Болезни Военный билет Призыв

Элегия некрасов размер. Анализ стихотворения Элегия Некрасова (Некрасов Н. А.). Возможно вам будет интересно

Позднее стихотворение “Элегия” (А.Н. Е<раков>у) (1874) кажется нарочито старомодным, подчеркнуто традиционалистским. Оно написано александрийским стихом (6-стопные ямбы с парной рифмовкой), выдержано в высоком, торжественном стиле, дидактически-назидательно, насыщено мотивами, восходящими к поэзии прошлых времен. Некрасов отказался от мысли начать его следующим остроумным двустишием: “Старо, не правда ли, печь хлебы из муки? / Однако ж из песку попробуй, испеки!” Это двустишие удачно предваряло бы последующие строки, однако его некоторая смешливость не была бы вполне уместной в скорбном и величественном контексте всего остального. В результате начата “Элегия” так:

Пускай нам говорит изменчивая мода,
Что тема старая “страдания народа”
И что поэзия забыть ее должна,
Не верьте, юноши! не стареет она.

Это непосредственный отклик на лекцию известного филолога О.Ф. Миллера, в которой он утверждал, что Некрасов повторяется, продолжая варьировать исчерпанную им уже тему “страданий парода”. Поэт возражает: нет, эта тема неисчерпаема, “не стареет”. Уже Пушкин употреблял глагол “стареет” с ударением на втором слоге, Некрасов же в данном случае предпочитает архаическую форму. Здесь он несколько похож на старца, поучающего “юношей” и отвергающего всякую новомодность.

... Увы! пока народы
Влачатся в нищете, покорствуя бичам,
Как тощие стада по скошенным лугам,
Оплакивать их рок, служить им будет Муза...

О некрасовской Музе см. в разделе этой главы, посвященном” стихотворению “Вчерашний день, часу в шестом...”. “Влачатся”, “тощие”, “покорствуя бичам” - явственные отзвуки пушкинской “Деревни” (1819), нескрываемая цитата. Антикрепостнический пафос Пушкина, как видно, не устарел и тогда, когда уже отменено крепостное право.

К народу возбуждать вниманье сильных мира -
Чему достойнее служить могла бы лира?..

Где Муза, там, конечно, и лира, опять-таки как и в пушкинских стихах; и следующая строка некрасовской “Элегии” стала хрестоматийной - как бы эпиграфом ко всему творчеству поэта, произносимым с лирико-завещательной интонацией:

Я лиру посвятил народу своему.

Но это отнюдь не гарантия того, что народ возблагодарит посвященную ему лиру. У Некрасова есть стихи, в которых выражено горькое сомнение в этом (“Я настолько же чуждым народу / Умираю, как жить начинал”, “И песнь моя бесследно пролетела, / И до народа не дошла она”). В “Элегии” поэт тоже сомневается в признании народа: “Бытьможет, я умру неведомый ему...” Далее мысль поэта обращается к последствиям крестьянской реформы 1861 г. Решила ли отмена крепостного права больные проблемы крестьянской жизни? В “Кому на Руси жить хорошо” сказано, что распавшаяся “цепьвеликая”, одним концом ударив по барину, другим ударила по мужику. В стихотворении “Как празднуют трусу” Некрасов с горечью замечает: “В жизни крестьянина, ныне свободного, / Бедность, невежество, мрак”. Сходный мотив прозвучал и в “Элегии”:

Я видел красный день: в России нет раба!
И слезы сладкие я пролил в умиленье...
“Довольно ликовать в наивном увлеченье, -
Шепнула Муза мне. - Пора идти вперед:
Народ освобожден, но счастлив ли народ?..”

Следующая строфа начинается риторико-стилистической фигурой, суть которой такова: что бы я ни делал, я занят одним. “Внимаю ль песни жниц...” и пр. (ср. у Пушкина: “Брожу ли я вдоль улиц шумных...”). Слово “песни” - либо винительный падеж множественного числа от “песня” (и тогда глагол “внимаю” - переходный), либо дательный единственного от “песнь”. Скорее первое, хотя есть возможность двоя кого понимания. Так вот, что бы ни делал поэт, он все время ищет ответ на вопрос о том, осчастливила ли свобода крестьян, внесла ли она перемену “В народные судьбы? в напевы сельских дев?/ Иль так же горестен нестройный их напев?” Пушкин в авторских примечаниях к “Евгению Онегину” комментировал свой стих из IV главы “В избушке распевая, дева...”: “В журналах удивлялись, как можно было назвать девою простую крестьянку, между тем как благородные барышни, немного ниже, названы девчонками”. Некрасовские слова “напевы сельских дев” как бы солидарны с мнением Пушкина о том, что о поющей крестьянской девушке можно писать в высоком слоге.

Заключительная строфа “Элегии” начинается словами “Уж вечер настает”. Они отсылают нас к строке из элегии Жуковского “Вечер”: “Уж вечер... Облаков померкнули края...” В XIX в. не забывали эту элегию старого мастера. Отрывок из нее, как раз начиная с указанной строки, вошел в либретто оперы Чайковского “Пиковая дама” (1890). Жанр элегии, то есть задумчиво-грустного стихотворения, привлекал Некрасова, автора стихотворных циклов “Последние элегии” и “Три элегии (А.Н. Плещееву)”, последний создан в год написания рассматриваемого стихотворения, в котором слышен элегический отзвук из Жуковского.

В последней строфе лирический герой бродит в “прохладной полутьме”, благословляет “сельские труды”, шлет проклятия “народному врагу”, молится за “друга” и поет. Громкой песне внемлет и вторит природа - долы, нивы, горы, лес.

Но тот, о ком пою в вечерней тишине,
Кому посвящены мечтания поэта, -
Увы! не внемлет он - и не дает ответа...

У разных поэтов варьируется сходный мотив: пророк, проповедник, певец, поэт заворожил природу, которая благодарно прислушивается к нему, а вот живые люди, к которым он обращается, глухи, невосприимчивы к его вдохновенному слову. См. “Пророк” Лермонтова, “Бэда-проповедник” Полонского, “Слепой” А.К. Толстого. Некрасов, как видно, подключается к этой прочно сложившейся традиции. А заключительная строка прямо отсылает нас к концовке 1-го тома “Мертвыхдуш” Гоголя: “Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа”. Это одно из многих обращений Некрасова к гоголевскому творческому опыту.

Некрасов переживал за судьбу России и всей своей поэзией призывал к работе по преобразованию её в могучую и счастливую страну.

Стихотворение «Элегия», посвященное судьбе родины и роли поэта в обществе, написано Некрасовым 15-17 августа 1874 года. Сразу в печать произведение отдано не было. Некрасов решил выждать некоторое время, не торопиться с опубликованием столь острого в политическом плане стихотворения – он опасался новой цензурной бури. Стихи были отправлены 29 августа 1874 года супругу сестры поэта А.Н.Еракову. В сопроводительной записке Некрасов отмечал, что за последний период творчества — это «самые мои задушевные и любимые» стихи.

Импульсом к написанию стихотворения «Элегия» послужила лекция либерального историка русской литературы Ореста Миллера, в которой он утверждал, что Некрасов продолжает писать уже на разработанную тему «страдания народа». Поэт оппонирует, высказывает своё мнение, убеждает, что эта тема не стареет.

Композиционно стихотворение «Элегия» делится на четыре крупные строфы по 14, 10, 12, 14 строк соответственно. Стихотворению свойственна общая высокая тональность. Сквозные темы стихотворения – судьба народа в пореформенную эпоху и миссия поэта в обществе.

Стихотворение «Элегия» — один из лучших образцов гражданской лирики поэта.

Проблематика стихотворения
Ключевая проблема, поднятая в «Элегии» — социально-исторического плана — результаты крестьянской реформы. Проблемные вопросы о положении народа в стихотворении сочетаются с вопросом о роли поэта в обществе.

В начале стихотворения оценивается актуальность темы «страдания народа». Лирический герой вводит нас в курс дела – «мода» говорит о том, что эта тема стара, и поэзия не должна отзываться на неё. Но лирический герой с этим не согласен. Он придерживается мнения, что для поэта нет дела важнее и существеннее, чем «толпе напоминать, что бедствует народ… к народу возбуждать вниманье сильных мира…»

Во второй строфе стихотворения лирический герой рассуждает о своей гражданской миссии, о долге и ответственности перед народом, о Музе, о судьбах людей. Фраза, с которой начинается вторая строфа «Элегии», стала лейтмотивом всего некрасовского творчества:

«Я лиру посвятил народу своему»…

Заканчивается вторая строфа тем, что поэт пытается найти ответ на вопрос: осчастливила ли реформа крестьян? Оковы крепостного права пали, «но счастлив ли народ»?

Эта важная тема получила развитие в третьей строфе стихотворения: «Сносней ли стала ты, крестьянская страда?»

Начинается третья строфа с мирных картин крестьянской жизни. Над золотой жатвой поют песни жницы, шагает старик, бежит довольное дитя, исправно работают серпы и косы. С какой любовью рассказывает Некрасов о простых крестьянских буднях. Высоко ценил поэт русский народ, желал ему безграничного счастья, думал о нём, переживал за него:

«Ответа я ищу на тайные вопросы,
Кипящие в уме…»

На какие вопросы искал ответы Н.А.Некрасов? Изменилась ли жизнь крестьян в лучшую сторону после подписания царем Манифеста об отмене крепостного права?

«Свобода, наконец, внесла ли перемену?»

В третьей строфе ответа на этот вопрос нет.

Заключительная строфа «Элегии» начинается со слов: «Уж вечер настает…». Эти слова как будто бы возвращают нас в прошлое. Они напоминают нам элегию Жуковского «Вечер» (1806 г.), в которой есть такие слова: «Уж вечер… облаков померкнули края…»

Интонация в начале заключительной строфы раздумчивая. Темы раздумий – природа, творческое вдохновение. Вторая половина строфы более решительна. Громкой песне поэта вторят долы, нивы, горы, откликается лес. Но тот, от кого ждет поэт ответа, молчит. Зов, мольбы поэта пока не услышаны.

Какую цель преследовал автор при написании стихотворения «Элегия»?
«Элегия» представляла собой обращенный к юношеству завуалированный призыв бороться за подлинное освобождение крестьянства. Если обратиться к черновому варианту стихотворения, то в нём можно найти такие слова:

«О, русский юноша! Есть темы выше моды:
Не старят их века!..»

При более глубоком анализе «Элегии» становится ясно, что Некрасов опирался в этом стихотворении на принципы вольнолюбивой лирики Пушкина — «Деревня», «Эхо», «Памятник». «Влачатся», «тощие», «покорствуя бичам» — идет перекличка с пушкинской «Деревней».

Оба поэта шли в поэзии своими путями, но заслуги обоих перед Отечеством и русской литературой бесценны.

Главная мысль стихотворения «Элегия» — долгожданная крестьянская реформа не принесла счастья крестьянам. Нужно идти дальше.

Характерная особенность произведения – это пример элегии нового типа, элегии социальной.

Вчитываясь в произведение, можно заметить, что в стихотворении Некрасов ведёт речь не о бедствии одного народа, а о бедствии народов (во множественном числе):

«…пока народы Влачатся в нищете, покорствуя бичам,..»

Это же подчеркивается и в законченных в том же 1874 году и других произведениях Некрасова — «Страшный год» и «Смолкли честные, доблестно павшие…»

Стихотворный размер стихотворения «Элегия» — шестистопный ямб с использованием пиррихиев (пропусков ударений). В стихотворении применена смежная схема рифмовки (аабб) с использованием как женской рифмы (строки аа), так и мужской (строки бб).

Средства художественной выразительности

Эпитеты — «изменчивая мода», «божий мир», «довольное дитя», «тайные вопросы», «рабству долгому», «живое воплощенье», «дальних гор»

Метафоры — «красный день», «жатвой золотою», «прохладной полутьме»

Обращения — «Не верьте, юноши!»

Олицетворение — «И лес откликнулся…»

Использована архаическая форма глагола – «стáреет»

Сравнение — «Как тощие стада по скошенным лугам…»

Риторический вопрос — «Чему достойнее служить могла бы лира?»

Фразеологизм – «сильных мира»

Восклицания — «Увы!», «Но каждый в бой иди!»

Чем запомнилось стихотворение Некрасова «Элегия»?
Необычным сочетанием формы поэтического произведения и его содержания. Казалось бы, элегия, — жанр довольно-таки сентиментальный. Но Некрасов подошел к вопросу новаторски — он создает социальную элегию. Это, несомненно, обогатило поэзию.

Стихотворение «Элегия» мне запомнилось тем, что в очередной раз Некрасов проявляет неравнодушие, как поэт, остро реагирует на окружающую действительность, ратует за лучшую долю для своего народа.

1. Вступление
2. История создания стихотворения «Элегия»
3. Что послужило импульсом к написанию стихотворения?
4. Композиция
5. Темы, поднятые в стихотворении, к какому типу лирики принадлежит?
6. Проблематика
7. Краткое содержание
8. Главная мысль стихотворения «Элегия»
9. Характерная особенность стихотворения
10. Стихотворный размер
11. Средства художественной выразительности
12. Чем запомнилось стихотворение?

Анализ стихотворения

1. История создания произведения.

2. Характеристика произведения лирического жанра (тип лирики, художественный метод, жанр).

3. Анализ содержания произведения (анализ сюжета, характеристика лирического героя, мотивы и тональность).

4. Особенности композиции произведения.

5. Анализ средств художественной выразительности и стихосложения (наличие тропов и стилистических фигур, ритмика, размер, рифма, строфика).

6. Значение стихотворения для всего творчества поэта.

Стихотворение «Элегия» было написано Н.А. Некрасовым в 1874 году. Оно посвящено А.Н. Еракову, другу поэта, ставшему мужем его любимой сестры, Анны Алексеевны Буткевич. А.Н. Ераков был инженером путей сообщения. Это был добрый, отзывчивый человек, обладающий большим художественным вкусом. Ему же посвящено стихотворение «Недавнее время». Некрасов послал ему «Элегию» в день именин вместе с письмом, в котором говорилось: «Посылаю тебе стихи. Так как это самые задушевные и любимые из написанных мною в последнее время, то посвящаю их тебе, самому дорогому моему другу». Поводом к написанию произведения стало выступление историка литературы О.Ф. Миллера, в котором он утверждал, что поэт стал повторяться, что «непосредственное описание страданий народа Некрасовым исчерпано».

Жанр произведения указан в названии – элегия. Тема его – положение русского народа и роль поэта в обществе. Так в жанр элегии, традиционные мотивы которой – любовь, грусть, душевная рефлексия и размышления о жизни, Некрасов вводит социальную проблематику. Стихотворение мы можем отнести к гражданской лирике. Стиль его – реалистический.

Начинается стихотворение мыслью о «русском народе». Оппонируя критикам, лирический герой размышляет о том, насколько эта тема актуальна, важна для поэзии. Первые четыре строчки представляют собой зачин, определение темы:

Пускай нам говорит изменчивая мода,
Что тема старая – «страдания народа»
И что поэзия забыть ее должна, -
Не верьте, юноши! не стареет она.

И уже здесь Некрасов выступает новатором. Элегия открывается не мотивом тоски и не анализом собственных чувств, как мы уже отмечали выше, а обращением к юношеству. И здесь мы слышим интонации и проповеди, и завещания, и открытого призыва.

Затем мы видим развитие темы. Лирический герой приходит к выводу, что нет предмета достойнее и значительнее, что поэт обязан «Толпе напоминать, что бедствует народ», «К народу возбуждать вниманье сильных мира». Муза, по мнению героя, должна стать неизменной спутницей народной судьбы:

Увы! пока народы
Влачатся в нищете, покорствуя бичам,
Как тощие стада по скошенным лугам,
Оплакивать их рок, служить им будет муза,
И в мире нет прочней, прекраснее союза!..

Тон речи здесь становится торжественным и взволнованно-патетическим. Стихотворение Некрасова перекликается с пушкинской «Деревней», где поэт скорбит о тяжкой доле крестьянина:

Склоняясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,
Здесь рабство тощее влачится по браздам…

Этой реминисценцией Некрасов как бы дает понять, что со времен Пушкина в жизни народной мало что изменилось, что тема эта по-прежнему очень важна. Анализируя свой жизненный путь, герой восклицает:

Я лиру посвятил народу своему,
Быть может, я умру неведомый ему,
Но я ему служил – и сердцем я спокоен…
Пускай наносит вред врагу не каждый воин,
Но каждый в бой иди! А бой решит судьба…

Далее он обращается к конкретным фактам, вспоминая о событии, современником которого он стал, – об отмене крепостного права. Однако сделало ли это освобождение русский народ счастливым? На этот вопрос ответа мы не находим:

Я видел красный день: в России нет раба!
И слезы сладкие я пролил в умиленье…
«Довольно ликовать в наивном увлеченье, -
Шепнула муза мне, – пора идти вперед:
Народ освобожден, но счастлив ли народ?..»

В третьей части тон лирического героя становится спокойным, повествование приобретает идиллически-элегический характер. С грустью он отмечает, что реформа не принесла народу облегчения. Риторические вопросы передают горестные размышления его:

Ответа я ищу на тайные вопросы,
Кипящие в уме: «В последние года
Сносней ли стала ты, крестьянская страда?
И рабству долгому пришедшая на смену,
Свобода наконец внесла ли перемену
В народные судьбы? в напевы сельских дев?
Иль так же горестен нестройный их напев?..».

Последняя строфа элегии раскрывает мысли о творческом вдохновенье и о народе. Призыв поэта, его вопросы остаются безответными. Лишь в природе он находит отклик на зов своей души:

И песнь моя громка!.. Ей вторят долы, нивы,
И эхо дальних гор ей шлет свои отзывы,
И лес откликнулся… Природа внемлет мне,
Но тот, о ком пою в вечерней тишине,
Кому посвящены мечтания поэта, -
Увы! не внемлет он – и не дает ответа…

Здесь есть реминисценция из пушкинского стихотворения «Эхо»:

Ты внемлешь грохоту громов,
И гласу бури, и валов,
И крику сельских петухов -
И шлешь ответ;
Тебе ж нет отзыва… Таков
И ты, поэт!

Мысль обоих поэтов схожа: их творчество не может найти отклик среди народа. Природа здесь противопоставлена людям.

В этом стихотворении достаточно отчетливо предстает перед нами образ лирического героя. Это уже немолодой человек, избравший свой путь и идущий по нему, когда с него сошли многие. Это человек цельный, хотя и ему известны колебания и ошибки, наивность увлечений, не слишком большая уверенность в своих силах («Быть может, я умру неведомый ему…»). Это человек мудрый и мужественный («…каждый в бой иди! А бой решит судьба…»). Ему небезразлична судьба юношества – будущего России. Это талантливый поэт, творящий по свободному вдохновению («И песнь сама собой слагается в уме…»). Он уверен, что жить честно можно только в беззаветном служении народу («К народу возбуждать вниманье сильных мира – Чему достойнее служить могла бы лира?»).

Композиционно произведение делится на три части. Первая часть – зачин, обращение к юношеству. Вторая часть – развитие темы, провозглашение гражданского служения поэзии Отчизне, анализ собственного творческого пути. Третья часть – концовка, размышления о русском народе. Начинается и заканчивается стихотворение одним и тем же мотивом – страданий народа. В финале лирический герой не говорит об этом прямо, но народ не внемлет его призывам, народ «безмолвствует». Этот мотив безмолвия сопряжен с темой нравственных страданий. Таким образом, мы можем говорить о кольцевой композиции.

Стихотворение написано шестистопным ямбом с пиррихиями, рифмовка – перекрестная. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитеты («слезы сладкие», «красный день»), метафору («служить им будет муза»), олицетворение («И лес откликнулся…»), сравнение («Как тощие стада по скошенным лугам…»), анафору («И эхо дальних гор ей шлет свои отзывы, И лес откликнулся…»), риторический вопрос («Чему достойнее служить могла бы лира?»), риторическое восклицание («Но каждый в бой иди!»), аллитерацию («Что тема старая – «страдания народа», «И слезы сладкие я пролил в умиленье…»), фразеологизм («возбуждать вниманье сильных мира…»). Поэт использует «высокую» лексику: «внемлет», «влачатся», «рок», «лира», «внимаю», «дев».

Таким образом, Некрасов рассматривал поэтическое творчество как гражданское служение Отчизне, русскому народу. Муза его явилась музой мести и печали, музой, иссеченной кнутом. Отрицая «искусство для искусства», поэт «понял смысл своего призвания и служил ему неизменно, не уклоняясь в стороны, не делая никаких уступок и не увлекаясь ложными, хотя и блестящими призраками. Подобными увлечениями можно упрекнуть многих, только не Некрасова, который понимал, что «покуда не видно солнца ниоткуда», то поэту с подобным настроением «стыдно спать» и

Еще стыдней в годину горя
Красу долин, небес и моря
И ласку милой воспевать».

Элегия (1874)

Стихотворение Н. А. Некрасов посвятил своему другу А. Н. Еракову. Поэт послал ему «Элегию» в день именин вместе с письмом: «Посылаю тебе сти­хи. Так как это самые задушевные и любимые из написанных мною в последнее время, то посвящаю их тебе, самому дорогому моему другу».

Поводом же к написанию этого произведения стало выступление историка литературы О. Ф. Миллера, в котором он утверждал, что поэт стал повторяться и что «непосредственное описание страданий народи Некрасовым исчерпано».

Жанр произведения указан в его названии - эле­гия. В переводе с древнегреческого языка элегия - жалоба; она передаёт грустные переживания, как правило, любовные. К этому жанру обращались многие поэты-романтики: Баратынский, Жуковский, Батюшков. Некрасов изменил традицию - написал грустные размышления о судьбе русского народа после реформы 1861 года, отменившей крепостное право. Композиционно стихотворение делится на три части. Первая часть - зачин, в котором поэт обращается к юношеству и определяет тему своего произведения. Вторая часть - развитие темы; ав­тор формулирует своё представление о назначении поэта. Третья часть - концовка; поэт размышляет о судьбе русского народа. Начинается и заканчивается стихотворение одним и тем же мотивом - автор го­ворит о народных страданиях, а значит, композицию стихотворения можно назвать кольцевой.

Лирический герой стихотворения считает, что для поэта нет предмета достойнее и значительнее, чем «Толпе напоминать, что бедствует народ / В то время, как она ликует и поёт, / К народу возбуж­дать вниманье сильных мира…». Эти строки звучат взволнованно и даже торжественно.

Поэт определяет тему своего творчества в целом и этого произведения в частности - «страдания на­рода». Есть в «Элегии» строки, которые явно пере­кликаются со стихотворением Пушкина «Деревня».

Некрасов:

…Увы! пока народы Влачатся в нищете, покорствуя бичам,

Как тощие стада по скошенным лугам, Оплакивать их рок, служить им будет Муза,

И в мире нет прочней, прекраснее союза!..

Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам, Здесь рабство тощее влачится по браздам…

Этой реминисценцией Некрасов хочет обратить внимание читателя на то, что со времён Пушкина в жизни народа ничего не изменилось, хотя уже 13 лет прошло после отмены крепостного права.

Как и полагается в элегии, в «Элегии» Некрасова тоже есть описательная часть. Поэт рисует картину жизни послереформенной русской деревни. Он вос­хищается и природой, и трудом крестьян. Но закан­чивается строфа риторическими вопросами:

Сносней ли стала ты, крестьянская страда?

И рабству долгому пришедшая на смену Свобода, наконец, внесла ли перемену В народные судьбы? в напевы сельских дев?

Иль так же горестен нестройный их напев…

Но размышления эти слышит лишь окружающий его пейзаж: «И песнь моя громка!.. / Ей вторят долы, нивы, / И эхо дальних гор ей шлёт свои отзывы, / И лес откликнулся… Природа внемлет мне…». А как же народ, о чьей судьбе так беспокоится поэт? «Увы! не внемлет он - и не даёт ответа…».

Автор использует умолчание не только после ри­торических вопросов и восклицаний, но и в конце стихотворения. Народ не слышит его вопросов. Поэта поражает долготерпение крестьян. Они так привык­ли быть зависимыми, что продолжают по привычке нести трудовую повинность. Освобождение от кре­постного права не принесло ожидаемых перемен в судьбе русского народа. В этом и заключается идея «Элегии» Некрасова.

Оглядывая свой жизненный путь, лирический герой восклицает: «Я лиру посвятил народу свое­му…» - эта строчка стала лейтмотивом, девизом, сущностью всего творчества Некрасова.

Поэт использует самые разнообразные средства художественной выразительности. В стихотворении много ярких эпитетов (сладкие слёзы; красный день; золотая жатва; довольное дитя, тайные вопросы), использовано олицетворение (и лес откликнулся), метафора (служить им будет Муза), сравнение (как тощие стада по скошенным лугам), анафора (И эхо дальних гор… И лес откликнулся).

Стихотворение Н.А. Некрасова «Элегия»

Готовимся к сочинению
Тема 95

Стихотворение Н.А. Некрасова «Элегия»

Восприятие, истолкование, оценка

Когда берёшь в руки незнакомое литературное произведение, первым делом обращаешь внимание на название. Что такое «Элегия»? Почему Николай Алексеевич Некрасов назвал своё творение именно так?

В «Словаре литературоведческих терминов» можно прочитать следующее: “Элегия - жанровая форма лирики. Темы элегии многообразны: патриотизм, идеалы гражданской и воинской доблести, радость и горе любви. В новой европейской литературе элегия теряет чёткость формы, но приобретает определённость содержания, становясь выражением преимущественно философских размышлений, грустных раздумий, скорби”.

Именно последнее нашло яркое отражение и в «Элегии» (1874) Некрасова. Тема скорбных размышлений о страданиях народа, тема повсеместного угнетения крепостных - важнейшее направление в творчестве Некрасова.

Теперь давайте проанализируем содержание «Элегии», и тогда не останется вопросов об обоснованности выбранного названия.

Пускай нам говорит изменчивая мода,
Что тема старая - “страдания народа”
И что поэзия забыть её должна, -
Не верьте, юноши! не стареет она.

Стихотворение написано спустя тринадцать лет после реформ 1861 года. Народ “освобождён”, у него “есть земля”, он “счастлив”. О каких “страданиях народа” может идти речь?! Это уже пережитки прошлого. Но такое утверждение в корне неверно. И Некрасов это понимает, он “напоминает, что бедствует народ”, он осознаёт значимость проблемы. Наше внимание привлекает устаревшая форма ударения в слове “стареет”, которая была характерна для русской литературы XIX века (вспомните хотя бы высказывание Чацкого: “Что старее, то хуже”). При прочтении волей-неволей обращаешь внимание и на само слово, и на всё предложение, которое выражает одну из основных мыслей всего стихотворения.

Читая строки:

Увы! пока народы
Влачатся в нищете, покорствуя бичам,
Как тощие стада по скошенным лугам, -
невольно вспоминаешь «Деревню» А.С. Пушкина:
Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,
Здесь рабство тощее влачится по браздам.

Этим сходством Некрасов как бы соглашается с тезисом, “что тема старая - «страдания народа»”, но в то же время он показывает, что по прошествии пятидесяти пяти лет никаких существенных изменений в обществе не произошло, и подчёркивает, что тема не потеряла своей актуальности.

Примечательно сравнение народа со стадами. Что такое стадо? Как объяснить это понятие применительно к людям? Это большая масса людей, которая не способна думать, она повинуется только “пастухам”. На роль “пастуха” могла бы претендовать дворянская интеллигенция, но она, подобно народу, не особо задумывается об этом и о жизни в целом, живёт по правилам, установленным не ею, и не может (или не хочет) вследствие своей слабости принимать какие-то кардинальные решения. Отсюда сравнение с толпой.

Но вернёмся опять к народу. Без пастуха стадо - это “амёбоподобная” масса людей, неспособных на принятие самостоятельных решений, повинующихся воздействию каких-то внешних, не зависящих от неё факторов, но готовая с ними “уживаться”. Это же определение применимо к крепостным, права которых повсеместно ущемляют, превращая их в рабов. Но крепостные полагают, что так и надо, они и не думают о свободе, считая, что ничего менять не надо - так есть, значит, так и должно быть. Зачем думать, когда за тебя всё уже решил “добрый” барин.

Размышляя на эту тему, вспоминаешь стихотворение Пушкина «Свободы сеятель пустынный...»:

Паситесь, мирные народы!
Вас не разбудит чести клич.
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.

Народу можно посвятить свою лиру, свои мысли, стремления, жизнь... но он останется глух, подобно стаду...

«Элегия» обращена к неким юношам, но кто эти юноши? Вспомним «Железную дорогу» Некрасова, маленького Ваню, который узнал горькую правду о строительстве первой в России Николаевской железной дороги. Тогда, в 1864 году, лирический герой Некрасова пытался донести правду до мальчика, у которого ещё вся жизнь впереди, в надежде, что он, представитель нового поколения, облегчит участь крепостных, избавит народ от страданий. Спустя десять лет, в 1874 году, лирический герой Некрасова снова пытается сделать то же самое. “А причём тут Ваня? - спросите вы. - Стихотворение обращено к «юношам», сам же об этом писал”. Вопрос вполне уместен. В сущности, “юноши” представляют собой того же Ваню, только повзрослевшего на десять лет, и его ровесников. Но почему те же мысли обращены к “одному и тому же человеку”? Ведь прошло столько времени, народ “свободен”, зачем повторяться, это ведь уже не в моде? Можно, не можно, но именно это Некрасов и пытается дать понять подрастающему поколению:

“Довольно ликовать в наивном увлеченье, -
Шепнула Муза мне: - Пора идти вперёд:
Народ освобождён, но счастлив ли народ?..”

Лирический герой Некрасова упорно ищет ответ на вопрос:

Свобода, наконец, внесла ли перемену
В народные судьбы? в напевы сельских дев?
Иль так же горестен нестройный их напев?..

Он бродит по нивам, поглощённый думами о народном счастье. Он, подобно Гоголю в «Мёртвых душах», задаётся вопросом: “А куда мчится Русь теперь?” Но не даёт Она ответа. То же самое можно отнести к “предмету воспевания” Некрасова:

И песнь моя громка!.. Ей вторят долы, нивы,
И эхо дальних гор ей шлёт свои отзывы,
И лес откликнулся... Природа внемлет мне...

Здесь Некрасов неслучайно использует метафору и олицетворение. Поэт как бы оживляет природу: долы, нивы понимают песнь лирического героя; “эхо дальних гор” даже отзывается на неё, по-видимому, пытаясь вступить в “обсуждение” песни; лес вообще откликнулся... природа внемлет лирическому герою... Всё замечательно: если природа “откликнулась”, то люди и подавно должны понять героя, но следующие строчки неожиданны для лирического героя, автора, читателя:

Но тот, о ком пою в вечерней тишине,
Кому посвящены мечтания поэта, -
Увы! не внемлет он - и не даёт ответа...

На этом ярком контрасте Некрасов показывает, насколько трудно помочь народу, когда тот, кому “посвящены мечтания поэта”, остаётся пассивен и инертен по отношению к “народным заступникам”. Увы, так уж исторически сложилось на Руси...

В конце своей жизни Пушкин написал стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...». В этом произведении он подвёл итоги своей творческой деятельности, он оценил себя, как поэта, осознал свою миссию:

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.

«Элегию» Некрасов тоже написал в конце своей жизни и тоже подвёл итоги своему творчеству, тоже оценил себя, как поэта:

Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру неведомый ему,
Но я ему служил - и сердцем я спокоен...

Особенно хочется сказать и о композиции стихотворения. Начало «Элегии» очень полемично. Это ответ Некрасова на высказывание литературного критика О.Ф. Миллера, который считал, что “непосредственное описание страданий народа и вообще бедняков” уже поэтом “исчерпано” и что он “стал как-то повторяться, когда принимается за эту тему”. Остальная же часть стихотворения завязана вокруг этого ответа и частично дополняет первоначальные суждения, адресованные О.Ф. Миллеру.

Итак, подведём итоги. «Элегия» - своеобразное зеркало творчества Некрасова. Здесь есть всё: и тема бедственного положения народа, и тема служения народу, и взгляд поэта на современную действительность... недаром в строках своего письма А.Н. Еракову поэт пишет: “Посылаю тебе стихи. Так как это самые мои задушевные и любимые из написанных мною в последнее время, то посвящаю их тебе, самому дорогому моему другу...”

«Элегия» - замечательнейший пример гражданской лирики Некрасова. Основной идеей данного стихотворения является доказательство того, что народ страдал и всё ещё страдает, несмотря на реформы. Также очень важно для Некрасова донести свои мысли о необходимости каких-то перемен в положении народа до молодёжи, на которую вся надежда у поэта. Поэт сделал, что мог, теперь черёд “Вани с ровесниками”...

Кирилл КРАЙНЕВ,
10-й класс, школа № 919, Москва
(учитель - И.О. Учамбрина)