Болезни Военный билет Призыв

Экзаменационная работа по истории россии. Задания в формате гиа и ег

Контрольная работа по теме «Россия 1900-1914 гг.».

1.Какое из политических движений характеризовалось социалистическими представлениями?
1) эсеры 2) кадеты 3) октябристы 4) черносотенцы

2. С аграрными преобразованиями П.А. Столыпина в начале ХХ в. связано понятие
1) барщина 2) отрезки 3) хутора 4) уставные грамоты

3. Что из названного было характерно для экономического развития России в нач ХХ в.?
1) монополизация промышленности 2) начало промышленного переворота
3) начало железнодорожного строительства 4) отсутствие иностранных инвестиций в экономику
4. Что стало одним из итогов Первой российской революции?
1) свержение монархии 2) созыв Учредительного собрания
3) отмена выкупных платежей 4) отмена сословий
5. какие из перечисленных событий произошли в царствование Николая II?
А) создание законосовещательного Государственного совета
Б) Московское декабрьское вооруженное восстание
В) учреждение должностей земских начальников
Г) издание циркуляра «о кухаркиных детях»
Д) третьеиюньский переворот
Е) издание указа о праве крестьян на свободный выход из общины с наделом
Укажите верный ответ.
1) АБД 2)АВЕ 3) БДЕ 4) ВГД

1. Расположите в хронологической последовательности
А) убийство Столыпина Б) Московское декабрьское восстание В) гибель крейсера «Варяг» Г) издание Манифеста об учреждении Государственной думы.

2. Какие три из перечисленных событий связаны с революцией 1905-1907 гг.?
1) Октябрьская политическая стачка
2) созыв Учредительного собрания
3) «Кровавое воскресенье»
4) опубликование ноты Милюкова
5) созыв 1 Государственной думы
б) установление режима «двоевластия».

3. Прочтите отрывок из международного договора и напишите название государства, с которым Россия подписала данный договор.
Российское императорское правительство уступает в вечное и полное владение... южную часть острова Сахалина и все прилегающие к последней острова, равно как и все общественные сооружения и имущества, там находящиеся».

4. Прочтите отрывок из работы историка и напишите фамилию государственного деятеля, о котором идет речь.
К народному представительству Николай относился как к лишней и неудобной новой казенной канцелярии. Притом он никогда не мог забыть, что Дума была у него «вырвана»... И поэтому все былые заслуги этого выдающегося деятеля России рубежа ХIХ-ХХ вв. (в сфере экономики, индустриализации и финансов создание твердой отечественной валюты - золотого рубля, введение государственной монополии на алкоголь; в области внешней - заключение столь нужного царизму Портсмутского мира - и внутренней политики - подписание текста Манифеста) были забыты. Уже весной 1906 года его бесцеремонно изгнали и от двора, и из страны».

5. Прочтите отрывок из сочинения историка и напишите краткое название политической партии, о которой идет речь.
«В системе политических партий России эта партия занимала особое место. Это была партия интеллектуалов, аккумулировавшая в своих рядах цвет российской интеллигенции начала ХХ в., мечтавшей о радикальном преобразовании страны парламентским путем и на основе общечеловеческих ценностей. Идейные и организационные истоки формирования партии связаны с теми качественными изменениями, которые произошли в русском либерализме на рубеже ХIХ-ХХ вв. В либеральном движении все громче увереннее зазвучали голоса историка П.Н. Милюкова, крупнейших специалистов в области гражданского и уголовного права - профессора С.А. Муромцева, В.М. Гессена, Л.II. Петражицкого, экономистов и публицистов - П.Б. Струве, С.Н. Булгакова, Н.А. Бердяева».

6. Установите соответствие между политическими партиями начала хх в. и их лидерами. НАЗВАНИЯ ПАРТИЙ ЛИДЕРЫ
А) Союз 17 октября 1) В.И. Ленин
Б) РСДРП 2) В.М. Чернов
В) Конституционно-демократическая партия 3) А.И. Дубровин
Л) Партия социалистов-революционеров 4) П.Н. Милюков
5) Л.И. Гучков

1. Назовите две войны, которые вела Россия в начале ХХ в. до крушения монархии. Приведите не менее трех основных целей российского правительства в одной из них.
2. Ниже приведены две точки зрения на политику П.А. Столыпина:
1. Политика П.А. Столыпина была направлена на защиту интересов дворян-помещиков.
2. От политики П.А. Столыпина выигрывала лучшая часть русского крестьянства.
Какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами подтверждающими избранную вами точку зрения.
3. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.
В начале января 1905 г. «Собрание русских фабрично-заводских рабочих города:Санкт-Петербурга» во главе со священником Гапоном приняло решение о подаче царю петиции в которой бы излагались требования рабочих. О желании рабочих подать петицию было известно властям, в том числе и царю.
Приведите не менее трех причин недовольства рабочих своим положением.
Укажите, чем завершилась подача петиции.
Назовите одно основное последствие событий, связанных с подачей петиции.

Задания по теме «Серебряный век русской культуры»

1. Соотнесите достижения русской науки в начале XX века:

4. Заполните схему:

5. Заполните пропущенные в тексте фамилии:

«Величайшим событием в истории русской культуры стал парижский сезон ________________________ театра в 1910 г., на котором был впервые представлен публике балет ____________________ «Жар-птица». Успех этого балета был связан, прежде всего, с прекрасной музыкой. Но, безусловно, триумфу спектакля способствовали оригинальная хореография Фокина и художественное оформление __________________________ и Головина.

6. Разгадайте кроссворд:

По горизонтали:2. Поэт, руководитель «Ассоциации эгофутуристов». 3. Русский ученый, разработавший учение о ноосфере. 6. Русский ученый-физиолог, получивший Нобелевскую премию. 7. Художник, автор картины «Девочка с персиками». 9. Русская поэтесса. По вертикали:1. Религиозный философ, размышлявший над исторической миссией России 2. Философ, один из авторов «Вех». 4. Русский писатель, автор «Гранатового браслета». 5. Художник – абстракционист. 8. Художник, основоположник своеобразного религиозного учения.

Задания в формате ГИА и ЕГ

Задания части 1(A)

1. Какое из событий произошло раньше?

1) начало русско-японской войны

2) «Кровавое воскресенье»

3) денежная реформа СЮ. Витте

4) созыв I Государственной думы

2. Какое из политических движений характеризовалось социалистическими представлениями?

4) черносотенцы

3. С аграрными преобразованиями П.А. Столыпина в начале XX в. связано понятие

1) барщина 2) отрезки 3) хутор 4) уставные грамоты

4. Что из названного было характерно для экономического развития России в начале XX в.?

1) монополизация промышленности

2) начало промышленного переворота

3) начало железнодорожного строительства

4) отсутствие иностранных инвестиций в экономику

5. Что было характерно для Серебряного века русской культуры?

1) поиск новых художественных форм и средств

2) популярность тезиса о самобытности русской культуры

3) жесткий контроль со стороны государства над духовной сферой

4) господство метода критического реализма

Задания части 2(B)

Эти задания требуют ответа в виде одного-двух слов, последовательности букв или цифр.

1. Расположите в хронологической последовательности следующие события. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности в таблицу .

A) убийство П.А. Столыпина

Б) Московское декабрьское восстание

B) гибель крейсера «Варяг»

Г) издание Манифеста об учреждении Государственной думы

3. Какие три из перечисленных событий связаны с революцией 1905-1907 гг.? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу .

2) созыв Учредительного собрания

5) созыв I Государственной думы

6) установление режима «двоевластия»

5. Прочтите отрывок из международного договора и напишите название государства, с
которым Россия подписала данный договор.

«Российское императорское правительство уступает в вечное и полное владение... юж­ную часть острова Сахалина и все прилегающие к последней острова, равно как и все общественные сооружения и имущества, там находящиеся».

6. Прочтите отрывок из работы историка и напишите фамилию государственного деяте-
ля, о котором идет речь.

«К народному представительству Николай относился как к лишней и неудобной новой ка­зенной канцелярии. Притом он никогда не мог забыть, что Дума была у него «вырвана»... И поэтому все былые заслуги этого выдающегося деятеля России рубежа XIX-XX ве­ков (в сфере экономики, индустриализации и финансов - создание твердой отечест­венной валюты - золотого рубля, введение государственной монополии на алкоголь; в области внешней - заключение столь нужного царизму Портсмутского мира - и внутренней политики - подписание текста Манифеста) были забыты. Уже весной 1906 года его бесцеремонно изгнали и от двора, и из страны».

Ответ: ______________________.

7. Прочтите отрывок из сочинения историка и напишите краткое название политической
партии, о которой идет речь.

«В системе политических партий России эта партия занимала особое место. Это была партия интеллектуалов, аккумулировавшая в своих рядах цвет российской интеллиген­ции начала XX в., мечтавшей о радикальном преобразовании страны парламентским путем и на основе общечеловеческих ценностей. Идейные и организационные истоки формирования партии связаны с теми качественными изменениями, которые произош­ли в русском либерализме на рубеже XIX-XX вв. В либеральном движении все громче и увереннее зазвучали голоса историка П.Н. Милюкова, крупнейших специалистов в области гражданского и уголовного права - профессора С.А. Муромцева, В.М. Гессена, Л.И. Петражицкого, экономистов и публицистов - П.Б. Струве, С.Н. Булгакова, Н.А. Бердяева».

Ответ: _______________________.

8. Установите соответствие между партиями начала XX в. и их лидерами.

А Б В Г

10. Прочтите текст статей Основных законов Российской империи и напишите пропущенное слово. "Ст. 4. Императору всероссийскому принадлежит верховная самодержавная власть… Ст. 7. Государь император осуществляет законодательную власть в единении с Государственным ________________ и Государственной думой".

11. Прочтите фрагмент и назовите фамилию политического деятеля, выступившего на заседании в III Государственной думе в 1907 г. с этими предложениями.

"...Поставив на ноги, дав возможность достигнуть хозяйственной самостоятельности многомиллионному крестьянскому населению, законодательное учреждение заложит то основание, на котором прочно будет воздвигнуто преобразованное русское государственное здание... Не беспорядочная раздача земель, не успокоение бунта подачками – бунт погашается силою, а признание неприкосновенности частной собственности, и как последствие, отсюда вытекающее, создание мелкой личной земельной собственности, реальное право выхода из общины и разрешение вопросов улучшенного землепользования – вот задачи, осуществление которых правительство считало и считает вопросами бытия русской державы".

Ответ: _______________________________.

12. Прочтите фрагмент и допишите фамилию политического деятеля: «Промышленный подъем России во многом был обеспечен притоком иностранных инвестиций. Первое место по объему вложений в российскую экономику занял франко-бельгийский капитал, второе – английский, третье – германский. Франция стала и главным кредитором царского правительства. Инициатором привлечения иностранного капитала в Россию стал _______________.»

Задания части 3(C)

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1-СЗ

Из письма государственного деятеля начала XX в.

«Представлялось избрать один из двух путей: назначить энергичного человека и всеми силами постараться раздавить крамолу, затем была бы передышка, и снова пришлось бы через несколько месяцев действовать силой; но это бы стоило потоков крови и в конце концов привело бы к теперешнему положению, т. е. авторитет власти был бы показан, но результат оставался бы тот же самый и реформы вперед не могли осуще­ствляться бы. Другой путь - предоставление гражданских прав населению - свободы слова, печати, собраний и союзов и неприкосновенности личности; кроме того, обяза­тельство проводить всякий законопроект через Государственную думу - это в сущно­сти и есть конституция... Немного нас было, которые боролись против нее. Но под­держки в этой борьбе ниоткуда не пришло, всякий день от нас отворачивалось все большее количество людей, и, в конце концов, случилось неизбежное. Тем не менее, по совести я предпочитаю давать все сразу, нежели быть вынужденным в ближайшем бу­дущем уступать по мелочам и все-таки прийти к тому же».

С2. На основе текста и знаний по истории приведите не менее трех реформ и действий («уступок»), на которые вынужден был согласиться автор письма.

СЗ. Какие причины отказа от пути подавления «крамолы» через установление военной диктатуры указывает автор? Какие причины можете дополнительно указать вы? Ука­жите всего не менее трех причин.

С4. Назовите две войны, которые вела Россия в начале XX в. до крушения монархии. Приведите не менее трех основных целей российского правительства в одной из них.

С5. Ниже приведены две точки зрения на политику П.А. Столыпина:

1. Политика П.А. Столыпина была направлена на защиту интересов дворян-помещиков.

2. От политики П.А. Столыпина выигрывала лучшая часть русского крестьянства.

Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтитель­ной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргумента­ми, подтверждающими избранную вами точку зрения.

С6.Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

В начале января 1905 г. «Собрание русских фабрично-заводских рабочих города Санкт-Петербурга» во главе со священником Гапоном приняло решение о подаче царю петиции, в которой бы излагались требования рабочих. О желании рабочих подать пе­тицию было известно властям, в том числе и царю. Приведите не менее трех причин недовольства рабочих своим положением.

Укажите, чем завершилась подача петиции. Назовите одно основное последствие событий, связанных с подачей петиции

Задания по теме «Гражданская война в России»

Хронология основных событий Гражданской войны

2. Прочтите стихотворение советского времени и ответьте на вопросы:

Белая армия, черный барон

Снова готовят нам царский трон!

Но от тайги до Британских морей

Красная Армия всех сильней!

· О каком «черном бароне» идет речь в стихотворении?

· Какие 2 фактические ошибки в нем содержатся?

3. Прочтите стихотворение Марины Цветаевой и ответьте на вопросы:

Белая гвардия, путь твой высок:

Черному дулу – грудь и висок.

Божье да белое твое дело…

Белогвардейская рать святая

Белым видением тает, тает …

Старого мира – последний сон:

Молодость – доблесть – Вандея – Дон.

Белою стаей летя на плаху,

Мы за одно умирали: хаты!

Перекрестясь на последний храм,

Белогвардейская рать – векам!

1) Почему стихи М. Цветаевой не публиковались в Советской России 72 года?

4. Прочтите фрагмент статьи и напишите название правительства, о котором идет речь:

«Бессильное в самостоятельной борьбе с контрреволюцией, неспособное в положительной, творческой работе в деле обороны и борьбы с разрухой, живущее целиком за счет авторитета и поддержки Совета, его руками выводящее страну из – под смертельного удара корниловщины, - наше правительство, которое чувствует себя «независимым» только в пределах Зимнего дворца» ______________.

5. Вставьте пропущенное название движения, о котором говорил П.Н. Милюков в 1924 году:

«Прежде всего ____________ движение не создавалось отдельными людьми. Оно выросло стихийно, как горячий протест против разрушения русской государственности, против поругания святынь…»

6. Прочитайте документ и ответьте на вопросы:

«Из мемуаров члена ЦК кадетской партии В.А. Оболенского

В Добровольческой армии на моих глазах шло падение моральных устоев, но все-таки критерием поступков оставалась общечеловеческая мораль. Отступали от нее и руководители, и исполнители, но не отрицали ее, нарушая, сознавали, что поступают дурно. Большевики заменили общечеловеческую мораль классовой. И эта классовая мораль позволяла им зверствовать с гордо поднятой головой. Это обстоятельство часто упускается из виду, когда ставят знак равенства между происходившим в России белым и красным террором.

· Назовите руководителей Добровольческой армии.

· Когда, после каких событий большевики начали красный террор?

· Согласны ли вы с ним, что нельзя ставить знак равенства между белым и красным террором? Аргументируйте

7. «Военный коммунизм» - _______________________________________________________________________________

ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ПРОВЕДЕНИЯ:

Задания в формате ГИА

Задания части 1(A)

1. Выступление генерала Л.Г. Корнилова против Временного правительства во главе с А.Ф. Керенским произошло

2. Какое из перечисленных событий произошло раньше других?

1) принятие решения о замене продразверстки продналогом

2) разгон Учредительного собрания

3) антибольшевистское выступление моряков в Кронштадте

4) заключение Брестского мира

3.Брестский мир был подписан

4. План ГОЭЛРО - это план

1) перехода к политике «военного коммунизма»

2) пятилетнего развития народного хозяйства

3) электрификации страны

4) коллективизации сельского хозяйства

5. ВЧК - это аббревиатура, обозначающая созданный большевиками

1) чрезвычайный орган управления армией в условиях Гражданской войны

2) временный высший орган управления страной в 1917 г.

3) чрезвычайный орган для борьбы с саботажем и контрреволюцией

4) орган для подготовки переворота в октябре 1917 г.; штаб их выступления

6. Политику «военного коммунизма» характеризует

1) быстрое развитие тяжелой промышленности

2) использование принципов хозрасчета

3) свобода торговли между городом и деревней

4) введение продразверстки

7. Для внешнеполитических взглядов большевиков в 1918-1919 гг. было характерно

1) желание наладить связи с правительствами западных стран с целью вывода Совет­ской России из международной изоляции

2) стремление возродить российское государство, вернув в его состав все бывшие тер­ритории Российской империи

3) представление о неизбежности мировой революции в самое ближайшее время

4) мнение о возможности мирного сосуществования двух систем - социалистической и капиталистической

8. Что из названного относилось к последствиям издания Приказа № 1 Петроградского
совета?

1) восстановление смертной казни в армии

2) введение принципа единоначалия в армии

3) роспуск выборных солдатских комитетов

4) падение воинской дисциплины

9. Какие из перечисленных ниже органов власти были созданы в 1917 г.?

A) Совет Народных Комиссаров

Б) Комитет министров

B) Временное правительство

Г) Государственная дума

Д) Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов

Е) Верховный Совет

Укажите верный ответ.

1) АБГ 2) АВД 3) БДЕ 4) ВГД

10. Какие из перечисленных ниже событий произошли в период Гражданской войны
(1918-1920 гг.)?

A) мятеж Чехословацкого корпуса

Б) разгром войск П.Н. Врангеля в Крыму

B) установление большевиками всеобщей трудовой повинности
Г) убийство Г.Е. Распутина

Д) создание Совета Народных Комиссаров

Е) переход к новой экономической политике (нэпу)

Укажите верный ответ.

1) АБВ 2) АДЕ 3) БГД 4) ВГЕ

11. Прочтите отрывок из статьи, написанной в апреле 1917 г., и укажите, программные установки какой партии нашли в ней отражение.

«В аграрной программе перенесение центра тяжести на Советы батрацких депутатов. Конфискация всех помещичьих земель. Национализация всех земель в стране, распоряжение землею местными Советами бат­рацких и крестьянских депутатов. Выделение Советов депутатов от беднейших кресть­ян. Создание из каждого крупного имения образцового хозяйства под контролем бат­рацких депутатов и на общественный счет».

1) кадетов 2) эсеров

12. Прочтите фрагмент из документа и укажите его название.

«...Всенародное стремление довести мировую войну до решительной победы лишь уси­лилось, благодаря сознанию общей ответственности всех и каждого... Само собой разу­меется... Временное правительство, ограждая права нашей Родины, будет вполне со­блюдать обязательства, принятые в отношении наших союзников».

Задания части 2(B)

1 . Расположите следующие события в хронологической последовательности. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности в таблицу .

A) начало заседаний II Всероссийского съезда Советов

Б) создание Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов

B) «корниловский мятеж»

Г) провозглашение России республикой

3. Какие три из перечисленных понятий относятся к политике «военного коммунизма»? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.

1) концессия

2) продразверстка

4) денационализация

5) трудовая повинность

4. Прочтите отрывок из воспоминаний У. Черчилля и напишите название описанного им явления.

«Находились ли они, союзники [страны Антанты], в состоянии войны с Советской Рос­сией? Конечно, нет. Но... они находились на русской земле как завоеватели. Они воо­ружали врагов советского правительства. Они блокировали его порты. Они топили его военные суда».

Ответ: ________________________________.

5. Установите соответствие между деятельностью и фамилиями военачальников Белой армии в годы Гражданской войны.

А Б В Г

Задания части 3(C)

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1-СЗ.

Из совместного заявления двух политических деятелей

«Мы глубочайше убеждены, что объявлять сейчас вооруженное восстание - значит ставить на карту не только судьбу нашей партии, но и судьбу русской и международ­ной революции. <...>

Шансы нашей партии на выборах в Учредительное собрание превосходны. Разговоры о том, что <наше> влияние... начинает падать и тому подобное, мы считаем решительно ни на чем не основанными. В устах наших политических противников эти утвержде­ния просто прием политической игры, рассчитанной именно на то, чтобы вызвать <наше> выступление... в условиях благоприятных для наших врагов. <Наше> влия­ние... растет. Целые пласты трудящегося населения только еще начинают захваты­ваться им. При правильной тактике мы можем получить треть, а то и больше мест в Учредительном собрании. <...>

Только на Советы сможет опереться в своей революционной работе и Учредительное собрание. Учредительное собрание плюс Советы - вот тот комбинированный тип госу­дарственных учреждений, к которому мы идем. <...>

Говорят: 1) за нас уже большинство народа в России и 2) за нас большинство между­народного пролетариата. Увы! - ни то, ни другое неверно, и в этом все дело. В России за нас большинство рабочих и значительная часть солдат. Но все остальное - под вопросом. Мы все уверены, например, что если дело теперь дойдет до выборов в Уч­редительное собрание, то крестьяне будут голосовать в большинстве за эсеров. Что же это - случайность? Солдатская масса поддерживает нас не за лозунг войны, а за лозунг мира. ... Если мы, взявши власть сейчас одни, придем (в силу всего мирового положе­ния) к необходимости вести революционную войну, солдатская масса отхлынет от нас... Но, поскольку выбор зависит от нас, мы можем и должны теперь ограничиться оборо­нительной позицией. Временное правительство часто бессильно провести в жизнь свои контрреволюционные намерения. Оно расшатано. Силы солдат и рабочих достаточны, чтобы не дать осуществиться таким шагам Керенского и компании».

С1. Определите, представителями какой политической партии были участники заявления. К какому году оно относится? Какому событию предшествовало данное заявление?

С2.На основе текста и знаний по истории укажите не менее трех аргументов, которые приводились сторонниками вооруженного восстания.

СЗ. Укажите не менее трех аргументов, которые приводятся в заявлении против идеи про­ведения вооруженного восстания на данном историческом этапе.

С4. Назовите два декрета, принятые на II Всероссийском съезде Советов в октябре 1917 г. Приведите не менее трех положений, содержащихся в одном из них.

С5. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

В феврале - марте 1918 г. в коалиционном правительстве большевиков и левых эсеров наметился серьезный раскол по вопросу ведения переговоров с Германией о заключе­нии сепаратного мира. Лидер большевиков В.И. Ленин считал, что мир нужно подпи­сывать на любых условиях. Левые эсеры и часть большевиков считали, что подписа­ние мира с «империалистическим» правительством Германии стало бы предательством идей революции. Однако переговоры продолжились, и мир был подписан.

1) Почему Ленин настаивал на заключении мира? Приведите не менее двух причин.

2) Какие последствия для внутриполитической жизни Советской России имело за­ключение мира? Назовите не менее трех последствий

Работа над понятиями

1.1 Новая экономическая политика (нэп) - __________________________________________________________________________________

1.2. Денационализация - __________________________________________________________________________________

1.3. Коллективизация - ___________________________________________________________________________________

1.4. Культурная революция - __________________________________________________________________________________

1.5. Индустриализация - ___________________________________________________________________________________

1.6. «Система коллективной безопасности» - __________________________________________________________________________________

ТОТАЛИТАРНЫЙ РЕЖИМ В СССР

Что вы знаете об этих людях?

Как возникло выражение «в ежовых рукавицах»?


Культура СССР в 1930 г.

  1. На основе документов сделайте выводы о процессах, происходивших в 30-е г.г. в области культуры:

Из книги Л.Д. Троцкого «Преданная революция»

Нынешний правящий слой считает себя призванным не только политически контролировать духовное творчество, но и предписывать ему пути развития. Безапелляционное командование распространяется в одинаковой мере на концентрационные лагеря, агрономию и музыку. ЦК партии печатает анонимные директивные статьи, имеющие характер военных приказов по архитектуре, литературе, драматическому искусству, балету, не говоря уже о философии, естествознании и истории.

Из выступления наркома юстиции Н.В. Крыленко

Мы должны раз и навсегда покончить с нейтралитетом шахмат и осудить формулу «шахматы для шахмат», как и формулу «искусство для искусства». Мы должны организовать ударные бригады шахматистов и начать немедленно выполнять пятилетний план по шахматам.

2. Подпишите рисунки:

3. Известный кинорежиссер Г.В. Александров вспоминал о судьбе 1-й советской комедии:

«Невеселая складывалась ситуация. Нарком просвещения Бубнов запретил показ готового фильма. Мне предложили показать фильм Горькому. Горький же организовал показ для членов Политбюро. Смотрели с явным удовольствием. Смеялись, обменивались репликами. После сеанса все смолкли, ждали, что скажет Сталин. – Хорошо! Я будто месяц пробыл в отпуске, - сказал он, и все стали возбужденно вспоминать понравившиеся детали кинокомедии. Само собой разумеется, что запрет на картину был снят».

· Как называлась эта кинокомедия?

· Назовите фамилию исполнительницы главной женской роли

· Фамилия исполнителя главной мужской роли

4. Назовите автора письма: «После постановки «Дней Турбинных» я просил разрешения вместе с моей женой на короткий срок уехать за границу и получил отказ… Теперь мое положение стало ясным: ни одна строка моих произведений не пойдет в печать, ни одна пьеса не будет играться, работать в атмосфере полной безнадежности я не могу».

Ответ: _______________________________

5. Верно или неверно, ПОСТАВЬТЕ + ИЛИ - (если неверно, то в ТРЕТЬЕЙ СТРОКЕ ОТВЕТОВ исправьте ошибку):

1. «Песня о Родине» (Широка страна моя родная) И. Дунаевского и В. Лебедева-Кумача прозвучала в кинофильме «Цирк»

2. Режиссер фильмов «Богатая невеста», «Трактористы», «Свинарка и пастух» Г. Александров

3. Коллекцию семян генетик Н.И. Вавилов собирал по всему свету и она была сохранена даже в блокадные годы в Ленинграде.

4. 1936 год открылся статьей в «Правде» «Сумбур вместо музыки». ЦК ВКП (б) подверг безжалостной критике гениальную оперу С. Прокофьева «Леди Макбет Мценского уезда», не понравившаяся Сталину

5. Стихотворение «Жди меня» К. Симонов посвятил актрисе Л. Орловой.

6. Режиссер-основатель советского документального кино – Дзига Вертов.

7. Труды химиков во главе с академиком П. Л. Капицей позволили СССР во второй половине 30-х гг. впервые в мире наладить производство искусственного каучука

9. В Уставе Союза писателей говорилось, что основным методом советской литературы является критический реализм.

10. Любимыми героями народных анекдотов стали Василий Иванович и Петька после показа фильма братьев Васильевых «Буденный».

6. Выберите из предложенных утверждений верные и обведите соответствующие цифры

(Верных утверждений может быть несколько: от 1 до 5.)

6.1 . Какие функции были переданы в исключительное ведение союзного центра при созда­нии СССР?

1) внутренняя торговля

2) оборона

3) поддержание и развитие системы здравоохранения

4) денежная система

5) поддержание и развитие системы образования

6) иностранные дела

6.2 . Что было характерно для политической системы СССР 1930-х гг.?

1) многопартийность

2) массовые репрессии

3) культ личности партийного вождя

4) реальное осуществление политических прав и свобод

6) негласная цензура

7. Прочтите высказывания исторических деятелей и ответьте на поставленные вопросы

А. «Отступление в смысле того, какие уступки мы капиталистам делаем, закончено...» (В.И. Ленин, 1922 г.)

1) О какой экономической политике идет речь в цитате?

2) Насколько фраза о конце «уступок» соответствовала действительности? Свой ответ обоснуйте.

Б. «Мы должны пробежать это расстояние в десять лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут!» (И.В. Сталин)

1) О каком расстоянии говориться в цитате?

2) Какие последствия для развития экономики и в целом развития страны имели та­кие взгляды?

Задания в формате ГИА

Задания части 1(A)

1. Восстание в Кронштадте под лозунгами «Власть Советам, а не партиям!» произошло

1) в 1918 г. 2) в 1919 г. 3) в 1920 г. 4) в 1921 г.

2. О переходе к нэпу было объявлено на X съезде РКП(б)

1) в 1919 г. 2) в 1921 г. 3) в 1922 г. 4) в 1924 г.

1. Кадеты выдвинули группу влиятельных политиков начала XX века. Наибольшую известность приобрел известный ис­торик, ученик В. Ключевского, автор фундаментального тру­да «Очерки по истории русской культуры». С конца XIX века он включился в либерально-оппозиционное движение, под­вергался ссылке, заключению, но при этом никогда не про­пагандировал революционных идей, хотя не раз встречался с революционными лидерами. Он не был депутатом 1-й и 2-й Государственных дум, но фактически направлял деятельность кадетской партии. Лишенный по натуре тяги к закулисным интригам, он мало участвовал в разного рода тайных и полулегальных обществах. Его стихией была парламентская публицистическая деятельность.

Укажите фамилию государственного деятеля.

2. Один из государственных деятелей России в начале XX в. утверждал, что для выполнения программы обширных реформ потребуется «20 лет покоя». Говоря о левых, он произнес знаменитые слова: «Им нужны великие потрясения, нам нужна Великая Россия». Укажите фамилию этого государственного деятеля.

3. Прочтите фрагмент и назовите фамилию политического деятеля, выступившего на заседании в III Государствен­ной думе в 1907 г. с этими предложениями.

«...Поставив на ноги, дав возможность достигнуть хозяйст­венной самостоятельности многомиллионному крестьянскому на­селению, законодательное учреждение заложит то основание, на котором прочно будет воздвигнуто преобразованное русское го­сударственное здание... Не беспорядочная раздача земель, не успокоение бунта подачками - бунт погашается силою, а при­знание неприкосновенности частной собственности и, как по­следствие, отсюда вытекающее, создание мелкой личной земель­ной собственности, реальное право выхода из общины и Разрешение вопросов улучшенного землепользования - вот за­дачи, осуществление которых правительство считало и считает вопросами бытия русской державы».

4. Прочтите фрагмент из воспоминаний Н. А. Жиделева и назовите орган, об избрании которого идет речь.

«По призыву Иваново-Вознесенской группы РСДРП 12 мая дружно началась стачка на ткацких фабриках, с 13 мая она захватывает все большее количество предпри­ятий... Забастовочная практика уже знала представитель­ство рабочих. Часто во время стачек рабочие, для более планомерного их проведения, выбирали одного или несколь­ких представителей, или, как их называли, депутатов, ко­торым и поручали от своего имени вести переговоры с фаб­рикантами. При всеобщей же забастовке необходимость в планомерном ее проведении была буквально для всех оче­видна. Поэтому и было принято решение выбрать депута­тов и поручить им ответственное дело - руководить заба­стовкой».


5. Прочтите отрывок из государственного документа на­чала XX в. и напишите его название.

«На обязанность Правительства возлагаем Мы выполне­ние непреклонной Нашей воли:

1. Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов.

2. Установить, как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государствен­ной Думы и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за законо­мерностью действий постановленных от Нас властей».

6. Прочтите отрывок из Манифеста 17 октября 1905 г. и напишите, как называлось установление, о котором идет речь.

«Ныне настало время, следуя благим начинаниям... призвать выборных людей от всей земли Русской к посто­янному и деятельному участию в составлении законов, включив для сего в состав высших государственных учреж­дений особое законосовещательное установление, коему предоставляется предварительная разработка и обсуждение законодательных предположений и рассмотрение росписи государственных доходов и расходов».

7. Прочтите отрывок из документа и назовите россий­ского государя, от чьего имени был издан этот до­кумент.

«В сих видах, сохраняя неприкосновенным основной за­кон Российской Империи о существе Самодержавной Вла­сти, признали Мы за благо учредить Государственную ду­му и утвердили положение о выборах в Думу...»

8. Прочтите отрывок из работы историка и напишите фамилию государственного деятеля, о котором идет речь.

«К народному представительству Николай относился как к лишней и неудобной новой казенной канцелярии. Притом он никогда не мог забыть, что Дума была у него «вырвана»...

И поэтому все былые заслуги этого выдающегося дея­теля России рубежа XIX - XX вв. (в сфере экономики, индустриализации и финансов - создание твердой отечест­венной валюты - золотого рубля, введение государствен­ной монополии на алкоголь; в области внешней - за­ключение столь нужного царизму Портсмутского мира - и внутренней политики - подписание текста Манифеста) были забыты. Уже весной 1906 г. его бесцеремонно изгна­ли и от двора, и из страны».

9. Прочтите отрывок из выступления в Государственной думе председателя Совета Министров и напишите его фамилию.

«Правительство желает поднять крестьянское землевладе­ние, оно желает видеть крестьянина богатым, достаточ­ным, так как где достаток, там, конечно, и просвещение, и настоящая свобода. Но для этого необходимо дать... ему возможность укрепить за собой плоды трудов своих и представить их в неотъемлемую собственность. Такому собственнику-хозяину правительство обязано помочь со­ветом, помочь кредитом, то есть деньгами... Противникам государственности хотелось бы избрать путь радикализма, путь освобождения от исторического про­шлого России, освобождения от культурных традиций. Им нужны великие потрясения, нам нужна Великая Россия!»

10. Установите соответствие между политическими партиями в России в начале XX в. и фамилиями их лидеров.

ПАРТИИ ЛИДЕРЫ

А) кадеты 1) В.М. Чернов

Б) октябристы 2) Г.В. Плеханов

В) эсеры 3) П.Н. Милюков

Г) социал-демократы 4) А.И. Гучков

5) В.М. Пуришкевич

11. Установите соответствие между фамилиями деятелей культуры и сферами их деятельности.

B. введение политических свобод; Г. ликвидацию национального неравноправия народов России.

1.78. В ходе революции 1905-1907гг. в России впервые были разрешены властью...

А. Советы рабочих депутатов; Б. профсоюзы; В. социалистические партии; Г. земства.

1.79. Какая из названных мер, была проведена в России в 1905-1907гт.?

A. установление национального равноправия граждан; Б. отмена сословного деления общества;

B. конфискация помещичьих земель; Г. создание Государственной думы.

1.80. Следствием революции 1905-1907гг. была...

A. конфискация помещичьей земли и передача её крестьянам;

Б. установление рабочего контроля над производством;

B. превращение России в федеративное государство;

Г. отмена выкупных платежей крестьян за землю.

1.81. Последствием революции 1905-1907гг. было:

A. появление профсоюзов рабочих; Б. ликвидация помещичьего землевладения;

B. превращение России в федеративное государство; Г. национализация промышленности.

1.82. Последствием революции 1905-1907гт. было:

A. сокращение продолжительности рабочего дня; до 9-10 часов;

Б. конфискация помещичьих земель;

B. национализация промышленности;

Г. создание правительства, назначаемого Государственной думой.

1.83. Укажите членов партии эсеров в 1917 году.

A. Л.Д.Троцкий и Я.М.Свердлов; Б. А.А.Брусилов и Л.Г.Корнилов;

B. А.Ф.Керенский и В.М.Чернов; Г. П.Н.Милюков и АЛ. Гучков.

1.84. В начале XX в. современниками были:

A. А.Ф.Керенский и П.И.Пестель; Б. П.А.Столыпин и М.М.Сперанский;

B. АИГерцен и М.А.Спиридонова; Г. В.И. Ленин и П.Н.Милюков.

1.85. Общей чертой либерального и радикального направления в общественном движении России начала XX века было требование...

A. установления революционной диктатуры; Б. отмены частной собственности на землю;

B. введения политических свобод; Г. установления социалистической республики.

1.86. Какое требование было общим для партий социалистической ориентации, возникших в России в начал ХХ века?

A. установление республики и ликвидация помещичьего землевладения;

Б. создание эффективной рыночной экономики;

B. сочетание парламентской и революционной форм борьбы;

Г. свобода выхода национальных регионов из России.

1.87. Идеологическое и общественно-политическое течение, объединяющее сторонников парламентского строя, свободы предпринимательства, гражданских и политических прав и свобод личности.

А. консерватизм; Б. либерализм; В. социализм; Г. национализм.

1.88. Идейно-политическое течение, влиятельная сила в рабочем и демократическом движении. Возникло в конце XIX-нач.ХХ в.в. как партии рабочего класса, стремившаяся революционным путем прийти к социализму и провести широкие демократические преобразования.

A. консерватизм; Б. либерализм; В. социал-демократия; Г. национализм.

1.89. Созданный в 1915г. «Прогрессивный блок» выступал за:

А. создание ответственного перед Думой правительства;

Б. немедленное заключение сепаратного мира с Германией;

B. установление демократической республики в России;

Г. отречение Николая II.

1.90. Недовольство царского правительства позицией II Государственной думы по аграрному вопросу привело к...

A. аресту всех депутатов-трудовиков;

Б. разгрому полицией штаб-квартир оппозиционных партий;

B. массовым уличным выступлениям черносотенцев;

Г. третьеиюньскому государственному перевороту.

1.91. В канун первой мировой войны большинство депутатов IV Государственной думы проголосовало:

A. против вступления России в первую мировую войну; Б. против военных кредитов;

B. за принятие новых военных кредитов; Г. за недоверие правительству.

1.92. Интересы крестьянства в четырех составах Государственной думы начала XX в. представляли:

А. октябристы; Б. кадеты; В, монархисты; Г. трудовики.

1.93. Важнейшей чертой аграрной реформы 1906г. стало:

A. сохранение крепостного права; Б. разрушение крестьянской общины;

B. запрет выхода крестьян из общины; Г. конфискация помещичьих земель.

1.94. К результатам аграрной реформы П.А.Столыпина относится:

A. ликвидация помещичьего землевладения; Б. развитие колхозов;

B. переселение крестьян за Урал; Г. поддержка крестьянских общин.

1.95. В ходе столыпинской аграрной реформы не ставилось цели...

A. сформировать частную собственность крестьян на землю;

Б. создать социальную опору самодержавия в деревне;

B. уменьшить аграрное перенаселение в Центральной России;

Г. ликвидировать помещичье землевладение.

1.96. Цель аграрной реформы П.А. Столыпина – это...

A. создание социальной опоры самодержавия в деревне;

Б. замедление роста численности рабочего класса;

B. укрепление общинного землепользования;

Г. ослабление помещичьего землевладения.

1.97. Назовите представителей нового авангардного направления в русской литературе начала XXв., получившего название футуризм.

A. Л.Н.Толстой, В.Г.Короленко; Б. Д.М.Мамин-Сибиряк, А.П.Чехов;

B. М.Горький, А.И.Куприн; Г. В.Маяковский, И.Северянин.

1.98. Назовите русских писателей начала XX в. корифеев «критического реализма».

A. В.Г.Белинский, Н.А.Добролюбов; Б. А.П.Чехов, А.И.Куприн;

B. В.Маяковский, И.Северянин; Г. А.Ахматова, О.Мандельштам.

1.99. Новым явлением в русской культуре начала XX в. было направление...

А. реализм; Б. футуризм; В. сентиментализм; Г. романтизм.

1.100. В русской культуре начала XX в. получило развитие новое направление:

А. романтизм; Б. классицизм; В. символизм; Г. постмодернизм.

1.101. Назовите русских ученых начала XX века.

A. А.Куприн, А.Блок; Б. В.Вернадский, К.Циолковский;

B. А.Бенуа, Н.Рерих; Г. Е.Вахтангов, К.Станиславский.

1.102. Назовите русских ученых начала XX века.

A. С.П.Дягилев, Ф.И.Шаляпин; Б. М.А.Врубель, К.С.Петров-Водкин;

B. И.П.Павлов, И.И.Мечников; Г. А.П.Чехов, Н.А.Бердяев.

1.103. Установите соответствие между именами ученых и их открытиями.

1. Н.Е.Жуковский; а) учение о биосфере и ноосфере;

2. И.П.Павлов; б) основоположник современной аэродинамики;

3. В.И.Вернадский; в) учение об условных рефлексах;

4. П.Н.Лебедев; г) в области физики волны.

А. 1б 2в 3а 4г; Б. 1г 2в 3а 4б; В. 1в 2б 3г 4а; Г. иной вариант.

1.104. Установите соответствие между именами русских ученых и сферами их деятельности.

1. В.О.Ключевский; а) физика волны;

2. К.Э.Циолковский; б) иммунология;

3. И.И.Мечников; в) ракетостроение;

4. П.Н.Лебедев; г) история России.

А. 1г 2в 3б 4а; Б. 1а 2б 3в 4г; В. 1г 2б 3в 4а; Г. иной вариант.

1.105. Назовите представителей академической школы в русской живописи начала XX века.

A. И.Е.Репин, В.И.Суриков; Б. М.Врубель, К.Петров-Водкин;

B. М.Шагал, В.Кандинский; Г. К.Малевич, Н.Рерих.

1.106. Назовите представителей символизма в русской живописи начала XX века.

A. И.Репин, С.Коровин; Б. В.Суриков, С.Серов;

B. И.Шишкин, А.Саврасов; Г. КМалевич, М.Врубель.

1.107. Укажите представителей русской вокальной школы начала XX века.

A. Ф.Шаляпин, А.Нежданова; Б. М.Шагал, В.Кандинский;

B. Н.Рерих, А.Бенуа; Г. В.Холодная, В.Максимов.

1.108. Назовите имена выдающихся режиссеров русского театра начала XX века.

A. СРахманинов, А.Скрябинов; Б. Н.Гумилев, О.Мандельштам;

B. К.Станиславский, Е.Вахтангов; Г. Н.Рерих, А.Бенуа.

1.109. Назовите актеров кинематографа в России начала XX века.

A. В.Маяковский, А.Блок; Б. М.Врубель, В.Серов;

B. А.Куприн, И.Бунин; Г. В.Холодная, В.Максимов.

1.110. Укажите имена великих русских композиторов-новаторов начала XX века.

A. А.Бенуа, Н.Рерих; Б. И.Стравинский, С.Рахманинов;

B. Е.Вахтангов, С.Дягилев; Г. А.Павлова, В.Холодная.

1.111. Укажите страны, входившие в 1907г. в Тройственное согласие-Антанту (I) и Тройственный союз (II).

1. Россия; 2. Италия; З.Англия; 4. Франция; 5. Германия; 6. Австро-Венгрия.

А. I - 1,3,4; II - 2,5, 6; Б. I - 1,3,5; II - 2, 4, 6; В. I - 1, 4, 6; II - 2,3,5; Г. иной вариант.

1.112. Укажите, территории каких стран стали предметом переговоров между Россией и Англией в 1907г. по вопросу раздела сфер влияния.

1. Иран (Персия); 2. Индия; З.Афганистан; 4. Балканские страны; 5. Япония.

А. 2,4, 5; Б. 1,2, 3; В. 1, 3; Г. иной вариант.

1.113. Расположите в хронологической последовательности события начала Первой мировой войны.

1. начало всеобщей мобилизации в России;

2. предъявление Австрией ультиматума Сербиии;

3. убийство эрц-герцога Фердинанда в Сараево;

А. 1,4,3, 2; Б. 2, 3,1,4; В. 3,2, 1,4; Г. иной вариант.

1.114. Расположите в хронологической последовательности события Первой мировой войны.

1. гибель армии генерала Самсонова в Восточной Пруссии;

2. наступление армии генерала Брусилова;

3. убийство эрц-герцога Франца-Фердинанда в Сараево;

4. объявление Германией войны России.

А. 3,4,1,2; Б. 4, 2,1,3; В. 2,3,4,1; Г. иной вариант.

1.115.19 июля (1 августа) 1914г. Германия использовала в качестве повода для объявления войны России...

A. отказ России от ультимативного требования Германии выйти из Антанты;

Б. убийство эрц-герцога Франца-Фердинанда в Сараево;

B. отказ России прекратить всеобщую мобилизацию;

Г. военные действия русских войск против Австрии.

1.116. Поводом к началу Первой мировой войны стало:

A. начало всеобщей мобилизации в России; Б. предъявление Австрией ультиматума Сербии;

B. убийство эрц-герцога Франца-Фердинанда в Сараево; Г. объявление Германией войны России.

1.117. Позиция большевиков в отношении Первой мировой войны выражалась в лозунге:

A. продолжение войны до «победного конца»;

Б. превращение войны империалистической в войну гражданскую;

B. защиты Отечества от гражданской войны;

Г. провозглашения «гражданского мира».

1.118. Деятели «Прогрессивного блока» в IV Государственной думе требовали:

A. ликвидации монархии;

Б. демократической республики;

B. поддержки самодержавия;

Г. создания правительства, ответственного перед Думой, из кандидатов Думы.

1.119. «Оборонцы» - это...

A. партии, стоящие за участие России в Первой мировой войне до победы;

Б. большевики, согласные с лозунгом поражения своего правительства в войне;

B. социалисты, выступающие за оборону Родины;

Г. фракция IV Думы, объединившая всех сторонников ведения «оборонительной» войны.

1.120. «Пораженцами» называли:

A. русские армии, потерпевшие поражение в Первой мировой войне;

B. часть членов РСДРП, потерпевших поражение при голосовании за программу партии;

Г. социал-демократов, поддерживавших лозунг поражения своего правительства в войне.

Задания третьего уровня.

1.121. Назовите фамилию государственного деятеля концаXIX-нач.ХХвв.

В 1892 - министр путей сообщения, затем - министр финансов, провел денежную реформу. Добился договора о строительстве КВЖД. Был против русско-японской войны, за это в 1903г. попал в опалу, летом 1905г. призван заключить Портсмутский мир. Под его руководством составлен Манифест 17 октября 1905г., в 1905-1906 - Председатель Совета Министров, затем отошел от активной деятельности.

1.122. Прочтите отрывок из работы историка и напишите фамилию государственного деятеля, о котором идет речь.

«К народному представительству Николай относился как к лишней и неудобной новой казенной канцелярии. Притом он никогда не мог забыть, что Дума была у него «вырвана»...

И поэтому все былые заслуги этого выдающегося деятеля России рубежа XIX - XX веков (в сфере экономики, индустриализации и финансов - создание твердой отечественной валюты - золотого рубля, введение государственной монополии на алкоголь; в области внешней - заключение столь нужного царизму Портсмутского мира - и внутренней политики - подписание текста Манифеста) были забыты. Уже весной 1906 года его бесцеремонно изгнали и от двора, и из страны».

1.123. Назовите фамилию государственного деятеля.

С 1902г. министр внутренних дел, сторонник жестокого подавления крестьянских выступлений и оппозиционных движений. Сторонник русско-японской войны («Чтобы удержать революцию, нам нужна маленькая победоносная война»). Убит эсерами в 1904г.

1.124. Прочтите отрывок из письма и назовите фамилию политического деятеля России, проводившего после 1905 года охарактеризованный в письме курс.

«.. .Все, начиная с казней, продолжая административной ссылкой, пристрастными, вытянутыми за волосы, судебными приговорами этих, ныне сменяемых судей, проводится под ложным предлогом «борьбы с революцией»... Когда обыватели (у нас граждан нет) видят, что «политика успокоения» является синонимом политики «отмщения», то что, кроме ненависти, эта политика может воспитать в сердцах нескольких поколений?..».

1.125. Прочтите фрагмент из доклада С.Ю.Витте Николаю II от 18 марта 1905г., и определите, какую форму строя, по мнению автора, Россия переросла.

«Волнение, охватившее разнообразные слои общества, не может быть рассматриваемо как следствие частичных несовершенств государственного и социального устроения или только как результат организованных действий крайних партий... Россия переросла форму существующего строя. Она стремится к строю правому, на основе гражданской свободы».

1.126. Прочтите текст статей Основных законов Российской империи и вставьте пропущенное слово. «Ст.4. Императору всероссийскому принадлежит верховная самодержавная власть...

Ст.7. Государь император осуществляет законодательную власть в единении с государственным _______________________________ и Государственной думой.»

1.127. Форма монополии картельного типа при объединении коммерческой деятельности (определение цен, закупка сырья, сбыт продукции и др.) и сохранении производственной и юридической самостоятельности входящих предпринимателей. В России возникли в 80-х гг. XIX века.

1.128. Союз капиталистов (предпринимателей), захвативших исключительное право на производство и реализацию определенных товаров для господства на рынке, установления высоких цен, регулируемых рынком. Основные формы в России нач.ХХ в.: картель, синдикат, трест, концерн.

1.129. Назовите войну, о которой идет речь в отрывке из воспоминаний современника.

«Эта проигранная нами война, закончившаяся революцией 1905-1906гг., была ужасна для наших вооруженных сил еще в том отношении, что мы готовились упорно к войне на Западном фронте и в то же время неосторожно играли с огнем на Дальнем Востоке, фронт которого нами совершенно не был подготовлен».

1.130. Прочтите отрывок из юбилейного очерка в 300-летию царствования Дома Романовых и назовите войну, о которой в ней говорится.

«.. .Несчастья преследовали в этой войне Россию, лучшие наши полководцы на суше и на море погибли в начале военных действий; так, ещё в апреле погиб смелый адмирал Макаров, краса и гордость русского флота:… был убит генерал Кондратенко, мужество и распорядительность которого больше всего поддерживали крепость».

1.131. Запишите пропущенное в тексте название крейсера.

В начале русско-японской войны 1904-1905гг. крейсер... был блокирован японцами в нейтральном корейском порту Чемульпо вместе с канонерской лодкой «Кореец». Командир крейсера В.Ф.Руднев решил принять неравный бой. В результате крейсер... был затоплен, «Кореец» взорван. После войны японцы подняли и отремонтировали..., в 1916г. его выкупили Россия.

1.132. Напишите фамилию русского адмирала, во время русскогяпонской войны командировавшего первой Тихоокеанской эскадрой и погибшего на броненосце «Петропавловск» в 1904г.

1.133. Назовите фамилию священника, который, используя наивный монархизм народных масс, спровоцировал рабочих на составление петиции Николаю Пи проведение шествия в Зимнему дворцу 9 января 1905г.

1.134. Назовите фамилию священника, политического деятеля.

В 1903г. организовал в чайной-читальне рабочий кружок для «самопомощи и взаимопомощи», добился поддержки В.К.Плеве и С.В.Зубатова, поскольку ставил исключительно мирные, просветительские цели. В 1904г. возглавил «Собрание русских фабрично-заводских рабочих Санкт-Петербурга». Был инициатором шествия рабочих к Зимнему дворцу 9 января 1905г.

1.135. Провокационная деятельность петербургской охранки, направленная на создание легальной рабочей организации под контролем полиции с целью отвлечения пролетариата от борьбы. Названа по имени священника, который возглавил эту деятельность.

1.136. Политика «полицейского социализма», внедрявшаяся начальником Московского охранного отделения и Особого отдела департамента полиции. Создание системы политического сыска, легальных рабочих организаций под контролем полиции. Названа по фамилии её организатора.

1.137. Один из способов разрешения трудового конфликта, выдвижение как экономических, так и политических требований коллективом рабочих и служащих, прекративших работу до удовлетворения их.

1.138. Искусственные оборонительные сооружения, перекрывавшие улицы, дороги, мосты для того, чтобы остановить продвижение государственных войск. Широко использовались народными массами в революции 1905-1907гг. в России.

1.139. Прочтите отрывок из обращения в государственную думу во время революции 1905- 1907гг. и укажите сословие, представителям которого оно принадлежало.

«Русская земля держится нами, а не помещиками... Сколько прений не ведите, другого земного шара не создадите. Придется эту землю нам отдать».

1.140. Корабль Черноморского флота, поднявший восстание 14.06.1905г. под лозунгом «Долой самодержавие! Да здравствует Учредительное собрание!» Флот угрожал уничтожить восставших, порты отказались снабжать броненосец водой и углем. Моряки увели корабль в Румынию и 25.06.1905г. сдались местным властям.

1.141. Прочтите отрывок из документа и назовите российского государя, от чьего имени был издан этот документ. (Ответ запишите буквами);

«В сих видах, сохраняя неприкосновенным основной закон Российской империи о существе Самодержавной Власти, признали Мы за благо учредить Государственную думу и утвердить положение о выборах в Думу...»

1.142. Прочтите отрывок из государственного документа начала XX в. и напишите его краткое название.

«На обязанность Правительства возлагаем Мы выполнение непреклонной Нашей воли:

1. Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний д союзов.

2. Установить, как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной Думы и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий поставленных от Нас властей».

принадлежала ... Calle. 01 .12. ...
  • Курс лекций Министерство общего и профессионального образования

    Документ

    Налицо разделение высшей законодательной власти (народное собрание... Россия в начале XX века 1/ Буржуазно-демократическая революция в России (1905 ... движении России до осени 1917 г. принадлежала блоку... необходимо вначале довести до конца... 11.09.01 . Формат...

  • Н. С. Елманова История международных отношений и внешней политики России 1648-2000 под редакцией проф

    Документ

    Совет высших сановников. ... –1905 ... принадлежала французской дипло­матии. Так как Россия ... Временного правительства. Вначале его возглавил... 01 .1919-21.01 ... до прихода фашистов к власти , ... всех законодательных и... России . – М., 1998. 50. Россия и Франция XVIII-XX ...

  • Н. В. Загладин Всемирная история. XX век

    Документ

    Продолженные в XX веке, ... принадлежали и Бельгия, Голландия, а также государства Скандинавии (Швеция, находившаяся с ней до 1905 ... Германия, а Россия . Вначале Пальмерстон, ... 62 29,5 01 .07.1942 ... высшего законодательного органа власти , Верховного Совета России ...

  • Задания части 1(A)

    1. Какое из событий произошло раньше?

    1) начало русско-японской войны

    2) «Кровавое воскресенье»

    3) денежная реформа СЮ. Витте

    4) созыв I Государственной думы

    2. Какое из политических движений характеризовалось социалистическими представлениями?

    4) черносотенцы

    3. С аграрными преобразованиями П.А. Столыпина в начале XX в. связано понятие

    1) барщина 2) отрезки 3) хутор 4) уставные грамоты

    4. Что из названного было характерно для экономического развития России в начале XX в.?

    1) монополизация промышленности

    2) начало промышленного переворота

    3) начало железнодорожного строительства

    4) отсутствие иностранных инвестиций в экономику

    5. Что было характерно для Серебряного века русской культуры?

    1) поиск новых художественных форм и средств

    2) популярность тезиса о самобытности русской культуры

    3) жесткий контроль со стороны государства над духовной сферой

    4) господство метода критического реализма

    Задания части 2(B)

    Эти задания требуют ответа в виде одного-двух слов, последовательности букв или цифр.

    1. Расположите в хронологической последовательности следующие события. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности в таблицу .

    A) убийство П.А. Столыпина

    Б) Московское декабрьское восстание

    B) гибель крейсера «Варяг»

    Г) издание Манифеста об учреждении Государственной думы

    3. Какие три из перечисленных событий связаны с революцией 1905-1907 гг.? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу .

    2) созыв Учредительного собрания

    5) созыв I Государственной думы

    6) установление режима «двоевластия»

    5. Прочтите отрывок из международного договора и напишите название государства, с
    которым Россия подписала данный договор.

    «Российское императорское правительство уступает в вечное и полное владение... юж­ную часть острова Сахалина и все прилегающие к последней острова, равно как и все общественные сооружения и имущества, там находящиеся».

    6. Прочтите отрывок из работы историка и напишите фамилию государственного деяте-
    ля, о котором идет речь.

    «К народному представительству Николай относился как к лишней и неудобной новой ка­зенной канцелярии. Притом он никогда не мог забыть, что Дума была у него «вырвана»... И поэтому все былые заслуги этого выдающегося деятеля России рубежа XIX-XX ве­ков (в сфере экономики, индустриализации и финансов - создание твердой отечест­венной валюты - золотого рубля, введение государственной монополии на алкоголь; в области внешней - заключение столь нужного царизму Портсмутского мира - и внутренней политики - подписание текста Манифеста) были забыты. Уже весной 1906 года его бесцеремонно изгнали и от двора, и из страны».

    Ответ: ______________________.

    7. Прочтите отрывок из сочинения историка и напишите краткое название политической
    партии, о которой идет речь.

    «В системе политических партий России эта партия занимала особое место. Это была партия интеллектуалов, аккумулировавшая в своих рядах цвет российской интеллиген­ции начала XX в., мечтавшей о радикальном преобразовании страны парламентским путем и на основе общечеловеческих ценностей. Идейные и организационные истоки формирования партии связаны с теми качественными изменениями, которые произош­ли в русском либерализме на рубеже XIX-XX вв. В либеральном движении все громче и увереннее зазвучали голоса историка П.Н. Милюкова, крупнейших специалистов в области гражданского и уголовного права - профессора С.А. Муромцева, В.М. Гессена, Л.И. Петражицкого, экономистов и публицистов - П.Б. Струве, С.Н. Булгакова, Н.А. Бердяева».



    Ответ: _______________________.

    8. Установите соответствие между партиями начала XX в. и их лидерами.

    А Б В Г

    10. Прочтите текст статей Основных законов Российской империи и напишите пропущенное слово. "Ст. 4. Императору всероссийскому принадлежит верховная самодержавная власть… Ст. 7. Государь император осуществляет законодательную власть в единении с Государственным ________________ и Государственной думой".

    11. Прочтите фрагмент и назовите фамилию политического деятеля, выступившего на заседании в III Государственной думе в 1907 г. с этими предложениями.

    "...Поставив на ноги, дав возможность достигнуть хозяйственной самостоятельности многомиллионному крестьянскому населению, законодательное учреждение заложит то основание, на котором прочно будет воздвигнуто преобразованное русское государственное здание... Не беспорядочная раздача земель, не успокоение бунта подачками – бунт погашается силою, а признание неприкосновенности частной собственности, и как последствие, отсюда вытекающее, создание мелкой личной земельной собственности, реальное право выхода из общины и разрешение вопросов улучшенного землепользования – вот задачи, осуществление которых правительство считало и считает вопросами бытия русской державы".

    Ответ: _______________________________.

    12. Прочтите фрагмент и допишите фамилию политического деятеля: «Промышленный подъем России во многом был обеспечен притоком иностранных инвестиций. Первое место по объему вложений в российскую экономику занял франко-бельгийский капитал, второе – английский, третье – германский. Франция стала и главным кредитором царского правительства. Инициатором привлечения иностранного капитала в Россию стал _______________.»

    Задания части 3(C)

    Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1-СЗ

    Из письма государственного деятеля начала XX в.

    «Представлялось избрать один из двух путей: назначить энергичного человека и всеми силами постараться раздавить крамолу, затем была бы передышка, и снова пришлось бы через несколько месяцев действовать силой; но это бы стоило потоков крови и в конце концов привело бы к теперешнему положению, т. е. авторитет власти был бы показан, но результат оставался бы тот же самый и реформы вперед не могли осуще­ствляться бы. Другой путь - предоставление гражданских прав населению - свободы слова, печати, собраний и союзов и неприкосновенности личности; кроме того, обяза­тельство проводить всякий законопроект через Государственную думу - это в сущно­сти и есть конституция... Немного нас было, которые боролись против нее. Но под­держки в этой борьбе ниоткуда не пришло, всякий день от нас отворачивалось все большее количество людей, и, в конце концов, случилось неизбежное. Тем не менее, по совести я предпочитаю давать все сразу, нежели быть вынужденным в ближайшем бу­дущем уступать по мелочам и все-таки прийти к тому же».

    С2. На основе текста и знаний по истории приведите не менее трех реформ и действий («уступок»), на которые вынужден был согласиться автор письма.

    СЗ. Какие причины отказа от пути подавления «крамолы» через установление военной диктатуры указывает автор? Какие причины можете дополнительно указать вы? Ука­жите всего не менее трех причин.

    С4. Назовите две войны, которые вела Россия в начале XX в. до крушения монархии. Приведите не менее трех основных целей российского правительства в одной из них.

    С5. Ниже приведены две точки зрения на политику П.А. Столыпина:

    1. Политика П.А. Столыпина была направлена на защиту интересов дворян-помещиков.

    2. От политики П.А. Столыпина выигрывала лучшая часть русского крестьянства.

    Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтитель­ной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргумента­ми, подтверждающими избранную вами точку зрения.

    С6.Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

    В начале января 1905 г. «Собрание русских фабрично-заводских рабочих города Санкт-Петербурга» во главе со священником Гапоном приняло решение о подаче царю петиции, в которой бы излагались требования рабочих. О желании рабочих подать пе­тицию было известно властям, в том числе и царю. Приведите не менее трех причин недовольства рабочих своим положением.

    Укажите, чем завершилась подача петиции. Назовите одно основное последствие событий, связанных с подачей петиции