Болезни Военный билет Призыв

Древняя Спарта. История и обычаи

На сегодняшнем занятии вы познакомитесь со вторым по значению полисом Греции - Спартой. Она находилась на юге полуострова Пелопоннес. После нашествия в Грецию дорийцев часть их вторглась в Лаконику и постепенно завоевала ее. Лаконика представляла собой плодородную, спускающуюся к побережью долину, которую прорезала река Эврот. Гаваней, удобных для мореплавания, не было. Со всех сторон долина была окружена труднопроходимыми горами, в которых имелись запасы железной руды.

Предыстория

Спарта - один из крупнейших полисов Древней Греции и один из самых необычных. Откуда взялись спартанцы? Считается, что их предки пришли в Грецию с севера Балканского полуострова, это было племя дорийцев. Дорийцы расселились на самом юге Греции, в области Лакония, и стали называться спартанцами.

Правда, есть легенда, согласно которой спартанцы были потомками Геракла.

События

Спартанцы были очень воинственными и постепенно подчиняли себе окружающие территории. Жители области Мессения отчаянно сопротивлялись, поэтому спартанцам пришлось дважды воевать с ними:

  • VIII в. до н.э. - первая война Спарты против Мессении. Присоединение Мессении.
  • VII в. до н.э. - восстание мессенцев под руководством Аристомена. Вторая война Спарты против Мессении: Мессения полностью завоёвана, после этого Спарта стала самым большим полисом в Греции.

Спартой управляли:

  • Два царя. Власть их передавалась по наследству. Главная задача царей - руководить войском во время войны.
  • Совет старейшин из 28 человек. Члены совета были старейшинами в прямом смысле слова: все они были старше 60 лет.
  • Народное собрание. В отличие от , в Спарте на народном собрании нельзя было обратиться с речью к народу, высказать своё мнение. Можно было только голосовать «за» или «против».

Все жители Спарты делились на три категории:

  • Спартиаты (спартанцы) - высшее сословие. Только спартиаты были полноправными гражданами.
  • Периэки - промежуточное сословие. Периэки были свободны, но не считались гражданами Спарты. Занимались в основном ремёслами.
  • Илоты - выходцы из покорённых Спартой территорий. Занимались сельским хозяйством, выполняли тяжёлые работы. Работали на спартанцев.

Очень необычен был образ жизни спартанцев (высшего сословия Спарты). Считается, что правила общественного устройства дал спартанцам Ликург.

  • Главное занятие спартанцев - военное дело.
  • Презирался ручной труд, торговля и ремёсла.
  • Спартанцы были имущественно равны. Не было богатых и бедных.
  • Жизнь была строго дисциплинированной, как в военное время.
  • Воспитание детей считалось государственным делом, а не семейным. Оставляли жить только крепких младенцев.
  • Мальчиков с детства приучали переносить лишения, быть бесстрашными, не бояться ссор и драк.
  • Большое внимание в воспитании уделялось физическому развитию, умению воевать.
  • Спартанцы обязаны были говорить кратко и точно, говорить лаконично.
  • Спартанцы были очень набожными.
  • Бежать с поля боя для спартанца было позором.
  • Спартанцам было запрещено выезжать за границу полиса.

Участники

Легендарный законодатель Спарты. Существовал ли Ликург на самом деле, неизвестно.

Аристомен - руководитель восстания в Мессении.

Рис. 1. Полуостров Пелопоннес ()

Дорийцы являлись гражданами Спартанского государства. Большую часть населения Лаконики и соседней Мессении (рис. 1) спартанцы поработили, их стали называть илотами.

Так уж повелось, что весной спартанцы приходили в деревни к илотам и убивали, кого им вздумается. Впрочем, они никогда не трогали женщин и стариков. Они выбирали молодых и сильных мужчин, тех, которые могли дать отпор. Для юных спартанцев это была игра. Как волчата, притаившись в стогах сена, они врывались в хижины и убивали застигнутых врасплох людей. И если юноша не убьёт ни одного илота, старики засмеют его: «Ты не спартанец, ты жалкий трус!»

Вся земля Лаконии и Мессении была разделена на равные участки. Спартанские семьи получили по земельному наделу без права его продать или подарить. На этих наделах жили и работали илоты. С каждого надела каждой спартанской семье поступало одинаковое количество выращенного илотами зерна, оливок, овощей и других продуктов.

Спартанцы окутали своё государство покровом тайны, не разрешая ни чужеземцам приезжать к ним, ни своим гражданам покидать рубежи общины. Даже купцы не привозили товаров в Спарту - спартанцы ничего не покупали и не продавали. Спарта походила на военный лагерь, это был хмурый и неприветливый город. Здесь не было ни шумного рынка, ни театра, ни каменных статуй, ни храмов. На улицах отряды марширующих воинов, так как основой войска была пехота, не знавшая, что такое усталость и отступление. Спартанцы гордились, что их город, единственный в Элладе, не имел стен, ибо стенами его были мужество юношей-воинов.

Укрепить Спартанское государство смог мудрец Ликург (рис. 2). Фигура Ликурга вызывает много вопросов. Прежде всего, о том, было ли это имя божества ли это или реального исторического персонажа. Согласно сохранившимся данным он дал Спарте законы и позаботился, чтобы они стали вечными. По легенде Ликург отправился в Дельфы, взяв со спартанцев клятву не менять законов до своего возвращения. В Дельфах он покончил с собой. Так спартанские законы остались неизменными.

Государственное устройство Спарты было очень простым и почти не менялось с VIII по III век до нашей эры. Во главе государства стояли два царя - полководца из разных родов - и Совет из 30 старейшин (геронтов), который решал все важные вопросы. Важнейшие из них обсуждались общим собранием воинов-спартанцев (рис. 3).

Рис. 3. Управление в Спарте

Особым в Спарте было и воспитание детей. В Спарте существовал обычай. Если у спартанца рождался сын, родители несли его показать старейшинам. В случае, если младенец слабенький, как сказали бы тщедушный, приговор старейшин был суров: такой ребёнок не должен жить, его сбрасывали со скалы, а родителей утешали тем, что они ещё родят здоровых и крепких детей.

Мальчиков с 7 лет отбирали у родителей и воспитывали в военных отрядах. Спали они на подстилках из колючего тростника, ходили босиком. Раз в год им выдавался плащ, который одевали на голое тело. Волосы стригли наголо. Взрослые следили за тем, чтобы дети чаще ссорились, дрались, чтобы в драках закалялся характер и появлялось мужество. Их обучали стойко переносить лишения и голод, кормили плохо, поощряя воровство на чужих огородах и в кладовых. Узнав о проделках сыновей, отец радовался: «Молодцы, они сумеют прокормить себя во время военного похода, их не испугают трудности!» Если же мальчиков поймают, выпорют.

Юных спартанцев учили говорить кратко, давать меткие и точные ответы. (Такая речь называется лаконичной - по названию области Лаконика).

Афиняне называли спартанцев неучами, потому что грамоту мальчики учили мало. Зато напряжённо занимались бегом, гимнастикой, метанием диска и копья, показывая смелость и ловкость. Мальчики часами разучивали под звуки флейты военные песни, с которыми спартанцы шли в бой. Юные спартанцы прославляли павших за Спарту, воспевали храбрость и смелость.

Список литературы

  1. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История Древнего мира. 5 класс - М.: Просвещение, 2006.
  2. Немировский А.И. Книга для чтения по истории древнего мира. - М.: Просвещение, 1991.
  1. Clan-rw.ru ()
  2. Travel-in-time.org ()

Домашнее задание

  1. Чем отличались условия жизни Жителей Спарты и Афин в VII-VI вв. до н. э?.
  2. Что вам понравилось, а что нет в воспитании мальчиков-спартанцев? Почему?
  3. Какой должна была быть речь спартанцев?

§ 1 Древняя Спарта

Наравне с Афинским полисом на юге Греции существовало еще одно могущественное государство - Спарта. Этой страной правило два царя, а основным занятием населения было ведение войн. Спарту считали идеалом государства многие великие ученые древности.

Спарта расположена в Южной Греции, на полуострове Пелопоннес, соединенным с остальной Грецией узким перешейком. Эта территория испещрена горными хребтами, трудно проходимыми для путников. На побережье почти по всей его протяженности нет удобных гаваней, что препятствовало развитию морского дела. Лишь на восточном побережье, в области называемой Арголида, где находились древние города - Микены и Тиринф, существовала возможность заниматься морской торговлей.

Историческим центром спартанского государства являлась плодородная Лаконская долина, расположенная на юге Пелопоннеса, в долине реки Эврот. Лакония имела очень выгодное географическое положение: с севера, запада и востока ее оберегали высокие горные хребты, а на юге располагался Лаконский залив, не приспособленный для стоянки кораблей. Таким образом, жители этой области могли не опасаться неожиданных нападений.

§ 2 Население Спарты

Государство в Спарте стало активно развиваться после захвата Пелопоннеса греческими племенами дорийцев, пришедшими с севера, и покорения ими местного, ахейского, населения. В результате этого завоевания в Лаконии сложилась особая социальная структура. Существовало три основных сословия:

1.Спартиаты или спартанцы - лично свободные, обладающие всеми правами, граждане;

2.Периэки - лично свободные, но не участвующие в принятии политических решений граждане;

3.Илоты - коренные жители Лаконии и Мессении, покоренные дорийцами. Принадлежавшее государству население, не обладавшее никакими правами.

Вся плодородная земля Лаконии (а так же присоединенной чуть позже Мессении) принадлежала спартиатам, а ее обработкой занимались илоты. Илоты владели средствами, необходимыми для обработки земли, и имели свое хозяйство. Поскольку илоты составляли большую часть населения Лаконии и Мессении, то спартиаты, чтобы держать их в постоянном страхе, периодически проводили карательные экспедиции - криптии. Вот как древнегреческий писатель Плутарх, описывает криптии: время от времени спартанские власти отправляли бродить по государству молодых людей, снабженных короткими мечами и небольшим количеством еды. Днем эти люди отдыхали, скрываясь в неприметных убежищах, а ночью отправлялись в путь, убивая всех илотов встреченных ими по дороге.

Отношение к периэкам со стороны спартиатов было не в пример лучше. В отличие от илотов периэкам разрешалось свободно передвигаться как по территории Лаконии, так и отправляться в другие области Греции. Основными занятиями периэков были ремесло и торговля. Кроме того, они принимали участие в военных походах спартанцев.

§ 3 Государственное управление

Политический строй Спарты имел значительные отличия от Афинского. Во главе государства стояли два, одновременно правящих, царя. Основной их функцией являлось руководство армией, как в мирное, так и в военное время. Власть царей передавалась по наследству от отца к сыну, при этом преимущественным правом обладал тот сын, который родился после восшествия отца на престол.

Все текущие вопросы управления государством, решал совет старейшин (герусия), в который входили 28 мужчин в возрасте от 60-ти лет и два царя. Все решения, принятые герусией обсуждались на собираемом ежемесячно народном собрании, состоявшем из мужчин-спартиатов в возрасте от 30 лет. Кроме того, на народном собрании избирали совет из пяти эфоров - должностных лиц, занятых судопроизводством и контролем за деятельностью других должностных лиц (в том числе царей).

Политическая система Древней Спарты была установлена легендарным законодателем Ликургом, жившим в начале IX века до н.э. Законы Ликурга считались священными - их заучивали наизусть и выполняли беспрекословно.

§ 4 Спартанцы

Спарта изначально формировалась как военный лагерь. Там не было крепостных стен, как утверждал Ликург: «Лишь тот город не лишен укреплений, который окружен мужами, а не кирпичами», поэтому всех спартиатов с самого рождения воспитывали как воинов. Только что родившегося ребенка приносили в герусию. Там его осматривали старейшины и если признавали его достойным, то отдавали отцу, если же ребенок страдал какой-то болезнью, был слаб, то его сбрасывали с горного обрыва в пропасть.

До семи лет дети воспитывались в семье, затем воспитание брало на себя государство. Всех мальчиков распределяли по отрядам, где они вместе жили, ели, играли и занимались спортом. Во главе отрядов находились наиболее храбрые и сообразительные мальчики, которые имели право наказывать провинившихся. Грамоту дети изучали лишь в той мере, без которой нельзя было обойтись. Их учили говорить кратко, давать четкие ответы (с тех пор такая речь называется лаконичной). Мальчиков учили стойко переносить трудности: их коротко стригли, не выдавали обуви, спать заставляли на подстилках из жёсткого тростника. Кормили их очень скудно, вынуждая красть еду. Считалось, что у спартанца должно быть два достоинства: умение сражаться и умение воровать. Попавшихся на краже детей избивали плетьми. Известен случай, когда мальчик украл лисенка и спрятал его под одеждой, чтобы не выдать себя. Лисенок разорвал когтями и зубами живот мальчика и тот умер, не проронив ни слова.

Спартанцы были мужественными людьми: на битву они надевали одежды из красной ткани, чтобы невидна была кровь. Они не боялись выходить на бой с превосходящим противником и всегда сражались до последнего вздоха.

§ 5 Итоги урока

1.Спарта являлась одним из могущественных государств Древней Греции и располагалась на юге Пелопоннеса;

2.Население Спарты делилось на три сословия: спартиатов, периэков и илотов;

3.Вся власть в Спарте принадлежала спартиатам, периэки занимались ремеслом и торговлей, а илоты земледелием;

4.В управлении страной участвовали: два царя, совет старейшин (герусия) и народное собрание;

5.Спарта - военный лагерь, где детей с самого рождения приучали к тяготам и лишениям.

Список использованной литературы:

  1. Печатнова Л.Г. История Спарты. Период архаики и классики – М., 2002.
  2. Печатнова Л.Г. Спарта. Миф и реальность – М., 2013.
  3. Плутарх. Изречения спартанцев
  4. Плутарх. Сравнительные жизнеописания

Использованные изображения:

Древняя Спарта – античное государство, город – полис, располагавшийся в южной части Балканского полуострова, в Пелопоннесе.

Название провинции Лаконика дало второе название Спартанскому государству в античный период истории – Лакедемон.

История возникновения

В мировой истории Спарта известна как пример военизированного государства, в котором деятельность каждого члена общества подчинена единой цели – вырастить сильного и здорового воина.

В античный период истории на юге Пелопоннеса располагались две плодородные долины – Мессения и Лаконика. Между собой они были разделены труднопроходимой горной грядой.

Изначально государство-город Спарта возникло в долине Лаконика и представляло собой весьма незначительную территорию – 30 Х 10 км. Выходу к морю препятствовала болотистая местность и ничто не сулило этому крошечному государству мировой славы.

Все изменилось после насильственного завоевания и присоединения долины Мессения и во время правления древнегреческого философа и великого реформатора Ликурга.

Его реформы были направлены на образование государства с определенной доктриной – создать идеальное государство и искоренить такие инстинкты как алчность, корыстолюбие, жажду личного обогащение. Им были сформулированы основные законы, которые касались не только управления государством, но и строго регламентировали частную жизнь каждого члена общества.


Постепенно Спарта превращается в военизированное государство основной целью которой было собственная национальная безопасность. Основная задача – производить солдат. После завоевания Мессения Спарта отвоевала некоторые земли у Аргоса и Аркадии, своих соседей в северной части Пелопоннеса и перешла к политике дипломатии подкрепленной военным превосходством.

Такая стратегия позволила Спарте стать во главе Пелопоннесского союза и играть важнейшую политическую роль среди греческих государств.

Государственное устройство Спарты

Спартанское государство состояло из трех социальных классов – спартанцы или спартиаты, периэки, населяющие завоеванные города и рабы спартанцев илоты. Сложное, но логически стройное устройство политического управления Спартанского государство представляло собой рабовладельческий строй с остатками родоплеменных отношений, сохранившимися с первобытнообщинных времен.

Во главе стояло два правителя – наследственные цари. Первоначально они были полностью самостоятельны и не подчинялись кому-либо еще и не перед кем не отчитывались. Позднее их роль в управлении государством была ограничена советом старейшин – герусией, состоявшей из 28 пожизненно избранных членов старше 60 лет.

Древнее государство Спарта фото

Далее – народное собрание, в котором принимали участие все спартанцы, достигшие 30 лет и располагающие необходимыми для гражданина средствами. Несколько позднее появился еще один орган государственного управления – эфорат. Он состоял из пяти чиновников, выбранных общим собранием. Их полномочия были практически безграничны, хотя и не имели четко определенных границ. Даже правящие цари должны были согласовывать с эфорами свои действия.

Устройство общества

Господствующим классом в Древней Спарте являлись спартиаты. Каждый имел свой собственный земельный надел и определенное количество рабов илотов. Пользуясь материальными благами, спартиат не мог продать, подарить или завещать землю или рабов. Это являлось собственностью государства. Только спартиаты могли входить в органы управления и голосовать.

Следующий социальный класс – периэки. Это были жители захваченных территорий. Им разрешалось торговать, заниматься ремеслами. Они имели привилегию поступать на военную службу. Самый низший класс илоты, находящиеся на положении рабов были государственной собственностью и происходили из порабощенных жителей Мессении.

воины Спарты фото

Государство предоставляло илотов в аренду спартиатам для обработки их земельных наделов. В период наивысшего расцвета Древней Спарты количество илотов превышало господствующий класс в 15 раз.

Спартанское воспитание

Воспитание граждан считалось в Спарте государственной задачей. С рождения до 6 лет ребенок находился в семье, а после его передавали на попечение государства. С 7 до 20 лет юноши проходили очень серьезную физическую подготовку. Простота и умеренность в обстановке полной лишений с детства приучала к строгой и суровой жизни воина.

Прошедшие все испытания 20-летние юноши заканчивали обучение и становились воинами. По достижению 30 лет они становились полноправными членами общества.

Экономика

Спарте принадлежали две наиболее плодородные региона – Лакония и Мессения. Здесь преобладало пашенное земледелие, оливки, виноградники, садовые культуры. Это являлось преимуществом Лакедемонии перед греческими полисами. Самый основной продукт питания хлеб выращивался, а не привозился.

Среди зерновых культур преобладал ячмень, продукт переработки которого использовался как основной в пищевом рационе жителей Спарты. Богатые лакедемоняне использовали муку из пшеницы в качестве дополнения к основному рациону в общественных трапезах. Среди основного населения более распространена была дикая пшеница – полба.

Воинам требовалось полноценное питание, поэтому скотоводство было развито в Спарте на высоком уровне. Для пищи выращивались козы и свиньи, а в качестве тягловых животных использовали быков, мулов, ослов. Лошадей предпочитали для формирования конных военных отрядов.

Спарта это государство воин. Ему требуется, прежде всего, не украшения, а вооружение. Роскошные излишества заменялись практичностью. Например, вместо расписной, нарядной керамики, основная задача которой восхищать, достигает совершенства ремесло по изготовлению сосудов которые можно использовать в длительных походах. Используя богатые железные рудники, в Спарте изготавливалась самая прочная "лаконская сталь”.

Обязательным элементом военного вооружения спартанца был медный щит Истории известно множество примеров, когда политиканство, властные амбиции разрушали самую прочную экономику и уничтожали государственность, не смотря на всю ее военную мощь. Древнее античное государство Спарта наглядный тому пример.

  • В Древней Спарте заботились о здоровом и жизнеспособном потомстве весьма жестоко. Новорожденных детей осматривали старейшины и больных или слабых сбрасывали в пропасть с Тайгетской скалы. Здоровых возвращали в семью.
  • Девочки в Спарте занимались атлетикой наравне с юношами. Они также бегали, прыгали, метали копье и диск, чтобы вырасти сильными, выносливыми и произвести здоровое потомство. Регулярные занятия физическими упражнениями делали спартанских девушек очень привлекательными. Они выделялись своей красотой и статностью среди остальных эллинок.
  • Древнему спартанскому воспитанию мы обязаны такому понятию как "лаконичность”. Это выражение связано с тем, что в Спарте юношей приучали скромному поведению, и речь их должна была быть короткой и сильной, то есть "лаконичной”. Этим и выделялись жители Лаконии среди любящих ораторствовать жителей Афин.

>>Древняя история

Древняя история Спарта

Лакония составляла юго-восточную часть Пелопоннеса и получила название от фанеры тамошних жителей выражаться лаконически.

Летом в Лаконии было жарко, зимою холодно. Эта необычайная для других стран система климата, по свидетельству историков, способствовала развитию жестокости и энергии в характере жителей.

Главный город Лаконии без всякой причины назывался Спартой.

В Спарте был ров, наполненный водою, чтобы жители могли упражняться в сбрасывании друг друга в воду. Сам город не был огражден степами: мужество граждан должно было служить ему защитой. Это, конечно, стойко местным отцам города дешевле самого плохого частоколишки.

После этого, - опасаясь слишком горячей благодарности со стороны экспансивного народа, - он поспешил сам себя уморить голодом.

Зачем предоставлять другим то, что можешь сделать сам! - были его последние слова .

Спартанцы, увидя, что с него взятки гладки, стали воздавать его памяти божеские почести.

Население Спарты делилось на три сословия: спартиатов, периаков и илотов.

Спартиаты были местные аристократы, занимались гимнастикой, ходили голые и вообще задавали тон.

Периэкам гимнастика была, запрещена. Вместо того они платили подати.

Хуже всех приходилось плотам, или, по выражению местных остряков, «недоэкам». Они обрабатывали поля, ходили воевать и часто восставали на своих господ. Последние, чтобы склонить их на свою сторону, придумали так называемую криптию, то есть, попросту, в известный час убивали всех встречных плотов. Это средство быстро заставило плотов одуматься и зажить в полном довольстве.

Спартанские цари пользовались большим уважением, но небольшим кредитом. Народ верил им только на месяц, затем заставлял снова присягать законам республики.

Так как в Спарте царствовало всегда два царя и были притом еще и республика, то все это вместе называлось республикой аристократической.

По законам этой республики спартанцам был предписан самый скромный, по их понятиям, образ жизни. Например, мужчины не имели права обедать дома; они собирались веселой компанией в так называемых ресторанах - обычай, соблюдаемый многими людьми аристократической складки и в наше время как пережиток седой старины.

Любимое кушанье их составляла черная похлебка, приготовлявшаяся из свиного отвара, крови, уксуса и соли. Похлебку эту как историческое воспоминание славного прошлого и доселе еще приготовляют у нас в греческих кухмистерских, где она известна под названием «брандахлыста».

В одежде спартанцы были также очень скромны и просты. Только перед битвою наряжались они в более сложный туалет, состоявший из венка на голове и флейты в правой руке. В обычное же время отказывали себе в этом.

Воспитание детей

Воспитание детей было очень суровое. Чаще всего их сразу убивали. Это делало их мужественными и стойкими.

Образование они получали самое основательное: их учили не кричать во время порки. В двадцать лет спартиат сдавал экзамен по этому предмету нa аттестат зрелости. В тридцать он делался супругом, в шестьдесят освобождался от этой обязанности.

Девушки спартанские занимались гимнастикой и были столь прославлены своей скромностью и добродетелью, что везде богатые люди старались заполучить спартанскую девушку в кормилицы для своих детей.

Скромность и уважение к старшим было первым долгом молодых людей.

Самым неприличным у спартанского молодого человека считались его руки. Если он был в плаще, он прятал руки под плащ. Если он был голым, то засовывал их куда ни попало: под скамейку, под куст, под собеседника или, наконец, садился на них сам (900 г. до P. X.).

Они с детства приучались говорить лаконически, то есть коротко и сильно. На длинную витиеватую ругань врага спартанец отвечал только: «От дурака слышу».

Женщина в Спарте пользовалась уважением, и ей разрешалось изредка тоже поговорить лаконически, чем она пользовалась, воспитывая детей и заказывая обед кухарке-илотке. Так, одна спартанка, отдавая щит сыну, сказала лаконически: «С ним или на нем». А другая, отдавая кухарке петуха для жарения, сказала лаконически: «Пережаришь - вздую».

Как высокий пример мужественности спартанской женщины приводится следующая история.

Однажды женщина по имени Лэна, знавшая о противозаконном заговоре, чтобы не выдать случайно имени заговорщиков, откусила себе язык и, выплюнув его, сказала лаконически:

Милостивые государи и милостивые государыни! Я, нижеподписавшаяся спартанская женщина, имею честь сказать вам, что если вы думаете, что мы, спартанские женщины, способны на низкие поступки, как то:

а) доносы,
б) сплетню,
е) выдачу своих сообщников и
г) клевету,

то вы сильно ошибаетесь и ничего подобного от меня не дождетесь. И пусть странник передаст Спарте, что я выплюнула здесь свой язык, верная законам о гимнастике своего отечества.

Ошеломленные враги вставили в Лэну еще одно «э», и она стала Лээна, что значит «львица».

Учимся воспринимать юмористическое произведение...

1. Как создается юмор Тэффи ? Проследите за построением предложений: «Летом в Лаконии было жарко, зимою холодно», «Главный город Лаконии без всякой причины назывался Спартой».

Какие особенности построения фразы помогают сатирическому изображению исторических событий?

2. Прочитайте тексты , подчеркнув интонацией юмористическое и сатирическое направление рассказов.

Познакомьтесь с еще одним отрывком из этой книги, подготовленным О. Дымовым (настоящее имя - Осип Исидорович Перельман) - прозаиком, драматургом, журналистом. До отъезда в США в 1913 г. он выпустил сборники рассказов: «Солнцеворот», «Весенняя печаль» и др. Его любимым писателем был А. Чехов , свой псевдоним он взял из чеховского рассказа «Попрыгунья».

Литература, 8 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./авт.-сост. В. Я. Коровина, 8-е изд. - М.: Просвещение, 2009. - 399 с. + 399 с.: ил.

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки