Болезни Военный билет Призыв

Диагностика детской застенчивости в доу. Дипломная работа: Коррекция эмоциональных комплексов через рисование у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Размер и положение

2. Методы диагностики застенчивости

Когда люди описывают свои реакции в состоянии застенчивости, они упоминают три основных симптома проявления беспокойства:

· Своим внешним видом, поведением человек сигнализирует другим: “Я застенчив”.

· Проявляются физические симптомы беспокойства, например, красное от волнения лицо.

· Внутренние ощущения неловкости и смущения, перед которыми отступают все остальные чувства.

Исследования показывают, что молчание - одна из вероятных реакций на беспокойство, которое мы ощущаем в определенных ситуациях. На физиологическом уровне застенчивые люди, согласно их собственным словам, испытывают следующие ощущения: учащается пульс, сильно бьется сердце, выступает пот, а в животе словно начинают порхать бабочки, и что не удается скрыть застенчивому человеку - он краснеет.

Все люди время от времени краснеют, чувствуют, как сводит живот или бьется сердце. Однако, застенчивые склонны сосредотачивать внимание на своих физиологических ощущениях. Иногда они не ждут, пока окажутся в ситуации, чреватой для них неловкостью или смущением. Они переживают эти симптомы загодя и, думая только о плохом. Самое примечательное свойство застенчивого человека – неловкость, а неловкость - это внешнее проявление чрезмерной озабоченности своим внутренним миром.

Стэндфордский тест на застенчивость

1.Считаете ли вы себя застенчивым? 1=да 2=нет

2.Если да, всегда ли вы были застенчивым? 1=да 2=нет

3.Если вы ответили «нет» на вопрос I, был ли в вашей жизни период, когда вы чувствовали себя застенчивым?

Если нет, тогда вы закончили этот тест. Спасибо. Если вы ответили «до» на любой из трех вопросов, пожалуйста, продолжайте дальше.

4. Насколько вы застенчивы?

1 = чрезвычайно застенчив

2 - очень застенчив

3 = весьма застенчив

4 = умеренно застенчив

5 = отчасти застенчив

6 = только слегка застенчив

5. Как часто вы испытываете (испытывали) чувство застенчивости?

1 - ежедневно

2 - почти каждый день

3 - часто, почти через день

4 - раз два в неделю

5 - реже, чей раз в неделю

6 - редко, раз в месяц или реже

6.Насколько желательно для вас быть застенчивым?

7 - очень нежелательно

8 - нежелательно

9 - ни то, ни другое

10= желательно

11- очень желательно

7.Насколько вы застенчивы друга (одного возраста, пола)?

12= гораздо более застенчив

13= более застенчив

14= примерно также

15= менее застенчив

16- гораздо менее застенчив

8.Имеете (имели) ли вы когда-нибудь проблемы с застенчивостью?

17- да, часто

18= да, иногда

19= да, время от времени

21= никогда

9.Когда вы чувствуете застенчивость, можете ли вы скрыть ее от других?

22= да, всегда

23= иногда

24= обычно нет

10.Считаете ли вы себя интровертом или экстравертом?

25= сильный интроверт

26= умеренный интроверт

27= в незначительной степени интроверт

28= ни то, ни другое

29= в незначительной степени экстраверт

30= умеренный экстраверт

31= сильный экстраверт

(11-19) Что может быть причиной вашей застенчивости?

11.Беспокойство о негативной оценке

12.Страх быть отвергнутым

13.Недостаток уверенности в себе

14.Недостаток определенной социальной сноровки (опишите поподробнее):

15.Страх близости с другими

16.Предпочтение быть одному

17.Установка на необщественные интересы, хобби и т. д.

18.Личная неадекватность, дефекты (подробнее);

19. Другие причины (подробнее):

(20-29) Восприятие вашей застенчивости

Считают аи вас застенчивым следующие люди? Как они оценивают вашу застенчивость? Ответьте, используя шкалу:

32= чрезмерно застенчив

33- очень застенчив

34= весьма застенчив

35= умеренно застенчив

36= отчасти застенчив

37= только слегка застенчив

38= не застенчив

39= не знаю

40= не подходящее определение

20.Ваша мать

21.Ваш отец

22.Ваши братья или сестры

23.Близкие друзья

24.Ваша постоянная подруга (друг), супруг

25.Студенческие приятели

27.Наставники или работодатели, товарищи по работе, которые хорошо знают вас

28.На чем основывается ваше предположение, что вы застенчивый человек?

1= вы застенчивы в любое время и в любой ситуации

2= вы застенчивы 50% вашего времени, в большинстве ситуаций

3= вы застенчивы от случая к случаю, но эти случаи достоверно показали вам, что вы застенчивый человек

29.Характеризовали ли когда-нибудь вашу застенчивость другими определениями, например, «безразличие», «отрешенность», «уравновешенность»?

Опишите подробнее:

30. Чувствуете ли вы застенчивость в одиночестве? 1 = да 2 = нет

37. Испытывали ли вы когда-нибудь затруднения от одиночества?

1 = да 2 - нет

32. Если да, опишите, когда, как или почему;

(33-36) Что делает вас застенчивым?

33. Определите, какие из описанных ситуаций, действий или типов людей заставляют вас чувствовать себя застенчивым. (Отметьте каждый подходящий вариант)

Любые социальные контакты

Большие группы людей

Небольшие группы, объединенные одной целью (например, класс в школе, рабочая группа на службе)

Небольшие социальные группы (на вечере, на танцах)

Общение один на один с человеком одного пола

Общение один на один с человеком противоположного пола

Любая ситуация, в которой я становлюсь уязвим (например, просьба о помощи)

Ситуация, в которой я на ступень ниже других (например, разговариваю с начальством)

Ситуации, в которых необходимо отстаивать свои права (например, плохое обслуживание в гостинице или неудовлетворительное качество продукта)

Ситуации, в которых я в центре внимания перед большой аудиторией (например, выступаю с речью)

Ситуации, в которых я в центре внимания внутри небольшой группы (например, когда меня представляют или спрашивают конкретно мое мнение)

Ситуации, в которых меня оценивают или сравнивают с другими (например, опрашивают, критикуют)

Любая ситуация, затрагивающая меня лично

Ситуация, в которой возможна сексуальная близость

34. Вернитесь к предыдущему номеру и среди выбранных пунктов определите, проявлялась ли ваша застенчивость в подобной ситуации в прошлом месяце

1 = да, и очень сильно

2 = да, довольно сильно

3 = умеренно

4 = только немного

5 = нет, ни разу

35. Люди, которые делают меня застенчивым

· родители

· братья или се

· другие родственники

· посторонние

· иностранцы

· люди, обладающие властью (полицейские, учителя, начальство на работе)

· люди, обладающие большими знаниями (интеллектуалы, гении)

· люди более старшего возраста (гораздо старше, чем вы)

· лети (гораздо моложе вас)

· люди противоположного пола, когда они в группе

· люди одного с вами пола, когда они в группе

· люди противоположного пола один на один с вами

· люди одного с вами пола один на один с вами

36.Вернитесь к предыдущему номеру и среди выбранных типов людей определите, была ли ваша застенчивость в прошлом месяце вызвана контактом с одним аз таких людей (или несколькими)

0 = нет, только в позапрошлом месяце

1 = да, и очень сильно

2 = да, довольно сильно

3 = умеренно

4 = только слегка

(37-40) Проявления застенчивости

37.По каким признакам вы определили, что вы застенчивы?

1= только мои внутренние ощущения, мысли, симптомы

2= только мое поведение в данной ситуации

3= внутренние реакции и общественное поведение

Физиологические реакция

38.Испытывали ли вы когда-нибудь физиологические реакции, отражающие вашу застенчивость? Поставьте 0 на те реакции, которые вы не испытывали, 1 - на наиболее частые, обычные для вес реакции, 2 - отражающие боли сильные чувства и т. д.

учащение пульса

неприятные ощущения в желудке

внутренняя дрожь

сердцебиение

сухие губы

дрожание конечностей

затрудненное дыхание

усталость

другие (опишите подробнее):

Мысли, чувства

39. Какие мысли, ощущения вызывает у вас ваша застенчивость? Поставьте 0 на те ощущения, которые вы не испытывали, 1 - на наиболее частые, обычные для вас, 2 - отражающие более сильные чувства и т. д.

позитивные чувства (например, доволен собой)

мысли ни о чем (мечты, неопределенные ощущения)

углубленное самосознание (чрезмерная занятость собой, своими поступками)

мысли о неприятности ситуации (ситуация ужасна, как жаль, что я в ней оказался)

отвлекающие мысли (например, о том, что я мог бы сделать, или о том, что ситуация скоро изменится)

негативные мысли о себе (например, ощущение неадекватности, неуверенности, собственной глупости)

мысли о том, как оценят меня другие (беспокойство о том, что подумают другие)

мысли о самоконтроле (например, какое впечатление я произвел, и как я мог бы этого избежать)

мысли о застенчивости вообще (например, о ее выраженности и обстоятельствах, желание преодолеть ее)

другие (подробности)

Поведение, поступки

40. Если вы когда-либо испытывали чувство застенчивости, как это проявлялось в вашем поведении? Оцените определенные типы поведения по возрастающей: 0 - действия, вам не свойственные, 1 - типичное для вас поведение, 2 - поведение, отражающее более сильные чувства и т. д. (разные варианты могут быть обозначены одинаковыми цифрами)

уклонение от общения с людьми

неспособность смотреть прямо в глаза

молчание (нежелание говорить)

заикание

бессвязная речь

позирование

уклонение от ответственных действий

уход от ситуации

другие (подробности):

(41-42) Последствия застенчивости

Каковы негативные последствия застенчивости? (Выберите те, которые касаются вас)

Никаких

Создаст социальные проблемы; трудности в общении с людьми, приобретении новых друзей

Имеет негативные эмоциональные последствия; сознает ощущение одиночества, изоляции, депрессии

мешает позитивной оценке моих способностей другими людьми (например, из-за того, что я застенчив, никто не узнает о моих ценных качествах)

Доставляет трудности, когда необходимо отстаивать свое мнение, быть напористым, воспользоваться своими возможностями

Способствует неправильной негативной оценке другими людьми (например, меня могут несправедливо посчитать снобом, недружелюбным или слабым человеком)

Создает познавательные трудности, препятствует совместному осмысливанию общих тем, общению с другими людьми

Поддерживает чрезмерное самосознание, поглощение собой

42.Каковы позитивные последствия застенчивости? (Выберите те, которые касаются вас)

Никаких

Создает трогательный образ скромного, сдержанного человека

Помогает избежать конфликтов

Обеспечивает удобное состояние анонимности и защищенности

Обеспечивает возможность пассивно наблюдать со стороны, действовать внимательно и осторожно

Помогает избежать негативной оценки со стороны других людей (например, застенчивый человек ненавязчив, не агрессивен, не обладает амбициями)

Обеспечивает возможность быть выделенным среди других

Способствует уединению, предлагает удовольствия одиночества

Исключает необходимость отталкивать или запугивать людей, причинять им боль. Создает спокойные условия существования

43.Можно ли преодолеть вашу застенчивость?

44.Хотите ли вы серьезно работать над ее преодолением?

1 = да, конечно

2 = да, возможно

3 = еще не уверен

Как развивалась ваша застевчнвостъ?

Напишите мне письмо о том, как развивалась ваша застенчивость. Раскройте следующие пункты:

Когда вы впервые почувствовали себя застенчивым? Опишите ситуацию, людей, которые в ней участвовали, я ваши ощущения.

а)Какие выводы вы сделали для себя, основываясь на пережитой ситуация?

б)Сказали ли что-нибудь другие люди, что заставило вас чувствовать себя застенчивым? Что именно они сказали? Какие выводы вы сделали для себя, основываясь на том, что сказали другие?

в)Понимаете ли вы сейчас, что это было неверное истолкование (мотивов, ответственности, нераспознанных сигналов)? Опишите, что произошло в действительности и как это было интерпретировано.

г)Был ли кто-нибудь, кто заставил вас чувствовать себя лучше (менее застенчивым) или хуже? Кто? Что он сделал?

д)Ваши выводы относительно себя изменились за прошедшие годы или остались прежними?

Когда вы почувствовали себя застенчивым в следующий раз?

Вспомните события детства, юношества и прошедшего года, когда вы чувствовали себя застенчивым. Были ли эти случаи похожи на то, что вы испытали в первый раз?

Говорят ли в настоящее время о вас что-то, что делает вас застенчивым? Что именно?

.

Допускаете ли вы, чтобы другие люди знали о вашей застенчивости? Каким образом вы даете понять о ней, и как скоро это происходит?

Позволяли ли вы когда-нибудь себе действия или слова, делающие других людей застенчивыми?

Убытки и выгоды

Чего вам стоит ваша застенчивость? Какие возможности вы потеряли, и каких жизненных благ лишились из-за застенчивости? Опишите то, что было утеряно, брошено или имело наименьший результат, составив таблицу.

Убытки от застенчивости

Ценные события, действия,
Время возможности, люди, которые Последствия
вашей жизни были утеряны, отложены, лично для вас
уменьшены и т. д.
1.

Теперь давайте серьезно подумаем о тех едва уловимых выгодах, которые мы получаем, имея клеймо застенчивости. Большинство из нас знает, как извлечь что-нибудь позитивное даже из неприятностей. Что вам дает застенчивость? Обычно мы не признаем этих «вторичных выгод» нашей изначальной несостоятельности, однако некоторые из них могут заключаться в следующем: возможность оправданий, уклонение от рискованных действий, избежание критики, отход от агрессивных людей, неучастие в чужих проблемах и так далее. Составьте таблицу.

Выгоды застенчивости

В межличностных отношениях, в выработке такого поведения, которое является приемлемым не только для индивида, но и общества в целом. Так как ассертивность как личностное качество проявляется во взаимодействии людей, в группе, то и формировать ее необходимо в условиях групповой работы, то есть в процессе тренинговых занятий. На фазе лабилизации в тренинге можно использовать такое упражнение, как, ...

Бешеных денег и непредсказуемых затрат времени и сил. Особых психологических проблем, связанных с общением в сети, у профессионалов не возникает. Вообще, люди, ориентированные исключительно на получение деловой либо научной информации меньше всего подвержены двум основным психологическим проблемам: виртуальной зависимости или агрессии в Интернет. Зато они подвержены воздействию тех личностей, у...

Социально-экономических ситуаций в стране, в условиях изменения концепции образования и ориентации школы на гумманизации процесса образования для современной молодежи проблема застенчивости остается актуальной. Застенчивость воспринимается, как негативное качество человека, среди старшеклассников. Основной ситуацией, которая вызывает ощущение застенчивости является ситуация оценивания и общения с...

Ситуация Действия, предпринятые или отвергнутые Полученная выгода Отдаленные последствия
1.
2. "

Диагностическая методика «Рисунок человека» помогает оценить уровень умственного развития детей, определить побуждения ребёнка, его компенсации, тревоги и конфликты. Для этого понадобится только предложить испытуемому изобразить персонажа на альбомном листе.

Описание проективной рисуночной методики К. Маховер

Основой методики «Рисунок человека» стало тестирование Флоренс Гудинаф, именно на его основе Карин Маховер в 1946 году разработала рисуночный способ оценки личности и умственного развития пациента. Фигура человека, которую необходимо изобразить испытуемому, есть не что иное, как проекция побуждений, тревог, компенсаций того или иного индивида.

Проведение исследования связано с соотнесением изображения человека с разными значениями:

  • представление о самом себе;
  • отношение ребёнка к окружающим;
  • проецирование на изображение своего идеала;
  • отражение привычных действий.

Лёгкость применения методики, которая подходит для работы даже с совсем маленькими детьми (от трёх лет), сделала эту диагностику одной из востребованных среди педагогов и психологов. Тестирование проводится с дошкольниками и младшими школьниками, но не запрещается использовать диагностику и для исследования особенностей детей старшего школьного возраста.

Порядок проведения диагностики «Рисунок человека»

Рисунок выполняется испытуемым простым карандашом на обычном листе формата А4 вертикального расположения (допустимо использовать бумагу меньшего формата). Ребёнок может перевернуть лист и разместить его горизонтально, исследователь должен это подметить, но не поправлять действия тестируемого. Карандаш нужно предложить не очень жёсткий, оптимальная твёрдость - М и 2М.

Не запрещается детям пользоваться ластиком, но этот атрибут следует выбрать жёстким, тогда все стёртые линии будут различимы на листе, что пригодится педагогу при интерпретации рисунка.

Приготовив необходимые материалы и инструменты, ребёнку дают точную инструкцию: «Нарисуй, пожалуйста, человека, какого хочешь». Когда возникают вопросы-уточнения, то не следует их игнорировать, но и разъяснять подробным образом нежелательно. Лучше всего уклониться от прямого ответа, дав установку: «Рисуй любого». Если испытуемый совсем маленький, то можно немного «разжевать» инструкцию: «Нарисуй дяденьку как можно лучше». В случае нежелания ребёнка включаться в процесс необходимо мягко посоветовать ему хотя бы начать, убедить, что это интересно и увлекательно. Для сомневающихся в своих способностях детей подойдёт такая словесная конструкция: «Начинай рисование, и мы посмотрим, что у тебя получится. Мне интересны любые рисунки».

Подходящий вариант для анализа - изображение человека в полный рост, а не его портрет или бюстовый вариант. В ситуации с рисованием «неростового» персонажа нужно дать ребёнку ещё один шанс, предложив чистый лист бумаги и обозначив, что фигура должна быть представлена целиком.

После того как ребёнок справится с заданием, необходимо обсудить с ним изображение для получения дополнительной информации об объекте. Можно спросить у тестируемого:

  1. Какого человека он нарисовал (доброго, злого, смешного и так далее)?
  2. Что любит/не любит изображённый персонаж?
  3. Чем занимается и о чём мечтает?
  4. Какая профессия у человека?

Также можно побеседовать на следующие темы (применительно к изображённому персонажу):

  • место проживания;
  • наличие друзей;
  • характер;
  • возраст;
  • здоровье.

Полезной информацией для исследователя будет рассказ испытуемого о том, какие чувства он испытывает к нарисованному человеку, о ком думал ребёнок, когда работал над заданием, знаком ли ему этот персонаж.

Обсуждение получившегося рисунка - обязательный этап тестирования

Обработка и интерпретация результата теста

Возрастные особенности

Существуют нюансы, которые необходимо учитывать при анализе рисунка, чтобы не принять за отклонение от нормы возрастные особенности ребёнка:

  • Для пятилетних детей характерно использование двойных контуров при прорисовывании конечностей; место прикрепления рук, как правило, - середина туловища. К шести годам дети уже осознанно рисуют конечности в верхней части торса обычными линиями.
  • В пять лет малыш может проигнорировать второстепенные детали, такие как волосы, брови, ногти, ресницы и прочее. Дополнять ими образ человека дети начинают в шестилетнем возрасте, причём девочки чаще «выписывают» элементы лица.
  • В старшем дошкольном возрасте у детей формируются понятия вертикального и горизонтального, поэтому нарисованный персонаж уже не парит в наклоне, как у маленьких детей, а занимает чёткое положение.
  • Дети младшего школьного возраста (7–9 лет) переходят от схематичного рисования к более подробному и реалистичному (или же между этими двумя способами изображения соблюдается баланс). Чем старше становится ребёнок, тем менее примитивным должен становиться рисунок.

Размер и положение


Общий анализ композиции

Чтобы исключить признаки психологической патологии, нужно обратить внимание на основные моменты в изображении человека. Оценивая каждый пункт, исследователю следует добавлять по одному баллу за каждое соответствие, а затем сложить получившиеся результаты. Минимальные показатели, которые свидетельствуют о том, что ребёнок не имеет отклонений, таковы:

  • для малыша 4–5 лет - 10 баллов;
  • 6-ти - 14;
  • 7-ми - 18;
  • школьника 8 лет - 22;
  • 9-ти - 26;
  • десятилетнего и более взрослого ученика - 30 очков и больше.

Существуют некоторые детали, добавленные к нарисованному человеку, которые можно считать дополнительным бонусом при оценке умственного развития ребёнка - тросточка у пожилого человека, оружие у солдата, ранец у школьника, коньки у фигуриста и так далее. Эти элементы должны соответствовать созданному образу и не выбиваться из «темы» (неуместно ружье в руках милой принцессы, хоккейная клюшка у бабушки и прочее).

Некоторые неблагоприятные моменты развития личности ребёнка может усмотреть хороший специалист, если в рисунке человека:

  • руки изображены с отсутствующими пальцами;
  • кисти нарисованы в виде обрубков или варежек;
  • не прорисованы глаза;
  • в профильном изображении человека два глаза, а в анфас - один;
  • нет никаких намёков на принадлежность человека к тому или иному полу;
  • персонаж изображён без одежды;
  • есть явные нарушения пропорций тела.

О негативных моментах в жизни ребёнка также говорит факт рисования и стирания всей фигуры человека или отдельных её фрагментов.

Файл: Особенности нарисованной фигуры, по которым производится оценка

Части тела

Голова практически заменила туловище - это может быть свидетельством ослабленного интеллекта

  • Голова отражает область социальных контактов, самоконтроль. Если этой части и лбу уделено много внимания (ребёнок тщательно и долго по времени их рисовал), то это может быть показателем адаптационного неблагополучия в социальной среде. Об игнорировании умственной сферы говорит отсутствие лобной части. Взаимосвязь физического и духовного отражается на рисунке в пропорциях между телом и головой. Давление на психику, головные боли, ослабление интеллекта проявляются в изображении гипертрофированной головы. Если же она больше туловища, это означает стремление ребёнка к компенсации чего-то недостающего.

О нетерпении к другим людям, о поверхностных отношениях с близкими говорит тот факт, когда ребёнок рисует голову позднее всех остальных частей человека.

  • Раннее сексуальное созревание девочек можно «прочитать», если нарисованный человек наделяется излишне пышной и красивой причёской, длинными и ниспадающими на плечи локонами. Акцент мальчиков на волосах можно расценивать как проявление мужественности.
  • Черты лица, прорисованные слабо и без чётких линий, свидетельствуют о наличии конфликтов с окружающими, желании избежать этих проблем. Как правило, такие дети очень недоброжелательны по отношению к другим, постоянно ожидают подвоха со стороны. Враждебность и агрессия может быть буквально прорисована в лице персонажа - расширенные глаза, сильно сомкнутые верхняя и нижняя губа, раскрытый рот вкупе с неприятным оскалом. Здоровое самоуважение, внимательное отношение к своей персоне (в рамках нормы) выдают тщательно прорисованные черты. Если тестируемый закрашивает лицо, то это показатель утраты своего «я», отсутствие самоидентификации. Неблагоприятный признак - рисование морды животного, застывшей маски робота.
  • Если подбородку уделяется много внимания, это означает боязнь ответственности, нерешительность ребёнка. Он может несколько раз исправлять, стирать эту часть, использовать для её изображения слишком толстые линии. Всё это свидетельствует о поиске компенсации волевых качеств.
  • Интерпретацию бровей можно соотнести с расшифровкой изображения волосяной части головы: густые, взъерошенные - грубый, строптивый характер, несдержанность, импульсивность автора рисунка; аккуратные, приглаженные - символ спокойствия, повышенного внимания к себе; поднятые - высокомерие и надменность.
  • Если уши прорисованы очень хорошо, то это отражение упрямого нрава, неумения прислушиваться к окружающим или, напротив, зависимость от чужого мнения, излишне внимательное отношение к замечаниям.
  • Широко открытые глаза говорят о том, что автор такого рисунка любознателен; маленькие - ребёнок «смотрит» вглубь себя, он скрытен и сконцентрирован на собственных переживаниях. Тестируемый пытается отгородиться от всего, если на рисунке у человека глаза закрыты. Пустые глазницы или отсутствие зрачков свидетельствуют о том, что автор высокомерен. Желание понравиться другим легко распознать по очень красивым глазам, нарисованным с соблюдением симметрии. Много полезного можно увидеть и во взоре персонажа: прямой - открытость и общительность; скошенный взгляд - подозрительность, мнительность; пристальный - отражение агрессии.
  • Открытый рот (особенно с прорисованными зубами) – явный признак наличия у ребёнка агрессивных настроений. Не всегда они носят прямой характер, в некоторых случаях это может свидетельствовать о потребности в защите. Выделение рта служит сигналом о подавленности, неумении действовать самостоятельно. Внутреннее напряжение испытуемый спроецирует, изобразив эту части лица одной линией.
  • Дети, которые привыкли контролировать себя, нарисуют длинную шею, прямолинейные участники тестирования изобразят короткую. Если малыш «забыл» про эту часть тела, то можно с уверенностью сказать, что ребёнок незрел в интеллектуальном плане.
  • Общительный малыш обязательно нарисует руки, «готовые» для объятий, широко разведённые и немного отошедшие от контура фигуры. Замкнутый ребёнок «спрячет» конечности персонажа за спину или в карманы. Иногда о проблемах с общением говорят руки, прижатые к туловищу или повисшие вдоль тела. Согнутые или неловко вытянутые в стороны конечности - показатель неглубоких контактов с миром. Если же они пластичные и гибкие, то это знак коммуникабельности. Отсутствие ладоней свидетельствует о неверии в свои возможности, чувстве неполноценности. Об агрессивном настрое говорят длинные нарисованные пальцы с ногтями или кисти, сжатые в кулаки. Злобность ребёнка выражается также в поднятых или закрашенных конечностях, пальцах в виде когтей хищной птицы. Отсутствие рук может трактоваться по-разному: у дошкольников как робость, интеллектуальная незрелость, у детей младшего школьного возраста - чувство вины перед взрослыми за свою агрессию и враждебность. Слишком длинные конечности рисуют испытуемые с желанием контактировать с окружающими. Когда тестируемый прорисовывает мускулы на руках, это символизирует его «преклонение» перед авторитетом силы. Тонкие конечности изображают дети, которые адекватно оценивают своё физическое состояние.
  • Когда хилый малыш рисует атлетическое тело, то таким образом он старается компенсировать свой не очень физически развитый торс. Если подобное изображает ребёнок с нормальным телосложением, то это проявление его внутренней силы, хорошо развитого эго. О прошлых переживаниях говорит слабое тело, нарисованное сильным пациентом. Некоторые дети уделяют внимание рисованию пупка: если так делает ребёнок дошкольного возраста, то это сигнализирует о его эгоцентризме; эту часть тела выводит младший школьник - можно судить о нём, как об инфантильном индивидууме, стремящемся уйти в свою «раковину». Форма тела прямоугольная, с обилием острых углов - символ мужественности, экспрессивности, избытка энергии автора рисунка; сглаженный контур - показатель спокойствия, уравновешенности. Очень неблагоприятное явление, свидетельствующее о психических отклонениях, - рисование внутренностей.
  • Изображение коротких, слабых или заштрихованных ног свойственно детям, неуверенным в себе, слабым, с упадническими настроениями. Об этом также говорит отсутствие стоп. Пропорциональные и хорошо прорисованные ноги характеризуют автора как человека с устойчивой психикой. Дети, испытывающие чувство незащищённости, часто изображают маленькие ступни без должной опоры, словно парящие в пространстве. Это говорит об их несформированности как личности.
  • Значимость изображения гениталий отметит каждый тестирующий специалист. Для детей это довольно необычное явление. В силу застенчивости, например, девочки могут рисовать сомкнутые руки внизу живота, прикрывающие интимные части тела. До двенадцатилетнего возраста (период скрытой сексуальности) испытуемые не изображают открыто пенис или вульву. Причины, подтолкнувшие ребёнка рисовать гениталии, могут быть вызваны операциями по удалению грыжи, обрезанием, случаями домогательства, ранним половым созреванием или повышенным интересом к соответствующим органам. Как правило, изображение этих частей тела психологи связывают с поведенческими отклонениями от нормы - агрессией, фобиями.

О спутанности, неопределённости собственной сексуальной роли говорит нарисованный человек противоположного пола. Или, как вариант, это может свидетельствовать о сильной привязанности и даже зависимости от родителя другого пола.

Одежда и дополнительные элементы

Возникновение вопросов об уместности на рисунке предметов гардероба говорит о наличии у ребёнка переживаний, связанных с телом. Излишнее внимание к подробностям в одежде свидетельствует о том, что испытуемому важен собственный внешний вид. Такие дети внешне вполне коммуникабельны, но это чаще связано с желанием услышать одобрение, похвалу, а не пообщаться.

Рисование пуговиц в виде закрашивания и надавливания может быть признаком инфантильности, зависимости и даже неадекватности. Эти же качества присущи детям, которые в одежде прорисовывают карманы.

Галстук - характерный признак сексуальности, он, как правило, чаще присутствует на рисунках мальчиков. Обычно этот атрибут рисуют дети в период полового созревания.

Не должны уйти от внимания специалистов детали, изображённые рядом с фигурой человека. Дети, хорошо умеющие налаживать контакты, рисуют солнце (часто с лучами, улыбкой). Штриховка этого элемента нетипична, этот признак, а также дождевые тучи могут быть свидетельством того, что в жизни малыша есть какие-то несчастья или тревога.

Такого человека нарисовал ребёнок дошкольного возраста

Анализируя этот рисунок, можно сделать следующие выводы:

  • Испытуемый интеллектуально развит, об этом говорит хорошо прорисованная голова.
  • Мальчик, изобразивший этого персонажа, достаточно мужественен (насколько можно таким быть в его возрасте), так как волосяная часть головы выделена чётко.
  • О готовности к общению, позитивности и открытости говорят нарисованные черты лица: глаза большие, но не увеличенные, рот улыбается.
  • Уши изображены, но скрыты за волосами - это значит, что мальчик адекватно и с должным вниманием относится к замечаниям.
  • О стремлении к познанию нового, любознательности свидетельствуют глаза, обведённые несколько раз.
  • Длинная шея говорит о том, что испытуемый контролирует свои эмоции. Его телесное и разумное начала находятся в гармонии.
  • Об открытом нраве можно судить по рукам, разведённым в стороны, словно приготовленным к принятию других людей в свои объятия.
  • Но к сожалению, этот ребёнок не всегда уверен в своих силах (символ этог - маленькие ладони на рисунке), хотя это можно списать на возраст малыша. О неверии в свои возможности говорят и заштрихованные ноги.
  • Мальчик очень энергичный - это видно по телосложению в виде треугольника.

Методика «Рисунок человека» позволяет понять психологическое состояние тестируемого, особенности его отношений с окружающими, а также выявить возможные проблемы. Анализ результата поможет педагогу или психологу скорректировать работу с ребёнком, чтобы помочь избавиться от того, что мешает ему нормально развиваться.

Можно предположить, что мнение о заниженной самооценке у застенчивых детей является ошибочным. Экспериментальные исследования свидетельствуют, что застенчивые дети оценивают себя достаточно высоко. Проблема в их склонности считать, что другие относятся к ним плохо, гораздо хуже, чем они сами. В этом заключается личностная особенность застенчивых детей: каждое свое действие ребенок проверяет через мнение других, его внимание сосредоточивается в большей степени на том, как его действия оценят взрослые. Тем не менее, часто встречаются застенчивые дети, имеющие авторитарных родителей, возлагающих неоправданно большие надежды на своего ребенка. Таким образом, у ребенка развивается «комплекс несоответствия», и он все больше убеждается в своей несостоятельности. Отсюда и отказ от деятельности. Воспитание ребенка в стиле «Золушки» способствует выработке у него психологической защиты, заключающейся в том, что ребенок перестает проявлять инициативу в общении и деятельности, ведет себя тихо и незаметно, не делает лишних движений, чтобы не «вызвать огонь на себя».

Застенчивость часто встречается у единственных в семье детей, у которых по той или иной причине был ограничен круг общения.

Застенчивость встречается и у детей, воспитывающихся в неполных семьях одинокими матерями. Повышенная тревожность таких мам, старающихся постоянно контролировать своих детей, способствует тому, что дети постепенно теряют доверие к миру и окружающим людям. Мать, пережившая обиду и желающая оградить от этого ребенка, представляет малышу окружающих как нехороших и злых. Такая установка, в зависимости от личностных особенностей ребенка, развивает либо агрессивность, либо застенчивость.

Поэтому можно считать, что основной причиной болезненной застенчивости детей дошкольного и младшего школьного возраста является неадекватный стиль воспитания в семье. В подростковом возрасте основные причина кроются в непринятии собственного физического тела, своей внешности, отсутствии дружеских отношений со сверстниками, насмешках и унижениях с их стороны, внутриличностном конфликте «Я-реального» и «Я-идеального», несоответствии уровня самооценки и уровня притязаний, неспособности выразить свои чувства.

Тревожность входит в симптомокомплекс застенчивости. По мнению Е.К. Лютовой и Г.Б. Мониной, «тревожность развивается у детей тогда, когда у них имеется внутренний конфликт, провоцируемый завышенными требованиями взрослых, их желанием поставить ребенка в зависимое от себя положение, отсутствием единой системы требований, наличием тревожности у самих взрослых. Механизм тревожности заключается в том, что ребенок находится в постоянном ожидании неприятностей, проблем и конфликтов, он не ждет ничего хорошего от окружающих» .

Работа психолога непосредственно с застенчивыми детьми должна вестись в нескольких направлениях: психодиагностика, психопрофилактика, психокоррекция, психологическое консультирование и др.

Диагностический этап, как и все остальные, должен включать работу и с родителями, и с ребенком, и с педагогами (см. табл. 1).

Таблица 1

Диагностическая программа по выявлению причин застенчивости у детей

  • 1. «Лесенка» О. Хухлаевой;
  • 2. Рисунок семьи;
  • 3. Тест «Кинетический рисунок семьи» (КРС) Р. Бернса и С. Кауфмана;
  • 4. Методика «Выбери нужное лицо» (тест на оценку уровня тревожности) Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен

Родители

  • 1. Опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) Э.Г. Эйдемиллера;
  • 2. Тест на оценку уровня тревожности А.И. Захарова;
  • 3. Опросник «Критерии определения тревожности у ребенка» П. Бейкера и М. Алворда;
  • 4. Опросник для выявления тревожности у ребенка Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко

Педагоги

  • 1. Опросник «Критерии определения тревожности у ребенка» П. Бейкера и М. Алворда;
  • 2. Опросник для выявления тревожности у ребенка Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко

Основная трудность в работе с застенчивыми детьми заключается в налаживании с ними контакта, развитии доверительных отношений. В этом случае не надо спешить, необходимо, чтобы ребенок привык к психологу.

Первое время специалист должен систематически приходить в группу, проводить наблюдения, беседовать с педагогом, проводить игры и участвовать в них. Когда ребенок сможет более или менее свободно контактировать с психологом, можно начинать индивидуальную работу в кабинете. Скорее всего, ребенок не захочет выполнять задания. Тогда можно предложить поиграть, порисовать, т.е. заняться тем, чем он захочет, и постараться включить задания в контекст игры или, в крайнем случае, отложить их.

В этот период целесообразно использовать проективные методики , включающие беседы по рисункам. Также в индивидуальной работе можно использовать элементы куклотерапии .

Постепенно можно включать ребенка в подгрупповую работу - через организацию совместной деятельности, совместных игр. Необходимо выбирать такие поручения или задания, с которыми ребенок наверняка справится. Создание ситуаций успеха будет способствовать развитию уверенности в себе. Необходимо обязательно отметить его успехи, сказав об этом вслух. Но не стоит заострять внимание на ребенке, так как это только смутит его. Поэтому помощь ему лучше оказывать косвенно, без нажима. Поручение или свою просьбу можно мотивировать тем, что без его помощи взрослому не справиться .

Застенчивые дети гораздо легче вступают в контакт с младшими детьми, чем со сверстниками или взрослыми. Этот момент можно также использовать для развития уверенности ребенка в своих силах, для развития позитивного самовосприятия.

Просьба, обращенная к застенчивому ребенку, должна содержать конкретные задания. Важно, чтобы она была высказана спокойным, мягким голосом, содержала обращение по имени и сопровождалась ласковым прикосновением. В общении с застенчивыми детьми необходимо исключить громкие резкие интонации, обращения в виде приказов, унизительные или критические высказывания. Главное - это тактичность и терпение.

Эффективный способ расширения поведенческого репертуара застенчивого ребенка - это привлечение ассистента из сверстников , который характеризуется высокой коммуникабельностью, доброжелательностью и сумеет вовлечь застенчивого ребенка в игру, в совместную деятельность. Но его тоже необходимо подготовить: провести беседу, проиграть типичные ситуации и т.д.


Все больший интерес ребенка 5-ти лет направляется на сферу взаимоотношений между людьми. Оценки взрослого подвергаются критическому анализу и сравнению со своими собственными. Под воздействием этих оценок представления ребенка о Я-реальном (какой я, какой я по отношениям ко мне родителей) и Я-идеальном (какой я, каким я могу быть хорошим?) дифференцируются более четко.

Происходит дальнейшее развитие познавательной сферы личности ребенка-дошкольника.

Развитие произвольности и волевых качеств позволяют ребенку целенаправленно преодолевать определенные трудности, специфичные для дошкольника. Также развивается соподчинение мотивов (например, ребенок может отказаться от шумной игры во время отдыха взрослых).

Появляется интерес к арифметике и чтению. Основываясь на умении представлять что-либо, ребенок может решать простые геометрические задачи .

Ребенок уже может запомнить что-либо целенаправленно.

Кроме коммуникативной, развивается планирующая функция речи, т. е. ребенок учится последовательно и логически выстраивать свои действия (формирование самоконтроля и регуляции), рассказывать об этом. Развивается самоинструктирование, которое помогает ребенку заранее организовать свое внимание на предстоящей деятельности.

Старший дошкольник способен различать весь спектр человеческих эмоций , у него появляются устойчивые чувства и отношения. Формируются «высшие чувства»: эмоциональные, моральные, эстетические.

К эмоциональным чувствам можно отнести:

Любопытство;

Любознательность;

Чувство юмора;

Удивление.

К эстетическим чувствам можно отнести:

Чувство прекрасного;

Чувство героического.

К моральным чувствам можно отнести:

Чувство гордости;

Чувство стыда;

Чувство дружбы.

На фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослого у ребенка развивается притязание на признание, выраженное в стремлении получить одобрение и похвалу, подтвердить свою значимость.

Достаточно часто в этом возрасте у детей появляется такая черта, как лживость, т. е. целенаправленное искажение истины. Развитию этой черты способствует нарушение детско-родительских отношений, когда близкий взрослый чрезмерной строгостью или негативным отношением блокирует развитие у ребенка позитивного самоощущения, уверенности в своих силах. И чтобы не потерять доверия взрослого, а часто и оградить себя от нападок, ребенок начинает придумывать оправдания своим оплошностям, перекладывать вину на других.

Нравственное развитие старшего дошкольника во многом зависит от степени участия в нем взрослого, так как именно в общении со взрослым ребенок узнает, осмысливает и интерпретирует нравственные! нормы и правила. У ребенка необходимо формировать привычку нравственного поведения. Этому способствует создание проблемных ситуаций и включение в них детей в процессе повседневной жизни.

У детей старшего дошкольного возраста к 7 годам, уже сформирована достаточно высокая компетентность в различных видах деятельности и в сфере отношений. Эта компетентность проявляется прежде всего в способности принимать собственные решения на основе имеющихся знаний, умений и навыков.

У ребенка развито устойчивое положительное отношение к себе, уверенность в своих силах. Он в состоянии проявить эмоциональность и самостоятельность в решении социальных и бытовых задач.

При организации совместных игр использует договор, умеет учитывать интересы других, в некоторой степени сдерживать свои эмоциональные порывы.

Развитие произвольности и волевого начала проявляется в умении следовать инструкции взрослого, придерживаться игровых правил. Ребенок стремится качественно выполнить какое-либо задание, сравнить с образцом и переделать, если что-то не получилось.

Попытки самостоятельно придумать объяснения различным явлениям свидетельствует о новом этапе развития познавательных способностей. Ребенок активно интересуется познавательной литературой, символическими изображениями, графическими схемами, делает попытки использовать их самостоятельно. Детям старшего дошкольного возраста свойственно преобладание общественно значимых мотивов над личностными. В процессе усвоения нравственных норм и правил формируется активное отношение к собственной жизни, развивается эмпатия, сочувствие.

Самооценка ребенка старшего дошкольного возраста достаточно адекватна, более характерно ее завышение, чем занижение. Ребенок более объективно оценивает результат деятельности, чем поведение.

В 6-7 лет развивается наглядно-образное мышление с элементами абстрактного. Тем не менее, ребенок еще испытывает затруднения в сопоставлении сразу нескольких признаков предметов, в выделении наиболее существенного в предметах и явлениях, в переносе усвоенных навыков мыслительной деятельности на решение новых задач.

У старшего дошкольника воображение нуждается в опоре на предмет в меньшей степени, чем на предыдущих этапах развития. Оно переходит во внутреннюю деятельность, которая проявляется в словесном творчестве (считалки, дразнилки, стихи), в создании рисунков, лепке и т. д.

Происходит постепенный переход от игры как ведущей деятельности к учению.

Психологическая готовность к школе


Компоненты психологической готовности

Содержательная характеристика

Интеллектуальная готовность

Ø Наличие широкого кругозора и запаса знании.

Ø Сформированность начальных умений учебной деятельности.

Ø Аналитическое мышление (способность постижения признаков и связей между явлениями, способность действовать по образцу).

Ø Логическое запоминание.

Ø Развитие мелкой моторики и сенсомоторной координации.

Ø Умение выделять учебную задачу и переводить ее в самостоятельную цель деятельности.

Ø Развитие фонематического слуха


Личностная готовность

Ø Принятие новой социальной позиции.

Ø Позитивное отношение к школе, учителям, учебной деятельности, самому себе.

Ø Развитие познавательных критериев, любознательности.

Ø Развитие желания ходить в школу.

Ø Произвольное управление своим поведением.

Ø Объективность самооценки.

Ø Потеря «детскости», непосредственности


Социально-психологическая готовность

Ø Гибкое владение способами установления взаимоотношений.

Ø Развитие потребности в общении.

Ø Умение подчиняться правилам и нормам.

Ø Умение действовать совместно, согласовывать свои действия.



Эмоционально-волевая готовность

Ø Развитие «эмоционального предвосхищения» (предчувствие и переживание отдаленных последствий своей деятельности).

Ø Эмоциональная устойчивость.

Ø Сформированность не боязни трудностей. Самооценка.

Ø Умение ограничивать эмоциональные порывы.

Ø Умение систематически выполнять задания.


Диагностический инструментарий:

Диагностика зрительной памяти дошкольников по методике Векслера

Диагностика коммуникативных умений ребёнка

Диагностика образной памяти ребенка

Диагностика памяти опосредованного запоминания для детей 5 - 6 лет.

Диагностика переключения и устойчивости внимания методом сложения чисел с переключением

Диагностика познавательных процессов. «Чем залатать коврик?»

Диагностика произвольной сферы. Методика "вежливость" Н.И. Гуткиной

Диагностика распределения внимания.

Диагностика способности к анализу ситуации детей 5 - 10 лет. "Рассказ по серии сюжетных картинок"

Диагностика уровня развития произвольной сферы. "Домик" Н.И. Гуткиной

Диагностика уровня развития тонкой моторики и умения работать по образцу

Диагностика эмоционального отношения к школе детей 6 - 7 лет.

Зрительно моторная координация. Тест Бендера

Изучение эмоционального отношения к школе для детей 6 - 7 лет.

Исследование вербального мышления детей. И. Шванцара

Исследование способности к умозаключению детей 6 - 8 лет.

Классификация для детей 6 - 8 лет. "Исключи лишнюю картинку, слово"

Комплексная оценка внимания дошкольника: объем, переключение, устойчивость.

Мелкая моторика. Тест на выявление уровня выносливости и быстроту мышц кисти рук

Мелкая моторика. Функциональные пробы руки

Методика диагностики продуктивности и устойчивости внимания у детей 5-6 лет. "Найди и вычеркни" Т.Д. Марцинковской

Методика изучения концентрации и устойчивости внимания ребенка. Тест Пьерона-Рузера

Методика исследования мышления детей 5 - 7 лет. "Времена года"

Методика на переключение внимания. "Красно черная таблица"

Методика определения скорости и объема внимания. Таблица Шульте

Проективная методика. "Рисунок человека"

Психодиагностика наглядно действенного мышления детей 5 - 7 лет. Тест "Вырежи фигуру"

Тест «Готов ли ребенок к школе»

Тест готовности к школе Керна-Ирасека

Тест для изучения коммуникативных умений детей 4 - 7 лет.

Тест для исследования ориентации в пространстве. «Графический диктант» Д. Б. Эльконина

Тест для исследования произвольного внимания."ДА И НЕТ" Н.И. ГУТКИНОЙ

Тест Какой вы родитель (родитель или приятель).

тест мотивационная готовность к школьному обучению Л.А. ВЕНГЕРА

Тест на внимание детей от 5 до 7 лет "Найди пару"

Тест на воображение детей 5 - 7 лет. "Придумай игру"

Тест на воображение. Опросник для родителей (Фантазия ребенка).

Тест на воображение ребенка. "Нарисуй что нибудь" Т.Д. МАРЦИНКОВСКОЙ

Тест на воображение ребенка. "Придумай рассказ" Р.С. НЕМОВА

Тест на восприятие детей 5 - 5,5 лет. "Эталоны" Л.А. Венгера

Тест на восприятие детей. "коробочка форм"

Тест на восприятие детей. "Нелепицы"

Тест на восприятие детей "Разрезные картинки"

Тест на восприятие дошкольника. "Какие предметы спрятаны в рисунке"

Тест на восприятие ребенка Мюнстерберга

Тест на восприятие. "Чего не хватает на этих рисунках".

Тест на выявление знаний ребенка о школе и школьном распорядке

Тест на выявление уровня развития речи у детей

Тест на зрительное восприятие. "Назови фигуру"

Тест на избирательность внимания. Кюси

Тест на исследование зрительной памяти ребенка

Тест на исследование слуховой памяти детей. "Арифметический тест Векслер"

Тест на креативность

Тест на логическую память детей 5 - 16 лет. "Воспроизведение текста"

Тест на мышление детей 5 - 10 лет. "Последовательные картинки"

Тест на мышление «Обведи контур»

Тест на мышление (планирование и самоконтроль ребенка). "Заселение домика"

Тест на мышление ребенка «Последовательность событий» (А.Н. Бернштейн)

Тест на объём и концентрацию внимания детей 6 - 10 лет. "Корректурная проба"

Тест на обьем внимания. «Запомни и расставь точки»

Тест на определение ведущей руки.

Тест на определение уровня развития речи у детей.

Тест на определение уровня развития фонематического слуха детей 6 - 7 лет.

Тест на память "10 предметов"

Тест на память детей 6 - 7 лет. "Запоминание 10 слов А.Р. Лурия

Тест на переключение и распределение внимания. «Проставь значки»

Тест на проверку фонематического слуха. "Найди звук" Н.И. Гуткиной

Тест на произвольное внимание детей 6 - 7 лет. "Фигурные таблицы"

Тест на самооценку ребенка. "ЛЕСЕНКА"

Тест на скорость запоминания и адекватное воспроизведение

Тест на словесно логическое мышление детей 5 - 7 лет. "Невербальная классификация". Т.Д. Марцинковской

Тест на слуховое восприятие."Графический диктакт"

Тест на узнавание. Коган

Тест на умение ребенка устанавливать причинно-следственные связи между явлениями

Тест «Объем зрительной памяти»

Тестовая беседа на степень психосоциальной зрелости С.Л. Банков

Тест перцептивное моделирование" Л.А. Венгера

Тест "Способность к обучению в школе" Г. Вицлака

Начальным этапом в работе с проблемными детьми считается комплексная медико-психолого-педагогическая диагностика ребенка и изучение социальной ситуации его развития.

Изучение ребенка должно начинаться с анализа социальной ситуации его развития, выяснения круга общения, характера и способов взаимодействия в его ближайшем окружении.

Выясняя ситуацию социального развития ребенка, необходимо обратить внимание на режим дня в семье, состояние предметно-развивающей среды и возможности ее динамического изменения в соответствии с запросами и потребностями малыша.

Важно проводить наблюдение.

Проявления застенчивости могут быть различными: от испытываемой время от времени неловкости или дискомфорта в присутствии других людей, до тревоги и необъяснимого страха перед людьми.

Застенчивый ребёнок испытывает большое внутреннее напряжение и оно может проявляться внешне: ерзанье на стуле, опущенная голова, сутулые плечи, взгляд в пол, в сторону и почти никогда в глаза собеседнику, боязнь обратиться к взрослому, проявить свои желания, затруднения при ответе на самые простые вопросы.

Все проявления застенчивости принято подразделять на:

  • 1) внешние (поведенческие);
  • 2) внутренние (психоэмоциональные);
  • 3) физиологические.
  • 4) не задает вопросов, на заданные вопросы отвечает с видимой неохотой, тихим голосом.

Застенчивый человек не может свободно излагать свою точку зрения, ему трудно выразить и проявить себя как собеседник.

Внешне застенчивость проявляется в скованности движений. При общении со взрослым дети принимают вынужденную, напряженную позу, сутулятся, нагибают голову, теребят руки или одежду, трогают волосы или лицо. В подавляющем большинстве они избегают встречаться с собеседником глазами. Типичным для них является взгляд, как бы отведенный в сторону или опущенный. Дети часто краснеют.

Речь застенчивых детей тихая, часто невнятная, неразвернутая. В разговор сами не вступают. Контакт устанавливается медленно и с трудом, продолжительность общения кратковременная

Адаптация к дошкольному учреждению у застенчивых детей происходит медленно, с большим трудом. Педагогам трудно найти подход к установлению контакта с ребенком. Застенчивые дети упорно пытаются уйти от общения, сами безынициативно

Диагностика застенчивости у детей

По данным некоторых исследований застенчивость тесно связана с таким показателем, как тревожность. В связи с этим используется опросник Е.И. Рогова «Выявление уровня тревожности» и проективная методика «Звери пришли на водопой».

Шкала тревожности Лесенка Хухлаевой

Цель: исследование самооценки

Тест «Рисунок семьи»

Цель: выявить внутрисемейные отношения

Шкала тревожности

Цель: выявить уровень тревожности ребенка, сферу значимых

«Шкала тревожности»

Назначение: выявить уровень тревожности ребенка, сферу значимых переживаний.

  • 1. Процесс обучения в детском саду, общение с воспитателями внутри этой деятельности (учебная тревожность)
  • 2. ситуации анализа представлений о себе (самооценочная)
  • 3. ситуации общения (межличностная)

Материал: три цветные карточки - красная, зеленая, голубая (или желтая)

Инструкция: «Я тебе буду говорить о разных случаях, которые бывают в твоей жизни. Некоторые из них могут быть неприятными для тебя, вызывать у тебя страх, беспокойство. У меня здесь три карточки разного цвета. Если тот случай, о котором я говорю, очень неприятен для тебя, ты возьмешь и покажешь мне красную карточку. Если это только немножко неприятно - зеленую. А если этот случай тебе не страшен - голубую». (все выборы и спонтанные комментарии фиксируются.)

Опросник:

  • 1. Ты отвечаешь у доски на занятиях.
  • 2. Тебя ругает папа или мама.
  • 3. Встречаешься с ребятами из детского сада.
  • 4. Идешь в гости к незнакомым людям
  • 5. Ты остаешься дома один.
  • 6. Сам подходишь разговаривать с воспитателем.
  • 7. Не можешь справиться с заданием на занятии.
  • 8. Сравниваешь себя с другими ребятами.
  • 9. Думаешь о своих делах.
  • 10. На тебя смотрят, как на маленького.
  • 11. Ты часто плачешь.
  • 12. Воспитатель тебе неожиданно задает вопрос на занятии.
  • 13. Никто не обращает на тебя внимания на занятии, когда ты хорошо, красиво выполнил работу.
  • 14. С тобой не согласны ребята, спорят.
  • 15. На тебя не обращают внимания, когда ты что - то делаешь, играешь.
  • 16. Тебя снятся страшные сны.
  • 17. Воспитатель дает трудное задание.
  • 18. Выбираешь в игре главные роли.
  • 19. Не понимаешь объяснений воспитателя.
  • 20. Ребята смеются, когда отвечаешь на занятии.
  • 21. Смотришь «ужасы» по телевизору, тебе рассказывают страшные истории.
  • 22. Думаешь о том, что будет, когда вырастешь большим.
  • 23. На тебя сердятся, непонятно почему, взрослые.
  • 24. Воспитатель оценивает работу, которую ты выполнил на занятии.
  • 25. На тебя смотрят, наблюдают за тобой, когда ты что - то делаешь.
  • 24. У тебя что - то не получается.
  • 25. Ребята с тобой не играют, никогда не берут в игру, не дружат с тобой.
  • 26. Воспитатель тебе делает замечание на занятии.

один выбор красного цвета оценивается в 3 балла;

зеленого - 2 балла;

голубого - 0 баллов.

Подсчитывается сумма баллов в целом и по каждому виду тревожности.

  • 1. Учебная - 1, 6, 7, 12, 13, 18, 21, 22, 26, 30.
  • 2. Самооценочная - 5, 8, 9, 11, 17, 19, 20, 23, 24, 28.
  • 3. Межличностная - 2, 3, 4, 10, 14, 15, 16, 25, 27, 29.

Обратить внимание:

  • - на высокий уровень тревожности - более 20 баллов по одному разделу или более 60 баллов в сумме;
  • - очень низкий уровень тревожности - не выше 5 баллов по разделу.

Норма - от 10 до 20 баллов по каждому разделу.

Тест А.И. Захарова на оценку уровня тревожности ребенка

Инструкция

Внимательно прочитайте эти утверждения и оцените, настолько они характерны для вашего ребенка. Если это выражено - ставьте «+», если это проявление встречается периодически, ставьте «0», если отсутствует «-».

Тест выполняют родители детей 4-10 лет.

Ваш ребенок:

Легко расстраивается, много переживает, все слишком близко принимает к сердцу.

Чуть что - в слезы, плачет навзрыд или ноет, ворчит, не может успокоиться.

Капризничает ни с того ни с сего, раздражается по пустякам, не может ждать, терпеть.

Более чем часто обижается, дуется, не переносит никаких замечаний.

Крайне неустойчив в настроении, вплоть до того, что может смеяться и плакать одновременно.

Все больше грустит и печалится без видимой причины.

Как и в первые годы, снова сосет палец, соску, все вертит в руках.

Долго не засыпает без света и присутствия рядом близких, беспокойно спит, просыпается. Не может сразу прийти в себя утром.

Становится повышено возбудимым, когда нужно сдерживать себя, или заторможенным и вялым при выполнении заданий.

Появляются выраженные страхи, опасения, боязливость в любых новых, неизвестных или ответственных ситуациях.

Нарастает неуверенность в себе, нерешительность в действиях и поступках.

Все быстрее устает, отвлекается, не может сконцентрировать внимание продолжительное время.

Все труднее найти с ним общий язык, договориться: становится сам не свой, без конца меняет решения или уходит в себя.

Начинает жаловаться на головные боли вечером или боли в области живота утром; не редко бледнеет, краснеет, потеет, беспокоит зуд без видимой причины, аллергия, раздражение кожи.

Снижается аппетит, часто и подолгу болеет; повышается без причин температура; часто пропускает детский сад или школу.

Возможные варианты ответов:

данный пункт выражен и возрастает в последнее время - 2 балла;

данный пункт проявляется периодически - 1 балл;

данный пункт отсутствует - 0 баллов.

Подсчитывается сумма баллов и делается вывод о наличии невроза или предрасположенности к нему.

От 20 до 30 баллов - невроз.

От 15 до 20 баллов - невроз был или будет в ближайшее время.

От 10 до 15 - нервное расстройство, но не обязательно достигающее стадии заболевания.

От 5 до 9 баллов - необходимо внимание к этому ребенку.

Менее 5 баллов - отклонения несущественны и являются выражением проходящих возрастных особенностей ребенка.

Тест «Сказка» Луизы Дюсс «Птенец»

Цель: выявить степень зависимости ребенка от одного из родителей или от обоих вместе.

«В гнездышке на дереве спят птички: папа, мама и маленький птенец. Вдруг налетел сильный ветер, ветка ломается, и гнездышко падает вниз: все оказываются на земле. Папа летит и садится на одну ветку, мама садится на другую. Что делать птенцу?

Правильные ответы: «Он тоже полетит и сядет на какую-нибудь ветку), «Полетит к маме, потому что испугался», «Полетит к папе, потому что он сильней», «Останется на земле, будет звать на помощь, и папа (мама) прилетит и заберет его» и т. д.

Проблемные ответы: «Умрет во время падения», «Умрет от голода (холода, дождя...), «О нем все забудут, и кто-нибудь на него наступит» и т. д.