Болезни Военный билет Призыв

Достоевский неточка краткое содержание для читательского дневника. Достоевский «Неточка Незванова» – история создания

Незаконченный (в связи с арестом) роман, впоследствии переделанный в повесть. В журнальной редакции авторский подзаголовок: История одной женщины.
Роман создавался в период некоторого охлаждения критики и публики к таланту Достоевского после успеха «Бедных людей», причем Достоевский сам рассматривал «Неточку Незванову» как сильную вещь, которая непременно произведет фурор в читательских кругах: «Мне все кажется, что я завел процесс со всею нашею литературою, журналами и критиками и тремя частями романа моего <...> устанавливаю и за этот год мое первенство назло недоброжелателям моим»; «Я знаю, что это произведение серьезное. Говорю, наконец, это не я, а говорят все <...> я люблю мой роман». Уверенность в успехе произведения во время его написания — одна из устойчивых черт творческой манеры Достоевского. Тем болезненнее для него были «шероховатости» вхождения его текстов в литературное пространство. «Неточка Незванова» не имела особого успеха, хотя в обзоре критических выступлений по ее поводу Н.Н. Соломина приводит ряд сочувственных суждений (А.В. Дружинин, Н.А. Добролюбов, Ап. А. Григорьев). Однако именно «Неточке Незвановой» суждено было попасть в весьма ограниченный ряд произведений Достоевского для детского чтения (в своем библиографическом указателе А.Г. Достоевская приводит различные издания фрагментов «Неточка и Катя» и «Княжна Катя», выпускавшихся отдельно и в составе различных хрестоматий (см.: С. 299-303, а также № 295, 320, 386). В дальнейшем «Неточка Незванова» оказалась в числе охотно читаемых книг. По некоторым данным, в школьной среде «Неточка Незванова» по популярности занимала четвертое место после , и , опережая , и .
Место, занимаемое «Неточкой Незвановой» в наследии Достоевского, следует признать весьма важным: это первый, хотя и незавершенный замысел большого романа, а также лаборатория его позднейших сильных произведений.
По мысли Г.М. Фридлендера, композиционно роман состоит из нескольких новелл, из которых наиболее законченна первая — история Неточки и ее отчима.
Эта часть в журнальной редакции имела подзаголовок «Детство». Главный герой здесь — отчим Неточки Ефимов, а на первый план выдвинута тема «гибнущего таланта». Относительно этой темы существует ряд точек зрения: Достоевский показал драму таланта в несправедливом обществеве (В.Я. Кирпотин, Г.М. Фридлендер, Л. М. Розенблюм); Достоевский отразил в образе Ефимова собственные переживания о судьбе своего таланта и его возможном угасании (В.С. Нечаева, К.В. Мочульский, В. Террас). Вторая версия представляется более убедительной: очевидно, что Ефимов гибнет не по социальным причинам: у него есть покровители, ему «везет» в жизни на хороших людей, обеспечивающих ему кусок хлеба. Противоречия, раздирающие героя, показаны беспощадно: болезненное самолюбие, раздутая гордость, тщательное утаивание от себя самого правды о посредственности своего дарования, поиск «виноватых», тирания близких, грязное и низкое поведение с «благодетелями» и внутреннее переживание этого поведения. Степень автобиографизма этого образа не велика. Достоевский черпает из своей жизни именно саму модель, ситуацию, или, как отмечает К. Мочульский, «он анализирует самого себя не для спокойного познания, а для исцеления». Образ Егора Ефимова оказывается оригинальным вариантом решения темы художника в обществе: общество в данном случае выступает не как антагонист художника, не способный понять глубину и размах его таланта, а как необходимая для художника аудитория и в каком-то смысле оправдание его жизни, т.е. общество трансформируется в «публику». Такой подход соотносится и со взглядами Достоевского на свое собственное творчество, всегда злободневно адресованное современникам. Возникает тема истинного служения искусству; по словам В. Терраса, Ефимов «любит не искусство, а славу, тогда как истинно гениальный скрипач С-ц любит искусство больше всего на свете». С образом Ефимова связана и главная музыкальная тема произведения — самого «музыкального» во всем наследии Достоевского. Образ жены Ефимова, как подчеркивали исследователи, предваряет образ Катерины Ивановны в «Преступлении и наказании», а описание нищенской жизни семьи пьяницы — описание быта семьи Мармеладовых. Романтичный план первой части усиливается «демоническими» мотивами, связанными с образом безвестно погибшего итальянца-капельдинера, на которого Ефимов впоследствии «сваливает» вину за свои дикие выходки. Однако мотив введения «сделки с дьяволом» оказывается искусно снят: читателю ясно, что это одна из отговорок героя. В то же время образ итальянца — талантливого мастера — связан с образом импровизатора из «Египетских ночей» Пушкина и косвенно сближает Ефимова с Чарским. Размышления о «моцартовском» и «сальерианском» типах искусства отразятся в противопоставлении С-ца и Ефимова. По словам В. Терраса, «Неточка Незванова» — единственный роман в мировой литературе, где так безжалостно показана драма утраты таланта.
Вторая часть романа (в журнальной редакции подзаголовок «Новая жизнь») представляла собой повествование о жизни Неточки в доме князя Х-го после смерти ее матери и отчима. Первоначально редакция включала историю бедного сироты Лареньки, который по замыслу должен был оказаться равным по занимаемому им месту главной героине. По мнению В.Я. Кирпотина, далее Неточка должна была вступить с ним в конфликт и перевоспитать его — домашнего деспота. Это мнение кажется неосновательным: Ларя и Неточка скорее синонимичны, нежели контрастны, рассказ Лареньки о том, как он мучил свою мать, больно напоминает Неточке о ее собственном несправедливом отношении к матушке. По мнению В. Терраса, Ларенька — предшественник «подпольного» героя и Ипполита из романа «Идиот». В окончательной редакции Достоевский снял линию Лари, и главное содержание этой части связано с образом княжны Кати. Здесь подробно разворачивается характер главной героини, предвещающий более поздние творческие удачи Достоевского. Неточка продолжает тип Мечтателя, столь подробно разрабатываемый Достоевским в это время. В ее облике и характере старательно собраны все признаки этого типа — болезненность, слабость, угрюмость, нелюдимость (Нечаева). Взаимоотношения Кати и Неточки можно считать прообразом основной женской оппозиции последующих романов Достоевского. Здесь запечатлена «диалектика души», предваряющая искания Л.Н. Толстого. К.В. Мочульский полагает, что здесь Достоевский приближается к глубинам изображения человеческих чувств, показывая, как в любви «открывается темная бездна мучительства, ненависти, властолюбия и гордости». Катя и Неточка представляют страстный и кроткий характеры в их взаимном интересе и тяге друг к другу. Комментаторы Полного собрания сочинений Достоевского (в 30 т.) указывают на связь второй части с «Матильдой» Э. Сю (В. Террас замечает, что эти связи балансируют на грани плагиата). Однако в «Матильде» отсутствует гомосексуальный эротический элемент, который так важен в повествовании Достоевского. Подобное «сочетание» героинь более старшего возраста в других произведениях Достоевского будет вести к неизбежным надрывам и катастрофам.
Третья часть (журнальный подзаголовок «Тайна») ставит героиню в оппозицию с другим женским характером — Александрой Михайловной. Происходит знаменательная трансформация характера Неточки (которая в истории с Катей была «квази-женским» партнером, тогда как Катя вела себя по схеме «рыцарского кодекса»). Нельзя согласиться с мнением Мочульского об «удвоении одной и той же душевной тональности» — «кротости». Скорее, прав В.Я. Кирпотин, отмечающий, что Неточка не была «слабым сердцем». Рядом с «кроткой» Александрой Михайловной Неточка превращается в страстную и решительную девушку, умеющую защитить друга. Вместе с тем очевидна и «феминистическая» направленность произведения: не случайно А.В. Дружинин полагал, что здесь «отсутствует женщина» и на место Неточки можно подставить мальчика. «Маскулинность» Неточки преувеличена критиком, но тип девушки, которая с самого раннего возраста вынуждена сама принимать решения и идти по жизни, опираясь на свои силы, предполагает мужественность. Неточка оказывается носительницей «комплекса Электры» (юнгианский аналог «комплекса Эдипа»), о чем подробно рассуждает в первой части произведения: она испытывает к отцу страстную любовь, доводящую ее до отчаяния и ничем не объяснимую, и столь же страстно ненавидит и боится матушку, в то же время испытывая к ней исступленную жалость. Мочульский полагает, что в анализе характера Неточки и Лари Достоевский предвосхитил суть фрейдистского подхода: отыскать раннюю травму, которая потом определит характер. По мнению этого исследователя, больше ни в одном своем произведении Достоевский не подходил с таким «бесстрашием к анализу эротической стихии в детской душе». Линия Петра Александровича ведет один из сквозных психологических мотивов Достоевского: самоутверждение за счет унижения равного или лучшего. В «Преступлении и наказании» этот мотив развернется в теории и поведении Петра Петровича Лужина. В. Террас полагает, что третья часть романа наименее удачна, однако указывает, что именно здесь можно обнаружить устойчивые черты романной техники Достоевского.
Манера сказа в повести соотносима с подзаголовком журнального варианта: «История одной женщины». Повествование ведется от первого лица. Первоначально замысел Достоевского писать роман от «третьего лица», по мнению Н.Ф. Бельчикова, не отвечал специфике центрального образа. Поэтому от смены повествовательной манеры повесть выиграла. Однако известно, что Достоевский, долго работавший над исповедальным вариантом «Преступления и наказания», пришел к выводу о неорганичности этой формы замыслу и полностью переделал роман. Поэтому трудно по небольшому фрагменту с Овровым судить о «проигрышности» Er-Form для этого романа. Отказ Достоевского продолжить «Неточку Незванову» мог остановить и творческие раздумья над формой повести, и она была оставлена так, как была опубликована в журнале. Дальнейшие творческие искания Достоевского показывают, что он избегал «мемуарной» формы повествования, тяготея больше к позиции повествователя-хроникера. Героиня вспоминает прошлое — по рассказам близких людей и своим собственным впечатлениям — и повествует о настоящем. В повествовании наблюдается одна из основных особенностей стиля Достоевского: смешение планов, соединение нескольких повествовательных зон, размытость их границ, а также «литературность» мышления рассказчика, ощущающего себя профессиональным «автором» своей истории. Эти находки будут развиваться в более поздних романах. По выражению Р.Г. Назирова, рассказчица — «уменьшенная копия» автора. Достоевский строит образы «своих помощников в повествовании, не отрешаясь от собственных личностных качеств, а, наоборот, развивая и укрепляя их» (Гиголов М.Г. Типология рассказчиков раннего Достоевского // С. 11). В повествовательном потоке смешиваются два главных ракурса — время вспоминаемое (молодость, отмеченная печатью непрофессионализма, дилетантства, попытками самоопределения) и момент воспоминания (зрелость, преодолевшая период становления) (см.: Там же. С. 11-12). Тем не менее, по мнению В.А. Свительского, ссылающегося на наблюдения Н.С. Трубецкого, для Достоевского особенно ценен повествовательный ракурс рассказчика с «нарушенной шкалой ценностей» и «интенсивной духовной энергией», т.е. рассказчика активного, даже агрессивного (Форма повествования // Достоевский: Эстетика и поэтика . С. 234).
Классифицируя концепции романной формы в творчестве Достоевского, В.Н. Захаров относит «Неточку Незванову» к форме романа воспитания (Роман // Достоевский: Эстетика и поэтика. С. 212; см. также мнение В. Терраса: «Это единственный роман воспитания, который у Достоевского достиг стадии напечатания»). Н.Н. Соломина, рассуждая об этой форме <...>, отмечает явное влияние Руссо. В то же время можно установить и другие параллели, так, например, Э.М. Жилякова отмечает близость к идеям воспитания в сентиментальном плане: по ее мнению, карамзинские традиции («Рыцарь нашего времени») нашли свое яркое воплощение в «Неточке Незвановой» в связи с вопросами воспитания русского героя историей, культурой, природой (см.: ).

Загидуллина М.В. Неточка Незванова // Достоевский: Сочинения, письма, документы: Словарь-справочник. СПб.: Пушкинский дом, 2008. С. 129—132.

Прижизненные издания:

1849 — Отечественные записки. Учено-литературный журнал, издаваемый А. Краевским. СПб.: Тип. Ив. Глазунова и Комп, 1849. Год одиннадцатый. Т. LXII. Январь. Неточка Незванова. История одной женщины. Часть 1. Детство. (С. 1—59); Т. LXII. Февраль. Неточка Незванова. Часть вторая. Новая жизнь. (С. 307—356); Т. LXIV. Май. Неточка Незванова. Часть третья. Тайна. (С. 81—130)
1860 — М.: Изд. Н.А. Основского. Тип. Лазаревского института восточных языков, 1860. Т. I. (С. 153—349)
1866 — Новое дополненное издание. Издание и собственность Ф. Стелловского. СПб.: Тип. Ф. Стелловского, 1866. Т. III. (С. 165—232)
1866 — Ф.М. Достоевского. Новое, просмотренное издание. Издание и собственность Ф. Стелловского. СПб.: Тип. Ф. Стелловского, 1866. (227 с.)

Восьмилетняя Неточка живет в каморке на чердаке большого петербургского дома. Ее мать шитьем и стряпаньем зарабатывает на пропитание всей семье. Отчим, Егор Ефимов, человек странный. Он талантливый скрипач, но забросил музыку, потому что жена якобы загубила его дарование. Только её смерть его.

Грубый и бесцеремонный, он беззастенчиво живет за счет опороченной им женщины, которая, несмотря ни на что, продолжает его любить. Она уже давно и опасно больна.

В юности Ефимов был вольным кларнетистом у богатого и доброго помещика, из чьего оркестра ушел после внезапной смерти своего друга, итальянского скрипача. Тот был, но с чертами сверхъестественного. , - вспоминал о нем впоследствии Ефимов. Итальянец завещал ему свою скрипку и выучил на ней играть. С тех пор Ефимовым овладело гордое сознание своей гениальности, исключительности, вседозволенности. Не испытывая никакой благодарности к помогавшим ему людям (помещику и графу), он пропивал деньги, даваемые ему для поездки в Петербург, где бы он мог развить свой талант. Лишь через семь лет беспорядочных скитаний по провинции он наконец оказался в столице.

Здесь уже 30-летний скрипач сошелся с юным коллегой, русским немцем Б., с которым делил кров и пищу. В утратившем технические навыки друге Б. поражало, но удручали самоуверенность и. Б. упорно трудился и, несмотря на сравнительно скромное дарование, в конце концов достиг успеха и стал известным музыкантом. Талантливый же Ефимов, не обладая, постепенно спивался и вел себя все более непорядочно. Друзья расстались, но Б. навсегда сохранил симпатию и сострадание к товарищу юности. Вскоре Ефимов женился на матери двухлетней тогда Неточки, мечтательнице, поверившей в его талант и готовой пожертвовать всем ради мужа. Как-то Б. помог старому другу устроиться в театральный оркестр. Тот не отдавал ни копейки жалованья жене и, пьянствуя сам и поя приятелей. Вскоре он был уволен из-за скверного, высокомерного характера.

Не понимая истинных взаимоотношений матери и отчима, Неточка страстно привязывается к. Он так же строгой матерью, как она сама. Девочку вдохновляют мечты, навеянные речами Ефимова: после смерти матери они вместе с покинут убогий чердак и уйдут в новую, счастливую жизнь - в, богатый особняк, видный из их окна.

Когда на гастроли в Петербург приезжает знаменитый скрипач С-ц, для Ефимова делом жизни становится попасть на его концерт. Он должен доказать себе, что и С-ц - ничто перед его не признанным из-за людей, но великим гением. Где взять деньги на билет? Пользуясь слепой любовью к себе Неточки, отчим заставляет её обмануть больную мать, пославшую дочь за покупками с последними рублями. Отдав деньги, девочка должна сказать, что потеряла их. Разгадав план мужа, мать впадает в отчаяние. Вдруг от Б. приносят билет на концерт С-ца. Ефимов уходит. Потрясенная женщина в этот же вечер умирает. Ночью нищий музыкант возвращается, убитый сознанием своего ничтожества перед искусством С-ца, Неточка в волнении бросается к обезумевшему и увлекает его прочь из дому, навстречу своей детской мечте, хотя сердце её и болит по оставленной мертвой матери. На улице Ефимов убегает от, которая с криками пытается догнать безумца, но падает без чувств. Сам он вскоре попадает в больницу, где умирает.

Теперь Неточка живет в том самом, принадлежащем князю X-му, умному, доброму и сострадательному. Она долго болела после пережитого, но затем новое чувство овладело её сердцем. Это любовь к прелестной и гордой ровеснице Кате, дочери князя. Резвая Катя вначале невзлюбила грустную и болезненную, ревнуя к ней своего отца. Однако та внушила к себе уважение, с достоинством отразив насмешки княжны над её родителями. Способности Неточки к учению также уязвляют самолюбивую шалунью, чья холодность глубоко ранит девочку. Однажды Катя решает подшутить над злой и вздорной теткой князя: она впускает в её комнаты бульдога Фальстафа, внушающего старой княжне ужас. Неточка берет на себя Катину вину и отбывает наказание, запертая в темной комнате до четырех часов утра, потому что о ней забыли. Взволнованная несправедливостью Катя поднимает шум, и девочку освобождают. Теперь между ними - открытая взаимная любовь: они плачут и смеются, целуют друг друга, секретничают до утра. Оказывается, Катя тоже давно любит подругу, но хотела её ожиданием. Заметив неестественное возбуждение княжны, взрослые разлучают девочек. Вскоре Катя с родителями надолго уезжает в Москву.

Неточка переселяется в дом 22-летней Александры Михайловны, замужней сестры Кати. женщина рада заменить мать и много сил отдает её воспитанию. Счастье девочки омрачается лишь безотчетной антипатией к Петру Александровичу, мужу Александры Михайловны. Она чувствует в их неестественных отношениях какую-то тайну: муж всегда угрюм и, а жена робка, страстно-впечатлительна и как будто в чем-то виновата. Она худа и бледна, её здоровье постепенно ухудшается из-за постоянной душевной боли.

Неточке уже тринадцать. Она способна многое отгадать, но от действительности её отвлекает проснувшаяся страсть к чтению. Случайно девочка находит доступ в домашнюю библиотеку, где хранятся запретные для нее романы. Теперь она живет, далеко уносящими её от жизни. В течение трех лет она таится даже от старшей подруги. Между ними давно нет доверия, хотя взаимная любовь так же сильна. Когда Неточке исполняется шестнадцать, Александра Михайловна замечает у нее: с этих пор девушка учится пению в консерватории.

Как-то раз в библиотеке Неточка находит забытое в книге старое письмо. Некий С. О. пишет Александре Михайловне. Девушка узнает мучившую её восемь лет тайну: уже замужем Александра Михайловна полюбила, мелкого чиновника. После недолгого и вполне счастья начались, - общество отвернулось от. Муж, однако, защитил её, но велел С. О. срочно уехать. Малодушный возлюбленный навсегда простился с.

Потрясенная Неточка открывает смысл Александры Михайловны, её . Ведь Петр Александрович: прежде чем войти в кабинет жены, он обычно перед зеркалом свое лицо. Из напевающего и смеющегося человека превращается в понурого, сгорбленного, убитого горем. Увидевшая это Неточка язвительно хохочет в лицо.

Вскоре Петр Александрович, которого жена подозревает в скрытой за беспричинной придирчивостью любви к Неточке, выслеживает девушку в библиотеке и видит заветное письмо. Желая оправдаться сам, он обвиняет Неточку в безнравственной переписке с любовниками. Во время бурной сцены в кабинете Александры Михайловны муж грозит выгнать воспитанницу из дому. Неточка не опровергает клеветы, боясь подругу правдой. Та защищает девушку. Притворщик в злобе напоминает жене о прошлом, чем доводит её до обморока. Неточка обличает его моральное тиранство над женой ради того, что он! Перед тем как навсегда покинуть их дом, она должна еще поговорить с помощником Петра Александровича Овровым, который неожиданно её останавливает.

«Неточка Незванова»: краткое содержание повести Достоевского

Неточка Незванова — молодая женщина, которой хватило сил для плавания по бурному житейскому морю. Она вспоминает свое детство, свою чердачную комнату в бедном квартале, с которым связаны ее первые воспоминания о тяжелой жизни. Это своего рода автобиография.

Жизнь на чердаке уныла и беспросветна, время от времени ее разнообразят только шумные скандалы между отчаявшейся от нищеты матерью Неточки и ее отчимом — скрипачом, который нигде не работает. Уже в восьмилетием возрасте восприимчивая Неточка считает, что ее дом — это череда вечных и невыносимых страданий. Эта беспросветная жизнь, эта тяжелая и затхлая атмосфера загоняют ее в угол, и совершенно бессознательно девочка ищет спасение в мечтаниях.

Каждый вечер она мечтает о «богатом доме с красными занавесами», который виден из ее окна. В этом доме тепло, светло и шумно, там всегда весело и празднично. Неточка теряет грань между сном и явью, она мечтает о том, что когда-нибудь она поселится в этом доме с красными гардинами. Все больше и больше она живет своими грезами.

Неточка испытывает какую-то странную любовь по отношению к своему отчиму Егору Ефимову. Хотя тот и является причиной несчастной жизни Неточки и ее матери, ей становится жаль этого человека, ей нестерпимо хочется утешить его. В душе девочки просыпается потребность любить, но у нее нет друзей и подруг, и эта потребность реализуется в любви к отчиму. Ей приходит в голову такая фантазия, что мать является помехой ее счастью, и она даже начинает желать ее смерти. Когда матери не было дома, она совершенно серьезно уверяет отчима, что «когда умрет матушка, то мы уже не будем жить на чердаке, что он куда-то поведет меня, что мы оба будем богаты и счастливы». Ее душевное состояние внушает опасения.

Потом мать и отчим один за другим умирают, саму Неточку поражает тяжкий недуг, но добрый князь Х-ий и его семья спасают Неточку, она потихоньку выздоравливает и через какое-то время избавляется от своих болезненных фантазий.

«Неточка Незванова»: анализ произведения

Подробное описание болезни Неточки и ее выздоровления показывает, что, еще будучи молодым, Достоевский глубоко проник в самые глубины детского сердца. Пребывая на затхлом чердаке, впечатлительная девочка не по возрасту рано постигает трагедию человеческой жизни, и Достоевский смог вообразить, какими фантазиями пленялось сердце девочки.

В произведениях Федора Михайловича часто появляются несчастные дети. И хотя для их возраста веселая игра является самым естественным занятием, с малых лет их постигают несчастия. Их беззащитное тельце брошено в этот безжалостный мир, они испытывают совершенно недетские страдания, они безмолвно погибают под ударами судьбы. Уже в дебютном произведении «Бедные люди» встречается эпизод, когда сынишка бедняка Горшкова тихо умирает от слабости. В «Ёлке и свадьбе» появляется мальчик, которого заставляют думать, что лучше бы он умер.

В «Мальчике у Христа на ёлке» («Дневник писателя», январь 1876 г.), появляется шестилетний мальчик. Он, несмотря на зимнюю стужу, одет в самую скверную одежонку. Он выбирается из своей темной подвальной комнаты и идет по трескучему морозу. В этой комнате вроде бы спит его мать, но на самом деле она уже умерла. Мальчик видит, как за окнами богатой усадьбы играют его сверстники. Он подходит ближе и, не помня себя, входит в дом через ярко освещенный подъезд. Его немедленно выгоняют. Мальчик продолжает бродить по холодным улицам. Никто из взрослых не окликает его. На следующее утро во дворе какой-то усадьбы обнаружили его замерзшее тело.

Дети, которые, подобно Неточке, вынужденной в своей малости нести бремя несчастной судьбы из-за отчима и рано сталкиваться с трагедией человеческой жизни, появляются и в «Униженных и оскорбленных» (Нелли), и в «Вечном муже» (Лиза), и в «Братьях Карамазовых» (Илюша). Неточке повезло и она спаслась, но несчастные у Достоевского обычно так и умирают несчастными.

Федора Михайловича называют специалистом по несчастьям и страданиям. Их выразителем в крайней форме являются беспомощные дети — они страдают, не в силах сопротивляться или воззвать о помощи. В «Братьях Карамазовых» есть глава «Бунт», где Иван Карамазов настолько переживает из-за страданий невинных детей, что проклинает этот созданный всемогущим Богом мир. Протест Ивана против такого «абсурда» является выражением гуманистического мировоззрения Достоевского, что вызывало сочувственный отклик у многих его читателей.

Достоевский последовательно изображал страдания детей. Он вообще обладал обостренным восприятием по отношению к страданиям и не мог удовлетвориться изображением несчастий и страданий одних лишь взрослых. Ведь взрослые не могут страдать с такой детской непосредственностью. Дети же ужасно страдают даже от таких обид, которые впоследствии кажутся просто царапинами. Достоевского привлекала чистота детских страданий, он умел слышать вопли этих безропотных созданий.

При чтении «Неточки Незвановой» обращаешь внимание на еще одну сторону детской жизни. Это отношение ребенка к смерти родителей. То, что Неточка в детском возрасте бессознательно желала смерти своей матери, оставило в ее душе глубокую рану. В журнальном варианте «Неточки Незвановой» появляется мальчик Ларенька. Он думает, что является причиной внезапной смерти своих родителей, жестоко мучается от угрызений совести, хиреет. Таким образом, в начальном варианте «Неточки Незвановой» тема детской ответственности за смерть родителей появляется дважды.

Когда Достоевскому было семнадцать лет и он учился в Военно-инженерном училище, в своей деревне внезапно скончался его отец. Считается, что его убил крепостной человек. Достоевский отца не любил. Тот был человеком со сложным характером: постоянно жаловался своей жене Марии, что он неудачник, мучил ее подозрениями в том, что она беременна не от него.

Зигмунд Фрейд допускал, что Достоевский желал отцу смерти. Можно сказать, что младший сын Иван из «Братьев Карамазовых», который тайно желал смерти своему отцу Федору, — это автопортрет писателя. Догадка Фрейда, может быть, и верна. В любом случае, Достоевского с молодых лет волновала тема ответственности ребенка за смерть родителей.

В произведениях Федора Михайловича появляется один пугающий образ. Я называю его «хохочущим стариком». Есть он и в «Неточке Незвановой». Когда добрый князь Х-ий спас Неточку, и она находилась на излечении в его доме, однажды ночью она вспоминает о своем отчиме и чуть не сходит с ума. В этот момент ей является «хохочущий старик». Такие же горящие глаза «хохочущего старика» появляются и в «Хозяйке», и в «Униженных и оскорбленных», и в «Преступлении и наказании». Кажется, что этот старик владеет тайной того, кто смотрит на него, кажется, что он — его злейший враг. Все те, кто повстречался с этим взглядом, испытывают непреодолимый ужас — они словно цепенеют или же теряют сознание. Это нечто такое страшное, на что невозможно смотреть хоть сколько-то долго. Молодой писатель Иван Петрович из «Униженных и оскорбленных», который, несомненно, является двойником самого Достоевского, подвергается нападению «хохочущего старика». Писатель испытывает «мистический ужас», который напоминает ему ужас человека, который боится покойников.

Среди персонажей Достоевского множество таких, кто мучается от страха перед смертью — начиная от Вареньки Доброселовой из «Бедных людей» и кончая Федором Карамазовым из «Братьев Карамазовых. Свидригайлову из «Преступления и наказания» и Ипполиту из «Идиота» «хохочущий старик» не является, но о близости смерти им возвещают видения пауков и скорпионов.

Каждый раз, когда у Достоевского случался эпилептический припадок, он неизменно ощущал приближение смерти. Федор Михайлович хорошо знал, что такое свет и что такое тьма, и этот «хохочущий старик» был еще одним ярким олицетворением смерти, ощущение которой всегда было живо в его сердце.

Как в Неточке образ смерти связывался со смертью от безумия ее отчима Ефимова, так и в Достоевском страх смерти связывался с насильственной смертью его отца. Его жена Анна Григорьевна свидетельствует, что писатель страшно боялся увидеть во сне своего отца. В письме к ней Достоевский писал: «...я сегодня ночью видел во сне отца, но в таком ужасном виде, в каком он два раза только являлся мне в жизни, предрекая грозную беду, и два раза сновидение сбылось» (28 апреля 1871).

В «Неточке Незвановой» есть еще одна тема, которая заинтересует читателя. Это страстное желание соединиться, которое возникает между девочками.

Дочь князя Х-го, Катя, прелестная девочка того же возраста, что и Неточка, становится ее подругой. Возможно, писатель хочет сказать, что у обеих девочек до сих пор не было подруг по играм, но все равно эта близость выглядит несколько странной. Девочки лежат, обнявшись, в кровати Кати, осыпают друг друга поцелуями, признаются в любви, плачут и смеются, словно безумные.

Девочки, каждая из которых была до этого погружена в мир фантазий, наконец-то обнаружили того, кто понимает ее истинные желания, и, восполняя прежнюю пустоту, они с жадностью притягивают друг друга к себе, отдают себя, в каком-то безумном порыве мечтают о том, чтобы стать одним целым.

В начале «Слабого сердца», написанного за год до «Неточки Незвановой», подробно описано, как два молодых друга резвятся, словно щенки; один даже носит на руках другого, что является непосредственным выражением их дружеской приязни. Ордынов и Катерина из «Хозяйки», исступленно и страстно желают через любовь стать одним, причем сцена лишена налета чистой сексуальности. Мечтатель из «Белых ночей», не имевший прежде друга, перед которым можно было бы выговориться, встречает Настеньку, и теперь их свидания проходят на таком подъеме, что читателю остается только удивляться слиянности их сердец.

В Достоевском присутствует не только страх перед смертью и отчаянное одиночество, в нем есть и завораживающая тяга к единению. Это не привычная любовь между мужчиной и женщиной, скорее, это всепоглощающая жажда к полному единению тела и духа. Сбросить все покровы, обнажиться, отринуть себя, по неведомой причине загореться предчувствием великой радости, слиться воедино, стать чистым «одним» — вот что такое эта жажда. Невольно вспоминаешь «Грозовой перевал» Эмилии Бронте, где между Хитклифом и Кэтрин возникает такая же любовь, требующая такого же единения, недоступного в этом мире. Нам, современным читателям, разговоры между Ордыновым и Катериной напоминают бред, но их страстные речи имеют истоком именно такую жажду единения. У молодого Достоевского были близкие друзья-мужчины, но никакого опыта любви к женщине он не знал. Не было у него и желания обзавестись женщиной для того, чтобы жить с ней. Только в тридцать три года он впервые страстно полюбил Марию, у которой был ребенок. Тогда он воображал в ней «младшую сестру», обладающую безграничной, по-детски доброй душой. В письме к А.Е. Врангелю (от 23 марта 1856) он признавался, что если он потеряет этого «ангела», то или сойдет с ума, или бросится в Иртыш. Это не обычная любовь, а страстная, всепоглощающая жажда слиться с «прекрасным человеком», нарисованная его воображением.

Алёша и Наташа из «Униженных и оскорбленных», Мышкин и Настасья Филипповна из «Идиота» свидетельствуют о том же. Достоевский изображал и отношения, похожие на те, которые бывают у обычных людей, но и здесь это не просто любовь между мужчиной и женщиной, суть этой любви состоит в желании отказаться от себя и стать одним. Это желание чересчур сильно, и женщины сходят с ума. Герои Достоевского не способны наслаждаться спокойной любовью, они не стремятся к тому, чтобы любовь вызрела до состояния уютного семейного гнездышка.

Признания в любви Неточки и Кати — это не лесбийская любовь, их отношения — того же сорта, что и диалоги между Мечтателем и Настенькой, они суть выражение тяги Достоевского к единению сердец.

Достоевский считал, что его роман «Неточка Незванова» сможет произвести фурор в литературном мире. Но этого так и не случилось. Прежде чем роман был окончен, писателя арестовали. Было принято решение превратить роман в повесть. В литературных журналах эту историю назвали «историей одной женщины».

Все начинается с того, что маленькая Неточка, которой всего восемь лет, проживает на чердаке вместе с матерью и отчимом. Мать девочки занимается шитьём, тем самым пытаясь заработать деньги для семьи. Отчим же, Егор Ефимов, по своим словам, гениальный скрипач. Но он никоим образом не работает. И музыкой он заниматься не может, так как его талант загубила «злая» жена. И только смерть его жены даст волю его талантам.

Юность «гениального» скрипача прошла в богатом доме у помещика. У которого он состоял в оркестре кларнетистом. Дальше судьба связала его с несколько дурным человеком – итальянским скрипачом, который только и умел, что пить. Но в глубине души всё же надеялся, что вернётся к музыке и станет известным. Скрипач умирает и оставляет Егор в наследство старый фрак и скрипку. До своей смерти он успел обучить своего друга игре на ней.

Овладев скрипкой, Егор почувствовал себя великолепным, просто гениальным скрипачом. У него было много добродетелей, которые давали ему деньги. Ефим не спешил никого из них благодарить, а только смело пропивал их деньги в трактире. Спустя семь лет он уехал в Петербург. В столице он познакомился с менее гениальным, но более трудолюбивым скрипачом Б. В то время, как Ефимов продолжал пьянствовать и надеяться, что сама Судьба признаёт его гением и дарует ему славу, Б упорно занимался музыкой и впоследствии стал знаменит.

Не желая работать, Егор женился. Его избранницей стала молодая мать Неточки, которая видела в музыканте прирождённого гения и готова была идти ради него на любые жертвы. Старый друг, Б, помог Егору устроиться в театральный оркестр. Но деньги Ефимов не отдавал жене и только и делал, что пропивал их. Его скверный характер так надоел руководителю театра, что его уволили.

Маленькая Неточка, не понимая отношений между отчимом и матерью, вдохновлялась речами Ефимова и мечтала, что, когда матери не станет, она вместе с отчимом уйдёт в новую жизнь – в богатый особняк, который был виден из их окон.

В Петербург приехал знаменитый скрипач С-ц. Ефимов хотел полюбоваться на того, кого он, по его мнению, мог бы легко превзойти, но денег на билет у него не было. И он подговорил девочку отдать последние деньги, которые ей дала мать на продукты. Когда мать Неточки узнала всё это, она впала в отчаяние и умерла. В это время Егор как раз вернулся с концерта. Неточка хватает отчима и они вместе убегают с чердака в новую жизнь. Но Егор бросает «дочь», вскоре оказывается в больнице и умирает.

Мечта Неточки исполняется. Она попадает в тот самый богатый «дом с красными занавесками» под опеку доброго и сострадательного князя Х-м. У девочки начинается новая жизнь, она уже не знает нужды, и её сердцем овладевает новое чувство любви к дочери князя, Кате. Неточка очень быстро всему учится, её все любят и жалеют. Гордая же Катя не так любит бедную сиротку. Она обижается, что всё внимание уделяется не ей, а Неточке. И быстрая обучаемость девочки очень нервирует дочку князя.

Решив однажды пошутить, Катя запускает в комнату тётки князя бульдога Фальстафа. Неточка настолько любит Катю, что берёт всю вину на себя. Её наказывают, но Катя, видя всю эту несправедливость, поднимает в доме скандал. И Неточку прощают. После этого девочки открываются друг перед другом. Они вместе и смеются, и плачут, доверяя друг другу абсолютно всё. Но взрослым не нравится близость девочек – родители забирают Катю и уезжают в Москву на долгое время.

Неточку отправляют жить к Александре Михайловне, старшей замужней сестре Кати. Это прекрасная любящая женщина готова заменить девочке мать и отдать много сил на её воспитание. Всё было бы хорошо, но у маленькой Неточки появилась антипатия к мужу Александры Михайловны, Петру Александровичу. Она чувствует что-то неестественное в их отношениях, какую-то тайну. Из-за чего у Александры ухудшается здоровье, и с каждым днём она становится все бледнее и бледнее. Параллельно с этим, обучаясь, Неточка открывает для себя романы. И её миром завладевают фантазии, она буквально живёт в них. Между ней и Александрой Михайловной больше нет доверия.

В шестнадцать лет семья открывает у девушки талант к пению, и её отправляют в консерваторию. Жизнь продолжается, но однажды в одной из книг Неточка находит письмо. Оно довольно старое и адресовано Александре Михайловне. Пишет ей некий мелкий чиновник С. О. Из письма девушка узнаёт, что, когда Александра уже была замужем, она полюбила этого неравного себе человека. Общество стало её осуждать. Но муж её защитил, при этом заставив С. О. уехать и забыть о возлюбленной навсегда.

Удивлённая Неточка видит ситуацию между Петром и Александрой – то, как он издевается над ней, как показывает своей жене, что эта история до сих пор ранит его. При этом, оставляя жену, он смеётся над всей этой ситуацией.

Однажды Пётр Александрович выслеживает Неточку в библиотеке и видит то самое письмо. Оправдываясь, он обвиняет бедную девушку в переписке с любовниками. Во время этой сцены Пётр Александрович угрожает выгнать Неточку из дома. Девушка не хочет раскрывать правду, чтобы не ранить близкую себе Александру Михайловну. Но когда во время ссоры Пётр напоминает жене о прошлом, доводя её этим до обморока, Неточка не сдерживается и раскрывает всю правду о его коварстве. Она уже готова покинуть дом, но её останавливает помощник Петра, Овров. И перед тем как покинуть дом, ей надо переговорить с ним.

Характеристика персонажей

Неточка

Наивная девочка, живущая сначала в своих мечтах, а затем – в фантазиях. Она легко поддаётся чужому влиянию. Сначала её жизнью руководили мечты, которые были построены на речах Егора Ефимова. Дальше она руководствовалась только чувством любви, не видя при этом реальности. Познакомившись с романами, она ушла в новый мир – фантазий. Весь роман она растёт, развивается, открывает для себя что-то новое. Но остаётся той же невинной доверчивой девочкой.

Мать Неточки

Изначально – жертва, готовая отдать всё во имя своих иллюзий и несостоявшихся желаний. Не видит реальной ситуации за своими чувствами. Она восхищается «гением» Егора и забывает про себя. Готова принести любую жертву во имя ненастоящего идеала. И только когда проблема уже оказывается перед ней, и ничего уже нельзя исправить, она понимает всю ситуацию. Но от своего же бессилия и уже отданных сил на обоготворение «гения» Егора умирает.

Егор Ефимов

Вольный кларнетист. Грубый и самовлюблённый. Он сам себя нарёк гением. И даже когда его задатки в качестве скрипача признали, был настолько ослеплён своими самовлюблённостью и высокомерием, что ждал, когда талант сам поднимет его без какого-либо труда. С самого начала он эгоист. Он легко принимает всё, что ему дают, но ничего не даёт в ответ. По его мнению, так и должно быть. Поскольку он является тем самым непризнанным гением. Ему должна жизнь, а не он жизни.

Катя

Прелестная гордая девочка, воспитанная в высших кругах. Она умеет с достоинством преподносить себя, много учится, но при этом всём она ужасно самовлюблённая. Катя ревностно относится ко всему, что может привлечь больше внимания, чем она. И готова ранить каждого, чьи способности окажутся выше её. Но она не может спокойно смотреть на несправедливость. Не признаёт её в себе, но в окружающем мире выступает только за справедливость. И когда их отношения с Неточкой налаживаются, она открывается как человек, который готов быть настоящим и искренне любить.

Александра Михайловна

Женщина с самым открытым сердцем. Готова позаботиться о каждом. Она принимает сиротку как родная мать. Готова любить её так же сильно и потратить не меньше сил на её воспитание, чем потратила бы на воспитание родной дочери. Достоевский говорит о ней просто: тихая, нежная, любящая. Она весьма впечатлительна: всё, что происходит в её жизни, отражается на ней. У Александры непонятные отношения с мужем, и они приводят её к душевным мукам и ухудшению здоровья. Она чувствует свою вину и не отрицает этого. Но как бы ей тяжело ни было, она не оставит Неточку одну. Готова дальше приносить себя в жертву безропотно, покорно и совершенно напрасно.

Пётр Александрович

Человек из высшего света, для которого на первом месте стоит его репутация. Если в избе есть сор, он не готов его выносить. Защитил свою жену, когда раскрылся её тайный роман. Это можно было расценить, как поступок благородного человека, если бы в дальнейшем он не продолжал насмехаться над женой, ежедневно напоминая о её вине перед ним. Он любит, когда приносят себя в жертву. Какая бы ни была ситуация, Пётр сделает виноватым любого, но не себя. И больше всего он опасается, что его истинная натура выплывет на поверхность.

Роман представлен как роман-воспитание. Его делят на три части – детство, новая жизнь, тайна. Во всём романе идёт наблюдение за жизнью одного человека, её развитием, воспитанием, появлением новых чувств. Делается много отсылок относительно других персонажей, но тем самым больше всего раскрывая особенность Неточки.

Чтобы более глубоко проникнуть в особенности ситуации и характера людей, Достоевский делает отсылки к прошлому, тем самым углубляясь в историю. Делая в дальнейшем переход от прошлого к настоящему. Каждая история нового человека влияет на Неточку, вызывая и воспитывая в ней новые чувства и ощущения.

Всё начинается с детства, как обозначен первый раздел. Неточка воспитывается на речах Ефимова, ими она вдохновляется, ими питаются её чувства. Он для неё – пример, идеал, самый близкий человек. Именно его она ставит над всем. Он даёт ей мечты, в которых она видит свою счастливую жизнь в богатом доме, и обязательно рядом с ней при этом должен быть Егор. Она слепо верит каждому его слову, её мечты закрыли ей глаза. И она полностью доверяется своему отчиму.

И только когда он бросает её, ситуация становится безвыходной. Для неё начинается новая жизнь. Это жизнь ознаменовывается приходом Неточки в дом князя. Наконец-то она не только что-то отдаёт, но и получает за это заботу, понимание и сострадание, надежду на лучшее будущее. И в это же время в её жизни появляется Катя, она сразу же захватывает сердце девочки. Именно тогда наступает новая трансформация для Неточки: её чувства углубляются, становятся более взрослыми. Это уже не те мечты, что были раньше – это её настоящее. То, что происходит с ней сейчас.

Долгожданное счастье

Она познаёт себя как настоящую девушку, с полным набором чувств и эмоций. В её жизни появляется человек, который не просто забирает всё, что она готова ему отдать, но и который отдаёт взамен не меньше. Это делает Неточку более взрослой и открывает её для других людей.

На счастливой ноте искренней любви и заканчивается вторая глава. Наступает время третьей главы: тайна. Её можно поделить на два периода. Первый период – когда Неточка оказывается окружена любовью Александры Михайловны. Она получает то, что не получала до этого – настоящую любовь матери. Её мать слишком восхищалась Ефимовым, и поэтому сама Неточка недополучала любви и заботы. В этот же период Неточка открывает романы, которые позволяют ей уйти в новый для неё мир – мир фантазии. Из-за этого она становится замкнутой. В семье появляется недоверие, но остаётся такая же сильная любовь.

В повести происходит извечная борьба старого с новым, символизируя русское общество, которому старые устои не дают двигаться вперед и развиваться.

Следующая статья посвящена повести , в которой изображены внутренние переживания девушки, которой предстоит выбор между любовью и обеспеченным будущим.

Переломным моментом и вторым периодом можно назвать момент нахождения письма для Александры Михайловны от любовника. Героиня видит слабость Александры, и в её душе идёт перелом из той робкой, немного кроткой девушки она превращается в страстную и решительную девушку, готовую защитить своего друга от всего. Неточка уже самостоятельна и готова принимать решения, нести за них ответственность. Теперь её жизнь опирается только на её силы и мужество. Это не та девочка, что была вначале. Это уже взрослая девушка, которая сама отвечает за свою жизнь и готова бороться за справедливость, за себя или за близкого человека.

Роман-повесть Федора Достоевского “Неточка Незванова”

3.3 (66.67%) 3 votes

Восьмилетняя Неточка живет в каморке на чердаке большого петербургского дома. Ее мать шитьем и стряпаньем зарабатывает на пропитание всей семье. Отчим, Егор Ефимов, человек странный. Он талантливый скрипач, но забросил музыку, потому что «злодейка» жена якобы загубила его дарование. Только её смерть «развяжет» его.

Грубый и бесцеремонный, он беззастенчиво живет за счет опороченной им женщины, которая, несмотря ни на что, продолжает его любить. Она уже давно и опасно больна.

В юности Ефимов был вольным кларнетистом у богатого и доброго помещика, из чьего оркестра ушел после внезапной смерти своего друга, итальянского скрипача. Тот был «дурным человеком», но с чертами сверхъестественного. «Дьявол ко мне навязался», - вспоминал о нем впоследствии Ефимов. Итальянец завещал ему свою скрипку и выучил на ней играть. С тех пор Ефимовым овладело гордое сознание своей гениальности, исключительности, вседозволенности. Не испытывая никакой благодарности к помогавшим ему людям (помещику и графу), он пропивал деньги, даваемые ему для поездки в Петербург, где бы он мог развить свой талант. Лишь через семь лет беспорядочных скитаний по провинции он наконец оказался в столице.

Здесь уже 30-летний скрипач сошелся с юным коллегой, русским немцем Б., с которым делил кров и пищу. В утратившем технические навыки друге Б. поражало «глубокое, […] инстинктивное понимание искусства», но удручали самоуверенность и «беспрерывная мечта о собственном гении». Б. упорно трудился и, несмотря на сравнительно скромное дарование, в конце концов достиг успеха и стал известным музыкантом. Талантливый же Ефимов, не обладая «ни терпением, ни мужеством», постепенно спивался и вел себя все более непорядочно. Друзья расстались, но Б. навсегда сохранил симпатию и сострадание к товарищу юности. Вскоре Ефимов женился на матери двухлетней тогда Неточки, мечтательнице, поверившей в его талант и готовой пожертвовать всем ради мужа. Как-то Б. помог старому другу устроиться в театральный оркестр. Тот не отдавал ни копейки жалованья жене и «дочери», пьянствуя сам и поя приятелей. Вскоре он был уволен из-за скверного, высокомерного характера.

Не понимая истинных взаимоотношений матери и отчима, Неточка страстно привязывается к «отцу». Он так же «гоним» строгой матерью, как она сама. Девочку вдохновляют мечты, навеянные речами Ефимова: после смерти матери они вместе с «отцом» покинут убогий чердак и уйдут в новую, счастливую жизнь - в «дом с красными занавесами», богатый особняк, видный из их окна.

Когда на гастроли в Петербург приезжает знаменитый скрипач С-ц, для Ефимова делом жизни становится попасть на его концерт. Он должен доказать себе, что и С-ц - ничто перед его не признанным из-за «злых» людей, но великим гением. Где взять деньги на билет? Пользуясь слепой любовью к себе Неточки, отчим заставляет её обмануть больную мать, пославшую дочь за покупками с последними рублями. Отдав деньги «отцу», девочка должна сказать, что потеряла их. Разгадав план мужа, мать впадает в отчаяние. Вдруг от Б. приносят билет на концерт С-ца. Ефимов уходит. Потрясенная женщина в этот же вечер умирает. Ночью нищий музыкант возвращается, убитый сознанием своего ничтожества перед искусством С-ца, Неточка в волнении бросается к обезумевшему «отцу» и увлекает его прочь из дому, навстречу своей детской мечте, хотя сердце её и болит по оставленной мертвой матери. На улице Ефимов убегает от «дочери», которая с криками пытается догнать безумца, но падает без чувств. Сам он вскоре попадает в больницу, где умирает.

Теперь Неточка живет в том самом «доме с красными занавесами», принадлежащем князю X-му, умному, доброму и сострадательному «чудаку». Она долго болела после пережитого, но затем новое чувство овладело её сердцем. Это любовь к прелестной и гордой ровеснице Кате, дочери князя. Резвая Катя вначале невзлюбила грустную и болезненную «сиротку», ревнуя к ней своего отца. Однако та внушила к себе уважение, с достоинством отразив насмешки княжны над её родителями. Способности Неточки к учению также уязвляют самолюбивую шалунью, чья холодность глубоко ранит девочку. Однажды Катя решает подшутить над злой и вздорной теткой князя: она впускает в её комнаты бульдога Фальстафа, внушающего старой княжне ужас. Неточка берет на себя Катину вину и отбывает наказание, запертая в темной комнате до четырех часов утра, потому что о ней забыли. Взволнованная несправедливостью Катя поднимает шум, и девочку освобождают. Теперь между ними - открытая взаимная любовь: они плачут и смеются, целуют друг друга, секретничают до утра. Оказывается, Катя тоже давно любит подругу, но хотела «помучить» её ожиданием. Заметив неестественное возбуждение княжны, взрослые разлучают девочек. Вскоре Катя с родителями надолго уезжает в Москву.

Неточка переселяется в дом 22-летней Александры Михайловны, замужней сестры Кати. «Тихая, нежная, любящая» женщина рада заменить «сиротке» мать и много сил отдает её воспитанию. Счастье девочки омрачается лишь безотчетной антипатией к Петру Александровичу, мужу Александры Михайловны. Она чувствует в их неестественных отношениях какую-то тайну: муж всегда угрюм и «двусмысленно сострадателен», а жена робка, страстно-впечатлительна и как будто в чем-то виновата. Она худа и бледна, её здоровье постепенно ухудшается из-за постоянной душевной боли.

Неточке уже тринадцать. Она способна многое отгадать, но от действительности её отвлекает проснувшаяся страсть к чтению. Случайно девочка находит доступ в домашнюю библиотеку, где хранятся запретные для нее романы. Теперь она живет «фантазиями», «волшебными картинами», далеко уносящими её от «унылого однообразия» жизни. В течение трех лет она таится даже от старшей подруги. Между ними давно нет доверия, хотя взаимная любовь так же сильна. Когда Неточке исполняется шестнадцать, Александра Михайловна замечает у нее «чудный голос»: с этих пор девушка учится пению в консерватории.

Как-то раз в библиотеке Неточка находит забытое в книге старое письмо. Некий С. О. пишет Александре Михайловне. Девушка узнает мучившую её восемь лет тайну: уже замужем Александра Михайловна полюбила «неровню», мелкого чиновника. После недолгого и вполне «безгрешного» счастья начались «пересуды», «злоба и смех» - общество отвернулось от «преступницы». Муж, однако, защитил её, но велел С. О. срочно уехать. Малодушный возлюбленный навсегда простился с «забывшейся» «грустной красавицей».

Потрясенная Неточка открывает смысл «долгого, безвыходного страдания» Александры Михайловны, её «жертвы, приносимой покорно, безропотно и напрасно». Ведь Петр Александрович «презирает её и смеется над ней»: прежде чем войти в кабинет жены, он обычно перед зеркалом «переделывает» свое лицо. Из напевающего и смеющегося человека превращается в понурого, сгорбленного, убитого горем. Увидевшая это Неточка язвительно хохочет в лицо «преступнику, который прощает грехи праведнику».

Вскоре Петр Александрович, которого жена подозревает в скрытой за беспричинной придирчивостью любви к Неточке, выслеживает девушку в библиотеке и видит заветное письмо. Желая оправдаться сам, он обвиняет Неточку в безнравственной переписке с любовниками. Во время бурной сцены в кабинете Александры Михайловны муж грозит выгнать воспитанницу из дому. Неточка не опровергает клеветы, боять «убить» подругу правдой. Та защищает девушку. Притворщик в злобе напоминает жене о прошлом «грехе», чем доводит её до обморока. Неточка обличает его моральное тиранство над женой ради того, «чтоб доказать», что он «безгрешнее ее»! Перед тем как навсегда покинуть их дом, она должна еще поговорить с помощником Петра Александровича Овровым, который неожиданно её останавливает.