Болезни Военный билет Призыв

Дмитрий нагишкин - сердце бонивура. Гражданская война на Дальнем Востоке. Виталий Бонивур

На днях наткнулся на песню небезызвестной группы Монгол Шуудан, что воспевает свистопляс анархии и хаоса времен Гражданской войны в России 1917—1922/1923 годов.

Монгол Шуудан - Бонивур .

Неплохая песня, кстати. Но, кто такой Бонивур? Почему у него на спине Красная Звезда? Википедия говорит:

Виталий Борисович Баневур (Бонивур) (1902 — 17 сентября 1922) — участник Гражданской войны на Дальнем Востоке, герой-комсомолец.

А чем прославился?

В декабре 1921 года Виталий Баневур совместно с Марией Фетисовой начал восстановление разгромленного владивостокского подполья. О его деятельности стало известно белогвардейцам, и они объявили награду за его голову. По предложению руководства Баневур покинул город и устроился работать в депо станции Первая речка. В депо строились бронепоезда для японской армии. Виталий организовал подпольную группу, которая начала сопротивление строительству бронепоездов: устраивались аварии, итальянские забастовки. Более того, удавалось организовать диверсии против уже выпущенных бронепоездов: они попадали на запасные пути, слетали с рельсов и разбивались. Тем не менее обстановка в депо вокруг Баневура начала накаляться, и по решению подполья он ушёл в тайгу в отряд Топоркова. В отряде Баневур принимал участие в диверсионных акциях против поездов белогвардейцев и японских интервентов, в уничтожении телефонных и телеграфных линий, налётах на гарнизоны белогвардейцев.

Ну, кроме того, что он там бегал по полям и сражался с белогвардейцами (кто только там в это время между собой не бился - миллионы человек), получается, что его подвиг - это сопротивление строительству поездов. Да еще какое сопротивление! Сначала Бонивур сам строил эти поезда в депо, а потом вместе с друзьями их же взрывал. Работал в ноль! Тем и знаменит. Его бы могли пришибить собственные коллеги-рабочие депо, если бы узнали, что он взрывает их паровозы. Но, такого шанса им не выдалось и Бонивура в одной из разборок зарубили шашками местные казаки. Говорят, что после этого, ему кровожадно вырезали сердце.

Конечно, про сердце советская пропаганда скорее всего приврала, отдав дань легенде про Данко. Как его убили, никто толком не знает: кто-то говорит, что он погиб во время казачьего налета на станицу, пока он спасал пишущую машинку, кто-то утверждает, что его в поле поймал и расстрелял казачий разъезд.

Виталий Бонивур погиб в 1922 году, но впервые о таком герое Гражданской войны, принявшим мученическую смерть, узнали спустя 30 лет после гибели. В 1953 году вышла книга Дмитрия Нагишкина "Сердце Бонивура". Прежде писатель был известен как автор увлекательных детских сказок.
Роман о герое писался долго - с 1944 по 1953 год, но получился очень интересным. Удалось в мельчайших деталях рассказать о жизни Владивостока, собрать исторический материал о красных партизанах.
Благодаря деталям и яркому изложению читатели поверили в красивую в своей жестокости легенду. Правда в ней, все-таки была - белогвардейцы действительно жестоко истязали красных, вырезали им звезды на спине и груди (вот откуда у “на спине у Бонивура красная звезда” - примечание мое), отрубали им головы и с ними фотографировались.

"Я проверял списки членов съезда, подпольщиков, но нигде не нашел упоминаний о Бонивуре, - говорит Юрий Филатов. - В 1950-х годах выдумывали новых героев взамен погибших реальных".
Настоящие большевики-подпольщики сквозь зубы возмущались этой легендой и в своих мемуарах о Бонивуре упоминали вскользь.
Дальнему Востоку возвращают непридуманную историю .

Советская система выстаивала свою идеологию и под нее выстраивала мифологию героизма. Герой-комсомолец, блин… свои собственные паровозы под откос пускал. Герой… Как там было?…

Родина ждет героев - пи#да рожает дураков.

А вот фильм “Сердце Бонивура” все же посмотрю - так, ради интереса, чего там навыдумывали.

В 1953 году на полках советских книжных магазинов появился роман Дмитрия Нагишкина под названием «Сердце Бонивура». Автор представил его как правдивый рассказ о жизни и смерти героя - комсомольца Виталия Баневура. В нем рассказывалось о том, как храбрый мальчик противостоял козням белогвардейцев, не сгибаясь под тяжелым грузом ответственности.

Данный роман стал легендой в Советском Союзе, все воспринимали его как пример истиной доблести советского человека. Однако сегодня историки ставят под сомнение правдивость написанного в книге, и, как оказывается, на то есть веские причины. Но давайте обо всем по порядку.

Существовал ли герой-комсомолец на самом деле?

Историки долго копались в запыленных архивах, покуда не нашли ответ на этот вопрос. Оказывается, Баневур Виталий Борисович - вполне реальный человек. Согласно официальным данным, он родился в начале 1902 года в Варшаве. Его отец работал ювелиром, что позволяло семье жить в достатке.

Приход Первой мировой войны заставил их переехать в Москву в 1915 году. Здесь они прожили всего лишь два года, после чего перебрались во Владивосток. То есть, исходя из официальных документов, Баневур Виталий Борисович действительно жил в указанное в книге время на территории Владивостока.

Чем прославился Баневур?

Советская версия истории гласит о том, что в октябре 1920 года наш герой посещает столицу, где случайно попадает на III съезд комсомола. Здесь Баневур вдохновляется идеей равенства и общего блага, что разжигает в нем огонь восстания против белогвардейцев. Поэтому, вернувшись домой, он вместе с Марией Фетисовой начинает восстанавливать некогда разгромленное подполье.

Основной задачей данной организации была пропаганда советского образа жизни. Для этого он вместе с ребятами расклеивает агитационные листовки, проводит с местным населением разъяснительные беседы, и попутно шпионит за передвижением врагов. В итоге белогвардейцам становится известно, что за всем этим стоит Баневур Виталий Борисович, и они открывают на него охоту.

Дабы избежать ловушки врага, юноша бежит на станцию Первая речка. Здесь находится военное депо, на котором изготовляют бронепоезда на заказ Японии. Понятное дело, наш герой не может упустить возможности насолить белогвардейцам, а потому устраивает череду диверсией на этой станции.

Вместе с партизанами

Увы, долго скрываться от глаз белогвардейцев у юноши не получилось. Поэтому, после того как его персону раскрыли, он отправляется вглубь тайги. Благо в лесах были партизанские отряды, к которым Виталий Баневур с радостью примкнул. Наконец-то, он нашел силу, способную дать здравый отпор ненавистному врагу.

Вместе с новыми друзьями Баневур один за одним наносил удары по ключевым точкам белогвардейцев. Естественно, серьезного урона партизаны нанести не могли, но лишить врага без связи или провизии на неделю-вторую - это запросто.

И подобные вылазки в стан противника продолжались вплоть до июня 1922 года. В этот период японские войска покинули земли возле Владивостока, что дало прекрасную возможность для атаки Красной армии. И после этого белогвардейцы начали день за днем терять свои позиции и города.

«Сердце Бонивура»

Смерть народного героя - самый спорный вопрос. Книга говорит о том, что на дальнем востоке Виталий Баневур погиб от рук белогвардейцев. Произошло это в том момент, когда враги пришли в деревню, где скрывался партизан, и волей случая поймали его. Дабы отомстить за все прегрешения, что он им сотворил, они вывели его в центр села и прилюдно вырезали еще бьющееся сердце. В частности, именно поэтому книга и называется «Сердце Бонивура».

Однако современные историки не согласны с такой трактовкой событий. Их данные говорят о том, что Баневур Виталий Борисович погиб от рук заезжих казаков, на которых он наткнулся в лесу. Об этом четко говорится в мемуарах, сохранившихся до наших дней.

История Баневура - правда или вымысел?

В существовании Виталия Баневура сегодня никто из специалистов не сомневается. Вот только история, написанная в книге, не имеет ничего общего с действительностью. Точнее, ее герой не был таким, как его описывают. В реальной жизни он был озорным и непоседливым мальчишкой, которого пьянила жизнь в партизанском отряде. Погиб он так же не так славно, как в романе: его убили казаки, но не за революционные идеи, а потому что он оказался не в том месте, не в то время.

И тем не менее роман «Сердце Бонивура» хорошо отображает другие аспекты того времени. А именно те порядки и атмосферу, что царили в тех краях. Поэтому его можно по праву считать хорошей исторической повестью с небольшой долей выдумки.


В советской иконографии комсомольца Виталия Бонивура изображали светловолосым славянским парнем с внешностью Ярилы. Но скорее всего сын еврейских мещан из Варшавы Бориса Залмановича и Анны Наумовны был чернявым, кучерявым и крючконосым.

Статья (в сокращении) Дмитрия Климова для Русского Би-Би-Си. Опубликована 05.08.2004. Оригинал .

Дальневосточным ученым в третьем томе фундаментального исследования "История Дальнего Востока России" удалось объективно описать историю региона, впервые избавить ее от большевистских мифов. В конце 1980-х в Институте истории, этнографии и археологи народов Дальнего Востока задумали издать в шести томах историю Дальнего Востока России.
Первый том, описывающий период с первобытных времен до ХХVII века, вышел в 1989 году, второй, охватывающий события с ХХVII века по 1917 год - в 1991 году. Третий том вышел 13 лет спустя. Директор института Виктор Ларин объясняет задержку отсутствием финансирования и сменой общественного строя.

Пришлось изменить концепцию истории Гражданской войны и описать события объективно, без идеологических штампов. Переписанная история оказалась правдивой, но вряд ли увлекательной, как это получалось ранее.

Несгораемый Лазо.


Памятники Сергею Лазо, "сожжённому в паравозной топке интервентами и белогвардейцами" разбросаны по всему Дальнему Востоку.

Прежде всего, из истории региона вычеркнули факт сожжения в топке паровоза Сергея Лазо. Действительно, 26-летний командир партизанского отряда погиб в 1920 году, но более прозаично. После работы в архивах выяснилось, что его отряд состоял не только из большевиков, но и заключенных читинской тюрьмы, которых освободили с условием, что они перейдут на сторону "красных". Однако, бывшие зеки не исправились, а наоборот своими грабежами и агрессией доставляли много хлопот большевикам.

О смерти Сергея Лазо первой сообщила японская газета "Джапан Кроникл" - в апреле 1920 года он был расстрелян во Владивостоке и труп сожжен. Спустя полгода объявился безымянный машинист паровоза, который рассказал, будто бы видел, как на станции Уссури японцы передали казакам из отряда Бочкарева три мешка, в которых были три человека. Казаки попытались затолкать их в топку паровоза, но они сопротивлялись, тогда их расстреляли и мертвыми засунули в топку. Эта история еще в советское время казалась малоправдоподобной.
"Они [советские историки] посмотрели бы хоть раз на настоящий паровоз - в него даже кошку на лопате не закинешь, - говорит краевед Юрий Филатов, еще в конце 1980-х проверявший достоверность подвигов Сергея Лазо и Виталия Бонивура. - Размеры входного отверстия были 64 на 45 сантиметров".
С паровозом случился еще один казус. В начале 70-х годов ХХ века в Уссурийске установили паровоз, в топке которого, будто бы, и сожгли Лазо. На постаменте оказался американский локомотив 40-х годов выпуска, попавший в Советский Союз по ленд-лизу.

Установленный во Владивостоке памятник Сергею Лазо тоже имеет отношение к пересмотру истории. Прежде на гранитном постаменте стоял памятник царскому адмиралу Завойко. Оккупировавшие город красные партизаны вначале отпилили голову у памятника, затем снесли целиком и переплавили. На пустующий постамент поставили скульптуру Лазо.

Бонивур - "красный" хиппи.


Главный герой культового советского фильма "Сердце Бонивура" в исполнении актёра Льва Прыгунова.

Виталий Бонивур погиб в 1922 году, но впервые о таком герое Гражданской войны, принявшим мученическую смерть, узнали спустя 30 лет после гибели. В 1953 году вышла книга Дмитрия Нагишкина "Сердце Бонивура". Прежде писатель был известен как автор увлекательных детских сказок.

Роман о герое писался долго - с 1944 по 1953 год, но получился очень интересным. Удалось в мельчайших деталях рассказать о жизни Владивостока, собрать исторический материал о красных партизанах.
Благодаря деталям и яркому изложению читатели поверили в красивую в своей жестокости легенду. Правда в ней, все-таки была - белогвардейцы действительно жестоко истязали красных, вырезали им звезды на спине и груди, отрубали им головы и с ними фотографировались. Три первых школьных года в гимназии номер 1 я просидел как раз под одной из таких фотографий.
Помимо мучительной смерти и вырванного сердца сказочник приписал Бонивуру огромный авторитет среди молодежи, членство в обкоме РКСМ и участие в съезде.
"Я проверял списки членов съезда, подпольщиков, но нигде не нашел упоминаний о Бонивуре, - говорит Юрий Филатов. - В 1950-х годах выдумывали новых героев взамен погибших реальных".
Настоящие большевики-подпольщики сквозь зубы возмущались этой легендой и в своих мемуарах о Бонивуре упоминали вскользь.
В конце 60-х годов ХХ века дальневосточные моряки рассказывали, что в одном из портов Канады они встречались со старухой, которая подробно расспрашивали их про Владивосток. Она говорила, что ее сын Виталий Бонивур погиб незадолго до прихода красных. Подобное продолжение легенды не укладывались в официальную канву жизнеописания героя и потому всячески пресекались. Тем более, что впоследствии по роману был снят одноименный фильм.
На самом деле, по словам Юрия Филатова, родители Бонивура были ювелирами, приехали во Владивосток из Польши. В гимназии будущий "герой" учился плохо, хулиганил и грубил взрослым. В итоге он влюбился в девушку, увлекся идеями переустройства мира, покинул родительский дом и подался к партизанам. Там было не скучно.

"Нам не чуждо было и бурное веселье, свойственное комсомольскому возрасту, - вспоминает в мемуарах красный партизан Николай Харченко. - Мы с удовольствием танцевали под гармошку и балалайку, проводили веселые массовые игры. При центральной школе рудника организовали школу танцев. В хоровом кружке (руководил им лаборант Пасхальский) разучивались любимые шахтерами революционные и народные песни, бала поставлена драма "Труд и капитал".

"Летом 1922 года Виталий Бонивур служил связным в отряде имени Карла Либкнехта, - рассказывает свою историю Филатов. - На соседнем хуторе жила его возлюбленная. Ночью он пошел к ней, по пути наткнулся на казачий разъезд. Виталий бросился бежать. Казаки его догнали и прямо на скаку рубанули шашкой. По одной версии, этот удар оказался смертельным, по другой - еще живого доставили в отряд и там расстреляли".

"Где настоящая могила Бонивура точно никто не знает. Его родители с приходом красных партизан уехали за границу", - добавляет краевед.
Получить всесоюзную известность спустя 30 лет после смерти - случай почти библейский. Простой паренек, ничего путного не совершивший, становится кумиром миллионов только потому, что писателю-сказочнику заказали роман.

P. S. ЗАБВЕНИЕ.

Памятник Виталию Бонивуру был установлен возле средней школы № 14 города Коряжмы (Архангельской области), но на сегодняшний день, от времени и погодных условий, он разрушился. Все, что от него осталось - постамент, на котором когда-то стоял бюст героя гражданской войны. Нынешние мальчишки - современные ученики, ползают по остаткам бывшей реликвии, и наверняка не знают ни кто такой Бонивур, ни кто такие пионеры…

Историко-революционный роман об установлении советской власти в Приморье. Прообразом главного героя Виталия Бонивура послужил трагически погибший герой Гражданской войны Сергей Лазо.

Сердце Бонивура
Исторический роман о событиях гражданской войны на Дальнем Востоке

Вот за эту землю, на которой я стою сейчас, мы умрем, но не отдадим ее никому!

Сергей Лазо

Жене и другу моему Г. И. Черной

Пролог
Крейсер "Ивами"

1

Занятия кончились в два часа.

Виталий Бонивур собрал тетради и книги, связав их ремешком. Возле гардеробной шумела толпа гимназистов. Он подождал, пока уменьшилась теснота, надел форменную шинель и вышел на улицу.

В это время дня на Китайской улице было, как всегда, людно. Хлопали двери магазинов. Обгоняя извозчичьи пролетки, мчались грузовые и легковые автомобили, резкими сигналами предупреждая переходивших улицу людей. Сотрясая мостовую, под виадуком прошел, расстелив над ним дымное облако, дачный поезд. Холодный январский ветер доносил серебристый перезвон склянок с кораблей, стоявших в порту и на рейде.

Виталий шел на Светланскую привычным путем, поглядывая по сторонам. Оживленная улица пестрела вывесками, то взнесенными под самые крыши, то облепившими двери мастерских, контор, магазинов, лавочек. Каждый, кто имел "дело", заявлял о себе аршинными буквами на фасаде дома или солидной медной резной доской, блестевшей на зимнем солнце возле дверей.

"Петров и К°. Шляпы", "Иванов и сын. Конфекцион". "Иоганн Штамм. Морской агент". "Том Смайлс. Уголь, кокс, брикеты". А дальше - "Контора Кобаяси", "Фото-Ниппон", "Татекава и Асадо", "Торговый дом. Ничиро" японские имена заполняли улицу. Парикмахеры, часовщики, комиссионеры, торговцы всем, чем можно было торговать, банкиры, судовладельцы, промышленники, владельцы рыбалок, лесосек, продавцы! Очень много японцев было во Владивостоке… Вот направо почти весь квартал заняли две огромные вывески: "Иокогама Спеши-банк" и "Чосен-банк". У японских "негоциантов" как они любили себя называть - и информация была лучше, и деньги оказывались у них именно тогда, когда русский купец ощущал в них затруднение. Японские предприятия росли одно за другим, как грибы после дождя; особенно в последний год их расплодилось великое множество…

Виталий пошевелил в кармане рукой и нащупал квитанцию на отданные в починку часы. Мать просила зайти к часовщику.

Опять потянулись вывески: "Карасава, Сарадэ - прачки", "Суэцугу. Дамские прически. Завивка", "Исидо. Починка часов всех систем и фирм"…

Виталий толкнул небольшую дверь. Звякнул колокольчик, укрепленный над входом. В мастерской сверкали металлические детали часов под стеклянными колпаками на столах, тикали вразнобой всевозможные часы, висевшие на стенах и стоявшие на полках. Китаец-слуга сказал Виталию:

Чего надо? Исидо нету.

Я зашел за часами, сегодня - срок.

Приходи другой раза! - сказал китаец. - Сегодня работай нету! Японски люди на бухты ходи. Тама японса парохода приходи, большой! Пушка, солдата много… Такой пушка десять раза стреляй - Владивостока сразу фангули, сразу пропадай… Ну, тебе домой ходи! Моя буду закрывай!

Выйдя из мастерской, Виталий заметил на дверях записку. Печатными буквами на бумажке было выведено:

"ГГ. КЛИЕНТОВ ПРОСЯТ СЕГОДНЯ НЕ БЕСПОКОИТЬСЯ. С ПОЧТЕНИЕМ ИОСИМОТО ИСИДО".

На углу Виталий столкнулся с одноклассником - Ромкой Плетневым.

Лицо Ромки раскраснелось, волосы выбились из-под форменной, набекрень, фуражки, черные глаза искрились. Увидев Виталия, он возбужденно закричал:

На Золотой Рог пошли, Виталька!

Ромка посмотрел на Бонивура с видом превосходства.

Так ты ничего не знаешь? Весь город уже на ногах. Видишь, валом валят на пристань! А ты ничего не знаешь! Прямо смешно даже…

Да что случилось-то? - оборвал его Виталий.

Пришел японский крейсер.

Вот тебе и "ну"! Стоит на рейде. На пристани народу видимо-невидимо! Идем, посмотришь! Я уже два раза был.

2

Мальчики спустились по переулку, ведшему к Торговому порту. Маленький переулок был забит людьми. На пирсах в порту толпился народ. Глухой гул говора носился в воздухе. Тысячи людей расположились на причалах. Даже на обшивке пирса примостились люди.

Виталий взглянул туда, куда были устремлены взоры всех собравшихся.

На рейде стоял крейсер.

Сизая дымка морозного январского дня затянула очертания Чуркина мыса; поэтому так четко виден был чужой военный корабль, пришедший неведомо зачем. Его стройные обводы были стремительны и свидетельствовали о быстроте хода. Покрытый серо-голубой краской, корабль казался вылитым из одного куска металла. Орудийные башни выставили длинные клыки морских орудий, точно оскалясь на Владивосток. Исхлестанные ветрами и волнами борта казались обрызганными кровью: краска местами облупилась, обнажив суриковый грунт. Легкий парок курился откуда-то снизу, словно стальное чудище дышало. Ветер шевелил на гафеле флаг, развернул его, показав на минуту красный круг солнца с хвостами расходящихся лучей.

Видал? - спросил Виталия восхищенный Ромка. - Пушки какие, а?! Разок даст - и ваших нет.

Что-то недоброе было в этом флаге и в молчании корабля, направившего орудия на город. Зачем?..

Плетнев не унимался:

Вот так пушечки, Виталя!

Какой-то пожилой усатый человек в кепке, стоявший рядом с подростками, неприязненно обернулся к Ромке и сердито проговорил:

Цыц ты, щенок! Чего растявкался?! Пушки, пушки… Видали мы всякие… Чему радуешься-то?..

Бедно одетая женщина, в своем демисезонном потрепаном пальто, озябшая до синевы, сказала вполголоса:

А чего им не радоваться, богатым-то? Поди, им от японцев худа не будет. Вишь, разоделся, будто на праздник!

Ромка был в новой шинели, ладно сидевшей на нем Лаковый козырек новенькой фуражки блестел. Светлые металлические пуговицы были начищены до сияния. Отец Ромки был одним из воротил Хлебной биржи и денег на сына не жалел. Новенькие штиблеты Ромки, крахмальный воротничок, подшитый к воротнику гимнастерки, - все напоминало Виталию о том, что сам он одет очень плохо: потертая шинель, бумажные, стиранные не раз брюки, изношенные ботинки.

Ромка, вспыхнув от слов, сказанных женщиной, ответил:

Ну и что ж, что вырядился? Вы разбогатейте и одевайтесь, как хотите!

Немолодой грузчик отозвался:

С вами, гадами, разбогатеешь! Век работай, а на гроб денег не накопишь.

Ромка не остался бы в долгу, но в этот момент позади них раздался возглас:

Дяденька, дайте пройти… Там наши ребята стоят… Дяденька!

Хочется вспоминать и вспоминать забытые имена комсомольцев-героев, защитивших нашу страну от интерветов и ихбелогвардейских прихвостней. Но есть имя, которое на Дальнем Востоке знакомо (так хочется в это верить) многим. Это имя Виталия Бонивура (Баневура).

В перестроечное время начался «культ развенчания» советских героев. Александра Матросова назвали алкоголиком, Аркадия Гайдара - , патологически жестоким человеком, Зою Космодемьянскую - сумасшедшей. Подробнее можно почитать . Виталия Бонивура этот целенаправленный культурный слом не обошел стороной - его назвали вообще не существовавшим:

«Я проверял списки членов съезда, подпольщиков, но нигде не нашел упоминаний о Бонивуре , - говорит краевед Юрий Филатов. - В 1950-х годах выдумывали новых героев взамен погибших реальных ».

Однако! тут же говорит о «выдуманном» Бонивуре следующее:

«Летом 1922 года Виталий Бонивур служил связным в отряде имени Карла Либкнехта , - рассказывает свою историю Филатов. - На соседнем хуторе жила его возлюбленная. Ночью он пошел к ней, по пути наткнулся на казачий разъезд. Виталий бросился бежать. Казаки его догнали и прямо на скаку рубанули шашкой. По одной версии, этот удар оказался смертельным, по другой - еще живого доставили в отряд и там расстреляли ».

Какова же настоящая позиция краеведа: был Бонивур или не был?

Вот здесь можно обратиться к документу.


Дата первоначальной публикации стоит - 14 октября 1922 года. Перепечатано в журнал «На рубеже» в 1937 году. Так что с 1950-ми нестыковочка вышла. Ну и так далее… всё в таком же духе.

Итак, официальная версия жизни одного из наших комсомольцев-героев.

Выходец из буржуазной семьи, студент Виталий Бонивур во время гражданской войны порывает с родителями и уходит воевать с белыми и интервентами. Скоро становится одним из вожаков приморских комсомольцев. После контрреволюционного переворота во Владивостоке, когда к власти пришло марионеточное правительство братьев Меркуловых, Бонивур вместе с другими комсомольцами остался для подпольной работыв городе. Он распространял листовки, расклеивал коммунистические воззвания, сотрудничал с газетой «Красное знамя», выходившей нелегально, доставал оружие для партизан. Долгое время японцы не могли его поймать, и имя Бонивура, неуловимого подпольщика, становилось легендарным. Японское правительство однажды ненашутку разгневалось, и в газете «Блоха» вышло такое объявление:

«Тому, кто поймает комсомольца Бонивура, обещано вознаграждение 5000 иен ».

Большевики, видя, что оставаться в городе Виталию становится слишком опасно, предложили ему временно покинуть Владивосток и поступить на работу в депо станции Первая Речка, а затем направили в Никольск-Уссурийский район для руководства сельскими комсомольскими организациями. А именно в комсомольско-партизанский отряд имени Карла Либкнехта.

Но 17 сентября 1922 года врагам все же удалось схватить Бонивура. Он попал в лапы каппелевцам во время налета на село Кондратенково. В этот день отряд ушел на боевое задание. Несколько человек, в том числе и Виталий, были оставлены для охраны штаба. При налете каппелевцев оставшимся удалось спрятать все штабные документы, но уйти Виталий, увы, уже не смог…

О его гибели написали в газете «Путь»: «17 сентября 1922 года налетом белогвардейцев на село Кондратенково Виталий Бонивур был захвачен в плен. Через два дня после ухода бандитов его труп был найден в нескольких верстах от деревни. При этом присутствовал врач и крестьяне. Виталий Бонивур был зверски замученным. Голова отрезана, раздроблена прикладами, сердце вырвано из груди и против сердца вырезана пятиконечная звезда. По сведениям крестьян, Бонивур был раскрыт как комсомолец и подвергнут жестоким пыткам, но, несмотря на это, Бонивур никаких сведений каппелевцам не выдал.

20 сентября 1922 года состоялись торжественные похороны. Опуская Виталия Бонивура в могилу все присутствующие партизаны дали торжественную клятву: «Еще крепче сжать винтовки в руках, чтобы нанести последний сокрушительный удар по белым бандам » (Газета «Путь», 1922, 14 октября).

На Дальнем Востоке улицы Бонивура есть во Владивостоке, Уссурийске, Спасске-Дальнем, Улан-Удэ, Бикине, в селахАнучино, Степное, Тереховка, Гражданка, Хороль (думаю, что это не полный список). В центре Владивостока на улице Бонивура стоит памятник, вокруг памятника располагается крошечный сквер (правда, без единой лавочки, но есть - и на том спасибо). Есть и детский клуб имени Бонивура.

И хоть «перестройщики» настоящих советских героев поливают грязью, мы не будем им верить. Конечно, нашему веку нужны новые герои, но борьба за наше будущее не может вестись без обращения к опыту тех, первых, стоящих у истоков СССР.

А новая история уже пишется...