Болезни Военный билет Призыв

Дмитрий петров и его семья. Даже меня и то спрашивают. И что ты отвечаешь? Вы пробовали когда-либо учить языки программирования

Дмитрий Петров.

материалы пресс-служб.

Дмитрий Петров: «В семье я говорю только на русском»

Услугами переводчика программы «Полиглот» пользовались все президенты нашей страны. Теперь же поучиться иностранному языку у именитого преподавателя может каждый.

Услугами переводчика программы «Полиглот» пользовались все президенты нашей страны. Теперь же поучиться иностранному языку у именитого преподавателя может каждый. На освоение базовой структуры любого языка Дмитрий отводит 16 часов.

— Дмитрий, у вашей программы говорящее название — «Полиглот», и вы таковым действительно являетесь. В вашем активе около 30 языков, а изучали вы и вовсе около 100. Но был ли какой-то язык, который стал камнем преткновения даже для вас?
— Есть несколько языков — это основные европейские, которыми я пользуюсь и как преподаватель, и как переводчик-исследователь, и как телеведущий. Есть ряд других языков, с которыми я неплохо знаком, но при этом не будем утверждать, что знаю их очень хорошо. Есть древние языки, на которых я могу читать, но говорить на них мне уже не с кем. Например, латинский или древнегреческий. Есть языки, которые я осваиваю, когда мне предстоит поехать в какую-то страну, даже если на этом языке говорят только там. Теперь что касается сложности в их изучении. На всех языках говорят люди, и они, в принципе, не так сильно отличаются друг от друга. Даже тот язык, который мы считаем непростым, труден в силу непохожести на структуру нашего родного языка. Приведу пример. Допустим, часто слышишь: вот, в тюркских языках или языках финно-угорской группы, таких как финский или венгерский, 10—15 падежей. Но зато там нет предлогов! То есть наличие определенных трудностей компенсируется какими-то позитивными сторонами.


— Тогда, может быть, назовете свою личную иерархию языков? От сложного к простому.

— Простое — это, как я уже сказал, набор основных европейских языков: английский, французский, испанский, итальянский, немецкий. Ими я пользуюсь достаточно часто. Естественно, я владею ими лучше и свободнее, потому что чаще бываю в этих странах, чаще работаю с этими языками и чувствую себя с ними гораздо комфортнее, чем, например, с языками тюркскими, которыми тоже интересуюсь. А в Казахстане я даже помогал при создании методики изучения казахского языка, но тем не менее не буду утверждать, что знаю его настолько хорошо, потому что сталкиваюсь с ним гораздо реже.

— Вы продолжаете изучать новые языки?
— Ну, если мы с вами разговариваем, значит, я по некоторым признакам живой. (Смеется.) И этот процесс не закончился.

— То есть вы пока не набрали для себя того необходимого количества, на котором решили остановиться?
— У меня такая корзина языков, которые я еще планирую изучить, что мне ее хватит на несколько жизней. (Смеется.) Из тех, которыми собираюсь заняться в ближайшее время, — это китайский. Я занимался им немного, более того, когда был в Китае, даже применял свои самые базовые знания. Но вот сейчас решил освежить его вновь.


— Вы бывали во всех странах, чьи языки вам знакомы?
— Это параллельный процесс. Если я еду в страну, то стараюсь хотя бы элементарно освоить ее язык. А если изучаю язык, то стараюсь поехать в эту страну, чтобы применить его на практике.

— Сейчас вы занимаетесь с очередной звездной группой испанским языком. Какие у вас с ним взаимоотношения?
— Когда я был совсем маленьким, мне подарили книгу «Дон Кихот», естественно, на русском языке. Но это очарование испанской культуры и менталитета я почувствовал уже тогда. И это же был один из первых языков, на котором я попробовал говорить, не изучая его формально. В школе я учил английский и немецкий, но пользовался тем, что в городе Новомосковске, где тогда жил, было много студентов из Латинской Америки, с Кубы. И я просто приставал к ним на улице, начинал говорить по-испански, они откликались. То есть это ощущение общения на языке с живыми людьми, в частности, пришло ко мне именно через знакомство с испанским языком.

— Первое знакомство с языками у вас началось в детстве через зарубежные сказки, которые в оригинале читала вам бабушка. Как вы их воспринимали?
— Так же, как каждый ребенок воспринимает сказку. С какого возраста мы начинаем детям читать? Как только они родятся. Но они еще не знают слов. Поэтому сначала сказка, или вообще язык, воспринимается ими через эмоции, через образы. И только потом через слова и грамматические структуры. То есть для меня сказка — это была некая картинка. Конечно, я понимал не все слова, но самое главное, что у меня появилось ощущение, что это — часть какого-то пространства, в которое хочется войти и понять.


— А какие вам читали сказки?

— На английском это были сказки «Тысяча и одна ночь», на французском — Шарль Перро, на немецком — братья Гримм.

— И потом, уже в школе, это, наверное, помогло вам воспринимать языки не как что-то чуждое, а знакомое и родное.
— Да, языки уже тогда не были для меня чуждым пространством. А учитывая то, что моя мама была и моей учительницей в школе по иностранному, с этим проблем вообще не возникало.

— Своих детей вы тоже с детства погружали в язык?
— Поскольку семья у нас интернациональная, мои дети уже с ранних лет попадали в среду, где говорили на других языках. А старший сын и вовсе выбрал профессию лингвиста, переводчика. Причем без какого-то насилия с моей стороны.


— А на дочку вы не обижаетесь, что она хочет поступать в медицинский?

— Ну кто же обижается на то, что в семье будет свой медик? Это тоже своего рода язык — тела и здоровья. Хотя не знаю, насколько это ее окончательное решение, ей пока 15 лет.


— Ваша супруга Анамика — из Индии. Когда вы познакомились, она уже свободно говорила на русском языке?

— Она говорила на нем как на иностранном. Сейчас она говорит на нем как на родном.

— Но для вас это стало стимулом изучить хинди?
— Да, потому что когда есть возможность освоить язык с помощью носителя — это совершенно уникальная ситуация. А если есть такая возможность в семье — тут уж сам бог велел.

— Если в семье у вас все свободно пользуются языками, вы, наверное, относитесь к ним с особенным пиететом? Не устраиваете дней: сегодня мы говорим исключительно на английском, завтра — на хинди, на немецком и так далее…
— Когда мы живем в Москве, комфортной средой, конечно, остается русский язык. Хотя при желании мы могли бы перейти и на ряд других. Помните эту цитату: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины ты один мне поддержка и опора… русский язык». Конечно, родной язык ничто не заменит. Но и от других я не могу сказать, что устаю.

— У кого из ваших телевизионных учеников наметился наибольший прогресс в изучении испанского?
— У каждого своя скорость, и любой преподаватель знает, что нельзя оценивать по тому, как обучающийся ведет себя на занятии в классе. У кого-то мощный эффект приходит через какое-то время, у кого-то — такое взрывное, креативное, мгновенное восприятие информации. Это вопрос темперамента человека. Поэтому я доволен всеми.

— На вашем счету — еще один огромный опыт. Это работа с тремя российскими президентами.
— Здесь речь идет о переводческой работе, о синхронном переводе. В таком формате мне удалось переводить и Горбачева, и Ельцина, и Путина.

— Какие самые запоминающиеся впечатления остались от такой работы? В чем ее особенность?
— Во-первых, это, конечно, более высокая степень ответственности. А с другой стороны, большая предсказуемость. Потому что люди, занимающие высокие посты, как правило, говорят очень выверенным языком, по возможности избегая каких-то двойных толкований. Поэтому для профессионального переводчика они — идеальные клиенты.

— Что за история была, когда вы переводили Путину, но были при этом переводчиком со стороны Исландии?
— Да, я сопровождал в поездке исландского президента, когда он приезжал с официальным визитом в Россию. Кроме Москвы он был в Петербурге, в Новгороде, на Крайнем Севере, и во всей этой поездке я находился с ним. А с Путиным у него была личная беседа, которую я переводил. И в том числе официальную встречу в Большом зале приемов в Кремлевском дворце.

— А переводили вы с исландского языка?
— Нет. (Смеется.) Он говорил по-английски. Но на исландском языке президент читал официальную речь, которую я тоже переводил. Правда, текст знал заранее, так что буду откровенным. (Смеется.)


— То, что наш президент говорит на иностранном языке, наверное, и для страны, и для него лично — большой плюс?
— Для него лично, разумеется, это большой плюс, как и для каждого человека. Но говоря о нем как о политической фигуре — это, конечно, другое дело. Знание языков очень важно на международной арене. Политик, говорящий на иностранных языках, воспринимается уже с некоторым придыханием, с большим пиететом.


— Мне очень понравилось, как вы в интервью встали на защиту Виталия Мутко, который читал свою выученную за два дня речь на английском языке…

— Да, этого требовал формат, и он это сделал. Более того, иностранные коллеги оценили это очень позитивно, потому как они все прекрасно знали — Мутко не говорит на языке. Сам факт того, что он сделал над собою усилие и выступил по-английски, вызывает уважение. Мы же всегда восхищаемся, когда к нам приезжает иностранец и хоть два слова скажет по-русски.

— Вам самому когда-нибудь приходилось прибегать к услугам переводчика?
— Буквально несколько месяцев назад я делал презентацию своей методики в Вильнюсе. Большая часть аудитории русским языком владела, поэтому они слушали меня без переводчика. Но часть присутствующих, как раз то поколение, которое утратило русский язык, поскольку не учило его в школе, слушали мое выступление через синхронного переводчика. И для меня это было очень необычное ощущение.

— Как человеку, выучившему не один язык, вам легче сформулировать, почему все-таки одни могут освоить сразу несколько иностранных языков, а другие не в состоянии выучить и один, говоря, что у них нет способностей.
— В изучении языка есть два фактора. Первый — психология, второй — математика. Математика — это необходимость освоить базовые алгоритмы языка. А психологический фактор связан с тем, что огромное количество людей катастрофически боится делать ошибки, что совершенно неправильно. Нужно прощать себе ошибки и воспринимать их как инструмент к познанию. Прежде чем человек станет чемпионом по плаванию, он должен научиться хотя бы держаться на воде, чтобы не утонуть.


Редакция благодарит ресторан «Счастье на крыше» (Б. Путинковский пер., 5) за помощь в проведении фотосессии.

Российский полиглот Дмитрий Петров ведет передачу на телеканале «Культура», в рамках которой обучает участников нескольким языкам, в том числе, хинди/урду. Этот язык он захотел выучить, потому что жена Дмитрия Петрова Анамика Саксена - уроженка Индии. Сначала Анамника говорила на русском, как на иностранном, а теперь он стал для нее родным.

на фото - Дмитрий Петров с женой

Анамика выросла в семье журналиста и переводчика Муниша Саксена, у которого было много друзей в Москве, которые иногда приезжали к ним в гости. Благодаря им будущая жена Дмитрия Петрова с детства знала о существовании России, и кто такие русские. В Москву Анамика Саксена впервые приехала вместе с родителями в апреле 1981 года. Отец устроился работать в издательство «Прогресс» переводчиком, а она большей частью сидела дома и много читала, слушала музыку Боба Марли. Она не собиралась оставаться в Москве навсегда, но потом ее планы изменились – будущая жена Дмитрия Петрова поступила Институт иностранных языков им. Мориса Тореза, поселилась в общежитии, и когда родители уехали, осталась в российской столице одна.

Со своим будущим мужем Анамника познакомилась в институтском общежитии, где они и начали свою семейную жизнь. В то время Дмитрий уже был преподавателем, а она студенткой. Там же у них родился старший сын Демьян – у Анамники, как у иностранной студентки, была своя отдельная комната, но Дмитрия не всегда пускали, хоть он уже и был ее законным мужем, поэтому ему иногда приходилось залезать домой через окно. Постепенно они смогли договориться с вахтершами, которые даже помогали им нянчить сына.

Через три года они купили собственную трехкомнатную квартиру. К тому времени жена Дмитрия Петрова уже закончила учебу и стала аспиранткой, но аспирантуру из-за рождения ребенка так и не закончила. Она подрабатывала переводами, в частной школе. Анамника через несколько лет жизни в России приняла православие – ее крестили прямо в озере в деревне, где они с мужем купили дом.

Старший сын Дмитрия Петрова до трех лет разговаривал, исключительно, на хинди, потому что несколько месяцев вместе с мамой прожил у нее на родине в Индии, поэтому и ему пришлось выучить этот язык. Сейчас Демьян тоже окончил лингвистический университет и работает переводчиком. Младшие дети – сын Илиан и дочь Арина не пошли по стопам родителей. Илиан окончил Академию народного хозяйства, а дочь поступила в медицинский.

Если вы говорите хотя бы на одном языке, пусть даже это родной русский, значит, вы имеете способность выучить любой другой язык.

Это утверждает Дмитрий Петров , который без труда может освоить любой иностранный язык. Петров - ведущий образовательного проекта «Полиглот» на канале «Культура». Всего за 16 занятий группа «с нуля» начинает свободно выражать свои мысли на чужом языке. В чём тут секрет?

В день по строчке

«АиФ»: - Дмитрий, сколько всего языков вы знаете?

Д.П.: - Есть несколько языков, с которыми я работаю: преподаю, перевожу. Английский, французский, итальянский, испанский, немецкий, чешский, греческий, хинди. Есть языки - их около пятидесяти - на которых могу читать. Но это не значит, что свободно ими владею. Есть языки, которые я использую для общения в стране пребывания, но не владею ими профессионально.

«АиФ»: - Может ли взрослый человек выучить иностранный? Или это доступно только детскому уму?

Д.П.: - Язык можно выучить в любом возрасте. Конечно, взрослому сложнее. В том числе из-за нехватки времени. Ведь дети, подростки, студенты основное время посвящают обучению, им легче. Для взрослых главный фактор - это мотивация. Желание найти новую работу, переехать, просто пообщаться, влюблённость и т. д. Не ограничивайте себя дилеммой: либо я говорю идеально, либо молчу. Говорить нужно в любом случае, даже если вы знаете всего несколько слов и умеете составлять элементарные фразы.

«АиФ»: - А с какого возраста можно учить языку детей?

Д.П.: - Можно начать в любом возрасте, но это не должно быть насилием, заставлять нельзя.

«АиФ»: - Есть методики, которые предлагают изучать несколько иностранных слов каждый день, чтобы нарабатывать словарный запас. Это эффективно?

Д.П.: - Чтобы овладеть свободной речью, надо запоминать не отдельные слова, а словосочетания и предложения. Для развития памяти полезно учить стихи или песни. Если хотите овладеть языком на более продвинутом уровне, читайте. Можно каждый день по странице, по абзацу, да хоть по строчке, лишь бы регулярно. Каждый день уделять языку по 5-10 минут эффективнее, чем решить заниматься каждый день по два часа и не находить времени.

Не забуду никогда?

«АиФ»: - Все учили иностранный язык в школе. Но ведь если язык не использовать, он забывается…

Д.П.: - Ближайший аналог изучения языка - это освоение какого-либо вида спорта. Если вы научились плавать, то, даже не став олимпийским чемпионом, уже не утонете. Да, чтобы свободно владеть языком, надо постоянно тренироваться. Но важно создать несгораемый запас, и тогда окончательно язык не забудется никогда. При необходимости этот «файл» можно будет открыть и довести до состояния, когда вы сможете свободно общаться.

«АиФ»: - Многие жалуются: я всё понимаю, а сказать на иностранном ничего не могу. Как с этим справиться?

Д.П.: - Базовые структуры, отвечающие за связную речь, доведите до автоматизма. Чтобы, как в спорте, вы не задумывались, какое движение следует выполнить в данный момент. Если, наоборот, вы многого не понимаете, смотрите фильмы на языке, слушайте радио - чтобы привыкнуть к звучанию языка. Тогда он перестанет быть чужим, и будет легче воспринимать смысл чужой речи.

«АиФ»: - Почему международным языком стал именно английский?

Д.П.: - По двум причинам. Английский структурно на порядок легче, чем остальные европейские языки. Он в ходе истории потерял почти все окончания глаголов, существительных, он подчиняется математической логике. Вторая причина - экспансия англоязычного мира.

«АиФ»: - А как вы считаете, русский язык не потерял своих позиций? В последнее время есть тенденция к его упрощению. То буква «ё» пропадает, то ударения смещаются. Даже «парашют» предлагали писать с буквой «у»…

Д.П.: - . А то, что он меняется, - это нормально. Но очень важно придерживаться золотой середины, норм, которые сохраняют язык как культурный ориентир. Например, буква «ё», по моему мнению, - это святое. Она абсолютно оправданна.

«АиФ»: - На ваших уроках на иностранном начинают говорить с первых минут. Как?

Д.П.: - Я использую принципы математики и психологии. Стараюсь создать комфортную атмосферу, чтобы ученики не боялись делать ошибки, а язык воспринимался бы на эмоциональном уровне. Важно научить из небольшого количества комбинаций строить множество предложений и конструкций.

В бытовой речи используется всего 300-400 слов, они охватывают 90% устной речи. Человек даже с посредственной памятью может выучить 300 слов за небольшой период времени.

Английский учат у нас с малолетства, однако иностранный язык для миллионов соотечественников остаётся китайской грамотой - ни слова сказать, ни письма написать. Чтобы не повторить опыт Олимпиады в Пекине, где языковой барьер стал настоящей проблемой, в Сочи в числе прочих вариантов решения этой задачи обратились за помощью к Дмитрию Петрову, автору уникальной методики изучения иностранных языков. Во время его краткого визита в наш город «Сочинские новости.рф» попытались выяснить, откуда берутся языковые барьеры, почему их так трудно преодолеть и как стать полиглотом.

Свой метод переводчик-синхронист, преподаватель Московского лингвистического университета, полиглот (в его активе больше 30 языков) Дмитрий Петров, по собственному его признанию, придумал от отчаяния и возмущения: проучившись десять лет в школе и ещё пять - в вузе, миллионы россиян не могут двух слов связать ни на каком иностранном языке. Детские страхи - сделать ошибку и получить за это плохую оценку - мешают свободному общению и развитию речи. «Язык нужен для коммуникации, - напоминает психолингвист Петров. - Сначала - свобода, и только потом - правильность».

Занятия языком похожи на занятие спортом, - продолжает он. - Не обязательно становиться профессиональным пловцом, но держаться на воде, плавать должны уметь все - чтобы не утонуть.

- Возможно ли «знать язык в совершенстве»?

В совершенстве никакой язык знать нельзя, даже родной.

Сколько времени требуется вам, чтобы выучить незнакомый язык? Какой язык освоили недавно и «кто на очереди»?

Основы нового языка можно освоить за пару недель. Я в данный период интересуюсь группой тюркских языков.

- С какого возраста лучше всего начинать изучение языков? По одному или «все сразу»?

Главное, чтобы изучение языка не воспринималось ребёнком как насилие. Тогда процесс идёт эффективнее. Вполне возможно параллельное освоение двух или более языков, если на то есть мотивация.

Существует ли возрастной предел, когда все усилия в этом направлении уже напрасны? И кому языки даются легче - мужчинам или женщинам?

Возрастного предела нет, а половые различия в этом процессе несущественны.

- Как вам училось в школе? Когда и как вы пришли к созданию собственного метода?

Кстати, ограничиваться английским, который в преддверии Олимпиады в Сочи взят за основу лингвистического просвещения местного населения, по мнению Дмитрия Петрова, не стоило бы - среди иностранных гостей будет немало тех, кто либо не знает, либо не говорит на английском из принципа. Тем не менее, уже около года реализуется городской образовательный проект «Слово дня», в рамках которого жителей Сочи пытаются обучить азам английского, предлагая каждый день запоминать слово или фразу по выбору организаторов. Для этого слова и фразы твердят по радио, ТВ (включая маршрутные такси, где есть ТВ), пишут «на заборах»...

- Насколько перспективной и эффективной кажется вам программа «Слово дня»?

Язык таким образом, конечно, не выучишь, что же касается расширения словарного запаса - почему бы нет?

Как обеспечить базовый уровень знания иностранного языка, в частности, для работников сферы услуг, полиции и других служб в преддверии Олимпиады в Сочи? Что, кроме «служебной» мотивации для этого необходимо? И есть ли у вас и ваших учеников планы в отношении Сочи?

Мотивация - великая вещь, творящая чудеса. А добавить надо серию компактных, специализированных тренингов. В Сочи мы могли бы оперативно, с помощью компактных тренингов, научить основам иностранных языков людей по разным направлениям, которые могут быть востребованы на Олимпиаде.

С какого иностранного языка начинали вы, кто или что определило этот выбор? И есть ли у вас предпочтения сегодня? Общение на каком языке доставляет наибольшее удовольствие?

Начинал в обычной школе с английского и немецкого. А сейчас отношусь к языкам, как к друзьям. Иногда общаешься больше с одним, чем с другим. У каждого свой характер, свой темперамент, свои интересные стороны. Выбрать трудно.

- Пишут, что вы ездите в Казахстан обучать казахов казахскому языку…

На самом деле я просто помогаю в создании более эффективной методики изучения казахского языка на основе своих подходов.

Ваш метод - шанс для всех, кто после долгих лет обучения в школе и вузе так и не обрёл дара речи. Какие усилия и сколько времени нужно для того, чтобы «заговорить»? В чем особенности и основные принципы вашего подхода?

Основные принципы - компактность во времени, индивидуальный подход, создание комфортной психологической среды и обретение чувства свободы с самого начала процесса обучения.

Между тем, первые психологические барьеры в этом плане создаются еще в школе… Как быть? Что мешает и что помогает стать свободным, в том числе в общении на незнакомых языках?

Что мешает стать свободным - вопрос скорее философский и психологический, чем лингвистический. Но никто и ничто не мешает делать шаги к свободе. В своей методике для этой цели я применяю специальный психо-эмоциональный тренинг - настройку на изучаемый язык.

Частный вопрос. Есть ли смысл учить детей письменному английскому? Что дают диктанты, на которых строят порой процесс обучения в школах?

В школе без письменного языка не обойтись. А намного важнее, чем диктанты - чтение. К сожалению, дети сейчас читают меньше, в том числе и по-русски.

Некоторые предпочитают учить иностранные языки, просто читая книги со словарём. Что вы думаете о такой тактике?

Плохого в этом ничего нет, но это не изучение, а именно чтение книги со словарём.

Как россияне со своим уровнем знания языков выглядят по сравнению с жителями других государств? В какой стране больше всего полиглотов? И почему?

Россияне не хуже других. Американцы, англичане или китайцы знают языков не больше. А многоязычием славятся либо представители малых стран, где не обойтись без знания иных языков, либо жители курортных регионов, которым надо обслуживать туристов. Это сильная мотивация.

- Насколько популярен русский язык в мире?

Русский язык в целом своих позиций не теряет, а кое-где и переходит в наступление. Даже в странах, где его пытались искоренить, интерес к нему возрождается.

Когда-то полагали, что эсперанто может стать единым языком человечества. Возможно ли сегодня создание такого искусственного языка, или «гегемонию» английского уже не победить?

Примитивный английский и стал тем «эсперанто», который пытались создать. Это неизбежное следствие тотальной глобализации, и бороться с этим бессмысленно. Что не мешает нам наслаждаться богатством нашего собственного языка.

Сегодня много говорят о кризисе, негативных процессах, происходящих в русском языке, чрезмерных иностранных заимствованиях... Разделяете ли вы это мнение?

Здесь, как и во всём, нужна золотая середина. Без заимствований не обойтись. Но и злоупотреблять ими не стоит. Критерий - личное образование и чувство вкуса.

Что желают друг другу в Новый год в разных странах - говорят на разных языках примерно одно и то же или есть оригинальные исключения? И что такое Новый год для вас?

Конечно, в новогодних пожеланиях есть национальные особенности. Французы желают доброго года - Bonne annee!, а англичане - счастливого - Happy new year! А для меня Новый год - это воспоминание о детстве и, как у всех, ожидание подарков от Деда Мороза.

Подарком для миллионов россиян в новом году станут очередные циклы «Полиглота» на телеканале «Культура» - Дмитрий Петров преподаст основы французского и испанского. А в Сочи он вместе со своими последователями поможет сотрудникам администрации города и районов, работникам сферы услуг и представителям разных служб найти общий язык с гостями Игр-2014. Первые группы приступают к занятиям…

webzuweb 8 декабря 2015 в 09:56

Как научить полиглота новому языку?

  • Изучение языков ,
  • Интервью

Интервью с Дмитрием Петровым

Интервью с известным психолингвистом, полиглотом, синхронным переводчиком, теле- и радио-ведущим, создателем уникальной системы изучения иностранных языков, Президентом Центра Инновационно-Коммуникативной Лингвистики, учителем с большой буквы и отличным собеседником. Дмитрий Юрьевич научил меня базовому уровню 4 иностранных языков, а я попытался приоткрыть перед ним дверь в увлекательный мир программирования. В конце статьи специальный презент для ГИКов и маглов →.



Я решил написать это статью потому, что многие до сих пор не знают об уникальной системе ускоренного изучения иностранного языка базового уровня за 16 уроков. Открытие этой системы для меня стало откровением. Вспоминаю изучение немецкого языка в ВУЗе, когда на втором году обучения я не знал, как строится будущее время, а мог только повторять Mein Vater ist Fräser (Мой отец фрезеровщик), но мой отец не фрезеровщик! А преподаватель неумолимо настаивал дальше на штудировании учебника тридцатилетней давности: Mein Mutter ist Artz (Моя мама врач), ну хоть тут попали, но ведь были и менее удачливые сокурсники. Никто не учил меня говорить, говорить без страха, говорить с ошибками, но говорить.

«Чистота - залог благофордия», «Сомы грамм - и нету драм!» Нас заставляли повторять какие-то правила, пугали аккузативами и страшными историями про то, как все сложно. После всего этого я узнал об изучении языков по методу Дмитрия Петрова. Этот пост хвала мастерству учителя, и, возможно, кто-то откроет для себя такие же новые возможности, которые увидел я.

Дмитрий Петров - известный психолингвист, ученый с мировым именем. Благодаря собственной методике интенсивного обучения иностранным языкам ему самому удалось выучить более 30 языков. Десятки тысяч человек во всем мире уже прошли обучение по этой уникальной Методике, и теперь они используют приобретенные навыки, повышая свою эффективность и достигая более высокой степени внутренней свободы. На сегодняшний день Метод обучения Дмитрия Петрова признан самым эффективным для быстрого изучения иностранного языка, если Вам нужно за короткий срок получить необходимые навыки общения на любом иностранном языке любого уровня сложности. Методика уроков позволяет заговорить на иностранном языке за очень короткий срок. Обычно интенсивный курс состоит из 16 уроков.

«Свобода прежде правильности! Сначала нужно научиться говорить на иностранном языке, а потом – научиться говорить правильно.”

Дмитрий Петров - автор метода интенсивного обучения иностранным языкам, ведущий популярной программы «Полиглот» на телеканале «Культура». По состоянию на декабрь 2015 года вышло семь сезонов передачи: по обучению английскому, итальянскому, французскому, испанскому, немецкому, хинди/урду и португальскому языкам. Готовится к выпуску сезон китайского языка.

На занятиях Петров помогает овладеть матрицей языка: основными грамматическими правилами и структурами, а также запомнить те самые первые 300-400 слов. Это формирует у слушателей основной «несгораемый запас», элементарный языковой уровень. Можно на нем и остаться. А можно идти дальше, углублять знания, постоянно наращивая лексикон.

«Весь секрет – в методике. Основные её принципы – компактность во времени, доведение до автоматизма базовых грамматических структур, освоение самой употребительной лексики и образно-эмоциональное восприятие языка».

Дмитрий Петров работал переводчиком с первыми лицами государства. За свою жизнь изучал более 100 языков в различной степени. Он может читать на 50 языках, однако работает c 8 языками: английским, французским, итальянским, испанским, немецким, чешским, греческим и хинди.

«Я не рассматриваю язык как набор грамматических правил, это многомерное пространство, измерение, которое обладает цветом, запахом, вкусом. Мы должны научиться чувствовать себя в этой среде комфортно. Язык это не правила, написанные в учебнике, а среда, в которой мы должны дышать. Ровно это произошло с нашим родным языком, мы его не выучили.»
Д.Ю. Петров

Интервью

Вы говорите, что «изучение языка - это наполовину математика, наполовину психология». Может быть, Вы могли бы с такой же легкостью овладеть техническими науками? Ощущаете ли Вы в себе тягу к естественным или техническим наукам?

В первой половине своей жизни я действительно был чистым гуманитарием и не испытывал особой тяги и интереса к точным наукам. В какой-то момент во мне произошел перелом или прорыв, и я испытал дикое влечение к точным наукам. Все началось с интереса к научно-популярной литературе, особенно меня увлекли книги Стивена Хокинга. С тех пор я читаю очень много литературы по квантовой механике. Можно сказать, я с другой стороны подобрался к гуманитарным наукам, рассматривая их через призму точных наук. Очень много моментов, которые меня интересовали в сфере лингвистики, но выходили за рамки методики изучения языка, нашли очень интересные параллели в точных науках.

Приведу простой пример с известным дуализмом волна-частица. С моей точки зрения это находит достаточно точную аналогию в сфере изучения языков. Мы можем рассматривать слово как лексическую единицу языка, как аналог точки, а эмоционально-образная система, поток сознания и смыслов - это аналог волны. Коллапс волны, о котором говорит квантовая физика, находит отражение в сфере лингвистики, когда мы в определенной ситуации находим слово, выражающее на данный момент те или иные эмоции и мысли, которые мы хотим донести.

Вы владеете в разной степени 30-40 языками. Не мешает ли Вам такое обилие? Например, в чешском слово родина означает семья, может быть, когда слышите это слово у Вас интуитивно всплывает тот образ, который на Вашем родном языке связан с этим словом?

Нет, потому что первое, что я делаю для себя и всем советую - это найти для себя пароль, который поможет «войти» в определенный язык, в случае, когда человек владеет несколькими языками. Нужно иметь свой настрой и уметь так перестраивать сознание, чтобы воспринимать на чешском «родина» только как «семья». Для меня «родина» на чешском языке будет означать только «семья», так как меняется ключ.

В одном из интервью Вы говорили, что Вы абсолютный гуманитарий, вплоть до того, что у Вас нет водительского удостоверения. Как Вы передвигаетесь по городу?

Отсутствие прав не совсем связано с моей принадлежностью к гуманитариям, скорее это связано с логистикой. Я живу около метро, все мои дела находятся в центре города, т.е. мне гораздо комфортнее и удобнее передвигаться на метро, либо, если есть необходимость, брать такси. В таком случае я знаю с точностью до минуты, сколько времени потребуется на дорогу.

Вас часто узнают в общественном транспорте?

Да, довольно часто.

Приносит ли это дискомфорт или тешит самолюбие?

Ни то, ни другое. При этом часто удивляются и задают такой же вопрос: «Как, неужели Вы ездите на метро?»

Вы были и являетесь переводчиком всех президентов Российской Федерации. Я думаю Ваша охрана – это вопрос государственной безопасности. С Вами ездит телохранитель?

У меня есть ангел хранитель, ему я доверяю больше. А так, может быть, какая-то незримая защита существует.

Вы утверждаете, что язык меняется на протяжении времени по определенным правилам. В языке находят отражение не только исторические, но и многие другие явления. Можно ли выстроить некий вектор дальнейшего развития языка?

Есть такая наука глоттохронология, которая изучает изменения фонетической и лексической составляющей языков в течение долгого периода времени. Накоплен достаточно большой материал о целом ряде древних языков, и мы можем проследить, опираясь на имеющиеся документы, каким образом из санскрита произошел хинди, из латинского - все романские языки, из готского и древнеанглийского - современный английский язык. Здесь пригодились и компьютерные технологии, т.к. проводился статистический анализ, чтобы определить, какое количество лексики меняется за определенный промежуток времени. За 1000 лет меняется 15-20% лексического состава языка. Фонетическая составляющая языка так же поддается прогнозированию. Таким образом можно предположить как язык будет развиваться дальше.

В связи с арабизацией Европы, можно ли предположить, что через 100-200 лет европейцы будут говорить с примесью звуков, характерных для арабского языка?

Частично то, что Вы сказали, проявляется уже сейчас. В некоторых европейских странах, где существуют арабоязычные или персоязычные общины, замечено, что молодежь и дети, рожденные в европейских семьях, подражают своим ровесникам из восточных стран, считая это модным. Таким образом звуковая среда оказывает сильное воздействие на детей.

Перейдем к вопросу изменения языка. Как Вы относитесь к тому, что мы стали «более лучше одеваться» и пьем утром «хорошее кофе»? Как Вы оцениваете привнесение в нашу речь интернет-мем и легализации среднего кофе?

Я, конечно, не могу негативно относиться к улучшениям в бытовой среде и воспринимаю их с удовольствием. Что касается отражения этих явлений в языке, то язык можно рассматривать либо как механизм, который подчиняется определенным законам, либо как живой организм. Заимствование и взаимообмен между языками – это абсолютно естественное явление. Очень часто бывают всплески борьбы с засильем иностранных слов. Я считаю, что это абсолютно безосновательное опасение. Во-первых язык, чтобы выжить, обязан взаимодействовать с другими языками. Сила языка, а мы верим в силу нашего великого и могучего, в том, что он оставит все самое необходимое, а все не нужное и не важное отбросит. Заимствование новых слов, когда они идут вместе с реалиями, это естественный и позитивный процесс, таким образом идет обогащение языка.

Т.е. селфи в самофото не будем переименовывать?

Хотел бы сказать фром ботом оф май харт. Есть немало удачных примеров того как Вы обучаете иностранным языкам известных личностей. Сложнее преподавать язык знаменитым личностям, политикам? Приходится ли искать специальный подход?

Я бы сказал, что особый подход нужно находить вообще к любому человеку. Один из фундаментальных постулатов моей методики изучения иностранных языков состоит в том, что невозможно создать единую методику для всех. У каждого человека абсолютно уникальное восприятие мира, в том числе и языка. Что касается людей высокопоставленных, которые отличаются по ряду параметров от основной массы населения, это особенно важно учитывать.

Занимаетесь ли Вы спортом? Если да, то каким видом?

В целом стараюсь поддерживать здоровый образ жизни. В разные периоды я занимался различными видами спорта, чаще всего это были боевые искусства: борьба, каратэ, ушу.

Как-то Вы упоминали об эзотерических практиках, которые Вы применяете. Расскажите подробнее об этом, пожалуйста.

Практически всегда при изучении иностранных языков игнорируется физиология. Во время обучения мы задействуем не только мозг, но и весь наш организм. Когда я провожу тренинги, я задаю первый вопрос: «Где Вам физически было некомфортно при попытке говорить на иностранном языке?» И люди показывают точки на теле, в основном это три точки: голова, горло и живот. Т.е. места, где образуются блоки при восприятии информации. Я задействую принцип, заимствованный из йоги - это свободное дыхание и избавление от блоков, которые мешают свободному потоку информации. Тоже самое я использую, когда обучаю устных переводчиков, я объясняю им как правильно дышать. Обучаться нужно в комфортных условиях и с удовольствием.

Вы как-то упоминали, что венгерский Вы выучили за две недели, имея одну художественную книгу и словарь. Азартный ли Вы человек?

Вы сталкиваетесь с копированием Вашей методики обучения иностранных языков сторонними преподавателями?

Сталкиваюсь. Отношусь к этому философски, считая, что это неизбежно. Больше всего меня беспокоит, что очень часто происходит искажение первоначальной идеи. Если кто-то получит знания, пусть и другим способом – это благо. Но не редко бывает так, что копируя методику, не имея на то основания, люди или целые компании искажают и извращают саму суть идеи.

По школьной программе в классе 30 человек, а уроков иностранного языка 2 часа в неделю. Может быть, условия изначально не располагают к правильному усвоению языка школьниками?

Здесь речь идет не о количестве учеников или учащихся. Я провожу тренинги и лекции для очень большого количества людей, более 100 человек. Способ восприятия у всех разный. Кто-то тянет руку, чтобы первым ответить, кто-то предпочитает отмолчаться. Это не говорит о степени успеваемости. Равенства в усвоении не может быть по определению, но должно быть равенство возможностей. Учитель должен всем предоставить возможность, заранее понимая, что воспользуются ею не все. Вторая задача - это дать такую возможность тем, кому это действительно нужно, кто способен и хочет, таким образом, чтобы они не упустили ее из-за того что учитель будет подгонять остальных.

Я знаю о Вашем положительном отношении к изучению второго языка в школе. Как Вы считаете, для второго языка можно было бы применить Вашу методику? Ведутся ли такие переговоры с Министерством Образования?

Я очень поддерживаю идею изучения 2-3 языков в школе, но при этом понимаю, что реализовать эту идею в масштабах огромной страны чрезвычайно трудно, хотя бы из-за нехватки преподавателей. Что касается самой идеи подключения моего метода, думаю, что это была бы идеально, так как одно из основных преимуществ моего метода - компактность. Мы могли бы дать огромному количеству учеников с небольшими затратами ресурсов и времени выучить больше чем один язык, хотя бы до базового уровня.

Периодически, общаясь с представителями различных государственных структур, вопрос использования моей методики возникает. Более того, возникает всегда в позитивном ключе, но государственная система образования это огромный механизм, который трудно поддается трансформациям.

В начале 2016 года должен выйти большой фильм о Вашем посещении Китая. Вы ставите перед собой амбициозную задачу обучить за 16 уроков основам китайского языка. Я видел очень много скептицизма в интернете по этому поводу.
Задача действительно амбициозная, но задача обучения хинди или португальскому была не менее амбициозна. Есть некий базовый уровень языка, который по определению доступен любому, кто им интересуется. Я задействую те же принципы: принцип частотности, принцип алгоритмов и принцип автоматизации базовых структур. На первом (базовом) уровне я ставлю задачу заговорить, т.к. язык прежде всего - это устная речь. Поэтому на первом уровне в том, что касается китайского языка, иероглифы мы выносим за скобки. Слава Богу, чтобы облегчить нам задачу, сами китайцы изобрели систему латинской графики пинь-инь, которой мы и будем пользоваться.

Есть ли у Вас тяга к китайской культуре, языку и истории? Она появилась сразу или постепенно?

Китайским языком я решил заняться уже после освоения целого ряда других языков. Я никогда не отрываю язык от всего того, что связано с народом, который на этом языке говорит, потому что язык это такая же неотъемлемая часть бытия народа как и его обычаи, менталитет, манеры поведения, вплоть до кухни, музыки и всего остального.

В китайском языке многих пугает наличие нескольких тонов. Одно и тоже слово, сказанное с разной интонацией, может означать совершенно разные вещи. Почему по-вашему китайцы выбрали такой сложный способ коммуникации?

Ни один народ в мире не создавал свой язык сложным на зло иностранцам, чтобы врагам его было трудно учить. Каждый народ в ходе своей истории ищет оптимальный для него способ выражения одного и того же… В китайском языке есть 4 основных тона: поднимающаяся интонация, опускающаяся, ровная и волнистая, от которой зависит смысл. Дело в том, что в китайском языке невозможно создание новых единиц языка. Как 5-6 тысяч лет назад сложился набор (элементов языка) для этого пазла, так китайцы им и пользуются для описания всех современных слов. Одна из сложностей китайского языка это не столько тон, его можно понять и логически воспроизвести, а то, что мы не можем пользоваться никакими заимствованиями, то есть названия стран, имена людей невозможно заимствовать в китайский язык. Для всего приходится находить эквиваленты из китайских сочетаний звуков. Пример: Россия по-китайски звучит как «Эгуо». И этому есть объяснение, «гуо» означает страна. Когда китайцы искали варианты названия для других стран, они брали первую букву или близкий им звук из названия страны и присоединяли к «гуо». У китайцев нет звука «Р». Россия, которая раньше называлась Русь, перешла в китайский как «Э луо сы», отсюда и название «Эгуо»

Вы пробовали когда-либо учить языки программирования?

Специально я этим не занимался, но в качестве синхронного переводчика я в последние 15 лет с группой коллег работал на большинстве международных конференций таких компаний как Intel, Oracle, SAP, Microsoft. Моя первая программа, написанная мной, еще ждет меня впереди.

Какими программами и приложениями Вы пользуетесь?

Я использую WhatsApp, Viber, различные языковые программы и словари, Яндекс.такси и др.

Считаете ли Вы, что с современными технологиями и глобализацией стало проще учить иностранные языки?
Несомненно. На порядок легче стало учить язык и использовать его, но с одной стороны, девайсы существенно облегчают нашу жизнь, с другой стороны, мы делегируем им те природные свойства, которые нам были даны: интуиция, память. Раньше люди знали на память десятки телефонных номеров, а сейчас некоторые свой вспоминают с трудом. Что же будет при повсеместном использовании сервисов видеообщения с синхронным автоматическим переводом?

Что касается возможностей учить язык с помощью технологий, то я лично, осваивая новый язык, смотрю сериалы на этом языке на Youtube. Живое общение не заменит ничто, но я очень люблю читать разные чаты и форумы на разных иностранных языках. С помощью форумов можно отслеживать изменения языка в режиме реального времени.

Вы много проводите времени за компьютером?

2-3 часа в день. Это работа с документами, просмотр видео. Я не играю в компьютерные игры, считая, что это требуется людям с ненасыщенной жизнью для того, чтобы компенсировать недостаток эмоций.

Дмитрий Юрьевич узнает диалект по одной фразе

Как научить полиглота новому языку?

Я по Вашим программам освоил на базовом уровне французский, испанский, немецкий. Сейчас изучаю итальянский. Со своей стороны хотелось бы приоткрыть для Вас дверь в мир языков программирования.

В любом языке программирования существует специальный синтаксис, которого нужно придерживаться. Команды и названия функций отличаются, но есть некие базовые понятия, которые можно встретить повсеместно. Хочу рассказать Вам об языке программирования PHP. Так как я занимаюсь разработкой сайтов, то в своей работе наиболее часто я использую именно этот язык программирования. PHP на протяжении многих лет стабильно находится в списке наиболее популярных языков программирования и веб-разработки. PHP расшифровывается как Hypertext PreProcessor.

Все команды и скрипты, написанные на языке PHP, выполняются именно на сервере, т.е. мы как клиенты в браузере получаем уже результат работы нашей программы.

Как научить полиглота новому языку? Языку программирования.

Синтаксис программы

Первая программа

Объявление переменных

Переменная - это своеобразный контейнер, который может содержать определенную информацию. Для того, чтобы создать такой «контейнер», нам нужно его назвать и указать, что в нем должно «лежать». Делается это с помощью знака "$", который означает, что мы имеем дело с переменной.


Условные операторы
$b) { echo "А больше Б"; } Циклы. Цикл с параметром "; } ?>
Массивы
На самом деле массив в PHP - это упорядоченное отображение, которое устанавливает соответствие между значением и ключом.

"a", "2" => "b", "3" => "c", "4" => "d",); ?>


Давайте рассмотрим программу немного сложнее. Я подготовил код простой программы, которая анализирует текст из загруженного на сервер текстового файла. В программе весь текст превращается в массив символов. Обрабатывая каждый элемент, получившегося массива, мы создаем новый (результирующий) массив, где ключами будут выступами буквы латинского алфавита, а значением будет количество упоминаний этой буквы в тексте. Затем мы выводим на экран в виде графика получившиеся значения.

Код программы анализа текста

\n"; if ($file_handle=fopen($_FILES["userfile"]["tmp_name"],"r")){ echo "Файл открыт.
\n"; } while (!feof($file_handle)) { $line = fgets($file_handle); $ourtext.=$line; } $ourtext=mb_strtoupper($ourtext); $arrofchars = str_split($ourtext); foreach($arrofchars as $j=>$k){ if (mb_strlen(mb_strstr($lat_chars, $k)) != 0){ if(array_key_exists($k,$resultarr)){ $resultarr[$k]++; }else{ $resultarr[$k]=1; } } } ksort($resultarr); $maxvalue=max($resultarr); echo "

"; foreach($resultarr as $rk=>$rv){ $perc=round($rv*500/$maxvalue); echo ""; } echo "
".$rk."
"; } echo "
Используйте данную форму для загрузки файла.txt
\n"; ?>

Пример обработки программы: красным показана плотность букв в английском тексте, желтым в испанском. При анализе двух текстов на английском языке график остается практически неизменным.

Как вы видите, даже программа, выполняющая на первый взгляд не тривиальную задачу, является достаточно простой для понимания и состоит из небольшого набора функций.

Дмитрий Юрьевич оказался отличным собеседником и талантливым junior php developer"ом. Надеюсь, кто-то действительно откроет для себя такие же новые возможности в изучении языков, которые увидел я.

Теги:

  • изучение иностранных языков
  • изучение английского
  • дмитрий петров
  • полиглот
Добавить метки