Болезни Военный билет Призыв

Хатынь кто сжёг. По следу Иуды. Что было на самом деле

Великой Отечественной войны хранит множество тайн, одной из которых сегодня продолжает оставаться уничтожение белорусской деревни Хатынь. Современная молодежь не интересуется прошлым собственной страны, не знает большинство граждан и о кровавых преступлениях немецких захватчиков. Нет сегодня в образовательной программе уроков, посвященных позорному предательству и пособничеству оккупантам. На благодатной почве невежества разрастается пропаганда, стремящаяся опорочить страну-победительницу и поставить ее в один ряд с фашистами. Эти взгляды постепенно перерастают в русофобию, чему способствуют некоторые политики, признающие достоверные военные факты сфабрикованными. В Европе все более процветает националистическое движение. То, что несколько десятилетий назад казалось невозможным, сегодня происходит едва ли не ежегодно. Парады советских ветеранов заменены торжественным шествием преступников, приверженцев и пособников фашизма.


Белоруссия в период оккупации превратилась в единую партизанскую страну, небольшие отряды наносили пусть точечные, но весьма болезненные удары в тылу врага. Фашисты не только жестоко наказывали местное население в ответ, но и совершали устрашающие казни беззащитных селян. Официальная советская история считает, что нечто подобное произошло и в Хатыни в 1943 году. Однако вокруг этого трагического события сегодня все более разгораются споры. Появились даже мнения о том, что кровавую акцию осуществляли сотрудники НКВД. Советские архивы хранят под грифом «секретно» множество документов свидетельствующих об ужасных расправах и прочих преступлениях партийного руководства, однако многое сегодня и фальсифицируется. На чем основываются подобные слухи, попробуем выяснить в настоящей публикации.

Трагедии в небольшой белорусской деревеньке из двадцати шести домов посвящены документальные фильмы, разоблачающие не только немецких преступников, но и их украинских пособников. Частично злодеи были осуждены международным уголовным трибуналом и советским судом 1973 года, а жертвам установлен памятник на месте сгоревшего населенного пункта. В народе светлая память невинно сожженным и расстрелянным белорусам выражена в песнях, стихах и книгах. Однако в 1995 году вышла книга, почтившая память и их палачей. Творение, оскорбившее память не только ветеранов Великой Отечественной, но и ее жертв, было написано одним из лидеров украинского националистического движения.

Со страниц учебников мы знаем, что деревню и почти всех ее жителей уничтожили фашисты. Однако есть в этой трагедии и белые пятна, мало исследованные в советское время. Бульварные историки считают, что убийцами 147 человек были работники НКВД, забрасываемые с воздуха на территорию Белоруссии. Версия абсурдна, хотя и весьма выгодна современной Восточной Европе. Если внимательно изучить документы, хранящиеся в Минском архиве, становится понятно, что сожгли Хатынь все же фашистские войска, в состав которых входили нацисты с западных областей Украины. Как ни прискорбно, но сегодня на Западной Украине действует ряд националистических организаций, чествующих кровавых убийц как героев. Им даже возведен памятник в Черновцах, а очевидные факты зверств попросту не принимаются во внимание или признаются фальсификатом. Скульптура в память о «героях» Буковинского куреня, будто в насмешку над миллионами жертв, украшена крыльями германского орла. Стараниями деятелей антисоветских взглядов и создаются легенды о коварных планах НКВД, провоцирующих «благородных» захватчиков.

Несколько человек, чудом оставшихся в живых, среди которых Виктор Желобкович и Антон Боровковский, свидетельствуют о том, что деревню истребили украинские полицаи в латышской форме и немцы. Ни один из свидетелей даже не упоминает о каких-либо сотрудниках НКВД, поэтому легенды и слухи, активно распускаемые в рассадниках неонацизма несостоятельны.

Немцев среди печально известного отряда 118, было около ста человек, в остальные 200 солдат вермахта оказались полицаями, привлеченными из Западной Украины. Сами фашисты именовали этот отряд Буковинским куренем, так как формировался он из убежденных националистов в городе Черновцы. Бывшие солдаты и офицеры РККА надеялись на то, что немецкие союзники обеспечат Украине независимость. Отличало полицаев ношение латышской формы и ломаный немецкий язык. Сегодня Украина отрицает данный факт, однако все те же архивные документы, а также материалы следствия свидетельствуют о том, что убивали белорусское население украинские предатели. Одним из карателей считается гражданин Канады Катрюк, который до сих пор не понес наказания за свои зверства. Его пытаются оправдать ярые националисты, заявляя, что все обвинения сфабрикованы. Тем не менее, Катрюка обличают показания его сообщников, осужденных уголовным судом 1973 года.

Не понес наказания до 1986 года и командир карателей Васюра, длительный период после войны занимавший должность заместителя директора в одном из киевских колхозов. Его и в мирное время отличали жестокие методы, но веских доказательств о причастности к массовым убийствам в Белоруссии следствию найти не удалось. Лишь почти полвека спустя справедливость восторжествовала, и Васюра был подвергнут суду. Его показания отличаются цинизмом, он с презрением отзывается о своих сообщниках, называя их мерзавцами. Васюра так и не покаялся в своем преступлении искренне.

Все из тех же материалов допроса преступников известно, что 22 марта 1943 года 118-й отряд вторгся на территорию деревни. Акция носила карательных характер за действия партизан, совершивших утром того же дня в 6 часов утра нападение на немецкий отряд. В результате нападения партизан был убит Ганс Вельке, ставший первым олимпийским чемпионом Германии. Ценность личности Вельке для Третьего Рейха заключалась в том, что он являлся подтверждением теории о превосходстве белой расы над чернокожими и азиатами. Смерть легкоатлета вызвала бешенство со стороны партийного руководства, а также рядовых немцев.

Вина советских партизан заключалась в непродуманности последствий нападения. Карательная операция стала ответом на убийство столь именитого немца. В ярости 118 отряд во главе с бывшим красноармейским офицером Г. Васюрой арестовал и убил часть группы лесорубов, а оставшихся в живых этапировал по следам партизан в близлежащую Хатынь. По приказу Кернера людей вместе с малолетними детьми, которых среди 147 жителей было 75, согнали в деревянный сарай, обложили сухой соломой, облили топливом и подожгли. Люди задыхались в дыму, на них загоралась одежда и волосы, началась паника. Стены ветхого колхозного здания, подточенные огнем, не выдержали и рухнули. Несчастные попытались бежать, но их накрыла автоматная очередь. Из жителей спаслись единицы, а деревня была стерта с лица земли. Самому младшему жителю, погибшему в огне, было всего семь недель. Массовое убийство проводилось в рамках антипартизанской спецоперации под красивым немецким названием «Winterzauber», означавшим в переводе «Зимнее волшебство». Подобные акции оказались типичными для Вермахта, хотя они в корне нарушали все международные акты и обычаи ведения цивилизованной войны.

В отличие от украинских членов Буковинского куреня, многие из бывших воинов вермахта раскаялись в своих злодеяниях, некоторые стыдятся только принадлежности к военным силам Третьего Рейха. Хатынь сегодня является посещаемым местом, сюда приезжали и бывшие служащие 118 отряда. В доказательство своего раскаяния и скорби они прошли пешком путь до деревни длиною в шесть километров. Может ли сие действие загладить их вину? Конечно, нет. Однако бывшие фашисты публично признают и осознают всю мерзость и бесчеловечность данного эпизода войны, они не стремятся оправдать свои преступления. Националисты же Западной Украины вопреки всем нормам морали проповедуют возмутительные идеи, а власти потворствуют оскорбительной пропаганде.

Итак, погибнуть от рук советских партизан, либо сотрудников НКВД несчастные хатынцы не могли, уж слишком много доказательств свидетельствует об обратном. Остается выяснить, почему советское руководство постаралась скрыть сведения о преступлениях 118 отряда. Ответ довольно прост: большинство полицаев, безжалостно убивших полторы сотни мирных жителей, были бывшими красноармейцами. Пленным советским воинам часто предлагалось встать на сторону захватчиков, немногие приняли это предложение. Буковинский курень был составлен преимущественно из предателей, истреблявших братский народ, трусливо спасая таким способом свою жизнь. Открыть информацию о каждом из преступников означало признать факт массового предательства, в том числе и по идеологическим мотивам в среде доблестной советской армии. По-видимому, правительство на это так и не решилось.

22 марта 1943 года немецкий карательный отряд сжег в оккупированной Белоруссии деревню Хатынь - со всеми жителями. Акция была проведена 118-м шуцманшафт-батальоном и особым батальоном СС Дирлевангера в качестве мести за гибель немецких военнослужащих от рук партизан. Хатынь стала символом массового уничтожения мирного населения, осуществлявшегося нацистами и коллаборационистами на оккупированной территории СССР.

21 марта 1943 года в Хатыни заночевали партизаны из бригады «Дяди Васи» - Василия Воронянского. Наутро 22 марта они ушли в Плещеницы - для участия в боевой операции. Одновременно из Плещениц им навстречу в направлении Логойска выехала легковая автомашина в сопровождении двух грузовиков с карателями из 118-го батальона шуцманшафта 201-й немецкой охранной дивизии. В автомашине ехал шеф-командир первой роты капитан полиции Ганс Вёльке, направлявшийся на аэродром в Минске.

По пути колонна натолкнулась на женщин из деревни Козыри, работавших на лесозаготовке; на заданный им вопрос о наличии поблизости партизан женщины ответили, что никого не видели. Колонна двинулась дальше, но, не проехав и 300 м, попала в партизанскую засаду, устроенную отрядом «Мститель» из бригады «Дяди Васи». В перестрелке каратели потеряли трёх человек, включая и Ганса Вёльке. Командир взвода карателей, полицай Василий Мелешко заподозрил женщин в пособничестве партизанам и, вызвав подкрепление из батальона «Дирленвангер», вернулся к месту, где женщины рубили лес; по его приказу 26 женщин были расстреляны, а остальные отправлены в Плещеницы под конвоем.

Гитлеровцы были взбешены гибелью Ганса Вёльке, который в 1936 году стал чемпионом Олимпийских игр в толкании ядра и был лично знаком с Гитлером. Они стали прочёсывать лес в поисках партизан и во второй половине дня 22 марта 1943 года окружили деревню Хатынь.


Каратели обливают ворота бензином, чтобы сжечь сарай

Костяк батальона карателей был сформирован в Польше в начале 1942 года из военнопленных, пожелавших стать коллаборационистами. Затем формирование 118-го и 115-го шуцманшафт-батальонов было продолжено в Киеве преимущественно из этнических украинцев. В батальон вошли украинские националисты из распущенного Буковинского куреня, связанного с ОУН. Одна из рот 118-го батальона была сформирована из военных 115-го шуцманшафт-батальона.

Операция проводилась под руководством специального подразделения СС зондербатальона «Дирлевангер». Командовал батальоном бывший польский майор Смовский, начальник штаба - бывший старший лейтенант Красной Армии Григорий Васюра, командир взвода - бывший лейтенант Красной Армии Василий Мелешко.

Немецким «шефом» 118-го вспомогательного батальона был майор полиции Эрих Кернер. Батальон участвовал и в других операциях. 13 мая Васюра возглавлял боевые действия против партизан в районе села Дальковичи. 27 мая батальон проводит карательную операцию в селе Осови, где были расстреляны 78 человек. Далее последовала карательная операция «Коттбус» на территории Минской и Витебской областей - расправа над жителями сёл возле Вилейки - Маковье и Уборок, расстрел 50 евреев у села Каминская Слобода. За успешное выполнение поставленных задач гитлеровцы присвоили Васюре звание лейтенанта и наградили двумя медалями...

Жители деревни ничего не знали о том, что ночевавшие у них партизаны успели обстрелять немецкую автоколонну. Тем не менее, в нарушение международных правил ведения военных действий, на все население Хатыни была возложена коллективная ответственность за гибель нескольких оккупантов. По приказу Эриха Кернера и под непосредственным руководством Васюры полицаи согнали всё население Хатыни в колхозный сарай и заперли в нём. Тех, кто пытался убежать, убивали на месте. Среди жителей деревни были многодетные семьи: так, например, в семье Иосифа и Анны Барановских было девять детей, в семье Александра и Александры Новицких - семеро. В сарае заперли также Антона Кункевича из деревни Юрковичи и Кристину Слонскую из деревни Камено, которые оказались в это время в Хатыни. Сарай обложили соломой, стены облили бензином. Переводчик-полицейский Лукович лично запалил факел и поднес к запертым дверям...

Резвое пламя занялось быстро - несмотря на влажную погоду. Деревянный сарай запылал с четырех сторон. Под напором десятков человеческих тел не выдержали и рухнули двери. В горящей одежде, охваченные ужасом, задыхаясь, люди бросились бежать; но тех, кто вырывался из пламени, расстреливали из пулемётов...


Каратели

Горький дым пожара и холодный безжалостный свинец навеки погасили солнце в глазах 149 человек. Пеплом стали и дети... Стёпе Иотко было тогда четыре года, Мише Желобковичу - два, а Толику Яскевичу - всего семь недель. Они так и не успели понять, зачем сгоняют всех в этот тёмный сарай, зачем заколачивают широкие ворота...

Спастись удалось лишь двум дивчинам - Марысе Федорович и Юле Климович, которые чудом смогли выбраться из горящего сарая и доползти до леса, где их подобрали жители деревни Хворостени Каменского сельсовета (позднее и эта деревня была сожжена оккупантами, и обе девушки погибли в ходе следующей карательной акции. Сама деревня была уничтожена полностью.

Из находившихся в сарае детей только семилетний Витя Желобкович и двенадцатилетний Тошка Барановский остались в живых. Витя спрятался под телом своей матери, которая прикрыла сына собой; ребёнок, раненный в руку, пролежал под трупом матери до ухода карателей из деревни. Антон Барановский был ранен в ногу пулеметной пулей, и каратели приняли потерявшего сознание от кровопотери мальчика за метрового.

Антон Барановский во время судебного процесса над карателями Дирлевангера, проходившего в Минске, вспоминал:

«В наш дом ворвались три или четыре карателя. Вошедший в дом первый каратель был вооружен винтовкой, а остальные автоматами. Одеты они все были в немецкую военную форму. Цвета их формы и знаков различия я не помню. Ворвавшийся первым каратель, на русском языке с характерным украинским акцентом, в озлобленной форме, с матюгами, приказал нам выходить из дома. Погнали нас к сараю Каминского. Около сарая я увидел своего отца, к нему жались восемь моих братиков и сестричек в возрасте от годика до 14 лет. Мать каратели пригнали вместе со мной.

Фашисты прикладами заставляли людей становиться на колени. Затем нас всех загнали в сарай. Озверелые палачи заперли ворота сарая и подожгли его. Люди в отчаянии бросились к воротам. Плачем и стонами наполнился сарай. Люди сорвали ворота и выбежали из сарая. Я тоже бросился бежать. Но метрах в сорока мне прострелили левую ногу разрывной пулей, и я упал. Лежал, истекая кровью, и еще долго слышал крики и стоны людей, горевших в сарае. Так я пролежал оставшийся день и всю ночь (...)»


Враги сожгли родную хату

Соня Яскевич ночевала в ту ночь у своей тёти - Анны Сидоровны:

«Каратели ворвались в хату. Тётю тут же, на моих глазах, убили. Меня вытолкнули на улицу, показывают в сторону сарая Каминского, дескать, иди туда. «Шнель, шнель!» - кричат, и - в плечи прикладом. Я еле удержалась на ногах. Побежала от дома. Каратели вернулись в тётин дом грабить, а я одна осталась. И побежала не к сараю, а в сторону поля. Долго бежала. После слышу, стреляют по мне, пули засвистали (...)»

Обгоревших, израненных детей подобрали и выходили жители соседних деревень. После войны дети воспитывались в детском доме. Ещё двоим - Володе Яскевичу и Саше Желобковичу - удалось в начале карательной операции спрятаться в лесу.

Из взрослых жителей деревни выжил лишь 56-летний деревенский кузнец Иосиф Иосифович Каминский. Обгоревший и раненый, он пришёл в сознание среди горы мертвых тел. За день поседевший мужик-богатырь, легко ворочавший в кузне двухпудовым молотом, производил впечатление изможденного старика... Среди покойников он нашел своего сына Адама. Мальчик был еще жив, но безнадежен - огнестрельное ранение в живот, обширные ожоги. Взяв мальчика на руки, отец побрел с ним по трупам, рассчитывая найти приют на хуторе у дальней родни. Но не донес: Адам скончался на руках отца

«21 марта 1943 года, в воскресенье, в нашу деревню Хатынь приехало много партизан. Переночевав, утром еще было темно, большая часть их выехала из деревни. В середине дня, то есть в понедельник, 22 марта, я, находясь дома в дер. Хатынь, услышал стрельбу около деревни Козыри, расположенной в 4 - 5 км. Причем стрельба сначала была большая, потом она прекратилась и вскоре снова на некоторое время возобновилась. Не помню точно, кажется, в 15 часов партизаны возвратились в Хатынь, сказали - уезжайте, немцы идут. А куда уезжать - с детишками-то?..

Собраться мы не успели. Спустя час-полтора нашу деревню стали окружать немцы, после чего между ними и партизанами завязался бой. Несколько партизан в дер. Хатынь было убито, в частности, я лично видел, что в моем огороде лежал труп убитой женщины-партизанки... Были разговоры среди местных жителей, кого конкретно не помню, что со стороны партизан имелись другие потери, но я сам больше убитых не видел. Были ли потери со стороны немецких войск, не знаю.

Партизаны после часового примерно боя отступили, а солдаты немецких войск стали собирать подводы и грузить на них имущество. Из числа жителей дер. Хатынь они взяли в подводчики только одного Рудак Стефана Алексеевича. А остальных жителей начали сгонять в сарай, расположенный в метрах 35 - 50 от моего дома, то есть мой сарай. Я проживал по правой стороне и в середине деревни Хатынь, если ехать из дер. Слаговище со стороны г.п. Логойска. А мой сарай, куда сгоняли каратели людей, расположен ближе к улице.

Ко мне в дом сначала зашло 6 карателей, разговаривавших на украинском и русском языках. Одеты они были - трое в немецкой форме, а остальные, вернее, другие три карателя в каких-то шинелях серого цвета, как будто русских (имеется в виду, очевидно, красноармейская форма) шинелях. Все они были вооружены винтовками. Дома тогда были я, моя жена Аделия и четверо детей в возрасте от 12 до 18 лет. Меня ушибли прикладом в спину, чтобы я стал на колени, они у меня спросили, сколько было партизан.

Когда я ответил, что было у меня шесть человек, а кто они такие не знаю, вернее, или партизаны, или другие - я так выразился, спросили затем, есть ли лошадь, и предложили ее запрячь. Как только я вышел из дома, один из карателей, одетый в шинель серого цвета, у него на рукаве были нашиты знаки с каким-то, если не ошибаюсь, коричневым оттенком, высокого он роста, плотного телосложения, полный в лице, разговаривал грубым голосом, ударил меня прикладом винтовки в плечо, назвал бандитом и сказал быстрее запрягать лошадь.

Лошадь стояла у моего брата Каминского Ивана Иосифовича, который проживал напротив моего дома через улицу. Зайдя туда во двор, я увидел, что мой брат Иван уже лежал на пороге своего дома убитый. Видимо, он был убит еще во время боя, в результате которого даже окна частично повылетали, в том числе в моем доме.

Лошадь я запряг, и ее взяли каратели, а меня и сына моего брата Владислава два карателя погнали в сарай. Когда я пришел в сарай, то там уже были человек 10 граждан, в том числе моя семья. Я еще спросил, почему они неодетые, на что моя жена Аделия и дочь Ядвига ответили, что их каратели раздели, отняли все до исподних рубах.

Людей продолжали сгонять в этот сарай, и он через непродолжительное время был совершенно заполнен, что даже нельзя поднять рук. В сарай согнали человек сто семь моих односельчан. Когда открывали и загоняли людей, было видно, что многие дома уже горели. Я понял, что нас будут расстреливать, и сказал находившимся вместе со мной в сарае жителям: «Молитесь богу, потому, что здесь умрут все».

В сарай были согнаны мирные жители, среди них много малолетних и даже грудного возраста детей, а остальные - в основном женщины, старики. Обреченные на смерть люди, в том числе я и члены моей семьи, сильно плакали, кричали.

Открыв двери сарая, каратели стали расстреливать из пулеметов, автоматов и другого оружия граждан, но стрельбы почти не было слышно из-за сильного крика и воя людей. Я со своим 15-летним сыном Адамом оказался около стены, убитые граждане падали на меня, еще живые люди метались в общей толпе, словно волны, лилась кровь из тел раненых и убитых. Обвалилась горевшая крыша, страшный, дикий вой людей еще усилился. Под ней горевшие живьем люди так вопили и ворочались, что эта крыша прямо-таки кружилась.

Мне удалось из-под трупов и горевших людей выбраться и доползти до дверей. Тут же каратель, стоявший у дверей сарая из автомата выстрелил по мне, в результате я оказался раненым в левое плечо; пули как будто обожгли меня, поцарапав в нескольких местах тело в области спины и порвав одежду. Мой сын Адам, до этого обгоревший, выскочил из сарая, но в метрах 10 от сарая после выстрелов упал. Я, будучи раненым, чтобы не стрелял больше по мне каратель, лежал без движения, прикинувшись мертвым, но часть горевшей крыши упала мне на ноги, и у меня загорелась одежда. Я после этого стал выползать из сарая, поднял немного голову, увидел, что карателей у дверей уже нет.

Возле сарая лежало много убитых и обгоревших людей. Там же лежал раненый сосед мой Альбин Феликсович Иотка, у него из бока лилась кровь, и, поскольку я находился рядом с ним, то кровь текла прямо на меня. Я еще пытался ему помочь, затыкал рукой рану, чтобы не текла кровь, но он уже умирал, будучи совершенно обгоревшим, на лице и теле не было уже кожи, тем не менее, он еще раза два сказал: «Спасай меня, коваль!», почувствовав мое прикосновение.

Услышав слова умиравшего Альбина, каратель подошел откуда-то, ничего не говоря, поднял меня за ноги и отбросил, я, хотя был в полусознании, не ворочался. Тогда этот каратель ударил меня прикладом в лицо и ушел. У меня была в ожогах спина и руки. Лежал я совершенно разутый, так как снял горевшие валенки, когда выполз из сарая. Лежал на снегу в луже крови, то есть смешавшейся со снегом.

Вскоре я услышал сигнал к отъезду карателей, а когда они немного отъехали, мой сын Адам, лежавший недалеко от меня, в метрах примерно трех, позвал меня к себе вытащить его из лужи. Я подполз, приподнял его, но увидел, что он ранен в живот пулеметной очередью - словно перерезан пулями пополам. Мой сынок еще успел спросить: «А жива ли мама?» - и потерял сознание. Я хотел его нести, но скоро понял, что Адам скончался.

Какие трупы лежали около сарая, не помню, вспоминаю еще только Желобковича Андрея, которого видел убитым. Кроме моих членов семьи, там погибли его жена и трое детей, в том числе грудной ребенок. Я сам поднялся идти, но не смог, обессилел, и вскоре пришел ко мне мой шурин Яскевич Иосиф Антонович, проживавший на хуторе в полутора примерно километрах от деревни Хатынь, и отвел к себе домой, вернее, почти нес на себе. Деревня Хатынь уже полностью догорала. Это было вечером 22 марта 1943 года, когда стемнело."

Впоследствии фигура измученного селянина, несущего на руках умирающего ребенка, стала центральным персонажем знаменитого памятника жертвам Хатыни...


«Непокоренный». Прототипами для этого изваяния послужили Иосиф Каминский и его сын Адам

В уничтожении деревни главенствующую роль сыграли даже немцы, а предатели-коллаборационисты, полицаи, послушно выполнившие волю своих хозяев. Имена злодеев история сохранила: Константин Смовский, Иван Шудря, Винницкий, Мелешко, Пасичнык, Васюра, И. Козынченко, рядовые Г. Спивак, С. Сахно, О. Кнап, Т. Топчий, И. Петричук, Владимир Катрюк, Лакуста, Лукович, Щербань, Варламов, Хренов, Егоров, Субботин, Искандеров, Хачатурян.

Командир батальона полицаев Смовский после войны был активным деятелем эмигрантских организаций, к ответственности не привлекался, умер от старости в эмиграции - в Миннеаполисе, США.

Командир взвода Василий Мелешко был после войны в розыске, арестован и приговорён к расстрелу как пособник фашизма. Приговор приведён в исполнение в 1975 году.

По окончании войны удалось замести свои следы другому полицаю - Васюре. Только в 1952 году за сотрудничество с оккупантами во время войны трибунал Киевского военного округа приговорил его к 25 годам лишения свободы. В то время о его карательной деятельности ничего не было известно. 17 сентября 1955 года Президиум Верховного Совета СССР принял Указ «Про амнистию советских граждан, которые сотрудничали с оккупантами во время войны 1941–1945», и Васюра вышел на свободу. Вернулся к себе в Черкасскую область...

Но правды не утаишь - одна из местных жительниц вспомнила, что в войну он был полицаем и участвовал в сожжении деревень. Сотрудники КГБ снова арестовали преступника. К тому времени он работал заместителем директора одного из совхозов на Киевщине, в апреле 1984 был награждён медалью «Ветеран труда», каждый год его поздравляли пионеры с 9 мая... Удивительно, но факт: бывший полицай очень любил... выступать перед пионерами в образе ветерана войны, фронтовика-связиста, и даже именовался почётным курсантом Киевского высшего военного инженерного дважды Краснознаменного училища связи имени М. И. Калинина - того, что закончил до войны.

Из материалов процесса по делу Г. Васюры:

Вопрос прокурора: «Судя по анкетам, большинство ваших подчинённых до этого служили в Красной Армии, прошли через немецкий плен, их нет нужды водить за ручку?»

Васюра: «Да, служили. Но это была шайка бандитов, для которых главное - грабить и пьянствовать. Возьмите комвзвода Мелешку - кадровый офицер, но форменный садист, буквально шалел от запаха крови»...

В ноябре-декабре 1986 г. в Минске состоялся процесс над Григорием Васюрой. Во время суда (дело № 104 объёмом в 14 томов) было установлено, что им лично было уничтожено более 360 мирных женщин, стариков, детей. Решением военного трибунала Белорусского военного округа Григорий Васюра признан виновным и приговорен к расстрелу.

В 1970-е годы был разоблачён Степан Сахно, осевший после войны в Куйбышеве и выдававший себя за фронтовика. На состоявшемся судебном процессе он был приговорён к 25 годам лишения свободы.

На 2015 год единственным оставшимся в живых известным членом 118-го батальона был Владимир Катрюк, с 1951 года проживавший в Канаде. В 1999 году Канада лишила его гражданства после того, как вскрылись изобличавшие его в военных преступлениях сведения, но в ноябре 2010 года суд вернул ему канадское гражданство. В мае 2015 года против Владимира Катрюка возбудил уголовное дело Следственный комитет России по статье 357 УК РФ("Геноцид"), но Канада отказала России в выдаче Катрюка - из-за того, что он был уже стар и болен. В том же месяце Катрюк скончался в Канаде.


Хатынь горит...

А тех, кто погиб в Хатыни, мы можем помянуть поименно – их имена сохранили архивы и память уцелевших родных по всей Белоруссии…

В соответствии с Актом комиссии Логойского исполкома райсовета народных депутатов от 26 мая 1969 года установлена дата и время сожжения деревни Хатынь: 22 марта 1943 года в два часа дня. Народу погибло 149 человек, из них 75 – дети и подростки. Сожжено 26 дворов, хозяйство деревни уничтожено полностью.

Список погибших согласно похозяйственной книге:
Дом №1:
Желобкович Андрей Иванович, 46 лет от роду,
Желобкович Анна Викентьевна, 38 лет, его жена,
Их дети:
Желобкович Степан, 15 лет
Желобкович Анна, 14 лет
Желобкович София, 10 лет

Дом №2:
Желобкович Пётр Антонович, 45 лет
Желобкович Стефанида Алексеевна, 40 лет, его супруга,
Их дети:
Желобкович Ольга, 15 лет,
Желобкович Станислав, 14 лет,
Желобкович Раиса, 11 лет,
Желобкович Лидия, 9 лет,

Дом №3
Желобкович Роман Степанович, 62 года
Желобкович Стефанида Ивановна, 51 год, его жена
Их внуки:
Желобкович Виктор, 10 лет
Желобкович Галина, 8 лет

Дом №4:
Барановский Иосиф Иванович, 44 года (брат кузнеца Иосифа)
Барановская Анна Викентьевна, 37 лет, его жена,
Их дети:
Барановский Николай, 15 лет
Барановский Станислав, 14 лет
Барановский Владимир, 12 лет
Барановский Геннадий, 11 лет
Барановская Леонида, 11 лет
Барановская Мария, 10 лет
Барановская София, 9 лет
Барановская Елена, 7 лет

Дом № 5
Новицкий Александр Романович, 47 лет
Новицкая Александра, 42 года, его супруга
Их дети:
Новицкий Леонид, 15 лет
Новицкий Евгений, 13 лет
Новицкая Мария, 11 лет
Новицкая Анна, 9 лет
Новицкий Константин, 5 лет
Новицкий Антон, 4 года
Новицкий Михаил, 2 года

Дом №6
Барановская София, 48 лет,
Барановская Ванда, 25 лет
Барановская Анна, 17 лет
Барановский Николай, 6 лет

Дом №7 – пустовал и сожжен без жителей.
Дом №8:
Жидович Савелий Казимирович, 38 лет,
Жидович Елена Антоновна, 35 лет,
Их дети:
Жидович Степа, 12 лет,
Жидович Казимир, 10 лет,
Жидович Адам, 9 лет,
Жидович Николай, 8 лет,
Жидович Вячеслав, 7 лет,
Жидович Михаил, 5 лет,
Бабушка:
Жидович Мария Антоновна, 60 лет,

Дом №9:
Каминский Иван Иосифович, 51 год (брат кузнеца Иосифа),
Каминская Ольга Антоновна, 47 лет,
Их дети:
Каминский Вячеслав, 19 лет,
Каминская Мария, 15 лет,
Каминский Станислав, 11 лет,
Каминская Аня, 10 лет,
Каминская Юзефа, 5 лет,

Дом №10:
Каминская Аделия, 53 года (супруга Иосифа Иосифовича Каминского, послужившего прототипом изваяния «Отцовская скорбь»,
Ее дети:
Каминская Ядвига, 21 год,
Каминский Адам, 15 лет, (это над ним плачет отец …)
Каминский Михаил, 13 лет,
Каминская Виля, 11 лет,
Кункевич Антон, 31 год, подмастерье кузнеца Иосифа,

Дом № 11:
Желобкович Иван Иванович (1904 г. р.) - 39 лет,
Желобкович София Антоновна (1907 г. р.) - 36 лет,
Племянник:
Желобкович Владимир (1922 г. р.) - 21 год,
Дети:
Желобкович Лена (1933 г. р.) - 10 лет,
Желобкович Леония (1939 г. р.) - 4 года,
Желобкович Михаил (1941 г. р.) - 2 года,
Родственники:
Желобкович Мария (1885 г. р.) - 58 лет,
Яскевич Иван Антонович (1904 г. р.) - 39 лет,
Яскевич Юлия Ивановна (1913 г. р.) - 30 лет,
Их дети:
Яскевич София (1933 г. р.) - 10 лет,
Яскевич Елена (1935 г. р.) - 8 лет,
Яскевич Аня (1939 г. р.) - 4 года,
Яскевич Михаил (1941 г. р.) - 2 года,

Дом № 12:
Иотка Казимир-Альбин Феликсович, 47 лет,
Иотка Елена Степановна, 45 лет,
Их дети:
Иотка Мария, 18 лет,
Иотка Альберт, 15 лет,
Иотка Стася, 12 лет,
Иотка Доминик, 7 лет,
Иотка Регина, 6 лет,
Иотка Степан, 4 года
Иотка Юзефа, 2 года,

Дом № 13:
Желобкович Ефросиния Ивановна, 60 лет,
Ее сын:
Желобкович Иосиф, 39 лет,
Желобкович Ольга, 34 лет, его жена,

Дом № 14:
Иотка Иван Александрович, 39 лет,
Иотка Анастасия Степановна, 35 лет,
Их дети:
Иотка Казимир, 8 лет,
Иотка Юзефа, 4 года,

Дом № 15:
Рудак Мария Ивановна, 45 лет,
Ее мать:
Миранович Стефанида Климентьевна, 68 лет,

Дом № 16:
Дражинская Юзефа Антоновна (1911 г. р.) - 32 года,
Ее дети:
Дражинская Валентина, 10 лет,
Дражинская Михалина, 5 лет,
Их родственники:
Довгель Антон Антонович, 55 лет,
Довгель Борис, 10 лет,

Дом №17:
Миранович Иосиф Иосифович, 44 года,
Миранович Фекла Николаевна, 42 года,
Их дети:
Миранович Нина, 18 лет,
Миранович Фёдор, 9 лет,
Миранович Пётр, 6 лет,
Миранович Василий, 3 года,
Миранович Елена, 2 года,

Дом № 18:
Карабан Константин Устинович, 46 лет,
Карабан Мария, 43 года,
Их дети:
Карабан Леокадия, 15 лет,
Карабан Надежда, 10 лет,
Карабан Константин, 4 года,

Дом №19:
Федарович Анна Сидоровна, 51 год
Дом № 20:
Карабан Петр Васильевич, 29 лет,
Карабан Елена Гавриловна, 18 лет,

Дом № 21:
Карабан Юлия Амбросиевна, 65 лет,
Карабан Иосиф, 25 лет,
Карабан Мария, 20 лет,
Карабан Анна, 20 лет,
Карабан Виктор, 18 лет,
Карабан Владимир, 2 года.

Дом № 22:
Яскевич Антон Антонович, 47 лет,
Яскевич Алена Сидоровна, 48 лет,
Их дети:
Яскевич Виктор, 21 год,
Яскевич Ванда, 20 лет,
Яскевич Вера, 19 лет,
Яскевич Надежда, 9 лет,
Яскевич Владислав, 7 лет,
Яскевич Толик, 7 недель,

Дом №23:
Рудак Стефанида Антоновна, 45 лет,
Ее дети:
Рудак Зинаида, 18 лет,
Рудак Александр, 11 лет,
Рудак Регина, 9 лет,
Рудак Антон, 5 лет,

Дом № 24:
Рудак Иосиф Иванович, 69 лет,
Рудак Прасковья Ивановна, 66 лет,
Их сын:
Рудак Михаил Иосифович, 38 лет,
Его супруга:
Рудак Христина, 31 год,
Их дети:
Рудак София, 5 лет,
Рудак Христина, 3 года,

Дом № 25:
Федарович Иосиф Сидорович, 54 года,
Федарович Петрунеля Амбросиевна, 49 лет,
Их дети:
Федарович Мария, 21 год,
Федарович Антон, 18 лет,
Их родственник:
Федарович Иосиф Иосифович, 30 лет,
Его жена:
Федарович Юлия Антоновна, 30 лет,
Их дети:
Федарович Катюша, 5 лет,
Федарович Аня, 3 года,

Дом № 26:
Климович Антон Максимович, 53 года,
Его дети: Климович Юлия, 21 год,
Климович Антон, 17 лет,
Их родственники:
Слонская Христина Максимовна, 48 лет,
Соколовский Пётр Леонович, 10 лет.

В память сотен белорусских деревень, уничтоженных нацистами в годы Великой Отечественной войны, в январе 1966 года было принято решение о создании в Логойском районе мемориального комплекса «Хатынь». В марте 1967 года был объявлен конкурс на создание проекта мемориала. В конкурсе победил коллектив архитекторов: Ю. Градов, В. Занкович, Л. Левин, скульптор народный художник БССР С. Селиханов. Торжественное открытие мемориального комплекса «Хатынь» состоялось 5 июля 1969 года.


Торжественное открытие мемориального комплекса «Хатынь»

Мемориальный архитектурно-скульптурный комплекс занимает площадь около 50 га. В центре композиции мемориала находится шестиметровая бронзовая скульптура «Непокорённый» («Отцовская скорбь») - взрослый крестьянин с умирающим мальчиком на руках. Рядом - сомкнутые гранитные плиты, символизирующие крышу сарая, в котором были сожжены жители деревни.

На братской могиле из белого мрамора - Венец памяти. На нём - наказ погибших живым:

«Люди добрые, помните: любили мы жизнь, и Родину нашу, и вас, дорогие.

Мы сгорели живыми в огне. Наша просьба ко всем: пусть скорбь и печаль обернутся в мужество ваше и силу, чтобы смогли вы утвердить навечно мир и покой на земле.

Чтобы отныне нигде и никогда в вихре пожаров жизнь не умирала!»

На обратной стороне Венца памяти - ответ живых погибшим:

«Родные вы наши, Головы в скорби великой склонив, стоим перед вами.

Вы не покорились фашистским убийцам в черные дни лихолетья.

Вы приняли смерть, но пламя любви вашей к Родине нашей Советской вовек не погаснет. Память о вас в народе бессмертна, как вечна земля и вечно яркое солнце над нею!»

Бывшая улица деревни выложена серыми, под цвет пепла, железобетонными плитами. В тех местах, где когда-то стояли дома, поставлено 26 символических бетонных нижних венцов срубов и столько же обелисков, напоминающих печные трубы, опалённые огнём. Перед каждым из сожжённых домов установлена открытая калитка, как символ гостеприимства жителей деревни. На трубах-обелисках - бронзовые таблички с именами тех, кто здесь родился и жил. Сверху каждого обелиска - печально звенящий колокол. Колокола звонят одновременно каждые 30 секунд.

На территории комплекса находится единственное в мире «Кладбище деревень» - 185 могил, каждая из которых символизирует одну из невозрождённых белорусских деревень, сожжённых вместе с населением (186-я невозрождённая деревня - это сама Хатынь). Могила каждой деревни представляет собой символическое пепелище, в центре которого расположен пьедестал в виде языка пламени - символ того, что деревня была сожжена. В траурной урне хранится земля погибшей деревни. На могиле написаны название населенного пункта.

Из показаний свидетельницы Синицы Анны Никитичны (село Збыхово):

«Зашли в хату и, не говоря ничего, выстрелили в маму. Перед этим мы слышали: «пак-пак-пак!» - стреляют у соседей. Мама тогда сказала: «Курей стреляют». Даже не подумали, а на улицу боялись выйти. Кто выйдет, они просили: «Матка, нахауз». В маму как выстрелили, она еще вбежала в нашу комнату: «Детки!» Я сразу на печь взлетела, и девки за мной. Я у стенки была, потому и осталась. Один на кровать встал, чтобы выше, и стрелял из винтовки. Раз - зарядит, и снова - бах! Сестрёнка была с краю и на мне еще лежали подруги, соседки наши, я слышала, как убили их. А кровь на меня льется. «Ой! Мамочка!» - а на меня кровь. Потом я слышала, как говорили, смеялись. Патефон был, так они завели, наши пластинки слушают. «Полюшко-поле...» Поиграли и пошли. Я сползла с печи, печь красная-красная, мама на полу, а в окне горит деревня, и мы горим, школа тоже...»

Из воспоминаний Кругловой Феклы Яковлевны (посёлок Октябрьский, Полесская область):

(...) Снаружи подожгли нас. Вот взяли так, брызнули на этот клуб - и этот клуб пошел гореть. И вот один наш (...) он в окно, в раму как дал и вылетел с сыном. Сын был вровень с ним. И ещё женщина... Они, как летели ключом через это окно, дак немцы по ним очередь выпустили - те, что у железной дороги лежали. Они бежали все, как гуси какие, ключом, так они все и полегли, эти люди. А я сзади, из окна выпала, и тута канавка ж была, и кустики были такие (...)"

Вспоминает Гринкевич Матрена Трофимовна (д.Курин Октябрьского района):

«(...) Подожгли хутор Ковали. На этом моменте. И мужчины эти позалезают на крышу, смотрят и видят, как ловят детей и бросают в огонь (...)»

Репчик Миколай Иванович (д. Хвойня Петриковского р-на Полесской области):

«(...) Приехали они, охватили деревню, заняли с конца и гонят - и детей, и малых, и больших, и старых. Кто не может идти - из хаты не выгоняют. Остаются. Я тогда покалеченный был, с поломанной ногой гипсе лежал. Ну, думаю, что будет, то будет. Затаился. Вижу, погнали людей. Мужчин отделили, и детей с женщинами. Мужчин загнали в гумно и запалили: я уже вижу, что огонь горит. Вижу, с горы гонят женщин и детей. А гумно горит. То горит, которое дальше. А их гонят в другое. Кончили гнать сюда - раз, двери закрыли, облили бензином и подпалили. А мне всё это из окна видно (...) Кто был в хате, тех побили, горят в хате. Войдут в хату - люди лежат, а кто утекает - стреляют. Волы ходят, коровы ходят, свиньи пищат, а деревня горит... Людей нет уже, а стадо по селу гонят, скот повыгоняли, взяли себе. »

Вспоминает Падута Ганна Сергеевна (д. Лавстык Октябрьского района):

«(...) Тот край деревни занятый, а наш еще свободный. Мы и пошли на поселок, что у самого леса. Потом в ольшаничек. И тут нас, может, баб пятнадцать лежало, в этом ольшанике. Уже упали и лежали. Не видели, как они жгли, как убивали, только слышно - сильно кричали, народ кричал. Не слышно, что она там одна говорит, только: «А-а-а!» Только голос идет, идет голос. А потом и всё - будто онемели. Умерли (...)»

Рассказывает Крот Катерина Даниловна (д. Лозок Калинковичского района):

«(...) Я отползла так, може, метров сто от деревни и лежу в жите (...) Я далековато была от них, оттуда, где их там жгли, - метров четыреста (...) Лежу я и слушаю, а их там из автоматов, как завели уже в хату (...) А потом вижу - горят уже хаты, и деревню всю осветило. Видно стало, а уже темнеть собиралось (...) А потом, когда утихло всё, я тогда в жите встала, вернулась на свою усадьбу и позвала, може где кто есть. А никто не отзывается, только скот ревёт (...)»

Из воспоминаний Лазаренко Павла Александровича (д.Харитоново Россонского района Витебской области):

«(...) У них были списки, кто-то им подал, партизанских семей. У нас такая байня, это склад такой, была, и они согнали туда людей. Мы думали, что они нас запаливать будут. Живых спалят (...) В общем, всем худо было, у всех настроение нехорошее (...) В десять часов утра раскрылись двери, и говорят: «Выходи, половина! Поедем в Германию на работу.» Нас вывели. Кругом охрана. Никуда не денешься. Они не повели нас дорогой, а на поле. Повели на поле, на поле нас выстроили в ряд всех, сами зашли в затылок, ну, и давай стрелять по нас... У меня был отец, я и брат. Матери не было. А мама наша была в посёлке: немцы утром взяли её на кухню, горох перебирать.

Ну что, поставили нас в ряд. Большинство было стариков, детей было, наверно, человек семь или восемь. Детей на руках держали. И вот они как стали стрелять... Я не знаю, как у меня получилось. Я сразу полетел, на меня полетел отец мой, - ему сразу как дали пулей разрывной в бедро, так ногу и отняло. И брат мой повалился. А я как повалился - сразу стих... Пусть, може, думают, что я уже покойник! Старухи плачут. Одна женщина была с ребёнком на руках, её убили, а ребёнок ползает по снегу... Немец подошёл и его там сразу... Расстрелял на месте.»

Из показаний свидетельницы Кравчонок Татьяны Федоровны (д.Брицаловичи, Осиповичского района Могилевской области):

«После Сталинграда это было. Я это помню, потому что брат из леса приходил, радовался. И сказал, что немцы злые теперь будут. А назавтра и командир какой-то приезжал, советовал, чуть услышим немцев, в лес прятаться. (...) Тяжело увесь час в лесу! Возвращались домой. Нас и захватили в деревне. Приказали к школе собраться, документы, аусвайсы проверять. Заперли нас, ни воды детям не дали, ни выйти. Взяли человек несколько в подводы: в лес, в пустой лагерь партизанский кто-то повел немцев. Вернулись еще злее, возчиков избитых к нам бросили. Они в том лагере подорвались. Сначала в партизанскую землянку послали наших, деревенских. Те вошли, постояли, ни до чего не дотрагивались. Партизаны уходили спехом, гитару в землянке оставили, шинель... Ни до гитары, ни до шинели никто не дотронулся. А потом немцы вошли, четверо, и тронули. Их и закинуло аж на сосну...

Стали они нас гнать из школы в сарай колхозный. Сначала партиями гнали, а потом семьями. Меня последнюю, я последняя была. И четверо детей моих со мной. Моего старшего так на самом пороге положили. Упала я на убитых, и детки со мной. Вот сюда, в шею мне попало. Только слышала, как немец сел на мои ноги и стреляет из этого... автомата... Дым, чад такой, невозможно. А когда поднялась, посмотрела на всех, то думаю: «Это все будут подниматься, вставать или это я одна?»

Из воспоминаний Жигачева Архипа Тихоновича (д.Баканиха Россонского района Витебской области):

«(...)сейчас же команда нам поступила, всей деревне, собираться в одну квартиру. И собрали нас, шестьдесят четыре человека (...) Нас уже тогда погнали, а тут возчики и полицейские выгоняют наш скот. Угнали за деревню. Когда мы собрались в одну квартиру, вошел немецкий офицер и стал осматривать, на ком что надето. Если хороший тулуп или валенки, заставляли раздевать и выбрасывать на волю, а там подбирали возчики. Тогда офицер это взял и попрощался с нами. Говорит: «До свиданья. Давайте спасибо своим этим - партизанам». А для чего он так сказал, я не понял. Как только он так сказал, так квартиру закрыли и в два окна бросили к нам гранаты (...) Взорвались гранаты - много погибло там людей, но отшатнулись все в одну сторону. Тогда из автомата по этой по куче. Когда из автомата бросили стрелять, тогда еще много было живых. Выбили люди одно окно и начали прыгать из окна...В этой деревне в феврале 1943 года было зверски убито 176 человек».

Хатынь — бывшая деревня Логойского района Минской области Беларуси — была уничтожена фашистами 22 марта 1943 года.

В день трагедии недалеко от Хатыни партизанами была обстреляна автоколонна фашистов и в результате нападения убит немецкий офицер. В ответ каратели окружили деревню, согнали всех жителей в сарай и подожгли его, а тех, кто пытался бежать, расстреливали из автоматов и пулеметов. Погибли 149 человек , из них 75 детей в возрасте до 16‑ти лет. Деревня была разграблена и сожжена дотла.

В память сотен белорусских деревень, уничтоженных немецко‑фашистскими оккупантами, в январе 1966 года было принято решение о создании мемориального комплекса "Хатынь" .

В марте 1967 года был объявлен конкурс на создание проекта мемориала, в котором победил коллектив архитекторов: Юрий Градов, Валентин Занкович, Леонид Левин, скульптор — Сергей Селиханов.

Мемориальный комплекс "Хатынь" включен в государственный список историко‑культурного наследия Белоруссии.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

75 лет назад, 22 марта 1943 года, карательный отряд уничтожил деревню Хатынь. 149 жителей были расстреляны или сгорели заживо. Хатынь стала символом массового уничтожения мирного населения на территории СССР, оккупированной Германией.

Почему была сожжена Хатынь?

Утром 22 марта полицейский охранный батальон получил приказ восстановить поврежденную линию связи между деревней Плещеницы и Логойском. Там он угодил в партизанскую засаду и потерял в перестрелке трех человек. Среди них был Ганс Вельке — олимпийский чемпион 1936 года в толкании ядра, который выиграл соревнования с мировым рекордом. Это был первый немец, победивший в соревнованиях по легкой атлетике, его лично поздравил Гитлер.

Монумент «Непокоренный человек» в мемориальном комплексе «Хатынь», автор — Сергей Селиханов, 1969 г.

Немцы решили отомстить за смерть любимца фюрера. Первоначально они отправились в деревню Козыри и расстреляли там 26 лесорубов (немцы решили, что партизаны пришли из этого населенного пункта). Потом они выяснили, что Вельке убили партизаны, которые до этого переночевали в Хатыни. Именно эта деревня и была выбрана для местного населения в качестве устрашения.

Кто уничтожил деревню?

В уничтожении Хатыни участвовали штурм-бригада СС «Дирлевангер» и 118-й батальон немецкой вспомогательной охранной полиции. Но основную работу делали последние. Всех жителей деревни согнали в огромный колхозный сарай, закрыли на засов, обложили соломой и подожгли. Когда под напором людей дверь рухнула, по мирным людям открыли огонь из автоматов и станкового пулемета.

Палач Хатыни Григорий Васюра. Фото: Википедия

На интернет-форумах периодически подчеркивается, что батальон являлся украинским. Тем не менее акцентировать на этом внимание не совсем корректно. Прежде всего, он никогда официально так не назывался. Связь с Украиной заключается в том, что он был сформирован в Киеве на основе батальона охранной полиции и военнопленных Красной Армии, взятых в плен в районе столицы Украины. Но в 118-м батальоне служили не только украинцы, но и русские, поэтому стоит оценивать не их национальность, а поступки.

Судьба карателей сложилась по-разному. Начальник штаба батальона Григорий Васюра, которого называли палачом Хатыни, сумел скрыть свое прошлое и до середины 1980-х считался ветераном войны. В 1985-м был приговорен к расстрелу.

Ранее, в 1975-м, был расстрелян командир взвода батальона Василий Мелешко. В 1970-е был приговорен к 25 годам лишения свободы Степан Сахно. А вот Владимир Катрюк нашел убежище в Канаде. О его прошлом стало известно в конце 1990-х, но его не стали выдавать. Катрюк умер своей смертью в 2015 году.

Все ли жители Хатыни погибли?

Нет, некоторые из жителей уцелели. Из взрослых повезло лишь 56-летнему деревенскому кузнецу Иосифу Каминскому, который ушел в лес за хворостом. В огне Хатыни Каминский потерял 15-летнего сына. Отец и сын стали прототипами героев хатынского памятника.

Кроме того, выжили две девушки, Мария Федорович и Юлия Климович, которые чудом выбрались из горящего сарая (позднее они погибли, когда немцы сожгли соседнюю деревню, жители которой их выходили). 7-летний Виктор Желобкович спрятался под телом своей матери. 12-летнего Антона Барановского оккупанты приняли за мертвого. Еще трое детей (9-летняя Софья Яскевич, 13-летний Владимир Яскевич и 13-летний Александр Желобкович) сумели спрятаться, поэтому их не было в сарае.

Почти все они уже умерли. Живы только Виктор Желобкович и Софья Яскевич. Остальные 149 жителей Хатыни погибли. Из них 75 детей.

Кто решил увековечить память о деревне?


Кирилл Мазуров среди тружеников села. Фото: Владимир Лупейко

В популярной литературе утвердилось мнение, что мемориальный комплекс в Хатыни появился благодаря руководителю БССР Петру Машерову. Это так и не так. Идея создать в этих местах комплекс принадлежала Кириллу Мазурову, его предшественнику на должности первого секретаря ЦК КПБ. В мемуарах «Незабываемое» Мазуров писал:

— В один из воскресных дней конца сентября 1963-го мы с Тихоном Яковлевичем Киселевым — тогда Председателем Совета Министров БССР — выехали в окрестности Минска. Километрах в пятидесяти от города по Витебскому шоссе свернули вправо по первой попавшейся дороге. Отъехав немного, остановились в березовом перелеске. Пройдя его, вышли на небольшую поляну. Несомненно, в прошлом это была пашня, но она давно уже не видела плуга, заросла высокой травой и кустарниками. В центре поля, на взгорье, увидели сожженную деревню. Десятка два обгорелых печных труб, словно памятники, поднимались к небу. От самих дворов и дворовых построек почти ничего не осталось — только кое-где серые каменные фундаменты. Перед нами была сожженная деревня, в которой после войны так никто и не поселился. Недалеко мы увидели небольшое стадо коров. Присматривал за ними пожилой человек. Подошли, разговорились. От пастуха услышали страшную историю о трагической гибели деревни Хатыни. Возникла идея увековечить Хатынь и ее жителей.

Но в 1965 году Мазурова забрали на повышение в Москву. Поэтому возведение мемориала продолжилось под руководством Петра Машерова. Решение о его создании было принято в январе 1966 года. В марте 1967-го был объявлен конкурс, в котором победил коллектив архитекторов Юрия Градова, Валентина Занковича, Леонида Левина и скульптора . Торжественное открытие состоялось в июле 1969 года. Первоначально предполагалось, что это будет мемориал в память о конкретной деревне. Но в итоге Хатынь символизирует все деревни Беларуси, сожженные в годы войны.

Во время войны были уничтожены более сотни белорусских деревень. Почему выбор остановился на Хатыни?

Действительно, Хатынь была далеко не единственной такой деревней. Во время Второй мировой войны были уничтожены более 9 тысяч деревень. Практически две сотни не смогли возродиться. Почему же выбор пал на Хатынь? Среди западных историков существует мнение, что Хатынь была выбрана из-за сходства ее названия с Катынью. До 1990-х годов Советский Союз отрицал факт расстрела там польских военнопленных. Для этого якобы акцент был сделан на Хатыни. Тем не менее убедительных доказательств этой версии нет, поэтому пока она выглядит несколько конспирологической. Впрочем, ее вполне можно совместить с рассказом Мазурова. И даже при таком раскладе это не преуменьшает значение того, что в Хатыни была увековечена память о невинно погибших людях.

За годы работы мемориального комплекса его посетили миллионы людей. Уверены, что ужас войны многие из них по-настоящему осознали в Хатыни. А значит, цель создания комплекса была полностью выполнена.


Кадр из фильма «Иди и смотри»

Адамович и режиссер Элем Климов написали на их основе сценарий картины «Иди и смотри». Фильм вышел на экраны в 1985 году. Историю белорусского мальчика Флеры, который свидетелем нацистской карательной акции и за два дня превращается из жизнерадостного подростка в седого старика, в 1985 году посмотрели 29,8 миллиона зрителей. По опросу читателей журнала «Советский экран», «Иди и смотри» был лучшим фильмом 1986 года и был назван киноэкспертами одной из величайших кинолент о войне. Недавно картина была и показана в Минске.

Одним из наиболее скорбных эпизодов Великой Отечественной войны стало уничтожение фашистскими карателями жителей деревни Хатынь в Беларуси. Несмотря на то что мемориал был создан жертвам этой трагедии ещё в советское время, вся правда стала достоянием широкой общественности лишь в годы перестройки.

Засада в лесу

Трагическая история белорусской деревни Хатынь, к тому времени уже полтора года находившейся в зоне немецкой оккупации, началась 21 марта 1943 года, когда в ней заночевал партизанский отряд Василия Воронянского. На следующее утро партизаны покинули место своего ночлега и двинулись в сторону посёлка Плещеницы.

В это же время им навстречу выехал отряд немецких карателей, направлявшийся в город Логойск. Вместе с ними в головной машине ехал капитан полиции Ганс Вёльке, направлявшийся в Минск. Надо заметить, что этот офицер, несмотря на сравнительно невысокий чин, был хорошо известен Гитлеру и пользовался его особым покровительством. Дело в том, что в 1916 году он стал победителем Берлинских Олимпийских игр в соревнованиях по толканию ядра. Фюрер тогда отметил выдающегося спортсмена, поэтому следил за его карьерой.

Выехав 22 марта из Плешениц, каратели из 118-го батальона 201 охранной дивизии, полностью сформированный из бывших советских граждан, выразивших желание служить оккупантам, двигались на двух грузовиках, впереди которых ехала легковая машина с офицерами. По пути следования они наткнулись на группу женщин ─ жительниц близлежащего села Козыри, занимавшихся заготовкой леса. На вопрос немцев о том, не видели ли они поблизости партизан, женщины ответили отрицательно, но буквально через 300 метров немецкая колонна попала в засаду, организованную бойцами Василия Воронянского.

Первый этап трагедии

Эта партизанская атака стала толчком для всей последующей трагедии в истории Хатыни. Каратели оказали партизанам сопротивление, и те были вынуждены отступить, но в ходе перестрелки они потеряли убитыми трёх человек, среди которых был и любимец фюрера ─ капитан Ганс Вёльке. Командир взвода карателей - бывший красноармеец Василий Мелешко - решил, что женщины, работавшие на лесозаготовках, намеренно скрыли от них присутствие партизан в этом районе, и тут же приказал расстрелять 25 из них, а остальных для дальнейшего разбирательства отправить в Плещеницы.

Преследуя нападавших бойцов, каратели тщательно прочесали окружавший их лесной массив и вышли к Хатыни. Война на территории оккупированной Белоруссии в тот период велась главным образом партизанскими отрядами, пользовавшимися поддержкой местного населения, которое давало им временное укрытие и снабжало продовольствием. Зная об этом, каратели вечером того же дня окружили деревню.

Банда предателей Родины

Трагическая история Хатыни неразрывно связана с 118 батальоном шуцманшафта ─ так назывались у немцев подразделения охранной полиции, сформированные из добровольцев, набранных среди пленных красноармейцев и жителей оккупированных территорий. Это подразделение было создано в 1942 году на территории Польши и вначале состояло только из бывших советских офицеров. Затем его комплектование продолжили в Киеве, включив в него большое количество этнических украинцев, среди которых преобладали националисты из ликвидированного к тому времени профашистского формирования «Буковинский курень».

Этот батальон занимался исключительно борьбой с партизанами и карательными операциями, проводившимися в отношении мирного населения. Осуществлял он свою деятельность под руководством офицеров из зондербатальона СС «Дирлевангер». Достаточно показательным является перечень лиц, стоявших во главе батальона. Его командиром был майор польской армии, перешедший на сторону немцев Еже Смовский, начальником штаба ─ Григорий Васюра, в прошлом старший лейтенант Советской армии, а командиром взвода, расстрелявшего в лесу женщин ─ уже упоминавшийся выше бывший старший лейтенант Советской армии Василий Мелешко.

Кроме карательной операции в деревне Хатынь, история батальона, целиком укомплектованного из предателей Родины, насчитывает немало подобных преступлений. В частности, в мае того же года его командир Васюра разработал и провёл операцию по уничтожению партизанского отряда, действовавшего в районе села Дальковичи, а двумя неделями позже привёл своих карателей в деревню Осови, где ими было расстреляно 79 мирных жителей.

Далее батальон перебросили сначала в Минскую, а затем в Витебскую область, и везде за ними тянулся кровавый след. Так, учинив расправу над жителями села Маковье, каратели уничтожили 85 человек мирного населения, а в посёлке Уборок расстреляли 50 скрывавшихся там евреев. За пролитую кровь соотечественников Васюра получил от фашистов лейтенантское звание и был награждён двумя медалями.

Месть партизанам

Карательные действия в отношении жителей деревни Хатынь стали местью за уничтожение партизанами трёх вражеских военнослужащих, среди которых оказался любимец Гитлера, что привело в бешенство немецкое командование. Эта бесчеловечная акция, о которой будет рассказано ниже, была совершена в соответствии с принципом коллективной ответственности, являющимся грубейшим нарушением принятых международным сообществом правил ведения войны. Таким образом, вся история трагедии Хатыни является вопиющим примером попрания международных правовых норм.

Бесчеловечная акция

В тот же вечер 22 марта 1943 года полицаи во главе с Григорием Васюрой согнали всех жителей деревни в крытый колхозный сарай, после чего заперли снаружи дверь. Тех, кто пытался бежать, понимая, что впереди ждёт неминуемая смерть, расстреливали прямо на ходу. Среди жителей, запертых в сарае, было несколько многодетных семей. Например, у супругов Новицких, ставших жертвой карателей, было семеро детей, а у Анны и Иосифа Бороновских - девять. Кроме жителей села внутри сарая оказались и несколько человек из других деревень, на своё несчастье, оказавшихся в тот день в Хатыни.

Согнав внутрь несчастных жертв, каратели облили сарай бензином. Когда всё было готово, Васюра подал знак, и полицай-переводчик Михаил Лукович поджёг его. Сухие деревянные стены быстро вспыхнули, но под напором десятков тел, не выдержав, рухнули двери. В горящей одежде люди вырывались наружу из охваченного огнём помещения, но тут же падали, сражённые длинными пулемётными очередями.

Одновременно с этими карателями были подожжены и все жилые дома деревни Хатынь. Документы, составленные в результате следствия, проведённого после освобождения этого края войсками Первого Белорусского фронта, свидетельствуют о том, что в тот день погибло 149 мирных жителей, среди которых насчитывалось 75 детей, не достигших 16-летнего возраста.

Пережившие смерть

Выжить тогда удалось лишь немногим. Среди них оказались две девушки ─ Юлия Климович и Мария Федорович. Они чудом выбрались из горящего сарая и спрятались в лесу, где на следующее утро были подобраны жителями соседнего села Хворостени, тоже, кстати, впоследствии сожжённого оккупантами.

В разыгравшейся трагедии удалось избежать смерти пятерым детям, хоть и получившим ранения, но спасшимся благодаря сложившимся обстоятельствам и местному кузнецу ─ 57-летнему Иосифу Каминскому. Уже в послевоенные годы, когда создавался Государственный мемориальный комплекс «Хатынь», он и умерший на его руках сын послужили прототипом знаменитой скульптурной композиции, фото которой представлено ниже.

Искажение исторической правды

В советский период трагическая история Хатыни преднамеренно искажалась военными историками. Дело в том, что вскоре после победы над фашистами первый секретарь ЦК КП Украины В. Щербицкий и его коллега, глава коммунистов Белоруссии Н. Слюньков обратились в ЦК КПСС с весьма сомнительной инициативой. Они просили не разглашать факт участия в зверской расправе над жителями Хатыни украинцев и русских, прежде служивших в рядах Красной армии и добровольно перешедших на сторону врага.

К их инициативе отнеслись «с пониманием», поскольку официальная пропаганда пыталась представить случаи перехода советских граждан на сторону врага как единичные факты и замалчивала подлинные масштабы этого явления. В результате был создан и растиражирован миф о том, что деревня Хатынь (Беларусь) была сожжена немцами, проводившими в марте 1943 года войсковую операцию против партизан, действовавших в том районе. Истинная же картина событий тщательно замалчивалась.

В связи с этим уместно привести такой факт. Один из детей, спасшихся в тот роковой день, Антон Бороновский, которому на момент трагедии было 12 лет, отчётливо запомнил подробности происшедшего и после войны рассказывал о пережитом кошмаре. Как оказалось, он знал некоторых полицаев, участвовавших в расправе над жителями села и даже называл их поимённо. Однако его показаниям не был дан ход, а сам он вскоре погиб при невыясненных и весьма странных обстоятельствах...

Послевоенные судьбы палачей

После войны по-разному сложились судьбы тех, кто, вступив в ряды 118 карательного батальона, добровольно взял на себя роль палача. В частности, командиру взвода Василию Мелешко, тому самому, который перед уничтожением жителей Хатыни приказал расстрелять 25 женщин, заподозренных в содействии партизанам, удавалось в течение 30 лет скрываться от правосудия. Лишь в 1975 году он был разоблачён и расстрелян по приговору Верховного Суда СССР.

Бывший начальник штаба 118 батальона Григорий Васюра встретил конец войны в 76 пехотном полку вермахта и, попав в фильтрационный лагерь, сумел скрыть своё прошлое. Лишь через семь лет после победы он предстал перед судом за сотрудничество с немцами, но о его причастности к трагедии, разыгравшейся в Хатыни, тогда ничего не было известно. Васюру приговорили к 25 годам лишения свободы, но уже через три года освободили по амнистии.

Лишь в 1985 году сотрудникам КГБ удалось выйти на след этого предателя и палача. К этому времени Васюра занимал должность заместителя директора одного из совхозов, расположенных под Киевом. Он даже был награждён медалью «За доблестный труд»! Ирония, не правда ли? Ежегодно 9 мая как ветеран войны он получал поздравления и подарки от руководства районной партийной организации.

Его часто приглашали в школы, где Васюра выступал перед пионерами в образе некоего героя-фронтовика, рассказывал им о своём героическом прошлом и призывал молодое поколение беззаветно служить Родине. Этот негодяй был даже удостоен звания «Почётный курсант высшего военного училища связи имени Калинина». В ноябре 1986 года состоялся судебный процесс над Васюрой, в ходе которого были оглашены документы, свидетельствовавшие о том, что за период службы в 118 карательном батальоне он лично уничтожил 365 мирных жителей ─ женщин, детей и стариков. Суд приговорил его к высшей мере наказания.

Ещё одним «героем-фронтовиком» был рядовой карательного батальона Степан Сахно. После войны он поселился в Куйбышеве и, как Васюра, выдавал себя за ветерана войны. В 70-е годы он попал в поле зрения следственных органов и был разоблачён. К этому подонку суд проявил относительное снисхождение, и приговорил его к 25-ти годам лишения свободы.

Двум предателям, добровольно вступившим в ряды 118 карательного батальона ─ командиру Василию Мелешко и рядовому Владимиру Катрюку, ─ после войны удалось, сменив фамилии, скрыться за границей и избежать справедливого возмездия. Оба они, к сожалению, умерли своей смертью ─ один в США, другой в Канаде. Остальные члены батальона были убиты во время освобождения Белоруссии советскими войсками. Возможно, кому-то и удалось замести следы, но об этом ничего не известно.

Мемориал памяти

В 1966 году на правительственном уровне было принято решение о создании на месте трагедии, разыгравшейся в 1943 году, мемориального комплекса в память не только жертв Хатыни, но и жителей всех белорусских деревень, сожжённых фашистами. Был объявлен конкурс на лучший проект, победителем которого стала группа белорусских архитекторов во главе с народным художником БССР ─ С. Селихановым.

Ими был создан грандиозный мемориальный комплекс «Хатынь», площадь которого составляет 50 гектаров. Его открытие состоялось в июле 1969 года. Центром всей архитектурной композиции является шестиметровая скульптура, изображающая скорбную фигуру мужчины с мёртвым ребёнком на руках. Выше говорилось, что её прототипом стал выживший житель деревни Иосиф Каминский. Прежние улицы Хатыни были выложены серыми бетонными плитами, напоминающими по цвету и фактуре пепел, а на месте сгоревших домов сооружены символические каменные срубы с обелисками.

На территории комплекса находится уникальное кладбище белорусских деревень, уничтоженных в годы войны. Оно включает в себя 186 могил, каждая из которых символизирует одну из сожжённых, но так и не возрождённых деревень. Много и иных, полных глубокого смысла архитектурных композиций включил в себя мемориал.

Для тех, кто желает его посетить, расскажем, как добраться в Хатынь из Минска, поскольку жителям иных городов придётся в любом случае ориентироваться на столицу Беларуси. Попасть в мемориальный комплекс несложно. Достаточно сесть на маршрутное такси, отправляющееся от вокзала по маршруту Минск ─ Новополоцк и, доехав до Хатыни, присоединиться к одной из экскурсий.

Ещё одним памятником событий военных лет стала, вышедшая в 1985 году из печати книга белорусского писателя Василия Быкова «Колокола Хатыни». Написанная в жанре классической прозы, книга по-своему раскрывает трагическую глубину катастрофы, стоившей жизни мирных жителей деревни Хатынь (1943).

Правда, которую невозможно скрыть

В годы перестройки и последующий период достоянием общественности стали многие документы, проливавшие свет на те эпизоды отечественной истории, которые прежде скрывались официальными властями. Новое освещение получила и история Хатыни. Были, наконец, во всеуслышание названы подлинные имена палачей белорусского народа. В средствах массовой информации тех лет часто появлялись публикации, содержавшие в себе показания как самих выживших участников трагедии, так и жителей соседних деревень, ставших свидетелями происшедшего.

На основании архивных материалов, с которых был снят гриф «Секретно», режиссёрами Александром Милославовым и Ольгой Дыховичной был создан документальный фильм «Позорная тайна Хатыни». Он вышел на экраны страны в 2009 году. Создатели фильма со всей откровенностью рассказали о том, как война проявила в людях не только высочайший патриотизм и самоотверженность, но и глубокое нравственное падение.