Болезни Военный билет Призыв

Дрейк открытия. Фрэнсис Дрейк - корсар её величества Елизаветы Английской. Трудности, с которыми пришлось столкнуться команде

Знаменитый английский пират Френсис Дрейк стал участвовать в пиратских похождениях в возрасте 26 лет, в 1567 году. Еще в юные годы он был одним из членов экспедиции Хокинса. Дрейк 24 мая 1572 года отправился из Плимута в очередное плавание. Он решил осуществить его на своем собственном корабле "Сэван". Младшему брату Френсиса, Джону, было поручено управление другим кораблем, "Паша". Дрейк во время этого похода и других плаваний совершал пиратские набеги в Карибском море у острова Пинос (сегодня это остров Хувентуд) и у берегов Кубы.

Френсис возвратился после многочисленных "подвигов" в Англию 3 ноября 1580 г. Королева Елизавета встретила его с большими почестями. Она даже подарила пирату шпагу, на которой была надпись о том, что если Дрейка ударят, это значит, что всему королевству нанесен удар. Елизавета пожаловала Френсису титул сэра. Он стал адмиралом британского флота и членом парламента. Странно, не правда ли? Однако все это Френсис Дрейк получил заслуженно. Осенью 1580 г. он вернулся не просто из пиратского похода. Френсис совершил кругосветное путешествие. Прочитав эту статью, вы узнаете, что открыл Френсис Дрейк и каковы результаты его экспедиции. Мы также подробно остановимся на том, как проходило это знаменитое путешествие.

Интересно, что никто не поручал ему осуществить кругосветное плавание, да и сам пират не планировал его. В те времена многие географические открытия были сделаны случайно, в результате возникновения непредвиденных обстоятельств.

Подготовка к плаванию

Френсис Дрейк осенью 1577 года завершил подготовку пиратского похода. Он задумал отправиться на Тихоокеанское (западное) побережье Южной Америки. Подготовку удалось осуществить не без помощи влиятельных покровителей, среди которых была сама королева Елизавета. Замысел похода был прост: испанцы не ждут нападения на западном побережье Южной Америки ни с моря, ни с суши. Следовательно, можно практически безнаказанно ограбить прибрежные поселения и корабли.

Выход в море, остановка в Сан-Хулиане

Корабли Френсиса Дрейка (всего их было 4) в конце 1577 г. вышли из Плимута. Уже в апреле следующего года пираты добрались до устья р. Ла-Плати. Совершив кратковременную остановку, они отправились на юг. Пираты проследовали вдоль берегов Патагонии. Так называется часть современной Аргентины, простирающаяся от Магелланова пролива до русла р. Рио-Негро. В бухте Сан-Хулиан, расположенной на юге Патагонии, флотилия Френсиса решила сделать остановку. Кстати, известно, что именно в этой бухте зимовал Магеллан в июне - октябре 1520 г.

Трудности, с которыми пришлось столкнуться команде

После этой остановки флотилия отправилась дальше, правда, уже в составе трех кораблей. Дело в том, что одно судно стало неисправным и было сожжено по приказу Дрейка. Вскоре путешественники добрались до Магелланова пролива. Его извилистый и сложный фарватер с трудом удалось преодолеть за 20 дней. Моряки страдали от холода. Был июль, а это в Южном полушарии наиболее холодный месяц. Наконец команда вышла в Тихий океан и продолжила движение на север, к тропикам. Неожиданно пиратов настиг сильнейший шторм. Один корабль из трех пропал без вести. Скорее всего, он разбился и потонул где-то в океане. Еще одно судно вновь вошло в Магелланов пролив. Пиратам, плывшим на этом корабле, удалось возвратиться в Англию. Осталось только одно судно. Это был флагманский корабль Френсиса Дрейка "Золотая Лань".

Как Дрейк совершил открытие

Судно после шторма оказалось далеко на юге. Френсис Дрейк заметил, что Огненная Земля здесь заканчивается. Южнее нее расположен безбрежный океан. Вот так, случайно, было совершено важное географическое открытие. Стало ясно, что Огненная Земля - остров. Ранее считалось, что это часть Неведомой земли. То, что открыл Френсис Дрейк, имело очень большое значение. Позже пролив между Антарктидой и Южной Америкой заслуженно стали именовать

Нападения на испанские корабли, богатая добыча

Океан, наконец, успокоился, а погода улучшилась. Заметив это, Френсис Дрейк решил продолжить начатую экспедицию. Пират направил на север свой единственный корабль. Почувствовав близость субтропиков, команда воспрянула духом. Матросы начали забывать тяготы путешествия, которые они пережили в районе Огненной Земли, после того как появились первые испанские корабли. В результате нападений на них трюмы "Золотой Лани" постепенно стали наполняться драгоценностями и золотом.

Дрейк без острой необходимости не лишал жизни тех, кого грабил. Из-за этого его пиратские операции проходили практически без потерь в его команде. Дрейк установил с чилийскими индейцами почти дружеские отношения. Доступность вина, пищи и женщин из местных племен, богатая добыча стали вознаграждением за невзгоды и опасности, пережитые до этого. Дрейк захватил испанский галеон, который перевозил драгоценности и золото из колоний Америки в испанскую казну. Далеко не каждый пират мог похвастаться такой удачей. Добытые богатства были столь велики, что их некуда уже было грузить. Необходимо было возвращаться на родину, но как?

Обратный путь

Конечно, Френсис не знал, да и знать не мог о планах испанцев. Однако, являясь опытным капитаном, он смог предвидеть то, что испанские корабли, намереваясь уничтожить его, отправятся через Магелланов пролив навстречу. Так и случилось. Необходимо было спасать людей, себя и награбленные драгоценности. И что сделал Френсис Дрейк? Он решил отправиться на север, двигаясь вдоль западного побережья Америки. Длина этого пути поражает. Дрейк прошел морем от Огненной Земли (конечно, останавливаясь несколько раз на берегу) вдоль побережья Перу и Чили, мимо земель Мексики и Центральной Америки, вдоль западного побережья современных США. В он достиг 48-го градуса с.ш., то есть добрался до границы США с нынешней Канадой. В общей сложности длина этого пути составляет как минимум 20 тыс. км, поскольку корабль двигался не строго по меридиану. Судно обогнуло берега обеих Америк.

Все дальше и дальше на запад отклонялся берег. Спасаясь от преследования, Френсис был готов, вероятно, добраться до Атлантического океана, обогнув Северную Америку. Однако осуществить это было невозможно, поскольку пирату было неизвестно, есть ли такой путь. Оставался один выход - повернуть на запад, оказавшись в просторах Тихого океана. Направившись на юго-запад, Дрейк добрался до спустя 3 месяца. Его корабль еще через 1,5-2 месяца уже двигался между островами Молуккского архипелага. Дрейк в этом районе вполне мог встретиться с португальскими или испанскими военными кораблями. Однако ему повезло избежать этих встреч.

Заключительный этап путешествия

Следующий этап плавания знаменитого пирата тоже можно назвать уникальным в своем роде. Судно Дрейка отправилось с через Индийский океан к мысу Доброй Надежды. Путешественники, обогнув этот мыс, двинулись на север. Они решили проплыть вдоль западного побережья Африки и Пиренейского полуострова. Через некоторое время пираты добрались к Бискайскому заливу. В Плимут они прибыли в начале ноября 1580 г. Таким образом, путешествие длительностью в 3 года оказалось кругосветным.

Заслуги Фрэнсиса Дрейка

Пират Френсис Дрейк - второй капитан после Ф. Магеллана, которому удалось совершить кругосветное путешествие. Однако он был намного более удачлив, нежели его предшественник. Ведь Магеллан не добрался до Португалии. Он погиб в стычке с аборигенами, произошедшей на Филиппинских островах. Спустя 1,5 года после его смерти единственный уцелевший корабль привели в Лиссабон члены команды, которым удалось выжить.

Достижения Френсиса Дрейка состояли не только в том, что он сумел в опасном и долгом плавании сохранить свою жизнь. Он привез назад большинство моряков корабля "Золотая Лань". Кроме того, галеон Френсиса Дрейка под личным командованием капитана был приведен в порт К тому же на корабле находился большой груз золота и различных драгоценностей.

Сразу же после этого плавания (1577-1580) Френсис Дрейк из простого пирата, каким он был несколько лет назад, превратился в уважаемого всеми адмирала Британского флота. Сама королева Англии оказывала ему всяческие почести. Открытия Френсиса Дрейка были оценены по достоинству.

После этого Френсис много раз выходил в море. Он сражался с испанскими кораблями. Френсис в 1588 г. участвовал в отражении атаки испанской Непобедимой армады. Битва закончилась победой англичан. Знаменитый пират умер в 1596 году, годом ранее отправившись в очередное путешествие. На Карибских островах он скончался от дизентерии.

Пролив Дрейка

И в наши дни широкий пролив, соединяющий Южные Шетландские о-ва и Огненную Землю, называется в честь этого пирата. Несведущий человек может подумать, что это какое-то недоразумение или исторический курьез. Но сейчас, когда нам известны все обстоятельства этого дела, можно с уверенностью сказать, что никакой ошибки нет. Все верно, ведь Дрейк многое сделал для своей родины. Но не только для нее. То, что сделал Френсис Дрейк для географии, не менее, а пожалуй, и более важно.

Фрэнсис Дрейк - мореплаватель, первооткрыватель и любимый корсар английской королевы. Его подвиги и путешествия заставляли многих стремиться в бескрайние просторы океана. Однако лишь единицам удалось достичь того уровня богатства и известности, которым обладал Фрэнсис Дрейк.

Биография

Будущий мореплаватель родился в Средней Англии, в семье зажиточного фермера. Дрейк Фрэнсис был старшим ребенком в многочисленной семье. Как старшему сыну ему прочили дело отца, но сердце юного Фрэнсиса принадлежало морю. Уже в 12 лет он становится юнгой на торговом корабле одного из своих многочисленных родственников. Прилежное и быстрое обучение морским наукам выделило его из сверстников. Хозяину так понравился юный Дрейк Фрэнсис, что, умирая, он оставил бывшему юнге корабль в наследство. Так в свои 18 лет Дрейк становится капитаном собственного корабля.

Первые плавания

Поначалу, как и все капитаны торговых судов, Дрейк Фрэнсис возил различные грузы коммерческого назначения в Британское королевство. В 1560 году дядя Дрейка, Джон Хокинс, обратил внимание на катастрофическую нехватку рабочих рук на плантациях Нового Света. Идея привлечь американских аборигенов к принудительному труду не увенчалась успехом - индейцы работать не желали, не боялись пыток и смерти, а их родственники имели неприятную привычку мстить белым людям за похищенных и замученных краснокожих.

Другое дело - рабы. Их можно было завозить с Черного континента, покупать за безделушки, продавать или обменивать. Для нас, живущих в 21 веке, эти слова звучат кощунственно. Но для англичанина 16 века это был всего лишь бизнес - такой же, как и любой другой.

Торговля живым товаром

Законы Нового Света позволяли торговать только теми рабами, которые поставлялись Торговым Домом Севильи. Но спрос на рабов значительно превышал возможности этой коммерческой организации, а колонисты терпели большие убытки. Владельцы плантаций чая, кофе, хлопка и табака готовы были платить хорошие деньги за дешевую рабочую силу.

Хокинс решил рискнуть. Он поделился своим замыслом с несколькими торговыми предприятиями, и те дали ему денег для начала работы. Уже первый рейс в Новый Свет с живым товаром с лихвой окупил вложенные в предприятие средства. Хотя считалось, что в действиях Хокинса нет ничего предосудительного, старый моряк прибегал к пушкам и ружьям, когда какой-либо губернатор не соглашался с методами его работы. Налоги с предприятия исправно вносились в казну Англии. Несколько рейсов из Африки в Новый Свет сделали Хокинса и его покровителей очень богатыми людьми.

Предприятие Хокинса-Дрейка

В третье плавание Хокинс взял своего племянника и как обычно направился к берегам Африки за живым товаром. К этому времени Дрэйк Френсис был опытным капитаном, плавал в и пересекал Атлантику вместе с бывалым контрабандистом Джоном Ловелом. Совместная экспедиция закончилась трагически - корабли корсаров застала буря, эскадра сбилась с курса, причем флагманский корабль пострадал больше остальных. Джон Хокинс решил стать на ремонт и направились в порт Сан-Хуан-де-Улуа, находящийся на территории Гондураса. Следом за ним отправился и Фрэнсис Дрейк. Что он открыл - так это крайне недружелюбный прием, который оказал этот городишка двум мореплавателям. Пушки порта недвусмысленно предупредили, что приближаться очень опасно, а переговоры с местными властями не увенчались успехом. В это время на горизонте показались паруса испанской береговой эскадры. Контрабандистам пришлось вступить в неравный бой. Корабль Фрэнсиса Дрейка «Лебедь» менее пострадал во время шторма, и корсару удалось скрыться от преследователей, бросив компаньона на произвол судьбы.

Добравшись до английских берегов, Дрейк всем рассказал, что его дядя погиб в неравном бою. Но уже через несколько недель корсара ждала неприятная встреча: как оказалось, Хокинсу удалось выжить, и он с несколькими спасшимися матросами смог вырваться из гондурасской ловушки. Неизвестно, о чем разговаривали дядя и племянник, но уже через несколько лет они организовали новую экспедицию и стали снова совершать рейды в Новый Свет.

Пират Фрэнсис Дрейк

После этого случая Дрейк поклялся отомстить испанской короне за неудачный гондурасский рейд. Он постоянно преследовал испанские суда, причинив короне немалый ущерб. О том, насколько испанцы были обеспокоены постоянными нападениями Дрейка, свидетельствует тот факт, что за голову английского пирата было назначено вознаграждение в 20 тыс. дукатов. Его первая экспедиция возмездия вышла из Портсмутских доков в 1572 году. На двух кораблях - «Лебедь» и «Паша» - направился в Новый Свет и сумел захватить колумбийский порт Номбре де Диос. Здесь ему удалось ограбить несколько испанских кораблей и захватить богатую добычу. Затем Дрейк пересек Панамский перешеек, чтобы увидеть Тихий океан.

Наверное, вид бескрайнего пространства побудил пирата создать определенные планы, которые он смог осуществить несколькими годами позже.

Война с Ирландией

В это время на родине бравого капитана вспыхнула война. Ирландия сделала очередную попытку обрести свою независимость. Дрейк соглашается поступить на службу графу Эссексу и принимает участие в морских сражениях против ирландцев. В его эскадре находились три правительственных фрегата, с помощью которых он нападал на прибрежные ирландские поселки и топил корабли противника. За службу в правительственном флоте Дрейк Фрэнсис был представлен королеве как лучших из капитанов.

Направление - Южная Америка

Неизвестно, на первой ли встрече дерзкий капитан изложил свои планы королеве Елизавете или это произошло во время одной из последующих встреч. Дрейк напирал на то, что гегемонию Испании в Новом Свете нужно разрушить, а побережье южноамериканского континента идеально подходит для этой цели. Он собирался разрушить испанские колонии, расположенные в этой части света и сложить к ногам Елизаветы огромную добычу. Английская королева нашла предложение Дрейка очень интересным и даже выделила ему пять правительственных кораблей.

Кругосветная экспедиция

В декабре 1577 года начал свою трехлетнюю экспедицию Фрэнсис Дрейк (1577 - 1580). Его корабли взяли курс на Южную Америку. После сражения возле Рио-де-ла-Плата он отправился дальше на юг и на двух кораблях обогнул Патагонию. После нескольких стычек с туземцами ему удалось достичь пролива Магеллана, который был открыт в 1520 году. Во время шторма он потерял из виду второе свое судно, которое, в конце концов, вернулось к английским берегам самостоятельно. А флагманский корабль «Золотая лань» продолжал свой путь вокруг света.

Другие берега

На тихоокеанских берегах Южной Америки Дрейк основательно разграбил богатые порты Перу и Чили, захватывая торговые суда и нагружаясь добычей. Самой большой его удачей был захват великолепного испанского судна «Нуэстра сеньора де Консепсьон» - лучшего корабля испанской эскадры. Захваченное Дрейком судно перевозило богатейший груз золотых и серебряных слитков, который оценивался в 150000 фунтов - баснословные по тем временам деньги. Понимая, что обозленные испанцы будут поджидать его на обычных маршрутах, Дрейк решил обогнуть Тихий океан и вернуться домой новой дорогой. Пополнив свои запасы в 1579 году, он двинулся на запад.

Во время плавания Дрейк наносил на карту острова и береговые линии, налаживал отношения с туземцами, тем самым закладывая основы для торговли Англии с азиатскими странами.

Встреча в Англии

Почти трехлетнее плавание подошло к концу. В сентябре 1580 года Дрейк прибыл в Плимут. Он привел в порт не только свое судно, но и захваченный испанский корабль, переименованный в «Какафуэго». Королева очень тепло приняла Дрейка, ведь его пиратские вылазки ощутимо пополняли ее казну. торжественно поднялась на борт «Золотой Лани» и произвела капитана Дрейка в рыцари. Так пират получил титул сэр Фрэнсис Дрейк, а также, по утверждениям современников, он снискал личную благосклонность королевы и был ее фаворитом.

Карьера корсара не окончилась после такого триумфа. 1585 год застал его в Карибском море, где он командовал флотом из 25 кораблей Ее Величества. Он захватывает богатый город Сан Доминго и привозит на английское побережье табак и картофель. Карьера капитана Дрейка завершилась в 1595 году после неудачной попытки захватить Лас-Пальмас. В том сражении погиб дядя Дрейка - Джон Хокинс, а сам капитан, заболев малярией, отправился домой. Но, к сожалению, болезнь прогрессировала, и знаменитый пират умер в Портобелло. Его смерть стала счастливым днем в Испании, где известие гибели Дрейка встречали колокольным звоном.

Трудно переоценить тот вклад, который внес в историю сэр Фрэнсис Дрейк. Что он открыл, можно найти на любой карте мира. Среди множества нанесенным им изображений береговых линий и мелких островов красуется большой пролив между Южной Америкой и Антарктидой. Этот пролив на всех картах мира носит имя Френсиса Дрейка - знаменитого пирата и корсара Ее Величества.

Фрэнсис Дрейк (Francis Drake ) — один из наиболее известных английских пиратов. Второй человек после Магеллана совершивший кругосветное плавание.

Ранние годы Фрэнсиса Дрейка

Родился Фрэнсис примерно в 1545 году в городе Тенвистон графства Девоншир. Семья была небогатая и многодетная, кроме Фрэнсиса у Эдмунда Дрейка родилось еще одиннадцать детей. Отец Фрэнсиса в прошлом был моряком.
Поскольку Фрэнсис был старшим ребенком он рано начал помогать отцу и примерно в 10 лет устроился юнгой на небольшой торговый корабль. Пытливый мальчишка ловко справлялся с работой и схватывал на лету основы судовождения, чем очень приглянулся старому капитану. Поскольку капитан был его родственником и не имел детей, он завещал свой корабль Фрэнсису.
В 16 лет Фрэнсис Дрейк стал собственником 50-тонного барка Юдифь . О первых года плавания Дрейка известно мало, мы знаем лишь о том, что он принимал участие в работорговле во время пиратской экспедиции Джона Лоувела .

Первые экспедиции и первые неудачи Дрейка

В конце 1567 года Фрэнсис Дрейк принял участие в экспедиции другого своего родственника Джона Хокинса , богатого арматора, планировавшего разграбить испанские крепости на побережье Мексики.
Но экспедиция была крайне неудачной. Очень долго англичане не могли захватить невольников или даже ограбить какое-нибудь португальское работорговое судно. Когда им удалось загрузить достаточное количество невольников, они долго не могли продать их испанским плантаторам. Английские корабли попали в сильную бурю, а когда, они зашли в гавань, для ремонта выход блокировала эскадра сопровождающая Серебряный флот. Из шести английских кораблей только кораблю Дрейка удалось уйти без потерь. Смотрите более подробный отчет об этой экспедиции в биографии Джона Хокинса .
Вернувшись в Англию, Дрейк женился на Мэри Ньюман , после чего ушел на нескольких кораблях в Карибское море, на разведку. Но все походы до экспедиции 1672 года носили разведывательный характер, поэтому никаких документов об этих похода Дрейка не сохранилось.
В мае 1672 года Фрэнсис Дрейк вновь отправляется через океан, за Cеребряным караваном . В эту экспедицию англичане вышли на двух небольших судах и уже по пути в Америку англичане ограбили несколько испанских кораблей. Достигнув Панамского перешейка, экспедиция совместно с пиратами Джеймса Ренса напала на город Номбре-де-Диос , но захватить город им не удалось, к тому же Дрейк был ранен в ногу. Несмотря на это Дрейк еще несколько месяцев крейсировал вдоль побережья, грабя испанские суда.
Наконец, англичане высадились на берег и попытались захватить караван с серебром. По глупой случайности, вместо каравана с серебром отряд Дрейка захватил караван с продовольствием. Взбешенный Дрейк ограбил колонию Вента-Крус . Выйдя в моря, англичане встретили французских пиратов под командованием Гийома Ле Тетю , с которыми повторно напали на серебряный караван, в этот раз удача улыбнулась пиратам. Добыча была столь велика, что пираты не смогли унести все за один раз, поэтому часть добычи были вынуждены спрятать на месте. Прочесывая лес, испанцы нашли Ле Тетю и застрелили. Пригрозив пытками одному из пиратов, испанцы нашли спрятанное серебро. Дрейку повезло больше, он благополучно добрался до своих судов. Захваченную добычу поделили между англичанами и французами, вскоре Дрейку повстречалось испанское судно с продовольствием. Теперь у Дрейка было продовольствие и крепкое судно, англичане двинулся домой.
Добыча, захваченная в экспедиции, была столь велика, что Дрейк после выплаты всех процентов смог приобрести поместье и три корабля. Но из похода не вернулось около 30 человек, среди них были два родных брата Фрэнсиса.

Кругосветное плавание

Фрэнсис Дрейк руководил подавлением ирландского восстания, за что был представлен королеве Елизавете I. Эту аудиенцию он использовал, чтобы изложить королеве свой проект нападения на испанские колонии в Тихом океане. Королева одобрила план, но поставила одно условие, скрыть имена людей, предоставивших финансы для данной экспедиции. Дрейк пошел на хитрость, никто из команды не знал об истинной цели экспедиции, пока они не достигли берегов Южной Америки.
В поход вышло три корабля. Когда пираты пересекли океан, они остановились в бухте Сан-Хулиан , в которой Магеллан расправился с бунтовщиками. Дрейку здесь же пришлось казнить своего друга, капитана Томаса Доути по подозрению в подготовке мятежа. После чего здесь же флагман экспедиции был переименован в Золотую Лань .
Выйдя из Магелланова пролива , корабли попали в жестокий шторм. Один из кораблей погиб, второй был отброшен назад к проливу, и пройдя через него в обратном направлении, корабль вернулся в Англию. Золотую Лань Дрейка отнесло далеко на юг, здесь капер сделал открытие, что Огненная Земля остров, а не часть Южного материка как думали раньше. Пролив между Огненной Землей и Антарктидой позднее был назван именем Дрейка.
Когда шторм стих, Дрейк двинулся вдоль побережья. Поскольку до этого времени ни один из европейских кораблей, кроме испанских никогда не бывал на тихоокеанском побережье, испанские крепости, расположенные на побережье, были беззащитны, а нападения Дрейка были столь внезапны и неожиданны, что почти всегда заканчивались удачей. Испанцы ожидали, что Дрейк будет возвращаться в Англию через Магелланов пролив и выставили эскадру, но Дрейк обманул врагов, пересек Тихий и Индийский океаны, обошел Африку и почти через три года вернулся в Англию.
Это была самая доходная экспедиция в истории. Дрейк привез из Америки золота и драгоценностей на сумму 500 тысяч фунтов, чтобы представить себе размеры данной суммы следует сказать, что затраты Англии в борьбе с Непобедимой армадой , обошлась в 160 тысяч фунтов, а годовой доход английской казны составлял 300 тысяч фунтов. Прибыль на каждый вложенный фунт составила 4700%.
Королева прибыла на борт корабля Дрейка и прямо на палубе произвела его в рыцари. Дрейк был избран мэром Плимута и преуспел и на этой должности. Жители этого портового города еще 300 лет с благодарностью вспоминали своего мэра, когда пользовались питьевой водой.

Победа над Непобедимой армадой

После возвращения Фрэнсис Дрейк совершил еще одну удачную экспедицию в Вест-Индию. Ему удалось ограбить столицу Эспаньолы Санто-Доминго и один из крупнейших испанских городов Картахену. В экспедиции принимал участие 21 корабль и более двух тысяч солдат.
Филипп II объявил Дрейка главным врагом Испании. Испания стала готовить огромный флот для высадки армии на английский берег.
Дрейку удалось подойти с небольшой эскадрой к испанскому порту, где находилось порядка 60 кораблей. Благодаря использованию брандеров, ему удалось поджечь порядка 30 кораблей. Сам Дрейк взял на абордаж испанский галеон водоизмещением 1200 тонн. Эта вылазка почти на целый год задержала выход готовящейся Непобедимой армады . В победе над армадой главным союзником англичан стал ветер, который разметал испанские корабли и не дал возможности высадить десант.
Попытка Дрейка захватить Лиссабон окончилась провалом. Казна понесла огромные убытки, что принесло Дрейку немилость королевы.

Последнее плавание

Ко времени последней экспедиции, испанцы сумели извлечь опыт из предыдущих набегов и смогли наладить защиту крепостей и основных приисков. Болезни сопровождали эту экспедицию, и косили солдат и матросов. Не избежал этой участи и сам Фрэнсис Дрейк . Он заболел дизентерией и 28 января 1596 умер. Его тело поместили в свинцовый гроб и сбросили в море.

Френсис Дрейк (Francis Drake) родился в 1540 году в местечке Тависток, графства Девоншир, в семье бедного деревенского священника Эдмунда Дрейка. В некоторых источниках утверждается, что в юности его отец был моряком. Дед Френсиса был фермером, владевший 180 акрами земли. Мать Френсиса была из рода Милвэй, но ее имя мне не удалось найти. Всего в семье Дрейков было двенадцать детей, Френсис был старшим.

Френсис рано покинул родительский дом (предположительно в 1550 году), поступив юнгой на небольшой торговый корабль, где он быстро овладел искусством судовождения. Трудолюбивый, настойчивый и расчетливый, он приглянулся старому капитану, у которого не было семьи и который полюбил Френсиса как родного сына и завещал свой корабль Френсису. В качестве торгового капитана Дрейк предпринял несколько длительных путешествий в Бискайский залив и Гвинею, где он выгодно занимался работорговлей, поставляя негров на Гаити.

В 1567 году Дрейк командовал кораблем в эскадре известного в те времена Джона Хоккинса, грабившего с благословения королевы Елизаветы I побережье Мексики. Англичанам не повезло. Когда после страшной бури они отстаивались в Сан-Хуане, на них напала испанская эскадра. Только один корабль из шести вырвался из западни и после трудного плавания добрался до родины. Это был корабль Дрейка...

В 1569 году он женился на девушке по имени Мэри Ньюман, о которой мне не удалось ничего узнать. Известно лишь, что брак оказался бездетным. Мэри умерла двенадцать лет спустя.


"Пеликан" - флагманский корабль Френсиса Дрейка


Вскоре после этого Дрейк совершил два разведочных плавания через океан, а в 1572 году организовал самостоятельную экспедицию и совершил очень удачный набег на Панамский перешеек.

Вскоре среди далеко не добродушных пиратов и работорговцев молодой Дрейк стал выделяться как самый жестокий и самый удачливый. По свидетельству современников "это был властный и раздражительный человек с бешеным характером", жадный, мстительный и крайне суеверный. В то же время многие историки утверждают, что не только ради золота и почестей предпринимал он рискованные плавания, что его привлекала сама возможность побывать там, где еще не был никто из англичан. Во всяком случае, географы и моряки эпохи Великих географических открытий обязаны именно этому человеку многими важными уточнениями карты мира.

После того как Дрейк отличился в подавлении ирландского восстания, он был представлен королеве Елизавете и изложил свой план набега и опустошения западных берегов Южной Америки. Вместе со званием контр-адмирала Дрейк получил пять кораблей с экипажем из ста шестидесяти отборных матросов. Королева поставила одно условие: чтобы оставались в тайне имена всех тех знатных джентльменов, которые, как и она, дали деньги на снаряжение экспедиции.

Дрейку удалось скрыть истинные цели экспедиции от испанских шпионов, распространив слух, что он направляется в Александрию. В результате этой дезинформации испанский посол в Лондоне дон Бернандино Мендоса не принял мер для преграждения пути пирату в Западное полушарие.

13 декабря 1577 года флотилия - флагманский корабль "Пеликан" (Pelican) водоизмещением 100 тонн, "Елизавета" (80 тонн), "Морское золото" (30 тонн), "Лебедь" (50 тонн) и галера "Христофор" - покинула Плимут.

Во времена королевы Елизаветы I официальных правил обмера судов не существовало, и поэтому размеры корабля Дрейка в разных источниках не совпадают. Путем сопоставления сведений Р. Хоккель приводит следующие данные: длина между штевнями - 20,2 метров, наибольшая ширина - 5,6 метров, глубина трюма - 3,03 метров, высота борта: на миделе - 4,8 метров, в кормовой части - 9,22 метров, в носовой части - 6,47 метров; осадка - 2,2 метров, высота грот-мачты 19,95 метров. Вооружение - 18 пушек, из них по семь пушек на каждом борту и по две на баке и корме. По форме корпуса "Пеликан" представлял переходной тип от каракки к галеону и был хорошо приспособлен для длительного морского плавания.

Каюта Дрейка была отделана и обставлена с большой роскошью. Посуда, которой он пользовался, была из чистого серебра. Во время еды его слух услаждали своей игрой музыканты, а за креслом Дрейка стоял паж. Королева послала ему в подарок благовония, сладости, вышитую морскую шапку и зеленый шелковый шарф с вышитыми золотом словами: "Пусть всегда хранит и направляет тебя Бог".


Штурм Дрейком Картахены (старинная гравюра)


Во второй половине января корабли достигли Могадара, портового города в Марокко. Взяв заложников, пираты обменяли их на караван всевозможных товаров. Затем последовал бросок через Атлантический океан. Разграбив по пути испанские гавани в устье Ла-Платы, флотилия 3 июня 1578 года стала на якорь в бухте Сан-Хулиан, в которой Магеллан расправился с бунтовщиками. Ракой-то рок довлел над этой гаванью, ибо и Дрейку также пришлось подавить вспыхнувший мятеж в результате чего был казнен капитан Даути. Кстати тогда же "Пеликан" был переименован в "Золотую Лань" (Golden Hind).


Реконструкция предполагаемого внешнего вида "Золотой Лани"


2 августа, бросив два пришедших в полную негодность судна, флотилия ("Золотая Лань", "Елизавета" и "Морское Золото") вступила в Магелланов пролив и прошла его за 20 дней. После выхода из пролива корабли попали в жестокий шторм, разметавший их в разные стороны. "Морское Золото" погиб, "Елизавета" был отброшен обратно к Магелланову проливу и, пройдя его, он вернулся в Англию, а "Золотую Лань", на котором был Дрейк, занесло далеко на юг. При этом Дрейк сделал невольное открытие, что Огненная Земля не выступ Южного материка, как считалось в то время, а архипелаг, за которым простирается открытое море. В честь первооткрывателя пролив между Огненной Землей и Антарктидой был назван именем Дрейка.

Как только утих шторм, Дрейк взял курс на север и 5 декабря ворвался в гавань Вальпараисо. Захватив стоявший в гавани корабль, груженный винами и слитками золота на сумму 37 тысяч дукатов, пираты высадились на берег и разграбили город, забрав груз золотого песка стоимостью в 25 тысяч песо.

Кроме того, на корабле они нашли секретные испанские карты, и теперь Дрейк продвигался вперед не вслепую. Надо сказать, что до пиратского набега Дрейка испанцы чувствовали себя на западном побережье Америки в полнейшей безопасности - ведь ни один английский корабль не проходил Магеллановым проливом, и поэтому испанские корабли в этом районе не имели охраны, да и города не были подготовлены к отпору пиратам. Идя вдоль берегов Америки, Дрейк захватил и разграбил многие испанские города и поселения, в том числе Кальяо, Санто, Трухильо, Манту. В панамских водах он настиг корабль "Карафуэго", на котором был взят груз баснословной ценности - золото и серебро в слитках и монеты на сумму 363 тысячи песо (около 1600 кг золота). В мексиканской гавани Акапулько Дрейк захватил галеон с грузом пряностей и китайского шелка.

Затем Дрейк, обманув все надежды своих врагов, не повернул обратно на юг, а пересек Тихий океан и вышел к Марианским островам. Отремонтировав корабль в районе Целебеса, он взял курс на мыс Доброй Надежды и 26 сентября 1580 года бросил якорь в Плимуте, совершив второе после Магеллана кругосветное плавание.

Это было самое доходное из всех путешествий, которые когда-либо совершались, - оно дало доход 4700% прибыли, около 500 тысяч фунтов стерлингов! Чтобы представить себе грандиозность этой суммы, достаточно привести для сравнения две цифры: боевые действия по разгрому испанской "Непобедимой армады" в 1588 году обошлись Англии "всего" в 160 тысяч фунтов, а годовой доход английской казны в то время составлял 300 тысяч фунтов. Королева Елизавета посетила корабль Дрейка и прямо на палубе произвела его в рыцари, что было большой наградой - в Англии насчитывалось всего 300 человек, имевших это звание!


Посвящение Френсиса Дрейка в рыцари


Испанский король Филипп II потребовал наказания пирата Дрейка, возмещения ущерба и извинений. Королевский совет Елизаветы ограничился туманным ответом, что испанский король не имеет морального права "воспрепятствовать посещению Индий англичанами, а посему последние могут совершать туда путешествия, подвергаясь риску, что их там схватят, но уж если они возвращаются без ущерба для себя, Его Величество не может просить Ее Величество их наказывать..."

В 1585 году Дрейк женился вторично. На этот раз это была девушка довольно богатого и знатного рода - Элизабет Сиденхэм. Чета переехала в недавно купленное Дрейком поместье Бакланд Абби (Buckland Abbey). Сегодня там находится большой момнумент в честь Дрейка. Но, как и в первом браке, детей у Дрейка не было.

В 1585-1586 годах сэр Френсис Дрейк снова командовал вооруженным английским флотом, направленным против испанских колоний Вест-Индии, и так же, как и в прошлый раз, возвратился с богатой добычей. Впервые Дрейк командовал таким большим соединением: у него в подчинении был 21 корабль с 2300 солдатами и матросами.

Именно благодаря энергичным действиям Дрейка был на год отсрочен выход в море "Непобедимой армады", что позволило Англии лучше подготовиться к военным действиям. Неплохо для одного человека! А дело было так: 19 апреля 1587 года Дрейк, командуя эскадрой из 13 небольших кораблей, вошел в гавань Кадиса, где готовились к отплытию корабли "Армады". Из 60 кораблей, стоявших на рейде, он уничтожил 30, а часть оставшихся захватил и увел с собой, в том числе и громадный галеон водоизмещением 1200 тонн.

В 1588 году сэр Френсис приложил свою тяжелую руку к полному разгрому "Непобедимой армады". К сожалению, это было зенитом его славы. Экспедиция к Лиссабону в 1589 году закончилась неудачей и стоила ему расположения и милости королевы. Взять город он не смог, а из 16 тысяч человек в живых осталось только 6 тысяч. Кроме того, королевская казна понесла убытки, а к таким вопросам королева относилась очень плохо. Похоже, что счастье покинуло Дрейка, и следующая экспедиция к берегам Америки за новыми сокровищами уже стоила ему жизни.


Сэр Френсис Дрейк


Все в этом последнем плавании складывалось неудачно: в местах высадки оказывалось, что испанцы были предупреждены и готовы к отпору, сокровищ не было, а англичане несли постоянные потери в людях не только в боях, но и от болезней. Адмирал также заболел тропической лихорадкой. Почувствовав приближение смерти, Дрейк поднялся с постели, с большим трудом оделся, попросил своего слугу помочь ему облачиться в доспехи, чтобы умереть как воину. На рассвете 28 января 1596 года его не стало. Через несколько часов эскадра подошла к Номбре-де-Диосу. Новый командующий Томас Баскервиль приказал поместить тело сэра Френсиса Дрейка в свинцовый гроб и с воинскими почестями опустить в море.

Поскольку у сэра Френсиса Дрейка не оказалось детей, чтобы наследовать его титул, он был передан племяннику, которого тоже звали Френсис. Тогда это казалось курьезом судьбы, но впоследствии стало причиной многих казусов и недоразумений.

Содержание статьи

ДРЕЙК, ФРЭНСИС (Drake, Francis) (ок. 1540–1596), английский мореплаватель, пират. Родился близ Тавистока в Девоншире между 1540 и 1545. Его отец, в прошлом фермер, стал проповедником в Чатеме, расположенном к югу от Лондона. Вероятно, Дрейк плавал вначале на каботажных судах, заходивших в Темзу. Семья Дрейка была связана родственными узами с богатым семейством Гаукинсов из Плимута. Поэтому после малоизвестного первого плавания через Атлантический океан Дрейк получил место капитана судна в эскадре Джона Гаукинса, которая занималась торговлей невольниками и доставляла их из Африки в испанские колонии в Вест-Индии. Путешествие 1566–1567 закончилось неудачно, поскольку испанцы совершили вероломное нападение на английские суда у крепости Сан-Хуан-де-Улуа в порту Веракрус на восточном побережье Мексики . Месть за это нападение стала одним из мотивов последующей пиратской деятельности казначея военно-морского флота Дж.Гаукинса и капитана Ф.Дрейка.

Кругосветное путешествие.

На протяжении нескольких лет Дрейк совершал пиратские рейды в Карибском море, которое Испания считала своей территорией, захватил Номбре-де-Дьос в центральной Панаме, грабил караваны, перевозившие на мулах грузы серебра из Перу в Панаму . Его деятельность привлекла внимание Елизаветы I и группы придворных, включая государственного казначея лорда Берли и министра внутренних дел Фрэнсиса Уолсингема. Были собраны средства для проведения экспедиции, которая продолжалась с 1577 по 1580. Первоначально планировался поход для поиска предполагаемого Южного материка, но он вылился – возможно, по указанию королевы (хотя Англия и Испания еще не находились в состоянии войны) – в самый успешный в истории пиратский набег, принесший доход в 47 фунтов стерлингов на каждый вложенный фунт.

Дрейк плыл в качестве капитана корабля «Пеликан» (впоследствии переименованного в «Золотую лань») водоизмещением в 100 т. Кроме того, были еще четыре меньших судна, которые, однако, так и не завершили путешествия. Подавив мятеж на судне у берегов Патагонии в Аргентине, когда был наказан один из его офицеров, Томас Даути, Дрейк вышел в Тихий океан через Магелланов пролив. Затем его флотилию отнесло на юг примерно до 57° ю.ш., и в результате Дрейк открыл между Огненной Землей и Антарктидой пролив, носящий ныне его имя (хотя, вероятно, сам он никогда не видел мыса Горн). На пути к северу он грабил суда и гавани у берегов Чили и Перу и, похоже, намеревался возвращаться через предполагаемый Северо-Западный проход. Где-то на широте Ванкувера (никаких судовых журналов не сохранилось) из-за плохой погоды Дрейк был вынужден повернуть на юг и стать на якорь несколько севернее современного Сан-Франциско. Место стоянки, названное им Нью-Альбионом, было установлено в 1936 благодаря находке медной пластинки с датой 17 июня 1579 примерно в 50 км к северо-западу от пролива Голден-Гейт (теперь бухта Дрейка). На пластинке выбита надпись, объявлявшая данную территорию владением королевы Елизаветы. Затем Дрейк пересек Тихий океан и достиг Молуккских о-вов, после чего вернулся в Англию.

Дрейк совершил плавание вокруг света, продемонстрировав мастерство судовождения. Королева пожаловала ему звание рыцаря как первому капитану, совершившему кругосветное плавание (притязания Магеллана оспаривались, поскольку он скончался во время плавания в 1521). Повествование о морских путешествиях Дрейка, составленное судовым священником Фрэнсисом Флетчером и опубликованное Хэклутом, до сих пор пользуется большой популярностью. Получив свою долю добычи, Дрейк приобрел аббатство Бакленд близ Плимута, где теперь размещается музей Фрэнсиса Дрейка.

Война с Испанией.

В 1585 Дрейк был назначен главнокомандующим английским флотом, направлявшимся в Вест-Индию, что означало начало открытой войны с Испанией. Его мастерство в тактике комбинированных морских и наземных операций позволило захватить последовательно Санто-Доминго (на о.Гаити), Картахену (на карибском побережье Колумбии) и Сент-Огастин (во Флориде). Перед возвращением на родину в 1586 он забрал с собой колонистов (по их просьбе) из долины р.Роанок (Виргиния). Таким образом прекратила существование первая в Америке колония, основанная Уолтером Роли, которая была не просто поселением, но и стратегической базой для пиратских набегов в Карибском море.

Между тем в Испании успешно завершалась подготовка Непобедимой армады для нападения на Англию, поэтому в 1587 Дрейк был направлен в Кадис на южном атлантическом побережье Испании. Дерзость в сочетании с превосходящей мощью позволили Дрейку уничтожить суда в этом порту. Все ожидали, что Дрейк будет командовать флотом в Плимуте для защиты Англии от нападения Испанской армады в 1588. Однако королева посчитала, что из-за низкого происхождения и независимого характера Дрейка нельзя назначить главнокомандующим. Хотя сам Дрейк лично участвовал в подготовке и снаряжении флота, он покорно уступил руководство лорду Хауарду из Эффингема и на протяжении всей компании оставался его главным советником по тактическом вопросам.

Благодаря искусному маневрированию английский флот прорвался в море и повернул Армаду вспять. Когда началась недельная погоня за Армадой в Ла-Манше, Дрейка назначили командующим флотом на «Реванше» (корабле водоизмещением 450 т с 50 пушками на борту), но он отклонил это предложение, захватил поврежденный испанский корабль «Розарио» и привел его в Дартмут. На следующий день Дрейк сыграл решающую роль при разгроме испанского флота у Гравлина (северо-восточнее Кале).

Экспедиция Дрейка против Испании и осада города Ла-Корунья на ее северо-западном побережье, предпринятая в 1588 для уничтожения остатков Армады, обернулась полным провалом, главным образом из-за просчетов в материально-техническом обеспечении кампании. Дрейк попал в опалу, хотя и продолжал активно участвовать в местных делах как мэр Плимута и депутат парламента от этого города. Кроме того, он основал в Чатеме приют для раненных моряков. В 1595 его вновь призвали в военно-морской флот, чтобы возглавить экспедицию в Вест-Индию вместе с Дж.Гаукинсом. Экспедиция закончилась неудачей, Гаукинс погиб у берегов Пуэрто-Рико, а сам Дрейк умер от лихорадки 28 января 1596 у берегов Портобело.