Болезни Военный билет Призыв

Духовная жизнь после 2 мировой войны. Духовная жизнь общества после войны

В период Великой Отечественной войны произошел культурный обмен между советским народом и западными союзниками. В духовном развитии все чаще прослеживались западные капиталистические тенденции.

В послевоенный период это немало озадачивало сталинское правительство, так как подобный плюрализм был недопустим в условиях «холодной войны».

Уже в 1946 году большевиками была развернута масштабная программа против влияния вражеского запада на русскую культуру. Борьбу с космополитизмом возглавил А. Жданов, так как был ответственным за идеологию в государстве.

Церковь и общество

После окончания войны церковью была выбрана политика всесторонней поддержки государственной власти. Новоизбранный патриарх стал инструментом в руках Сталина, благодаря которому проводилось внедрение коммунистической идеологии.

Значительная либерализация религиозной жизни позволила верующим обратиться к Сталину с просьбой открыть некоторые храмы. Власть пошла навстречу верующим уже к концу 1947 года на территории СССР начало функционировать более 40% ранее закрытых церквей.

Многие политические деятели выступали против подобного потепления в отношениях религии и государства и даже разрабатывали новые атеистические программы. Однако Сталин категорически отклонил подобные предложения. Следует отметить, что благосклонностью со стороны государства пользовались исключительно христианские конфессии.

Репрессивная политика государства в этот период была направлена на буддистских и мусульманских верующих. Особо жестокими были расправы с сектантами, в категорию которых на то время попадали преимущественно лютеране и протестанты.

Культура в послевоенный период

Доминирующей темой во всех сферах искусства в этот период оставалась война. Мотив памяти о минувших подвигах советского народа стал ключевым во всех литературных произведениях этого периода. Яркие примеры таких произведений «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого, «Молодая гвардия» А. Фадеева, «В окопах Сталинграда» В. Некрасова.

Очень часто прототипами главных героев служили люди, которые отдавали все свои силы на восстановление государства послевоенной разрухи.

Такие писатели и поэты были подданы репрессиям и преследованиям, так в журнале «Звезда» в 1946 году «литературными подонками» были названы А. Ахматова и М. Зощенко.

Наиболее сильное влияние западные идеи оказали на советский театр. Все чаще режиссеры обвинялись в пропаганде буржуазных идей, которые способствуют разложению социалистического общества. В 1946 году согласно указу Сталина, в театрах запрещались постановки западных драматургов.

Количество пьес, посвященных торжеству коммунистической идеологии, значительно росло. Одними из наиболее ярких спектаклей послевоенного периода стали: «Молодая Гвардия» по мотивам одноименного романа Фадеева, «Свадьба с приданым» Н. Дьяконова, «За тех, кто в море» Б. Лавренева.

Кинематограф в этот период находился в глубоком кризисе. По приказу Сталина, все фильмы, которые выпускались в СССР, должны быть наполненными коммунистической пропагандой с некоторым искажением действительности. Итогом такой политики стали утопические картины о благополучии советского послевоенного общества - «Сказание о земли сибирской» и «Кубанские казаки», не имеющих в своем сюжете ничего общего с реальностью.

Образование в послевоенном государстве

Система образования во время войны была полностью дезорганизована. Главной задачей было постепенное возрождение начальных школ, так как дети, чей школьный возраст припал на разгар военных действий так и остались без образования.

В 1950 году в СССР функционировало более 250 тыс. средних школ. Достаточно популярными были вечерние школы, в которых взрослые работники фабрик и заводов смогли получать необходимое 7-летнее образование без отрыва от производства.

Теории общественного развития. Развитие теории функционирования рыночной экономики было связано с более глубоким осмыслением роли и возможностей государства в экономической сфере. Разработанная Д. Кейнсом теория регулирования рыночной экономики стала основой разработки концепции «государства благоденствия» 1960- 1970 -х гг. Вопрос пределов государственного вмешательства в экономику, опасности превращения государства в тоталитарную структуру, разрушающую демократию, был изучен американскими экономистами Й. Шумпетером и М. Фридманом. Их идеи были взяты на вооружение неоконсервативными политиками США и Великобритании в 1980 -е гг. , использовались рядом латиноамериканских диктатур при осуществлении модернизации экономики.

Основным направлением развития теорий общественного развития стали идеи фаз, или стадий, цивилизационного развития (Дж. Гэлбрейт, У. Ростоу, Д. Белл, О. Тоффлер и др.) - от примитивной к аграрной, индустриальной, информационной. Если формационная теория К. Маркса связывала прогресс человечества с изменением форм собственности на средства производства, то цивилизационный подход акцентировал внимание на смене форм производственной деятельности. Он придавал большее значение, чем марксизм, факторам историко-культурных, политических особенностей и традициям отдельных цивилизаций, положению личности в обществе.

Согласно теории стадий развития, человечество в целом прошло путь от собирательства, охоты к земледелию, скотоводству и кустарному производству. Следующие стадии были связаны с переходом к мануфактурному, промышленному, индустриальному производству и, наконец, к информационному обществу. На каждой из этих стадий менялись преобладающие формы и содержание трудовой деятельности. Возможность достижения каждой из локальных цивилизационных общностей очередной ступени развития связывалась с существованием духовных, а не только материальных предпосылок.

Выводы ученых начала века, разработавших теорию правящих элит (Г. Моска, В. Парето, Р. Михельс), в XX веке были пополнены большим фактическим материалом о социальном и политическом развитии почти двухсот государств. Это значительно раздвинуло горизонты знаний о закономерностях развития политических систем (Д. Истон, Т. Парсонс, Р. Арон, Г. Алмонд, К. Дойч), функционировании демократии (Р. Даль, М. Дюверже, Дж. Сартори и др.).

Благодаря эмиграции из Европы в годы фашизма многих видных мыслителей, не желавших смириться с ограничением свободы творчества, американская наука выдвинулась на передовые рубежи на многих направлениях. Идеи фрейдизма использовались теоретиками такого направления современной философской мысли как структурализм. Принцип структурного подхода предполагает, что любое изучаемое явление (общество, язык, сознание человека и т. д.) состоит из определенных элементов - единиц, находящихся во взаимосвязях, которые и становятся объектом изучения. Французский культуролог и философ К. Леви-Стросс, считающийся «отцом структурализма» , на основе сравнения различных культур и мифологических систем пришел к выводу, что проекция структур бессознательного на уровень сознания и определяет восприятие человеком социальной реальности, его поведение в обществе. Вопросам отношения человека и власти с использованием методов структурализма уделял особое внимание другой французский философ - М. Фуко (1926- 1984). По его мнению, человек и власть при стабильном порядке вещей - понятия неразрывные. Власть структурирует, дисциплинирует индивидов, которые, будучи порождением власти, без нее существовать не могут.

От «конца идеологии» к реидеологизации. Структурализм стал основой ставшей популярной в 1960- 1970 -е гг. в развитых странах концепции «конца идеологии» . Она предполагала, что точное и универсальное научное знание о макроэкономических, социальных процессах, технологиях административно-государственного управления, методиках разрешения кризисов сводит до минимума влияние духовных факторов общественной жизни. Негативное отношение к термину «идеология» в странах демократии было связано еще и с тем, что он ассоциировался с тоталитаризмом, развязавшим вторую мировую войну. Однако уже конец 1970 - начало 1980 -х гг. в развитых странах стали периодом реидеологизации. У власти во многих странах оказались лидеры (Р. Рейган в США, М. Тэтчер в Великобритании), апеллировавшие к традиционным духовным ценностям либеральной демократии.

Действительно, несмотря на рост значения объективного научного знания, вопрос о том, как люди воспринимают окружающую действительность, что они считают оправданным и справедливым, приобрел в XX веке особое значение. Мыслители постструктуралистского направления обращали внимание на то, что поведение многих политических лидеров, масс людей не находит объяснения с позиций прагматического, рационального подхода. Иррационализм, проявляющийся в обществе, поведении людей, пытались объяснить философы - постструктуралисты Ж. Деррида, Ж. Бодрияр и другие. Они отрицали способность людей постичь рациональные начала мироздания, если они вообще существуют, с помощью интеллекта. По их мнению, реальный, материальный мир и его отображение сознанием через понятия, символы, образы не тождественны.

Любые символы, включая написанные слова и тексты, несут на себе отпечаток той культуры, к которой принадлежит исследователь, автор, его социальной среды и жизненного опыта. На вопрос о том, можно ли найти символы, соответствующие описываемому явлению, правильно ли поймут автора люди с иным жизненным опытом, тем более принадлежащие к иной культуре, как правило следует дать отрицательный ответ. Современный мир, в отличие от природы, создан человеком, который наполнил его материализованными символами, они реальны и материальны, но в то же время они - продукт воображения. Идеология, особенно политическая идеология, в значительной мере основана на символике. В условиях демократии, получающей все большее распространение, поддержка избирателями политических партий в конкурентной борьбе на выборах не обеспечивается научными аргументами. Они, как правило, непонятны для рядового избирателя, для которого важен общий имидж политических партий, их лидеров, общее представление о ценностях и идеях, которые они отстаивают.

Модернизационные процессы, затрагивающие жизнь большинства народов мира, порождают массу проблем духовного порядка. Невозможность их решения ведет к серьезным общественнополитическим потрясениям. Даже научно обоснованные модели модернизации зачастую отторгаются, вступая в противоречие с традициями, политической культурой общества. СМИ и массовая культура. Совершенствование средств массовой информации создало исключительно мощный инструмент влияния на сознание, настроения людей, в том числе и в других государствах. Не случайно в 1920 -е гг. международное радиовещание стало важным инструментом политики, а к концу века, с созданием спутниковых систем телевещания, глобальных компьютерных сетей, сложились условия для интернационализации духовной жизни человечества. В этой связи, естественно, возникает вопрос о том, какие именно ценности, идеи, символы, представления приобретут наиболее универсальный характер. Можно утверждать, что сложился своеобразный мировой рынок идей, культурных ценностей, успех на котором обеспечивает как коммерческую выгоду, так и политическое влияние.

По мнению канадского философа и социолога Х. М. Мак. Люэна (1911- 1980), появление новых технических средств массовой информации знаменует собой этап в эволюции самого человека. Первоначально, считает Мак-Люэн, человек воспринимал мир непосредственно, органами чувств, и это обеспечивало единство человека и природы, цельность мышления. Распространение книг, печатного слова, воспринимающегося преимущественно визуально, содействовали абстрагированию мышления от реальности, распространению индивидуализма. Электронные средства коммуникации преодолевают односторонность визуального восприятия, обеспечивают образность мышления, расширяют горизонты до глобальных, позволяя воспринимать мир как целостность. С этой точки зрения, важно не содержание информации, а характер ее передачи.

В то же время феномен массовой культуры рассматривается многими философами, социологами, культурологами как тревожащее явление. Она расценивается как источник интеллектуальной деградации, поскольку предлагает упрощенное видение и восприятие мира. Все многообразие человеческого поведения, эмоций выражается через набор ограниченного количества стандартных реакций, символов, одинаковых для всех. Сознание, привыкшее к упрощенному миропониманию, становится чуждым творческому, нестандартному мышлению, оказывается неспособным критически воспринимать и осмыслять окружающую человека реальность. По мнению Э. Фромма, массовая культура препятствует раскрытию и реализации глубинных потребностей личности. Стереотипные модели поведения формируют пассивность, конформизм, то есть готовность принимать мир таким, как он есть. Тем не менее, как бы ни относились к массовой культуре, она стала реальностью, неотъемлемым элементом жизни, влияющим на повседневное бытие миллионов людей.


Особенности духовной жизни человечества во второй половине XX веке.

Массовая культура и ее особенности, ее влияние на общество и молодежь. Развитие постмодернизма в изобразительном , театральном искусстве. Компьютерная графика, видеоклипы, реклама как форма искусства. Культура молодежного бунта. Расцвет культур стран тропической Африки, исламского мира, Южной Америки.

Духовная жизнь в советском и российском обществах.

Советское искусство периода «оттепели». Духовная жизнь в СССР 1960-1980-х гг. Преследования инакомыслящих писателей. Развитие течения «деревенской прозы». Перестройка и новый этап в развитии литературы и искусства. Духовная жизнь демократической России и ее особенности.


    1. классы (профильный уровень)
Всеобщая история

История как наука

Возникновение и развитие исторической науки. История в системе гуманитарных наук. Предмет исторической науки. Исторический источник. Основные концепции современной исторической науки. Единство и многообразие исторического процесса. Историческое время.

Основы философии и методологии истории. Циклическое и линейное восприятие исторического времени. «Рост», «развитие» и «прогресс» в истории человечества. Принципы периодизации исторического процесса.

Человечество на заре своей истории

Причины ослабления колониальных империй после Второй мировой войны. Формы освобождения от колониализма.

КНР после завершения гражданских войн. «Большой скачок» и «культурная революция».

Япония после Второй мировой войны: по пути реформ. Поиски новой модели развития на рубеже 20-21вв.

Особенности послевоенного развития Индии, ее превращение в один из мировых «центров силы».

Модернизационная политика в Латинской Америке и ее итоги. Истоки слабости диктаторских режимов.

Мировая цивилизация: новые проблемы на рубеже тысячелетий

Глобальные угрозы человечеству и поиски путей их преодоления.

Поиски решения проблем беднейших стран. Международные организации и их роль в современном мире .

Политика «глобального лидерства» США и ее последствия. Роль РФ в современном мире.

Духовная жизнь и развитие мировой культуры

Культурная жизнь в первой половине 20 в. Опыт осмысления исторических процессов. Духовная жизнь после Второй мировой войны. СМИ и массовая культура.

История России

История России - часть всемирной истории

Особенности становления и развития российской цивилизации. Опыт политического, экономического и культурного взаимодействия России с народами Европы и Азии. Роль и место России в мировом развитии: история и современность. Проблемы периодизации российской истории.

Источники по истории Отечества. Историография, научно-популярная и учебная литература по курсу. Основные этапы развития исторической мысли в России. В.Н. Татищев, Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский. Советская историческая наука. Современное состояние российской исторической науки.

Народы и древнейшие государства на территории России

Освоение человеком восточных и северных регионов Евразии. Великое оледенение. Природно-климатические факторы и особенности освоения территории Восточной Европы, Севера Евразии, Сибири, Алтайского края и Дальнего Востока. Стоянки каменного века. Переход от присваивающего хозяйства к производящему. Скотоводы и земледельцы. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество.

Начальные этапы формирования этносов. Языковые семьи. Индоевропейцы. «Великое переселение народов». Дискуссии о прародине славян. Города-государства Северного Причерноморья. Скифы и сарматы.

Восточнославянские племенные союзы и их соседи: балтийские, угро-финские, тюркские племена. Тюркский каганат. Волжская Булгария. Хазарский каганат. Борьба восточных славян с кочевыми народами Степи , аварами и хазарами. Занятия, общественный строй и верования восточных славян. Усиление роли племенных вождей, имущественное расслоение. Переход от родовой к территориальной общине. Восточнославянские города.

Русь в IX - начале XII вв.

Возникновение государственности у восточных славян. «Повесть временных лет». Дискуссия о происхождении Древнерусского государства и слова «Русь». Начало династии Рюриковичей. Дань и подданство. Князья и дружина. Вечевые порядки. Киев и Новгород - два центра древнерусской государственности. Развитие норм права. «Русская Правда». Категории населения. Этнический состав древнерусского общества. Закрепление «лествичного» (очередного) порядка наследования власти. Княжеские усобицы.

Дискуссии историков об уровне социально-экономического развития Древней Руси. Международные связи Древней Руси. Торговый путь «из варяг в греки». Военные походы русских князей.

Принятие христианства на Руси. Роль церкви в истории Древней Руси. Христианская культура и языческие традиции. Влияние на Русь Византии и народов Степи. Культура Древней Руси как один из факторов образования древнерусской народности. Происхождение славянской письменности. Древнерусские монастыри как центры культуры.

Русские земли и княжества в XII - середине XV вв.

Причины распада Древнерусского государства. Усиление экономической и политической самостоятельности русских земель. Политическая раздробленность на Западе и Востоке Европы: общее и особенное. Крупнейшие земли и княжества Руси в XII - начале XIII вв. Монархии и республики. Княжеская власть и боярство. Православная Церковь и идея единства Русской земли. «Слово о полку Игореве». Русь и Степь. Расцвет культуры домонгольской Руси. Региональные особенности культурного развития.

Образование Монгольского государства. Первые завоевания монголов. Нашествие на Русь. Образование Золотой Орды и ее социально-политический строй. Система управления завоеванными землями. Русь и Орда. Принятие Ордой ислама. Влияние монгольского завоевания и Орды на культуру Руси. Дискуссии о последствиях монгольского завоевания для русских земель.

Экспансия с Запада и ее место в истории народов Руси и Прибалтики. Борьба с крестоносной агрессией. Образование Великого княжества Литовского. Русские земли в составе Великого княжества Литовского. Влияние внешнеполитического фактора на выбор путей развития Руси.

Начало возрождения Руси. Внутренние миграции населения. Колонизация Северо-Восточной Руси. Восстановление экономики русских земель. Формы землевладения и категории населения. Роль городов в объединит Борьба за политическую гегемонию в Северо-Восточной Руси. Дискуссии о путях и центрах объединения русских земель. Политические, социальные, экономические и территориально-географические причины превращения Москвы в центр объединения русских земель. Политика московских князей. Взаимосвязь процессов объединения русских земель и борьбы против ордынского владычества. Зарождение национального самосознания на Руси.

Великое княжество Московское в системе международных отношений. Разгром Тимуром Золотой Орды и поход на Русь. Начало распада Золотой Орды. Образование Казанского, Крымского, Астраханского ханств. Принятие католичества как государственной религии Великим княжеством Литовским. Вхождение западных и южных русских земель в состав Великого княжества Литовского. Падение Византии и установление автокефалии Русской Православной Церкви.

Культурное развитие русских земель и княжеств в конце XIII - середине XV вв. Влияние внешних факторов на развитие русской культуры. Формирование русского, украинского и белорусского народов. Москва как центр развития культуры великорусской народности. Возрождение традиций храмового строительства. Расцвет древнерусской иконописи. Создание русского иконостаса. Древнерусская литература: летописи, жития, сказания и «хождения».

Российское государство во второй половине XV - конце XVI вв. Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Особенности процесса складывания централизованных государств в России и в странах Запада. Свержение золотоордынского ига. Формирование новой системы управления страной и развитие правовых норм. Роль церкви в государственном строительстве . Борьба «иосифлян» и «нестяжателей». «Москва-третий Рим». Ереси на Руси.

Установление царской власти и ее сакрализация в общественном сознании. Складывание идеологии самодержавия. Реформы середины XVI в. Создание органов сословно-представительной монархии. Дискуссия о характере опричнины и ее роли в истории России. Учреждение патриаршества.

Многонациональный характер русского централизованного государства. Изменения в социальной структуре общества и формах феодального землевладения во второй половине XV - конце XVI вв. Развитие поместной системы. Города, ремесла, торговля в условиях централизованного государства. Установление крепостного права. Роль свободного крестьянства и казачества во внутренней колонизации страны. Расширение территории России в XVI в.: завоевания и колонизационные процессы. Ливонская война. Рост международного авторитета Российского государства.

Культура народов Российского государства во второй половине Х\/-Х\/1 вв. Особенности культурного развития в условиях укрепления централизованного государства и утверждения самодержавия. «Ренессансные» тенденции в русском искусстве . Новые формы зодчества. Расцвет русской фресковой живописи. Развитие «книжного дела» на Руси. «Великие Четьи-Минеи» митрополита Макария. Начало книгопечатания и его влияние на общество. «Домострой»: патриархальные традиции в быте и нравах. Крестьянский и городской быт.

Россия в XVII в.

Дискуссия о причинах и характере Смуты. Пресечение правящей династии. Феномен самозванства. Боярские группировки. Обострение социально-экономических противоречий. Социальные движения в России в начале XVII в. Борьба против агрессии Речи Посполитой и Швеции. Национальный подъем в России. Восстановление независимости страны.

Ликвидация последствий Смуты. Земской собор 1613 г. и восстановление самодержавия. Начало династии Романовых. Смоленская война. Россия и Тридцатилетняя война в Европе. Расширенно территории Российского государства. Вхождение Левобережной Украины в состав России. Освоение Сибири. Войны России с Османской империей, Крымским ханством и Речью Посполитой во второй половине XVII в.

Юридическое оформление системы крепостного права. Новые явления в экономике : начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Развитие новых торговых центров. Укрепление купеческого сословия. Преобразования в военном деле.

Церковный раскол в России и его значение. Старообрядчество. Особенности церковного раскола в России в сравнении с процессами Реформации и Контрреформации в Европе. Дискуссия о характере социальных движений в России во второй половине XVII в. Восстание С. Разина.

Особенности русской традиционной (средневековой) культуры. Формирование национального самосознания. Усиление светских элементов в русской культуре XVII в. Расширение культурных связей со странами Западной Европы. Обновление принципов градостроительства. Светские мотивы в культовых постройках . Немецкая слобода в Москве. Русская монументальная живопись XVII в. Расцвет ювелирного и декоративно- прикладного искусства. Распространение грамотности. Зарождение публицистики. Славяно-греко-латинская академия.

Дискуссия о предпосылках преобразования общественного строя и характере процесса модернизации в России.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие и назначение антигитлеровской коалиции, история и основные предпосылки ее разработки и юридического оформления в годы Второй мировой войны, страны-участницы и направления их деятельности. Тегеранская конференция и рассматриваемые на ней вопросы.

    презентация , добавлен 12.05.2012

    Итоги второй мировой войны для Англии. Парламентские выборы 1945 г. Правительство лейбористов: осуществление мер по национализации. Экономическая политика правительства в 1945-1949 гг. Внешняя политика в 1945-1949 гг. Рабочее движение.

    курсовая работа , добавлен 05.04.2004

    Военно-экономическая обстановка СССР в 1942 г. Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. Операция "Кольцо"; значение победы на Сталинградском фронте. Битва на Курской дуге. Антифашистская коалиция; второй фронт; итоги Тегеранской конференции.

    курсовая работа , добавлен 08.12.2014

    Главные военные операции начала второй мировой войны в 1939 – декабре 1941 годов. Группировка вооруженных сил Польши согласно плану "Запад". Основные сражения второй мировой войны в 1942–1943 годах. Характеристика войны на Балканах и в Африке.

    реферат , добавлен 25.04.2010

    Влияние Второй мировой войны на дальнейшее развитие СССР в послевоенные годы. Развитие внутренней и внешней политики советского государства в условиях огромных демографических и экономических потерь. Отношения СССР и стран союзников после войны.

    контрольная работа , добавлен 07.04.2010

    Развитие внешнеполитического процесса в первой половине ХХ века как формирование предпосылок его развития после Второй мировой войны. Итоги второй мировой войны и изменение статуса Великобритании на мировой арене. Формирование Британского Содружества.

    курсовая работа , добавлен 23.11.2008

    Последствия Второй Мировой войны и её влияние на социально-политическую жизнь Великобритании 1945-1955 годов. Метрополия без империи: политическое развитие страны после войны за Фолклендские острова. Антиимперские настроения в британском обществе.

    дипломная работа , добавлен 07.06.2017

  • Духовная жизнь после Второй мировой войны

  • Родионова И.В.

  • Во второй половине XX века стали использовать компьютерные технологии, позволяющие моделировать социальные и экономические процессы.

  • Это обеспечивало их прогресс.


  • Джон Кейнс- ученый –экономист, сторонник активного вмешательства государства в экономику страны.


Йозеф Шумпетер

  • Йозеф Шумпетер


  • Экономисты Джон Гэлбрейт и Уолт Ростоу, социолог Элвин Тоффлер сформулировали концепцию фаз или стадий прогресса цивилизации. В ее основе лежала смена форм производственной деятельности.


  • Их предметом стало исследование широкого спектра проблем- от изучения интересов социальных слоев, тактики проведения избирательных кампаний до подходов к урегулированию конфликтов.


Американские политологи Дэвид Истон и Гэбриэл Алмонд , социолог Толкотт Парсонс

  • Американские политологи Дэвид Истон и Гэбриэл Алмонд , социолог Толкотт Парсонс раздвинули горизонты знаний о закономерностях развития политических систем.


  • Немецкий психолог и социолог в своих работах уделял внимание личности и мотивам ее поведения. Создал собственную социальную философию. Большое внимание в его трудах занимает проблема отчуждения человека в современном обществе и поиск путей ее преодоления.


  • Структурный подход предполагает, что любое изучаемое явление (язык, искусство, сознание человека, мифология, мода, реклама) состоит из ряда элементов, находящихся в определенной взаимосвязи. Они и становятся объектом изучения.


  • Новые направления в искусстве во второй половине XX- начале XXI в.


абстракционизм.

  • В послевоенное десятилетие большую популярность приобрел абстракционизм.

  • Считали, что только они способны выразить внутренний мир человека.


Джексон Поллок

  • Джексон Поллок -самый известный абстрактный экспрессионист.




  • Возникновение этого художественного течения связано с развитием производства товаров массового потребления и развлечений. Художники поп-арта считали, что любая вещь достойна стать произведением искусства.


Ричард Гамильтон.

  • Первую композицию в стиле поп-арта создал в 1956 году английский художник Ричард Гамильтон.



граффити

  • К поп-арту относят такой вид художественного творчества, как граффити - уличные надписи. Рисунки на заборах, стенах гаража.


  • Новое течение в живописи и скульптуре, появилось в середине 1960-х гг. в США. Его характерной чертой является точечное, фотографическое отображение действительности: детально выписанные предметы, изображение городской среды, портрет «человека с улицы.»


Роберт Коттингем

  • Роберт Коттингем


  • Это гибрид живописи, скульптуры и театра.

  • Первые театральные постановки в стиле хеппенинга состоялись в 1958-1959 гг. в США для развлечения артистической богемы. Для хеппенинга характерно отсутствие четкого сюжета, импровизация актеров, втягивающих в представление зрителей, использование диапозитивов и кинокадров, световых и звуковых эффектов, современной музыки.


  • Хеппенинг на корабле во время фестиваля авангарда, 1968, США.


Сонористика

  • Сонористика



Инвайронмент

  • Инвайронмент -вид искусства, промежуточное положение между скульптурой и архитектурой малых форм, направлено на изменение окружающей среды.

  • Современные художники вынесли свои произведения за пределы галерей и музеев. Они создают их на природе или преобразуют городской ландшафт.




  • Видео-арт (англ. video art) – различные опыты с видеотехникой, компьютерным и телевизионным изображением, доказывающие условность и иллюзорность технического кода в передаче реальности. Основателем видео-арта считается кореец Нам Чжун Пак.



    В отличие от собственно телевидения, рассчитанного на трансляцию для массового зрителя, видео-арт применяет телеприемники, видеокамеры и мониторы, а также производит экспериментальные фильмы в духе концептуального искусства, которые демонстрируются в специальных выставочных пространствах. С помощью современной электроники показывает как бы "мозг в действии", - наглядный путь от художественной идеи к ее воплощению.



  • изображения, полученные с помощью компьютера, которые могут существовать в виде печатных документов, графических рисунков или мультипликации, но этот термин относится в основном к изображениям, демонстрируемым на экране монитора.



    Жанр современного TV-видео-искусство. Можно считать, что он был изобретен английским режиссером Ричардом Лестером в фильмах «Ночь трудного дня» (1964), «На помощь!» (1965), которые он снял с участием знаменитой группы «Битлз». Здесь присутствовали уже все элементы современного клипа: рок-музыка, предельно сконцентрированное действие, взвинченный темп, спецэффекты. Только появление видеотехники с ее компьютерными спецэффектами и удобством монтажа привело к повсеместному торжеству жанра.


  • Отвергает базовые ценности общества, предлагает альтернативное видение мира и свои модели поведения. Это форма протеста со стороны людей, не нашедших себе места в жизни. Их поведение возмущает окружающих. А в молодежной среде герои контркультуры приобретают популярность и становятся образцом для подражания.


  • Благодаря существованию глобальной сети информационного обмена, достижения национальных культур стали достоянием всего человечества








  • В октябре 2005 г. По решению ЮНЕСКО была принята конвенция о культурном многообразии, которая закрепила за всеми странами право развивать различные формы культурного самовыражения и оказывать государственную поддержку национальным культурным проектам.