Болезни Военный билет Призыв

Дочь фараона. Фараон Рамзес Великий, Древний Египет: правление, биография

22.10.2015 - админ

Все мы рождаемся, живем и умираем, но что по ту сторону жизни? Если верить в жизнь души после смерти физического тела, то с высокой долей вероятности можно говорить и об перевоплощении душ. К сожалению, современная наука не может дать точного определения души, так же как нет и точного представления о том, куда уходит душа после смерти человека. Есть лишь отдельные теории, и одна из них наиболее реалистична, в которой дается понятие того из чего же все-таки состоит душа. Не вдаваясь в формулы и подробности, приведу пример вкратце. Во Вселенной все пронизано энергией, и наша с вами планета Земля не исключение. Более того, то магнитное поле, которое защищает нас от солнечных бурь, и губительной космической радиации, которое можно наблюдать в северных широтах в виде северного сияния и есть ни что иное как энергия. Энергией пронизано все пространство во Вселенной, и мы не исключение.
Душа это и есть частичка этой самой энергии, которую в нашем организме вырабатывает водород, вступая в химическую реакцию с биологическими клетками нашего тела. Более того, мы знаем, что этот самый водород, является основой жизни во Вселенной, на его долю приходится 88,6% от всех атомов, и 11,3% это доля атомов гелия, количество всех остальных вместе взятых элементов составляет всего 0,1%. В организме же человека водород составляет 10% от общей массы тела. Таким образом мы можем смело говорить о том что душа это и есть энергия, которая после смерти физического тела сливается с энергией Вселенной и отправляется в определенное ей место, в зависимости от того какую жизнь прожил человек на земле. Большое значение душе придавали древние египтяне, путь который должна пройти «Ба» душа, в загробном мире описаны в «Текстах пирамид», затем в «Текстах саркофагов» и в « ».

Древние египтяне представляли загробный мир точно таким-же как и тот мир, в котором они жили. А случаи происходящие с многими из нас могут служить тому подтверждением. Евгений с детства любил историю древнего Египта, в школьной библиотеке он перечитал все книги о Египте, а когда стал взрослым, то стал мечтать о поездке в страну пирамид. Это было не просто желание, парня туда тянула некая невидимая сила. И вот однажды его мечта осуществилась, они с друзьями купили путевки на две недели и отправились в эту древнюю и загадочную страну. В первый же день парни отправились на экскурсию в Гизу к пирамидам, затем в Долину Царей, посетили Карнакский и Луксорский храмовые комплексы, которые расположены на месте города Фивы, столицы древнего государства. И только после этого отправились на море в Хургаду. Но уже на следующий день Евгения непреодолимо стало тянуть снова к некогда величественным храмам древнего мегаполиса.

Вечером друзья посидели в баре, немного выпили, поболтали, поделились впечатлениями, и разошлись по номерам. Стояла теплая, лунная египетская ночь, полная луна светила в окно номера, где остановился Евгений, странное чувство овладело парнем, ему казалось что он здесь когда-то уже был, бывал в храме Амона-Ра в Фивах, он знал этот город, иногда ему казалось что он даже слышит запахи жареной рыбы доносящиеся из квартала бедняков что возле пристани, а иногда он чувствовал запахи жареного гуся по фивански, слышал разные речи и шум древнего мегаполиса бывшего некогда столицей Египта. Задремав, парень почувствовал легкое дуновение ветерка из открытой балконной двери, он посмотрев в ту сторону он увидел фигуру девушки, которая хорошо была видна на фоне залитого лунным светом окна.
- Кто ты? Спросил парень.
- А разве ты меня не узнаешь? Спросила девушка нежным голосом.
- Нет, ответил Евгений.
- Я, Нефер. Ответила девушка.

Евгений задумался. Девушка подошла и присела на краешек его постели, от нее исходил приятный аромат восточных духов, из одежды на ней было только тонкое просвечивающееся льняное платье. Нефер, Нефер, проносилось у парня в голове, и тут он вспомнил, что некогда давно он знал прекрасную девушку с таким именем. Но, а как же тогда зовут меня? Задумался Евгений.
- Тебя зовут Тутмос, ответила девушка, и нежно прикоснулась к руке Евгения.
И тут парень вспомнил, как когда-то, он очищал канал который шел от Нила к его полю, а в это время по реке проплывало несколько небольших ладей, из которых доносились девичий смех, нежное пение, звуки цистр и флейт, он посмотрел в ту сторону и увидел на одной из ладей прекрасную девушку, их глаза встретились, и все время пока плыли ладьи они не могли оторвать взглядов друг от друга. У парня защемило сердце, словно некая невидимая стрела пронзила его, он не мог отвести взгляд, все смотрел и смотрел в сторону уплывающей ладьи.

А та девушка подошла на корму своей ладьи и также еще некоторое время смотрела на парня, ей очень хотелось сойти на берег, подойти к нему, взять его за руку и больше никогда ее не выпускать из своей руки.
- Ну и что или кто мне может помешать в этом? Подумала она, ведь я же дочь фараона, правителя всего Египта. Она приказала плыть к берегу, начальник охранников было возразил, но царевна строго ответила:
- Я, сказала, плыть, к тому берегу! И показала пальцем в ту сторону, где стоял парень.
Ладьи развернулись, и спустя некоторое время причалили к берегу. Сойдя на берег, принцесса подошла к парню, взяла его за руку и нежным голосом произнесла:
- Меня зовут Нефер. А как тебя зовут.
- Тутмос. Робко ответил парень, девушка улыбнулась, они взяли друг друга за руки и некоторое время стояли так смотря друг другу в глаза.

Проснувшись утром, Евгений долго не мог прийти в себя, сон был настолько реалистичным, он помнил все, до мельчайших подробностей, дуновение ветра, запахи, прикосновения, и глаза Нефер. Друзья провели очередной день на пляже, но у Евгения из головы не выходила прошлая ночь, берег Нила, ладьи, пение, музыка и невиданной красоты девушка. Наступила еще одна Египетская ночь, парень долго не мог уснуть, но сон все-таки сморил его. Едва он уснул, как снова в его номере появилась та самая девушка одетая в платье из тончайшего белого льна, она, как и вчера присела на край постели, нежно поглаживая Евгения по руке.

Я, так долго ждала тебя любимый. Произнесла она.
- А ты скучал по мне?
- Очень. Ответил Евгений
- Расскажи, где ты был все эти годы? Ведь я искала тебя по всей , и в Нубии и в Ливии и даже в Ханаане искала тебя, подобно тому как Исида искала Осириса. Но в отличии от нее я нигде не смогла тебя найти ни живым ни мертвым.
- Я, живу в северных землях, там, где зимой неимоверные холода, и выпадает снег.
- Тебе там холодно, любовь моя? И что такое снег? Давай я своим телом согрею тебя любимый.
Нефер приблизилась к Евгению, она прикоснулась своими губами к его щеке, к его губам. Слаще этого прикосновения парень не испытывал никогда в жизни, он обнял ее и они слились в страстном поцелуе. Затем Евгений рассказал Нефер о Сибири, о других народах, о реках, где нет крокодилов, о снеге, выпадающем зимой.

Но все это ничто, по сравнению с той болью разлуки, которую я испытывал там без тебя любимая.
Нефер слушала все это с раскрытым ртом, ей все это было безумно интересно. Но потом она встрепенулась и сказала:
- Возьми меня с собой любимый. Не оставляй меня здесь одну.
- Хорошо, обязательно.
Нефер улыбнулась, и не было на свете ничего прекрасней и теплее этой девичей улыбки.
- Скоро рассвет, и мне надо уходить, но ты можешь прийти ко мне днем, в долину царей.
Рано утром Евгений засобирался, в путь, и уже после обеда был в Луксоре, позвонил друзьям что бы не волновались, сам же отправился в Долину Царей. Здесь он нашел усыпальницу, ту которую ему этой ночью показала Нефер. Защемило сердце, парень опустился на колени и слезы накатились на глаза, боль утраты пронизала его сердце и рвала душу, так больно ему не было никогда.

Нефер, Нефер, Нефер, я здесь, я пришел, рыдая произносил Евгений. Вот кто-то дотронулся до его головы, и он узнал эти нежные руки, но невидимые тиски еще больше сдавили сердце, боль была не выносимой, парень рыдал стоя у древней усыпальницы, древнеегипетской принцессы. С этого момента Нефер стала приходить каждую ночь к Евгению в номер, а он проводил целые дни у ее усыпальницы. А за день до отъезда, в Каире, Евгений зашел на рынок, прогуливаясь по рядам где продавали различные сувениры, парень увидел статуэтку удивительно похожую на Нефер и без раздумий купил ее, а вместе с ней купил и каноп, в который и была помещена душа Нефер. Так они отправились из теплого Египта в холодную Сибирь. Приехав домой, Евгений распаковал вещи и не мог дождаться ночи, и вот она наступила. Только парень задремал, как снова он был со своей возлюбленной Нефер, так шло время, царевна рассказала ему то что с ними произошло и почему он оказался в Аменти, здесь на краю земли.

Все произошло после того как молодая царевна, сошла на берег где работал у своего канала Тутмос, молодые люди взялись за руки и смотрели друг на друга не отрывая глаз, так они познакомились. Но вся проблема заключалась в том что Нефер была дочерью фараона, лица которому принадлежала вся власть в Египте. Царям царей Вавилона и Персеполя далеко до египетского фараона, который был богом на земле. А Тутмос был всего лишь зажиточным крестьянином. Но влюбленным было все-равно они просто любили и наслаждались друг другом, к сожалению счастье их было не долгим. Об их отношениях узнал один из придворных щеголей, который безнадежно был влюблен в Нефер. Чего он только не делал, каких козней только не творил, но зная чем грозит ее возлюбленному их отношения, принцессе удавалось сдерживать напор придворного щеголя Ментуфера. Но тот не унимался, и однажды нанял бродяг, нубийских наемников из бывших солдат, что бы те убили Тутмоса.

Наемники сделали свою грязную работу. А поскольку тело Тутмоса не было похоронено должным образом с соблюдением всех погребальных ритуалов, то его душа оказалась на краю земли в Аменти. Нефер же узнав об этом, убила Ментуфера, а после этого уговорив старого придворного жреца дать ей на время Книгу Мертвых. Найдя там нужные заклинания и произведя все нужные ритуалы, царевна налила в кубок вина с сильнодействующим ядом, выпила и умерла. Ба, молодой царевны, искала своего возлюбленного по всей земле Египетской, искала в Нубии, в Ливии, в Вавилонии и Ханаане. Подвергая свою жизнь смертельной опасности опускалась в Аменти, и поднималась выше звезд, но нигде не могла найти Ба Тутмоса. Ба принцессы чувствовала что он где-то есть, что он тоже ищет ее, но ни Ба Тутмоса ни Ба Нефер не могли найти друг друга. И только спустя много тысячелетий, когда душа Тутмоса смогла перевоплотится в душу Евгения, который приехал в Египет из далекой Сибири где душа живого человека и встретилась с душой мертвой царевны.

Нефер было все-равно, где жить, здесь, на краю земли в Сибири как она считала что это Аменти, или дома в теплом Египте, она желала одного быть рядом с любимым, быть всегда и всюду вместе, этого же хотел и Евгений. Он любил Нефер больше жизни, в прочем он это доказал еще тогда много тысячелетий назад, когда наемники Ментуфера предложили ему жизнь в обмен на то что он откажется от Нефер, но Тутмос плюнул им в лицо и был убит. А его неприкаянная Ба отправилась странствовать по свету пока северные ветры не занесли ее в . Так шло время, Евгений и душа Нефер жили что называется душа в душу, два мира, две материи, живой человек и призрак давно умершей египетской принцессы. И вот Нефер решила вселиться в современную молодую женщину, с помощью интернета, она вместе с Евгением нашли нужные заклинания в Книге Мёртвых, и Нефер отправилась на поиски подходящего тела.
Много времени она проводила в больницах и доме мертвых, так она назвала морг, но все тщетно. И вот в один из дней в больницу привезли умирающую от рака молодую девушку, внешне один в один похожую на египетскую принцессу. Нефер дождалась ее кончины, и как только душа девушки покинула тело, принцесса прочла нужные заклинания из Книги Мёртвых и вселилась в тело умершей. Спустя неделю, тело Марины исцелилось от рака, и ее выписали из больницы. Так душа Нефер через несколько тысячелетий получила новое тело. Родители Марины были рады исцелению дочери, которая очень быстро пошла на поправку, а спустя пару дней Нефер или теперь уже Марина была в объятиях любимого Тутмоса, который теперь был Евгением. Спустя месяц молодые сыграли свадьбу, и в свое свадебное путешествие отправились в Египет, здесь они зачали ребенка, и в положенный срок у них родилась девочка, которую они назвали Нефертари, что в переводится как Прекрасная звезда. Так спустя много тысячелетий души двух разлученных смертью влюбленных нашли друг друга, смогли воплотится в современных людей и родить ребенка. Так соединились две половинки, некогда разбитого сосуда безграничной любви.

Дочь фараона Тутмоса I, наследная принцесса Хатшепсут Хенематон Мааткара, осталась в истории не только как мудрая правительница.Папирусы описывали царицу как сильную, гордую и прекрасную женщину, образ которой стал одним из современных канонов красоты.

Детство принцессы Хатшепсут закончилось еще до того, как она повзрослела – маленькая девочка должна была уметь не только играть на музыкальных инструментах, петь и изящно двигаться, но также и выглядеть, как живое воплощение богини на земле. Всех развлечений – нечастые прогулки по Нилу на лодке в компании телохранителей и десятка невольниц.

Перст судьбы

Стрела, впившаяся в бок папирусной царской ладьи, продолжала вибрировать, когда рослые нубийцы из охраны схватили неудачливого охотника. Это было не покушение на жизнь принцессы, нет; возможно, это была сама судьба.

В летописях не сохранилось многое, но заключенный под стражу молодой феллах не был казнен ни тогда, ни на следующий день, а юная принцесса несколько раз навестила его в темнице. Что произошло тысячелетия назад – доподлинно неизвестно, но с той поры Сененмут занял место писца и архитектора при дворе фараона Тутмоса I.

Злые языки шептались, что результаты ордалий – Суда Богов – были сфальсифицированы в угоду будущей царице, а звания жреца обольститель, чернокнижник и обманщик Сененмут не заслуживает и подавно. Но Хатшепсут не было дела до сплетен, ведь ее будущее правление – дело решенное, и никто не осмелится идти против воли царицы.

Фараон Хатшепсут

Изида и Осирис, Хатшепсут и Тутмос II – это было предопределено изначально, ведь великая богиня возлежала со своим единокровным братом и зачала от него.

Но даже смотреть на брата и будущего правителя было невыносимо омерзительно – маленький, толстый, с вечно потными ладошками и бегающими глазками сводный брат был ей просто противен.

Невыносимая глупость в его характере самым причудливым образом сочеталась с подлостью и сладострастием. Верховная жрица Амона-Ра не имеет права выбирать свою жизнь. Царица Верхнего и Нижнего Египта не имеет права быть счастливой.

Неизвестная болезнь, яд или смертельное проклятие свели нелюбимого мужа в могилу практически сразу. Пышной и мрачной погребальной церемонией руководил Сененмут – к тому времени придворный зодчий и советник регентши при малолетнем Тутмосе III, любовник и возлюбленный царицы и предмет для сплетен доброй половины Египта.

Рожденный вне брака Тутмос III, сын Тутмоса II и флейтистки, стал настоящим крахом амбициозных мечтаний талантливой и мудрой правительницы. С таким положением вещей, впрочем, она была не намерена мириться.

Престол Египта мог занимать только мужчина – и это правило неукоснительно соблюдалось тысячелетиями. Возможно, именно Сененмут помог царице обрести желаемое – Хатшепсут пришлось стать мужчиной. Подходящая легенда о божестве, проникнувшем в спальню к ее матери, была выдумана тут же, и уже через несколько лет люди и думать забыли о том, что их фараон когда-то был женщиной.

Самое интересное, что жрецы тоже молчали, словно не видя творившегося под носом попирания сотен тысячелетних запретов. Мужской наряд и накладная бородка фараона Хатшепсут запечатлены на множестве барельефов того времени, как и ее истинный пол.

Расцвет Египта

Фиванский Ренессанс ознаменовался победами, активизацией торговых отношений, наращиванием военного флота и чередой грандиозных строительств. Сененмут, который открыто правил страной вместе с фараоном Хатшепсут, в честь своей возлюбленной полтора десятка лет возводил прекрасный храмовый комплекс, поражающий воображение и сегодня.

Зодчий и царица-фараон были, очевидно, счастливы в своем тайном браке, и подтверждением тому служат и исторические сведения, и аутентичные барельефы того времени. Игры Нефрур и Меритры – дочерей «фараона», а также их воспитателя, наставника и отца Сененмута, запечатлены в серии рисунков в сакральной части комплекса Дейр-эль-Бахри.

Маленькая Нефрур не прожила долго, но ее сестра Меритра была выдана все за того же Тутмоса III. Таким образом расчетливая и мудрая Хатшепсут хотела укрепить свое положение в стране, сделав своего пасынка одновременно и своим зятем.

Кроме верного зодчего у царицы было множество фаворитов и любовников всех мастей, но они не задерживались надолго ни в ее мыслях, ни во дворце. Верный архитектор был согласен ждать вечно – и ее возвращения из таинственной страны Пунт, и в чертогах, где боги судят смертных.

Быть вместе влюбленные планировали и после смерти – Сененмут тайно велел строить свою гробницу рядом с будущим местом упокоения правительницы. Предположительно, царица была убита по приказу пасынка около 1458 году до н. э., а архитектор не пережил смерти любимой жены.

Кроме великолепных храмовых комплексов и доброй памяти о своих делах, Хатшепсут оставила потомкам пустые гробницы и множество вопросов. Впрочем, исследования Фосдик З.Г. дают возможность предположить, что финал истории был вовсе не трагичным.

Тутмос III мстил своей мачехе расчётливо, приказывая ломать статуи с лицом Хатшепсут и целенаправленно вымарывая ее имя из хроник; до высочайшего приказа на устранение оставалось совсем немного. Но царица и зодчий опередили наемных убийц и исчезли без следа, затерявшись среди людей и событий.

Почему-то тема древнего Египта стала мне очень близка, словно сама когда-то проживала всю эту историю.

В этой статье мне хочется обратить внимание на жен фараонов. Легендарная Тейя, жена Аменемхета, женщина красивая, жестокая, гордая, тщеславная, умная и самовластная. Никто не исследовал, как она вертела историей, вмешиваясь в государственные дела. Самой главной страстью жизни ее была неограниченная власть.

Практически это она управляла государством вместе с Эйе вместо Эхнатона, который всю жизнь был под жестким надзором своей властной матери. Единственным человеком, которому она доверяла, был визирь Эйе, он происходил из среды провинциального жречества и имел неограниченную власть над царицей. Он был не родственником, а скорее духовным братом Тейе. Стремясь упрочить свою власть, Эйе выдвигает Нефертити, была ли она его родной дочерью это еще вопрос, но духовной дочерью точно. Похожие истории царских домов неоднократно повторяются, всегда есть цари, которые на виду и те кто ими реально управляет, они всегда в тени. Скорее всего это богатые семейства того времени, использующие возможно какое-то религиозное течение, которое и представлял Эхнатон. Речь шла об изменении общественного строя, но как говорится: "слишком далеки они были от народа"...Это тема других статей. Сегодня я хотела бы обратить внимание на судьбы именно этих жен фараонов.

Вместе со своим супругом Нефертити правила Египтом 17 лет. Тех самых двух десятилетий, которые ознаменовались небывалой для всей древневосточной культуры религиозной революцией, поколебавшей самые устои древнеегипетской сакральной традиции и оставившей очень неоднозначный след в истории страны: на смену культам богов предков волей царственной четы пришел новый государственный культ Атона - животворящего солнечного диска." Великая супруга царская", "супруга Бога", "Украшение царя", была, прежде всего, верховной жрицей, вместе с царем участвовавшей в храмовых службах и важных ритуалах, и своими действиями поддерживавшими Маат - мировую гармонию. Задача царицы, участвующей в богослужении, - умиротворить и умилостивить божество, красотой своего голоса, неповторимым очарованием своего облика, звуком систра - священного музыкального инструмента. Недосягаемый для большинства смертных женщин статус "великой супруги царской", обладавшей большой политической властью, основывался именно на религиозных устоях.

Портрет царицы Нефертити в профиль 1983

Счастье продолжалось недолго. На двенадцатом году правления Эхнатона и Нефертити скончалась принцесса Макетатон. На стене усыпальницы, приготовленной в скалах для царской семьи, изображено отчаяние супругов. На ложе распростерта мертвая девочка. Рядом замерли родители - отец с заломленной над головой рукой, а другой рукой схвативший за руку жену, и мать, прижавшая руку к лицу, словно еще не верящая своей утрате. Пожилая нянька умершей рвется к телу любимицы, удерживаемая молодой служанкой. Сцена смерти Макетатон по силе переданных чувств, бесспорно, относится к шедеврам египетского рельефа.



Оплакивание дочери

Вскоре скончалась и царица-мать Тейе.Смерть Теий, крепко державшей всю власть в своих руках, стала переломным моментом в жизни Нефертити. Жрецы выдвинули новую царицу. С этого момента все внимание Эхнатона было сосредоточено на второстепенной супруге по имени Кийа. Еще при Аменхотепе III в Египет в качестве "залога" политической стабильности в межгосударственных отношениях прибыла митаннийская принцесса Тадухеппа. Именно для нее, принявшей по традиции египетское имя, Эхнатоном был выстроен роскошный загородный дворец Мару-Атон. Кийа была матерью принцев Сменхкара и Тутанхатона, ставших мужьями старших дочерей Эхнатона и Нефертити.

Нефертити оказалась в опале и провела остаток дней в одном из забытых дворцов столицы. Одна из статуй, обнаруженных в мастерской скульптора Тутмеса показывает Нефертити на склоне лет. Перед нами то же лицо, все еще прекрасное, но время уже наложило на него свой отпечаток, оставив следы усталости, даже надломленности. Идущая царица одета в облагающее платье, с сандалиями на ногах. Утратившая свежесть молодости фигура принадлежит уже не ослепительной красавице, а матери шести дочерей, которая многое видела и испытала в своей жизни.

Кстати, мало кто исследовал роль женщин цариц, их влияние на развитие государства. имя Нефертити переводится как "заходящая красота". Период правления Эхнатона вызвал долговременный упадок и только Рамзес второй с женой Нефертари (чье имя: Восходящая красота) поднял славу Египетского государства на небывалую высоту, возродив религию, разрушенную Эхнатоном. Но об этом позже...

В чем же была причина неожиданной опалы Нефертити и крушения союза, любовь и взаимные чувства которого воспевались в десятках гимнов? Вероятно, основной проблемой царственной четы стало отсутствие сына, который мог бы унаследовать престол. Дочери Нефертити не обеспечивали надежность продолжения династической смены власти. В своем почти маниакальном желании иметь сына Эхнатон вступает в браки даже со своими дочерьми. Судьба посмеялась над ним: старшая дочь, Меритатон родила собственному отцу еще одну дочь - Меритатон Ташерит ("Меритатон-младшую"); одна из младших - Ахесенпаатон - еще одну дочь…


Портрет старшей дочери Эхнатона Меритатон 1977

Однако триумф Кийи, родившей царю сыновей, был недолог. Она исчезает на шестнадцатом году правления супруга. Придя к власти, старшая дочь Нефертити - Меритатон, тотально уничтожила не только изображения, но и практически все упоминания о ненавистной обитательнице Мару-Атона, заменив их своими собственными изображениями и именами. С точки зрения древнеегипетской традиции, подобный акт был самым страшным проклятием, какое можно было осуществить: не только имя умершего стиралось из памяти потомков, но и его душа лишалась благополучия в жизни загробной.

В 1907 году в Фивах, в Долине царей, некрополе, где нашли свой последний приют величайшие владыки Египта, экспедицией Айртона было сделано открытие. Каменные ступеньки вели в крохотную гробницу. Женский саркофаг, валявшийся на полу вырубленной в скале комнаты, был частично открыт. Маска саркофага была уничтожена, имена в надписях на нем - вырезаны. Рядом с саркофагом блистали золотом остатки погребального паланкина царицы Тейе, матери Эхнатона. Внутри саркофага находилась мумия молодого мужчины. Находка стала поводом для нескончаемой дискуссии. предполагается, что тело, погребенное в гробнице принадлежало Сменхкара. Для кого же был приготовлен саркофаг? Кто была та женщина, чье красивое, несколько жестокое лицо с таким мастерством запечатлел на крышках каноп неизвестный скульптор? Кропотливые многолетние исследования показали, что первоначальной обладательницей сосудов была Кийа. Тело несчастной было выкинуто из саркофага, переделанного и использованного для погребения ее сына. Невероятный взлет и не менее страшный конец этой судьбы...


портрет фараона Сменхкара 1979

Эхнатон скончался на семнадцатом году правления. Ему унаследовал Сменхкара, муж Меритатон, а спустя год, после загадочной смерти последнего, - совсем еще мальчик, двенадцатилетний Тутанхатон. Под влиянием фиванской знати Тутанхатон возрождает культы традиционных богов и покидает столицу своего отца, изменив имя на "Тутанхамон" - "Живое подобие Амона". Религиозная реформа рухнула и исчезла, как мираж пустыни.

Ахетатон был планомерно разрушен. Когда один из посланников царя вошел в скульптурную мастерскую Тутмеса, на полке рядом стояли два парных бюста Эхнатона и Нефертити. Видимо, от первого удара, пришедшегося по лицу Эхнатона, соседний бюст Нефертити упал в песок вниз лицом и остался нетронутым. Эхнатон и его время были прокляты. Официальные документы последующих эпох именовали его не иначе как "врагом из Ахетатона". О Нефертити забыли.


Портрет третьей дочери Эхнатона Анхсенпаатон

Анхесенпаатон, третья дочь Эхнатона и Нефертити, стала супругой юного Тутанхамона, Супруги-дети процарствовали под управлением Эйе всего шесть лет. Тутанхамон погибает при загадочных обстоятельствах. Анхесенамон, отказывается выйти замуж за Эйе, (но это уже другая статья...) и имя Анхесенамон исчезает из истории, а престол Тутанхамона унаследовал Эйе

Мутноджемет, младшая сестра Нефертити, спустя несколько лет стала супругой фараона Хоремхеба, с ней повторилась история Нефертити: царица тщетно пыталась родить фараону сына-наследника. Вырождение царского дома было налицо. Его результат ужасает: то, что осталось от тела Мутноджемет, было обнаружено вместе с мертворожденным ребенком; супруга Хоремхеба скончалась при тринадцатой (!) попытке родить наследника престола.

Неизвестно, как закончила дни сама Нефертити. Ее мумия не найдена. Судьбы этих женщин вполне реальны, они высечены на плитах. Перед нами история только 3 поколений фараонов и их семей. Можно ли назвать этих женщин счастливыми? В погоне за властью жречество не считалось ни с чем. Сколько погибших детей. Женщины, облеченные властью, и не имевшие любви, сколько не принятых судеб, боли и превосходчтва над людьми. Нет ни одной женщины этого времени, которая бы прожила долго и счастливо. А ведь фараоны неслучайно считались детьми бога на земле, что говорить о простых людях того времени...

Историю вместе с вами исследовала Весенняя рапсодия.

Сколько загадок хранит древнеегипетская цивилизация, оставившая огромное наследие и оказавшая сильнейшее влияние на мировую культуру, - никто не знает. Из школьной программы наверняка каждый помнит главное утверждение о том, что вся власть в Древнем Египте принадлежала исключительно мужчинам-фараонам. Но сравнительно недавно этот постулат был признан ошибочным, и о правительницах развитого древнейшего государства заговорили как о доподлинно известном факте.

Бог на земле и после смерти

Надо отметить, что все фараоны считались наместниками бога, им даже приписывали магические свойства. Особое отношение к смерти оставляло свой отпечаток на правлении главных властителей страны: о месте, которое примет их навечно, заботились заранее. Строились погребальные пирамиды, позднее от них отказались и стали вырубать в скалах огромные залы, вмещавшие не только саркофаги, но и предметы утвари, драгоценности, ведь считалось, что фараон и после своей смерти продолжал вести привычный образ жизни.

Усыпальницы - не место для скорби

Известное луксорское захоронение Та-Сет-Неферов находилось недалеко от усыпальниц Его название переводилось как «долина красоты», что очень необычно для кладбища, на котором покоились жены фараонов. Египтяне относились к сакральному месту без печали и скорби, ведь считалось, что умершие перешли в светлый и прекрасный мир.

Статусы жен

Правители иногда женились на своих сестрах или дочерях, ведь женщинам было запрещено выходить замуж не за царей, а вот здоровое потомство рождалось от наложниц гарема. Верховных правителей называли при жизни богами, а жены фараонов не всегда приобретали такой статус.

Египтологи, долго изучавшие проблему, установили, что только особые жрицы из царского семейства находились на особом положении. Их поступки никто не смел обсуждать, а приказы выполнялись беспрекословно. Женщины, воплощавшие бога на земле, проводили особые тайные ритуалы в святилище египетского натирая золотую статую благовониями и танцуя перед ней.

Значение роста у египтян

Нефертари, как звали жену фараона Рамзеса II, на всех барельефах изображалась одного роста не только с мужем, но и с богиней Хатхор, вручавшей ей символ загробной жизни. Эти росписи, не потерявшие яркости красок, хранила ее роскошная усыпальница, расположенная в известной Долине цариц.

Именно высоте изображаемого человека египтяне придавали большое значение. Реальные жены фараонов, не ставшие воплощением бога, всегда рисовались ростом намного меньше, чем их мужья. Но Нефертари никогда не была правительницей Египта, как, например, Клеопатра или Хатшепсут. О последней хочется рассказать отдельно.

Хатшепсут: история правления

Известны жены фараонов Египта и их матери, не получившие официального статуса правителей, но находившиеся на троне вплоть до периода эллинизма. Среди этих семи легендарных властительниц была Хатшепсут, потерявшая супруга Тутмоса II и родившая дочь, а не наследника. Она становится мачехой и тетей для отпрыска наложницы, объявляя себя регентом и ведя все общественные дела от имени мальчика, но через 6 лет начинает претендовать на власть, заявляя о своем царственном происхождении. Титул супруги Амона и почтение всей страны к волевой женщине помогают ей беспрепятственно взойти на трон.

Правила Хатшепсут страной долгих 20 лет, за это время она грамотно подавила беспорядки в Нубии, чем заслужила особое уважение. Став очень значительной фигурой в государстве, она переносит столицу в Фивы (Луксор) и еще при жизни занимается постройкой своего загробного святилища. В роскошной усыпальнице размещались огромные каменные изваяния Хатшепсут в обличии Осириса: изображалась с короной на голове и накладной мужской бородкой жена фараона, скульптурный портрет которой все-таки показывал миловидные черты.

Месть Тутмоса III

После ее смерти сын наложницы Тутмос III, оставшийся единоличным правителем, начинает планомерно разрушать все предметы культа, связанные с прежней хранительницей трона, которая никогда не пыталась его свергнуть.

200 статуй, изображавших Хатшепсут и сфинксов, были уничтожены и закопаны недалеко от поражающего размерами храма. Современные археологические экспедиции, нашедшие остатки уникальных композиций, восстановили картины величия сакрального места.

Чернокожие правительницы

Когда могущество Египта пошатнулось, его завоевывают собственные колонии - Нубия и Ливия. В храмы входят чернокожие фараоны, которым требовался особый статус. Чтобы находиться на троне по наследству, а не после захвата власти, они женятся на египетских аристократках, объявляя их и себя божественными воплощениями.

Известны факты, когда жены фараонов посвящали своих дочерей в супруги Амона, ведь столь высокий титул давал огромную власть. Многим чернокожим правительницам, возрождающим славу Фив, мужчина не требовался, и они передавали статус богини приемным дочерям. К сожалению, легендарный город был разграблен ассирийцами, и о могуществе богинь-фараонов уже никто не вспоминал.

Работающие в Египте археологические экспедиции раскрыли всему миру неизвестные доселе факты. Каждое новое открытие таких захоронений становится обсуждаемым событием в ученом мире.

Дочь фараона

Как рассказывается в Библии, Рамсес II приказал умертвить всех еврейских младенцев мужского пола, и, когда у одной женщины из колена Левия родился сын, она попыталась спасти его. Взяв маленькую тростниковую корзину (или «ковчег»), она пропитала ее смолой, чтобы та не промокла, положила в нее ребенка и оставила на берегу Нила. (Тростник - это местное растение папирус, из которого египтяне делали легкие суда и использовали в качестве материала для письма. Английское слово «бумага» («paper») произошло от слова «папирус».)

Небольшая корзина с младенцем была найдена:

Исх., 2: 5. И вышла дочь фараона на реку мыться… Она увидела корзинку среди тростника…

Кто была эта «дочь фараона», разумеется, неизвестно. Ее имя Библия не называет, и, так как у Рамсеса II было предположительно пятьдесят дочерей, установить личность юной госпожи не представляется возможным. Древнееврейский историк Иосиф Флавий, пересказавший эту библейскую легенду, заполнил этот пробел более поздним преданием, наделив принцессу именем Фермотес, но египетские царевны того периода с таким именем неизвестны. Один из ранних Отцов Церкви дал ей имя Меррис, и имя Мери встречается в надписях того времени. Однако это может быть простым совпадением.

Из книги Священная Библейская история Ветхого Завета автора Пушкарь Борис (Еп Вениамин) Николаевич

Сны фараона. Быт. 41К сожалению, как это часто бывает, счастливый виночерпий, сделавшись опять большим сановником, забыл похлопотать перед фараоном об Иосифе, который предсказал ему возвращение на свободу. Иосиф еще два года томился в темнице и потерял уже всякую надежду,

Из книги Мухтасар «Сахих» (сборник хадисов) автора аль-Бухари

Глава 1069: Слова Аллаха Всевышнего: «Привёл Аллах в пример тем, кто уверовал, жену фараона. Вот она сказала: “О Господь мой, построй мне дом в раю (поблизости) от Тебя, и избавь меня от фараона и избавь меня от людей несправедливых!” (И привёл Он в пример) Марйам, дочь ‘Имрана,

Из книги Европа и ислам: История непонимания автора Кардини Франко

Из книги Эпоха Рамсесов [Быт, религия, культура] автора Монте Пьер

11. Заветы фараона Долгое царствование и различные неприятные происшествия вроде описанного в предыдущей главке могли пробудить в фараоне естественное желание поведать о своем богатом опыте грядущим поколениям. Некоторые властители, в том числе Аменмес I, отец

Из книги Каноны христианства в притчах автора Автор неизвестен

Дочь фараона спасает Моисея (Исх., гл. 2) 5И вышла дочь фараонова на реку мыться, а прислужницы ее ходили по берегу реки. Она увидела корзинку среди тростника и послала рабыню свою взять ее. 6Открыла и увидела младенца; и вот, дитя плачет [в корзинке]; и сжалилась над ним [дочь

Из книги Толковая Библия. Том 1 автора Лопухин Александр

11. Авраам сказал: я подумал, что нет на месте сем страха Божия, и убьют меня за жену мою; 12. да она и подлинно сестра мне: она дочь отца моего, только не дочь матери моей; и сделалась моею женою; "Авраам сказал: я подумал, что нет на месте сем страха Божия.., да она и подлинно

Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр

34. И был Исав сорока лет, и взял себе в жены Иегудифу, дочь Беэра Хеттеянина, и Васемафу, дочь Елона Хеттеянина, 35. и они были в тягость Исааку и Ревекке Говоря о женитьбе Исава (по примеру Исаака, 25:20, 40 лет) одновременно на 2-х женах, дают видеть необузданную чувственность

Из книги Библия. Современный перевод (BTI, пер. Кулакова) автора Библия

2. Исав взял себе жен из дочерей Ханаанских. Аду, дочь Елона Хеттеянина, и Оливему, дочь Аны, сына Цивеона Евеянина, 3. и Васемафу, дочь Измаила, сестру Наваиофа О женах Исава здесь говорится уже в 3-й раз (ср. 26:34; 28:9), но имена их передаются иначе, чем в предыдущие 2 раза.

Из книги Мифы и легенды народов мира. Библейские сказания и легенды автора Немировский Александр Иосифович

Глава 41 Возвышение Иосифа на степень первого вельможи фараона и правителя Египта. Сны фараона 1. По прошествии двух лет фараону снилось: вот, он стоит у реки; Два года считаются, вероятно, судя по связи речи со ст. 23 гл. 40, от освобождения виночерпия, или же эта дата может

Из книги Исход автора Юдовин Рами

1. Сойди и сядь на прах, девица, дочь Вавилона; сиди на земле: престола нет, дочь Халдеев, и вперед не будут называть тебя нежною и роскошною. 1-3. В образных чертах, вполне отвечающих восточным обычаям и нравам, описывается состояние крайнего позора и унижения, которому имеет

Из книги Толковая Библия Лопухина. ВЕТХИЙ ЗАВЕТ.БЫТИЕ автора

Сны фараона Спустя два года фараону приснился сон: стоит он на берегу Нила, 2 и вот, семь коров, тучных, прекрасных видом, выходят из реки и начинают пастись в тростнике. 3 Тут же выходят из реки семь уродливых коров - кожа да кости - и становятся рядом с ними на берегу Нила. 4

Из книги автора

Сны фараона После этого прошло два года, и фараону приснилось, будто он стоит на берегу Нила и оттуда одна за другой выходят семь коров, красивых и упитанных, и пасутся в прибрежных тростниках. Вслед за ними из воды выходят семь других коров, безобразных и тощих. И они

Из книги автора

Прием у фараона И отправился Израиль со всем, что ему принадлежало, в Египет. Пришел он в Беер–Шебу и принес там жертву Всесильному отца своего Исаака. И в ночном видении явился Израилю Всесильный и сказал:- Иаков! Иаков!- Вот я! - отозвался он.- Я Всесильный отца

Из книги автора

У фараона Придя к фараону, Моисей и Аарон сказали:- Так говорит Йахве, Бог Израиля. Отпусти мой народ, и он совершит в Мою честь жертвоприношение в пустыне.- Кто такой Йахве, чтобы я его слушался и отпустил Израиль? Не знаю я его и Израиль не отпущу.- Йахве, - пояснили

Из книги автора

Колесницы фараона В Исходе 14:7 написано: «и взял шестьсот колесниц отборных и все колесницы Египетские, и начальников (шалишим) над всеми ими». Египетская колесница (Мемфисский храм).Фараон мобилизовал все быстроходные колесницы, чтобы преследовать сынов Израиля. В

Из книги автора

Глава 41. Возвышение Иосифа на степень первого вельможи фараона и правителя Египта. 1. Сны фараона. 1. По прошествии двух лет фараону снилось: вот, он стоит у реки;Два года считаются, вероятно, судя по связи речи со ст. 23 гл. 40, от освобождения виночерпия, или же эта дата может