Болезни Военный билет Призыв

Эксперименты со звуком в средней группе. Портал образования. Объяснение эксперимента для детей

Некоторые сведения о звуке. Наше ухо - удивительно тонкий инструмент, воспринимающий звуковые явления. Каждое вызванное хотя бы легким толчком воздуха колебание тонкой кожицы, так называемой барабанной перепонки, туго натянутой в ухе, воспринимается нами как звук.

Склейте из картона два небольших стакана, донышки их проткните в центре, проденьте сквозь них тонкий крепкий шнур и закрепите его на дне стаканов деревянной палочкой. Длина шнура может быть более 20 метров. Участники разговора получают по стакану и расходятся, насколько позволяет шнур. Теперь, если один из участников будет говорить в стакан, а другой приставит свой стакан к уху, то даже тихо произносимые слова будут отлично слышны (рис. 34). Звук проводится шнуром хорошо только тогда, когда шнур натянут.


Рис. 34


Рупор. Мы уже знаем, что воздух состоит из многочисленных отдельных частиц. При возникновении звука частицы воздуха, находящиеся около звучащего тела, передают толчки соседним частицам, которые толкают следующие, и т. д., и таким образом звук доходит до нашего уха.

При разрежении воздуха расстояния между частицами увеличиваются, и передача толчков, а значит, и звука ослабляется. В безвоздушном пространстве звук передаваться вообще не может. У кого есть воздушный насос, тот легко может в этом убедиться.

Возьмите, например, электрический звонок и положите его под колпак воздушного насоса. Звонок нужно положить на небольшую подушечку, чтобы звук его не передавался наружу через стол. Включите ток и, пока звонок работает, начните выкачивать воздух. Сначала звон будет сильным, потом станет тише и наконец будет едва слышен, как будто звонок звонит далеко и еле-еле работает, хотя на самом деле вы видите частые удары молоточка, которые показывают, что звонок действует.

Частицы воздуха напоминают по своим свойствам упругие мячики. Поэтому, пользуясь обычным резиновым мячом, можно получать некоторые явления, похожие на те, которые происходят в воздухе при передаче звука его частицами.

Сделайте, например, пометку мелом на стенке, на высоте вашего роста, прямо против себя, и с силой бросьте мячик в стену. Он вернется по тому же направлению, по которому был брошен. Если вы отойдете в сторону от пометки на стене и бросите в нее мячик, он отскочит в противоположную от вас сторону. Можно заранее сказать, в каком направлении он отскочит от стены. Если восставить перпендикуляр из точки удара мячика о стену и измерить угол, под которым мячик ударился, можно заметить, что он отскочил от стены под тем же углом к перпендикуляру. Первый угол называется углом падения, а второй - углом отражения. Поэтому физики говорят, что угол падения равен углу отражения (рис. 35, внизу). Этому же закону подчиняется и звук.



Рис. 35


Явление отражения звука навело на мысль построить такие инструменты, при помощи которых звук можно передавать на большие расстояния. Мы знаем, что звук распространяется во всех направлениях и поэтому очень быстро ослабевает. С помощью рупора мы можем направить звук большой силы в одном определенном направлении. Сотни лет искали наилучшую форму рупора, но оказалось, что, какую бы фигуру ему ни придавали, он не получается много лучше простого рупора, который легко сделать самому.

Склейте из картона коническую трубу длиной примерно 1 метр так, чтобы диаметр раструба получился 15–20 сантиметров и узкий конец конуса имел отверстие диаметром сантиметра три. К этому концу рупора приклейте небольшую воронку так, чтобы ею удобно было закрывать рот. Когда рупор высохнет, приложите рот к воронке, а раструб направьте в ту сторону, куда хотите направить звук. Стенки рупора не дадут рассеяться звуку во все стороны, и сила звука будет ослабевать с расстоянием значительно меньше, чем без рупора.

Рис. 35 показывает, как благодаря рупору звуковые колебания, отражаясь от его стенок, распространяются по направлению параллельному оси рупора. С помощью хорошего рупора длиной 2 метра можно разговаривать на расстоянии в километр, а при тихой погоде, да еще ночью, даже дальше.

Звук так хорошо распространяется в трубах, что часто в учреждениях устраивают очень простую связь: из одного помещения в другое проводят трубу и разговаривают по этому примитивному телефону.

Часто на небольших морских и речных судах капитанский мостик и помещение рулевого связаны трубами с машинным отделением. Да и между каютами иногда прокладывают такой примитивный, но очень надежный телефон.


Искусственный гром. Для этого опыта вам не нужно никаких электрических приборов. Все заменит кусок бечевки. Приложите один кусок бечевки к уху и попросите товарища отойти с другим концом ее и довольно сильно натянуть. Теперь, если ваш товарищ будет очень тихо ударять по бечевке пальцами, вы услышите как бы стук дождевых капель о раму окна. Если он будет водить по бечевке гвоздем, вам послышится завывание бури. Если же ваш помощник будет катать шнур между пальцами, вы ясно услышите раскаты грома. При легком подергивании бечевки получается впечатление боя часов.

Попробуйте привязать бечевку к железным щипцам, которыми берут уголь из печи, приложите концы бечевки к ушам и стукните щипцами о ножку стола или какой-нибудь металлический предмет (рис. 36). Что вы услышите?


Рис. 36


Акустические обманы. Слух, как и другие наши чувства, иногда обманывает нас. Можно ошибиться и в силе звука, и в исходной точке его. Раскаты грома так могущественны, что мы затрудняемся сравнивать их с каким-нибудь другим шумом, и все-таки гром можно совершенно заглушить, комкая бумагу у самого уха. Это не значит, конечно, что комканье бумаги громче грома. Просто настолько велика разница в расстояниях, что звук комканья бумаги воспринимается нами сильнее страшных раскатов грома.

Очень часто бывают ошибки в определении направления звука. Часто, услышав эхо, можно подумать, что именно в той стороне, откуда послышалось эхо, находится человек. Торопясь к трамваю, мы часто зря бежим, чтобы успеть сесть в него. Представьте себе, что вы идете по улице, упирающейся в другую, по которой проложена трамвайная линия, как показано на рис. 37.


Рис. 37


Вы слышите приближение трамвая, решаете, что он идет слева, торопитесь добежать до угла. В большинстве случаев вы ошибаетесь: оказывается, что он идет справа. Бывает и наоборот: если вам нужно сесть в трамвай, идущий справа, левый трамвай вводит вас в заблуждение. Объясняется это очень просто. Вы идете по правой стороне улицы, и трамвай приближается справа. Он скрыт от вас углом дома, и вы его не видите, но слышите. Звук в этом случае попадает в ухо не прямым путем. Мы знаем, что звук распространяется во все стороны. Каждое из этих направлений мы можем назвать звуковым лучом.

Рассмотрим один из звуковых лучей, исходящих от движущегося трамвая (на рисунке он обозначен жирной чертой). Сначала луч звука падает на сторону А улицы, по которой идет трамвай. От этой стороны, по известному уже нам закону, он отражается и попадает на сторону Б. Отразившись и от нее, он достигает нашего левого уха. Поэтому вы думаете, что трамвай идет с левой стороны, так как мы привыкли считать, что звук исходит от тела, находящегося на линии звукового луча.


Говорящие фигуры. Для этого опыта нам нужны два вогнутых зеркала. Их нетрудно сделать самому. Так как зеркала эти будут служить только для опытов со звуком, их можно сделать из папки. Блеск этим зеркалам не нужен, и особенной точности тоже не требуется.

Если вы представите себе вогнутое зеркало, рассеченное через центр пополам, то, очевидно, линия разреза будет дугой, радиус которой будет равен радиусу того шара, часть которого составляет вогнутое зеркало. Если вы захотите сделать вогнутое зеркало с радиусом 1 метр (этот размер как раз хорош для нашего опыта), возьмите кусок картона длиной сантиметров семьдесят и метровый шнурок. Начертите на картоне дугу так, чтобы захватить ею всю длину картона (рис. 38, А). Вырежьте аккуратно эту часть круга, и у вас получится так называемый шаблон.

Достаньте непроклеенный картон и нарежьте из него 12–15 узких равнобедренных треугольников, длинная сторона которых должна равняться примерно 35 сантиметрам. Сшейте эти треугольники (рис. 38, Б), время от времени прикладывая к ним шаблон. Добейтесь того, чтобы они образовали вогнутое зеркало, примерно соответствующее шаблону. Для этого сначала из этих сшитых треугольников получаем очень плоское коническое зеркало. Чтобы придать ему необходимую нам округлую форму, намочите картон и, когда он размокнет, растягивайте его, нажимая большим плоским блюдом и руками до тех пор, пока поверхность не станет такой вогнутой формы, какая нам нужна. Все время прикладывая шаблон по разным направлениям, добейтесь того, чтобы зеркало получилось правильной формы.

Готовое мокрое зеркало положите сушить в тени, подложив под него тряпки, чтобы картон не провис. Если хотите сделать зеркало не такое большое, например диаметром 30–40 сантиметров, его можно сделать из одного куска картона, вырезав круг диаметром 45 сантиметров, и, намочив, вытянуть его по шаблону.

Очень хорошее зеркало можно сделать из гипса. Шаблон этого зеркала нужно сделать из доски, но взять не вогнутую сторону, а выпуклую. В середине этой выпуклой части шаблона вбейте гвоздь. Откусите головку этого гвоздя и заострите его (рис. 38, В). Затем вырежьте из толстого картона круг такого диаметра, каким должен быть диаметр зеркала, например 50–60 сантиметров. По краям круга пришейте борта из папки 10–15 сантиметров вышиной. Все щели замажьте глиной или замазкой. В эту форму налейте гипс, смешанный с небольшим количеством клея, замешайте немного и, когда масса сделается тестообразной, вставьте шаблон в центр дна и вертите его. Шаблон соскребет излишек гипса, а оставшийся гипс остынет и образует выемку по форме шаблона.

Когда гипс окончательно засохнет, вы получите замечательное вогнутое зеркало. Только не сушите его около печки или на солнце, потому что при быстрой сушке на гипсе получаются трещины.

Для нашего опыта нужны два одинаковых вогнутых зеркала. Повесьте их в двух комнатах, точно друг против друга, так чтобы между ними приходилась дверь. Если зеркала большие, расстояние между ними можно взять до 10 метров. В фокусе одного зеркала поставьте какую-нибудь куклу и объявите присутствующим, что эта маленькая особа может говорить и отвечать на вопросы.

Фокус вогнутого зеркала находится как раз против центра его, то есть против самого глубокого места, на расстоянии половины радиуса изгиба (рис. 38, /), то есть на расстоянии половины того радиуса, которым чертился шаблон. Если вы чертили шаблон радиусом 1 метр, значит, фокус зеркала находится на расстоянии 50 сантиметров от центра его.



Рис. 38


Звуковые лучи, исходя из центра той шаровой поверхности, часть которой составляет наше зеркало, падают на зеркальную поверхность, каждый перпендикулярно к ней, и отражаются обратно в тот же центр. Если же звучащее тело находится в точке, расположенной несколько ближе к зеркалу, то идущие от него звуковые лучи, отражаясь, соберутся в точках более удаленных от зеркала, чем его центр. А если исходная точка звуков будет совпадать с фокусом зеркала, то, отразившись, они пойдут параллельно главной оси зеркала и, попав на противоположное вогнутое зеркало, отразятся уже от этого второго зеркала и соберутся в его фокусе, который находится тоже на расстоянии полурадиуса от середины зеркала.

Чтобы скрыть другое зеркало от зрителей, завесьте открытую дверь кисеей или тонкой простыней - они отлично пропускают звуковые волны. Лучше всего производить опыты вечером, тогда вы можете осветить ту комнату, в которой находится кукла, а смежную не освещать. Зеркала должны обязательно висеть точно одно напротив другого. Установить их нелегко, так что перед тем, как показывать этот опыт собравшимся, проверьте, правильно ли висят зеркала, иначе может получиться конфуз.

Если вам никто не помогает при установке, можно повесить в фокусе одного зеркала часы, а тиканье их слушать у второго зеркала в другой комнате.

Фигурку установите так, чтобы голова ее была в том месте, где лучше всего слышно тиканье часов. Это будет как раз в фокусе зеркала. Но при опыте вам все-таки необходим помощник. Пусть он станет у фокуса зеркала, висящего в темной комнате, и слушает все, что будут говорить фигурке на ухо. Он же должен и отвечать на все вопросы, тихо говоря в фокус зеркала, и тогда задавший вопрос услышит ответ, держа ухо у головы фигурки. Получается такое впечатление, что действительно говорит кукла, и никто из присутствующих наверняка не сможет объяснить, в чем тут секрет.

Чтобы ваш помощник, сидящий в темной комнате, не ошибся и не дал ответ не в фокус зеркала, установите небольшой рупор, через который можно будет и разговаривать и слушать. Рупор, голова и плечи человека, подходящего к зеркалу, мало помешают распространению звуковых лучей.


Волчок как акустический инструмент. В начале этой книги мы рассказывали, как проделать опыты с волчком. Тогда мы заставляли его вращаться в самых удивительных положениях, а сейчас воспользуемся им как музыкальным инструментом. Только для этого опыта нужен волчок особенно тяжелый. Может быть, какой-нибудь знакомый токарь выточит вам такой волчок по нашим рисункам (рис. 39).


Рис. 39


Ось можно сделать медную, заострить и немного закруглить конус внизу Самый диск волчка лучше всего сделать из какого-нибудь тяжелого металла, например олова или свинца. Диск надо обязательно выточить на токарном станке. Сверху оси волчка надо просверлить в центре углубление точно по оси. К этому углублению подберите подходящий отрезок стальной проволоки и вставьте его в деревянную ручку. Подставку можно сделать из дерева, только сверху, там, где будет вращаться конец оси волчка, вставьте медный подшипник, а низ подставки, чтобы она не скользила, оклейте сукном. Чем точнее сделаны все части волчка, тем дольше он вращается и, значит, тем лучше получаются опыты с ним. Волчок этот запускается шнурком, как показано на рис. 40.

Обратите внимание на то, что над диском волчка, по обе стороны оси, должны быть вставлены два маленьких штифтика. Они нужны для того, чтобы устанавливать на волчке различные круги, которые составляют акустический аппарат волчка.


Рис. 40


Вырежьте ножницами из жести или тонкого листа меди два правильных круга с тремя отверстиями посредине: одно в центре - для оси волчка, и два маленьких по бокам - для штифтов. На окружности одного из этих кружков выпилите напильником зубцы самой разнообразной величины без всякого определенного порядка, как показано на рис. 41, А. Но острия всех зубцов должны доходить до наружного края.

На другом кружке сделайте зубцы как можно точнее (рис. 41, 5), глубиной 2–3 миллиметра. Если последний зубец выйдет немного больше или меньше остальных, это не беда - один зубец дела не испортит.

Вы уже знаете, что всякое звучащее тело сообщает толчки частицам воздуха, и эти толчки передаются затем нашему уху. Ряд таких отдельных одинаковых толчков воспринимается нашим ухом в виде сплошного звука лишь в том случае, если они следуют один за другим достаточно часто. Как бы вы ни торопились бить палкой по барабану или карандашом по кусочку картона, все же отдельные удары будут слышны.

При помощи наших зубчатых кружков можно ударять по картону с такой частотой, что отдельные удары нельзя будет различить.

Положите на волчок кружок с беспорядочно выпиленными зубцами и приложите к нему кусочек очень плотного и тонкого картона (рис. 41, А). Вы услышите отвратительный, визгливый скрип.



Рис. 41


Не то получается с другим кружком. Равномерные удары его правильных зубцов о картонку, сливаясь, вызывают одну музыкальную ноту (так называемый тон), сначала высокую, а затем, по мере замедления хода волчка, все более и более низкую.

Может быть, вам интересно знать, сколько последовательных равномерно следующих толчков сливается в нашем ухе в одну музыкальную ноту и в какую именно? 16 толчков в одну секунду уже сливаются в низкую, густую ноту, а 435 колебаний в секунду дают тон ля.

Это та самая нота, на которую настраивается вторая скрипичная струна.

Еще интереснее знать наибольшую частоту колебаний, которую может воспринимать наш слух. Надо заметить, что с увеличением числа колебаний в секунду после известного предела одновременно с повышением тона идет ослабление восприятия нами звука.

При самом высоком тоне рояльной струны она совершает 5000 колебаний в секунду, 20 ООО колебаний в секунду производят едва слышимый нами звук, а 35 ООО колебаний может уловить только редкий слух. Большее число колебаний наше ухо уже не воспринимает.

Однако мы забыли про наш волчок, а он между тем может еще потешить нас музыкальными звуками гаммы и аккордами. Только для этого надо сделать еще один кружок, так же как и первые два из жести или меди или даже из хорошего картона (рис. 42, А). Сделать его нетрудно, только надо знать размеры. Такой же кружок, как и первый, разделите радиусами на 6 равных частей и прочертите на нем 4 круга, каждый раз уменьшая радиус на одну и ту же величину, чтобы все промежутки между окружностями были равны. На внутреннем круге сделайте 12 дырочек, на втором - 15, на третьем - 18, а на наружном - 24. Диаметр отверстий должен быть 2–3 миллиметра. Только не протыкайте их шилом, а выбейте просечкой и вообще постарайтесь изготовить круг очень тщательно.

С помощью этого кружка можно сообщить воздуху правильные, следующие друг за другом толчки - значит, вызвать музыкальный тон. Для этого во время вращения круга нужно дуть в один из рядов отверстий. Струя воздуха то пропускается через отверстия, то задерживается промежутками. Это дает часто следующие друг за другом толчки, то есть тон. Струю воздуха направьте на круг через оттянутую с одного конца и загнутую под углом стеклянную трубочку, как показано на рис. 42, Б.

Если волчок вращается со скоростью 6 оборотов в секунду, первый ряд дырочек даст нам 6 х 12 = 72 колебания; второй - 6 х 15 = 90 колебаний; третий - 6 x 18 = 108 колебаний и четвертый - 6 х 24 = 144 колебания в секунду. Такой волчок с продырявленными дисками называется сиреной Савара. Наша сирена может издавать правильные аккорды из трех нот. Для этого надо только еще одно приспособление.

Возьмите тонкую медную трубку и один конец ее запаяйте. Сбоку трубки просверлите четыре отверстия на таком же расстоянии одно от другого, на каком находятся круги с дырочками на сирене. К этим четырем отверстиям припаяйте по маленькому отростку трубки. Когда на открытый конец этой металлической трубки вы наденете резиновую трубку и будете дуть сквозь четыре тоненьких отростка на вращающийся круг сирены, держа трубку так, чтобы воздух из тоненьких трубочек попадал сразу на все круги с дырочками, вы услышите правильные аккорды, высокие или низкие, в зависимости от скорости вращения волчка.



Рис. 42


Тот, кто знаком с музыкой, может с помощью волчка наблюдать очень интересные явления. Можно сделать, например, не четыре ряда дырочек, а восемь - получится чудесная гамма. Для этого на восьми окружностях надо расположить дырочки в таком порядке: первый ряд - 24, второй - 27, третий - 30, четвертый - 32, пятый - 36, шестой - 40, седьмой - 45 и восьмой - 48 дырочек. Гамма состоит из семи тонов, числа колебаний которых в одну секунду относятся как ряд этих чисел. Это показано в следующей табличке, в которой имеются и общеизвестные названия тонов в гамме:


Изготовленный волчок позже пригодится нам еще для оптических опытов.


Звучание струн. Всякое быстро колеблющееся тело издает звук. Вы знаете, что колеблющиеся натянутые струны издают музыкальный тон.

Возьмите натянутую струну посредине пальцами, оттяните ее чуть-чуть в сторону и отпустите. Упругая струна быстро вернется в свое прежнее положение, но по инерции перейдет через него дальше, затем снова отклонится в ту сторону, куда вы ее раньше оттянули, и будет колебаться так некоторое время, все с меньшим и меньшим размахом, пока, наконец, не успокоится.

Колебания струны вызвали толчки воздуха, следующие очень быстро один задругам. Эти толчки сливаются в нашем ухе в один звук, но такой звук струны очень слаб, и, чтобы усилить его, струны натягивают на тонкостенные деревянные ящики. Дерево хорошо воспринимает все колебания и передает их воздуху уже большей поверхностью. Поэтому все струнные инструменты - скрипка, рояль, балалайка, арфа - делаются из дерева. Оно обладает замечательной способностью одинаково хорошо воспринимать колебания почти всех звуков, в то время как металл приводится в колебание главным образом только тем тоном, который сам издает при ударе.

У кого дома есть рояль или пианино, тот легко может убедиться в этом. Деревянный корпус рояля удивительно усиливает все тона; каждый тон передается наружному воздуху одинаково громко и ясно. Откройте крышку рояля, нажмите правую педаль и возьмите голосом какую-нибудь ноту. Вы услышите, что рояль повторит взятый вами тон. При нажиме правой педали все струны освобождаются от суконных клапанов и могут свободно колебаться, но в ответ на ваш голос заколебалась только струна того тона, который вы взяли. Все остальные не отозвались.

Посмотрим теперь, как колеблется струна и какие звуки она издает в разных случаях. Не надо быть скрипачом, чтобы знать, что чем сильнее натянешь струну скрипки на колок, тем выше будет издаваемый ею звук. Но высокий или низкий тон струны зависит не только от того, насколько сильно она натянута. На тон влияют вес струны и ее длина.

Тяжелые басовые струны, обмотанные проволокой, не могут дать такого большого числа колебаний в секунду, как так же натянутые и той же длины легкие. Значит, число колебаний струны зависит и от ее веса на единицу длины. Чем больше вес струны, тем меньшее число колебаний в секунду она дает. Математики говорят, что число колебаний струны обратно пропорционально ее весу.

Если вдвое укоротить струну, колебания ее будут вдвое чаще, а потому и звук будет выше, и притом, как говорят, на октаву выше. Вообще при данном натяжении число колебаний данной струны в одну секунду обратно пропорционально ее длине.


Гармоника из деревянных палочек. Для того чтобы струна издала звук, ее не только можно бить, дергать или пилить поперек смычком. Ее можно тереть вдоль тряпкой, посыпанной канифолью. Но в этом случае колебания будут не поперечными, а продольными, они будут идти не в стороны, а струна будет попеременно то сокращаться, то удлиняться.

Мы можем устроить основанный на этом музыкальный инструмент, показанный на рис. 43. В деревянный ящик длиной 50 сантиметров и высотой 15 сантиметров вделайте на равном расстоянии одну от другой 8 деревянных очень гладких палочек толщиной 1 сантиметр. Палочки должны быть вделаны точно перпендикулярно к крышке ящика. Лучше всего сделать ящик и палочки из пихты, но очень хорошие результаты получатся, если сделать гармонику из еловых досок.

Для того чтобы ящик был устойчивым, основание его сделайте пошире. Длина палочек зависит от того, какой будет первая из них. Для изготовления этого инструмента вы можете взять такие размеры: первая палочка длиной 70 сантиметров, третья ^терция) должна быть = 56 сантиметров, пятая = 46,7 сантиметра, восьмая вдвое меньше первой - 35 сантиметров. Остальные палочки можно подогнать по слуху к промежуточным нотам октавы по тонам гаммы.



Рис. 43


Конечно, их можно обрезать и по цифровым соотношениям звуков, но по тону пригонять лучше, потому что можно легко ошибиться при разрезывании из-за неуловимой на глаз разницы в толщине палочек. Лучше сделать их сначала немного длиннее, чем надо, а потом постепенно подпиливать, прислушиваясь.

Длина второй и четвертой палочек должна быть средней между стоящими рядом с ними: вторая палочка = 63 сантиметра; четвертая 51,4 сантиметра; шестая и седьмая палочки должны быть средними по длине и по звуку между пятой и восьмой.

Теперь инструмент готов, и для игры на нем больше никаких приспособлений не нужно. Двумя слегка влажными пальцами скользите по палочкам вниз, и эта оригинальная гармоника будет звучать.


Музыкальный инструмент из бокалов. Нетолстый стеклянный бокал можно заставить издавать громкий звук. Оботрите указательный палец правой руки мокрым полотенцем, чтобы удалить грязь, обмакните затем палец в воду и мокрым пальцем водите, осторожно нажимая, по краю бокала (рис. 44). Сначала вы услышите неприятный звук. Но когда края бокала хорошо оботрутся, он будет издавать поющий звук тем нежнее, чем легче вы будете нажимать пальцем.

Высота звука зависит от величины бокала и толщины стенок. Вам нетрудно будет подобрать несколько бокалов или стаканов от самого низкого до самого высокого тона. Изменять тон можно еще, подливая воду в бокал. Чем больше воды нальете, тем ниже будет тон.


Рис. 44


На такой гармонике из бокалов очень легко можно исполнять разные мелодии.

Когда вы будете вести пальцем по краям бокала с водой, вы увидите сверху, как поверхность воды колышется. Она непрерывно волнообразно движется. Волны эти очень малы, но можно заметить, что они сильнее в том месте, в котором находится палец. Волны идут поперек бокала к противоположной стороне, а под прямым углом к ним двигаются другие волны, тоже проходящие через центр.

Правильность фигуры зависит от чистоты тона, который дает пластинка. Если тон скрипучий, неприятный и неясный, фигура ясно не обозначается. Но зато, имея пластинку, дающую ясный и чистый тон, вы можете «рисовать» на ней фигуры удивительно точные и разнообразные.





Рис. 45


Фигуры образуются оттого, что не все точки пластинки колеблются от прикосновения смычка. Те участки, которые придерживаются пальцами, не двигаются, а другие быстро и сильно колеблются. Песок соскальзывает с колеблющихся точек и остается на неподвижных местах, образуя линии фигур.

Если вы будете нажимать на пластинку двумя пальцами на равных расстояниях от середины одной стороны (рис. 45), а смычком водить посредине противоположной стороны, вы получите фигуру, изображенную на том же рисунке. Наблюдая за фигурами при различных положениях пальцев на пластинке, вы заметите, что, как только меняется положение пальцев, изменяется звук и сейчас же изменяется расположение песка на пластинке.

Простые фигуры вызываются низкими басовыми нотами; более сложные образуются при высоких нотах.

Мы уже много говорили о звуковых колебаниях, и теперь нам нетрудно объяснить появление фигур Хладни.

Высокие звуки вызываются быстрыми колебаниями. Эти колебания могут совершать только малые колеблющиеся плоскости. Поэтому в них образуется большое количество неподвижных точек. Само собой понятно, что разные пластинки дают разные фигуры. Опыт можно производить не только с квадратной, но и с круглой и многогранной пластинками.

В нижней части рис. 45 показаны звуковые фигуры Хладни, полученные при опытах с квадратной пластинкой. Там показаны только самые простые фигуры из бесчисленного множества фигур, полученных Хладни. Чем выше тон пластинки, тем более сложной получается фигура и тем поразительнее скорость появления ее.


Поющая водяная струя. Два предшествовавших опыта требовали довольно много приспособлений. Зато опыт с водяной струей много проще. Найдите медную трубку диаметром 2 сантиметра и длиной 20 сантиметров, кусочек резины от игрушечного воздушного шара и еще один обрезок медной трубки длиной 3 сантиметра и диаметром 1,5 сантиметра. В длинную медную трубку впаяйте сбоку, отступя на 3 сантиметра от верхнего конца (рис. 46), заготовленную короткую трубку. Эта трубка нужна нам для надевания на нее воронки из картона.

Воронку с диаметром раструба 10 сантиметров склейте из картона. С узкой стороны ее приклейте ободок шириной 1,5 сантиметра и наденьте этим ободком воронку на выступающий конец тонкой трубки. Верхний конец толстой трубки немного расширьте, затяните его резиной и привяжите ее толстой шерстяной ниткой. Бортик на этой трубке нужен для того, чтобы резиновая перепонка не соскакивала с трубки.

Это приспособление установите на подставку так, чтобы конец трубки с резиновой пленкой - мембраной - был наверху. Трубку можно укрепить на подставке или с помощью шпенька, как показано на рис. 46, справа или просто врезать ее в подставку.


Рис. 46


Вот и все приспособление.

Чтобы понять действие прибора, вспомним самое обыкновенное явление, всякому известное: если чуть-чуть открыть кран какого-нибудь сосуда с водой, вода будет вытекать по капле. Попадая на бумагу, капля издает ясно слышный короткий звук. Капли обычно падают равномерно, через известный промежуток времени, и если бы они падали часто, то падение их вызывало бы приятный тон, так как звук образуется из частых ритмичных толчков воздуха.

В продаже иногда бывают газовые горелки, которые устанавливаются отдельно, и к ним газ подводится резиновыми трубками. Такие горелки очень хороши для наших опытов. Только помните, что с газом нужно обращаться с очень большой осторожностью.

Если не достанете готовой горелки, можете сделать ее сами. В магазине химической посуды нужно достать склянку, имеющую отверстие сбоку. В это отверстие вставьте пробку с короткой стеклянной трубкой. На стеклянную трубку наденьте резиновую и присоедините ее к газовой плите. В верхнее отверстие склянки можете вставлять трубки с различными отверстиями.

Такая простая самодельная газовая горелка показана на рис. 47.



Рис. 47


Когда пустите газ в эту горелку, не торопитесь зажигать ее. Дайте газу вытеснить весь воздух из склянки, а то там образуется смесь газа с воздухом, которая при зажигании может взорваться.

Но чтобы газ в такой горелке лучше горел, к нему нужно все время подмешивать немного воздуха. На 2–3 сантиметра ниже верхнего отверстия трубки сделайте сбоку одно-два отверстия и наденьте на трубку широкое кольцо. Передвигая его, можно будет открывать отверстия больше и меньше, изменяя этим подачу воздуха. Если вы осмотрите трубку газовой плиты, подводящую газ к горелке, вы увидите, что в ней снизу тоже есть отверстие, которое закрывается заслонкой. Обычно к этой заслонке прикреплен стержень и выведен к крану горелки, чтобы удобно было регулировать пламя, приспособляясь к давлению газа, подаваемого с завода.

Когда зажжете горелку, попробуйте хлопнуть в ладоши, свистнуть, потрясти связкой ключей, бить молотком по жести, разрывать бумагу - и вы увидите, что какой-либо из этих звуков, а может быть и не один даже, заставит отзываться пламя горелки. Только горелка обязательно должна давать длинное остроконечное пламя; с широким шипящим пламенем эти опыты не будут удаваться.

Огонь некоторых горелок улавливает малейшие звуки и сейчас же принимает вид взъерошенной метлы. Огонь иногда до того чувствителен, что трудно удержаться от смеха, а он и смех сейчас же передразнивает.

Известный английский физик Тиндаль говорил, что некоторые отдельные слоги речи огонь улавливает едва заметным кивком вперед, при других он склоняется более решительно и, наконец, при третьих делает глубокий поклон, оставаясь глухим к остальным звукам. Если вы будете произносить перед ним гласные, то на «у» он не обратит внимания, на «о» едва-едва ответит, на «а» очень мало; зато «е» и особенно «и» приведут пламя в нервное состояние и заставят его съежиться.

Чуткость огня дает возможность науке исследовать разницу в звуках.

Елена Орешонкова
Музыкальное экспериментирование

Одной из актуальных проблем современности является проблема развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста. В этой связи необходимо развивать у дошкольников продуктивные формы мышления. Одним из эффективных методов работы является поисковая деятельность, а именно - экспериментирование . Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. В данной деятельности наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащие в основе самодвижения, саморазвития дошкольников, ребенок развивается любознательным, самостоятельным, с креативным мышлением.

По мнению академика Н. Н. Подъякова в деятельности экспериментирования ребёнок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления, с целью более полного их познания и освоения.

Детское экспериментирование достаточно легко интегрируется во многие виды детской деятельности.

В музыкальном образовании процесс экспериментирования способствует развитию инициативности, произвольности и креативности личности ребенка, формированию его интеллектуальной компетентности.

Среди музыкальных экспериментов важное место занимают эксперименты со звуком . Знакомство с различными звуками должно быть первой ступенью вхождения ребенка в мир музыки . В процессе таких экспериментов дети учатся различать музыкальные и шумовые звуки , находить звуковые ассоциации, группировать звуки на основе общих признаков, производить подбор к звукам словесных определений. Эксперименты проводятся в поисках звуков города, деревни; поиск ассоциаций при работе со звуками природы (шелест листьев воспроизводится шуршанием бумаги, пение синицы – постукиванием по хрустальному стаканчику и т. п., в звучании музыкальных произведений , при изготовлении звуковых игрушек, шумелок. Вся эта деятельность носит игровой, занимательный характер.

В пособии «Неизведанное рядом» , авт. О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина подробно описаны занимательные опыты и эксперименты для дошкольников , среди которых для каждой возрастной ступени предложены эксперименты со звуком . Задачи экспериментирования усложняются от возраста к возрасту.

В младшей группе дети учатся определять предмет по издаваемому звуку («Что звучит» , а также различать музыкальные и шумовые звуки («Музыка или шум ).

В средней группе детей подводят к пониманию причин возникновения звуков («Почему все звучит?» , «Откуда берется голос?» ).

В старшей группе детям объясняют, как распространяются звуковые волны, подводят к пониманию возникновения эха («Где живет эхо?» , а также выявляют причину возникновения высоких и низких звуков, зависимость звучащих предметов от их размера («Почему Мишутка пищал?» , «Как появляется песенка?» , причины усиления и ослабления звука («Как сделать звук громче» , «Коробочка с секретом» и др.).

Задачами подготовительной группы являются выявление особенностей передачи звука, причин происхождения высоких и низких звуков- частоты звука («Почему комар пищит, а шмель жужжит» , «Поющая струна» ) и др.

В построение образовательного процесса целесообразно включать циклы занятий по музыкальному экспериментированию , содержащие следующие разделы : «Где живут звуки?» (темы : «Звуки улицы» . «Звуки дома» , «Звуки природы» ); «Звук живет в любом предмете» (темы : «Деревянные и металлические звуки» , «Стеклянные звуки» ,

«Инструментальные звуки» , «В звуках наш мир отражен» и т. п.). Тема раздела проходит через все виды музыкальной деятельности , поэтому подбор педагогом музыкального репертуара и материала весьма разнообразен.

В ОДРМ можно организовать музыкальную лабораторию «Комната звуков» , где дети будут совершенствовать свои знания и умения, развивать интеллектуальные и творческие способности. В процессе творческой деятельности дети создают оригинальный продукт. Это может быть изготовление самодельных шумовых музыкальных инструментов из бросового материала –шумелки, сопелки, звенелки, шуршалки, щипалки и т. п.

К изготовлению инструментов целесообразно привлечь родителей.

Шумовые ударные инструменты можно использовать очень широко и разнообразно, особенно в работе с маленькими детьми. Например, озвучивая сказку «Теремок» , дети получают представление о тембрах различных музыкальных инструментов , подбирают для каждого персонажа соответствующий инструмент, овладевают способами элементарного музицирования.

При слушании сказки в старшем дошкольном возрасте можно предложить детям отгадать сказочных персонажей по звучанию музыкального инструмента , пропустив слова, обозначающие персонажей. Пусть в это время звучит только озвучивающий его инструмент : "Стоит в поле. (ложки) ; он не низок, не высок, не высок. Бежала мимо. (треугольник) " и т. д. В конце концов, слова можно исключить совсем, сказку расскажут одни инструменты. Это будет непростое задание для детей, но очень интересное и полезное, развивающее символическое мышление, воображение, реакцию и память.

В процессе экспериментальной деятельности дети могут сами придумывать элементарные графические символы для записи звуков, рисовать свои собственные партитуры, озвучивать их.

Спонтанные игры с инструментами можно проводить под руководством «дирижера» . Дети берут инструменты, распределяясь по группам и становятся вокруг дирижера, который показывает, какой группе играть.

Музыкальные инструменты с самого начала работы с детьми используются вместе с певческим голосом, природными инструментами (руками и ногами, издающими ритмичные звуки-хлопки, притопы и т. д. Эту гамму звукоизвлечений следует дополнить, расширить и улучшить маленькими ударными инструментами без определенной высоты звука : трещотками, деревянными палочками, тарелочками, треугольниками, кастаньетами, различного рода деревянными и кожаными барабанами, бубенцами и другими подобными инструментами.

Затем к данным инструментам, применяемым в качестве звукокрасочных и ритмических, присоединяются ударные инструментыс фиксированной высотой звука : маленькие литавры, разной формы штабшпили (глокеншпили, металлофоны, ксилофоны и стеклянные сосуды) . Штабшпили являются связующим звеном между мелодическими и ритмическими инструментами и образуют основу всего звучащего ансамбля.

Работая в лаборатории, можно создать мини-музей : оформить

тематические выставки : «Волшебные звуки музыки » (творческие работы детей, детей и родителей, детей и педагогов, «Музыкальные инструменты руками детей» , «В царстве звуков» , а также фото - сессии по мероприятиям, в которых дети могут использовать музыкальные инструменты , сделанные своими руками.

Как уже говорилось выше, значение музыкальных экспериментов для интеллектуального развития детей неоспоримо - они концентрируют внимание, активизируют память, являются показателем постоянного интереса дошкольников к музыкальной деятельности .

Овладение детьми определенными знаниями, умение создавать свой собственный музыкальный инструмент , сочинить собственную мелодию на нем, позволит ему почувствовать свою значимость, самостоятельность, а участие в выставках, концертах фото-сессиях дадут родителям исчерпывающую информацию об эффекте применяемых методов, средств и форм музыкальной деятельности .

Кроме того, в процессе музыкально- экспериментальной деятельности дети научатся правильно использовать музыку в своей жизни , чтобы она могла служить во благо ребенка, а не во вред.

Вы посмотрели «Опыты со звуком» в серии «Музыкальная шкатулка»? Попробовали самостоятельно сделать «музыкальные инструменты» из линейки или веревки?

Давайте вместе попробуем провести еще несколько опытов со звуком.

«Ксилофон» из бутылок

Возьмем несколько пустых одинаковых бутылок (лучше стеклянных), выстроим их в ряд и начнем наполнять водой. В первую нальем совсем немного воды, в следующую – побольше, в третью – еще больше - так, чтобы последнюю наполнить почти доверху. Теперь начнем ударять по бутылкам ложкой или палочкой (осторожно, не разбейте!) Слышите – звуки тоже получаются разной высоты? У нас есть еще один собственный музыкальный инструмент. Можно даже попробовать сыграть на нем какую-нибудь мелодию.

Звучащий стакан

Возьмите пластмассовый стакан и круглую резинку (можно такую, которую используют, чтобы перевязывать пачки денег). Натяните резинку на стакан, как показано на рисунке.

Приложите стакан дном к уху. Побренчите натянутой резинкой как струной. Правда, получилось намного громче, чем мы ожидали?

Самодельный телефон

А знаете, как можно самим сделать самый простой «телефон» для двоих человек? Конечно, с настоящим телефоном его сравнить нельзя, но на небольшом расстоянии он будет все же отлично передавать звуки.

Возьмите два картонных стаканчика. Проткните их донышки в центре, проденьте сквозь них тонкий крепкий шнур или веревку. Концы шнура закрепите внутри стаканов, привязав к каждому короткую палочку. Чем длиннее шнур, тем лучше – если удастся найти, можно взять веревку длиной даже более 20 метров.

Участники разговора берут стаканы и расходятся, насколько позволяет шнур. Только учтите – нужно разойтись так, чтобы веревка как следует натянулась. Звук хорошо проводится шнуром только тогда, когда шнур натянут.
Теперь, если один из участников будет говорить в стакан, а другой приставит свой стаканчик к уху, то даже тихо произносимые слова будут отлично слышны

Можно сделать и еще проще – вместо стаканчиков использовать спичечные коробки, а вместо шнура – обычную нитку (закрепляем ее внутри коробков, привязав к концам спички). Не забудьте – нитка тоже должна быть туго натянута и не должна касаться каких-то предметов, в том числе пальцев, которыми мы держим коробки. Если прижать нитку пальцем, разговор прекратится.

Для самых любознательных

Почему это происходит? Почему мы слышим звуки и как они передаются?

Наше ухо - очень непростой инструмент. В нем есть тонкая-тонкая туго натянутая кожица –«барабанная перепонка». Малейший толчок воздуха вызывает колебание этой перепонки – и оно воспринимается нами как звук.

Но каким образом мы слышим, например, выстрел из пушки при салюте – ведь она стреляет на расстоянии нескольких километров от нас? Как и каким путем звук достигает уха? Почему мы слышим звук от выстрела лишь через некоторое время после того, как он произведен? Почему, наконец, выстрел вблизи слышен громче, чем отдаленный?

Пространство между предметами, находящимися на поверхности земли, не пустое. Оно заполнено смесью прозрачных газов – воздухом. Воздух состоит из бесчисленного множества мельчайших частиц газов, таких крошечных, что их невозможно рассмотреть в самый сильный микроскоп. И все это бесчисленное множество частиц газа заполняет пространство между источником звука и нашим ухом.

Это можно сравнить с площадью, плотно заполненной людьми. Представьте, что каждый человек - это мельчайшая частица воздуха. Допустим, что через эту толпу необходимо передать какое-то поручение – от человека в одном конце площади к человеку, который стоит на противоположном ее конце. Первый с краю передаст это поручение соседу, тот в свою очередь – следующему, и таким образом поручение придет по назначению.

То же самое происходит и между источником звука и нашим ухом. Звучащий предмет создает колебания (звуковые волны). Они дают толчок ближайшим частицам воздуха, эти частицы толкают следующие… Постепенно передаваясь от частицы к частице во все стороны, звуковые колебания достигают барабанной перепонки нашего уха. Как только они до него доберутся, мы и услышим звук.

А почему на большом расстоянии звук ослабевает – и чем дальше мы от источника звука, тем хуже его слышим? Частички воздуха хорошо передают толчок, но постепенно он все больше и больше ослабевает в пути. Ведь каждая частичка воздуха толкает звук не в одну сторону – а сразу по всем направлениям (отдавая силу нескольким «соседям в толпе» одновременно). Сила толчка, переданного каждому отдельному соседу, становится все слабее и слабее. Вот почему сила звука уменьшается по мере нашего удаления от его источника.

Но звук умеет распространяться не только через воздух, но и через все газообразные, жидкие и твердые тела. Только скорость распространения и сила звука при этом не одни и те же. Через некоторые газы и через все жидкие и твердые тела звук распространяется скорее, чем через воздух. Поэтому в нашем опыте с резинкой на стакане или самодельным телефоном мы и слышим звук лучше, чем если бы он передавался просто по воздуху.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Картотека опытов со звуками Для детей дошкольного возраста Составила: Музыкальный руководитель Кирилина С.В. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 13 «Дельфинчик»

2 слайд

Описание слайда:

3 слайд

Описание слайда:

Что звучит? Цель: Побуждать детей определять предмет по издаваемому звуку. Материалы и оборудование: Дощечка, карандаш, бумага, металлическая пластина, емкость с водой, стакан. Ход: За ширмой слышны различные звуки. Взрослый выясняет у детей, что они услышали и на что похожи звуки (шелест листьев, вой ветра, скачет лошадка и т.д.). Затем взрослый убирает ширму, и дети рассматривают предметы, которые за ней находились. Спрашивает, какие предметы надо взять и что с ними нужно сделать, чтобы услышать шорох листьев (прошуршать бумагой). Аналогичные действия проводятся с остальными предметами: подбираются предметы, издающие разные звуки (шум ручья, цокот копыт, стук дождя и т.д.).

4 слайд

Описание слайда:

Музыка или шум? Цели: Побуждать детей определять происхождение звука и различать музыкальные и шумовые звуки. Материалы и оборудование: Металлофон, балалайка, трубочка, ксилофон, деревянные ложки, металлические пластины, кубики, коробочки со «звуками» (наполненные пуговицами, горохом, пшеном, перышками, ватой, бумагой и др.). Ход: Дети рассматривают предметы (музыкальные и шумовые). Взрослый выясняет вместе с детьми, какие из них могут издавать музыку. Дети называют предметы, извлекают один-два звука, вслушиваясь в них. Взрослый проигрывает на одном из инструментов несложную мелодию и спрашивает, какая это песенка. Затем выясняет, получится ли песенка, если просто постучать по трубочке (нет); как назвать то, что получится (шум). Дети рассматривают коробочки со «звуками», заглядывая в них, и определяют, одинаковые ли будут звуки и почему (нет, так как разные предметы «шумят» по-разному). Затем извлекают звук из каждой коробочки, стараясь запомнить шум разных коробочек. Одному из детей завязывают глаза, остальные по очереди извлекают звуки из предметов. Ребенок с завязанными глазами должен угадать название музыкального инструмента или звучащего предмета.

5 слайд

Описание слайда:

6 слайд

Описание слайда:

Почему все звучит? Цель: Подвести к пониманию причин возникновения звука: колебание предметов. Материалы и оборудование: длинная деревянная линейка, лист бумаги, металлофон, пустой аквариум, стеклянная палочка, струна, натянутая на гриф (гитара, балалайка), детская металлическая посуда, стеклянный стакан. Ход: Взрослый предлагает выяснить, почему предмет начинает звучать. Ответ на этот вопрос получают из серии опытов: - рассматривают деревянную линейку и выясняют, есть ли у нее «голос» (если линейку не трогать, она не издает звук). Один конец линейки плотно прижимают к столу, за свободный конец дергают - возникает звук. Выясняют, что происходит в это время с линейкой (она дрожит, колеблется). Останавливают дрожание рукой и уточняют, есть ли звук (он прекращается); - рассматривают натянутую струну и выясняют, как заставить ее звучать (подергать, сделать так, чтобы струна дрожала) и как заставить замолчать (не дать ей колебаться, зажать рукой или каким-нибудь предметом); -- лист бумаги сворачивают в трубочку, дуют в нее легко, не сжимая, держа ее пальцами. Выясняют, что почувствовали (звук заставил дрожать бумагу, пальцы почувствовали дрожание). Делают вывод о том, что звучит только то, что дрожит (колеблется); -дети разбиваются на пары. Первый ребенок выбирает предмет, заставляет его звучать, второй - проверяет, касаясь пальцами, есть ли дрожание; объясняет, как сделать, чтобы звук смолк (прижать предмет, взять его в руки - прекратить колебание предмета).

7 слайд

Описание слайда:

Откуда берется голос? Цель: Подвести к пониманию причин возникновения звуков речи, дать понятие об охране органов речи. Материалы и оборудование: Линейка с натянутой тонкой нитью, схема строения органов речи. Ход: Взрослый предлагает детям «пошептаться» - сказать друг другу «по секрету» разные слова шепотом. Повторить эти слова так, чтобы услышали все. Выяснить, что для этого сделали (сказали громким голосом); откуда выходили громкие звуки (из горлышка). Подносят руку к горлышку, произносят разные слова то шепотом, то очень громко, то тише и выясняют, что почувствовали рукой, когда говорили громко (в горлышке что-то дрожит); когда говорили шепотом (дрожания нет). Взрослый рассказывает о голосовых связках, об охране органов речи (голосовые связки сравниваются с натянутыми ниточками: для того, чтобы сказать слово, надо, чтобы «ниточки» тихонько задрожали). Далее проводят опыт с натянутой на линейку тонкой нитью: извлекают из нее тихий звук, подергивая за нить. Выясняют, что надо сделать, чтобы звук был громче (дернуть посильнее - звук усилится). Взрослый объясняет также, что при громком разговоре, крике наши голосовые связки дрожат очень сильно, устают, их можно повредить (если дернуть сильно за нить, она порвется). Дети уточняют, что, разговаривая спокойно, без крика, человек бережет голосовые связки.

8 слайд

Описание слайда:

9 слайд

Описание слайда:

Как распространяется звук? Цель: Побуждать детей понять, как распространяются звуковые волны. Материалы и оборудование: Емкость с водой, камешки; шашки (или монеты), стол с ровной поверхностью; глубокая емкость с водой или бассейн; тонкостенный гладкий бокал с водой (до 200 мл) на ножке. Ход: Взрослый предлагает выяснить, почему мы можем слышать друг друга (звук по воздуху долетает от одного человека к другому, от звучащего предмета к человеку). Дети бросают камешки в емкость с водой. Определяют, что увидели (по воде расходятся круги). То же самое происходит со звуками, только звуковая волна невидима и передается она по воздуху. Располагают шашки или монеты вплотную друг к другу на гладкой поверхности. Резко, но не сильно ударяют по крайнему предмету. Определяют, что произошло (последний предмет отскочил - силу удара передали ему остальные предметы, так же передается звук по воздуху). Дети выполняют опыт по алгоритму: ребенок прикладывает ухо к емкости (или краю бассейна), другое ухо закрывает тампоном; второй ребенок бросает камешки. Первого ребенка спрашивают, сколько камешков брошено и как он догадался (услышал 3 удара, их звуки передались по воде). Наполняют водой тонкостенный гладкий бокал на.ножке, водят пальцем по краю бокала, извлекая тонкий звук. Выясняют, что происходит с водой (по воде пошли волны - передается звук).

10 слайд

Описание слайда:

Где живет эхо? Цель: Подвести к пониманию возникновения эха. Материалы и оборудование: Пустой аквариум, ведра пластмассовые и металлические, кусочки ткани, веточки, мяч. Ход: Дети определяют, что такое эхо (явление, когда сказанное слово, песенка слышится еще раз, как будто кто-то повторяет их). Называют, где можно услышать эхо (в лесу, в арке дома, в пустой комнате). Проверяют серией опытов, где оно бывает, а где его быть не может. Каждый ребенок выбирает емкость и материал для ее заполнения. Сначала произносят какое-нибудь слово в пустой аквариум или большую стеклянную банку, ведро. Выясняют, есть ли в нем эхо (да, звуки повторяются). Затем заполняют емкости тканью, веточками, сухими листочками и т.п.; произносят звуки. Выясняют, повторяются ли они в этом случае (нет, эхо исчезло). Играют с мячом: отбивают его от пола, от стены; от кресла, от ковра. Замечают, как скачет мячик (хорошо отскакивает, возвращается в руки, если ударяется о твердые предметы, и не возвращается, остается на месте, если ударяется о мягкие предметы). Так же происходит со звуками: они ударяются о твердые предметы и возвращаются к нам в виде эха. Выясняют, почему в пустой комнате эхо живет, а в заполненной мягкой мебелью - нет (звук не отражается от мягких предметов и не возвращается к нам).

11 слайд

Описание слайда:

Почему Мишутка пищал? Цель: Выявить одну из причин возникновения высоких и низких звуков, зависимость звучащих предметов от их размера. Материалы и оборудование: Струны разной толщины, натянутые на деревянную планку; нити разной толщины, закрепленные одним концом на деревянной подставке (или привязанные к любому тяжелому предмету). Ход: Вспоминают сказку «Три медведя». Изображают, как говорил Михайло Иванович, как говорила Настасья Петровна, как говорил Мишутка, какими были их голоса (у Михаила Ивановича - грубый, громкий, у Настасьи Петровны - не очень грубый, у Мишутки - тоненький голосок, не говорил, а пищал). Выясняют, почему у медведей такие разные голоса, проводя серию опытов. Вспоминают, в результате чего появляются звуки речи (дрожание голосовых связок). Выбирают струны, звуки которых напоминают голос Михайло Ивановича, Настасьи Петровны, Мишутки. Объясняют свой выбор (толстая струна звучит похоже на голос Михайло Ивановича, самая тоненькая - на голос Мишутки, средняя - на голос Настасьи Петровны). Привязывают нить любой толщины к подставке. Зажав нить между большим и указательным пальцами, проводят ими по всей длине нити. Раздается звук, так как нить дрожит. Взрослый предлагает выполнить следующее задание: из набора нитей (заметно отличающихся по своей толщине) выбрать ту, которая будет звучать похоже на голоса Михайло Ивановича, Настасьи Петровны, Мишутки. Выполняют задание подгруппами

12 слайд

Описание слайда:

Как появляется песенка? Цель: Выявить одну из причин возникновения высоких и низких звуков, зависимость звучащих предметов от их размера. Материалы и оборудование: Ксилофон, металлофон, деревянная линейка. Ход: Взрослый предлагает детям сыграть на инструменте простую мелодию («чижик-пыжик»), затем повторить мелодию на другом регистре. Выясняют, одинаково ли звучали песенки (первый раз - нежнее, второй раз - грубее). Обращают внимание на размер трубочек инструмента, повторяют эту же мелодию на высоких нотах, делают вывод: у трубочек большого размера звук грубее (ниже), у маленьких - тоньше (выше). В песенках встречаются высокие и низкие ноты.

13 слайд

Описание слайда:

Как сделать звук громче? Цель: Содействовать выявлению детьми причины усиления звука. Материалы и оборудование: Пластмассовая расческа, рупор из картона. Ход: Взрослый предлагает детям выяснить, может ли расческа издавать звуки. Дети проводят пальцем по концам зубьев, получают звук. Объясняют, почему возникает звук от прикосновения к зубьям расчески (зубья расчески дрожат от прикосновения пальцев и издают звуки; дрожание по воздуху доходит до слуха и слышится звук). Звук очень тихий, слабый. Ставят один конец расчески на стул. Повторяют опыт. Выясняют, почему звук стал громче (в случае затруднения предлагают одному ребенку проводить пальцем по зубьям, а другому в это время - легонько пальцами коснуться стула), что чувствуют пальцы. Делают вывод: дрожит не только расческа, но и стул. Стул больше, и звук получается громче. Взрослый предлагает проверить этот вывод, прикладывая конец расчески к разнообразным предметам: к столу, кубику, книге, цветочному горшку и т.д. (звук усиливается, так как колеблется большой по размеру предмет). Дети представляют, что заблудились в лесу, пытаются позвать кого-нибудь издалека, приложив руки рупором ко рту, выясняют, что ощущают руки (колебания), стал ли звук громче (звук усилился), какой прибор часто используют капитаны на кораблях, командиры, когда отдают команды (рупор). Дети берут рупор, уходят в самый дальний конец помещения, подают команды сначала без использования рупора, а затем через рупор. Делают вывод: команды через рупор громче, так как от голоса начинает дрожать рупор и звук получается более сильным.

14 слайд

Описание слайда:

Коробочка с секретом Цель: Выявить причины ослабления звука. Материалы и оборудование: Коробочки с мелкими предметами из разных материалов или крупами; одна коробочка с «секретом»: внутри полностью обложена поролоном. Ход: Взрослый предлагает детям отгадать по звуку, что находится в коробочках. Дети трясут коробочку, извлекая звук, сравнивают звучание в разных коробочках, определяют материал (звук резкий, громкий - металл; звук шуршащий - крупа). Взрослый, не показывая внутренней части коробочки, помещает в нее мелкие металлические предметы, закрывает крышку, ставит коробочку в один ряд с остальными, меняет их местами. Дети пробуют отыскать коробочку по звуку (звук глухой, не характерный для металла). По пометке на донышке находят коробку с «секретом», рассматривают ее устройство, выясняют, почему звук исчез (он как бы «застрял» в поролоне). Дети изготавливают коробочки с «секретом», обертывая их сверху поролоном. Проверяют, как звучат они и сохранила ли коробочка свой «секрет» (звук стал глуше, тише, неопределеннее). Взрослый предлагает детям подумать и ответить: если будильник звонит очень громко, что нужно сделать, чтобы не разбудить остальных (накрыть будильник чем-нибудь мягким - подушкой, одеялом и т.п.)

15 слайд

Описание слайда:

Почему не слышно? Цель: Выявить причины ослабления звука. Материалы и оборудование: Большая емкость с водой, маленькие бумажные или пробковые кораблики. Ход: Взрослый предлагает выяснить, почему не слышно того, что происходит, например, в другой группе, в другом городе, на другом конце большой полянки. Дети проводят следующие опыты. В большой емкости у одного края помещают легкие кораблики из бумаги или пробки. У противоположного края бросают камешки. Выясняют, что происходит с водой, корабликами (по воде пошли волны, кораблики у противоположного края неподвижны). Распределяют кораблики по всей поверхности емкости. Бросая камешки, обращают внимание на силу волны, заставляющей кораблики двигаться. Чем ближе кораблик, тем сильнее он качается; то же происходит с невидимыми звуковыми волнами: чем источник звука дальше, тем звук тише). Дети закрепляют в емкости преграды - «волнорезы», расположив их в любом направлении. С одной стороны емкости имитируют рукой «волны», наблюдают за их распространением. Выясняют, есть ли волны за преградой (нет, дойдя до преграды, волны «гаснут», утихают). То же самое происходит со звуками в городе, помещении.

16 слайд

Описание слайда:

17 слайд

Описание слайда:

Как быстрее? Цель: Выявить особенности передачи звука на расстояние (звук быстрее распространяется через твердые и жидкие тела). Материалы и оборудование: Бечевка, клейкая лента, ватный тампон. Ход: Дети с помощью взрослого отмеряют длинную бечевку (не менее 60 см), один конец прикрепляют к столу, а за другой - натягивают бечевку и отпускают. Дети наблюдают, как она дрожит, колеблется, издавая негромкий звук, который по воздуху доходит до слуха. Наматывают на палец бечевку, закрывают одно ухо ватным тампоном, в другое - вставляют палец с намотанной бечевкой. Вновь оттягивают бечевку и отпускают. Выясняют, что звук от колебания бечевки становится громче, попадает сразу в ухо.

18 слайд

Описание слайда:

Передай секрет Задачи: Выявить особенности передачи звука на расстояние (звук быстрее распространяется через твердые и жидкие тела). Материалы и оборудование: Водопроводная длинная труба не менее 10 м, два обрезка металлической трубы. Ход: На прогулке взрослый предлагает детям встать у разных концов трубы так, чтобы они не видели друг друга. Один ребенок несильно стучит по трубе, второй - у противоположного конца считает удары (он сначала стоит у трубы, затем приставляет к ней ухо. «Связной» выясняет, все ли передаваемые звуки услышал второй ребенок и когда они были громче (когда звук передавался не по воздуху, а сразу в ухо). Вторая пара игроков передает звуковой сигнал сначала по воздуху (удары металлических обрезков трубы друг о друга), затем по трубе. «Связной» выясняет, услышал ли второй игрок все передаваемые удары (звук по трубе - через твердый предмет был громче, чем передаваемый по воздуху). Взрослый просит детей объяснить, почему дома нельзя стучать по отопительным батареям (батареи установлены во всех квартирах дома и соединены между собой; если ударить по одной батарее, то звук передастся по другим батареям, это будет мешать соседям).

19 слайд

Описание слайда:

Звуки в воде Цель: Выявить особенности передачи звука на расстояние (звук быстрее распространяется через твердые и жидкие тела). Материалы и оборудование: Большая емкость с водой, камешки. Ход: Взрослый предлагает детям ответить, передаются ли звуки по воде. Вместе с детьми составляет алгоритм действий: бросить камешек и слушать звук его удара о дно емкости. Затем приложить ухо к емкости и бросить камень; если звук передается по воде, то его можно услышать. Дети выполняют оба варианта опыта и сравнивают результаты. Делают вывод: во втором варианте звук был громче; значит, через воду звук проходит лучше, чем через воздух.

20 слайд

Описание слайда:

Спичечный телефон Цель: Познакомить с простейшим устройством для передачи звука на расстояние. Материалы и оборудование: Два спичечных коробка, тонкая длинная нить, иголка, две спички. Ход: Дети выполняют действия по алгоритму: через центры двух пустых спичечных коробков протягивают нить, закрепив ее с обеих сторон с помощью спичек. Натягивают нить, пробуют передать друг другу «секрет». Для этого один ребенок, прижав коробок к губам, говорит; другой, приложив ухо ко второму коробку, слушает. Дети выясняют, что звук могут услышать только двое, непосредственно участвующие в опыте. Звук заставляет дрожать коробок, «бежит» по нитке ко второму коробку. По воздуху звук передается хуже, поэтому «секрет» не слышен другим. Взрослый спрашивает, что может почувствовать третий ребенок, если во время разговора двоих (по коробкам) приложит палец к нитке, к коробку (палец, прикасаясь к нити, к коробку, ощущает колебания). Дети узнают, что спичечный «телефон» работает по принципу настоящего телефона: там звук бежит по проводам. Дети зажимают нить посередине рукой - «телефон» не работает (звук передается при дрожании нитки; если нитка не дрожит, звук не передается).

21 слайд

Описание слайда:

Почему комар пищит, а шмель жужжит Цель: Выявить причины происхождения низких и высоких звуков (частота звука). Материалы и оборудование: Пластмассовые расчески с разной частотой и размером зубьев. Ход: Взрослый предлагает детям провести пластмассовой пластиной по зубьям разных расчесок, определить, одинаковый ли звук и от чего зависит частота звука. Дети обращают внимание на частоту зубьев и размер расчесок. Выясняют, что у расчесок с крупными редкими зубьями звук низкий, грубый, громкий; у расчесок с частыми мелкими зубьями - звук тонкий, высокий. Дети рассматривают иллюстрации комара и шмеля, определяют их величину. Затем имитируют звуки, издаваемые ими: у комара звук тонкий, высокий, он звучит, как «з-з-з»; у шмеля - низкий, грубый, звучит как «ж-ж-ж». Дети рассказывают, что комар маленькими крыльями машет очень быстро, часто, поэтому звук получается высокий; шмель машет крыльями медленно, летит тяжело, поэтому звук получается низкий.

22 слайд

Описание слайда:

Поющая струна Цель: Выявить причины происхождения низких и высоких звуков (частота звука). Материалы и оборудование: Проволока без покрытия, деревянная рамка. Ход: Дети с помощью взрослого закрепляют проволоку на деревянной рамке, слегка натянув ее. Дергая проволоку, слышат звук, наблюдают за частотой колебаний. Выясняют, что звук слышится низкий, грубый, проволока дрожит медленно, колебания хорошо различимы. Натягивают проволоку сильнее, повторяют опыт. Выясняют, каким получился звук (звук стал тоньше, проволока часто дрожит). Меняя натяжение проволоки, еще несколько раз проверяют зависимость звучания от частоты колебаний. Дети делают вывод: чем сильнее натянута проволока, тем выше звук.

23 слайд

Описание слайда:

Почему мышонок не услышал щуку? Цель: Выявить причины разного восприятия звуков человеком и животными. Материалы и оборудование: Бумага очень тонкая и плотная, иллюстрации к «Сказке о глупом мышонке», схема строения органов слуха. Ход: Дети вспоминают «Сказку о глупом мышонке», один из отрывков: «Стала петь мышонку щука, но не слышал он ни звука. Разевает щука рот, а не слышно, что поет». Выясняют, почему мышонок не услышал щуку, вспоминают, какая часть уха помогает услышать звук (мембрана - барабанная перепонка, которая находится внутри уха). Дети рассказывают, что у разных живых организмов барабанная перепонка устроена не одинаково. Взрослый предлагает детям представить, что она может быть разной по толщине (как бумага). Дети с помощью специальных действий выясняют, какую по толщине мембрану легче заставить колебаться: подносят разные по толщине листочки бумаги ко рту, «гудят», определяют, что тонкая бумага дрожит сильнее. Значит, тонкая мембрана быстрее улавливает звуковые колебания. Взрослый рассказывает об очень низких и очень высоких звуках, которые ухо человека слышать не может, а разные виды животных их слышат (например, кошка слышит мышь, узнает шаги хозяина; перед землетрясением животные чувствуют колебания земли раньше человека и т.д.).

24 слайд

Описание слайда:

Как видят летучие мыши? Цель: Выявить возможности измерения расстояния с помощью звука. Материалы и оборудование: Иллюстрации летучих мышей, подводной лодки, корабля; мяч, емкость с водой. Ход: Дети рассматривают иллюстрации летучих мышей, рассказывают, что летучие мыши плохо видят, ведут ночной образ жизни. С помощью опыта выясняют, что помогает летучим мышам не наталкиваться на предметы и друг на друга: берут емкость с водой, у одного края емкости изображают волны; наблюдают, как волны доходят до противоположного края и идут в обратном направлении («как звуки»). Затем берут мячи, отбивают с большого расстояния и с близкого. Взрослый обращает внимание, что похожее явление происходит и со звуками: долетая до твердых предметов, они возвращаются обратно, как бы отталкиваясь от них. Дети узнают, что летучие мыши издают особые звуки, которые помогают им. измерять расстояния. Взрослый предлагает угадать: если звук возвращается быстро, значит... (предмет близко); если звук возвращается нескоро, значит... (предмет далеко). Взрослый обращает внимание детей на то, что, используя свойство звука передаваться на большие расстояния, человек изобрел особый прибор- эхолот. Прибор необходим морякам. С его помощью можно измерять глубину моря, посылая звук и принимая его обратно.

25 слайд

Описание слайда:

Ресурсы: В создании шаблона использованы изображения А. Бибик http://a-bibik.blogspot.ru источник шаблона: Лапина С.А., МБУ ДО ДМШ г. Павлово Нижегородской области Пособие «Неизведанное рядом», авт. О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина

конструктивная и познавательная деятельность).

Тема: «Опыты со слухом и звуком».

Цель: Развитие познавательной активности ребенка в процессе анализа различных звуков.

Задачи: Закреплять представления детей о понятии «звук».

Сформировать представления о характере звука – громкости, длительности, высоте.

Развивать умение сравнивать различные звуки, определять их источники, зависимость звучащих предметов от их размера.

Подводить к пониманию причин возникновения звука – распространение звуковых волн.

Выявить причины усиления и ослабления звука.

Развивать слуховое внимание, фонематический слух и артикуляционный аппарат ребенка.

Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Коммуникация», «Познание», «Физическое развитие»

Материалы и оборудование: расчёски, бутылочки с водой, картонные конусы, линейка с натянутой нитью, слайд «Строение органов речи», слайд «Строение органов слуха», металлическая миска с плёнкой, отрывок из мультфильма «Фиксики» , бокалы.

Ход НОД.

1.Организационный момент.

Сегодня мы с вами совершим путешествие в волшебный мир звуков. Начнем с веселой зарядки.

Мы, ребятки, дружно, вместе

Совершаем бег на месте.

Если в сердце не покой,

Громко топнули ногой.

И другой!

А теперь, мои хорошие,

Громко хлопайте в ладоши!

И садитесь!

- Что мы сейчас делали?

(Топали, хлопали, шумели.)

Как можно назвать такие звуки? (топот, хлопки, стук)

Они называются – шумы.

А какие еще существуют звуки?

Присаживайтесь. А сейчас посмотрите я вам сыграю короткую мелодию на бокалах.(палочкой стучу по бокалам). Что вы слышите? (Перезвон)

А какие еще существуют звуки? (музыкальные)

Какой мы сделаем вывод ?

Вокруг нас много вещей, которые издают звуки. Мы слышим шелест листьев, шум двигателей самолета, плеск воды, голоса животных, речь человека.

Схема строения органов речи

Взрослый предлагает детям «пошептаться» - сказать друг другу « по секрету», тихо, какие-нибудь слова. Затем повторить эти слова так, чтобы услышали все. Выясняем, что мы для этого сделали. (Сказали громким голосом)

Откуда выходили громкие звуки? (Из горла) Дети подносят руку к горлу, произносят слова то шепотом, то очень громко и объясняют, что почувствовали рукой: когда говорили громко – в голе что-то дрожало, шепотом – дрожания не было.)

Что надо сделать для того, чтобы звук был громким. (Дёрнуть посильнее и звук усилится).

Если горлышко дрожит – значит звучит.

Я приглашаю вас в путешествие, в страну «Звуков»

-Цель нашей поездки: Узнать откуда берется звук? Где он прячется? Что требуется для его распространения?

3. Опыт с бутылкой «Вибрация».

Посмотрите на бутылочки с водой, вы слышите от них звук? Нет! А что нужно сделать, чтобы услышать плеск воды? Правильно, покачать эти бутылочки с водой, заставить их вибрировать.

4. Рассказ о слуховом аппарате.

- Как вы думаете, ребята, зачем нам уши?

- Правильно! Уши для того, чтобы слышать окружающие нас звуки. Они могут быть приятные и…(дети называют антонимы: неприятные), громкие и …(тихие), нежные и…(грубые), высокие и …(низкие)…Они окружают нас повсюду!

Слышали ли вы как про кого – то говорят «У него ушки на макушке?»

Где у человека расположена макушка?

Что у человека находится на макушке?

Где у человека расположены уши?

Кого же имели в виду, употребляя такое выражение?

Значит, про человека, который внимательно к чему – то прислушивается, и говорят, что у него ушки на макушке.

Сравните размер ушей зверей и людей.

Как вы думаете, зачем зверям нужны такие большие уши?

В какой сказке девочка интересовалась размерами ушей своей бабушки?

Что ответил Красной Шапочке волк?

Я предлагаю выяснить, зачем зверям такие большие уши?

5. Опыт с воронкой.

Дети должны попытаться услышать сказанное, но сходить с места и приближаться к музыкальному руководителю нельзя.

Если дети не могут услышать, что говорит музыкальный руководитель, можно предложить им представить, что делает плохо слышащий человек.

(Дети должны приложить руку к уху, тем самым сделав ухо больше).

Что нужно сделать, чтобы лучше слышать?

Дети проводят самостоятельный эксперимент с воронками, после чего делается

Вывод: стало лучше слышно, потому что через воронку в ухо попадает больше звука. Делается вывод и о том, зверям большие уши нужны для того, чтобы в них попадало больше звука. Тонкое слышание спасает их от опасности.

Показ слайда «Как устроено ухо?»

Звук – это энергия. Она образуется, когда что-то дрожит, то есть быстро перемещается вперед-назад. Это движение называется вибрацией. Мы слышим звуки, потому что вибрации предметов вызывают вибрации воздуха, которые достигают наших ушей.

6.Опыт «Как передаётся звук».

1. Надо взять металлическую миску. Затем – отрезать от полиэтиленового пакета кусок, по размеру больший, чем миска. Положить эту заготовку из пакета на миску и завязать веревкой или зафиксировать большой прочной резинкой сверху. Получится «барабан».

2. Скатать из салфеток маленькие шарики и положить сверху на поверхность «барабана».

3. Поставить миску вплотную к музыкальному центру (либо магнитофону или колонкам от компьютера). Включить музыку.

4. Шарики начнут подпрыгивать, словно танцевать.

Объяснение эксперимента для детей

Звук из колонки волной проходит по воздуху и бьет по натянутой пленке, которая колеблется, и бумажные шарики подскакивают вверх. Чем громче звук, тем сильнее подскакивают шарики. Но заметьте, тем и дискомфортнее вашим ушам, которые воспринимают звуковую волну.

Звуки – это волны, только воздушные, наши глаза их не видят, а уши слышат.

7. Физминутка.

Я предлагаю озвучить стихотворения. Придумайте, ка вы можете его озвучить.

Была тишина,

Грохотом

Сменилась

И вот уже дождик

Тихонько-

Ты слышишь?-

Закапал по крыше…

Барабанить

Он станет…

Барабанит!

Уже, барабанит! (А. Шибаев)

Лес ночной
Был полон звуков:
Кто-то выл,
А кто - мяукал,
Кто-то хрюкал,
Кто-то топал,
Кто-то крыльями
Захлопал.
Кто-то ухал
И кричал
И глазищами
Вращал,
Ну а кто-то
Тихо-тихо
Тонким голосом
МОЛЧАЛ! (С. Пшеничных)

8. Опыт «Как сделать звук громче?»

Выявить причину усиления звука.

Пластмассовая расческа

Может ли звучать расческа? (пробуют, объясняют причину: зубья расчески дрожат от прикосновения пальцев и издаю звук, дрожание по воздуху доходит до слуха и мы его слышим) Звук очень тихий, слабый.

Ставим расческу одним концом на стул, повторяем опыт. Выясняем, почему звук стал громче.

Что чувствую пальцы?

- Делаем вывод: дрожат не только расческа, но и стул. Стул больше, и звук громче.

Проверяем вывод, прикладывая конец расчески к разным предметам: столу, кубику, книге и т.д. (Звуки получаются разные по силе)

9. Опыт «Почему комар пищит, а шмель жужжит?»

Проведите пластмассовой пластинкой по зубьям разных расчесок.

Одинаковый ли звук получился?

Выясняют. Что у расчесок с крупными резкими зубьями звук низкий. Грубый, громкий.

У расчесок с мелкими частыми зубьями – звук тонкий, высокий.

Иллюстрации комара и шмеля. Одинаковые они?.

Какие звуки они издают? У комара звук тонкий, он звучит, как «з-з-з», у шмеля – низкий. Грубый, он звучит, как «ж-ж-ж».

Комар маленький и крыльями машет очень быстро, часто, поэтому звук получается высокий, шмель машет крыльями медленнее, летит тяжело, поэтому и звук получается низкий.

10. Итог занятия.

Просмотр отрывка из мультфильма «Фиксики».