Болезни Военный билет Призыв

Глаголы в русском языке правило и примеры. Являются ли однокоренные глаголы с разными приставками и разным значением видовой парой: переписать - дописать? Морфологические и синтаксические признаки

Оглавление

Глаголы — это слова, обозначающие действие или состояние предмета (отвечают на вопросы что делать? что сделать? ) , например: говорить, читать, привезти, расти, сберечь, таять, задуматься . Каждый глагол имеет начальную форму, которая называется неопределенной формой (или инфинитивом). Она оканчивается на ть, -ти‚ -чь. Неопределенная форма только называет действие или состояние, не указывая ни времени, ни числа, ни лица.

В предложении неопределенная форма чаще всего входит в составное глагольное сказуемое (Мы начали тренироваться . Он не мог участвовать в турнире ), но может выступать и в качестве других членов предложения, например подлежащего (Учиться — наша задача ), несогласованного определения (У него было горячее желание учиться ), обстоятельства (Он уехал учиться ), дополнения (Преподаватель советовал нам больше читать ).

Переходные и непереходные глаголы

Глаголы бывают переходные и непереходные . Переходные глаголы обозначают действие, переходящее на другой предмет, название которого стоит в винительном падеже без предлога, например: читать журнал, любить оперу, отправить телеграмму, привезти газеты .
Все остальные глаголы — глаголы непереходные, например: расти в лесу, улететь на юг, грозить неприятелю .

Возвратные глаголы

Глаголы, имеющие особый суффикс -ся(сь) , называются возвратными, например: дымиться (дымить), купаться (купать), строиться (строить) . Суффикс -ся(сь) всегда стоит на конце глагола после других суффиксов или окончаний, например: купается , купаются , купался , купаются .

Все возвратные глаголы — непереходные.

Виды глаголов

Глаголы имеют особые формы, показывающие, как протекает действие. Эти особые формы называются видами глагола. Глаголы имеют два вида — совершенный и несовершенный .

Совершенный вид

Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать? и указывают на завершенность действия, его результат, конец действия, его начало, например: начертить, бросить, отвести, спеть, запеть . Они имеют две формы времени: прошедшее (что сделали? — начертили, бросили, отцвели, спели, запели ) и будущее простое , состоящее из одного слова (что сделают? — начертят, нарисуют, бросят, отцветут, споют, запоют ). Форм настоящего времени глаголы совершенного вида не имеют.

Несовершенный вид

Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? и при обозначении действия не указывают на его завершенность, результат, конец или начало, например: чертить, бросать, цвести, петь . Они имеют три формы времени: прошедшее (что делали? — чертили, бросали, цвели, пели ), настоящее (что делают? — чертит, бросают, цветут, поют ) и будущее сложное , состоящее из двух слов — слова буду , будешь и т. д. и неопределенной формы данного глагола (что будут делать? — будут чертить, будут бросать, будут цвести, будут петь ).

Наклонения глаголов

Глаголы имеют формы наклонений , которые показывают, как говорящий оценивает действие, т. е. считает ли он его реальным или возможным при каком-либо условии, или желательным. В русском языке три наклонения:

  1. изъявительное наклонение, показывающее. что действие реально, на самом деле происходит, происходило или произойдет, например: Мы врагов встречаем просто: били, бьем и будем бить . В изъявительном наклонении глагол изменяется по временам, имеет формы настоящего, прошедшего и будущего времени (см. предыдущий пример);
  2. сослагательное (условное) наклонение, показывающее, что действие возможно лишь при определенном условии, например: Без тебя я не добрался бы до города и замерз бы на дороге . Сослагательное наклонение образуется от формы прошедшего времени путем прибавления частицы бы . В сослагательном наклонении глаголы изменяются по числам, а в единственном числе по родам (т. е. так же, как изменяются глаголы прошедшего времени), например: рассказывать — рассказывал бы (м. р.), рассказывала бы (ж. р.), рассказывало бы (ср. р.), рассказывали бы (мн. ч.) (обратите внимание на раздельное написание частицы бы);
  3. повелительное наклонение наклонение, обозначающее действие, которое велят, просят, советуют совершить, например: Виски ей уксусом потри . Опрыскивай водой. Поклон, сударь, отвесьте ! ; При нем не спорь ты вкривь и вкось и завиральные идеи эти брось ! Повелительное наклонение образуется прибавлением суффикса к основе настоящего (будущего простого) времени или без суффикса, например: нести — несут — неси , привезти — привезут — привези ; рассказывать — рассказывают — рассказывай ; готовить — готовят — готовь . Во множественном числе прибавляется -те : несите , привозите , рассказывайте , готовьте .

В сослагательном и повелительном наклонениях глагол по-временам не изменяется.

В предложении глаголы изъявительного, сослагательного, повелительного наклонений бывают сказуемыми (примеры см. выше).

Спряжение глаголов

Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам называется спряжением. В зависимости от личных окончаний, которые представлены в таблице, различаются два спряжения глаголов.

Число Лицо Окончания I спряжения Окончания II спряжения
Единственное 1-е
2-е
3-е
(я) -у (-ю)
(ты) -ешь (-ёшь)
(он, она, оно) -ет (-ёт)
-у (-ю)
-ишь
-ит
Множественное 1-е
2-е
3-е
(мы) -ем (-ём)
(вы) -ете (-ёте)
(они) -ут (-ют)
-им
-ите
-ат (-ят)

Примечания

  1. Глаголы хотеть , бежать относятся к разноспрягаемым . В единственном числе глагол хотеть спрягается по первому спряжению (хочу, хочешь, хочет ) , во множественном — по второму (хотим, хотите, хотят ). Глагол бежать имеет в 3-м лице множественного числа форму бегут (1 спр.), остальные формы — второго спряжения: бежишь, бежит, бежим, бежите .
  2. Глаголы дать и есть (принимать пищу) относятся особому спряжению и спрягаются так: в единственном числе: 1-е л.- дам, ем ; 2-е л.- дашь, ешь ; 3-е л.- даст, ест ; во множественном числе: 1-е л.- дадим, едим ;2-е л.- дадите, едите : 3-е л.- дадут, едят . Те же окончания сохраняются и в глаголах с приставками: подашь, поем…, подадите, поедите…

Безличные глаголы

Среди глаголов выделяется группа безличных глаголов, которые не изменяются ни по числам, ни по лицам, ни по родам. Безличные глаголы употребляются в двух формах:

  1. в форме, которая совпадает с формой 3-го лица единственного числа настоящего (будущего) времени, например: светает, рассветает, рассветет; знобит; смеркается;
  2. в форме, которая совпадает с формой среднего рода прошедшего времени, например: светало, рассветало, рассвело; знобило;
    смеркалось.

В предложении безличные глаголы являются сказуемыми, причем при них не бывает (и быть не может) подлежащего, например: Буран, угомонился. Лишь слегка вьюжило ; Мне нездоровится что-то; Не спится , няня.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Глаголы в изъявительном наклонении описывают действия, которые происходят, происходили или будут происходить на самом деле.

    Глаголы в изъявительном наклонении изменяются по временам. В настоящем и будущем времени гласная конца основы неопределенной формы иногда отсекается, например: видеть - вижу .

    В изъявительном наклонении глаголы несовершенного вида имеют три времени: настоящее, прошедшее и будущее сложное, а глаголы совершенного вида - два времени: прошедшее и будущее простое.

    Глаголы в условном наклонении обозначают действия, желаемые или возможные при определенных условиях.

    Условное наклонение глагола образуется от основы неопределенной формы глагола при помощи суффикса -л- и частицы бы (б ). Эта частица может стоять после глагола и перед ним, может быть отделена от глагола другими словами.

    Глаголы в условном наклонении изменяются по числам и в единственном числе - по родам.

    Глаголы в повелительном наклонении выражают побуждение к действию, приказ, просьбу. Они употребляются обычно в форме 2-го лица, не изменяются по временам. Формы повелительного наклонения образуются от основы настоящего или будущего простого времени с помощью суффикса -и- или нулевого суффикса. Глаголы в повелительном наклонении в единственном числе имеют нулевое окончание, а во множественном - -те . Иногда к глаголам повелительного наклонения прибавляется частица -ка (напр., почитай-ка ), которая несколько смягчает приказание.

    Вид глагола

    • Несоверше́нный вид обозначает действие в его течении, без указания на границу действия (отвечает на вопрос «что делать?») (рисовать , петь).
    • Соверше́нный вид обозначает действие, ограниченное пределом (отвечает на вопрос «что сделать?») (нарисовать , спеть ).

    Существуют глаголы, не имеющие парных форм другого вида:

    • принадлежать, разгуливать (только несовершенный вид);
    • грянуть, очутиться (только совершенный вид).

    Есть глаголы, совмещающие значение несовершенного и совершенного вида - двувидовые глаголы (велеть , обещать , ранить , казнить , многие глаголы на -ировать ).

    Род глагола

    Род глагола, как и у имён существительных, может быть мужским, женским или средним. Глагол проявляет признак рода только в прошедшем времени, род глагола определяется по окончанию (делал, делала, делало ) .

    Залог глагола

    Залог глагола может быть действительным или страдательным. Действительный залог употребляется, когда описываемый объект совершает действие (например: «Ученик читает книгу.»). Страдательный залог употребляется, когда действие совершается над объектом («Книга читается учеником») .

    Спряжения глаголов

    Спряжение - это изменение глаголов в настоящем и будущем простом времени по лицам и числам (аналогично склонению для имен существительных). Спряжениями (спряжение как категория) также называются группы глаголов, окончания которых при изменениях в настоящем и будущем простом времени по лицам и числам меняются одинаково. Спряжение не считается «грамматическим признаком» глагола.

    Регулярные спряжения

    Существует два спряжения (две категории глаголов): I и II.

    Определяют спряжение следующим образом - если у глагола в форме 3-го лица множественного числа ударное окончание -ут , -ют , то это глагол I спряжения. Если же ударное окончание -ат , -ят , то это глагол II спряжения. Только в случае, если окончания 3-го лица множественного числа безударны, применяют следующий приём. Следует учитывать, что он не действенен для глаголов с упомянутыми ударными окончаниями!

    Ко II спряжению относятся те глаголы с безударным личным окончанием, у которых:

    1. Инфинитив оканчивается на -ить (возить, пилить, тратить и др.), кроме глаголов брить , стелить , редко встречающихся глаголов зиждиться («основываться, строиться») и зыбиться («колебаться, качаться, покрываться зыбью»). (Глаголы зиждиться и зы­биться употребляются только в форме 3-го лица единственного и множественного числа, остальные формы не употребляются.)
    2. Глаголы-исключения, у которых инфинитив оканчивается на -еть (смотреть, видеть, тер­петь, ненавидеть, обидеть, зависеть, вертеть ) и на -ать (гнать, держать, слышать, ды­шать ).

    Все остальные глаголы с безударными личными окончаниями относятся к I спряжению.

    Приставочные глаголы, образованные от бесприставочных, относятся к тому же типу спряжения, что и бесприставочные (гнать - догнать - пере­гнать - выгнать и т. д. - II спряжение). Глаголы с -ся (-сь ) относятся к тому же типу спряжения, что и без -ся (-сь ) (гнать - гнаться - II спряжение). Спряжение - это постоянный признак глагола.

    Нерегулярные спряжения

    В русском языке есть и разноспрягаемые глаголы, у которых одни формы образуются по I спряжению, а другие - по II. К ним относятся:

    1. бежать , который имеет все формы, как у глаголов II спряжения (бегу - бежишь - бежит - бежим - бежите), кроме 3 лица множ. числа - бегут (по I спряжению);
    2. хотеть , глагол, который имеет формы ед. числа (хочу - хочешь - хочет) по I спряжению, а мн. числа (хотим - хотите - хотят) по II спряжению.
    3. чтить - изменяется по II спряжению (чту - чтишь - чтит - чтим - чтите), кроме 3 лица множ. числа (чтут), хотя есть и форма чтят, которая сейчас употреб­ляется реже, чем чтут;
    4. брезжить («рассветать, чуть светиться») - имеет все формы, как у глаголов II спряжения (брезжу - брезжишь - брезжит - брезжим - брезжите), кроме 3 лица множ. числа - брезжут (по I спряжению). В I-II лицах употребляется крайне редко: «Забрезжишь силуэтом робким // Забрезжишь невпопад мольбой» (Светик Фомичёва).

    Нехарактерную для глаголов I и II спряжений систему окончаний (архаическую) имеют глаголы есть , надоесть , дать , создать , быть (и их приставочные производные: переесть , заесть , сдать , отдать , предать , воссоздать и др.).

    Глагол быть также своеобразен. Спряжение его (есмь - еси - есть - есме - есте - суть ) в современном русском языке практически не используется. Используется глагол есть (глагол 3 л., ед. ч. по древнему спряжению) для всех форм глагола быть в настоящем времени. Древнерусская форма II лица ед. ч. еси сохранилась как архаизм в былинах в составе устойчивого выражения гой еси (будь здоров). В книжном стиле иногда используется форма III лица мн. ч. суть . Будущее же время образуется от другого корня : буду - будешь - будет - будем - будете - бу­дут .

    Глаголы спрягаются (изменяются по лицам и числам) только в настоящем и будущем времени. Причем если форма будущего времени сложная (у глаголов несовершенного вида), то спрягается только вспомогательный глагол быть, а основной глагол находится в инфинитиве. Глаголы в прошедшем времени не спрягаются (не изменяются по лицам), однако изменяются по родам и числам: он взял , она взяла́ , оно взяло , они взяли .

    Не все глаголы обладают полным набором личных форм в парадигме спряжения . Существуют так называемые недостаточные глаголы (

    Объем школьной программы по дисциплине «Русский язык» предполагает, в частности, свободное владение школьником понятием «часть речи». Он должен хорошо разбираться в том, какими они могут быть, каковы их признаки, свойства, как они могут изменяться. Любой школьник должен уверенно отвечать, что такое глагол, имя существительное, имя прилагательное и т. д., приводить примеры и давать грамматическую характеристику лексемам в любой форме. Эти знания ему потребуются не только для формальной отчетности по знанию теории, но и при изучении орфографии и пунктуации, а также - во многом - при изучении иностранных языков.

    В этой статье мы остановимся на вопросе о том, что такое глагол.

    Понятие о части речи

    Разговор о глаголе невозможно начать без обзора того, какие вообще могут быть части речи и что это такое, зачем нужны эти понятия и каков ключ к их легкому определению. Только после представления картины в целом можно переходить к разговору о том, какое слово является глаголом.

    Человеческий язык призван описывать действительность, выделять ее фрагменты и создавать некую упорядоченную картину мира. Для этого каждый язык по-своему членит действительность, классифицирует явления человеческой жизни. Слова описывают некие составляющие мира, все они распределяются на несколько групп. В зависимости о того, что именно ими описывается (называется), и разделяют слова в языке.

    Части действительности

    Русский язык, как и другие родственные ему языки, делит мир, прежде всего, на несколько больших основных групп:

    1) Предметы, существа и явления (Слова, называющие их, отвечают на вопросы: Что? Кто?).

    2) Их признаки (Какой? Каков? Чей?).

    3) Количество и порядок (Сколько? Какой по порядку?).

    4) Действия (Что делать? Что сделать?).

    5) Их признаки (Как?).

    Мы знаем это исходя из того, что наша, русская, речь делится на несколько больших частей, на несколько групп слов, каждая из которых описывает, называет указанные явления действительности. Для называния первой части явлений в языке есть имена существительные, для второй - прилагательные, для третьей - числительные, для четвертой - глаголы, для пятой - наречия. Это первое, что нужно знать для того, чтобы понимать, что такое глагол. Это часть речи, обозначающая действие или состяние и отвечающая на вопрос: "Что делать?", "Что сделать?"

    Разная информация, заключенная в частях речи

    Слова этих групп несут разную информацию. Каждая группа призвана описывать свой фрагмент по-своему. Имена (существительные, прилагательные) предоставляют информацию о числе и роде предметов. Глаголы, в силу того, что описывают действия, должны говорить о том, кто их производит (лицо), а также какое это действие имеет отношение к действительности: как относится к настоящему моменту (время - настоящее, прошедшее или будущее), к реальности (наклонение: изъявительное, условное, повелительное), к завершенности действия (вид - совершенный, несовершенный).

    Чем больше вариантов описания фрагмента явления, тем больше форм у одного и того же слова, ведь его нужно «подстроить», «отрегулировать» под разные нужды: ситуации и контекст. Поэтому при освещении вопроса о том, что такое глагол, нужно иметь в виду не только то, что он называет действие, но и информацию о каких сторонах этого действия он может нести.

    Скажем, глагол заключает в себе самую разную информацию, поэтому у него много форм, а наречие может только указывать на признак действия и степень его выраженности, поэтому это неизменяемая часть речи, у которой отсутствуют формы и есть только варианты: степени сравнения (Я пою весело, а ты поешь еще веселее, а он поет веселее всех).

    Разная информация об одном и том же

    Любопытно, что, казалось бы, одно и то же явление может быть названо разными частями речи. Однако каждая из них видит его по-своему, со своего ракурса, поэтому и несет разную информацию. Скажем, погоду могут описывать по-своему однокоренные существительные, прилагательные, наречия и глаголы. Примеры слов:

    На улице идет дождь (имя существительное).

    На улице дождливая погода (имя прилагательное).

    На улице дождит (глагол).

    На улице все выглядит дождливо (наречие).

    Обратим внимание, что каждая часть речи подает одно и то же явление по-своему. Глагол, в отличие от существительного, подает дождь как действие, разворачиваемое во времени.

    Возможности глагола

    То же касается, например, слов "грусть, грустный и грустить"; "печаль, печальный, печалиться"; "радость, радостный, радоваться". Казалось бы, все они указывают на одно и то же состояние, но только глагол может развернуть это состояние во времени (грустит, грустил), указать на лицо (печалимся, печалитесь), отношение к действительности (радуемся, радуйтесь, радовались бы).

    Хорошими упражнениями, тренирующими в различении частей речи, являются задания «Подбери к словам однокоренные глаголы»: синий - синить, скупость - скупиться, хмурый - хмуриться и т. д.; или: «Составь словосочетания, где главное слово - глагол»: ласкать (кошку), веселить (детей). Последнее задание формирует представление о переносимости действия на объект.

    Как узнать глагол

    То, какая именно информация заключается в слове, очень важно понимать при изучении темы о том, что такое глагол в сравнении с другими частями речи. У школьников очень часто возникают проблемы именно тогда, когда для наименования одного и того же фрагмента действительности существует несколько однокоренных слов, относящихся к разным частям речи.

    Например, слово «красивый» легко ими идентифицируется как прилагательное, а вот слово «красота» может заставить растеряться. Казалось бы, оно тоже указывает на некий признак, но подает его совершенно иначе - как абстрактное понятие, некую субстанцию. Поэтому при определении части речи нужно всегда руководствоваться тем, как именно, с какого ракурса описывается явление и на какой вопрос отвечает слово. Глагол всегда будет отвечать на вопрос «Что делать (сделать)?»

    Отличие от слов категории состояния (предикативов)

    Помимо глаголов, в русском языке слова еще одной части речи описывают действия. Например: "Мне радостно" (= "Я радуюсь"). Внешне они идентичны наречиям, однако, в отличие от последних, они не называют признаки действия, а напрямую указывают на него (Ср.: "Нам идти (как?) весело" - "Нам весело" (= "Мы веселимся")). Это предикативы (слова категории состояния).

    Глаголы описывают действия, приписываемые некоему известному или неизвестному лицу. Даже тогда, когда это лицо в принципе неизвестно или отсутствует, глагол будет намекать на него. Вспомним пример: «На улице дождит». В слове «дождит» заключается информация о настоящем времени и третьем лице (будто есть субъект действия, кто-то третий, кто его производит). А вот предложение «На улице дождливо» полностью, даже формально исключает субъект действия.

    Обратим внимание, что в предложениях «Мне хорошо», «Собаке вкусно», «Кошке страшно» «мне», «собаке», «кошке» - это не подлежащие, а дополнения, так как они указывают не на тех, кто производит действие, а на тех, на кого это действие распространяется.

    В связи с этим легко ответить на вопрос: «Слово «можно» - глагол или нет?». Например, «Мне можно спать». Это слово не приписывает, даже формально, действие никакому субъекту. Это слово категории состояния.

    Таким образом, для того чтобы разобраться, что такое глагол, и легко отличать его от других частей речи, достаточно вникнуть в его сущность и понять, как именно он описывает определенный фрагмент действительности.

    «Слово «глагол» — какая часть речи?», «Что такое глагол?», «Зачем он необходим в русском языке?» — вопросы, часто задаваемые не только иностранцами, но и русскоговорящими. Ответить на них нетрудно, но для этого придется изучить большое количество информации.

    Глагол как часть речи в русском языке считается одним из основных ее компонентов. Без него практически невозможно составить полноценное предложение. Несмотря на то что идеальное время для изучения разбора глагола как части речи - 3 класс, многие взрослые люди приобретают желание и возможность изучать русский язык слишком поздно, и начинать с азов приходится уже в более взрослом возрасте.

    Помимо очевидных минусов (приходится осваиваться в грамматике с нуля вместо того, чтобы формировать свою грамотность вокруг имеющихся знаний) у такой модели изучения есть и плюсы: взрослому человеку — а эта статья создана как раз для взрослых людей, а не для третьеклассников — можно объяснить гораздо больше полезного и интересного.

    Общая информация

    Глагол — это часть речи, которая обозначает действие предмета или явления. Он отвечает на вопросы «Что делать?» и «Что сделать?», а в предложении выполняет функцию сказуемого, подлежащего или, в редких случаях, второстепенного члена. Взять, например, следующее предложение: "Поспешить — людей насмешить".

    Первый глагол в нем — «поспешить» — является подлежащим, а второй — «насмешить» — сказуемым.

    С помощью глаголов в предложении или тексте выражается какое-либо действие, событие, явление, передается динамика, изменения. Обилие глаголов характерно для текста-повествования, насыщенного часто меняющимися событиями.

    Инфинитив

    Инфинитив — это неопределенная форма глагола. Ее также называют начальной формой. Иногда еще и словарной, потому что именно она приводится в толковых, орфографических и других словарях. Раньше инфинитив называли неопределенным наклонением глагола, но сегодня этот термин совершенно вышел из употребления.

    Чаще всего инфинитив образуется с добавлением к корню слова суффикса «-ть». Например: читать, рисовать, решать, удивлять, давать, брать.

    Слова, корни которых оканчиваются на согласные, чаще всего имеют суффикс «-ти»: расти, идти, пасти, трясти.

    Слова с основой, оканчивающейся на «-г» или «-к», изменяются сильнее всего. Последняя буква корня и первая буква суффикса как бы сливаются, образуя «-ч-». Например, в следующих глаголах: могу — мочь, теку — течь, пеку — печь, стригу — стричь.

    Признаки глагола

    Глагол как часть речи обладает определенным набором признаков. Знание этих признаков очень помогает в правописании. Без них также невозможно произвести разбор глагола как части речи или просто дать слову грамматическую характеристику. Вот их полный список:

    1. Лицо.
    2. Число.
    3. Время.
    4. Наклонение.
    5. Залог.
    6. Спряжение.
    7. Возвратность.

    Некоторые из этих признаков не изменяемые: вид, спряжение, возвратность. Другие могут меняться в процессе спряжения. Каждый из этих признаков будет подробно объяснен далее в статье. Чтобы знать, как разобрать глагол как часть речи, необходимо понимать и различать все эти признаки. Их удобнее и эффективнее всего разбирать по отдельности и по порядку.

    Лицо

    Глагол как часть речи может существовать в первом, во втором и в третьем лице.

    Лицо Пояснение Примеры
    Первое

    Первое лицо подразумевает, что действие совершается говорящим или говорящими либо над говорящим или говорящими. Глаголы в первом лице сочетаются с местоимениями «я» и/или «мы».

    Пишу, читаю, рисую, учим, работаем, дружим.
    Второе

    Второе лицо употребляется, когда действие совершается адресатом или адресатами реплики. Глаголы во втором лице сочетаются с местоимениями «ты» и/или «вы».

    Пишешь, читаешь, рисуешь, учите, работаете, дружите.
    Третье

    Третье лицо употребляется, когда имеется в виду, что действие совершается человеком или объектом, не участвующим в разговоре, кем-то посторонним или посторонними. Глаголы в третьем лице сочетаются с местоимениями «он», «она», «оно», «они».

    Пишет, читает, рисует, учит, работает, дружит.

    Лицо глагола невозможно определить, если он употреблен в форме прошедшего времени, поскольку между формами в разных лицах нет абсолютно никакой разницы: я читал, ты читал, он читал.

    Число

    Число глагола как части речи может быть либо единственным, либо множественным.

    Число глагола можно определить в любом времени, поскольку разница между формами единственного и множественного числа сохраняется всегда.

    Время

    В русском языке, как и в любом другом, существует три времени: прошедшее, настоящее и будущее. В прошедшем и будущем времени существуют две видовременные формы: совершенная и несовершенная.

    Время Пояснение Пример
    Прошедшее совершенное Описывает действие, которое было начато и завершено в прошлом Вчера я прочитал очень интересный рассказ
    Прошедшее несовершенное Описывает действие, которое было начато, но не было закончено в прошлом В прошлом году я много занимался фотографией
    Настоящее Описывает действие, происходящее в данный момент Политическая ситуация в мире становится все более спокойной
    Будущее совершенное Описывает действие, которое начнется и завершится (или только завершится) в будущем Офисный работник закончит отчет к девяти часам вечера
    Будущее несовершенное Его также называют сложным будущим временем. Описывает действие, которое начнется в будущем, но неизвестно, когда будет закончено и будет ли закончено вообще

    Отличить ту или иную видовременную форму глагола в русском языке достаточно легко. Во всех временах и числах отличия между ними сохраняются.

    Наклонение

    Глагол как часть речи может существовать в трех наклонениях: изъявительном, условном и повелительном.

    Только изъявительное наклонение позволяет использовать все возможные лица, числа и времена глаголов. В условном наклонении возможно только прошедшее время, а в повелительном — только второе лицо.

    Вид

    Эта тема уже была косвенно затронута раньше, но лишь коротко, в двух словах: глаголы как часть речи бывают совершенного и несовершенного вида. Если разобрать эту тему подробнее, можно выяснить следующее.

    Существуют также глаголы, принадлежащие сразу к обоим видам. Например, глагол «обещать». «Что делал?» — «обещал». «Что сделал?» — тоже «обещал».

    Род

    Глагол как часть речи в русском языке бывает женского, мужского или среднего рода.

    Род глагола можно определить только в том случае, если он употреблен в форме единственного числа третьего лица прошедшего времени. В настоящем и будущем времени определить род невозможно: он делает, она делает, оно делает.

    Залог

    В русском языке существует активный и пассивный залог.

    Считается, что пассивный залог — громоздкая, тяжелая конструкция. Кроме тех случаев, когда его использование необходимо и не может быть заменено активным залогом, его лучше избегать, особенно работая над художественным произведением.

    Спряжение

    В русском языке глаголы могут быть первого или второго спряжения. Каждое из них обладает определенными грамматическими признаками и служит для того, чтобы употреблять правильные глагольные окончания. С тем, как разобрать глагол как часть речи, также возникает меньше проблем, если известно его спряжение. Определяют его по окончанию: на «-ить» — второе спряжение, все остальное — первое, за редкими исключениями.

    Возвратность

    Возвратные глаголы в русском языке содержат постфикс «-сь» или «-ся» и подразумевают, что лицо, предмет или явление совершает действие над самим собой: умываться, улыбаться, радоваться, одеваться, просыпаться, причесываться, знакомиться, нравиться, казаться.

    Невозвратные глаголы, напротив, не подразумевают действие, совершающееся над действующим лицом, явлением или предметом.

    §1. Общая характеристика глагола как части речи

    Глагол - это самостоятельная знаменательная изменяемая часть речи. Глагольное слово объединяет разные формы. Какие именно, зависит от интерпретации некоторых важных понятий.

    Обсуждаем проблему толкования

    Самые существенные расхождения касаются толкования того, чем являются причастия и деепричастия. Одни авторы считают, что причастия и деепричастия - это особые формы глагола, а другие полагают, что это особые части речи. В результате по-разному трактуется вопрос о количестве глагольных форм. Сторонники первой точки зрения учат, что глагольное слово включает формы:

    • начальную форму - неопределённую форму глагола (или, как её ещё называют, инфинитив),
    • спрягаемые формы, как личные, так и безличные,
    • склоняемую форму - причастие,
    • неизменяемую форму - деепричастие.

    А сторонники второй точки зрения исключают причастие и деепричастие из глагольных форм. На нашей схеме поэтому причастия и деепричастия связаны с глаголом прерывистыми линиями.

    Все глагольные формы объединяются общими неизменяемыми признаками. Изменяемые признаки, если они есть, могут быть различными.

    1. Грамматическое значение: «действие».
    К глаголам относятся слова, отвечающие на вопросы: что делать? , что сделать?

    2. Морфологические признаки:

    • постоянные - вид: совершенный-несовершенный, переходность, возвратность, тип спряжения;
    • изменяемые
      • у спрягаемых форм: число, наклонение, время, лицо (в повелительном и изъявительном наклонении настоящего и будущего времени), род (в условном и изъявительном наклонении в прошедшем времени в единственном числе);
      • у склоняемых форм (причастий): род, число, падеж;
      • у неизменяемых форм (неопределённой формы глагола и деепричастия) - нет.

    Внимание:
    Те, кто исключает причастия и деепричастия из глагольных форм, не рассматривают признаки причастий и деепричастий в этой теме.

    3. Синтаксическая роль в предложении:

    Личные формы глагола, а также безличные глаголы чаще всего бывают сказуемым.

    Я люблю Петербург.
    Светает.

    Неопределённая форма глагола - сказуемым или его частью, а также подлежащим и несколько реже - главным членом односоставного безличного предложения, дополнением, определением и обстоятельством.

    Я люблю гулять по Петербургу.
    Гулять по Петербургу - огромное удовольствие.
    Быть дождю!
    Дети просили нас поехать в Петербург.
    У нас возникло желание поехать в Петербург.
    Я пошёл пройтись по вечернему Петербургу.

    Внимание:
    Синтаксическая роль причастий и деепричастий рассматривается только теми авторами, которые относят их к формам глагола.

    Причастия бывают: полные - определением, краткие - сказуемым.

    Петербург - город, основанный Петром I.

    Петербург основан Петром I.

    Деепричастия бывают в предложении обстоятельством.

    Основав Петербург, Пётр I перенёс туда столицу.

    §2. Виды глагола

    Вид - это постоянный морфологический признак глагола. Все глаголы относятся к совершенному или несовершенному виду. Общепринятым является обозначение:

    • СВ - для глаголов совершенного вида,
    • НСВ - для глаголов несовершенного вида.

    Вопросы к глаголу как к части речи: что делать? что сделать? - отражают деление глаголов по видам.

    Образование видов

    Большинство непроизводных русских глаголов - это глаголы НСВ, например: есть, жить, любить, прыгать, кричать.
    От них с помощью приставок и суффиксов образуются глаголы СВ, например:

    есть → поесть, доесть, переесть,
    жить → пожить, дожить, пережить,
    любить → полюбить,
    прыгать → прыгнуть,
    кричать → крикнуть.

    Также в русском языке распространено образование глаголов НСВ от глаголов СВ. При этом используются суффиксы НСВ: -ыва-, -ва-, -а-, например:

    переписать → переписывать,
    сбить → сбивать,
    решить → решать.

    Некоторые глаголы СВ и НСВ составляют видовые пары, например:

    делать - сделать,
    писать - написать,

    прыгать - прыгнуть,
    расписывать - расписать.

    Значение у глаголов, составляющих видовую пару, различается только одним компонентом: процесс - результат, многократное - однократное действие.
    Многие глаголы СВ и НСВ видовой парой не считаются, т.к. кроме значения вида различаются еще каким-либо дополнительным значением, например:

    • писать (НСВ)
    • дописать (СВ, дополнительное значение: доведение действия до конца),
    • переписать (СВ, дополнительное значение: совершение действия заново),
    • списать (СВ, дополнительное значение: совершение действия по образцу, копирование),
    • исписать (СВ, дополнительное значение: написать много, покрыть письмом какую-то поверхность) и т.д.

    Глаголы СВ И НСВ имеют разные формы:

    • у глаголов НСВ в изъявительном наклонении три формы времени, например:
      • настоящее время: люблю, любишь, любит, любим, любите, любят,
      • будущее время: буду любить, будешь любить, будет любить, будем любить, будете любить, будут любить (форма будущего времени, образованная с помощью глагола быть , называется составной формой),
      • прошедшее время: любил, любила, любило, любили.
    • у глаголов СВ в изъявительном наклонении только две формы : будущего и прошедшего времени. Настоящее время у глаголов СВ невозможно, т.к. это противоречит их видовому значению. Форма будущего времени у глаголов СВ не составная, как у глаголов НСВ, а простая: полюбит, посмотрит, узнает и т.д.
      • будущее время: полюблю, полюбишь, полюбит, полюбим, полюбите, полюбят,
      • прошедшее время: полюбил, полюбила, полюбило, полюбили.

    Внимание:

    В русском языке есть двувидовые глаголы . Это глаголы, у которых значение вида можно определить только в контексте. В одних контекстах они выступают как глаголы СВ, а в других как НСВ, например:

    В конце концов преступников казнили (СВ).
    Преступников казнили целый месяц (НСВ).
    Вчера он обещал (СВ), что заедет к нам сегодня.
    Каждый день он обещал (НСВ) заехать, но всякий раз откладывал свой визит.

    Не удивляйся:

    Если у глагола разные лексические значения, то и видовые пары могут быть разные.

    Например:

    Учить (НСВ) - выучить (СВ) что? (слова, стихотворение, песню), т.е. учить что-то самому(-ой).
    Учить (НСВ) - научить (СВ) кого? (сына, детей, старшеклассников, спортсменов), т.е. учить кого-то чему-то.

    §3. Переходность

    Переходность - это свойство глагола управлять существительными, выражающими значение объекта действия, например:

    любить (кого? что?) мать, животных, книги, шоколад
    смотреть фильм, журналы, фотографии
    читать книгу, доклад, записку, поздравление
    есть мороженое, курицу, суп, торт
    пить воду, чай, кофе, сок

    Запомните: чаще всего данное значение выражено в русском языке существительными в В.п. без предлога.

    В том случае, если при глаголе есть отрицательная частица не , существительное чаще бывает в Р.п. Значение объекта при этом не изменяется. Например:

    Не любить (кого? чего?) брата, животных, книг, шоколада.

    Если глагол управляет В.п. существительного со значением объекта, то этот глагол переходный. Если после глаголов стоят существительные в других формах, а винительный падеж без предлога невозможен, то глагол непереходный, например: гулять по городу, прыгать в воду, расти около дома, сомневаться в правильности, радоваться удаче и др. Употребление таких глаголов с существительными в В.п. невозможно, например, по-русски нельзя сказать: гулять город, прыгать воду, расти дом, радоваться удачу.

    Внимание:

    Важно, что от переходных глаголов образуются формы страдательных причастий.

    §4. Возвратность

    Глаголы делятся на возвратные и невозвратные. Формальным показателем является формообразующий суффикс -ся (-сь), стоящий в конце слова. Если форма возвратного глагола имеет окончание, то суффикс -ся -сь следует за ним, например:

    одевал ся, одевалась, одевалось, одевались.

    Внимание:

    • суффикс -ся бывает после согласных, например: купался , купается ,
    • суффикс -сь - после гласных: купалась , купались .

    Значения возвратных глаголов может быть разным, например:

    • Умываться, одеваться, обуваться (действие субъекта направлено на себя),
    • встречаться, обниматься, целоваться (взаимные действия, направленные друг на друга: нельзя встречаться, обниматься, целоваться с собой),
    • удивляться, радоваться, сердиться (состояние субъекта),
    • ткань мнётся, собака кусается, кошка царапается (признак, характеризующий свойства субъекта),
    • смеркается - безличность.

    Запомните:

    Возвратные глаголы непереходные.

    §5. Спряжение

    Спряжение глагола - это характер изменения глагола в форме настоящего времени по лицам и числам. Спряжений два, отнесённость к одному из двух видов производится по набору окончаний. Это означает, что глаголы не изменяются по спряжениям, они относятся к ним. Спряжение, таким образом, постоянный морфологический признак глаголов.

    Образцы спряжений

    Внимание:

    Если окончания ударные, то определение спряжения не вызывает проблем. Не нужно ставить глаголы в неопределённую форму: окончания ясно слышны, поэтому вы не ошибётесь ни в написании, ни в разборе.
    Проблема может возникнуть лишь с глаголами, у которых окончания в безударном положении.

    Для того чтобы определить окончания или тип спряжения глаголов с безударными окончаниями, нужно поставить глагол в неопределённую форму. Если глагол на -ить , то это глагол 2 спряжения.
    Исключение : брить, стелить и устаревшее слово зиждиться . Также ко 2 спряжению относятся

    • 7 глаголов-исключений на -еть : вертеть, терпеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, и видеть, и смотреть ,
    • 4 глагола-исключения на -ать : гнать, держать, слышать, дышать .

    Остальные глаголы с безударными окончаниями относятся к 1-му спряжению.

    Внимание:

    Глаголы хотеть, бежать и чтить особенные. Их и все производные от них, например: побежать, добежать, перебежать, сбежать, пробежаться и т.п., относят к разноспрягаемым глаголам. Особенность глаголов этой группы в том, что в одних формах эти глаголы имеют окончания 1 спряжения, а в других - 2. Проспрягаем эти глаголы:

    хотеть - хочу, хочешь, хочет, хотим, хотите, хотят (в ед.ч. окончания 1 спр., во мн. - 2).
    бежать - бегу, бежишь, бежит, бежим, бежите, бегут (во всех формах, кроме 3 л. мн.ч., окончания 1 спр., в 3 л. мн.ч. - окончание 2 спр.)
    чтить - чту, чтишь, чтит, чтим, чтите, чтут (во всех формах, кроме 3 л. мн.ч., окончания 1 спр., в 3 л. мн.ч. - окончание 2 спр.)

    Внимание:

    Глаголы есть и дать не относятся ни к какому спряжению. У них особые наборы окончаний.

    Есть - ем, ешь, ест, едим, едите, едят,
    Дать - дам, дашь, даст, дадим, дадите, дадут.

    Так же изменяются глаголы, являющиеся производными от есть и дать, например: поесть , доесть , съесть , передать , подать и т.п.

    Знать спряжение глаголов нужно, поскольку это знание позволяет правильно писать личные окончания глаголов, а также суффиксы действительных и страдательных причастий настоящего времени. Умение определять спряжения глаголов нужно и при выполнении морфологического разбора.

    §6. Наклонение

    Наклонение - это изменяемый морфологический признак. Он выражает отношение действия к реальности. Наклонений в русском языке три:

    • изъявительное,
    • повелительное,
    • условное (также распространён термин "сослагательное").

    Изъявительное наклонение

    Глаголы в изъявительном наклонении выражают реально происходящие действия и изменяются по временам.

    Времён в русском языке три: настоящее, прошедшее и будущее. Формы настоящего и будущего времени могут совпадать. В настоящем и будущем времени глаголы спрягаются, т.е. изменяются по лицам и числам. Окончания, таким образом, служат не только показателем лица и числа, но и времени и наклонения. В прошедшем времени глаголы изменяются . Окончания служат показателями числа и рода, а формообразующий суффикс -л - показателем времени и наклонения.

    Повелительное наклонение

    Глаголы в повелительном наклонении выражают побуждение. Глаголы в повелительном наклонении имеют формы единственного и множественного числа 1, 2 и 3 лица. Примеры:

    • пойдём, пойдёмте, давай пойдём, давайте пойдём - формы 1 лица выражают побуждение к совместному действию;
    • иди, идите - формы 2 лица выражают побуждение к действию;
    • пусть (пускай) идёт , идут , да здравствует - побуждение относится к 3 лицу.

    Формы повелительного наклонения со словами давай , давайте , пусть , пускай , да называются аналитическими формами. Эти слова участвуют в образовании форм 1 и 3 лица и являются показателями повелительного наклонения вместе с глаголами, с которыми они употребляются.

    Условное наклонение

    Глаголы в условном наклонении могут выражать:

    • условие,
    • действие, возможное при каких-либо условиях.

    Если бы ты позвонил , мы бы встретилис ь. Если бы мы встретились , я бы вернула тебе книгу.

    Форма глаголов в условном наклонении такая же, как в прошедшем времени изъявительного наклонения*, но с частицей бы . Если форма выражена двумя словами, то считается аналитической. Значит, показателем условного наклонения является формообразующий суффикс -л и частица бы .

    * Мнения относительно формы глагола в условном наклонении различны. Одни авторы полагают, что это форма прошедшего времени, а другие считают ее омонимичной форме глагола в прошедшем времени.

    §7. Время

    Время - это изменяемый признак. Время, как и наклонение, глагольная категория. Они не свойственны другим частям речи.
    Время глагола выражает соотношение времени действия и момента речи. Формы времени различаются только в изъявительном наклонении. Времён три:

    • прошедшее,
    • настоящее,
    • будущее.

    Не у всех глаголов есть формы всех трёх времён. У глаголов совершенного вида нет формы настоящего времени.

    Реальное время и грамматическое время могут не совпадать. Например:

    Вчера он приходит и говорит : - Сегодня я пришёл вовремя

    (действие в прошедшем выражено формами настоящего времени).

    Будущее время может быть выражено аналитически, двумя словами: глаголом быть в нужной форме и глаголом несовершенного вида в неопределённой форме, например:

    У глаголов совершенного вида образуется только простое будущее время, например: уеду , напишешь , посмотрим.
    По-русски нельзя сказать: будешь написать, будем посмотреть. Это грубое нарушение морфологической нормы.

    §8. Лицо

    Лицо - это изменяемый признак у глаголов настоящего и будущего времени изъявительного наклонения и глаголов повелительного наклонения. Лицо обозначает производителя действия.
    Если действие совершается говорящим, то глагол ставится в форму 1 лица.
    Если действие совершается слушающим, то глагол ставится в форму 2 лица.
    Если действие совершается другими лицами, не участвующими в разговоре, то глагол ставится в форму 3 лица.

    Я люблю апельсины. (1 л., ед.ч.)
    Мы любим апельсины. (1 л., мн.ч.)

    Ты любишь апельсины. (2 л., ед.ч.)
    Вы любите апельсины. (2 л., мн.ч.)

    Он любит апельсины. (3 л., ед.ч.)
    Они любят апельсины. (3 л., мн.ч.)

    В русском языке возможны глаголы, обозначающие действие, у которого нет производителя. Такие глаголы называются безличными.

    Безличные глаголы

    Безличные глаголы обозначают состояние природы или человека, которое не зависит от их воли. Поэтому и природа, и человек не рассматриваются как производители действия.

    Темнеет.
    Смеркалось.
    Меня тошнит.
    Мне нездоровится.

    Формы глагола в безличной форме не могут быть сказуемым в двусоставном предложении. Они являются главными членами односоставных безличных предложений.

    §9. Род

    Род - это изменяемый морфологический признак глагола. Глаголы имеют формы рода в ед.ч. прош. времени изъявительного наклонения и формы ед.ч. условного наклонения.

    Урок прошёл , лекция прошла , собеседование прошло , встречи прошли (в прош. времени изъявит. накл. род различается только в ед.ч.).
    Если бы урок прошёл (лекция прошла , собеседование прошло) , мы бы ушли домой (в усл. накл. род различается только в ед.ч.).

    §10. Число

    Число - морфологический признак, свойственный всем глагольным формам, кроме неопределённой формы глагола и деепричастия.

    Формы глагола

    Проба сил

    Проверьте, как вы поняли содержание этой главы.

    Итоговый тест

    1. Верно ли считать, что глагол - это знаменательная часть речи?

    2. Какие морфологические признаки объединяют все глагольные формы?

      • Непостоянные (изменяемые) признаки
    3. Глаголов какого вида больше среди русских производных глаголов?

    4. Формы какого времени нет у глаголов СВ?

      • Настоящего
      • Прошедшего
      • Будущего
    5. Могут ли непереходные глаголы управлять существительными в В.п.?

    6. Верно ли считать, что переходные глаголы невозвратные?

    7. Как называются глаголы, имеющие в одних формах окончания 1-го спряжения, а в других - 2-го?

      • Безличные
      • Переходные
      • Разноспрягаемые
    8. Как изменяются глаголы в настоящем времени?

      • По лицам и числам
      • По числам и родам
    9. Могут ли безличные глаголы быть сказуемым в двусоставных предложениях?

    10. Является ли время постоянным (неизменяемым) признаком глагола?

    11. Как изменяются глаголы в прошедшем времени?

      • По лицам и числам
      • По числам и в единственном числе по родам
    12. Являются ли однокоренные глаголы с разными приставками и разным значением видовой парой: переписать - дописать ?

    Правильные ответы:

    1. Постоянные (неизменяемые) признаки
    2. Настоящего
    3. Разноспрягаемые
    4. По лицам и числам
    5. По числам и в единственном числе по родам

    Вконтакте