Болезни Военный билет Призыв

Характеристика позднетрадиционного фольклора. Городской и рабочий фольклор, песни литературного происхождения. "постфольклор" - современный русский городской фольклор

Городской фольклор

ч. фольк. наследия У., вкл. в себя, помимо общеупотребительных видов и жанров нар.-поэтического творчества, специфически гор. их "модификации". Напр.: гор. нар. гуляния, гор. романс, гор. игровые песни и танцы - кадрили и пр. Фольк. антураж традиционных нар. праздников в больших г. У. ( , Екат., Оренбург) в XVIII-XIX вв. был иным, чем в з-дских пос., с. и дер. На Рождество колядовщики приходили только в дома родственников; на Масленицу устраивались праздничные городки с огромными "катальными горами", балаганами, аттракционами. Во время Пасхи, Красной Горки, на Семицкой неделе горожане устремлялись на окраины - в ближайший лес, к р., оз. и т.п. На У. эти пикники назывались в разных местностях по-разному: "Токмач", "Три березки", "Бусары", "Сабантуй" и пр. Большинство ур. г. в дорев. время назывались "заводами" и мало чем отличались от сел по бытовому укладу, обычаям, обрядам, ритуалам ( , и пр.).

Гор. романс был популярным среди ур. интеллигенции - инженеров, техников, врачей, учителей, а также среди чиновников и мещан, стремившихся не отставать от "образованных". Тематика гор. романсов - любовные и семейные отношения; сюжеты - измена, разлука, жестокая месть. Типичные примеры уральского гор. романса: "Как у нас под окном расцветает сирень", "Вдоль по ярмарке купчик идет", "Сидел Ваня на диване", "На берегу сидит девица", "Купчик-голубчик пил шампанское со мной" и мн. др.

Лит.: Петухов Д. Горный г.Дедюхин и его окрестности. СПб., 1864; Шишонко В. Отрывки из народного творчества Пермской губернии. Пермь, 1882; Зотов Е. Город Кунгур в 1774 г. Кунгур, 1892.

Лазарев А.И.


Уральская историческая энциклопедия. - УрО РАН, Институт истории и археологии. Екатеринбург: Академкнига . Гл. ред. В. В. Алексеев . 2000 .

Смотреть что такое "Городской фольклор" в других словарях:

    Многонац. по характеру, что обусловлено пестротой нац. состава нас. региона. Ареалы расселения народов на тер. У. переплетены между собой, это способствует возникновению разл. этнических контактов, проявляющихся и в муз. фольклоре. Наиб.… … Уральская историческая энциклопедия

    фольклор - а, только ед., м. 1) Устное народное творчество. Собиратели фольклора. Казачий фольклор. Городской фольклор. Школьный фольклор. Высокий уровень развития фольклора сделал возможным восприятие новых эстетических ценностей, с которыми знакомила… … Популярный словарь русского языка

    Городской сумасшедший - Стэнли Грин на Оксфорд стрит, Лондон Городской сумасшедший человек, ведущий асоциальный, маргинальный образ жизни, часто страдающий различными психическими отклонениями или имеющий физические недостатки (инвалид). «Городскими сумасшедшими»… … Википедия

    Фольклор детский - область народной культуры, своеобразный инструмент социализации ребёнка. История происхождения и развития Ф.д. не вполне изучена, но мн. исследования показывают его связь с календарной и семейной обрядовой культурой, в которую ребёнок… … Педагогический терминологический словарь

    Городской романс - Это статья о музыке. О фильме «Городской романс» см. Городской романс (фильм) Городской романс (бытовой) разновидность романса, бытовавшая как фольклор в России конца XIX первой половины XX века. Основными отличительными признаками… … Википедия

    фольклор - а; м. [англ. folk lore] 1. Устное народное творчество; литературные произведения, созданные народом. Собиратели фольклора. Казачий ф. Украинский ф. Собрания русского фольклора. Городской, студенческий ф. 2. Разные виды народного творчества,… … Энциклопедический словарь

    фольклор - а; м. (англ. folk lore) см. тж. фольклорный 1) Устное народное творчество; литературные произведения, созданные народом. Собиратели фольклора. Казачий фолькло/р. Украинский фолькло/р. Собрания русского фольклора … Словарь многих выражений

    Блатной фольклор

    Тюремный фольклор - Блатная песня Направление: Песня Истоки: Тюремный фольклор Место и время возникновения: XIX век, Россия Годы расцвета: начало XX века, конец XX века Родственные … Википедия

    Неклюдов, Сергей Юрьевич - Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия

Книги

  • Москва и москвичи. Городской фольклор , Мясников Александр Леонидович. В этом издании живо перекликаются сотни крылатых фраз из московского лексикона и сотни картинок. Все они призваны иллюстрировать многогранную яркую жизнь российской столицы. Прекрасно…

ЕЖЕГОДНИК

: факультет этнологии. 1999/2000.
СПб.: Европейский университет в Санкт-Петербурге,
1999. С. 63-67.

Программа курса

СОВРЕМЕННЫЙ ГОРОДСКОЙ ФОЛЬКЛОР

Белоусов Александр Федорович ,
кандидат филологических наук, доцент кафедры детской литературы
Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусства.

Введение

в изучение современного городского фольклора.

Объем и содержание понятия "современный городской фольклор", его исторические рамки. Фольклор в контексте городской культуры. Основные особенности современного городского фольклора: социо-культурная полицентричность, функциональная маргинальность, ориентация на литературные и культурные образцы и их фольклоризация, выдвижение на первый план внеобрядовых и развлекательных форм. Возникновение интереса к современному городскому фольклору в начале ХХ века. История собирания, публикации и изучения современного городского фольклора. Опыт американской и западно-европейской фольклористики в исследовании современного городского фольклора.

Малые жанры современного городского фольклора.

Афористика типовых коммуникативных ситуаций. Комические клише. Цитатный слой в современном речевом общении. Его источники и репертуар. Псевдо-цитаты. Обращение с текстами: от простого воспроизведения - до их трансформации. Виды комической трансформации афоризмов, пословиц и прочих паремий. Велеризм. Лингвистические игры. Псевдо-этимология. Псевдо-объяснение аббревиатур. "Покупки".

История анекдота. Анекдот традиционный и анекдот современный. Проблема анекдотического цикла. Обзор основных анекдотических циклов. Общее и особенное в анекдотическом цикле. Основной семантический pointe современного анекдота. Анекдот как средство актуализации языковой и культурной многозначности. Структурные типы современного анекдота. Анекдот в культурном контексте. Социально-психологические функции жанра. Образ "сочинителя" анекдотов.

Современная городская несказочная проза

Городская мифология и городские легенды. Историческая проза: топонимические и исторические предания. Демонологические былички и бывальщины. "Рассказы об аномальных явлениях". Рассказы о "случаях из жизни". Городские "слухи и толки". Феномен сплетни. Литературные отголоски городской несказочной прозы.

Современный городской песенный фольклор

История городской песни. Ее жанровый состав: песня, куплет и романс. Городская частушка. Циклизация городских песен и их основные циклы. Фольклоризация авторских и профессиональных песен. Общие песни и локальный песенный фольклор. Уличные певцы.

Современная обрядовая практика

Отступление и трансформация традиционной обрядности. Возникновение новых обрядов. Общегородские и локальные обряды. Домашние праздники. Верования современного горожанина. Магия его жизни. Мифология повседневности.

Письменный фольклор

Проблема письменного фольклора. Виды и жанры письменного фольклора. Граффити. Основные виды и функции. Альбомы и песенники. Жанровый состав и особенности оформления. Альбом как характерное явление девичьей культуры. Исключительность юношеского альбома. Поэтика альбомной словесности. "Святые письма" и "письма счастья" как религиозно-магический жанр городской культуры.

Современный детский фольклор

Игровой фольклор современных детей. Игра в "страну-мечту". "Садистские стишки". Контркультурный характер жанра. "Нескладухи". Пародийная поэзия школьников. Детский анекдот и его особенности. "Страшилки". Проблема происхождения жанра. Мифологичность "страшилок". Анти-"страшилки". Особенности современного детского фольклора.

Фольклор городских субкультур.

Полицентризм городского фольклора. Его субкультурные разновидности: Обычаи и язык хип-системы. "Стеб". "Системные" анекдоты и "телеги". Песенный фольклор. Обычаи и ритуалы воинской службы. Афористика: афоризмы, тосты, "молитвы", поверья. Армейские "маразмы": поэтика речевых ошибок. Скабрезная поэзия. Порнографический рассказ. Анекдоты, рассказы и легенды. "Мистический" фольклор. Феномен "дембельского альбома". Основные ритуалы и праздники туристических групп. Туристские "заповеди". Мифология и мифологические рассказы туристов. Образы "хозяев" места в туристских быличках. Туристские песни.

Блатной фольклор

Русские криминальные традиции. История блатного фольклора. Обряды и обычаи блатной субкультуры. "Прописка" и ее фольклорные элементы. Арестантские игры. Афоризмы, пословицы, поговорки, клятвы, проклятья, божба, брань и другие малые жанры блатного фольклора. Стихи. Частушки. Песни. Мировоззрение и стиль блатной песни. Слухи ("параши"), анекдоты, легенды и мифы. Мифология блатной субкультуры. Сказительство в тюремном быту. "Рoманы". Альбомчик заключенных. Влияние блатного фольклора на русскую словесность ХХ века.

Интеллигентный фольклор

Афоризмы, шутки, тосты и прочие интеллигентские "штучки". Эпиграммы, куплеты, частушки и песни. Слухи и толки. Анекдоты. Общественно-политическая направленность интеллигентского фольклора. Его оппозиционный характер.

Современный городской фольклор в русской культуре ХХ века

Взаимодействие современного городского фольклора с русской культурой ХХ века. Современный городской фольклор и эстрада. Современный городской фольклор и массовая культура. Современный городской фольклор и элитное искусство. Современный городской фольклор и русская литература ХХ века.

Литература:

  • Стратен В.В. Творчество городской улицы // Художественный фольклор. II-III. М., 1927. С. 144-164.
  • Соболев П.М. Мещанский фольклор // Наступление (Смоленск). 1932. № 8. С. 49-64.
  • Шкловский Виктор. О трамвайном фольклоре // Звезда. 1933. № 5. С. 90-93.
  • Соколов Ю.М. Русский фольклор. Вып. 4. Частушки. Мещанские и блатные песни. Фабрично-заводской и колхозный фольклор. М., 1932.
  • Белоусов А.Ф. Городской фольклор: Лекция для студентов-заочников. Таллин, 1987.
  • Синдаловский Н.А. Петербургский фольклор. СПб., 1994.
  • Неклюдов С.Ю. Устные традиции современного города: смена фольклорной парадигмы // Исследования по славянскому фольклору и народной культуре (Studies in Slavic Folklore and Folk Culture). Вып. 2. Berkeley, 1997. С. 77-89.
  • Иванов Евгений. Меткое московское слово. М., 1986.
  • Московские легенды, записанные Евгением Барановым. М., 1993.
  • Гудошников Я.И. Русский городской романс: Уч. пособие. Тамбов, 1990.
  • Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Л., 1988.
  • Русский школьный фольклор. От "вызываний"Пиковой дамы до семейных рассказов /Сост. А.Ф. Белоусов. М., 1998.
  • Терц Абрам ‹Синявский А.Д.› Отечество. Блатная песня…//Нева. 1991. № 4. С. 161-174.
  • Зоркая Н. На рубеже столетий: У истоков массового искусства в России 1900-1910 годов. М., 1976.
  • Городской фольклор - часть фольклорного наследия, включающая в себя, помимо общеупотребительных видов и жанров народно-поэтического творчества, специфически городские их «модификации». Например: городские народные гуляния, городской романс, городские игровые песни и танцы .

    Городской фольклор отличается от предшествующих ему устных традиций сельского крестьянства. В первую очередь, он идеологически маргинален , поскольку основные идеологические потребности горожан удовлетворяются другими способами, к устным традициям прямого отношения не имеющими (массовой литературой, кино и другими зрелищами, продукцией средств массовой информации). Кроме того, городской фольклор фрагментирован в соответствии с социальным, профессиональным, клановым, возрастным расслоением общества, с его распадом на слабо связанные между собой ячейки, не имеющие общей мировоззренческой основы.

    Виды городского фольклора

    Изучение

    В течение долгого времени культурой города в России фольклористы не интересовались, она была прерогативой литераторов и бытописателей-краеведов. Первые фиксации текстов прозаического городского фольклора, в основном, делались непрофессионалами, среди которых можно отметить Б. 3. Баранова, чьи записи московских преданий 20-х годов остаются одними из сравнительно немногих свидетельств об устной городской прозе начала XX века .

    См. также

    Напишите отзыв о статье "Городской фольклор"

    Примечания

    Литература

    • Лазарев А. И. Городской фольклор / Гл. ред. В. В. Алексеев. - Екатеринбург: Академкнига, 2000.
    • Белоусов А. Ф. // Фольклор и постфольклор: структура, типология, семиотика
    • Поспелов Г. Г. Бубновый валет. Примитив и городской фольклор в московской живописи 1910-х годов. - 2-е изд.. - М .: Пинакотека , 2008. - 288 с. - ISBN 978-5-903888-01-6 .
    • Коломийченко Т. А.
    • Современный городской фольклор / Отв. ред. серии С. Ю. Неклюдов. - М .: Российск. гос. гуманит. ун-т , 2003. - 736 с. - (Традиция-текст-фольклор). - ISBN 5-7281-0331-6 .
    • «Гоп-со-смыком» - это всем известно… // Фольклор, постфольклор, быт, литература. Сб. статей к 60-летию Александра Федоровича Белоусова. - СПб., 2006, - с. 65-85;
    • Синдаловский Н. А. Петербург в армейском мундире. Военная столица России в городском фольклоре
    • Синдаловский Н. А. Династия Романовых в зеркале городского фольклора

    Ссылки

    • Секачева Е. Р. // Новый исторический вестник - № 3 (5), 2001

    Отрывок, характеризующий Городской фольклор

    Движение человечества, вытекая из бесчисленного количества людских произволов, совершается непрерывно.
    Постижение законов этого движения есть цель истории. Но для того, чтобы постигнуть законы непрерывного движения суммы всех произволов людей, ум человеческий допускает произвольные, прерывные единицы. Первый прием истории состоит в том, чтобы, взяв произвольный ряд непрерывных событий, рассматривать его отдельно от других, тогда как нет и не может быть начала никакого события, а всегда одно событие непрерывно вытекает из другого. Второй прием состоит в том, чтобы рассматривать действие одного человека, царя, полководца, как сумму произволов людей, тогда как сумма произволов людских никогда не выражается в деятельности одного исторического лица.
    Историческая наука в движении своем постоянно принимает все меньшие и меньшие единицы для рассмотрения и этим путем стремится приблизиться к истине. Но как ни мелки единицы, которые принимает история, мы чувствуем, что допущение единицы, отделенной от другой, допущение начала какого нибудь явления и допущение того, что произволы всех людей выражаются в действиях одного исторического лица, ложны сами в себе.
    Всякий вывод истории, без малейшего усилия со стороны критики, распадается, как прах, ничего не оставляя за собой, только вследствие того, что критика избирает за предмет наблюдения большую или меньшую прерывную единицу; на что она всегда имеет право, так как взятая историческая единица всегда произвольна.
    Только допустив бесконечно малую единицу для наблюдения – дифференциал истории, то есть однородные влечения людей, и достигнув искусства интегрировать (брать суммы этих бесконечно малых), мы можем надеяться на постигновение законов истории.
    Первые пятнадцать лет XIX столетия в Европе представляют необыкновенное движение миллионов людей. Люди оставляют свои обычные занятия, стремятся с одной стороны Европы в другую, грабят, убивают один другого, торжествуют и отчаиваются, и весь ход жизни на несколько лет изменяется и представляет усиленное движение, которое сначала идет возрастая, потом ослабевая. Какая причина этого движения или по каким законам происходило оно? – спрашивает ум человеческий.
    Историки, отвечая на этот вопрос, излагают нам деяния и речи нескольких десятков людей в одном из зданий города Парижа, называя эти деяния и речи словом революция; потом дают подробную биографию Наполеона и некоторых сочувственных и враждебных ему лиц, рассказывают о влиянии одних из этих лиц на другие и говорят: вот отчего произошло это движение, и вот законы его.
    Но ум человеческий не только отказывается верить в это объяснение, но прямо говорит, что прием объяснения не верен, потому что при этом объяснении слабейшее явление принимается за причину сильнейшего. Сумма людских произволов сделала и революцию и Наполеона, и только сумма этих произволов терпела их и уничтожила.
    «Но всякий раз, когда были завоевания, были завоеватели; всякий раз, когда делались перевороты в государстве, были великие люди», – говорит история. Действительно, всякий раз, когда являлись завоеватели, были и войны, отвечает ум человеческий, но это не доказывает, чтобы завоеватели были причинами войн и чтобы возможно было найти законы войны в личной деятельности одного человека. Всякий раз, когда я, глядя на свои часы, вижу, что стрелка подошла к десяти, я слышу, что в соседней церкви начинается благовест, но из того, что всякий раз, что стрелка приходит на десять часов тогда, как начинается благовест, я не имею права заключить, что положение стрелки есть причина движения колоколов.

    24 Современный крестьянский и городской фольклор (по-моему полная хрень!!! Не знаю кто искал этот ответ)

    Фольклор в “широком” смысле (вся народная традиционная крестьянская духовная и отчасти материальная культура) и “узком” (устная крестьянская словесная худож. традиция). Фольклор - это совокупность структур, интегрированных словом, речью, вне зависимости от того, с какими несловесными элементами они связаны. Вероятно, точнее и определеннее было бы пользоваться давним и с 20-30-х гг. вышедшим из употребления терминологич. словосочетанием “устная словесность” или не очень определенным социологич. ограничением “устная народная словесность”. Такое употребление термина определяется различными концепциями и трактовками связей предмета фольклористики с др. формами и слоями культуры, неодинаковой структурой культуры в разных странах Европы и Америки в те десятилетия прошлого века, когда возникали этнография и фольклористика, различными темпами последующего развития, разным составом основного фонда текстов, к-рые использовала наука в каждой из стран.В соврем, фольклористике наибольшим авторитетом пользуются четыре основные концепции, к-рые вместе с тем постоянно взаимодействуют: а) фольклор - устно передаваемый простонародный опыт и знания. При этом имеются в виду все формы духовной культуры, а при максимально расширенном толковании - и нек-рые формы материальной культуры. Вводится только социологическое ограничение (“простонародные”) и историко-культурный критерий - архаичные формы, господствующие или функционирующие в качестве пережитков. (Слово “простонародный” определеннее, чем “народное”, в социологическом отношении, и не содержит оценочного смысла (“народный артист”, “народный поэт”); б) фольклор - простонародное художественное творчество или, по более современному определению, “художественная коммуникация”. Эта концепция позволяет распространять употребление термина “фольклор” на сферу музыкального, хореографического, изобразит. и т.д. простонародного творчества; в) фольклор - простонародная вербальная традиция. При этом из всех форм простонародной деятельности выделяются те, к-рые связаны со словом; г) фольклор - устная традиция. При этом устности придается первостепенное значение. Это позволяет выделять фольклор из др. вербальных форм (прежде всего противопоставлять его лит-ре).Т.о. перед нами следующие концепции: социологическая (и историко-культурная), эстетич., филологич. и теоретико-коммуникативная (устная, прямая коммуникация). В двух первых случаях это “широкое” употребление термина “фольклор”, и в двух последних - два варианта “узкого” его употребления.

    Соврем. фольклористика, стремясь познать общие закономерности развития фольклора, не может не считаться с тем, что он воспринимается самими народами как драгоценное для них выражение этнич. специфики, духа народа. Разумеется, соотношение общечеловеческого и специфически этнического каждый раз обусловливается конкретными условиями развития этноса - степенью его консолидированности, характером его контактов с др. этносами, особенностями расселения, менталитетом народа и т.д. Если пользоваться категориями генеративной грамматики, можно было бы сказать, что общие, интернац. закономерности, как правило, проявляются на уровне глубинных структур, а специфические национальные - на уровне поверхностных структур. Если обратиться, например, к сказкам или сюжетным эпич. песням (международная их повторяемость хорошо изучена), то нельзя не констатировать, что их сюжеты в значит. степени международны, а их воплощения в реальных текстах варьируются в разных этнич. и локальных традициях, приобретая определенные этнич. черты (язык, интимно связанный с фольклором, реалии быта, верований, набор характерных мотивов, из к-рых, как говорил А.Н. Веселовский, “снуются сюжеты”, особенно образы героев и их поведение, природные условия, в к-рых развивается действие, характерные социальные отношения и т.д.). И сказочная, и эпическая традиции создают как бы свой мир, не имеющий прямых аналогий в действительности. Мир этот измышлен коллективной фантазией, он представляет собой преобразованную действительность. Однако, как бы ни была сложна связь сказочной реальности и реальности подлинной, она существует и отражает не просто и не только нечто общечеловеческое, но и особенности бытия и мышления определенного народа.

    ВОТ ЧТО Я НАШЛА!!! (КАТЯ)

    Традиционный фольклор - это те формы и механизмы художественной культуры, которые сохраняются, фиксируются и передаются от поколения к поколению. В них запечатлены универсальные эстетические ценности, которые сохраняют свою значимость вне конкретно-исторических социальных изменений.

    Современный фольклор отражает сегодняшний этап развития народного художественного творчества. Он вбирает в себя современные эстетику, проблематику и художественные образы. Это также бесписьменная культура, носителями которой часто становятся маргинальные слои общества. В структуре современного фольклора можно выделить так называемый неофольклор. Это бытовое художественное творчество неформализованного досугового характера, включающее одновременно формы фольклора, массового и профессионального искусства, художественной самодеятельности, отличающееся эстетическим многообразием, стилевой и жанровой неустойчивостью, и выступающее "второй" волной в современной фольклорной культуре.

    Крестьянский фольклор принадлежит крестьянской субкультуре. Это достаточно стабильная художественная система. В ней присутствуют трудовые, этические, семейно-брачные и эстетические ценности земледельцев. Дошедшие до нас архаичные ее слои представляют по духу и смыслу ценностную систему земледельческого календаря и культуру крестьянства, соединившую в себе черты язычества и христианства.

    Городской фольклор появился в более поздний период, его широкое распространение относится к ХVIII в. Он развивался в постоянном взаимодействии, с одной стороны, с авторским искусством в его письменных (печатных) формах, а с другой - с крестьянским фольклором. Очень характерными были процессы заимствований от одного пласта культуры к другому. Они происходили посредством мещанского фольклора, идеи, образы и художественные приемы которого являлись определяющими для городского фольклора.

    Таким образом, можно констатировать широкое разнообразие трактовок понятия "фольклор". Тем не менее, постепенно доминирующими оказались определения фольклора в узком и широком смыслах: как устного народного творчества и как совокупности всех видов народного творчества в контексте народной жизни.

    Жанры современного городского фольклора

    Городской песенный фольклор

    Жестокий романс

    Городская песня

    Прагматика устного рассказа

    Несказочная проза провинциального города

    Фольклор коммунальных квартир

    Семейный фольклор

    Современный анекдот

    Современная альбомная традиция

    Магические письма

    25. Понятие «игра», игровая культура. Психология, основы, функции и природа игры.

    Игра - это такой вид деятельности, результатом которого не становится производство какого-либо материального или идеального продукта (за исключением деловых и конструкторских игр взрослых людей и детей). Игры часто имеют характер развлечения, преследуют цель получения отдыха. Иногда игры служат средством символической разрядки напряженностей, возникших под влиянием актуальных потребностей человека, которые он не в состоянии ослабить иным путем.

    Игровая культура понимается как одна из подсистем культуры, в которой реализуются атрибутивные признаки игровой деятельности и отражается специфика ее субъекта, объекта, процессуальных, результативных, институциональных характеристик.

    Существует несколько типов игр :

    Индивидуальные

    Групповые

    Предметные

    Сюжетные

    Ролевые

    Игры с правилами.

    Признаки (черты) игры:

      свободная развивающаяся деятельность, предпринимаемая лишь по желанию, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата.

      творческая, импровизационная, активная по своему характеру деятельность.

      эмоционально напряжённая, приподнятая, состязательная, конкурентная деятельность.

      деятельность, проходящая в рамках прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры.

      деятельность имеющая имитационный характер. "Игра не есть «обыденная» жизнь и жизнь как таковая. Она скорее выход из рамок этой жизни во временную сферу деятельности, имеющую свою собственную направленность. Даже малое дитя прекрасно знает, что оно играет лишь «как будто взаправду», что это всё «понарошку».

      деятельность обособленная от «обыденной» жизни местом действия - игровой зоной и продолжительностью. Она «разыгрывается» в определённых рамках пространства и времени. Внутри игрового пространства царит собственный безусловный порядок. (Й. Хёйзинга , 1992).

      наличие минимальной игровой ситуации .

    Функции игры :

      коммуникативная - обладающая экспансивным влиянием. Игра охватывает всех присутствующих (участников, зрителей, организаторов), т. е. устанавливает эмоциональные контакты;

      деятельностная - выявляющая взаимодействие людей друг с другом и окружающим миром;

      компенсаторная - восстанавливающая энергию, жизненное равновесие, тонизирующая психологические нагрузки;

      воспитательная - организующая деятельность человека. Игра позволяет создать целенаправленное воспитание и обучение;

      педагогическая, дидактическая - развивающая умения и навыки (тренируются память, внимание, восприятие информации различной модальности);

      прогнозирующая - предсказывающая, экспериментирующая;

      моделирующая - связывающая действительность с нереальным;

      развлекательная - создающая благоприятную атмосферу, превращающая научное мероприятие в увлекательное приключение;

      релаксационная - снимающая эмоциональное напряжение, положительно воздействующая на нервную систему;

      психотехническая - перестраивающая психику игрока для усвоения больших объемов информации;

      развивающая - корректирующая проявления личности в игровых моделях жизненных ситуаций.

    Существует несколько концепций в подходе к феномену игры :

    а) немецкого философа и психолога К. Грооса ; согласно ей игра есть предварительная подготовка к условиям будущей жизни;

    б) австрийского психолога К. Бюлера , определяющего игру как деятельность, совершаемую ради получения удовольствия от самого процесса деятельности;

    в) голландского ученого Ф. Бейтендейка , рассматривающего игру как форму реализации общих изначальных влечений: к свободе, к слиянию с окружающей средой, к повторению.

    г) З. Фрейд считал, что игра замещает вытесненные желания.

    ж) Г. Спенсер относился к игре как к проявлению избытка жизненных сил.

    з) Г. В. Плеханов. Игра - является порождением труда, возникая как бы из подражания трудовым процессам.

    Природа игры

    Игра - это осмысленная деятельность, т. е. совокупность осмысленных действий, объединенных единством мотива.

    Игровое действие совершается не ради практического эффекта, который оно оказывает на обыгрываемый предмет. Игра является выражением определенного отношения личности к окружающей действительности.

    Игра индивида всегда теснейшим образом связана с той деятельностью, на которой основывается существование данного вида. У животных она связана с основными формами инстинктивной жизнедеятельности, посредством которых поддерживается их существование; у человека «игра - дитя труда» .

    Эта связь игры с трудом ярко запечатлена в содержании игр: все они обычно воспроизводят те или иные виды практической неигровой деятельности.

    Игра человека - порождение деятельности, посредством которой человек преобразует действительность и изменяет мир. Суть человеческой игры - в способности, отображая, преображать действительность.

    В игре впервые формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир - в этом основное, центральное и самое общее значение игры.

    Общность и различие игры с трудом, прежде всего в их мотивации.

    Основное различие между игровой деятельностью и трудовой заключается в общем отношении к своей деятельности. Трудясь, человек делает не только то, в чем испытывает непосредственную потребность или непосредственный интерес; сплошь и рядом он делает то, что нужно или должно быть сделано, независимо от наличия непосредственного интереса или непосредственной потребности. Играющие в своей игровой деятельности непосредственно не зависят от того, что диктует практическая необходимость или общественная обязанность. Врач, занятый своей трудовой деятельностью, лечит больного, потому что этого требуют его профессиональные или служебные обязанности; ребенок, играя во врача, «лечит» окружающих только потому, что это его привлекает. В игре выражается более непосредственное отношение к жизни, она исходит из непосредственных побуждений - непосредственных интересов и потребностей.

    Сущность игры , состоит в том, что мотивы игры заключаются не в утилитарном эффекте и вещном результате, которые обычно дает данное действие в практическом неигровом плане и не в самой деятельности безотносительно к ее результату, а в многообразных переживаниях, значимых для ребенка, вообще для играющего.

    В игре воображаемы только условия игры, в которые ребенок себя мысленно ставит, но чувства, которые он в этих воображаемых условиях испытывает, - это подлинные чувства, которые он действительно испытывает.

    Игра - способ реализации потребностей и запросов ребенка в пределах его возможностей.

    26. Русское деревянное зодчество. Знаменитые архитектурные ансамбли и жилые постройки России.

    Издревле главными строительными материалами для русских зодчих были дерево и глина. Глиняные кирпичи получили на Руси распространение, начиная с середины X века, а дерево в качестве основного строительного материала использовалось с незапамятных времен. Именно деревянная архитектура стала основой особенного стиля русского средневекового зодчества, которое подразумевает оптимальное сочетание красоты и функциональности построек.

    Главным орудием строителя долгие века оставался топор. Дело в том, что пила при работе рвет древесные волокна, оставляя их открытыми для воды. Топор же, сминая волокна, как бы запечатывает торцы бревен. Недаром, до сих пор говорят: «срубить избу». Поэтому пилы применялись исключительно в столярном деле.

    Если обратиться к истории русского деревянного зодчества, то самым большим и уникальным заповедником народного творчества является Русский Север. В Архангельской губернии сохранившихся деревянных построек больше, чем где бы то ни было в России. Осмотреть все эти памятники физически невозможно, поэтому в свое время часть из них была перенесена в один из самых знаменитых архитектурных музеев России в деревушке Малые Корелы, что находится неподалеку от Архангельска. В Малых Корелах воссозданы несколько жилых комплексов различных районов - Каргопольско-Онежского, Мезенского, Пинежского и Северо-Двинского, при этом все строения группируются по «географическому» признаку, как бы создавая в комплексе уменьшенную модель всего русского Севера.

    Еще один непревзойденный по красоте архитектурный ансамбль расположен неподалеку от деревни Кижи. По концентрации объектов наследия Кижский историко-культурный и природный комплекс является уникальной исторической территорией, не знающей себе равных на Европейском Севере России.

    Вместе с архитектурными памятниками, сохранившимися в неизменном виде с момента строительства или вывезенными из других районов и воссозданных на территории заповедника, кижское музейное собрание иллюстрирует основные аспекты традиционной культуры коренных народов Карелии: карелов, вепсов, русских.

    Прекрасный материал для изучения основных направлений средневекового деревянного зодчества дает Кострома. Город возник в Среднем Поволжье, то есть в местности исключительно богатой лесами, что и определило характер застройки. Надо сказать, что каменное строительство до самого конца XVII века в Костроме было явлением крайне редким - даже дома богатейших дворян и купцов и дом матери царя Михаила Романова - Марфы, были деревянными. Восстановить образ древних деревянных храмов Костромы можно по памятникам архитектуры, сохранившимся в музее деревянного зодчества и на территории Костромской области.

    Исключительно богат архитектурными памятниками старинный русский город Суздаль. Живописно и равномерно расположенные по всей территории города, они образуют редкий по красоте и целостности архитектурный ансамбль. Стиль, избранный древними зодчими, придает очарование древнему городу, чья история исчисляется почти тысячелетиями.

    Поначалу этот музей возник на небольшои безлесном и почти пустынном острове Кижи на Онежском озере. А когда-то здесь было обширное поселение, именуемое в новгородских писцовых книгах "Спасский Кижский погост". Кижский - от названия острова, а Спасский - от названия церкви на погосте острова.

    Часовня Архангела Михаила из деревни Леликозеро - одна из архитектурных жемчужин Русского Севера. Кроме того, как и многие другие часовни, она была самым красивым строением деревни и дарила жителям немало светлых, праздничных минут.

    Церковь Воскресения, 1776 г. Суздаль (Музей деревянного зодчества)

    Ветряная мельница. Деревня Волкостров (Насоновщина), 1928

    Ветряная мельница из деревни Волкостров (Насоновщина) построена в 1928 г. местным мастером николаем Яковлевичем Биканиным (1880 - 1958 гг.). Мельница является прекрасным образцом инженерного таланта северных крестьян.

    Спасо-Преображенская церковь, XVII в.

    Многоглавая Преображенская церковь была возведена в 1714 году, в самый разгар Северной войны, на месте старого, сгоревшего от удара молнии храма.

    Церковь Покрова Божией Матери (купол), XVII в

    В 1764 году была сооружена Покровская церковь. Девять глав ее образуют поразительную по красоте ажурную корону - легкую, женственно-изящную, и в то же время, торжественную, царственно-величавую: словно русская красавица в шитом жемчугом уборе.

    Часовня Михаила Архангела, XVII-XVIII в.

    Часовня была местом общения с Богом. В тревожные времена становилась сторожевой вышкой, предупреждая звоном колоколов о приближении опасности.

    Часовня Успения Богородицы, XVIII в.

    Старинное кижское строение уже в течение трех веков стоит на берегу Онежского озера (бревна часовни срублены в 1702 г). Как и раньше, часовня служит ориентиром для рыбаков. Ее небольшой силуэт придает островной деревне особое обаяние простоты, надежности и гармонии.

    Вознесенская кубоватая церковь, 1669 г. Село Кушерека Онежского района

    На побережье Белого моря тип кубоватого храма был широко распространен. Кубом называют сложную форму покрытия, напоминающую четырехгранную луковицу. Отличительная особенность архитектурного облика северных кубоватых церквей - их красота, изящество и гармония.

    Деревня Кондратьевская.

    Точное время постройки сохранившихся палат неизвестно; предположительно, они были поставлены в середине XVII столетия.

    Часовня Трех Святителей, XVII в. Деревня Кавгора

    На самом высоком холме лесистой местности в Кондопожском районе Карелии когда-то располагалась деревня Кавгора. Здесь, окруженная кольцом валунов, в соседстве с елями-великанами высилась часовня Трех святителей: Василия Великого, Иоанна Златоуста, Григория Богослова.

    Дом Сергеевой из деревни Липовицы, конец XIX - начало XX вв.

    Типичный заонежский дом, построенный на рубеже веков, в котором старинные конструктивные приемы сочетаются с новыми тенденциями деревянного зодчества. Прекрасный образец народного строительного искусства.

    Плетеная изгородь (фрагмент)

    Часовня Богоматери всех Скорбящих Радости, XVIII в. Деревня Еглово.

    Это традиционное заонежское строение. история его создания во многом не ясна. До 1882 г. включительно в документах Кижского прихода часовня не упоминается. Возможно в конце 19 в. ее перевезли из другого места, дополнив обшивкой тесом и кровельным железом. Восстановлена в 1983-1984 гг.

    XIX в. Деревня Кондратьевская.

    Часовня Святого Макария, XVIII в. Деревня Федоровская.

    Большое распространение на Русском Севере получили часовни, которые часто строились без разрешения церковных властей. Такая особенность обусловила большое влияние крестьянских вкусов на архитектуру этих сооружений.

    Архитектурный ансамбль Спасского Кижского погоста, XVII в.

    "Погост Спасский на Кижах на Онеге озере. А на погосте церковь Преображенье спасово, а другая церковь Покров Святии Богородицы" (из писцовой книги московского дьяка Андрея Плещеева о заонежских погостах 1582-1583 гг)

    Дом Ошевнева (фрагмент веранды), 1876. Деревня Ошевнево

    Деревянная дорога-настил, XIX век.

    Деревенский колодец. Кострома (Музей деревянного зодчества)

    Часовня Петра и Павла, XVII-XVIII вв. Деревня Насоновщина.

    Часовня стоит на открытом ровном пространстве. К ней в летний день на часовенный праздник съезжалась вся Кижская волость. Гостей принимали жителм деревни Волкостров, или, точнее - куста деревень: Насоновщины, Посада, Шлямино... Часовня была центром и украшением Волкострова.

    Часовня знамения Богородицы (фрагмент), XVIII в. Деревня Кобра.

    В деревне Кобра, расположенной в глубине небольшого залива, на мысу, вдающемся в озеро, стоит часовня Знамения Богородицы. В 19 в. строение было обшито тесом и покрыто кровельным железом. В 1962 г., после реставрации, часовня обрела прежний облик.

    Ветряные мельницы-столбовки на "ряже", XIX в.

    "Столбовыми" мельницы названы за то, что их амбар покоится на столбе. Конечно, амбар покоится не только на столбе, но на срубе-ряже (от слова "режь"- бревна, врубленные не плотно, а с прозорами). Ряжи у столбовок могут быть разной формы и высоты, но не выше 4 метров.

    Спасо-Кижский погост (фрагмент ограды), XVII в.

    Самая интересная клетская церковь начала XVII века из села Фоминское Костромского района.

    Архитектурный ансамбль Спасо-Кижского погоста, XVII в.

    Само слово "погост" говорит о значительности поселения. Так в старину называли не только довольно крупную административно-территориальную единицу, состоявшую из нескольких волостей, со множеством сел, деревень, выставок и починков, но и ее главное поселение, служившее администартивным центром.

    Колокольня, XIX век. Деревня Иваново.

    Церковь Преображения из села Спас-Вежи на территории Ипатьевского монастыря. Кострома.

    Судя по писцовым книгам, церковь построена в 1628 году. Это самая большая из сохранившихся до наших дней деревянных клетских церквей.

    Ипатьевский монастырь (фрагмент ворот)

    Ипатьевский монастырь с момента возникновения как бы принимал на себя роль крепости, по преданию, уже в древности его окружали дубовые стены.

    Церковь Собора Богоматери из села Холм, XVI в. Кострома.

    Согласно некоторым древним письменным источникам, была выстроена в 1552 году. Самый старый дошедший до наших дней памятник деревянного зодчества Костромской области. Церковь дошла до нас в перестроенном виде, изменения коснулись верхней, венчающей части здания, и частично его основания.

    Архитектурный ансамбль Спасо-Кижского погоста, XVII в.

    Тысячи людей спешат сюда, на остров Кижи, чтобы увидеть "восьмое чудо света", сотворенное простыми заонежскими крестьянами. Сейчас здесь музей-заповедник народного деревянного зодчества.

    Церковь Спаса из села Фоминское (шатровый купол и колокольня), XVIII в. Кострома.

    Церковь Спаса из села Фоминское (фрагмент), XVIII в. Кострома.

    Музей деревянного зодчества. Кострома.

    Ни одной древней постройки из дерева в самой Костроме не сохранилось, но представить облик древних храмов города можно по памятникам деревянной архитектуры, сохранившимся на территории Костромской области. Лучшее из этих памятников с 1958 года перевозятся в Кострому, в музей деревянного зодчества.

    Церковь Иоанна Богослова на реке Ишни, 1687-1689 гг. Ростов, Ярославская область.

    Ни об одном памятнике на Ростовской земле не сложено столько легенд, сколько об этой небольшой рубленой церкви. Самая поэтичная из них говорит, что церковь не строили, она сама приплыла из озера по реке Ишни в готовом виде и встала, где стоит и сейчас.

    Фрагмент деревенского дома. Кострома (Музей деревянного зодчества)

    Церковь Собора Богоматери из села Холм (фрагмент), XVI в. Кострома.

    Существовало предание, что строители этого древнего здания были похоронены в алтаре построенного ими храма. Такого удостаивались немногие, ведь даже захоронение у стен церковного здания считалось большой почестью.

    Церковь Спаса из села Фоминское, XVIII в. Кострома.

    Спасо-Преображенская церковь (фрагмент), XVIII в. Суздаль (Музей деревянного зодчества)

    Начало музею положила Преображенская церковь 1756 г. из села Козлятьева Кольчугинского района. Строили церкви из сосны, не применяя железных гвоздей. Купола покрывали серебристым осиновым лемехом.

    Наличники деревенского дома (фрагмент глухой резьбы). Кострома (Музей деревянного зодчества)

    Мостики. Кострома (Музей деревянного зодчества)

    Колодец с воротом. Деревня Боросвиль.

    Фрагмент деревенского дома. Кострома (Музей деревянного зодчества)

    Спасо-Преображенская церковь (фрагмент), XVIII в. Суздаль (Музей деревянного зодчества)

    1. Сколько инструментов входит в состав симфонического оркестра:

    в) сопрано

    3. «Увертюра» - это:

    а) определение темпа

    б) название балета

    в) оркестровое вступление

    4. К зарубежным композиторам относится:

    а) С.В.Рахманинов

    б) П.И.Чайковский

    в) Ф.Шопен

    5. К числу русских композиторов относится:

    а) В.А.Моцарт

    б) М.И.Глинка

    в) И.С.Бах

    6. Темп - это:

    а) окраска звука

    б) характер музыкального произведения

    в) скорость в музыке

    7. Пауза - это:

    а) знак молчания

    б) сила звучания в музыке

    8. Установите соответствие между именами и фамилиями композиторов

    Фамилия

    1. Сергей Васильевич
    1. Михаил Иванович

    б) Прокофьев

    1. Петр Ильич

    в) Глинка

    1. Фридерик

    г) Рахманинов

    1. Вольфганг Амадей

    д) Моцарт

    1. Николай Андреевич

    е) Бетховен

    1. Иоганн Себастьян
    1. Людвиг ван

    з) Римский-Корсаков

    1. Сергей Сергеевич

    и) Чайковский

    9. Соедините фамилии композиторов и названия их произведений

    1) Ф.Шуберт а) опера «Садко»

    2) П.Чайковский б) баллада «Лесной царь»

    3) Н. Римский-Корсаков в) увертюра "Эгмонт"

    4) Л.Бетховен г) романс «Я помню чудное мгновенье»

    5) М.Глинка д) балет «Щелкунчик»

    10. Бард - это:

    11. Кто из перечисленных людей является бардом:

    а) П.Чайковский

    б) М.Глинка

    в) Б.Окуджава

    12. Увертюра «Эгмонт» Л. Бетховена раскрывает образ:

    а) борьбы и победы

    б) образ размышление о войне

    в) образ победы

    13. Вокальная баллада « Лесной царь» раскрывает образ:

    а) Драматической картины

    б) Картины народной жизни

    в) Картины борьбы

    14. Своеобразный жанр городского фольклора, возникший в середине XX века.

    в) частушки

    г) речитатив

    15. Одной из главных особенностей джаза является:

    а) интродукция

    б) интонация

    в) импровизация

    г) инвенция

    16. Духовный хоровой гимн, жанр религиозного пения и танца:

    а) рэгтайм

    б) спиричуэл

    в) кантри

    г) блюз

    17. Камерная музыка - это...

    а) музыка для исполнения симфоническим оркестром

    б) музыка для пения без сопровождения музыкальных инструментов

    в) музыка для пения

    г) музыка для небольшого состава исполнителей и слушателей

    18. Ансамбль, состоящий из 4 исполнителей, - это:

    а) квартет

    б) квинтет

    г) дуэт

    19. Отметьте инструмент, который не входит в состав струнно-смычковых инструментов симфонического оркестра?

    а) скрипка

    б) валторна

    в) виолончель

    г) альт

    20. На каком инструменте играл главный герой оперы-былины «Садко» Н.А. Римского-Корсакова?