Болезни Военный билет Призыв

Эмоциональная устойчивость. Обратитесь к духовным практикам. Наращивание или восстановление устойчивости

Важным фактором, способствующим безошибочной и безаварийной работе, является эмоциональная устойчивость. Под эмоциональной устойчивостью субъекта понимают его способность сохранять самообладание и работоспособность при воздействии на него различных эмоциональных факторов высокой значимости (связанных с его жизнью и деятельностью). Эмоциональная устойчивость определяется такими психофизиологическими свойствами, как эмоциональная возбудимость и степень устойчивости нервной системы. В работоспособности выделяют интеллектуальную, эмоциональную, двигательную стороны. Эмоциональная сторона - чувства, которые сопровождают подготовительную деятельность работника (бодрость, уверенность в себе, трудовой подъем или усталость, вялость, подавленность, нежелание работать и др.).

В системе «человек-машина» качество переработки информации компьютером или другим техническим устройством не зависит от смыслового значения сообщений. Например: качество работы телефонного аппарата никаким образом не зависит от того, что передается с его использованием – радостная новость или драматическое известие. В отличие от этого, деятельность оператора и все связанные с нею информационные процессы подчинены содержанию решаемой задачи. Значимость информации определяется уровнем переживаний, которые порождаются у человека ее смыслом в связи с решаемой задачей. При этом эмоциональная реакция человека на поступившее сообщение будет различна в зависимости от того, способствует ли оно достижению цели или предупреждает о предстоящих трудностях. Информацию первого рода можно охарактеризовать термином «значимость-ценность», а второго – «значимость-тревожность».

Для опытного оператора достижение цели в управляющей деятельности является повседневным, привычным событием и не вызывает особых эмоций. Недостижение цели – редкое явление в деятельности оператора, оно обычно сопровождается либо порицанием начальства, либо другими негативными последствиями и вызывает значительные переживания. Поэтому информация, значимость которой субъективно оценивается оператором как значимость-тревожность, обычно побуждает более сильную реакцию человека, чем информация, характеризующаяся значимостью-ценностью.

В условиях деятельности, ограниченной по точности, значимость-тревожность информации оценивается по величине уклонения от заданного значения регулируемого параметра, которое может быть допущено в данных условиях. Чем более жесткие требования предъявляются к точности поддержания регулируемого параметра, тем выше уровень значимости-тревожности информации об отклонении от этого параметра.

При действиях с ограничениями по времени оператор оценивает значимость информации по возникающему в связи с ее получением представлению о времени, которым он располагает для предотвращения отклонения регулируемого параметра за допустимые пределы.


Ошибки оператора

Детальный анализ ошибок оператора является одним из основных путей решения инженерно-психологических задач. Ошибки оператора составляют один из важнейших разделов инженерной психологии, их изучению посвящено множество отечественных и зарубежных работ.

Ошибка - это результат действия, совершенного неточно или неправильно. Это отклонение от намеченной цели, несовпадение полученного с намеченным, несоответствие достигнутого результата намеченной цели, поставленной задаче. Последствия ошибки различны. Во многих видах труда операторов цена ошибки чрезвычайно велика. Следствием ошибки оператора может быть травма, несчастный случай, авария, катастрофа, экологическое бедствие.

Об ошибке оператора можно говорить только в том случае, если он совершал сознательное действие. Ошибка должна быть определена как действие, выполненное вопреки плану. По месту в структуре деятельности можно выделить следующие виды ошибок:

ошибки восприятия - не успел обнаружить, не сумел различить, не узнал и пр., например, это контроль скорости, удаления препятствий, обнаружение опасных ситуаций, географическое ориентирование;

ошибки внимания - не сумел сосредоточиться, собраться, переключиться, удержать, не успел охватить всего, быстро устал и пр.;

ошибки памяти - сохранение, воспроизведение оперативной или долговременной информации; забыл, не успел запомнить, не сумел удержать в памяти, сохранить, восстановить, воспроизвести и пр.;

ошибки мышления и принятие решения - не понял, не предусмотрел, не разобрался, не проанализировал, не объединил, не обобщил, не сопоставил, не выделил и пр.;

ошибки ответной реакции – управление двигателями, автопилотом, навигационными устройствами, ведение радиосвязи.

По виду нарушенных закономерностей выделяются следующие виды ошибок:

несоответствие процесса переработки информации (чрезмерный поток информации, недостаток информации, недостаток исходных данных; несоответствие интенсивности сигналов пороговым характеристикам анализаторов – органов чувств и соответствующих областей коры головного мозга; неправильная оценка вероятности появления информации, ее значимости);

несоответствие навыка (перенос навыка в условия, где он неприменим, недостаточный навык);

недостатки внимания (неправильное распределение внимания или его переключение, недостаточная концентрация, чрезмерная концентрация).

Причины, способствующие возникновению ошибки , вытекают из фундаментальных свойств личности оператора, состояния его здоровья, системы его подготовки, общей организации труда, условий его жизни и деятельности, взаимоотношений в коллективе и т.п.

в лияние эмоционального состояния оператора на возможность возникновения ошибки. По месту в структуре деятельности ошибка может быть ошибкой ответной реакции – неправильное удержание заданного параметра; по виду нарушенной закономерности – недостаток внимания, недостаточная его концентрация; главная причина ошибки – психическое состояние оператора; причина, способствующая возникновению ошибки – взаимоотношения с руководителем.

Ошибка предполагает выбор и ответственность. Субъект, выполняющий профессиональную деятельность в сложной системе, должен предвидеть последствия и необходимость нести ответственность. Переживание вины за прошлые ошибки должно предупредить ошибки в настоящем.

Изучение труда операторов-профессионалов показывает, что он идет большей своей частью автоматически, а сознательное планирование и исполнение профессионал ведет только в наиболее сложных участках. Именно там вероятнее всего ошибки, ошибочные действия. Действие предполагает точное исполнение. Но точное исполнение почти невозможно. Понятие точного исполнения предполагает допуски - пространственные и временные. Чем сложнее задача, тем с большей вероятностью можно утверждать, что профессионал оказывается на грани, где переход от правильного действия к ошибочному становится почти неуловимым.

Известно требование абсолютной безошибочности, которое предъявляет к оператору администрация. При всей ясности тех причин, которыми определяется такое требование, оно выражает увеличение давления на специалиста и соответственно ведет к возрастанию тревожности, возрастанию напряженности операторского труда.

Контроль самого субъекта за исполнением своего действия - одна из важных функций сознания. По мере профессионального совершенствования сознание высвобождается. Сознательный контроль ведется не подряд, а только в наиболее сложных местах. В остальном контроль ведется автоматически, бессознательно. Двигательный автоматизм является отличительной чертой профессионального труда.

В устойчивых, неизменных условиях деятельности, при отсутствии признаков опасности или усложнения, двигательные автоматизмы выполняют основную часть трудовых процессов. В меняющихся, нестабильных обстоятельствах двигательные автоматизмы отступают назад, большее значение приобретают мыслительные процессы. В напряженных, сложных, крайних ситуациях значение двигательных автоматических процессов значительно снижается. Существенный вес приобретают сознательные действия.

За ошибки можно наказывать только в тех случаях, если выполнение задач не требует выхода за естественные пределы восприятия, памяти, мышления, внимания. Наказуемость, вменяемость зависит от того, насколько человек владеет этими функциями и соответствующими операциями. степень владения зависит от сознания и выражается в тех психических процессах, которые ему подвластны. Напротив, ошибки, обусловленные психическими процессами и функциями, которые проходят помимо воли субъекта и его сознания, не должны быть наказуемы.

велико влияние ошибки на формирование профессионального опыта и совершенствование действия. Путь к профессиональному мастерству лежит через преодоление ошибок. Опыт не может возникнуть из одних только знаний правил. Попытки исполнения действия в соответствии с правилами обязательно влекут за собой ошибки. Ошибка здесь - результат активности по освоению границ, пределов, внутри которых результат может считаться нормальным. Такого рода ошибки обязательны - они источник опыта любого человека.

Но когда специалист достиг потолка своего профессионального уровня, его профессиональное развитие прекращается. Если сложность задач выше этого потолка - специалист не может действовать так же успешно, как при решении простых задач. Это именно та ситуация, когда можно сказать, что на ошибках учатся не все, на ошибках учатся не всегда. Новичок может оставаться на месте, не развиваясь, не двигаясь вперед из-за того, что изо дня в день выполняет простые задачи и не имеет возможности накапливать опыт. Крайние, экстремальные ситуации чрезвычайно редки, поэтому не может быть речи о накоплении опыта действий в экстремальных ситуациях. По отношению к ним всякий выступает как новичок.

Формирование профессионального опыта и совершенствование действия идет через преодоление ошибок к мастерству. Высший профессионализм предполагает высокую требовательность специалиста к себе, критическое отношение к совершенным ошибкам, усиление контроля за своими действиями после допущенной ошибки.

Повышение устойчивости к ошибкам связывается с осуществлением комплекса инженерно-психологических мероприятий, которые предусматривают три уровня решения проблемы.

1. автоматизмы поведения. Навык представляет собою автоматизированный способ совершения действия, закрепленный его многократным воспроизведением. Если поведение управляется структурой навыков, сохраняемых в нервной системе, автоматически, без активного участия сознания, то оно подчиняется физиологическим законам, в результате чего понятие ошибки теряет смысл. Требование работать усерднее, в строгом соответствии с инструкцией, не может привести к снижению числа ошибок. Если необходимо получить ровное, заученное поведение с низкой вероятностью ошибок, следует так спроектировать рабочую ситуацию, чтобы оператор мог легко различать признаки, побуждающие к включению автоматизмов: например, эти признаки должны определять ситуацию целиком и непосредственно, а не через ключи и условные знаки.

2. Определяемое правилами целенаправленное поведение. Это поведение типично для относительно редких задач, возникающих в знакомой трудовой обстановке. Последовательность действий или стандартных операций управляется заранее составленными рабочими инструкциями, правилами, сохраняемыми в памяти человека: они связывают состояние системы со знакомыми действиями, осуществляемыми при активном участии сознания. ошибка проявляется в этих задачах как сознательное действие. В таких ситуациях разработчик инструкций несет ответственность за правильность последовательности действий оператора и должен снабдить оператора соответствующими ключами для контроля последовательности действий. Очень важно - не создавать помех из-за неправильной интерпретации ответа, выданного автоматикой.

3. Поведение, управляемое целью и основанное на знаниях. Это уровень "умного" решения задачи, который и объясняет присутствие оператора на автоматизированном производстве. Поведение оператора запускается незнакомыми событиями в системе, не прописанными детально в инструкциях. Содержание деятельности оператора состоит в том, чтобы оценить ситуацию и спланировать подходящую последовательность целенаправленных действий. Действия оператора зависят от знаний о процессах, функциях и структуре системы. В связи с этим возникает проблема: каким образом можно обновить знания оператора большой сложной системы и как поддерживать их в состоянии готовности к ответам в необычных, экстремальных ситуациях. Во многих случаях это потребовало бы изменений в структуре обучения, да и во всей организации деятельности операторов.

Время от времени мы все чувствуем, что неспособны контролировать свои эмоции, и причины могут быть разными: сложные отношения с другим человеком, выматывающая обстановка на работе, общение с родственниками. Но даже если мы чувствуем, что эмоции берут верх, важно помнить, что управлять ими можно самостоятельно, потому что наше сознание чувствует лишь то, что решает чувствовать. Эмоциональной стабильности можно достичь в любой ситуации, просто для этого нужно проанализировать свои чувства и немного потренироваться.

Шаги

Часть 1

Измените эмоциональные реакции

    Научитесь смотреть на ситуацию со стороны. В отличие от веры своей интуиции, эмоционально стабильны не те люди, которые игнорируют свои эмоции, а также не те, кто глубоко чувствуют и проживают каждое чувство от начала до конца. Результаты недавних исследований говорят о том, что наиболее стабильны люди, которые способны оценить ситуацию заново. А это значит, что они могут направлять свои мысли в более позитивное русло.

    • Может показаться, что это не так просто. Чтобы изменить ход своих мыслей, задайте себе следующие вопросы:
      • Что хорошего есть в этой ситуации?
      • Как еще можно посмотреть на эту ситуацию? Объективно ли мое восприятие?
      • Могу ли я воспринимать эту ситуацию как стимул к изменениям, а не проблему?
  1. Поймите, что ваши эмоции - это не погода. Многие люди воспринимают эмоции и скачки настроения как неизбежную часть жизни человека, но это так лишь отчасти: вы можете управлять своими эмоциями. Вам может быть сложно в это поверить, но если вы не хотите что-то чувствовать, вы не будете это чувствовать. В следующий раз, когда вас посетит чувство, которое вам не нравится, подумайте о том, что это ваше сознание без вашего согласия решило, что вам следует сейчас ощущать эти эмоции. У вас есть право аннулировать это решение и выбрать другие чувства.

    • Предположим, на работе кто-то подшутил над тем, как вы смеетесь. Вы могли бы принять это близко к сердцу, свернуться в комок в углу и никогда больше не смеяться на людях из страха публичного унижения и стыда. Вы можете быть склонны переживать такие эмоции, но если вы заново посмотрите на всю ситуацию, вы поймете, что не бывает "неудачного" смеха, что никто не может вас оценивать и никто не может навязывать вам свое мнение. На смену желанию забиться в угол придет спокойствие и уравновешенность.
  2. Стабилизируйте себя в целом . Исследования указывают на то, что положительные эмоции, позитивное общение и физическое здоровье взаимосвязаны, и чем больше у вас чего-то одного, тем больше будет всего остального, а это поможет вам чувствовать себя счастливым. Иными словами, если вы хотите привести в порядок свои эмоции, вы не сможете игнорировать друзей и не обращать внимание на здоровье. Нельзя браться за один аспект жизни, забывать об остальных и надеяться, что все изменится. Стремитесь сделать всю свою жизнь более ровной, а не только настроение.

    • Вам следует правильно питаться, заниматься спортом и делать то, что вам нравится (одному или с другими людьми). Старайтесь выделить время для себя ежедневно, чтобы вы могли отдохнуть и восстановиться.
  3. Не оставайтесь за бортом. Эмоционально стабильные люди обычно абмициозны и решительны. Они отказываются признавать поражение, даже если все настроены против них. Нет ничего проще, чем жаловаться, причитать и жалеть себя, однако при правильном настрое вы сможете понять, что вы справитесь со всем, с чем вас ни столкнет жизнь. Все плохое пройдет. Знаете почему? Потому что у вас все будет хорошо. Плохое обязательно пройдет .

    • Загляните в себя. Вы склонны жаловаться и думать о том, что вы не знаете, что вам делать? Вас выводят из себя мелочи, а важные вещи вы просто не замечаете? Что вы можете сделать для того, чтобы понять, что вы способны всем управлять?
  4. Изучите шкалу эмоциональной стабильности. Ученые постоянно анализируют человеческие эмоции и не намерены останавливаться. Недавно им удалось разработать так называемую шкалу эмоциональной стабильности и проработать аспекты человеческого характера, которые определяют показатели в этой шкале. Присмотритесь к этим качествам и подумайте, какие из них ведут к стабильности, а какие - к хаосу.

    • Пессимизм и оптимизм
    • Беспокойство и спокойствие
    • Агрессия и толерантность
    • Зависимость и автономия
    • Эмоции и логика
    • Апатия и эмпатия

      Ниже пойдет речь об этих качествах. Если вам интересно, где в этой шкале ваше место, обратитесь к психотерапевту, и он предложит вам пройти соответствующий тест.

    Часть 2

    Скорректируйте образ мышления
    1. Научитесь разделять мысли. Эмоционально стабильные люди умеют разделять все свои мысли. Иными словами, они следят за тем, чтобы переживания из тех сфер жизни, в которых они подвергаются стрессу, не переходили в другие сферы жизни, где у них все хорошо, защищая тем самым хорошее. Поэтому если у вас на работе что-то не ладится, не приносите это домой. Помните о том, что неприятности в одной сфере жизни не значат, что вся ваша жизнь должна быть подчинена им.

      • Присмотритесь к себе и подумайте, что выводит вас из себя и вызывает сильные негативные эмоции. Вам не удастся изолировать напряжение, пока вы не поймете, откуда оно идет.
    2. Переосмыслите свои воспоминания. Памяти и воспоминаниям посвящено множество исследований, и самый главный вывод заключается в следующем: воспоминания меняются каждый раз , когда вы прокручиваете их в голове. Кроме того, меняется и то, как вы их прокручиваете. Что это значит? Это значит, что если вы вернетесь в прошлое и вспомните бывшего парня, который разбил ваше сердце, и подумаете, что он был одиноким, грустным и психически нестабильным, в следующий раз, когда вас посетят эти воспоминания, вы будете думать о тех же вещах. Со временем, как ни странно, настоящее воспоминание исчезнет - оно будет заменено вашими мыслями о воспоминании.

      • Предположим, вас просят представить парк. Вы представляете деревья, собаку, бегущую за фрисби, и пару на покрывале. На улице лето, светит солнце, а ветер колышет листву. Неделей позже вас просят представить этот же парк осенью. Ваше сознание воссоздает нечто похожее на первоначальную картинку и вносит туда соответствующие изменения. Конечно, это упрощение, но такой прием объясняет, как работает человеческий мозг.
    3. Думайте о хорошем. Чем позитивнее вы настроены, тем вы счастливее и тем проще вам мыслить логично и контролировать негативные эмоции. Хотя в первое время это будет требовать определенных усилий, когда это войдет у вас в привычку, вы всегда будете воспринимать все происходящее с оптимизмом автоматически.

      • Допустим, у вас проблема в отношениях. Это выводит вас из себя, вы чувствуете, что навязываетесь, и вы понимаете, что вы ведете себя не так, как хотели бы. Вместо того, чтобы накручивать себя, воспринимайте ситуацию как возможность научиться чему-то. Что в этих отношениях нужно исправить, чтобы все стало хорошо? Как вы можете наладить общение? Стало ли все слишком запутанным? Поможет ли вам посещение психотерапевта?
    4. Будьте разумны. Люди, которые понимают свои чувства, наиболее стабильны в эмоциональном плане. Они обладают спокойствием, потому что приняли все свои чувства и знают, что в большинстве случаев переживать не из-за чего. Психологи и исследователи называют такое поведение осознанным. Вам всего лишь нужно знать и понимать себя.

      • Хороший способ достичь такого понимания заключается в медитации. Сконцентрируйтесь на дыхании, не думайте ни о чем постороннем и отыщите свою сущность. Это позволит вам отвлечься от несущественных деталей и увидеть всю картину в целом.
    5. Стремитесь к всеобъемлющей, точной и тщательной оценке происходящего. Человеческое сознание обладает потрясающей способностью видеть, слышать и думать о том, о чем оно хочет, несмотря на действительность. Важно не забывать об этом, особенно тогда, когда вас посещают чувства, которых вы не хотите. Вы сами строите свою реальность, поэтому вы сами можете ее изменить!

      • Вот еще один пример: вы находитесь дома у своего парня, и вдруг в его телефоне загорается сообщение с незнакомого номера, в котором кто-то говорит, что вчерашний вечер был незабываемым, и просит его перезвонить. Вы сразу же решаете, что парень вам изменяет, и начинаете думать о том, как вы порвете с ним. Несколько дней проходят как в аду, вы не спите и не едите, а потом, наконец, решаете поговорить с парнем об этом, чтобы выплеснуть всю свою злость. Оказывается, что сообщение пришло от сестры . Он звонит по этому номеру, чтобы доказать вам это. Теперь вы понимаете, что тогда вам нужно было сделать несколько глубоких вдохов, принять тот факт, что вы случайно увидели сообщение, и мягко попросить парня объясниться. Всегда есть несколько способов интерпретировать ситуацию, поэтому не стоит выбирать самое удобное объяснение.

    Часть 3

    Измените привычки
    1. Налаживайте связи. Гораздо проще справляться с эмоциями, когда вам есть у кого попросить поддержки. Если человек знает, что есть люди, на которых он может положиться, ему будет гораздо проще пережить что-то, даже если он не будет просить у них помощи.

      • Терапевтические беседы - это очень эффективный способ борьбы с эмоциональными проблемами, и для того, чтобы выговориться, не обязательно идти на прием к психотерапевту. Если вы почувствуете, что вас охватили чувства, с которыми вы не можете справиться, расскажите о них. Давая волю словам, вы отпускаете и чувства.
    2. Общайтесь с эмоционально устойчивыми людьми. Хорошо иметь большой круг знакомых, однако вам стоит убедиться, что все эти люди позитивно смотрят на мир. Если вы все время общаетесь с людьми, подверженными смене настроения, лучше поищите себе другую компанию, потому что страдания заразны.

      • Находясь в обществе людей с негативными эмоциями, вы начинаете понимать, что ваше состояние нормально. Вы живете с тревожностью, недоверием и страхом. Вам будет сложно понять, что такая компания на вас негативно влияет, потому что вы и так все будете видеть в черном цвете. Если у вас есть друг или несколько друзей, которые вытягивают из вас всю энергию, такие отношения вредны для вас. Поищите на wikiHow статью о том, как положить конец такой дружбе.
    3. Будьте терпимы к другим. Скорее всего, вы уже слышали фразу о том, что никто не может разозлить вас, кроме вас самого, или что-то похожее. И это правда: вы решаете, что вам чувствовать, а не кто-то другой. Если кто-то врезался в вашу машину, это не означает, что этот человек разозлил вас. Конечно, он стал причиной негативных эмоций, но он не имеет никакого отношения к крошечным рецепторам, срабатывающим в вашем мозге. Если кто-нибудь когда-нибудь разозлит вас, успокойтесь. Чем терпимее вы будете, тем выше будет ваша эмоциональная устойчивость.

      • Есть множество вещей, которые могут вывести из себя, от человека, стоящего в очереди слишком близко к вам, до лицемеров и слепых фанатиков, которые видят только то, что хотят видеть. У каждого бывают случаи, когда он чувствует, что собеседник не прав или что он пытается убедить других в том, что не является правильным. В следующий раз, когда вы столкнетесь с этим, просто сделайте несколько глубоких вдохов. Не спорьте. Не оскорбляйте собеседника. Просто подумайте об этом и останьтесь при своем мнении.
    4. Занимайтесь своим делом. Конечно, всегда хочется знать, откуда придет беда, чтобы подготовиться к ней. Однако чаще всего все случается внезапно, и справляться с этим сложно. На самом деле, проблема не самой беде, а в том, что мы не можем повлиять на ситуацию, и именно эта беспомощность выводит нас из равновесия, делая эмоционально уязвимыми. Невозможно отразить все мелкие неприятности, но можно самому управлять своей жизнью. Чем крепче ваша независимость, тем проще вам справляться со сложностями.

      • Большинство людей сталкивается с неизбежными проблемами. У нас возникают сложности с деньгами, с отношениями, трудности с восприятием жизненных ситуаций, но мы не обязаны делать выводы о себе по мнению окружающих. Если кто-то другой управляет вашей жизнью, вы не сможете чувствовать себя уверенно, потому что у вас не будет власти над собой. Не позволяйте другим людям влиять на ваши эмоции - остановите это. Лишь вы сами способны сделать себя счастливым и никто другой.
    5. Переждите. Этот совет не предполагает активных действий, однако он не менее полезен, чем все предыдущие. Если вы вспомните возраст, в котором формировались основы вашей личности, вы поймете, что те годы были эмоциональным хаосом, сопровождавшимся постоянным чувством неуверенности в себе. Иными словами, чем старше человек, тем проще ему быть эмоционально устойчивым. С возрастом приходит не только мудрость, но и спокойствие. Если вы молоды, не будьте к себе слишком строги. Скорее всего, вашим ровесникам сейчас тоже приходится несладко.

      • Однако это не касается случаев психических расстройств. Если вы ничего не чувствуете, и это мешает вашей жизни, - это совсем другая проблема. Запишитесь на прием к психотерапевту и обсудите этот вопрос - вполне возможно, вы страдаете заболеванием, при котором показано активное лечение.

Эмоциональная устойчивость, самоконтроль. По мнению специалистов, эмоциональная устойчивость означает оптимальную стабильность в различных ситуациях, в том числе и стрессовых. Б.Кретти считает, что спортсмен сможет добиться успеха в стрессовых ситуациях только в том случае, если сумеет эффективно управлять своим эмоциональным состоянием. Он установил, что американские футболисты-студенты отличаются более высокой эмоциональной устойчивостью, чем обычные студенты того же колледжа. А. Сперлинг также обнаружил, что для спортсменов характерна более благоприятная личностная адаптация.

Обнаружены различия в эмоциональной устойчивости между спортсменами разных специализаций. Г.Слашер с помощью MMPI установил, что у пловцов невротичность ниже, чем у представителей видов спорта с физическим контактом с соперником. По данным Дж.Джонсона с сотр. оказалось, что борцы могут достаточно хорошо управлять своими эмоциями.

Однако у спортсменов могут быть выражены компенсаторные качества. Если они недостаточно эмоционально устойчивы, то у них более чем достаточно могут быть выражены такие качества, как твердость характера, потребность в достижении и другие, что обеспечивает им нужное оптимальное психическое поведение во время соревнований. Б.Кретти предполагает, что у спортсменов мирового класса либо эмоциональные проблемы находятся под эффективным контролем, либо они в личностном плане чрезвычайно эмоционально устойчивы.

По мнению Р.Кеттелла, индивид с выраженной «силой Я» отличается зрелостью, твердостью, настойчивостью, спокойствием, чувством реальности при решении проблем и незначительным уровнем так называемой «невротической усталости». А менее эмоционально устойчивый индивид характеризуется склонностью к невротизму, непостоянством, неспособностью выносить фрустрации. Он уклоняется от принятия решений и действует, как правило, импульсивно. Более того, неустойчивые индивиды часто испытывают утомление даже и при отсутствии значительных физических нагрузок. Подобный «синдром усилий» часто отмечается у чрезвычайно невротичных субъектов.

По мнению О.А.Черниковой, эмоциональная устойчивость как положительное психологическое качество выражается в том, что она в определенные ответственные моменты спортивной борьбы достигает оптимальной степени интенсивности, характеризуясь при этом стабильностью определенных качественных особенностей и имея устойчивую направленность на решение спортивных задач.

Оптимальный уровень интенсивности эмоциональных переживаний и состояний в течение спортивной борьбы не остается величиной постоянной. Она изменяется соответственно ситуации спортивных действий, их задачам. Однако этот «оптимум эмоций» должен быть относительно устойчивым, оставаясь в то же время динамичным, что и характеризует Эмоциональную устойчивость спортсмена.

Эмоциональная неустойчивость спортсмена часто становится причиной его неудачных выступлений на соревнованиях при неумении преодолевать неблагоприятные влияния возникающих эмоциональных состояний и отношений.

В.Э.Мильман в качестве личностных факторов стресса выделяет общие свойства личности, специальные свойства личности, индивидуальный стиль соревновательной деятельности, Он считает, что общие свойства личности являются тем, что Г.Оллпорт называет личностными чертами, а специальные свойства личности представляют собой ситуативные качества.

Ситуативное свойство-это свойство-состояние менее устойчивое, чем общие свойства. Общие свойства имеют более глубокие психофизиологические основания; ситуативные качества автор характеризует как специфические внутренние способы действий.

По мнению автора, специальные свойства личности (ССЛ) отчетливо проявляются в соревновательном поведении спортсмена. Они формируются и развиваются в ходе его тренировочной и соревновательной деятельности. В.Э.Мильман выделяет четыре основных качества этого типа.

Соревновательная эмоциональная устойчивость является согласно автору наиболее важным из специальных свойств личности спортсмена, поскольку стрессоры действуют через эмоциональную сферу личности. Именно поэтому эмоциональная устойчивость часто трактуется широко, как психическая устойчивость в целом (Л.М.Аболин, П.Б.Зильберман, О.А.Сиротин). Основным параметром этого свойства можно считать адекватность эмоциональной оценки ситуации и соразмерность эмоциональных реакций в условиях соревновательного выступления.

Спортивная саморегуляция проявляется в способности спортсмена произвольно регулировать сдвиги в эмоциональной, двигательной и внутренней функциональных сферах, в характере самоконтроля соревновательного поведения.

В соревновательной мотивации отражается состояние внутренних побудительных сил, способствующих полной отдаче спортсменов на соревновании.

Стабильность - помехоустойчивость характеризует устойчивость функционального состояния и двигательных компонентов в обычных, неэкстремальных ситуациях, а также степень воздействия на спортсмена различных помех как во внутренней сфере, так и во внешних условиях. Основной составляющей этого свойства является степень сформированности той системы действия, которую необходимо реализовать в экстремальной ситуации. В.Э.Мильман характерные соревновательные проявления специальных свойств личности спортсмена сводит в определенные группы (табл. 2).

Таблица 2

Специальные свойства личности спортсмена

Соревновательная эмоциональная устойчивость

Положительный полюс

Отрицательный полюс

Относительно ровный эмоциональный фон в выступлении. Внешние события оцениваются трезво, рационально. Эмоции не вступают в противоречие с трезвым расчетом и намеченным планом действий

Эмоции оптимально регулируют энергетический потенциал в предстартовой ситуации и в ходе спортивной борьбы.

Большие перепады в эмоциональном фоне выступления. Внешние события вызывают сильные эмоциональные реакции.

Эмоции могут управлять спортивными действиями часто в противоречии с трезвым расчетом.

Возможна нерациональная трата энергии, в том числе «нервной», что может приводить к преждевременному утомлению, «перегоранию».

Спортивная саморегуляция

Умение произвольно настроить себя перед началом, в перерывах и в ходе спортивной борьбы.

Умение произвольно планировать свои действия, четко следовать намеченному плану, хороший самоконтроль своих действий.

Умение при необходимости отвлечься от внешней ситуации, сосредоточиться.

Недостаточное умение настраивать себя и управлять своими эмоциями. Неумение четко планировать свои действия, точно следовать намеченному плану, недостаточный самоконтроль своих действий.

Неумение отвлечься от внешней ситуации, сосредоточиться.

Соревновательная мотивация

Точная (возможно завышенная) постановка целей и задач.

Выступление с отдачей, желанием, эмоциональным зарядом.

Сложные ситуации активизируют.

Плохое, заниженное осознание собственных целей и задач.

Вялое выступление, без эмоционального заряда, неполная отдача. Снижение внимания в простых ситуациях.

Стабильность - помехоустойчивость

Отсутствие спонтанных колебаний спортивной формы, техники. Неожиданные раздражители существенно не влияют на выступление. Уверенность в себе.

Наличие достаточно резких колебаний спортивной формы, техники. Неожиданные раздражители действуют сбивающее.

Недостаточная уверенность в себе.

По мнению В.Э.Мильмана, если общие свойства личности представляют собой внутренние условия деятельности, то специальные свойства можно рассматривать как внутренние средства, которые субъект может целенаправленно развивать и в большей или меньшей степени управлять ими. Поэтому специальные свойства личности теснее связаны со спецификой спортивной деятельности и могут более существенно влиять на результаты, в первую очередь на надежность выступлений. Однако эти влияния также нельзя считать однозначными, а между специальными свойствами и параметрами деятельности автор выделяет еще один «слой» - личностной регуляции.

Индивидуальный стиль соревновательной деятельности. Под индивидуальным стилем деятельности в целом понимается та оптимальная форма организации психических и психофизиологических проявлений, которая должна способствовать наилучшему приспособлению индивидуальных качеств в целях достижения высокой эффективности и надежности деятельности (Е.А.Климов, В.С.Мерлин).

В.Э.Мильман индивидуальный стиль соревновательного поведения спортсмена в целом рассматривает как способ организации специфических средств деятельности, где в качестве специфических средств выступают специальные свойства личности спортсмена и их отдельные компоненты, в частности динамика эмоционального возбуждения, характер эмоциональной регуляции соревновательного поведения.

Типы индивидуального стиля соревновательной деятельности автор основывает на двух параметрах: характере эмоциональной регуляции деятельности и на характере ориентации в деятельности.

Типы эмоциональной регуляции он подразделяет на «ровный» и «взрывной». При «ровном» типе выступление и все соревновательное поведение характеризуется относительно ровным, без значительных колебаний, эмоциональным фоном, минимальной выраженностью значительных периодов расслабления и последующих резких подъемов. При «взрывном» типе для выступления характерны эмоциональные всплески, чередующиеся с периодами значительных спадов.

Автор типы ориентации в наиболее общем виде подразделяет на «внешний» и «внутренний». «Внешний» тип ориентации связан с преимущественной направленностью внимания в ходе выступления (а также в предстартовый период) на внешние моменты: тактики выступления, особенности поведения соперников и партнеров, окружающие условия. «Внутренняя» ориентация характеризуется основной направленностью внимания спортсмена на динамику своего внутреннего состояния и двигательного поведения. Дальнейшее детализация типов ориентации может быть направлена на выделение «узкого» и «широкого» типов внимания (как предлагает Р.Найдиффер). Особенности стиля каждого конкретного спортсмена определяются, с одной стороны, его индивидуальными характеристиками, с другой - требованиями вида спортивной деятельности.

Индивидуальный стиль соревновательной деятельности складывается на достаточно высоких ступенях спортивного мастерства, При этом параметры индивидуального стиля специализируются в соответствии со спецификой спортивной деятельности, с одной стороны, и индивидуальными особенностями спортсмена- с другой. Опосредующую роль в этом процессе играют специальные свойства личности и чувствительность к стресс-факторам. Тенденция влияний при этом такова:

  • - специальные свойства определяют преимущественно тип эмоциональной регуляции стиля деятельности. Эмоциональная устойчивость влияет скорее на развитие «ровного» типа. Эмоциональная неустойчивость коррелирует с «взрывным» типом. «Взрывность» также может быть связана с высокой соревновательной мотивацией;
  • - чувствительность к стресс-факторам значительно влияет на характер ориентации. «Внешний» или «внутренний» тип ориентации в большей степени определяется характером стрессорности, в первую очередь чувствительностью к стрессорам неопределенности.

В разном возрасте, при различных обстоятельствах палитра эмоционального мира человека меняется. Иногда эта палитра наполнена яркими красками, а иногда мрачными, подчас совершенно неожиданными не только для окружения, но и для него самого.

«Человеческие эмоции - говорил К.К. Платонов, - представляют весьма многогранные и тонкие реакции личности на физическую и социальную среду: они развиваются и качественно усложняются как в процессе воздействия на человека внешнего мира, так и активного, целенаправленного воздействия человека на внешний мир, на других людей и на самого себя»

В процессе развития человечества сложилось мнение, что без эмоции человек будет подобен роботу. Такому человеку неизвестны ни печаль, ни радость, ни удовлетворение, ни стремление к счастью. «Стоит лишь на минуту представить себе жизнь людей; лишенную эмоций, - писал академик П. К.Анохин, - как сейчас же перед нами откроется глубокая пропасть взаимного непонимания и полной невозможности установить чисто человеческие взаимоотношения. Мир таких людей был бы миром бездушных роботов, лишенных всей гаммы человеческих переживаний и неспособных понять ни субъективные последствия всего происходящего во внешнем мире, ни значения своих собственных поступков для окружающих. Страшная и мрачная картина!»

На пути развития психологии эмоций не раз предпринимались попытки связать физиологические изменения в организме с теми или иными состояниями и показать, различные комплексы органических признаков, сопровождающих различные эмоциональные процессы. Первая попытка была предпринята Ч. Дарвином (1872) в книге «Выражение эмоций у человека и животных». Согласно данной теории, телесные изменения, сопровождающие различные эмоции, есть не что иное, как реальные приспособительные реакции организма. В общей психологии существует еще немало теорий, отдающих предпочтение физиологическому объяснению эмоций (теория В.Вундта; Кеннона-Барда; концепция Линдсея-Хебба и др.). И сегодня уже не отрицается, что эмоция, переживаемая человеком, всегда вызывает физиологические изменения в его организме. Однако на сегодняшний день эмоции изучаются и в рамках социальной и педагогической психологии. Эмоции где понимаются как организующий и мотивационный фактор поведения человека, его личностного развития и отношений с окружающим миром. Подчеркивается роль эмоций в общении, в восприятии и познании людьми друг друга.

В развитие теоретических знаний о природе эмоций огромный вклад внесли представители когнитивной психологии (К. Роджерс, Г. Арнольд и др.). К когнитивным теориям эмоций и личности можно отнести по меньшей мере два больших класса теорий. Это так называемые теории «Я», или теории самосознания, и теории, полагающие первопричиной или компонентом эмоции когнитивные процессы. Центральным и преобладающим понятием всех теорий «Я» является понятие Я-концепции, которое трактуется как целостный, интегрированный феномен, складывающийся из восприятия и познания индивидом самого себя, и именно ему придается большое значение в теориях «Я». Чем глубже восприятие или познание человеком самого себя, чем больше они связаны с ядром его личности, тем в большей степени они включают в себя чувства, эмоции: «Угроза Я-концепции вызывает у человека страх, вынуждает его защищаться, тогда как подтверждение и одобрение Я-концепции вызывает у человека радость и заинтересованность».

Современные теории рассматривают эмоцию в основном как реакцию или комплекс реакций, обусловленных когнитивными процессами. Подобный взгляд на природу эмоций, возможно, обусловлен теми представлениями о природе человека, которые уходят истоками к Аристотелю, Дидро, Канту и другим философам. Эти представления состоят в том, что человек, изначально - существо рациональное, эмоциональное мешает ему, и разум должен служить фактором контроля и замещения эмоций. Наиболее разработанной из теорий эмоций и личности, является теория Г. Арнольд. Согласно этой теории, эмоция возникает в результате воздействия некой последовательности событий, описываемых в категориях восприятия и оценок. В данном случае «воспринять» объект - значит «понять» его, вне зависимости от того, как он влияет на воспринимающего. Для того чтобы представленный в сознании образ получил эмоциональную окраску, объект необходимо оценить с точки зрения его влияния на воспринимающего. Эмоция таким образом не является оценкой, хотя и может нести ее в себе как неотъемлемую, необходимую составляющую. То есть эмоция представляет собой неосознаваемое влечение к объекту или отторжение его, возникшее в результате оценки объекта как хорошего или плохого для индивида. Вызванные эмоцией тенденции к действию оказывают организующее влияние на процесс дальнейшего восприятия и оценки.

Для того чтобы лучше понять суть теории, давайте обратим внимание на схему №1

Событие 1

Восприятие

Негативная

Событие 2

Событие 3

Понимание

Позитивная

Эмоциональная

устойчивость

Стрессоустойчивость

Психологическая устойчивость

Жизнестойкость

Эмоционально – волевая устойчивость

адекватность эмоциональной оценки ситуации и соразмерность эмоциональных реакций»

это сознательно выбранные реакции, позволяющие субъекту сохранять эмоциональную стабильность, умение ясно мыслить, принимать правильно решения

способность психики сохранять высокую функциональную активность в условиях воздействия стрессоров

целостное интегральное качество личности проявляющееся в способности оптимально отражать действительность в стрессовых ситуациях

Систему убеждений человека о себе, о мире, которая способствует оценке событий как менее травматических и успешному совладению со стрессом.

Способность личности подбирать нужную и адекватную эмоцию и реакции в широком спектре эмоции и реакции, которые возникают в стрессовых ситуациях

Способность личности правильно отражать действительность, при этом личность признает возможность отрицательных событий и воспринимает их как менее травматические события. При этом личность сохраняет активность для дальнейшего функционирования

Понятие эмоциональная устойчивость является способностью человека противостоять отрицательным факторам, при этом психика не только побеждает стресс, но и возвращается в устойчивое состояние. Если у людей, подвергшимся стрессу не замечается нарушения эмоций, и их поведение остается спокойным и рассудительным, можно сказать что у них высокая эмоциональная устойчивость личности .

Высокая эмоциональная устойчивость человека является одним из необходимых качеств, чтобы сделать свою жизнь счастливой и полноценной.

Одной из интересных особенностей нашей психики является ее способность "тренироваться" или усиливать порог устойчивости каждый раз после получения стресса и возвращения в равновесное состояние. Отсюда следует простой вывод - , как и психика человека в целом обладает способностью адаптироваться к неблагоприятным факторам и вследствие этого эмоциональная устойчивость человека многократно возрастает. Нельзя забывать о том, что порог чувствительности эмоций у всех разный, поэтому в одинаковых условиях разные люди проявят себя по разному. Тренированная эмоциональная устойчивость позволяет человеку вернуться в состояние равновесия намного быстрее.

Эмоциональная устойчивость личности начинает вырабатываться с осознания своих недостатков и слабых сторон, поскольку именно они в первую очередь мешают выполнению всех намеченных планов, как в личной жизни, так и в деловых отношениях. При критическом отношении к себе нетрудно найти свои слабые стороны, например хроническая нехватка времени, постоянное отвлечение на несущественные дела при выполнении важного дела так далее. Только осознав, что эмоциональная устойчивость нуждается в укреплении, наметив план по устранению обнаруженных недостатков и приступив к их искоренению, можно будет увидеть положительные изменения, так как все дела начнут выполняться своевременно, недовольство начальства или домочадцев перестанет проявляться и эмоциональная устойчивость стабилизируется.

Эмоциональная устойчивость личности также может укрепляться, если делиться своими чувствами и переживаниями с близкими людьми, и скорее всего можно получить дельный совет для решения трудной проблемы, потому что возможно они уже встречались с подобными проблемами и соответственно, уже знают, как выйти из подобных ситуаций.

Люди, эмоциональная устойчивость которых низкая, не умеющие или не желающие управлять своими эмоциями, обречены на скучную и унылую жизнь, поскольку они стараются не попадать в ситуации с вероятными отказами или обидами; из-за опасения получить поражение они стараются не предпринимать ничего нового и сложного. Их эмоциональная устойчивость на грани срыва . Поэтому необходимо развивать в себе умение и желание справляться с непредвиденными обидами, с отказами, с возможными поражениями, что обязательно приведет к тому, что эмоциональная устойчивость повысится.