Болезни Военный билет Призыв

Дядя ваня краткое содержание для читательского дневника. Дядя Ваня. Сцены из деревенской жизни (1986). Трагедии других героев

Изначально, пьеса в четырёх действиях называлась “Леший”. Впоследствии, ей дали более подходящее название “Дядя Ваня”. Впервые драма была поставлена в 1890 году. И если за все это время вы еще не посмотрели постановку, а текст пьесы воспринимаете с трудом, то предлагаем вам краткий пересказ произведения по действиям, а также , где объясняется ее смысл.

Очень кратко о том, что происходит в драме: Иван и его племянница всю жизнь работают в имении, пытаясь извлечь хоть какую-то прибыль и отправить ее отцу девушки, знаменитому профессору. Сами они толком ничего не получают. Но вот святила науки приезжает с красавицей-женой и заявляет, что имение, доставшиеся ему от матери Сони, он продает с целью покупки дачи в Финляндии. Иван возмущен, что его труд и мнение никто не оценил, он разочаровывается в профессоре, даже пытается его убить. Тем временем Елена, супруга Серебрякова, влюбляет в себе и Ивана, и доктора Астахова, которого так любит Соня, ее падчерица. В итоге она и ее муж уезжают, а жизнь Войницкого, его племянницы и Астахова возвращается в привычное русло.

В имение к “Дяде Ване”, Ивану Петровичу Войницкому, приезжает врач Михаил Львович Астахов, чтобы разобраться со здоровьем профессора Серебрякова. Астахов и няня Марина беседуют о нынешней рутинной жизни врача и о том, как хорошо жилось раньше. Вскоре к гостю подходит Войницкий и рассказывает ему о пребывании ученого в доме, его успехах в литературной среде, когда сам он ничего не мыслит в этом. Да и с женщинами у научного деятеля выходило всё замечательно.

Войницкий не доволен своей жизнью в связи с обыкновенной ленью, а Астахов просто заработался и перестал что-то чувствовать внутри себя. К разговору подключается брошенный женой помещик Телегин, когда в беседе заходит речь об изменах и неверности супруг. Телегин жалуется на жизнь, а Михаил Львович вынужден уехать, в связи с улучшением здоровья Серебрякова. Иван Петрович спорит с женой профессора, с тёщей и его дочерью, проявляя недовольство по поводу своей судьбы. Иван Петрович также влюблён в жену Серебрякова.

Действие второе

Профессор жалуется на свой возраст и своё здоровье, думая, что он противен абсолютно всем. Каждый в доме намеревается поухаживать за ним, однако, это под силу только нянечке Марине.

Войницкий, в который раз, пытается рассказать о своих чувствах к жене профессора, однако женщина замечает его в нетрезвом состоянии и отказывается вести с ним диалог.

Вскоре дочь профессора Соня приходит к выпившему Астахову. Доктор рассказывает о своих чувствах и переживаниях, а Соня не так давно влюбилась в Михаила Львовича. Врач уезжает, а затем, у буфета, жена ученого Елена замечает Соню. Девушки выпивают и беседуют о мужчинах, также обсуждают приехавшего ранее доктора, который, по их мнению, идеален. Елена хочет заняться музыкой, однако супруг запрещает.

Действие третье

Соня жалуется Елене на то, что она некрасива. Мачеха успокаивают девушку, поясняя ей, что она красива. Ее падчерица хочет признаться в любви доктору, однако боится получить отказ. Елена помогает в этом Соне, скромно допросив Астахова. Михаил Львович подозревает женщину в том, что она сама питает к нему симпатию. Он не испытывает чувств к Соне, и мужчина намеревается пригласить Елену на свидание. Поскольку Дядя Ваня видел приглашение Михаила, Елена просит Ивана о том, чтобы всё семейство профессора срочно покинуло имение. Ученый вызывает всех на семейный совет.

Серебряков сообщает о том, что к ним приезжает ревизор, и с жильём нужно срочно как-то распорядиться. Профессор предлагает продать имение и купить дачу в Финляндии, однако не все принимают данное предложение положительно. Дядя Ваня ругается со своим начальником -профессором, поскольку абсолютно не согласен с ним и упрекает его в том, что именно он загубил жизнь Ивана, Телегин волнуется, а тёща, Мария Васильевна, встаёт на сторону зятя. Соня уговаривает отца поговорить с Иваном, однако Дядя Ваня, держа в руках револьвер, намеревается убить Серебрякова. Семейство в панике…

Действие четвёртое

Серебряков и его супруга собираются к отъезду. Возникает диалог между Астаховым и Войницким. Дядя Ваня упрекает себя в том, что промахнулся и не застрелил профессора. Михаил Львович хочет получить то, что у него однажды забрал Иван Петрович – баночку с морфием.

Соня уговаривает Войницкого отдать морфий. Иван отдаёт баночку доктору.

Астахов пытается уговорить Елену остаться, однако женщина окончательно решила уехать из имения. Дядя Ваня помирился с Серебряковым, после чего все прощаются с профессором и его женой. Вскоре уезжает сам Астахов, пока Соня работает с дядей. Соня, обняв дядю, размышляет о том, что будет после смерти.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Которой полностью передает ее сюжетную линию, была написана Антоном Павловичем Чеховым. Он был не только драматургом и писателем, но и на протяжении всей своей жизни практиковал в медицине. Антон Чехов создал в литературе новое направление, которое позднее переняли многие авторы.

Он считал, что основная задача писателя заключается в том, чтобы не отвечать в своих произведениях на вопросы читателя. А, наоборот, самому задавать их и попутно создавать тему для размышлений.

Начало произведения. Первое действие

Пьеса "Дядя которой начинается с описания чаепития в усадьбе, состоит из сцен деревенской жизни. Под старым тополем стоит стол, который накрыли специально для чаепития. Пасмурная осенняя погода.

За столом расположилась пожилая няня Марина, сухонькая старуха Елена Андреевна, супруга профессора Серебрякова, которому и принадлежит имение. Войницкий, или дядя Ваня. Вокруг стола нервно ходит Астров. Вскоре появляется Телегин, которому дали кличку Вафля. Это разорившийся помещик, он живет в усадьбе на правах иждивенца.

Разговоры присутствующих за чаепитием

О чем говорят эти люди, собравшиеся за чаепитием? Пьеса "Дядя Ваня", краткое содержание которой лишь в общих чертах передает настроение всех присутствующих, не стремится анализировать их поступки. Автор только озвучивает мысли каждого своего персонажа, предоставляя читателю самому судить о правильности их рассуждений и действий.

Астров по профессии доктор, и, пока старушка наливает ему чай, он без устали рассказывает ей о трудностях своей работы. Жалуется на антисанитарные условия в избах крестьян, различные эпидемии и из-за этого частые смертельные случаи. Он переживает за российские леса, которые вырубают даже без дела. Однако этот человек не только сочувствует природе, но и находит время, чтобы высаживать новые молодые деревья.

Родной брат первой супруги профессора

Дядя Ваня, который является родным братом первой супруги Серебрякова, ворчит, что с тех пор, как профессор явился в усадьбу со своей второй женой, весь привычный уклад словно перевернулся. Войницкий даже не старается скрыть своей зависти к Серебрякову. Критикует его за постоянные жалобы. Насмехается над тем, что профессор уже четверть века пишет об искусстве, а на самом деле ничего в этом не понимает.

Елене Андреевне, второй супруге профессора, которая значительно моложе мужа, безгранично скучно в этом поместье. Она жалуется на отсутствие каких-либо развлечений. Отрывочные фразы и реплики всех присутствующих не связаны между собой. Нет за столом какого-то общего диалога. Но именно по ним можно судить о том, что пьеса "Дядя Ваня" (краткое описание ее и дальше будет содержать различные диалоги) прежде всего подчеркивает всю напряженность драмы, которую переживают персонажи пьесы. Нет в этом имении ни благополучия, ни спокойствия.

Отношение к профессору окружающих

Мать дяди Вани, Мария Васильевна, очень тепло относится к своему зятю и выговаривает своему сыну за то, что он выражает презрение к профессору. А Войницкий завидует Серебрякову не только из-за его успехов в карьере, но и из-за популярности среди женщин. Более того, ему понравилась молодая супруга профессора.

Но на признания Войницкого Елена Андреевна не отвечает взаимностью, а лишь отмахивается. Она сначала не понимает, чем вызвано такое отношение к ее супругу. Ей кажется, что он такой же, как и все. Так пьеса "Дядя первой главы которой подошло к концу, описывает своих персонажей. Практически все негативные эмоции сосредотачиваются вокруг профессора.

Страсти накаляются, или Брюзжащий профессор

О чем в дальнейшем повествует в своей пьесе "Дядя Ваня" Чехов? Краткое содержание теперь полностью посвящено Серебрякову. С каждой проходящей минутой чувствуется, как вокруг этого человека сгущается атмосфера ненависти и вражды. Он раздражает буквально всех. И теперь даже собственную супругу, которая как-то позабыла, что он такой же, как и все.

Профессор постоянно жалуется на разнообразные болезни. Требует тщательного ухода за ним. Войницкий окончательно понимает, насколько мелочен его родственник. Он вспоминает все то время, которое они вместе со своей племянницей Сонечкой, которая тоже живет в усадьбе, работали на него. Зачастую отказывая себе в чем-либо, старались отправить Серебрякову как можно больше денег, заработанных на имении.

Невозможно скрыть эмоции

Кипение чувств вокруг супруги Серебрякова

Соня замечает, как дядя Ваня словно тень бродит за ее мачехой, да и доктор Астров забросил медицинскую практику, даже леса, которые так его волновали. Елена Андреевна предлагает девушке поговорить с Астровым о своих чувствах и даже сама стремится выведать о его отношении к своей падчерице.

Но доктор не замечает этого. Он, наоборот, начинает рассказывать Елене о своей любви к ней. Пытается поцеловать ее. Свидетелем этой сцены становится Войницкий. Дядя Ваня не только смущен, но и в какой-то степени даже испуган. Женщина хочет покинуть имение. Таким образом, краткое содержание "Дяди Вани" раскрывает все тайные чувства персонажей.

Имение будет продано, или его обитателям

Профессор собрал всех обитателей имения и объявил, что собирается продать его. Он вложит деньги в ценные бумаги, которые и обеспечат им с супругой дальнейшее безбедное существование. Что хотел показать этим в своей пьесе "Дядя Ваня" Чехов?

Хотя есть немаловажный факт, о котором упомянул автор. Это то, что сама усадьба принадлежит Соне. Она досталась ей в наследство от матери. Краткое содержание книги "Дядя Ваня" не может не упомянуть о реакции основных персонажей на это заявление профессора.

Выстрел, или Заключительные события произведения

Войницкий просто вскипел от такого решения Серебрякова. Он наконец высказывает профессору все, что накопилось за долгое время. Начался грандиозный скандал. В течение которого дядя Ваня не сдержался и выстрелил в надоевшего ему профессора Серебрякова. Но, к счастью, промахнулся.

Чем же заканчивается произведение "Дядя Ваня" Чехова? Краткое содержание подходит к концу, и остается описать только последнюю сцену, во время которой Астров и Войницкий рассуждают о своих жизнях. Профессор вместе с супругой собирается в Харьков. В имении все остается по-прежнему. Дядя Ваня и Соня занимаются запущенным хозяйством. Девушка также мечтает о лучшей жизни.

Пьеса «Дядя Ваня» Чехова была написана в 1896 году. Рекомендуем прочитать краткое содержание «Дядя Ваня» по действиям, которое пригодится для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.

Первоначально произведение называлось «Леший», однако результат не устроил автора, и он внес значительные изменения в рассказ о русской интеллигенции. Так появилась знаменитая драма «Дядя Ваня», в которой Антон Павлович мастерски расставил акценты на нравственных и социальных проблемах российского общества.

Основные персонажи пьесы

Главные герои:

  • Войницкий Иван Петрович (дядя Ваня) – умный, глубоко порядочный человек, способный на жертвы ради других, опекун Сони.
  • Серебряков Александр Владимирович – ученый, профессор в отставке, эгоистичный, капризный, брюзгливый мужчина.
  • Астров Михаил Львович – доктор, талантливый, мыслящий человек, переживающий за свою страну, народ.
  • Софья Александровна (Соня) – дочь Серебрякова от первого брака, умная, практичная, жертвенная девушка.
  • Елена Андреевна – молодая супруга Серебрякова, умная, красивая, но совершенно ленивая, праздная женщина.

Другие персонажи:

  • Телегин Илья Ильич – разорившийся помещик, крестный Сони, глубоко несчастный в личной жизни человек.
  • Марина – старая нянюшка, добрая, ласковая, милосердная женщина.

Чехов «Дядя Ваня» в сокращении

А. П. Чехов «Дядя Ваня» краткое содержание для читательского дневника:

Россия, конец 19 века. Действия пьесы происходят в усадьбе отставного профессора Серебрякова, женатого вторым браком на 27 летней Елене Андреевне. С ним также живут Соня, дочь от первого брака, мать первой жены и шурин, Иван Войницкий, он же Дядя Ваня, ему на момент происходящих событий 47 лет.

Усадьба Серебрякова раньше принадлежала его первой жене, которая впоследствии умерла. Дядя Ваня много лет ухаживет за этой усадьбой, ему помогает племянница Соня. Отношения Сони и мачехи Елены Андреевны нельзя назвать хорошими, Соня уверена, что та не по любви вышла замуж за отца.

Ко всему прочему в поместье неизвестно почему живет обедневший помесчик Илья Телегин, крестный Сони. В поместье часто приезжает и Михаил Астров, врач Серебрякова. У профессора бывают частые приступы подагры, и он не доверяет доктору, считая его плохим специалистом. Ко всему прочему живет с ними старая няня Марина.

Елена Андреевна уже не любит своего старого мужа, Соня любит доктора Астрова, а Дядя Ваня любит Елену Андреевну и ненавидит профессора, хотя раньше им восхищался.

Когда-то Серебряков был в почете, его все уважали, он был окружен женщинами, но сейчас уже никому не нужен.

Атмосфера в доме плохая, лучше всего о ней говорит Елена при общении с Войницким. Войницкий вечно всем недоволен, ворчит, за Еленой как собачка бегает, что ей очень неприятно. Войницкий сожалеет о том, что не женился на Елене 10 лет назад, он вспоминает их встречу.

Все общение в доме происходит во время грозы, от которой все проснулись. Сначала Дядя Ваня разговаривает с Еленой, потом с Астровым. Потом Астров с Соней. Соня с Еленой Андреевной. Соня с мачехой помирились, Елена сказала, что хотела бы молодого мужа и сейчас не счастлива.

Днем Соня рассказал Елене, что любит Астрова, Елена пообещала поговорить с ним, чтобы он дал свой ответ Соне. Астрову Соня не нравилась, она была не красива, он сказал, что Соня ему не нравится, в отличии от Елены. Астров начал приставать к Елене, целовать ее, но ему помешал Дядя Ваня, Астров убежал.

В 13:00 профессор Серебряков собрал всех обитателей дома в гостиной, чтобы им кое-что сказать, он вдруг понял, что в усадьбе ему живется плохо, он хочет в город, а денег на жизнь в городе нет. Он хочет продать поместье, переехать в город, купить дачу в Финляндии и жить на проценты.

Войницкий этому очень удивляется, он говорит, что его отец купил этот дом сестре, а сейчас он принадлежит Соне. Говорит, что им некуда деваться, ему, Соне и маме. Но Войницкий продолжает, утверждая, что он отказался от своей части наследства в пользу этого дома и много работал чтобы выплатить все долги. Дядю Ваню это крайне разозлило, он высказал ему все накопившееся за несколько лет.

Итогом произошедшего стало то, что жители дома не смогли больше оставаться под одной крышей. Войницкий даже пытался застрелить профессора, но ему не удалось. Серебряков с Еленой быстро уехали в Харьков. Астров безуспешно просил Елену остаться. Войницкий и профессор помирились, в след за ними уехал и Астров.

В поместье остались Дядя Ваня и Соня, они вместе засели за бумаги, чтобы наконец-то навести в них порядок.

Произведение «Чайка» Чехова было написано в 1896 году. В этом же году она была поставлена в Александринском театре. На нашем сайте можно прочитать по действиям.

Короткий пересказ «Дяди Вани»

«Дядя Ваня» Чехов краткое содержание:

Пасмурный осенний день. В саду, на аллее под старым тополем, сервирован для чая стол. У самовара - старая нянька Марина. «Кушай, батюшка», - предлагает она чаю доктору Астрову. «Что-то не хочется», - отвечает тот.

Появляется Телегин, обедневший помещик по прозвищу Вафля, живущий в имении на положении приживала: «Погода очаровательная, птички поют, живём мы все в мире и согласии - чего ещё нам?» Но как раз согласия-то и мира и нет в усадьбе. «Неблагополучно в этом доме», - дважды произнесёт Елена Андреевна, жена профессора Серебрякова, приехавшего в имение.

Эти отрывочные, внешне не адресованные друг другу реплики, вступают, перекликаясь, в диалогический спор и высвечивают смысл напряжённой драмы, переживаемой действующими лицами пьесы.

Заработался за десять лет, прожитых в уезде, Астров. «Ничего я не хочу, ничего мне не нужно, никого не люблю», - жалуется он няньке. Изменился, надломился Войницкий. Раньше он, управляя имением, не знал свободной минуты. А теперь? «Я <…> стал хуже, так как обленился, ничего не делаю и только ворчу, как старый хрен…»

Войницкий не скрывает своей зависти к профессору в отставке, особенно его успеху у женщин. Мать Войницкого, Мария Васильевна, просто обожает своего зятя, мужа её покойной дочери. Войницкий презирает учёные занятия Серебрякова: «Человек <…> читает и пишет об искусстве, ровно ничего не понимая в искусстве».

Наконец, он ненавидит Серебрякова, хотя его ненависть может показаться весьма пристрастной: ведь он влюбился в его красавицу жену. И Елена Андреевна резонно выговаривает Войницкому: «Ненавидеть Александра не за что, он такой же, как все».

Тогда Войницкий выставляет более глубокие и, как ему представляется, неотразимые основания своего нетерпимого, непримиримого отношения к экс-профессору - он считает себя жестоко обманутым: «Я обожал этого профессора… я работал на него как вол… Я гордился им и его наукой, я жил и дышал им! Боже, а теперь? …он ничто! Мыльный пузырь!»

Вокруг Серебрякова сгущается атмосфера нетерпимости, ненависти, вражды. Он раздражает Астрова, и даже жена с трудом его выносит. Все как-то прослушали высказанный диагноз болезни, поразившей и героев пьесы, да и всех их современников: «…мир погибает не от разбойников, не от пожаров, а от ненависти, вражды, от всех этих мелких дрязг».

Они, включая и саму Елену Андреевну, как-то забыли, что Серебряков - «такой же, как все» и, как все, может рассчитывать на снисхождение, на милосердное к себе отношение, тем более что он страдает подагрой, мучается бессонницей, боится смерти. «Неужели же, - спрашивает он свою жену, - я не имею права на покойную старость, на внимание к себе людей?» Да, надо быть милосердным, твердит Соня, дочь Серебрякова от первого брака.

Но услышит этот призыв и проявит к Серебрякову неподдельное, задушевное участие только старая нянька: «Что, батюшка? Больно? <…> Старые, что малые, хочется, чтобы пожалел кто, а старых-то никому не жалко. (Целует Серебрякова в плечо.) Пойдём, батюшка, в постель… Пойдём, светик… Я тебя липовым чаем напою, ножки твои согрею… Богу за тебя помолюсь…»

Но одна старая нянька не могла и не смогла, конечно, разрядить гнетущую, чреватую бедой атмосферу. Конфликтный узел так туго завязан, что происходит кульминационный взрыв. Серебряков собирает всех в гостиной, чтобы предложить для обсуждения придуманную им «меру»: малодоходное имение продать, вырученные деньги обратить в процентные бумаги, что позволило бы приобрести в Финляндии дачу.

Войницкий в негодовании: Серебряков позволяет себе распорядиться имением, которое фактически и юридически принадлежит Соне; он не подумал о судьбе Войницкого, который двадцать лет управлял имением, получая за то нищенские деньги; не задумался и о судьбе Марии Васильевны, столь беззаветно преданной профессору!

Возмущённый, взбешённый Войницкий стреляет в Серебрякова, стреляет дважды и оба раза промахивается.

Напуганный смертельной опасностью, лишь случайно его миновавшей, Серебряков решает вернуться в Харьков. Уезжает в своё небольшое именьице Астров, чтобы, как прежде, лечить мужиков, заниматься садом и лесным питомником. Затухают любовные интриги.

Елене Андреевне не хватает смелости ответить на страстное увлечение ею Астрова. При расставании она, правда, признается, что увлеклась доктором, но «немножко». Она обнимает его «порывисто», но с оглядкой. А Соня окончательно убеждается, что её, такую некрасивую, Астров полюбить не сможет.

Жизнь в усадьбе возвращается на круги своя. «Опять заживём, как было, по-старому», - мечтает нянька. Без последствий остаётся и конфликт между Войницким и Серебряковым. «Ты будешь аккуратно получать то же, что и получал, - обнадёживает профессор Войницкого. - Все будет по-старому».

И не успели отбыть Астров, Серебряковы, как Соня торопит Войницкого: «Ну, дядя Ваня, давай делать что-нибудь». Зажигается лампа, наполняется чернильница, Соня перелистывает конторскую книгу, дядя Ваня пишет один счёт, другой: «Второго февраля масла постного двадцать фунтов…» Нянька садится в кресло и вяжет, Мария Васильевна погружается в чтение очередной брошюры…

Казалось бы, сбылись ожидания старой няньки: все стало по-старому. Но пьеса так строится, что она постоянно - и в большом и в малом - обманывает ожидания и её героев, и читателей. Ждёшь, к примеру, музыки от Елены Андреевны, выпускницы консерватории («Мне хочется играть… Давно уже я не играла. Буду играть и плакать…»), а играет на гитаре Вафля…

Действующие лица расставлены так, ход сюжетных событий принимает такое направление, диалоги и реплики спаяны такими смысловыми, часто подтекстовыми перекличками, что с авансцены оттесняется на периферию традиционный вопрос «Кто виноват?», уступая её вопросу «Что виновато?». Это Войницкому кажется, что его жизнь погубил Серебряков. Он надеется начать «новую жизнь».

Но Астров рассеивает этот «возвышающий обман»: «Наше положение, твоё и моё, безнадежно. <…> Во всем уезде было только два порядочных, интеллигентных человека: я да ты. На какие-нибудь десять лет жизнь обывательская, жизнь презренная затянула нас; она своими гнилыми испарениями отравила нашу кровь, и мы стали такими же пошляками, как все».

В финале пьесы, правда, Войницкий и Соня мечтают о будущем, но от заключительного монолога Сони веет безысходной печалью и ощущением бесцельно прожитой жизни:

«Мы, дядя Ваня, будем жить, <…> будем терпеливо сносить испытания, какие пошлёт нам судьба; <…> мы покорно умрём и там, за гробом, мы скажем, что мы страдали, что мы плакали, что нам было горько, и Бог сжалится над нами. <…> Мы услышим ангелов, мы увидим все небо в алмазах… Мы отдохнём! (Стучит сторож. Телегин тихо наигрывает; Мария Васильевна пишет на полях брошюры; Марина вяжет чулок.) Мы отдохнём! (Занавес медленно опускается.)»

Сценическую шутку А. П. Чехова «Медведь» читать интересно по сей день: несмотря на изменившиеся социальные реалии, нравы людей остаются теми же. можно прочитать на нашем сайте. В пьесе Чехов блестяще продемонстрировал дар психолога и мастерство юмориста.

Сюжет пьесы «Дядя Ваня» по действиям

Действие первое

В усадьбе Александра Васильевича Серебрякова за чашкой чая беседуют старая нянюшка Марина и врач, Михаил Львович Астров. Они припоминают, сколько времени уже знакомы друг с другом, и доктор сокрушается, что за эти «десять лет другим человеком стал »: постарел, стал менее чувствительным, пристрастился к водке.

Он жалуется своей внимательной слушательнице, что «от утра до ночи все на ногах », без единого выходного, окружающая его «жизнь скучна, глупа, грязна », и он утратил смысл своего существования.

Выходит Войницкий, и рассказывает, что с приездом профессора Серебрякова их привычный уклад изменился не лучшим образом. Теперь вся семья вынуждена подстраиваться под ученого, у которого совершенно нет никакого режима.

Войницкий продолжает обсуждать своего родственника, который переселился в именье первой жены только потому, что жить в городе ему не по карману. Профессор уже четверть века «пишет об искусстве, ровно ничего не понимая в искусстве». Он «вечно жалуется на свои несчастья» и многочисленные болезни, но при этом пользуется большим успехом у женщин.

Войницкий вспоминает, что его сестра, покойная супруга Серебрякова, любила мужа больше жизни, а «его вторая жена, красавица, умница » – добровольно «отдала ему молодость, красоту, свободу, свой блеск».

К разговору о супружеской верности присоединяется Телегин, чья жена сбежала от него на следующий день после свадьбы. Он до сих пор любит ее, и помогает финансово ей и ее детям, которых она прижила от другого мужчины.

Астров остается на ночлег в имении, и в разговоре затрагивает свою любимую тему – сохранение лесов и приумножение природных богатств. Соня рассказывает, что «Михаил Львович каждый год сажает новые леса », и даже получил за это медаль и грамоту.

Елена Андреевна замечает, что девушка влюблена в интересного доктора. Войницкий признается Елене Андреевне в любви, и просит не отвергать его.

Действие второе

Серебряков утомляет свою молодую супругу жалобами на свой возраст и слабое здоровье. Он говорит о своей «старости таким тоном », точно все в этом виноваты.

Серебряков продолжает жаловаться Елене Андреевне на скучную жизнь «в этом склепе», вынужденное общение со скучными людьми, удаленность от блестящей светской жизни… Елена Андреевна начинает терять терпение. Лишь старой верной нянюшке удается успокоить профессора, который, как и все пожилые и капризные люди, очень нуждается в жалости.

Наедине с Войницким Елена Андреевна сетует на то, что ей очень тяжело находиться в этом доме, где все раздражены и ненавидят друг друга. В свою очередь, Иван Петрович принимается изливать молодой женщине признания в своих чувствах. Заметив, что ее собеседник пьян, Елена Андреевна покидает его.

Войницкий анализирует прожитые годы и сожалеет о том, что многое в его жизни было напрасным, бессмысленным.

Входят Астров и Телегин с гитарой. За рюмкой коньяка мужчины принимаются дискутировать на философские темы.

Соня укоряет дядю Ваню за то, что тот «опять напился с доктором». Когда он уходит, девушка общается с Астровым, который делится с ней своими сокровенными мыслями. Он не удовлетворен, поскольку презирает «жизнь, уездную, русскую, обывательскую ». Доктор признается, что никогда не любил и не полюбит более.

Действие третье

Войницкий сообщает все домашним, что их хочет собрать профессор, чтобы сообщить какую-то важную новость. Елена Андреевна жалуется на скуку, на что Соня отвечает, что всегда можно заняться полезным делом – было бы желание. «Скука и праздность заразительны », и нужно всеми силами бороться с ними.

Соня делится с мачехой своей неразделенной любовью: вот уже шесть лет она любит Астрова, но он не обращает на нее никакого внимания. Елена Андреевна предлагает поговорить с доктором «осторожно, намеками ».

В приватной беседе Михаил Львович делится, что не испытывает ровно никаких чувств к Соне. Елена Андреевна просит его уехать и появляться в усадьбе как можно реже, чтобы не тревожить своим видом влюбленную девушку.

Доктор признается в своей любви к Елене и умоляет ее о свидании. Невольным свидетелем этой сцены становится Войницкий.

Серебряков собирает родственников и сообщает, что намерен продать имение, вырученные «деньги обратить в процентные бумаги и на излишек, какой останется, купить дачу в Финляндии». Дядя Ваня возмущен, ведь он уверен, что имение принадлежит Соне.

Он сообщает, что только благодаря его усилиям удалось выплатить все долги за имение, на котором он каторжно работает во уже двадцать пять лет. Находясь во власти сильных чувств, он достает револьвер и пытается убить ненавистного ему профессора.

Действие четвертое

Обсуждая предстоящий отъезд четы Серебряковых в Харьков, нянюшка Марина и Телегин рады – наконец, жизнь в доме пойдет «как было, по-старому ».

Войницкий обескуражен своей меткостью – «стрелять два раза и ни разу не попасть !». Боясь, чтобы дядя Ваня не сделал ничего лишнего, рядом с ним постоянно находится Астров. Доктор настойчиво просит его вернуть то, что он взял у него – пузырек с морфием.

Войницкий мечтает переписать жизнь с чистого лица, но понимает – в его сорок семь лет сделать это уже невозможно. Соня призывает любимого дядю последовать ее примеру – просто жить и терпеть, пока жизнь «не окончится сама собою ». Ей удается уговорить его отдать доктору морфий.

Астров уговаривает Елену Андреевну остаться, но женщина решительно настроена покинуть поместье. Прощаясь, Серебряков мирится с дядей Ваней. Они заверяют друг друга, что «все будет по-старому ».

Покидает поместье и Астров. Соня с дядей принимаются разбирать запущенные дела. Девушка рассуждает о том, как они будут усердно трудиться, безропотно принимая жизненные испытания, чтобы после смерти, наконец, увидеть «жизнь светлую, прекрасную, изящную ».

Заключение

Благодаря точному подбору характеров главных персонажей автору удалось отобразить духовную жизнь интеллигенции на фоне российской действительности конца XIX столетия.

Пьеса А.П. Чехова «Вишневый сад» стала последней в его творчестве. по действиям поможет ознакомиться с этим произведением. Пьеса, написанная в 1903 году, она была поставлена на сцене Московского художественного театра в 1904 и стала итогом раздумий о судьбах России. «Вишневый сад» критики назвали драмой, а сам писатель считал, что ничего драматического в ней нет, и это, прежде всего, – комедия.

Видео краткое содержание Дядя Ваня Чехов

События происходят в усадьбе Серебрякова. С ним живут: Соня (дочь от первого брака), Елена Андреевна (вторая жена), Дядя Ваня. Также присутствуют: врач Астров. Няня Марина. Героям не нравится жить в доме, Серебряков хочет продать усадьбу и переехать в город, но Дядя Ваня против этого. После большой ссоры они разъезжаются. В доме остаются Дядя Ваня и Соня.

В пьесе раскрывается тема впустую пропадающей личности, возможностей, которые были упущены и бессмысленно прожитой жизни.

Антон Павлович Чехов

«Дядя Ваня»

Пасмурный осенний день. В саду, на аллее под старым тополем, сервирован для чая стол. У самовара — старая нянька Марина. «Кушай, батюшка», — предлагает она чаю доктору Астрову. «Что-то не хочется», — отвечает тот.

Появляется Телегин, обедневший помещик по прозвищу Вафля, живущий в имении на положении приживала: «Погода очаровательная, птички поют, живём мы все в мире и согласии — чего ещё нам?» Но как раз согласия-то и мира и нет в усадьбе. «Неблагополучно в этом доме», — дважды произнесёт Елена Андреевна, жена профессора Серебрякова, приехавшего в имение.

Эти отрывочные, внешне не адресованные друг другу реплики, вступают, перекликаясь, в диалогический спор и высвечивают смысл напряжённой драмы, переживаемой действующими лицами пьесы.

Заработался за десять лет, прожитых в уезде, Астров. «Ничего я не хочу, ничего мне не нужно, никого не люблю», — жалуется он няньке. Изменился, надломился Войницкий. Раньше он, управляя имением, не знал свободной минуты. А теперь? «Я <…> стал хуже, так как обленился, ничего не делаю и только ворчу, как старый хрен…»

Войницкий не скрывает своей зависти к профессору в отставке, особенно его успеху у женщин. Мать Войницкого, Мария Васильевна, просто обожает своего зятя, мужа её покойной дочери. Войницкий презирает учёные занятия Серебрякова: «Человек <…> читает и пишет об искусстве, ровно ничего не понимая в искусстве». Наконец, он ненавидит Серебрякова, хотя его ненависть может показаться весьма пристрастной: ведь он влюбился в его красавицу жену. И Елена Андреевна резонно выговаривает Войницкому: «Ненавидеть Александра не за что, он такой же, как все».

Тогда Войницкий выставляет более глубокие и, как ему представляется, неотразимые основания своего нетерпимого, непримиримого отношения к экс-профессору — он считает себя жестоко обманутым: «Я обожал этого профессора… я работал на него как вол… Я гордился им и его наукой, я жил и дышал им! Боже, а теперь? …он ничто! Мыльный пузырь!»

Вокруг Серебрякова сгущается атмосфера нетерпимости, ненависти, вражды. Он раздражает Астрова, и даже жена с трудом его выносит. Все как-то прослушали высказанный диагноз болезни, поразившей и героев пьесы, да и всех их современников: «…мир погибает не от разбойников, не от пожаров, а от ненависти, вражды, от всех этих мелких дрязг». Они, включая и саму Елену Андреевну, как-то забыли, что Серебряков — «такой же, как все» и, как все, может рассчитывать на снисхождение, на милосердное к себе отношение, тем более что он страдает подагрой, мучается бессонницей, боится смерти. «Неужели же, — спрашивает он свою жену, — я не имею права на покойную старость, на внимание к себе людей?» Да, надо быть милосердным, твердит Соня, дочь Серебрякова от первого брака. Но услышит этот призыв и проявит к Серебрякову неподдельное, задушевное участие только старая нянька: «Что, батюшка? Больно? <…> Старые, что малые, хочется, чтобы пожалел кто, а старых-то никому не жалко. (Целует Серебрякова в плечо.) Пойдём, батюшка, в постель… Пойдём, светик… Я тебя липовым чаем напою, ножки твои согрею… Богу за тебя помолюсь…»

Но одна старая нянька не могла и не смогла, конечно, разрядить гнетущую, чреватую бедой атмосферу. Конфликтный узел так туго завязан, что происходит кульминационный взрыв. Серебряков собирает всех в гостиной, чтобы предложить для обсуждения придуманную им «меру»: малодоходное имение продать, вырученные деньги обратить в процентные бумаги, что позволило бы приобрести в Финляндии дачу.

Войницкий в негодовании: Серебряков позволяет себе распорядиться имением, которое фактически и юридически принадлежит Соне; он не подумал о судьбе Войницкого, который двадцать лет управлял имением, получая за то нищенские деньги; не задумался и о судьбе Марии Васильевны, столь беззаветно преданной профессору!

Возмущённый, взбешённый Войницкий стреляет в Серебрякова, стреляет дважды и оба раза промахивается.

Напуганный смертельной опасностью, лишь случайно его миновавшей, Серебряков решает вернуться в Харьков. Уезжает в своё небольшое именьице Астров, чтобы, как прежде, лечить мужиков, заниматься садом и лесным питомником. Затухают любовные интриги. Елене Андреевне не хватает смелости ответить на страстное увлечение ею Астрова. При расставании она, правда, признается, что увлеклась доктором, но «немножко». Она обнимает его «порывисто», но с оглядкой. А Соня окончательно убеждается, что её, такую некрасивую, Астров полюбить не сможет.

Жизнь в усадьбе возвращается на круги своя. «Опять заживём, как было, по-старому», — мечтает нянька. Без последствий остаётся и конфликт между Войницким и Серебряковым. «Ты будешь аккуратно получать то же, что и получал, — обнадёживает профессор Войницкого. — Все будет по-старому». И не успели отбыть Астров, Серебряковы, как Соня торопит Войницкого: «Ну, дядя Ваня, давай делать что-нибудь». Зажигается лампа, наполняется чернильница, Соня перелистывает конторскую книгу, дядя Ваня пишет один счёт, другой: «Второго февраля масла постного двадцать фунтов…» Нянька садится в кресло и вяжет, Мария Васильевна погружается в чтение очередной брошюры…

Казалось бы, сбылись ожидания старой няньки: все стало по-старому. Но пьеса так строится, что она постоянно — и в большом и в малом — обманывает ожидания и её героев, и читателей. Ждёшь, к примеру, музыки от Елены Андреевны, выпускницы консерватории («Мне хочется играть… Давно уже я не играла. Буду играть и плакать…»), а играет на гитаре Вафля… Действующие лица расставлены так, ход сюжетных событий принимает такое направление, диалоги и реплики спаяны такими смысловыми, часто подтекстовыми перекличками, что с авансцены оттесняется на периферию традиционный вопрос «Кто виноват?», уступая её вопросу «Что виновато?». Это Войницкому кажется, что его жизнь погубил Серебряков. Он надеется начать «новую жизнь». Но Астров рассеивает этот «возвышающий обман»: «Наше положение, твоё и моё, безнадежно. <…> Во всем уезде было только два порядочных, интеллигентных человека: я да ты. На какие-нибудь десять лет жизнь обывательская, жизнь презренная затянула нас; она своими гнилыми испарениями отравила нашу кровь, и мы стали такими же пошляками, как все».

В финале пьесы, правда, Войницкий и Соня мечтают о будущем, но от заключительного монолога Сони веет безысходной печалью и ощущением бесцельно прожитой жизни: «Мы, дядя Ваня, будем жить, <…> будем терпеливо сносить испытания, какие пошлёт нам судьба; <…> мы покорно умрём и там, за гробом, мы скажем, что мы страдали, что мы плакали, что нам было горько, и Бог сжалится над нами. <…> Мы услышим ангелов, мы увидим все небо в алмазах… Мы отдохнём! (Стучит сторож. Телегин тихо наигрывает; Мария Васильевна пишет на полях брошюры; Марина вяжет чулок.) Мы отдохнём! (Занавес медленно опускается.)»

Пасмурным осенним днем в саду за столом нянька Марина поит чаем доктора Астрова. Приходит обедневший помещик Телегин, проживающий в имении. Он отмечает красоту природы и согласие в жизни. Однако Елена Андреевна, жена профессора Серебрякова отвечает ему, что в доме неблагополучно.

Астров устал за десять лет работы в уезде. Управляющий имением Войницкий также изменился. Он обленился и стал ворчливым. Серебрякова Войницкий презирает из-за влюбленности в его жену, которая с трудом выносит своего мужа. Астрова также раздражал Серебряков.

Серебряков мучается бессонницей и боится смерти. Он мечтает о спокойной старости и о внимании окружающих. Только его старая нянька проявляет к нему заботу. Серебряков не выдерживает и принимает решение продать малодоходное имение, а вырученные деньги вложить в процентные бумаги, что позволит приобрести дачу в Финляндии. Он собирает всех для обсуждения.

Войницкий негодует от того, что Серебряков распоряжается имением, которое фактически и юридически принадлежит его племяннице Соне, не думая о судьбе Войницкого и Марии Васильевны, беззаветно преданной ему. Взбешенный он стреляет в Серебрякова, но оба раза промахивается. Напуганный Серебряков принимает решение вернуться в Харьков. После отбытия Астрова и Серебряковых Соня торопит дядю Ваню Войницкого и он выписывает счета один за другим. Нянька в кресле вяжет, а Мария Васильевна погружается в чтение.

Пасмурный осенний день. В саду, на аллее под старым тополем, сервирован для чая стол. У самовара - старая нянька Марина. «Кушай, батюшка», - предлагает она чаю доктору Астрову. «Что-то не хочется», - отвечает тот.

Появляется Телегин, обедневший помещик по прозвищу Вафля, живущий в имении на положении приживала: «Погода очаровательная, птички поют, живем мы все в мире и согласии - чего еще нам?» Но как раз согласия-то и мира и нет в усадьбе. «Неблагополучно в этом доме», - дважды произнесет Елена Андреевна, жена профессора Серебрякова, приехавшего в имение.

Эти отрывочные, внешне не адресованные друг другу реплики, вступают, перекликаясь, в диалогический спор и высвечивают смысл напряженной драмы, переживаемой действующими лицами пьесы.

Заработался за десять лет, прожитых в уезде, Астров. «Ничего я не хочу, ничего мне не нужно, никого не люблю», - жалуется он няньке. Изменился, надломился Войницкий. Раньше он, управляя имением, не знал свободной минуты. А теперь? «Я […] стал хуже, так как обленился, ничего не делаю и только ворчу, как старый хрен…»

Войницкий не скрывает своей зависти к профессору в отставке, особенно его успеху у женщин. Мать Войницкого, Мария Васильевна, просто обожает своего зятя, мужа её покойной дочери. Войницкий презирает ученые занятия Серебрякова: «Человек […] читает и пишет об искусстве, ровно ничего не понимая в искусстве». Наконец, он ненавидит Серебрякова, хотя его ненависть может показаться весьма пристрастной: ведь он влюбился в его красавицу жену. И Елена Андреевна резонно выговаривает Войницкому: «Ненавидеть Александра не за что, он такой же, как все».

Тогда Войницкий выставляет более глубокие и, как ему представляется, неотразимые основания своего нетерпимого, непримиримого отношения к экс-профессору - он считает себя жестоко обманутым: «Я обожал этого профессора… я работал на него как вол… Я гордился им и его наукой, я жил и дышал им! Боже, а теперь? …он ничто! Мыльный пузырь!»

Вокруг Серебрякова сгущается атмосфера нетерпимости, ненависти, вражды. Он раздражает Астрова, и даже жена с трудом его выносит. Все как-то прослушали высказанный диагноз болезни, поразившей и героев пьесы, да и всех их современников: «…мир погибает не от разбойников, не от пожаров, а от ненависти, вражды, от всех этих мелких дрязг». Они, включая и саму Елену Андреевну, как-то забыли, что Серебряков - «такой же, как все» и, как все, может рассчитывать на снисхождение, на милосердное к себе отношение, тем более что он страдает подагрой, мучается бессонницей, боится смерти. «Неужели же, - спрашивает он свою жену, - я не имею права на покойную старость, на внимание к себе людей?» Да, надо быть милосердным, твердит Соня, дочь Серебрякова от первого брака. Но услышит этот призыв и проявит к Серебрякову неподдельное, задушевное участие только старая нянька: «Что, батюшка? Больно? […] Старые, что малые, хочется, чтобы пожалел кто, а старых-то никому не жалко. (Целует Серебрякова в плечо.) Пойдем, батюшка, в постель… Пойдем, светик… Я тебя липовым чаем напою, ножки твои согрею… Богу за тебя помолюсь…»

Но одна старая нянька не могла и не смогла, конечно, разрядить гнетущую, чреватую бедой атмосферу. Конфликтный узел так туго завязан, что происходит кульминационный взрыв. Серебряков собирает всех в гостиной, чтобы предложить для обсуждения придуманную им «меру»: малодоходное имение продать, вырученные деньги обратить в процентные бумаги, что позволило бы приобрести в Финляндии дачу.

Войницкий в негодовании: Серебряков позволяет себе распорядиться имением, которое фактически и юридически принадлежит Соне; он не подумал о судьбе Войницкого, который двадцать лет управлял имением, получая за то нищенские деньги; не задумался и о судьбе Марии Васильевны, столь беззаветно преданной профессору!

Возмущенный, взбешенный Войницкий стреляет в Серебрякова, стреляет дважды и оба раза промахивается.

Напуганный смертельной опасностью, лишь случайно его миновавшей, Серебряков решает вернуться в Харьков. Уезжает в свое небольшое именьице Астров, чтобы, как прежде, лечить мужиков, заниматься садом и лесным питомником. Затухают любовные интриги. Елене Андреевне не хватает смелости ответить на страстное увлечение ею Астрова. При расставании она, правда, признается, что увлеклась доктором, но «немножко». Она обнимает его «порывисто», но с оглядкой. А Соня окончательно убеждается, что её, такую некрасивую, Астров полюбить не сможет.

Жизнь в усадьбе возвращается на круги своя. «Опять заживем, как было, по-старому», - мечтает нянька. Без последствий остается и конфликт между Войницким и Серебряковым. «Ты будешь аккуратно получать то же, что и получал, - обнадеживает профессор Войницкого. - Все будет по-старому». И не успели отбыть Астров, Серебряковы, как Соня торопит Войницкого: «Ну, дядя Ваня , давай делать что-нибудь». Зажигается лампа, наполняется чернильница, Соня перелистывает конторскую книгу, дядя Ваня пишет один счет, другой: «Второго февраля масла постного двадцать фунтов…» Нянька садится в кресло и вяжет, Мария Васильевна погружается в чтение очередной брошюры…

Казалось бы, сбылись ожидания старой няньки: все стало по-старому. Но пьеса так строится, что она постоянно - и в большом и в малом - обманывает ожидания и её героев, и читателей. Ждешь, к примеру, музыки от Елены Андреевны, выпускницы консерватории («Мне хочется играть… Давно уже я не играла. Буду играть и плакать…»), а играет на гитаре Вафля… Действующие лица расставлены так, ход сюжетных событий принимает такое направление, диалоги и реплики спаяны такими смысловыми, часто подтекстовыми перекличками, что с авансцены оттесняется на периферию традиционный вопрос «Кто виноват?», уступая её вопросу «Что виновато?». Это Войницкому кажется, что его жизнь погубил Серебряков. Он надеется начать «новую жизнь». Но Астров рассеивает этот «возвышающий обман»: «Наше положение, твое и мое, безнадежно. […] Во всем уезде было только два порядочных, интеллигентных человека: я да ты. На какие-нибудь десять лет жизнь обывательская, жизнь презренная затянула нас; она своими гнилыми испарениями отравила нашу кровь, и мы стали такими же пошляками, как все».

В финале пьесы, правда, Войницкий и Соня мечтают о будущем, но от заключительного монолога Сони веет безысходной печалью и ощущением бесцельно прожитой жизни: «Мы, дядя Ваня, будем жить, […] будем терпеливо сносить испытания, какие пошлет нам судьба; […] мы покорно умрем и там, за гробом, мы скажем, что мы страдали, что мы плакали, что нам было горько, и Бог сжалится над нами. […] Мы услышим ангелов, мы увидим все небо в алмазах… Мы отдохнем! (Стучит сторож. Телегин тихо наигрывает; Мария Васильевна пишет на полях брошюры; Марина вяжет чулок.) Мы отдохнем! (Занавес медленно опускается.)»