Болезни Военный билет Призыв

Дополнительные повинности крестьян. Повинности временнообязанных крестьян. Освобождение дворовых крестьян


Договор о Вечном мире между Россией и Польшей. 1686 год

1686 год. 6 мая (26 апреля ст.ст.) между Россией и Польшей был заключен Вечный мир

«Вечный мир 1686 года - заключён 6. V между Россией и Речью Посполитой. - Со времени Андрусовского договора 1667 года Польша неоднократно делала попытки заключить с Россией союз против Турции. Московское правительство также было заинтересовано в создании антитурецкого союза и ещё в начале 70-х годов предпринимало дипломатические шаги в этом направлении. Война 1676-81 гг. с Турцией усилила стремление Москвы к созданию такого союза. Тем не менее неоднократные переговоры по этому вопросу не достигли результата; одной из важнейших причин этого было сопротивление Польши русскому требованию окончательно отказаться от Киева. С возобновлением в 1683 году войны с Турцией Польша, в союзе с которой выступали Австрия и Венеция (с 1684 года), развила оживлённую дипломатическую деятельность с целью привлечения России к антитурецкой лиге. В начале 1686 года в Москву прибыло специальное посольство, возглавляемое познаньским воеводой Кшиштофом Гжимултовским и литовским канцлером Марцианом Огиньским. С русской стороны переговоры вёл В. В. Голицын. Голицын использовал настоятельную потребность в русской помощи для Польши и сумел превратить русское требование об окончательном закреплении приобретений России на Украине в предварительное условие переговоров о союзе. Переговоры закончились подписанием договора о "Вечном мире" и союзе обоих государств против Турции.

"Вечный мир" подтвердил территориальные изменения, произведённые по Андрусовскому договору. Польша отказалась навсегда от Киева, получив за это компенсацию в 146 тысяч рублей Россия разрывала сношения с Портой и должна была послать войска в Крым. "Вечный мир" 1686 года гарантировал свободу вероисповедания для православных в Речи Посполитой и признал за Россией право представлений в их защиту. Договор 1686 года получил действительную силу немедленно, но ратифицирован польским сеймом он был лишь в 1710 году. "Вечный мир" урегулировал русско-польские отношения и этим развязал России руки в борьбе с турецко-татарской угрозой. В то же время "Вечный мир" способствовал окончательному оформлению антитурецкой коалиции в Европе».

Цитируется по: Дипломатический словарь. Под ред. А. Я. Вышинского и С. А. Лозовского. М.: ОГИЗ, Государственное изд-во политической лит-ры, 1948

История в лицах

Грамота царей Ивана и Петра Алексеевичей и царевны Софьи Алексеевны в Новгород боярину и воеводам Петру Васильевичу Шереметеву с товарищами о заключении вечного мира с Польшей:
От великих государей царей и великих князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича и великие государыни благоверные царевны и великие княжны Софии Алексеевны всеа великия и малыя и белыя Росии самодержцев в нашу отчину в Великий Новгород боярину нашему и воеводам Петру Васильевичю Шереметеву с товарыщи. В прошлом во 175-м году у отца нашего, великих государей, блаженные и вечно-достойные памяти у великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича учинено было с Полским Яном Казимером королем перемирье на тринатцать лет и на шесть меся-цов. А потом у брата нашего великих государей, блаженные ж памяти великого государя царя и великого князя Федора Алексеевича учинено было с Полским же Яном Третием королем перемирье ж на другую на тринатцать же лет и на шесть месяцов. И в те перемирные лета уступили они, великие государи, их царское величество в сторону короля Полского и Речи Посполитой городов: Полоцк, Витепск, Дино-борк, Лютик, Резицу, Велиж, Невль, Собеж со всеми уездами и землями. Да с теми ж городами дано в Полскую сторону в два перемирья денежной казны четыреста тысечь рублев. А Смоленск с пригородки и Черкаские городы оставлены были в стороне нашего царского величества толко на те ж перемирные лета, на время, такж и город Киев по первому перемирью удержан был в державе нашего царского величества толко на два года, а по выхождении дву лет договорено ево отдать королю ж Полскому и Речи Посполитой. И на том отец великих государей, блаженные памят великий государь, царь.и великий князь Алексей Михайлович и брат наш, великих государей, блаженные ж памяти великий государь, царь и великий князь Феодор Алексеевич пред святым евангелием трижды свое царское обещание учинили, что Киев отдать королю Полскому. И те перемирные лета ныне выходили. А что в тое прошедшую войну с королевством Полским и княжеством Литовским наши, великих государей, будучие в Польше и в Литве ратные люди поимали в полон и вывезли в Росийские государства Полского и Литовского народу мужеска и женска полу шляхецкого и служилого чину и мещан и пашенных крестьян многие сот тысечи, также и костелных всяких утварей и украшеней и колоколов, и из городов и на боях пушек и всяких воинских орудей в те времена взяли, и то все, по тем же вышепомянутым перемирным договором, оставлено было в стороне нашего царского величества толко на те перемирные лета; а по выхождении перемирных лет, то все отдать было в сторону короля ж Полского и Речи Посполитой. И в нынешнем во 194-м году, милостию всемогущаго в Троице славимаго бога и предстательством надежды християнские пресвятые богородицы и всех святых молитвами, а нашим, великих государей, царей и великих князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича и великой государыни благоверной царевны и великой княжны Софии Алексеевны, и всего нашего государского дому счастием, будучи при нашем великих государей нашего царского величества дворе в царствующем великом граде Москве, Польского короля великие и полномочные послы Хриштоф Гримультовский воевода Познанский и канцлер великого княжества Литовского князь Марцыян Огинский с товарищи с нашими, царского величества, ближними бояры царственные большие печати и государственных великих посолских дел со сберегателем з ближним боярином и намесником Новгородцким со князем Васильем Васильевичем Голицыным, з ближним боярином и намесником Вяцким з Борисом Петровичем Шереметевым, з ближним боярином и наместником Суздалским с Ываном Васильевичем Бутурлиным, з ближним окольничим и намесником Шацким с Петром Дмитреевичем Скуратовым, з ближним окольничим и намесником Муромским с Ываном Ивановичем Чаадаевым да з думным дьяком с Емельяном Игнатьевым сыном Украинцовым с товарищи, будучи в ответе о вечном миру и о святом покое, имели многие розговоры и трудности. И на тех розговорах о вечном миру и о святом покое согласно поговорили и постановили и утвердили, что междо нами, великими государи, нашим царским величеством, и королевском величеством вечному миру и покою християнскому и обновленной и постоянной и утвержен-ной дружбе и доброй верности быть навеки непорушимо. И по тому договору уступили и написали нам, великим государем, на шему царскому величеству многие прибылые славные у всех християнских государей титла, то есть нас, великих государей, писать в титлах пресветлейшими и державнейшими великими государи. Да они ж уступили писатися нам великим государем вечно Киевскими и Черниговскими и Смоленскими великими государи. Да по тем же договором быть вечно королевскому величеству святым церквам божиим и епископъям Луцкой, Галицкой, Перемышльской, Львовской, Белоросийской, и при них монастырям архимандриям Виленской, Минской, Полоцкой, Оршанской и иным игуменствам и братствам, в которых обреталось и ныне обретаетца во всей коруне Польской и великом княжестве Литовском употреблении благочестивой грекоросийской веры всем живущим людем никакова утеснения и к вере римской и к унее принуждения не чинить и чинить не велеть, но по давным правам во всяких свободах и в вольностях церковных блюсти.

Этот день в истории:

Вечный мир (в польской историографии известен как Мир Гжимултовского, польск. pokój Grzymułtowskiego) - мирный договор о разделе Гетманщины, заключён между Русским царством и Речью Посполитой в Москве 26 апреля (6 мая) 1686 года. Текст договора состоял из преамбулы и 33 статей.

Перемирие завершило русско-польскую войну, длившуюся с 1654 года на территории современных Украины и Белоруссии.

Договор подтверждал постановления Андрусовского перемирия 1667 года, кроме следующего: Киев уже навсегда признавался принадлежащим Русскому царству с выплатой 146 тысяч рублей компенсации Речи Посполитой, которая также отказывалась от совместного протектората над Запорожской Сечью.

Со стороны Речи Посполитой договор подписал воевода Познанский, дипломат Кшиштоф Гжимултовский, с российской - канцлер и начальник Посольского приказа князь Василий Голицын.

Русский экземпляр договора России и Речи Посполитой о Вечном мире, 1686.

Условия договора

1. Речь Посполитая признавала за Русским царством Левобережную Украину, Киев, Запорожье, Смоленск и Чернигово-Северскую землю с Черниговом и Стародубом.

2. Русское царство присоединялось к странам, ведущим войну против Турции.

3. Речь Посполитая получала 146 тысяч рублей компенсации за отказ от Киева.

4. Речи Посполитой передавались некоторые приграничные территории, районы Невеля, Себежа, Велижа и Посожья.

3. Северная Киевщина, Волынь и Галичина оставались в составе Речи Посполитой.

4. Южная Киевщина и Брацлавщина от городка Стайок до реки Тясмин с городами Ржищев, Трахтемиров, Канев, Черкассы, Чигирин и другие, то есть земли, сильно опустошённые за годы войны, должна была стать нейтральной территорией между Русским царством и Речью Посполитой.

5. Речь Посполитая обязалась предоставить православным свободу вероисповедания, а российское правительство обещало их защищать.

Русское царство аннулировало предварительные договоры с Османской империей и Крымским ханством и вступило в антитурецкую Священную лигу, а также обязывалось организовать военный поход против Крымского ханства (крымские походы в 1687 и 1689 годах).

Хотя условия Вечного мира вступали в силу сразу после подписания договора, Сейм Речи Посполитой ратифицировал его только в 1764 году.

Последствия

Договор закрепил за Русским царством Смоленщину, Левобережную Украину с Киевом, Запорожье и Северскую землю с Черниговом и Стародубом. Заключение «вечного мира» открывало возможность для объединения государств против татаро-турецкой агрессии и стало основой русско-польского союза в Северной войне 1700−1721 годов. Россия примкнула к антитурецкой «Священной лиге» - союзу Австрии, Речи Посполитой и Венеции.

К установлению Вечного мира между Российским царством и Речью Посполитой вела долгая история военных столкновений и дружеских договоров, побед и поражений с обеих сторон, потери и приобретения новых земель.

Казаки не чувствуют благодарности

На рубеже 30-х и 40-х годов XVII века восточную часть польского государства охватили казачьи восстания, обусловленные тяжелым гнетом со стороны шляхты. Причин бунтовать у казаков было несколько. Запорожцы были крайне недовольны постоянными притеснениями со стороны польских дворян и требовали у короля расширения вольностей. Если требовалось, казаки стойко охраняли рубежи Речи Посполитой от набегов турок и татар, а их удаль и умение вести бой были известны на всем континенте. Так, во время Тридцатилетней войны (1618-1648) посланники французского короля специально прибыли в Запорожскую Сечь просить казаков присоединиться к армии в качестве вольных наемников.

Только от Речи Посполитой должной благодарности казаки не чувствовали.

Не устраивали и нападки на православную церковь. В 1596 году, после принятия Брестской унии, киевский митрополит Михаил Рогоза признал главенство папы Римского при сохранении привычных обрядов восточной церкви. Большинство православных священнослужителей отказались от присоединения к Римско-католической церкви, за что подверглись серьезным гонениям со стороны униатов.

Все стихийно возникавшие восстания жестоко подавлялись правительственными войсками, а обращения к польскому королю не приносили результата. Владислав IV, правивший в то время Королевством Польским и Великим княжеством Литовским, был бессилен перед бунтовавшими казаками. В Речи Посполитой (измененная форма слова «республика», лат. «общее дело») была установлена «шляхетская демократия», а в основе государственной идеологии лежал принцип «золотой вольности». По закону Nihil novi nisi commune consensu (лат. «Ничего нового без всеобщего согласия»), который был принят еще в 1505 году, решения монарха вступали в силу только с согласия польских аристократов. Кроме того, они могли налагать вето на неугодные королевские указы, касавшиеся дворянских сословий. После смерти Сигизмунда II, последнего представителя династии Ягеллонов, польская знать сама начала выбирать себе королей. Парламент Речи Посполитой формировался из двух палат: сейма, в котором заседали дворяне, и сената с представителями аристократии и высшего духовенства. Именно поэтому обретение православной церковью равных прав с униатской и католической было крайне важно: митрополит, избранный в польский сенат, также мог бы участвовать в решении государственных дел.

В 1646 году Речи Посполитой серьезно угрожала война с Османской империей. В обмен на поддержку со стороны казачьего войска Владислав IV пообещал расширить права и сделать казацкую территорию автономной. Узнав об этом, шляхтичи испугались, что король хочет задобрить казаков и использовать их в борьбе за абсолютную власть, и запретили правителю проводить подобные меры.

Война из-за прекрасной Елены

После ряда мелких казачьих бунтов в 1648 году Богдан Хмельницкий возглавил крупное восстание против Речи Посполитой.

Причиной тому послужила личная обида Богдана.

Годом ранее польский староста Чаплинский напал на хутор Хмельницкого близ города Чигирина, где публично высек одного из его сыновей, а в качестве трофея увез возлюбленную Елену. Хмельницкий требовал справедливо наказать обидчика. Не дождавшись правосудия, Богдан решил мстить всей польской шляхте, которая и без того долго угнетала народ и веру. Хмельницкий оказался хорошим агитатором: его личная трагедия оказалась похожей на те, которые случались во многих казацких семьях.

С этого же года, желая получить поддержку от русского царя Алексея Михайловича, Хмельницкий начал рассылать письма с прошением принять Войско Запорожское «под высокую государеву руку».

После стремительно одержанных побед при Желтых Водах и под Корсунью Богдана Хмельницкого избрали гетманом Войска Запорожского. Польский король Ян Казимир, сменивший к тому времени Владислава IV, лично пожелал встретиться с могучим гетманом на поле боя. В 1649 году, окружив поляков при Зборове, Хмельницкий вместе с армией крымского хана Ислама Гирея вынудил их сдаться и заключить мирный договор на его условиях. По итогам Зборовского мира было создано независимое Украинское гетманство, в состав которого вошли Киевское, Черниговское и Брацлавское воеводства с центром в городе Чигирине. Польским войскам строго запрещалось находиться на территории Гетманщины. Кроме того, киевский митрополит обрел право заседать в польском сенате, а православные христиане могли отныне не скрывать своей веры. Утвержденный сеймом в 1650 году Зборовский договор был нарушен спустя всего один год.

Поляки перешли границу Брацлавской земли и напали на небольшие казацкие поселения.

Со временем атаки со стороны польских войск только усиливались. Решающим оказалось сражение под Берестечком, где запорожцам не смогли помочь даже союзнические крымские войска. По итогам битвы Украинское гетманство уменьшилось до территорий Киевской земли.

Восстанию казаков под предводительством Хмельницкого посвящен исторический роман «Огнем и мечом» выдающегося польского писателя, нобелевского лауреата Генрика Сенкевича. В 1999 году Ежи Гофман снял по роману четырехсерийный фильм, где в роли Хмельницкого выступил известный артист Богдан Ступка. В роли Юрко Богуна, прототипом которого считается Иван Богун, один из самых знаменитых полководцев Украинского гетманства, снимался русский актер Александр Домогаров.

«Чтоб есми во веки вси едино были!»

Для того чтобы окончательно освободить малороссийские земли от поляков, Хмельницкому нужны были сильные союзники, и гетман в очередной раз обратился к русскому государю Алексею Михайловичу.

Для обсуждения вопроса о вхождении в состав России Левобережной Украины и, как следствие, войне с Речью Посполитой в 1653 году в Москве созвали Земский собор. Запорожцев принять согласились, а в качестве предлога к конфликту с Польшей решили найти факты нарушения ранее заключенных договоров. После оглашения длинного списка претензий было сказано: «И выслушав, бояре приговорили: за честь блаженные памяти великого государя царя и великого князя Михаила Федоровича, всеа Русии, и за честь сына его государева, великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича, всеа Русии, стояти и против полского короля война весть…»

7 января 1654 года в город Переяслав Киевского воеводства прибыли посланники русского царя Василий Бутурлин, Иван Арефьев и Ларион Лопухин. На следующий день Хмельницкий созвал Раду, чтобы вместе со старшинами и воеводами решить, под чью руку пойти. Гетман представил четырех возможных кандидатов: турецкого султана, татарского хана, русского царя и польского короля. Сам Хмельницкий выступил «за царя восточного православного» Алексея Михайловича из-за общности веры.

Его мнение тут же поддержали все присутствовавшие, которые, согласно сохранившимся записям, «единогласно возопили: «Боже утверди, Боже укрепи, чтоб есми во веки вси едино были!»

Немногим позднее Бутурлин уже нес царскую грамоту с решением принять Левобережную Украину в состав России. После чтения документа Хмельницкий и собравшиеся запорожцы должны были присягнуть Алексею Михайловичу на верность. Однако, немного поразмыслив и посовещавшись со старшинами, гетман Хмельницкий попросил Бутурлина и других посланников тоже присягнуть им от лица русского царя. Боярин уклончиво ответил, что это не положено и нет у них на это полномочий. А после даже сделал вид, что оскорблен таким требованием: Алексей Михайлович-де вам не мальчик какой и данное слово свое держит. Полковники Иван Богун, Иван Сирко и Грицко Гуляницкий отказались от присяги московскому царю, и слова верности Богдан произносил лишь с немногими старшинами.

По окончании Переяславской рады были составлены просительные статьи с перечислением требований украинской стороны к царю. Сами же запорожцы обязались платить налоги и немедленно сообщать обо всех иностранных сношениях. Спустя некоторое время после присоединения Левобережной Украины в Киев прибыли русские воеводы для мирного контроля за ситуацией.

Русские начинают и выигрывают

Вступив в войну с Речью Посполитой, русские войска под предводительством царя Алексея Михайловича в течение первых двух лет стремительно брали города в белорусских и литовских землях: Вильно, Минск, Гродно, Ковно…

Особой удачей был Смоленск, который наконец удалось отвоевать после Смуты начала века.

Параллельно с наступлением русских началась шведская интервенция, которая в истории Польши носит название «потоп». Перейдя границы Речи Посполитой в июле 1655 года, уже в августе шведы захватили Познань, Варшаву и Краков. Осознав, что с двумя противниками не справиться, а из двух зол выбирают меньшее, в октябре 1656 года Польша поспешила заключить с Российским царством Виленское соглашение. Русская сторона должна была оказать поддержку в антишведской кампании, за что Алексею Михайловичу даровали наследие польского престола. Ослабление мощи шведов было выгодно и самому Российскому государству: это не давало укрепиться Швеции в Прибалтике со стороны литовских земель.

Против кого дружим?

После смерти Хмельницкого в 1657 году в Войске Запорожском начался период Руины. Постоянная смена гетманов, каждый из которых стремился добиться независимости территорий, расколола Украину по течению Днепра на Левобережную и Правобережную, а ее население — на сторонников России и Польши. Петро Дорошенко, избранный в 1665 году гетманом Правобережья, пытался вновь объединить Малороссию, но без участия Российского царства и Речи Посполитой.

В этом случае поддержу могла оказать только могущественная в ту пору Османская империя.

Возможное сближение Гетманщины и Порты подтолкнуло Россию и Польшу к выходу из войны. В 1667 году в небольшой деревне Андрусово близ Смоленска представители обеих сторон заключили мирный договор. Россия получила Смоленск, Чернигов, Северскую землю, Стародубский повет, территории левобережья Днепра и Киев сроком на два года. Государство признавало отказ от завоеваний в Литовском княжестве и обязалось выплатить Польше 200 тыс. руб. за потерянные земли в Белоруссии. Речи Посполитой отошли правобережная часть Гетманщины и контроль за оставшимися белорусскими землями. Однако Андрусовский договор, положивший конец русско-польской войне, стал только переходным пунктом на пути к установлению окончательного перемирия: стороны обязались в течение тринадцати с половиной лет подготовить условия так называемого Вечного мира.

Узнав о решении русской и польской сторон, Дорошенко, которого, как и других казаков, не допустили к подписанию мирного договора, воскликнул: «Государи на части разорвали Украину!» Андрусовское перемирие формально положило конец мечтам запорожцев об объединении и независимости.

Кстати, существуют сведения, что жена Александра Сергеевича Пушкина Наталья Гончарова была праправнучкой Дорошенко, а сам поэт ездил на могилу запорожского гетмана.

Миру мир

Подписание Вечного мира с Польшей состоялось уже в период регентства Софьи Алексеевны при Иване V и Петре I. 6 мая 1686 года в Москву прибыли Михаил Огинский и Кшиштоф Гжимултовский, русскую сторону представлял фаворит Софьи Алексеевны князь Василий Голицын. Договор еще раз официально закрепил существующий порядок: признавалось владение Российским царством Левобережной Украиной, Смоленском и Черниговскими землями.

Также за 146 тыс. руб. Россия бессрочно получила Киев. Отдельно за государством устанавливалось право опекать православную веру в Речи Посполитой и обязательство присоединиться к военным действиям против Порты.

За время казацких бунтов и многочисленных сражений с Россией, Швецией и Турцией Речь Посполитая заметно ослабела и начала медленно угасать. Позднее, уже в конце XVIII века, это привело к окончательному разделу польских земель между Пруссией, Россией и Австрией.

Государственный переворот 1682 г., стрелецкое восстание, возможность новой смуты в России вдохновили ее противников. В Польше все чаще высказывалось намерение отвоевать у русских лево­бережье Днепра и Киев. Турецкий султан и крымский хан вынашивали планы захвата южноукраинских и южнорусских земель. Шведы предполагали отнять у России Карелию.

Большая заслуга правительства Софьи и непосредственно Голицына состояла в том, что Россия сумела выйти из этого положения. В ходе сложных переговоров со шведами был подтвержден Кардисский мир. Россия искусно использовала начавшуюся войну Австрийской империи, Польши и Венеции с Турцией. Россия примкнула к противникам Турции с условием, что прежнее соглашение России с Польшей будет подтверждено.

В 1683 г. турецкая армия осадила Вену. На помощь ей шла армия польского короля Яна Собеского, слывшего в то время одним из выдающихся полководцев Европы. Турки отступили. Союзники требовали от России наступления на Турцию и Крым. Но Голицын предложил вначале урегулировать отношения России с Польшей.

Два с лишним месяца длились в Москве напряженные переговоры с польской делегацией. Польша была заинтересована в спокойствии на своих восточных границах для подготовки борьбы со Швецией и Турцией. Польский сейм и магнаты стояли за мир.

Продлив мир со Швецией, Россия все внимание сосредо­точила на южном и юго-западном направлении своей внешней политики. Она стремилась закрепить за собой левобережье Днепра, обезопасить себя от нападения крымских татар, оказать содействие порабощенным турками православным народам Балканского полуострова и выйти к берегам Черного моря для последующего проникновения на рынки Южной Европы и Ближнего Востока.

В 1686 г. в торжественной обстановке был заключен так называемый «вечный мир» с Польшей. Это стало большим успехом дипломатии В.В. Голицына. Польша согласилась с переходом левобережья Днепра под власть России и навечно уступила ей Киев. Известие о «вечном мире» вызвало в Турции растерянность и уныние. Польская партия войны была вне себя.

Летом 1687 г. главные силы России под командованием Голицына выступили на юг. Начался первый крымский поход. Однако армия запоздала с выступлением. Зной и безводье истощали силы людей. Татары подожгли степь, и русские полки оказались на марше в задымленном воздухе. Другая часть войск, шедшая вместе с казаками вдоль Днепра, разгромила левое крыло крымской конницы, которая обрушилась на польские и украинские земли. Часть русских войск двинулась на Азов. На Черноморском побережье была захвачена турецкая крепость Очаков. В Стамбуле началась паника. Султан бежал в Малую Азию.

Голицыну не удалось развить успех. Мешали зной, отсутствие воды (татары отравили колодцы), неразбериха в командном составе армии, местнические споры. Кончались запасы продовольствия. Не дойдя до Перекопского перешейка, Голицын повернул войска обратно.

В 1689 г., выполняя союзнические обязательства, Голицын повел русскую армию во второй поход на Крым. Со­юзники вступили с Турцией в сепаратные мирные переговоры, но Россия преследовала в войне уже свои интересы. Ранней весной быстрым маршем русские полки прошли степь. Их поддержала казацкая конница во главе со сторонником сближения Москвы с Польшей гетманом И.С. Мазепой. По пути они одержали верх в трех сражениях с крымцами. Татарская конница откатилась за Перекоп. Голицын подошел к крепостным стенам, замыкавшим перешеек. Ворота были открыты, путь в Крым свободен. Хан запросил мира, соглашался признать присоединение части Украины с Киевом к России. Идти дальше Голицын поостерегся.

Через некоторое время в Москве торжественно встречали победителей. Противники Софьи говорили о неудаче похода, о непонятной робости Голицына на подступах к Крыму.

Крымские походы закрепили завоевания России на западных рубежах. Москва сохранила за собой крепости на Днепре и в Диком поле. Был заложен стратегический фундамент для дальнейшей борьбы с Турцией и Крымским ханством за выход к Черному морю.

«Вечный мир» 1686, договор между Россией и Речью Посполитой, заключённый 6(16) мая в Москве. Подтвердив условия Андрусовского договора 1667, «В. м.» навсегда закрепил за Россией г. Смоленск с окрестностями, Левобережную Украину с Киевом, Запорожье и Северскую землю с Черниговом и Стародубом. Православное население Речи Посполитой получило право свободного вероисповедания. Россия обязалась войти в антитурецкую коалицию, состоявшую из Речи Посполитой, Австрии, Венеции и Рима, и выступить против Турции и её союзника - крымского хана. В силу принятых обязательств Россия предприняла 2 похода в Крым - в 1687 и 1689. «В. м.» урегулировал отношения между Россией и Польшей и послужил основой для будущего русско-польск. союза в Северной войне 1700-21, облегчил борьбу России со Швецией за выход к Балтийскому м. «В. м.» отразил новую расстановку сил на междунар. арене, сыграл значит, роль в борьбе народов Вост. Европы против тур.-тат. агрессии.

Использованы материалы Советской военной энциклопедии в 8-ми томах, том 2.

Литература:

История СССР с древнейших времен до наших дней. Т. 3. М., 1967, о. 145 - 146;

Очерки истории СССР. Период феодализма, XVII в. М., 1955;

История Польши. Т. 1. М., 1954;

Белов М. И. К истории дипломатических отношений России во время Крымских походов (1686-1689 гг.).- «Учен, зап. ЛГУ», 1949, № 112. Сер. ист. наук, вып. 14.