Болезни Военный билет Призыв

Формирование и развитие внимания кратко. Виды внимания в психологии. Функции и виды внимания. Темы и вопросы для обсуждения на семинарах

Младенческий возраст начинается с периода новорожденности, с 2 месяцев и заканчивается в 12 месяцев. У новорожденного наблюдаются лишь врожденные, инстинктивные формы поведения - безусловные рефлексы, которые важны для его выживания. По мере роста и развития младенца инстинктивные формы поведения теряются, что дает возможность для практически безграничного формирования новых, социальных форм поведения, которые вырабатываются в течении всей жизни.

Условные рефлексы формируются на основе зрительного и слухового сосредоточения на лице и голосе взрослого, которое возникает во время кормления и ухода за ребенком. Такое сосредоточение способствует тому, что бодрствование приобретает активный характер, а двигательная активность ребенка перестраивается. Фиксирование глазами предмета, поворот головы в сторону звука, торможение движений связывает ребенка с внешним миром. Первой социальной эмоцией, первым социальным жестом выступает улыбка ребенка в ответ на разговор со взрослым. Она говорит о том, что малыш выделил первый объект, на который направил свою активность. Таким объектом является взрослый. Улыбка свидетельствует о том, что заканчивается период новорожденности и начинается новая стадия развития - период младенчества. Особенностью психического развития младенца является то факт, что развитие органов чувств опережает развитие телесных движений.

Внимание ребенка младшего и раннего возраста кратковременное и неустойчивое, слабое, он не управляет своим вниманием. Неустойчивое внимание ребенка не поддается управлению, так как он владеет им.

У маленьких детей, узкий объем внимания. Распределение внимания между предметами или действиями детям недоступно. Они не могут сосредотачиваться на словах, обычно после двух лет можно вызвать внимание детей словом, рассказом.

В более старшем возрасте, внимание детей становится устойчиво к активной игровой деятельности, различными действиями.

Основные направления развития внимания в дошкольном возрасте

Ребенок не владеет специальными действиями, которые дают возможность сосредоточиться на чем-либо, сохранить в памяти увиденное или услышанное, представить себе нечто, выходящее за рамки воспринятого раньше. Такие действия в дошкольном возрасте только начинают складываться.

Внимание, память, воображение ребенка раннего возраста являются непроизвольными, непреднамеренными. Такими они остаются и после вступления ребенка в дошкольный возраст.

Перелом наступает тогда, когда под влиянием новых видов деятельности, которыми овладевает дошкольник, новых требований, предъявляемых ему взрослыми, перед ребенком возникают особые задачи: сосредоточить и удержать на чем-то внимание, запомнить материал и потом его воспроизвести, построить замысел игры, рисунка и т.п. Тогда и начинают формироваться специальные действия внимания, памяти, воображения, благодаря которым последние приобретают произвольный, преднамеренный характер.

Развитие внимания. На протяжении дошкольного возраста в связи с усложнением деятельности детей и их передвижением в общем умственном развитии внимание приобретает большие сосредоточенность и устойчивость.

Если трех летние дошкольники могут играть в одну и ту же игру 30-50 мин., то к 5-6 годам длительность игры возрастает до двух часов.

Длительность рассматривания картинки увеличивается к концу дошкольного возраста примерно в два раза.

Основное изменение внимания в дошкольном возрасте состоит в том, что дети впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определенные предметы, явления, удерживаться на них, используя для этого некоторые средства. Это качество внимания формируется благодаря тому, что взрослые включают ребенка в новые виды деятельности и при помощи определенных средств направляют и организуют его внимание.

Резко возрастает использование речи для организации собственного внимания: выполняя задания по инструкции взрослого, дети старшего дошкольного возраста проговаривают инструкцию в десять-двенадцать раз чаще, чем младшие дошкольники. Таким образом произвольное внимание формируется в дошкольном возрасте в связи с общим возрастанием роли речи в регуляции поведения ребенка.

Непроизвольное внимание остается преобладающим на протяжении всего дошкольного детства. Детям трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности, в то время как в процессе игры или решения эмоционально окрашенной продуктивной задачи они могут достаточно долго оставаться внимательными. Эта особенность внимания является одним из оснований, по которым дошкольное обучение не может строиться на заданиях, требующих постоянного напряжения произвольного внимания. Устойчивость внимания в интеллектуальной деятельности заметно возрастает к семи годам.

Внимание не является исключением. С помощью открытий и наработок психологов мира есть множество способов того, как проверить и развивать его, а также концентрацию и другие параметры, так или иначе связанные с ним. О том, какие существуют методики, расскажет данная статья.

Виды внимания

Прежде чем говорить о конкретных методиках, используемых в психологии, давайте рассмотрим само понятие. Согласно выводам психологов, это качественная характеристика восприятия, а не самостоятельный процесс. Его суть состоит в том, чтобы обеспечить человеку возможность избирательного характера деятельности психики, а также обеспечить выбор одного объекта из некоторого существующего множества. Психологическое внимание специалистами в этой области разделяется на три основных вида: непроизвольное, произвольное и постпроизвольное.

Непроизвольное внимание характеризуется тем, что возникает спонтанно независимо от того, чем занят человек и какое действие он совершает в конкретный момент. Вызывает его среда, которая окружает человека. Также оказывают свое влияние эмоции и инстинкты. Любой звук, запах или движение в среде моментально активирует непроизвольную реакцию. Также стоит отметить, что особенности личности и ассоциации также проявляют себя в момент активации сосредоточения. К примеру, если раздражитель вызывает неприятные ассоциации, пойдет выброс негативных эмоций. Положительные эмоции выделятся при приятной ассоциации с раздражителем.

Второй вид внимания, который выделяют специалисты, называют произвольным. Его отличие от непроизвольного состоит в том, что его активирует сам человек осознанным действием. Его основная задача – концентрировать психическую работу на достижении какой-то четко определенной цели, не отвлекаясь на что-то другое. Достаточно часто произвольную реакцию могут называть активной.

Постпроизвольное внимание – достаточно специфический вид. Согласно выводам психологов, оно являет собой сочетание двух предыдущих видов. При его проявлении сначала усилием воли активируется активное, а по прошествии какого-то отрезка времени, в результате эмоциональной деятельности совершается переход от произвольного к непроизвольному вниманию.

Уровни внимания

Психологи также определили, что умение человека концентрироваться на чем-то одном, сосредотачивая луч восприятия на конкретных целях, развивается вместе с возрастом. Вследствие этого были выведены уровни реакции, которых на сегодняшний день насчитывается девять.

В детстве человек проходит путь, в котором он встречается с четырьмя первыми уровнями. Они различаются по тому, какое количество объектов попадает и фиксируется в поле внимания ребенка. За период с момента рождения до 12 лет человек шаг за шагом учится фиксировать от ничего до большого количества процессов, постепенно увеличивая их количество.

За последующие шесть лет жизни и развития, то есть за период с 12 до 18 лет, человек развивает свое внимание, переходя на следующие уровни. Среди специалистов они получили названия «Одна карта» и «Много карт».

За период с 18 до 24 лет человек учится в ходе жизни фиксировать одно или много пространств. Таким образом, проходятся еще два уровня. И последний уровень, на котором фиксируется все, наступает после 24 лет.

Нарушение внимания

Однако этот, как и любой другой процесс психической деятельности, может быть недостаточно развитым по причине нарушений. К основным из них, способным нарушить концентрацию, относятся следующие процессы:

Снижение устойчивости.
Уменьшение объема.
Нарушение переключения.

У каждого из этих нарушений есть слабые места, благодаря которым можно исправить их и вернуть внимание в нормальное состояние. Но стоит помнить о том, что результата нельзя достичь за один раз. Нарушение внимания исправляется отнюдь не так легко, как хотелось бы.

Оценка внимания. Методика Мюнстерберга

Мюнстерберг разработал одну методику, которая позволяет оценить уровень концентрации каждого человека достаточно простым способом. Человеку дается буквенный ряд, в котором зашифровано 23 слова. В течение двух минут необходимо отыскать и подчеркнуть максимальное количество слов. Оценка производится согласно затраченному времени и количеству найденных слов. Наилучшим результатом считается тот, при котором все слова найдены до того, как истекают две минуты, заданные на выполнение задания. Наихудшим считается тот, когда время превышает заданное. Этот тест на внимание также предупреждает о том, что количество расшифрованных и подчеркнутых слов также оказывает свое влияние на результат. Согласно правилам этой методики за каждое ненайденное слово нужно прибавлять 5 секунд к конечному времени выполнения задания.

Методика оценки с применением таблиц Шульте

Методики диагностики внимания достаточно часто подразумевают выполнение определенного задания за ограниченное время. Причем задания эти могут быть связаны с цифрами, буквами или словами. Таблицы Шульте – один из инструментов, которые может использовать подобная методика. Оценка внимания с их помощью проводится следующим образом: в клетках таблиц случайным образом размещены числа от 1 до 25. Задача испытуемого – как можно быстрее показать и назвать числа. Хороший уровень внимания будет диагностирован тогда, когда на одну таблицу уйдет не более 40 секунд. Худший результат – одна таблица занимает более 50 секунд.

Методика внимания 10 слов

Методики на внимание не всегда подразумевают под собой ограниченное время. Некоторые, к примеру, «10 слов», используют совсем другие приемы для того, чтобы оценить уровень восприятия человека. Этот тест на внимание являет собой ряд слов, которые не связаны между собой. Задача состоит в том, что после единоразового зачитывания слов воспроизвести по памяти максимально возможное количество слов. При использовании данной методики на внимание хорошим результатом считается тот, когда человек без проблем воспроизводит восемь или больше слов из представленного ему ряда. Важным моментом является то, что при этом тесте используется не только умение концентрации, но и кратковременная память , тренировка которой также достаточно полезна для продуктивности трудовой деятельности.

Упражнения на концентрацию внимания

В то время как предложенные выше методики на внимание позволяют определить уровень концентрации, чтобы задать курс дальнейшей работы, упражнения, о которых мы поговорим сейчас, помогают повысить его и научиться меньше отвлекаться во время выполнения работы.

Условно все упражнения можно разделить на три уровня сложности. Наиболее яркими и известными упражнениями первого уровня считаются «Линия», «Дальтоник» и «Муха». Кратко рассмотрим каждое из них.

«Линия» - пожалуй, самое простое упражнение, которое позволит сделать концентрацию внимания лучше. Для его выполнения понадобится лист бумаги и карандаш. С помощью карандаша человек начинает вести на бумаге ровную линию. Вести стоит легко. Заметив, что отвлекся, испытуемый делает небольшой подъем линии, после чего продолжает ее вести на изначальном уровне. В результате линия будет напоминать кардиограмму.

Упражнение «Дальтоник» кажется простым с виду, но на самом деле является достаточно сложным. Человеку дается ряд слов, называющих цвета. При этом слова написаны разными цветами. Задача – без ошибок назвать цвета каждого из слов из предложенного ряда.

«Муха» - упражнение, с помощью которого можно развивать концентрацию внимания сразу у целой группы людей.

Второй уровень упражнений на концентрацию внимания

Упражнения этого уровня направлены на то, чтобы развивать рефлексию – основное средство осознанного управления этой характеристикой и жизнью в целом. Наиболее известными из множества упражнений считаются «Куда направлено мое внимание» и «Рефлексивное чтение».

Третий уровень упражнений на концентрацию внимания

Основная задача этих упражнений – не только развить умение концентрироваться, но и помочь человеку достичь максимального эмоционального равновесия.

Вот и все базовые методики на внимание в современной психологии!

Что такое внимание? Психические процесс, который обеспечивает концентрацию сознания на тех или иных объектах, система отбора информации, позволяющая нам воспринимать лишь значимые вещи. Мозг человека воспринимает сигнал, а внимание выделяет его и сосредотачивает восприятие на нем.

Уровень внимания у каждого человека свой. Кто-то легко концентрируется на задаче, а кому-то приходится прикладывать для этого большие усилия. В любом случае, заниматься, развитием внимания, памяти, мышления стоит обязательно, ведь это верный путь к тому, чтобы стать эффективнее, успешнее. Для того чтобы стать лучше, вы можете использовать способы развития внимания, которые помогут научиться сосредотачиваться и концентрироваться.

Способы развития внимания: шесть полезных упражнений

Кому следует развивать внимание? Всем! Внимание - это основа мышления и памяти. В первую очередь, следует уделить время всестороннему развитию внимания представителям специальностей, требующих предельной концентрации, студентам и школьникам, пожилым людям, офисным работникам, желающим развить в себе креативность.

От вашей силы воли зависит, насколько вы продвинетесь к цели. К счастью, существует множество способов эффективного развития внимания.

Мы приготовили для вас список эффективных упражнений на концентрацию, которые помогут повысить уровень внимания в повседневной жизни. Для начала стоит уделять упражнениям на развитие внимания по пять минут в день. Затем продолжительность тренировки можно продлить до 10, а потом и до 15 минут. Приступая к тренировкам, главное – не лукавить. В случае, если вы отвлеклись, упражнение на развитие внимания стоит начать с начала.

  • Обратный счет . Считайте в обратном порядке, начиная от 100 до 1. Не позволяйте вашему сознанию переключаться на другие мысли: отвлекаться на отслеживание времени или лай соседской собаки. Сосредоточьтесь исключительно на цифрах, а если обнаружили, что отвлеклись – начните все сначала.
  • Обратный счет через три . К этому упражнению можно переходить после того, как вы справились с предыдущим. На этот раз считайте от 100 до 1 через три цифры. Например: 100, 97, 94, 91. Не пользуйтесь подсказками: не стоит писать цифры на листочке или загибать пальцы. Будьте честны с самим собой – это непростая работа, но эффективная.
  • Концентрируйтесь на слове . Придумайте любое слово или словосочетание и сосредоточьтесь на нем на пару минут. Повторяйте слово про себя, не отвлекаясь на мысли о том, что оно значит, и почему вы выбрали именно его.
  • Концентрируйтесь на предмете . Выберите любой предмет, который вам хорошо знаком: например, карандаш или ежедневник. Сконцентрируйте внимание на нем: хорошенько рассмотрите мельчайшие детали, текстуру, цвет. Во время упражнения не позволяйте себе отвлекаться на посторонние мысли.
  • Концентрируйтесь на образе предмета . Если вы без труда справились с предыдущим упражнением – смело переходите к новому. Закройте глаза и представьте себе тот предмет, который только что в подробностях запомнили: воспроизведите его в мельчайших подробностях. Если вспомнить детали не удалось – откройте глаза, взгляните на предмет снова и вернитесь к упражнению.
  • Концентрируйтесь на дыхании . После того, как все упражнения останутся позади, проведите остаток времени в тишине, сосредоточившись на своем дыхании. Не отвлекайтесь на посторонние мысли: просто вдыхайте и выдыхайте.

Несмотря на кажущуюся простоту, выполнение этих упражнений требует большой силы воли. Но есть и альтернативные способы развития внимания.

Внимание, наряду с другими высшими психическими функциями, такими как память и мышление, можно развивать, занимаясь на игровых тренажерах сайта Викиум.

У сайта Викиум есть ряд очевидных преимуществ:

  • В основе игр-тренажеров Викиума лежат проверенные методики развития познавательных способностей, доказавшие свою эффективность в ходе клинических экспериментов, и результаты передовых исследований в области нейронаук;
  • Тренажеры сайта Викиум спроектированы так, что позволяют раскрыть мозговой потенциал, получив максимум удовольствия от игры;
  • Пользователям, купившим премиум-доступ, открывается возможность тренироваться по индивидуальной программе, составленной с учетом их сильных и слабых сторон, а так же следить за своим прогрессом с помощью полной статистики.

Заниматься на сайте или самостоятельно – решать вам. Но помните, развитие внимания – верный шаг на пути к улучшению качества собственной жизни.

Человек - сложно устроенное существо. 3 составляющих определяют индивидуума: дух, разум и тело. Каждая его ипостась выполняет свои функции. Психика, являясь отражением реальности, помогает приспособиться к окружающей обстановке, как-то изменить ее или поменяться самому. Психика человека осуществляет несколько жизненно важных процессов, которые помогают в деятельности. Внимание в жизни человека сложно переоценить. Оно помогает нам учиться, мыслить, отбирать нужную информацию и так далее. Что именно делает для нас внимание, чем оно характеризуется, и как его развивать? На все вопросы мы постараемся дать ответы.

Психический процесс - внимание

Многие слышали и часто употребляют в речи такое словосочетание, как внимание человека. Психология определяет это понятие как процесс направленной и сосредоточенной фиксации сознания на конкретных объектах, вследствие чего они представляются четко и ясно.

Внимание отвечает за несколько важных действий в нашем сознании, с помощью них мы можем воспринимать информацию, выбирать из большого ее количества именно то, что нам необходимо. Основными функциями этого психического процесса являются:

  • Стимулирование к работе необходимых и замедление ненужных процессов психики в данный момент времени. Например, нам нужно запомнить несколько предложений дословно. В этот промежуток времени неактуален анализ этого текста, поэтому сразу же подключаются такие процессы, как память, воля, речь, а на второй план отходят мышление (конкретно - анализ), ощущение. Конечно, все процессы психики взаимосвязаны, поэтому существуют доминирующие и второстепенные процессы.
  • Обеспечивает отсеивание информации, воспринимаемой нами, в соответствии с нашими потребностями в конкретный промежуток времени. Например, мы читаем газету и хотим там увидеть рецепт приготовления новогоднего салата. Читаем-то мы все, но особое внимание и запоминание направлено именно на этот салат.
  • Обеспечение избирательности и концентрации на конкретном объекте или действии длительное время. В этой функции мы уже немного затронули виды внимания в психологии, поэтому объясним их подробнее.

Какие виды этого психического процесса бывают?

Поскольку внимание многогранно, из-за того что в его действии имеет место и работа других психических процессов, то и его разновидности классифицированы с нескольких сторон. Итак, виды внимания в психологии разделяют в зависимости от ведущего анализатора, деятельности, в которой участвует этот процесс, направленности на конкретный объект и так далее.

По виду деятельности, в которой принимает участие этот психический процесс, он бывает:

  • сенсорно-перцептивным (получение информации с помощью органов чувств, например, когда человек слушает музыку или следит за движением какого-либо предмета);
  • интеллектуальным (мы внимательны к какой-либо решаемой задаче, этот процесс начинает свое действие при мыслительных операциях);
  • двигательным (такой вид внимания активно проявляется себя при сложных движениях, например, у спортсменов или каскадеров).

В некоторых случаях эти виды объединяются в один процесс. Это происходит при сложных хирургических операциях, у инженеров, работающих с аппаратурой, и так далее.

Виды внимания в психологии также различаются по анализатору: обонятельное, слуховое, вкусовое, кинестетическое, зрительное и другие.

Внимание может отличаться по направленности:

  • внутреннее - человек сосредотачивается на ощущениях, которые его беспокоят внутри тела, очень часто бывает при остром проявлении какого-либо заболевания или нестабильном душевном состоянии;
  • внешнее - процесс направлен на внешнее окружение, мир;
  • пограничное - это не внутренние ощущения, а те, которые идут с поверхности кожи и слизистых оболочек.

Психический процесс разделяют еще по степени волевого контроля. Эти виды внимания в психологии анализируются чаще всего, особенно у детей. Волевая сфера - очень сложная, требует постоянного развития не только в раннем возрасте, но и у взрослых людей. По силе воли в жизни оценивается сила самой личности, поэтому механизмы ее развития и действия имеют большое значение и для проявления внимания.

  1. Непроизвольное внимание наблюдается у детей младшего возраста почти всегда, пока они не умеют проявлять волю. Этот вид бывает и у всех взрослых, когда мы видим что-то интересное, яркое или слышим внезапный звук. Для сосредоточения не прилагаются в этом случае никакие усилия. Проверкой может быть внезапный хлопок руками в кругу знакомых - даже те, кто не участвует в разговоре, посмотрят, что там происходит. Иногда для каждого человека бывает свой объект непроизвольного внимания. Это зависит от его потребностей в конкретный промежуток времени.
  2. Произвольным считается внимание, которое контролируется волей. Для достижения поставленной цели, даже если нам что-то неинтересно, мы заостряем внимание на конкретном действии или объекте. Процесс удержания этого вида психического процесса на объекте может быть усилен с помощью действий, направленных на этот объект, и удаления каких-либо отвлекающих раздражителей. Развитие внимания произвольного начинается в возрасте 3-4 лет, когда ребенок уже способен по необходимости удерживать его на объекте или выполнять определенные действия, которые ему неинтересны. Яркий пример - выучить стишок в детском саду или собрать игрушки.
  3. Послепроизвольное, другими словами - переходящее, сначала требует определенных усилий, затем переходит во внимание непреднамеренное (непроизвольное). Это бывает при подготовке к экзаменам - сначала трудно себя заставить, потом информация нас заинтересовывает, и мы окунаемся в нее с головой.

Что такое свойства внимания в психологии?

Они помогают нам понять, какие психические операции мы выполняем. Также с их помощью мы можем охватывать вниманием несколько объектов, менять фокус, в зависимости от обстоятельств. Свойства внимания делятся на две подгруппы на основании того, какое количество объектов или действий мы хотим охватить: направленные на один объект и множество.

Направленные на один объект:

  • Концентрация - с этим свойством мы часто встречаемся в повседневной жизни. Часто бывает так, что человек играет или читает, и его не дозовешься. В этом случае у него хорошо развита концентрация внимания. Это очень хорошее свойство для тех, кто работает умственно среди шума. Дети, которые не могут вникнуть в материал на уроках, имеют низкий уровень концентрации.
  • Устойчивость - отличается от первого свойства своей продолжительностью, активным включением. Почему часто для младшеклассников делают маленькое количество уроков в день? Потому что они не в состоянии долго активно воспринимать информацию.
  • Избирательность - проявляется при сосредоточении внимания на одном или нескольких объектах. Свойства внимания характеризуются тем, что очень тесно пересекаются друг с другом. Это свойство похоже на концентрацию, то есть проявляется как выборочная концентрация среди каких-либо раздражителей, чаще всего шума. Избирательность больше нужна при умственной работе.

Следующая группа включает в себя свойства внимания в психологии, которые направлены на некоторое количество объектов.

  • Распределение - человек выполняет несколько дел одновременно (с полной осознанностью). Ярким примером такого свойства является поведение Юлия Цезаря, который мог выполнять много действий одновременно. Но такие люди встречаются нечасто, ведь невозможно сознательно и сосредоточенно делать 4-7 действий. Чаще всего многие достигают такого результата при выполнении двух действий, когда одно из них сведено до автоматизма. Если кто-то считает, что может поступать, как Юлий Цезарь, он путает распределение со следующим свойством, описанным ниже.
  • Переключаемость - это такая характеристика внимания, его свойство, при котором сознательно человек перемещает внимание с одного на другой объект. Это может происходить быстро, и создается впечатление, что несколько действий выполняется сразу. Свойство нам крайне необходимо в повседневной жизни, так как помогает ориентироваться и приспосабливаться к постоянно меняющейся ситуации. Переключаемость легко поддается тренировке.
  • Объем - количество информации, о которой мы можем четко и ясно думать одновременно. Наш мозг не может анализировать всю поступающую информацию извне, поэтому задача внимания - ее дробить. Это происходит с помощью объема, который от рождения практически не меняется при обучении. Практически у всех людей объем внимания равен 5 плюс-минус 2.

Взаимосвязь памяти и внимания

Память и внимание в психологической науке считаются двумя тесно связанными процессами. Сначала мы адаптируемся к изменяющейся ситуации, выделяя необходимые нам объекты, затем их запоминаем. Здесь уже подключаются виды и свойства памяти.

Кроме этого, они похожи по качеству получения информации. И память, и внимание зависят от того, получили ли они чувственный опыт при концентрации на объекте и его запоминании. Такой механизм восприятия связан с нашим отношением к информации, а также эмоциональным настроем в данный момент.

Поистине очень интересно устроена наша психика. Мы можем идти по улице, зная, где перешагнуть ямку на дороге, и совсем не отдавать себе в этом отчет. Мы часто делаем многие вещи автоматически, думая совсем о другом. Как так получается? В этом состоит основная характеристика внимания и видов памяти: распределяя информацию извне, подключая процессы запоминания, переключения и концентрации, мы без ошибки найдем дорогу домой, сконцентрировавшись на проблемах учебы или работы.

Эмоции и внимание, или Какая польза от впечатлений?

Принимая полезную информацию, мы хотим, чтобы она хорошо запомнилась. Но не всегда это возможно - мы могли в этот момент отвлечься, переключиться на что-то другое и так далее. Поэтому на помощь здесь приходят наши впечатления. Интерес к впечатляющему объекту делает нас внимательными, а также возникшие эмоции помогают развиваться долгосрочной памяти. Сосредотачивая внимание на том, какие эмоции у нас возникали и впечатления остались после определенной информации, мы с легкостью сможем вспомнить ее суть.

Особенности внимания детей

Ребенок рождается как чистый лист - беспомощный, нежный и трепетный. С самого начала у него, при нормальном течении беременности и родов, присутствуют все психические процессы, которые развиваются в течение всей жизни. Что касается внимания, то этот процесс психики также присущ ребенку - он фокусирует свой взгляд на маме, изучает ручки, ножки, занимается с игрушками, любит рисовать и смотреть мультики. Вся его деятельность не обходится без внимания. При этом есть маленький, но очень важный нюанс - малыши не могут специально заострять на чем-то внимание. В раннем детстве действующий вид внимания - непроизвольный. С его помощью ребенок активно познает и приспосабливается к окружающей среде, как определяет наука психология. Виды и свойства внимания в этом возрасте направлены на познание и восприятие новой информации обо всем, что окружает малыша.

Только к 3-5 годам начинает формироваться произвольное внимание, с помощью которого ребенок может выполнять уже некоторые поручения, задания, но ему еще очень сложно сосредоточиться на объекте продолжительное время. В этот период на первый план выходит непроизвольное внимание.

В школьном возрасте, когда происходит становление целостной личности, постепенно набирает обороты развитие произвольного и послепроизвольного внимания. Очень существенную роль в развитии этого психического процесса, его видов и свойств играет учитель. Именно учителя помогают ученику организовать свое внимание, тем самым развивая такие свойства, как концентрация, распределение, избирательность, переключаемость. В период средней школы ребенок уже определяется с тем направлением, какое ему интересно, в котором он хотел бы развиваться. Если нет никаких проблем со здоровьем (например, гиперактивность, которая напрямую зависит от свойств внимания), после школы у него нет проблем с усвоением информации и сосредоточением на ней.

Каким изменениям подвергается внимание в юношеском и зрелом возрасте?

В юношеском возрасте основной вид деятельности - учебно-профессиональный. Именно в данной деятельности продолжает свое развитие обсуждаемый психический процесс. В механизм, который определяется как развитие внимания, в этом возрасте входят такие структуры личности, как направленность, способности, мотивация, формирование мировоззрения и другие. Юноши и девушки обращают свое внимание на то, что прежде всего им интересно, а потом уже заставляют себя воспринимать информацию, проявляя интерес к ней впоследствии. Таким образом, в юношеском возрасте у человека функционируют все виды внимания и его свойства, продолжая развиваться.

Развитие внимания (психология определяет детство и юность как пиковые для рассматриваемого психического процесса) в зрелом возрасте происходит благодаря сформированным ранее ценностным ориентациям уже взрослого человека. Желание не оставаться на достигнутом уровне, постоянный поиск новой информации, стремление познавать больше нового, практиковать, совершенствоваться - вот основные внутренние движущие силы, мотивы, помогающие человеку развивать не только внимание, но и другие когнитивные процессы. В этом возрасте все-таки могут быть и определенные ограничения, которые мешают процессу развития, например, низкий уровень образованности, стрессы, деструктивные личностные качества и привычки.

Психический процесс у пожилых людей

Сам возраст наталкивает нас на мысль о том, что теоретически могут возникнуть проблемы внимания. Снижение памяти и функциональности внимания действительно имеет место среди людей пожилого возраста. В период после 60-65 лет происходят структурные изменения в головном мозге, которые сопровождаются нейрофизиологическими и нейрохимическими процессами старения. Также снижаются компенсаторные функции мозга из-за изменения пластичности нейронов. Вследствие этого пожилой человек не может приспосабливаться к изменениям окружающей среды, а это значит, что поражается одна из основных функций внимания. Кроме того, людей в пожилом возрасте начинают атаковать различные сосудистые и дегенеративные заболевания. Поддержать организм можно, если следить за питанием, выполнять несложные задачки, вести здоровый образ жизни.

Диагностика внимания

Чтобы изучить особенности внимания человека, психологи используют тестовые материалы. Их множество, но каждый тест направлен на конкретный вид и свойство внимания. Есть универсальные методики, которые позволяют узнать уровень развития внимания в общем. Чаще всего такие тесты используются для диагностики у детей, подростков и молодежи. В зрелом возрасте применяют узконаправленные вопросники с профессиональным уклоном.

Основными методиками для изучения внимания являются: методика Мюнстерберга, таблицы Шульте, методика "10 слов" и некоторые другие, в зависимости от цели исследования. Эти задачи определяет наука психология. Тема "Внимание" в последнее время поднимается очень часто, так как проблемы, связанные с этим психическим процессом, атакуют детей дошкольного и школьного возраста, даже взрослые страдают от нехватки концентрации, распределения и переключения.

Как развивать этот процесс психики?

Развитием внимания занимаются не только психологи, но и медики, логопеды, дефектологи, педагоги. Так как от этого процесса психики зависит многое в нашей жизни, существуют целые программы по исследованию и развитию отдельных видов и свойств.

В психологической практике повышение уровня функционирования внимания осуществляется двумя способами: индивидуальные коррекционные занятия и групповые, иногда элементы коррекции этого процесса мы можем наблюдать в тренингах развития личности. Для этого специалистом подбираются специальные упражнения, в зависимости от того, с какой возрастной группой он будет работать. Развивать внимание можно и самостоятельно, подыскав некоторые упражнения-картинки, на которых нужно что-то найти или отследить либо выполнить определенные действия.

В развитии внимания у ребёнка можно отметить прежде всего диффузный, неустойчивый его характер в раннем детстве. Тот отмеченный уже факт, что ребёнок, увидя новую игрушку, сплошь и рядом выпускает из рук ту, которую он держал, иллюстрирует это положение. Однако это положение имеет не абсолютный характер. Наряду с выше отмеченным фактом нужно учесть и другой, который подчёркивается некоторыми педагогами [Фауссек, О внимании у маленьких детей, Пг. 1922.]: бывает, что какой-нибудь предмет привлечёт внимание ребёнка или, скорее, манипулирование с этим предметом так увлечёт его, что, начав манипулировать им (открывать и закрывать двери и т. п.), ребёнок будет повторять это действие раз за разом 20, 40 раз и больше. Этот факт действительно свидетельствует о том, что в отношении очень элементарных актов, связанных с значительной эмоциональной зарядкой, ребёнок уже рано может проявить внимание в течение более или менее значительного времени. Этот факт не следует недооценивать, и его нужно использовать для дальнейшего развития внимания у ребёнка. Но тем не менее, конечно, правильным остаётся то положение, что на протяжении дошкольного возраста, а иногда и к началу школьного, ребёнок ещё в очень слабой степени владеет своим вниманием. Поэтому в учебном процессе педагог должен тщательно работать над организацией внимания ребёнка, иначе оно окажется во власти окружающих вещей и случайного стечения обстоятельств. Развитие произвольного внимания является одним из важнейших дальнейших приобретений, тесно связанных с формированием у ребёнка волевых качеств.

В развитии внимания у ребёнка существенным является его интеллектуализация, которая совершается в процессе умственного развития ребёнка, внимание, опирающееся сначала на чувственное содержание, начинает переключаться на мыслительные связи. В результате расширяется объём внимания ребёнка. Развитие объёма внимания находится в теснейшей связи с общим умственным развитием ребёнка.

Развитие устойчивости детского внимания изучалось многими исследователями. Представление о результатах исследования даёт следующая таблица:

В этой таблице особенно показателен быстрый рост устойчивости внимания после 3 лет и, в частности, относительно высокий уровень его к 6 годам на грани школьного возраста. Это существенное условие «готовности к обучению».

Рост концентрации внимания Бейрль определял по количеству отвлечений, которым поддавался ребёнок в течение 10 минут игры. В среднем они выразились в следующих цифрах:

Отвлекаемость 2-4-летнего ребёнка в 2-3 раза больше отвлекаемости 4-6-летнего. Вторая половина дошкольного возраста - годы, непосредственно предшествующие началу школьного обучения, дают такой значительный рост и концентрации внимания.

В школьном возрасте, по мере того как расширяется круг интересов ребёнка и он приучается к систематическому учебному труду, его внимание - как непроизвольное, так особенно произвольное - продолжает развиваться. Однако сначала и в школе приходится ещё сталкиваться с значительной отвлекаемостью детей.

Более значительные сдвиги наступают тогда, когда успеют сказаться результаты обучения; размер этих сдвигов, естественно, зависит от его эффективности. К 10-12 годам, т. е. к тому периоду, когда по большей части наблюдается заметный, часто скачкообразный рост в умственном развитии детей - развитие отвлечённого мышления, логической памяти и т. д., обычно наблюдается также заметный рост объёма внимания, его концентрации и устойчивости. Иногда в литературе утверждается, будто у подростка (в 14-15 лет) приходится наблюдать новую волну отвлекаемости. Однако никак нельзя принять это утверждение, будто внимание у подростка вообще хуже, чем в предшествующие годы. Правильно, пожалуй, то, что в эти годы иногда труднее бывает привлечь внимание ребёнка; в частности от педагога для этого требуется большая работа и искусство. Но если суметь интересным материалом и хорошей постановкой работы привлечь внимание подростка, то его внимание окажется не менее, а более эффективным, чем внимание младших детей.

Говоря об этих возрастных различиях в развитии внимания, нельзя упускать из виду существование индивидуальных различий и притом весьма значительных.

Развитие внимания у детей совершается в процессе обучения и воспитания. Решающее значение для организации внимания имеет при этом уменье поставить задание и так его мотивировать, чтобы оно было принято субъектом .

Основываясь на слабости произвольного внимания у детей, ряд педагогов, начиная с интеллектуалиста Гербарта и до современных романтиков активной школы, рекомендовали целиком строить педагогический процесс на основе непроизвольного внимания. Педагог должен овладевать вниманием учащихся и приковывать его. Для этого он должен всегда стремиться к тому, чтобы давать яркий, эмоционально насыщенный материал, избегая всякой скучной учёбы.

Безусловно весьма важно, чтобы педагог умел заинтересовать учащихся и мог строить педагогический процесс на непроизвольном внимании, обусловленном непосредственной заинтересованностью. Постоянно требовать напряжённого произвольного внимания у детей, не давая никакой для него опоры, это, быть может, самый верный путь для того, чтобы не добиться внимания. Однако строить обучение только на непроизвольном внимании ошибочно. Это по существу и невозможно. Каждое, даже самое захватывающее, дело включает в себя звенья, которые не могут представлять непосредственный интерес и вызывать непроизвольное внимание. Поэтому в педагогическом процессе необходимо уметь: 1) использовать непроизвольное внимание, и 2) содействовать развитию произвольного. Для возбуждения и поддержания непроизвольного внимания можно целесообразно использовать эмоциональные факторы: возбудить интерес, внести известную эмоциональную насыщенность. При этом, однако, существенно, чтобы эта эмоциональность и интересность были не внешними. Внешняя занимательность лекции или урока, достигаемая сообщением очень слабо связанных с предметом анекдотов, ведёт скорее к рассеиванию, чем к сосредоточению внимания. Заинтересованность должна быть связана с самим предметом обучения или трудовой деятельности; эмоциональностью должны быть насыщены её основные звенья. Она должна быть связана с сознанием значения того дела, которое делается.

Существенным условием поддержания внимания, как это вытекает из экспериментального изучения устойчивости внимания, является разнообразие сообщаемого материала, соединяющееся с последовательностью и связанностью его раскрытия и изложения. Для того чтобы поддерживать внимание, необходимо вводить новое содержание, связывая его с уже известным, существенным, основным и наиболее способным заинтересовать и придать интерес тому, что с ним связывается. Логически стройное изложение, которому, однако, даются каждый раз возможно более осязательные опорные точки в области конкретного, составляет также существенную предпосылку для привлечения и поддержания внимания. Необходимо при этом, чтобы у учащихся созрели те вопросы, на которые последующее изложение даёт ответы. В этих целях эффективным является построение, которое сначала ставит и заостряет вопросы перед учащимися и лишь затем даёт их разрешение.

Поскольку основой непроизвольного внимания служат интересы, для развития достаточно плодотворного непроизвольного внимания необходимо в первую очередь развивать широкие и надлежащим образом направленные интересы.

Произвольное внимание по существу является одним из проявлений волевого типа деятельности. Способность к произвольному вниманию формируется в систематическом труде. Развитие произвольного внимания неразрывно связано с общим процессом формирования волевых качеств личности.