Болезни Военный билет Призыв

Душевные раны, которые провоцирует другой человек. Как распознать провокацию. Провокация в отношениях

Провокация

«Ведут провокатора под конвоем». Февраль 1917, Петроград (фотография из государственного музея политической истории России, Санкт-Петербург)

Провока́ция - действие или ряд действий с целью вызвать ответное действие / бездействие провоцируемого(ых), как правило, с целью искусственного создания таким образом тяжелых обстоятельств или последствий для провоцируемого(ых). Субъект, совершающий провокации, называется провокатором . Так как провокации основываются на особенностях психологии человека и его поведении как социального существа, они изучаются психологией и социологией .

Обзор

Провокация может быть одним действием или рядом взаимосвязанных действий. В свою очередь действия могут быть направлены как непосредственно на провоцируемого, так и на его окружение. Ряд разнонаправленных провокационных действий позволяют определить взаимосвязи, а также силу и принципы работы таких взаимосвязей между провоцируемым и его окружением. Провокационные действия, проводимые в определенный промежуток времени, позволяют определить порог восприимчивости провоцируемого к раздражителям и силе раздражителей.

Провокации занимают важное место в маркетинге, военном деле, искусстве, политике, в отношениях между отдельными людьми, группами людей, между юридическими лицами и государствами. В политике провокации часто ориентированы на реакцию общественного мнения, негативную в отношении противника. В частности, среди методов провокации может быть совершение неблаговидных действий под видом своего противника, нанесение урона его известным оппонентам, с целью вызвать реакцию сочувствия в общественном мнении. В военном деле провокацией может быть ложное отступление, создание иллюзии незащищенности какого-либо своего фланга, с целью заманить противника в ловушку.

В политических целях государства могут жертвовать частью войск, провоцируя противника на открытую атаку, чтобы получить повод к войне .

Провокации применяются и правоохранительными органами, хотя во многих странах это незаконно. Примеры таких провокаций - проверочная закупка или продажа наркотических средств, когда инициатором совершения преступления выступает не подозреваемый, а правоохранители. Провокатором преступления является то лицо, от которого исходит инициатива на его совершение.

Провокаторами называли обычно секретных сотрудников специальных служб (в особенности охранных отделений Российской империи), которые подстрекали революционеров совершить какие-либо преступные действия для того, чтобы они затем были арестованы и осуждены. Зачастую революционеры называли провокаторами всех секретных сотрудников (осведомителей) охранных отделений, даже если их роль сводилась только к сообщению информации о революционерах.

Знаменитые провокации

  • Шекспировский Яго провоцировал ревность Отелло , которая закончилась печальным образом для Дездемоны
  • Поджог Рима Нероном считается классической провокацией с целью развязать репрессии против христиан.
  • Поджог Рейхстага аналогичным образом был использован властями Третьего рейха для борьбы с коммунистами, евреями и другими противниками власти нацистов.
  • Глейвицкий инцидент СС и послужившая поводом к нападению Германии на Польшу 1 сентября 1939 года , ставшему началом Второй мировой войны .
  • Майнильский инцидент стал поводом для начала cоветско-финской войны 1939 года.
  • Погром в Кракове начался с провокации.
  • Операция «Сусанна» - провокация, инсценированная израильской военной разведкой АМАН в июле 1954 года и направленная против Египта .
  • Скандальное шоу To Catch a Predator, агенты которого выдают себя за малолетних в интернете и соблазняют потенциальных педофилов, чтобы довести их до тюрьмы.
  • Многие политические убийства, использовавшиеся сторонниками убитых для собственной выгоды и/или дискредитации противников убитых, вызывали подозрения в провокации, хотя это почти никогда не было доказано:

См. также

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Провокация" в других словарях:

    - (лат.). 1) вызов на поединок. 2) в судопроизводстве то же, что апелляция. 3) подстрекательство на преступление с целью выдачи преступника в руки властей. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПРОВОКАЦИЯ… … Словарь иностранных слов русского языка

    ПРОВОКАЦИЯ, провокации, жен. (лат. provocatio вызов). 1. В капиталистических странах система борьбы господствующего класса с революционным движением, состоящая в том, что политическая полиция засылает в ряды революционных организаций (или вербует … Толковый словарь Ушакова

    провокация - и, ж. provocation f. <лат. provocatio вызов. 1. Действие, направленное против отдельных лиц, групп, государств и т. п. с целью вызватть ответное действие, влекущее за собой тяжелые или гибельные последствия. БАС 1. Несколько провокаций.. были … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Побуждение, возбуждение, подстрекательство Словарь русских синонимов. провокация сущ., кол во синонимов: 4 возбуждение (58) … Словарь синонимов

    - (Provocatio ad populum) в римском государственном правеапелляция в уголовных вопросах от магистрата к народу. Право апелляцийотносится к числу древнейших прав римского гражданина; есть основанияпредполагать, что оно существовало уже в эпоху царей … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    - (от латинского provocatio вызов), подстрекательство, побуждение отдельных лиц, групп, организаций и т.д. к действиям, которые могут повлечь за собой тяжелые последствия … Современная энциклопедия

    - (от лат. provocatio вызов) подстрекательство, побуждение отдельных лиц, групп, организаций и т. д. к действиям, которые могут повлечь за собой тяжелые последствия … Большой Энциклопедический словарь

    ПРОВОКАЦИЯ, и, жен. 1. Предательское поведение, подстрекательство кого н. к таким действиям, к рые могут повлечь за собой тяжёлые для него последствия. Устроить провокацию. Не поддаваться на провокацию. 2. Агрессивные действия с целью вызвать… … Толковый словарь Ожегова

Почему люди воюют между собой? По сути, это зависит от самих участников конфликта, того, что они из себя представляют. Не каждый конфликт - обязательно полнейшее зло. Из него можно вынести что-то важное, получить урок . В любом случае, как бы мы ни избегали «сложных» ситуаций, они все равно случаются, а значит, они необходимы и важны для нас.

- Конфликт - это столкновение противоположных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов, - объясняет психолог Минского городского психоневрологического диспансера Анастасия Хныкова . - В основе такого столкновения скрывается ситуация, которая может включать противоположные позиции сторон, или противоположные цели и средства для их достижения, или просто несовпадение интересов, желаний и т.д. Для развития конфликта необходим инцидент - какие-то действия одной из сторон, ущемление интересов другой стороны. Выделяют несколько типов конфликтных ситуаций.

Стремление к превосходству

Это ситуации, когда один человек оказывает на другого психологическое давление, стремится утвердиться за счет собственного психологического преимущества. Попытки добиться психологического преимущества над оппонентом проявляются приказом, угрозой, резкой несправедливой критикой, обвинением, насмешкой, саркастическим замечанием . Если оппонент чувствует себя в результате этого униженным, чувства, которые он испытывает в такие моменты, могут спровоцировать его на конфликт.

  • Снисходительное отношение . Преимущество, «оформленное» доброжелательностью: мол, «ничего страшного », «разве можно этого не знать? », «неужели не понятно? », «умный человек, а ведете себя... »
  • Хвастовство . Вдохновенный рассказ о своих успехах и достижениях, иногда ложных. Такие рассказы могут вызвать у слушателей зависть и раздражение, что провоцирует конфликт.
  • Навязывание советов . Советующий занимает позицию психологического преимущества. Ведь в таком случае тот, кому адресуется совет, выставляется в свете беспомощной жертвы. Многим людям это не нравится, и они могут ответить конфликтом на подобное отношение к себе.
  • Перебивание собеседника . Также может указывать на превосходство над собеседником. Тот, кто перебивает, дает понять собеседнику, что его мнение не такое уж и существенное, так что нечего выслушивать. Однако многие люди больше хотят говорить сами, чем слушать кого-то, поэтому прерывание собеседника однозначно провоцирует конфликт.
  • Категоричность, безапелляционность . Сюда относятся высказывания типа «Я считаю », «Я уверен », «Все бабы - дуры » и т.д. У собеседника при таких высказываниях нет шансов высказать свое мнение. Опять же, это означает, что нас загоняют в угол. Если же нас загоняют в угол, рождается агрессия. А зачем нам агрессия? Отчаянно и агрессивно защищаться! Вот и конфликт. Поэтому лучше пользоваться в разговоре фразами «я полагаю », «вероятно ».
  • Сокрытие информации . Это порождает состояние тревоги, поскольку информация необходима нам для выживания. Тот, кто скрывает важную информацию, рискует оказаться в центре конфликта.
  • Неэтичное поведение . Умышленное и неумышленное, которое перечеркивает общепринятые правила, нормы морали и жизненные убеждения других людей.
  • Подшучивание . Не каждый человек обладает адекватным чувством юмора, а потому чрезвычайно едкими шуточками провоцирует конфликт. Некоторые осмеянные жаждут сатисфакции.
  • Напоминание . Особенно это касается ситуаций, в которых наш оппонент понес моральные или материальные потери. Такие напоминания вызывают порой ощущение нелепой беспомощности, которое способно спровоцировать конфликт.
  • Перекладывание ответственности . Человек, который не справился с этой «переведенной» ответственностью, может переживать самые неприятные чувства, в результате чего доведет себя до состояния гнева, что и спровоцирует конфликт.
  • Обман . Или попытка обмана. Одна из самых сильных ситуаций в этом аспекте.

Проявление агрессивности

Существует категория людей с природной высокой агрессивностью . Агрессивное поведение демонстрируют подростки . Так они проявляют свое стремление к самоутверждению, протестуют против зависимости от родителей. Очень агрессивный человек сам по себе является вероятным источником конфликтов, поскольку в любой момент готов вылить свое раздражение на тех, кто рядом. Он сознательно или бессознательно решает свои внутренние проблемы за счет окружающих. Однако здесь следует обратить внимание на чувство меры : человек с агрессивностью ниже средней добьется в жизни намного меньшего, чем мог бы, а полное отсутствие агрессивности вообще граничит с отсутствием интереса к жизни и отказом от борьбы.

К ситуативной агрессивности относятся конфликты в результате агрессивного поведения, связанные с внутренними противоречиями и чувствами. Это могут быть отдельные неприятности в личной жизни, на работе, плохое настроение или самочувствие. В психологии такие состояния называются фрустрацией - состояние психики, которое возникает в результате разочарования из-за того, что не осуществилась какая-то значительная цель или потребность. Такие внутренние переживания - разочарование, напряженность, безысходность - нередко вызывают агрессивные защитные реакции, которые выливаются в конфликты.

Просто эгоизм

Эгоист добивается всего только для себя и в ущерб окружающим . Такое поведение расценивается окружающими как несправедливое, а поэтому часто становится причиной конфликтов. Кроме того, эгоист передает окружающим скрытое послание на психологическом уровне о том, что все они являются лишь инструментом для достижения его полезных целей. Вполне естественно, что такое поведение обычно вызывает обиду, раздражение и даже гнев.

Люди воюют друг с другом по разным причинам, и это неизбежно, - говорит Анастасия Хныкова. - Поэтому нам не надо учиться избегать конфликтов и споров. Нам надо учиться их решать . Это довольно тяжелая работа. Можно даже сказать, работа всей жизни. В первую очередь необходимо учиться контролировать свои эмоции . Бывают моменты, когда нас переполняет желание вылить на оппонента весь негатив, однако необходимо воздерживаться от такого желания. Если назревает конфликт из-за непонимания, то причина часто не в том, что партнер не желает прислушаться к нам, а в том, что он иначе воспринимает ситуацию. Чаще разговаривайте друг с другом, открыто говорите о своих желаниях. Ищите компромисс с учетом мнения другого человека. Как бы трудно это ни было.

Перед осенними каникулами в екатеринбургских школах проходят уроки безопасности в интернете. Основная цель таких занятий - «формирование у обучающихся устойчивых жизненных навыков при работе в сети Интернет». Если проще - после такого урока ребенок должен научиться игнорировать троллинг, распознавать спам и бороться с вирусами, придумывать сложные пароли и не выкладывать личные данные в соцсети.

Корреспондент сайт сходил на такой урок вместе с десятиклассниками из школы №145. Как примерный ученик, он вел конспект занятия и успешно (на четверку) сдал тест единого урока после короткой лекции. Публикуем его записи, которые сегодня появятся в миллионах тетрадей страны (в 2016 г. единый урок прослушали 12,4 млн детей).

Классная работа.

Урок начинается с напоминания преподавателя: «Мы этот материал уже проходили. Сейчас повторим». То же самое утверждает организатор акции, член Совета Федерации Людмила Бокова. «Ребята, вас оторвали от учебы и общения ради повторения общеизвестных правил», - говорит она.

Правило №1: Бороться с компьютерными вирусами

  • Передаются через нелицензионную продукцию, ссылки, письма, накопители и проч.
  • Чтобы обезопасить ПК, надо скачать и постоянно обновлять антивирус, внимательно проверить отправителя и тему письма. Сообщения, которые кажутся подозрительными, нужно удалять или пересылать в службу поддержки.

Правило №2: Не допускать кражи личной информации

  • Личная информация: фото, ФИО, домашний адрес, содержание переписки, пароли и проч.
  • Основная ошибка - выкладывать всю информацию о себе в соцсетях.
  • Нужно контролировать содержание своей страницы и скрывать его от посторонних.

Правило №3: Придумывать сложные пароли

  • Дата рождения, слово, набранное транслитом, простые комбинации цифр, ФИО и т.п. не должны использоваться в качестве пароля. «Например, кто догадается, что ваш пароль - «чебурашка» с большой буквы?»
  • Чем длиннее пароль - тем лучше. Чем больше разных символов - тем еще лучше. Не используйте одинаковые пароли и постарайтесь не забыть те, которые вы напридумывали.

Определения:

Клавиатурный шпион - программа, отслеживающая ввод пользователем паролей и пин-кодов. Может использоваться злоумышленниками, которые собирают о вас информацию. Она передает все набранные на компьютере тексты, по которым легко можно определить, например, содержание письма, данные отправителя, логин и пароль к ящику.

Троллинг - провоцирование человека на агрессию с помощью нападок и неуважительных высказываний.

Защищенное соединение - шифрование данных во время работы с ресурсом. Определить, защищен ли он, можно по букве S (secure) в протоколе HTTP. Если она есть, значит соединение защищено. Не вводите данные карты на незащищенном соединении.

Правило №4: Троллей нужно игнорировать или жаловаться на них

  • Самый легкий способ борьбы с издевательствами - забанить тролля в соцсетях. Можно обратиться к администратору сайта и в полицию.
  • Тролль ищет человека с неустойчивым эмоциональным фоном. Его основная цель - добиться реакции на оскорбления и издевательства. Жертва, которая его игнорирует, ему неинтересна.

После короткой лекции нужно пройти . В результате каждый ребенок получает электронный сертификат участника. Оценка за испытание не ставится, пользователь узнает только процент правильных ответов..

Провокация - действие или ряд действий с целью вызвать ответное действие или бездействие провоцируемого, как правило, с целью искусственного создания таким образом тяжелых обстоятельств или последствий для провоцируемого. Субъект, совершающий провокации, называется провокатором. Так как провокации основываются на особенностях психологии человека и его поведении как социального существа, они изучаются психологией и социологией.

Провокация может быть одним действием или рядом взаимосвязанных действий. В свою очередь действия могут быть направлены как непосредственно на провоцируемого, так и на его окружение. Ряд разнонаправленных провокационных действий позволяют определить взаимосвязи, а также силу и принципы работы таких взаимосвязей между провоцируемым и его окружением. Провокационные действия, проводимые в определенный промежуток времени, позволяют определить порог восприимчивости провоцируемого к раздражителям и силе раздражителей.

Провокации занимают важное место в профайлинге, маркетинге, военном деле, искусстве, политике, в отношениях между отдельными людьми, группами людей, между юридическими лицами и государствами. В политике провокации часто ориентированы на реакцию общественного мнения, негативную в отношении противника. В частности, среди методов провокации может быть совершение неблаговидных действий под видом своего противника, нанесение урона его известным оппонентам, с целью вызвать реакцию сочувствия в общественном мнении. В военном деле провокацией может быть ложное отступление, создание иллюзии незащищенности какого-либо своего фланга, с целью заманить противника в ловушку.

В политических целях государства могут жертвовать частью войск, провоцируя противника на открытую атаку, чтобы получить повод к войне. Провокации применяются и правоохранительными органами, хотя во многих странах это незаконно. Примеры таких провокаций - проверочная закупка или продажа наркотических средств, когда инициатором совершения преступления выступает не подозреваемый, а правоохранители. Провокатором преступления является то лицо, от которого исходит инициатива на его совершение.

Провокаторами называли обычно секретных сотрудников специальных служб, которые подстрекали революционеров совершить какие-либо преступные действия для того, чтобы они затем были арестованы и осуждены. Зачастую революционеры называли провокаторами всех секретных сотрудников (осведомителей) охранных отделений, даже если их роль сводилась только к сообщению информации о революционерах.

Как переходить к провокации:
1. Перебивание.
2. Передразнивание (преувеличивание).
3. Демонстрируйте на себе, как человек влияет на людей.
4. Неправильным образом интерпретируйте поведение и различные замешательства человека.

Например: Человек от волнения не может произнести ни слова и мы в этот момент говорим: «Я все понял, вы планируете великолепный ответ».