Болезни Военный билет Призыв

Где петрарка. Франческо петрарка - биография, информация, личная жизнь

Франческо Петрарка (1304-1374) – итальянский поэт эпохи Проторенессанса.

Детство и юность

Франческо появился на свет 20 июля 1304 года в городе Ареццо, расположенном неподалёку от Флоренции в итальянской области Тоскана.

Его отец, Пьетро ди сер Паренцо делл Инчези по прозвищу Петракко, жил до этого во Флоренции, работал юристом. По политическим убеждениям принадлежал к партии «белых», за что его изгнали из города вместе с мыслителем и богословом Данте. Пьетро с женой долгое время скитались по тосканским городам. Во время бесконечных скитаний у них родился сын, а когда уже Франческо было девять лет, родители добрались до Франции и наконец-то обосновались в юго-восточной коммуне Авиньон.

Здесь, в Авиньоне, мальчик пошёл в школу, где выучил латинский язык и особенно увлёкся древнеримской литературой, много трудился над изучением сочинений Цицерона. К этому времени относятся его первые поэтические пробы, юный лирик постепенно начал вырабатывать свой собственный стиль. Во время учёбы Франческо принял решение поменять фамилию с Паренцо на Петрарка, которая и стала знаменитой.

В 1319 году обучение в школе он окончил. Отец пожелал, чтобы сын продолжил династию юристов и занялся изучением права. Юноша отправился на учёбу в большой французский город Монпелье. Оттуда вернулся на родину – в Италию, где продолжил получать образование в старейшем европейском учебном заведении ‒ Болонском университете.

Церковный сан

В 1326 году не стало отца Франческо. Теперь молодой человек смог признаться сам себе в том, что юриспруденция его вовсе не интересовала, он обучался этой науке исключительно по настоянию отца. Его больше увлекала литература, он зачитывался произведениями классических писателей.

Окончив университет, юридической практикой Петрарка так и не занялся. Но ему надо было на что-то существовать, так как после смерти отца наследства он никакого не получил, если не считать рукописи сочинений Вергилия. Молодой человек вернулся в Авиньон (здесь во французском плену находилась резиденция римских пап) и принял священный сан. Получив младший церковный чин, он обосновался при папском дворе. Младшие чины имели право пользоваться преимуществами сана, при этом не исполняя церковных обязанностей.

Лаура

6 апреля 1327 года произошло событие, изменившее жизнь Франческо. Этот апрельский, солнечный день он помнил до последнего своего часа. В маленькой церкви Святой Клары, расположенной в предместье Авиньона, шла служба (как раз была Страстная пятница). Он увидел молодую женщину Лауру де Новес.

Франческо – молодой, но уже довольно известный и признанный поэт при папском дворе. Лаура была старше его на три года (ей 26, ему 23), замужем, к тому времени она родила супругу несколько детей (всего у неё было одиннадцать сыновей и дочерей). Её светлые волосы и огромные глаза, светящиеся добром, очаровали Петрарку. Ему казалась, что Лаура воплощает абсолютную женственность и духовную чистоту.

Франческо полюбил Лауру всем сердцем. Эта женщина стала его музой, вдохновением, ей он посвящал все свои стихи. Чудесным образом он описал тот миг, когда впервые увидел её глаза. Для поэта ничего не смогло изменить отношения к этой женщине: ни испортившаяся от многочисленных родов фигура, ни поседевшие и утратившие былую красоту волосы, ни исказившие прекрасное лицо глубокие морщины. Он любил свою Лауру и такой, потерявшей красоту от забот и возраста. Она всё равно оставалась для поэта несбывшейся мечтой, ведь любовь была неразделённой.

Много раз он видел её на церковных службах, встречал на улицах Авиньона, когда она шла под руку с мужем. Франческо останавливался в эти моменты и не мог отвести от Лауры свой взгляд. За все годы, которые он её знал, им не удалось обмолвиться ни единым словом. Но каждый раз, когда он замирал при виде любимой женщины, она одаривала его нежным и тёплым взглядом. И тогда он мчался домой. Вдохновлённый поэт творил всю ночь, не ложась спать. Стихи лились из Петрарки, словно бурная река.

Зрелые годы

Во время учёбы в университете у Франческо был товарищ Джакомо Колонна, который принадлежал к могущественному и древнему итальянскому роду, сыгравшему в истории средневекового Рима значительную роль. Петрарка очень сблизился с этим фамильным кланом, в дальнейшем они помогли ему в продвижении его литературной карьеры.

В 1331 году Джакомо пригласил Петрарку в Болонью. Поэт приехал по приглашению и был принят на работу в качестве секретаря к брату Джакомо – кардиналу Джованни Колонна. Этот отъезд из Авиньона, скорее, был связан с неразделённой любовью к Лауре. Поэт мучился от того, что имел возможность только изредка видеть любимую, но заговорить с ней или прикоснуться он не мог.

Кардинал Джованни Колонна очень хорошо относился к Франческо, он видел в нём больше сына, нежели служителя. Поэт спокойно жил в Болонье и творил. Он занялся изучением классической литературы Рима и трудов отцов христианства. Много времени Петрарка путешествовал.

В 1335 году Франческо переехал на юг Франции и поселился в уединённом местечке Воклюз. Здесь он писал свои поэтические произведения, главным вдохновением которых по-прежнему была Лаура.

Рядом с местечком Воклюз расположена гора Ванту (1912 м над уровнем моря). Первым покорителем этой вершины был Петрарка со своим братом, это событие произошло 26 апреля 1336 года. Есть неуточнённые сведения о том, что до этого дня на вершине уже побывал французский философ Жан Буридан. Однако восхождение Петрарки было официально зарегистрировано.

Литературные труды

Лирические произведения Франческо были очень популярными, такая литературная известность, вдобавок с покровительством кардинала Колонна, позволила поэту собрать некую денежную сумму и приобрести в 1337 году домик на реке Сорг. Здесь у истока реки и был расположен Воклюз – Уединённая Долина. Петрарка обожал это место. В море житейских бурь его маленький домик в этом тихом местечке служил поэту пристанью, где он наслаждался возможностью быть одиноким и бродить по природным просторам. Он скрывался здесь от суеты и шума городов, которые утомляли творческую натуру.

Франческо вставал очень рано и выходил созерцать сельские долины: зелёные лужайки, прибрежные камыши, скалистые утёсы. Обожал уходить в леса, за это местные жители дали ему прозвище Сильван в честь мифического лесного персонажа. Петрарка не только вёл подобный образ жизни, но и походил на Сильвана одеждой. Поэт ходил в простых крестьянских одеяниях – шерстяном грубом плаще с капюшоном. Питался скромно: рыба, пойманная в Сорге и зажаренная на вертеле, хлеб и орехи.

Его поэтические труды были оценены по заслугам, и одновременно три города пригласили Франческо короноваться лавровым венком – Париж, Рим и Неаполь.

Он приехал в Рим, где на Капитолийском холме 8 апреля 1341 года в праздник Пасхи поэт был увенчан лавровым венком. Европа признала его непревзойдённый поэтический дар и глубокие знания античной литературы. С Петрарки началось зарождение современной поэзии, а его «Книга песен» признана образцом литературного творчества высшей пробы. А этот день, 8 апреля 1341 года, многие исследователи литературного наследия называют началом эпохи Возрождения.

Лучшие произведения Петрарки, дошедшие до наших времён:

  • эпическая поэма о Сципионе, победившем Ганнибала – «Африка»;
  • книга «О славных мужах», в ней были собраны биографии выдающихся античных личностей;
  • книга-исповедь «Моя тайна», она построена в форме диалогов между Петраркой и Святым Августином перед судом Истины;
  • трактат «О достопамятных событиях»;
  • «Покаянные псалмы»;
  • поэма «Триумф любви»;
  • поэма «Триумф целомудрия»;
  • сборник стихов «Без адреса»;
  • «Буколические песни»;
  • прозаические трактаты «Об уединённой жизни» и «О монашеском досуге».

После вручения венка Петрарка около года провёл в Риме, где жил при дворе пармского тирана Аццо ди Корреджио. Весной 1342 года поэт вернулся в Воклюз.

Смерть Лауры

Возлюбленная великого поэта умерла в тот же день, когда он первый раз увидел её, 6 апреля. Это был 1348 год, в Европе свирепствовала чума. Никто никогда так и не смог узнать, была ли Лаура счастлива в своём браке. Догадывалась ли она о пылкой любви поэта, который так и не решился сказать ей о своих чувствах?

Смерть Лауры Петрарка переживал мучительно и долго. Ночами он сидел в закрытой комнате и при тусклых свечах воспевал в сонетах свою прекрасную музу. Им были написаны:

  • «Стихи на смерть донны Лауры»;
  • «Триумф славы»;
  • «Триумф смерти».

После её смерти Франческо прожил ещё 26 лет, и всё это время не переставал любить Лауру также трепетно и восторженно. За эти годы он посвятил ей около четырёхсот стихов, которые потом были собраны в самом знаменитом сочинении Петрарки – «Книге песен».

Последние годы жизни и смерть

Франческо мечтал возродить величие Древнего Рима. Он увлёкся авантюрной политикой Кола ди Риенци и стал вести проповеди о восстановлении Римской Республики. Тем самым испортил свои отношения с кардиналом Колонна и покинул Францию.

Поэт совершил длительное (почти четырёхлетнее) путешествие по Италии, за время которого завёл множество знакомств. Среди его новых друзей был итальянский лирик и писатель Джованни Боккаччо.

Петрарке предложили кафедру во Флоренции, но он отказался. Франческо поселился при дворе аристократического рода Висконти в Милане. Он выполнил несколько дипломатических миссий, а в 1361 году уехал из Милана. Поэт хотел переселиться в Авиньон или в Прагу, однако эти попытки оказались неудачными, и он остановился в Венеции у своей незаконнорождённой дочери.

Несмотря на безумную платоническую любовь, у Петрарки было много страстных физических связей с женщинами. Некоторые из них имели от поэта внебрачных детей. В 1337 году родился его сын Джованни, а в 1343 году – любимица дочь Франческа. Она ухаживала за отцом до самой смерти.

Последние годы поэта прошли в небольшом итальянском городке Падуя. Ему покровительствовал местный правитель Франческо да Каррара. У Петрарки был собственный дом, где он спокойно жил с любимой дочерью, зятем и внуками. Единственное, чем были омрачены его старческие годы, ‒ это приступами лихорадки.
Петрарка скончался 19 июля 1374 года, до 70-летия ему оставалось дожить всего один день. Его обнаружили утром, мёртвый он сидел за своим рабочим столом с пером в руке. Наверное, истинные поэты умирают именно так: выводя на бумаге свои последние строки потомкам.

В честь великого итальянца Петрарки на планете Меркурий назвали кратер, а именем его единственной и несбывшейся мечты – Лаура – был назван астероид, который в 1901 году открыл немецкий астроном Макс Вольф.

Великий итальянский поэт.

Родился в 1304 г. в семье флорентийского нотариуса. Петрарка улился в университетах Болоньи и Монпелье, где изучал право. В 1309 г. принял духовных сан в Авиньоне, где тогда располагалась резиденция римских пап. В начале 1330-х гг. путешествовал по Европе. В 1337 г. постил Рим.

В 1337-1341 гг. жил в селении Воклюз, где создал немало своих произведений. В это время Петрарка написал «Африку», грандиозное произведение на латинском языке, повествующее о завоевании Римом Карфагена . Петрарка мечтал об объединении Италии, пытался убедить императора Карла IV соединить разрозненные итальянские земли под своей власть. Уповал Петрарка и на римских пап , и на короля Неаполя. Поскольку его политическая приверженность была неопределённа, ему не удалось добиться успеха в своих попытках приблизить воссоединение страны.

Петрарка был большим знатоком античной литературы и филологии. Античная культура питала мысль и творчество Петрарки. Петрарка написал не сколько морально-этических трактатов, в которых призывал к совершенно разному образу жизни: в одном о воспевал «обеспеченный досуг», посвящаемый занятиям науками и искусствами в другом — монашеский аскетизм.

В трактате «О средствах против всякой фортуны» он пишет о бренности земной жизни, но обнаруживает интерес к человеческой личности. В работе «Об истинной мудрости» Петрарка оспаривает утверждение, что философия — служанка теологии, утверждая, что истинная цель философии — самопознание. В трактате «Тайна» Петрарка пытается разрешить главный конфликт, присутствующий в его душе — конфликт мирских устремлений и гуманистического мировоззрения с аскетическим идеалом, олицетворяемым св. Августином.

Несмотря на богатое латинское наследие Петрарки, если всемирная слава основана на его итальянских поэтических произведениях, задачу которых Петрарка видит в воспевании прекрасной и жестокой дамы. Петрарка написал множество сонетов, посвященных его возлюбленной, Лауре, которую он встретил в 1327 г. Петрарка посвящал стихи Лауре до самой ее смерти в 1348 г., а также десять лет после ее кончины.

Таким образом, собрание сонетов разделяется на две части: «на жизнь» Лауры и «на смерть». В стихах Петрарки Лаура, не теряя реальных черт, становится аллегорией чистоты и добродетели. Петрарка пишет о очищающем и облагораживающем влиянии любви к Лауре на его душу. Последние годы жизни Петрарка провел в Италии, много путешествуя. Поэт умер в 1374 г.

Сочинения:

Петрарка Ф. Избранные сонеты и канцоны в переводах русских писателей, СПБ, 1898;

Петрарка Ф. Автобиография, Исповедь, Сонеты. М., 1915.

Иллюстрации:

Портрет Петрарки.

Франческо Петрарка краткая биография и интересные факты из жизни итальянского поэта изложены в этой статье.

Франческо Петрарка краткая биография

Франческо Петрарка появился на свет в 1304 году в городке Ареццо в семье нотариуса. Известно, что его семья в 1312 году переехала в Авиньон. Первоначальное образование он получил вначале в Монпелье. После обучался юриспруденции в университете Болоньи. Но в душе он ненавидил свою будущую профессию. После кончины близких, Петрарка бросает учебу и возвращается в Авиньой.

В 1326 году Франческо принимает духовное звание и получает доступ ко двору Папы Римского. Пребывая во дворе, он сильно увлекся блеском и красотой местной жизни. Спустя год около церкви святой Клары он повстречал молодую, красивую женщину. Впоследствии ее поэт воспевал на протяжении всей жизни и даже после смерти. Поэтому самое известное произведение Петрарки «Сонеты» и сборник «Книга песен» были посвящены Лауре, той, которая покорила его сердце. Но им н было суждено быть вместе, ведь она была счастлива в браке с мужем и 11 детьми, поэтому любовницей стать отказалась.

Слава пришла к нему внезапно, и Петрарка получил покровительство многих влиятельных лиц. В 1330 году поэт поступает на службу к Дж. Колонна, который дал ему возможность изучать книги античных писателей. Франческо начал собирать библиотеку, переписывать рукописи древних авторов. Он даже в подражание Теренцию сочинил комедию «Филология», не сохранившеюся до наших дней.

В 1333 году Петрарка решил путешествовать – он посетил Францию, Германию, Фландрию. В странах он занимался поиском древних рукописей и осматриванием памятников. Возвратившись домой, поэт все свои дни проводил уединенно у себя дома в Воклюзе.

Петрарка

Петрарка

ПЕТРАРКА Франческо (Francesco Petrarca, 1304-1374) - знаменитый итальянский поэт, глава старшего поколения гуманистов (см.). Сын флорентийского нотариуса Петракко, друга и политического единомышленника Данте (см.). Р. в Ареццо. Изучал право в Монпелье и Болонье; в Авиньоне (резиденция папы с 1309) вступил в духовное звание, открывшее ему доступ к папскому двору, и поступил на службу к кардиналу Колонна (1330). Свое образование П. пополнил путешествием во Францию, Фландрию и Германию (1332-1333), принесшим ему ряд ценных знакомств в ученом мире. В 1337 П. впервые посетил Рим, к-рый произвел на него громадное впечатление своими античными и христианскими памятниками. Неудовлетворенный пустой и шумной жизнью в Авиньоне, П. удалился в селение Воклюз, где прожил в полном уединении 4 года (1337-1341), и впоследствии часто сюда возвращался для отдыха и творческой работы. В Воклюзе написана или задумана большая часть произведений П., в том числе эпопея на латинском яз. «Африка» (9 книг, 1338-1342), воспевавшая завоевание Карфагена римским полководцем Сципионом. Еще до своего завершения «Африка» принесла П. славу великого поэта и коронование лавровым венком в Риме на Капитолии, подобно великим мужам древности (1341). С этого момента Петрарка становится интеллектуальным вождем всего культурного мира. Он живет попеременно в Италии и в Авиньоне; итальянские и иноземные государи зазывают П. к себе, осыпают почестями и подарками, спрашивают его советов.
Своим беспримерным для писателя и ученого положением П. пользовался для влияния на политические дела. Он убеждал пап Бенедикта XII (1336) и Климента VI (1342) перенести свой престол в Рим, призывая императора Карла IV объединить Италию (1351-1363), и пр. Но почти вся политическая деятельность П. была бесплодна в виду отсутствия четкости и твердости в его политических воззрениях. Будучи, подобно Данте, страстным патриотом, идеологом национального единства Италии, П. возлагал заботу об этом объединении то на пап, то на императора, то на неаполитанского короля Роберта. Мечтая о возрождении величия древнего Рима, он то проповедывал восстановление римской республики, поддерживая авантюру «трибуна» Кола ди Риенци (1347), то не менее горячо пропагандировал идею римской империи.
Колоссальный авторитет П. был основан прежде всего на его научной деятельности. П. был первым в Европе гуманистом, знатоком античной культуры, основателем классической филологии. Всю жизнь он посвятил разыскиванию, расшифровке и истолкованию древних рукописей. Больше всего он любил и знал Цицерона и Вергилия, к-рых называл своим «отцом» и «братом».
Преклонение П. перед античностью имело почти суеверный характер. Он усвоил не только яз. и слог, но и образ мыслей древних авторов, писал им письма, как друзьям, цитировал их на каждом шагу. Античная лит-pa питала не только его воображение, но и политическую и философскую мысль. Она помогала оформить идеологические тенденции, порожденные развитием денежного хозяйства и капиталистических отношений. В античности П. искал опору своему буржуазному индивидуализму и национализму, культу земной жизни и автономной человеческой личности. Античность помогала ему закладывать фундамент новой светской буржуазной культуры.
Но этот воинствующий индивидуалист, выдвигавший на первый план свою личность, любовавшийся ее сложностью и многогранностью, этот убежденный язычник, всюду искавший отзвуков обожаемой им античности и стремившийся перестроить современную жизнь на античный лад, был лишен идеологической цельности и последовательности, был не в силах разорвать нити, связывавшие его со средневековой культурой. Под оболочкой гуманиста в П. жил верующий католик, влачивший тяжелый груз монашеских, аскетических воззрений и предрассудков. Все произведения П. пронизаны этими противоречиями, отмечены стремлением эклектически сочетать элементы феодально-церковной и буржуазно-гуманистической культуры.
Огромный интерес в этом отношении представляют морально-философские трактаты П., написанные на латинском яз. П. на каждом шагу противоречит себе. Так, если в трактате «Об уединенной жизни» (De vita solitaria, 1346) он выдвигает под видом похвалы уединению чисто гуманистический идеал «обеспеченного досуга», посвященного занятиям наукой и литературой, то в следующей книге «О монашеском досуге» (De otio religiosorum, 1347) он развертывает аскетическую проповедь суетности мира и бегства от его соблазнов; но, даже прославляя монашество, П. остается гуманистом, т. к. видит его суть не в подвигах благочестия, а в философском созерцании. Такими же противоречиями пронизан и трактат «О средствах против всякой фортуны» (De remediis utriusque fortunae, 1358-1366), в к-ром П. учит, на манер средневековых моралистов, о бренности всего существующего и непостоянстве судьбы, удерживая от наслаждения земными благами, мешающими достижению небесных, но в то же время обнаруживает большой интерес к земной жизни и собственной личности. Наконец в трактате «Об истинной мудрости» (De vera sapientia) П. ядовито критикует средневековую науку и выставляет целью философии не богопознание, а самопознание, изучение человека, к-рое должно дать крепкую опору новой - буржуазной - морали.
Но самым ярким выражением противоречий психики П. является его знаменитая книга «О презрении к миру» (De contemptu mundi, 1343), иначе называемая «Тайной» (Secretum). Построенная в форме диалога автора с блаж. Августином, к-рый был одним из любимейших писателей П., она с потрясающей силой раскрывает душевный разлад и гнетущую тоску (acidia) П., его бессилие примирить в себе старого и нового человека и вместе с тем - его нежелание отказаться от мирских помыслов, от жажды знания, любви, богатства и славы. Так. обр. в поединке с Августином, олицетворяющим религиозно-аскетическое мировоззрение, побеждает все же гуманистическое миросозерцание П., которое в противоречивом комплексе его устремлений играет несомненно ведущую роль.
Из латинских сочинений П. помимо упомянутых надо еще назвать: 4 книги его писем, адресованных то реальным, то воображаемым лицам - своеобразный литературный жанр, навеянный письмами Цицерона и Сенеки и пользовавшийся громадным успехом как вследствие их мастерского латинского слога, так и в силу их разнообразного и актуального содержания (особенно любопытны письма «без адреса» - sine titulo, - переполненные резкими сатирическими выпадами против развратных нравов папской столицы - этого «нового Вавилона»); 3 книги стихотворных посланий (epistolae) (особенно знаменито послание 1,7, в к-ром П. рассказывает Якопо Колонна о муках своей любви); 12 эклог, написанных в подражание «Буколикам» Вергилия; ряд полемических сочинений («инвектив») и речей, произнесенных П. по разным поводам (особенно интересна произнесенная при увенчании П. на Капитолии речь о сущности поэзии, в к-рой он объявляет сущностью поэзии аллегорию). Особо следует упомянуть о двух капитальных исторических работах П.: «О знаменитых мужах» (De viris illustribus) - серия биографий знаменитых людей древности, задуманная П. как научное прославление древнего Рима, и «О достопамятных вещах» (De rebus memorandis, в 4 книгах) - собрание анекдотических выписок из латинских авторов, а также анекдотов из современной жизни, сгруппированных по моральным рубрикам. Целый трактат во второй книге этого сочинения посвящен вопросу об остротах и шутках, причем многочисленные иллюстрации к этому трактату позволяют признать П. создателем жанра коротенькой новеллы-анекдота на латинском языке, получившего дальнейшее развитие в «Фацециях» Поджо (1450) (см.). Совсем особое место среди произведений П. занимает его «Сирийский путеводитель» (Itinerarium Syriacum) - описание достопримечательностей на пути от Генуи до Палестины, - в к-ром религиозный интерес уступает место любознательности просвещенного путешественника и средневековый богомолец сменяется буржуазным туристом.
Если латинские произведения П. имеют больше историческое значение, то мировая слава его как поэта основана исключительно на его итальянских стихах. Сам П. относился к ним с пренебрежением, как к «пустякам», «безделкам», к-рые он писал не для публики, а для себя, стремясь «как-нибудь, не ради славы, облегчить скорбное сердце». Непосредственность, глубокая искренность итальян. стихов П. обусловила их громадное влияние на современников и позднейшие поколения.
Подобно всем своим предшественникам, провансальским и итальянским, П. видит задачу поэзии в воспевании прекрасной и жестокой «мадонны» (дамы). Свою возлюбленную он называет Лаурой и сообщает о ней только то, что впервые увидел ее в церкви Санта-Кьяра 6 апреля 1327 и что ровно через 21 год она скончалась, после чего он воспевал ее еще 10 лет, разбив сборник посвященных ей сонетов и канцон (обычно называемый «Canzoniere») на 2 части: «на жизнь» и «на смерть мадонны Лауры». Подобно поэтам «dolce stil nuovo» (см.), П. идеализирует Лауру, делает ее средоточием всяких совершенств, констатирует очищающее и облагораживающее действие ее красоты на его психику. Но Лаура не теряет своих реальных очертаний, не становится аллегорической фигурой, бесплотным символом истины и добродетели. Она остается реальной прекрасной женщиной, которой поэт любуется, как художник, находя все новые краски для описания ее красоты, фиксируя то своеобразное и неповторимое, что есть в данной ее позе, данной ситуации. Эти переживания Петрарки - главное и единственное содержание сборника «Canzoniere», который может быть назван подлинной «поэтической исповедью» Петрарки, вскрывающей противоречия его психики, все то же мучительное раздвоение между старой и новой моралью, между чувственной любовью и сознанием ее греховности. Петрарка мастерски изображает борьбу с собственным чувством, свое тщетное стремление подавить его. Так, идеологический конфликт, владеющий сознанием П., сообщает драматизм его любовной лирике, вызывает динамику образов, нарастающих, сталкивающихся, переходящих в собственную противоположность. Эта борьба завершается сознанием неразрешимости конфликта. Во второй части «Canzoniere», посвященной мертвой Лауре, жалобы на жестокость возлюбленной сменяются скорбью об ее утрате. Образ возлюбленной становится более живым и трогательным. Лаура сбрасывает с себя обличие «жестокой» мадонны, восходящее еще к куртуазной лирике трубадуров. Буржуазная непосредственность побеждает рыцарскую позу. Вместе с тем кончается и страстная борьба против чувства, т. к. чувство это спиритуализируется, очищается от всего земного. Так создается новое противоречие, которое временами возрождает старый конфликт. Поэт сознает греховность своей любви к «святой» Лауре, услаждающейся лицезрением бога, и он просит деву Марию вымолить для него прощение у бога. Известная противоречивость свойственна и художественной форме «Canzoniere». Отталкиваясь от «темной» манеры «dolce stil nuovo», П. создает канцоны, поражающие изяществом и ясностью формы. Он тщательно отделывает свои стихотворения, заботясь об их мелодичности и художественной прозрачности. Вместе с тем канцонам П. свойственны элементы прециозности. В них нередки вычурные антитезы, пышные метафоры, игра словами и рифмами, своей прециозной массивностью подавляющие лирический порыв поэта. Образам «Canzoniere» свойственна большая выпуклось и конкретность, и вместе с тем их ясные очертания расплываются иногда в потоке риторической аффектации. В XVI веке («петраркисты») и в эпоху Барокко, на почве деградирующей аристократической культуры, эта вторая сторона творчества П. приобрела особую популярность. Однако не она является в «Canzoniere» ведущей. Страстное искание синтеза, примирения противоречий, побуждает П. в конце жизни вернуться вспять, к старой поэтической традиции. Он обращается от «низменного» жанра любовной лирики к «высокому» жанру морально-аллегорической поэмы в манере Данте и его подражателей. В 1356 он начинает поэму в терцинах «Триумфы» (I trionfi), в к-рой пытается связать апофеоз Лауры, воплощения чистоты и святости, с изображением судеб человечества. Но для буржуазии второй половины XIV в. такая ученая и аллегорич. поэзия являлась пройденным этапом, и замысел П. не увенчался успехом.
Историческое значение лирики П. сводится к освобождению итальянской поэзии от мистики, отвлеченности и аллегоризма (dolce stil nuovo). Впервые у П. любовная лирика стала объективным оправданием и прославлением реальной, земной страсти. В силу этого она сыграла колоссальную роль в распространении и утверждении буржуазно-гуманистического мировоззрения с его гедонизмом, индивидуализмом и реабилитацией земных связей, вызвав подражания во всех европейских странах.
Но П. был не только певцом любви. Он был поэтом-патриотом, гражданином, идеологом единой великой Италии, наследницы римской славы, «наставницы народов». Его канцоны «Italia mia» и «Spirito gentil» стали на многие века символом веры всех итальянских патриотов, борцов за объединение Италии. В наши дни фашисты тоже зачислили П. в число своих предтеч, демагогически спекулируя на национализме П., к-рый в его эпоху был глубоко прогрессивным фактом, в наши же дни является орудием борьбы против крепнущего интернационального движения рабочего класса, несущего гибель загнивающей, реакционной буржуазии. Библиография:

I. Русские переводы: Избранные сонеты и канцоны в переводах русских писателей, СПБ, 1898 («Русская классная биб-ка» А. Н. Чудинова); Автобиография - Исповедь - Сонеты, перев. М. Гершензона и Вяч. Иванова, изд. М. и С. Сабашниковых, М., 1915; Сочинения П. на итальянск. и латинск. яз. насчитывают очень большое количество изданий. Полное собр. сочин.: 1554, 1581 (и более ранние); национальное изд.: 1926 и сл. Письма П.: Petrarchae epistolae de rebus familiaribus et variae, ed. G. Fracassetti, 3 vv., Firenze, 1859-1863; на итальянск. яз., с примеч. G. Fracassetti, 5 vv., Firenze, 1863-1867; Le rime di F. Petrarca restituite nell’ordine e nella lezione del testounico originario, ediz. curata da G. Mestica, Firenze, 1596; Il Canzoniere di F. Petrarca riprodotto letteralmente, ediz. curata da E. Modigliani, Roma, 1904; Le rime di F. Petrarca secondo la revisione ultima del poeta, a cura di G. Salvo Cozzo, Firenze, 1904 (самое удобное издание); Die Triumphe Fr. Petrarca’s in kritischem Texte, hrsg. v. C. Appel, Halle, 1901; Rime disperse di F. Petrarca o a lui attribuite raccolte a cura bi A. Solerti, Firenze, 1909.

II. Корелин М., Петрарка как политик, «Русская мысль», 1888, кн. V и VIII; Его же, Миросозерцание Ф. Петрарки, Москва, 1899; Его же, Ранний итальянский гуманизм, т. II, Ф. Петрарка, его критики и биографы, изд. 2-е, СПБ, 1914; Гаспари А., История итальянской литературы, т. I, М., 1895, гл. XIII и XIV; Гершензон М., Петрарка, «Книга для чтения по истории средних веков», Под редакцией проф. Виноградова, выпуск IV, Москва, 1899; Шепелевич Л., По поводу шестисотлетнего юбилея Петрарки, «Вестник Европы», 1904, XI; Его же, Патриотизм Петрарки, в кн. «Историко-литературные этюды», СПБ, 1905; Веселовский Ал-др, Петрарка в поэтической исповеди «Canzoniere», M., 1905, и «Собр. сочин.» А. Н. Веселовского, том IV, выпуск I, СПБ, 1909 (лучшая русская работа о Петрарке); Некрасов А. И., Любовная лирика Ф. Петрарки, Варшава, 1912; Чарский Е., Петрарка (Поэт-гуманист), издание «Грани», Берлин, 1923; Zumbini В., Studi sul Petrarca, Napoli, 1878; То же, Firenze, 1895; Nolhac P., de, Petrarque et l’humanisme, Paris, 1892; Mezieres A., Petrarque, nouv. ed., P., 1895; Cesareo G. A., Sulle poesie volgari del Petrarca, note e ricerche, Rocca S. Casciano, 1898; Festa N., Saggio sull’Africa del Petrarca, Palermo, 1926; Sanctis F., de, Saggio critico sul Petrarca, 6-a ed., Napoli, 1927; Croce В., Sulla poesia del Petrarca, в сб. «Atti della r. Accademia di scienze morali e politiche», v. LII, Napoli, 1928; Gustarelli A., F. Petrarca. «Il canzoniere» e «I trionfi», Milano, 1929; Rossi V., Studi sul Petrarca e sul Rinascimento, Firenze, 1930; Tonelli L., Pertarca, 2-a ed., Milano, 1930; Penco E., Il Pertarca viaggiatore, ed. rived., Geneva, 1932.

III. Hortis A., Catalogo delle opere di Fr. Petrarca, Trieste, 1874; Ferrazzi G. J., Bibliografia petrarchesca - «Manuale Dantesco», v. V, Bassano, 1877; Calvi E., Bibliografia analitica petrarchesca (1877-1904), Roma, 1904; Fowler M., Catalogue of the Petrarch Collection bequeathed to the Cornell Univers. Library by W. Fiske, Oxford, 1917. См. также библиографию к ст. «Ренессанс».

Литературная энциклопедия. - В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература . Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929-1939 .

Петра́рка

(Petrarca) Франческо (настоящая фамилия Петракко; 1304, Ареццо – 1374, Аркуа, возле Падуи), итальянский поэт. Родился в семье политического союзника Данте, одновременно с ним изгнанного из Флоренции. В детстве изучал латынь и античную римскую литературу. По окончании Болонского ун-та стал священником и служил в Авиньоне, где в то время находился папский престол.

По легенде, которую сложил сам поэт, он начал писать стихи после того, как 6 апреля 1327 г. в авиньонской церкви Сен-Клер встретил молодую даму, в которую влюбился и которую в течение долгих лет воспевал под именем Лауры. Легенда отчасти напоминает историю любви Данте к Беатриче, поэтому некоторые исследователи сомневаются в том, что Лаура действительно существовала, и считают её, как и Беатриче, философским символом . Книгу стихов, которую автор писал около полувека (1327-70) и которую он разделил на две части – «На жизнь мадонны Лауры» и «На смерть мадонны Лауры», – обычно называют «Канцоньере» («Книга песен»). Это самое известное произведение поэта, и оно состоит из 317 сонетов , 29 канцон , 9 секстин , 7 баллад и 4 мадригалов .


Если на итальянском языке написаны «Канцоньере» и аллегорическая поэма «Триумфы» (опубл. в 1470), то на латыни – остальные произведения поэта: трактаты «О славных мужах» (начат в 1337), «О достопамятных вещах» (начат в 1342-43), «Об уединённой жизни» (1345-47), «О монашеском досуге» (1346–47), эпическая поэма «Африка» (1338-42), философский диалог «О презрении к миру» (1342-43), эклоги «Буколики» (1345-47), «Стихотворные эпистолы» (начаты в 1345).
Творчество Петрарки разнообразно, но именно сонеты принесли автору ещё при жизни всеитальянскую известность: в 1341 г. он был признан поэтом-лауреатом и увенчан в Риме лавровым венком (одно из значений имени Лаура – «лавр», эмблема славы). Именно сонеты принесли ему посмертную общеевропейскую известность: итальянскую форму сонета, популяризованную и усовершенствованную Петраркой, в его честь сегодня именуют «петрарковской».

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. - М.: Росмэн . Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006 .

Имя: Франческо Петрарка (Francesco Petrarca)

Возраст: 69 лет

Деятельность: поэт, глава поколения гуманистов

Семейное положение: не был женат

Франческо Петрарка: биография

Франческо Петрарка – итальянский поэт XIV века, ставший основателем раннего гуманизма. Считая наставником писателя-монаха Варлаама Калабрийского, он сыграл большую роль в итальянском Проторенессансе и стал культовым поэтом Средневековья.

Франческо Петрарка родился в Ареццо 20 июля 1304 года. Его отцом стал Пьетро ди сер Паренцо, флорентийский юрист, который был выдворен из Флоренции в то же время, что и Данте, за поддержку партии «белых». Паренцо имел прозвище «Петракко» - вероятно, из-за этого впоследствии образовался псевдоним поэта. Семейство Паренцо переезжало из одного города Тосканы в другой, а когда Франческо исполнилось девять лет, осело во французском Авиньоне. Впоследствии мать Петрарки переселилась в соседний город Карпантра.


В Авиньоне мальчик начал посещать школу, изучил латинский язык и начал интересоваться произведениями римской литературы. В 1319 году Франческо окончил школу, после чего отец посоветовал изучать право. Хотя юриспруденция не была близка Франческо, парень выполнил волю отца, поступив в Монпелье, а вскоре – и в Болонский университет. В 1326 году отец Петрарки скончался, а сам молодой человек окончательно понял, что классические писатели для него гораздо интереснее законодательных актов.

Единственным наследством, которое получил Франческо после смерти отца, стала рукопись сочинений Вергилия. Отчасти из-за тяжелого финансового положения, отчасти из-за стремления к духовному просвещению, после окончания университета Петрарка решил принять священство. Итальянец поселился при папском дворе в Авиньоне и сблизился с представителями авторитетного семейства Колонна (Джакомо Колонна - приятель еще со времен учебы в университете).

В 1327 году Франеско впервые увидел Лауру де Нов, безответная любовь к которой побудила его к написанию стихов, считающихся вершиной мастерства в сфере итальянских сонетов.

Творчество

Наибольшую популярность Петрарке принесли стихотворные произведения, написанные на итальянском языке. Подавляющая часть посвящена Лауре де Нов (хотя ее полное имя до сих пор остается загадкой, и Лаура де Нов – это лишь самая подходящая кандидатура на роль музы Петрарки). Сам поэт сообщает о возлюбленной только то, что ее зовут Лаурой, которую впервые увидел 6 апреля 1327 года в церкви Санта-Кьяра, и что 6 апреля 1348 года эта женщина скончалась. После смерти Лауры Франческо воспевал эту любовь на протяжении десяти лет.


Сборник канцон и сонетов, посвященных Лауре, носит название «II Canzoniere» или «Rime Sparse». Сборник состоит из двух частей. Хотя большая часть произведений, вошедших в него, описывает любовь Петрарки к Лауре, в «Канцоньере» нашлось место и для нескольких стихов другого содержания: религиозного и политического. Еще до начала семнадцатого века этот сборник переиздали двести раз. Рецензии на сонеты, содержащиеся в «Канцоньере», писали поэты и ученые из разных стран, признав неоспоримое значение произведений Франческо для развития итальянской и мировой литературы.

Примечательно, что сам Петрарка не относился серьезно к своим итальянским стихотворным произведениям. Хотя именно стихи обеспечили успех у публики, а изначально Петрарка писал исключительно для себя и воспринимал как пустяки и безделицы, помогающие ему облегчить душу. Но их искренность и непосредственность пришлись по вкусу мировой общественности, и в результате эти произведения оказали влияние как на современников Петрарки, так и на литераторов последующих поколений.


Широко известна также итальяноязычная поэма Петрарки под названием «Триумфы», в которой нашла свое выражение его жизненная философия. В ней автор с помощью аллегорий рассказывает о цепочке побед: любовь побеждает человека, целомудрие - любовь, смерть - целомудрие, слава - смерть, время -славу, и, наконец, вечность побеждает время.

Итальянские сонеты, канцоны, мадригалы Франческо оказали влияние не только на поэзию, но и на музыку. Композиторы XIV (пока длилось Возрождение), а затем и XIX веков положили эти стихи в основу своих музыкальных произведений. К примеру, написал «Сонеты Петрарки» для фортепиано под глубоким впечатлением от стихов поэта, посвященных Лауре.

Книги на латинском

К значимым произведениям Франческо, написанным на латинском языке, относятся следующие книги:

  • Автобиография «Epistola ad posteros» в формате письма к будущим поколениям. В этом творении Петрарка излагает историю своей жизни с внешней стороны (рассказывает о ключевых событиях, произошедших на его жизненном пути).
  • Автобиография «De contempu mundi», что переводится как «О презрении к миру». Это произведение автор написал в формате диалога с блаженным Августином. Вторая автобиография поэта рассказывает не столько о внешних проявлениях истории его жизни, сколько о его внутреннем развитии, борьбе между личными желаниями и аскетической моралью, и так далее. Диалог с Августином превращается в своеобразный поединок между гуманистическим и религиозно-аскетическим мировоззрением, в котором побеждает все-таки гуманизм.

  • Инвективы (гневные обличительные речи) по отношению к представителям культурной, политической, религиозной сфер. Петрарка был одним и первых творческих деятелей, способных смотреть на высказывания, учения и убеждения современности с критической точки зрения. Так, широко известна его инвектива против врача, который считал науку важнее красноречия и поэзии. Также Франческо высказывался против ряда французских прелатов (представителей высшего католического духовенства), против аверроистов (последователей популярного философского учения XIII века), римских ученых прошлых лет, и так далее.
  • «Письма без адреса» - произведения, в которых автор смело критикует развратные нравы Рима XIV века. Петрарка на протяжении жизни был глубоко верующим католиком, но он не испытывал благоговения перед высшими духовными санами, чье поведение считал неприемлемым, и не стеснялся открыто их критиковать. «Письма без адреса» адресованы то придуманным персонажам, то реальным людям. Идеи написания произведений в таком формате Франческо позаимствовал в Цицерона и Сенеки.
  • «Африка» - эпическая поэма, посвященная подвигам Сципиона. В ней также содержатся молитвы и покаянные псалмы.

Личная жизнь

Любовью всей жизни Петрарки была Лаура, личность которой до сих пор доподлинно не установлена. После встречи с этой девушкой поэт на протяжении трех лет, проведенных в Авиньоне, надеялся поймать ее случайный взгляд в церкви. В 1330 году поэт переехал в Ломбе, а через семь лет купил имение в Воклюзе, чтобы жить неподалеку от Лауры. Приняв духовный сан, Петрарка не имел права жениться, однако не чурался плотскими связями с другими женщинами. История гласит, что у Петрарки было два внебрачных ребенка.

Сама Лаура, по видимости, была замужней женщиной, верной супругой и матерью одиннадцати детей. В последний раз поэт увидел возлюбленную 27 сентября 1347 года, а в 1348 году женщина умерла.


Точная причина смерти неизвестна, но историки считают, что это могла быть чума, из-за которой в 1348 году полегла значительная часть населения Авиньона. Кроме того, Лаура могла умереть из-за истощения, обусловленного частыми родами, и туберкулеза. Неизвестно, говорил ли Петрарка о чувствах, и знала ли Лаура о его существовании.

Поэты отмечают, что в том случае, если бы Лаура стала законной супругой Франческо, он вряд ли бы написал столько проникновенных сонетов в ее честь. К примеру, об этом говорили Байрон, а также советский поэт Игорь Губерман. По их мнению, именно удаленность возлюбленной, невозможность быть с нею позволили Петрарке написать произведения, оказавшие огромное влияние на всю мировую литературу.

Смерть

Еще при жизни Петрарки его литературные произведения были оценены публикой по достоинству, и в результате он получил приглашения на коронацию лавровым венком из Неаполя, Парижа и Рима (практически одновременно). Поэт выбрал Рим, где был венчан лавровым венком на Капитолии в Пасху 1341 года. Вплоть до 1353 года он жил в своем имении в Воклюзе, периодически покидая его для путешествий или проповеднических миссий.

Навсегда покинув это место в начале 1350-ых годов, Франческо решил поселиться в Милане, хотя ему предлагали работу на кафедре во Флоренции. Обосновавшись при дворе Висконти, он занялся исполнением дипломатических миссий.


Впоследствии поэт хотел вернуться в родной Авиньон, но напряженные отношения с авторитетными итальянскими семьями помешали ему это сделать. В результате он переехал в Венецию и поселился неподалеку от семейства своей незаконнорожденной дочери.

Но и здесь Петрарка не задержался надолго: он регулярно путешествовал по различным итальянским городам, а в последние месяцы своей жизни оказался в небольшой деревне Арква. Там поэт скончался в ночь с 18 на 19 июля 1374 года, когда до 70-летнего юбилея ему оставалось дожить всего один день. История гласит, что Франческо ушел в мир иной за столом, сидя над работой по жизнеописанию с пером в руке. Его похоронили на местном кладбище.

Библиография

  • Книга песен
  • Триумфы
  • О презрении к миру
  • Книга о знаменитых мужах
  • Письмо к потомкам
  • Письма без адреса
  • Буколические песни
  • Покаянные псалмы