Болезни Военный билет Призыв

Элизабет макнилл - девять с половиной недель. Варавва Иван Фёдорович - биография

И.Ф. ВАРАВВА – ПЕВЕЦ КУБАНСКОЙ ЗЕМЛИ

Материал к литературному вечеру

Подготовила:

Сёмина Е.М.

  1. Вступление. Кубань – колыбель поэта.
  1. Казачьи корни И.Ф. Вараввы.
  1. Испытание войной.
  1. Раннее творчество поэта.
  1. Учеба в литературном институте.
  1. Жизненный выбор Вараввы – его стихи.
  1. Казачья жизнь – источник творчества поэта.
  1. Заключение. Образ Кубани – навсегда в сердце.

Край родной!.. Сады твои и нивы,

Цепи гор, седая даль морей …

Был бы ты, а мы – то будем живы

Щедростью и радостью твоей.

И.Варавва

Кубань – казачий край, колыбель его далекого детства. Через расстояния и горы я вижу ее бескрайние пшеничные степи, сверкающие голубым серебром моря и лиманы, под легкой грядой облаков – зеленеющие лесами горы. Он слышит ее песни и с волнением вспоминает сокрывшие в себе тайну истории имена степных и нагорных рек и речушек: Сосыка, Ея, Лаба, Белая …Перед его взором встают продубленные южным горячим солнцем лица хлеборобов и пахарей благодатной кубанской земли.

У каждого поэта на карте страны есть своя обетованная земля, свой единственный заповедный край – главный источник творческого вдохновения. Такою землей и родником вдохновения для Ивана Вараввы была и навсегда осталась Кубань.

«Кто Кубань мою песней украсит, если это не сделаем мы?..». Любовь поэта к этой земле особенная. Она в его корнях…

Д.Яворницкий в своих очерках об истории казачества напоминает о том, что, когда формировалось Великое Войско Запорожское, в Сечь принимался не всякий беглый люд, а лишь казак по происхождению. Так повелось на Руси, -когда рождалась новая семья, при сватовстве, выбирая жениха или невесту, смотрели на корни. По «родовыне» Иван Федорович Варавва – казак щирый, что называется, с головы до ног. Его давние предки были реестровыми казаками в Запорожской Сечи. И по грамоте,жалованной царицей Екатериной, вместе с Захарием Чепигой и Антоном Головатым переселились на Кубань в составе Черноморского Казачьего Войска. Старший из рода – знатный полковник Варавва - командовал гребной флотилией, ходившей по Кубани. Второй из заслуженных родичей Ивана Вараввы – просветеитель. Варавва – за примерную службу награжден царскими золотыми именными часами вместе с атаманом Бабычем.

Планиду казачьего рода Вараввы не назовешь легкодухой. Судьбоносна она для России.

Дед Ивана Вараввы, Никита Савельевич, в прошлом казак Второго Запорожского полка Кубанского казачьего войска, в гражданскую войну, в боях на реке Маныч, был ранен и оставлен на излечение в хате у дальних родственников в донской слободе Новобатайской. Выздоровев, домой на Кубань он не вернулся, а перевез на Дон все свое семейство. Здесь, в тогдашней слободе Новобатайской, родился Иван Варавва 5 февраля 1925 года.

Трудясь, его дед обзавелся исправным хозяйством, за что и был раскулачен в период коллективизации. Хозяйство конфисковали, а деда сослали на Соловки.

В голодные годы родня и все большое семейство Ивана Вараввы в поисках хлеба, работы и спокойной жизни разбрелись по Дону и Северному Кавказу. Покинув опустевший двор и обездоленную хату, отец с матерью, взяв на руки малолетних сыновей, пешком, а потом на скрипучей арбе, встреченной по дороге, отправились к своим истокам – на Кубань!

Семнадцатилетним юношей, в1942 году, закончив среднюю школу в станице Староминской, под рокот стрельбы Иван Варавва уходит добровольцем на фронт, записываясь в станичный истребительный батальон. В свои неполные 18 лет он становится солдатом.

Первое боевое крещение юный воин получил на подступах к Новороссийску, в районе станицы Крымской. Вскоре при взятии высоты был ранен, а после лечения снова возвратился на фронт.

По своему свободолюбивому характеру, доставшемуся ему от казацкого рода, он больше всего страшился фашистского плена…Дважды невредимым выходил из железного окружения, когда в живых оставались считанные единицы. Горел, был засыпан землей от взорвавшейся бомбы… Фронтовые товарищи при встрече вспоминают, как во время атаки сопки, названной ныне Сопкой Героев, у него за спиной, в побитом осколками вещмешке, с избытком наполненном боеприпасами, задымился запал. И взрыв громыхнул, но уже после того как кто-то сдернул мешок с его плеч…

Очевидцы свидетельствуют, что при прорыве вражеской Голубой линии на Кубани в 1943 году в районе высот у станицы Крымской, командующий фронтом генерал Петров, наблюдавший в бинокль разведку боем, лично представил всех отличившихся к высоким правительственным наградам…

Среди этих храбрых бойцов был совсем еще молодой красноармеец из казачьей станицы Староминской Иван Варавва.

Для фашиста в бою казачья лава бесстрашием своим была что преисподняя!

…Сгорает день, стрекозами звеня.

Я – властелин металла и огня.

Огонь… В меня!

Для врага это состояние солдата было запредельным, непостижимым, что одолеть умом ему не было дано…

Бои, походы и переходы, ранения и контузии, награды и утраты, длинный военный путь до Берлина. Орден Красной Звезды и медаль «За отвагу». Медали за освобождение городов и штурм немецкого оплота. Орден Красной звезды догнал солдата через 25 лет, после победы он все-таки получает его. «Минометчик и стрелок роты автоматчиков в прошлом, а ныне известный советский поэт» - свидетельствовал в 1970 году журнал «Советский воин», - получает орден Красной Звезды из рук военкома, спустя двадцать пять лет после победы».

Трудный военный путь проходит лихой казак Иван Варавва. Как же он уцелел? Наверно, мысль о родной земле, любовь к ней помогали ему выжить.

Творческая судьба Ивана Вараввы востребована Россией и народом.

С 1943 года стихи Ивана Вараввы стали регулярно появляться в армейской печати. Содержание их было очень разнообразно. Но все они были проникнуты единым настроением – волей к победе:

Шел солдат на Берлин

Полевою дорогою длинной,

Орудийные громы

Над ним выбивались из сил.

Автоматные гильзы цвели,

Посреди задунайской долины

Пошатнулся солдат,

Свое сердце солдат уронил…

Молодой поэт отражал в своем раннем творчестве все, что происходило вокруг него, давал оценку событиям. А происходила жестокая война. Советские солдаты освобождали израненную родную землю, видели страдания людей, перенесших фашистскую неволю, видели, как эти люди тут же брались за восстановление всего, что разрушила война. Первые свои стихи Варавва писал в окопах для дивизионной газеты. Писать из-за нехватки бумаги приходилось с обратной стороны бумажных мишеней, выдаваемых ему запасливым старшиной.

Уже тогда на творчество начинающего поэта обратили внимание известные мастера поэзии: А.Твардовский, Вл. Сосюра, М. Рыльский. Они же и были его первыми учителями и наставниками, с тех пор прошло много времени, но и сейчас Иван Федорович вспоминает о том, как по-отечески отнеслись к нему видные поэты, поддержали в нем искру поэтического огонька.

После демобилизации из рядов Советской Армии Иван Варавва по рекомендации Союза писателей Украины поступает в

Московский литературный институт им. Горького при Союзе писателей СССР.

В это время в институт не убывал приток молодых творческих сил из продолжавших входить в мирную жизнь участников Великой Отечественной войны. Шли на учебу мужественные бывалые воины от рядового и сержанта до майора и

полковника. Это были люди с жизненным опытом, духовно цельные и целеустремленные, в горниле войны сформировавшие свой характер.

Сняв полевые погоны сержанта, Иван Варавва перешел на третий курс Литинститута с заочного отделения Киевского Государственного университета им. Т.Г Шевченко.

Он был подтянут, полон улыбки, юмора, товарищеской отзывчивости. В студенческий коллектив Варавва вписался легко. Хотя парню из кубанской станицы нелегко было определить свое место в столице, среди первой пятерки творчески наиболее заметных студентов однокурсников, в которую входили ныне известные поэты Константин Ваншенкин, Александр Николаев, болгарин Димитр Методиев, прозаик Майя Ганина.

К молодым литераторам приходили «маститые», делясь с ними своими секретами и творческим опытом. Были в гостях Леонид Леонов, Михаил Пришвин, Александр Твардовский, Константин Симонов, Константин Паустовский. Литературный институт посетил гениальный создатель «Тихого Дона» донской казак Михаил Шолохов. Студенты осыпали писателя вопросами и книгами, предназначенными для автографов.

Уже в студенческие годы Иван Варавва публиковал стихи в журналах «Советский воин» и «Смена», а также ему предоставлял страницы журнал «Новый мир», редактируемый Александром Твардовским Первую свою поэтическую книгу, вышедшую в свет в 1954 году, Варавва назвал «Ветер с Кубани» Ему предложили работу в Москве, но он решил вернуться домой, вы свою родную станицу.

Жизненный выбор был сделан правильно. Многие критики, изучавшие творчество Вараввы, напишут позднее, что он – один из лучших и наиболее известных поэтов Кубани.

В Краснодарском книжном издательстве в разное время выходили в свет сборники стихов «На старых кордонах», «Звезды в тополях», «Девушка и солнце», «Вишневый май» и др.

Известен сборник Вараввы «Песня любви». Первый раздел включает лирические стихотворения автора. Здесь подобраны и произведения, своими корнями уходящие в события военной поры.

Будучи автором многих поэтических сборников, Варавва зарекомендовал себя как неутомимый собиратель и пропагандист устного народного творчества, казачьих народных песен. Кубанскую казачью песню, которую он полюбил с детства, поэт считает самым первым своим учителем в поэзии. Иван Варавва записал народные песни от бравых запевал казачьих сотен и полков еще старой военной службы, теперь уже ушедших из жизни. Устные военные были кубанских казаков, думки, байки, легенды вошли в творческий багаж поэта. Когда у автора спрашивают о том, какую из своих работ он считает наиболее содержательной, поэт называет книгу «Песни казаков Кубани». В книгу вошли собранные И.Вараввой в станицах и хуторах Краснодарского края народные песни – произведения устного народного творчества кубанцев.

Кубанская казачья песня, и в особенности песня черноморских казаков, отличается своей внутренней емкостью. Она исполняется на четыре голоса с подголосками.

Казаки любят свободу и простор во всем. Их песни – их жизнь. Это хорошо понимает поэт Варавва, пропагандируя казачье творчество:

Казак ехал за Кубань,

Приубрался – выйди, глянь!

Сам он бравый,

Конь буланый, -

Хоть куда казак!…

В песнях кубанский казак беззаветно влюблен в природу родного края. Он, словно к божествам, обращается к ветру, орлу,

соколу к родимой степи и раздольной реке Кубани. В песне казак задушевно разговаривает со своим другом - конем, с матерью, женой или невестой, родной землей.

Я гляжу на улицу,

Стоя у окна:

Среди этих девушек

Есть моя, одна.

Долго ль ей по улочке

Песни затевать,

Мне кубанцу- молодцу

Воли не давать?..

Из таких вот привычных с детства и юности понятий слагается цельное и безмерно великое чувство Родины, рождается любовь к родине, звучащая в стихах Вараввы и песнях казаков. Поэт вносит в стих кубанский языковой диалект. Его поэзия светлая, мужественная, жизнеутверждающая. Иван Варавва в своих стихах говорит не только об истории своего народа, но и обращается к современности, к трудовым будням сегодняшнего дня. Создавая свою художественную интерпретацию, поэт вводит в стих кубанский языковой диалект, отчего народная поэзия сохраняет свежесть своей первозданной самобытности.

Воскрешая историю героических и человеческих свершений, Иван Варавва в одном из лучших своих произведений – «Казачьем сказе о Родине» – рисует выразительный нравственно – психологический портрет казака- труженика и воина, мужественно идущего по путям - дорогам истории к трудным вершинам будущего. В созидающей преемственности поколений, в верности заветам отцов видит поэт главную силу людей казачьего края. Сочетание казачьих диалектных слов и современных понятий, интонационно - мелодических характеристик и богатой звукописи помогло ему выявить внутреннее состояние героев и их характеров, создать особый поэтический колорит, сливающийся в конце произведения с песенной душой народа.

«Природный кубанский казак» – так охарактеризовал Ивана Варавву известный советский писатель С Бабаевский, увидев

Его впервые. С правотой этих слов трудно не согласиться. Замечательный певец казачьего края самобытен не только по своему внешнему, так сказать, сугубо кубанскому облику, но и по внутреннему, духовному своеобразию, уходящему корнями в толщу кубанских недр.

Иван Варавва приверженец главной в своей жизни теме – Кубани. В своем труде поэт никогда не ищет легких троп и дорог, принимая жизненные трудности такими, каковы они есть.

На протяжении творческого пути образ Кубани в душе поэта не просто жил, а и укреплялся, обретая поэтическое пространство. У него - «на праздник богатый, на обжинки веселые приглашают станичный народ». У него - «Казачка», «Кубанская быль», «Червонный поход», покорившие Л.Мартынова свободой исторического дыхания. У него - «Бежит река Кубанушка», поэтически вольное переложение народных песен черноморских казаков, причисленное В.Солоухиным к героическому эпосу. У него «Песня любви», книга лирики, ведущий мотив которой, по заключению В Фирсова, явился не чем иным, как живым голосом кубанского казачьего мира.

Крепко приросший своими родовыми корнями к Кубани, Иван Варавва отдает предпочтение неповторимому колориту близких ему величавой реки Кубани, синеглазого Урупа, пенисто-говорливых Сосыки и Лабы, размашисто-золотистых раздольев казачьего края. Историческое прошлое, сливаясь с современностью, образует в книгах Вараввы целостный облик родной земли. Лирический герой, как и в целом человек в стихотворениях поэта, - это большой мир, несущий в себе все перипетии народной судьбы.

Поэтическое мастерство И. Вараввы – непоказное, натуральное. Слово Твардовского всегда было для поэта самым притягательным. И со стороны А.Твардовского Варавва встречал ненарочитое, заинтересованное внимание. В своей книге «Ехали казаченьки поэт пишет, что А.Твардовский говорил ему, о понимании Кубани казачей. На титульном листе поэмы «За далью даль», присланной Твардовским на Кубань в 1964 году было написано: «Ивану Федоровичу Варавве – с неизменной симпатией. Присылайте новое в «Новый мир». А.Твардовский»

Несмотря на то, что поэт черпал истоки своего творчества в поэтическом мире великих классиков, И.Варавва совершенно свободен и естественен в выборе темы и интонации. Многие его стихи окрашены веселым и лукавым юмором. Но в некоторых он страдает и плачет, поет и восхищается. Мир его поэзии многообразен.

Поэт Варавва находится в пути, который избран им верно, в соответствии с его характером и творческими устремлениями. Поэт никогда не кривит душой. Он никогда не умел отрекаться. Казачья земля навсегда осталась для поэта непреходящей ценностью. Говоря о Кубани - крае казачьем, поэт имеет в виду то природное, крепкое, с высоты которого он ответствует и объемлет нынешний день Отчизны. Особенно ярко отражено это в книге « Казачий кобзарь».

За свой многолетний поэтический труд и гражданский подвиг во славу Родины И.Ф.Варавва удостоен высокого звания лауреата Литературной премии имени А.Твардовского «Василий Теркин», почетного академика Кубанской Академии культуры, почетного атамана Пашковского куреня.

«Кубань была и остается и в жизни, и в моей поэзии единственной родной землей. Все светлое, радостное и большое и то трагическое, трудное и суровое, что было в моей судьбе, принимаю как должное и отдаю на алтарь поэзии. Родная Кубань, с ее духовной природной духовной красотой, силой и древней своей историей, мало воспета в литературных трудах. Своей песней мне посчастливилось быть рядом с первыми казачьими «бандуристами» Кубани. За что благодарен судьбе.»

И.Варавва

Библиография:

Володин Д. Сын седых равнин//Человек труда.-1985.

Дроздова Н . Казачий кобзарь Ивана Вараввы. В книге: ВаравваИ.Ф. Казачий кобзарь: сборник поэзии. - Краснодар: «Советская Кубань», 1997.

Канашкин В.А. Червонная бандура Ивана Вараввы: В книге Канашкин В.А. Жребий и участь. - Краснодар,1996.

Касатая О. Кубанский лирик: О поэзии И.В.Вараввы. - Кубань,1981.-№4.

Молодость, крещенная войной: К 70-летию кубанского поэта И.Ф.Вараввы.// Кубанский курьер.-1995.

Тернавский Н. Казачья муза.//Вольна Кубань.-1995.


Иван Федорович Варавва родился 5 февраля 1925 года в донской слободе Ракова, ныне город Новобатайск Самарского района Ростовской области. Затем семья переехала на Кубань в станицу Кущевскую, затем в Староминскую.

С началом Великой Отечественной войны И. Варавва – боец истребительного батальона. В битве за Кавказ молодой поэт, в звании рядового пехотного стрелка и наводчика ротных минометов, весной 1943 года принимает участие в прорыве вражеской «Голубой линии» на Новороссийском направлении. В мае 1943 года, при штурме высоты «Сопка героев», под станицею Крымской был ранен и тяжело контужен.

Минометчиком и стрелком-автоматчиком Иван Федорович Варавва вместе с военными частями Советской Армии проходит по земле Украины и Белоруссии. В звании сержанта становится комсоргом роты полковых автоматчиков. Двадцатилетним сержантом в мае победного 1945 года молодой поэт Варавва оставил свой первый автограф на стене рейхстага в Берлине. Награжден тремя боевыми орденами и медалями.

В военные годы и в мирные армейские дни его стихотворные произведения публикуются на страницах армейской печати, начиная с 1942 года.

В 1948 году, находясь на срочной военной службе, как фронтовой поэт, был приглашен для участия в работе Второго республиканского съезда Союза писателей Украины, состоявшегося в г. Киеве. По рекомендации, полученной на съезде от Владимира Сосюры и Александра Твардовского, был принят на учебу в Московский Литературный институт им. Максима Горького при Союзе писателей СССР.

Первая заметная публикация – четыре стихотворения – состоялась в 1950 году, в альманахе молодых писателей Украины «Счастливая юность», в издательстве «Молодь», г. Киев. Первые стихотворные произведения студенческих лет были опубликованы в журнале «Новый мир», редактируемом А. Твардовским, в 1951 году.

В этом же году на втором Всесоюзном совещании молодых писателей в Москве, в докладе Алексея Суркова имя И. Вараввы было названо в числе лучших молодых поэтов страны.

После окончания Московского Литературного института в 1953 году И. Варавва возвращается на Кубань и работает литературным сотрудником в отделе культуры газеты «Советская Кубань».

В московском издательстве «Советский писатель» в 1954 году был издан первый стихотворный сборник «Ветер с Кубани», открывший путь трем десяткам поэтических книг.

Стихотворные циклы, подборки поэтических произведений И. Вараввы неоднократно публиковались в центральной периодической печати, на страницах журналов: «Новый мир», «Октябрь», «Знамя», «Наш современник», «Молодая гвардия», «Москва», «Нева», «Бежин луг», «Советский воин», «Огонек», «Смена», «Работница», «Молодой колхозник».



В творчестве И. Вараввы заметное место занимает казачья историческая тема Кубани. Вершиной работы в песенном жанре стал фольклорный труд «Песни казаков Кубани», изданный в 1966 году в Краснодаре.

Большим событием в писательской жизни И. Вараввы стало издание книги «Казачий кобзарь», созданной автором за последнее десятилетие. В эту книгу включена драматическая комедия «Хорош дом, да морока в нем» о переселении Запорожских казаков на Кубань, поставленная на сцене Краснодарского Государственного Академического драмтеатра.

И. Варавва – Герой труда Кубани, лауреат четырех Литературных премий Кубани. Литературная премия Союза писателей России им. А. Твардовского «Василий Теркин». Иван Федорович Варавва является почетным Академиком Кубанской Академии культуры и искусства, Почетным гражданином города Краснодара, почетным Атаманом Пашковского куреня. Член Союза писателей России с 1954 года.

И. Варавва в Википедии

Основные произведенияИ. Вараввы

Ветер с Кубани : Стихи. – М.: Сов. пис., 1954.
На старых кордонах : Стихи. – Краснодар: Кн.изд-во, 1956.
Кубанское лето : Стихи. – М.: Сов. пис., 1959.
Звезды в тополях : Стихи. – Краснодар: Кн.изд-во, 1960.
Девушка и солнце : Стихи. – Краснодар: Кн.изд-во, 1962.
Как гостила у дракона царь-красавица Бобровна : Сказка. – Краснодар: Кн. изд-во, 1963.
Золотая бандура : Стихи.– М.: Сов. Россия, 1964.
Песни казаков Кубани : Запись текстов. – Краснодар: Кн.изд-во, 1966.
Три ветра и волшебная яблонька : Сказка. – Краснодар: Кн.изд-во, 1967.
Вишневый май : Стихи. – Краснодар: Кн.изд-во, 1968.
Казачий край : Стихи. – Краснодар: Кн.изд-во, 1970.
Огонь горицвета : Стихи. – Краснодар: Кн.изд-во, 1972.
Сказки . – Краснодар: Кн.изд-во, 1973.
Песня гайды : Стихи. – М.: Сов. пис., 1973.
Молодость сабли : Стихи. – М.: Воениздат, 1974.
Пшеничный прибой : Стихи. – Краснодар: Кн.изд-во, 1975.
Цветы и звезды : Стихи. – Краснодар: Кн.изд-во, 1978.
Соколиная степь : Стихи. – М.: Сов. Россия, 1979.
Казачий шлях : Стихи. – М.: Современник, 1979.
Бежит река Кубанушка : Стихи. – Краснодар: Кн.изд-во,1981.
Ехали казаченьки : Стихи. – М.: Мол. гвардия, 1983.
Песня любви : Стихи. – Краснодар: Кн.изд-во, 1984.
Орлиные стаи : Стихи. – М.: Современник, 1985.
Отцовская хата : Стихи. – Краснодар: Кн.изд-во, 1989.
Казачья бандура : Стихи. – Краснодарские известия, 1992.
Всадники вьюги : Стихи. – Краснодарские известия, 1994.
Казачий кобзарь : Однотомник. – Краснодар: Сов. Кубань, 1997.

Варавва Иван Фёдорович

Поэт, фольклорист, драматург, переводчик, член Союза писателей СССР, член Союза писателей России

Иван Фёдорович Варавва родился 5 февраля 1925 года в хуторе Новобатайске Ростовской области в семье кубанских казаков.

В 1942 году со школьной скамьи ушёл на фронт. Принимал участие в Битве за Кавказ. Получил ранение и тяжёлую контузию. После излечения освобождал Варшаву, брал Берлин. Оставил стихотворную подпись на стене поверженного Рейхстага.

В 1951 году Твардовский публикует подборку его стихов в «Новом мире». В 1954 году Иван Фёдорович выпустил первый сборник стихов «Ветер с Кубани». В этом же году он был принят в Союз писателей СССР. Затем выходят сборники «На старых кордонах», «Кубанское лето», «Звезды в тополях», «Девушка и солнце», «Золотая бандура».

С 1956 года по март 1958 года работал референтом-специалистом Главного управления по производству фильмов Министерства культуры СССР в Москве.

В 1960-х годах пишет для детей: выходит его сказка «Как гостила у Дракона царь-красавица Бобровна».

При участии Вараввы был создан альманах «Кубань» и возрождён Кубанский казачий хор.

Собирал кубанские казачьи песни. Выпустил сборники «Песни казаков Кубани», «Казачий край», «Огонь горицвета», «Молодость сабли», «Пшеничный прибой», «Песня гайды», «Цветы и звёзды», «Соколиная степь», «Казачий шлях», «Бежит река Кубанушка», «Ехал казаченьки», «Песня любви», «Орлиные стаи», «Отцовская хата». Обращается к драматургии, пишет на старокубанском наречии комедию «Хорош дом — да морока в нём», а также стихотворную пьесу «Конфуз на ярмарке».

В 1971-1974 - ответственный секретарь Краснодарской краевой писательской организации. С 1980-х годов состоит членом редколлегии альманаха «Кубань» и общественного совета литературно-исторического журнала «Родная Кубань».

В 1994 году выпускает книгу «Всадники вьюги», в 1995 году она по конкурсному отбору поступила в фонд библиотеки конгресса США и была включена в её каталог. Затем в издательстве «Советская Кубань» выходят его сборники «Казачий кобзарь», «Гомон дикого поля», «Пожары Отечества», включившие в себя как избранные старые, так и новые произведения. В эти годы им была создана поэма «Посольский кортеж (Джиованни Карпини)» и многочисленные стихотворения, вошедшие в циклы «Я взращен казачьей станицей», «Зурна Кавказа», «Цветы за океаном», «Казак на Балканах», «Славянство» и другие. Последний сборник «Кольчуга Святослава» вышел уже после его смерти.

Современники называли Варавву «казачий Пушкин» и «казачий Кобзарь».

На стихи Вараввы написаны десятки песен композиторами Григорием Пономаренко, Борисом Александровым, Виктором Захарченко, Григорием Плотниченко, Виктором Пономарёвым, Василием Волченко и другими.

Имя Ивана Вараввы было присвоено Краснодарской краевой юношеской библиотеке.

Является почётным гражданином Краснодара, почётным гражданином болгарского города Несербь. Награждён орденами Отечественной войны II и I степени, Красной звезды, «Знак почёта», медалями «За отвагу», «За оборону Кавказа», «За освобождение Варшавы», «535 лет Грюнвальдской битве». «За взятие берлина».

Основные произведения И. Вараввы:

Ветер с Кубани: Стихи. - М.: Сов. пис., 1954

На старых кордонах: Стихи. - Краснодар: Кн.изд-во, 1956

Кубанское лето: Стихи. - М.: Сов. пис., 1959

Звезды в тополях: Стихи. - Краснодар: Кн.изд-во, 1960

Девушка и солнце: Стихи. - Краснодар: Кн.изд-во, 1962

Как гостила у дракона царь-красавица Бобровна: Сказка. - Краснодар: Кн. изд-во, 1963

Золотая бандура: Стихи.- М.: Сов. Россия, 1964

Песни казаков Кубани: Запись текстов. - Краснодар: Кн.изд-во, 1966

Три ветра и волшебная яблонька: Сказка. - Краснодар: Кн.изд-во, 1967

Вишневый май: Стихи. - Краснодар: Кн.изд-во, 1968

Казачий край: Стихи. - Краснодар: Кн.изд-во, 1970

Огонь горицвета: Стихи. - Краснодар: Кн.изд-во, 1972

Сказки. - Краснодар: Кн.изд-во, 1973

Песня гайды: Стихи. - М.: Сов. пис., 1973

Варавва Иван Федорович - русский советский поэт, участник Великой Отечественной войны.

Родился 5 февраля 1925 года в селе Новобатайск Северо-Кавказского края (ныне Ростовская область) в семье кубанских казаков, переселенцев с Кубани. В 1932 году семья вернулась на Кубань, переехав сначала в Краснодар, а затем в станицу Староминскую.

В 1942 году со школьной скамьи ушел на фронт. В битве за Кавказ молодой поэт, в звании рядового пехотного стрелка и наводчика ротных минометов, весной 1943 года принимает участие в прорыве вражеской Голубой линии на Новороссийском направлении.

В мае 1943 года, при штурме высоты Сопка героев, под Крымской станицею был ранен и тяжело контужен.

Минометчиком и стрелком-автоматчиком Варавва прошел по земле Украины и Белоруссии, в звании сержанта стал комсоргом роты полковых автоматчиков.

В мае победного 1945 года молодой поэт Варавва оставил свой первый автограф на стене рейхстага в Берлине. Награжден тремя боевыми орденами и медалями.

В военные годы и в мирные армейские дни его стихотворные произведения публиковались на страницах армейской печати, начиная с 1942 года.

В 1948 году, находясь на срочной военной службе, как фронтовой поэт, был приглашен для участия в работе Второго республиканского съезда Союза писателей Украины, состоявшегося в Киеве. По рекомендации, полученной на съезде от Владимира Сосюры и Александра Твардовского, был принят на учебу в Московский Литературный институт им. Максима Горького при Союзе писателей СССР.

Первая заметная публикация состоялась в 1950 году, в альманахе молодых писателей Украины Счастливая юность, в издательстве Молодь, г. Киев. Первые стихотворные произведения студенческих лет были опубликованы в 1951 году, в журнале Новый мир, редактором которого был А. Твардовский.

В этом же году, на втором Всесоюзном совещании молодых писателей в Москве, в докладе Алексея Суркова имя И. Вараввы было названо в числе лучших молодых поэтов страны.

В 1953 году, после окончания института, И. Варавва возвращается на Кубань и работает литературным сотрудником в отделе культуры газеты Советская Кубань.

В московском издательстве Советский писатель в 1954 году был издан первый стихотворный сборник Ветер с Кубани, открывший путь трем десяткам поэтических книг.

Стихотворные циклы и подборки поэтических произведений И. Вараввы неоднократно публиковались в центральной периодической печати, на страницах журналов: Новый мир, Октябрь, Знамя, Наш современник, Молодая гвардия, Москва, Нева, Бежин луг, Советский воин, Огонек, Смена, Работница, Молодой колхозник.

В творчестве И. Вараввы заметное место занимает казачья историческая тема Кубани.

Книга Казачий кобзарь создана автором за последнее десятилетие. В нее включена драматическая комедия Хорош дом, да морока в нем о переселении Запорожских казаков на Кубань, поставленная на сцене Краснодарского Государственного Академического драмтеатра.

Варавва – Герой труда Кубани, лауреат четырех Литературных премий Кубани. Иван Федорович является почетным Академиком Кубанской Академии культуры и искусства, Почетным гражданином города Краснодара, почетным Атаманом Пашковского куреня. Член Союза писателей России с 1954 года.

Годы творчества:

с по Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Направление:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Жанр:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Язык произведений: Дебют:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Премии: Награды:
Орден Отечественной войны I степени- 1985 Орден Отечественной войны II степени - 1944 Орден Красной Звезды - 1970 Орден «Знак Почёта» - 1987
Медаль «За отвагу» - 1943 Медаль «За оборону Кавказа» Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» 40px
Подпись:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

[[Ошибка Lua в Модуль:Wikidata/Interproject на строке 17: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |Произведения]] в Викитеке Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ива́н Фёдорович Вара́вва (5 февраля - 13 апреля ) - русский советский поэт , участник Великой Отечественной войны . Герой Труда Кубани (2005).

Биография

Первые стихи Вараввы были опубликованы в 1944 году в армейской печати. В 1948 году Варрава познакомился с Александром Твардовским , прочитав в ответ на «Я убит подо Ржевом» своё стихотворение «Под Бреслау, за Одер-рекою». Стихотворения молодого поэта также высоко оценил знаменитый украинский поэт Владимир Сосюра . По их рекомендации в 1950 году из Киевского государственного университета им. Тараса Шевченко Варрава был переведён в ; учился вместе с Константином Ваншенкиным , Евгением Винокуровым , Сергеем Орловым , Борисом Балтером . В 1951 году Твардовский публикует подборку стихотворений Варравы в «Новом мире ». В 1953 году Варрава окончил институт. В 1954 году вышел первый сборник его стихов «Ветер с Кубани». В этом же году Иван Варрава был принят в Союз писателей СССР . Затем выходят сборники «На старых кордонах», «Кубанское лето», «Звезды в тополях», «Девушка и солнце», «Золотая бандура».

Затем Иван Варрава возвращается на Кубань. Пишет для детей. В 1960-х годах выходит его сказка «Как гостила у Дракона царь-красавица Бобровна».

При участии Вараввы был создан альманах «Кубань » и возрождён Кубанский казачий хор .

Варрава собирал кубанские казачьи песни. В 1966 году выпустил сборник «Песни казаков Кубани», включив в него в том числе и песню «Ще й не вмэрла Украина ». За это подвергся жёсткой критике властей.

Впоследствии Варрава выпустил сборники стихов «Казачий край», «Огонь горицвета», «Молодость сабли», «Пшеничный прибой», «Песня гайды», «Цветы и звёзды», «Соколиная степь», «Казачий шлях», «Бежит река Кубанушка», «Ехал казаченьки», «Песня любви», «Орлиные стаи», «Отцовская хата». Обращается к драматургии , пишет на старокубанском наречии комедию «Хорош дом - да морока в нём», а также стихотворную пьесу «Конфуз на ярмарке».

Современники называли Варавву «казачий Пушкин » и «казачий Кобзарь».

На стихи Вараввы написаны десятки песен композиторами Григорием Пономаренко , Борисом Александровым , Виктором Захарченко , Григорием Плотниченко , Виктором Пономарёвым , Василием Волченко и другими.

Иван Варрава избирался депутатом Краснодарского краевого совета нескольких созывов.

Награды, премии, почётные звания

  • Орден Отечественной войны I степени (1985 )
  • Орден Отечественной войны II степени (1944)
  • Боевые и юбилейные медали
  • Почётный гражданин Краснодара (1995)
  • Почётный гражданин Несебыра (Болгария) (1975)
  • Почётный колхозник колхоза «Сопка героев» Крымского района Краснодарского края ()
  • Народный поэт Республики Адыгея (2000)
  • Литературная премия имени Николая Островского (1968, за книгу стихов «Вишнёвый край»)
  • Премия Союза писателей России имени Александра Твардовского «Василий Тёркин» ()
  • Премия Администрации Краснодарского края имени Е. Ф. Степановой (2004)
  • Почётный атаман станицы Пашковской

Память

  • Имя Ивана Вараввы было присвоено Краснодарской краевой юношеской библиотеке.

Библиография

  • Ветер с Кубани. Лирика. - М .: Советский писатель, 1954. - 95 с. - 10 000 экз.
  • Кубанское лето. Лирика. - М .: Советский писатель, 1959. - 123 с. - 5000 экз.
  • Золотая бандура. Стихи. - М .: Советская Россия, 1964. - 64 с. - (Поэтическая Россия). - 4000 экз.
  • Песни казаков Кубани. Запись текстов и подготовка к печати И. Ф. Вараввы. [Предисл. В. Сидельникова]. - Краснодар: Кн. изд-во, 1966. - 326 с. - 5000 экз.
  • Песня гайды. Стихи. - М .: Советский писатель, 1973. - 94 с. - 10 000 экз.
  • Молодость сабли. Стихи. [Ил.: Л. Д. Борзых]. - М .: Воениздат, 1974. - 244 с. - 5000 экз.
  • Казачий шлях: Кн. стихов. - М .: Современник, 1979. - 126 с. - (Новинки «Современника»). - 20 000 экз.
  • Соколиная степь. [Вступ. статья Н. Доризо ; худож. В. Бондарев]. - М .: Советская Россия, 1979. - 191 с. - (Кн. стихов). - 20 000 экз. - ISBN 5-268-00792-0.
  • Ехали казаченьки: Стихотворения. [Худож В. Воробьёв]. - М .: Молодая гвардия, 1983. - 79 с. - 20 000 экз.
  • Песня любви: Стихи и песни. [Предисл В. Фирсова ; худож. М. В. Демочко]. - Краснодар: Кн. изд-во, 1984. - 208 с. - (Новинки «Современника»). - 6000 экз.
  • Орлиные стаи: Стихотворения и песни. [Худож. Б. Лавров]. - М .: Современник, 1985. - 175 с. - 20 000 экз.
  • Отцовская хата: Стихотворения, песни Комедия. [Вступ. ст. И. Стаднюка ; худож М. В. Демочко]. - Краснодар: Кн. изд-во, 1989. - 220 с. - 5000 экз. - ISBN 5-7561-0130-6.
  • Казачья бандура: Думы, песни и легенды кубанских казаков. - Краснодар: Кубанская Казачья Рада, 1992.
  • Казачий кобзарь: [Сб поэзии]. - Краснодар: Советская Кубань, 1997. - 543 с. - ISBN 5-7221-0136-2.
  • Гомон дикого поля: Стихотворения и поэмы. - Краснодар: Советская Кубань, 2000. - 608 с.
  • Пожары Отечества: Стихотворения и поэмы. - Краснодар: Советская Кубань, 2001.
  • Кольчуга Святослава: Стихотворения и поэмы. - Краснодар: ОАО «Советская Кубань», 2006.

Напишите отзыв о статье "Варавва, Иван Фёдорович"

Литература

  • Огрызко В. В. Русские писатели. Современная эпоха. - М .: Литературная Россия, 2004. - 552 с.

Примечания

Ссылки

  • в каталоге «Библус»
  • - Портал исполнительных органов государственной власти Краснодарского края

Отрывок, характеризующий Варавва, Иван Фёдорович

Я осторожно вошла в пещеру. Но и здесь ничего необычного не произошло, разве что, воздух стал каким-то очень мягким и «радостным» – пахло весной и травами, будто я находилась на сочной лесной поляне, а не внутри голой каменной скалы... Пройдя несколько метров, я вдруг поняла, что становится всё светлее, хотя, казалось бы, должно было быть наоборот. Свет струился откуда-то сверху, здесь внизу распыляясь в очень мягкое «закатное» освещение. В голове тихо и ненавязчиво зазвучала странная, успокаивающая мелодия – ничего подобного мне никогда раньше не приходилось слышать... Необычайное сочетание звуков делало мир вокруг лёгким и радостным. И безопасным...
В странной пещере было очень тихо и очень уютно... Единственное, что чуточку настораживало – всё сильнее нарастало ощущение чужого наблюдения. Но оно не было неприятным. Просто – заботливый взгляд родителя за несмышлёным малышом...
Коридор, по которому я шла, начал расширяться, переходя в огромный высокий каменный зал, по краям которого располагались простые каменные сидения, похожие на длинные скамьи, выбитые кем-то прямо в скале. А посередине этого странного зала высился каменный постамент, на котором «горел» всеми цветами радуги огромный бриллиантовый кристалл... Он сверкал и переливался, ослепляя разноцветными вспышками, и был похож на маленькое солнце, почему-то вдруг кем-то запрятанное в каменную пещеру.
Я подошла поближе – кристалл засиял ярче. Это было очень красиво, но не более, и никакого восторга или приобщения к чему-то «великому» не вызывало. Кристалл был материальным, просто невероятно большим и великолепным. Но и только. Он не был чем-то мистическим или значимым, а всего лишь необычайно красивым. Только вот я пока никак не могла понять, почему этот с виду совершенно вроде бы простой «камень» реагировал на приближение человека? Могло ли оказаться возможным, что его каким-то образом «включало» человеческое тепло?
– Ты совершенно права, Изидора... – вдруг послышался чей-то ласковый голос. – Недаром, тебя ценят Отцы!
Вздрогнув от неожиданности, я обернулась, тут же радостно воскликнув – рядом стоял Север! Он был по-прежнему приветливым и тёплым, только чуточку грустным. Как ласковое солнце, которое вдруг закрыла случайная туча...
– Здравствуй Север! Прости, что пришла непрошенной. Я звала тебя, но ты не явился... Тогда я решила сама попробовать найти тебя. Скажи, что означают твои слова? В чём моя правота?
Он подошёл к кристаллу – тот засиял ещё ярче. Свет буквально слепил, не давая на него смотреть.
– Ты права насчёт этого «дива»... Мы нашли его очень давно, много сотен лет тому назад. И теперь он служит хорошую службу – защитой против «слепых», тех, которые случайно попали сюда. – Север улыбнулся. – Для «желающих, но не могущих»... – и добавил. – Как Караффа. Но это не твой зал, Изидора. Пойдём со мной. Я покажу тебе твою Мэтэору.
Мы двинулись вглубь зала, проходя, стоящие по краям, какие-то огромные белые плиты с выбитыми на них письменами.
– Это не похоже на руны. Что это, Север? – не выдержала я.
Он опять дружески улыбнулся:
– Руны, только очень древние. Твой отец не успел тебя научить... Но если захочешь – я научу тебя. Только приходи к нам, Изидора.
Он повторял уже слышанное мною.
– Нет! – сразу же отрезала я. – Я не поэтому сюда пришла, ты знаешь, Север. Я пришла за помощью. Только вы можете помочь мне уничтожить Караффу. Ведь в том, что он творит – и ваша вина. Помогите же мне!
Север ещё больше погрустнел... Я заранее знала, что он ответит, но не намеревалась сдаваться. На весы были поставлены миллионы хороших жизней, и я не могла так просто отказаться от борьбы за них.
– Я уже объяснил тебе, Изидора...
– Так объясни ещё! – резко прервала его я. – Объясни мне, как можно спокойно сидеть, сложа руки, когда человеческие жизни гаснут одна за другой по твоей же вине?! Объясни, как такая мразь, как Караффа, может существовать, и ни у кого не возникает желание даже попробовать уничтожить его?! Объясни, как ты можешь жить, когда рядом с тобой происходит такое?..
Горькая обида клокотала во мне, пытаясь выплеснуться наружу. Я почти кричала, пытаясь достучаться до его души, но чувствовала, что теряю. Обратного пути не было. Я не знала, получится ли ещё когда-нибудь попасть туда, и должна была использовать любую возможность, прежде чем уйти.
– Оглянись, Север! По всей Европе пылают живыми факелами твои братья и сёстры! Неужели ты можешь спокойно спать, слыша их крики??? И как же тебе не сняться кровавые кошмары?!
Его спокойное лицо исказила гримаса боли:
– Не говори такого, Изидора! Я уже объяснял тебе – мы не должны вмешиваться, нам не дано такое право... Мы – хранители. Мы лишь оберегаем ЗНАНИЯ.
– А тебе не кажется, что подожди Вы ещё, и Ваши знания уже не для кого будет сохранять?!. – горестно воскликнула я.
– Земля не готова, Изидора. Я уже говорил тебе это...
– Что ж, возможно она никогда готовой не будет... И когда-нибудь, через каких-нибудь тысячу лет, когда ты будешь смотреть на неё со своих «вершин», ты узришь лишь пустое поле, возможно даже поросшее красивыми цветами, потому что на Земле в это время уже не будет людей, и некому будет срывать эти цветы... Подумай, Север, такое ли будущее ты желал Земле?!..
Но Север был защищён глухой стеной веры в то, что говорил... Видимо, они все железно верили, что были правы. Или кто-то когда-то вселил эту веру в их души так крепко, что они проносили её чрез столетия, не открываясь и не допуская никого в свои сердца... И я не могла через неё пробиться, как бы ни старалась.
– Нас мало, Изидора. И если мы вмешаемся, не исключено, что мы тоже погибнем... А тогда проще простого будет даже для слабого человека, уже не говоря о таком, как Караффа, воспользоваться всем, что мы храним. И у кого-то в руках окажется власть над всеми живущими. Такое уже было когда-то... Очень давно. Мир чуть не погиб тогда. Поэтому – прости, но мы не будем вмешиваться, Изидора, у нас нет на это права... Наши Великие Предки завещали нам охранять древние ЗНАНИЯ. И это то, для чего мы здесь. Для чего живём. Мы не спасли даже Христа когда-то... Хотя могли бы. А ведь мы все очень любили его.
– Ты хочешь сказать, что кто-то из Вас знал Христа?!.. Но это ведь было так давно!.. Даже Вы не можете жить так долго!
– Почему – давно, Изидора?– искренне удивился Север. – Это было лишь несколько сотен назад! А мы ведь живём намного дольше, ты знаешь. Как могла бы жить и ты, если бы захотела...
– Несколько сотен?!!! – Север кивнул. – Но как же легенда?!.. Ведь по ней с его смерти прошло уже полторы тысячи лет?!..
– На то она «легенда» и есть... – пожал плечами Север, – Ведь если бы она была Истиной, она не нуждалась бы в заказных «фантазиях» Павла, Матфея, Петра и им подобных?.. При всём при том, что эти «святые» люди ведь даже и не видели никогда живого Христа! И он никогда не учил их. История повторяется, Изидора... Так было, и так будет всегда, пока люди не начнут, наконец, самостоятельно думать. А пока за них думают Тёмные умы – на Земле всегда будет властвовать лишь борьба...
Север умолк, как бы решая, стоит ли продолжать. Но, немного подумав, всё же, заговорил снова...
– «Думающие Тёмные», время от времени дают человечеству нового Бога, выбирая его всегда из самых лучших, самых светлых и чистых,… но именно тех, которых обязательно уже нет в Круге Живых. Так как на мёртвого, видишь ли, намного легче «одеть» лживую «историю его Жизни», и пустить её в мир, чтобы несла она человечеству лишь то, что «одобрялось» «Думающими Тёмными», заставляя людей окунаться ещё глубже в невежество Ума, пеленая Души их всё сильнее в страх неизбежной смерти, и надевая этим же оковы на их свободную и гордую Жизнь...
– Кто такие – Думающие Тёмные, Север? – не выдержала я.
– Это Тёмный Круг, в который входят «серые» Волхвы, «чёрные» маги, денежные гении (свои для каждого нового промежутка времени), и многое тому подобное. Проще – это Земное (да и не только) объединение «тёмных» сил.
– И Вы не боретесь с ними?!!! Ты говоришь об этом так спокойно, как будто это тебя не касается!.. Но ты ведь тоже живёшь на Земле, Север!
В его глазах появилась смертельная тоска, будто я нечаянно затронула нечто глубоко печальное и невыносимо больное.
– О, мы боролись, Изидора!.. Ещё как боролись! Давно это было... Я, как и ты сейчас, был слишком наивным и думал, что стоит людям лишь показать, где правда, а где ложь, и они тут же кинутся в атаку за «правое дело». Это всего лишь «мечты о будущем», Изидора... Человек, видишь ли, существо легко уязвимое... Слишком легко поддающееся на лесть и жадность. Да и другие разные «человеческие пороки»... Люди в первую очередь думают о своих потребностях и выгодах, и только потом – об «остальных» живущих. Те, кто посильнее – жаждут Власти. Ну, а слабые ищут сильных защитников, совершенно не интересуясь их «чистоплотностью». И это продолжается столетиями. Вот почему в любой войне первыми гибнут самые светлые и самые лучшие. А остальные «оставшиеся» присоединяются к «победителю»... Так и идёт по кругу. Земля не готова мыслить, Изидора. Знаю, ты не согласна, ибо ты сама слишком чиста и светла. Но одному человеку не по силам свергнуть общее ЗЛО, даже такому сильному, как ты. Земное Зло слишком большое и вольное. Мы пытались когда-то... и потеряли лучших. Именно поэтому, мы будем ждать, когда придёт правильное время. Нас слишком мало, Изидора.
– Но почему тогда Вы не пытаетесь воевать по-другому? В войну, которая не требует Ваших жизней? У Вас ведь есть такое оружие! И почему разрешаете осквернять таких, как Иисус? Почему не расскажете людям правду?..
– Потому, что никто не будет этого слушать, Изидора... Люди предпочитают красивую и спокойную ложь, будоражащей душу правде... И пока ещё не желают думать. Смотри, ведь даже истории о «жизни богов» и мессий, сотворённые «тёмными», слишком одна на другую похожи, вплоть до подробностей, начиная с их рождения и до самой смерти. Это чтобы человека не беспокоило «новое», чтобы его всегда окружало «привычное и знакомое». Когда-то, когда я был таким, как ты – убеждённым, истинным Воином – эти «истории» поражали меня открытой ложью и скупостью разнообразия мысли их «создающих». Я считал это великой ошибкой «тёмных»... Но теперь, давно уже понял, что именно такими они создавались умышленно. И это по-настоящему было гениальным... Думающие Тёмные слишком хорошо знают природу «ведомого» человека, и поэтому совершенно уверены в том, что Человек всегда с готовностью пойдёт за тем, кто похож на уже и з в е с т н о е ему, но будет сильно сопротивляться и тяжело примет того, кто окажется для него н о в ы м, и заставит мыслить. Поэтому-то наверное люди всё ещё слепо идут за «похожими» Богами, Изидора, не сомневаясь и не думая, не утруждая задать себе хотя бы один вопрос...
Я опустила голову – он был совершенно прав. У людей был всё ещё слишком сильным «инстинкт толпы», который легко управлял их податливыми душами...
– А ведь у каждого из тех, которых люди называли Богами, были очень яркие и очень разные, их собственные уникальные Жизни, которые чудесно украсили бы Истинную Летопись Человечества, если бы люди знали о них, – печально продолжал Север. – Скажи мне, Изидора, читал ли кто-нибудь на Земле записи самого Христа?.. А ведь он был прекрасным Учителем, который к тому же ещё и чудесно писал! И оставил намного больше, чем могли бы даже представить «Думающие Тёмные», создавшие его липовую историю...
Глаза Севера стали очень тёмными и глубокими, будто на мгновение вобрали в себя всю земную горечь и боль... И было видно, что говорить об этом ему совершенно не хочется, но с минуту помолчав, он всё же продолжил.
– Он жил здесь с тринадцати лет... И уже тогда писал весть своей жизни, зная, как сильно её изолгут. Он уже тогда знал своё будущее. И уже тогда страдал. Мы многому научили его... – вдруг вспомнив что-то приятное, Север совершенно по-детски улыбнулся... – В нём всегда горела слепяще-яркая Сила Жизни, как солнце... И чудесный внутренний Свет. Он поражал нас своим безграничным желанием ВЕДАТЬ! Знать ВСЁ, что знали мы... Я никогда не зрел такой сумасшедшей жажды!.. Кроме, может быть, ещё у одной, такой же одержимой...
Его улыбка стала удивительно тёплой и светлой.
– В то время у нас жила здесь девочка – Магдалина... Чистая и нежная, как утренний свет. И сказочно одарённая! Она была самой сильной из всех, кого я знал на Земле в то время, кроме наших лучших Волхвов и Христа. Ещё находясь у нас, она стала Ведуньей Иисуса... и его единственной Великой Любовью, а после – его женой и другом, делившим с ним каждое мгновение его жизни, пока он жил на этой Земле... Ну, а он, учась и взрослея с нами, стал очень сильным Ведуном и настоящим Воином! Вот тогда и пришло его время с нами прощаться... Пришло время исполнить Долг, ради которого Отцы призвали его на Землю. И он покинул нас. А с ним вместе ушла Магдалина... Наш монастырь стал пустым и холодным без этих удивительных, теперь уже ставших совершенно взрослыми, детей. Нам очень не хватало их счастливых улыбок, их тёплого смеха... Их радости при виде друг друга, их неуёмной жажды знания, железной Силы их Духа, и Света их чистых Душ... Эти дети были, как солнца, без которых меркла наша холодная размеренная жизнь. Мэтэора грустила и пустовала без них... Мы знали, что они уже никогда не вернутся, и что теперь уже никто из нас более никогда не увидит их... Иисус стал непоколебимым воином. Он боролся со злом яростнее, чем ты, Изидора. Но у него не хватило сил. – Север поник... – Он звал на помощь своего Отца, он часами мысленно беседовал с ним. Но Отец был глух к его просьбам. Он не мог, не имел права предать то, чему служил. И ему пришлось за это предать своего сына, которого он искренне и беззаветно любил – в глазах Севера, к моему великому удивлению, блестели слёзы... – Получив отказ своего Отца, Иисус, также как и ты, Изидора, попросил помощи у всех нас... Но мы тоже отказали ему... Мы не имели права. Мы предлагали ему уйти. Но он остался, хотя прекрасно знал, что его ждёт. Он боролся до последнего мгновения... Боролся за Добро, за Землю, и даже за казнивших его людей. Он боролся за Свет. За что люди, «в благодарность», после смерти оклеветали его, сделав ложным и беспомощным Богом... Хотя именно беспомощным Иисус никогда и не был... Он был воином до мозга костей, ещё тогда, когда совсем ребёнком пришёл к нам. Он призывал к борьбе, он крушил «чёрное», где бы оно ни попадалось, на его тернистом пути.

Иисус Радомир прогоняет
торговцев из храма

Север замолк, и я подумала, что рассказ закончен. В его печальных серых глазах плескалась такая глубокая, обнажённая тоска, что я наконец-то поняла, как непросто должно было жить, отказывая в помощи любимым, светлым и прекрасным людям, провожая их, идущих на верную гибель, и зная, как легко было их спасти, всего лишь протянув руку... И как же неправильна по-моему была их неписанная «правда» о не вмешательстве в Земные дела, пока (наконец-то, когда-то!..) не придёт «правильное» время... которое могло так никогда и не придти...
– Человек – всё ещё существо слабовольное, Изидора... – вдруг снова тихо заговорил Север. – И корысти, и зависти в нём, к сожалению, больше, чем он может осилить. Люди пока ещё не желают следовать за Чистым и Светлым – это ранит их «гордость» и сильно злит, так как слишком уж отличается, от «привычного» им человека. И Думающие Тёмные, прекрасно зная и пользуясь этим, всегда легко направляли людей сперва свергать и уничтожать «новых» Богов, утоляя «жажду» крушения прекрасного и светлого. А потом уже, достаточно посрамлённых, возвращали тех же новых «богов» толпе, как Великих Мучеников, уничтоженных «по ошибке»... Христос же, даже распятым, оставался для людей слишком далёким... И слишком чистым… Поэтому уже после смерти люди с такой жестокостью пятнали его, не жалея и не смущаясь, делая подобным себе. Так из ярого Воина остался в людской памяти лишь трусливый Бог, призывавший подставлять левую щёку, если ударят по правой.... А из его великой Любви – осталось лишь жалкое посмешище, закиданное камнями... чудесная чистая девочка, превратившаяся в «прощённую» Христом, поднявшуюся из грязи, «падшую» женщину... Люди всё ещё глупы и злы Изидора... Не отдавай себя за них! Ведь даже распяв Христа, все эти годы они не могут успокоиться, уничтожая Имя Его. Не отдавай себя за них Изидора!