Болезни Военный билет Призыв

Г в психологии. Психология. Факты о психологии

Наука о психологии появилась в середине XIX века. Она прошла долгий и непростой путь в изучении душевного состояния личности. С помощью этой науки определяется характер, внимание, память человека. Многим нравится психология. Она помогает понять не только окружающих людей, но и себя. Психология очень обширная. О ней можно писать и говорить очень много. В этой статье мы рассмотрим некоторые важные аспекты психологии социальных групп и личности.

Психология как наука

Сознание, внимание, память, воля, душа человека - это целая наука о личности. Она называется психология. Только благодаря этой науке человек познаёт себя и окружающих. Не каждый понимает, что такое психология. Определение довольно простое. Это наука, которая изучает поведение, мысли, процессы как человека, так и животного. Хорошие знания психологии помогают понять любую личность. Ведь каждому интересно, например, что движет ребёнком, когда он совершает какое-нибудь непонятное для родителей действие. Или хочется понять, какой внутренний мир у вашего начальника.

На все вопросы, касающиеся души человека, ответит психология. Эта наука поможет правильно понять своего любимого, ребёнка, директора или подчинённого. Для того чтобы разобраться в себе или в близком человеке, некоторые люди посещают психолога по собственной инициативе. Только потому, что хотят быть счастливы. Однако кто-то боится обращаться к психологу, а зря. Если не получается у вас, специалист вам обязательно поможет понять проблему и разобраться в ней. Вот мы и разобрались с вопросом, что такое психология как наука. Теперь можно разобраться в тонкостях личности.

Понимание личности в психологии

Человек - индивидуальность. Вряд ли кто-то задаётся вопросом: «Что такое личность в психологии?». Это самая молодая психологическая наука. Она очень обширная. Остановимся на главном.

Никто даже не задумывается, что с человеком надо общаться лояльно, даже с маленьким ребёнком. Он в первую очередь личность, которая заслуживает к себе нормального отношения. Ведь один человек может не обратить на ваши слова внимания, другой, наоборот, пропускает через себя даже мимику, не то что слова.

Как вы уже догадались, психология имеет прямое отношение к личности. Человек мыслит, уделяет вам внимание, умеет выслушать, управляет своими эмоциями, характером, чувствами и др. Всем этим управляет личностная психология. Человек услышал плохие или хорошие новости, соответственно проявил в это время определённые эмоции. Любая непредсказуемость влияет на душевное состояние очень сильно. Поэтому, если вы не можете справиться с собой, вас что-то гложет, постарайтесь для начала разобраться в себе. Может, у вас на днях был стресс или превысили радостные эмоции, переключитесь на хорошую, позитивную, но спокойную книгу или просто сходите прогуляться. Вам это поможет отвлечься и разобраться в своём внутреннем мире. Теперь вы имеете представление, что такое личность в психологии? Она имеет некоторые подразделы: характер, состояние души, внимание, мышление и др.

Представление памяти в психологии

Память - это в некотором роде запоминающее устройство, которое сохраняет, а со временем озвучивает какие-то события или факты. Она может быть кратковременная или долговременная.

Психологи определили несколько видов памяти:

  1. Зрительная - увидел и запомнил.
  2. Слуховая - услышал, запомнил, через время озвучил.
  3. Двигательная - запоминание движений.
  4. Осязаемая - запоминание на ощупь.
  5. Образная - даже через определённое время всплывает в памяти увиденный образ.
  6. Эмоциональная - человек помнит пережитые ранее им чувства.

В принципе, все понимают, что такое память в психологии. Это очень сложный и тяжёлый процесс. Именно память помогает передавать нашим детям, внукам свой опыт и знания. Это самый длительный процесс. Ведь не зря бабушка, которой 80 лет, вспомнит свой опыт того времени, когда ей было всего 25 или 30. Довольно часто человек может и не помнить какие-то события из своей жизни. В основном это бывает, когда информация прошла очень болезненно, и память стирает этот процесс на подсознательном уровне.

Проявление внимания в психологии

Если человек сосредоточен на одном объекте и за ним наблюдает, что это означает? Конечно же, внимание. Без этого психологического аспекта тяжело было бы человеку существовать. Давайте обратимся к терминологии, чтобы понять, что такое внимание в психологии. Это реакция живого организма на внешние раздражители. Когда психологи проводили анализ по видам внимания, они сделали вывод: есть избирательное внимание (когда имеется возможность выбирать объект внимания), распределённое (сосредоточенность одновременно на нескольких объектах), переключаемое внимание (внимание не постоянное). Что происходит с человеком, когда он выбирает объект внимания? Возьмём, например, ребёнка, которому показали зелёный квадрат, и воспитатель спросила: «Какой цвет?». Вы думаете, он ответит по существу? Возможно. Однако ещё в обязательном порядке будет замечено, что это квадрат, который имеет углы и т. д. Внимание не будет заострено только на цвете. Так же и со взрослым человеком. Например, вы встретите своего старого знакомого, остановитесь пообщаться и в любом случае на какую-то мелочь будете отвлекать своё внимание. Поэтому при разговоре можете упустить важную деталь. Внимание не может быть равномерно распределено на каждый объект. Так функционирует наш мозг.

В принципе, что такое внимание в психологии стало понятно. Просто многие не задумываются над такими вопросами, а это очень важно. Особенно для родителей, которые воспитывают малышей и сердятся на них за невнимательность. Прислушайтесь к психологам.

Способности личности в психологии

Многие родители с рождением ребёнка понимают, что его нужно ставить на ноги. Что это означает? Вырастить само собой, а ещё дать ему достойное образование. С дошкольного возраста дети начинают ходить в секции, для того чтобы понять, какие способности у них есть, и начать их развивать. Это могут быть художественная или музыкальная школы, плавание, танцы и мн. др.

Ребёнок же не может с рождения взять кисть в руки и рисовать, но, возможно, у него есть к этому задатки. Их необходимо развивать. Если родители пойдут путём, что нравится только им, ребёнок не сможет воспользоваться своими способностями. Поэтому необходимо предоставить своему малышу возможность заниматься тем, что ему нравится. Только тогда у него будет шанс развиваться в нужном направлении и стать великим художником или композитором. Талант есть абсолютно у каждого человека. Одному родители смогли открыть его в раннем детстве, другому не смогли.

Темперамент личности в психологии

Характер - это индивидуальная черта каждого человека. Под темпераментом понимают поведение человека. И. П. Павлов разработал очень давно основные черты темперамента и поделил их на 4 вида:

1. Сангвиник - жизнерадостный человек, не задерживает своё внимание на одном объекте. Общительный, но не засиживается долго на одном месте работы. Не любит однообразие. Новая обстановка для него только в радость, он идёт с удовольствием на контакт с незнакомыми людьми.

2. Флегматик - медлительный, спокойный, бурные эмоции проявляет крайне редко. К любому делу подходит очень продуманно. Никогда не сделает неверный шаг. Никогда никто не знает истинных чувств флегматика.

3. Холерик - очень подвижный, эмоции всегда переполняются через край. Не умеет сдерживать себя, может вспылить из-за пустяка. Как быстро холерик берётся за новую работу, так же быстро она ему и надоест. Иногда окружающие тяжело переносят холерика за его чрезмерную подвижность.

4. Меланхолик - пассивный человек, который не любят интересоваться ничем новым. Чувства и эмоции замедленного действия. Очень быстро обижается, огорчается, хотя и не показывает этого. Он замкнут и больше предпочитает одиночество, нежели шумные компании. Меланхолики в привычной для себя обстановке чувствуют спокойствие, уверенность.

В любой работе необходимо знание темпераментов. Так будет легче общаться с людьми.

Психология эмоций

Очень часто люди не знают, что такое чувства. Это эмоциональное состояние души человека, которое выражается определёнными движениями тела, мимикой или голосом.

С самого детства мы слышим о прекращении эмоций, о том, что надо меньше выражать свои чувства. Однако психологи утверждают обратное. Каждый человек должен уметь выбрасывать эмоции, а не накапливать их годами. От чего происходят заболевания, психические расстройства? От того, что человек годами сдерживает все свои чувства и эмоции в себе. Нужно уметь высказывать своё мнение везде: на работе, дома, в общении с окружающими. Благодаря эмоциям человек быстрее определяет для себя все необходимые ему потребности. Не бойтесь выплёскивать свои чувства и эмоции наружу. Тот круг, которому вы нужны, примет вас такого. Другим же доказывать ничего не стоит. Ведь здоровье дороже.

Потребность в психологии

Человек не всегда догадывается о том, в чём он нуждается. Потребность - это то, в чём личность испытывает острую необходимость. Есть 3 вида:

1. Трудовая потребность - личность нуждается в познании мира, в работе.

2. Развивающая потребность - личность обучается, самореализовывается.

3. Социальная потребность - человек нуждается в общении с друзьями, коллективом и др.

Это социогенные потребности. Потребность заканчивается тогда, когда цель достигнута. Тогда у человека появляется что-то другое, в чём есть необходимость. Потребность - это весь механизм в психике человека. Другими словами, потребности - это психическое душевное состояние личности. Благодаря им человек стремится к своей цели, чтобы добиться желаемого, то есть становится более активным, а пассивность исчезает практически совсем.

Вам стало понятно, что такое психология, определение теперь можно дать более точное. Потребность, внимание, память, эмоции - вот что такое психология человека.

Социальная психология как наука

Каждый человек живёт в мире, где у него есть много родных, близких, знакомых, друзей, коллег и т. д. Для этого и нужна человеку социальная психология. Благодаря ей люди познают друг друга и взаимоотношения. Развиваются отношения не только между двумя индивидами, но и между целыми группами. Вы, наверное, догадались, что такое социальная психология. В этом предмете переплелись две науки. Социология и психология. Поэтому здесь изучаются отношения не просто между людьми, а различаются такие виды: социальные, экономические, политические и много других. Социальная психология в обществе позволяет занимать определённое место среди людей. Разделяют в социальной психологии 3 вида личности:

1. Пикники - они хорошо адаптируются в социальной среде. Стремятся выгодно построить отношения с нужными людьми. Они умеют отстаивать свои интересы без конфликтов.

2. Атлетики - общительные, любят обращать на себя должное внимание, доминирующая личность.

3. Астеники - им в обществе находится нелегко. Они не общительны, замкнуты, сдержанны.

Каждому человеку своё. Одни любят находиться в центре внимания в обществе, другим нравится больше находится в тени. С этим ничего не поделаешь. Надо принимать личность такой, какая она есть. О том, что такое социальная психология, можно много писать. Так как это не книга, а всего лишь статья, даются самые важные определения и понятия.

    Психология … Орфографический словарь-справочник

    ПСИХОЛОГИЯ - ПСИХОЛОГИЯ, наука о псих, процессах личности и их специфически человеческих формах: восприятии и мышлении, сознании и характере, речи и поведении. Советская П. строит сзое понимание предмета П. на основе рязработки идейного наследства Маркса… … Большая медицинская энциклопедия

    - (от греч. душа и слово, учение), наука о закономерностях, механизмах и фактах психич. жизни человека и животных. Взаимоотношения живых существ с миром реализуются посредством чувств. и умств. образов, мотиваций, процессов общения,… … Философская энциклопедия

    психология - (от греч. psyche душа и logos учение, наука) наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Взаимодействие живых существ с окружающим миром реализуется посредством качественно отличных от… … Большая психологическая энциклопедия

    - (от психо... и...логия) наука о закономерностях, механизме и фактах психической жизни человека и животных. Основная тема психологической мысли античности и средних веков проблема души (Аристотель, О душе и др.). В 17 18 вв. на основе… … Большой Энциклопедический словарь

    - (от психо... и...логия), наука о закономерностях, механизмах и фактах психической жизни человека и животных. Основная тема психологической мысли античности и средних веков проблема души (О душе Аристотеля и др.). В 17 18 вв. на основе… … Современная энциклопедия

    психология - и. ж. psychologie f. 1. Наука о психике, психической деятельности человека. Общая психология. БАС 1. Экспериментальная психология. Психология животных. Уш. 1939. || Учебный предмет, излагающий содержание этой науки. БАС 1. || Книга, излагающая… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Психология - (от психо... и...логия), наука о закономерностях, механизмах и фактах психической жизни человека и животных. Основная тема психологической мысли античности и средних веков проблема души (“О душе” Аристотеля и др.). В 17 18 вв. на основе… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (греч., от psyche душа, и logos учение, наука). Наука о душевной деятельности. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПСИХОЛОГИЯ греч., от psyche, душа, и lego, говорю. Наука о душе. Объяснение 25000… … Словарь иностранных слов русского языка

    ПСИХОЛОГИЯ, психологии, мн. нет, жен. (греч. psyche душа и logos учение) (книжн.). 1. Наука, изучающая психические процессы, возникающие в результате постоянного воздействия объективного мира, социальной среды на человека (и животных).… … Толковый словарь Ушакова

    психология я - ПСИХОЛОГИЯ Я (эго психология) одно из направлений психоаналитической психологии, возникшее в середине 20 в., нашедшее свое отражение в работах А. Фрейд, X. Хартманна и ориентированное на изучение защитных механизмов Я, а также их связей и … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Книги

  • Психология , Абрахам П. Сперлинг. Не замыкаясь в рамках строгого энциклопедического определения, гласящего, что психология - многоотраслевая наука о закономерностях, механизмах и фактах психической жизни человека и животных,…

1.2. Место психологии в системе наук. Отрасли психологической науки

1.3. Методологические принципы психологии. Методы психологии

1.1. Как понять поведение другого человека? Почему люди обладают разными спо­собностями? Что такое «душа» и какова ее природа? Эти и другие вопросы всегда занимали умы людей, причем со временем интерес к человеку и его поведению постоянно возрастал.

Рациональный подход к познанию мира основывается на том, что окружаю­щая нас действительность существует независимо от нашего сознания, может быть исследована опытным путем, а наблюдаемые явления вполне объяснимы с науч­ных позиций.

Современной наукой человек, во-первых, изучается как представитель биологического вида; во-вторых, он рассматривается как член общества; в-третьих, изучается предметная деятельность человека; в-четвертых, изучаются закономерности развития конкретного человека.

Психология изучает этот внутренний мир психических явлений чело­века, осознаваемых или не осознаваемых им.

Слово «психология» в переводе с древнегреческого буквально означает «наука о душе» (psyche - «душа», logos - «понятие», «учение»). В научном употреблении термин «психология» появился впервые в XVI в. Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением так называемых душевных, или психических, явлений, т. е. таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения. Позднее, в XVII-XIX вв. область, изучаемая психологией, расширяется и включает в себя не только осо­знаваемые, но и неосознаваемые явления.

Понятие «психология» имеет как научный, так и житейский смысл. В первом случае оно употребляется для обозначения соответствующей научной дисциплины, во втором - для описания поведения или психических особенностей отдельных лиц и групп людей. Поэтому в той или иной степени каждый человек знакомится с «психологией» задолго до ее систематического изучения.

Психология - наука о закономерностях возникно­вения, функционирования и развития психики. Психику нельзя свести просто к нервной системе. Психические свойства являются результатом нейрофизиологической деятельности мозга, однако содержат в себе характеристики внешних объектов, а не внутренних физиологических процессов, при помощи которых психическое возникает. Преобразования сигналов, совершающиеся в мозгу, воспринимаются человеком как события, разыгрывающиеся вне его, во внешнем пространстве и мире. Мозг выделяет психику, мысль подобно тому, как печень выделяет желчь. Недостаток этой теории в том, что отождествляют психику с нервными процессами, не видят качественных отличий между ними.

Следовательно, объектами отечественной психологии в настоящее время выступают система психических явлений живых существ (людей и животных), а также психология больших (общественных, этнических, религиозных и т.д.) и малых (корпоративных, производственных и т.д.) групп людей. В свою очередь, ее предметом являются закономерности формирования, функционирования и развития названных психических и психологических (социально-психологических) явлений.

Объекты и предмет психологии определяют перечень решаемых в ее рамках научных задач.

Таким образом, психология - это наука о психике и психических явлениях. Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо построить классифика­цию психических явлений. Психические явления (конечно, на ином уровне организации) есть и у животных. Поэтому психология, изучая человека, интересуется и пси­хикой животных: как она возникает и изменяется в процессе эволюции животного мира, в чем причины отличия человеческой психики от пси­хики других живых существ.

Для того чтобы заниматься какой-либо деятельностью, общаться с другими людьми, чтобы ориентироваться в окружающем мире, человеку прежде всего необходимо его познать. Психология изучает, какие свой­ства действительности познает человек посредством психических про­цессов - ощущений, восприятия, мышления, воображения и пр. Пси­хология рассматривает также психологические особенности различных видов деятельности и общения и их влияние на психику.

Хотя психические явления подчиняются общим закономерностям, для каждого человека они индивидуальны. Поэтому психология изучает ин­дивидуально-психологические особенности людей, их личности, моти­вы поведения, темперамента и характера. Мы будем разделять психические явления на три основных класса: психические процессы, психические состояния и психические свойства личности.

З адачи психологии в основном сводятся к следующим:

Научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности;

Научиться управлять ими;

Использовать полученные знания с целью повышения эффективности тех отраслей практики, на пересечении с которыми лежат уже оформившиеся науки и отрасли.

Система психических явлений, изучаемых современной психологией.

Психические явления - это совокупность всех явлений и процессов, которые отражают основное содержание психики человека и которые изучает психология, как наука.

1. К познавательным психическим процессам относятся психические процессы, связанные с восприятием и переработкой информации. Они делятся на:познавательные, эмоциональные, волевые.

2. Под психиче­скими свойствами личности принято понимать наиболее существенные особенно­сти личности, обеспечивающие определенный количественный и качественный уровень деятельности и поведения человека. К психическим свойствам относят направленность, темперамент, способности и характер.

3.Психические состояния - это определённый уровень работоспособности и качества функционирования психики человека, характерный в конкретный момент времени (подъем, угнетенность, страх, бодрость, уныние.и т.д.)

Явления, изучаемые психологией, связаны не только с конкретным человеком, но и с группами. Психические явления, связанные с жизнедеятельностью групп и коллективов, подробно изучаются в рамках социальной психологии.

Все групповые психические явления могут быть также разделены на психические процессы, психические состояния и психические свойства. В отличие от индивидуальных психических явлений психические явления групп и коллективов имеют более четкое деление на внутренние и внешние.

К коллективным психическим процессам, выступающим в качестве первичного фактора регуляции существования коллектива или группы, относят общение, межличностное восприятие, межличностные отношения, формирование групповых норм, межгрупповые взаимоотношения и др. К психическим состояниям группы относятся конфликт, сплоченность, психологический климат, открытость или закрытость группы, паника и др. К числу наиболее значимых психических свойств группы относят организованность, стиль руководства, эффективность деятельности.

1.2. Так, долгое время, являясь одним из разделов философии, психология неизбежно взяла из этой науки принципиально важные теоретические положения, определяющие подход к решению проблем. Таким образом, философия является методологической основой психологии.

Очевидна связь психологии с естественными науками - биологией, физиологией, химией, физикой и др., с помощью которых можно изучить физиологические и биологические процессы мозга, лежащие в основе психики.

Психологию сближают с гуманитарными науками (социологией, историей, языкознанием, искусствоведением и др.) изучение взаимо­действия личности и ее ближайшего окружения; интерес к особенностям психического, душевного склада человека в различные исторические эпохи; роль языка в культурном и психическом развитии человека, про­блема творчества.

Не менее очевидна связь психологии с педагогикой. Эффективно обучать и воспитывать можно только на основе знания закономерностей, по которым развивается психика человека.

Многообразны связи психологии с медициной. Общие точки сопри­косновения эти науки находят в изучении проблемы нарушения психи­ческой деятельности, психологическом обосновании особенностей взаи­модействия врача и пациента, диагностике и лечении ряда заболеваний.

Взаимосвязь психологии и технических наук проявляется, с одной стороны, в выявлении оптимальных психологических условий взаи­модействия человека и машины, с другой - в разработке технических средств, приборов для изучения проявлений психики.

Современная психология находится в ряду наук, занимая промежуточное положение между философскими науками, с одной стороны, естественными – с другой, социальными – с третьей. Объясняется это тем, что в центре ее внимания всегда остается человек, изучением которого занимаются и названные выше науки, но в других аспектах. Известно, что философия и ее составная часть – теория познания (гносеология) решает вопрос об отношении психики к окружающему миру и трактует психику как отражение мира, подчеркивая, что материя первична, а сознание вторично. Психология же выясняет ту роль, которую играет психика в деятельности человека и его развитии.

Согласно классификации наук академика А. Кедрова психология занимает центральное место не только как продукт всех других наук, но и как возможный источник объяснения их формирования и развития.

Рис. 1 . Классификация А. Кедрова

Структура современной психологии включает широкий круг отраслей психологической науки.

Так, особенности психики животных изучает зоопсихология. Психика человека изучается другими отраслями психологии: детская психология изучает развитие сознания, психических процессов, деятельности, всей личности растущего человека, условия ускорения развития. Социальная психология изучает социально-психологические проявления личности человека, его взаимоотношения с людьми, с группой, психологическую совместимость людей, социально-психологические проявления в больших группах (действие радио, прессы, моды, слухов на различные общности людей). Педагогическая психология изучает закономерности развития личности в процессе обучения, воспитания. Можно выделить ряд отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности: психология труда рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков. Инженерная психология изучает закономерности процессов взаимодействия человека и современной техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации автоматизированных систем управления, новых видов техники. Авиационная, космическая психология анализирует психологические особенности деятельности летчика, космонавта. Медицинская психология изучает психологические особенности деятельности врача и поведения больного, разрабатывает психологические методы лечения и психотерапии. Патопсихология изучает отклонения в развитии психики, распад психики при различных формах мозговой патологии. Юридическая психология изучает психологические особенности поведения участников уголовного процесса (психология свидетельских показаний, психологические требования к допросу, и т. п.), психологические проблемы поведения и формирования личности преступника. Военная психология изучает поведение человека в условиях боевых действий.

1.3. В целом методология определяет те принципы, приемы, которыми руководствуется человек в своей деятельности.

Отечественная психология в качестве методологических выделяет следующие принципы материалистической психологии:

1. Принцип детерминизма, который применяется для анализа при­роды и сущности психических явлений при рассмотрении послед­них во взаимосвязи с явлениями внешнего мира. Согласно этому принципу психика определяется образом жизни и изменяется с из­менением внешних условий, являясь при этом детерминантой пове­дения и деятельности человека.

2. Принцип единства сознания и деятельности, утверждающий, что сознание и деятельность находятся в неразрывном единстве, кото­рое выражается в том, что сознание и вообще все психические свой­ства человека не только проявляются, но и формируются в деятель­ности. Этот принцип позволяет при изучении деятельности выя­вить те психологические закономерности, которые обеспечивают успешность достижения ее цели.

3.Принцип развития означает, что проявления психики могут быть правильно поняты, если они рассматриваются в непрерывном раз­витии как процесс и результат деятельности.

Методологические принципы воплощаются в специальных эмпири­ческих методах психологии, с помощью кото­рых выявляются существенно важные факты, закономерности и меха­низмы психики.

К основным методам психологического исследования относят на­блюдение и эксперимент.

Наблюдение как метод психологии заключается в фиксации прояв­лений психических явлений в поведении на основе их непосредствен­ного восприятия.

Научное наблюдение предпринимается со строго определенной це­лью, заранее определенными ситуациями и особенностями поведения, которые должны стать объектом изучения, а также разработанной систе­мой фиксации и записи результатов. При этом важно, чтобы в наблюде­нии участвовало несколько человек, а окончательная оценка должна пред­ставлять собой среднее из наблюдений. Эти меры предпринимаются для уменьшения влияния характеристик наблюдателя на процесс восприятия.

Различают следующие виды наблюдения:

    нестандартизированное, когда исследователь пользуется общим планом наблюдения;

    стандартизированное, при котором регистрация фактов идет на основе детальных схем наблюдения, заранее определенных образ­цов поведения.

В зависимости от положения наблюдателя выделяют наблюдение:

- включенное, когда исследователь является участником той груп­пы, за которой он наблюдает;

- простое, когда особенности поведения фиксируются со стороны. Это пассивный метод получения психологических фактов, поскольку исследователь не может повлиять на ход событий или повторить их. С помощью этого метода сложно установить точную причину поступка, действия, так как фиксируются только внешние их проявления. В то же время пассивность наблюдателя позволяет изучать поведение в есте­ственных условиях, не искажая естественного хода событий в резуль­тате вмешательства, как это может произойти в эксперименте.

Эксперимент отличается от наблюдения в первую очередь тем, что предполагает целенаправленную организацию психологом ситуации ис­следования; это позволяет относительно строго контролировать условия его проведения, не только описать психологические факты, но и объяс­нить причины их появления.

Это достоинство эксперимента зачастую оборачивается недостатком: сложно организовать экспериментальное исследование так, чтобы испы­туемый о нем не догадывался. Знание человека о том, что он-предмет изучения, как правило, вызывает скованность испытуемого, тревогу и пр., особенно если исследование проводится в специальных условиях, напри­мер в оборудованной лаборатории (лабораторный эксперимент).

Поэтому часто используется естественный эксперимент, при котором исследователь активно влияет на ситуацию, но в формах, не нарушающих ее естественности, например в процессе трудовой деятельности человека.

В констатирующем эксперименте проверяют наличие связи между определенными фактами или явлениями. Формирующий эксперимент предполагает активное, целенаправленное воздействие экспериментатора на испытуемого с целью формирования его психики.

Кроме основных в психологии выделяют вспомогательные методы:

    опрос -сбор первичной вербальной информации с помощью за­ранее составленной совокупности вопросов в процессе непосред­ственного (интервью) или опосредованного (анкетирование) кон­такта между исследователем и исследуемым;

    тесты - система стандартизированных заданий, позволяющих измерить уровень развития определенной характеристики чело­века -интеллекта, творческих способностей и пр.;

    изучение продуктов деятельности - количественно-качествен­ный анализ различных документальных источников (дневников, ви­деозаписей, газет, журналов и пр.).

В зависимости от задач конкретного исследования методы психологии воплощаются в частные методики (например, метод наблюдения реали­зуется различным образом в ходе исследования трудового коллектива и учебной группы).

Степень надежности результатов применения методики во многом зависит от условий, в которых организуется исследование (времени су­ток, наличия или отсутствия посторонних шумов, манеры поведения ис­следователя, самочувствия испытуемого и пр.).

Психология - это наука о психике и поведении человека. Слово "психология" произошло от греческих слов "psyche", означающего дыхание, дух, душа, и "logia", означающего изучение чего-то.

Согласно медицинскому словарю Medilexicon, психология, это "профессия (клиническая психология), научная дисциплина (академическая психология) и наука (исследовательская психология), которые имеют отношение к поведению человека и животных, и к связанным с этим поведением умственным и психологическим процессам".

Хотя психология может включать в себя изучение мозга и поведения животных, в настоящей статье рассматривается исключительно психология людей.

В конце некоторых параграфов приводится введение в новые направления развития, описываемые в новостных историях MNT. Также можно воспользоваться нашими ссылками на информацию об относящихся к вопросу психических состояниях.

Психология - это выражение словами того, чего нельзя ими выразить.

Джон Голсуорси

Факты о психологии

Ниже приводятся ключевые факты-моменты, связанные с психологией.

Более детальная информация приводится в основной части статьи:

  • Психология - это изучение поведения и психики
  • Мы не способны физически видеть умственные процессы, такие как мысли, память, сны и ощущения.
  • Клиническая психология объединяет науку, теорию и практику.
  • Когнитивная психология изучает внутренние психические процессы, то, как люди думают, воспринимают и общаются.
  • Психология развития изучает, как люди развиваются психологически в течение жизни.
  • Эволюционная психология изучает, как психологические изменения в процессе эволюции повлияли на поведение людей.
  • Судебная психология представляет собой применение психологии к процессу расследования преступлений и к законодательству.
  • Психология здоровья изучает влияние здоровья на поведение, биологию и социализацию.
  • Нейропсихология изучает функционирование мозга по отношение к различному поведению и психологическим процессам.
  • Психология занятости исследует, как люди выполняют работу для того, чтобы развивать и понимать функционирование организаций.
  • Социальная психология изучает влияние на поведение и мысли людей фактического или предполагаемого присутствия других людей.

Психология - наука, изучающая деятельность мозга

Мозг по своей природе весьма сложен и загадочен. Многие удивляются, как психологи вообще могут изучать такой сложный, имеющий абстрактный вид, и очень изощренный объект. Даже если ученые смотрят внутрь мозга, например, при аутопсии или во время хирургической операции, все, что они видят, это серое вещество (собственно мозг). В отличие, например, от шелушения кожи или порока сердца, просто нельзя физически увидеть мысли, познание, эмоции, воспоминания, сны, ощущения и т.п.

Эксперты говорят, что подход, применяемый в психологии, не очень отличается от других наук. Как и в других науках, в психологии разрабатываются эксперименты, которые подкрепляют или опровергают теории и ожидания. Для физика, данные для обработки во время эксперимента могут поступать от атомов, электронов, применения или прекращения нагрева, в то время как для психолога такими источниками данных является поведение человека.

Для психолога поведение человека используется в качестве свидетельства, или, по крайней мере, указания функционирования мозга. Мы не в состоянии наблюдать работу мозга непосредственно; однако фактически она оказывает влияние на все наши действия, чувства и мысли. Именно поэтому поведение человека используется в качестве источника информации для проверки психологических теорий о том, как работает мозг.

На что похожа психология по сравнению с другими науками?

Многие говорят, что психология находится на пересечении других дисциплин, таких как медицина, лингвистика, социология, биология, искусственный интеллект, антропология, и даже история. Например, нейропсихология – направление психологии, изучающее, как различные области мозга используются в процессах памяти, в языке, в эмоциях и т. д, - является пересечением биологии и медицины.

Различные направления психологии

Существует множество направлений психологии. Как вы классифицируете их, зависит от того, в какой части мира вы находитесь, и даже от того, в каком университете или институте вы обучались.

Но можно выделить наиболее крупные направления психологии, такие как:

Клиническая психология

Клиническая психология объединяет в себе науку, теорию и практику для того, чтобы понимать, прогнозировать и облегчать неспособность пациента адаптироваться, его нетрудоспособность и дискомфорт. Клиническая психология также способствует адаптации, настрою и персональному развитию. Клинические психологи концентрируются на интеллектуальных, эмоциональных, биологических, социальных и поведенческих аспектах поведения человека в течение его жизни, при изменении культурных, социальных и экономических уровней.

Другими словами, клиническая психология представляет собой научные исследования и применение психологии для понимания, предотвращения и устранения стрессов или нарушений (нетрудоспособность), вызванных психологическими причинами, с целью улучшения здоровья и личного развития пациента.

Основой практики клинической психологии являются психологическая оценка и психотерапия ("что такое психотерапия"). Однако клинические психологи также часто вовлекаются в исследования, обучение, судебную экспертизу и в другие области.

Когнитивная психология

Когнитивная психология изучает такие внутренние психические процессы, как решение задач, запоминание, обучение и язык (то, как люди думают, воспринимают, общаются, запоминают и учатся). Эта ветвь психологии близко связана с другими дисциплинами, такими, как нейробиология, философия и лингвистика.

Когнитивная психология фокусируется на том, как люди получают, обрабатывают и хранят информацию. Часто говорят, что когнитивная психология представляет собой изучение интеллекта. Практические применения когнитивных исследований могут включать в себя улучшение памяти, улучшение точности принятия решений, или изменение программ обучения для ускорения процесса учебы.

Психология развития

Психология развития представляет собой научное изучение систематических психологических изменений, испытываемых человеком в течение всей его/ее жизни. Это направление психологии часто упоминается, как психология развития человека. Ранее она концентрировалась только на младенцах и маленьких детях, но сегодня также включает изучение подростков и взрослых - всю продолжительность жизни человека.

К психологии развития относятся любые психологические факторы, действующие в течение жизни человека, в том числе такие, как моторные навыки, решение задач, понимание морали, освоение языка, формирование эмоций, личности, самооценки и идентичности.

Психология развития также изучает и сравнивает врожденные психические структуры с тем, которые приобретены в процессе опыта. Например, считается, что младенцы рождаются с LAD (врожденная способность осваивать язык).

Специалист по психологии развития будет интересоваться, как работает LAD в сравнении с развитием младенца и приобретением им опыта, и как взаимосвязаны эти два механизма. Он также будет интересоваться взаимодействием характеристик человека с факторами окружающей среды и тем, как это взаимодействие влияет на развитие.

Психология развития перекрывается с рядом других направлений в психологии, а также и с такими другими дисциплинами, как лингвистика.

Эволюционная психология

Эволюционная психология изучает влияние на поведение человека психологических изменений в процессе эволюции. В то время как биологи говорят о естественном или сексуальном отборе в процессе эволюции, эта ветвь психологии применяет психологический подход к такому отбору. Например, эволюционный психолог считает, что восприятие языка или память являются функциональным продуктом естественного отбора.

Некоторые специалисты в эволюционной психологии высказывают предположение, что освоение языка - это врожденная способность, делающая обучение языку автоматическим процессом, но не связанная с чтением и письмом. Другими словами, они уверены, что наша способность осваивать язык является врожденной, в то время как способность читать и писать является приобретенной (обучение языку осуществляется автоматически, а чтению и письму нас нужно учить). Человек, родившийся в городе, где говорят на французском языке, будет к возрасту 20 лет говорить по-французски. Однако если его не будут специально учить читать, он останется неграмотным - язык достается автоматически, если он существует вокруг вас, а чтение и письмо - нет.

Эволюционный психолог уверен, что психологические особенности человека являются результатом адаптации наших предков к выживанию в повседневной среде.

Судебная психология

Судебная психология применяет принципы психологии для расследований преступлений и для судопроизводства. Это направление практикует психологию, как науку в рамках системы осуждения преступников.

Судебная психология включает в себя понимание уголовного законодательства в соответствующей юрисдикции, чтобы взаимодействовать с судьями, адвокатами и другими специалистами юридической системы.

Судебная психология также изучает способность свидетельствовать в суде, представлять в суде психологические выводы на юридическом языке, и предоставлять данные для юридических профессионалов понятным им образом.

Судебный психолог должен понимать правила, стандарты и философию используемой юридической системы.

Психология здоровья

Психология здоровья еще называется поведенческой медициной или медицинской психологией. Эта ветвь психологии изучает то, как поведение, биология и социальное окружение оказывают влияние на болезни и здоровье. В то время как врач лечит болезнь, специалист по психологии здоровья больше концентрируется на болеющем человеке, выясняя его/ее социальный и экономический статус, предпосылки и поведение, способные влиять на болезнь (например, строгое выполнение медицинских предписаний), а также биологические основания болезни. Целью такого психолога является улучшение общего здоровья пациента при анализе болезни в контексте биопсихологических факторов. "Биопсихологический" здесь обозначает биологические, психологические и социальные аспекты в отличие от строго биомедицинских аспектов заболевания.

Специалисты по психологии здоровья обычно работают вместе с другими профессиональными медиками в клинической среде.

Нейропсихология

Эта ветвь психологии изучает структуру и функции мозга, относящиеся к поведенческим и психологическим процессам. Нейропсихология также применяется в изучении повреждений мозга, а также при записи электрической активности клеток и клеточных групп у высших приматов.

Нейропсихолог использует нейропсихологическую оценку - систематическую оценочную процедуру - чтобы определить степень любых возможных поведенческих проблем после предполагаемых или диагностированных травм мозга у пациента. После установки диагноза, к некоторым пациентам применяется индивидуальный протокол когнитивной коррекции - лечение, помогающее пациенту преодолеть свои когнитивные дефекты.

Психология занятости

Психология занятости - называемая в различных публикациях психологией организации промышленности, психологией I-O, психологией работы, организационной психологией, психологией работы и организации, психологией персонала или оценкой таланта - изучает показатели людей во время работы и обучения. Она развивает понимание функционирования организаций и поведения отдельных людей и групп людей во время работы. Специалист по психологии занятости нацелен на увеличение эффективности, действенности и удовлетворения от работы.

Согласно формулировке Британского Психологического Общества, психология занятости "имеет отношение к показателям людей на работе и во время обучения, к тому, как функционируют организации, и как отдельные люди и небольшие группы ведут себя во время работы. Целью данного направления психологии является увеличение эффективности организации, и улучшение удовлетворения работой отдельного человека".

Социальная психология

Социальная психология использует научные методы для понимания и объяснения того, как чувства, поведение и мысли людей зависят от фактического, воображаемого или предполагаемого присутствия других людей. Социальный психолог изучает поведение группы, социальное восприятие, невербальное поведение, послушание, агрессию, предубеждения и лидерство. Ключевыми аспектами для понимания социального поведения считаются социальное восприятие и социальные взаимодействия.

Проще говоря, специалист по социальной психологии изучает влияние окружающих людей на поведение человека.

Психология, в общепринятом понимании, крайне простая наука.
Люди, не способные самостоятельно вбить гвоздь или срифмовать пару строчек, ни капли не сомневаются в своей способности понимать и судить других.
В крайних проявлениях это становится смыслом жизни и источником самоутверждения.
Сергей Лукьяненко. Лабиринт отражений

История психологии

В философском контексте психология уже существовала тысячи лет назад в Греции, Египте, Индии, Персии и Китае. Средневековые мусульманские психологи и врачи практиковали клинический и экспериментальный подход к психологии - они были первыми, у кого появились психиатрические больницы.

Биологическая психология была создана Пьером Кабанисом (Франция) в 1802 году. Психолог Кабанис написал известное эссе, названное "Связи физических и моральных аспектов человека" ("Rapports du physique et du moral de l"homme"). Он интерпретировал психику в соответствии со своими предыдущими исследованиями в биологии, считая, что чувствительность и душа составляют часть нервной системы.

Рождением современной психологии можно считать 1879 год. В этом году немецкий врач Вильгельм Вундт основал психологию, как полностью независимое экспериментальное направление исследований. Он открыл в университете Лейпцига первую лабораторию, в которой проводил исключительно психологические исследования. Сегодня Вундт считается отцом психологии.

В 1980 году американский психолог Уильям Джеймс опубликовал работу "Принципы психологии" (Principles of Psychology), которую в течение многих десятилетий обсуждали психологи по всему миру.

Первым психологом, начавшим изучать исключительно память, был Герман Эббингауз (1850-1909) из университета Берлина. Психолог Иван Павлов (1849-1936) сегодня известен даже среди обычных людей благодаря термину "собака Павлова". Он изучал процессы обучения, называемые "классическое обусловливание".

Психоанализ

В настоящее время в психологи появились такие направления, как бихевиоризм, психоаналитическая теория, и теория когнитивного восприятия. Психология стала намного более многоплановой.

Зигмунд Фрейд (1856-1939), (Австрия) разработал психоанализ - метод психотерапии ("Что такое психотерапия?"). Его понимание психики в основном было основано на интерпретации, интроспекции и клинических наблюдениях. Фрейд концентрировался на решение неосознанных конфликтов, психических заболеваний и психопатологии.

Теории Фрейда о сексуальности и подсознательной психике стали известны, вероятно, потому, что сексуальность в те времена была табуированной темой. Основной принцип теории Фрейда заключается в том, что за большинство мыслей и поведение каждого человека, а также за психические расстройства или заболевания отвечает подсознание. Фрейд оказал значительное влияние на психиатра Карла Янга (Швейцария).

Структурализм против функционализма

Е.Б.Титчнер (США), студент Вундта, был ярый сторонником структурализма. Уильям Джейм и Джон Дивей были сильными приверженцами функционализма. Структурализм занимается вопросом "что такое сознание", в то время как функционализм интересуется вопросами "для чего нужно сознание? Какие цели или функции создания составляют основу психического процесса?"

Структуралисты и функционалисты страстно расходятся во мнениях друг с другом. Большинство из них согласны, что явный победитель в их споре никогда не появится - но их дискуссия привела к быстрому распространению психологии в США, а также и в других частях мира. Первую психологическую лабораторию в США открыл Стенли Холл при университете Джона Хопкинса.

Бихевиоризм

В 1913 году американский психолог Джон Уотсон основал новое движение, изменившее направление внимания психологии. Уотсон был уверен, что и структуралисты и функционалисты слишком сильно отошли от объективной науки. Проще говоря, Уотсон говорил, что психология должна концентрироваться на изучении поведения, так как он был убежден, что поведение представляет собой не результат внутренних психических процессов, а, скорее, является результатом нашей реакции на раздражители окружающей среды.

Бихевиоризм фокусируется на том, как люди обучаются новому поведению в окружающей среде. Это направление стало очень популярным в США, где среди последователей Уотсона можно назвать психолога Б.Ф. Скиммера.

Гуманизм

Некоторые психологи воспринимают бихевиоризм и теорию психоанализа, как излишне механистические. Вместо того чтобы быть жертвой окружающей среды или подсознания, говорят гуманисты, человек внутренне правилен, и только наши собственные психические процессы играют активную роль в нашем поведении.

Движение гуманистов высоко оценивает наши эмоции, свободную волю и субъективные восприятия ощущений.

Когнитивная теория

Это направление психологии зародилось в 1970-х годах, и считается наиболее современным философским направлением в психологии. Когнитивная перспектива намного объективнее и более вычисляемая, чем перспектива гуманизма. Однако она отличается от в том, что, в основном, концентрируется на психических процессах.

Представители когнитивной теории убеждены, что мы принимаем информацию от нашего окружения через наши чувства и затем психически перерабатываем эти данные, организуя их, манипулируя ими, и связывая их с информацией, которую мы накопили ранее. Когнитивная теория применима к языку, памяти, обучению, системам восприятия, психическим расстройством и снам.

Сегодняшний день

Сегодня не существует доминантных направлений, как это было в психологии раньше. Бихевиоризм, теория психоанализа, гуманизм, и когнитивное восприятие - все эти направления сейчас активно разрабатываются психологами. Психология стала намного разнообразнее (отбирая то, что кажется лучшим из каждой доктрины, направления, или философского течения).

Психология (греч. — душа; греч. — знание) — это наука, изучающая поведение и психические процессы людей и животных. Психика — это высшая форма взаимосвязи живых существ с предметным миром, выраженная в их способности реализовывать свои побуждения и действовать на основе информации о нем. Посредством психики человек отражает закономерности окружающего мира.

Мышление, память, восприятие, воображение, ощущение, эмоции, чувства, задатки, темперамент , — все эти моменты изучает психология. Но основной вопрос остаётся, — что движет человеком, его поведением в той или иной ситуации, каковы процессы его внутреннего мира? Спектр вопросов, решаемых психологией достаточно широк. Так, в современной психологии выделяют большое количество разделов:

  • общая психология,
  • возрастная психология,
  • социальная психология,
  • психология религии,
  • патопсихология,
  • нейропсихология,
  • семейная психология,
  • психология спорта
  • и т.д.

В психологию проникают и другие науки и отрасли научного знания (генетика, логопедия, юриспруденция, антропология, психиатрия и др.). Происходит интеграция классической психологии с восточными практиками . Чтобы жить в гармонии с собой и с окружающим миром, современному человеку необходимо овладение основами психологии.

"Психология — это выражение словами того, чего нельзя ими выразить" , — писал Джон Голсуорси.

Психология оперирует следующими методами:

  • Интроспекция — наблюдение собственных психических процессов, познание собственной душевной жизни без использования каких-либо инструментов.
  • Наблюдение — исследование определенных характеристик того или иного процесса без активного вовлечения в сам процесс.
  • Эксперимент — исследование опытным путем определенного процесса. Эксперимент может быть построен на моделировании деятельности в специально заданных условиях или может проводиться в условиях, близких к обычной деятельности.
  • Исследование развития — изучение определенных особенностей одних и тех же детей, за которыми наблюдают в течение нескольких лет.

У истоков современной психологии стояли Аристотель, Ибн Сина, Рудольф Гоклениус , впервые использовавший понятие "психология", Зигмунд Фрейд , о котором, наверняка, слышал даже человек, не имеющий отношения к психологии. Как наука, психология зародилась во второй половине 19 века, отделившись от философии и физиологии. Психология исследует механизмы психики бессознательные и осознаваемые человеком.

Человек обращается к психологии, чтобы познать себя и лучше понимать своих близких . Это знание помогает увидеть и осознать истинные мотивы своих поступков. Психологию ещё называют наукой о душе , которая в определенные моменты жизни начинает задавать вопросы, — "кто я?", "где я?", "зачем я здесь?" Зачем человеку нужно это знание и осознание? Чтобы держаться на дороге жизни и не падать то в одну канаву, то в другую. А упав, найти в себе силы подняться и идти дальше.

Интерес к этой области знаний возрастает. Тренируя тело, спортсмены обязательно приходят к психологическим знаниям и расширяют их. Двигаясь в направлении своих целей, выстраивая отношения с людьми, преодолевая трудные ситуации, мы также обращаемся к психологии. Психология активно вливается в обучение и воспитание, в бизнес, в искусство.

Человек — это не только кладезь определённых знаний, умений и навыков, но и личность со своими эмоциями, чувствами, представлениями об этом мире.

Сегодня без знания психологии не обойтись ни на работе, ни дома. Чтобы продать себя или произведенный продукт, нужны определенные знания. Чтобы иметь благополучие в семье и уметь улаживать конфликты, так же необходимы знания психологии. Понимать мотивы поведения людей, учиться управлять своими эмоциями, уметь налаживать отношения, суметь донести до собеседника свою мысль, — и здесь на помощь придут психологические знания. Психология начинается там, где появляется человек и, зная основы психологии, можно избежать многих ошибок в жизни . "Психология — это умение жить".