Болезни Военный билет Призыв

Этапы и методы централизации русских земель. Образование централизованного государства на руси кратко


ТЕМА. ОБРАЗОВАНИЕ РУССКОГО ЦЕНТРAJIИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА (КОНЕЦ ХIII-ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XVI в.)

1. Причины, характерные черты и особенности образования единого государства.

Процесс образования русского централизованного государства начался во второй половине XIII в. и завершился в начале ХV столетия:

Была ликвидирована политическая независимость ряда важнейших русских княжеств и феодальных республик;

К Москве были присоединены суздаль­ско-нижегородские, ростовские, ярославские, тверские, новгородские зем­ли, что означало образование единой государственной территории;

Началась перестройка политической системы, завершившаяся установлением само­державия в России.

К процессу образования Российского централизованного государства привели определенные экономические, социальные, политические и духов­ные предпосылки.

Существуют различные точки зрения по вопросу о причинах образования централизованного государства:

Одни историки считают, что причины по­литической централизации и сам ее процесс в России были такими же, как и в странах Западной Европы. Они полагают, что материальной основой об­разования единого Российского государства с центром в Москве было появ­ление в XIV в. в русских землях таких признаков раннебуржуазных отноше­ний, как развитие ремесла, торговли и рынка (Ж. Дюби).

Большинство отечественных историков придерживаются мнения о том, что ни подъем производительных сил в сельском хозяйстве, ни развитие ре­месла и торговли, ни рост городов как экономических центров в XIV-XV сто­летиях не являются свидетельством зарождения раннебуржуазных отноше­ний. Процесс образования единого российского государства происходил на феодальной основе (М. М. Горинов, А. А. Горский, А. А. Данилов и др.).

Главную экономическую причину образования централизованного госу­дарства они видят в развитии феодальных отношений «вширь» и «вглу6ь». Происходило распределение этих отношений на всю территорию Северо-Вос­точной Руси и появление наряду с вотчинами условного феодального земле­владения. Развитие условного феодального землевладения сопровождалось усиле­нием феодальной эксплуатации и обострением социальных противоречий в стране - между крестьянами и феодалами, между различными группами феодалов за владение крестьянами. Средние и мелкие феодалы нуждались в сильной централизованной власти, которая могла бы держать в повиновении крестьян и ограничивать феодальные права и привилегии бояр-вотчинников.

В качестве внутриполитической причины сторонники данной концепции образования единого Российского государства называют возвышение и рост политического влияния нескольких феодальных центров: Москвы, Твери, Суздаля, претендующих на объединение вокруг себя остальных русских зе­мель. Происходит процесс усиления княжеской власти, стремящейся подчи­нить себе удельных князей и бояр-вотчинников.

В XIV в. русская феодальная иерархия представляла собой следующую систему:

На верхней ступени восседали великие князья - верховные правители Русской земли;

Вторую ступень занимали вассалы великого князя - удельные князья, обладавшие правами суверенных правителей в пределах своих уделов;

На третьей ступени находились вассалы удельных князей - бояре и слу­жилые князья, утратившие права удельных, иными словами, крупные феода­лы-землевладельцы;

На низшей ступени феодальной иерархии стояли слуги, управляющие княжеским хозяйством, составляющие княжескую и боярскую администрацию.

Исчезли термины: «люди», «смерды», «изгои».

По­является к концу XIV в. новый термин «крестьяне». Это название сохрани­лось и до наших дней.

Основной внешнеполитической причиной являлось сохранение вассаль­ной зависимости русских земель от Золотой Орды, а также необходимость централизованной защиты русских земель от внешних врагов.

Л. Н. Гумилев, Г. П. Федотов : концепции образования единого государства рассматривается как «восстановление», «воз­рождение» российской государственности. Причину образования государства усматривают в появлении в народном сознании идеи единого национального государства. Наиболее последова­тельно идею русской государственности, по их мнению, выражала Москва, все остальные политические центры преследовали узкокняжеские интересы. При этом отмечается, что московские князья одерживали победу над свои­ми политическими противниками благодаря коварству, вероломству и по­слушному следованию воле татар.Татарская стихия не извне, а изнутри овладела душой Руси, и в этом отно­шении московские князья оказались самыми последовательными в «собира­нии русских земель, которое совершалось «восточными методами»:

Насильственные захваты территорий;

Вероломные аресты князей-соперников;

Увод населения в Москву и замена его пришлым; насильственные меры против местных обычаев и традиций.

Цивилизационный подход : русское централизованное государство надо рассматривать не наследником Киевского государства, а преемником Севе­ро-Восточной Руси. Именно здесь еще до татаро-монгольского нашествия стал зарождаться тот тип государственности, который в дальнейшем получит завершение, - «деспотическое самодержавие». Большую роль в утверждении такого типа государ­ственности и социальных связей сыграло монгольское иго, поскольку отно­шения между русскими князьями и монгольскими ханами строились именно по типу подданства (С. А. Кислицын, Г. Н. Сердюков, И. Н. Ионов).

2. Причины и условия возвышения Москвы.

Москва на заре свoeгo существо­вания была обычным средневековым гoродом. Расположенный в устье Моск­вы-реки, он делился на две части: «детинец» и «посад». Детинец, получивший в XII-XIV вв. название Кремль, был защищен рвом, который проходил по­близости от современного здания Большого Кремлевского дворца и занимал площадь около одного гектара. Посад являлся местом поселения основной массы жителей. Здесь же располагался «торг» - торговая площадь, на кото­рой, по древнерусскому обычаю, была выстроена церковь Параскевы Латни­цы - покровительницы торговли. Посад, имевший также и оборонное значе­ние, постоянно укреплялся и расширялся. К ХVI в. он приобрел округлую форму, хорошо известную по древним планам Москвы. Его укрепления, по­явившись как продолжение Кремля, развились потом в особое кольцо оборо­ны, стали внешними укреплениями всего города. Территория, отходившая от посада к Кремлю, заселялась и застраивалась заново по тому же типу, что и Кремль. В свою очередь, соседние села, включаясь в посад, становились го­родскими кварталами.

Зимой 1237-1238 гг. Москва, как и многие другие русские города, была разорена монголо-татарами. Вместе с тем Москва оказала серьезное сопро­тивление, и брать ее укрепления было трудно. В восстановленном вскоре го­роде основой укреплений оставался старый, сооруженный почти за 100 лет до того вал. К концу XIII в. относится появление в Кремле первой каменной церкви, что означало серьезный рост политического престижа столицы мо­лодого княжества. К тому времени крепость Москвы увеличилась в несколь­ко раз, заняв прилегающие районы посада. Однако и сам московский посад значительно вырос: в ХII-ХIII вв. он занимал уже всю территорию современ­ного Кремля и весь москворецкий подол Китай-города, за исключением его восточной оконечности.

Причины возвыше­ния Москвы:

1. Серединное географическое положение Москвы (город находился на перекрестке трех важнейших дорог). С северо-запада от Литвы она была при­крыта Тверским княжеством; с востока и юго-востока от Золотой Орды ­другими русскими землями, что способствовало притоку сюда жителей и по­стоянному возрастанию плотности населения. Пересечение торговых путей способствовало превращению Москвы в крупный центр экономических свя­зей между русскими землями.

2. Генеалогическое положение московских князей во многом предопредели­ло особенности их мировоззрения и политического поведения. «Как город новый и окраинный, Москва досталась одной из младших линий Всеволодо­ва (Большое Гнездо) племени. Поэтому московский князь не мог питать на­дежды дожить до старшинства и занять старший (владимирский) великокня­жеский стол. Чувствуя себя бесправным среди родичей и не имея опоры в обычаях и преданиях старины, он должен был обеспечивать свое положение иными средствами, независимо от очереди старшинства. Благодаря этому московские князья рано выработали своеобразную политику, состоявшую в умении пользоваться условиями текущей минуты» (В. О. Ключевский).

3. Первые московские князья (в отличие, например, от тверских), будучи ловкими и гибкими политиками, «вовсе не думали о борьбе с татарами; видя, что на Орду гораздо выгоднее действовать деньгами, чем оружием, они усерд­но ухаживали за ханом и сделали его орудием своей политики. (В. О. Ключев­ский). Умело интригуя в Орде, они приобретали у хана ярлык на великое кня­жение и предотвращали карательные экспедиции захватчиков; «покупкой, захватом - непосредственным или с помощью Орды - вынужденным отка­зом удельных князей от своих прав, колонизацией пустых пространств. (С. Г. Пушкарев) расширяли свои владения; податными и другими льготами, дополнительными расходами удерживали старое и привлекали новое населе­ние, выкупали пленных.

4. Московские князья, как правило, являлись долгожителями. В отличие от соседей они почти не знали внутрисемейных распрей и усобиц. Начиная с Ивана Калиты, «в продолжение ста лет...великим князем становился обык­новенно старший сын предшествовавшего великого князя. Неоспариваемый переход великокняжеской власти от отца к сыну, повторявшийся В продол­жение нескольких поколений, стал обычаем, на который общество начало смотреть как на правильный порядок, забывая о прежнем порядке преемства по старшинству. (В. О. Ключевский).

5. Первые успехи московских князей получили поддержку со стороны православного духовенства. В 1299 г. митрополит Максим переехал из Киева во Владимир-на-Клязьме. Его преемник митрополит Петр подолгу жил в Москве и умер там в 1326 г. Преемник же последнего, Феогност, оконча­тельно поселился в этом городе. «Так Москва стала церковной столицей Руси задолго прежде, чем сделалась столицей государственной. Богатые мате­риальные средства, которыми располагала тогда русская церковь, стали сте­каться в Москву, содействуя ее обогащению. Еще важнее было нравственное впечатление, произведенное этим перемещением митрополичьей кафедры на население Северной Руси. Это население с большим доверием стало отно­ситься к московскому князю, предполагая, что все его действия совершаются по благословению старшего святителя русской церкви... сочувствие церков­ного общества, может быть, всего более помогло московскому князю укре­пить за собою национальное значение в Северной Руси» (В. О. Ключевский).

6. После того как московские князья стали великими, в Москву потяну­лись бояре и вольные слуги не только из соседних княжеств, но также из Ки­евской, Волынской и Черниговской областей. Поступая на московскую службу, сулившую больше выгод и почета, чем служба другим князьям, они усиливали собой рать московскую. «Быть слугою и боярином великого князя было лучше, чем служить в простом уделе; поэтому слуги московских князей старались, чтобы великое княжение всегда принадлежало Москве. Бояре московские были верными слугами своих князей даже тогда, когда сами кня­зья были слабы или недееспособны» (С. Ф. Платонов).

В Москве Боярская дума начала раньше, чем в других городах, выступать из сферы дворцового управления, а бояре московские - превращаться из дворцовых приказчиков в государственных советников. Удельные князья в XIV-XV вв. обычно управляли посредством случайных лиц, слабо связан­ных с ними и между собой. В противоположность этому «московский князь еще прежде, чем стал во главе объединенной Северо-Восточной Руси, правил уже посредством довольно плотного класса. Это был факт новый, может быть, первый, которым обозначился выход верхневолжской Руси из состоя­ния удельного дробления» (В. О. Ключевский). А. А. Зимин придавал москов­скому боярству, сплоченному в военно-служилую корпорацию, решающую роль в объединении русских земель вокруг Москвы.

7. Могущество Москвы было укреплено постройкой в 1367 г. белокаменно­го Кремля, который ни разу не был взят военным штурмом. Для применяв­шихся в XIV-XV вв. средств нападения он представлял собой неприступ­ную крепость.

8. С точки зрения пассионарной теории Л. Н. Гумилева причина возвы­шения Москвы заключалась в том, что «именно Московское княжество привлекло множество пассионарных (обладающих повышенной тягой к действию) людей: татар, литовцев, русичей, половцев - всех, кто хотел иметь и уверенность в завтрашнем дне, и общественное положение, сооб­разное своим заслугам. Всех этих пришельцев Москва сумела использовать, применяясь к их наклонностям, и объединить единой православной верой».

3. Этапы объединения земель вокруг Москвы и соперничество Москвы и Твери:

1. Конец XIII - первая половина XIV в.

Перемещение экономического центра на Северо-Восток;

Усиление Московского и Тверского княжеств, борьба между ними;

Рост территории Московского княжества, его победа над Тверью. Начало объединения земель при князьях Данииле Александровиче и Иване Калите.

2. Вторая половина XIV - начало ХV в.

Разгром Москвой в 60-70-е гг. ее основных соперников и переход от утверждения политического главенства к государственному объединению русских земель вокруг Москвы.

Организация Москвой общенародной борьбы за свержение ордынского ига. Укрепление роли Москвы как центра борьбы с монголо-татарскими завоевателями. Куликовская битва 1380 г.; поход Тохтамыша в 1382 г,

3. Вторая четверть ХV в.

Феодальная война за власть в Москве;

Поражение коалиции удельных князей, пытавшихся отстоять независимость своих княжеств. Василий II Темный.

4. Вторая половина ХV - начало XVI в.

Подчинение Новгорода Москве;

Завершение объединения земель вокруг Москвы при Иване III и при Василии III в начале XVI в.

Свержение монголо-татарского ига в 1480 г.

1276 г. - Образование самостоятельного Московского княжества.

Конец XIII – начало XIV в. - Стремительное возвышение Московского княжества.

1276-1303 п. - Княжение в Москве Даниила Александро­вича - основателя династии московских князей, младшего сына Александра Невского.

1301 г. - Присоединение к Московскому княжеству Коломны.

1302 г. - Вхождение Переяславль-Залесского княжества в состав Московского княжества.

1303-1325 п. - княжение в Москве Юрия Даниловича.

1303 г. - Присоединение Юрием Даниловичем к Московско­му княжеству Можайска.

1317 г. - Возвращение из Золотой Орды Юрия Даниловича Московского с ярлыком на великое княжение и с ордынским вой­ском Кавдыгая. Поход Юрия Даниловича на Тверь и его пораже­ние в битве с Михаилом Ярославичем Тверским в местечке Бер­теневе. Бегство Юрия Даниловича в Новгород.

1318-1325 гг. - Правление во Владимире великого князя Юрия III Даниловича Московского. Московский князь впервые в 1318 г. получил ярлык на великое княжение.

1325 г. - Убийство в Золотой Орде великого князя Юрия Да­ниловича князем Дмитрием Михайловичем Тверским и казнь кня­зя Дмитрия ханом Узбеком.

1325-1340 п. - Княжение Ивана Даниловича Калиты в Москве (великий князь с 1328 г.)

1382 г. -- Поход золотоордынского хана Тохтамыша на Москву.

28 августа 1382 г. - Разорение и сожжение Москвы. Разграб­ление Владимира, Переяславля, Звенигорода, Юрьева, Можай­ска, Дмитрова и других городов. Разорение Рязанской земли.

1389-1425 гг. - Великое московское княжение Василия I Дмитриевича, унаследовавшего престол по завещанию своего отца, без санкции Орды. Процесс объединения русских земель вокруг Москвы был продолжен наследниками Дмитрия Дон­ского.

1392 г. - Получение князем Василием I Дмитриевичем яр­лыка на Нижний Новгород, Городец, Мещеру, Тарусу и присое­динение их к Москве.

1393 г. - Присоединение Суздальско-Нижегородского и Му­ромского княжеств к Московскому великому княжеству. Война Московского княжества с Новгородом. Взятие московскими вой­сками Торжка, Волоколамска, Вологды.

1395 г. - Разгром Золотой Орды среднеазиатским правите­лем Тимуром. Вторжение войск Тимура в южнорусские земли. За­хват и разрушение Ельца.

1397 г. - Мирное присоединение Двинской земли (Заволо­чья) к Московскому великому княжеству. Освобождение двинян от пошлины по уставной грамоте великого князя Василия I Дмит­риевича.

1399 г. - Поражение великого князя Литовского Витовта в битве с монголами на р. Ворксле, остановившее его продвижение на Восток.

Конец XIV в. - Присоединение земель коми к Московскому великому княжеству.

1408 г. - Набег на Московское княжество ордынского эмира Едигея. Разорение Переяславля, Ростова, Дмитрова, Серпухова, Нижнего Новгорода, Городца. Осада Москвы.

1426 г. - Слияние Владимирского и Московского великих княжеств.

1426 г. - Перенесение столицы Владимирского княжества из Владимира в Москву.

1433-1453 п. - Феодальная война в Великом Московском княжестве.

1462-1505 п. - Княжение в Москве великого князя Ивана III Васильевича.

1463 г. - Присоединение Ярославского княжества к Москве.

1469 г. - Поход московского войска против Казанского ханства. Осада и взятие Казани.

1472 г. - Присоединение к Московскому княжеству Великой Перми. Брак Ивана III с греческой царевной Софьей Палеолог.

1474 г. - Покупка Иваном III земель Ростовского княжества. 1475 г. - По приказу Ивана III приостанавливается выплата Московским княжеством дани Золотой Орде.

1478 г. - Ликвидация Новгородской республики и присоединение ее земель к Московскому княжеству. Присоединение Двинской земли.

Октябрь-ноябрь 1480 г. - Стояние на Угре - противостоние ордынской и московской рати на берегах левого притока Оки. Отход войска хана Ахмата без боя. Конец ордынского ига.

1485 г. - Присоединение Тверского княжества к Москве.

1487 г. - Взятие Казани московскими войсками.

1489 г. - Присоединение Вятской и Арской земель к Московскому княжеству.

Январь 1497 г. - Судебная реформа Ивана III: введение единого для всего Русского государства первого кодекса законодательных актов - Судебника. Установление общего срока перехода крестьян от одного феодала к другому (неделя до и неделя по 26 ноября - Юрьева дня.)

1505 г. - Смерть Ивана III. Провозглашение великим князем московским Василия III Ивановича.

1505-1533 гг. - Великое московское княжение Василия III Ивановича.

1510 г. - Присоединение Пскова к Москве.

1514 г. - Присоединение Смоленска к Москве.

1518 г. - Включение в состав государства Стародубского и Калужского удельных княжеств.

1521 г. - Присоединение Рязанского княжества.

1523 г. - Присоединение Новгород-Северского княжества.

1299 г. - Перенесение резиденции митрополита Максима (1287-1305) из Киева во Владимир-на-Клязьме. Упадок киевской митрополии.

4. Деятельность Ивана III и Василия III

Процесс завершения образования Российского государства хронологи­чески совпадает с образованием западноевропейских стран и приходится на время правления Ивана III (l462-1505) и Василия III (l505-1533).

После смерти Василия II Темного московский престол занял его старший сын Иван Васильевич, ставший соправителем отца еще при его жизни. Имен­но на долю Ивана III выпало завершение двухвекового процесса объединения русских земель и свержения золотоордынского ига. Отличаясь большим умом и силой воли, этот великий московский государь:

Закончил собирание земель под властью Москвы;

Заложил основы российского самодержавия;

Укрепил государственный аппарат;

Повысил международный престиж Москвы.

Иван III явился фактическим создателем Московского государства. В го­ды его правления к Москве были присоединены:

Великое княжество Ярослав­ское (1463),

Пермский край (1472),

Великое княжество Ростовское (1474),

Новгород и его владения (1478),

Великое княжество Тверское (1485),

Вятская земля (1489).

Великие и удельные князья отказались от верховных прав в сво­их владениях и переходили под политическое покровительство московского князя. В 1490-1500 гг. политическое верховенство московского князя при­знали князья Вяземские, Белевские, Новосильские, Одоевские, Воронеж­ские и Мезецкие.

Выступая защитником православной веры и возглавляя движение за со­здание великорусской народности, Иван III провел с Литвой ряд успешных войн, отторгнув от нее верховские и чернигово-северские княжества. По ус­ловиям перемирия с великим князем литовским Александром (1503 г.) к Москве отошли 19 городов и 70 волостей.

Если до середины XV в. Московское княжество было лишь одним из не­скольких княжеств Северной Руси, то «теперь оно осталось здесь единствен­ным и потому стало национальным: его границы совпали с пределами вели­корусской народности» (В. О. Ключевский). При этом Иван III стремился взять под свое покровительство население Южной и Западной Руси. Он не­однократно заявлял литовским представителям, что считает своей вотчиной Киев, Смоленск, Полоцк, Витебск и многие другие города, входившие в то время в состав Литовского государства.

Как независимый государь Иван III стал держать себя по отношению к та­тарам. В 1476 г. он отказался платить им ежегодную дань и вступил в союз с крымским ханом, противником Золотой Орды. Стояние на Угре (1480) по­ложило конец монголо-татарскому игу. Русское государство обрело формаль­ный суверенитет.

В 1472 г. состоялся брак Ивана III с племянницей последнего византий­ского императора Зоей (Софьей) Палеолог, возвысивший значение монархи­ческой власти в России. «Великий князь московский становится как бы пре­емником византийского императора, почитавшегося главою православного Востока». (С. Г. Пушкарев). При московском дворе заводился пышный, стро­гий и сложный церемониал по Византийскому образцу. С конца ХУ в. на пе­чатях Ивана III изображался не только московский герб с Георгием Победо­носцем, но и герб Византии с двухглавым орлом.

Изменение общественно-политического статуса великого князя Москов­ского отразил ось и на его титуловании, теперь его называли: «Иоанн, божьей милостью государь всея Руси и великий князь Владимирский и Московский и Новгородский и Псковский и Тверской... и иных». В международных отно­шениях Иван III стал именовать себя царем, как раньше звали только визан­тийского императора и татарского хана. В новом титуле нашла выражение не только мысль о московском государе как национальном властителе всей Рус­ской земли, но также и идея божественного происхождения его власти (в до­полнение к прежнему источнику власти от отца и деда).

В 1493 г. Иван III формально принял титул «государя всея Руси», открыто претендуя на земли Литовской Руси. Титулы, принятые Иваном IП, - «царь» И «самодержец» - подчеркивали самостоятельность, независимость государя всея Руси.

В это время появляется множество легенд, которые должны бьmи обосно­вать законное первенство московских государей над всеми русскими князья­ми и королями Польши и Литвы, захватившими значительную часть русских земель. В одной из них, «Сказаниях О князях Владимирских», доказывается связь рода Рюрика, к которому принадлежал Иван III, с родом древнего рим­ского императора Августа, чья власть имела божественный характер. Утверж­дению той же идеи способствовала политическая теория, провозглашавшая Москву «третьим Puмoм», по которой вся история христианства сводилась к истории трех «Римов» - первого, погубленного католичеством, второго ­Константинополя, завоеванного турками-османами, и третьего - Москвы, обьявлявшейся недоступной для ереси твердыней православия. Тем самым задача создания централизованного Московского государства становилась всемирно-исторической, представлялась как спасение всего человечества, искупительная миссия христианства.

По мнению И. Н. Ионова, если в Х в. христианство стало духовной основой обьединения восточнославянских племен в единое древнерусское государство, то в XV в. оно вновь сыграло ключевую роль в создании централизованного Московского государства, упрочении самодержавной власти московских царей.

Наконец, в конце XV в. о существовании Московского государства (Московии) стало известно в странах Западной Европы. При Иване III были установ­лены дипломатические отношения с Германией, Венецией, Данией, Венгрией и Турцией.

Новое значение великого князя Московского отразилось и на государ­ственном праве. Иван III передал по наследству своему старшему сыну Васи­лию целый ряд политических преимуществ:

«1) до сих пор все князья сона­следники совместно по участкам владели городом Москвой; Иоанн III предо­ставил финансовое управление всей столицей, сбор доходов с нее одному великому князю, равно как ему же принадлежал и суд по важнейшим уголовным делам во всем городе Москве и в подмосковных селах, доставшихся в удел его младшим братьям;

2) до сих пор все князья, великий и удельные, били свою монету; по духовной Иоанна III право чеканить монету предостав­лено было одному великому князю Московскому;

3) до сих пор удельные князья могли располагать своими вотчинами в завещаниях по личному усмотрению; по духовной Иоанна III, удельный князь, умирая бессыновьим, не мог никому завещать свой удел, который в таком случае переходил к вели­кому князю;

4) по договорным грамотам со своими удельными братьями Иоанн IIIприсвоил одному себе право вести сношения с иноземными госу­дарствами» (В. О. Ключевский). Обладая таким количеством политических прав, Василий III (1505-1533) являлся, по мнению В. О. Ключевского, «пер­вым государем в настоящем политическом смысле этого слова».

Василий фактически завершил объединение Великороссии, превратил Московское княжество в национальное государство, присоединив к Москве:

Псков (1510),

Великое княжество Рязанское (1517),

Княжества Староду6ское и Новгород-Северское (1517-1523),

Смо­ленск (1514).

Князья в присоединенных землях становились боярами московского го­сударя («обояривание князей»). Эти княжества теперь назывались уездами, управлялись наместниками из Москвы. Наместники назывались также «боя­рами-кормленщиками», так как за управление уездами получали корм – часть налога, величина которого определялась прежней платой за службу в войсках. Местничество - это право на занятие той или иной должности в государстве в зависимости от знатности и служебного положения предков, их заслуг пе­ред Московским великим князем.

Раздробленность постепенно сменялась централизацией. Начал склады­ваться аппарат управления.

Боярская дума состояла из 5-12 бояр и не более 12 окольничьих (бояре и окольничьи - два высших чина в государстве). Кроме московских бояр, с середины ХУ в. в думе заседали и местные князья из присоединенных зе­мель, признавших старшинство Москвы. Боярская дума имела совещатель­ные функции о «делах земли».

Будущая приказная система выросла из двух общегосударственных ве­домств: Дворца и Казны. Дворец управлял землями великого князя, Казна ве­дала финансами, государственной печатью, архивом.

В 1497 г. был принят новый свод законов единого государства - Судебник Ивана III. Судебник:

Включал 68 статей;

Отражал усиление роли центральной власти в государственном устройстве и судопроизводстве страны;

Узаконил систему органов власти;

Узаконил единую систему государственного устройства;

Статья 57 ограничивала право крестьянского перехода от одного феодала к другому оп­ределенным сроком для всей страны: неделей до и неделей после осеннего Юрьева дня (26 ноября). За уход крестьянин должен был уплатить «пожи­лое» - плату за годы, прожитые на старом месте. Ограничение крестьянского перехода было первым шагом к установлению крепостного права в стране. Однако до конца XVI в. крестьяне сохраняли право перехода от одного земле­владельца к другому.

В целом в отличие от передовых стран Западной Европы образование еди­ного государства в России происходило при полном господстве традицион­ного способа хозяйства России - на феодальной основе . Это позволяет по­нять, почему в Европе начало формироваться буржуазное, демократическое, гражданское общество, а в России долго будут господствовать: крепостное право, сословность, неравноправие граждан перед законом. земель . Значительная территория страны... тех элементов государственной централизации , которые начали проявляться... имели огромные последствия для Москвы. ... пассионарной теории этногенеза, причина возвышения Москвы состоит в...

  • Социально-экономические и политические предпосылки и причины собирания русских земель

    Реферат >> История

    ... последствия монголо-татарского нашествия, усугубленные тяжелым золотоордынским игом, задержали экономическое развитие русских земель ...

  • Объединение русских земель вокруг Москвы. Образование Русского централизованного государства

    Реферат >> История

    ... русского централизованного государства. 2 2.Объединение русских земель ... одно важное последствие . Развитие экономики... причинами образования централизованного государства на Руси в рассматриваемый период. б) Социально-политические факторы Централизация ...

  • Объединение русских земель вокруг Москвы и становление единого Российского государства

    Реферат >> История

    Исторически подготовленные причины формирования Российского... русском государстве, хотя объединение русских земель в целое государство еще не означало его полной централизации ... которых наиболее трагические последствия имели формировавшееся крепостничество...

  • 100 р бонус за первый заказ

    Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

    Узнать цену

    Тенденции:перенесение центра политической жизни в Северо-Восточную Русь; превращение княжеских уделов в княжеские вотчины (по наследству); установление вассальской зависимости от золотой орды; ослабление Руси, падение ее международного престижа; усиление церкви, ее роли в обществе; нарастание боярского сепаратизма. В 14 в. на Руси продолжается дробление. Князья беднели, уделы их становились меньше, они замыкались в своих вотчинах, а с игом в таком виде не совладать, существовала угроза потери национальной независимости. С сер. 14 в. отдельные земли Вл.-Сузд. княжества начинают объединяться. В 14-15 вв. отдельные княжества ликвидируются, и начинается процесс создания единого русского гос-ва. Особенно при Иване III и IV.

    И в Твери и в Москве условия для объединения земель были одинаковы: геогр. положение, пересечение торговых путей, природа (леса), нет набегов. Почему же Москва? Первым моск. князем стал сын

    А. Невского Даниил. Ему удалось значительно расширить Моск. княжество. Сын его, Юрий Даниилович, и тверской князь повели борьбу за ханский ярлык на великое княжение. Сначала великим ханом становится Михаил, тверской князь, но затем Юрий, женившись на сестре хана, получает ярлык. Вместе с татарами идет на Тверь и побеждает. С 1325 г. – Иван Данилович Калита становится Моск. князем. Он был очень хитрый и жестокий. Присоединял земли любой ценой. Получил от хана ярлык на великое княжение после разгрома Тверского восстания в 1327 г. По поручению хана проводится экзекуция над Тверью, Новгородом, Рязанью. Завоеванные княжества он обкладывает данью. Переносит из Владимира в Москву резиденции и великого князя, и метрополию. Политику Калиты продолжили его сыновья. В 1340-1353 гг. в Москве правил Симеон Гордый. Ему удалось временно примириться с Тверью. Но у Москвы появился новый соперник – Великое княжество Литовское . Литовские князья возглавляли антиордынскую борьбу. Но в 1353 г. случилась страшная чума, которая погубила Симеона и его сыновей. Второй сын Калиты – Иван Красный – правил недолго, и престол достался Дмитрию Донскому. Княжение Д. Донского. Итогом борьбы Москвы с Тверью стала докончальная грамота (договор), подписанная 1 сентября 1375 г. Согласно ей Михаил Тверской признал себя “братом молодшим”, т.е. вассалом моск. князя. Он не мог претендовать на великое Владимирское княжество, вести самостоятельные военные действия. Таким.образом наметился историчесикй переворот – превращение самостоятельных князей в удельных, а их княжеств – в уделы Московской Руси. Докончальная грамота имела антиордынский характер. Перелом наступил, когда 8 сентября 1380 г. русские одержали победу над Мамаем на Куликовом поле. Но в 1382 г. На Москву напали войска Тохтамыша. Он нанес огромный урон московскому княжеству. Москве опять пришлось платить дань, но зависимостьть от Орды стала значительно слабее. В 1386 г. в орбиту московского влияния вошло Рязанское княж. В 1392 г. было присоединено к Москве Нижегородское княжество. Одновременно в руки Москвы перешли Муром, Городец, Таруса. Немногие князья Северо-Востока, сохранившие самостоятельность, вынуждены были повиноваться моск. князю Василию Дмитриевичу. После смерти Василия престол отошел его сыну – Василию II (Василий Темный). Во время его правления закончилась так называемая феодальная война за княжеский престол. В стране восстанавливается единовластие, но какой ценой? Заметно усилилась власть Орды. Москва становится столицей Северо-Востока Руси.

    Периодов централизации (как и ее центров) на Руси исторически было несколько. Но только результат объединения вокруг Москвы получил очевидное продолжение – образование ныне существующего государства Российского. Путать, однако, нельзя: в конце эпохи средневековья формировалась не Россия, а Московское государство.

    Внешние и внутренние факторы

    Хронологически процесс нового объединения охватывает XIII-XVI века. Стимулирующей силой, подталкивающей отдельные княжества к объединению, все это время выступали угрозы извне. Однако только внутренняя перестройка способствовала возможности реализации идеи единства.

    Внешним фактором выступали немцы и шведы на севере (Александр Невский не сумел отбить им аппетит к русским землям полностью), традиционно Золотая Орда на юге и востоке и Литва на западе. Соответственно, в лучшем положении оказывались те княжества, что располагались на относительном удалении от всех троих. Москва и Владимир отвечали этим условиям (первоначально речь шла о борьбе за великокняжеский престол во Владимире, а не об объединении вокруг Москвы).

    В середине XIII века Русь уже несколько оправилась экономически от монгольского нашествия. Опять же, в наиболее выгодном положении оказались те княжества, что не «попадали под раздачу» первыми в случае каких-то конфликтов. Это тоже «плюс» для Москвы.

    Субъективный фактор – появление в Москве в XIV-XV веках почти подряд нескольких правителей, желающих усилить свое влияние и способных привлечь достаточно союзников. Это , Иван Красный, .

    Основные этапы процесса

    Есть несколько версий по этому поводу, но обычно историки выделяют 3 этапа объединения и датируют сам процесс промежутком от середины XIII века и до конца XV века. На деле объединение продолжалось и далее, но его центр уже был очевиден и конкурентов не имел.

    Первый этап тянется от середины XIII века и до окончания правления Дмитрия Донского (1389 год). Характеризуется превращением Москвы в одного из явных лидеров-объединителей и закреплением за московскими князьями великокняжеского стола.

    Второй этап продолжается до середины XV века. Ему свойственно определение Москвы как единственного реального объединителя в Северо-Западной Руси ( входит в орбиту ее влияния, значение Твери падает).

    Третий этап характеризуется избавлением от монгольского владычества (1480 год), (1485 год) и Новгорода (1471 год). Ивану Грозному потом еще пришлось бороться с местным «сепаратизмом» и пытаться отвоевать у соседей некоторые исконные земли, но в том, что Московская держава состоялась, уже ни у кого сомнений не было.

    На первых двух этапах просматривалось несколько центров объединения. Так, на первом в качестве таковых выступали Литва и Тверь. Тверские князья долгое время владели Владимиром, они были богаче московских. Литва же продемонстрировала огромные успехи в войнах с татарами (был такой выдающийся литовский полководец, князь Витовт, доходивший с войсками до Черного моря), присоединила Киев, а национальные либо религиозные вопросы ее правителей не волновали. В результате славянам под «рукой» литовских князей жилось совсем не плохо. Но в 1395 году ситуация изменилась – князь Ягайло принял польскую корону и католичество, и начал насильственное окатоличивание своих подданных. После этого русские земли продолжали оставаться в составе Литвы и временами присоединяться к ней (камнем преткновения оказался Смоленск), но делалось это уже путем войн с Москвой.

    Методы и результаты

    Что до способов проведения централизации, в ход шло все – интриги, заговоры, военная сила, подкуп, покупка, «закулисные» договоренности и нормальные союзнические отношения. Никто в то время не считал какой-то из этих приемов недопустимым, так что «международные стандарты» были соблюдены.

    В результате же на карте появилось крупное и довольно сильное государство. Именовалось оно на иностранных картах «Руссией» или «Московией», а первым поименовал себя «царем Московским и всея Руси».

    В конце XIII – первой трети XVI в.

    Политический строй Руси второй половины XIII – первой половины ХV в. Причины и предпосылки объединения северо-восточных земель. Социально-экономические предпосылки образования Русского централизованного государства. Внешнеполитические условия образования Русского централизованного государства

    Начальный этап образования Русского централизованного государства. Великое княжество Литовское, русские земли в составе Великого княжества Литовского. Начало возвышения Москвы. Москва и Тверь. Отношения с Золотой Ордой. Итоги религиозно-политической деятельности Ивана I Калиты.

    Дмитрий Донской, Куликовская битва и её значение. Причины и значение возвышения Москвы.

    Второй этап объединительного процесса (Василий I, Василий II Темный). Феодальная война в Московском княжестве (1425 – 1453 гг.). Значение победы Василия II Темного.

    Завершающий этап объединения (Иван III, Василий III). Реформы Ивана III. Изменение системы управления государством. Боярская Дума. Приказы.

    Судебник 1497 г. Положение крестьянства и холопов в конце XV в.

    Свержение монголо-татарского ига и завершение объединения русских земель. Международное положение Московского государства. Софья Палеолог, теория «Москва – третий Рим», проблема «византийского наследства». Борьба с Великим княжеством Литовским за возвращение русских земель.

    Ведущие тенденции политического развития на рубеже XV – XVI в. Проблема борьбы двух тенденций политического развития (самодержавие и представительная монархия).

    Россия в период правления Ивана IV Грозного

    Регентство Елены Глинской и боярское правление.

    Венчание на царство Ивана IV. Избранная рада, реформы 1549 - 1560гг: причины, содержание, результаты.

    Опричнина Ивана Грозного – попытка утверждения самодержавия в политическом строе России второй половины XVI в. при опоре на насилие и террор. Политические, социально-экономические и религиозно-нравственные последствия опричнины для последующего развития Российского государства.

    Вотчинное землевладение в России XVI в. Феодальный иммунитет. Развитие поместной системы землевладения в XVI в. Класс феодалов и опричников. Положение крестьянства по Судебнику 1550 г. и другим документам XVI в. Холопы в России XVI в. Крепостническое законодательство конца XVI в.

    Внешняя политика второй половины ХVI в. Основные направления внешней политики. Восточная политика: присоединение Казанского и Астраханского ханств, отношения с Крымским ханством. Завоевание Сибири. Присоединение Ногайской Орды. Западное направление: Ливонская война (1558 – 1583 гг.). Основные цели, этапы и итоги.

    Историки о личности Ивана IV.

    Россия в Смутное время:

    Конец XVI – начало XVII вв.

    Экономический, социальный, политический, династический и религиозно-нравственный кризисы как причины событий Смутного времени. Этапы Смуты. Политические альтернативы в развитии страны.

    Династический этап Смуты. Борьба за московский престол. Борис Годунов и Лжедмитрий I.

    Социальная смута, междоусобная борьба всех гражданских слоев общества. Василий Шуйский, движение И. Болотникова, Лжедмитрий II.

    Национально-патриотический этап Смуты. Семибоярщина. Польская и шведская интервенция Борьба русского народа против польских и шведских интервентов. Движение Первого и Второго земских ополчений к Москве. Освобождение столицы ополчением Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского.

    Земский собор 1613 г. и воцарение династии Романовых.

    Итоги Смуты: экономические, политические, социальные и религиозно-нравственные.

    Россия в правление первых Романовых:

    Правление Михаила Федоровича, Алексея Михайловича, Федора Алексеевича. Изменения в политическом строе России. Эволюция от сословно-представительной к самодержавной монархии. Понятие «самодержавие». Начало становления элементов абсолютизма.

    Изменения в деятельности Боярской Думы. Развитие системы приказов. Роль Земских Соборов в становлении Российского государства и их судьба. Местное управление.

    Социальные отношения и социальные конфликты в стране. Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права. Городские восстания (Соляной и Медный бунты в Москве). Восстание под предводительством Степана Разина 1670 г.

    Самодержавие и церковь. Религиозный раскол. Роль церкви в политической жизни России. Причины и предпосылки религиозной реформы. Патриарх Никон и его новообрядческая реформа. Раскол русского православия на новообрядцев и старообрядцев. Движение старообрадцев – социальный конфликт в религиозной форме.

    Развитие экономики России. Феодальная собственность и класс феодалов в XVII в. Процесс сближения поместья и вотчины. Формирование единого экономического пространства России. Рост товарно-денежных отношений. Развитие мелкотоварного производства. Возникновение мануфактур и наемного труда, особенности российской мануфактуры. Положение посадского населения по Соборному Уложению 1649 г.

    Внешняя политика Московского государства. Столбовский мир, Деулинское перемирие. Россия и Речь Посполитая. Смоленская война (1632 – 1634 гг.). Борьба за вхождение Украины в состав России. Национально-освободительное движение на Украине под предводительством Б. Хмельницкого. Итоги войны с Речью Посполитой (1654 – 1667 гг.). Значение воссоединения украинского и белорусского народов с Россией. «Вечный мир» с Польшей (1686 г.). Дальнейшее освоение Восточной Сибири и Дальнего Востока. Отношение с Османской империей и Крымским ханством. Крымские походы.

    Рабочий словарь:

    Барщина - форма феодальной земельной ренты за предоставляемую в аренду землю. Заключалась в работе на полях и в хозяйстве барина без оплаты и собственным инвентарем. Появилась в Киевской Руси, укрепилась во 2 пол. XVI в. и была широко распространена до 1 пол. XIX в. Юридически отменена в 1882 г.

    Белая Русь - название белорусских земель в XIV-XVII вв.

    Бояре - в России IX-XVII вв. высшее сословие феодалов (потомки родоплеменной знати, старшие дружинники, крупные землевладельцы). Имели своих вассалов и право отъезда к другим князьям. В Новгородской республике фактически управляли государством. При дворах великих князей ведали отдельными отраслями дворцового хозяйства и управлением государственными территориями. В XV в. члены Боярской Думы при великом князе составляли совещательный орган. Звание отменено Петром I в XVIII в. В XVIII в. окончательно слились с дворянами.

    Боярская Дума - сословно-представительный орган княжеско-боярской аристократии. Активно функционировал в XV-XVI вв. В 1613 г. в Боярской Думе было 40 чел., в 1679 - 97 чел. С образованием Сената в 1711 г. Боярская Дума была ликвидирована.

    «Бунташный век» - так называли современники XVII в. в истории России - время различных народных движений: двух крестьянских войн (И. Болотникова и С.Разина), Соляного бунта 1648 г., городских восстаний 1648-1650 гг., Медного бунта 1662 г. в Москве, восстания 1682 г. (Хованщина) в Москве.

    Великая Россия - официальное название со 2-й пол. XVII в. европейской части Русского государства. В царском титуле употреблялось с XVI в., как географическое понятие возникло в связи с присоединением Левобережной Украины (Малой России).

    Волостель - должностное лицо XI-XVI в. От имени великого или удельного князя управлял волостью, ведал административными и судебными делами. Не получая жалованья от правительства, «кормился» за счет тяглого населения волости.

    Всероссийский рынок – устойчивые торгово-экономические связи между отдельными областями государства. Зарождение относится к XVII в. В России при простом товарном производстве через рынок происходит стихийное приспособление структуры производства товаров к обмену и структуре общественных потребностей. Окончательно сложился во 2-й пол. XIX в.

    Дворцовые (удельные) земли - земли, принадлежавшие на Руси лично великому князю, а позднее царю по праву феодальной собственности. Они обеспечивали продовольствием и сельскохозяйственным сырьем царский дворец и дворцовое хозяйство.

    Дворянство - господствующее привилегированное сословие в эпоху феодализма. В России возникло в XII-XIII вв. как низшая часть феодального военно-служилого сословия, с XIV в. стали получать за службу земли (поместья). В сер. XVI в. усиливается роль дворянства, оформляются его права и участие в государственном управлении. В XVII в. дворянство вносится в специальные разрядные списки, а родословные записываются в Государев родословец.

    Думные чины - в Русском государстве XV-XVII вв. члены Боярской думы: бояре, окольничие, думные дворяне (3-й чин членов Боярской думы - после бояр и окольничих), думные дьяки (4-й, низший членов Боярской думы).

    Земские соборы - высшие сословно-представительные учреждения в России сер. XVI - конца XVII вв. В состав Земских соборов входили представители высшего духовенства, Боярская Дума, представители провинциального дворянства и горожан. На них рассматривались важнейшие общегосударственные вопросы. Первый Земский собор был созван в 1549 г. Всего состоялось более 50 Земских соборов. Это период сословно-представительной монархии в России.

    Казачество - военное сословие в дореволюционной России в XVIII - начала XX вв. В XVI-XVII вв. казаки - вольные люди, не облагавшиеся налогами, нёсшие военную службу в пограничных регионах. Казачество принимало активное участие в народных восстаниях на Украине в XVI-XVII вв., крестьянских войнах в России в XVII-XVIII вв. Казаки участвовали во всех войнах России XVII-XX вв. В начале XX в. существовали Донское, Кубанское, Оренбургское, Забайкальское, Терское, Сибирское, Уральское, Астраханское, Семиреченское, Амурское, Уссурийское казачьи войска.

    Конюший - высшая придворная должность в русском государстве XV-XVII вв., глава Боярской Думы.

    Кормления. Местное управление в XV - сер. XVI вв. было представлено наместниками (уезды) и волостелями (волости, станы), которые получали территорию в «кормление». В пользу кормленщика взимались судебные пошлины и часть налогов. Так он получал налоги въездные и выездные, свадебные и др. Система кормления не была эффективной в рамках централизованного государства, вызывала недовольство населения. Отмена кормлений в 1556 г. была важным шагом в укреплении самодержавной власти. Кормления постепенно заменились воеводским управлением, означавшим более высокую степень централизации.

    Крепостное право - форма внеэкономической зависимости крестьян: прикрепление их к земле и подчинение административной и судебной власти феодала. Сельское население России превратилось из арендаторов в крепостных между 1550 г. и 1650 г. Судебником 1497 г. Москва ограничила время перехода крестьян от помещика к помещику 2 неделями (Юрьев день). События 2-й пол. XVI в. (завоевание Казани и Астрахани и открытие целинных земель; опричнина и преследования) заставили правительство принять решительные меры для остановки крестьянского переселения. Начиная с 1550 г. издавались указы, запрещавшие «черным крестьянам» сниматься с места. Одновременно были прикреплены к месту крестьяне-торговцы и ремесленники, тоже считавшиеся «черными». Были закрепощены также крестьяне, живущие в вотчинах и поместьях - совокупностью хозяйственного давления и законодательных актов. В 1580 г. правительство временно отменило выход крестьян в Юрьев день, а с 1603 г. вообще запретило выход (введение «заповедных лет»). С 1581 по 1592 гг. правительство составило кадастр, официально зарегистрировавший место жительства крестьян. Следующим этапом закрепощения стало введение «урочных лет». В 1597 г. правительство постановило, что крестьяне, бежавшие после 1592 г., подлежат поимке и возвращению помещику. Позднее срок давности поимки беглых крестьян всегда отталкивался от 1592 г. Фактически это уже было полновесное крепостное право. Уложение 1649 г. отменило все ограничения во времени на возврат беглых крестьян. Первые шаги к раскрепощению населения России предпринял Александр I, в 1861 г. Александр II отменил крепостное право.

    Крестьяне - податное население России. В дореформенной России делились на 3 основные категории: помещичьи (крепостные), государственные, удельные. Свободное сельское население России в XVI-XVII вв., зависимое непосредственно от государства, называлось черносошными крестьянами. Впоследствии, в XVIII-XIX вв. они стали называться государственными крестьянами. Они несли повинности в пользу государства, но считались лично свободными. В XII-XIII вв. появляются зависимые крестьяне, которые с развитием крепостного права полностью теряют экономическую и личную свободу и становятся помещичьими (или крепостными). Они работают на помещика и не имеют права уйти от него. Лишь в 1861 г. они получили личную свободу, дарованную императором. Однако некоторые помещики и раньше отпускали своих крестьян на свободу. Обязанные крестьяне - это крепостные, получившие по указу 1842 г. по договору с помещиком личную свободу и землю в наследственное пользование за выплату повинностей. С развитием промышленности появляется необходимость в рабочих руках. С XVIII в. в России появляются посессионные крестьяне - т.е. крепостные, закрепленные за мануфактурами. Они не могли продаваться отдельно от предприятий, переводиться на сельскохозяйственные работы. Отменена в 1861 г. Несколько отличались от них приписные крестьяне - категория зависимого населения в XVII-XIX вв., которые были обязаны вместо подушной и оброчной подати работать на казенных или частных заводах; ликвидированы в 1861 г. Часть крестьян принадлежала непосредственно царской фамилии, работала на царское хозяйство и называлась удельными крестьянами. существовала и категория церковных крестьян (до 1864 г.) - т.е. крестьян, принадлежащих церкви.

    Малая Русь - историческое название Галицко-Волынской земли в XIV-XV в. и территории Поднепровья в XV-XVI вв.

    Мануфактура - (от лат. сл. - рука и изготовление) капиталистическое предприятие, основанное на разделении труда и ручной ремесленной технике, в России существовала со второй пол. XVII в.

    Местничество - система служебных отношений, выросшая из обычаев в княжения Ивана III и его сына Василия. Место (генеалогическое) - ступень, занимаемая каждым членом фамилии на фамильной лестнице старшинства по его расстоянию от родоначальника. Место (служебное) - первоначальное понятие сложилось среди бояр за княжеским столом, где они рассаживались в порядке служебно-генеалогического старшинства. Потом оно перенесено на все служебные отношения, на правительственные должности. Система местничества была закреплена в 1556 г. Государевым родословцем, где было расписано «место» до 200 родовитых фамилий. Таким образом, при назначении на должности в государстве учитывались не способности и заслуги, а «порода», происхождение. Потомки великих князей становились выше потомков удельных князей, потомки удельного князя - выше простого боярина, московский великокняжеский боярин - выше служилого князя и боярина удельного. Учитывался и срок службы фамилий при московском дворе. Среди знатнейших фамилий - потомки великих русских князей Пенковы, Шуйские, Ростовские, Бельские, Мстиславские, Патрикеевы, Голицыны, Куракины; из старейшего нетитулованного боярства - Захарьины, Кошкины, потомки удельных князей - Курбские, Воротынские, Одоевские, Белевские, Пронские, московские бояре - Вельяминовы, Давыдовы, Бутурлины, Челяднины. Местничество было опорой и гарантией политического положения боярства, оно тормозило развитие общества, отменено в 1682 г.

    «Москва - Третий Рим» - это положение является одним из составляющих идеологии русского самодержавия. Рим Петра и Константина пал в наказание за ересь. Москва стала Третьим Римом, и как таковая будет стоять вечно, ибо четвертому не бывать. Русь является безупречнейшим и благочестивейшим христианским царством на земле. Идея эта сформирована в 1-й пол. XVI в. псковским монахом Филофеем и стала неотъемлемой частью официальной политической теории Московской Руси.

    Налоги прямые - налоги, которыми облагаются доходы и имущество.

    Налоги косвенные - налоги преимущественно на предметы массового потребления, а также на услуги. Включаются в цену товаров и услуг (например, налог на соль при Алексее Михайловиче).

    Наместник – должностное лицо в XII-XVI вв., возглавлявшее местное управление. До сер. XVI в. назначался царем и Боярской думой.

    Нестяжатели - религиозно-политическое течение в Русском государстве в конце XV - начала XVI вв. Проповедовали аскетизм, уход от мира, требовали отказа церкви от земельной собственности. Идеологи: Нил Сорский, Вассиан Косой и др.

    Опричнина. Реформы сер. XVI в. содействовали укреплению Русского централизованного государства, усилению поместного дворянства. Однако, перед Иваном IV стояла задача сломить могущество княжеско-боярской аристократии путем ликвидации ее землевладений и обеспечения за счет боярских земель широких кругов дворянства. Царь поделил государство на опричнину и земщину. В опричнину (от слова «опричь», кроме), непосредственно подведомственную царю, вошли лучшие земли вокруг Москвы с учетом военно-стратегического положения. В опричнину (особый двор, по выражению московских летописцев) вошло около половины всего государства. Это было дворцовое хозяйственно-административное учреждение, заведовавшее землями, отведенными на содержание царского двора. В опричнине были особые бояре, дворецкие, казначеи, дьяки, дворовые и др. Вся остальная территория отводилась под земщину. Во главе земщины стояла Боярская Дума, сохранялись приказы и вся система управления. Таким образом, существовали как бы две параллельные структуры власти. Но, как пишет В.Ключевский, в опричнине «надо различать территорию и цель». Опричнина - это политика Ивана Грозного, направленная против боярской аристократии. Она неоднократно меняла свои формы и направление. Сперва ее острие было направлено против княжеско-боярской знати, затем - дворян, приказных и горожан. Опричнина - это политика террора, как основного средства укрепления самодержавной власти. Были созданы опричные войска из рядовых помещиков, первоначально в 1 тыс. человек. 1565-1572 гг. - первый период опричнины. Разгром боярской оппозиции. В 1567 г. раскрыт боярский заговор, многочисленные казни. В 1570 г. карательные походы в Новгород, Торжок, Тверь. Всего было казнено около 4 тыс. человек. 1572-1584 гг. - второй период опричнины. Репрессии коснулись и князей из числа опричников. Выявились и ее отрицательные стороны: разорение страны и крестьян в результате массового перераспределения земель и грабежа. Резкое обособление опричнины и земщины создало перегородки, препятствующие слиянию и укреплению русских земель. Экономическая раздробленность не была изжита. Опричнина прервала связь потомков удельных князей с их территориями. Однако, она совпала с поражением в Ливонской войне, засухами и, как следствием, голодом, эпидемией чумы. Запустение и смута стали результатом опричной политики Ивана Грозного.

    Осифляне - религиозно-политическое течение в Русском государстве в конце XV - начала XVI вв., идеолог Иосиф Волоцкий. В борьбе с нестяжателями отстаивали незыблемость церковных догм, защищали церковно-монастырское землевладение. (В XVI в. в собственности русского духовенства находилась 1/3 всей земли.) Иногда осифлян называют любостяжателями. Церковь, по их мнению, должна тесно сотрудничать с монархией.

    Поместное землевладение . Установилось в Московском государстве в XV-XVI вв. Поместье в Московской Руси - это участок казенной или церковной земли, данной государем или церковью в личное владение служилому человеку при условии службы, т.е. как вознаграждение за службу и, вместе с тем, как средство для службы. («По месту» службы, чтобы кормиться). Условным, личным и временным характером поместное владение отличалось от «вотчины», составлявшей полную наследственную земельную собственность своего владельца. Таким образом, поместное землевладение искусственно развивало частное землевладение. В XVIII в. по законам Петра I и императрицы Анны поместья стали собственностью владельцев, окончательно слились с вотчинами, и само слово «помещик» получило значение земельного собственника из дворян.

    Посадские люди - в России торгово-промышленное городское население.

    Постельничий - придворная боярская должность из ближайшего окружения царя в XV-XVII вв. Сопровождал царя, хранил его личную печать, часто возглавлял личную канцелярию. Ведал постельной казной- хранилищем царской одежды, украшений, посуды, икон, архива и пр. В его подчинении были слободы ткачей и мастерская палата, где шили одежду для царской семьи.

    Приказы. Центральные органы государственного управления и контроля. Начинают формироваться при Василии III и окончательно складываются при Иване Грозном. Это начало отраслевого принципа в системе российского управления. Позже они получили право суда и принятия законов в рамках их компетенции. Приказы обеспечивали управление централизованным государством. Одним из первых приказов была Челобитная изба во главе с А.Адашевым. По сути это был высший контрольный орган государства. Иностранными делами ведал Посольский приказ во главе с дьяком Иваном Висковатым. Он руководил внешней политикой страны 20 лет, был казнен в годы опричнины. Поместный приказ распределял поместья и вотчины. Разрядный приказ был прообразом генерального штаба, т.к. вместе со Стрелецким приказом ведал вооруженными силами и их обеспечением. Борьбой с преступностью занимался Разбойный приказ. Сибирский - управлял присоединенными сибирскими территориями. Приказная система просуществовала почти 200 лет и была реорганизована в период петровских реформ.

    Раскол - отделение от Русской православной церкви части верующих, не признавших церковной реформы Никона (1653-1656 гг.). Реформа должна была устранить разночтения в церковных книгах и разницу в проведении обрядов; она не касалась существа православия. Однако под лозунгом возвращения к старой вере объединились люди, не желавшие мириться с усилением государственно-бюрократического давления, возрастанием роли иностранцев и т.п. В расколе объединились самые разные силы, выступавшие за неприкосновенность традиционной русской культуры. Сторонников раскола стали называть раскольниками = старообрядцами = староверами. В результате раскола цековь попала в полную зависимость от государства.

    Рента - доход, регулярно получаемый с капитала, земли, имущества, не связанный с предпринимательской деятельностью (на Руси в XV в. крестьяне феодальных вотчин выплачивали ренту землевладельцу).

    Самодержавие - монархическая форма правления в России, при которой носителю верховной власти - царю, императору - принадлежит вся полнота власти. Самодержавие в России выросло из вотчинного уклада и поэтому имеет особенности. В экономической сфере это выражается в неумении и нежелании провести теоретическое и практическое различие между тремя видами собственности: 1) собственностью, принадлежащей лично монарху; 2) собственностью государства; 3) собственностью частных лиц. К концу XIX в. самодержавие почти монопольно распоряжалось экономическим ресурсами и торговлей. Государственное управление выросло на мысли, что правитель и государство - тождественны, а отсюда самодержавие имело к концу XIX в. монополию политической власти. Принятие православия стало судьбоносным фактором русской истории. Вся идеология русского самодержавия была выработана церковью. Ее главные компоненты:

    1) Идея Третьего Рима;

    2) Идея империи - Московские государи являются наследниками императора Августа, их династия является древнейшей и досточтимейшей на свете. Соответствующая генеалогия была разработана под началом митрополита Макария, получила оформление в «Степенной книге»;

    3) Русские властители являются вселенскими христианскими государями, императорами всех православных мира;

    4) Божественное происхождение царской власти.

    Слободы - постоянные рынки, которые устраивали в городах и селах крестьяне, сидевшие на землях светских и церковных владельцев. Слобожане торговали, но не несли своей доли тягла (т.к. его платил помещик, отпускавший торговать своих крестьян в слободу). Составляли конкуренцию посадам. Неверно трактовать слободу только как пригород, поселок у города - т.е. как территориальную единицу.

    Служилые люди - в Русском государстве XIV-XVII вв. люди, находившиеся на государственной службе. С сер. XVI в. делились на служилых людей по «отечеству» (бояр, дворян, их детей, владевших землей с крестьянами), имевших привилегии и занимавших руководящие должности в армии и государстве, а также служилых «по выбору» - стрельцов, пушкарей, городовых казаков и др., набиравшихся из крестьян и посадских людей, получавших жалованье и землю.

    «Смутное время» («смута») - события конца XVI - начала XVII вв. в русской истории. Термин введен русскими писателями XVII в.

    Собор. Золотой век Собора последовал за Смутным временем (1598-1613 гг.). В 1613 г. особенно представительный Собор избрал на престол Михаила Романова. Затем он заседал почти без перерыва до 1622 г., помогая бюрократии восстанавливать порядок в израненной стране. После 1653 г. Собор исчезает из русской жизни. Собор имеет отличия от подобных западных учреждений. Собор не был представлением сословий с их правами и привилегиями (как Генеральные штаты). Русские Соборы были собранием «всех чинов Московского государства». Считалось, что их участники несут государственную службу, и им выплачивалось жалованье из казны. Присутствие на Соборе было обязанностью, а не правом. Собор был в России связующим звеном между короной и провинцией. С улучшением бюрократического аппарата нужда в Соборах отпала.

    Соборность Руси. Собор - Собрание светских и духовных чинов для совета и решения важных дел в XVI-XVII вв. (Земский, Вселенский, Поместный). Первый собор был созван Иваном Грозным в феврале 1549 г. - так называемый «собор примирения», на котором царь призвал после мятежей и набегов казанских и крымских татар к совместной защите государственных интересов. «Собор примирения» был первым Земским собором, т.е. собранием представителей сословий. В 1556 г. на них уже присутствовали представители верхов торгово-промышленного населения. Русское государство становилось сословно-представительной монархией. Важные государственные мероприятия стали проводиться с санкции земских соборов, на которых решающее слово принадлежало дворянству. Другое значение слова «соборность» - высокая духовность, идеал духовного единства, доступный в реальной жизни лишь немногим. Очень часто в этом значении слово соборность употребляют там, где правильнее было бы употребить слово общинность - как единство психолого-физическое, которое является уделом подавляющего большинства населения Руси.

    Сословие - социальная группа общества, обладающая закрепленными в обычае или законе и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Для сословной организации характерна иерархия, выраженная в неравенстве их положения и привилегий. В феодальной Франции XIV-XV вв. общество делилось на высшие сословия (дворянство и духовенство) и непривилегированное третье сословие (ремесленники, купцы, крестьяне). В России со 2 пол. XVIII в. утвердилось сословное деление на дворянство, духовенство, крестьянство, купечество, мещанство. Сословные пережитки сохраняются на Западе до настоящего времени.

    Сословно-представительная монархия - форма феодального государства, при которой власть монарха сочеталась с органами сословного представительства духовенства, дворян, горожан. Сложилась в большинстве стран Европы в XIII-XIV вв. (органы сословного представительства - парламент в Англии, Генеральные штаты во Франции, кортесы в Испании). Сословное представительство в виде земских соборов существовало также в России (XIV-XVII вв.), с сер. XVII в. начинается переход к абсолютной монархии.

    Староверы - одно из названий сторонников старообрядчества.

    Старообрядцы - совокупность религиозных групп, не принявших церковных реформ середины XVII в. и ставших оппозиционными или враждебными официальной православной церкви и государству. Это сторонники ортодоксального православия. До 1906 г. преследовались царским правительством. Делились на ряд течений (поповцы, беспоповцы, беглопоповцы) и толков. Главной идеей старообрядцев было «отпадение» от мира зла, нежелание жить в нем. Поэтому для них характерна замкнутость и нежелание контактировать с другими верующими. В поисках находящихся под защитой самого Бога «сокровенного града Китежа» и утопической страны Беловодье, старообрядцы заселили значительную часть Сибири и создали базу для освоения новых земель. Статистика старообрядцев недостоверна: по переписи 1897 г. староверцев и сектантов было 2 млн. человек (хотя по неофициальным данным примерно 20 млн. человек).

    Соборное Уложение 1649 г. - это кодекс всех законодательных норм, выражение действующего государственного, гражданского и уголовного права. Оно охватывало все сферы государственной жизни и состояло из 25 глав, почти 1 тыс. статей. Законодательный материал не был механически перенесен, но разработан и исправлен. Новые статьи часто имели характер крупных общественных реформ. Уложение отменило урочные лета для сыска беглых крестьян и окончательно прикрепило их к земле. Это отвечало интересам служилого сословия и означало окончательное закрепление крепостного права. Уложение запретило духовенству приобретать вотчины, что отвечало интересам служилого сословия. Ограничены судебные льготы и привилегии духовенства. Уложение впервые последовательно закрепило и обособило посадское население, обращая его в замкнутый класс. Из посада теперь нельзя уйти, но нельзя и войти никому постороннему. Уложение было несовершенно, в дальнейшем его исправляли и дополняли по частям новоуказные статьи.

    Тягло - денежная и государственная повинность крестьян и посадских людей в XV - начала XVIII в.; в XVIII-XIX вв. - повинность крестьян в пользу помещиков.

    Тяглые крестьяне - в Русском государстве XV - начала XVIII вв. частновладельческие крестьяне, платившие государственные налоги и несшие государственные повинности. С 1722 г. - податное население.

    Целовальник – должностное лицо в XV-XVIII вв., избиравшееся из посадских людей или черносошных крестьян для выполнения финансовых, судебных дел. Рост влияния связан с реформами Ивана III в области местного управления. В числе других лиц обеспечивали поступление доходов, участвовали в судебно- полицейском надзоре. Избирались из числа тяглых людей, давали клятву (целовали крест).

    Литература:

    1. Зимин А.А. В канун грозных потрясений: Предпосылки первой крестьянской воины в России. М., 1986.

    2. Зимин А.А. Реформы Ивана Грозного: Очерки социально-экономической и политической истории России середины XVI в. М., 1960.

    3. Зимин А.А. Россия на рубеже XV–XVI столетий: Очерки социально-политической истории. М., 1982.

    4. История отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX – начала XX вв. М., 1991.

    5. Каштанов С.М Социально-политическая история России конца XV-первой половины XVI в.в. М., 1967.

    6. Корецкий В И Формирование крепостного права и Первая крестьянская война в России. М., 1975.

    7. Корецкий В.И. Закрепощение крестьян и классовая борьба в России во второй половине XVI в. М., 1970.

    8. Королюк В.Д. Ливонская война: Из истории внешней политики Русского централизованного государства во второй половине XVI в. М., 1954.

    9. Лурье Я.С. Две истории Руси XV века: Ранние и поздние, независимые и официальные летописи об образовании Московского государства. СПб., 1994.

    10. Маньков А.Г. Уложение 1649 года – кодекс феодального нрава России. М., 1980.

    11. Назаров В.Д. Свержение ордынского ига на Руси. М., 1983.

    12. Новосельский А.А. Исследования по истории эпохи феодализма. М., 1994.

    13. Новосельцев А.П., Пашуто В.Т., Черепнин Л.В. Пути развития феодализма: Закавказье, Средняя Азия, Русь, Прибалтика. М., 1972.

    14. Платонов С.Ф. Очерки по истории Смуты в Московском государстве XVI-XVII вв.: Опыт изучения общественного строя и сословных отношений в Смутное время. 5-е изд. М.,1995.

    15. Румянцева B.C. Народное антицерковное движение в России в XVII в. М., 1986.

    16. Сахаров A.M. Образование и развитие Российского государства в xvi – xvii вв. М., 1969.

    17. Сахаров А.М Образование и развитие Российского государства в XIV-XVII в.в. М.,1969.

    18. Черепнин Л.К. Образование Русского централизованного государства в XIV – XV веках: Очерки социально-экономической и политической истории Руси. М., I960.

    19. Шмидт С. О. У истоков российского абсолютизма. Исследование социально-политической истории времени Ивана Грозного. М., 1996.

    Часть 3

    Российские государство


    Похожая информация.


    1. Первым «старшим князем», получившим ярлык от Батыя, стал Александр Невский. Несмотря на свои заслуги в прошлом, Александр Невский умело проводил политику монголо-татар, особенно в вопросах сбора дани, подавляя силой выступления других удельных князей, недовольных его политикой и новой системой власти. В то же время Батый, вплоть до своей смерти в 1255 г., всячески способствовал укреплению единоличной власти Александра Невского в качестве единого великого князя Руси и ставленника Золотой Орды.

    2. После смерти Александра Невского в 1263 г. процесс централи­зации русских земель шел путем:

    — превращения ярлыка на великое княжение из выборного в наследственный и его постепенного закрепления за потомками Александра Невского;

    — возвышения Москвы, где княжили потомки Александра Невского;

    — постепенной экспансии Москвы, включения в состав Московского княжества во главе с потомками Александра Невского других удельных княжеств;

    — превращения удельного Московского княжества в Московское государство, доминирующее над всеми княжествами северо-восточной Руси.

    Первые упоминания о Москве относятся к 1147 г. Основателем Москвы считается киевский князь Юрий Долгорукий, который основал город на земле боярина Кучки.

    В 1276 г. сын Александра Невского московский удельный князь Даниил Александрович получил от монголо-татар ярлык на великое княжение и Москва стала одним из политических центров.

    Еще более усилились позиции Москвы при сыне Даниила Александровича и внуке Александра Невского Иване Даниловиче, прозванном Калитой («денежный мешок»), который получил ярлык на великое княжение в 1325 г. Иван I Данилович (Иван Калита) - внук Александра Невского, правивший в 1325 - 1340 гг.:

    — являлся лучшим сборщиком дани для Золотой Орды;

    — во главе московско-татарского войска жестоко подавил анти­ордынское восстание в городе Твери - главном сопернике Москвы за первенство на Руси;

    — заслужил полное доверие монголо-татарских ханов, которые всячески содействовали ему в подчинении других удельных князей;

    — добился от монголо-татар закрепления ярлыка на великое княжение по наследственному принципу - за ветвью Александра Невского династии Рюриковичей (фактически при содействии монголо-татар и под их властью началось становление правящей русской династии);

    — вошел в историю как один из первых «собирателей русских земель» (за деньги покупал соседние земли и увеличил территорию Московского княжества в 5 раз);

    — часть земель (Кострому) получил от монголо-татар за верную службу;

    — убедил митрополита Русской Православной Церкви Петра в 1325 г. переехать из Твери в Москву, в результате чего Москва стала центром русского православия и духовным центром русских,земель.

    Политику Ивана I Калиты - завоевание доверия монголов, усиление власти московского князя, расширение Московского княжества, продолжили сыновья Ивана Калиты:

    — Симеон Иванович (Симеон Гордый) - 1340 - 1353 гг.;

    — Иван II Иванович (Иван Красный) - 1353 - 1359 гг.