Болезни Военный билет Призыв

Эллипсис в русском языке примеры. Тропы и фигуры в произведениях русских поэтов и писателей

Что разговорная грамматика отличается от книжной?

Например, редко когда носители языка говорят полными предложениями. Какие-то слова и даже целые фразы просто опускаются в разговорной речи.

Сегодня разберем одно из отличий разговорной грамматики – неполные предложения (эллипсис), и посмотрим отрывки из фильмов на английском с примерами.

Что такое эллипсис?

Эллипсис – это когда отсутствуют некоторые элементы предложения или фразы. Такие неполные высказывания можно встретить и в письме, и в речи.

Вот, например, открытка из отпуска:

Что мы здесь видим? Неполные (с точки зрения классической грамматики) предложения. Но смысл при этом совершенно ясен. А если дописать эти предложения, то получится:

Эллипсис, или неполные высказывания, чаще всего встречаются в неформальном стиле. Разговор с друзьями, открытка из отпуска, заметки на салфетках и так далее.

В официальном стиле такой номер не пройдет, там все-таки используется стандартная грамматика со всеми правилами и полными предложениями.

А теперь посмотрим отрывки из фильмов на английском с примерами неполных предложений (эллипсиса).

Эллипсис. Примеры

You can look at the patient file if you want.

Any reason I shouldn’t?

Здесь сразу несколько примеров неполных предложений.

I’m getting married.


Кстати, обратили внимание, как меняется ударение с you are на you are? Почему?

How about tomorrow night?

Looking forward.


Dinner later? I’ll pick something up

I heard about a good new vegetarian place.

Screw that. I want a steak.

I’ll meet you at your place at 8.


Предложение, от которого невозможно оказаться)) Подробнее о том, как на английском языке.

В этом высказывании пропущен немаленький такой кусок, причем полных вариантов может быть несколько:

В общем, как вы уже заметили, чаще всего опускаются:

Служебные слова (вспомогательные глаголы, местоимения и т.п.)

(Do) you trust me?

(That) sounds good.

Смысловые слова или выражения, когда их легко восстановить из контекста.

Any reason I shouldn’t (trust you)?

I’m getting married.

You are (getting married)?

Упражнения

Ну а теперь потренируйтесь. Подумайте, какой из вариантов полного предложения был бы правильным:

I’m weird and you’re pretty, but we connect. We feel safe. We trust each other.
-Maybe.
-Just testing my theory.

I"m;I;Is 1



Hi. Want to see something ?
-Who is this?
-A friend, want to see something?
-Not until you tell me who you are.

You;Do you;Are you 2



Doctor Andrews! My associates, Doctors Adams and Park.
-Ah. Nice to meet you , Doctor Adams. Hello, Doctor Park.
-You two know each other ? It’s a small world!

It;It"s;Is 2 Is;Do;Does 2



I have a husband who believes in God, and a daughter who might…
-Yes, the point is you could believe in God!
-But I don’t .

have a husband;have a daughter;believe in God 3

Зачем нужен эллипсис?

На письме - смс, email или открытка – эллипсис помогает сэкономить пространство, время, количество символов, да и просто усилия))

В речи действует тот же принцип – экономия. Зачем плодить сущности, если и так все понятно?

И вдобавок к этому – эллипсис помогает избавиться от ненужных повторов, как здесь:

Из предыдущего высказывания совершенно понятно, о чем идет речь и как должно заканчиваться предложение.

Не эллипсис

Как отличить эллипсис от ошибок?

Например, это -

Эллипсис, неполные предложения.

Ошибки))

А то некоторые особо упорные ученики делают ошибки и настаивают, что это они практикуют эллипсис. Так вот, это – не он. Это ошибки))

А вы видите разницу между неполными предложениями и ошибками? Оставьте комментарий, обсудим!

Термин "эллипсис", который используется как в литературоведении, так и музыке, произошел от греческого слова ellipsis, которое переводится как “выпадение” или “опущениие”.

Определение “эллипсис” в литературоведении

Если в речи наблюдается умышленное выпадение того или иного члена предложения (подлежащего, сказуемого и др.), то мы имеем дело с так называемым эллипсисом. Для чего это делается и не меняется ли смысл всего предложения из-за отсутствия одного из его членов? Эллипсис - это который встречается как в письменном, так и в устном Это делается с целью придания данному предложению выразительности, экспрессии, иногда интриги и т. д.

Эллипсис и В чем разница?

Однако не всегда опущение одного из членов в предложении является синтаксической фигурой (стилистическим приемом). Например, характерные повседневной устной речи, в которых наблюдается опущение одного из главных членов предложения, в большинстве случаев не являются эллипсисом. "Когда именно?" - спросите вы. Все дело в том, что в хоть и наблюдается отсутствие одного из его главных членов, однако это сделано неумышленно. А когда в тексте присутствует эллипсис (стилистическая фигура), то данное опущение преследует определенную цель или служит для усиления эффекта, но без искажения общей мысли. Кстати, в отличие от простых безличных предложений в случае эллипсиса опускаются не только главные, но и второстепенные члены предложения.

Эллипсис в литературе

Эта фигура речи в литературных произведениях, будь то проза или поэзия, используется авторами для того, чтобы заставить читателей самостоятельно домыслить умышленно пропущенную фразу или отдельное слово. Этот прием способствует вовлечению читателя, хотя и постфактум, в творческий процесс создания данного произведения.

Примеры эллипсиса

Приведем примеры данной стилистической фигуры:

Кстати, если эллипсис - это в русском языке опущение одного из составляющих предложение слов, то в английском и в некоторых других языках им называется многоточие.

Эллиптичность

Понятие, которое непосредственно связано с этим термином, называется “эллиптичностью”. Это очень интересный стилистический прием. В его основе лежит эллипсис. Это синтаксическая фигура (об этом уже говорилось выше), которая выражается в пропуске слов и словосочетаний в предложении, и даже предложений в тексте. В разговорной речи пропуски происходят из-за того, что собеседникам известны подробности той темы, вокруг которой ведется диалог, или же стали известны в ходе разговора, из предыдущих реплик. Иногда наряду с пропусками слов в речи, то есть “проглатыванием” слов, собеседники в беседе пользуются жестами, многозначительными взглядами, пожатием плеч и т. д. Этот прием также используется в театре. Здесь умышленно умалчиваются целые фразы, и зрителю необходимо подключить свою смекалку, чтобы понять то, что скрывается за молчанием актеров.

Виды эллипсиса

Пропуск слов, или так называемое “умолчание”, бывает разных видов.

  1. Косвенное . Этот вид эллипсиса встречается в тех произведениях, когда не называя тот или иной предмет, разговор ведется вокруг него, и все знают, о чем идет речь. Этот прием часто используется в драматических произведениях, например, в пьесах и т. д.
  2. Ситуативное . В этом случае эллипсис - это не просто выпадение того или иного слова или фразы, а его компенсация невербальными средствами общения - жестами или же междометиями, возгласами: ай-ай, ой-ой, ах-ах и т. д.
  3. Психологическое . Здесь умолчание может быть расценено как намек или недомолвка, секрет и т. д. В том случае, когда собеседников не двое, а несколько, то некоторые из них могут предположить, что от них желают что-то преднамеренно скрыть, и это может привести к нежелательным результатам. С другой стороны, психологический аспект этой фигуры речи в том, что двое или несколько очень близких друг другу человека могут говорить полуфразами, “глотать” предложения, при этом будут прекрасно понимать друг друга даже без слов. Этому способствует их духовная близость.

Другие разновидности эллипсиса

С точки зрения словообразования эллипсис бывает субстантивным, например, штрафной удар → штрафной (опускается основное слово, остается определение) и адъективным - пугало огородное → пугало (здесь, наоборот, опускается определение).

Типы эллипсиса

В лингвистике существует множество типов эллипсиса. При этом лингвисты считают данный прием непродуктивным способом компрессивного словообразования. О том, что в данном предложении существует эллипсис, можно узнать из контекста. Ниже приводится перечень типов эллипсиса в предложениях.

  • Стриппинг.
  • Гэппинг.
  • Псевдогэппинг.
  • Слусинг.
  • Эллипсис именной группы.
  • Эллипсис глагольной группы.
  • Сравнительный эллипсис.
  • Эллипсис при ответе на вопрос.
  • Нулевая анафора дополнения и др.

Эллипсис в музыке

Как уже было отмечено выше, этот термин употребляется как в лингвистике, так и в музыке. В обоих случаях эллипсис - это приблизительно одинаковое по смыслу понятие. И если в литературоведении оно означает опущение того или иного слова, словосочетания или же предложения с целью усиления эффекта от сказанного, то в музыке этим термином обозначают замену ожидаемого аккорда на какой-либо другой, который не есть функциональное следствие первого аккорда. Кроме этого определения можно дать и другое. Согласно нему эллиптический оборот, который бывает в музыке либо внутритональным, либо модульным, можно также охарактеризовать как пропуск одного из звеньев гармонии или ожидаемого аккорда.

Как уже было отмечено, эллипсисы в гармонии бывают внутритональными и модулирующими. Что это означает? Рассмотрим каждый отдельно.

  1. Внутритональный эллипсис образован из аккордов, которые своей последовательностью противоречат логике этого вида лада.
  2. Модулирующий же эллипсис иначе называется мелодико-гармонической модуляцией. Она происходит как следствие столкновения нескольких неустойчивых аккордов. Зачастую они являются диссонирующими и находятся в разных тональностях, но соединены плавно текущим голосоведением, которое, тем не менее, не имеет явных функциональных связей.

Условно выделяют четыре вида столкновения этих диссонирующих аккордов (те, кто знаком с музыкальной грамотой, поймут, о чем идет речь):

  • S-S (они встречаются у например, в произведении “Радость и горе”).
  • D-D (этим приемом любил пользоваться “великий глухой” - Л. В. Бетховен, например, в своем произведении "Соната № 2").
  • D-S (Э. Григ - произведение “Свежа ты как весна”).

Кстати, эллиптическая модуляция, как правило, бывает внезапной, поскольку в ней вступают во взаимодействие неродственные тональности. Кроме эклиптической, в музыке существуют и другие виды модуляции, и они характерны для развивающихся частей музыкальных форм.

Эллипсис

Эллипсис - фигура поэтического синтаксиса, основанная на пропуске одного из членов предложения, легко восстанавливаемого по смыслу (чаще всего сказуемого). Этим достигается динамичность и сжатость речи, передаётся напряжённая смена действий. Эллипсис - один из видов умолчания. В художественной речи передаёт взволнованность говорящего или напряжённость действия:

«Мы сёла - в пепел, грады - в прах,

В мечи - серпы и плуги…» (В.Жуковский)

Данный приём часто используется в эпических и драматических произведениях при построении диалогов персонажей: с его помощью авторы придают жизнеподобие сценам общения своих героев. Эллиптическая речь в художественном тексте производит впечатление достоверной, потому что в жизненной ситуации эллипсис является одним из основных средств композиции фраз: при обмене репликами он позволяет пропускать ранее прозвучавшие слова.

Между тем, использование эллипсиса как выразительного средства в речи художественной может быть мотивированно и установкой автора на психологизм повествования. Писатель, желая изобразить различные эмоции, психологические состояния своего героя, может от сцены к сцене менять его индивидуальный речевой стиль. Так в романе Ф.М. Достоевского «преступление и наказание» Раскольников часто изъясняется эллиптическими фразами. В его разговоре с кухаркой Настасьей эллипсисы служат дополнительным средством выражения его отчуждённого состояния:

- …Прежде, говоришь, детей учить ходил, а теперь пошто ничего не делаешь?

Я делаю… - нехотя и сурово проговорил Раскольников

Что делаешь?

Работу…

Какую работу?

Думаю, - серьёзно отвечал он помолчав.

Здесь мы видим, что пропуск одних слов подчёркивает особую смысловую нагрузку оставшихся других.

Можно привести ещё несколько примеров использования эллипсиса в произведениях писателей: «Мужики - за топоры» (А.Толстой); «Во всех окнах - любопытные, на крышах - мальчики» (А.Толстой); «Шампанского!...» (А.П.Чехов); «Вместо хлеба - камень, вместо поучения - колотушки» (М.Салтыков - Щедрин)

Анафора

Нередко для усиления высказывания, придания речи динамичности, определённого ритма прибегают к такой фигуре, как повторы. Такие формы повтора бывают самые разнообразные. Анафора или «единочатие» - повтор слова или группы слов в начале нескольких стихов, строф или фраз:

«Клянусь я первым днём творенья,

Клянусь его последним днём,

Клянусь позором преступленья

И вечной правды торжеством…» (М.Ю.Лермонтов)

или такой пример:

«Это - круто налившийся свист,

Это - щёлканье сдавленных льдинок,

Это - ночь, леденящая лист,

Это - двух соловьёв поединок…» (Б.Пастернак)

Анафора бывает:

1) звуковой (повторение одних и тех же сочетаний звуков): «Грозой снесённые мосты, гроба с размытого кладбища…» (А.С.Пушкин);

2) морфемной (повторение одних и тех же морфем или частей сложных слов): «…Черноглазую девицу, черногривого коня!» (М.Лермонтов);

3) лексической (повторение одних и тех же слов): «Не напрасно дули ветры, не напрасно шла гроза…» (С.Есенин);

4) синтаксической (повторение одних и тех же синтаксических конструкций):

«Брожу ли я вдоль улиц шумных,

Вхожу ль во многолюдный храм,

Сижу ль меж юношей безумных,

Я предаюсь моим мечтам…» (А.С.Пушкин)

5) строфической (повторение одних и тех же элементов в начале строф). Пример строфической анафоры - стихотворение М.Ю.Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…»

Иногда повторяются несколько раз целые предложения в прозе, чтобы подчеркнуть, выделить, сделать более наглядной стержневую мысль, заключённую в них. И на всё той же анафоре и с той же целью может строиться целое стихотворение:

«Почему, как сидишь озарённой,

Над работой пробор наклонят,

Мне сдаётся, что круг благовонный

Все к тебе приближает меня?

Почему светлой речи значенья

Я с таким затрудненьем ищу?

Почему и простые реченья

Словно тёмную тайну шепчу?

Почему как горячее жало

Чуть заметно впивается в грудь?

Почему мне так воздуху мало,

Что хотел бы глубоко вздохнуть? (А.Фет)

Эллипсис (гр. elleipsis - опущение, недостаток) - речевое явление, заключающееся в коммуникативно значимом опущении структурных элементов предложения.

Эллиптическими называются самостоятельно употребляемые предложения особого типа, спецификой структуры которых является отсутствие глагольного сказуемого, причем сказуемого, не упомянутого в контексте, т. е. в смысловом отношении не являющегося необходимым для передачи данного сообщения. Это предложение с нулевым сказуемым. Отсутствующее и не нуждающееся в восстановлении сказуемое, однако, участвует в формировании строя этих предложений, так как в них имеются второстепенные члены состава сказуемого. В этом отношении эллиптические предложения сближаются с неполными.

Эти предложения не нуждаются ни в контексте, ни в ситуации, для того чтобы составить представление о действии или состоянии. Оно выражается всей конструкцией в целом, цель которой сообщить о месте, времени, способе, характеризующих действие или состояние, или указать на объект действия, направление действия: На синем, ослепительно синем небе - полыхающее огнем июльское

Эллиптические предложения обычно соотносятся с полными, в которых сказуемые выражены глаголами бытия, наличия, обнаружения, восприятия: Вокруг месяца бледные круги (А. Н. Т.); Над площадью низко нависшая пыль(Шол. ), глаголами со значением речи: Марья - ему вслед, негромко: - Хлеб весь, чай, съел? (А. Н. Т.), а также некоторыми глаголами движения: Он к воротам, но из окна послышался голос матери (Гонч.); Я за ним следом (М. Г.) и глаголами со значением энергичного действия (схватить, толкнуть, ударить, бросить и т. д.): - В огонь их!.. - пронеслось в толпе (М.-Сиб.).

Лексическая ограниченность отсутствующих глаголов-сказуемых проявляется в однотипности построения эллиптических предложений: члены, их составляющие, немногочисленны. Второстепенные члены в них либо обстоятельства места и реже времени или причины (Всюду степь: Я - в магазин. В пять часов проверка; Оттого-то и тоска), либо дополнения со значением замещаемого предмета(Вместо ответа молчание), предмета назначения (Для вас дорогие подарки), отнесенности к лицу (У отца собрание) - и некоторые другие.

Эллиптические предложения относят иногда к неполным или к особому виду неполных 1 . Однако некоторые лингвисты считают такие предложения неполными лишь в историческом плане и не относят их к неполным в современном русском языке 2 . Такие предложения действительно не могут квалифицироваться как неполные, так как их неполнота является структурной нормой, и сопоставление их с полными конструкциями - это всего лишь условный прием для выявления их конструктивной специфики.

Это вполне типизированные построения, не нуждающиеся в восстановлении членов предложения, они являются достаточно полными (даже вне контекста) с точки зрения их коммуникативного задания, что же касается их грамматического построения, то специфика его заключается в наличии подчиненных словоформ, обнаруживающих глагольную зависимость. Однако эта «зависимость» весьма относительна: эти словоформы характеризуются все более свободным функционированием. Такая зависимость еще явно ощущается в конструкциях типа Налево - дверь в переднюю; За углом - книжная лавка и утрачивается в предложениях типа Дорога в лесу; Встреча у обелиска, где субстантивное влияние настолько велико, что побеждает бывшее глагольное и функционально преобразует зависимые словоформы, причем эллипсис в этих случаях уже не ощущается: такие предложения воспринимаются как номинативные с определительным членом, и их бывшая эллиптичность - это одна из ступеней развития данного типа предложения. Не случайно некоторые лингвисты считают возможным отнесение к номинативным предложениям даже конструкций с препозитивным обстоятельством на том основании, что такое обстоятельство (детерминант) не предполагает обязательной зависимости от глагола (В поле ветер; В воздухе тишина) и относится ко всему предложению в целом. Несомненно, что подстановка глагола-сказуемого здесь выглядит по меньшей мере искусственно, поскольку в современном русском языке такие предложения, конечно, создаются без участия глагола, тем более трудно обнаружить конструктивную роль глагола в предложениях типа За окном тихий свист сторожа (М. Г.) и Сегодня воскресенье . В. В. Виноградов называет подобные обстоятельственные конструкции «свободными», так как здесь нет прямой зависимости от какой-либо определенной части речи. Более того: «Соответствующие формы косвенных падежей с предлогом зависят не столько от глаголов, которые ими не управляют, сколько от самих предлогов конкретно-пространственного значения: над, за, от. п.». «Вместе с тем,- продолжает В. В. Виноградов, - несомненно, что в процессе исторического развития языка круг синтаксических явлений, связанных с так называемым слабым управлением, с более или менее самостоятельным употреблением предложных

Разные типы неполных и эллиптических предложений как факт живой разговорной речи в последние годы широко применяются в языке газеты. Эти конструкции дают богатый материал для выработки структуры заголовков, многочисленные эллипсисы здесь - это уже своего рода стандарт. Язык газеты стремится к динамичности, броскости. Этому способствуют, в частности, предельно краткие предложения с пропуском избыточных в информационном отношении слов. Вот примеры заголовков из газет: Вузы - народному хозяйству; Горному земледелию - научные основы; Перевозкам зерна - скорость и ритм; Ученые - родине; Радио - школьникам; Мир - Земле. Такие эллипсисы чрезвычайно экономны с точки зрения средств выражения. В заголовке называются только те члены предложения, которые являются целевыми в данном высказывании, все остальное логически восполняется текстом, речевой ситуацией, избавляющими от необходимости в назывании всех звеньев грамматической структуры. В неполных предложениях-заголовках отсутствие одного или нескольких членов структуры в большинстве случаев является синтаксической нормой, создающей стилистическую и экспрессивную окраску предложений-заголовков. Газетные заголовки, изобилующие такими построениями, выражают мысль в максимально сжатой форме. Интересно, что среди предложений-заголовков формируются специфические структуры, приемлемые только в сфере названий и невозможные в самом тексте статьи, заметки и т. д., например: Коротко о важном; На промысел - самолетом; Хлеб - Родине. Развитие подобных структур вызвано потребностью узаконить применительно к специфике заголовка особые модели предложений, которые, несмотря на сокращение языкового материала, дают максимальный эффект в привлечении внимания читателя. Предложения-заголовки часто строятся на базе сочетания только форм косвенных падежей. Такая тенденция к экономии средств выражения в заголовках способствует аккумуляции мысли. Однако при чрезмерном увлечении подобными конструкциями возникает опасность негативного стилистического эффекта.

Разновидности:

1. Требование/просьба предоставить объект («Плаху!»)

2. Распределение объекта («Им он по порции»)

3. Активное физическое воздействие на объект («Я тебя костылем»)

4. Физический контакт, часто интенсивного характера («А он за рукав»)

5. Движение субъекта в пространстве («Федька за порог»)

6. Перемещение объекта в пространстве

7. Целенаправленное движение

8. Местоположение субъекта

9. Временная приуроченность события

10. Изменение состояния субъекта (переход в физическое или психологическое состояние, перевод на другую должность, изменение вида)

11. Изменение состояния объекта; результат воздействия

12. Начало действия («Дружно за работу»)

13. Отношение субъекта к другому лицу/предмету

14. Речь или мысль

ЭЛЛИПТИЧЕСКИЕ предложения НЕ могут рассматриваться как неполные. Они не имеют соотносительных полных вариантов. Конкретное сказуемое в них не может быть восстановлено, поскольку каждое эллиптическое предложение нужно сопоставлять с несколькими глагольными предложениями, включающими всю семантическую группу. В эллиптических предложениях глагол сокращён без «возмещения» в контексте. Семантика соответствующей группы глаголов выражается с помощью зависимого члена словосочетания, который способствует указанию на процесс движения, речи. Эллиптическую модель образует непосредственное соединение субстантивного члена, обозначающего деятеля, и глагольного словосочетания со значением цели движения, объекта речи и т. д. Распространены в речи продуктивные модели этих предложений: семантика движения, перемещения, интенсивного физического действия; сокращены малочисленные семантические группы или единичные конкретные глаголы.

От эллиптических предложений следует отличать ФРАЗЕОЛОГИЗИРОВАННЫЕ безглагольные предложения. Они служат для выражения приветствия, пожелания, привлечения или поддержания внимания и т. д. Они не строятся, а воспроизводятся как готовые единицы (напр. «Спокойной ночи!», «Что нового?», «С праздником!», «Я к Вам.»…).

В условиях общения, в контексте конкретные предложения могут квалифицироваться по-разному. Например: «Товарищ решил обратиться к своему тренеру: А я – к вам» - неполное; «И тут позвонили – приходите: Я – к вам» - эллиптическое; «Доброе утро! Я к вам!» - фразеологизированное.

разговорного стиля .

О существовании эллипсиса можно догадаться зачастую исключительно из контекста, поэтому некоторые лингвисты относят его в разряд одного из непродуктивных способов компрессивного словообразования.

Выделяют два вида эллипсиса:

  1. Субстантивный (субстантивизиирующий): штрафной удар > штрафной
  2. Адъективный (деадъективизирующий): огородное пугало > пугало

Примеры

«Как на вкус было новое блюдо?» - «Ничего». (подразумевается: ничего плохого, не к чему придраться.)

Эллипсис и конверсия

Закрепившийся за выражением эллипсис слова вызывает смену частеречного статуса другого слова, подчинённого первому. Например в выражении шампанское вино слово вино обычно лишнее, потому что с другими существительными шампанское не употребляется (разве что в женском роде), и шампанское берёт на себя роль существительного.

Синтаксическая роль может и прирасти к слову - в исходном частеречном статусе слово перестаёт употребляться. Например, при пропуске второго слова в ст.-слав. дроугъ чьловѣкъ («другой человек») первое слово прилагательным быть перестало, став существительным друг .

Типы эллипсиса

Существует множество признаваемых лингвистами типов эллипсиса. Некоторые из них:

  • Гэппинг (en:Gapping)
  • Псевдогэппинг (en:Pseudogapping)
  • Стриппинг (en:Stripping (linguistics))
  • Слусинг (en:Sluicing)
  • Эллипсис глагольной группы (en:Verb phrase ellipsis)
  • Эллипсис именной группы (en:Noun ellipsis)
  • Фрагментирование, или эллипсис при ответе на вопрос (en:Answer ellipsis)
  • Сравнительный эллипсис (англ. сomparative deletion )
  • Нулевая анафора дополнения (англ. null complement anaphora )

См. также

Напишите отзыв о статье "Эллипсис"

Примечания

Литература

  • Я.Г. Тестелец . // Конференция «Типология морфосинтаксических параметров»: доклад. - М .: МГГУ, 2011.

Отрывок, характеризующий Эллипсис

– Чего бояться?
– Я боюсь, что ты погубишь себя, – решительно сказала Соня, сама испугавшись того что она сказала.
Лицо Наташи опять выразило злобу.
– И погублю, погублю, как можно скорее погублю себя. Не ваше дело. Не вам, а мне дурно будет. Оставь, оставь меня. Я ненавижу тебя.
– Наташа! – испуганно взывала Соня.
– Ненавижу, ненавижу! И ты мой враг навсегда!
Наташа выбежала из комнаты.
Наташа не говорила больше с Соней и избегала ее. С тем же выражением взволнованного удивления и преступности она ходила по комнатам, принимаясь то за то, то за другое занятие и тотчас же бросая их.
Как это ни тяжело было для Сони, но она, не спуская глаз, следила за своей подругой.
Накануне того дня, в который должен был вернуться граф, Соня заметила, что Наташа сидела всё утро у окна гостиной, как будто ожидая чего то и что она сделала какой то знак проехавшему военному, которого Соня приняла за Анатоля.
Соня стала еще внимательнее наблюдать свою подругу и заметила, что Наташа была всё время обеда и вечер в странном и неестественном состоянии (отвечала невпопад на делаемые ей вопросы, начинала и не доканчивала фразы, всему смеялась).
После чая Соня увидала робеющую горничную девушку, выжидавшую ее у двери Наташи. Она пропустила ее и, подслушав у двери, узнала, что опять было передано письмо. И вдруг Соне стало ясно, что у Наташи был какой нибудь страшный план на нынешний вечер. Соня постучалась к ней. Наташа не пустила ее.
«Она убежит с ним! думала Соня. Она на всё способна. Нынче в лице ее было что то особенно жалкое и решительное. Она заплакала, прощаясь с дяденькой, вспоминала Соня. Да это верно, она бежит с ним, – но что мне делать?» думала Соня, припоминая теперь те признаки, которые ясно доказывали, почему у Наташи было какое то страшное намерение. «Графа нет. Что мне делать, написать к Курагину, требуя от него объяснения? Но кто велит ему ответить? Писать Пьеру, как просил князь Андрей в случае несчастия?… Но может быть, в самом деле она уже отказала Болконскому (она вчера отослала письмо княжне Марье). Дяденьки нет!» Сказать Марье Дмитриевне, которая так верила в Наташу, Соне казалось ужасно. «Но так или иначе, думала Соня, стоя в темном коридоре: теперь или никогда пришло время доказать, что я помню благодеяния их семейства и люблю Nicolas. Нет, я хоть три ночи не буду спать, а не выйду из этого коридора и силой не пущу ее, и не дам позору обрушиться на их семейство», думала она.