Болезни Военный билет Призыв

Эмоции, их значение в жизни человека. Что вызывает чувства и эмоции

Как человек выражает свои чувства и эмоции. Проявления дружбы и любви

Чувства величайший дар человеку, неотъемлемая часть его личности. В обществе всегда ценились и ценятся истинные чувства. Они украшают самого человека и приносят радость другим.

По мнению психологов, чувство это внутреннее отношение человека к чемуто, особое эмоциональное состояние. Любовь и ненависть, страсть и гнев, страх и радость эти и многие другие состояния человека сформированы миллионами лет эволюции. Тот, кто умеет владеть своими чувствами, контролировать свое поведение, легко находит общий язык с людьми, спокойно и разумно воспринимает поступки окружающих. Чем богаче внутренний мир человека, тем разнообразнее проявление его эмоциональных состояний.

Наукой доказано, что положительные эмоции радость, нежность, удовольствие и другие являются более конструктивными, чем отрицательные: гнев, страх, грубость. Положительные эмоции являются основой формирования жизненных ценностей, например таких, как дружба и любовь.

Одно из прекрасных чувств дружба появляется между людьми не только тогда, когда их интересы, взгляды схожи, но и при их различии. "Дружба не нужна для жизни, она из тех вещей, без которых не нужна жизнь " (К. С. Льюис).

Подростковая дружба сложное, часто противоречивое явление. Подросток стремится иметь близкого верного друга и лихорадочно меняет друзей. Обычно он ищет в друге сходства, понимания и принятия своих собственных переживаний и установок. Друг, умеющий выслушать и посочувствовать, становится своеобразным психотерапевтом. Если же он, занятый своими проблемами и делами, проявит невнимание или иначе оценит ситуацию, значимую для обоих, вполне возможен разрыв отношений. Как показывают многочисленные исследования, в подростковом возрасте близкие друзья, как правило ровесники одного и того же пола, учатся в одном классе, принадлежат к одной и той же среде. Но круг общения подростка не ограничивается близкими друзьями, напротив, он становится гораздо шире, чем раньше. У детей в это время появляется много знакомых и, что еще более важно, образуются неформальные группы или компании. Подростков может объединить в группу не только взаимная симпатия, но и общие интересы, занятия, способы развлечений, место проведения свободного времени. Если подросток попадет в группу с достаточно высоким уровнем социального развития, это благотворно отражается на развитии его личности.

Нередко подросток чувствует себя одиноким рядом со сверстниками в шумной компании. Кроме того, не каждого подростка принимают в группу, часть из них оказывается изолированными. Обычно это неуверенные в себе, замкнутые, нервные дети и дети излишне агрессивные, заносчивые, требующие к себе особого внимания, равнодушные к общим делам и успехам группы. В переходный период между подростковым и юношеским возрастом (1416 лет) общение со сверстниками необходимо для становления самоопределения в ранней юности, но оно имеет и другие функции. Если к доверительному общению со взрослым старшеклассник прибегает в основном в проблемных ситуациях, когда он сам затрудняется принять решение, связанное с его планами на будущее, то общение с друзьями остается личностным, исповедальным. Юноша, как и подросток, приобщает другого к своему внутреннему миру чувствам, мыслям, интересам, увлечениям. С лучшим другом или подругой обсуждаются случаи наибольших разочарований, переживаемых в настоящее время. Содержание такого общения реальная жизнь, а не жизненные перспективы, передаваемая другу информация достаточно секретна. Общение требует взаимопонимания, внутренней близости, откровенности. Оно основано на отношении к другому, как к самому себе, в нем раскрывается собственное реальное "Я ".

Юношеская дружба уникальна, она занимает исключительное положение в ряду других привязанностей. Юность считается привилегированным возрастом дружбы, но сами старшеклассники считают настоящую дружбу редкой. Как выяснилось при опросе, только 33% мальчиков из выпускных классов находят, что "настоящая дружба среди сверстников встречается часто ".

Способность любить закладывается с детства, она дарится человеку в первую очередь мамой, близкими людьми.

Если мама кормит ребенка грудью, гладит его нежными и теплыми руками, смотрит любящими глазами, все время с ним разговаривает, малыш чувствует, что мир полон любви, и сам начинает любить. Позже ему придется открыть для себя сложность взаимоотношений в семье, с друзьями. Однако его дружелюбие, готовность любить останутся незыблемыми.

Американский психолог Эрих Фромм писал, что когда в человеке развивается чувство индивидуальности, ему недостаточно присутствия родителей. В нем возрастает потребность в единении еще с кемто. Но влечение одного человека к другому, интерес к нему это еще не любовь. Любовь образует более высокий уровень отношений человека к человеку. Она проявляется как стремление испытать радость, отраженную от радости любимого человека.

Психологи считают, что человек должен различать увлечение, влюбленность и любовь.

Отличить увлечение от влюбленности, а влюбленность от любви бывает нелегко. Сильное увлечение нередко определяет многие поступки человека и может послужить мотивом для создания семьи. Но вскоре оно проходит. При влюбленности предмет внимания обычно идеализируется.

Часто подростки считают любовью увлечение и влюбленность. Им порой трудно бывает отличить любовь от другого похожего чувства.

Старшеклассники, так же как и подростки, бывают склонны подражать друг другу и самоутверждаться в глазах сверстников с помощью действительных или мнимых "побед ". Не только в средних, но и в старших классах легкие влюбленности напоминают эпидемии: как только появляется одна пара, тут же влюбляются все остальные. Причем многие одновременно увлекаются одной и той же наиболее популярной в классе девочкой (или мальчиком).

При увлечении, влюбленности и любви мы испытываем похожие эмоции и ощущения. Однако различить их всетаки можно, и лучший советчик в этом время. Влюбленность может протекать долго, и кажется, что это именно тот человек, с кем хочется связать свою жизнь. Но проходит время, и люди остаются просто добрыми друзьями. Поэтому совет старших "не спешить " не лишен здравого смысла.

"Тайна сия велика есть ", сказано еще в глубокой древности о любви.

Юношеские мечты о любви отражают прежде всего потребность в эмоциональном тепле, понимании, душевной близости. В это время часто не совпадают потребность в самораскрытии, человеческой близости и чувственность, связанная с физическим взрослением.

Противопоставление любви как высокого чувства и биологической сексуальной потребности особенно резко выражена у мальчиков. Влюбляясь, они в общемто верно называют дружбой зарождающуюся привязанность и в то же время испытывают сильный, лишенный тонкого психологического содержания эротизм.

Когда 15летняя девочка серьезно спрашивает: "Существует ли чистая любовь? " это уже содержит в себе утверждение, что всякая чувственность, начиная с прикосновений и поцелуев, является "грязной ". Углубление таких представлений может в будущем усложнить семейную жизнь.

С одной стороны, юношеская мечта о любви и представление об идеальной любви часто лишены сексуального содержания. С другой стороны, в подростковой среде (1315 лет) нередки "грязные " разговоры, сальные анекдоты. Порнографические картинки вызывают у подростков повышенный интерес, позволяют им "заземлить ", "снизить " волнующие их эротические переживания, к которым они психологически и культурно не подготовлены. Взрослые часто считают, что это присуще только "испорченным " мальчикам. На самом деле и "грязный " секс, и "возвышенный " идеал прекрасной возлюбленной могут существовать в сознании одного и того же подростка (вспомним А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, В. В. Вересаева, Д. Апдайка и др.).

Подростковый цинизм коробит взрослых, но надо учитывать, что обсуждение "запретных " вопросов (к ним относится не только секс, но и многие другие переживания, связанные с физиологическими изменениями в подростковый период) со сверстниками позволяет снять вызываемое такими разговорами напряжение и отчасти разрядить его смехом. Однако следует беспокоиться не только о тех, кто ведет "грязные " разговоры, но и о тех, кто молча слушает: именно эти ребята, неспособные выразить и "заземлить " волнующие их смутные переживания, часто оказываются наиболее впечатлительными и ранимыми.

Вот почему так важно общение подростка со взрослым человеком (педагогом, врачом, родителями), которые знают особенности физиологического развития психологии и сексуальности подростка.

Те кто работают с подростками должны приложить максимум такта и усилий, чтобы сохранить и укрепить в их душах ту тонкую "нить ", которая связывает любовь, сексуальность и высокие нравственные принципы; помочь им понять, что сексуальность вне человеческих отношений бессмысленна.

Известна пословица: "Та и красавица, которую сердце полюбит ". В этом утверждении есть доля истины: любовь делает человека красивым. Как мудро заметил М. М. Пришвин: "Любовь это неведомая страна, и мы все плывем туда каждый на своем корабле, и каждый из нас на своем корабле капитан и ведет корабль своим собственным путем ".

В подростковом возрасте юноша и девушка узнают, что такое первая любовь. Это чувство запоминается на всю жизнь. По своей природе первая любовь романтична. С ней связаны как радостные минуты, полные восторга, так и переживания, разочарования. Для некоторых первая любовь становится любовью на всю жизнь, а для кого-то это только одно из приятных воспоминаний. Тем не менее, природа создала человека таким, что он не может обойтись без любви...

Первая любовь прекрасное светлое чувство. Подростки готовы отдаться этому чувству полностью, реализовать любовь через физическое сближение или брак. Но такая спешка мешает узнать все многообразие взаимоотношений между мужчиной и женщиной.

Существуют факторы, важные для гармоничных отношений двух любящих людей: терпение, взаимоуважение и понимание. Для создания семьи недостаточно иметь только материальную базу, нужны определенная психологическая и физиологическая совместимость, умение любить человека таким, каков он есть, и признавать его право быть самим собой, уступать в мелочах без ущерба для собственного самолюбия. Материальное благополучие способствует стабильности брака, но оно никогда не заменит духовной близости.

Совместная жизнь при отсутствии искреннего чувства превращается в сожительство двух людей и становится им в тягость. Любви можно и нужно учиться, как и умению жертвовать, идти навстречу желаниям друг друга.

Чувства и характеры двух людей на протяжении совместной жизни подвергаются серьезным испытаниям. Каждый из молодоженов несет модель семьи, в которой он воспитывался, поэтому трудности и столкновения неизбежны.

Для нас привычно выражение: мужчины это сильный пол, а женщины слабый. Мужские и женские интересы и увлечения порой расходятся, а поведение и отношение к одним и тем же ситуациям различаются. Все эти различия обусловлены самой природой человека. Мужчина и женщина олицетворяют два противоположных начала: мужское и женское. Являясь частью целого, а не целым, они взаимодополняют друг друга.

В период взросления у подростка складывается собственное представление о том, каким должен быть мужчина и что значит быть женщиной. Этот процесс очень тонкий по своей природе, так как в формировании этих представлений участвуют физиологические и психологические факторы. Общение с лицами противоположного пола, традиции каждой семьи помогают понять и воспитать в себе мужские или женские качества. Для юношей важную роль играют не только одноклассницы, подруги, но в первую очередь мама, сестра. Точно так же и у девушек общение с отцом, братом способствует формированию собственных взглядов.

Естественный, дружеский и теплый стиль общения в семье строится на искреннем уважении, когда ценят и видят женственность в девушке (женщине), а мужественность в юноше (мужчине).

Различия в строении тела и физиологических функциях дополняются наиболее типичными психологическими особенностями, присущими мужчинам и женщинам. Так, женщина нежна и заботлива, ей менее свойственна агрессивность характера, она спокойнее и мягче. Мужчина более решителен в действиях, поступках, более целеустремлен и прямолинеен. Мужчина и женщина соединяются, чтобы дать рождение новому человеку. В этом заключается их биологическое предназначение. Однако физиология человека вызвала к жизни такие понятия, как физическое влечение, страсть, стремление удовлетворить сексуальные потребности, не связанные с продолжением рода.

В любви соединяются мужчина и женщина. Их психология и мировосприятие различны. Иногда это мешает взаимопониманию, поэтому и мужчина и женщина должны учиться понимать друг друга, осваивать культуру межличностного общения.

Взаимоуважение между мужчиной и женщиной проявляется в поведении, разговоре. Ласковые и нежные слова необходимы обоим, но особенно женщине. Очень важен интерес к делам и проблемам партнера, стремление помочь ему словом и делом. Воспитание таких отношений начинается еще в подростковом возрасте, когда наиболее интенсивно идет формирование юношей и девушек.

Мужчине и женщине необходимо помнить о самоуважении и уважении друг к другу. Женщине свойственно быть заботливой, нежной и в то же время умеющей постоять за себя, своих детей, свою семью, а мужчине сильным, добрым, справедливым, способным взять на себя ответственность за благополучие семьи. Юноша и девушка, мужчина и женщина представляют друг для друга неиссякаемый источник энергии и счастья. Именно такие взаимоотношения и взгляды становятся основой счастливой семейной жизни.

Я и мой внутренний мир. Психология для старшеклассников Вачков Игорь Викторович

Эмоции и их проявления

Эмоции и их проявления

Эмоции – это пристрастные оценки, которые мы как бы выставляем тем или иным жизненным ситуациям, другим людям или самим себе в конкретный момент. Это временные, преходящие переживания, которые возникают в ответ на определенную ситуацию, они постоянные спутники нашей жизни. Ситуации разнообразны, и столь же разнообразны эмоции, которые мы можем испытывать. У любой эмоции есть определенный «знак», в каждой из них можно выделить положительные и отрицательные состояния.

Природа эмоций такова, что превращает внешние сигналы выражения эмоциональных состояний во всечеловеческий язык, понятный, прочитываемый каждым. Благодаря нашей врожденной способности к выражению эмоций мы можем понять друг друга, не используя речевых средств, можем судить о состояниях друг друга, можем сопереживать друг другу.

Безусловно, удивительным и важным фактом является единство, общность языков внешнего выражения эмоций у всех людей Земли. Гипотетически можно представить встречу представителей двух народов, живущих на разных участках планеты и, возможно, даже не подозревавших о существовании соседей. Сумеют ли они, не зная языка друг друга, понять лицевую экспрессию, мимику, отражающую эмоциональные состояния? Представьте себе – да! В том случае, конечно, если речь идет о таких базовых эмоциях, как гнев, радость, страх, удивление.

В мимическом выражении эмоций все люди оказываются очень похожими. Но жесты и позы, являясь продуктами разных культур, а не генетически обусловленными проявлениями, могут сильно отличаться у разных народов.

Стоит лишь на минуту представить себе жизнь людей, лишенную эмоций, как сейчас же перед нами откроется глубокая пропасть взаимного непонимания и полной невозможности установить чисто человеческие отношения.

П. К. Анохин

Общаясь с людьми, мы всегда – осознанно или нет – читаем эмоции человека по его мимике и пантомимике, по особенностям жестикуляции. Чувства человека – и взрослого, и ребенка – легко понять, не только глядя на него, но и слушая; причем важно не столько то, что человек говорит, сколько то, как он говорит. Сигналами, несущими информацию о его эмоциональном состоянии, являются паузы, интонации, ударения и мелодика речи.

Впрочем, практически всегда эмоции отражаются на всех частях лица. Например, гневаясь, ребенок не только сжимает губы, но и морщит нос, хмурит брови, напрягает скулы, кожа его краснеет или бледнеет.

А можно ли по внешним признакам определить, когда человек говорит правду, а когда лжет? Пол Экман утверждает, что для наблюдательного человека это возможно: фальшивая улыбка, призванная демонстрировать несуществующую радость, отличается от искренней тем, что она создается другими группами мышц, а именно теми (у глаз и у губ), которые участвуют в создании на лице выражения отвращения.

Психологами давно замечено, что люди тогда тонко и правильно определяют эмоциональное состояние по лицу, когда сами уподобляют свою мимику увиденной. На этом основана специальная психологическая техника «пристройки к партнеру». Многие дети интуитивно ощущают это, придавая своему лицу выражение, сходное с выражением лица человека на картинке или фотографии.

Удается ли вам определять эмоциональное состояние своих партнеров по общению? Понаблюдайте за окружающими людьми в течение дня, обратите внимание на разные способы эмоционального реагирования у разных людей. Возможно ли выделить эмоциональные реакции, общие для всех?

Из книги Искусство Быть Собой автора Леви Владимир Львович

Фаза проявления...Двойник становится Вами, замечать это Вы начинаете по совершенно конкретным признакам, порой и вовсе не предусмотренным в фазе «сборки». Если, например, Вы заикаетесь, а Двойник нет, то и Ваша речь имеет большие шансы улучшиться. Двойник может поразить

Из книги Сущностная трансформация. Обретение неиссякаемого источника автора Андреас Коннира

Эмоции, имеющие первостепенное значение, и второстепенные эмоции Некоторые эмоции естественно исчезают или просто трансформируются после работы над ними в этом процессе. Если ваши эмоции постепенно исчезают или трансформируются, значит, они были тем, что мы называем

Из книги Сила безмолвия автора Кастанеда Карлос

Из книги Женщина. Руководство продвинутого пользователя автора Львов Михаил

Внешние проявления Худшие черты в облике мужчины: Рыхлая и бесформенная фигура: стереотип «красивый мужчина – спортивный мужчина» не является данью моде (в отличие от моды на ходячие скелеты в женском платье). То, что большинству психически здоровых женщин нравятся

Из книги 10 рецептов хорошего сна автора Курпатов Андрей Владимирович

Проявления бессонницы Однако же оставим классификации ученым, пусть они мучаются вопросами о том, в какую группу нас с нашими бессонницами определить, и перейдем к делам насущным. Как уже было сказано, причинами возникновения бессонницы могут быть нарушения режима сна,

Из книги Юридическая психология. Шпаргалки автора Соловьева Мария Александровна

105. Невербальные проявления лжи Невербальные средства общения в значительной степени восполняют часть информации, которая не может быть высказана вслух: либо собеседникам нежелательно ее доносить, либо они не обладают этой информацией осознанно, потому не могут ее

Из книги Скрытые механизмы влияния на окружающих автора Уинтроп Саймон

Телесные проявления Самый распространенный способ распознавания лжи заключается в анализе языка тела собеседника.И снова я хочу повторить: отдельно друг от друга все индикаторы, о которых дальше пойдет речь, не могут быть достаточными признаками правдивости или лжи.

Из книги Залог возможности существования автора Покрасс Михаил Львович

ДЕМОНСТРАТИВНОСТЬ: ПРОЯВЛЕНИЯ Демонстративность приводит к формированию Я-идеала, регулирующего впоследствии деятельность сознания и произвольное поведение демонстранта.Демонстративность становится помехой приспособлению, когда потребность в одобрении, сулящая

Из книги Управление конфликтами автора Шейнов Виктор Павлович

2. Проявления агрессивности Латинское слово «aggressio» означает «нападение». Это «мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам (правилам) сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее

Из книги Похвалите меня [Как перестать зависеть от чужого мнения и обрести уверенность в себе] автора Рапсон Джеймс

3. Проявления эгоизма Всевозможные проявления эгоизма – это конфликтогены, поскольку эгоист добивается чего-то лично для себя за счет других и эта несправедливость, конечно, служит почвой для конфликтов.Эгоизм – это ценностная ориентация человека, характеризующаяся

Из книги Истинная близость. Как меняется секс, когда отношения достигают духовной гармонии автора Троуб Амана

Поймите, как вы проявляете эмоции, и принимайте способ проявления эмоций своих друзей Славные люди так волнуются о том, что подумают или почувствуют другие, что им некогда следить за различиями в переживаниях у них самих и тех, с кем они общаются. Довольно часто происходят

Из книги Теория семейных систем Мюррея Боуэна. Основные понятия, методы и клиническая практика автора Коллектив авторов

Проявления шока И хотя травма, заставившая вас в какой-то момент «застыть», случилась давно, нервная система все еще помнит, что это было и как вы себя чувствовали. Любая мелочь может спровоцировать в вас панику или шок.В своей бессознательной и скрытой форме шок чаще

Из книги Новые размышления о личном развитии автора Адизес Ицхак Калдерон

Проявления регрессии Процесс регрессии зависит от такого сложного конгломерата сил, что пока еще невозможно разобраться, какая из них самая важная. В ходе этого процесса человек подвергается воздействию определенного типа тревоги. Человек – эмоционально реагирующее

Из книги Я и Оно (сборник) автора Фрейд Зигмунд

Проявления любви Есть книги о «языке любви», которые утверждают, что разные люди по-разному представляют себе ее выражение. Одни предпочитают прикосновения. Другие хотят проводить больше времени вместе, а кто-то ожидает проявления чувств в виде подарка.Мне кажется,

Из книги Очерки по психологии сексуальности автора Фрейд Зигмунд

4. Мастурбаторные сексуальные проявления Нас может только очень радовать, что нам уже не остается узнать много важного о сексуальных действиях ребенка, после того как мы поняли влечение одной только эрогенной зоны. Самое ясное различие относится к необходимым

Из книги автора

Мастурбационные сексуальные проявления Нас может только очень радовать, что нам уже не остается узнать много важного о сексуальных действиях ребенка, после того как мы поняли влечение одной только эрогенной зоны. Самое ясное различие относится к необходимым для

Одним из важных проявлений внутренней субъективной жизни человека являются эмоции и чувства. Любовь и ненависть, радость и горе, страх и ужас, грусть и тревога, удивление и восхищение, страдание и наслаждение, отвращение и презрение, возмущение и негодование, стыд и совесть - вот далеко неполный перечень эмоций и чувств свойственных человеку.
Наиболее характерная особенность этих психических явлений заключается в их непосредственной представленности человеку. Каждый из нас испытывает разнообразные эмоции и чувства и может дать отчет о том как они возникают, протекают и исчезают.
Они не только наполняют нашу душевную жизнь, но и определяют наши действия и поступки, стимулируют или угнетают нашу деятельность, побуждают нас осуществлять замыслы и желания, совершать благодеяния и злодеяния.
В эмоциях и чувствах проявляется пристрастное отношение человека к окружающему миру, к самому себе, к тому, что он совершает и делает. Эмоции и чувства представляют собой своеобразные психические состояния, в которых проявляется переживание человеком своего отношения к окружающему миру и к самому себе. Испытываемые человеком переживания возникают под влиянием удовлетворения или неудовлетворения потребностей, свойственных субъекту. По мнению С. Л. Рубинштейна эмоции являются субъективной формой проявления потребностей.
Переживания могут проявляться как в виде легкого душевного волнения, так и в форме устойчивого нравственного состояния личности, называемого чувством. Возникновение эмоций и чувств обусловлено не только наличием потребностей, но и действием предметов, посредством которых они удовлетворяются.
Таким образом, переживания человека связаны с теми впечат-лениями, которые мы получаем посредством органов чувств из внешнего мира и внутренних состояний и поэтому обозначаются нами как особые состояния - чувства. Связь переживаний с впечатлениями проявляется в виде импрессивной стороны эмоций и чувств. Благодаря этой связи эмоции и чувства становятся сигналами внешних воздействий и внутренних состояний личности. А.Н. Леонтьев полагал, что эмоции выполняют функции внутренних сигналов, отражающих отношение между мотивами и результатами отвечающей им деятельности субъекта.
Эмоции и чувства, будучи субъективными по своей форме существования переживаниями, вместе с тем всегда имеют внешние проявления и выражаются в разнообразных движениях, мимике и пантомимике, в интонациях и тембре голоса, а также сопровождаются органическими изменениями, проявляющимися в покраснении, побледнении, в замедлении или в ускорении ритма сердцебиения и дыхания.
1 Ницше Ф. Так говорил ЗАРАТУСТРА. М., 1990, с. 41, 42.
Поскольку выражение эмоций у человека и у животных во многом сходны, то Ч. Дарвин считал, что происхождение эмоций у человека есть результат эволюционного развития. Эмоции, по его мнению, есть не что иное как внутреннее отражение биологически целесообразных реакций организма. Очевидно, поэтому эмоции возникают на основе удовлетворения или неудовлетворения естественных потребностей, обеспечивающих биологическое существование живых организмов.
Связь между эмоциями и телесными изменениями вызывала появление органической теории происхождения эмоций У Джемса и К. Ланге. По их теории причинами появления эмоций являются органические воздействия, которые, отражаясь в нервной системе, порождают переживания. Однако, такое упрощенное понимание причин происхождения эмоций было подвергнуто критике. У Кеннон установил, что искусственно вызванное прекращение сигналов органического происхождения не влияет на возникновение эмоций. Следовательно, органические изменения не являются причиной возникновения эмоций, а лишь сопровождают их появление. Дальнейшее исследование связи эмоций с органическими процессами показало, что те и другие возникают почти одновременно.
Факт существования связи между эмоциями и внешними воздействиями вызвал появление теории когнитивного происхождения эмоциональных переживаний. Согласно этой теории положительные или отрицательные эмоциональные переживания возникают у человека под влиянием результатов познавательной деятельности. Положительные переживания возникают тогда, когда результаты деятельности соответствуют ожиданиям, отрицательные имеют место в том случае, если между ними имеется расхождение или несоответствие (диссонанс).
Конечно, все эти теории являются правомерными, так как они представляют собой различные подходы к происхождению эмоций, и объяснению их связей с внешними воздействиями и органическими процессами.
Эмоциональные переживания характеризуются: качеством, интенсивностью, длительностью и устойчивостью.
Наиболее важной характеристикой эмоций и чувств является их качество. Каждое эмоциональное переживание имеет свое качество. Вместе с тем, все эмоции и чувства имеют два полярных качества: положительное и отрицательное.
Полярность качеств переживаний обусловлена их непосред-
ственной связью с удовлетворением и неудовлетворением потребностей. При удовлетворении потребности возникает положительное качество, которое проявляется в форме переживания удовольствия, в то время как при неудовлетворении возникает переживание неудовольствия.
Полярные качества могут иметь различную степень выраженности: сильную и слабую. Это зависит от уровня проявления потребностей. При наличии сильной потребности ее удовлетворение вызывает не просто удовольствие, а наслаждение, при неудовлетворении - страдание. Высшей формой отрицательного переживания является чувство отвращения (идиосинкразия), которое возникает к источнику его породившего.
Обычно человеку свойственно переживание одного из полярных качеств, но бывают случаи, когда он испытывает эмоции, включающие и положительное и отрицательное качество. Такие переживания называют двойственными или амбивалентными. Чаще всего одно из переживаний связано с прошлым, а другое с настоящим или будущим. Например, человек может одновременно переживать и радость и горе. Радуется потому, что случившаяся с ним беда миновала, горюет же потому, что она испортила жизнь в настоящее время и разрушила все надежды на лучшее будущее.
Наряду с чувствами, имеющими ярко выраженные полярные качества, могут иметь место и такие эмоциональные состояния, которые невозможно отнести ни к положительным, ни к отрицательным переживаниям. Такие переживания являются часто нечеткими, смутными и неопределенными. Они возникают чаще всего в таких ситуациях, когда личность не может сразу сориентироваться в том, что происходит и испытывает чувство растерянности и беспокойства.
Интенсивность эмоций и чувств является также одной из важных их характеристик. Эта сторона эмоциональных переживаний зависит от силы их проявления. Иногда чувство бывает настолько сильным, что оно целиком и полностью овладевает человеком и он воспринимает окружающий мир и все, что в нем происходит через его призму. Чувство как бы ослепляет его глаза и он видит в объекте только то, что соответствует его переживанию. При слабой интенсивности чувства переживание имеет поверхностный характер, что является иногда причиной несерьезного отношения к действительности и порождает легкомысленные поступки.
Наиболее сильные и интенсивные чувства имеют место тогда, когда
они возникают впервые. Они также отличаются новизной и свежестью. В дальнейшем по мере их многократного проявления их интенсивность уменьшается и они притупляются. Тогда субъект, в погоне за свежими чувствами, стремится к новым объектам, отличающимися неординарностью и экзотичностью.
Еще одной важной особенностью эмоций и чувств является их длительность и устойчивость. От устойчивости эмоциональных переживаний часто зависит самочувствие человека в течение определенного периода времени. Иногда отрицательные переживания депрессивного характера сохраняются долгое время и накладывают отпечаток на психику и поведение человека. Выйти из такого состояния бывает очень трудно. Помогает в этом случае перемена обстановки, путешествие, знакомство с новыми людьми, интересные занятия и т.п.
Динамика возникновения и протекания эмоций и чувств имеет некоторые характерные особенности. В одном случае чувства возникают быстро почти мгновенно и проявляются в форме эмоциональной вспышки, другом случае они возникают медленно и постепенно. По мере нарастания эмоций и чувств увеличивается напряжение переживаний, которые достигнув пика вступают в фазу спада и разрядки. После этого наступает раз-решение от возникшего чувства и личность начинает испытывать успокоение.

Познавая действительность, человек так или иначе определяет свое отношение к предметам, явлениям, событиям, к другим людям, к собственной личности. Одно его радует, другое печалит, третье - возмущает и т. д. Радость, печаль, восхищение, возмущение, гнев, страх и др. - все это различные виды субъективного отношения человека к действительности. В психологии эмоциями называются процессы, которые отражают личную значимость внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека и их оценку в форме переживаний. Эмоции, чувства служат для того, чтобы показывать субъективное отношение субъекта к себе и к окружающему его миру.

Эмоции - это особый класс субъективных психических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний процесс и результаты практической деятельности, направленной на удовлетворение актуальных потребностей человека.

Поскольку все то, что делает человек, в конечном счете служит удовлетворению его разнообразных потребностей, любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями.

Эмоции, утверждал Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий, связанных с удовлетворением актуальных для них потребностей.

Эмоциональные ощущения биологически закрепились как своеобразный способ поддержания жизненного процесса в его оптимальных границах и предупреждают о разрушающем характере недостатка или избытка каких-либо факторов.

В эмоциях выделяются две стороны:

  • связь с ситуацией, с объективным миром;
  • связь с субъективными состояниями - потребностями, мотивацией.

Эмоции - это форма приспособления индивида к миру, а оно всегда связано с удовлетворением потребностей, мотивацией.

Самые старые по происхождению, простейшие и наиболее распространенные переживания - удовольствие, получаемое от удовлетворения органических потребностей, и неудовольствие, связанное с невозможностью это сделать.

Многообразные проявления эмоциональной жизни человека делятся на аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения и стресс.

Наиболее мощная эмоциональная реакция - аффект . Это сильное, бурное и кратковременное эмоциональное переживание, полностью захватывающее психику человека и предопределяющее единую реакцию на ситуацию в целом (порой эта реакция и воздействующие раздражители осознаются недостаточно, и это одна из причин неуправляемости этим состоянием).

Возникновение аффекта подчиняется следующему закону: чем мощнее исходный мотивационный стимул поведения, чем больше усилий пришлось затратить на то, чтобы его реализовать, и чем меньше полученный результат, тем сильнее возникающий аффект. В отличие от эмоций и чувств он протекает бурно, быстро, сопровождается резко выраженными органическими изменениями и двигательными реакциями.

Аффекты, как правило, препятствуют нормальному разумному поведению. Они могут оставить сильный, заметный отпечаток в долговременной памяти. По сравнению с этим эмоции и чувства связаны главным образом с кратковременной и оперативной памятью. Эмоциональная напряженность, возникающая благодаря ситуациям, которые чреваты аффективными реакциями, может накапливаться и, если ей вовремя не дать выхода, привести к бурной разрядке, которая, снимая возникшее напряжение, часто сопровождается чувством усталости, подавленности, депрессией.

Собственно эмоции в отличие от аффектов - более длительные состояния. Они являются реакцией не только на события совершившиеся, но и вероятные или вспоминаемые. Если аффекты возникают к концу действия и отражают суммарную итоговую оценку ситуации, то эмоции появляются в его начале и предвосхищают результат. Они носят опережающий характер, отражая события в форме обобщенной субъективной оценки человеком определенной ситуации, связанной с удовлетворением его потребностей.

Эмоции и чувства опережают процесс, направленный на реализацию потребности, и носят идеаторный характер. Они выражают смысл ситуации с учетом актуальной в данный момент для человека потребности, а также и значения предстоящего действия или деятельности.

Эмоции - выражение смысла, т. е. они касаются смыслообразующей функции мотива. Мотив создает смысл, выражая его в них, - следовательно, они вторичны по отношению к нему. Эмоции - это «психическое отражение мотива к целям действия и условиям его выполнения» (А. Н. Леонтьев).

Эмоции могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями. Они, подобно чувствам, воспринимаются человеком как его собственные внутренние переживания, передаются другим людям, сопереживаются.

Чувства - высший продукт культурно-эмоционального развития человека. Они связаны с определенными, входящими в сферу культуры предметами, видами деятельности и людьми, окружающими человека.

Чувства - устойчивые психические состояния, имеющие четко выраженный предметный характер: они выражают устойчивое отношение к каким-либо объектам (реальным или воображаемым).

Человек не может переживать чувство вообще, безотносительно к кому- или чему-либо. Например, он не в состоянии испытывать любовь, если у него нет объекта привязанности.

Отличия чувств от эмоций заключаются в следующем:

  1. Независимость от ситуации, т. е. чувства выступают как обобщение эмоций.
  2. Чувства связаны с ведущими мотивами человека, а эмоции - нет, поэтому чувства и эмоции могут не совпадать по отношению к одному и тому же объекту.
  3. Чувства можно воспитывать, формировать и вызывать. В зависимости от направленности чувства делятся:
    • на моральные (переживание человеком его отношения к другим людям);
    • интеллектуальные (связанные с познавательной деятельностью);
    • эстетические (чувство красоты при восприятии явлений искусства и природы);
    • практические (связанные с деятельностью человека).

Таблица 4.1

Чувства могут быть очень устойчивыми и длительными: например, любовь к какому-то человеку может сохраняться в течение всей жизни.

Они выполняют в жизни и деятельности людей, в их общении с окружающими мотивирующую роль. Человек стремится действовать так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства. Они всегда связаны с работой сознания, их можно регулировать. Проявление сильного и устойчивого положительного чувства к чему-нибудь или кому-либо называется страстью.

Таблица 4.2

Настроение - это эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение человека, Оно не связано напрямую с конкретной ситуацией, вызывается не отдельным событием, а глобальным состоянием, т. е. настроение не предметно, а личностно, принадлежит конкретному субъекту, отражает его особенности, влияет на восприятие ситуации, самого себя, других людей. Эмоциональные состояния могут улучшать или ухудшать жизнедеятельность человека. Первые называются стеническими, вторые - астеническими.

Возникновение и проявление эмоций, чувств связано со сложной комплексной работой коры, подкорки мозга и вегетативной нервной системы, регулирующей работу внутренних органов. Этим определяется тесная связь эмоций и чувств с деятельностью сердца, дыханием, с изменениями в работе скелетных (пантомимика) и лицевых (мимика) мышц. Специальные эксперименты обнаружили в глубине мозга, в лимбической системе существование центров положительных и отрицательных эмоций, получивших название центров наслаждения - «рая», и страдания - «ада». Эмоциональные состояния - это психосоматическое единство, сочетание физиологических, биохимических, поведенческих изменений (например, в мимике), субъективных психологических переживаний, изменений в речи, ее интонации, темпа, а не только одни психологические переживания.

В теории чувств, выдвинутой Вундтом, выделяют три компонента эмоциональных состояний:

  • удовольствие/неудовольствие;
  • возбуждение/успокоение;
  • напряжение/разрядка.

Подмечена интересная особенность динамики чувств: в отличие от ощущений, интенсивность которых нарастает вместе с усилением раздражителя, изменение мощи и содержания чувства происходит иначе. Сначала под воздействием приятного раздражителя крепнет удовольствие, затем его степень снижается, несмотря на продолжающее воздействие этого раздражителя, а потом, если оно продолжается, начинает нарастать неудовольствие.

В зависимости от выраженности параметров: «удовольствие/неудовольствие», «принятие объекта/непринятие объекта» изменяется содержание чувств, которое возможно охарактеризовать так:

  1. любовь, радость, счастье (сочетание удовольствия и принятия объекта);
  2. удивление (принятие объекта и некоторая доля удовольствия/неудовольствия);
  3. страдание, страх (принятие объекта и неудовольствие);
  4. решимость, гнев (сочетание неудовольствия и непринятия объекта);
  5. отвращение (непринятие объекта и неудовольствие);
  6. презрение (непринятие объекта).

Страсть - еще один вид сложных, своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. Она представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета (человека).

С. Л. Рубинштейн считал, что в эмоциональных проявлениях личности можно выделить три сферы: ее органическую жизнь, ее интересы материального порядка и ее духовные, нравственные потребности. Он обозначил их соответственно как органическую (аффективно-эмоциональную) чувствительность, предметные чувства и обобщенные мировоззренческие чувства. К первой относятся, по его мнению, элементарные удовольствия и неудовольствия, связанные преимущественно с удовлетворением органических потребностей. Предметные чувства подразделяются на материальные, интеллектуальные и эстетические. Они проявляются в восхищении одними предметами, людьми и видами деятельности и в отвращении к другим. Мировоззренческие же связаны с моралью и отношением человека к миру, социальным событиям, нравственным категориям и ценностям.

Эмоции играют важную роль в жизни человека и выполняют ряд функций:

  1. индикация, или оценка (эмоции - оперативная обобщенная оценка текущих ситуаций - благоприятных или неблагоприятных, опасных);
  2. образование переживания, накопление эмоционального опыта в эмоциональной (аффективной) памяти (эмоции как один из способов представления реальности, связывающий действительность с образом);
  3. объединение, синтез (эмоциональный фон позволяет объединять отдельные отношения, образы, сенсорный материал, синтезирует, обобщает отдельные переживания);
  4. предвосхищение будущего события;
  5. активация (эмоции способны активизировать работу организма, мобилизовать его ресурсы, если это необходимо в конкретной ситуации);
  6. побуждение (эмоции побуждают деятельность, потому что связаны с мотивом; эмоции как выражение мотива);
  7. регуляция - организующая функция (но иногда эмоциональный аффект способен и дезорганизовать деятельность);
  8. связь с познавательными процессами (эмоции сопровождают все познавательные процессы: ощущения, восприятие, память, мышление, воображение, творчество);
  9. экспрессия (эмоциональные состояния человека выражаются в мимике, интонации и пр., что позволяет людям лучше понять друг друга, способствует коммуникации);
  10. символ личностных проблем (чем сильнее эмоция, тем значимее проблема; поэтому важно понять причину нежелательного эмоционального состояния, найти решение проблемы, порождающей негативные эмоции, и тем самым способствовать позитивному развитию личности).

Чувства и эмоции тесно связаны с нашими внутренними качествами, они просто являются отражением того, что происходит у нас внутри. Мы часто боимся и отрицаем собственные эмоции, путаем эмоции с чувствами, чувства с состояниями.

Пообщавшись с людьми, побывав на множестве тренингов и проведя не одну консультацию, мы убедились, что люди совсем не осознают своих эмоций. О нет, они не бесчувственные болваны, они продолжают испытывать весь спектр эмоций, совершенно не понимая, какую именно эмоцию они испытывают в данный момент. Самый простой и распространенный вопрос на всех тренингах и психологических консультациях: «Что ты сейчас чувствуешь?» - ставит людей в тупик.

Совершенно невозможно разобраться со своими проблемами, если не можешь даже определить, что ты чувствуешь к тому или иному человеку или ситуации, или по поводу того или иного события.

Что вызывает чувства и эмоции

Не только наши чувства и эмоции не осознаются сами по себе, но и их причины остаются для многих загадкой.

Эмоций и чувств огромное количество и окончательного их перечня нет ни в психологии, ни в физиологии. Причина этого в том, что многие эмоции и чувства - это явления исключительно социальные. Появление новых эмоций или приобретение ими иного значения обусловлено развитием общества. Многие эмоции и чувства мы не ощущаем при рождении, а научаемся им у наших родителей, родственников, друзей, знакомых и даже у TV и киноиндустрии. Все они вместе взятые с самого раннего детства показывают и рассказывают нам, что мы должны чувствовать, как и в каких ситуациях. Если ты не испытываешь определенную гамму чувств и ощущений по какому-то конкретному поводу, тебя считают странным, не от мира сего или и того лучше – бесчувственным и эгоистичным.

Врожденные эмоции человека

Помимо социально обусловленных эмоций, есть еще и врожденные. Это эмоции, имеющиеся у младенца с рождения. Некоторые специалисты к врожденным причисляют эмоции, которые проявляются у младенца вскоре после рождения, где социальный фактор и обучение родителями играет, по-видимому, минимальную роль. Список этих эмоций очень мал и ни ученые, ни психологи, не пришли к единому мнению, какие именно эмоции в него должны входить. Многие соглашаются, что радость - довольство, интерес - возбуждение, удивление - испуг, гнев - злость, отвращение, страх – вот те эмоции, которые являются врожденными, остальным нас научили.

Мы думаем, что пора «вынуть голову из песка» и разобраться, что мы чувствуем на самом деле, что вызвало у нас эту эмоцию и кто нас «научил» чувствовать именно так, а не иначе.

Читайте и удивляйтесь:-)

А

Азарт - эмоциональное состояние, которое отличает очень сильный интерес к происходящему и упорное желание продолжать.

Виды азарта:

  • Ресурсный азарт - в этом состоянии эффективность действий очень высокая.

Азарт при занятии любимым делом; азарт предпринимателя; азарт при освоении новых знаний.

  • Азарт разрушительный - в нём самоконтроль, как правило, утрачивается.

Азарт игрока в казино.

Апатия - состояние полного равнодушия, незаинтересованности, отсутствие эмоций и чувств. Личность с апатическими проявлениями не испытывает ни удовольствия, ни неудовольствия. Часто апатия рассматривается как результат выраженного и длительного тяжелого стресса. Она представляет собой продукт защитной борьбы против невыносимых чувств отчаяния и одиночества либо угрозы смерти. Внешне проявления апатии носят характер отчужденности – «отказа» от объективного мира, но анализ нередко выявляет сохранившиеся бессознательные привязанности, отрицаемые либо дезавуированные защитой.

Б

Безмятежность - невозмутимо спокойное состояние.

Безнадежность - полное отчаяние, отсутствие всяких надежд.

Безопасность - это спокойное и уверенное состояние духа у человека, который считает себя защищенным от угрозы или опасности.

Безразличие - состояние полного равнодушия, незаинтересованности.

Беспокойство – эмоциональное состояние, характеризующееся испытанием волнения, тревоги, неудобства, неприятным предчувствием дурного. Возникает под влиянием мало понятных и неизвестных факторов внешней среды или внутреннего состояния самого человека.

Беспомощность - негативное состояние, вызванное неблагоприятными ситуациями, которые нельзя ни предупредить, ни преодолеть.

Бессилие - растерянность и сильная досада при сознании невозможности поправить тяжелое положение дел, выйти из опасного или трудного положения.

Бешенство - состояние крайней степени раздражения.

Благодарность – чувство обязанности, уважения и любви к другому человеку (в частности, выраженные в соответствующих действиях) за оказанное им благодеяние.

Блаженство - состояние полного и невозмутимого счастья, наслаждения, состояние высшей удовлетворенности, сверхчувственного неземного счастья.

Бодрость - состояние высокой энергетики, избытка сил и желания что-либо делать.

Боль - тягостное ощущение, отражающее психофизиологическое состояние человека, которое возникает под влиянием сверхсильных или разрушительных раздражителей. Душевная боль - это специфическое психическое переживание, не связанное с органическими или функциональными расстройствами. Зачастую сопутствует депрессии, душевному расстройству. Чаще продолжительна и связана с потерей близкого человека.

Брезгливость - взыскательность, привередливость в отношении чистоты, соблюдения правил гигиены (относительно еды, одежды и др.).

В

Вдохновение - состояние легкости, возможности творить, ощущение "все по силам, все получается!", делание с энтузиазмом и удовольствием.Состояние духовного обновления, нового рождения, воли к творчеству, душевного подъема, внутреннего озарения и страсти.

Веселье - беззаботно-радостное настроение, характеризующееся желанием смеяться, забавляться.

Вина - аффективное состояние, характеризующееся проявлением страха, угрызений совести и самоупреков, ощущением собственного ничтожества, страдания и потребности в раскаянии.

Влюбленность - сильное положительно окрашенное чувство (либо комплекс чувств), объектом которого является другой человек, сопровождающаяся сужением сознания, следствием чего может быть искажённая оценка объекта влюблённости.Острое эмоциональное переживание, влечение к объекту сексуального выбора. В. может быстро угаснуть или же перейти в устойчивое чувство любви.

Вожделение - страстное желание, сильное чувственное влечение, сексуальное влечение .

Возмущение - крайнее недовольство, негодование, гнев.

Волнение душевное - то же, что и физиологический аффект, состояние, снижающее способность лица понимать значение своих действий или руководить ими.

Воодушевление - повышенное желание что-то делать. Воодушевление - это предступень вдохновения, чуть менее эмоционально яркое состояние. Вдохновение возникает и развивается из воодушевления.

Восторг - переполняющая радость. Во что выльется это переполнение энергией - вопрос следующий…

Восхищение - радостное состояние любования, сияние от красоты и благодарность за красоту.

Враждебность - сильная неприязненность к кому-либо, в том числе ненависть, зложелательность.

Высокомерие - мерить взглядом кого-либо, с высоты своего величия – презрительная надменность. Отрицательное моральное качество, характеризующее неуважительно-презрительное, надменное отношение к др. людям (к отдельным личностям, определенным социальным слоям или людям вообще), связанное с преувеличением своих собственных достоинств я себялюбием.

Г

Гнев - адресная агрессия через открытое прямое давление на партнера. Мир враждебный. Гнев обычно выражается энергичным мощным криком.

Гордость - ощущение силы, свободы и высоты положения. Уважение человека, себя за свои или чьи-либо достижения, кажущиеся значимыми.

Гордыня - это кривая гордость. Уверенность человека, что он сам является единственной причиной его успехов. «Я знаю за всех как лучше для всех».

Грусть - эмоциональное состояние, когда окружающий мир кажется серым, чужим, жестким и неудобным, окрашенным в красивые прозрачно-серые и минорные тона. Часто, когда грустно хочется плакать, хочется одиночества. В грусти мир еще не враждебен, но уже не дружелюбен: он только обычен, неудобен и чужой, колкий. Обычно причина грусти - трудное событие в жизни: расставание с близким человеком, потеря близкого человека. Грусть не врожденная, а приобретенная эмоция.

Д

Двойственность - чувство раздвоенности, в результате противоположных внутренних побуждений что-то делать.

У

Уважение - позиция одного человека по отношению к другому, признание достоинств личности. Позиция, предписывающая не причинять вреда другому: ни физически – насилием, ни морально – суждением.

Уверенность - психическое состояние человека, при котором он считает некоторые сведения истиной. Уверенность является психологической характеристикой веры и убеждений человека. Уверенность может быть как результатом собственного опыта личности, так и результатом воздействия извне. Например, уверенность может появиться у человека помимо (а иногда и против) его воли и сознания под воздействием внушения. Чувство уверенности личность может вызвать у себя и путём самовнушения (например, аутогенной тренировки).

Увлечение (сверхценное) – одностороннее и интенсивное увлечение, занимающее неподобающее место в жизни человека, имеющее для него несоразмерно большое значение, особый смысл. Способность сильно увлекаться чем-либо или кем-либо связана с системой личностных ценностей и идеалов. Это, например, спортивный фанатизм, за которым, возможно, скрывается чувство неполноценности, или слишком пристальное внимание, уделяемое своей внешности, за которым может скрываться неуверенность в себе.

Удивление - это кратковременная, быстро проходящая реакция на внезапное, неожиданное событие; психическое состояние, когда что-то кажется странным, необычным, неожиданным. Удивление возникает, когда есть диссонанс между воображаемой картиной мира человека и тем, что происходит на самом деле. Чем сильнее диссонанс, тем сильнее удивление.

Удовлетворение - чувство довольства и радости по поводу исполнения своих желаний и потребностей, по поводу удачно сложившихся условий, своими действиями и т.д. Удовлетворение, как правило, приходит по достижению цели. Маленьким детям удовлетворение еще может принести сама работа, процесс, а не результаты ее выполнения. Взрослым в связи с социализацией все тяжелее получать удовлетворение от процесса.

Удовольствие - чувство, переживание, сопровождающее удовлетворение потребности или интереса (то же, что наслаждение). Удовольствие сопровождает уменьшение внутреннего напряжения (физического и психического), способствует восстановлению жизненных функций организма. За удовольствием всегда стоит желание, которое, в конечном счёте, как индивидуальное желание, общество стремится взять под контроль. Однако в процессе социализации происходит ограничение естественной установки на удовольствие. Расширяющиеся функциональные контакты с окружающими требуют от человека контролировать своё стремление к удовольствию, откладывать получение удовольствия, терпеть неудовольствие и т.п. Принцип удовольствия проявляется в противостоянии общественным требованиям и правилам и выступает в качестве основы личной независимости: в удовольствии человек принадлежит самому себе, освобождён от обязательств и в этом плане - суверенен.

Удрученность – угнетенное, мучительное, томительное состояние (от нищеты, болезни, других неблагоприятных обстоятельств, вследствие серьезных неудач).

Ужас – внезапный и сильный страх, внутреннее содрогание, высшая степень страха, пронизанного отчаянием и безнадежностью при столкновении с чем- то угрожающим, непознаваемым и чужим; головокружение от предчувствия тотального фиаско. Ужас для человека всегда принудителен, навязан извне - и в том случае, когда речь идет о психическом наваждении.

Умиление – чувство покойной, сладостной жалости, смирения, сокрушения, душевного радушного участия, доброжелательности.

Умиротворение - состояние полного покоя, удовлетворения.

Унижение – индивидуальные или групповые действия, направленные на понижение статуса человека обычно каким-то смущающим или обижающим человека путем. Некоторыми общими действиями, считающимися унижающими, являются оскорбительные слова, жесты, телодвижения, пощечины, плевки в его сторону и т. п. Некоторые специалисты считают, что ключевым моментом является то, что унижение определяется сознанием самого униженного. Для того чтобы быть униженным, человек должен считать это действие унижающим. Для некоторых людей унижение является удовольствием и источником возбуждения (напр., в сексуальных ролевых играх), но для подавляющего числа – тяжелым испытанием, которому они не хотят подвергнуться. Унижение сопровождается крайне болезненным эмоциональным потрясением и затрагивает самые чувствительные части человеческого самоуважения. Если ударить по нему слишком сильно, даже скромный человек может ответить агрессией.

Уныние – безнадежная грусть, упадок духа, потеря надежды на достижение желанного или насущного.

Упоение – состояние восторга, наслаждения, «восхищенье, восторг, нравственное, духовное охмеленье».

Усталость - физическое и психическое состояние утомления, характеризующееся ослаблением реакции, вялостью поведения, сонливостью, невнимательностью. Усталость возникает от перегрузки, от сильного напряжения, от переживаний трудностей, горя, конфликтов, от долгого занятия нудной, рутинной работой. Такое состояние – результат либо плохой организации труда, либо слабого здоровья, но причина усталости в большом количестве нерешенных межличностных и внутренних конфликтов, которые, как правило, не осознаются.

Ф

Фрустрация – состояние, возникающее в результате переживания по поводу невозможности достижения намеченных целей и удовлетворения влечений, крушения планов и надежд.

Ш

Шок (эмоциональный) - сильная эмоция, сопровождающаяся физиологическими потрясениями. Шок возникает в результате появления в жизни нового элемента, к которому субъект не способен немедленно приспособиться.

Психологи, различают:

  • слабый и мимолетный шок, на уровне приятного и неприятного;
  • шок, вызывающий более или менее долгую неприспособленность (сильная эмоция, потеря дорогого существа);
  • шок, вызывающий долгую неприспособленность и тем самым даже приводящий к безумию.

Э

Эйфория – психическое состояние радостного возбуждения и энтузиазма, сопровождающееся приподнятым настроением, возбуждением, ликованием.

Экзальтация - эмоциональное состояние приподнятой оживленности с оттенком неестественной восторженности, у которой вроде бы нет повода. Проявляется то в виде мечтательного настроения, то необъяснимого воодушевления.

Как на счет хорошего русского кино? ⠀ 💖Лайкайте мо...