Болезни Военный билет Призыв

Где жил и правил князь олег. История России. Олег Вещий. Встреча с мудрецом и смерть

Удобная навигация по статье:

Краткая биография и характеристика правления князя Олега

Князь Олег один из наиболее выдающихся правителей Древней Руси, который объединил под своей властью Киев и Новгород, подписал торговые соглашения с Византией и сделал еще немало дел в деле становления российской государственности. Проект FOX-calculator рад представить вам краткую биографию и описание основных вех деятельности этого выдающегося исторического деятеля!

Примерно в 879 году, оставив малого сына Игоря княжить славянскими землями, скончался первый . Так как Игорь был в малолетнем возрасте правление на себя взял Олег, являвшийся позже князем новгородским и первым великим киевским князем. Желая расширить славянские территории князь собрал довольно мощную дружину в которую входили представители финских племён, ильменские славяне и кривичи. После этого князь выдвинул войско на юг, присоединив города Любеч и Смоленск. Но в планах молодого правителя было более масштабное действо. Отдав власть верным людям из дружины в завоёванных городах, Олег выдвинулся на Киев. Данный военный поход увенчался успехом. Так, уже в 882 году воинствующему князю удалось захватить город и убить его правителей Аскольда и Дира. Так Олег взошёл на великий киевский престол и этот же год историки считают фактической датой формирования государства Киевская Русь.

Правление князя Олега в городе началось с возведения множества защитных сооружений и укрепления городских стен. Кроме того, князь укреплял границы славянских земель, возводя на них «заставы», представляющие собой небольшие крепости с живущими там дружинниками. С 883 по 885 годы князю Олегу удаётся совершить ряд успешных военных походов в результате которых он смог подчинить славянские племена, которые были расселены по берегам Днепра, Днестра, Сожа и Буга. После побед великий князь отдавал приказ о возведении на захваченных территориях новых городов. Покорённые племена обязывались выплачивать ему дань. Собственно, как и у всех последующих князей, у Олега вся внутренняя политика сводилась к сбору подати и укреплению границ.

Очень успешна была и внешняя политика князя Олега. Самым важным его военным походом считается поход 907 года на Византию. Для этой военной операции князем было собрано огромное мощное войско, которое насчитывало по некоторым сведениям более 80 тысяч человек. Несмотря на стратегию и оборону, Византия была захвачена, а её пригороды сожжены и разграблены. Результатом византийского похода князя Олега была богатая дань и льготы для торговли русских купцов. Спустя пять лет между Киевской Русью и Византией был подписан мирный договор. После данного похода князь Олег получил за свою проницательность и стратегию имя Вещий, то есть чародей.

Умер первый киевский князь в 912 году, а его кончина окутана легендами. Согласно самой известной из них, Олег был укушен змеёй.

Любопытный факт! Острый ум и выдающееся проницательность принесла князю Олега прозвище “вещий”.

Основные хронологические даты времени правления князя Олега Вещего:

882 год Убийство Аскольда и Дира. Объединение Новгорода и Киева под своей властью. Покорил многие славянские племена и объединил их под своей властью. Провозгласил Киев “матерью городов русских”
907 год Победоносный поход русский войск на Царьград (современный Стамбул). Вошел в историю тем, что прибил щит на ворота Царьграда.
911 год Выгодные для Руси торговые соглашения с Византийским государством

Вещий Олег (т. е. знающий будущее) (умер в 912 г.), — великий древнерусский князь, что пришёл к власти сразу после легендарного Рюрика — первого правителя Руси. Именно Вещему Олегу принадлежит заслуга образования Древнерусского государства – Киевская Русь, с центром в Киеве. Прозвище Олега — «вещий» — относилось исключительно к его склонности к волхвованию. Другими словами, князь Олег как верховный правитель и предводитель дружины одновременно выполнял еще и функции жреца, волхва, кудесника, чародея. По преданиям, Вещий Олег умер от укуса змеи; этот факт лег в основу ряда песен, легенд и преданий.

В древнерусских летописях говориться, что, умирая, первый правитель Руси Рюрик передал власть родственнику своему Олегу Вещему, так как сын Рюрика, Игорь, бал мал годами. Сей опекун Игорев скоро прославился своей отважностью, победами, благоразумием и любовью подданных. Он успешно правил 33 года. За это время он покняжил в Новгороде, занял Любеч и Смоленск, сделал Киев столицей своего государства, покорил и обложил данью ряд восточнославянских племен, совершил удачный поход на Византию и заключил с ней выгодные торговые договоры.

Подвиги Вещего Олега начались с того, что в 882 г. он совершил поход в землю кривичей и захватил их центр Смоленск. Затем, спустившись вниз по Днепру, взял Любеч, обманув и убив правивших в Киеве варяжских князей Аскольда и Дира. Олег захватил город, где и утвердился, став новгородским и киевским князем. Это событие, относимое летописью к 882 году, традиционно считается датой образования Древнерусского государства – Киевской Руси, с центром в Киеве.

В 907г. киевский князь Олег Вещий привел (морем и берегом) к столице Византии многочисленное войско, в состав которого, кроме киевской дружины, вошли отряды воинов из зависимых от Киева славянских союзов племенных княжеств и наемники — варяги. В результате похода были опустошены окрестности Константинополя и в 911 г. заключен выгодный для Руси мирный договор. Согласно договору, русские, приезжающие в Византию с торговыми целями, имели привилегированное положение.

В знаменитом договоре Олега Вещего с греками 912 года, заключенном после блистательной осады Царьграда и капитуляции византийцев, нет ни слова о князе Игоре (877-945) — номинальном властителе Киевской Руси, опекуном которого был Олег. То, что Олег Вещий — первый подлинный строитель Русской державы, прекрасно осознавали во все времена. Он расширил ее пределы, утвердил власть новой династии в Киеве, отстоял легитимность Рюрикова престолонаследника, нанес первый смертельный удар по всевластию Хазарского каганата. До появления на берегах Днепра Олега Вещего и его дружины «неразумные хазары» безнаказанно собирали дань с соседних славянских племен. Несколько веков сосали они русскую кровь, а под конец попытались даже навязать и совершенно чуждую русскому народу идеологию-исповедуемый хазарами иудаизм.

Один из самых больших пробелов «Повести временных лет» падает на годы княжения Олега Вещего. Из 33 лет его княжения поздние редакторы полностью вычеркнули из летописей записи, касающиеся 21 (!) года. Как будто в эти годы ничего не происходило. Происходило — да еще как! Только вот Олеговым престолонаследникам что-то не понравилось в его деяниях или родословной. С 885 года (покорение радимичей и начало похода против хазар, о чем первоначального текста не сохранилось) и по 907 год (первый поход на Царьград) в летописи зафиксированы всего лишь три события, относящиеся собственно к истории Руси.

Какие же чисто русские реалии остались в летописи? Первая — прохождение в 898 году мимо Киева мигрирующих угров (венгров). Вторая — знакомство Игоря со своей будущей женой — Ольгой. Согласно Нестору, сие случилось в 903 году. Звали будущую русскую святую Прекраса. Но Олег Вещий по какой-то неясной до конца причине переименовал ее и назвал в соответствии со своим собственным именем — Ольгой (в «Повести временных лет» она поименована еще и Вольгой). Такая смена имени скорее всего была обусловлена тем, что будущая княгиня Ольга была родной дочерью Олега Вещего и он не хотел, чтобы данный факт был предан широкой огласке. Так же известно, что Ольга — внучка Гостомысла (того самого, кто пригласил Рюрика править Русью) и родилась от его старшей дочери где-то под Изборском.

Олег Вещий, которому Рюрик перед смертью передал на руки и поручил воспитание малолетнего наследника Игоря, был родственником («от рода ему суща») основоположника династии. Родственником можно быть и по линии жены. Таким образом, и линия новгородского старейшины Гостомысла — главного инициатора приглашения в правители Рюрика — не прерывалась.

В таком случае вновь встает вопрос о степени родства и правах наследования власти между Гостомыслом и Олегом Вещим — одним из самых выдающихся деятелей начальной русской истории. Если Ольга — Гостомыслова внучка от его старшей дочери, то неизбежно выходит: муж этой дочери и есть Вещий Олег, чья фигура сравнима с любым из князей Рюриковичей. Отсюда и его законные права на княжение. Именно данный факт старательно изымался из летописей последующими цензорами, дабы у новгородцев не возник соблазн заявить о своих правах на приоритет в верховной власти.

Наконец, третье событие, воистину эпохальное, появление письменности на Руси. Имена солунских братьев — Кирилла и Мефодия, создателей славянской письменности, появляются в «Повести временных лет» также под 898 годом. Князю Олегу Вещему мы обязаны не только утверждением авторитета державы, но и величайшим деянием, значение которого сравнимо разве что со свершившимся спустя 90 лет принятием христианства. Это деяние — утверждение грамотности на Руси, реформа письменности, принятие азбуки на основе кириллического алфавита, коим мы пользуемся и по сей день.

Само создание славянской письменности совпало с появлением на Ладоге и в Новгороде Рюрика с братьями. Разница же — не во времени, а в пространстве: русские варяги объявились на северо-западе, а византийски грек Кирилл (в миру Константин) начал свою миссионерскую деятельность на юге. Ориентировочно в 860-861 годах он отправился проповедовать в Хазарский каганат, под властью которого в то время находилось большинство русских племен, а по окончании миссии удалился в малоазийский монастырь, где и разработал славянскую азбуку. Произошло это, скорее всего, в том же самом 862 году, когда в русской летописи зафиксировано пресловутое призвание князей. 862 год не может подвергаться сомнению, ибо именно тогда Кирилл и Мефодий отправились в Моравию, уже имея на руках разработанную азбуку.

В дальнейшем славянская письменность распространилась на Болгарию, Сербию и Русь. На это ушло почти четверть века. Какими путями и темпами это происходило на Руси — остается только догадываться. Но для повсеместного утверждения новой письменности одного «самотека», разумеется, было недостаточно. Требовалось государственное решение и воля авторитетного правителя. По счастью, такой правитель на Руси к тому времени уже был, и воли ему было не занимать. А потому отдадим должное князю Олегу Вещему за его воистину вещее решение.

Суровый и непреклонный волхв, облеченный властью, он, надо полагать, весьма нетерпимо относился к христианским миссионерам. Олег Вещий взял у них азбуку, но не принял учения. Как вообще относились в те времена к христианским проповедникам славяне-язычники, хорошо известно из западноевропейских хроник. Балтийские славяне до обращения их в христианство расправлялись с католическими миссионерами жесточайшим способом. Не приходится сомневаться, что борьба не на жизнь, а на смерть происходила и на территории Руси. Возможно, не последнюю роль играл в этом и князь-жрец Олег.

После его смерти процесс дальнейшего формирования державы Рюриковичей сделался уже необратимым. Его заслуги в этом деле неоспоримы. Думается, лучше всего о них сказал Карамзин: «Мудростью Правителя цветут государства образованные; но только сильная рука Героя основывает великие Империи и служит им надежною опорою в их опасной новости. Древняя Россия славится не одним Героем: никто из них не мог сравняться с Олегом Вещим в завоеваниях, которые утвердили ее бытие могущественное».

Так склоним же голову в знак неоплатной признательности перед великим сыном земли Русской — Вещим Олегом: одиннадцать веков назад князь-язычник и воитель-жрец сумел подняться над собственной религиозно-идеологической ограниченностью во имя культуры, просвещения и великого будущего народов России, которое стало уже неизбежным после обретения ими одного из своих главных священных сокровищ — славянской письменности и русской азбуки.

Олег, он же Вещий Олег (др.-рус. Ольгъ, Ѡльгъ). Умер ок. 912 года. Князь новгородский с 879 года и великий князь киевский с 882 года.

В летописях излагаются две версии биографии Олега: традиционная в «Повести временных лет» (ПВЛ), и по Новгородской Первой летописи. Новгородская летопись сохранила фрагменты более раннего летописного свода (на котором основывается и ПВЛ), однако содержит неточности в хронологии по событиям X века.

Согласно ПВЛ, Олег был родичем (соплеменником) Рюрика. В. Н. Татищев со ссылкой на Иоакимовскую летопись считает его шурином - братом жены Рюрика, которую называет Ефандой. Точное происхождение Олега в ПВЛ не указывается. Существует гипотеза о том, что Олег - это Одд Орвар (Стрела), герой нескольких норвежско-исландских саг.

После смерти основателя княжеской династии Рюрика в 879 году, Олег стал княжить в Новгороде как опекун малолетнего сына Рюрика Игоря.

Согласно ПВЛ, в 882 году Олег, взяв с собой много воинов: варягов, чудь, словен, мерю, весь, кривичей, - взял города Смоленск и Любеч и посадил там мужей своих. Далее по Днепру спустился к Киеву, где княжили соплеменники Рюрика, варяги Аскольд и Дир. Олег отправил к ним посла со словами: «Купцы мы, едем в греки от Олега и от Игоря княжича, да приходите к роду своему и к нам» .

Когда Аскольд и Дир вышли из города, Олег объявил им: «Вы нє́ста кнѧзѧ́ ни ро́ду кнѧ́жѧ · но азъ єсмь ро́ду кнѧ́жѧ» и предъявил наследника Рюрика, малолетнего Игоря, после чего Аскольд и Дир были убиты.

Никоновская летопись, компиляция различных источников XVI века, приводит более подробный рассказ об этом захвате. Олег высадил часть своей дружины на берег, обговорив тайный план действий. Сам, сказавшись больным, остался в ладье и послал к Аскольду и Диру извещение, что везёт много бисера и украшений, а также имеет важный разговор к князьям. Когда те взошли на ладью, Олег сказал им: «Азъ єсмь Оль́гъ кнѧзь · а сє єсть Рю́риков И́горь кнѧ́жичь» - и тут же убил Аскольда и Дира.

Расположение Киева показалось Олегу весьма удобным, и он перебрался туда с дружиной , объявив: «Да будет это мать городов русских» . Тем самым он объединил северный и южный центры восточных славян. По этой причине именно Олега, а не Рюрика иногда считают основателем Древнерусского государства.

Вокняжившись в Киеве, Олег установил для Новгорода дань варягам в 300 гривен: «и ѹста́ви варѧ́гомъ дань даꙗ́ти · Ѿ Но́ваго̀рода т҃ гривенъ на лѣто · мира дѣлѧ єже до смерти Ꙗрославлѧ даꙗшє варѧгомъ».

Следующие 25 лет Олег был занят расширением подвластной территории. Он подчинил Киеву древлян (883), северян (884), радимичей (885). Два последних племенных союза были данниками хазар. Повесть временных лет оставила текст обращения Олега к северянам: «Я враг хазарам, поэтому и вам незачем платить им дань». К радимичам: «Кому дань даёте?». Те ответили: «хазарам». И говорит Олег: «Не давайте хазарам, но мне давайте». «И владел Олег деревлянами, полянами, радимичами, а с - уличами и тиверцами имъяше рать».

898 годом Повесть временных лет датирует появление под Киевом венгров в ходе их миграции на запад, фактически произошедшее несколькими годами ранее.

В 907 году, снарядив 2000 ладей по 40 воинов в каждой (ПВЛ), Олег выступил в поход на Царьград. Византийский император Лев VI Философ приказал закрыть ворота города и загородить цепями гавань, предоставив таким образом варягам возможность грабить и разорять пригороды Константинополя. Однако Олег пошёл на необычный штурм: «И повелел Олег своим воинам сделать колёса и поставить на колёса корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу» .

Испуганные греки предложили Олегу мир и дань. Согласно договору, Олег получил по 12 гривен за каждую уключину, и Византия обещала платить дань на русские города. В знак победы Олег прибил свой щит к вратам Царьграда. Главным результатом похода стал торговый договор о беспошлинной торговле Руси в Византии.

Многие историки считают этот поход легендой. О нём нет упоминаний у византийских авторов, достаточно подробно описавших подобные походы в 860 и 941. Есть сомнения и в отношении договора 907 года, текст которого представляет собой почти дословную компиляцию договоров 911 и 944 гг. Возможно, поход всё же был, но без осады Царьграда. ПВЛ в описании похода Игоря Рюриковича в 944 году передаёт «слова византийского царя» к князю Игорю: «Не ходи, но возьми дань, какую брал Олег, прибавлю и ещё к той дани».

В 911 году Олег отправил в Константинополь посольство, которое подтвердило «многолетний» мир и заключило новый договор. По сравнению с договором 907 года из него исчезает упоминание о беспошлинной торговле. Олег именуется в договоре «великим князем русским». В подлинности соглашения 911 года сомнений не возникает: она подкрепляется как лингвистическим анализом, так и упоминанием в византийских источниках.

Осенью 912 года, как сообщает Повесть временных лет, князь Олег погиб от укуса змеи.

Обстоятельства смерти Вещего Олега противоречивы. «Повесть временных лет» сообщает, что смерти Олега предшествовало небесное знамение - появление «звезды великой на западе копейным образом». По киевской версии, отражённой в «Повести временных лет», его могила находится в Киеве на горе Щековице. Новгородская первая летопись помещает его могилу в Ладоге, но в то же время говорит, что он ушёл «за море».

В обоих вариантах присутствует легенда о смерти от змеиного укуса. По преданию, волхвы предсказали князю, что он умрёт от своего любимого коня. Олег приказал увести коня и вспомнил о предсказании только через четыре года, когда конь уже давно умер. Олег посмеялся над волхвами и захотел посмотреть на кости коня, встал ногой на череп и сказал: «Его ли мне бояться?» Однако в черепе коня жила ядовитая змея, смертельно ужалившая князя.

Эта легенда находит параллели в исландской саге о викинге Орваре Одде, который также был смертельно ужален на могиле любимого коня. Неизвестно, стала ли сага поводом для создания древнерусской легенды об Олеге или, напротив, обстоятельства гибели Олега послужили материалом для саги.

Однако если Олег является исторической личностью, то Орвар Одд - герой приключенческой саги, созданной на основе устных преданий не ранее XIII века. Колдунья предсказала 12-летнему Одду смерть от его коня. Чтобы не дать свершиться предсказанию, Одд с другом убили коня, бросили в яму, а труп завалили камнями. Вот как погиб Орвар Одд спустя годы: И когда они быстро шли, ударился Одд ногой и нагнулся. «Что это было, обо что я ударился ногой?» Он дотронулся острием копья, и увидели все, что это был череп коня, и тотчас из него взвилась змея, бросилась на Одда и ужалила его в ногу повыше лодыжки. Яд сразу подействовал, распухла вся нога и бедро. От этого укуса так ослабел Одд, что им пришлось помогать ему идти к берегу, и когда он пришёл туда, сказал он: «Вам следует теперь поехать и вырубить мне каменный гроб, а кто-то пусть останется здесь сидеть подле меня и запишет тот рассказ, который я сложу о деяниях своих и жизни». После этого принялся он слагать рассказ, а они стали записывать на дощечке, и как шёл путь Одда, так шёл рассказ [следует виса]. И после этого умирает Одд.

Некоторое время было принято отождествлять Олега с былинным богатырём Вольгой Святославичем.

Г. Ловмянский доказывал, что утвердившееся в научной литературе мнение о первоначальном правлении Олега в Новгороде сомнительно. По версии Г. Ловмянского, Олег был смоленским князем, а его связь с Рюриком - поздняя летописная комбинация. А. Лебедев высказал догадку, что родственником Рюрика мог быть представитель местных нобилей. Факт возложения Олегом дани на Новгород Киеву и варягам может свидетельствовать против версии о новгородском княжении Олега.

Дата смерти Олега, как и все летописные даты русской истории до конца X века, носит условный характер. Историк А. А. Шахматов отметил, что 912 год является также годом смерти византийского императора Льва VI - антагониста Олега. Возможно летописец, знавший, что Олег и Лев были современниками, приурочил окончание их правлений к одной и той же дате. Аналогичное подозрительное совпадение - 945 - и между датами смерти Игоря и свержения с престола его современника, византийского императора Романа I. Учитывая к тому же, что новгородская традиция относит смерть Олега к 922 году, дата 912 становится ещё более сомнительной. Продолжительность княжения Олега и Игоря составляет по 33 года, что вызывает подозрение в былинном источнике этих сведений.

Польский историк XVIII века Х. Ф. Фризе выдвигал версию, что у Вещего Олега был сын, Олег Моравский, который после смерти отца был вынужден покинуть Русь в результате борьбы с князем Игорем. Родственник Рюриковичей Олег Моравский стал последним князем Моравии в 940 году, согласно сочинениям польских и чешских писателей XVI-XVII века, однако его родственная связь с Вещим Олегом является лишь предположением Фризе.

Русское произношение имени Олег возникло, вероятно, от скандинавского имени Helge, что означало изначально (на протошведском - Hailaga) «святой», «обладающий даром исцеления». Из саг известны несколько носителей имени Helgi, время жизни которых датируют VI-IX веками. В сагах также встречаются близкие по звучанию имена Ole, Oleif, Ofeig. Саксон Грамматик называет имена Ole, Oleif, Ofeig, но их этническая принадлежность остаётся неясной.

Среди историков, не поддерживающих норманскую теорию, предпринимались попытки оспорить скандинавскую этимологию имени Олега и связать его с исконно славянскими, тюркскими или иранскими формами. Некоторые исследователи также отмечают, что, учитывая факт написания «Повести временных лет» в XI веке христианскими монахами, прозвище «Вещий» не может считаться аутентичным. Современные историки видят в нём христианские мотивы или даже христианскую пропаганду. Так, в частности, российский историк и археолог В. Я. Петрухин считает, что прозвище «Вещий» и легенда о гибели князя Олега были внесены монахами в летопись с целью показать невозможность языческого предвидения будущего.

Вещий Олег (документальный фильм)

Образ Вещего Олега в искусстве

В драматургии:

Львова А. Д. драматическая панорама в 5 действиях и 14 картинах «Князь Олег Вещий» (премьера 16 сентября 1904 на сцене Народного Дома Николая II), музыка Н. И. Привалова с участием хора гусляров О. У. Смоленского.

В литературе летописный рассказ о смерти Олега положен в основу литературных произведений:

Пушкин А. С. «Песнь о вещем Олеге»;
Высоцкий В. С. «Песня о вещем Олеге»;
Рылеев К. Ф. Думы. Глава I. Олег Вещий. 1825;
Васильев Б. Л. «Вещий Олег»;
Панус О. Ю. «Щиты на вратах».

В кино:

Легенда о княгине Ольге (1983; СССР) режиссёр Юрий Ильенко, в роли Олега Николай Олялин;
Покорение / Honfoglalás (1996; Венгрия), режиссёр Габор Кольтаи, в роли Олега Ласло Хельей;
Сага о викингах / A Viking Saga (2008; Дания, США) режиссёр Микаэль Моуяль, в роли Олега Саймон Брээджер (в детстве), Кен Ведсегор (в молодости);
Вещий Олег. Обретённая быль (2015; Россия) - документальный фильм Михаила Задорнова о Вещем Олеге.

Вещий Олег. Обретённая быль

История - интереснейшая наука, которая хранит сведения о жизни человечества, легендарных событиях и личностях, оказавших влияние на ход исторических событий на Земле. Особенно эти знания важны сейчас, когда происходят события негативного порядка в таких странах, как бывшая Югославия или сегодняшняя Украина. А ведь еще Вещим Олегом Киев был назначен «матерью городов русских»! Сегодня не все знают, прозвали. Может быть, он был предсказателем?

«Повесть временных лет»

Личность Олега появилась в летописях историков, когда описывались события, связанные со смертью новгородского князя Рюрика. Умирая, Рюрик передал ему под опеку своего малолетнего сына Игоря. В 879 году и Новгород, и сын Игорь стали заботой Олега, которого историки считают родственником жены Рюрика. Современные исследователи настаивают на том, что Олег был всего лишь талантливым воином, ставшим воеводой и приближенным человеком новгородского князя. Кем бы ни был Олег - он стал регентом при Игоре, князем Новгорода и Киева, личностью, стоявшей у власти в период создания единой Руси. в своей «Повести…» описывает деятельность князя и указывает на то, почему Олег Вещий.

Поход на Киев

Став регентом и князем новгородским, Олег через три года задумал расширять территорию княжества и отправился в поход на Смоленск. Собрав огромное войско, в 882 году он идет в южном направлении и захватывает этот город. За Смоленском последовал Любеч. В этих городах он поставил своих наместников с достаточным количеством воинов и двинулся дальше по Днепру. На его пути стоял Киев. В это время правление осуществляли Аскольд и Дир. Князь Олег обладал достоинством опытного военного стратега и хитрого умного человека. Оказавшись у Киевских гор, он спрятал свою дружину и показался только с Игорем на руках. Убедив в том, что это визит вежливости по пути в Греки, выманил их из города. Воины расправились с правителями, а Киевом овладел князь Олег.

Почему - Вещий? Этим именем стали его называть только после византийского похода, в 907 году. А пока он стал князем Киевским и объявил этот город «матерью городов русских». С тех пор Олег проводил политику объединения славян, расширял границы земель, освобождал от дани, которая платилась племенам кочевников.

Поход в Византию

Если обратиться к толковому словарю, то можно убедиться в том, что имя Вещий означает не только «предсказатель», но и «рассудительный человек». Таким и был князь Олег. Именно в походе на Византию в 907 году Вещий Олег и проявил свою смекалку. Задумав поход, он собрал огромное войско, не только на конях, а и на кораблях. Это были всякие народы: и варяги, и чуди, и кривичи, и словены, и многие другие, которых греки именовали «Великой Скифью». Князь Игорь оставался править Киевом, а Олег отправился в поход. Именно после похода становится понятно, почему Олега «Вещим» прозвали. Желание расширения границ русских, установления торговых отношений с другими странами толкало Олега в поход на Византию, куда он и отправился в 907 году.

Боевые действия

Придя к Царьграду (Константинополю) с войском и кораблями, которых было две тысячи, Олег высадился на берег. Это пришлось сделать, потому что город со стороны моря был защищен цепями, которыми запирался залив и корабли их преодолеть не могли. Сойдя на берег, князь Олег принялся воевать вокруг Царьграда: убил много людей, поджигал дома и церкви, сделал много злого. Но город не сдавался. И тогда Олег придумал хитрость: приказал поставить свои корабли на колеса. Когда подул попутный ветер - были раскрыты паруса и корабли пошли по направлению к Царьграду. Поняли греки, что пора посылать послов и договариваться о дани. Обещали они Олегу отдать все, что он пожелает. Поднесли ему разных яств и вина, которые князь не принял, опасаясь, что все это отравлено - и не ошибся. Этот факт также указывает на то, почему Олега «Вещим» прозвали: предусмотрительность спасла ему жизнь.

Меч на вратах Царьграда

И обложил Вещий Олег греков данью. Приказал заплатить по 12 гривен на каждого воина в кораблях: а их было по сорока человек. А кораблей - две тысячи. Приказал дать дани и для городов: для Киева, Чернигова, Любеча, Ростова, Полоцка, Переяславля и еще для других мест, над которыми властвовал Олег. Греки были согласны на все условия ради сохранения мира на своей земле. Чтобы утвердить мир, они дали друг другу клятву: греческие цари целовали крест и обещали платить дань. А князь Олег и его мужи клялись своим оружием и богами: русичи были язычниками. Они обещали, что не будут воевать, и заключили мир. В знак победы над греками Олег повесил свой щит на воротах города и только после этого отправился обратно. Возвращался Олег в Киев с огромными богатствами, и прозвали его после этого - «Вещим». Так впервые был подписан мирный договор между двумя странами — Русью и Византией, завязались отношения: они позволяли вести беспошлинную торговлю. Но однажды совершил роковую ошибку и Олег Вещий: события его смерти говорят об этом.

Предсказание волхвов

Обратился Олег Вещий к волхвам с вопросом о своей смерти: отчего предстоит ему умереть? Те предсказывали гибель от его любимого коня. И тогда приказал Вещий Олег поставить коня, кормить, но никогда не приводить к нему. Поклялся никогда не садиться на него. Так продолжалось несколько лет. Олег ходил в походы, княжил в Киеве, заключая мир со многими странами. С тех пор прошло четыре лета, наступило пятое, 912 года. Князь воротился из похода от Царьграда и вспомнил о своем любимом коне. Позвав конюха, он учинил допрос о состоянии его здоровья. На что получил ответ: конь умер. И тому - три года. Олег сделал вывод, что обманывают волхвы в своих предсказаниях: конь уже умер, а князь - жив! Почему Олег Вещий не поверил им и решил увидеть останки коня? Это никому не известно. Захотел Олег увидеть кости его и отправился на то место, где лежат они. Увидев череп коня, он наступил на него со словами: "От сего ли черепа смерть мне принять?"

Из черепа появилась змея и ужалила Вещего Олега в ногу. После этого он заболел и вскоре умер. Сбылось предсказание о том, как умрет князь Олег Вещий, биография которого описана в летописях Нестора, где и приведена эта легенда.

Годы княжества

Великий князь Киевский и Новгородский Вещий Олег получил известность в 879 году и умер в 912. Годы его княжения не остались незамеченными: в этот период произошло объединение славянских племен, был организован единый центр - Киев. Значительно расширились границы Руси, установились добрососедские отношения с Византией. Почему Олега «Вещим» прозвали? За его ум, прозорливость, за умение выбирать правильную стратегию и грамотно вести внешнюю политику.

Дата рождения князя Олега неизвестна, вероятно, он был немного младше Рюрика. По легендам он родился в Западной Норвегии, очевидно в богатой семье бондов, и был назван Оддом, затем получил прозвище Орвар - "Стрела". Его сестра Ефанда впоследствии вышла замуж за правителя варягов Рюрика (или же он сам был женат на дочери Рюрика). Благодаря этому Олег стал его главным полководцем. Прибыл с Рюриком в Ладогу и Приильменье между 858 и 862 годами.

После смерти Рюрика в 879 году Олег стал единоличным князем Новгородской Руси. Рюрик не ошибся в своем выборе, когда на смертном одре завещал именно Олегу своего сына и новгородский стол. Олег стал настоящим отцом для княжича, воспитав Игоря мужественным, закаленным, образованным по тем временам человеком.

Со всей ответственностью отнесся Олег и к титулу князя, пожалованному ему другом. Главной целью правителей тех времен было приумножение богатства княжеского и расширение границ подвластной им территории путем присоединения новых земель, подчинения других племен и сбора дани.

Встав во главе Новгородского княжества, Олег смело приступил к захвату всех днепровских земель. Его главной целью было установление полного контроля над водным торговым путем в Восточную Византию и завоевание Киевского княжества.
Многие князья желали тогда управлять этим большим княжеством, ставшим к концу IX века центром русской торговли и главным оплотом Руси в сдерживании набегов печенежских орд. Было совершенно ясно, что тот, кто правил Киевом, управлял всей русской торговлей.

Князь Олег собрал большое войско варягов и в 882 году - взял город Смоленск и Любеч, посадил там мужей своих. Далее по Днепру в ладьях спустился к Киеву, где княжили два боярина, не племени Рюрика, но варяги Аскольд и Дир. В поход он взял с собой и юного княжича Игоря. Власть в Киеве Олег захватил хитростью. По свидетельству летописца, Олег попросил встречи у тогдашних правителей Киева, Аскольда и Дира, остановившись у стен города якобы по пути на юг. Когда же князья, ничего не подозревая, подошли к новгородским ладьям, Олег, как гласит предание, показал им на Игоря и воскликнул: «Вы не князья, не роду княжеского. Вот сын Рюрика!». После этих слов он убил Аскольда и Дира, а выскочившие из лодок дружинники Олега расправились с воинами, сопровождавшими киевских правителей. Никто из киевлян не осмелился выступить против Олега и его войска. Более того, многие племена, жившие по берегам Днепра, добровольно подчинились власти киевского князя. Набеги печенегов разоряли славян, и они искали защиты у правителей, соглашаясь платить им за это дань.

Совсем скоро Киевская земля закрыла собой все южные границы страны. Но Олег не успокаивался, продолжая подчинять себе и другие племена, более удаленные от главного речного пути. Действовать приходилось силой, так как славяне, не участвовавшие в торговом обороте, не видели смысла в присоединении к Киевскому княжеству и тем более не желали платить дань. Много трудных походов пришлось совершить князю Олегу со своей дружиной, прежде чем ему удалось закончить политическое объединение восточных славян. Расположение Киева казалось Олегу весьма удобным, и он перебрался туда с дружиной, объявив: «Да будет это мать городов русских».

При соединении двух союзов - Северного и Южного - с крупными княжествами в центре - Новгородским и Киевским - на Руси появилась новая политическая форма - Киевское Великое Княжество, ставшее по сути первым русским государством.

Следующие 25 лет Олег был занят расширением своей державы. Он подчинил Киеву древлян, северян, радимичей и других более мелких. Многие, из которых были данниками хазар. До нас дошел текст обращения Олега к северянам: «Я враг хазарам, поэтому и вам незачем платить им дань». К радимичам: «Кому дань даёте?». Те отвечали: «Козарам». И говорит Олег: «Не давайте Козаромъ, но мне давайте». «И владел Олег деревлянами, полянами, радимичами, а с - уличами и тиверцами имъяше рать». К началу X века большинство племен восточных славян было под началом киевского князя.

Если Рюрик уже сделал шаг вперед на юг по восточному пути, перейдя из Ладоги в Новгород, то его преемник Олег двинулся гораздо далее и дошел до конца пути. В летописях того времени уже редко встречаются наименования племен, их заменили названия городов и областей. Подчиненные городовые области князь Олег отдавал в управление посадников, которые имели свои вооруженные дружины и тоже назывались князьями.

Как свидетельствуют летописи, о богатстве Византии в то время ходило много легенд. Так, в 907 году князь Олег совершил военный поход на Константинополь, в столицу Византии. Его войско плыло на 2000 ладей по 40 воинов в каждой, а по берегу шла еще и конница. Византийский император приказал закрыть ворота города и загородить цепями гавань, предоставив варягам возможность грабить и разорять пригороды Константинополя. В летописи рассказывается о крайней жестокости русских воинов, с которой те истязали мирных жителей и топили их в море еще живых. Но не удовлетворившись мелким грабежом Олег пошёл на необычный штурм города: «И повелел Олег своим воинам сделать колёса и поставить на колёса корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу». Греки запершись в городе, за высокими стенами, молили о пощаде и на переговорах предложили князю Олегу заключить мир и согласились платить дань по 12 гривен серебра на человека. В знак победы Олег прибил свой щит к вратам Царьграда. В результате появился первый мирный договор русских с греками о беспошлинной торговле Руси в Византии, составленный юридически грамотно и обоснованно, даже судя по сегодняшним нормам международного права. По договору Олега с греками русские купцы не платили никакой пошлины. При меновой торговле они обменивали меха, воск, челядь на вина, овощи, шелковые ткани, золото. По истечении торгового срока, обозначенного договором, Русь получала за счет греческой стороны продовольствие на дорогу, а также судовые снасти. Кроме торговли Греки с удовольствием нанимали русских воинов к себе на службу. Немало русских варягов состояло в Константинополе на императорской службе. Вместе с купцами из Константинополя всякий раз приезжали на Русь христианские священники и проповедники. Все больше и больше славян обращались в православную веру, но сам князь Олег так и не принял христианство.

Последние годы его жизни прошли без военных походов и сражений. Умер Олег в преклонном возрасте в 912 году. Существует предание, по которому князю предсказали смерть от любимого коня. Олег был суеверен и больше не садился на своего любимца. Через много лет, вспомнив о нем, князь пришел туда, где лежали кости его верного друга. Укус змеи, выползшей из черепа, оказался смертельным. Сюжет этого предания лег в основу баллад А. С. Пушкина и Н. М. Языкова. В летописи записано, что «народ стонал и проливал слезы», когда умер князь Олег. Сведения о месте его захоронения противоречивы. Есть косвенные свидетельства, что могила князя находится в Киеве, по другим источникам, он был похоронен за пределами Киевского княжества, на Ладоге.

Князь Олег правил 33 года. За неизменную удачливость в военных походах, за удаль и смекалку народ прозвал князя Олега Вещим. О нем слагали предания и легенды, приписывая ему необыкновенные способности и дар предвидения.

Несомненно, что главной исторической заслугой этого правителя по праву можно считать объединение всех славянских племен под единым началом, основание и укрепление первого русского государства - великого княжества Киевского. Именно с правления князя Олега началась история Киевской Руси, а вместе с этим - и история Российского государства.

Великий князь Новгородский 879 – 912

Предшественник - Рюрик

Преемник - Игорь Рюрикович

Великий князь Киевский 882 – 912

Предшественник – Аскольд и Дир

Преемник – Игорь Рюрикович