Болезни Военный билет Призыв

Для чего человеку общение. Зачем человеку общение и как его правильно строить. Мы общаемся, чтобы удовлетворить свои потребность в общении

Общение – это сложный процесс установления контактов между отдельными людьми и целыми группами. Без общения человеческое общество просто не будет существовать. С самого появления первого человека, оно стало причиной и залогом возникновения общества и цивилизации. Современные люди не могут обходиться без общения ни в одной сфере своей жизни и деятельности, несмотря на то, любит ли человек одиночество или компанию, экстраверт он или интроверт. Вокруг нас практически всегда кто-то есть – супруги, родители, дети, друзья, коллеги и даже абсолютно незнакомые люди. Это подразумевает постоянное общение, как желаемое, так и непредвиденное.

Зачем человеку общение?

Если коротко ответить на этот вопрос, то ответ можно разбить на шесть пунктов:

Мы общаемся, чтобы удовлетворить свои потребность в общении

По своей природе, люди – социальные существа, и так же остро нуждаются в других людях, как и в пище, воде и крыше над головой. Два человека могут часами мило болтать о разных мелочах, причем через несколько дней ни один из них не вспомнит, о чем же шла речь. Потому что глубинной целью их разговора было не обсуждение каких-то животрепещущих тем, а удовлетворение потребности в общении.

Мы общаемся, чтобы усовершенствовать и поддержать наше представление о себе

С помощью коммуникации мы узнаем, что мы есть, чем мы хороши, как люди реагируют на наше поведение. Это влияет на нашу я-концепцию и на представление о себе в этом мире.

Мы общаемся ради выполнения социальных обязательств

Мы говорим: «Привет, как дела?» человеку, с которым несколько лет назад сидели за одной партой. Таким образом мы выполняем социальные обязательства. Этими словами мы подтверждаем, что узнали этого человека, продолжаем считать его «своим» и не являемся высокомерными.

Мы общаемся, чтобы строить взаимоотношения

Через общение мы сначала знакомимся, а потом и строим взаимоотношения с другими людьми.

Мы общаемся, чтобы обмениваться информацией

Часть информации мы получаем через наблюдение, чтение, СМИ, а часть – через общение с другими людьми. Существует немалое количество ситуаций, вроде «Что надеть?» или «За кого голосовать?» в которых нам просто необходимо посоветоваться с окружающими.

Мы общаемся, чтобы воздействовать на других

Вряд ли найдется хоть один человек, никогда не пытавшийся воздействовать на других. Необязательно это должно проявляться на глобальном уровне – каждый из нас убеждает людей, что некий фильм не стоит смотреть, какой ресторан надо выбрать. И даже собеседование с потенциальным работодателем – это стремление убедить его в том, что мы достойны работать в данной должности за определенную зарплату.

Для большего взаимопонимания и с целью не нарушать свободы и взгляды других были придуманы некоторые правила общения с людьми. Замечено, что при использовании хотя бы основных правил общения, люди зачастую добиваются расположения других и имеют репутацию приятного собеседника. Такая способность правильного общения положительно влияет и на карьерный рост.

Нам приходиться общаться с разными людьми, следовательно, в каждой среде мы стараемся использовать подходящие правила, ибо к каждому нужен индивидуальный подход. Общение на работе разительно отличается от общения с семьёй или с друзьями на рыбалке.

Приемы, позволяющие достичь успеха в общении с людьми

Для того, чтобы научится лучше понимать собеседника в процессе коммуникации, уметь подстраиваться под его эмоциональное состояние и стиль общения, психологи рекомендуют оттачивать свои коммуникативные способности. С этой целью можно использовать следующие приемы:

Наблюдательность

Наблюдая за своим собеседником, отмечая особенности его поведения, речи, стиля одежды, жестикуляции и др., можно сделать определенные выводы об этом человеке (о его сфере деятельности, принадлежности к той или иной социальной группе и др.). На основании сделанных выводов о собеседнике достаточно легко подобрать манеру и стиль общения для того, чтобы найти «общий язык» с ним.

Оттачивание коммуникативных навыков

Общаясь с разными людьми, как с знакомыми, так и с незнакомцами, можно не только развить коммуникативные способности, но и преодолеть барьеры в общении. Вступая в диалог с незнакомцами (спрашивая время, уточняя маршрут, разговаривая со случайным попутчиком и др.), человек может научится интуитивно подстраиваться под собеседника.

Расширение собственного кругозора

Умение «читать» эмоции собеседника и контролировать собственные эмоции

Так как значительная часть информации при общении передается невербальным путем, умение различать различные эмоции собеседников будет ключом к пониманию и эффективному взаимодействию с другими людьми. Как правило, люди с развитой способностью к эмпатии более успешны в общении с другими, ведь они в процессе диалога ориентируются не только на слова собеседника, но и на его эмоции и душевное состояние.

Соблюдение правил этикета и норм, принятых в обществе

Еще одна обязательная составляющая успешного общения. Психология общения с людьми в целом и психология делового общения в частности определяет нормы поведения и правила, которых необходимо придерживаться при общении, так как они приняты в широких кругах общества.

Человеческое общество не существовало бы без общения, потому что именно благодаря ему устанавливается контакт между отдельными людьми и целыми классами. Ни в одной сфере деятельности и жизни не обойтись без общения. Оно необходимо, даже если человек сам по себе замкнут и не желает общаться.

Первобытный человек изъяснялся мимикой, жестами, которые впоследствии сказались на развитии речи, появлении понятий, обозначений и названий предметов. Общение является ядром социума, общества. Всю важность общения нельзя оценить. Именно благодаря нему формируется характер, психика человека, происходит его становление как личности. Именно общение отличает человека от других существ на Земле. Благодаря нему люди понимают и воспринимают друг друга. Общение способствует установлению контактов, обмену информацией. Человек может перенимать опыт или им делиться.

Естественная потребность человека

Общение является естественной потребностью человека, которая сформировалась благодаря жизни в обществе. Человек всю свою жизнь пребывает в коллективе: семья, школьный или студенческий класс, производственный коллектив. Без общения невозможно развитие, социализация, культурное обогащение. Тому примером могут послужить маугли - люди, выросшие вне человеческого общества. Все процессы в организме происходят у них нормально, но наблюдается отставание в умственном и психическом развитии. Это следствие отсутствия общения с людьми.

Боязнь общения - социофобия

На первый взгляд нет ничего сложного в процессе общения. Но не всем оно дается с легкостью. Существует социофобия, она проявляется у тех, кто не может с легкостью разговаривать с людьми, боятся завести диалог, испытывают сильное волнение, заикаются, запинаются. С таким страхом очень трудно жить в обществе, он становится предметом насмешек, нереализованности в карьере и личной жизни. Первые проблемы возникают в подростковом возрасте. Это самый сложный период, когда делаются первые шаги во взрослую жизнь. Если общество негативно приняло человека, то это сказывается в дальнейшем, человек начинает бояться общаться.

Чтобы не стать изгоем, необходимо овладеть искусством общения. Общительный человек всегда хорошо принимается в компаниях, с ним легко найти общий язык, есть о чем поговорить. Особенно это важно на работе при совместной деятельности, когда нужно контактировать, обсуждать, анализировать какие-то проекты.

При рассмотрении понятия "потребность в общении" обратимся к определению потребности. Потребность можно определить как состояние нужды в конкретных условиях, предметах, объектах, без которого невозможно развитие и существование живых организмов, их жизнедеятельности. Потребность – особое психическое состояние индивида, ощущаемые или осознаваемые им "напряжение", "неудовлетворенность", "дискомфорт", отражение в психике человека несоответствия между внутренними и внешними условиями деятельности . Человек в силу своей природы постоянно испытывает неудовлетворенность, необходимость в специальных условиях для своего развития. Данные условия способны ему обеспечить только другие люди, социум. Сам процесс социализации человеческой личности, процесс становления отдельного человека невозможен без общения . Кроме того, "любая человеческая деятельность невозможна вне общения" .

Логично заключить, что потребность в общении является исключительно человеческой потребностью, она формируется из стремления людей к сообществу и сотрудничеству (например, в ситуации совместной деятельности). Мотивы, обслуживающие данную потребность, могут быть взаимоисключающими и взаимодополняющими: от эгоистически-манипулятивных до альтруистически-бескорыстных. Например, вступая в определенные отношения с другими людьми, человек может стремиться к тому, чтобы властвовать, доминировать, производить впечатление, поддерживать имидж дружелюбного и добродетельного человека и т.д.

Сама потребность в общении, точнее, актуализация потребности человека в общении, в эмоциональной эмпатии; стремление к сотрудничеству, общению, дружбе с другими людьми называется аффилиацией (от англ. to affiliate – присоединять). Аффилиации проявляется в стремлении быть в контакте с другими людьми ради самого процесса общения, ради устранения дискомфорта, связанного с одиночеством. Она особенно свойственна людям с высокой тревожностью, беспокойным, впадающим в состояние фрустрации от вынужденного уединения. Такие люди часто идут на поводу у других, им обязательно нужен лидер .

Исследователи склонны выделять некоторые существенные черты человеческих потребностей:

  • – объективность происхождения;
  • – их исторический характер;
  • – зависимость от практической деятельности;
  • – социальная обусловленность.

Человеческие потребности весьма многообразны, к ним относят: сохранение вида; потребность в деятельности; потребность смысла жизни; потребность в свободе, труде, познании, общении.

Выделяют следующие виды потребности в общении.

  • 1. Потребность быть индивидуальностью проявляется в установлении таких взаимоотношений, при которых человек, общаясь, мог бы "прочитать" на лице, услышать в речи и увидеть в поведении другого человека признание своей неповторимости, уникальности, необычности.
  • 2. Потребность в престиже удовлетворяется в том случае, когда в результате контактов мы получаем признание наших личностных качеств, восхищение нами, положительные оценки окружающих. Не найдя признания, человек бывает огорчен, разочарован, а иногда даже агрессивен. Неудачи в одном заставляют человека искать признания в другом, и большей частью он находит его во взаимодействии и общении с людьми, склонными оценивать его положительно. Однако если такая потребность в индивиде гипертрофирована, это может привести к потере друзей и полному одиночеству.
  • 3. Потребность в доминировании. Это стремление оказывает активное влияние на образ мыслей, поведение, вкусы, установки другого человека. Удовлетворяется эта потребность лишь в том случае, если изменяется поведение другого человека или ситуация в целом под нашим влиянием. Одновременно с этим партнер по взаимодействию рассматривает нас в качестве субъекта, берущего на себя тяжесть принятия решения. Поэтому, наряду с потребностью в доминировании, у некоторых людей есть потребность в подчинении другому лицу. Эти потребности могут выступать и как факторы, ухудшающие взаимоотношения, если мы стремимся доказать свою правоту безотносительно к истине (доминирование) или же принимаем нежелательные для нас решения и поведение партнера, не сопротивляясь (подчинение). Взаимоотношения двух доминантных или двух ведомых личностей бывают крайне напряженными. В первом случае возможен конфликт, во втором – непродуктивность совместной деятельности.
  • 4. Потребность в покровительстве или заботе о другом человеке проявляется в стремлении кому-нибудь в чем-либо помочь и испытать при этом удовлетворение. Потребность в заботе о другом, удовлетворяясь в различных жизненных ситуациях, постепенно формирует альтруизм, человеколюбие.
  • 5. Потребность в помощи предполагает готовность партнера принять помощь. Эта помощь, будучи принятой, приносит удовлетворение тому, кто ее оказал. Отказ от помощи может быть воспринят негативно, как нежелание войти в контакт, или болеетого – как необоснованная независимость и гордость, как завышенная самооценка .

Удовлетворение любой из представленных и многих других потребностей является сложным процессом, включающим несколько этапов, главными из которых выступают мотивация и реализация деятельности. Как отмечает Куницына со своими коллегами, в этом сложном процессе могут обнаруживаться парадоксальные моменты, когда после долгого ожидания и сильного напряжения человек избегает предмета, который мог бы удовлетворить его потребность.

Пример 1.8

После длительной вынужденной разлуки люди сознательно отодвигают, оттягивают момент встречи, а встретившись, ведут себя сдержанно, озадачивая тем самым окружающих .

Следует помнить, что постоянное неудовлетворение важных потребностей (таких как: принятие, уважение, удовлетворяющее общение, искренность и доверие в дружеских контактах) и невозможность найти им замену или когда человек постоянно видит преграды на пути к цели – все это способно привести к глубоким личностным нарушениям. Возникает стойкое психическое состояние, наполненное тревогой, досадой, расстройством, внутренним дискомфортом, общей напряженностью, называемое фрустрацией (лат. frustratio – тщетное ожидание, обман). Фрустрацию вызывает мобилизирующее психическое состояние, ориентированное на настоящее и прошлое, поэтому возникновение фрустрации сигнализирует о том, что беда уже случилась .

Среди причин, вызывающих фрустрацию, выделяют:

  • внешние – трудное, нерешенное задание, невыгодные условия, плохие помощники и сотрудники;
  • внутренние – плохая подготовленность к выполнению задания, безволие и др.

Согласно причинам, типичными реакциями на фрустрацию могут выступать:

  • – агрессия (направленная на других или на себя);
  • – рационализация;
  • – снижение ценности недосягаемого объекта (стремление снять с себя вину за неуспех, представить события в выгодном для себя свете).

Неудачи, особенно длительные или частые, могут вызвать суммацию фрустрации, что приводит к психосоматическим расстройствам (язвы, аллергия, астма, заикание) и к фиксационным реакциям, возникающим под влиянием наказаний.

В качестве психологических последствий фрустрации называют: возбуждение, фантазирование, апатию, деструктивность, отчаяние. Как способ приспособления к фрустрации чаще всего выступает замещающая деятельность.

Пример 1.9

Если ребенку запретить строить домик из конструктора, так как кончилось время отдыха и игры, он может начать рисовать в воздухе .

Взрослые в качестве выхода из этого состояния используют осознанное отступление (сдерживание) или неосознанное отступление, выражающееся в подавлении нежелательных и неосуществимых надежд, стремлений, которые проявляются в снах человека.

Итак, люди, особенно дети, считают фрустрацию следствием воздействия внешних обстоятельств. Если при этом причины фрустрации устранимы самим человеком, его мотивация усиливается, появляются повышенное эмоциональное возбуждение (возникает некий энергетический резерв) и желание уничтожить преграды. Однако при устойчивых, повторяющихся неудачах и полной потере надежды на успех мотивация падает. В некоторых случаях может появиться новый мотив (при выборе новых целей), однако чаще всего наступает состояние полного отсутствия мотивации и человек ощущает себя крайне незащищенным, становится обидчивым, тем самым обрекает себя на неуспех.

Для изучения фрустрации могут использоваться "Методика неразрешимых задач" и "Методика прерванного действия" .

Рассматривая проблему потребности в общении, следует обратиться к вопросу о статусе ее существования. В связи с этим дискутируется вопрос о том, существует ли потребность в общении (или коммуникативная потребность) как специфическая потребность, отличная от других социальных или духовных потребностей, или же она является одной из разновидностей последних.

Большинство авторов, например, Η. Ф. Добрынин. А. Г. Ковалев, А. В. Петровский, Б. Д. Парыгин, К. Обуховский, М. Ainsworth, считали потребность в общении специфической самостоятельной человеческой потребностью, отличной от других потребностей . При этом на практике ее нередко сводили к таким частным потребностям, как потребность во впечатлениях , в безопасности и др.

В данном вопросе более логичной представляется позиция Л. И. Марисовой, которая говорит об иерархичной структуре коммуникативных потребностей, служащей мотивационно-потребностной основой общения . В связи с этим она выделила девять групп коммуникативных потребностей:

  • 1) в другом человеке и взаимоотношениях с ним;
  • 2) принадлежности к социальной общности;
  • 3) сопереживании и сочувствии;
  • 4) заботе, помощи и поддержке со стороны других;
  • 5) оказании помощи, заботы и поддержки другим;
  • 6) установлении деловых связей для осуществления совместной деятельности и сотрудничества;
  • 7) постоянном обмене опытом, знаниями;
  • 8) оценке со стороны других, уважении, авторитете;
  • 9) выработке общего с другими людьми понимания и объяснения объективного мира и всего происходящего в нем .

Однако это еще не все проблемные вопросы, связанные с потребностью в общении. Так, до сих пор остается открытым вопрос о природе ее происхождения: является ли она врожденной (базовой) или вторичной, т.е. формируется в онтогенезе в процессе социализации ребенка. Относительно этого вопроса имеются две противоположные точки зрения. Например, такие ученые, как Λ. В. Веденов и D. Campbell считали, что у человека имеется врожденная потребность в самом процессе общения .

Также Б. Ф. Ломов указывал на то, что потребность в общении относится к числу основных (базовых) потребностей человека, она диктует поведение людей нс меньше, чем витальные потребности .

Точку зрения о врожденности потребности в общении не разделяли такие известные ученые, как С. Л. Рубинштейн, Ф. Т. Михайлов, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина и др. Так, М. И. Лисина, приводя в пример наблюдения над младенцами, указывала на то, что эта потребность формируется прижизненно как результат контакта ребенка со взрослыми.

Пример 1.10

В первые недели жизни ребенок не отвечает на обращения старших и сам к ним не адресуется (если не считать его плача, адресованного всем и ни к кому конкретно). Но уже в возрасте двух месяцев он способен отличить "добрую" мимику или интонацию взрослого от "злой", причем на первую у него появляется реакция оживления: поворачивает голову из стороны в сторону, открывает и закрывает рот, перебирает ручками и ножками, пытается улыбаться .

Подобные исследования привели М. И. Лисину к выделению четырех этапов и четырех критериев становления потребности в общении: а) первый этап и критерий – внимание и интерес ребенка к взрослому; б) второй этап и критерий – эмоциональные проявления ребенка в адрес взрослого; в) третий этап и критерий – инициативные действия ребенка, направленные на привлечение интереса взрослого; г) четвертый этап и критерий – чувствительность ребенка к отношению и оценке взрослого.

Согласно М. И. Лисиной, все указанные этапы становления потребности в общении и исследование М. Ю. Кистяковской означают, что данная потребность формируется прижизненно, являясь результатом контакта ребенка со взрослыми.

Пример 1.11

Исследование М. Ю. Кистяковской, проведенное в условиях госпитализма, показало, что дети не проявляют к взрослым ни внимания, ни интереса даже по истечении 2–3 лет жизни. Но стоило педагогу наладить взаимодействие с ребенком, как в течение короткого времени удавалось далеко "продвинуть" его по пути развития, сформировать активное отношение к людям и окружающему миру .

По М. И. Лисиной, потребность в общении (коммуникации ) есть стремление к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью – к самопознанию и самооценке. В онтогенезе потребность в общении строится на основе двух других потребностей: 1) органические жизненные нужды ребенка (в пище, тепле и др.). Жизненная практика помогает ребенку открыть существование взрослого как единого источника поступления к нему всех благ, а интересы эффективного "управления" таким источником создают нужду ребенка в том, чтобы его выделить и исследовать; 2) потребность в новых впечатлениях (о которой писали Л. И. Божович, М. Ю. Кистяковская и др. ) М. И. Лисина отмечала, что стремление ребенка к удовлетворению органических потребностей и получению информации – это еще не общение. Только когда он захочет познать взрослого и самого себя, когда взрослый проявит внимание к ребенку, определит по отношению к нему свою позицию, тогда можно говорить и о потребности в общении (коммуникации) .

Анализируя работу М. И. Лисиной, Е. П. Ильин подчеркивал, что потребность в собственно общении – это только одна причина общения как вида активности человека. Через процесс общения человек удовлетворяет потребность во впечатлениях, в признании и поддержке, познавательную потребность и многие другие духовные потребности. Поэтому не случайно выделение в зарубежной психологии такого собирательного понятия, как потребность в аффилиации (контактировать с людьми, быть членом группы, взаимодействовать). Кроме того, потребность в общении выражена у разных людей неодинаково, в связи с чем говорят об экстра- и интровертах; о стремлении к общению подростков, связанному с уровнем притязаний; о более выраженном стремлении к общению у девочек, чем у мальчиков, и др.

Итак, потребность в общении, считает А. А. Леонтьев, – независимо от того, считается ли она врожденной или "культурной", социальной, – обычно предполагает ее первичность, непроизводность, ее несводимость к другим потребностям, особенно на определенном этапе онто- и филогенеза. Далее А. А. Леонтьев развивает свою мысль и указывает на то, что первоначально потребность в общении "животна", не является социальной (пример с младенцами, нуждающимися в уходе окружающих). Становясь человеческой, данная потребность служит соединительным звеном между личностью ребенка и социальными взаимоотношениями его с окружающими. На ранних этапах развития ребенка потребность в общении сводится к использованию общения для удовлетворения некоммуникативных потребностей и мотивов (социальнопрактических). Возникающие вслед за тем социальные функции определяют и дифференцируют постановку целей общения и его психологическую динамику .

В работе Η. П. Ерастова представлена классификация мотивов общения, в основе которой лежат различные виды потребностей:

  • мотив-потребность;
  • мотив-интерес;
  • мотив-привычка;
  • мотив-каприз;
  • мотив-долг .

При сопоставлении мотивов общения коммуникатора и адресата Η. П. Ерастов выделяет три вида их соответствия друг другу:

  • – взаимодействующие, которые в процессе общения сближаются по содержанию друг с другом, будучи первоначально даже разными;
  • – противодействующие, которые исключают друг друга, противоположны по направленности: один желает узнать правду, а другой не хочет се говорить;
  • – независимо протекающие, не влияющие друг на друга: у общающихся разные цели, но каждый не имеет ничего против цели другого.

Мы достаточно осветили проблему потребности в общении, рассмотрим теперь вопросы, связанные с его целью и функциями. Постараемся ответить на вопрос: ради чего человек вступает в акт общения? Так, у животных цели общения обычно не выходят за рамки актуальных для них биологических потребностей. Человек же преследует весьма разнообразные цели для удовлетворения социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических и других потребностей.

По А. А. Леонтьеву, цель общения определяется ситуацией (проблемной ситуацией), в которой происходит общение индивидов . В связи с этим следует полагать, что цель общения – конкретный результат, на достижение которого в определенной ситуации направлены разнообразные действия, совершаемые человеком в процессе общения. В цели общения включаются: передача и получение знаний, согласование действий людей в их совместной деятельности, установление и прояснение личных и деловых взаимоотношений, убеждение и мотивирование собеседника и многое другое .

В качестве основных целей общения (по Б. Ф. Ломову, это функции общения) принято считать: 1) организацию совместной деятельности; 2) познание людьми друг друга; 3) формирование и развитие межличностных отношений .

Цели общения могут быть функциональными и объектными. Функциональными целями общения могут быть:

  • 1) оказание помощи другому человеку;
  • 2) получение помощи;
  • 3) поиск партнера для беседы, совместной игры, деятельности и т.п. (т.е. партнера для взаимодействия);
  • 4) поиск человека, от которого можно получить понимание, сочувствие, эмоциональный отклик, похвалу;
  • 5) самовыражение (общение с теми, кто дает возможность проявить силу, ум, способности, умения);
  • 6) приобщение другого (других) к своим или общечеловеческим ценностям (воспитание, обучение);
  • 7) изменение мнения, намерения, поведения другого человека.

Объектные цели связаны с выбором партнера по общению. Это

может быть либо постоянный, либо ситуативный партнер по общению. Наиболее распространенным фактором выбора постоянного партнера общения, в частности детьми, является привлекательность другого человека как личности по нравственным, деловым или физическим качествам, проявление к этому человеку симпатии, любви, т.е. эмоциональное отношение.

Пример 1.12

Так, у дошкольников привязанность к ровесникам обеспечивают такие качества последних, как чуткость, отзывчивость, проявление заботы и внимания, справедливость, приветливость, учет интересов другого, дружелюбие.

Немаловажную роль в выборе партнера общения играет наличие общих интересов, ценностей, мировоззрения, а также необходимость сотрудничества, взаимодействия в процессе получения или оказания помощи. В ряде случаев выбор партнера общения обусловлен внешними факторами: близостью проживания, знакомством родителей (для детей) и т.д.

М. И. Лисина в своей работе пишет, что основной функцией общения является организация совместной деятельности с другими людьми для активного приспособления к окружающему миру, в том числе и для его преобразования .

В соответствии с содержанием общения Б. Ф. Ломов выделил следующие его функции:

  • информационную (передача-прием информации, знаний и умений);
  • экспрессивную (понимание переживаний и эмоционального состояния друг друга; его изменение: потребность человека в общении очень часто возникает в связи с необходимостью изменить свое эмоциональное состояние);
  • регулятивную (обоюдное воздействие на партнера по общению – реципиента с целью изменения или сохранения его поведения (например, руководитель дает распоряжение подчиненному), активности, отношения друг к другу либо его эмоционального состояния, свойств его личности (при воспитательных воздействиях));
  • социального контроля (регламентирование поведения и деятельности с помощью групповых и социальных норм путем использования позитивных – одобрение, похвала или негативных – неодобрение, порицание – санкций);
  • социализации (формирование у членов коллектива умения действовать в интересах коллектива, понимать интересы других людей, выражать доброжелательность).

Стоит отметить, что в процессе взаимной регуляции формируются и проявляются феномены, характерные для совместной деятельности: совместимость людей, которая может относиться к разным психологическим свойствам и иметь разные уровни, общий стиль деятельности, синхронизация действий и т.п. В этом процессе осуществляются взаимное стимулирование и взаимная коррекция поведения. С регуляционно-коммуникативной функцией связаны такие явления, как подражание, внушение, убеждение .

Для обозначения функций межличностного общения выделим его предметную область:

  • 1) объединение, создание общности, целостности ("хорошая компания, друзья");
  • 2) передача сообщений, обмен информацией ("разговаривать, беседовать");
  • 3) встречное движение, взаимопроникновение, нередко носящее тайный или интимный характер ("глубоко понимать друг друга") .

В соответствии с предметными областями можно назвать следующие функции межличностного общения:

  • 1) контактная функция – установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщений и поддержанию взаимосвязи в виде постоянной взаимоориентированности;
  • 2) информационная функция – обмен сообщениями, мнениями, замыслами, решениями;
  • 3) побудительная функция – стимуляция активности партнера для направления его на выполнение определенных действий;
  • 4) координационная функция – взаимное ориентирование и согласование действий при организации совместной деятельности;
  • 5) функция понимания – адекватное восприятие и понимание смысла сообщения и взаимное понимание намерений, установок, переживаний, состояний;
  • 6) эмотивная функция – возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний, а также изменение с его помощью своих переживаний и состояний;
  • 7) функция установления отношений – осознание и фиксация своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связей сообщества, в котором действует индивид;
  • 8) функция оказания влияния – изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера .

Согласно работам исследователей в области социальной психологии, в частности работам Г. М. Андреевой, в жизни человека и общества общение выполняет ряд следующих функций.

  • 1. Инструментальная функция – общение обслуживает какую- либо деятельность.
  • 2. Психологическая функция – общение обусловливает развитие психических процессов, свойств личности, состояний. Вне общения человек развиваться не может.
  • 3. Социально-психологическая функция – общение обеспечивает установление контактов, развитие отношений в различных группах.
  • 4. Социальная функция – общение обеспечивает передачу общественного опыта, организацию общественного взаимодействия .

Кроме указанных классификаций функций общения хочется остановиться еще на некоторых, наиболее распространенных. Среди них выделяют классификации Е. В. Андриенко, В. Н. Панферова, Е. И. Рогова, О. Г. Филатовой.

При рассмотрении общения в определенной системе отношений Е. В. Андриенко выделяет три группы функций общения:

  • 1) психологические функции, обусловливающие развитие человека как индивида и личности. Общение стимулирует развитие мыслительных (когнитивная деятельность), волевых (активность), эмоциональных процессов (аффективность);
  • 2) социальные функции, детерминирующие развитие общества как социальной системы и развитие групп как составных единиц этой системы. Интеграция общества возможна только при условии наличия общения во всех его видах, типах, формах;
  • 3) инструментальные функции, определяющие многочисленные связи между человеком и миром в самом широком смысле слова; между различными социальными группами. Интерес в этом плане представляет общение человека не только с другими людьми, но и с уникальными явлениями окружающего мира (например, с природой). Здесь происходит своеобразный обмен информацией на уровнях, малоизученных в современной науке (например, развитие наблюдательности, любознательности и любопытства) .

Как отмечает Е. В. Андриенко, концептуальная идея такого деления функций лежит в представлении о взаимосвязи человека с обществом и миром в соответствии с простой моделью отношений: человек – деятельность – общество.

О. Г. Филатова в своей работе указывает на следующие функции общения:

  • инструментальная (передача информации для совершения определенных действий);
  • трансляционная (передача конкретных способов деятельности, оценок и пр.);
  • экспрессивная (взаимопонимание переживаний и эмоциональных состояний);
  • самовыражения;
  • социального контроля (регламентация поведения и деятельности);
  • социализации .

В работе Е. И. Рогова мы найдем следующие пять основных функций общения:

прагматическая (реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности);

– формирующая (проявляется в процессе развития человека и становления его как личности);

подтверждающая (только в процессе общения с другими людьми мы можем познать, понять и утвердить себя в собственных глазах);

  • – организации и поддержания межличностных отношений;
  • – внутриличностная (в диалоге с самим собой мы принимаем определенные решения, совершаем поступки) .

Согласно классификации В. Н. Панферова существует шесть функций человека как субъекта общения:

  • 1) коммуникативные функции осуществляют взаимосвязь людей на уровне индивидуального, группового и общественного взаимодействия. При этом информация заключается в форму различных знаков, образующих язык общения. Эффективность данных функций зависит от успешности решения проблемы "канал – знак";
  • 2) информационные функции обеспечивают прием и хранение информации, служат целям передачи социального наследования индивидуального и общечеловеческого опыта. Информация передается по каналам связи в виде знаков и их комплексов (слов, жестов, мимики), за которыми закреплены определенные значения. Эффективность этих функций зависит от успешности решения проблемы "знак – значение";
  • 3) когнитивные функции направлены на интерпретацию отношения "знак – значение" в целях определения смысла и обогащения опыта самопознания и взаимопознания партнеров для оптимального взаимодействия. Эффективность данных функций зависит от успешности решения проблемы "значение – смысл", связанной с определением возможностей партнеров решать и выполнять конкретные задачи совместной жизнедеятельности;
  • 4) эмотивные функции проявляются в переживании человеком своих отношений с людьми, а также в эмоциональной связи с действительностью. Взаимоотношения людей тесно связаны с их представлениями друг о друге. Эффективность этих функций зависит от успешности решения проблемы "смысл – отношение";
  • 5) конативные функции обеспечивают управляющее воздействие на личность во всех процессах жизнедеятельности, связаны со стремлением человека к тем или иным ценностям, с побудительными силами человека, регулируя поведение партнеров в совместной деятельности через процесс общения. Данные функции проявляются в рамках проблемы "отношение – поведение", эффективность решения которой предполагает согласованность взаимодействий партнеров;
  • 6) креативные функции направлены на преобразование людей в процессах общения, изменение и воспитание личности. Эти функции в процессах общения проявляются в решении проблем, возникающих в системе соотношений "поведение – личность" .

Рассмотрев многочисленные исследования функций общения в трудах отечественных и зарубежных психологов, В. Н. Панферов пришел к мнению, что все указанные функции трансформируются в одну, главную, функцию общения – регулятивную, которая проявляется во взаимодействии человека с другими людьми. На важность регулятивной функции указывал и Б. Ф. Ломов (классификацию по Б. Ф. Ломову см. выше). Именно благодаря этой функции общение является основным механизмом социально-психологической регуляции поведения в совместной деятельности людей.