поддерживают присущую им упорядоченность систем за счет увеличения энтропии внешней среды.
Знание законов химической термодинамики особенно необходимо при изучении энергетических превращений на молекулярном и клеточном уровнях.
Приобретение навыков экспериментального и расчетного определения энтальпии химических и физико-химических процессов необходимо студентам для освоения физико-химических методов анализа, используемых в научно-исследовательской работе.
Одним из разделов биофизической химии является кинетика биологических процессов – учение о закономерностях и скоростях протекания различных биологических процессов: биохимических реакций, биоэлектрических явлений, проницаемости биологических мембран и т.д.
В основе кинетики биологических процессов лежит кинетика химических реакций, изучающая законы протекания химических процессов во времени и их механизмы.
Химические реакции в биологических системах имеют свои особенности:
1. Биологические реакции – это ферментативные процессы, протекающие в живых организмах – сложных, с точки зрения термодинамики, открытых системах.
2. Сложные ферментативные реакции обладают свойством осуществлять саморегуляцию, т.е. изменять скорость процесса конечными или промежуточными продуктами реакции.
3. Ферментативные реакции представляют собой совокупность сопряженных, последовательных, параллельных и других реакций.
4. Ферменты по своей химической природе являются белками, что определяет характерные особенности ферментативного катализа.
5. Важную роль в живых организмах играют реакции, в ходе которых образуются продукты, являющиеся катализаторами – автокаталитические реакции.
6. В биологических системах, в основном в мембранных структурах клеток при радиационных поражениях, действии некоторых ядовитых веществ развиваются цепные реакции, которые приводят к окислению липидов клеточных мембран и разрушению
клеточных структур. Ингибиторы таких реакций выполняют защитную роль при лучевых поражениях.
7. Большинство биохимических процессов представляют собой обратимые химические реакции, поэтому химические процессы, протекающие в организме, можно рассматривать как непрерывный ряд смещений химического равновесия. Константа равновесия определяет глубину протекания процесса, позволяет судить о направлении реакции, т.к. связана с энергией Гиббса и восстановительным потенциалом, а также кислотно-основных, гетерогенных и лигандообменных равновесий, рассчитать теоретически возможный выход продуктов.
Результаты исследований кинетики биологических процессов находят применение в медицинской практике: изучение физикохимических механизмов возникновения патологических состояний; установление физико-химических, биохимических критериев отбора, направленного поиска фармакологически активных веществ; изучение динамики ферментативных процессов в норме и патологии; динамики роста злокачественных опухолей.
Закономерности химической кинетики используют в фармакокинетике и токсикокинетике, изучающих скорости действия и выведения из организма соответственно лекарственных средств и ядов.
Обычный путь действия лекарственного средства в организме можно рассматривать как последовательность двух процессов: всасывания из желудка в кровь (характеризуется константой всасывания k в ) и выведения (элиминации) из крови в мочу (характеризуется константой выведенияk э ):
Желудок m ж | Кровь m к | Моча m м |
||||
Кинетика изменения массы лекарственного средства в желудке m ж , в кровиm к и в мочеm м описывается системой трех дифференциальных уравнений, решаемой графически; на основании этого прогнозируют лечебную дозу лекарстваm 0 и время принятия очередной дозы.
Синтез многих лекарственных веществ, определение срока годности препаратов, изучение действия лекарств на молекулярном уровне основаны на использовании закономерностей химической кинетики.
Литература
Основная:
1. Общая химия. Биофизическая химия. Химия биогенных элементов. Учебник для мед. спец. вузов /А. Берлянд, Ю. Ершов, А. Книжник.– М., Высшая школа, 2007. – 560 с.
2. Попков В.А., Пузаков С.А.Общая химия. Электронный учебник для вузов. – Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2007.– 976 с.
3. Слесарев В.И. Химия: Основы химии живого. СПб: Химиздат,
2005. – 784 с.
4. Пузаков С.А., Попков В.А., Филиппова А.А. Сборник задач и упражнений по общей химии: Учеб. пособие. – М.: Высшая шко-
ла, 2004.-225 с.
5. Литвинова Т.Н. Сборник задач по общей химии. Задачи по общей химии с медико-биологической направленностью: учебное пособие для студентов медицинских вузов.- 3-е изд., перераб. Гриф УМО МЗ и СР/ - М: ООО «Изд-во Оникс»: ООО «Издательство «Мир и образование», 2007 – 224 с.- (Высшее образование).
6. 1000 тестов по общей химии для студентов медицинских вузов. Учебное пособие. Гриф УМО МЗ и СР/ Т.Н.Литвинова и др..- Изд. 2-е испр. и доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 429 с.
Дополнительная:
1. Беляев А.П. Физическая и коллоидная химия. – Москва: ГЭО- ТАР-Медиа, 2008.– 704 с.
2. Евстратова К.И., Купина Н.А., Малахова Е.Е. Физическая и коллоидная химия. – М.: Высшая школа, 1990. – 487 с.
3. Ленский А.С. Введение в бионеорганическую и биофизическую химию. – М.: Высшая школа, 1989. –256 с.
4. Хмельницкий Р.А. Физическая и коллоидная химия.– М.: Выс-
шая школа, 1988. –400 с.
5. Чанг Р. Физическая химия с приложением к биологическим сис-
темам. –М.: Мир, 1980. –662 с.
6. Уильямс В., Уильямс Х. Физическая химия для биологов. –М..
Химия - Учебник для ВУЗов - Никольский А.Б. , Суворов А.В. - 2001.
В учебнике нового типа, рассчитанном прежде всего на формирование химического мышления студентов, системно и точно и в то же время ясно и доступно изложен огромный объем современных общехимических знаний.
На современном уровне рассмотрено учение о химическом процессе с акцентом на механизм реакции. Прослежена взаимосвязь между электронным строением и химическим поведением веществ. Логичность и популярность изложения материала, оригинальность контрольных вопросов, доступность иллюстраций способствуют усвоению химических знаний и развитию научного мышления.
Предназначен студентам вузов, учащимся средних специальных учебных заведений, будет полезен преподавателям вузов и учителям школ.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие 11
Часть первая. СТРОЕНИЕ ВЕЩЕСТВА
Глава 1. АТОМНО-МОЛЕКУЛЯРНАЯ ТЕОРИЯ
13
1.1. Основные определения 13
1.2. Моль 15
1.3. Законы стехиометрии 17
1.4. Язык химии 18
Контрольные вопросы 20
Глава 2. СТРОЕНИЕ АТОМА
20
2.1. Ядро и электроны 20
2.2. Атомный номер элемента. Изотопы 21
2.3. Ядерная модель атома 23
2.4. Волновые свойства электрона 25
2.5. Квантово-механическая модель атома 26
2.6. Одноэлектронный атом. Квантовые числа 27
2.7. Многоэлектронные атомы 33
2.8. Электронная конфигурация атома 34
2.9. Электроотрицательность 40
Контрольные вопросы 40
Глава 3. ХИМИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ
42
3.1. Энергия химической связи 42
3.2. Природа химической связи 42
3.3. Типы химических связей 44
3.4. Метод молекулярных орбиталей 45
3.5. Метод валентных связей 52
3.6. Химическая связь в многоатомных молекулах 57
3.7. Донорно-акцепторная связь 62
3.8. Координационные соединения 63
3.9. Координационная теория 64
3.10. Номенклатура комплексных соединений 66
Контрольные вопросы 67
Часть вторая. ХИМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ
Глава 4. ЧТО ТАКОЕ ХИМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
68
4.1. Основные понятия и определения 68
4.2. Гомогенные и гетерогенные системы 70
4.3. Условия существования систем 71
4.4. Фазовые равновесия веществ 72
Контрольные вопросы 74
Глава 5. ГАЗОВЫЕ СИСТЕМЫ
74
5.1. Газовые законы. Идеальный газ 74
5.2. Идеальная смесь газов 76
5.3. Реальные газы 77
5.4. Определение молекулярных масс газов 78
5.5. Химические реакции в газовой фазе 79
Контрольные вопросы 79
Глава 6. ТВЕРДЫЕ СИСТЕМЫ
80
6.1. Твердое агрегатное состояние 80
6.2. Кристаллическое состояние вещества 81
6.3. Химические связи в кристаллах 84
6.4. Электронное строение кристаллов 87
6.5. Общие свойства кристаллов. Изоморфизм. Твердые растворы 90
6.6. Реальные кристаллы. Твердые фазы переменного состава 92
6.7. Аморфные тела и стекла 93
6.8. Твердофазные химические реакции 94
Контрольные вопросы 95
Глава 7. ЖИДКИЕ СИСТЕМЫ
96
7.1 . Область жидкого состояния 96
7.2. Жидкие растворы 97
7.3. Растворение и растворимость 100
7.4. Общие свойства растворов 102
7.5. Особенности химических реакций в жидких системах 106
Контрольные вопросы 106
Глава 8. ДИСПЕРСНЫЕ СИСТЕМЫ
107
8.1. Коллоидное состояние вещества 107
8.2. Поверхностный слой и поверхностные явления 109
8.3. Двойной электрический слой и электрокинетические явления 114
8.4. Устойчивость дисперсных систем 116
Контрольные вопросы 118
Часть третья. УЧЕНИЕ О ХИМИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
Глава 9. ХИМИЧЕСКИЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКИ
9.1. Классификация химических реакций 119
9.2. Окислительно-восстановительные и обменные реакции 121
9.3. Условия протекания реакций 125
9.4. Термодинамические и кинетические характеристики реакции 125
Контрольные вопросы 127
Глава 10. ТЕРМОДИНАМИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ХИМИЧЕСКИМ РЕАКЦИЯМ
127
10.1. Основные понятия и определения химической термодинамики 127
10.2. Первое начало термодинамики. Энтальпия 130
10.3. Термохимия. Закон Гесса 131
10.4. Второе и третье начала термодинамики. Энтропия 135
10.5. Энергия Гиббса и направление химического процесса 139
Контрольные вопросы. 141
Глава 11. КИНЕТИКА И МЕХАНИЗМЫ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ
141
11.1. Понятие о скорости и механизме химической реакции 141
11.2. Влияние температуры на скорость реакций. Энергия активации 145
11.3. Роль симметрии орбиталей при столкновении реагентов 148
11.4. Определение механизмов реакций 149
11.5. Цепные реакции 151
11.6. Реакции в растворах 153
11.7. Гетерогенные реакции 154
11.8. Катализ 155
11.9. Гомогенный катализ 157
11.10. Гетерогенный катализ 159
11.11. Влияние света на скорость реакций. Фотохимия 160
Контрольные вопросы 163
Глава 12. ХИМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ
163
12.1. Обратимые и необратимые химические реакции 163
12.2. Химическое равновесие. Кинетический подход 166
12.3. Химическое равновесие. Термодинамический подход 169
12.4. Константа химического равновесия 171
12.5. Смещение химического равновесия 174
Контрольные вопросы 177
Часть четвертая. РАСТВОРЫ ЭЛЕКТРОЛИТОВ
Глава 13. ОБЩИЕ СВОЙСТВА РАСТВОРОВ ЭЛЕКТРОЛИТОВ
178
13.1. Электролиты и электролиз 178
13.2. Теория электролитической диссоциации 180
13.3. Константа диссоциации 181
13.4. Гидратация ионов в растворе 183
Контрольные вопросы. 185
Глава 14. КИСЛОТЫ И ОСНОВАНИЯ
185
14.1. Теория кислот и оснований Аррениуса 185
14.2. Протонная теория кислот и оснований 186
14.3. Относительная сил а кислот 187
14.4. Кислотные свойства аквакомплексов 189
14.5. Кислоты и основания Льюиса 190
14.6. Ионное произведение воды. Водородный показатель 190
14.7. Индикаторы 192
14.8. Реакции нейтрализации и гидролиза 193
Контрольные вопросы 197
Глава 15. ОБМЕННЫЕ РЕАКЦИИ В РАСТВОРАХ
197
15.1. Образование осадков. Произведение растворимости 198
15.2. Реакции с газовыделением 199
15.3. Комплексообразование. Константы устойчивости и нестойкости 201 комплексов
15.4. Реакции обмена и Комплексообразование 202
15.5. Растворимость и Комплексообразование 203
Контрольные вопросы. 204
Глава 16. ОКИСЛИТЕЛЬНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ
205
16.1. Окислители и восстановители 205
16.2. Уравнения окислительно-восстановительных реакций 206
16.3. Направление окислительно-восстановительных реакций 207
16.4. Сила окислителей и восстановителей. Стандартные 210 восстановительные потенциалы
16.5. Продукты окислительно-восстановительных реакций 213
16.6. Участие растворителя в окислительно-восстановительной реакции 216
16.7. Электрохимические процессы 217
Контрольные вопросы 223
Часть пятая. ПЕРИОДИЧЕСКИЙ ЗАКОН
Глава 1 7. СОДЕРЖАНИЕ ПЕРИОДИЧЕСКОГО ЗАКОНА
224
17. 1 . История открытия 224
17.2. Содержание периодического закона 226
17.3. Периодическая таблица 228
17.4. Исправление атомных масс 230
17.5. Предсказание новых элементов и их свойств 231
17.6. Строение атома и периодический закон 233
17.7. Изменения свойств элементов в группах и периодах 235
Контрольные вопросы 239
Глава 18. ХИМИЯ s-ЭЛЕМЕНТОВ
240
18.1. Водород 240
18.2. Вода 243
18.3. Элементы 1-й группы. Натрий 244
18.4. Элементы 2-й группы. Кальций 246
Контрольные вопросы 248
Глава 19. ОСОБЕННОСТИ ХИМИИ р-ЭЛЕМЕНТОВ. КИСЛОРОД
248
19.1. Общая характеристика р-элементов 248
19.2. Химические свойства кислорода 251
19.3. Оксиды 254
19.4. Пероксиды и супероксиды 256
19.5. Соединения кислорода в положительных степенях окисления 257
Контрольные вопросы 258
Глава 20. ХИМИЯ ХЛОРА
258
20.1. Элемент и простое вещество 258
20.2. Хлороводород 259
20.3. Кислородные соединения хлора 260
20.4. Поведение соединений хлора в водных растворах 261
20.5. Общая характеристика 17-й группы 265
Контрольные вопросы 267
Глава 21. ХИМИЯ СЕРЫ
267
21.1. Элемент и простое вещество 267
21.2. Сероводород 268
21.3. Оксиды серы 269
21.4. Кислоты серы 271
21.5. Галогениды серы 275
21.6. Общая характеристика элементов 16-й группы 275
Контрольные вопросы 277
Глава 22. ХИМИЯ ФОСФОРА
277
22.1. Элемент и простое вещество 277
22.2. Фосфористый водород 279
22.3. Оксиды фосфора 280
22.4. Кислоты фосфора 281
22.5. Галогениды фосфора 284
22.6. Общая характеристика элементов 15-й группы 284
Контрольные вопросы 286
Глава 23. ХИМИЯ АЗОТА
287
23.1. Элемент и простое вещество 287
23.2. Аммиак 288
23.3. Оксиды азота 292
23.4. Кислоты азота 296
23.5. Окислительно-восстановительные реакции соединений азота в растворах
23.6. Галогениды азота 301
Контрольные вопросы 302
Глава 24. ХИМИЯ УГЛЕРОДА
302
24.1. Элемент и простые вещества 302
24.2. Метан 305
24.3. Оксиды углерода 306
24.4. Кислоты углерода 309
24.5. Галогениды углерода 312
24.6. Циан и синильная кислота 313
24.7. Карбиды 313
Контрольные вопросы 314
Глава 25. ХИМИЯ БОРА
314
25.1. Элемент и простое вещество 314
25.2. Соединения бора с водородом 316
25.3. Оксид бора и борная кислота 318
25.4. Галогениды бора 320
25.5. Нитрид бора 320
Контрольные вопросы 321
Глава 26. р-МЕТАЛЛЫ
321
26.1. Алюминий 321
26.2. Общая характеристика элементов 13-й группы 324
26.3. Олово и свинец 326
26.4. Висмут 329
26.5. Химия водных растворов соединений электронно-дефицитных 330 элементов
Контрольные вопросы. 332
Глава 27. СТРОЕНИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СОЕДИНЕНИЙ ПЕРЕХОДНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ
27.1. Строение атомов d-элементов 332
27.2. Химическая связь в координационных соединениях 334
27.3. Комплексы сильного и слабого поля 337
27.4. Пространственная структура комплексов и роль поля лигандов 339
27.5. Изомерия комплексных соединений 341
Контрольные вопросы 343
Глава 28. ХИМИЯ Зс1-ЭЛЕМЕНТОВ
343
28.1. Титан 343
28.2. Хром 347
28.3. Марганец 350
28.4. Железо 354
28.5. Медь 360
28.6. Общая характеристика элементов первого переходного ряда 362
Контрольные вопросы 366
Глава 29. ХИМИЯ 4d- И 5с1-ЭЛЕМЕНТОВ
366
29.1. Общая характеристика элементов второго и третьего переходных рядов
29.2. Металл-кластеры 369
29.3. Полиядерные соединения. Изо- и гетерополианионы 371
29.4. Металлокомплексный катализ 373
Контрольные вопросы 376
Глава 30. ХИМИЯ АЭЛЕМЕНТОВ
376
30.1. Лантаноиды 376
30.2. Актиноиды 382
30.3. Химия радиоактивных элементов 386
Контрольные вопросы 394
Часть шестая. ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ
Глава 31. УГЛЕВОДОРОДЫ
396
31.1. Предельные углеводороды 396
31.2. Свойства предельных углеводородов 399
31.3. Непредельные углеводороды 401
31.4. Циклические углеводороды 405
31.5. Ароматические углеводороды 406
Контрольные вопросы 409
Глава 32. ГАЛОГЕНОПРОИЗВОДНЫЕ
409
Контрольные вопросы 411
Глава 33. КИСЛОРОДСОДЕРЖАЩИЕ СОЕДИНЕНИЯ
411
33.1. Спирты и фенолы 411
33.2. Простые эфиры 416
33.3. Альдегиды и кетоны 417
33.4. Карбоновые кислоты 420
33.5. Сложные эфиры, жиры, масла 423
33.6. Углеводы 425
Контрольные вопросы 428
Глава 34. АЗОТСОДЕРЖАЩИЕ СОЕДИНЕНИЯ
429
34.1. Амины 429
34.2. Аминокислоты. Белки 432
Контрольные вопросы 434
Глава 35. ВЫСОКОМОЛЕКУЛЯРНЫЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ
435
35.1. Реакции полимеризации 43 5
35.2. Реакции поликонденсации 439
Контрольные вопросы 440
Часть седьмая. ИДЕНТИФИКАЦИЯ ВЕЩЕСТВ
Глава 36. ХИМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
441
36.1. Виды анализа 441
36.2. Чистота вещества 442
36.3. Отбор и подготовка проб 443
36.4. Разделение компонентов смеси 445
36.5. Первичные испытания и выбор схемы анализа 449
36.6. Неорганический качественный анализ 450
36.7. Количественный анализ 453
36.8. Инструментальные методы анализа 455
36.9. Идентификация органических соединений 459.
Контрольные вопросы 462
Глава 37. ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СТРОЕНИЯ ВЕЩЕСТВ
37.1. Спектроскопия 463
37.2. Инфракрасная спектроскопия 466
37.3. Ультрафиолетовая и видимая спектроскопия 467
37.4. Ядерный магнитный резонанс 469
37.5. Квантово-химические расчеты 471
Контрольные вопросы 473
Часть восьмая. ХИМИЯ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ЭКОЛОГИИ
Глава 38. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ХИМИЧЕСКИХ ПРОИЗВОДСТВ
474
38.1. Металлургия 474
38.2. Производство серной кислоты 481
38.3. Производство азотной кислоты 483
38.4. Производство гидроксида натрия и хлора 483
38.5. Проблемы безотходных технологий 484
38.6. Промышленный органический синтез 486
Контрольные вопросы 489
Глава 39. ХИМИЯ И ЭКОЛОГИЯ
490
39. 1 . Химические проблемы экологии 490
39.2. Водоочистка 492
39.3. Загрязнение атмосферы 495
39.4. Проблемы радиоэкологии 498
Контрольные вопросы 500
Предметный указатель 501
Рекомендуемая литература 512
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Химия - Учебник для ВУЗов - Никольский А.Б., Суворов А.В. - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.
Будущих абитуриентов, предпочитающих химию, ждут на факультетах естественных наук. Профессий, которые предполагают отличное знание химии, множество. Какой вуз предпочесть и как правильно выбрать направление обучения?
Фундаментальная наука подойдет не всем, а вот прикладная химия востребована в разных отраслях - от промышленного производства до фармакологии. В каждом университете можно найти программы, занимающиеся подготовкой будущих экологов, технологов, фармацевтов. Какие вузы считаются лучшими для изучения науки, а какие дадут больше практики для работы? Давайте разбираться вместе.
Топ вузов и факультетов для будущих химиков
Столичные и региональные университеты, имеющие профильные направления по химии.
Направление |
Специальность/Бакалавриат |
Проходной балл 2017 (бюджет/коммерция) |
|
Российский университет дружбы народов |
04.03.01 Химия |
Современные физико-химические методы исследования металлоорганических и неорганических веществ на основе синхротронного излучения Химия инновационных лекарственных препаратов Нанокатализаторы химических реакций. Химия нефти Анализ биологической активности органических и комплексных соединений |
|
Санкт-Петербургский государственный университет |
04.03.01 Химия |
||
Новосибирский государственный университет |
04.03.01 Химия |
Аналитическая химия Биоорганическая химия Неорганическая химия Органическая химия Физическая химия Химия твердого тела |
|
Уральский федеральный университет |
04.03.01 Химия |
179/набора не было |
|
Дальневосточный федеральный университет |
04.03.01 Химия |
Фундаментальная химия |
132/набора не было |
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского |
04.03.01 Химия |
Химия и материаловедение |
|
Южно-Уральский государственный университет |
04.03.01 Химия |
||
Московский педагогический университет |
04.03.01 Химия |
179/набора не было |
|
Белгородский государственный национальный исследовательский университет |
04.03.01 Химия |
||
Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта |
04.03.01 Химия |
Медицинская и фармацевтическая химия Химия окружающей среды, химическая экспертиза и экологическая безопасность |
189/набора не было |
Абитуриенты, выбравшие для себя направление обучения в области химии и смежных наук, получают хорошие карьерные перспективы.
Востребованные специальности
Студенты-химики на третьем курсе, а иногда и в самом начале обучения выбирают себе специализацию, которая определит их будущую профессию и возможность развития в своей области. Давайте рассмотрим, что можно выбрать.
Химик фармацевтической промышленности
Востребованная и интересная профессия, связанная с медициной. Специалист-химик в области фармацевтики принимает участие в разработке новых лекарств, контролирует технологические процессы при производстве препаратов. Он может специализироваться на исследовательских направлениях, участвовать в экспериментальных программах.
Востребованность химиков в фармацевтической отрасли стабильна. Средняя заработная плата по России - 40 тысяч рублей.
Химик-эколог
Специалист, занимающийся мониторингом воздействия на окружающую среду вредных и токсических веществ. Химики-экологи востребованы на промышленных предприятиях, где обеспечивается строгий экологический контроль.
Сотрудники принимают участие в разработке новых технологий производства, снижающих вред от использования различных токсичных веществ, проводят проверку качества продукции и сырья.
Выпускники могут найти работу в экспертных организациях, сертификационных лабораториях, санэпидстанциях, заводах и промышленных хозяйствах. Оплата труда молодого специалиста начинается от 20 тысяч рублей, опытный эколог может претендовать на заработок до 60 тысяч.
Биохимик
Биохимия востребована в научно-исследовательской области. Рабочий день специалиста проходит в лабораториях и связан с изучением различных процессов в живых организмах.
Биохимики принимают участие в экспериментальных программах по генетике, занимаются тестированием препаратов и анализом биологических функций веществ.
Нужны специалисты не только в медицинских исследовательских центрах, но и в пищевой и сельскохозяйственной промышленности. Опытные биохимики ценятся очень высоко. Заработная плата на начальном этапе карьеры от 20 тысяч рублей.
Биотехнолог
Эта специальность смежна с фармацевтикой, генетикой, медициной. Биотехнологи занимаются разработкой и производством лекарств, витаминов и пищевых добавок, продуктов питания.
Они проводят свое рабочее время в косметологических и фармацевтических лабораториях. Крупные пищевые производства также открывают в штате соответствующие вакансии. Еще специалисты занимаются научной работой - проводят исследования в области генетики, клеточных структур.
Результаты деятельности биотехнологов востребованы в сельском хозяйстве. Заработок варьируется от 20 до 80 тысяч рублей в зависимости от опыта и сферы деятельности.
Преподаватель или ученый - любой химик умеет проводить не только научные исследования, но и веселые опыты
Химик-технолог
Это техническая специальность. Можно рассматривать варианты трудоустройства в металлургии, нефтяной, энергетической и газовой отраслях. Основная деятельность специалиста связана с исследованиями, разработками и тестированием новых материалов.
Найти работу после окончания вуза не составит труда, начальная ставка молодого специалиста - 20 тысяч рублей, работники с опытом могут рассчитывать на суммы от 40 до 50 тысяч.
Преподаватель химии
Профессионалы востребованы в школах и среднеспециальных учебных заведениях. Тот, кто любит делиться знаниями и выбрал для себя педагогическое направление, без труда найдет работу. На начальном этапе доходы не будут высокими, но со временем можно построить неплохую карьеру.
Архитектор живых систем
Эта специальность позиционируется как профессия будущего. К моменту выпуска сегодняшних абитуриентов она станет новым и перспективным направлением. В ней сочетается работа эколога, биотехнолога и химика.
Основная задача специалиста - проектирование и создание технологий замкнутого цикла для автономного существования поселений и городов. Хотя сегодня это кажется фантастикой, направление воспроизводства и вторичного использования ресурсов считается перспективным.
Кроме перечисленных профессий, выпускники химических факультетов могут пробовать себя в науке, криминалистике, медицине и других областях.
Химия при поступлении в медицинский вуз
Для абитуриентов, подавших документы в медицинский вуз, химия - профилирующий предмет, по которому придется пройти вступительное испытание. Во многих университетах есть требования по минимальным результатам ЕГЭ, минимум 50 баллов.
Решение врачом/химиком/фармацевтом созрело давно? Нужно подумать о поступлении заранее - участвовать в олимпиадах, проходить подготовительные курсы. Это даст дополнительное преимущество при подаче документов и поможет на экзаменах.
Чем престижнее вуз, тем сложнее в него поступить. Те, кто выбирает университеты Москвы, Санкт-Петербурга, Смоленска или Курска должны быть готовы к большому конкурсу. Сибирские «вышки» в Томске или Хабаровске отличаются высоким уровнем преподавания, но из-за территориальной удаленности поступить в них проще.