Болезни Военный билет Призыв

Готовый конспект по информатике. назначение и основные возможности текстового редактора MS Word, структуру окна MS Word. Функция сумм() в excel относится к функциям

Павлодарский педагогический колледж им. Б.Ахметова

Утверждаю

Заместитель директора по УР

_________ Е.А. Побережникова

«___» __________ 20__ г.

Открытый урок

на тему: «Работа с MS Excel »

предмет: Компьютерная технология

группа: ДВ-22

преподаватель: Саганаева Р.С.

Дата: 14.02.2015г

Тема урока: Работа с MS Excel

Цели урока:

образовательные - познакомить с электронными таблицами в прикладной средой Microsoft Excel; сформировать первоначальный навык ввода текста, числа, формулы в ячейку; дать понятие о встроенных функциях; практическое применение изученного материала; закрепление знания общих принципов работы табличного процессора MS EXCEL и умения составить таблицу для решения конкретной задачи; формирование представления о вычислениях в электронных таблицах как важной, полезной и широко применяемой на практике структуре.

развивающие - способствовать развитию логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, развитие умения применять учебную информацию в нестандартных ситуациях, развитие познавательного интереса; развитие навыков индивидуальной и групповой практической работы; развитие умений применять знания для решения задач различного рода с помощью электронных таблиц.

воспитательные - воспитание творческого подхода к работе, желания экспериментировать; развитие познавательного интереса, воспитание информационной культуры; профессиональная ориентация и подготовка к дальнейшему самообразованию к будущей трудовой деятельности; воспитание коммуникативных качеств для рациональной и продуктивной работы.

Тип урока: комбинированный.

Форма проведения урока: беседа, работа в группах, индивидуальная работа.

Межпредметные связи: информатика и математика.

Оборудование урока:

    персональные компьютеры с операционной системой Windows 7;

    мультимедийный проектор, экран;

    программа Microsoft Excel;

    электронная версия урока - презентация, подготовленная в PowerPoint;

    раздаточный материал (для каждого ученика) - рабо­чая тетрадь, лабораторная работа.

Ход урока:

    Организационный этап.

Здравствуете! Как вы видите, сегодня у нас много гостей. Хочу сказать вам, что я очень волнуюсь. Думаю, вы тоже немного переживаете. Поэтому я протягиваю вам руку и прошу вас протянуть руку мне. Надеюсь, что вы мне сегодня поможете.

Посмотрите на экран и попробуйте сформулировать тему нашего урока.

Слайд 1-5. Многообразие таблиц.

Слайд 6 . Тема нашего сегодняшнего урока «Работа с Microsoft Excel». Сегодня на уроке мы познакомимся с прикладной средой Microsoft Excel и научимся вводить текст, формулы и числа в ячейку, выполнять простейшие арифметические расчеты.

Посмотрите на свою парту. Каждый из вас получил вот такой листок. (Демон­ стрируется рабочая тетрадь). Это страница рабочей тетра­ди. Здесь мы будем делать записи в течение урока. В конце урока я выставлю вам отметки. Подпишите рабочие тетради.

2. Изучение нового материала.

Термины и понятия. Слайд 7

Электронная таблица - это программа для обработки и хранения числовых данных.

Самым распространенным среди пользователей является табличный процессор Microsoft Excel. Документ, созданный в электронной таблице, называется рабочей книгой . Каждая книга состоит из рабочих листов . Каждый лист состоит из 65 536 строк и 256 столбцов. Строки нумеруются целыми числами, а столбцы – буквами латинского алфавита. На пересечении столбца и строки располагается – ячейка .

Ячейка – это минимальный объект рабочего листа, находящийся на пересечении столбца и строки. Имя ячейки – это имя столбца и номер строки. Диапазон – это расположенные подряд ячейки в строке, столбце или прямоугольной области.

Выполните в рабочей тетради №1.

Структура окна Microsoft Excel . Слайд №9

Выполните в тетради №3

Слайд №10.

Активная ячейка – выделенная ячейка.

В ячейки рабочего листа могут быть введены данные трех типов:

    числа (некоторая последовательность символов, в которую входят цифры и знаки «+», «-», или «,» (как разделитель целой и дробной части));

    формулы (представляет собой последовательность символов, которая начинается со знака «=»);

    текст (последовательность символов, не являющаяся ни числом, ни формулой).

Выполните в рабочей тетради №5В.

Создание формул. Слайд №11


Чтобы определить стоимость товара в ячейке С2 следует в эту ячейку,

    Ввести знак «=»,

    Щелкнуть мышкой на адресе ячейки A2

    Поставить знак умножения (*).

    Щелкнуть мышкой на адресе ячейки В2

    Ввод формулы завершается нажатием клавиши , после чего в ячейке появляется результат вычислений.

Выполните в рабочей тетради №5А.

Встроенные функции MS Excel – это функции, вычисление которых выполняется по определенным алгоритмам, содержащимся в приложении

MS Excel. Слайд 14

Вызов встроенной функции происходит при вычислении по формуле, содержащей эту функцию. Слайд 15

Все множество встроенных функций табличного процессора делится на несколько групп: математические, статистические, функции даты и времени и т.д.

В различных табличных процессорах наборы встроенных функций различаются. Слайд 16

Excel содержит более 400-встроенных функций. Функция имеет имя и список аргументов в круглых скобках. Слайд 17

Пример: =СУММ (A4:A7)

Рассмотрим наиболее часто использующиеся функции.

Вид записи

Назначение

Математические

Слайд 18

КОРЕНЬ(...)

Вычисление квадратного корня

Вычисление абсолютного значения (модуля) числа

Округление числа или результата выражения, указанного в скобках, до ближайшего меньшего (!) целого

Значение математической константы «ПИ» (3,1415926...)

Статистические

Слайд 19

Определение минимального из указанных чисел

Определение максимального из указанных чисел

СРЗНАЧ(...)

Определение среднего значения указанных чисел

Определение суммы указанных чисел

Дата и время

Слайд 20

СЕГОДНЯ () *

Значение сегодняшней даты в виде даты в числовом формате

МЕСЯЦ(дата)

Вычисление порядкового номера месяца в году по указанной дате

ДЕНЬ(дата)

Вычисление порядкового номера дня в месяце по указанной дате

ГОД(дата)

Вычисление года по указанной дате

Некоторые часто используемые статистические функции можно применить с помощью значка в меню ∑. Выполните в рабочей тетради №6.

    Закрепление нового материала

3 задания на доске:

1 задание: Структура окна MS Excel (см.приложение1)

2 задание: Найти правильные ответы

    Специальная программа, используемая для автоматизации обработки данных, представленных в табличной форме, это (электронная таблица).

    Минимальный объект рабочего листа, находящийся на пересечении столбца и строки, это (ячейка)

    Имя ячейки – это… (имя столбца и номер строки).

    Расположенные подряд ячейки в строке, столбце или прямоугольной области, это (диапазон)

    Ячейка таблицы, которую в данный момент занимает курсор, называется (активная ячейка)

    В ячейку могут помещаться (текст, число, формула).

3 задание: Найти правильные записи формул

Выполнение лабораторных работ:

лабораторной работы №1 «Создание электронной таблицы»,

лабораторной работы №2 «Построение электронной таблицы»,

лабораторной работы №3 «Встроенные функции Excel »

4. Проверочная работа

Тестовые задания

    Электронная таблица – это …

а) программа служащая для создания, редактирования, сохранения и распечатки различных текстов.

б) приложение хранящее и обрабатывающее данные в прямоугольных таблицах.

в) приложение служащее для производства вычислений и решения математических задач.

г) все ответы верны

2.Активная ячейка в Excel - это:

а) ячейка с адресом А1; б) ячейка, выделенная рамкой; в) ячейка, в которую введены данные; г) нет правильного ответа

3.Ввод формулы в Excel начинается:

а) со знака равно; б) со знака скобки; в) с цифры; г) с буквы.

4.Адрес ячейки в Excel состоит из:

а) имени файла;

б) заданного набора символов;

в) имени столбца и номера строки, на пересечении которых находится ячейка;

г) номера строки и имени столбца, на пересечении которых находится ячейка.

5.Функция СУММ() в Excel относится к функциям:

а) математическим; б) статистическим; в) логическим; г) финансовым.

6.Мастер функций в Excel необходим для:

а) редактирования таблицы; б) для быстрого запуска программы;

в) сохранения информации; г) ввода необходимых функций.

7.Если в Excel сделать ячейку активной и нажать клавишу Delete, то:

а) удалится содержимое ячейки; б) очистится формат ячейки;

в) удалится ячейка; г) удалится имя ячейки.

8.Информация в таблице представлена в виде:

а) файлов; б) записей; в) текста, чисел, формул; г) все ответы верны

    Укажите правильный адрес ячейки:

10.Наименьшим элементом электронной таблицы является...

а) ячейка; б) символ; в) столбец; г) строка

11.Диапазоном ячеек электронной таблицы называется...

а) множество всех заполненных ячеек таблицы;

б) множество всех пустых ячеек;

в) множество ячеек, образующих область прямоугольной формы;

г) множество ячеек, образующих область произвольной формы.

12.Укажите недопустимую формулу для ячейки F1

а) =A1+B1*D1; б) =A1+B1/F1; в) =C1; г) допустимы все формулы

13.Укажите недопустимую формулу для записи в ячейку D1

а) =2A1+B2; б) =A1+B2+C3; в) =A1-C3; г) допустимы все формулы.

14.В электронной таблице выделена группа ячеек А1:В3. Сколько ячеек в этой группе?

а) 2; б) 3; в) 5; г) 6.

15.В электронной таблице нельзя удалить

а) строку; б) столбец; в) имя ячейки; г) содержимое ячейки.

5. Рефлексивно-оценочный этап.

Я надеюсь, что начатая сегодня работа пригодится в вашей будущей профессии.

Что мы с вами сегодня делали? Чем занимались? Что нового вы узнали для себя?

Основные достоинства электронной таблицы по сравнению с обычной таблицей состоят:

    в том, что при изменении исходных данных происходит автоматический пересчет результатов.

Где можем применять ЭТ?

    в экономических и бухгалтерских расчётах;

    в математике;

    в физике;

    в исследовании информационных моделей из курсов химии, истории, биологии.

6. Домашняя работа : Слайд 28

Записи по тетради. Придумайте и начертите в тетради структуру таблицы для решения задачи, применяя функцию СРЗНАЧ.

Сегодня на уроке вы открыли новые возможности ЭТ, научились вводить текст, формулу и число в ячейку.

Сегодня каждый из вас поднялся на новую ступень развития своего мышления. Я вас поздравляю с этим событием! Всем спасибо! Урок окончен.

Конспект урока по информатике в 9 классе на тему "Работа с файлами"

Тема «Работа с файлами».
Цель урока: познакомить учащихся с файлом и работой с файлами.
Задачи:
Образовательные: познакомить учащихся с понятием файл, с описанием файла в языке программирования Паскаль, с приемами работы с файлами;
Развивающие: развивать умения применять полученные знания при решении задач, алгоритмическое и логическое мышление, познавательный интерес, навыки использования информационных технологий для решения различных задач, расширение кругозора учащихся.
Воспитательные: воспитывать чувство товарищества и умение слушать товарища, воспитывать информационную культуру, воспитывать положительное эмоциональное отношение к информатике; воспитывать дисциплинированность, аккуратность, ответственное отношение к учебе.
Класс: 9 Б.
Урок: 45 минут.
План урока:
1) Организационный момент. Создание ситуации «Успеха».
2) Актуализация прежних знаний. Проверка домашнего задания.
3) Объяснение нового материала.
4) Закрепление нового материала.
5) Рефлексия.
6) Подведение итогов. Домашнее задание.

Ход урока:

1) Организационный момент. Приветствие, проверка присутствующих. Создание ситуации «Успеха».
Ученики открывают тетради, записывают число и тему урока.
2) Актуализация прежних знаний. Проверка домашнего задания.
Учитель проверяет выполненное домашнее задание.
Прием «Корзина знаний»: ученики на стикерах пишут ответы на вопросы и приклеивают в корзину.
Для чего нужен оператор присваивания?
Как обозначается оператор присваивания? Приведите примеры.
Что такое числовая функция?
Как описываются числовые функции в программе?
3) Объяснение нового материала. Методом Insert
Что такое файл?
Файл - это самостоятельная последовательность символов, записанная в постоянную память компьютера. Это определенная выделенная область информации.
Существование файлов не зависит от работы какой-либо программы и они никуда не исчезают даже при включении и выключении компьютера.
Файлы могут хранить в себе различную информацию. Это тексты, программы, вирусы, картинки, интернет страницы и т.д.
Когда и зачем нужно использовать файлы?
Не всегда нам удобно пользоваться командной строкой при вводе и выводе информации в программе. Например:
необходимо сохранять выходные данные при отладке;
большое количество входных данных (тот, кто вручную тестировал программы с заполнением матриц, меня понимает);
многократное введение одной и той же информации, с минимальными изменениями или вовсе без изменений;
Так вот в этих и некоторых других случаях к нам на помощь приходит умение работать с файлами.
Как описать файловые переменные?
В разделе описания следующая запись
var
f1, f2: text;
говорит о том, что переменные f1 и f2 это текстовые файлы (которые мы можем открыть с помощию блокнота, посмотреть, и при необходимости редактировать).
Как установить связь между файловой переменной и самим фалом?
Для ответа на этот вопрос есть специальная процедура
assign(f,"имя_файла"); - устанавливает связь между файловой переменной и самим файлом
которая помогает нам это сделать. Фактически мы говорим, что переменной f соответствует такое-то имя файла. Например текстовый файл input.txt
Здесь подразумевается, что файл с самой программой находится в той же папке, что и текстовый файл input.txt. Если же он в другой папке, то нам нужно указать относительное расположение этого файла.
‘Имя_файла’ - полный путь к указанному файлу, записанный в относительной или абсолютной форме.
Как создать, открыть, сохранить и закрыть файл?
После того как мы установили соответствие файловой переменной и самого файла мы можем начинать выполнять различные операции над этим файлом:
Открыть для чтения reset(f); Если файла не существует, то будет выведена ошибка.
Создать или перезаписать rewrite(f); Если файла не существует, то он будет создан;
Создать или открыть и дописать в конец файла append(f); Если файла не существует, то он будет создан;
Сохранить и закрыть файл close(f);
Естественно то, что мы только что перечислили это просто внешняя работа с файлом.
Как использовать или изменить содержимое файла?
Для того что бы делать какие-либо внутренние изменения в самом файле так же существуют команды
read(f,a,b); - читать из файла f две переменные a и b. После выполнения этой процедуры указатель в файле передвинется за переменную b;
readln(f,a,b,c); - читать из файла f три переменные a, b и c, а затем перевести указатель (курсор) на начало следующей строки; если кроме уже считанных переменных в строке содержалось еще что-то, то оно будет проигнорировано.
write(f,a,b,c); - записать в файл f переменные a,b и c;
writeln(f,a,b); - записать в файл f переменные a и b, а затем записать туда же символ "конец строки".
4) Закрепление нового материала в группах.
Задача 1.
Написать программу, которая на диске компьютера создает файл nambers . txt и записывает в него 5 введенных с клавиатуры целых чисел. При помощи текстового редактора (например, БЛОКНОТА) просмотрите файл и убедитесь, что запись в файл произошла.
Задача 2.
Написать программу, которая дописывает в файл nambers . txt 5 введенных с клавиатуры целых чисел. При помощи текстового редактора (например, БЛОКНОТА) просмотрите файл и убедитесь, что запись в файл произошла.
Задача № 1
Пусть на диске (в текущем каталоге) есть файл myfile. dat, который состоит из некоторого числа целых чисел, разделенных пробелами. Написать программу, вычисляющую сумму этих элементов.
Задача № 2
Написать программу, в которой в текстовый файл записываются данные про 10 учеников: имя, вес и рост.
Перед созданием файла программа должна проверять наличие файла с таким именем на диске и спрашивать, что ей делать в случае обнаружения такого файла – прекратить работу или перезаписать файл.
Задача № 3
Написать программу, которая считывает слова из одного текстового файла и записывает их в столбик в другой текстовый файл.
Пояснение: слова разделяются символом пробел. Поэтому мы будем считывать символы из первого файла и «складывать» их в слово до тех пор, пока не встретиться пробел. Потом это слово запишем во второй файл и опять начнем формировать следующее слово. И так до тех пор, пока не достигнем конца первого файла.
5) Рефлексия. Упражнение «Плюс-минус-интересно». В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.
В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.
В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
6) Подведение итогов. Домашнее задание.
Подведение итога урока. Выставление оценок.

Урок № 1. Введение. Техника безопасности.

Цели: ознакомить учащихся со структурой и спецификой курса информатики 9 класса; актуализировать знания обучающихся о науке информатика; повторить правила техники безопасности в компьютерном классе; способствовать эстетическому, творческому воспитанию учащихся и соблюдению единого орфографического режима в школе.

Оборудование: иллюстративный материал по теме урока на доске, раздаточный материал – инструкция по ТБ, компьютеры с текстовым процессором MS Word .

Тип урока: урок повторения.

Прогнозируемые результаты: учащиеся вспомнят основные понятия курса информатики за предыдущие годы обучения; знакомы со структурой и спецификой курса информатики 9-го класса; участвуют в эвристической беседе; самостоятельно обрабатывают правила ТБ и распечатывают этикетки на тетради по предмету.

ХОД УРОКА

I . Организационный этап

II . Мотивация учебной деятельности

Учитель. Дорогие мои друзья! Предлагаю вам в этом учебном году продолжить путешествие в удивительный мир познания мира информации. Вы знаете уже не мало, многие легко ориентируются в бескрайнем море информации, но надо стремиться к самым высоким вершинам. Пришла пора более глубоко изучить математические основы информатики. Попробовать себя в роли программиста и разработчика сайта. Впереди нас ждет много интересного. В добрый путь!

III. Актуализация опорных знаний.

Эвристическая беседа с опорой на записи на доске

На доске в хаотическом порядке написаны различные понятия, символы, имеющие отношения к ранее пройденному материалу по предмету. Учитель, указывая на записи, в определенном порядке, направляет беседу в необходимое русло. Таким образом, коротко и быстро повторяются основные тему курса информатики.

Запись на доске

Вопросы учителя

Предполагаемый ответ ученика

Информатика

Что такое информатика?

Это наука, которая изучает информацию.

Что такое информация?

Это сведения об окружающем нас мире

Расшифруйте аббревиатуру

Информационные процессы – действия с информацией.

С каким информационным процессом связан этот объект?

Обработка.

Графическая информация. Графический редактор Paint .

К какой программе имеет отношение запись?

Название шрифта

Текстовый процессор (редактор)

Что такое текстовый редактор?

Программа для работы с текстовой информацией

Какие основные действия можно выполнять с текстом?

Редактирование

Форматирование

Что такое редактирование?

Процесс исправления ошибок

Что такое форматирование?

Процесс оформления текста, работа над формой текста, его внешним видом

Расшифруйте

Информационно-коммуникационные технологии

Что такое коммуникации?

Техническая составляющая работы с информацией

Прочитайте запись

Двоичный код

Почему двоичный код изучаем на информатике

Компьютер работает с информацией в двоичном коде

А$ 4*4

Ответы детей могут быть разнообразными. Но скорее всего не верными. И это позволяет акцентировать внимание на будущем материале.

Основной государственный экзамен

Кто планирует сдавать? Структура экзамена и минимальный порог.

Расшифруйте

Техника безопасности.

IV . Работа над темой урока

1. Творческое задание. Класс делится на группы (2-4 человека). Раздаю на каждую группу по листу А4 и типовую инструкцию безопасности для обучающихся в компьютерном классе разделенную на смысловые части.

Учитель. Ребята мы с вами как минимум два раза в год повторяем правила техники безопасности. И вы все их хорошо знаете. Поэтому соединим ваши творческие способности с повторением правил.

У вас на парте есть карточка с несколькими правилами ТБ. Ваша задача их превратить в стихи. На работу 10 минут. По завершению каждая группа будет защищать свою работу. Один ученик читает правила написанные в инструкции, а второй читает ваши стихи.

2. Практическая работа в программе MS Word по алгоритму.

Ребята сейчас мы поработаем над соблюдение единого орфографического режима в нашей школе. Ваша задача выполнить алгоритм и получить конечный печатный продукт.

V . Рефлексия. Подведение итогов урока

Для подведения итогов урока используется упражнение «Плюс-минус-интересно». Это упражнение выполняется устно. Вначале ученики отвечают, что понравилось на уроке, что вызвало положительные эмоции, что, по мнению ученика, может быть ему полезным для достижения каких-то целей («П» - «плюс»). Далее озвучивается что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций («М» - «минус»). И завершаем рефлексию фактами, которые вызвали интерес обучающихся («И» - «интересно»)

Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика.

VI . Домашнее задание

Групповое задание (класс делится на 4 группы). Подготовить комплекс физических упражнений (5-8 шт) для проведения физ. минуток на уроках информатики.

Для снятии напряжения с глаз

Для снятия напряжения с плечевого пояса и рук

Для снятия напряжения с туловища и ног

Для улучшения мозгового кровообращения.

План конспект урока с применением метода проектов.

Тема: «Графический редактор».

Класс: 5 класс.

Цели урока:

- воспроизводит понятия мультимедиа технологии и мультимедиа презентации, компьютерная графика.

Определяет виды компьютерной графики.

- работает в группе

Задачи урока:

Образовательные: обобщить знания по теме «Графический редактор » .

Развивающие: развивать умения анализировать, выделять главное, развить творческую активность учащихся, познавательный интерес, развивать информационно-коммуникационную компетентность.

Воспитательные: воспитывать умение работать в группах и качественно взаимодействовать с одноклассниками.

Тип урока: Урок практического применения знаний.

Вид урока: урок с применением метода проекта.

Оборудование: компьютеры, мультимедиа проектор, карточки с опорными фразами для составления мини-доклада.

План урока:

1.Организационный момент.

2. Подготовка учащихся к усвоению материала(активное целепогагание).

3.Практическая часть(создание проектов.):

Учащиеся делятся на группы.

В каждой команде распределяются роли:историка,редактора,художника.

Создание проекта.

Защита проектов.

4.Рефлексия.

5.Подведение итогов урока.

Ход урока.

    Организационный момент:

Добрый день, ребята! Сегодня мы с вами посвятим наше занятие повторению темы «Графический редактор». По истечении этого занятия вы, ребята, создадите проекты, которые затем представите аудитории. Проекты вы представите в виде презентаций, которые будут содержать информацию о видах компьютерной графики.

Вся группа разделится на три команды. Каждая команда будет создавать проект посвящённый своему виду компьютерной графики. Информацию вы будите искать в сети Интернет, но пользуясь только определёнными web-ресурсами.

    Подготовка учащихся к усвоению материала:

Вы будите создавать ваш проект по средствам мультимедийной презентации, значит вам необходимо вспомнить, а что же такое мультимедиа технологии и в частности мультимедиа презентации?

Мультимедиа технологии – это взаимодействие визуальных и аудиоэффектов под управлением интерактивного программного обеспечения с использованием современных технических и программных средств, они объединяют текст, звук, графику, фото, видео в одном цифровом представлении.

Мультимедиа презентации – это электронные презентации, которые состоят из отдельных частей, слайдов, и могут содержать в своей структуре тексты, видео, аудио, изображения, фотографии, схемы и т.д. Обычно мультимедиа презентации используют для наглядного представления информации определённому кругу людей с применением аппаратных и программных средств. Мультимедиа презентации создаются с применением программы MS PowerPoint, в нашем случае мы будем использовать программу MS PowerPoint 2007.

Так как тема проекта компьютерная графика, значит необходимо вспомнить, что же это такое и какие виды компьютерной графики существуют.

Компьютерная графика – это область деятельности, в которой используются в качестве инструмента, как для создания , так и для обработки , полученной из реального мира.

Виды компьютерной графики: растровая – изображения, состоящие из пикселей; векторная – изображения, которые состоят из простейших геометрических фигур; фрактальная – изображения, созданные с помощью языков программирования. В основе лежит принцип повторения отдельных частей, которые складываются в единое целое; трёхмерная – изображения, которые имеют визуальный объём и могут быть в писаны в трёхмерное пространство.

    Практическая часть занятия (создание проектов):

Теперь, когда мы вспомнили, что такое компьютерная графика, виды компьютерной графики, мультимедиа технологии и презентации, пора приступить к созданию проектов. Для этого вы разбились на три команды. Каждая команда создаёт проект по своему виду компьютерной графики:

1 команда выполняет проект по растровой графике;

2 команда выполняет проект по векторной графике;

3 команда выполняет проект по трёхмерной графике.

Распределите роли каждому участнику команды. У вас должен быть историк , который будет осуществлять поиск информации в сети, используя определённые web-ресурсы; редактор , который, получая информацию от историка, компаниею её и оформляет готовую презентацию; художник , который создаёт примерное изображение вида графики своей команды.

В процессе создания вы будите использовать руководство по созданию проекта ( ). В руководстве п одробно прописано, какие вопросы необходимо раскрыть в рамках темы вашего проекта.

Теперь, когда мы всё обсудили пока приступить к непосредственному выполнению проектов. Прошу команды пройти за компьютеры (обучающиеся рассаживаются за компьютеры). На Рабочих столах ваших компьютеров найдите текстовый документ под именем Ссылка на руководство.txt . Откройте этот документ и скопируйте ссылку из него. Затем закройте документ и откройте браузер Mozilla Firefox, который располагается на Рабочем столе. В адресную стоку браузера вставьте ссылку на руководство и нажмите клавишу «Enter». Теперь вы находитесь на главной странице руководства. Внимательно ознакомьтесь с заданием для каждого участника команды, с вопросами, которые нужно раскрыть в проекте, с требованиями к оформлению проекта, со списком информационных ресурсов, которыми вы можете пользоваться при создании проектов.

После того, как ваши проекты будут готовы, каждая команда составляет мини-доклад по своему проекту. В качестве шаблона у вас есть список опорных фраз, которые можно использовать в докладе (обучающиеся знакомятся с руководством, задают вопросы учителю, приступают к выполнению проектов).

    Защита проектов:

Проекты команд готовы. Теперь ваша задача, используя опорные фразы, составить мини-доклад по вашим проектам, другими словами, защитить их перед аудиторией. У вас на столах лежат распечатки с этими опорными фразами. У вас 7 минут на составление доклада (обучающиеся приступают к составлению докладов).

Опорные фразы для составления мини-доклада

Наша команда выполняла проект по теме ________________________________________.

В группе ИСТОРИКОМ был ___________________________, РЕДАКТОРОМ был ______________________________ и ХУДОЖНИКОМ был _________________________.

В рамках данной темы нами были рассмотрены следующие вопросы:

    ________________________________________________________________

    ________________________________________________________________

    ________________________________________________________________

    ________________________________________________________________

    ________________________________________________________________

    ________________________________________________________________

Обработав найденную информацию, мы выяснили, что ____________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Работая над проектом в рамках темы ________________________________________ мы открыли для себя новые факты, которые не были нам известны до настоящего момента: __________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

В процессе создания проекта нами использовались следующие методы работы с информацией (нужное подчеркнуть) : поиск, анализ, синтез, выделение главного, обобщение, аналогия, сравнение, классификация, систематизация.

ХУДОЖНИКОМ нашей команды было создано следующее изображение в _________________ редакторе _____________________. Этот редактор предназначен для ________________________________________________________________ изображений.

Благодарим за внимание!

Доклады составлены. Пора представить свои проекты публике. Приглашаем первую команду представить свой проект (команды по очереди показывают созданные проекты аудитории и читают по ним доклады).

    Рефлексия:

Все команды очень хорошо поработали и подготовили замечательные проекты по своим темам. И в завершении нашего занятия я бы хотела услышать от каждой команды их мнение о проектах своих оппонентов (что понравилось, что не понравилось, что следует доработать и т.д.) (обучающиеся высказывают своё мнение о проектах каждой команды).

    Итог занятия. Заключительное слово учителя:

Наше занятие подошло к своему концу. Я надеюсь, что вам было интересно работать в группах, создавать проекты и взаимодействовать друг с другом. Думаю, что этот опыт не пройдёт для вас даром. Благодарю всех за активную работу, наше занятие закончено. До свидания!

Конспект урока по информатике для учащихся 10 класса по теме:

«Решение задач на Машине Поста»

Цели урока:

    Образовательная:

    Развивающая: способствовать развитию памяти, внимания, мышления, наблюдательности учащихся, познаватель­ной активности и широты кругозора;

    Воспитательная:

Тип урока: комбинированный урок

Методы обучения: дедуктивно-репродуктивный, индуктивно-репродуктивный

Оборудование: учебник, карточки с самостоятельной работой

Литература:

    Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов / И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер. – 7-е изд. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. - 246с.

    Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10–11 классы: методическое пособие / И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер. - - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

План урока:

1. Организационный момент (1 мин.)

3. Решение задач (20 мин.)

6. Домашнее задание (2 мин.)

Ход урока

    Организационный момент

Приветствие учеников, проверка посещаемости, проверка готовности помещения к уроку

    Актуализация знаний

Учитель: Здравствуйте, ребята! На прошлом уроке мы рассматривали информационный процесс, который называется обработка информации, вспомнили свойства алгоритмов и познакомились с алгоритмической машиной.

Что понимают под обработкой информации?

Ученик: Обработка информации – это процесс изменения вида (формы), смысла, объема информации.

Учитель: В чем заключается модель обработки информации?

Ученик:

Учитель: Какие варианты обработки информации вы знаете?

Ученик: Получение новой информации, новых сведений, изменение формы представления информации, систематизация, структурирование данных, поиск информации.

Учитель: Какая новая наука появилась в 30-х гг. XX в.?

Ученик: Теория алгоритмов.

Учитель: Хорошо, а теперь открываем вопросы в конце §9 и отвечаем на вопросы 1-2, 4-6.

Учащиеся отвечают на вопросы

    Решение задач

Учитель: Какие алгоритмические машины вы знаете?

Ученик: Машины Тьюринга и Поста.

Учитель: Сегодня на уроке, мы будем изучать, как работает машина Поста и как решать на ней задачи. Открываем тетради, записываем число и тему урока «Решение задач на машине Поста».

Запись в тетради: Число

Классная работа

Тему урока «Решение задач на машине Поста»

Учитель: Алгоритм, по которому работает машина Поста, будем называть программой. Программа - алгоритм, записанный по строгим правилам языка команд исполнителя. Что же представляет из себя машина Поста? Машина Поста представляет собой бесконечную информационную ленту, разделенную на позиции-клетки. В каждой клетке может либо стоять «метка» (некоторый знак), любо отсутствовать (пусто). Вдоль ленты движется каретка – считывающее устройство. Каретка может передвигаться шагами: один шаг – смещение на одну клетку вправо или влево. Клетку, под которой установлена каретка будем называть текущей .

Запись определений в тетрадь

Учитель: Каретка является ещё и процессором машины. Она может:

1)распознавать, пустая клетка или помеченная знаком;

2) стереть знак в текущей клетке;

3)записать знак в пустую текущую клетки.

Главное отличие каретки-процессора машины Поста от процесса компьютера - в компьютере возможен доступ процессора к ячейкам памяти в произвольном порядке, а в машине Поста - только последовательно.

Назначение машины Поста - производить преобразования на информационной ленте.

Запись в тетрадь

Учитель: Так как машина Поста работает по определенному алгоритму, следовательно, она имеет свою систему команд, к рассмотрению которой мы с вами переходим. Запись любой команды начинается с ее порядкового номера в программе - n. Далее следует код операции и после него - номер следующей выполняемой программы - m. Рассмотрим систему команд машины Поста более подробно. Открываем учебники на странице 51, находим таблицу, по цепочке зачитываем команду и действие.

Учащиеся по очереди зачитывают

Учитель: Разберем более подробно на следующем примере.

Пример из учебника

Учитель: А теперь вместе с вами рассмотрим пример 2. Исходное состояние показано на рисунке:

Выполнить на машине Поста программу:

1 →2
2 ? 1;3
3 ← 4
4 V 5
5 !

Учитель:

Ученик: Сдвинем каретку вправо и перейдем к команде 2.

Учитель: В чем состоит суть второго шага?

Ученик: Смотрим, если следующая ячейка пустая, то выполняем команду 1, иначе 3. Она пустая, следовательно, выполняем команду 1 и сдвигаем вправо на один шаг.

Ученик: Второй шаг. Здесь следующая ячейка пустая, значит выполняем команду 1: сдвигаем вправо на 1 шаг.

Учитель: Следующая команда, о чем нам говорит?

Ученик: Мы видим, что клетка непустая, значит, мы сдвигаем влево на 1 шаг.

Учитель: Следующая команда?

Ученик: Дописываем метку и останавливаем команду.

Учитель: Делаем вывод о том, что программа выполнилась на 5 шагов.

Учитель: Давайте рассмотрим задачу 1.

К доске вызывается ученик.

Ученик:

Учитель: Что мы выполним первым шагом?

Ученик: Первым шагом выполним запись метки, в пустую клетку.

Можно сделать вывод: данная программа выполнилась за 2 шага.

Учитель: Давайте задачу 2, выполним самостоятельно в тетрадях.

Исходное состояние:

Ученики выполняют самостоятельно в тетрадях

Учитель: Давайте проверим у вас получилось.

Учитель: Переходим к следующей задаче.

К доске вызывается ученик.

Ученик: Исходное состояние информационной ленты выглядит следующим образом:

Учитель: Что мы выполним первым шагом?

Ученик: Первым шагом выполним стирание метки.

Вторым шагом выполняем сдвиг каретки на шаг вправо.

Конечное состояние выглядит следующим образом:

Учитель: Переходим к следующей задаче. Обратите внимание, в данной задаче заданы начальное и конечное состояния, нам необходимо составить программу.

К доске вызывается ученик.

Ученик: Первым шагом выполняется сдвиг каретки на шаг влево. Запишем это: 1 2.

Вторым шагом происходит запись метки: 2 v 3.

Третьим шагом выполняется сдвиг каретки на шаг влево: 3 4.

Четвертым шагом происходит стирание метки: 4 5.

Пятым шагом выполняется сдвиг каретки на шаг влево: 5 6.

Шестым шагом происходит запись метки: 6 v 7.

Седьмым и восьмым шагами выполняется сдвиг каретки на шаг влево:

Конечное состояние получено, значит программа выполнена. 9 !

    Самостоятельная работа

    Самостоятельная работа

    Задание 1: Пусть задано исходное состояние головки и требуется на пустой ленте написать две метки: одну в секцию под головкой, вторую справа от нее.

    Решение:

    Задание 2: На ленте имеется некоторое множество меток (общее количество меток не менее 1). Между метками множества могут быть пропуски, длина которых составляет одну ячейку. Заполнить все пропуски метками.

    Решение :

  1. Итог урока

Учитель: Сегодня на уроке мы решали задачи на машине Поста двух типов, когда вам была дана готовая программа и начальное состояние информационной ленты и когда даны начальное и конечное состояния информационной ленты, необходимо составить программу.

    Домашнее задание

Учитель: §10, вопросы в конце §10.

Самоанализ урока информатики

Урок информатики по теме «Решение задач на машине Поста» был проведен мной, Дорониной Натальей Юрьевной в 10 «А» классе МОУ «Средняя школа №37» г. Саранска.

Цели урока:

Образовательная: закрепление полученных знаний при решении задач на машине Поста;

Развивающая: развивать познаватель­ную активность и широту кругозора; способствовать развитию памяти, внимания, мышления, наблюдательности учащихся;

Воспитательная: прививать аккуратность в работе, воспитать у учащихся положительное отношение к предмету.

Урок проводился в компьютерном классе. Все санитарно-гигиенические нормы и правила работы в кабинете вычислительной техники были соблюдены. Тип урока – комбинированный урок. В соответствии с типом были выделены следующие этапы урока:

1. Организационный момент (2 мин.)

2. Актуализация знаний (5 мин.)

3. Решение задач (20 мин.)

4. Самостоятельная работа(15 мин.)

5. Подведение итогов урока (2 мин.)

6. Домашнее задание (1 мин.)

Подготовка к уроку была продуктивной: были поставлены цели урока путем ознакомления с программой и методическими указаниями по теме; ознакомилась с поурочными разработками для проведения урока; консультировалась с методистом по информатике и учителем-предметником, изучила содержание учебного материала по теме в учебнике, выделила основные научные и воспитательные идеи, понятия, навыки, умения, которые должны быть усвоены учащимися в соответствии с поставленными целями; выбрала методы и средства обучения; определила темп обучения на уроке.

Учащиеся в свою очередь были хорошо подготовлены к уроку: рабочее место соответствовало уроку.

Этапы были определены четко, на каждом из них было выделено главное, основное. На первом этапе необходимо было установить следующее, помимо взаимного приветствия учителя и учащихся: готовность помещения и рабочих мест к уроку. Этап актуализации знаний был проведен в форме фронтального опроса. Основная цель третьего этапа – решение задач. Были рассмотрены различные типы задач на машине Поста. Следующий этап был реализован таким образом: учащимся была предложена самостоятельная работа. Далее был подведен итог урока. Заключительный этап - постановка домашнего задания. Считаю, что все этапы урока были успешно реализованы.

Объем фактического материала, используемого на уроке большой. Материал полностью соответствовал программе и уровню знаний учащихся.

Задачи я стремилась подобрать в соответствии с теоретическим материалом в учебнике. Считаю, что сделать это мне удалось.

На уроке использовались следующие методы: дедуктивно-репродуктивный, индуктивно-репродуктивный.

Во время урока, старалась объяснять понятно и доступно ученикам. Главная информация подчеркивалась.

Активность учащихся на уроке была хорошая. Дисциплина была на должном уровне. Подводя общий итог, можно сказать, что в целом, урок прошел успешно. Все поставленные мной цели были достигнуты.

Считаю, что проведенный мною урок был эффективным: поставленные цели были достигнуты, все этапы реализованы, временные рамки были соблюдены.