Болезни Военный билет Призыв

Формы методы и виды обучения. Методы, формы организации и средства обучения. Методы и приемы обучения

В структуре процесса обучения можно выделить:

1. формы, направленные преимущественно на теоретическую подготовку учащихся;

2. формы, направленные преимущественно на практическую подготовку учащихся.

Основная цель теоретического обучения - вооружение учащихся системой знаний, практического - формирование у учащихся профессиональных умений. Однако деление это в достаточной мере условно, так как теоретическое и практическое обучение тесно взаимосвязаны между собой.

К формам организации теоретического обучения относятся лекции, уроки, семинарские занятия, экскурсии, самостоятельная внеаудиторная работа; к формам организации практического обучения - практические занятия, курсовое проектирование, все виды практик, деловая игра.

Формы обучения представляют собой целенаправленную, четко организованную, содержательно насыщенную и методически оснащенную систему:

Познавательного и воспитательного общения;

Взаимодействия;

Отношений обучающего и обучаемых.

Результатом такого взаимодействия является:

Профессиональное совершенствование педагога;

Усвоение учениками и студентами знаний, умений и навыков;

Развитие психических процессов учеников и студентов;

Развитие нравственных качеств учеников и студентов.

Форма обучения означает форму организации работы учащихся под руководством педагога, которая может быть:

Коллективной;

Групповой;

Индивидуальной.

Форма организации обучения предполагает какой-либо вид учебного занятия (урок, лекцию, факультатив, кружок, экскурсию, мастерскую).

Единичная и изолированная форма обучения (урок, лекция, лабораторная работа, семинарское занятие и др.) имеет частное обучающе-воспитательное значение. Она обеспечивает усвоение обучаемыми конкретных фактов, обобщений, выводов, отработку отдельных умений и навыков.

Различные системы обучения учащихся: индивидуальная, парная, групповая, коллективная - не являются взаимоисключающими.

Особенности и признаки классно-урочной системы обучения

Основной единицей дидактического цикла и формой организации обучения является урок (длительностью 45 минут)

Урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, и все учащиеся работают под руководством учителя

Ведущая роль учителя состоит в том, что он не только организует процесс передачи и усвоения учебного материала, но и оценивает результаты учебы учащихся и уровень обученности каждого ученика, а также в конце года принимает решение о переводе учащихся в следующий класс по своей дисциплине

Класс - это основная организационная форма объединения учащихся приблизительно одного возраста и уровня подготовки (как правило, состав класса почти не меняется)

Класс работает по единому учебному плану и программам согласно школьному расписанию учебных занятий

Для всех учащихся занятия начинаются строго по расписанию в заранее определенные часы

Учебный год определяется учебными четвертями и каникулами; каждый учебный день определяется количеством уроков по расписанию и временем на перерывы между занятиями

Учебный год заканчивается итоговой отчетной работой (экзаменом или контрольной) по каждой учебной дисциплине

Обучение в школе заканчивается сдачей выпускных экзаменов

Особенности и признаки лекционно-практической системы обучения

Лекция - это основная форма передачи большого объема систематизированной информации как ориентировочной основы для самостоятельной работы студентов (занимает 90 минут)

Практическое занятие - это форма организации детализации, анализа, расширения, углубления, закрепления, применения и контроля за усвоением полученной учебной информации (на лекции и в ходе самостоятельной работы) под руководством преподавателя вуза

Учебная группа - это центральная форма организации студентов (постоянный состав которой сохраняется, как правило, на весь учебный год)

Совокупность учебных групп представляет определенный курс обучения в вузе

Курс работает по единому учебному плану и программам согласно расписания учебных занятий

Учебный год делится на два семестра, зачетно-экзаменационный период и каникулы

Каждый семестр заканчивается сдачей зачетов и экзаменов по всем учебным дисциплинам

Обучение в вузе завершается сдачей выпускных экзаменов по ведущим дисциплинам и специальности (возможна защита диплома)

Методы организации и осуществления учебной деятельности

Методы подразделяют по источникам передачи и характеру восприятия информации на:

Словесные,

Наглядные

Практические (С. И. Перовский, Е. Я. Голант).

В зависимости от основных дидактических задач, реализуемых на данном этапе обучения, методы подразделяют на методы:

Приобретения знаний,

Формирования умений и навыков,

Применения знаний,

Творческой деятельности,

Закрепления, проверки знаний, умений, навыков (М. А. Данилов, Б. П. Есипов).

В соответствии с характером познавательной деятельности учащихся по усвоению содержания образования выделяют такие методы, как

Объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный),

Репродуктивный,

Проблемное изложение,

Частично-поисковый, или эвристический,

Исследовательский (М. Н. Скаткин, И. Я. Лернер).

При сочетании методов преподавания с соответствующими методами учения:

Информационно-обобщающий и исполнительский,

Объяснительный и репродуктивный,

Инструктивно-практический и продуктивно-практический,

Объяснительно-побуждающий и частично-поисковый,

Побуждающий и поисковый (М. И. Махмутов).

Классификацию, в которой рассматриваются четыре стороны методов:

Источниковая,

Процессуальная

Организационно-управленческая, предложил С. Г. Шаповаленко.

При целостном подходе необходимо выделить три большие группы методов обучения:

1) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;

2) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;

3) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

Словесные методы обучения

К словесным методам обучения относятся рассказ, лекция, беседа и др. В процессе их применения учитель посредством слова излагает, объясняет учебный материал, а ученики посредством слушания, запоминания и осмысливания активно его воспринимают и усваивают.

Наглядные методы обучения. Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы: методы иллюстраций и демонстраций.

Метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий.

Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок. К демонстрационным методам относят также показ видеофильмов и мультимедийных презентаций.

Индуктивные и дедуктивные методы обучения

Индуктивные и дедуктивные методы обучения характеризуют исключительно важную особенность методов - способность раскрывать логику движения содержания учебного материала.

Репродуктивные и проблемно-поисковые методы обучения . Репродуктивные и проблемно-поисковые методы обучения вычленяются прежде всего на основе оценки степени творческой активности школьников в познании новых понятий, явлений и законов.

Методы самостоятельной работы

Самостоятельная работа учеников осуществляется при выполнении самых разнообразных видов учебной деятельности. Наиболее распространенным ее видом в школьных условиях является работа со школьным учебником, справочной и другой литературой. В старших классах учащийся учится уже составлять тезисы и конспекты прочитанного.

Методы контроля учителя

Методы устного контроля. Устный контроль осуществляется путем индивидуального и фронтального опроса.

Методы письменного контроля. В процессе обучения эти методы предполагают проведение письменных контрольных работ, физических диктантов, тестов и пр. Письменные контрольные работы, могут быть как кратковременными, проводимыми в течение 15-20 мин, так и занимающими весь урок.

Методы лабораторного контроля. Контрольные лабораторные работы по физике проверяют умения пользоваться штангенциркулем, микрометром, амперметром, вольтметром, термометром, психрометром и другими измерительными приборами, которые должны быть изучены к данному моменту. В них включается также и решение экспериментальных задач, требующих проведения опытов, которые можно реально осуществить во время контрольной работы.

Методы компьютерного контроля . Машина соблюдает высокую степень объективности контроля, но не может учесть психологические особенности ученика. Не позволяет она проверить и логичность, грамотность речи, своевременно оказать ученику помощь при затруднениях.

Методы самоконтроля. Существенной особенностью современного этапа совершенствования контроля в школе является всемерное развитие у учащихся навыков самоконтроля за степенью усвоения учебного материала, умения самостоятельно находить допущенные ошибки, неточности, намечать способы устранения.

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХСВЯЗЕЙ

Работа по дисциплине «Психология и педагогика»

На тему «Формы и методы обучения»

Выполнил:

Студент группы З – ФК

Панамарев К. В.

Преподаватель:

Сенченко И. Н.

Саратов

Традиционно в педагогике метод обучения определяется как способ деятельности, осуществление которой ведет к достижению поставленной цели. Целесообразному и эффективному использованию методов как инструмента обучения способствует их классификация.

В соответствии с концепцией содержания образования И.Я, Лернер и М.Н. Скаткин предлагают классификацию общедидактических методов по уровню познавательной самостоятельной школьников, в которой выделяют две группы. Первая - репродуктивные: объяснительно-иллюстративные и собственно-репродуктивные; вторая -продуктивные: проблемное изложение, частично-поисковые (эвристические), исследовательские. Существенным признаком продуктивных методов обучения (проблемного изложения, частично-поискового, исследовательского), в процессе применения которых осуществляется творческое усвоение знаний и умений, является поисковая деятельность учащихся. Поисковая деятельность организуется средствами выполнения творческой самостоятельной работы проблемного характера.

Суть метода проблемного изложения состоит в том, что учитель ставит проблему, сам ее решает, но при этом показывает путь решения в его подлинных, но доступных учащимся противоречиях, вскрывает ходы мысли при движении по пути решения. Проблемное изложение может строиться на материале из истории науки или путем доказательного раскрытия современного способа решения поставленной проблемы. С его помощью учащиеся получают эталон научного мышления и познания, образец культуры развертывания познавательных действий.

Частично-поисковый (эвристический) метод постепенно приближает учащихся к самостоятельному решению проблем, учит выполнению отдельных шагов решения, отдельных этапов исследования. В одном случае их учат видению проблем, предлагая ставить вопросы к картине, карте, тексту учебной статьи; в другом случае от них требуют построить самостоятельно найденное доказательство; в третьем - сделать выводы из представленных фактов; в четвертом - высказать предположение; в пятом - построить план его проверки и т.д.

Исследовательский метод учит самостоятельному осуществлению процесса познания. Он призван, во-первых, обеспечить творческое применение знаний; во-вторых, овладение методами научного познания в процессе поиска этих методов и применения их; в-третьих, он формирует описанные ранее черты творческой деятельности; и, в-четвертых, является условием формирования познавательного интереса, мотивации деятельности школьников.

В практике работы учителя исследовательские (творческие) задания представляют собой небольшие поисковые задачи, решение которых требует прохождения всех или большинства этапов процесса исследования.

Этими этапами являются: 1) наблюдение и изучение фактов и явлений; 2) выяснение непонятных явлений, выдвижение гипотез; 3) построение плана исследования; 4) реализация плана, объяснение связей изучаемых объектов и явлений; 5) принятие решения; 6) проверка решения; 7) выводы о возможном и необходимом применении полученных знаний.

Учащиеся, постепенно овладевая этапами научного познания в процессе решения проблем, приобретают отдельные черты творческой деятельности.

Таким образом, использование методов проблемного обучения обеспечивает: 1) глубокое усвоение знаний на уровне их творческого применения; 2) овладение методами познания и научного мышления; 3) овладение опытом, чертами, процедурами творческой деятельности.

Методы обучения применяются в единстве с определенными средствами обучения (учебно-наглядные пособия, демонстрационные устройства, технические средства и др.). Дидактические средства подразделяют на средства для учителя и учащихся. Первые - это средства для эффективного достижения целей образования: стандарты образования, основные и дополнительные источники информации и др.; вторые - индивидуальные средства учащихся, такие как учебники, тетради, дополнительные источники информации и т.д.

Отбор средств обучения определяют характерные особенности учебного предмета, уровень материального оснащения школы учебными пособиями, цели обучения, методы учебной работы, возрастные и индивидуальные особенности учащихся, уровень профессионального мастерства учителя.

Понятие «средства обучения» имеет и более широкий смысл и трактуется как совокупность компонентов, способствующая достижения целей образования, т.е. комплекс методов, форм, содержания, а также специальных средств обучения. Под специальными средствами обучения понимаются и технологии обучения.

Отбор методов и средств обучения зависит от цели образования, конкретных дидактических задач, содержания обучения и реальных возможностей участников педагогического процесса.

Владение дидактическими основами современного учебного занятия дает возможность учителю методически грамотно конструировать все три части модели урока.

Первая часть - дидактическое обоснование («шапка») - отражает информацию о целях учебного занятия и средствах достижения цели. Учителю хорошо известен следующий алгоритм оформления дидактического обоснования: дидактическая цель, тип учебного занятия, цели по содержанию (образовательная, развивающая, воспитательная), методы обучения, формы организации познавательной деятельности учащихся, средства обучения.

Вторая часть модели - ход учебного занятия, отражает структуру учебного занятия, последовательность изучения содержания, логику и приемы взаимодействия учителя и учащихся.

Третья часть - приложение, содержит дидактический материал, который дополняет текст учебника, конкретизирует содержание учебного материала, деятельность учителя и учащихся.

Алгоритм дидактического обоснования и ход учебного занятия определяют логику самоанализа результатов деятельности учителя и ученика. Основной положительный результат учебного занятия - оптимальное достижение цели.

Учебное занятие можно рассматривать как «зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции» (В.А. Сухомлинский). С позиций системно-структурного и деятельностного подходов учебное занятие - это прежде всего система учебно-воспитательных задач, содержание и последовательность которых отражает логику достижения триединой цели и логику по­этапного взаимодействия учителя и учащихся в процессе изучения учебного материала. Структура учебного занятия, расположение и количество его этапов (подсистем), зависит от замысла учителя, от проектирования им совместной с учащимися деятельности по достижению цели образования и форм организации самостоятельной познавательной деятельностью учащихся.

1 . Методы обучения

Это основные виды деятельности учителя и ученика, обеспечивающие формирование ЗУН, необходимых для решения учебно-воспитательных задач.

2. Прием

Это деталь метода, отдельные его операции (практические и мыслительные), моменты в процессе усвоения ЗУН. Он не имеет своей самостоятельной задачи.

3. Система методов

Это не простой набор методов и приемов, а такая их совокупность, в которой имеются внутренние связи между компонентами, обусловленные результативностью конкретных методов (приемов). В совокупности они представляют систему управления разными методами (приемами) познания учащимися учебного материала, начиная с приобретения готовых знаний до самостоятельного решения познавательных задач.

4. Сущность метода

Заключается в организуемом способе познавательной деятельности ученика, в его активности, развитии познавательных сил и способностей.

5. Классификационные признаки группировки методов:

Источник знаний;

Характер познавательной деятельности ученика;

Руководящая роль учителя;

Степень активности ученика;

Возможность стимулирования и самостимулирования учебной деятельности ученика;

Условия контроля и самоконтроля за эффективностью учебно- познавательной деятельности.

6. Методы как способы учебной работы

догматический - приобретение знаний в готовом виде.

эвристический - усвоение знаний и умений путем рассуждений, требующих догадки, поиска, находчивости, что должно быть предусмотрено в вопросе (задании).

исследовательский - добывание знаний и умений путем проведения наблюдений, постановки опытов, измерения, путем самостоятельного нахождения исходных данных, прогнозированиярезультатов работы.

Последние два подхода свойственны развивающему типу обучения.

7. Характеристика отдельных групп методов

Объяснительно-иллюстративные отражают деятельно учителя и ученика, состоящую в том, что учитель сообщает готое информацию разными путями, с использованием демонстраций, учащиеся воспринимают, осмысливают и запоминают ее. При необходимости воспроизводят полученные знания.

Репродуктивные способствуют усвоению знаний (на основ заучивания), умений и навыков (через систему упражнений). При этом управленческая деятельность учителя состоит в подборе необходимых инструкций, алгоритмов и других заданий, обеспечивающих многократное воспроизведение знаний и умений по образцу.

Методы проблемного обучения:

проблемное изложение, рассчитанное на вовлечение ученика
в познавательную деятельность в условиях словесного обучения, когда учитель сам ставит проблему, сам показываетпути ее решения, а учащиеся внимательно следят за ходом мысли учителя, размышляют, переживают вместе с ним и тем самым включаются в атмосферу научно-доказательного по искового решения;

Формы обучения

Общеклассные формы организации занятий: урок, конференция, семинар, лекция, собеседование, консультация, лабораторно-практическая работа, программное обучение, зачетный урок.

Групповые формы обучения: групповая работа на уроке, групповой лабораторный практикум, групповые творческие задания.

Индивидуальные формы работы в классе и дома: работа с литературой или электронными источниками информации, письменные упражнения, выполнение индивидуальных задания по программированию или информационным технологиям за компьютером, работа с обучающими программами за компьютером.

Методы обучения

Словесные: лекция, рассказ, беседа.

Наглядные: иллюстрации, демоне фации как обычные так и компьютерные.

Практические: выполнение лабораторно-практических работ, самостоятельная работа со справочниками и литературой (обычной и электронной), самостоятельные письменные упражнения, самостоятельная работа за компьютером.

Выбор логического характера применения методов обучения: обеспечение индуктивного характера учебно-познавательной деятельности школьников; обеспечение дедуктивного характера учебно-познавательной деятельности школьников; выбор гностического характера учебно-познавательной деятельности школьников; обеспечение репродуктивного характера учебно-познавательной деятельности школьников; обеспечение деятельного характера учебно-познавательной деятельности школьников; обеспечение репродуктивно-поискового характера учебно-познавательной деятельности школьников.

Выбор методов стимулирования учебно-познавательной деятельности: методы формирования интереса к учению; методы формирования долга и ответственности в учении.

Выбор методов контроля и самоконтроля в ходе обучения

Методы устного контроля: фронтальный опрос, индивидуальный опрос, компьютерное тестирование;

Методы письменного контроля: контрольная работа; выполнение письменных тестовых заданий; письменные отчеты по лабораторно-практическим работам; диктанты по информатике.

Методы лабораторно-практического контроля: контрольные лабораторно-практические работы; работа с контролирующими программами.

Методы самоконтроля: самоконтроль путем устного воспроизведения изученного; самоконтроль путем письменного воспроизведения изученного; самоконтроль путем работы с обучающими программами; самоконтроль с компьютерных тестов.

Избираемый темп обучения: быстрый; средний; замедленный. Большинство форм обучения и методов во взаимодействии педагога с учениками не предстают в так называемом чистом виде. Методы всегда jcok бы взаимопроникают друг в друга, характеризуя с разных сторон одно и тоже взаимодействие педагогов и учащихся. Если говорить о применении в данный момент определенного метода, то это означает, что он детерминирует на данном этапе, внося большой вклад в решении основной дидактической задачи.



Организационные формы обучения

Можно выделить традиционно сложившиеся формы классно-урочные учебные занятия: урок, конференция, семинар, лекция, собеседование, консультация, практическая работа, программированное обучение, зачет.

Урок выполняет следующие характерные дидактические функции: сообщение знаний в объеме, определяемом учебными программами; выработка базовых умений выделенных учебной программой.

Урок является основной формой организации учебных занятий в школе с постоянным составом учащихся и определенным расписанием. Эта форма организации учебных занятий позволяет сочетать работу класса в целом и отдельных групп учащихся с индивидуальной работой каждого ученика. При всем разнообразии форм работы на уроке руководящая роль остается за учителем. Учитель планирует и организует весь учебный процесс по предмету.

Обычно перед уроком учитель ставит не одну, а несколько задач: сообщение учащимся новых знаний, развитие их мышления и познавательных способностей, формирование научного мировоззрения, привитие практических умений и навыков, повторение ранее пройденного материала, проверка успеваемости (их знаний, навыков, умений). Задачи воспитательного характера.

При всем многообразии решаемых на уроке задач в большинстве случаев на каждом уроке можно выделить основную дидактическую, которая обуславливает содержание урока и методы работы учителя с учащимися. В соответствии с основной задачей урока различают следующие виды: урок усвоения новых знаний, урок овладения умениями и навыками, урок применения знаний, умений и навыков, урок обобщения и систематизации знаний, урок проверки и самопроверки знаний, умений и навыков, комбинированный урок по комплексу его основных задач. Конференция

Конференция характеризуется следующими функциями: расширение и углубление знаний по изученным вопросам; развитие умений работать с источниками информации; выступать с докладом, сообщением, уметь оформлять реферат, доклад, сообщение; воспитание интереса к самостоятельной работе с различными источниками информации (обычной и электронной).

Учебные конференции, как и уроки, проводятся со всем классом в часы, отведенные для предмета по расписанию. Руководящая роль сохраняется за учителем. На конференции, как и на уроке, работа класса в целом сочетается с индивидуальной работой учащихся. Конференции готовят школьников к проведению более сложных форм учебных занятий - лекций и семинаров.

Отличаются конференции от уроков тем, что новые знания школьники приобретают из литературы (из обычной и электронной), с которыми работали в процессе подготовки к конференции, и из докладов, с которыми выступают другие учащиеся. Руководящая роль учителя на конференции заключается в том, что он организует выступление учащихся с докладами и их обсуждение, вносит дополнения и исправления к докладам, если это не сделано во время обсуждения докладов учащимися. Он обобщает результаты конференции, оценивает работу класса в целом и отдельных учеников, выступавших с докладами и дополнениями к ним.

Образовательное значение конференций состоит в том, что в процессе подготовки к ним школьники приобретают навыки самостоятельной работы с литературой электронными источниками информацией, применение полученных знаний и навыков для решения конкретных задач, поставленных перед ними.

Проведение конференций способствует выявлению склонностей и способностей учащихся, развитию у них интересов к научным и техническим знаниям.

На конференции можно выносить вопросы, связанные историей, применением изучаемого теоретического материала, обобщением и систематизации знаний, с принципами устройства и работы компьютеров и др.

При подготовке к конференции учитель:

Определяет ее задачи, круг обсуждаемых вопросов, время проведения.

Подбирает литературу для учащихся.

Распределяет темы докладов между учениками, инструктирует их о главных этапах работы.

Консультирует учеников по ходу подготовки докладов и проверяет их готовность.

План конференции и список литературы объявляется заранее.

Семинар выполняет следующие функции: систематизация и обобщение знаний по изученному вопросу, теме, разделу (в том числе в нескольких учебных курсах); совершенствование умений работать с дополнительными источниками, сопоставлять изложение одних и тех же вопросов в различных источников информации; умений высказывать свою точку зрения, обосновывать ее; писать рефераты, тезисы, и планы докладов и сообщений, конспектировать прочитанное.

Семинары организуют с целью повторения, систематизации и уточнения полученных знаний, развития умения применять знания при решении задач. Руководящая роль учителя в этом случае сводится в основном к разъяснению цели, задач и плана семинара, выдаче индивидуальных заданий и проведению консультации в связи с подготовкой учащимися рефератов, сообщений; всем ученикам указывается минимум литературы и вопросы, на которые они должны ответить. В плане семинара обычно указывают:

Основные вопросы, подлежащие рассмотрению.

Формы работы на занятии.

При подготовке семинара первостепенное значение приобретает дифференцированный подход к учащимся, а при его проведении -обеспечение активного участия всех в обсуждении вынесенных на семинар вопросов.

По способу проведения различаются следующие семинары: собеседование, обсуждение рефератов и докладов, решение задач, семинары смешанного и комплексного характера, цель последних -обобщение и систематизация знаний учащихся по смежным предметам (математика, физика).

Лекция характеризуется следующими функциями: создание представления обзорного характера по какой-то теме или проблеме; систематизация и обобщение знаний по теме или разделу; выработка умения конспектировать лекцию.

Учащиеся, слушая лекции, воспринимают и осмысливают информацию сообщаемую педагогом. При лекционном изложении материала школьники не имеют возможности проявить инициативу. В этом заключается один из существенных недостатков данной формы обучения. К недостаткам относится и то, что в процессе изложения преподаватель, в некоторой мере, лишен возможности судить, насколько правильно и хорошо понимают школьники. Только закончив изложение, учитель путем ряда контрольных вопросов может уточнить, как понято изложенное. Лекционное изложение материала, как правило длится часть урока и только в некоторых случаях целый урок. Иногда изложение материала может быть прервано для ответа на возникшие у школьников вопросы, а затем продолжить изложение. Школьная лекция всегда заканчивается выяснением, кому и что в лекционном материале непонятно, и ответами учителя или учащихся на все возникшие вопросы.

Собеседование

Собеседование: выяснение того, что усвоено из основного материала, выявление пробелов в знаниях и внесение корректив в знания; стимулирование систематической и самостоятельной работы.

Консультация

Консультация: устранение пробелов в знаниях и умениях; уточнение усвоенного; ответы на вопросы, возникшие в процессе учебной работы и оказание помощи в овладении разными видами учебной и практической деятельности.

Лабораторно-практическая работа

Лабораторно-практическая работа: формирование у школьников умений обращаться с компьютером и внешними устройствами, умений пользоваться с прикладными программами, умений составлять программы. Особенность практической работы является ограничение во времени работы учащихся во времени определенным в СанПиН 2. 2. 2. 542-96.

Приведем примерный план составления практической работы:

Определение темы практической работы.

Цели, поставленные перед практической работой.

Умения и навыки, которые предполагаются привить учащимся в ходе выполнения практической работы.

Теоретическая часть предшествующая практической работе.

Пример выполнения работы.

Практические задания к работе.

Форма отчета практической работы.

Критерии оценки практической работы.

Подведение итогов практической работы.

Основным моментом выполнения практических работ является не полученные знания, а умения и навыки самостоятельной практической работе с компьютером, внешними устройствами, прикладными программами, вводу, редактированию и отладку программ.

Программированное обучение

Под программированным обучением понимается управляемое усвоение программируемого учебного материала с помощью компьютера и обучающих программ. Программируемый учебный материал представляет собой серию небольших порции учебной информации, подаваемых в определенной логической последовательности. При программированном обучении прежде всего определяют цели и задачи, четко выделяют то, что учащийся должен знать, понимать, уметь: анализируют логическую систему курса, исключают все аналогичное, второстепенное. Затем выделяют основные темы, разделы и подразделы, которые дробят на дозы - кванты информации, уменьшение которых невозможно без ущерба смысловому содержанию. Содержание каждого последующего кванта информации базируется на информации, содержащийся в предыдущих квантах. Размер кванта информации определяется характером материала, уровнем развития учащихся.

Благодаря немедленной обратной связи удается устранить лишние затраты и более быстрыми темпами добиваться усвоения материала. Информация о правильности ответа, после усвоения каждого кванта, имеет большое психологическое значение. Это создает у учащихся уверенность в своих силах и повышает интерес к предмету. Темп подачи информации согласуется с индивидуальными способностями каждого учащегося. Каждый учащийся в зависимости от индивидуальных способностей расходует на усвоение материала столько времени, сколько ему необходимо, то есть процесс обучения удается максимально индивидуализировать. Однако программированное обучение имеет серьезные недостатки.

Дробление учебного материала на кванты и невозможность продвижения вперед при условии, когда какой-то квант не усвоен, лишает ученика видеть перспективу в развитии изучаемого материала, его многочисленные связи и отношения. Весьма затруднительным является также обеспечение целостности восприятия учащимися всего материала.

Зачетный урок предназначен не только для контроля знаний и умений учащихся, а прежде всего для обучения, развития и воспитания учащихся посредством индивидуальной работы с каждым школьником непосредственно на зачете.

Зачет проводится по целой теме или разделу. Он призван проверить уяснение теоретических основ изучаемой темы, проверить умения и навыки использования знаний теории. В зачет включается тот материал, которым должны владеть все ученики. Существенно, чтобы в ходе зачета можно было установить наличие знаний, умений и навыков, которые необходимы школьникам для изучения последующих тем. Кроме того, целесообразно включать такой материал, который входит в программу выпускных и вступительных экзаменов, так как одна из целей принятия зачета - подготовка школьников к таким экзаменам.





































1 из 36

Презентация на тему: Формы и методы обучения

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

№ слайда 3

Описание слайда:

В современном понимании обучения процесс обучения рассматривается как процесс взаимодействия между учителем и учениками (урок) с целью приобщения учащихся к определенным знаниям, навыкам, умениям и ценностям. Методы обучения – это совокупность приемов и подходов, отражающих форму взаимодействия учащихся и учителя в процессе обучения Метод – (от греч.) способ действия, деятельности: путь достижения цели

№ слайда 4

Описание слайда:

Метод (буквально путь к чему-то) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность. Методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения Методы обучения являются одним из важнейших компонентов учебного процесса. Без соответствующих методов деятельности невозможно реализовать цели и задачи обучения, достичь усвоения обучаемыми определенного содержания учебного материала.

№ слайда 5

Описание слайда:

Пассивный метод (схема 1) – это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя. Связь учителя с учащимися в пассивных уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д. ДЕ Учащихся Репродуктивная

№ слайда 6

Описание слайда:

Минусы Самый неэффективный метод (с точки зрения современных педагогических технологий) успешно работает в руках опытного педагога, особенно если учащиеся имеют четкие цели, направленные на основательное изучение предмета. Лекция - самый распространенный вид пассивного урока. Этот вид урока широко распространен в ВУЗах, где учатся взрослые, вполне сформировавшиеся люди, имеющие четкие цели глубоко изучать предмет. Плюсы 1)легкая подготовка к уроку со стороны учителя 2) возможность преподнести сравнительно большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках урока

№ слайда 7

Описание слайда:

Это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Учитель и учащиеся находятся на равных правах. Демократический стиль общения. ДЕ Учащихся Продуктивная

№ слайда 8

Описание слайда:

№ слайда 9

Описание слайда:

развивает подход к активизации творческой деятельности обучающихся посредством представления проблемно сформулированных заданий. Теория также содержит положение о научении слушателей решению проблемных задач, но раскрывает его на основе традиционных методик. Проблемное обучение Программированное обучение внесло серьёзный вклад в разработку подходов к индивидуализации обучения на основе специально построенных учебных курсов индивидуального пользования, получивших новый толчок к развитию в связи с развитием компьютерных технологий и становлением дистанционного обучения. К дидактическим предпосылкам можно отнести педагогические технологии в той или иной мере реализующие и развивающие отдельные принципы активного обучения

№ слайда 10

Описание слайда:

отталкивается от положения теории деятельности, в соответствии с которой, усвоение социального опыта осуществляется в результате активной, «пристрастной» деятельности субъекта. В нем получают воплощение следующие принципы: активность личности; проблемность; единство обучения и воспитания; последовательное моделирование в формах учебной деятельности обучения. Контекстное обучение Игровое обучение доказало высокую эффективность использования игровых, соревновательных, командных методов обучения.

№ слайда 11

Описание слайда:

Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Ориентированы на более широкое взаимодействие учеников друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения при изучении нового материала. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. ДЕ Учащихся Творческая

№ слайда 12

Описание слайда:

Традиционные методы Активные методы Интерактивные методы Лекция Рассказ Чтение газетного и журнального материала Беседа Размышление над (высказыванием, фактом и т.д.) Встреча (с произведениями искусства, интересными людьми, специалистами и т.д.) Обсуждение (конкретных событий) Анкетирование и анализ результатов Просмотр фильма и др. Диспут Дискуссия Беседа за круглым столом Путешествие Соревнование Игра и т.д. Деловая игра Ролевая игра Проект Мозговой штурм Брейн-ринг Телемост Суд и др.

№ слайда 13

Описание слайда:

(по (по Юрию Константиновичу Бабанскому) 1) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности; 2) методы стимулирования и мотивации учебной деятельности; 3) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

№ слайда 14

Описание слайда:

По источнику передачи и восприятия учебной деятельности (Е.Я.Голант 1888-1971г.г.) По логике передачи и восприятия информации По степени самостоятельности мышления По степени управления учебной работой Словесные Индуктивные Репродуктивные Под руководством преподавателя Наглядные Дедуктивные Проблемно-поисковые Самостоятельная работа обучаемых Практические методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности Организация уч. работы в сов. школе, Л., 1957

№ слайда 15

Описание слайда:

Методы стимулирования интереса к учению Методы стимулирования ответственности и долга Познавательных игр Убеждения в значимости учения Учебных дискуссий Предъявления требований Создание эмоционально-нравственных ситуаций Организационно-деятельностные игры Поощрения и наказания методы стимулирования и мотивации учебной деятельности

№ слайда 16

Описание слайда:

Методы устного контроля и самоконтроля Методы письменного контроля и самоконтроля Методы практического контроля и самоконтроля Индивидуальный опрос Письменные контрольные работы Машинный контроль Фронтальный опрос Письменные зачеты Контрольно-лабораторный контроль Устные зачеты Письменные экзамены Устные экзамены Письменные работы методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности

№ слайда 17

Описание слайда:

К словесным методам обучения относятся рассказ, лекция, беседа и др. В процессе их разъяснения преподаватель посредством слова излагает, объясняет учебный материал, а обучаемые посредством слушания, запоминания и осмысливания активно его воспринимают и усваивают. Вербальные методы Аудиальный канал 5-10% усвоения учебного материала «Скажи мне и я забуду»

№ слайда 18

Описание слайда:

Этот метод предполагает устное повествовательное изложение учебного материала, не прерываемое вопросами к обучаемым характеризуется относительной краткостью, яркостью, эмоциональностью изложения, позволяющий вызвать интерес к новой теме, возбудить потребность в ее активном усвоении. Во время такого рассказа в доступной форме сообщаются задачи деятельности учеников. раскрывает содержание новой темы, осуществляет изложение по определенному логически развивающему плану, в четкой последовательности, с вычленением главного, существенного, с применением иллюстраций и убедительных примеров.. проводится в конце занятия. Преподаватель в нем резюмирует главные мысли, делает выводы и обобщения, дает задания для дальнейшей самостоятельной работы по этой теме..

№ слайда 19

Описание слайда:

предполагает устное изложение учебного материала, отличающееся большой емкостью, чем рассказ, большой сложностью логических построений, образов, доказательств и обобщений Метод беседы предполагает разговор преподавателя с учениками. Беседа организуется с помощью тщательно продуманной системы вопросов, постепенно подводящих учеников к усвоению системы фактов, нового понятия или закономерности.

№ слайда 20

Описание слайда:

Диспут – одно из активных средств учебно-воспитательного воздействия на становление личности старшеклассника, выработки у него активной позиции, способности аргументированно и последовательно отстаивать свои взгляды и убеждения. Диспут (от лат. disputare – рассуждать, спорить) – публичный СПОР на заданную тему. Этапы организации диспута 1 этап – Выбор темы 2 этап – Формулирование вопросов для обсуждения 3 этап – Оформление диспута, определение его правил 4 этап -Подготовка учащихся и выбор ведущего (ведущих) диспута

№ слайда 21

Описание слайда:

Умение слушать Учитель развивает умение слушать, обращая внимание на вербальные и невербальные признаки реакции учащегося в ответ на такие факторы, как ассоциативность мыслей, перемена темы в разговоре, предварительные и заключительные замечания, повторяющиеся высказывания, противоречия и пропуски в беседе, а также скрытый подтекст разговора. Воспроизведение сказанного Этот прием помогает ученику понять, что сказанное им услышано учителем. Если высказывание понято неправильно, учащийся имеет возможность поправить учителя. Умение разъяснять Учитель (руководитель дискуссии) может объединить несколько суждений учеников для формирования нового подхода к пониманию проблемы. Можно сказать: «При обсуждении темы (вопроса) вы сказали следующее... Можно ли это понять как...». Таким образом, у учащихся появляется возможность обдумать такое предположение (соглашаясь или не соглашаясь с ним). Умение задавать вопросы Задавать вопросы следует нечасто и осмотрительно. Вот несколько советов о том, как следует эффективно задавать вопросы: Задавайте вопросы, оставляющие свободу выбора ответа. Вы не могли бы рассказать об этом подробнее? Каково ваше мнение? Не хотите ли еще что-либо добавить? И т.д. 2.Задавайте лишь один вопрос за раз. Не задавайте несколько вопросов один за другим. Это сбивает темп беседы, не дает возможности учащимся осмыслить ваш вопрос. 3.Дайте ученику возможность ответить на поставленный вопрос. Иногда бывает так, что на вопросы, обращенные к ученику, отвечает сам учитель. 4.Оцените ответ учащегося. Поблагодарите ответившего ученика за ответ. 5.Не загоняйте ребенка в угол. После нескольких минут молчания скажите: «Кажется, вы очень тщательно обдумываете мой вопрос. Вам нужно еще время, или, может быть, вам помочь с ответом?» 6.Заканчивайте на положительной ноте. Поблагодарите ребят за хорошую работу. Подбор примеров Дайте возможность ученикам подыскать аналогию или пример, подтверждающий или опровергающий какую-либо точку зрения. НАВЫКИ И УМЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ВЕДУЩЕМУ

Описание слайда:

Форма обучения Форма организации обучения Внешнее выражение согласованной деятельности учителя и ученика Конструкция отдельного звена процесса обучения, определённый вид занятий внешние внутренние Урок Лекция Семинар Факультатив Экскурсия Практикум Экзамен и т.д. С точки зрения доминирующей цели (В.И.Андреев): Вводное занятие Занятие по углублению знаний Практическое занятие Контроль знаний Комбинированная форма и др. В основе: особенности коммуникативного взаимодействия между учителем и учеником... Индивидуальные Групповые Коллективные

№ слайда 29

Описание слайда:

Описание слайда:

урок Урок - динамичная и вариативная основная форма организации учебного процесса, при которой в рамках точно установленного времени учитель занимается с определенным составом учащихся - с классом - по твердому расписанию, используя разнообразные методы и средства обучения для решения поставленных задач образования, развития и воспитания Гёте Иоган Фольфганг «Те, у которых мы учимся, правильно называются нашими учителями, но не всякий, кто учит нас, заслуживает это имя» цель Ребенок, его развитие, формирование его качеств Учебно-воспитательный процесс на уроке как создание условий для развития и саморазвития ребенка. средство

№ слайда 32

Описание слайда:

образовательная воспитывающая развивающая формирование мотивации и опыта учебно-познавательной и практической деятельности, освоение основ научных знаний, ценностных ориентаций и отношений формирование определенных качеств, свойств и отношений человека формирование и развитие психических процессов, свойств и качеств личности

№ слайда 33

Описание слайда:

РО Традиционная система Урок изучение нового Урок применения знаний, формирования навыков и умений Проблемный Урок обобщения, повторения и систематизации знаний Урок закрепления и повторения знаний Урок контроля знаний и умений Комбинированный урок Урок – постановка учебной задачи Урок моделирования и преобразования модели Урок решения частных задач Урок контроля Урок оценки

№ слайда 34

Описание слайда:

1 этап - Постановка цели перед учащимися и тем самым организация их готовности к деятельности или непосредственное включение в деятельность 2 этап - Опрос д.з. Организация восприятия, осознание учащимися и закрепление в их памяти первоначальной информации, т.е. усвоение исходных знаний 3 этап – Объяснение нового материала. Организация и осуществление усвоения способов деятельности на основе усвоенной информации путем воспроизведения ее в упражнении в ее применении 4 этап – Закрепление.Организация и осуществление усвоения опыта творческой деятельности путем решения проблем и проблемных задач, в ходе которого усвоенные знания и умения применяются творчески и вместе с тем самостоятельно добываются новые знания и умения 5 этап – Применение. Целенаправленное воспитание и самовоспитание качеств личности в ходе изучения всего учебного материала, на его основе и реализации всех этапов обучения путем эмоционального воздействия на учащихся, обеспечение их эмоций, интересов, увлечений, радости самоутверждения и самопроявления и т.д. 6 этап - Обобщение усвоенного и введение его в систему ранее усвоенного 7 этап - Контроль за результатами деятельности (Оценка знаний). Все эти элементы в совокупности обеспечивают реализацию учебного процесса как целостного явления

№ слайда 35

Описание слайда:

Дидактический аспект Поставлена и достигнута обучающая цель; Соблюдались дидактические принципы (научность, систематичность, доступность, последовательность, наглядность, прочность); Активизировалась познавательная деятельность учащихся. 2. Методический аспект Методы и приемы деятельности учителя соответствовали поставленным задачам; Стимулировалась самостоятельная деятельность учащихся: Сочетались репродуктивные, продуктивные виды деятельности. 3. Организационный аспект Рационально использовалось время; Применялись разнообразные формы работы (фронтальные, групповые, индивидуальные); Учителя отличал высокий уровень самоорганизации. 4. Воспитательный аспект Учитывались воспитательные возможности дидактического материала; В организации видов деятельности моделировались эмпатические взаимоотношения между учениками. 5. Педагогический аспект Учитывались возрастные и индивидуальные особенности учеников; Создавался благоприятный психологический климат. Учащиеся испытывали удовлетворение от интеллектуальной деятельности. Урок мысли Урок сотрудничества. Урок ритма Урок чувств Урок щадящей педагогики

№ слайда 36

Описание слайда:

Ю. Г. Фокин \"Преподавание и воспитание в высшей школе. Методология, цели и содержание, творчество\"; Д. И. Латышина \"История педагогики\"; А. А. Радугин \"Педагогика\" Д. Джонсон, Р. Джонсон, Э. Джонсон-Холубек \"Методы обучения. Обучение в сотрудничестве\"; Джон Дьюи \"Демократия и образование\".

Под формой обучения принято понимать механизм, способ организации учебного процесса. По сути, это не только форма урока, но и процесс организации всей педагогической деятельности — по отношению к упорядочиванию отдельных субъектов, целей обучения, функций и отдельных циклов.

Классификация форм обучения

В методике образования существует несколько классификаций форм обучения, которые учитывают разные аспекты.

1. По способу получения образования : очное, заочное, самообразование.

Подавляющее большинство школ в России — очные. Но сейчас все чаще старшеклассники выбирают после 9 класса вечерние, или, как их называют — открытые школы, которые позволяют получить законченное среднее образование, совмещая обучение с работой. Система открытого образования весьма популярна за рубежом. И в России у этой системы большие перспективы.

Еще одна форма обучения, которую можно отнести к этой классификации — экстернат. Обучение экстерном у нас никогда не поощрялось, хотя и не запрещено, в Законе "Об образовании" предусмотрена такая форма обучения. Просто на практике эта форма образования не отработана и рассматривается для каждого случая отдельно.

2. По количеству образовательных учреждений:

  • Простая форма — наиболее привычная, действующая по схеме: одна школа — одна программа.
  • Смешанная форма предполагает участие нескольких учреждений в образовании одного ребенка. Сюда можно отнести межшкольные учебно-производственные комплексы, на которых ученики старших классов проходят практику. Сейчас на смену привычным УПК приходят ресурсные центры, университетские комплексы, научно-исследовательские центры, где учащиеся проходят практику на дорогостоящем оборудовании.
  • Второй вариант смешанного обучения — профильное образование для старшеклассников. То есть, 10 и 11 классы формируются по принципу углубленного изучения одного или нескольких предметов.

3. По степени участия педагога в обучении:

  • Самообразование — одна из сложных форм обучения. Цель всего современного образования — научить ребенка учиться самостоятельно.
  • Самостоятельное обучение — это получение знаний в ходе самостоятельной работы, но по заданию учителя. То есть направление обучения задает педагог. К видам самостоятельной работы относят работу с учебником, выполнение письменных работ, написание рефератов, сочинений, изложений и пр.
  • Обучение с помощью педагога. Этот вид в свою очередь делится на:
    • Индивидуальные формы работы: обучение на дому, Дальтон-план, Батавия-план, план Келлера, бригадно-проектная форма.
    • Коллективные: классно-урочная система, лекционно-семинарская система.

4. По количеству педагогов :

  • Обычный вариант — 1 педагог-1 класс.
  • Бинарный — для освещения темы приглашается еще один педагог. Это всем известные бинарные (интегрированные) уроки.

5. По способу организации отдельного урока . Здесь учитываются выбранные учителем формы урока: игровые, выездные, конкурсы, семинары, диспуты, тренинги, мастер-классы и пр.

Если формы обучения и воспитания по 1-ой и 2-ой классификации диктуются вышестоящими органами, то в 3-5 классификации учитель волен сам выбирать наиболее оптимальную и эффективную форму для организации обучения по своему предмету.

Что такое метод обучения. Классификация методов

Метод обучения — это способ взаимодействия учителя и ученика, в ходе которого происходит передача нового знаний, умения, навыка.

Традиционно в методике образования методы обучения и воспитания детей принято классифицировать следующим образом:

I. Методы организации урока и процесса обучения

  1. По источнику материала: словесные, практические, мультимедийные.
  2. По характеру обучения: поисковые, исследовательские, эвристические, проблемные, репродуктивные, объяснительно-иллюстративные.
  3. По логике изложения и восприятия нового знания: индуктивные и дедуктивные.
  4. По степени взаимодействия учителя и учеников: пассивные, активные и интерактивные.

II. Методы контроля : самопроверки, устные и письменные работы,