Болезни Военный билет Призыв

Годы проведения александром 2 либеральных реформ. Курсовая работа: Преобразования Александра II: либеральные меры и сильная власть. Выборы в думу

Хронология

  • 1855 — 1881 гг. Царствование Александра II Николаевича
  • 1861 г., 19 февраля Отмена крепостного права в России
  • 1864 г. Проведение судебной, земской и школьной реформ
  • 1870 г. Проведение городской реформы
  • 1874 г. Военная реформа

Земская реформа (1864 г.)

1 января 1864 г. Александр II утвердил “Положение о губернских и уездных земских учреждениях” — законодательный акт, которым вводилось земство.

Надо учитывать, что для страны, большинство населения которой составляли крестьяне, только что освободившиеся от крепостной зависимости, введение органов местного самоуправления было значительным шагом в развитии политической культуры. Избираемые различными сословиями русского общества, земские учреждения принципиально отличались от корпоративно-сословных организаций, таких, как дворянские собрания. Крепостники возмущались тем, что на скамье в земском собрании “сидит вчерашний раб рядом со своим недавним хозяином”. Действительно, в земствах были представлены различные сословия — дворяне, чиновники, духовенство, купцы, промышленники, мещане и крестьяне.

Члены земских собраний именовались гласными. Председателями собраний были руководители дворянского самоуправления — предводители дворянства. Собрания формировали исполнительные органы — уездные и губернские земские управы. Земства получали право собирать налоги для своих нужд и нанимать служащих.

Сфера деятельности новых органов всесословного самоуправления была ограничена лишь хозяйственно-культурными делами: содержанием местных путей сообщения, попечением о медицинской помощи населения, о народном образовании, местной торговле и промышленности, народном продовольствии и т.д. Новые органы всесословного самоуправления были введены лишь на уровне губерний и уездов. Отсутствовало центральное земское представительство, не было и мелкой земской единицы в волости. Современники остроумно называли земство “зданием без фундамента и крыши”. Лозунг “увенчания здания” стал с той поры главным лозунгом русских либералов на протяжении 40 лет — вплоть до создания Государственной думы.

Городская реформа (1870 г.)

Вступление России на путь капитализма ознаменовалось бурным развитием городов, изменением социальной структуры их населения, привело к возрастанию роли городов как центров экономической, общественно-политической и культурной жизни страны.

Городской реформой 1870 г. были созданы всесословные органы местного самоуправления. Распорядительные функции теперь возлагались уже не на все городское общество, а на его представительный орган — думу. Выборы в думу происходили раз в четыре года. Число членов думы — гласных — было довольно значительным: в зависимости от численности избирателей в городе — от 30 до 72 человек. В столичных думах гласных было намного больше: в Московской — 180, Петербургской — 252. На заседании думы избирался исполнительный орган общественного управления — управа и городской голова, который являлся председателем одновременно исполнительного и распорядительного органов.

Избирательное право базировалось на буржуазном имущественном цензе. Право участия в выборах независимо от сословия получали владельцы недвижимой собственности, облагаемой налогом в пользу города, а также лица, уплачивающие ему определенные торгово-промышленные сборы. Избирательным правом в качестве юридического лица также пользовались разные ведомства, учреждения, общества, компании, церкви, монастыри. Принимать личное участие в голосовании дозволялось только мужчинам, достигшим 25-летнего возраста. Женщины, обладавшие необходимым избирательным цензом, могла участвовать в выборах лишь через своих доверенных лиц. Фактически лишенными избирательного права оказались наемные рабочие, в подавляющем большинстве не владевшие недвижимой собственностью, а также представители образованной части населения, люди умственного труда: инженеры, врачи, преподаватели, чиновники, в основном не имевшие собственных домов, а снимавшие квартиры.

На новые общественные учреждения были возложены задачи по управлению муниципальным хозяйством. В их ведение передавался широкий круг вопросов городского хозяйства и благоустройства: водоснабжение, канализация, уличное освещение, транспорт, озеленение, градостроительные проблемы и т.п. Городские думы были обязаны заботиться и об “общественном благосостоянии”: оказывать содействие в обеспечении населения продовольствием, принимать меры против пожаров и других бедствий, способствовать охране “народного здравия” (устраивать больницы, помогать полиции в проведении санитарно-гигиенических мероприятий), принимать меры против нищенства, способствовать распространению народного образования (учреждать школы, музеи и т.д.).

Судебная реформа (1864 г.)

Судебные уставы 20 ноября 1864 г. решительно порвали с дореформенным судоустройством и судопроизводством . Новый суд строился на бессословных началах, были провозглашены несменяемость судей, независимость суда от администрации, гласность, устность и состязательность судопроизводства; при рассмотрении уголовных дел в окружном суде предусматривалось участие присяжных заседателей. Это все характерные признаки буржуазного суда.

Мировой суд создавался в уездах и городах для рассмотрения малозначительных уголовных дел. Мировому суду были подсудны дела, за совершение которых следовало наказание в виде выговора, замечания или внушения, денежного штрафа не свыше 300 р., ареста не свыше трех месяцев или тюремное заключение не свыше года.

При рассмотрении уголовных дел в окружном суде предусматривался институт присяжных заседателей . Он был введен, несмотря на сопротивление консервативных сил и даже нежелание самого Александра II. Они мотивировали свое отрицательное отношение к идее присяжных заседателей тем, что народ до этого еще не дорос, и такой суд неминуемо будет носить “политический характер”. Согласно судебным уставам, присяжным мог быть подданный России в возрасте от 25 до 70 лет, не находящийся под судом и следствием, не исключавшийся из службы по суду и не подвергавшийся общественному осуждению за пороки, не находившийся под опекой, не страдавший душевной болезнью, слепотой, немотой и проживавший в данном уезде не менее двух лет. Требовался также сравнительно высокий имущественный ценз.

Второй инстанцией для окружных судов была судебная палата, имевшая департаменты. Председатель и члены ее утверждались царем по представлению министра юстиции. Она служила апелляционной инстанцией для гражданских и уголовных дел, рассмотренных в окружных судах без присяжных.

Сенат рассматривался как верховный кассационный суд и имел уголовный и гражданский кассационные департаменты . Сенаторы назначались царем по представлению министра юстиции.

Была реорганизована прокуратура, ее включили в судебное ведомство, во главе ее стоял генерал-прокурор, он же — министр юстиции.

Председатели судов, прокуроры и судебные следователи должны были обязательно иметь высшее юридическое образование или солидную юридическую практику. Судьи и судебные следователи были несменяемы, им были назначены высокие оклады, чтобы закрепить за судебными учреждениями честных профессионалов.

Крупнейшим шагом по внедрению принципов буржуазной юстиции было учреждение института адвокатуры.

20 ноября 1866 г. было разрешено “во всех повременных изданиях печатать о том, что происходит в судах”. Судебные репортажи, сообщавшие о русских и заграничных процессах, становятся заметным явлением в прессе.

Военные реформы (60 — 70-е гг.)

При рассмотрении военной реформы следует учитывать ее зависимость не только от социально-экономического положения в стране, но и реалий международной обстановки тех лет. Вторая половина XIX в. характеризуется складыванием относительно устойчивых военных коалиций, что усиливало угрозу войны и приводило к быстрому наращиванию военного потенциала всех держав. Наметившееся в середине XIX в. разложение государственной системы России отразилось на состоянии армии. Отчетливо обнаружилось брожение в армии, отмечались случаи революционных выступлений, шел упадок воинской дисциплины.

Первые изменения были произведены в армии уже в конце 50-х — начале 60-х годов. Были окончательно упразднены военные поселения.

С 1862 г. начата постепенная реформа местного военного управления на основе создания военных округов. Создавалась новая система военного управления, устранявшая чрезмерную централизацию, и способствовавшая быстрому развертыванию армии в случае войны. Осуществлена реорганизация Военного министерства и Главного штаба.

В 1865 г. стала проводиться военно-судебная реформа. Ее основы строились на принципах гласности и состязательности военного суда, на отказе от порочной системы телесных наказаний. Установились три судебные инстанции: полковой, военно-окружной и главный военный суды, которые дублировали основные звенья общей судебной системы России.

Развитие армии во многом зависело от наличия хорошо подготовленного офицерского корпуса. В середине 60-х годов более половины офицеров не имели вообще никакого образования. Необходимо было решить два важных вопроса: значительно улучшить подготовку офицеров и открыть доступ к получению офицерских чинов не только для дворян и выслужившихся унтер-офицеров, но и для представителей других сословий. С этой целью были созданы военные и юнкерские училища с непродолжительным сроком обучения — 2 года, в которые принимались лица, окончившие средние учебные заведения.

1 января 1874 г. был утвержден устав о воинской повинности . Призыву на службу подлежало все мужское население, достигшее 21-летнего возраста. Для армии в основном устанавливался 6-летний срок действительной службы и 9-летнее пребывание в запасе (для флота — 7 и 3). Были установлены многочисленные льготы. От действительной службы освобождались единственный сын у родителей, единственный кормилец в семье, некоторые национальные меньшинства и т.д. Новая система позволяла иметь сравнительно небольшую армию мирного времени и значительные резервы на случай войны.

Армия стала современной — по структуре, вооружению, образованию.

Реформы образования

Экономический процесс и дальнейшее развитие общественной жизни России серьезно сдерживались низким образовательным уровнем населения и отсутствием системы массовой подготовки специалистов. В 1864 г. вводилось новое положение о начальных народных училищах , согласно которому образованием народа совместно должны были заниматься государство, церковь и общество (земства и города). В том же году был утвержден устав гимназий , провозглашавший доступность среднего образования для всех сословий и вероисповеданий. Годом раньше был принят университетский устав , возвращавший университетам автономию: вводилась выборность ректора, деканов, профессоров; университетский совет получил право самостоятельно решать все научные, учебные и административно-финансовые вопросы. Результаты не замедлили сказаться: к 1870 г. начальных школ всех видов было 17,7 тыс., в них обучалось около 600 тыс. учащихся; количество студентов в университетах увеличилось в 1,5 раза. Это было, конечно, мало, но несравнимо больше, чем в дореформенное время.

Внутреннее единство и либеральная направленность всего комплекса реформ 60 — 70-х годов позволили России сделать важный шаг по направлению к буржуазной монархии и ввести новые правовые начала в функционирование государственного механизма; дали стимул формированию гражданского общества, вызвали общественный и культурный подъем в стране. Это — несомненные достижения и положительные итоги реформ Александра II.

ИСТОРИЯ

Наименование направления подготовки

080100 Экономика

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ТЕМА № 14

Великие реформы 60-70-х годов 19 века в России

Группа ЭП – 12 ТД

Преподаватель: Коноплева Лариса Александровна

Исполнитель: Горбачева Ольга Сергеевна

План:

Введение

1. Предпосылки либеральных реформ Александра 2.

2. Реформы в области общественных отношений.

3. Социально-политические последствия реформ и их оценки в исторической литературе

Заключение

Список используемой литературы

ВВЕДЕНИЕ

К середине 19 века четко выразилось отставание России в экономической и социально-политической сферах, от передовых капиталистических стран. Ряд международных событий обнаружили существенное ослабление Российского государства во внешнеполитической области. В полной мере это обличила Крымская война (1853-1856), которая выявила всю внутреннюю несостоятельность нашего отечества, и нашего прежнего быта. И как следствие, проявилась необходимость провести полное преобразование многих сфер государственной жизни.

Данная потребность в реформах, с каждым днем становилась все более и более ощутимой и неотложной. Но на пути всякого улучшения непреодолимой преградой стояло - крепостное право. Поэтому главной целью внутренней политики правительства во второй половине 19 века было приведение экономической и социально-политической системы России в соответствие с потребностями времени. Одновременно не менее важной задачей было сохранения самодержавия и господствующего положения дворянства.

Царствование императора Александра 2 (1855-1881) ознаменовалось рядом «великих реформ», значительно продвинувших вперед русскую жизнь. Из этих преобразований важнейшими являются: освобождение крестьян, в 1861 году и издание «положения об устройстве крестьян», дарование подданным в 1864 году суда гласного, правого, скорого, милостивого и родного для всех, земское и городское самоуправление, издание в 1874 году устава о воинской повинности, обязательной для всех сословий государства, учреждение ряда университетов открытие женских гимназий и прогимназий, улучшение путей сообщения.

Деятельность Александра 2 прекратилась из-за его гибели, 1 марта 1881 года от руки убийц, но в истории за ним закрепилось имя «Освободитель».

ВЕЛИКИЕ РЕФОРМЫ 60-70-х годов 19 века в России

Предпосылки либеральных реформ Александра 2.

Восхождение Александра 2 на трон произошло при очень тяжких обстоятельствах, и первые годы правления нового государя были посвящены ликвидации Восточной войны и тяжелых порядков николаевского времени. Общество недовольное деспотическим и бюрократическим правлением Николая 1, искало причины провала его внешней политики. Участились крестьянские восстания. Активизировали свою деятельность радикалы. Все это не могло не вынудить нового собственника Зимнего дворца задуматься о курсе своей внутренней политики.

В общественном движении во второй половине 19 века началось размежевание трех идейных направления: радикального, либерального и консервативного. Для этих течений были характерны различные подходы к оценкам прошлого и прогнозам будущего России.

Вот такие проблемы получил в наследство Александр 2 от своего родителя, императора Всероссийского Николая 1. От нового самодержца требовалось проведения ряда преобразований.

Аграрно-крестьянский вопрос к середине 19 века стал острейшей социально-политической проблемой в России. Среди европейских государств, крепостное право осталось только в нашем государстве, тормозя экономическое и социально-политическое развитие. Теперь уже нельзя сомневаться в том, что данный вопрос об отмене крепостного права к середине 19 в. достаточно назрел в общественном сознании, и владение душами было осуждено как в силу отвлеченно-моральных мотивов, так и по соображениям практического порядка. Вся Россия, можно сказать, постигла моральную и политическую необходимость выйти из ситуации крепостной системы и уничтожить злоупотребления крепостным правом, обращавшие это право в открытое рабство.

Самые разномыслящие круги интеллигенции совпадали в своих взглядах к крепостному порядку, если абстрактные размышления и моральные эмоции сплачивали русских людей в одинаковом утверждении крестьянской реформы и отмены крепостного строя, то, с другой стороны, практические, житейские условия свидетельствовали о естественном вырождении старого крепостного порядка.

Под влиянием государственного роста, завоеваний 18 веке и успехов внешней торговли Россия первой половины 19 века «разрывала с натуральным строем прежнего времени, в котором обмен и обрабатывающая промышленность играли незначительную роль, и быстро переходила к расширению обмена и к увеличению фабрично-заводского производства». В этой экономической эволюции землевладельческое дворянство приняло свое участие. Оно увеличило запашки в целях хлебного экспорта и испытывало разные виды фабричного производства. Вся тяжесть усиленного землепашества и новых форм труда пала на крепостное крестьянство и истощала его физические силы. Прирост крепостного населения в северной половине государства стал падать, а с 1835 г. вместо прироста уже наблюдалась убыль, объясняемая не только перемещением населения на юг, но также и истощением его на непосильной работе.

Вместе с тем становилось явным обеднение и оскудение крепостного крестьянства, и росло в его среде острое недовольство своим положением. Таким образом, рост торгово-промышленного оборота в стране ухудшил и обострил крепостные отношения и возбуждал в помещиках опасения за будущее.

В то же время попытки усовершенствования и усложнения помещичьего хозяйства не содействовали увеличению материального благополучия самих помещиков. Водворение новых форм хозяйства далеко не всегда удавалось; помещичьи фабрики обычно не выдерживали конкуренции с купеческими, более богатыми и технически совершенными. Подневольный барщинный труд оказывался непригодным для улучшенных способов производства. Поэтому среди крепостных владельцев к середине 19 века выросло разочарование в успехе их земельного и фабричного хозяйства и сознание того, что они попали в кризис.

Сознание хозяйственного кризиса угнетало помещиков; настроение недовольной крепостной массы их пугало; недостаток денежных средств приводил к мысли о несовершенствах и устарелости крепостного порядка. Даже и те помещики, которые не были захвачены высокой освободительной идеей, думали, что близок конец старого порядка, и не сомневались в том, что нужна его реформа; они только боялись, что реформа окончательно их разорит.

Необходимость ликвидации крепостного права обуславливалась и тем, что крестьяне открыто, протестовали против него. Произошло усиление крестьянского протеста против крепостничества, которое выражалось в увеличении волнений.

После 1856 года в общественном мнении окончательно сложилось понимание экономической и политической необходимости отмены крепостного права. Как уже говорилось выше, публицистические выступления представителей различных общественно-политических направлений во второй половине 50-х годов постепенно подготовили общественное мнение страны к осознанию назревшей потребности решения крестьянского вопроса.

Таким образом, отмена крепостного права была обусловлена политическими, экономическими, социальными и нравственными предпосылками. Правительство, опасаясь того, что Россия будет отброшена в ряды второстепенных держав, встало на путь социальных, экономических и политических реформ.

3 января 1857 года был образован секретный комитет «для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян», но так как он состоял из ярых крепостников, то действовал нерешительно. Однако, через некоторое время, заметив, что крестьянское недовольство не утихает, а напротив, нарастает, комитет вплотную преступил к подготовке крестьянской реформы. С этого момента существование комитета перестало быть «секретом» и в феврале 1858 года он был переименован в Главный комитет «о помещичьих крестьянах, выходящих из крепостной зависимости».

Происходит заметное оживление либерально-оппозиционного движения среди тех слоев дворянства, которые считали необходимым не только отменить крепостное право, но и создать общесословные выборные органы управления, учредить гласный суд, ввести гласность вообще, провести преобразования в сфере просвещения и т. д.

К концу августа 1859 года проект «Положений о крестьянах» был практически подготовлен. В конце января 1861 года проект поступил на рассмотрение последней инстанции - Государственного совета. Здесь было сделано новое «дополнение» к проекту в пользу помещиков: по предложению одного из крупнейших землевладельцев П. П. Гагарина, был внесен пункт, о праве помещика предоставлять крестьянам, соответственно по соглашению с ними, немедленно в собственность и бесплатно, т.е. «в дар» четверть надела. Такой надел получил название «четвертного» или «дарственного», сами же крестьяне называли его «сиротским».

19 февраля «Положения», а они включали в себя 17 законодательных актов, были подписаны царем и получили силу. В тот же день царь подписал и Манифест об освобождении крестьян.

По Манифесту крестьянин получал полную личную свободу. Это особенно важный момент в крестьянской реформе, и я хотела бы обратить на него внимание. Веками крестьяне боролись за свою свободу.

Несмотря на грабительский для крестьян характер реформы 1861 года, ее значение для дальнейшего развития страны было очень велико. Эта реформа явилась переломным моментом при переходе из феодализма в капитализм. Освобождение крестьян способствовало интенсивному росту рабочей силы, а предоставление им некоторых гражданских прав способствовало развитию предпринимательства. Помещикам же реформа обеспечивала постепенный переход от феодальных форм хозяйства к капиталистическим.

Эту реформу назвали великой, так как она принесла свободу более чем 30 млн. крепостных крестьян, было уничтожено крепостное право - то «очевидное и для всех ощутительное зло», которое в Европе прямо называли «русским рабством», была расчищена дорога для становления буржуазных отношений, экономической модернизации страны.

Вместе с тем данная реформа имела половинчатый характер. Она была сложным компромиссом между государством и всем обществом, между двумя основными сословиями – помещиками и крестьянами, а также между различными общественно-политическими движениями. Процесс подготовки реформы и ее реализация позволили сохранить помещичье землевладение, но обрекли российских крестьян на малоземелье, нищету и экономическую зависимость от помещиков, так как крестьяне при разделе земли были вынуждены отдать помещикам пятую часть своих наделов.

Реформа 1861 года не сняла аграрный вопрос в России, который оставался центральным и наиболее острым еще долгое время.

В начале ХХ века в России вспыхнула первая русская революция, крестьянская во многом по составу движущих сил и задачам, которые перед ней стояли. Именно это заставило П.А.Столыпина осуществить земельную реформу, разрешив крестьянам выход из общины. Суть реформы заключалась в решении земельного вопроса, но не за счет конфискации земли у помещиков, как требовали крестьяне, а за счет передела земли самих же крестьян.


Похожая информация.


Реформы Александра II - либеральные реформы 60-70-х годов XIX века в Российской империи, проводимые «сверху» по инициативе императора Александра II в условиях острого внутреннего кризиса, затронувшие все стороны общественной жизни.

Земская реформа. Крестьянская реформа повлекла за собой и преобразование всех сторон общественной и государственной жизни. 1864 г. стал годом рождения земств - органов местного самоуправления. Низовым звеном было уездное земство, которое избиралось представителями всех сословий. Уездные земства, в свою очередь, посылали депутатов в губернское земское собрание. Депутаты земств получили название гласных. Возглавляли эти собрания предводители дворянских собраний - органов самоуправления дворянства. Исполнительными органами на местах стали земские управы, которые формировались земскими собраниями. Сфера компетенции земств была хоть и ограничена, но достаточно широка: они имели право собирать налоги для местных нужд и нанимать служащих, ведали хозяйственными вопросами, школами, медицинскими учреждениями, а также вопросами благотворительности.
Проект земской реформы разрабатывался комиссией, возглавляемой сначала Н. А. Милютиным, а затем П. А. Валуевым. В основу избирательной системы были положены выборное, имущественное и сословное начала. Система выборов обеспечивала значительное преобладание в земствах помещиков. Деятельность земских собраний и управ контролировалась только губернатором и министром внутренних дел, имевшими право приостанавливать исполнение любого постановления земского собрания. Земские учреждения ведали лишь местными хозяйственными делами: содержанием путей сообщения, строительством и содержанием школ и больниц, "попечением" о развитии местной торговли и промышленности и т.д.
Земская реформа проводилась постепенно. Несмотря на ограниченность, она содействовала развитию местной инициативы, буржуазного хозяйства, буржуазной культуры и была шагом на пути превращения феодальной монархии в буржуазную.

Городская реформа 1870 года. Эта реформа имела целью поднять хозяйство городов и привлечь к управлению ими крупную финансовую и торговую буржуазию. Реформа заменяла прежние сословные думы всесословными городскими учреждениями местного самоуправления. Распорядительными органами становились городские думы, а исполнительными - избранные думами городские управы. Члены городских дум выбирались на четыре года и назывались "гласными". Правом выбора в городские думы пользовались лишь лица, достигшие 25-ти лет и владевшие недвижимой собственностью, владельцы промышленных и торговых предприятий, купцы. В компетенции городского управления было внешнее благоустройство города, торговля, промышленность, здравоохранение, образование.


ВОЕННАЯ РЕФОРМА. Армия традиционно играла важную роль в общественно-политической жизни России. Поражение в Крымской кампании обнажило многие слабые стороны русской армии, ее техническую и тактическую отсталость. Европейские державы быстро увеличивали свой военный потенциал, что в условиях складывающихся военно-политических союзов не могло не представлять угрозу безопасности России. Под военными реформами 1860-70-х годов понимают преобразование вооруженных сил России под руководством военного министра Д.А.Милютина. Россия была разделена на пятнадцать военных округов. Видоизменялись военные учебные заведения и военно-полевой суд (был принят новый военно-судебный устав). В армии отменялись телесные наказания. Реформа внесла много нового в подготовку офицерства: создавались юнкерские училища для подготовки младших офицеров, военные академии для среднего и высшего командного состава.

С 1874 г. вместо рекрутских наборов вводилась всеобщая воинская повинность. В армии была введена система льгот в зависимости от образования, что в свою очередь должно было его стимулировать. Одной из целей военной реформы было создание обученного резерва - запаса, а также образование военно-окружной системы управления, перевооружение армии нарезным стрелковым оружием и артиллерией и др.

СУДЕБНАЯ РЕФОРМА. Наиболее радикальной и последовательной была судебная реформа, среди авторов которой были прогрессивные юристы - С.И.Зарудный, Д.А.Ровинский, Н.А.Буцковский. Она проводилась на основе судебных уставов, принятых 20 ноября 1864г. В них был отражен ряд буржуазных принципов судоустройства и судопроизводства: отделение суда от администрации, несменяемость судей и следователей, создание суда присяжных, учреждение адвокатуры, провозглашение гласности и состязательности процесса, выборность некоторых судебных органов. Председатели и члены окружных судов и судебные следователи должны были иметь высшее юридическое образование. Председатели и члены окружных судов и судебных палат утверждались императором, а мировые судьи - Сенатом. Вместе с тем судебная реформа сохранила ряд элементов прежнего сословного суда: участие в процессе сословных представителей, особая подсудность дел высших должностных лиц, сохранение крестьянских, "инородческих" и духовных судов и др.

Судебная реформа имела прогрессивное значение, так как новая система заменила собой очень раздробленную систему судов (судов по сословиям, по роду дел, с множеством инстанций, при закрытых дверях и т.д.). Эта реформа была подвергнута коренному пересмотру (контрреформы 1870-х годов) ранее других реформ 60-х годов.

Либеральные реформы 60-70-х гг. XIX в., получившие название "великих", привели общественно-политическое устройство России в соответствие с потребностями второй половины XIX в., мобилизовали всех представителей общества на решение общенациональных задач. Был сделан первый шаг к формированию правового государства и гражданского общества. Россия вышла на новый, капиталистический путь своего развития.

Либеральные реформы Александра II (60-70-е гг. XIX в.): причины, историческое значение

Александр Николаевич, старший сын императора Николая I и его супруги императрицы Александры Федоровны вступил на престол 18 февраля 1855 года. Александр II короновался 26 августа 1856 года в Успенском соборе Московского Кремля.

В исторической науке традиционно 50 - 60-е гг. XIX в. считают революционной ситуацией, под которой понимают совокупность признаков, независимых от воли отдельных групп, классов или партий, делающих социальную революцию вполне возможной. Российская революционная ситуация 50-60-х гг. XIX в. имела свои особенности:

) кризис феодально-крепостнической системы - этап разложения феодализма, когда крепостнические производственные отношения вошли в тупик и стали оковами в развитии капитализма;

) необычайная острота аграрного (крестьянского) вопроса - вопроса об отношениях по поводу земельной собственности и связанной с этим социально-политической борьбой (по статистике, к середине XIX в. в России на 110 тыс. помещиков приходилось 22 млн. крепостных крестьян);

) тяжелейшая национальная катастрофа - поражение в Крымской войне (1853 - 1855 гг.): по Парижскому трактату (1856) Россия потеряла Южную Бессарабию и устье Дуная; ей запретили не только иметь на Черном море флот, крепости и арсеналы (т. н. принцип нейтрализации моря), но и участвовать в борьбе славянских народов Балкан против турецкого владычества. Кроме того, война выявила техническое и военное отставание России от передовых европейских стран - Англии и Франции.

Таким образом, реформы были жизненной необходимостью, иначе революционная ситуация грозила перерасти в революцию, результат которой, учитывая особенности и специфику России, предугадать было невозможно. Неудачи в Крымской войне вызвали волну общественного недовольства. Общественное движение заметно усилилось после смерти Николая I в феврале 1855 г. Как всегда, в России особые надежды возлагали на нового императора. Наступала т.н. "эра гласности". Действия правительства были ускорены развернувшимся после войны общественно-политическим движением за отмену крепостного права, поскольку эта проблема была первостепенной важности. В 1855 - 1857 гг. литераторами, публицистами, учеными, государственными чиновниками императору было подано 63 записки с вариантами решения этого вопроса. Подход к проблеме и программа практических действий были разными, однако всех объединяло понимание необходимости коренных перемен. В общественном движении четко выделялись три главных направления.

Леворадикальное направление группировалось вокруг журнала "Современник" и зарубежных изданий А.И.Герцена. Сторонники этого течения подвергали критике весь общественно-политический строй России. На самом крайнем фланге находились Н.Г.Чернышевский и Н.А.Добролюбов, отвергавшие всевозможные компромиссы и проекты освобождения крестьян сверху, действиями правительства. Наиболее желательным они считали массовое движение крестьян и ликвидацию крепостного права снизу, поскольку были приверженцами социалистических идей и мечтали о новом социальном устройстве общества на базе равенства, справедливости и всеобщего вдохновенного труда.

Умеренно-либеральное течение было наиболее влиятельным и включало цвет тогдашней российской интеллигенции. По составу оно было разнородным и включало славянофилов (Ю.Ф.Самарин, А.И.Кошелев), западников (Б.Н. Чичерин, К.Д.Кавелин, А.М.Унковский), а также многих крупных чиновников различных министерств и ведомств царского правительства. Программа либерального лагеря была изложена К.Д.Кавелиным в "Записке об освобождении крестьян в России", предназначенной царю, но получившей широкую огласку. В документе резко критиковались крепостнические отношения, являвшиеся "бомбой замедленного действия", которая через несколько десятков лет "взорвет на воздух все государство". Поэтому правительству необходимо в короткие сроки уничтожить крепостное право, наделить крестьян землей по добровольному соглашению с помещиками и за выкуп, оказать финансовую поддержку крестьянам. Либеральная программа после некоторых колебаний стала основой правительственной политики по крестьянскому вопросу.

Консервативное направление поддерживалось большинством дворянства. Понимая необходимость перемен, оно считало, что это нужно делать постепенно, не ломая основы помещичьего земллевладения. Конкретное воплощение консервативная программа получила в записках 1855 - 1856 гг. Александру II, составленных полтавским помещиком М.П.Позеном: крестьяне получают за выкуп личную свободу; выкуп земли проводится только с согласия помещика; правительство должно для этого предоставить крестьянам кредиты.

Таким образом, последователи всех общественных течений сходились в необходимости перемен. Боязнь взрыва крестьянского недовольства, "новой пугачевщины", объединяла либералов и консерваторов. Различия были в глубине, путях и темпах неизбежных реформ. Ликвидация крепостного строя исторически созрела не только в ходе объективного развития страны, но и в умах людей. При существовавшем в России политическом строе реформы могли быть проведены по воле императора. Бытующее в исторической литературе мнение о возможности освобождения крестьян "снизу", путем всеобщего бунта нереально и привело бы лишь к хаосу и разрушению. Да и предпосылок всеобщего крестьянского восстания в то время не было.

Реформы 60 - 70-х гг. XIX в. связаны с именем императора Александра II (1855 - 1881). В условиях российского самодержавного строя государь играл решающую роль. Есть разные мнения о характере и личных качествах Александра II. Он не был выдающейся личностью, подобной Петру I. Воспитанник известного поэта В.А.Жуковского, царь не обладал широким кругозором и не был убежденным реформатором, но реально воспринимал происходящие события и обладал достаточной решимостью, чтобы проводить коренные преобразования для упрочения и сохранения существующего самодержавного строя. Наследник российского престола, воспитанный в духе европейского гуманизма первой половины XIX в., умел подбирать себе талантливых помощников, способных проводить в жизнь его идеи, а также прислушиваться к общественному мнению и менять при необходимости свои позиции.

Отмена крепостного права коренным образом изменила структуру общественных отношений. Изменившаяся система требовала принятия новых законов, введения новых институтов управления. Эту задачу в определенной мере выполнили реформы 60 - 70-х гг. XIX в.

Судебная реформа (1864). Реформу готовили профессиональные юристы - Н.А.Будковский, С.И.Зарудный, К.П.Победоносцев, Д.А.Ровинский, Н.И.Стояновский.

Подготовка реформы началась в 1861 г. По новым судебным Уставам (20 ноября 1864 г.) судебный процесс организовывался как состязание адвоката (сторона защиты) и прокурора (сторона обвинения). Заседания проходили гласно. При рассмотрении уголовных дел присутствовали присяжные заседатели (12 чел.), представлявшие общество (избирались из местных обывателей всех сословий). В очередные списки вносились мужчины в возрасте 25 - 70 лет, русские, владеющие собственностью не менее 200 руб., крестьяне, имеющие опыт работы в системе местного самоуправления. Судьи назначались пожизненно и потому были независимы от администрации.

Вводился принцип бессословности суда (его решения не зависели от сословной принадлежности обвиняемых). Основными судебными инстанциями являлись мировой суд (решал мелкие уголовные и гражданские дела): мировые судьи избирались всеми сословиями на уездных собраниях сроком на три года и утверждались правительством), а также коронный суд: окружные судьи, судебные палаты, правительствующий Сенат в качестве верховного кассационного суда.

Земская реформа (1864). Реформу местного самоуправления разрабатывала комиссия при МВД с 1859 г. под председательством Н.А.Милютина и с 1861 г. - П.А.Валуева. Распорядительными органами земств являлись уездные и губернские собрания, члены которых назывались гласными. Из состава гласных собрания избирали исполнительные земские органы - управы в составе председателя и нескольких членов), а также комиссии для разработки вопросов местного хозяйства: сбора государственных податей и налогов, заботы о здравоохранении и народном образовании и др.

Выборы в земства проходили один раз в три года. Избиратели делились на три курии (избирательные собрания): землевладельческую, городскую и крестьянскую. Для участия в выборах по первым двум куриям нужно было иметь определенный имущественный ценз (от 500 руб. и выше). Мелкие собственники, не имевшие полного ценза, могли участвовать в выборах через уполномоченных, которых они выбирали на своих съездах.

Число уполномоченных равнялось количеству полных цензов, которое давало сложение стоимости имущества мелких собственников. Выборы по крестьянской курии были многоступенчатыми: сначала избирались кандидаты, которые затем из своей среды выбирали необходимое число гласных.

Гласных губернского земского собрания избирали уездные собрания из числа своих членов. Силами только одних гласных нельзя было реализовать все поставленные перед земствами задачи, поэтому земства получили право приглашать на работу специалистов по отдельным отраслям хозяйства - врачей, учителей, агрономов и т.д., - которые получили название земских служащих. Вопреки ожиданиям правительства земства не замкнулись на решении местных хозяйственных дел, а активно включились в политическую борьбу, став основой либерального движения в России.

Городская реформа (1870). Ее подготовка велась одновременно с земской реформой. У ее истоков стояли Н.А.Милютин, Ю.Ф.Самарин и другие известные российские реформаторы. Основой управления городами была "Жалованная грамота городам" 1785 г. Новое "Городовое положение" было принято в 1870 г. Самоуправление городов строилось на тех же принципах, как и земское.

Представительными органами городского самоуправления были городские думы, избиравшиеся на четыре года из числа городских собственников - плательщиков городских налогов. Избиратели заносились в список по порядку уменьшения суммы налога, который они платят. Затем список делился на три равные части, от каждой из которых избиралась треть депутатов (гласных) в городскую думу. Лица, не имевшие собственности и не платившие городских налогов, в выборах не участвовали. Городская дума избирала членов городской управы и городского голову (исполнительные органы городского самоуправления).

Военные реформы (1862 - 1874). Были проведены под руководством Д.А.Милютина, в разработке проектов военных реформ участвовали Ф.А.Гейден, Н.А.Исаков, Н.Н.Обручев, Э.И.Готлебен. После поражения в Крымской войне и подписания позорного Парижского мира правительство было вынуждено предпринять ряд мер для улучшения армии и повышения ее боеспособности:

) изменение системы руководства вооруженными силами (1862 - 1864 гг. - формирование военных округов и усиление централизации в управлении сухопутными войсками; 1865 г. - создание Главного штаба в качестве центрального звена управления армией; 1868 г. - реорганизация военного министерства);

) перевооружение армии;

) пополнение офицерского состава квалифицированными кадрами (расширение сети военных учебных заведений, создание юнкерских училищ в 1863 - 1866 гг.);

) изменение тактических приемов (принятие новых воинских уставов);

) отмена рекрутской системы комплектования армии (1874) и введение всеобщей воинской повинности;

) сокращение срока службы (служба в сухопутных войсках и на флоте состояла из действительной (до 6 - 7 лет) и в запасе (3 - 9 лет). Положение семейное (единственный сын) и общественное (священнослужители, ученые), а также образование давали льготы на освобождение от военной службы или сокращение ее срока);

) реорганизация армии (1871) с выделением полевых (действующих) и местных (вспомогательных, резервных) войск.

Реформы в области народного образования (1863 - 1864). За период правления Александра II значительно возросло число учебных заведений, в т.ч. для детей из малообеспеченных, как правило, крестьянских, семей. В пореформенной России широкое развитие получило женское образование. Были открыты женские гимназии, при которых создавались педагогические курсы. Для дочерей лиц духовного звания создавались епархиальные училища, готовящие педагогов для начальных школ. В 1878 г. общественные активисты во главе с профессором Петербургского университета К.Н.Бестужевым-Рюминым добились открытия в столице Высших женских курсов, приравненных к университету. Такие же курсы были открыты в Москве под руководством профессора В.И.Герье. Было положено начало женскому медицинскому образованию. Реформа в образовательной сфере породила новый тип российского интеллигента: широко образованного, критически мыслящего, стремящегося к активной общественной и практической деятельности.

Цензурная реформа (1865). Над первым проектом закона о цензуре работала комиссия под председательством кн. Д.А. Оболенского при Министерстве народного просвещения (А.В.Головнина), а второй проект составлен новой комиссией Д.А.Оболенского при МВД (П.А.Валуева). Закон был введен в действие 1 сентября 1865 г. В двух городах империи - Петербурге и Москве - частично менялись порядок и условия выхода в свет книг и прессы. Серьезные научные книги и дорогостоящие периодические издания могли быть отпечатаны без предварительной цензуры с разрешения министра внутренних дел. В случае обнаружения в них "вредного" направления, виновные (автор, издатель, переводчик или редактор) преследовались судом. Вводилась система административных взысканий - предостережения министра внутренних дел с правом приостановления периодического издания на срок до 6 месяцев или окончательного его запрещения по высочайшему решению.

Наступил в весьма сложный для России период. Поражение в крымской войне обнаружило военную отсталость россии, а также указывало на однуиз главных причин поражения - крепостное паро. Осознание этого факта поставило задачу - проведение коренных реформ. В первую очередь крестьянской.

В январе был образован секретный комитет для обсуждения неотложных мер по устройству быта помещечьих крстьян. Уже в начале следующего года секретный комитет был переименован в главный, а еще через год была создана комиссия для рассмотрения проектов и составления законов об освобождении крестьян.

Обстановка высочайшего подъема. Обсуждали все слои российского общества. После всестороннего обсуждения в январе 1861 приняли положение о крестьянах. Государственный совет, где на первом же заседании выступил Александр второй, указал, что далнейшее промедление м.б. пагубным для государства, призывая самым скорейшим образм принять это положение.

К Положению прикладывалось 17 законодательнов актов. Общая численность крепостных, подлежавших овобождению, состоявлал 22 млн. По положению, всем кресттьянам, находявшихся в крепостной зависимотси:

  1. Давалась линчная свобода
  2. Водилось крестьянское самоуправлеие в ходе крестьяох сходов во главе с волостными старостами. Крестьянскую общину не тронули.
  3. По положению крестьяне получали надел земли и право распоражяться полученным им в надел землей, а также раскладывать в этой общине повинности, в т.ч. и рекрутскую, право на выход. Однако если личная независиммоть была дана сразу, то передача земельного надела в собственность расстянулась на несколько десятилетей. Крестьяне получали землю не в соственность, а в пользование. Чтобы стать собственником, нужно было выкупить землю у помещка. Кроме того, крестьяне еще в течние двух лет д.б. отбывать у помещика все теже повинности, но в значительно менешем объеме. Срок полной выплаты устанавливался в 49 лет, а до окончания этого срока, если крестьянин не сразу рассчитался, то они находились на временно-обязанном положении и считались временно-обязанными. Точного срока окончания этого положения не устанавливалась.В декабре 1881 - положение о прекращении вреенно-обязанных крестьян, таковых оставалось15%.

Однако правительство хорошо осознавало, что у крестьян средств на выкуп нет. Поэтому государс во взяло на себя обзанность выкупных платежей и выплачивало большую часть стоимости наделов деньгами или ценными бумагами, а оставшуюсю часть удерживала в счет долгов или кредтитов, взятых в долг помещиков.

В свою очередь, сумму уплаченную государством помещикам, крестьяне возвращали в течение 49 лет.

Но были и отрицательные последствия.

Так учитывались природные и экономтческие условия. Вся территория европейской россии была разделена на три полосы:

  • Черноземная
  • Нечерноземная
  • Степная

В сибири и на кавказе крепостного парава не было!

В двух первых устанавливалась как высшая так и низшая форма земного надела, а в степной - указанная норма. Если норма превышалась, то законом предусматривалась их отрезка, если меньше, то прирезка. В результате, после реформы крестьнское надельное земелевладение сократилось на 1,5, напротив, отрезки в пользу помещика увеличились.

Но несмотря на такое утиснение, помещики считали себя ущемленными, так как потеряли монополию на эксплуатацию дарового крестьянского труда и были вынуждены отдать землю крестьянам. Поэтому помещики писали жалованные письма к царю, в котором говорилось о разорении помещечьих наделов и ослаблении веры и силы в царя. Царь не реагировал.

Реформа местного управления. Земская реформа. Началась в январе 1864 года. По этой реформе вводились органы местного самоуправления - земства. Избирались всеми сословиями на трехлетний срок и состояли из распорядительных органов - земские собрания и исполнительных органов – земские управы. Вводились постепенно, и не на всей территории России. Там, где не было помещечьего землевладения -сибирь, архагельск, астрахань, польша, прибалтика, кавказ. Средняя азия и казахстан - земства не вводились. Земства занимались вопросами исключительно местного хоз - культурного значения. Строистельство школ, больниц, церквей и.т.д. Для обсулживания населения нанимали врачей, учителей.

С лета 1870 года называлась городская реформа самоуправления. Те же принципы. Органом становилась городская дума, избираемая сроком на 4 года. Исполнительный орган - городская управа во главе с городским головой, который был одновременно представителем думы и управы. Депутаты назывались гласными. От 100-250 человек. Горожане, которые владели имуществом. Вводился имущестыенный ценз. Компетенция ограничивалась только рамками хоз-культурной деятельности.

Реформа суда. 1864 год. Суд всесословный и гласный. Вводились присяжные заседатели, адвокатура, нотариат,а для решения вопросов,связанные с мелкими правонарушениями вводился мировой суд, который также избирался на земском собрании. Для политических преступников - особое присутсвие при сенате.

Реформа просвещения, середина 1860х. Высшая школа.

1863 -новый университетский устав. Широчайшая автономия. В частноси, совет университета получал право самостоятельго рещать все научные, учебные и алминистративные вопросы. В т.м.ч.присуждение ученых степеней, право выбора ректора, проекртора. Университет получил право свободно выписывать книги, газеты,без проверки их на таможне. Едиснтвеенное ограничение - создавать студентам собственные организации. Все студенты делились на своекашные - вносили плату и казенно-каштные - все, кто затруднялись с оплатой- жили при университете и на его содержание.

Константин Бестужев-Рюмин открыл женские курсы. Новые высшие учебные заведения.

Реформе подверглись и средние школы. Новый устав гимназии и прогимназии. По уставу гимназии делились на две категории - реальные и классические. Классические - гуманитарное образование с обязательным изучанием классических языков, греческого и латинского. А в реальных гимназиях главны1 акцент делался на математику и ест. науки. Учреждены были и прогимназии с 4 классами, по окончанию которых сразу поступали в 5 класс гимназии.

Были приняты новые правилы о печати. Отменялась всякая цензура для оригинальных сочинений объемом 10 печатных листов, а также для переводных объемом 20 печатных листов. Освобождалась от цензуры и центральная печать по усмотрению мин.внут. дел и при залоге издателя в сумме 3-4 тыс. рублей. За нарушение либо штраф, либо арест.

Это был величайший подарок революционером всех мастей и оттенков в России.

Военные реформы 60-70 61-74 годов. С назначения на пост военного министра изестного либерала Милютена, по появлению реформы кадетские корпуса преобразовавыались в военные и юнкерские училища для подготовки инженеров, кавалиристов и артиллеристов. Учрежден новый устав о воинской повинности. Все воинвские силы российской империи делились на:

  1. Регулярную армию и флот
  2. Иррегуляная армия - казачество
  3. Запасные войска
  4. Ополчение

Но главное, вводилась новая систма комплектования армии. Старая рекрутская система была отменена, система всеобщей воинской повинности. Срок службы - 15 лет. Однако срок действительной службы составлял 6 лет сухопутный, а для флота - 7 лет, затем в запас.

Щирокая система льгот. Освобождала по семейному или имущественному положению, физической непригодности. Все духовные лица освобождались, а также народы средней азии, казахстана и некоторые народы кавказа и крайнего севера.

Все находящиеся на военной службе и не имеющие образования в армии обучались грамоте, для тех, кто имел образование, срок службы сокращался на два или три года.

Одновременно гладкострельное оружее стало заменяться нарезным ситемы бердан, строительство парового флота.

Повысила боеспособность русской армии. Обеспечила ряд блестящих побед русского оружия.

Однако далеко не все либеральные реформы имели положительный итог. Так либеральная реформа в области печати, образования и местного самоуправления поставили под угорозу сам государственныц строй россии.

Для будущей России особо важное значение имел университет. С судьбой университета связывали судьбу России. Являясь средством просвещения, университет служил противоядием против опасных увлечений лиерализмом. Только уриверситет способен был остановить мощный напор страсти к нововведениям, которыми была охвачена вся общественная мысль второй половины 19 века. Поэтому университет не нуждался ни в как х радикальрых реформах, требовалась лишь незначительная корректировка отдельных положений его устава.

Однако университет получил право выписывать журналы без всякой проверки на таможне. Это ривело к обилию крайней опасной либеральной литературы с запада.

В том же направлении подрыва действовали и временные правила о печати, предоставившие ей фактически полную свободу. Свобода печати, прежде всего периодической, имеющей главным образом политическое значение, необходимо только там,где имеется политическая жизнь.

Но в России в тот период еще не было политической жизни в виде партий или парламента. А если ее нет, то свобода печати, как правило, приводит к нравственому и умественому разложению общества, т.е. падает нравстенный потенциал общества.

Поэтому печать превратилась в элемент, разлагающий нравственную субстанцию российского общества,она принесла россии не свет,а помрачение разума и породила чернышевских, белинских, добролюбовых, писаревых и многочисленных их последователй.

Отсюда особую опасность принесли либеральные опыты с печатью и университетом. Молодежь, падкая ко всем новшествам. Реформа местного самоуправления - тоже опасность, поскольку реформой самоуправление земское, городское, университетское вырождалась во врождебное для монархии самоуправство.

Но, опасаясь подавить чьи-либо права, либеральная государтъственная власть поступалась, в результате чего эти оганы самоуправления становились своего рода госудасртвом в государстве. Каждое из низ стремилось к своим, чуждым гсударственному устрою целям, требуя от государства все новых и новых уступок, не допуская никмкого вмешательства в свои, отмежавившиеся от госвдарственной власти, дела,не допуская никакого надзора.

В результате, вместо спасительного единовластия, в стране наступил период пагубного многовластия.

Пагубно реформы Александра 2 сказались и на социально-экономическом развитии страны, поскольку они привели к отказу от политики протекционизма и подчинению экономики России финансновым интересам европейских держав.

В итоге, страна оказалась с дефицитным бюджетом. Зависимость России от иностранного капитала возрастала с каждым годом. Но главное - был нанесен огромный урон самому фундаменту государственного строя. Конечным итогом реформам Александра второго явилось следующее: он был убит народовольдцами. Был убит своими идеями, так как его реформы привели к подъему революционного движения.

В целом это время вошло под определением ""время великих реформ", кардинально изменивших облик государаства.