Болезни Военный билет Призыв

Этика и принципы проведения консультации психолога

Каждому из нас в какие-то трудные периоды жизни требуется помощь. Помощь друзей, близких, родных...

А многие люди, не справляясь с трудными ситуациями в одиночку или вместе с окружающими, или попросту решившие улучшить свою жизнь, обращаются к специалистам, работающим в сфере психологической помощи людям, и сталкиваются с непрофессионализмом, шарлатанством, вытягиванием денег. Несомненно, встреча с такими «лжепсихологами» накладывает отпечаток на восприятие людьми консультаций психологов и представителей этой профессии как таковых. Говоря обывательским языком – ровняют «всех под одну гребенку».

В области психологии, как и в области медицины, педагогики, и любой другой науки, есть Специалисты, с большой буквы этого слова, а есть те, кто нечестными способами старается прильнуть к интересующему их тому или иному профессиональному сообществу.

Выбор психолога – ответственное и сложное дело. Ошибки этих специалистов не всегда явно бросаются в глаза, но имеют огромное влияние на жизнь человека, пришедшего на консультацию психолога .

Не так легко найти профессионала, для которого психологическая помощь – это призвание. Не так легко доверить незнакомому все самое сокровенное, что есть в душе, и обратиться к неизвестному специалисту.

Однако, для оказания продуктивной психологической помощи консультант нуждается в доверии клиентов , приходящим к нему на прием.

И это доверие может быть достигнуто только при соблюдении Этического Кодекса .

Кодекс призван защищать права людей, которые приходят на прием психолога. Его главная задача – оградить клиентов от бесконтрольного и неквалифицированного использования возможностей психологии, обеспечить высокое качество психологической помощи.

К сожалению, в нашей стране с ним знакомы не только далеко не все клиенты, но и не все консультанты. Также весьма затруднено применение соответствующих санкций к специалистам, которые нарушают Кодекс.

Я в процессе работы с клиентом строго следую Этическому Кодексу, и призываю к этому всех специалистов, работающих с людьми.

Ниже я приведу выдержки из Этического Кодекса Российского Психологического Общества (Санкт-Петербург, РФ, 2003 г.).

Данный Кодекс составлен в соответствии с Женевской конвенцией «О правах человека» и действующим Российским законодательством.

1. Требования к Психологу.

«Психолог» – это лицо, имеющее высшее образование по специальностям «психология» или «клиническая психология», а также лица, которым в официальном порядке присвоены степени кандидата наук по отраслям и специальностям психологии. Только это обеспечивает правомерность оказания психологической помощи.

2. Требования к Клиенту.

Клиент – это человек, принимающий добровольное участие в исследованиях психологии или лично пришедший на прием психолога.

3. Принцип ненанесения ущерба Клиенту.

Психологическая помощь не должна наносить вред здоровью, состоянию или социальному положению клиента. Консультант не должен вступать в какие бы то ни было личные отношения со своими клиентами.

4. Принцип компетентности Консультанта.

Консультант во время сессии оказывает лишь то воздействие, для которого он имеет необходимую квалификацию и образование, руководствуется только научными и профессиональными стандартами работы.

5. Принцип беспристрастности Консультанта.

Не допускается предвзятое отношение Консультанта к Клиенту и оценивание его личности.

6. Принцип конфиденциальности психологической помощи.

Вся информация, полученная на приеме Психолога, не подлежит сознательному или случайному разглашению.

7. Принцип осведомленного согласия.

Консультант и клиент должны быть извещены об этических принципах и правилах психологической помощи, и принимают в ней добровольное участие.

Контракт для индивидуальной консультации психолога

Контракт – это соглашение между клиентом и консультантом, в котором формулируются основные правила, по которым проходят консультации психолога, описан формат консультаций, и ожидания участников контракта. Я уверена, что консультация психолога проходит эффективней при наличии контракта, и помощь оказывается плодотворней, так как Клиент осознает и свою ответственность за результаты психологической помощи, а не только ответственность консультанта, и начинает точнее видеть свои цели и векторы желаемых изменений. Во время работы с клиентом я не хочу тратить время на психологические игры. Клиент, благодаря контракту, знает, какую помощь получит и чувствует себя защищенным.

Безусловно, с каждым клиентом я заключаю индивидуальный контракт, так как каждому человеку на консультации психолога нужна индивидуальная помощь. Но есть основные принципы, по которым я работаю, и мои клиенты могут ознакомиться с ними до прихода ко мне на индивидуальный прием, заранее.

1. Конфиденциальность.

Мы (Клиент и Консультант) будем сохранять в тайне сведения, полученные на приеме, и не будем выносить любую информацию о консультации за пределы психологического кабинета.

Я (Консультант) не буду разглашать подробности сессии (Фамилию, Имя, Отчество Клиента, причину обращения и подробности беседы). Я (Клиент) не буду распространять практики и методики, полученные во время сессии, и буду использовать их только для индивидуальной помощи себе.

2. Границы.

2.1. Мы (Консультант и Клиент) будем назначать заранее (за неделю) даты сессий. Перенос встреч будем осуществлять минимум за 3 дня. Я (Клиент) оплачу сессию в полном объеме, если пропущу ее без предупреждения; и оплачу половину стоимости консультации, если перенесу ее меньше, чем за 24 часа.

Если Я (Клиент), опоздаю, то оплачу сессию в полном объеме, а продолжительность консультации сократится на время моего опоздания.

2.2. Во время сессии Мы (Клиент и Консультант) будем работать с запросом Клиента, при этом Я (Клиент) имею право отказаться от обсуждения некоторых тем, к обсуждению которых Я не готов(а).

2.3. При нанесении ущерба помещению или имуществу, находящемуся в нем, Я (Клиент) возмещу причиненный ущерб.

3. Безопасность на приеме психолога.

Я (Клиент) не буду применять на приеме психолога физические методы воздействия к другим и себе. Я (Клиент) не буду приходить на сессию в случае болезни, в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

Я (Консультант) гарантирую безопасность сессии, отсутствие посторонних людей на сессии, безоценочное и некритичное отношение к Клиенту.

4. Негатив на приеме психолога.

Я (Клиент) не буду демонстрировать любое гневное поведение (крик, оскорбления, неконструктивную критику); не буду негативно обсуждать консультанта и процесс консультирования за пределами кабинета.

Я (Клиент) имею право, и даже должен, говорить о негативе свободно и открыто, сразу как это возникает на приеме психолога, а не между сессиями. Я (Клиент) не буду носить в себе негатив, не буду его копить.

Все негативные мысли и недовольства Я (Клиент) буду трансформировать в вопросы или просьбы, и только таким образом выражать на приеме.

5. Наша философия.

На приеме Мы (Консультант и Клиент) будем придерживаться 5 основных принципов:

  • Каждый человек безусловно хороший как личность по определению (позиция Я – ОК, ТЫ – ОК). Независимо от того, как я отношусь к себе, на консультации психолога Я – ОК.
  • Каждый человек способен осознавать свои мысли, чувства и поведение и нести ответственность за них, меняя их, если необходимо, независимо от провоцирующих обстоятельств. (Это так, несмотря на то, что большинству людей это трудно без участия специалиста).
  • Каждый человек способен думать. Кто-то этим принципом злоупотребляет, интерпретируя слова и действия других, придавая им свой особый собственный смысл, или что-то недоговаривает, надеясь, что другие догадаются, а кто-то, наоборот, игнорирует эту способность, например, когда имеет возможность и не помогает другому человеку потому, что его не попросили. Важно соблюдать баланс – ничего не умалчивать, договариваться по важным вопросам, все прояснять, но и не быть навязчивым или черствым.
  • Каждый человек способен измениться. (Самостоятельно, или с помощью специалиста).
  • Принцип сотрудничества на приеме психолога: мы равны психологически (при этом у нас может быть разная компетенция); у нас нет никаких силовых игр, игр власти и манипуляций; у нас нет никаких тайн, мы прямо заявляем о своих потребностях, недовольстве, нехватке; у нас нет игр «в спасение» – мы не помогаем друг другу из ложной заботы, чувства вины или стыда, но в то же время, если мы можем помочь, мы делаем это.

6. Продолжительность индивидуальной консультации психолога – ровно 50 минут. Я (Клиент) не буду задерживаться на приеме, и всегда буду помнить, что время приема ограничено. В случае, когда необходимо увеличить длительность сессии (при первой встрече или для проведения какой-либо практики), Мы (Клиент и Консультант) будем обговаривать это заранее.

7. Оплата.

В случае моего опоздания Я (Клиент) оплачу прием психолога в полном объеме, а его продолжительность сократится на время моего опоздания.

Я (Клиент) буду оплачивать сессию в самом начале. (При длительном консультировании (более 2-х встреч) я буду производить оплату вперед – то есть на встрече оплачивать и последующую сессию).

Я (Клиент) плачу на приеме психолога за диагностику, выяснение причин возникновения затруднительной ситуации, получение знаний о возможном развитии ситуации в будущем, приобретение важных психологических знаний, необходимых для решения проблемы, за то, что учусь справляться со всеми затруднительными ситуациями самостоятельно. Я (Клиент) осознаю, что Консультант не решает за меня все проблемы, а учит меня справляться с ними самостоятельно; и что на результаты работы напрямую влияют моя ответственность и активность.

Я (Консультант) буду в полном объеме использовать все свои профессиональные умения и навыки.

8. Я (Консультант) беру на себя ответственность:

  • придерживаться контракта;
  • максимально использовать все свои профессиональные умения и знания.

Я (Клиент) беру на себя ответственность:

  • придерживаться контракта;
  • быть активным и включенным на сессии, нести ответственность за полученные результаты;
  • выполнять, при наличии, все домашние задания консультанта.

9. Между сессиями Я (клиент) буду звонить консультанту только по организационным вопросам (перенос и отмена встреч, уточнение места проведения консультирования); психологическую помощь я буду получать только во время консультации.

Реферат по профессиональной этике

«Этический кодекс практического психолога»


Введение

Общая информация об этическом кодексе практического психолога

Принципы этического кодекса практического психолога

1Общие принципы

2.2О профессиональной компетенции и отношениях с другими профессионалами

2.3О вмешательстве

2.4Об исследовательских работах и образовании

2.5О получении и использовании информации

Заключение

Список литературы

Введение


Этический кодекс практического психолога представляет собой свод этических правил, который обязателен для использования в работе практического психолога.

В связи с тем, что практическая психология включает в себя очень разные и имеющие свою специфику области деятельности (работа в школе с детьми; психотерапевтическая работа с людьми, испытывающими серьезные жизненные трудности; развивающие инструментальные и личностные тренинги с психологически взрослыми и душевно здоровыми людьми), существуют различные этические кодексы, отражающие специфику работы практического психолога в данной области.

Практическая психология - это весьма сложная, ответственная и относительно недавняя область профессиональной деятельности психолога.

В реферате использованы работы Абрамовой Г. С. «Практическая психология», Зеленковой И.Л. «Прикладная этика», Этические стандарты для психолога // Вопросы психологии.

Объект исследования работы- этика профессиональной деятельности психолога; предмет- этический кодекс практического психолога.

Реферат состоит из введения, основной части и заключения.

Целью данной работы является рассмотрение этического кодекса практического психолога. Цель реализуется посредством следующих задач:

1)анализ общей информации об этическом кодексе практического психолога;

2) описание принципов этического кодекса практического психолога.

1. Общая информация об этическом кодексе практического психолога


На I съезде Официального общества психологов в Мадриде в мае 1984 года Руководящий совет ООП принял на себя обязательства по созданию этического кодекса для профессиональных психологов, исходя из предварительного проекта, представленного съезду профессором А. Ф. Бардажи. На рабочем совещании в январе 1987 г., в котором приняли участие представители многих психологических ассоциаций и учебных заведений, в проект были внесены различные изменения и дополнения, после чего он широко обсуждался научной общественностью.

Настоящие этические стандарты предназначены для использования в качестве руководства в профессиональной деятельности в психологии во всех ее формах. Официальное общество психологов отвечает за них и в соответствии с ними будет оценивать работу всех своих членов.
Деятельность психологов определяется прежде всего принципами взаимной терпимости и законности. В своей профессиональной деятельности психологии должны учитывать имплицитные и эксплицитные правила, действующие в том социальном окружении, где они работают, рассматривая их как элементы существующей ситуации и оценивая последствия соблюдения или отклонения от них для профессиональной деятельности психологов.
Психологи могут отвергнуть любой вид ограничений или помех своей профессиональной независимости и законному осуществлению своих профессиональных функций в соответствии с правами и обязанностями, устанавливаемыми настоящим кодексом. Главной целью Этического кодекса является установление основополагающих прав и обязанностей, вытекающих из особенностей профессиональной деятельности психолога. Кодекс должен служить психологу ориентиром при планировании и построении работы с клиентом, в том числе при разрешении проблемных и конфликтных ситуаций, возникающих в процессе профессиональной деятельности психолога. Кодекс призван оградить клиентов и общество в целом от нежелательных последствий бесконтрольного и неквалифицированного использования психологических знаний.


2. Принципы этического кодекса практического психолога


2.1 Общие принципы


Деятельность психолога направлена к достижению таких гуманитарных и социальных целей, как благополучие, здоровье, высокое качество жизни, полное развитие индивидов и групп в различных формациях индивидуальной и социальной жизни. Поскольку психолог является не единственным профессионалом, чья деятельность направлена на достижение этих целей, обмен и сотрудничество с представителями других профессий желательны и в некоторых случаях необходимы, без каких-либо предубеждений по отношению к компетенции и знаниям любого из них.

2. Психология как профессия управляется принципами, общими для всех профессиональных этик: уважение к личности, защита человеческих прав, чувство ответственности, честность и искренность по отношению к клиенту, осмотрительность в применении инструментов и процедур, профессиональная компетентность, твердость в достижении цели вмешательства и его научной основы.

3. Психологи не должны принимать участия или способствовать разработке методов, направленных против свободы индивида и его физической или психологической неприкосновенности. Непосредственная разработка или содействие в осуществлении пыток или издевательств, помимо того что является преступлением, представляет собой наиболее тяжкое нарушение профессиональной этики психологов. Они не должны ни в каком качестве, ни как исследователи, ни как помощники или сообщники, принимать участие в пытках или любых других жестоких, негуманных или унизительных действиях, кто бы ни был их объект, какие бы обвинения или подозрения против этого лица ни выдвигались и какая бы информация ни могла бы быть получена от него таким путем в условиях военного конфликта, гражданской войны, революции, террористических акций или любых других обстоятельств, которые могли бы быть истолкованы как оправдание таких действий.

4. Все психологи должны, как минимум, информировать свои профессиональные объединения о нарушениях прав человека, издевательствах, жестокости, негуманных или унизительных условиях заключения, кто бы ни был их жертвой, и о любом таком случае, ставшем им известным в их профессиональной практике.

5. Психологи должны уважать религиозные и моральные убеждения своих клиентов и учитывать их при опросе, необходимом при профессиональном вмешательстве.

6. При оказании помощи психологи не должны осуществлять дискриминацию по признаку происхождения, возраста, расовой и социальной принадлежности, пола, вероисповедания, идеологии, национальности или любых других различий.

Психологи не должны использовать власть или превосходство по отношению к клиенту, которые дает их профессия, для извлечения прибыли или получения преимуществ как для себя, так и для третьих лиц.

В особенности в письменных документах психологи должны быть чрезвычайно осторожны, сдержанны и критичны по отношению к своим концепциям и заключениям, учитывая возможность их восприятия как уничижительные и дискриминирующие.

Психологи не должны применять манипулятивные процедуры с целью добиться обращения к ним определенных клиентов, а также действовать таким образом, чтобы оказаться монополистами в своей области. Психологи, работающие в общественных организациях, не должны использовать это преимущество для увеличения собственной частной практики.

Психолог не должен допускать использования своего имени или подписи лицами, не имеющими должной квалификации и подготовки, для незаконного применения психологических методов. Психологи должны сообщать обо всех случаях посягательства на чужие права, которые стали им известны. Бесполезные и основанные на обмане действия не должны прикрываться квалификацией психолога.

В случае, когда личные интересы клиента вступают в противоречие с интересами учреждения, психолог должен постараться выполнять свои функции с максимальной беспристрастностью. Обращение за помощью в данное учреждение предполагает учет интересов клиента, уважение и внимание к нему со стороны психолога, который в соответствующих обстоятельствах может выступать как его защитник по отношению к администрации учреждения.


.2 О профессиональной компетенции и отношениях с другими профессионалами


Права и обязанности профессионального психолога основываются на принципе профессиональной независимости и автономии независимо от служебного положения в определенной организации и от профессионалов более высокого ранга и администрации.

Профессиональный статус психолога базируется на его способностях и квалификации, необходимых для выполнения его обязанностей. Психолог должен быть профессионально подготовленным и иметь специализацию в применении методов, инструментария и процедур, применяемых в данной области. Частью его работы является постоянное поддержание на современном уровне своих профессиональных знаний и умений.

Психолог не должен применять методы и процедуры, не прошедшие достаточной апробации в рамках современных научных знаний, без предубеждения по отношению к существующему разнообразию теорий и школ. В случае испытания психологических методик, еще не получивших научной оценки, клиенты не должны быть полностью уведомлены об этом заранее.

Все психологические данные, как результаты обследования, так и сведения о вмешательстве и лечении, должны быть доступны только для профессиональных психологов, в чьи обязанности входит неразглашение их среди некомпетентных лиц. Психологи должны принимать меры для соответствующего хранения документации.

Когда интересы психологического обследования или вмешательства требуют тесного сотрудничества с профессионалами из других областей, психологи должны обеспечивать соответствующее взаимодействие так, чтобы оно было направлено на благо психолога и его клиента.

Психологические методы не должны смешиваться - как в применении, так и в их представлении общественности - с методами, чуждыми научным основам психологии.

Не отказываясь от научной критики там, где она необходима, психологи не должны дискредитировать коллег или представителей других профессий, использующих те же или иные научные методы, и должны проявлять уважение к тем школам и направлениям, которые научно и профессионально компетентны.

Работа психолога базируется на праве и обязанности проявлять уважение (и пользоваться таковым) к другим профессионалам, особенно в областях, близко соприкасающихся в своей деятельности с психологией.


.3 О вмешательстве


Психологи должны отказаться от вмешательства, если они уверены, что их помощь будет использована во вред или против законных интересов индивидов, групп, организаций или общин.

2. Осуществляя вмешательство по отношению к индивидам, группам, организациям или общинам, психолог должен предоставить им необходимую информацию об основных решаемых проблемах, поставленных целях и используемых методах. В случае несовершеннолетних или юридически недееспособных лиц, родители или опекуны должны быть проинформированы. В любом случае следует избегать манипулирования индивидами и стремиться к развитию и автономности конкретного случая.

3.Психолог должен стремиться к завершению вмешательства и не продлевать его методами сокрытия информации или обмана как в случае достижения поставленной цели, так и в случае невозможности ее достижения после применения доступных методов и средств на протяжении достаточного времени. В последнем случае индивид, группа, организация или община должны быть информированы о том, какие другие психологи или представители иных областей знания могут продолжить вмешательство.

Ни в коем случае свобода клиента - как в отношении прекращения вмешательства, так и в отношении консультации у другого психолога или иного специалиста - не должна быть ограничена. Следует поощрять способность клиента принимать решения на основе достаточной информации. Психолог может отказаться продолжать вмешательство, если оно осуществляется одновременно с вмешательством другого типа, выполняемым другим профессионалом.

Психологи не должны пользоваться властью, которую их статус может им дать, для требования особых рабочих условий или платы, превосходящей принятую в обычных обстоятельствах.

Психолог не должен позволять вовлечь себя профессионально в неясную ситуацию, где его роль или функции окажутся неуместны или двусмысленны.

Психологи не должны вмешиваться в действия, предпринятые другими специалистами.

В случае, когда услуги психолога требуются для рекламной или коммерческой компании, он должен сотрудничать с целью обеспечения правдивости информации и охраны интересов индивидов.

Психологи должны соблюдать особую осторожность в том, чтобы не вызвать необоснованных ожиданий, осуществить которые они впоследствии окажутся профессионально не способны.


.4 Об исследовательских работах и образовании


Все психологи, в какой бы области психологии они ни работали, должны стремиться способствовать прогрессу науки вообще и психологии в частности, осуществляя исследования и придерживаясь научных подходов в своей деятельности, а также передавая свои знания студентам и другим профессионалам.

При выполнении исследований психологи должны категорически отказываться от действий, могущих привести к постоянному, невосполнимому или не необходимому ущербу для испытуемых. Участники любой исследовательской программы должны выразить свое недвусмысленное согласие на проведение экспериментов; в случае несовершеннолетних или юридически недееспособных лиц такое согласие должно быть получено от родителей или опекунов.

Если психологическое исследование сопровождается каким-либо временным ущербом или дискомфортом, как, например, электрический шок или сенсорная депривация, исследователь должен в первую очередь удостовериться в том, что все участники опытов действуют совершенно свободно, без постороннего давления в каком-либо виде; к участию в эксперименте не должен быть допущен никто до тех пор, пока исследователь не убедится, что об этом ущербе испытуемые были уведомлены заранее и дали свое согласие. Даже в случае согласия перед экспериментом, испытуемый может принять решение о своем дальнейшем неучастии в программе в любой момент.

Если условия эксперимента требуют дезинформации или обмана испытуемого, психолог должен убедиться в том, что это не приведет к сколько-нибудь длительному ущербу для участников опыта, и в любом случае экспериментальный характер и необходимость обмана должны быть раскрыты при окончании экспериментальной программы.

Психологические исследования в нормальной ситуации, как экспериментальные, так и обсервационные, должны всегда выполняться с уважением по отношению к достоинству индивида, его верованиям, интимным ситуациям, скромности и целомудрию при исследовании сексуального поведения, а также при обследовании престарелых, больных, заключенных, т. е. лиц, имеющих не только определенные социальные ограничения, но и переживающих серьезную человеческую драму.

При экспериментах над животными страдания, вред или дискомфорт, не являющиеся абсолютно необходимыми для достижения поставленной исследовательской цели и оправданными с точки зрения науки и интересов человека, должны быть исключены или сведены до минимума. При хирургических операциях на животных должно применяться обезболивание и приниматься необходимые меры по предотвращению осложнений. Персонал, непосредственно занимающийся исследовательской работой с животными, должен в содержании животных, обращении с ними и при эвтаназии руководствоваться международными стандартами.


.5 О получении и использовании информации


Психологи при осуществлении своих профессиональных функций должны тщательно оберегать право клиента на конфиденциальность. Лишь строго необходимая для выполнения требуемых действий информация должна быть получена психологом и всегда только с согласия клиента.

Вся информация, полученная психологами о клиенте, как из его сообщений, так и в результате профессиональных наблюдений, является их профессиональной тайной, сохранение которой - их профессиональное право и обязанность. Разглашение такого рода сведений возможно только по специальному разрешению клиента. Психологи должны следить за тем, чтобы их сотрудники соблюдали те же правила относительно информации.

При осуществлении вмешательства по просьбе самого клиента и на основании полученных от него сведений, информация о клиенте может быть сообщена третьему лицу только по специальному разрешению клиента и в определенных им пределах.

Если обследование или вмешательство осуществляется по инициативе другого лица (судьи, представителя органов просвещения, родителей, нанимателя и т. д.), а не самого обследуемого, то он или его родители и опекуны должны быть уведомлены об обследовании или вмешательстве, а также о том, кому будет направлен отчет психолога.

этический кодекс психолог исследовательский

Заключение


Подводя итог, можно отметить, что практическая психология - это весьма сложная и ответственная область профессиональной деятельности психолога. Она требует соответствующего образования, профессионального мастерства и может затрагивать судьбы людей, например, когда на ее основе ставится медицинский или судебно - психологический диагноз, осуществляется конкурсный отбор или прием на работу. В этой связи практический психолог в первую очередь обязан руководствоваться социально - этическими требованиями в своей работе. Часть из них включена в этический кодекс практического психолога, основные принципы которого мы попытались изложить выше, другие требуют дополнительного обсуждения. И от того, как психолог в своей деятельности использует данные этические нормы и правила, зависит его профессионализм.

Список литературы


1.Абрамова Г.С. Практическая психология. «Академический Проект», 2004.

.Зеленкова И.Л. Прикладная этика. - М.: ТетраСистемс, 2004.

.Профессиональный кодекс этики для психологов / Пер. с англ. А.В. Александровой. - М., 2002.

.Этические стандарты для психолога // Вопросы психологии. 2002 г. № 5

.http://www.psychological.ru/default.aspx?s=0&p=31&0a1=763&0o1=1&0s1=1


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Этическим кодексом называется свод моральных правил поведения, на базе которых строится взаимоотношения и деятельность людей в той или иной сфере их общения. В основе этического кодекса лежат нравственные нормы, выражающие собой категории добра, то есть такие общие принципы, выработанные в истории человеческой культуры и цивилизации, следование которым составляет благо для людей, приносит им пользу, делает их счастливыми. Противоположными являются категории, связанные со злом, ориентир на которые делает людей, напротив, несчастными, наносит им вред.

Этический кодекс основывается на нормах морали, а не права. Это означает, что нарушающий этот кодекс человек не подлежит суду в соответствии с законом, не может получить наказания, привлекающее применение к нему мер принуждения. Поэтому можно говорить об этическом кодексе как о неотъемлемой составляющей информационной культуры психолога.

Юридический же кодекс опирается на нормы права, разрешает насильственные действия в отношении тех лиц, которые его нарушают, осуждены судом, а также тех, в отношении которых возбуждены уголовные дела органами правосудия.

В работу психологической службы и в управление деятельностью психологов, входящих в ее структуры, этический кодекс вводится потому, что далеко не все проблемы, с которыми сталкивается психолог в системе образования, могут иметь однозначное и точное правовое решение, быть расписаны и представлены в форме юридических норм, регламентирующих действия психолога в той или иной социальной ситуации. Ему часто приходится действовать и принимать решения на основе интуиции, что не допускается в юридической практике. Зачастую чувства и интуиция подсказывают психологу наиболее правильное решение или предохраняет от принятия скороспелого и потенциально ошибочного решения.

Конкретное содержание этического кодекса, лежащего в основе профессиональной деятельности людей зависит от следующих факторов: философия, религия, культура, обычаи, традиции, идеологическая практика, выступающие как сферы или атрибуты человеческой деятельности, а также от специфики профессиональной деятельности, о которой идет речь.

Рассмотрим этический кодекс практического психолога на примере профессиональной деятельности психолога в образовании, так как эта одна из тех немногих отраслей, где в нашей стране деятельности психолога достаточно распространена.

Итак, в настоящее время в различных странах, где развернута и давно функционирует психологическая служба в образовании, выработаны свои этические кодексы психологов. Вариант такого кодекса, который кратко излагается далее, основан на анализе и обобщении некоторых подобных документов, в частности тех, которые выработаны в США, Германии, Испании. Он дополнен положениями, отражающими состояние системы образования в Российской Федерации на момент написания этого учебника. Отметим также, что представленный этический кодекс непосредственно пересекается с принципами профессиональной деятельности, рассмотренными нами выше, и в полной мере относится к различным сферам деятельности психолога с несколько другой трактовкой положений данного этического кодекса.

Все моральные нормы, включаемые в этический кодекс профессионального психолога, можно разделить по сферам деятельности, в которых они реализуются. Это:

    позиция, из которой исходит психолог при обсуждении вопросов, затрагивающих интересы детей; действия психолога в тех случаях жизни, когда интересы развития ребенка кем – либо нарушаются

    действия психолога в том случае, когда он сам не в состоянии удовлетворительно помочь ребенку или вынужден применять на практике не вполне проверенные и апробированные методики;

    отношения, складывающиеся между психологом, родителями, учителями в ситуациях, касающихся разглашения данных психодиагностических обследований; действия психолога в тех случаях, когда решается судьба ребенка.

Ниже приводится примерный этический кодекс, регламентирующий с моральной стороны действия психолога в системе образования в различных ситуациях:

    Профессиональная деятельность психолога в системе образования характеризуется особой ответственностью перед детьми.

    В случае, когда личные интересы ребенка вступают в противоречия с интересами учебно-воспитательного учреждения, других людей, взрослых и детей, психолог обязан выполнять свои функции с максимальной беспристрастностью.

    Работа психолога строится на основе принципа профессиональной независимости и автономии. Его решения по вопросам профессионального психологического характера является окончательным и не может быть отменено администрацией учебно-воспитательного учреждения, вышестоящими управленческими организациями.

    Отменить решение психолога вправе только специальная комиссия, состоящая из высококвалифицированных психологов и наделенная соответствующими властными полномочиями.

    В работе с детьми психолог руководствуется принципами честности и искренности.

    Для того чтобы быть в силах помочь детям, психолог сом нуждается в доверии и соответствующих правах. Он в свою очередь несет персональную ответственность за правильное использование данных ему прав.

    Работа психолога в системе образования направлена на достижения исключительно гуманных целей, предполагающих снятие ограничений на пути свободного интеллектуального и личностного развития каждого ребенка.

    Психолог строит свою работу на основе безусловного уважения достоинства и неприкосновенности личности ребенка, уважает и активно защищает его основополагающие человеческие права, определяемые Всеобщей декларацией прав человека.

    Психолог выступает одним из основных защитников интересов ребенка перед обществом, всеми людьми

    Психолог должен быть осторожен и осмотрителен в выборе психодиагностических и психокоррекционных методов, а также своих выводах и рекомендациях.

    Психолог не должен принимать участие в том, сто как-то ограничивает развитие ребенка, его человеческую свободу, физическую и психологическую неприкосновенность. Наиболее тяжкое нарушение профессиональной этике психолога представляет его личное содействие или непосредственное участие в делах, наносящих ребенку вред. Лица, однажды замеченные в подобных нарушениях, навсегда лишаются права работать с детьми, пользование дипломом или иным документом, подтверждающим квалификацию профессионального психолога, а в определяемых законом случаях подлежит суду.

    Психолог обязан информировать тех, кому он подчинен, а также свои профессиональные объединения о замеченных им нарушениях прав ребенка другими лицами, о случаях негуманного обращения с детьми.

    Психолог должен противодействовать любым политическим, идеологическим, социальным, экономическим и другим влияниям, способным привести к нарушению прав ребенка.

    Психолог обязан оказывать лишь такие услуги, для которых он имеет необходимое образование и квалификацию.

    В случае вынужденного применения психодиагностических или психотерапевтических (психокоррекционных) методик, не нашедших достаточной апробации или не полностью отвечающих общенаучным стандартам, психолог обязан предупреждать об этом заинтересованных лиц и быть особенно осторожным в своих выводах и рекомендациях

    Психолог не имеет права передавать психодиагностические, психотерапевтические или психокоррекционные методики для пользования некомпетентным лицам.

    Психолог обязан препятствовать использованию методов психодиагностики и психологического воздействия профессионально неподготовленными людьми, предупреждать об этом тех, кто по незнанию пользуется услугами таких людей.

    Дети подросткового и старшего школьного возраста имеют право на индивидуальную консультацию психолога в отсутствие третьих лиц, включая учителей, родителей или заменяющих их людей.

    Психолог не должен препятствовать тому, чтобы обследование или консультирование взрослого ребенка по его желанию проводилось в присутствии других лиц, за исключением особых случаев, связанных с проведением медико-психологической или судебно-психологической экспертизы, определенных законом.

    Данные индивидуального психологического обследования детей подросткового и юношеского возраста психолог имеет право сообщать или передавать третьим лицам лишь при согласии на это самих детей. При этом ребенок имеет право знать, что и кому о нем говорится или передается.

    Учителям, родителям, заменяющим их лицам, администрации учебно-воспитательных учреждений допускается сообщение только таких данных о детях, которые этими лицами не могут быть использованы во вред ребенку.

    Пользуясь средствами массовой информации и другими доступными средствами ее получения или распространения, психологи обязаны предупреждать людей о возможных отрицательных последствиях их обращения за помощью психологического характера к некомпетентным лицам и указывать, где и у кого эти люди могут получить необходимую профессиональную психологическую помощь.

    Психолог не должен позволять вовлекать себя в такие дела или виды деятельности, где его роль и функции оказываются двусмысленными, способными нанести ущерб детям.

    Психолог не должен давать таких обещаний клиентам, которые не в состоянии выполнить.

    Если обследование ребенка или психологическое вмешательство осуществляется по требованию другого лица: представителя органа образования, врача, судьи и т. п., - то психолог обязан известить об этом родителей ребенка или лиц, их заменяющих.

    Психолог несет персональную ответственность за хранение в тайне информации о детях, которых он обследует.

    При приеме на работу в учебно-воспитательное учреждение психолог должен оговорить, что в пределах своей профессиональной компетенции он будет действовать независимо, а также ознакомить администрацию того учреждения, в котором ему предстоит трудиться, других заинтересованных лиц, с содержанием настоящего этического кодекса. Он должен обратить внимание всех лиц, которые будут связанны с ним в профессиональной работе, на необходимость хранить тайну и соблюдать профессиональную этику. Психолог при этом должен предупредить, что профессиональное вмешательство в его работу может осуществляться только вышестоящим органом психологической службы, наделенным соответствующими полномочиями. Он также должен оговорить невозможность для себя выполнение неэтичных требований со стороны других лиц.

    Нарушение положений этического кодекса профессиональным психологом рассматривается судом чести ассоциации практических психологов, а при необходимости – более высокопрофессиональной организацией, включенной в структуру психологической службы системы образования.

Профессиональная деятельность психолога в информационных сетях.

Психология, особенно практическая и прикладная на сегодняшний день – одна из перспективных областей внедрения новых информационных технологий. Это имеет реальное подтверждение на практике. Действительно, в нашем обществе отмечается бурное развитие психологической теории и социально-психологической практики: создаются специализированные институты, кафедры, осуществляются психодиагностические исследования, проводятся эксперименты, формируется новая область внедрения теории – психологическая практика, организуется социально-психологическое консультирование, расширяют психологические функции службы социальной адаптации и социальной реабилитации и т.д. В связи с этими происходит психологической информации и, соответственно, появляются проблемы организации информационных потоков. Эти проблемы принимают все более широкий размах, что создает ситуацию информационного кризиса: с одной стороны – растет количество источников психологической информации; с другой стороны – специалисты испытывают в ней недостаток, по той причине, что способы ее тиражирования, распространения, аналитико-синтетической переработки, экспертной оценки остаются на чрезвычайно низком уровне.

Информатизация социально-психологической сферы протекает в стихийной форме, что углубляет противоречия в этом процессе. Как уже замечено в литературе в отношении информатизации в различных сферах, практика конструирования и распространения компьютерных систем во всем мире опередила создание теории их осмысленного разумного применения.

Деятельность психолога является таким видом, которому присущи все виды информационной деятельности: сбор, систематизация, обработка, хранение, анализ информации, собранной методами психодиагностического исследования. Психолог осуществляет информационные функции. Он организует психологическую информацию, получает ее, анализирует, переводит во внутренний план своей деятельности. В условиях перехода общества в информационный этап своего развития, деятельность психолога все в большей мере определяется уровнем его информационной культуры. Информационная культура – это развитые потребности в информации как источнике профессиональной рефлексии, способность максимально использовать информационные ресурсы для реализации себя как профессионала.

Процесс информатизации социальной сферы как сферы деятельности психолога таков, что многие организационно-методические вопросы рассматриваются на уровне проблем, требующих теоретического решения. Такой проблемой является сущность информатизации социально-психологической сферы. В настоящее время, психологи и социальные работники осваивают, с немалыми трудностями, компьютерное делопроизводство. В исследованиях же и в практической деятельности обходятся тем, что превращают письменные варианты тестовых методик в компьютерные и решают некоторые процедурные вопросы. Между тем, уже сегодня необходимо заинтересоваться вопросом о возможностях высокой техники качественно повышать научный уровень социального психолога в изучении психологической реальности. Это потребует создания принципиально новых технологических средств как для социально-психологической практики, так и для обучения профессионалов.

Настоящим профессионалом, отвечающим требованиям современного информационного общества, формирующейся информационной культуры психолог станет только в том случае, если уровень его подготовки к работе в информационных системах будет выше уровня простого пользователя. Поэтому при подготовке психологов к профессиональной деятельности, обучающие программные средства должны соответствовать задаче глубокого проникновения в психологическую реальность в целях ее изучения и преобразования. В создании таких средств должны быть задействованы психологи, социальные инженеры, программисты.

Этический кодекс психолога

Любое социально-психологическое исследование должно проводится не только в пространстве науки. Существует еще и социокультурный контекст, настоятельно требующий от нас учета норм морали и этики. Если социальный психолог действует вне этических постулатов, он действует и против нашей науки тоже, ведь общество теряет доверие к нам после таких действий. Показательным в данном случае является реакция такого неоднозначного сообщества как «народные целители», «парапсихологи», «экстрасенсы» на обещания Г. Грабового воскресить погибших детей Беслана. Всегда воюющие друг с другом, всегда критикующие друг друга А. Кашперовский, А. Чумак, Ю. Лонго объединились в жесткой критике своего коллеги, разрушающего своими действиями доверие к их сомнительному ремеслу.

В России сегодня действую Этический кодекс психолога, принятый на Третьем съезде Российского психологического общества в 2003-м году в Санкт-Петербурге. Это очень сложный, многостраничный документ, написанный достаточно запутанным и невнятным языком. Возможно именно из-за своей чрезмерной сложности этот Кодекс фактически не работает. Мы честно пытались перевести основные положения данного документа на доступный для учебного усвоения язык, но были вынуждены оставить это занятие. Поэтому при изложении основных этических постулатов социально-психологического исследования мы опираемся на зарубежные документы, прежде всего, положения Общества психологов Шведского королевства. Они включают в себя пять основных принципов и три безусловных запрета. Рассмотрим все последовательно.

Первым принципом является принцип анонимности социально-психологического исследования. Что это значит? Это означает обязательное кодирование имен испытуемых. Никаких имен, никаких фамилий, даже инициалов указывать не надо. В США этот принцип реализуется очень просто. Существует два сейфа, ключи от которых имеются у двух разных психологов. В одном из сейфов хранятся сырые ответы испытуемых, а во втором – ключи к тестам, таблицы интерпретации результатов, психологические портреты и иной результирующий материал. Соответственно, дать заключение по результатам тестирования можно лишь в случае встречи двух психологов. В России, к сожалению, такой заботы об испытуемом нет. Принцип анонимности сплошь и рядом нарушается, особенно в школах. Более того, некоторые особо «сообразительные» учителя любят зачитывать результаты социометрии вслух всему классу. Мотивировка такого антипедагогического действия по педагогически очаровательна: «Чтобы ты, негодяй Сидоров, знал, как люди к тебе относятся!!». Ну, низкий профессиональный уровень отечественных педагогов давно стал притчей во языцах и нам доводилось встречать социометрические данные вывешенные в школах на досках объявлений. Можно и дальше удивляться вопиющей тупости и нравственной глухоте школьных учителей, но просто поставим точку.

Второй принцип – принцип добровольности . Никто не может быть принужден к участию в социально-психологическом исследовании без его согласия. К сожалению и тут наша школе демонстрирует свою особую специфику. Нам доводилось слышать фразы: «Так, к нам пришел психиолог, будем тестироваться! А кто не будет тестироваться, завтра придет с родителями!». Инфоррмация, полученная таким принудительным путем, вряд ли будет полезна социальному психологу. Именно в силу своей принудительности.

Третий принцип – принцип использования данных . Сегодня у социального психолога может появиться много разных заказчиков. Например, в одном из вузов Санкт-Петербурга была пресечена попытка зачислить на обучение лиц, тесно связанных с одной из криминальных группировок Уральского региона. Численность этой группы составляла почти 20-ти человек и получать они должны были дополнительное образование по психологии. Особо интересовали их проблемы внушения, манипуляции, техники мягкого гипноза и НЛП. Кроме того, заказчиком социально-психологического исследования может выступить и тоталитарная секта или деструктивный культ. Нам доводилось беседовать со специалистами, занимавшимися проблемами реабилитации членов Белого братства. Они отмечали мощность психологических процедур, искаживших сознание адептов этой тоталитарной секты, отмечали многослойность искажений личность жертв этого агрессивного деструктивного культа с рериханианскими корнями.

Четвертый принцип – принцип информированности закзчика . В какой-то мере реализация этого принципа является продолжением первого из упомянутых принципов. Испытуемого надо любить и думать чуть дальше, чем сдача задания заказчику. Сегодня, допустим, руководит школой милейшая Анна Ивановна, чуткая, тактичная, деликатная. А завтра возглавит ее Егор Петрович, бывший полковник, и будет орать при всех на ученика: «Мало того, что ты – лодырь! Так у тебя еще и нейротизм повышенный!». Чтобы избежать подобных последствий, социальному психологу надо обладать способностью к стратегическому мышлению и глядеть далеко вперед.

Пятый принцип понятность результатов исследования для заказчика . Социальные психологи очень часто любят разговаривать на своем, «птичьем» языке. Не надо жонглировать терминами. Конечно, такой разговор отсекает «избранных» от «непосвященных», но такое размежевание не всегда есть благо. Представьте владельца фирмы, человека с техническим или юридическим образованием. Вы провели по его заказу исследование, выявили некоторые тенденции и написали отчет. Однако текст отсчета перенасытили когнициями, транспозициями, транзакциями, диспозициями и когнитивным диссонансом с косонансом. Владельцу не хочется выглядеть полным идиотом, он слушает ваш рассказ и вдумчиво кивает головой. Однако, после вашего ухода, отчет отправляется в архив, а владелец зарекается впредь иметь дело с психологией вообще. Ситуация не столь фантастическая, как может показаться на первый раз. Двое из моих коллег рассказывали, что в свое время им пришлось совместно поработать переводчиками. Переводили они исследовательский отчет с психологического на русский язык. Заказчиком выступало одно из региональных отделений партии «Единая Россия», а исполнителем – доктор психологических наук, профессор и т.д. Отчет был составлен с обилием терминов и цифр и вызвал у регионал откровенный ступор. А на носу была предвыборная компания, для которой, собственно говоря, исследование и заказывалось.

Что же касается безусловных запретов, то они следующие. Во-первых, запрещено решать проблему за клиента . Клиент будет постоянно пытаться переложить решение проблемы на социального психолога, но от этого надо уклоняться. Максимум, что может позволить себе исследователь, это выступить в качестве психологического зеркала. На самом деле у клиента всегда есть готовое решение для его проблемы. Нам надо помочь ему это решение осознать и проговорить. И ничего больше.



Во-вторых, нельзя вступать в материальные отношения с клиентом помимо гонорара. К слову, вопрос о гонораре в разных психологических школах решается по-разному. Психоаналитики считают необходимым, чтобы клиента и психолога связывали материальные отношения и рекомендуют передачу денег из рук в руки. Когнитивисты же предпочитают безналичную оплату, максимум – передачу денег через медсестру. Деньги не должны замутнять отношения между клиентом и психологом. Вернемся, однако, к запрету. Допустим, вы осуществляете некий исследовательский проект. Результаты вашей работы понравились владельцу фирмы и он предлагает вам работать дальше вместе. Вы имеете право согласиться на такое сотрудничество, но после этого вам придется отказаться от консультирования фирмы вашего финансового партнера. Ее надо предать другому специалисту. К слову, все тот же Зигмунд Фрейд сплошь и рядом нарушал этот запрет. Опубликованные сегодня документы показывают, что отец психоанализа часто «интерпретировал» результаты своего исследования в «нужную сторону», в том числе, и вопреки основных постулатов своего учения, если это сулило ему ощутимую материальную выгоду.

Третий запрет запрет вступать в интимные отношения с клиентом . В США существует одно строгое законодательное ограничение. Если педагог, психолог, врач, тренер меньше чем через два года после акта служебного взаимодействия вступают в брак со своим клиентом, пациентом, учеником, то они лишаются диплома. Срок в два года возник не случайно. Методами психоанализа доказано, что искусственно влюбить другого человека в себя можно. Но только на срок в четырнадцать месяцев. Последующее время необходимо для окончательного исчезновения искусственно навязанного чувства.


Репрезентативность - (от франц. representatif - показательный) - соответствие характеристик, полученных в результатевыборочного наблюдения, показателям, характеризующим всю генеральнуюсовокупность.