Болезни Военный билет Призыв

Еще томлюсь. «Еще томлюсь тоской желаний…» Ф. Тютчев. Возможно вам будет интересно

  1. Стихотворение «Еще томлюсь тоской жела-ний…» посвящено памяти Элеоноры Тютчевой, же-ны поэта. Какие фразы и словосочетания характери-зуют внутренний мир поэта, его переживания?
  2. Внутренний мир поэта полон глубочай-ших переживаний, для выражения кото-рых он находит волнующие сердце чита-теля слова и словосочетания. Сам психо-логический процесс возвращения к образу любимой женщины обозначен рядом гла-голов, выстроенных по нарастающей, — томлюсь, стремлюсь, ловлю. Состоя-ние лирического героя передают образы-метафоры: тоской желаний, в сум-раке воспоминаний.

  3. Как вы думаете, судя по этому стихотворению, только ли в воспоминаниях поэта живет образ адре-сата этих стихов? Как выражено отношение автора к «милому образу»?
  4. Милый образ остается всегда живым для поэта. Прежде всего, такое впечатле-ние создается за счет прямого обращения к любимой женщине как к адресату сти-хотворения. С одной стороны, «милый об-раз» незабвенен, он всегда перед взором лирического героя, с другой стороны, не-доступен, недостижим. Для выражения этого, казалось бы, противоречивого обра-за (недостижим и «передо мной везде, всегда») найдено очень яркое сравнение, вбирающее в себя два эти начала, «как ночью на небе звезда».

  5. В чем вы видите эмоциональный смысл сти-хотворения «Она сидела на полу…»? Почему, по- вашему, поэт использует сравнение взгляда на пись-ма со взглядом душ «на ими брошенное тело»? Ка-кие еще эпитеты и метафоры особенно привлекли ваше внимание при чтении стихотворения и по-чему? Материал с сайта
  6. В письмах перед женщиной проходит история жизни и любви, но «любви и ра-дости убитой». Отсюда эмоциональное воздействие, осуществляемое через зри-мую картину общения ее с дорогими пись-мами, очень сильное. Мы приобщаемся и к отрадным чувствам героини, и к ее глу-бокой грусти, постигаем ее печаль, тоску. Усиление этого чувства осуществляется и с постижением настроений лирического героя, настолько преисполненного к ней трепетного сочувствия, страшной грусти и готового «пасть… на колени». В сравне-нии писем с золой символизируется про-щание с любовью и надеждами (вспомним «Сожженное письмо» Пушкина; только здесь сожжение происходит мысленно). Однако еще более яркое сравнение нахо-дит Тютчев для показа, как в возвраще-нии к старым письмам нахлынули одно-временно и радостные («О сколько жизни было тут, невозвратимо пережитой») и го-рестные чувства. Это строки:

    Брала знакомые листы И чудно так на них глядела, Как души смотрят с высоты На ими брошенное тело.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • еще томлюсь тоской желаний анализ
  • тютчев еще томлюсь тоской желаний статья
  • тютчева вопросы стихов
  • анализ стиха тютчева еще томлюсь тоской желаний
  • отзыв о стихе тютчева "ещё томлюсь тоской желаний..."
Стихотворение «Еще томлюсь тоской жела­ний…» посвящено памяти Элеоноры Тютчевой, же­ны поэта. Какие фразы и словосочетания характери­зуют внутренний мир поэта, его переживания? Внутренний мир поэта полон глубочай­ших переживаний, для выражения кото­рых он находит волнующие сердце чита­теля слова и словосочетания. Сам психо­логический процесс возвращения к образу любимой женщины обозначен рядом гла­голов, выстроенных по нарастающей, - томлюсь, стремлюсь, ловлю. Состоя­ние лирического героя передают образы-метафоры: тоской желаний, в сум­раке воспоминаний. Как вы думаете, судя по этому стихотворению, только ли в воспоминаниях поэта живет образ адре­сата этих стихов? Как выражено отношение автора к «милому образу»? Милый образ остается всегда живым для поэта. Прежде всего, такое впечатле­ние создается за счет прямого обращения к любимой женщине как к адресату сти­хотворения. С одной стороны, «милый об­раз» незабвенен, он всегда перед взором лирического героя, с другой стороны, не­доступен, недостижим. Для выражения этого, казалось бы, противоречивого обра­за (недостижим и «передо мной везде, всегда») найдено очень яркое сравнение, вбирающее в себя два эти начала, «как ночью на небе звезда». В чем вы видите эмоциональный смысл сти­хотворения «Она сидела на полу…»? Почему, по- вашему, поэт использует сравнение взгляда на пись­ма со взглядом душ «на ими брошенное тело»? Ка­кие еще эпитеты и метафоры особенно привлекли ваше внимание при чтении стихотворения и по­чему? В письмах перед женщиной проходит история жизни и любви, но «любви и ра­дости убитой». Отсюда эмоциональное воздействие, осуществляемое через зри­мую картину общения ее с дорогими пись­мами, очень сильное. Мы приобщаемся и к отрадным чувствам героини, и к ее глу­бокой грусти, постигаем ее печаль, тоску. Усиление этого чувства осуществляется и с постижением настроений лирического героя, настолько преисполненного к ней трепетного сочувствия, страшной грусти и готового «пасть… на колени». В сравне­нии писем с золой символизируется про­щание с любовью и надеждами (вспомним «Сожженное письмо» Пушкина; только здесь сожжение происходит мысленно). Однако еще более яркое сравнение нахо­дит Тютчев для показа, как в возвраще­нии к старым письмам нахлынули одно­временно и радостные («О сколько жизни было тут, невозвратимо пережитой») и го­рестные чувства. Это строки: Брала знакомые листы И чудно так на них глядела, Как души смотрят с высоты На ими брошенное тело.

Еще томлюсь тоской желаний,

Еще стремлюсь к тебе душой -

И в сумраке воспоминаний

Еще ловлю я образ твой…

Твой милый образ, незабвенный,

Он предо мной везде, всегда,

Недостижимый, неизменный,

Как ночью на небе звезда…

КОММЕНТАРИИ:

Автографы (2) - Мураново . Ф. 2. Оп. 1. Ед. хр. 1; Альбом Тютч. - Бирилевой . С. 75.

Первая публикация - Москв . 1850. № 8. Кн. 2. С. 288, под общим заголовком «Осемь стихотворений, обещанных в 7 книге «Москвитянина», вместо подписи: «***». Затем - Совр . 1854. Т. XLIV. С. 27–28; Изд. 1854 . С. 54; Изд. 1868 . С. 118; Изд. СПб., 1886 . С. 137; Изд. 1900 . С. 147.

Печатается по автографу Альбома Тютч. - Бирилевой .

Первый автограф - на обратной стороне листа, на котором фрагмент труда «Россия и Запад» на фр., датированный 27 декабря 1848/8 января 1849 г. Во втором автографе карандашом в конце стихотворения проставлено - «1848». К.В. Пигарев полагал, что год поставлен рукой Э.Ф. Тютчевой (Лирика I . С. 379).

Печатные издания, по существу, не отличаются, но в первой публикации выделены две строфы-четверостишия. В Изд. 1900 стихотворение оформлено в виде одного сложного предложения, тютчевские многоточия превращены в запятые. В Изд. СПб ., 1886 и Изд. 1900 в конце указана дата - «1848».

Посвящено памяти первой жены поэта Элеоноры Федоровны (6/18 октября 1800 - 28 авг./9 сентября 1838). Такого мнения придерживался И.С. Аксаков, комментируя стихотворение (Биогр . С. 24–25) (В.К .).

Эмилия Элеонора Тютчева - происходила из графского рода Ботмеров, а по матери из рода Ганштейн. Особенности этой семьи состояли, по словам Брюсова, в «постоянной жажде приключений, в беспокойном стремлении к перемене мест, в какой-то неустойчивости всего душевного склада» (БЛ . С. 491). От первого брака с Александром Петерсоном (ум. 1825) у нее было четверо сыновей: Карл, Оттон, Александр и Альфред. Знакомство Элеоноры и Федора Тютчева состоялось вскоре после возвращения поэта в Мюнхен в первой половине января 1826 г. Брак был поначалу гражданский, ибо они были разного вероисповедания (он православного, она лютеранского), и надо было еще получить разрешение церкви помимо родительского благословения. Их юридический брак состоялся 27 января/8 февраля 1829 г. В своих письмах родителям Тютчев пишет о большой любви жены к нему и о своей благодарности ей. «…Скромная гостиная Тютчева в Мюнхене, при общительном характере прелестной хозяйки, стала вскоре сборным местом всех даровитых и вообще замечательных людей в городе», - рассказывает Аксаков (Биогр . С. 24). Этот салон посещал Гейне и оставил светлые поэтические воспоминания о жене Тютчева и ее сестре Клотильде. Однако финал семейной жизни поэта был омрачен. Примерно в 1834 г. Элеонора узнала о тайных встречах своего мужа с Эрнестиной Дернберг, что явилось причиной ее нервной болезни и попытки самоубийства весной 1836 г. В 1837 г. она с мужем и дочерьми приехала в Россию. На обратном пути (она возвращалась без мужа) ночью 19 мая 1838 г. на пароходе «Николай I» случился пожар. Мужественная женщина спасла детей, но это стоило ей окончательной потери здоровья. Она скончалась в Турине 27 августа/9 сентября 1838 г.

В феврале 1826 года Тютчев, пребывая на службе в Мюнхене, познакомился с молодой вдовой, матерью четырех сыновей – Элеонорой Петерсон. По свидетельствам современников, 26-летняя графиня была «бесконечно очаровательна», хорошо владела двумя языками – французским и немецким, отличалась хрупкой красотой. В русского поэта она влюбилась буквально с первого взгляда. Спустя несколько месяцев после знакомства пара тайно обвенчалась. На протяжении двух лет многие представители высшего света в Мюнхене ничего не знали об этой свадьбе. Официально Тютчев женился на Петерсон только в 1829 году.

Отношения их, продлившиеся около двенадцати лет, были по большей части счастливыми. Элеонора оказалась хорошей женой, нежно любящей Федора Ивановича, преданным другом, умеющим оказать поддержку в трудные минуты, рачительной хозяйкой, способной верно распорядиться даже весьма скромными доходами мужа. В 1833 году поэт познакомился с Эрнестиной Дернберг – известной мюнхенской красавицей, его будущей супругой. Естественно, влюбленность в нее негативно сказалась на браке с Элеонорой. В августе 1838 года болезни и нервные потрясения окончательно подкосили первую жену Тютчева. Она отошла в мир иной, испытывая невероятные страдания. На Федора Ивановича ее смерть произвела сильнейшее впечатление. Согласно воспоминаниям современников, за ночь, проведенную у гроба Элеоноры, поэт полностью поседел.

В 1848 году, по прошествии десяти лет со смерти первой супруги, Тютчев посвятил ей проникновенное стихотворение «Еще томлюсь тоской желаний». В нем лирический герой тоскует по покинувшей его возлюбленной. В тексте напрямую о смерти не говорится, хотя между строк этот мотив достаточно легко считывается. Как и во многих

других интимных стихотворениях Федора Ивановича, любовь здесь напрямую связана со страданиями. В рассматриваемом тексте четырежды повторяется слово «еще». Благодаря использованной поэтом анафоре читатель понимает, что с момента потери возлюбленной прошло некоторое время, но боль в душе героя так и не утихла, горе его не стало меньше. Ее образ, охарактеризованный эпитетами «милый», «незабвенный», «недостижимый», «неизменный», остался навсегда запечатленным в памяти. Он сравнивается со звездой на небе, до которой лирическому герою никогда не суждено добраться, как не суждено ему в этом мире еще хотя бы раз встретиться с возлюбленной, забранной безжалостной смертью.

(Пока оценок нет)



Сочинения по темам:

  1. Принято считать, что в жизни Федора Тютчева было всего лишь три женщины, которыми он по-настоящему восхищался. Однако дневники этого поэта...
  2. Федор Тютчев был дважды женат и при этом имел продолжительный роман с Еленой Денисьевой, с которой более 15 лет состоял...
  3. Многие люди на заре своей жизни теряют интерес к тому, что происходит вокруг, сосредоточившись на внутренних переживаниях. Однако существует и...
  4. Федор Тютчев с самой юности начал строить общественно-политическую карьеру, и уже в 19 лет отбыл в Германию в составе дипломатической...
  5. Будучи уже зрелым человеком, состоявшимся дипломатом и известным поэтом, Федор Тютчев влюбился в юную воспитанницу пансионата благородных девиц Елену Денисьеву....
  6. Блистательный дипломат, известный поэт и счастливый семьянин, 40-летний Федор Тютчев знакомится с юной воспитанницей института благородных девиц Еленой Денисьевой и...
  7. Основные подходы к лирическому стихотворению классического типа мы попытаемся показать на примере анализа стихотворения Ф. И. Тютчева “Последний катаклизм” (1830)....

«Еще томлюсь тоской желаний…» Фёдор Тютчев

Еще томлюсь тоской желаний,
Еще стремлюсь к тебе душой —
И в сумраке воспоминаний
Еще ловлю я образ твой…

Твой милый образ, незабвенный,
Он предо мной везде, всегда,
Недостижимый, неизменный,
Как ночью на небе звезда…

Анализ стихотворения Тютчева «Еще томлюсь тоской желаний…»

В феврале 1826 года Тютчев, пребывая на службе в Мюнхене, познакомился с молодой вдовой, матерью четырех сыновей – Элеонорой Петерсон. По свидетельствам современников, 26-летняя графиня была «бесконечно очаровательна», хорошо владела двумя языками – французским и немецким, отличалась хрупкой красотой. В русского поэта она влюбилась буквально с первого взгляда. Спустя несколько месяцев после знакомства пара тайно обвенчалась. На протяжении двух лет многие представители высшего света в Мюнхене ничего не знали об этой свадьбе. Официально Тютчев женился на Петерсон только в 1829 году. Отношения их, продлившиеся около двенадцати лет, были по большей части счастливыми. Элеонора оказалась хорошей женой, нежно любящей Федора Ивановича, преданным другом, умеющим оказать поддержку в трудные минуты, рачительной хозяйкой, способной верно распорядиться даже весьма скромными доходами мужа. В 1833 году поэт познакомился с Эрнестиной Дернберг – известной мюнхенской красавицей, его будущей супругой. Естественно, влюбленность в нее негативно сказалась на браке с Элеонорой. В августе 1838 года болезни и нервные потрясения окончательно подкосили первую жену Тютчева. Она отошла в мир иной, испытывая невероятные страдания. На Федора Ивановича ее смерть произвела сильнейшее впечатление. Согласно воспоминаниям современников, за ночь, проведенную у гроба Элеоноры, поэт полностью поседел.

В 1848 году, по прошествии десяти лет со смерти первой супруги, Тютчев посвятил ей проникновенное стихотворение «Еще томлюсь тоской желаний…». В нем лирический герой тоскует по покинувшей его возлюбленной. В тексте напрямую о смерти не говорится, хотя между строк этот мотив достаточно легко считывается. Как и во многих других интимных стихотворениях Федора Ивановича, любовь здесь напрямую связана со страданиями. В рассматриваемом тексте четырежды повторяется слово «еще». Благодаря использованной поэтом анафоре читатель понимает, что с момента потери возлюбленной прошло некоторое время, но боль в душе героя так и не утихла, горе его не стало меньше. Ее образ, охарактеризованный эпитетами «милый», «незабвенный», «недостижимый», «неизменный», остался навсегда запечатленным в памяти. Он сравнивается со звездой на небе, до которой лирическому герою никогда не суждено добраться, как не суждено ему в этом мире еще хотя бы раз встретиться с возлюбленной, забранной безжалостной смертью.