Болезни Военный билет Призыв

«если швеция вступит в нато, мы должны будем принять необходимые меры. Зачем России «Запад». Польша проводит собственные учения

Североатлантический блок пытается сомкнуть «кольцо» вокруг России на Севере Европы

Эта кампания началась еще в советские времена, а после распада СССР и Варшавского договора не прекратилась, наоборот, усилилась. В шведском обществе нагнетается антироссийская истерия, и, таким образом, непосредственно готовится почва для включения страны в НАТО. Прежде всего, понятно,с целью усиления альянса в его противостоянии с Россией.

Швеция, напомним, наряду с Данией не входит в зону евро и остается вне НАТО. Закрыть эту «шведскую брешь» в альянсе вполне определенные внешние силы стремятся любыми путями. Вместе с тем скандинавские, в том числе шведские, деловые круги вопреки экономическим санкциям и антироссийской пропаганде заинтересованы развивать взаимовыгодные связи с Россией.

В Скандинавии далеко не все воспринимают навязанное клише об «агрессивности России». Нередко высказываются мнения, что именно НАТО инициировало напряженность, рассматривая теперь Россию, как раньше СССР, в качестве главного врага.

В свое время шведский премьер-министр Улоф Пальме в ходе переговоров с премьер-министром СССР А.Н. Косыгиным в Стокгольме в начале апреля 1973 г. говорил, что, «поскольку Швеция остаётся вне НАТО и на намерена туда вступать, то это влияет на политику всех скандинавских стран в отношении СССР. И одновременно не позволяет НАТО сомкнуть "кольцо" вокруг СССР на Севере Европы».

Та же задача «кольца», но уже антироссийского, остается у альянса и сегодня. И в этом смысле небезынтересно мнение, как говорят, простых людей. В определенной мере здесь может быть показательно письмо Рангвальда Нильссона, жителя северо-шведской области Вестерботтен, которое было опубликовано местной газетой «Västerbottens Folkblad» (г. Умео) в июле с.г. Автор признаётся, что в большой политике не очень разбирается, и задается вопросами, волнующими сейчас общество. «… не понимаю, зачем, собственно, России вторгаться в Швецию? – пишет он. – Абсурдно сравнивать Швецию с Украиной: мы с Россией - даже не соседи! Кроме того, у Швеции много лет были прекрасные отношения с Россией. С какой стати им сейчас меняться? А вот если мы вступим в НАТО, то сразу же станем потенциальными противниками. Ведь НАТО участвует в военных конфликтах по всему миру!.. Состоять членом этой организации нам будет накладно. При вступлении Швеции в НАТО нарушится баланс сил, и риск войны станет огромным. Зато вне НАТО я чувствую себя очень спокойно».

Удивительное совпадение, но в тот же день датская Jyllands-Posten опубликовала редакционную статью, где прямо сказано: «Считать Россию "ужасным" агрессором - большая ошибка. Скорее, агрессор - это Запад. С конца холодной войны НАТО систематически распространяет свое влияние на те страны, которые ранее входили в сферу интересов СССР… Самый страшный грех ЕС и НАТО - империализм - расширение любой ценой. Западу следовало бы уяснить, что его цивилизация находится под угрозой… Упрямое вмешательство Запада в другие цивилизации - это постоянный источник конфликтов, и не в последнюю очередь из-за того, что у Запада уже нет прежней силы и воли. Западу нужны союзники. Один из них - Россия».

За взаимодействие шведского и российского военных ведомств выступают шведские Västerbottens-Kuriren и Norrtelje Tidning (06.07.2016).

А шведский политолог Микаэль Биден считает, что «...любая ошибка может привести к несчастному случаю, когда будет нанесен удар по ложной цели. Диалог ведется и сейчас, но не среди военных; а ведь военные очень хорошо понимают друг друга!»

На фоне этих оценок примечательны расширяющиеся объемы и ассортимент торговли России со Швецией и Данией, в т.ч. после введения антироссийских санкций.Например, по Дании эти данные показывают, что в послесанкционный период российский экспорт в эту страну отнюдь не сократился, а, наоборот, возрос примерно на 10% (в первом квартале 2016 г. в сравнении с тем же периодом 2015 г.). Почти 70% этих поставок составляют топливная продукция (почти 206 млн долл.), черные металлы и изделия из них (более 40 млн долл.), древесина, изделия из нее, древесный уголь (свыше 16,5 млн), продукция пищепрома, корма для животных (свыше 20 млн), химудобрения (около 7 млн долл.).

Российский же импорт из Дании сократиться более чем на 15% из-за ответных мер РФ и удорожания импорта ввиду динамики валютного курса рубля. Но ассортимент датских поставок остается столь же разнообразным, как и в досанкционные годы. Около 65% этих поставок приходится (первый квартал 2016 г.) на разнообразное оборудование, комплектующие и запчасти (почти 60 млн долл.), продукты химпрома и биохимии (свыше 31 млн), фармацевтические товары (почти 30 млн), продукцию пищепрома (свыше 17 млн), а также спортивный инвентарь и его принадлежности (почти 7 млн долл.).

Аналогично выглядит товарная структура и динамика российско-шведской торговли за те же периоды.

Эти данные еще раз доказывают традиционную, точнее, историческую заинтересованность бизнес-кругов этих стран в долговременном сотрудничестве с Россией.

Вступление скандинавских стран в НАТО никак не будет способствовать успешному развитию их отношений с Россией. Отсюда понятно, зачем их втягивают в альянс.

Специально для Столетия



11/01/2018

По прошествии двадцати лет сотрудничества с НАТО, начав с «Партнерства ради мира» в 1994 году, Швеция стала одним из пяти партнеров, которым были предоставлены расширенные возможности для диалога и сотрудничества с НАТО на саммите организации в Уэльсе в 2014 году, в котором мне впервые довелось участвовать в качестве посла Швеции при НАТО. Статус партнера с расширенными возможностями предоставил платформу для развития более гибких и индивидуальных отношений, помимо других форматов партнерства. Это совпало с российской незаконной аннексией Крыма и военным вмешательством на востоке Украины, а также с принятием нашего закона об обороне на период с 2016 по 2020 годы. Необходимость пересмотреть нашу собственную оборонную политику в сочетании с серьезным сигналом, свидетельствующим о готовности европейской страны нарушить существующий порядок безопасности с помощью военной силы, придали импульс новой платформе партнерства.

Восстановление равновесия в национальной обороне

В Швеции, как и в большинстве европейских стран, события 2014 года снова вывели политику обороны и безопасности на первый план политической повестки дня. С окончанием «холодной войны» зародилась концепция воцарения вечного мира, и в последовавшие за этим десятилетия национальной обороне уделялось меньше внимания. В связи с отсутствием четких угроз нашей национальной безопасности мы постепенно отказались от предыдущей концепции мощной национальной обороны, призванной не допустить и предотвратить возможное полномасштабное вторжение. Сменившие затем друг друга правительства сокращали оборонный бюджет. Первоочередной задачей стало внесение вклада в международные миссии, нацеленные на обеспечение стабильности в Европе и в соседних регионах. Оборона страны была переведена на более гибкие и скромные рельсы, при этом особый упор делался на экспедиционные войска.

Шведская офицер по связи и взаимодействию служит в составе Международных сил содействия безопасности под руководством НАТО в Афганистане, миссия которых закончилась в декабре 2014 г. © Министерство обороны Швеции

В настоящий момент наш самый крупный международный военный вклад – в Мали (МИНУСМА). За истекший период более 80 000 шведских мужчин и женщин служили в миссиях по поддержанию мира, проводившихся ООН, ЕС и НАТО в различных точках мира. Швеция участвовала во всех операциях под руководством НАТО, проводившихся по мандату ООН, и по-прежнему оказывает активную поддержку Силам для Косово на Западных Балканах и миссии «Решительная поддержка» по учебной подготовке, консультированию и содействию национальным силам безопасности и учреждениям в Афганистане. Это имеет принципиальное значение для повышения оперативной совместимости между вооруженными силами Швеции и международными партнерами, и это также должно восприниматься как проявление международной солидарности.

По окончании эпохи «холодной войны» (1949-1989) и в последующие десятилетия НАТО уделяла основное внимание международным миссиям по кризисному регулированию, и наш новый статус партнера с расширенными возможностями также совпал с решением НАТО адаптироваться и перенаправить свое внимание в соответствии с новыми реалиями. Ухудшение условий безопасности и необходимость для НАТО сосредоточиться на коллективной обороне и обороне Европы подчеркнули нашу общую заинтересованность в еще более тесной совместной работе. Тот факт, что район Балтийского моря надо воспринимать как один стратегический район, стал естественным движущим фактором расширения нашего сотрудничества.

Швеция наметила три первоочередных направления: политические консультации, учения и обмен информацией. За последние три года мы проделали огромную работу по всем ним. На встрече на высшем уровне в Варшаве в 2016 году НАТО подчеркнула, что необходимо развивать регулярные политические консультации, обмениваться информацией об обстановке и проводить совместные учения с Финляндией и Швецией. Работа с коллегами из стран НАТО и сотрудниками НАТО по данной повестке дня была для нас поучительной и полезной.

Вызовы миропорядку

Общие вызовы, стоящие перед нами, масштабны и сложны, как никогда за последние десятилетия. Региональные державы и негосударственные субъекты проверяют свою силу на соседях, других государствах и международных учреждениях. Угроз множество, и они более сложны. Готовность и боеспособность вооруженных сил будут и впредь сохранять жизненно важное значение, но их будет недостаточно, чтобы действовать в ответ на террористические, кибернетические или гибридные угрозы. С ними можно справиться только расширяя международное сотрудничество, а не сворачивая его.

Шведские войска участвуют в учениях НАТО «Балтопс – 2015».

В этой связи отрадно отметить недавние шаги вперед в сотрудничестве между НАТО и ЕС. Швеция вместе с рядом других государств-членов ЕС заявила о своем намерении присоединиться к новому Постоянному структурированному сотрудничеству (ПЕСКО) – структуре и процессу, в основе которых лежит договор и которые призваны углубить сотрудничество в области обороны и безопасности в Европейском союзе между теми государствами, которые способны и готовы к этому. Европейский союз, НАТО и США, вместе с глобальными партнерами должны и впредь отстаивать миропорядок, основанный на международном праве и уважении прав человека. Прочная трансатлантическая связь важна для стабильности НАТО и Европы. Действуя вместе на международных площадках, при проведении операций и учений мы повышаем порог, ограждающий нас от агрессии.

Наряду с уставом ООН принципы и обязательства Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) образуют нормативно-правовую основу европейской безопасности. При этом важнейший элемент – право всех государств на территориальную целостность и на самостоятельный выбор политики безопасности, включая принцип, согласно которому границы стран нельзя менять с помощью силы. Швеция приветствует Европейскую инициативу сдерживания, выдвинутую США, а также усиленное присутствие НАТО в районе Балтийского моря, что способствует региональной стабильности в целом. Среди ответных мер, принятых Швецией в связи с агрессивной военной линией и непредсказуемыми действиями России: укрепление национальной обороны и расширение сотрудничества в области безопасности. В сочетании с активной дипломатией посредством диалога это дает возможность вновь заявить о нашей неизменной поддержке международного права, демократических ценностей и принципов.

Преобразование оборонной политики Швеции

Обеспечение безопасности нашей страны – наша основная обязанность, и это непосредственно связано с миром и стабильностью на севере Европы. В этом году правительство Швеции приняло стратегию национальной безопасности – рамочный документ, в котором определены национальные интересы и угрозы в различных областях. Оборонная политика Швеции сосредоточена на двух направлениях: модернизация военного потенциала страны и углубление сотрудничества с другими странами и организациями. Эта политика пользуется широкой поддержкой со стороны парламента.

Швеция инвестирует в новые силы и средства, в частности новое поколение самолетов-истребителей Gripen («Грипен»). Фото любезно предоставлено Luftstridsskolan and Forsvarsmakten

С 2015 года наметилась новая тенденция в оборонных расходах Швеции. Тогда правительство впервые за более чем два с половиной десятилетия приняло решение об увеличении оборонных расходов на 11 процентов до 2020 года. В этом году с заключением многостороннего соглашения бюджет вырос еще больше, и таким образом за пять лет он увеличится в общей сложности на 17 процентов.

В настоящий момент Швеция создает сеть оборонного сотрудничества. У нас давно сложились особые отношения с Финляндией – страной, которая, как и мы, не присоединилась к военным союзам и является партнером с расширенными возможностями. Вместе мы планируем совместные действия в мирное время и не только. Мы работаем в тесной увязке с североевропейскими и балтийскими странами, а также с Германией, Польшей, Соединенным Королевством и США.

Призыв, силы и средства, устойчивость

В этом году правительство Швеции решило вновь ввести систему набора по призыву. Призыв для мужчин и женщин начнется 1 января 2018 года, и в первый год планируется набрать около 4000 человек.

Среди примеров наших первоочередных задач – обеспечение вновь военного присутствия на острове Готланд и более активная учебная подготовка и учения. Участие в самых продвинутых и комплексных учениях НАТО принципиально важно для повышения оперативной совместимости и подготовки к возможной координации в будущем со странами-партнерами. Строятся две подводные лодки следующего поколения. Будут вложены дополнительные инвестиции в силы и средства противолодочной борьбы. Что касается противовоздушной обороны, мы и впредь будем вкладывать средства в создание нового поколения самолетов-истребителей Gripen («Грипен»), и недавно правительство приняло решение о начале процесса закупок комплекса ПВО «Патриот». Окончательное решение о закупках ожидается в 2018 году.

Основной приоритет в законе об обороне – повысить боеспособность вооруженных сил, что также предусматривает возрождение подхода к обеспечению безопасности с участием всего правительства, укрепление устойчивости в соответствии с семью базовыми требованиями, принятыми НАТО на встрече на высшем уровне в Варшаве.

Все эти меры четко обозначают, что мы серьезно подходим к вопросу безопасности.

Неприсоединение к военным союзам не означает нейтралитет

Хотя Швеция до сих пор не присоединилась к военным союзам, она больше не стремится к нейтралитету в случае конфликта, как во время «холодной войны». Тогда наша доктрина гласила, что в мирное время мы не состоим в военных союзах, чтобы сохранять нейтралитет в случае войны. Когда в 1995 году мы вступили в Европейский союз, наша бывшая доктрина нейтралитета устарела, особенно с подписанием в 2007 году Лиссабонского договора и статьи 42.7 этого договора (которая обязывает государства-члены ЕС оказывать содействие и поддержку всеми средствами государству-члену, подвергшемуся нападению, в соответствии со статьей 51 Устава ООН).

С 11 по 29 сентября 2017 года Швеция провела свои самые крупные за более чем двадцать лет военные учения – «Аврора – 17». На фото – батальон морского десанта передвигается в боевом порядке по южному архипелагу Швеции, географическое местоположение которого имеет важнейшее стратегическое значение для защиты столицы страны – Стокгольма.
© Вооруженные силы Швеции

В 2009 году парламент Швеции единодушно принял заявление о солидарности, которое с тех пор стало частью нашей доктрины безопасности. В заявлении в частности сказано: «Швеция не состоит ни в одном военном союзе. Оптимальный способ избежать угроз миру и нашей безопасности – действовать сообща и сотрудничать с другими странами. Невозможно представить себе военные конфликты в нашем регионе, которые коснулись бы лишь одной страны. Швеция не будет оставаться пассивной, если какое-либо государство-член ЕС или североевропейская страна пострадает от бедствия или подвергнется нападению. Мы ожидаем, что эти страны поступят аналогичным образом, если пострадает Швеция. И поэтому Швеция должна быть способна предоставлять военную поддержку и получать ее. »

В 2016 году правительство приняло закон о «Меморандуме о взаимопонимании о поддержке принимающей страны». Цель этого меморандума с НАТО – сделать так, чтобы Швеция как принимающая страна могла оказывать эффективную поддержку военным мероприятиям на территории Швеции в связи с учениями, кризисами или военными операциями в Швеции и в близлежащем районе. В сентябре этого года мы провели учения «Аврора», в которых участвовали ряд европейских стран и США. Эти учения стали самыми крупными военными учениями Швеции более чем за двадцать лет: в них было задействовано почти 20000 военнослужащих и более 40 организаций. При планировании и проведении этих учений мы руководствовались принципом транспарентности. В соответствии с Венским документом (соглашение между государствами-участниками ОБСЕ, предназначенное для осуществления мер укрепления доверия и безопасности), были приглашены международные наблюдатели, в том числе из России и Беларуси.

Надежный партнер, но не член

В результате положительной оценки первых лет нашей работы в качестве партнера с расширенными возможностями этот статус был продлен еще на три года. Я убежден, что мы сможем продолжать развивать наше сотрудничество дальше. Хотя в основе лежит общность наших интересов и ценностей, мы также должны учитывать политические и военные ограничения, проводящие различие между странами-партнерами и странами-членами НАТО. Мы с нетерпением ждем консультаций со странами НАТО и должностными лицами организации о возможных последующих шагах и первоочередных задачах. В заключение позвольте высказать признательность за щедрую поддержку, оказанную нам коллегами из стран НАТО и сотрудниками организации в деле дальнейшего продвижения вперед нашего партнерства!

Посол Малмквист поступил на дипломатическую службу Швеции в 1984 году; в 2014 году назначен послом при НАТО; до этого недавно занимал должности генерального директора по странам Северной и Южной Америки в МИДе Швеции и посла Швеции в Греции.

Публикации «Вестника НАТО» необязательно отражают официальную позицию или политику правительств государств-членов НАТО или самой организации.

Посол Малмквист поступил на дипломатическую службу Швеции в 1984 году; в 2014 году назначен послом при НАТО; до этого недавно занимал должности генерального директора по странам Северной и Южной Америки в МИДе Швеции и посла Швеции в Греции.

Вопрос о вхождении в НАТО Финляндии и Швеции уже несколько лет не дает покоя политикам и военным многих стран.


Сотрудничество финнов с Североатлантическим блоком становится с каждым годом все теснее. Финская армия неоднократно принимала участие в натовских учениях. Военнослужащие Финляндии входили в состав воинского контингента НАТО, находящегося в Афганистане.

Практически во всех финских политических партиях есть сторонники вступления страны в НАТО. Главными приверженцем этой идеи является президент Финляндии Сауле Ниинисте и бывший руководитель МИД страны Александр Стубба. Информационная служба комиссии по национальной обороне Финляндии постоянно проводит социологические опросы с целью выяснить мнение населения о перспективах вхождения страны в НАТО.

В тоже время надо отметить, что, несмотря на усилия сторонников "атлантистов" в руководстве страны, 70% финнов не согласны с вступлением своего государства в любой военный блок.

Руководитель финской дипломатии Эркки Туомиойя, как истинный чиновник, дал двойственную оценку планам членства Финляндии в НАТО: “Как записано в программе правительства, Финляндия не является членом военного альянса, однако сотрудничает с НАТО и сохраняет возможность подачи заявки на получение членства в ней”. Чтобы сохранить хорошие отношения с США и натовцами, финны приняли решение о закупке в Штатах крылатых ракет класса "воздух-земля" на 145 млн. евро, 70 управляемых тактических ракет, а также дополнительного оборудования на сумму $132 млн.

Нельзя сказать, что "наивные" финны не видят, чем грозит им вступление в один из агрессивных военных блоков мира. Ведь в случае принятия такого решения, границы страны, в считанные месяцы, обрастут оборонительными составляющими американской системы ПРО, наступательной военной техникой. И эти явно недружеские действия обязательно создадут напряжение между Финляндией и Россией. Не исключено, что вступление Финляндии в НАТО приведет к изменению глобальной геополитической ситуации во всем регионе.

Возникает обоснованный вопрос - зачем финнам НАТО, ведь живут без этого уже длительное время?

Во-первых, население Финляндии малочисленно (всего пять миллионов человек), хотя по размеру территории страна занимает пятое место в Европе. Известно, что финны на первое место ставят безопасность своей страны, и они готовы потерять часть своего суверенитета в пользу сильного защитника.

Во-вторых, финны рассчитывают, что вступив в НАТО они повысят свой статус и станут значимыми, влияя на принятие решения крупнейшего военно-политического европейского блока, потому что любой член североатлантического альянса может заблокировать действия военно-политической махины.

Но если финны опасаются за свою безопасность, откуда же все-таки, по их мнению, исходить угроза? Как считают жители Финляндии, первая угроза - это терроризм. А вот вторая - это имперские амбиции России. Но радует тот факт, что опросы показывают ежегодное уменьшение количества граждан Финляндии, считающих, что русские нападут на их страну - и сегодня "атлантисты" в абсолютном меньшинстве.

Финляндия позиционирует себя, как нейтральная страна. Эксперты говорят, что вступление в НАТО неотвратимо превратит ее в полигон для размещения военных объектов других государств - членов НАТО. В тоже время у этого действия есть и другая - экономическая сторона. Ведь размещение американских военных баз на территории других стран хорошо оплачивается США, а экономика Финляндии также страдает от глобального кризиса, охватившего, практически, все государства мира. Впрочем, финны уже давно участвуют во всех военных операциях альянса, поэтому о нейтралитете страны можно как бы уже и не говорить. Как показывают события последних лет, Финляндия очень хочет участвовать в формировании глобальной политики, а входной дверью в этот "волшебный мир" для финнов является НАТО.

В настоящее время более двух третей стран Евросоюза являются членами Североатлантического альянса. Реально, вхождение Финляндии в НАТО никак не отразиться на существующем уровне давления ЕС на Россию.

Эксперты прогнозируют, что если Финляндия, вступив в НАТО, все-же воздержится от размещения на своей территории иностранных военных баз, то отношения с Россией скорее всего останутся прежними - сотрудничество и добрососедство. А вот в случае, если в Финляндии появится американский воинский контингент, это будет расценено Россией как прямая военная угроза.

Заигрывая с НАТО, в Суоми очень заинтересованы в посещении их страны туристами из России и сохранении добрососедских и взаимовыгодных отношений со своим восточным соседом.

Из всего вышесказанного можно предположить следующий вариант дальнейших событий - Финляндия, скорее всего, присоединиться к альянсу, но не станет размещать на своей территории стратегическое вооружение и крупные воинские соединения союзников.

Сходная ситуация складывается и в соседней Швеции.

У королевства Швеции уже двухсотлетний нейтралитет. Швеция имеет самую мощную армию среди нейтральных государств. Ежегодно в армию страны вливаются пять тысяч призывников. При необходимости военное ведомство Швеции может мобилизовать до 60 тысяч человек. Шведское гражданское общество уже давно выдвигает требование отменить призыв. В этой ситуации руководство страны задумывается о присоединении к НАТО, либо другому военному альянсу.

Длительное пребывание Швеции в состоянии нейтралитета наложило отпечаток на военную доктрину страны. В годы существования СССР, шведская военная доктрина основывалась на оборонительной стратегии и защиты страны от "советской угрозы". В то время Швеция могла выставить миллионную армию и это учитывали в своих планах натовские стратеги. Их вполне устраивала Швеция, как щит скандинавского плацдарма и союзник Североатлантического блока. Шведская армия имеет и технику собственного производства, а шведские истребители JAS 39 Grifen даже экспортируются в такие страны, как Чехия, Венгрия и Норвегия. Военнослужащие шведской армии вооружены штурмовыми винтовками Ak 5 и Ak 4, произведенные на шведских предприятиях. Танковые части также обеспечены продукции местного ВПК - танками Strv 121 и Strv 122. Швеция сама строит корабли для своих ВМС, включая корветы класса Visby и подводные лодки. Качество техники таково, что США арендовали у Швеции дизель-электрические подводные лодки, поскольку американские производители не смогли предложить американским ВМФ современные модели дизельных подлодок.

В 90-е годы открыто стал обсуждаться вопрос о вступлении Швеции в НАТО. В 1994 году Швеция участвовала в программе НАТО "Партнерство ради мира" и это стало первым и значительным шагом шведского королевства в сторону Североатлантического альянса. Швеция была уверена, что в случае военного конфликта, НАТО придет на помощь, но все чаще облаченные властью шведские чиновники стали говорить о необходимости вступления страны в НАТО. В связи с агрессией НАТО в Ираке, шведская общественность не поддержала инициативу "атлантистов" - никого не радовала перспектива оказаться на иракском театре военных действий. В Швеции ширилось общественное движение, выступающее под лозунгом «НАТО, вон из Швеции!». Опрос общественного мнения показал, что большинство шведов выступает против вступления королевства в НАТО. Но, несмотря на мнения граждан своей страны, шведская армия активно сотрудничает с НАТО, участвуя в многочисленных военных учениях и совместных операциях с натовцами на территории Югославии и Афганистана.

Вопрос вступления Швеции в НАТО также имеет и экономическую сторону. Даже такая небольшая, как шведская, армия требует ежегодного финансирования в размере $7 млрд., что составляет 1,7% ВВП. Шведы не прочь переложить на плечи союзников хотя бы часть этих расходов. Поэтому сотрудничество с НАТО шведы будут продолжать. Одновременно Швеция примет все меры по увеличению своей роли в военной структуре Евросоюза и будет стараться стать лидером Северной боевой группы.

Надо также отметить и тот факт, что правительства обеих стран в вопросе вступления в военные блоки связаны по рукам конституционно. Проведение референдумов, в настоящее время, не имеет смысла, поскольку большинство граждан этих стран против вступления своих стран в НАТО. В вопросе финансирования также не все так просто - членство в НАТО потребует от Швеции и Финляндии увеличения военного бюджета, на что эти страны в настоящее время не готовы.

Использованы материалы:
http://mixednews.ru/archives/41794
http://expert.ru/countries/2008/02/vzovietsya_li_v_nato_shvedskiy_flag/
http://versia.ru/regions/neva/2012/sep/13/finlandia_v_nato_nam_eto_nado
http://www.otechestvo.org.ua/main/20096/2716.htm
http://www.pravda.ru/world/europe/european/07-06-2012/1117468-suomi_nato-0/

Исследование шведского сотрудничества с другими странами в области обороны и безопасности показало, что членство в военном альянсе повлечет за собой определенные последствия.

Новостное агентство TT ознакомилось с докладом посла Кристера Брингеуса (Krister Bringéus), который в скором времени будет представлен общественности. Брингеус не занимает конкретной позиции по вопросу о том, следует ли Швеции стать членом НАТО, но это и не было целью его работы. Напротив, он разбирает плюсы и минусы такого решения.

Контекст

Угроза для Швеции - терроризм, а не Россия

Dagens Nyheter 08.08.2016

Нейтралитет - лучшая защита от России

Nyheter24 02.06.2016

Финляндия - пример для Швеции

Expressen 17.04.2016

Сдерживающий эффект

Самым очевидным последствием станет устранение неопределенности вокруг действий Швеции в сотрудничестве со странами НАТО в случае конфликта на Балтийском море. «Судя по всему, способность совместно сдерживать конфликты возрастет», говорится в исследовании.

Но трудно сказать, насколько значительным будет этот эффект, замечает Брингеус. По его словам, надо обдумать и вероятное развитие нынешнего сотрудничества Швеции с НАТО и внеблоковой Финляндией. Эксперт считает, что углубление военного сотрудничества с Финляндией также может дать серьезный сдерживающий эффект в регионе.

Российский удар?

Предположение, что Россия нападет именно на Швецию, с практической точки зрения не выдерживает никакой критики. Более реальный сценарий, который, однако, тоже представляется маловероятным — это втягивание Швеции в военный конфликт вследствие нападения России на страны НАТО Эстонию, Латвию и Литву.

По оценкам экспертов, у России есть военная возможность подчинить себе Прибалтику всего за несколько дней. Тогда, а может, и на более ранней стадии, Россия захочет разместить свои системы ПВО на территории Швеции, например, на острове Готланд, чтобы не пускать самолеты НАТО в воздушное пространство над Балтикой.

Недостатки шведской обороны

Автор исследования констатирует, что общее изучение шведской обороноспособности сегодня выявляет «значительные недостатки», несмотря на то, что страна имеет высококлассные боевые самолеты и подводные лодки. По оценкам, Швеция зависима от помощи иностранных партнеров. Однако пройдет не менее трех недель, прежде чем Америка сможет доставить в Швецию подкрепление с тяжелой наземной техникой.

Но членство в НАТО — не панацея для решения шведских оборонных проблем. «Первая линия обороны стран НАТО — это национальные ресурсы», подчеркивается в докладе.

Страна получит гарантии

Даже если Швеция вступит в НАТО, размер военного бюджета все равно устанавливается парламентом страны. Конечно, НАТО призывает всех членов стремиться к расходам на оборону в размере 2% от ВВП, но это лишь рекомендация. Всего пять из 28 стран НАТО придерживаются заданного уровня.

С другой стороны, Швеция как член НАТО получит гарантии защиты и сможет участвовать в оперативном планировании в свете вероятных конфликтов в Балтийском регионе. Оперативное планирование показывает потенциальному агрессору, что принимаются меры, чтобы противостоять угрозе, так что оно тоже действует как средство сдерживания.

Швецию охотно примут

По мнению эксперта, Швецию охотно примут в НАТО, и весь процесс рассмотрения шведской заявки займет 12-15 месяцев. Но, скорее всего, это приведет к политическому кризису в отношениях с Россией, причем «масштаб сложно предугадать».

Однако российская реакция, вероятно, не выйдет за пределы жестких высказываний, попыток воздействия, экономических мер и военных угроз. В конце концов, Россия смирится с фактом расширения НАТО, предполагает автор исследования.

Если вступление Швеции в НАТО приведет к размещению натовских установок на шведской земле, Россия может начать стягивать силы в Балтийский регион. Но сейчас, по мнению автора доклада, нет никаких признаков того, что НАТО заинтересована в размещении ядерного оружия на территории Швеции.

Выводы исследования

Совместная способность Запада сдерживать конфликты возрастет.

Вступление Швеции в НАТО заставит Россию наращивать вооружения.

Нет признаков того, что НАТО захочет разместить в Швеции ядерное оружие.

Как член НАТО Швеция сможет выстраивать оборонную политику в рамках альянса.

Вступление в НАТО не восполнит недостатки шведской обороноспособности.

Вступление в НАТО не вызовет значительных экономических последствий в военной сфере.

Заявка Швеции на членство в НАТО приведет к политическому кризису в отношениях с Россией.

Область политической и дипломатической деятельности Швеции уменьшится незначительно.

Как члену НАТО Швеции станет сложнее продвигать идею о международном запрете ядерного оружия.

Ссылаясь на необходимость защититься от «российской угрозы», созданной воссоединением Крыма с Россией и войной в Донбассе, Стокгольм и НАТО ещё в 2014 году подписали меморандум о взаимопонимании, позволяющий натовским войскам размещаться на шведской территории в случае возникновения «стратегической необходимости».

Ссылки на Крым и Донбасс - расхожая пропагандистская фальшивка. О намерении Стокгольма и Брюсселя подписать меморандум было известно ещё в ноябре 2013 года, до начала евромайдана в Киеве, а сближение Швеции с НАТО началось и того раньше, в 1990-х годах. В 1994 г. Швеция присоединилась к программе НАТО «Партнёрство ради мира», в 1996 г. участвовала в операциях НАТО в Боснии и Герцеговине, в 1999-м - в Косово. Затем у шведских военных были Афганистан (2001) и Ливия (2011). В 2013 г. подразделения Вооружённых сил Швеции вошли в состав натовских сил быстрого реагирования, предназначенных для переброски в любую точку Земли.

Стокгольм не скрывает заинтересованности в военном сотрудничестве с Германией в рамках комплексной программы Framework Nation Concept. Взаимодействуя с Берлином, шведы нацеливаются на превращение Балтики в территорию полного господства НАТО, где у Швеции будет своя зона ответственности (контроля).

Начиная с 2015 г. Берлин ежегодно проводит конференцию командующих флотами европейских стран, в том числе Швеции, обсуждая вопросы совместной обороны на Балтике. Россию, хотя она является крупнейшей балтийской державой, на эти конференции не приглашают. Зато их участницей является Норвегия, не имеющая прямого выхода к Балтике: считается, что она может противостоять России в Баренцевом море, перекрывая российским ВМС выход через Норвежское море к берегам Северной Европы. Предполагается, что «совместная оборона» на Балтике должна обеспечить также свободу передвижений натовских судов в Датском проливе - горловине шириной 260 километров между Гренландией и Исландией, которая является ключевой артерией для военных поставок из США и Канады на северный фланг НАТО (в Скандинавию и Прибалтику). Ежегодно через Датский пролив проходят около 125 тыс. грузовых судов.

Германская военная дипломатия ставит задачей повышение уровня операционного взаимодействия военно-морских флотов балтийских стран (Дания, Финляндия, Норвегия, Швеция) по согласованию с Вашингтоном.

Для достижения стратегического перевеса в Балтийском регионе Североатлантическому альянсу необходим контроль над тремя ключевыми пунктами - финскими Аландскими островами, шведским Готландом и датским Борнхольмом. Эти островные точки в свою очередь позволяют контролировать проливы Каттегат и Скагеррак, соединяющие порты Балтийского моря с Мировым океаном. Важным условием достижения такого контроля является подключение к планам альянса двух государств, которые членами НАТО не являются, - Швеции и Финляндии.

Аландские острова, остров Готланд и остров Борнхольм на экспертной карте американского фонда «Наследие» (The Heritage Foundation)

В 2018 году в территориальных водах Швеции пройдут совместные морские учения германских и шведских ВМФ. А в июле сего года к Германии перейдут функции командования группировкой НАТО в Средиземном море, и Швеции уже предложено направить своих представителей в штаб группировки для обмена опытом.

Профессор Центра изучения России и Евразии Уппсальского университета Стефан Хедлунд видит в сближении Швеции и НАТО стремление к кардинальной перекройке системы региональной безопасности. «И тогда на Балтике начнётся совсем другая игра», - говорит Хедлунд.

Стратегия наращивания сил НАТО в Северной Европе получила название «Усиленное присутствие на Севере» (Enhanced Northern Presence) и на сегодняшний день зиждется на углубленной военной кооперации четырёх стран - США, Великобритании, Норвегии и Дании. Союзниками «второго ряда» считаются Исландия и Канада. Каждая страна, охваченная программой Enhanced Northern Presence, участвует в американском проекте модернизации многофункциональных истребителей-бомбардировщиков пятого поколения F-35. Кроме того, Великобритания, Дания и Норвегия участвуют в программе оснащения национальных ВМС американской боевой информационно-управляющей системой Aegis; Норвегия, Дания и США - в программе беспилотного наблюдения (Alliance Ground Surveillance) , позволяющей с использованием пяти БПЛА Global Hawk вести наблюдение за наземными целями, расположенными на расстоянии до 16 тыс. километров от места запуска.

В 2018 г. Вашингтон увеличил на 41% (до $4,8 млрд.) финансирование программы Европейской инициативы перестраховки (European Reassurance Initiative) для обеспечения усиленного американского военного присутствия в Европе и Северной Атлантике. По словам официального представителя Минобороны России генерал-майора Игоря Конашенкова, созданная НАТО в Европе военная инфраструктура позволяет перебросить к российским границам подготовленный личный состав с ближайшей американской военной базы (Рамштайн, Германия) всего за два часа.

Поэтому Североатлантический альянс и выстраивает сотрудничество со Швецией в формате 29+2 (29 стран-членов НАТО + Швеция и Финляндия). Юридически нейтральная Швеция фактически превращена в союзника НАТО.