Болезни Военный билет Призыв

Феноменология общения педагога, склонного к «трудоголизму». Трудоголизм в управленческой деятельности

Профессиональная деформация - это изменение вызванное профессией, возникающее в организме ч-ка и приобретающее стойкий характер.

Трудоголизм - чрезмерная увлеченность профессиональной сферой и полная утрата всех остальных сфер жизнедеятельности ч-ка.

1971 г. - был введен термин «трудоголизм», автор Уэйн Оутс - обьединив 2 слова «труд» и «алкоголь».

1983 г. - в Нью-Йорке было впервые создано общество анонимныхтрудоголиков

1. Трудоголизм, как следствие воспитания (люди с которыми плохо обращались в школе, придирчивые родители и т. п.)

2. Трудоголизм, как следствие проблем в личной жизни:

а) психологические - боязнь, неумение общаться, низкая самооценка, уход от болезни и т. д.

б) истинно-семейные - проблемы в сексуальной сфере, отсутствие признания членами семьи, избегание, невыполнение домашних обязанностей.

3. Трудоголизм, как потребность в активном действии.

4. Трудоголизм, как следствие организационной культуры на рабочем месте.

Психологический портрет трудолюбивого ч-ка и трудоголика, различие:

1. Вся деятельность трудоголика направлена на процесс деятельности, а трудолюбивый ч-к направляет деятельность на результат.

2. Трудолюбивый ч-к не теряет социальных контактов (семья,дружба), а трудоголик наоборот - работа это средство демонстрации своего благосостояния.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме 18 «Трудоголизм» – как профессиональная деформация субъекта труда.:

  1. 20. Этапы развития человека как субъекта труда в онтогенезе. Варианты профессиональных карьер. Психология труда и акмеология.
  2. 21 Профессиональная деформация и методы ее предупреждения (самоанализ, самоконтроль, самокритика, профессиональная критика в трудовом коллективе
  3. 22 Психологическое сопровождение субъекта труда в кризисах профессионального становления.
  4. Характеристика профессиональных деформаций психолога.
  5. 7. Понятие субъекта труда, уровни его изучения. Внутренние условия и средства деятельности субъекта труда.
  6. Профессиональная ориентация, профессиональная адаптация и профессиональная пригодность как проблемы профессиональной педагогики.

Почему человек становится трудоголиком?

Трудоголизм - признак психологического неблагополучия: человек «прячется за работу» из-за утраты способности полноценно общаться с окружающими и для ухода от собственных нерешенных (часто - психологических) проблем. В основе этого расстройства лежит ощущение своей неполноценности и желание каким-либо способом компенсировать это, как следствие глубокая депрессия, переходящая в хроническую. В основе депрессий лежит ощущение горя утраты объекта (матери), что соответственно говорит о нарушениях взаимодействия мать/ребенок в раннем детстве, в период от 1 года, до 3-х лет. Отличительной чертой трудоголизма является наличие «Сверх идеи». Дело в том, что из-за «эмоционально отсутствующей» или «функциональной матери» в раннем детстве, у ребенка начинает включаться защита, а именно механизм компенсации и поиск отсутствующего объекта во вне. Таким образом, у ребенка появляется иллюзия, что он может найти заменитель материнской любви и поддержки в «деловых» отношениях, например, в школе или «спортивной секции». Подросток начинает концентрировать свою жизненную энергию в одной точке, для получения внимания благодаря «выдающимся» достижениям. Обычно, это дети, не отличающиеся особым «даром», но достигающие результата «зубрежкой». В результате, при получении ощутимых успехов в своей «профессиональной» деятельности, такой способ поведения успешно закрепляется и является ведущим во всех областях жизни. Несмотря на то, что, даже вступив в такие долгожданные любовные отношения, со своим «объектом обожания», (при чем способ достижения результата остается прежним – упорство), основной фокус внимания остается направленным на тот объект, который «заменил» мать, а именно карьеру. Поэтому у таких людей семейные отношения, как правило не складываются. Таким образом, при достижении, «выдающихся» результатов в выбранной профессиональной сфере, либо краха карьеры в выбранной области (военные, спортсмены, представители шоу-бизнеса), человек оказывается не готов к тому, что появляется переизбыток жизненной энергии, так как выйдя на определенный уровень, работа уже не требует таких больших энергетических вложений. В результате, индивид вновь испытывает, что потерял «объект». Таким образом, человек ощущает бессмысленность всего того, что он делал, обесценивает полученные результаты и старается найти новую «идею фикс», чтобы ощущать себя любимым и нужным. Существует также, и такой вариант, при котором, не происходит обесценивания своей «Сверх идеи», но тогда происходит полнейшее эмоциональное выгорание, приводящее к полному психическому и физическому истощению или смерти на «рабочем месте». В группу риска, на мой взгляд, входят такие профессии: спасатели, военные, оперативные работники спецслужб, спортсмены, представители шоу-бизнеса и многие другие профессии, связанные с риском для жизни!

Каковы последствия трудоголизма для человека?

Основным последствием тругоголизма является зависимость! Так как работа в данном случае является «костылем», который поддерживает и дает точку опоры. Это сродни алкогольной и наркотической зависимости, когда человек уже не может существовать без стимуляторов. Также, как было сказано выше, следствием является хроническое депрессивное состояние с соматическими проявлениями. В самых тяжелых случаях, возможны суицидальные мысли и попытки суицида, зачастую успешно реализованные!

Сам трудоголик способен признать, что он болен?

В принципе да, способен, но это происходит не сразу. Скорее он понимает, что страдает и не может понять в чем причина. Тогда начинаются поиски причин и самопознание. Именно в этом процессе происходит осознание основных причин. Обычно это называется кризисом среднего возраста.

Что делать если трудоголик не признает проблемы? Как его заставить меняться, лечиться?

Как, алкоголику в пьяном состоянии или наркоману, в наркотическом опьянении, объяснить, что это плохо и заставить пойти лечиться? Да, это просто невозможно! Это как заставить маленького младенца отказаться от материнской груди! Ребенок сам ее бросает, когда уже перестал в ней нуждаться, так как начал употреблять разнообразную твердую пищу, а эмоциональную подпитку от матери получает с помощью взаимодействия и общения. В этом случае, грудь теряет свою актуальность. Так и со всеми зависимостями!

В чем состоит лечение трудоголизма, методы? Как долго длится терапия?

Лечение, на мой взгляд достаточно длительное. Здесь подойдет психоанализ, Юнгианский анализ, в общем все виды длительной психотерапии. Это связано, во-первых, с тем что основная причина лежит в далеком детстве, о котором у пациента, возможно, вообще нет ни каких воспоминаний, по причине инфантильной амнезии и вытеснения, во-вторых, с его ощущением собственной ущербности. Таким образом, задача терапевта, состоит в том, чтобы укреплять собственное «Я» пациента, показывать его успешные и самодостаточные грани личности, которые зачастую не осознаются и отрицаются, поддерживать клиента в его поиске новых интересов и смыслов в жизни.

Как вылечить трудоголизм самостоятельно? Возможно ли это?

По моему мнению, зависимость вылечить самостоятельно нельзя, так как индивид, за многие годы, имеет в своем арсенале только один способ справиться с зависимостью – создать новую! Примером здесь могут служить многочисленные случаи, когда алкоголик бросает резко пить и с головой уходит в веру. Хорошо, если человек попадет в лоно церкви или каких-то других официальных конфессий, но существует большой риск вступить в ряды какого-нибудь сектантского учения, что соответственно только усилит зависимость! В любом случае, необходима поддержка из вне.

Профилактика трудоголизма.

Профилактика трудоголизма должна проводиться еще до рождения ребенка среди будущих родителей, состоящей в обучении и разъяснении родительской роли. Тем же, кто уже сейчас взрослый, читает эту статью и ощущает, что у него «все поставлено на кон», могу посоветовать пройти личную психотерапию или анализ, в той модальности, которая отвечает его вкусам и мировоззрению. Самостоятельные попытки справится со сложившейся ситуацией могут привести к возникновению более устойчивых зависимостей и возникновению хронических депрессий, со всеми вытекающими последствиями!

Главное помнить, что мир разнообразен и изобилен, и вы не одиноки, даже в самой сложной и безвыходной ситуации. Всегда найдутся те, кто может поддержать и помочь в трудную минуту! Главное не замыкаться внутри себя, а говорить о своих проблемах! Ведь у человека много различных способов получения информации, а освобождение от этой информации возможно, лишь, с помощью слов! Поэтому, не молчите о своих проблемах и пусть все у вас будет хорошо!

Социальная педагогика - отрасль, рассматривающая процесс воспитания через призму характерных для общества. Каждая отдельно взятая личность развивается в определенной среде, где имеются свои устои, стереотипы, приоритеты. Человек не может существовать отдельно от социума, более того, он активно влияет на окружающих, внося в ближайший "микромир" свое мироощущение. Процесс этот обоюдный и взаимосвязанный. Личность может подчиниться требованиям среды, либо окружению придется принять человека таким, какой он есть.

Социальный педагог - это специалист, который помогает детям и подросткам социализироваться в обществе, найти в нем свое место, оставшись при этом самостоятельной личностью. Это определение показывает идеальную картину в плане воспитания, то, к чему должны стремиться все специалисты, работающие с детьми. На практике же социальный педагог - это человек, который в школе занимается мониторингом неблагополучных семей и среди детей. Цель этой работы - научить ребят сопротивляться дезорганизующим условиям.

Деятельность и других учебных заведениях заключается в изучении определенной семьи, выявлении проблем в этой ячейке общества, нахождении путей решения трудных ситуаций, а также в координировании работ по заданному маршруту. Опять-таки, речь идет о должностных обязанностях, прописанных в положении образовательного учреждения. В реальной жизни картина несколько иная.

В действительности социальный педагог - это человек, который становится в решении многих проблем. С одной стороны, профессиональные обязанности и ожидания общества, связанные с достижением определенных целей. С другой, полное нежелание конкретной неблагополучной семьи решать свои проблемы. Ведь контингент, с которым работает специалист, - это асоциальные семьи с пьющими родителями, половина из которых уверена, что они глубоко несчастные люди, обиженные жизнью. Другая половина из разряда "непутевых", которым на все наплевать, включая своих детей. Понятно, что детей из этой среды сравнимо с подвигом, потому что ребенок, проживающий в этих условиях, считает их нормальными и часто идет по стопам родителей. Только единицы адекватно осознают свое положение и стараются его исправить. Самое интересное, что они часто достигают больших результатов, поскольку мотивация - вещь очень мощная.

Опускать руки нельзя ни в коем случае: если не бороться с негативными социальными явлениями, они поглотят общество целиком. Если удается нормализовать жизнь хотя бы нескольких семей - это победа.

Социальный педагог - это человек, работу которого нельзя оценить оценками в журнале, нельзя наглядно показать ее эффективность. Это ежедневный кропотливый труд, приносящий плоды только через длительное время. Но начальству это не докажешь, они требуют наглядности и цифр.

Отчет социального педагога входит в перечень номенклатуры дел специалиста. К ней относятся федеральные, региональные законодательные акты, регламентирующие данный вид деятельности; должностные обязанности; перспективный план работы (куда же без него), в который включено планирование групповой и индивидуальной работы; программы действий по определенным ситуациям, профилактике правонарушений; картотека на детей, с которыми работает специалист; рекомендации для родителей и учителей.

Психологические аспекты трудовой деятельности заключены не только в межличностных отношениях или типологии личности. Они выражаются еще и через любовь к труду. Любовь к труду или более кратко трудолюбие – это «черта характера, заключающаяся в положительном отношении личности к процессу трудовой деятельности. Проявляется трудолюбие в активности, инициативности, добросовестности, увлеченности и удовлетворенности процессом труда. В психологическом плане трудолюбие предполагает отношение к труду как к основному смыслу жизни, потребность и привычку трудиться.».

Следовательно, исходя из данного определения, трудолюбие это личностное свойство человека, которое можно выразить, через факторы, составляющие потребность в самовыражении по содержательным теориям мотивации,

Всем ли людям, независимо от пола и возраста свойственно трудолюбие? Проведенные автором социологические исследования по изучению мотивации труда на предприятиях различных форм собственности выявили, что большинству людей, достигших пенсионного возраста, независимо от уровня образования (высшего или среднего), места работы (коммерческого банка или депо метрополитена), свойственны высшие потребности – в уважении и самовыражении. Удовлетворение этих потребностей сродни любви к труду. Это качество достойно уважения.

Однако в любви к труду, опять же в зависимости от типа личности человека, его психологических особенностей и деловых качеств, может присутствовать нездоровый, болезненный элемент, навязчивое влечение к труду. Он может возникать у вполне благополучных людей, прекрасных семьянинов, как правило, лиц среднего возраста, обладающих определенными должностными полномочиями. Такое положение вещей называется «работоголия». Нашему слуху более привычно слово «трудоголик». Вторая часть этого слова напоминает о другой человеческой болезни – алкоголизме. И хотя в этой болезни нет ничего смешного, напротив это трагедия, но с легкой руки сатириков и юмористов оно вызывает у большинства людей улыбку. Соответственно вызывает улыбку и первый термин. Однако «трудоголик» – это не «алкоголик». Это гораздо лучше. Хотя возможно тому, кого называют трудоголиком и требуется определенная социально-психологическая помощь.

Трудоголик осознает себя таковым, и сам говорит об этом с сожалением. Часто трудоголиками являются современные красивые уверенные в себе женщины. Трудоголизм проявляется в желании сделать свою работу наилучшим образом и заставить других окружающих людей (подчиненных) делать ее также наилучшим образом не считаясь с их возможностями (моральными и физическими). Наряду с потребностями в самовыражении, у многих людей, являющихся по своему статусу руководителями, проявляется потребность во власти, относящиеся к потребностям высшего порядка. При этом потребность во власти проявляется не в достижении личной власти, т.е. повышения своего статуса, а именно в возможности влиять на других людей для достижения своих целей или целей организации. Потребности высшего порядка, равно как и самовыражение, начинают мотивировать людей после удовлетворения всех остальных групп потребностей. Это объясняет тот факт, что трудоголики, как правило, люди обеспеченные, не стесненные в средствах, и часто работающие с преувеличенным энтузиазмом, даже на не очень высокооплачиваемых должностях, но дающих достаточные властные полномочия. Отсюда следует, что основным мотиватором трудоголиков является потребность во власти, не удовлетворенная должным образом. Причина же трудоголизма заключается в завышенной оценке своей роли в процессе коллективного труда и желании оценивать труд подчиненных по своей шкале ценностей.

Самое плохое в трудоголизме, то что человек, особенно, если он руководитель, и сам не находит должной удовлетворенности в своей потребности, а главное создает тяжелый социально-психологический климат для своих подчиненных и лишает их внутреннего вознаграждения от результатов труда. Какой же выход из создавшегося положения и существует ли он?

Первый способ – ждать. Как мы уже отмечали, потребности человека постепенно удовлетворяются и заменяются другими. Так и потребность во власти, может быть удовлетворена с течением времени и заменится какой-либо другой, например, потребностью в познании, либо же какие-то внешние обстоятельства могут заставить человека спуститься на более низкий уровень удовлетворения потребностей, например материальных или потребностей в безопасности. Кроме этого с возрастом человеку свойственно пересматривать свои оценки окружающей действительности. Обычно это происходит один раз в пять лет.

Второй способ - изменить свои оценки, если они не приносят должных результатов и не удовлетворяют ваших чаяний. Самому с этим справиться трудно и следует обратиться к психологу-консультанту, занимающемуся подобными проблемами. Главное, осознавать при этом, что обладая абсолютным психическим здоровьем, в обращении за социально-психологической помощью нет ничего постыдного, напротив можно сделать свою жизнь более легкой и радостной.

А как быть наемному работнику, который оказывается под властью руководителя-трудоголика? Тут можно предложить два варианта поведения. Первый, проникнуться его идеями и работать в поте лица, чтобы заслужить похвалу начальства. Но такая работа по силам далеко не каждому, тем более, что у работника могут быть внешние обстоятельства, не позволяющие ему работать с такой же интенсивностью, как его руководитель. Например, у многих женщин, маленькие дети, которыми они должны заниматься, и не могут задерживаться на работе после ее окончания. Есть и другие обстоятельства, как-то: работа по совместительству, или учеба, на вечернем отделении ВУЗов, которую многие работники совмещают с учебой, стремясь повысить свою квалификацию. Таким работникам, приходится достаточно сложно под руководством трудоголиков, и часто возникающие разногласия приводят к конфликтным ситуациям, приводящим впоследствии к увольнению работников из организации.

Второй путь – имитировать бурную деятельность в глазах руководителя, своевременно предоставляя ему требуемые справки, отчеты и другие документы, и в то же время, работая с той интенсивностью, на которую работник способен. Нельзя с уверенностью сказать, что удастся, таким образом. в течение долгого времени имитировать активную трудовую деятельность, но есть надежда, что начальник - трудоголик тоже хочет избавиться от своей зависимости, обратившись за квалифицированной помощью, о чем было сказано выше.

Следовательно, для эффективной трудовой деятельности, необходимо учитывать и такой фактор, относящийся к разряду трудовых проблем, особенно в том случае, если работник и его руководитель по разному оценивают интенсивность труда.


Предыдущая