Болезни Военный билет Призыв

Государственные реформы петра 1 утверждение абсолютизма. Утверждение абсолютизма

(11) Оформление абсолютизма при Петре 1

В первой четверти XVIII в. в России были проведены реформы в области управления. Основной смысл этих преобразований заключался в создании административной системы, проникнутой идеей централизма и всецело подчиненной верховной власти. Россия стала абсолютной монархией.

В 1708 – 1710 гг. была проведена областная реформа органов власти на местах. Причиной ее был подъем классовой борьбы горожан и крестьян, на плечи которых легла вся тяжесть реформ. Во главе Петербургской и Азовской губерний стояли генерал-губернаторы Меньшиков и Ф. Апраксин. Остальными управляли губернаторы, в руках которых находилась вся полнота административно-полицейской и судебной власти. Губернаторы также ведали сыском беглых крестьян, производили рекрутские наборы, обеспечивали провиантом рекрутские полки, ведали сбором налогов. Губернская реформа нанесла удар по приказной системе. Многие приказы прекратили свое существование, их обязанности перешли к губернской администрации.

В 1711 г.был создан новый высший орган исполнительной и судебной власти - Сенат, обладавший и значительными законодательными функциями. Он принципиально отличался от своего предшественника - Боярской думы. Члены совета назначались императором. В порядке осуществления исполнительной власти Сенат издавал указы, имевшие силу закона. В 1722 г. во главе Сената был поставлен генерал-прокурор, на которого возлагался контроль за деятельностью всех правительственных учреждений. Генерал-прокурор должен был выполнять функции "ока государства". Этот контроль он осуществлял через прокуроров, назначаемых во все правительственные учреждения. В перовой четверти XVIII в. к системе прокуроров добавилась система фискалов, возглавляемая оберфискалом. В обязанности фискалов входило донесение обо всех злоупотреблениях учреждений и должностных лиц, нарушавших "казенный интерес". Никак не соответствовали новым условиям и задачам приказная система, сложившаяся при Боярской думе.

Сеть фискалов расширялась, и постепенно выделились два принципа формирования фискальства: территориальный и ведомственный. После учреждения Юстиц-коллегии фискальские дела перешли в ее ведение и попадали под контроль Сената, а с учреждением должности генерал-прокурора фискалы стали подчиняться ему.

По указу 14 декабря 1717г. было создано 9 коллегий: Военная, Берг, Ревизион, Иностранных дел, Адмиралтейская, Юстиц, Камер, Штатс-контор, Мануфактур. Всего к концу первой четверти ХVП в. существовало 13 коллегий, которые стали центральными государственными учреждениями, формируемыми по функциональному принципу. Генеральный регламент коллегий (1720г.) устанавливал общие положения управления, штаты и порядок делопроизводства.

Для управления церковью учреждена специальная Духовная коллегия, преобразованная вскоре (14 февраля 1721) для придания большего авторитета в Синод, который был главным центральным учреждением по церковным вопросам. Он назначал епископов, осуществлял финансовый контроль, ведал своими вотчинами и отправлял судебные функции в отношении таких преступлений как ересь, богохульство, раскол и т.д. Особо важные решения принимались общим собранием - конференцией. Компетенция Синода ограничивалась светской властью. Преобразованный государственный аппарат был призван укрепить господство дворянства и самодержавную власть, способствовал развитию новых производственных отношений, росту промышленности и торговли

Реформы местного управления проводились с целью укрепления власти дворянства путем создания на местах бюрократических учреждений с наделением их широкими полномочиями. Историческая литература выделяет три этапа в реформе областного управления: первый – до 1708г., второй – с 1709 по 1718 (первая областная реформа), и третий – с 1719 по 1725 (вторая областная реформа).

В 1699г. была проведена городская реформа. Была создана Бурмистерская палата (Ратуша) с подведомственными земскими избами. В их ведении находилась торгово-промышленное население городов по части сбора податей, повинностей и пошлин. Цель реформы - улучшение условий развития торговли и промышленности. Создание Ратуши способствовало обособлению городского управления от органов местной администрации, но губернская реформа 1708-1710гг. вновь подчинила земские избы губернаторам и воеводам.

В 1714 г. был издан указ о единонаследии. Отныне поместье, как и вотчина, передавалось по наследству старшему сыну. Другие сыновья должны были идти в военную или гражданскую службу. Дворянам запрещался раздел их имений между всеми детьми.

В 1722 г. Петром I был издан Устав о престолонаследии, по которому монарх мог определять своего преемника "признавая удобного" и имел право, видя "непотребство в наследнике", лишить его престола "усмотря достойного".

  • 4. Складывание раннефеодальных отношений. Особенности социального строя Древней Руси. «Русская правда».
  • 5. Особенности древнерусской государственности. Княжеско-дружинная власть и общинное самоуправление («земля»).
  • 6. Феодальная раздробленность на Руси. Владимиро-Суздальское княжество, Новгородская земля, Галицко-Волынская Русь в XII – нач. XIII в.
  • 7. Культура домонгольской Руси.
  • 8. Борьба Руси с завоевателями в 13 веке. Татаро-монгольское иго и его влияние на судьбы русских земель.
  • 9. Возвышение Москвы. Начало борьбы за свержение ордынского ига.
  • 10. Образование единого Российского государства (собирание земель, формирование сословий и системы управления). Иван III.
  • 11. Роль русской церкви в становлении московской государственности. (14-16 вв).
  • 12. Иван Грозный. Реформы середины 16 века. Опричнина.
  • 13. Смутное время: предпосылки, основные этапы, итоги.
  • 14. Становление крепостничества. Социально-политическое развитие России в 17 веке: от сословно-представительной монархии к абсолютизму.
  • 15. Русская культура в 16-17 веках.
  • 16. Реформы Петра Великого. Утверждение абсолютизма в России.
  • 17. Дворцовые перевороты и расширение привилегий дворянства.
  • 18. Внутренняя и внешняя политика Екатерины II. Просвещенный абсолютизм. «Золотой век русского дворянства».
  • 20. Внутренняя и внешняя политика России в первой четверти 19 века. Отечественная война 1812 года.
  • 21. Движение Декабристов.
  • 22. Общественно-политическая мысль России в первой четверти 19 в.(Теория официальной народности п.Я. Чаадаев, Славянофилы и Западники, теория русского общинного социализма).
  • 23. Отмена крепостного права. Реформа 19 февраля 1861 г.: основные положения и значение.
  • 24. Буржуазные реформы 60-70-х годов 19 в. (земская, городская, судебная, военная).
  • 25. Освободительное движение 60 – начала 80-х годов 19 в. Революционное народничество.
  • 27. Социально-экономическое развитие пореформенной России. Контрреформы 80-х – начала 90-х годов.
  • 28. Революция 1905-1907 гг.: предпосылки, характер, этапы, итоги.
  • 29. Думская монархия. Политические партии России: генезис, программы, тактика.
  • 30. Столыпинская аграрная реформа: цели, основные направления и результаты.
  • 31. Россия в первой мировой войне.
  • 32. Февральская революция 1917 г. Внутренняя и внешняя политика Временного правительства.
  • 34. Октябрьская революция 1917 г.
  • 35. Формирование советской государственности. Судьба Учредительного собрания.
  • 36. Гражданская война и интервенция: результаты и последствия. Военный коммунизм.
  • 37. Нэп: задачи, противоречия, результаты.
  • 38. Образование ссср. Эволюция политического режима и внутрипартийная борьба в 20-е годы.
  • 39. Форсированная индустриализация: альтернативы, стратегия, осуществление, результаты.
  • 40. «Революция сверху» в деревне: цели, методы и результаты коллективизации.
  • 42. Режим личной власти и.В. Сталина. Политические репрессии 30-х гг.
  • 43. Ссср накануне и в начальный период второй мировой войны.
  • 44. Великая Отечественная Война.
  • 45. Ссср в послевоенные годы (1945-1953 гг.): экономика, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика. Холодная война.
  • 46. Демонтаж режима личной власти и бюрократия. Хрущевская «оттепель».
  • 47. Социально-экономическое развитие ссср в 1953-1985 гг.
  • 16. Реформы Петра Великого. Утверждение абсолютизма в России.

    Многие черты абсолютизма были присущи власти в России еще в период правления Ивана Грозного, но при нем его власть ограничивала боярская дума и духовная власть.

    Петр I в начале 18 в. стремился к абсолютизму.

    Он распустил боярскую думу и вместо нее создал сенат, который потом назвали правительственный сенат. Он выполнял законосовещательные функции. Сенат комплектуется по указанию Петра I и из лиц приближенных к нему. Позже сенат начинает выполнять судебные функции. В сенате появляются опер прокуроры, которые докладывали Петру, что, творится в сенате.

    После того как помер патриарх, Петр не стал избирать нового. Вместо патриаршества он создал священный синод. Синод был на положении простого департамента в правительстве Петра.

    Петр осуществил военную реформу:

    Создал сухопутную армию, на основе рекрутских наборов;

    Создал военно-морской флот;

    Создал систему военного управления. В нее входили: военная коллегия, адмиралтейская коллегия, штаб управления, четкая структура войск (полк, бригада, дивизия).

    Создал военную науку. Был принят военный устав 1716 г., который почти весь сам и написал. Также был создан морской устав.

    Создал офицерский корпус в армии.

    Петр I ввел обязательную службу для дворян.

    Создал гвардию.

    Петр I считал военную организацию лучшей, образцовой для жизни всего общества. Поэтому всю систему государственного управления перевел на военный лад. Всем чиновникам ввел чины и ранги («табель о рангах»), ввел единую форму одежды только без погон, ввел во все учреждения управления уставы и регламенты. Все учреждения насытил военными. Всю территорию государства разделил на Губернии – Провинции – Уезды. Во главе каждой Губернии поставил Генерала – Губернатора. Ликвидировал систему приказов. Вместо них создал 11 коллегий. 2 из 11 – военные (силовая и адмиралтейская), во главе коллегии был президент (генерал)- все это позволило Петру произвести экономические реформы, в первую очередь по отношению к армии. Одновременно зарождаются элементы капитализма. Все это позволит провести «культурную» революцию («прорубить окно в Европу»). Сбрил бороду, ввел парики, перенес новый год, елку, кофе, табак.

    1721 г. – Петр I принял указ «О престолонаследии». В этом указе он написал, что наследника после себя он будет сам определять, кого захочет

    Таким образом, в России установился полный абсолютизм. В России сложилось военно-полицейское государство.

    17. Дворцовые перевороты и расширение привилегий дворянства.

    Декабрь 1724 года – сильнейшее наводнение в Санкт-Петербурге.

    Январь 1725 года – Петр I умирает от воспаления легких, не оставив ни наследника, ни приемника. С этого времени начинается период «Дворцовых переворотов» (термин Ключесвкого) За это время на престоле побывало 6 монархов и было осуществлено 3 государственных переворота.

    Вторым человеком при Петре был Меньшиков. При его поддержке на престол была возведена Еатерина I – жена Петра. За все время совместной жизни Екатерина нарожала 11 детей, из которых выжило только 2 девочки – Анна и Елизавета. Екатерина и Петр были обвенчаны и Екатерина официально стала императрицей.

    На протяжении 1725-1762 г.г. все дворцовые перевороты «руководились» дворянской гвардейской казармой.

    В 1727 году Екатерина умирает. По ее завещанию на престол был возведен внук Петра I – Петр II в возрасте 12 лет. Меньшиков был арестован и сослан в Сибирь.

    При нем существовал Верховный тайный совет. В 1730 году Петр II умирает от простуды, Верховный тайный совет решает пригласить из Курляндии Анну Иоанновну (Дочь Ивана V).

    Анна Иоанновна была поддержана Гвардией и в 1730 году взошла на престол и была названа Великой императрицей. Она устранила Верховный тайный совет, создала в 1731 году кабинет Министров. В это время появляется Бирон – любовник анны. Он косвенно начал управлять российским государством - ужасное время для России. Анна Иоанновна назначила себе приемника – сына своей племянницы Анны Леопольдовны – Ивана Антоновича в возрасте 1,5 лет на момент назначения. Регентом был назначен Бирон.

    В 1740 году Анна Иоанновна умирает. Бирон был «снят» с должности регента и власть была передана Анне Леопольдовне, она стала регентом Ивана Антоновича.

    В 1741 году опираясь на гвардию, на престол вступила Елизавета Петровна. Анна и Иван Антонович были отправлены в крепость, а потом убиты.

    Елизавета Петровна – «светлое пятно» в правлении. Она восстановила сенат, как высший орган государства; ликвидировала кабинет министров; восстановила личную императорскую канцелярию, таким образом повысила роль монарха в системе абсолютизма. Елизавета Петровна проявляла особую заботу о науке (25 января 1755 г. был подписан указ о создании МГУ). Она принимала меры по развитию мануфактур.

    Елизавета умирает в 1761 году. По завещанию на престол был возведен племянник, внук Петра I – Петр III. Петр III женился на будущей императрице Екатерине II.

    В 1762 году Петр III был смещен в результате дворцового переворота, был задушен в Михайловском дворце, власть узурпировала Екатерина II. Таким образом период дворцовых переворотов был завершен.

    1. наблюдается тенденция к укреплению абсолютизма. Большую роль играет личность монарха;

    2. продолжается жесткая централизация всей жизни общества;

    3. централизация и бюрократизация системы государственного управления;

    4. государство стало юридически полицейским (появилась профессионально обученная полиция).

    В утверждении абсолютизма важную роль играла церковная реформа Петра 1. Позиция Православной церкви России на вторую половину 17-го столетия была достаточно прочной. На то время она смогла сохранить в отношении царской власти административную, судебную и финансовую автономию. Политика, которую проводили последние патриархи церкви, была направлена на укрепление данных позиций. Речь идет о Иоакиме и Адриане.

    Церковная кратко о главном

    Из данной реформы максимально выжимали средства на проведение государственных программ различного характера. Во время правления Петра прежде всего средства необходимы были на возведение флота (так называемое «кумпанство»). После того как путешествует в составе Великого посольства, его новой проблемой становится полное подчинение Русской церкви царской власти.

    Церковная реформа Петра стартовала после смерти Адриана. Тогда царь издал указ о проведения ревизии в Патриаршем доме, где нужно было переписать все имущество. По результатам ревизии царь отменяет проведение следующих выборов патриарха. На пост «местоблюстителя патриаршего престола» русским царем назначается митрополит Рязанский В 1701 году был образован Монастырский приказ, по которому в этот период управляли церковными делами. Таким образом, церковь теряет свою независимость от царской власти, а также право на распоряжение церковной собственностью.

    Просветительская идея о благе общества, в которой необходим продуктивный труд всего общества в целом, разворачивает наступление на монастыри и монахов. Церковная реформа Петра 1 - это, помимо всего прочего, ограничение количества монахов, что отмечено в царском указе, изданном в 1701 году. Для того чтобы получить разрешение на постриг, необходимо было обратится в Монастырский приказ. Со временем у Петра появляется идея в монастыре создать приюты для нищих и отставных солдат. Петр Великий в 1724 году издает указ, согласно которому, в монастыре количество монахов напрямую зависит от количества людей, за которыми они должны ухаживать.

    Те отношения, которые сложились между церковью и царской властью, результатом которых стала Церковная требовали нового оформления с юридической точки зрения. Видный деятель эпохи Феофан Прокопович составил в 1721 году Духовный регламент, которым было предусмотрено уничтожение патриаршего института и создание нового органа под названием «Духовная коллегия». Спустя некоторое время официальное управление в правах Сенатом изменило название на «Святейший правительственный Синод». Именно создание Синода и стало стартом абсолютистского периода в истории России. В данный период вся власть, и церковная в том числе, находилась в руках государя - Петра Великого.

    Церковная реформа Петра 1 священнослужителей превратила в государственных чиновников. Ведь в этот период даже за Синодом надзирало светское лицо, так называемый обер-прокурор.

    Вопросы:

    1. Имперская государственность.

    2. Абсолютизм.

    3. Изменения в законодательстве.

    Имперская государственность.

    Петр I (1682/89-1725) стал последним русским царем, который, следовательно, венчался на царство Шапкой Мономаха. После него – только императорской короной. Именно Петр I сделал Россию великой державой Европы, абсолютной монархией и империей.

    Основной смысл и содержание петровских преобразований заключались в модернизации Русского государства и самой государственности на западноевропейский образец, т.е. в приведении их в соответствие с велениями времени. Модернизация предполагает трансформацию государства традиционного типа в современное, причем важным отличительным признаков второго от первого считается рационализация управления. В практическом плане это проявилось в реорганизации всей системы административного управления, органов власти в центре и на местах, их внутреннего устройства и функций, структуры взаимоотношений центра и регионов, в переосмыслении самого понятия «государство».

    Абсолютизм, будучи закреплен законодательно, получил свое внешнее выражение в повышении статуса сначала монарха, а затем и всего государства. Петр I получил официальный титул «Отец отечества». 22 сентября 1711г. – Сенат преподнес царю титул императора, а в 1721г. Россия была провозглашена империей . Принятие титула императора указывало на стремление России следовать западноевропейским традициям, в то время как царский титул говорил о преемственности от Византии. Теперь к старым государственным регалиям (шапка Мономаха, скипетр, держава, царская цепь) добавляются корона, подбитая горностаем порфира, гос. меч и знамя. Обряд коронования, начиная с Екатерины I, стал проходить по европейскому образцу.

    Абсолютизм.

    Империя стала неотъемлемой чертой абсолютной монархии . Ст. 20 Артикула Воинского формулирует принцип абсолютизма : «Его величество есть самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен; но силу и власть имеет в своих государстве и землях, как христианский государь, по своей воле и благомнению управлять». Опора абсолютизма – диктатура дворянства, как господствующего социального слоя в стране.

    Упразднение Земских соборов и патриаршества, позволили Петру I утвердить абсолютизм – вся власть в стране принадлежит монарху, который ни перед кем не ответственен. Теоретик самодержавия Феофан Прокопович развивал концепцию неограниченной власти русского царя, где самодержец имеет право повелевать как на основе божественного, так и естественного права. Абсолютизм Петра трактовался как владычество разума, олицетворенного монархом, являвшимся, по петровскому выражению, «первым слугой» на службе государства, и его полновластным распорядителем. Государственные реформы, проведенные Петром I, закрепили абсолютную власть императора.

    Основные государственные органы петровского времени :

    - Сенат – судебные, административные и законосовещательные функции, ведая коллегиями и губерниями. Он назначал и утверждал чиновников. В связи с тем, что Сенат был призван координировать деятельность всех прочих органов гос. власти в центре и на местах, разрешая споры между ними, он должен был стать высшим правительственным, т.е. правящим органом.

    - институт прокуратуры , осуществлявший контроль за соблюдением законности.

    - Коллегии – высшие органы исполнительной власти. Всего – 11 единиц.

    - Тайная канцелярия – государственная безопасность и Преображенский приказ – политический сыск.

    - Синод – высший коллегиальный орган управления церковью после упразднения патриархата (с 1700г.). Правительственный Синод обладал всеми видами высшей власти в церковном управлении и правом на законодательную инициативу в церковных делах. Над Синодом стоял назначаемый царем генерал-прокурор. Синод являлся высшим законосовещательным, административным и судебным правительственным учреждением по делам РПЦ, находившимся под контролем государства.

    Законодательно новый принцип абсолютной власти монарха был закреплен в «Артикуле воинском» от 30 марта 1716г. В царствование Петра самодержавие не только становится фактом политической жизни, но и получает юридическую формулировку в законе.

    Абсолютизм в России: условия возникновения и характерные черты

    2.1 Оформление абсолютизма при Петре I

    XVII век в истории России принято считать последним веком Московского царства, веком перехода к Российской империи. Именно во второй половине XVII в. в России начинает складываться абсолютная монархия, но его окончательное утверждение и оформление относится к первой четверти XVIII в.

    Преобразования, которые произошли в России, охватили практически все стороны жизни страны: экономику, политику, науку, быт, внешнюю политику, государственный строй. Они сказались на положении трудовых масс, церковных делах и т.д. Во многом эти преобразования связаны с деятельностью Петра I (1689-1725). Заслуга его состояла в том, что он правильно понял и осознал сложность тех задач, которые стояли перед страной, и целенаправленно приступил к их реализации. Осуществленные Петром I реформы сыграли большую роль в истории России, способствовали становлению абсолютизма в России.

    Из всех преобразований Петра центральное место занимала реформа государственного управления, реорганизация всех его звеньев. Это и понятно, так как старый приказный аппарат, унаследованный Петром, был не в состоянии справиться с усложнившимися задачами управления. Поэтому стали создаваться новые приказы, канцелярии.

    Была проведена областная реформа, с помощью которой Петр надеялся обеспечить армию всем необходимым. Реформа, отвечая наиболее актуальным потребностям самодержавной власти, явилась в то же время следствием развития бюрократической тенденции. Именно с помощью усиления бюрократического элемента в управлении Петр намеревался решать все государственные вопросы. Реформа привела не только к сосредоточению финансовых и административных полномочий в руках нескольких губернаторов - представителей центральной власти, но и к созданию на местах разветвленной иерархической сети бюрократических учреждений с большим штатом чиновников. Прежняя система "приказ - уезд" была удвоена: "приказ (или канцелярия) - губерния - провинция - уезд". Подобная схема была заложена и в идее организации Сената. Самодержавие, резко усилившееся во второй половине XVII в., не нуждалось в институтах представительства и самоуправления. В начале XVIII в. фактически прекращается деятельность Боярской думы, управление центральным и местным аппаратом переходит к так называемой "консилии министров" - временному совету начальников важнейших правительственных ведомств.

    Создание и функционирование Сената явилось следующим уровнем бюрократизации высшего управления. Постоянный состав сенаторов, элементы коллегиальности, личная присяга, программа работы на длительный период, строгая иерархичность управления - все это свидетельствовало о возрастании значения бюрократических принципов, без которых Петр не мыслил ни эффективного управления, ни самодержавия как политического режима личной власти.

    Огромное значение придавал Петр I принятому законодательству. Он считал, что "правительственный" закон, вовремя изданный и последовательно проведенный в жизнь, может сделать почти все. Именно поэтому законодательство Петровской эпохи отличалось ярко выраженными тенденциями ко всеобъемлющей регламентации, бесцеремонным вмешательствам в сферу частной и личной жизни.

    Оформление идеи реформы государственного аппарата и ее осуществление относятся к концу 1710-1720 гг. В этот период Петр I во многих сферах внутренней политики начинает отходить от принципов прямого насилия к регулированию общественных явлений с помощью бюрократической машины. Образцом для задуманной им государственной реформы Петр избрал государственное устройство Швеции. Обобщив опыт шведов с учетом некоторых специфических сторон русской действительности, он создал не имеющий в тогдашней Европе аналогов, так называемый Генеральный регламент 1719-1724 гг., содержавший самые общие принципы работы аппарата.

    Таким образом, новая система центральных учреждений была создана вместе с системой высших органов власти и местного управления. Особенно важной была реформа Сената, занявшего ключевое положение в государственной системе Петра. На Сенат возлагались судебные, административные и законосовещательные функции. Он же ведал коллегиями и губерниями, назначением и утверждением чиновников.

    При Петре I русская армия и флот стали одними из сильнейших в Европе. Петр I пытался даже в гражданскую сферу внедрить военные принципы. Это проявлялось в распространении на систему государственных учреждений военного законодательства, а также в придании законам, определяющим работу учреждений, значения и силы воинских уставов.

    В 1716 г. основной военный закон - Воинский устав - по прямому указу Петра был принят как основополагающий законодательный акт, обязательный в учреждениях всех уровней. Распространение воинского права на гражданскую сферу вело к применению в отношении гражданских служащих тех же мер наказания, которым подлежали военные преступления против присяги. Ни до, ни после Петра в истории России не было издано такого огромного количества указов, обещавших смертную казнь за преступления по должности.

    Выпестованная Петром I регулярная армия во всем разнообразии ее институтов и однообразии принципов заняла большое место в жизни русского общества, став его важнейшим элементом. Многие считают, что не армия была при государстве, а наоборот, государство при армии. Не случайно XVIII в. стал "веком дворцовых переворотов" во многом из-за гипертрофированного значения военного элемента, прежде всего гвардии, в общественной жизни империи. Петровская государственная реформа, а также преобразование армии, несомненно, привели к достаточно четкому разделению военной и гражданской служб.

    И еще одно мероприятие, связанное с использованием в общегражданских делах военных, было осуществлено Петром I. В ходе проведения подушной переписи был установлен новый порядок содержания и размещения войск. Полки были расселены на землях тех крестьян, с "подушного числа" которых взималась подать на нужды этого полка. Изданные в 1724 г. законы о поселении полков должны были регулировать взаимоотношения населения с войсками. Военное командование не только следило за сбором подушной подати в районе размещения полка, но и исполняло функции "земской полиции": пресекало побеги крестьян, подавляло сопротивление, а также осуществляло, согласно введенной тогда же системе паспортов, общий политический надзор за перемещением населения.

    В эпоху Петра произошел распад некогда единого сословия "служилых людей". Верхушка служилого сословия - служилые "по отечеству", т. е. по происхождению, стали дворянами, а низы сословия служилых "по отечеству" - так называемыми "однодворцами". Образование сословия дворян, пользовавшихся исключительными правами, было следствием не только протекавшего процесса дифференциации служилого сословия, углубления различий между его верхами и низами, но и результатом сознательной деятельности властей. Суть перемен в положении верхушки служилого сословия состояла во введении нового критерия оценки их службы. Вместо принципа, в соответствии с которым знатные служилые занимали сразу высокое положение в обществе, армии и на службе в результате своего происхождения, был введен принцип личной выслуги, условия которой определялись законодательством.

    Новый принцип, отраженный в Табели о рангах 1722 г., усилил дворянство за счет притока выходцев из других сословий. Но не это было конечной целью данного преобразования. С помощью принципа личной выслуги, строго оговоренных условий повышения по лестнице чинов Петр превратил массу служилых в военно-бюрократический корпус, полностью ему подчиненный и зависимый только от него. Вместе с тем Петр стремился как можно теснее связать само понятие "дворянин" с обязательной постоянной службой, требующей знаний и практических навыков. Собственность дворян, так же как и служба, регламентировалась законом: в 1714 г., чтобы вынудить дворян думать о службе как о главном источнике благосостояния, ввели майорат - запретили продавать и закладывать земельные владения, в том числе родовые. Дворянские владения в любой момент могли быть конфискованы в случае нарушения законов, что нередко осуществлялось на практике.

    Существенной была реформа и в отношении жителей городов, Петр решил унифицировать социальную структуру города, введя в него западноевропейские институты: магистраты, цеха и гильдии. Эти институты, имевшие глубокие корни в истории развития западноевропейского средневекового города, были привнесены в русскую действительность насильно, административным путем. Посадское население было поделено на две гильдии: первую гильдию составили "первостатейные", куда вошли верхи посада, богатые купцы, ремесленники, горожане интеллигентных профессий, а во вторую гильдию включили мелких лавочников и ремесленников, которые, кроме того, были объединены в цеха по профессиональному признаку. Все остальные горожане, не вошедшие в гильдии, подлежали проверке с целью выявления среди них беглых крестьян и возвращения их на прежние места жительства.

    Петр оставил неизменной прежнюю систему распределения налогов по "животам", когда наиболее состоятельные горожане вынуждены были платить за десятки и сотни своих неимущих сограждан. Этим самым закреплялись средневековые социальные структуры и институты, что, в свою очередь, резко тормозило процесс вызревания и развития капиталистических отношений в городах.

    Столь же формальной стала и система управления городами, во главе которой Петр поставил Главный магистрат, руководивший подчиненными ему магистратами других городов. Но эти магистраты, основными правами которых были лишь судопроизводство, сбор налогов и наблюдение за порядком в городе, ни по существу, ни по ряду формальных признаков не имели ничего общего с магистратами западноевропейских городов - действенными органами самоуправления. В результате городской реформы был создан бюрократический механизм управления, а представители посада, входившие в состав магистратов, рассматривались как чиновники централизованной системы управления городами, и их должности были даже включены в Табель о рангах.

    Социальные преобразования, проведенные Петром I, коснулись и крепостных крестьян: произошло слияние крепостных крестьян и холопов в единое сословие. Холопство - институт, близкий по своим чертам к домашнему рабству, имевший тысячелетнюю историю и развитое право. Общая тенденция развития крепостного права шла в направлении распространения на крепостных крестьян многих норм холопьего права, что и являлось общей платформой для их последующего слияния.

    Крепостничество утвердилось в России задолго до рождения Петра. Оно пропитало все основы жизни страны, сознание людей. В отличие от Западной Европы крепостное право в России, играло особую, всеобъемлющую роль. Разрушение правовых структур крепостничества подорвало бы основу самодержавной власти. Петр I все это хорошо понимал, а потому всеми доступными ему средствами укреплял этот строй. К началу 20-х гг. было проведено важное социальное мероприятие: усилена борьба с побегами крестьян, которых возвращали прежним владельцам.

    Для законодательства, введенного Петром I, были характерны более четкая регуляция прав и обязанностей каждого сословия и соответственно этому более жесткая система запретов. Огромное значение имела в этом процессе податная реформа. Введение подушной подати, которой предшествовала перепись душ мужского пола, означало установление порядка жесткого прикрепления каждого плательщика к тяглу в том месте проживания, где его записали для выплаты подушной подати.

    Для петровского времени характерно проведение крупных полицейских акций долговременного характера. Наиболее серьезной из них следует признать размещение в 1724- 1725 гг. армейских полков на постоянные квартиры в местах, уездах, губерниях, где для них собиралась подушная подать, и связанные с этим полицейские функции армейских командиров.

    Другой полицейской акцией, осуществленной при Петре, было введение паспортной системы. Без установленного законом паспорта ни один крестьянин или горожанин не имел права покинуть место жительства. Нарушение паспортного режима автоматически означало превращение человека в преступника, подлежащего аресту и отправке на прежнее место жительства.

    Существенные преобразования коснулись и церкви. Петр I осуществил реформу, выразившуюся в создании коллегиального (синодального) управления русской церковью. Уничтожение патриаршества отражало стремление Петра. I ликвидировать немыслимую при тогдашнем самодержавии "княжескую" систему церковной власти. Объявив Себя фактически главой церкви, Петр уничтожил ее автономию. Более того, он широко использовал институты церкви для проведения своей политики. Подданные, под страхом крупных штрафов, были обязаны посещать церковь и каяться на исповеди в своих грехах священнику, тот же, согласно закону, обязан был доносить обо всем противозаконном, ставшем известным на исповеди, властям.

    Таким образом, осуществленные Петром I реформы имели большое значение для исторической судьбы России. Созданные им институты власти просуществовали сотни лет. К примеру, Сенат действовал с 1711 г. по декабрь 1917 г., т. е. 206 лет, синодальное устройство православной церкви оставалось неизменным с 1721 по 1918 г., т. е. немногим менее 200 лет; система подушной подати была отменена лишь в 1887 г., т. е. 163 года спустя после ее введения в 1724 г. Столь же долгая судьба была уготована и многим другим реформам Петра Великого. В истории России немного таких или других институтов государственной власти, созданных когда-либо до Петра I или после него, которые просуществовали бы так долго и оказали бы столь сильное воздействие на все стороны общественной жизни. Петровские реформы привели к образованию военно-бюрократического государства с сильной централизованной самодержавной властью, опиравшейся на крепостническую экономику, сильную армию.

    Абсолютная монархия в Англии

    В 70-х-80-х гг. правительство и парламент в целом действовали единодушно как в области внутренней, так и в области внешней политики, если не считать конфликта со сторонниками пуритан в палате общин в 1571 г....

    Внешняя политика России при Петре Первом

    России необходимо было найти в Европе союзников в ее борьбе с Османской империей. В 1697 г. русской дипломатии удалось заключить наступательный союз против Турции с Австрией и Венецией...

    Государственные учреждения Российской империи с 1725 по 1755 годы

    12 декабря 1741 года, вскоре после вступления на престол, Императрица Елизавета издала указ об упразднении кабинета и о восстановлении Правительствующего Сената (перед тем опять именовавшегося Высоким) в его прежней должности...

    Дворянское сословие в Российской империи

    Правление Петра - 1682-1725 гг. - можно обозначить как период превращения дворянства в полноценное сословие, происходящий одновременно с его закрепощением и увеличением зависимости от государства...

    Дипломатические и военные контакты Волжской Булгарии

    В конце I тыс. н.э. булгарское общество стояло на пороге окончательного разложения первобытно-родовых отношений. Этому в немалой степени способствовало развитие экономики, в первую очередь пашенного земледелия, ремесла...

    Европа в XVIII веке

    В России в XVIII в. наряду с укреплением и оформлением сословного строя происходят глубокие изменения в экономическом и социальном развитии, затронувшие все стороны народного хозяйства и социального облика страны...

    История отечественного флота и андреевского флага

    Безуспешной оказалась и попытка построить флот в период Русско-шведской войны в 1656-1661 гг. На Западной Двине под руководством воеводы А.Л. Ордин-Нащекина было начато строительство гребных и парусных судов, предназначенных для военных действий...

    История России от Средневековья до наших дней

    Между Сталиным Иосифом Виссарионовичем и Петром I больше сходств, чем различий. Петр I - выдающийся политический и военный деятель России. Развил промышленность, создал армию нового типа, в т.ч. новый род войск, строил города, рыл каналы...

    Кризис римской идеологии в эпоху домината

    Как и любая другая политическая система, доминат нуждался в соответствующем идеологическом оформлении. Суть новой монархии Диоклетиан стремился отразить в религии. И характер исторического развития Римской империи...

    Петр І и его жизнь

    После победы в Северной войне и заключения Ништадтского мира в сентябре 1721 года Сенат и Синод решили преподнести Петру титул императора всероссийского со следующей формулировкой: "как обыкновенно от римского сената за знатные дела императоров...

    Первая стадия изготовления книги - выделка пергамента. В скрипторий обычно попадал пергамент невысокого качества - недостаточно гладкий, с жировыми пятнами. Выделку его поручали монаху не из числа грамотных...

    Рукописная книга европейского средневековья

    В 13- 15 веках появился новый тип письма - книжный курсив- преобразованный минускул, в котором возрастает число лигатур и сокращений. Византийская скоропись, вызванная все растущей потребностью в книге...

    Сенат Российской империи

    12 декабря 1741 года, вскоре после вступления на престол, Императрица Елизавета издала указ об упразднении кабинета и о восстановлении Правительствующего Сената в его прежней должности. Сенат не только стал верховным органом империи...

    Социально-экономические преобразования Петра I

    Создание такого феномена -- Петербурга, как и другие деяния Петра, всей своей тяжестью ложилась на плечи народных масс. Народ платил всё возраставшие налоги, простой люд тысячами погибал на строительстве Петербурга, при рытье каналов...

    Становление идеологии нацизма

    Нацизм начинает формироваться в качестве политической идеологии уже после Первой Мировой войны. Вполне закономерно...