Болезни Военный билет Призыв

День штурмана военно-морского флота российской федерации. День штурмана вмф россии

25 января в Военно-Морском Флоте отмечается День штурмана. С этой датой специалистов штурманских служб флотов, кораблей, подводных лодок и судов обеспечения ВМФ поздравил главнокомандующий Военно-Морским Флотом России адмирал Владимир Королёв.Поздравляя штурманов ВМФ, главком особо отметил, что «Активное участие кораблей и подводных лодок в организации военно-морского присутствия в Мировом океане, оснащение ВМФ России боевыми кораблями, атомными подводными лодками новых поколений выдвигает повышенные требования к специалистам штурманской службы ВМФ, напрямую отвечающих, как за навигационную безопасность мореплавания, так и за выполнение кораблями задач по своему предназначению. С целью подготовки штурманских специалистов высокого класса для ВМФ, Министерством обороны РФ, Главным командованием ВМФ в программы их подготовки внесены соответствующие изменения, позволяющие готовить высокопрофессиональные кадры по этой важнейшей специальности с учетом поступления в состав новых кораблей различных классов, атомных подводных лодок проекта «Борей», «Борей-А», «Ясень».Адмирал Владимир Королёв подчеркнул, что «во многом благодаря высокой профессиональной подготовке штурманов кораблей и подводных лодок, были решены важнейшие задачи действий сил ВМФ в Средиземном море, успешного применения кораблями и подводными лодками высокоточного оружия по объектам террористических группировок на территории Сирийской Арабской Республики. Высокий профессионализм показывают штурманы кораблей, выполняющих задачи в Арктической зоне».«Заметен и вклад штурманских специалистов и в то, что за несколько лет интенсивность боевой подготовки в ВМФ возросла в 1,7 раза, наплаванность экипажей кораблей и подводных лодок в 2,9 раза, а количество боевых служб кораблей Военно-Морского Флота увеличилось более чем в 2 раза. Эффективность и качество выполнения задач штурманскими специалистами возросли благодаря развитию средств навигации. Доля современных морских средств навигации и океанографии за несколько лет увеличилась более чем в 2 раза», – отметил главнокомандующий ВМФ адмирал Владимир Королёв, поздравляя штурманов Военно-Морского Флота с профессиональным праздником.Сегодня, штурманская служба Военно-Морского Флота насчитывает около 3000 флотских специалистов, более 1000 из которых – офицеры. Возглавляет штурманскую службу ВМФ Главный штурман Военно-Морского Флота контр-адмирал Эдуард Луйк.Подготовкой будущих штурманов по специальности в военно-морских учебных заведениях ВУНЦ ВМФ занимается более 200 человек профессорско-преподавательского состава, свыше 50 из которых имеют учёную степень, а более 30 учёное звание. Непосредственно к штурманской службе ВМФ относится более 10 учебных подразделений. Это кафедры Штурманской службы ВМФ в Военно-Морской Академии им. Н.Г. Кузнецова, кафедры кораблевождения в высших военно-морских учебных заведениях в Санкт-Петербурге, Владивостоке, Севастополе и Калининграде. Также производится подготовка специалистов технических средств кораблевождения (ТСК) во Владивостоке, Санкт-Петербурге, и в учебных центрах Военно-Морского Флота. В распоряжении штурманской службы - учебные лаборатории и аудитории, специальные тренажёры. Для морской подготовки будущих штурманов используются несколько учебных кораблей и 10 учебных катеров.

25 января в Военно-морском флоте РФ отмечается день штурмана. В 2017 году у штурманской службы на флоте своеобразный юбилей – 320 лет со дня первого появления званий «стюрман» и «подстюрман» в России. Первая же штурманская (навигацкая) школа была образована в 1701 году – 25 января по новому стилю. Именно это событие и стало поводом для выбора даты праздника штурмана ВМФ РФ.

Интересно, что ранее «штурманский день» имел другую дату для празднований, если заявления о празднованиях этой даты вообще уместны. Точнее, даже не одну дату, а сразу две. Речь идёт о днях весеннего и осеннего равноденствия. Это астрономические даты начала соответствующих времён года, в которые достаточно легко определить положение сторон света по расположению светила на небе, а точнее по точкам его восхода и захода.

День штурмана ВМФ РФ стали отмечать 25 января с 1997 года – на основании указа, подписанного тогдашним президентом РФ Борисом Ельциным 15 июля 1996 года.

С петровских времён штурманская служба претерпела фундаментальные изменения не только в плане методов, используемых для выполнения поставленных задач, но и в плане применения технических средств и различного рода оборудования. Шесть лет назад (в 2011 году) штурманы (в первую очередь будущие, речь о курсантах) Военно-морского флота получили комплексный тренажёр «Регель».

С его помощью осуществляется подготовка к несению службы вахтенным штурманом. Это мощная компьютерная система, дающая возможность моделирования элементов плавания корабля в любых погодных и климатических условиях. Тренажёр «Регель» позволяет курсантам готовиться к штурманской службе, изучая, в частности, особенности прохождения различных проливов, выходов из портов с учётом навигационных особенностей. Используя такой тренажёр, сегодня можно осуществлять подготовку штурманских расчётов сразу нескольких военных кораблей и судов обеспечения.

На боевых кораблях устанавливаются современные системы информационно-навигационного плана. Речь в первую очередь о ЭКНИС (ECDIS) «Маркер», «Сегмент» и «Аляска» в различных их модификациях. Электронные картографические навигационные информационные системы позволяют объединить информацию, поступающую от системной электронной карты, с данными о месте корабля, полученными от судовых датчиков.

Помимо упомянутого оборудования боевые корабли различных флотов и флотилий ВМС РФ оснащаются новейшими гидрометеорологическими комплексами «Характер-К». Комплексы предназначены для выполнения метеорологических и гидрологических измерений, включая измерения таких параметров окружающей среды как скорость и направление ветра, атмосферное давление, температура и влажность воздуха, избыточное гидростатическое давление, высота нижней границы облачности, температура морской воды, метеорологическая дальность видимости.

Новейшее оборудование, устанавливаемое на современных кораблях ВМФ РФ, это и гирокурсоуказатели ГКУ-5, интегрированные малогабаритные системы навигации и стабилизации «Кама», приёмоиндикаторы «Квиток».

Личный состав штурманских расчётов боевых кораблей Военно-морского флота РФ постоянно совершенствует своё мастерство в рамках проводимых военных учений и маневров. Особые задачи стоят перед штурманами боевых кораблей, входящих в группировку ВМФ РФ у берегов Сирии.

Сегодня штурман ВМФ - это военный специалист, обеспечивающий точное и безопасное плавание кораблей флота, отвечающий за безошибочное следование по назначенному маршруту и своевременное прибытие корабля (как надводного, так и подводного) в заданный район.

На сегодняшний день штурманская служба флота составляет более 2,5 тысяч специалистов, почти треть из которых – офицерский состав. Более 30 представителей службы имеют учёное звание.

Из заявления главного штурмана Военно-морского флота РФ контр-адмирала Эдуарда Луйка:

Подготовка штурманов ВМФ сегодня учитывает особенности стремительного развития отечественного кораблестроения и получения в состав ВМФ надводных кораблей и подводных лодок новых поколений, оснащенных новым вооружением и современным навигационным оборудованием. Перед кораблями ВМФ России стоят более сложные задачи, связанные с действиями в составе межвидовых и разнородных группировок, что требует от специалистов штурманских служб флотов высокой профессиональной и практической подготовки. Навигационное обеспечение выполнения задач в море приобретает еще большее значение, так как российский ВМФ действует во многих районах Мирового океана и зачастую, в малоизученных.

«Военное обозрение» поздравляет военнослужащих и ветеранов штурманской службы ВМФ РФ с праздником!

Этот день отмечают те, кто связан с точным получением данных по оптимальным путям следования, кто может превосходно ориентироваться в незнакомых ситуациях при любых погодных условиях, кто владеет собой в критических ситуациях, кто обладает богатым багажом знаний и умеет применять различные навигационные устройства. Праздничный день посвящен опытным проводникам – военным морским штурманам.

Эти специалисты востребованы в морской транспортной отрасли. Именно они и те, кто учится в военно-морских училищах и решил связать свою судьбу не только с творческой, но и серьезной и мужественной профессией, отмечают эту праздничную дату.

История

Профессия штурмана ВМФ зародилась в те времена, когда появилось на Руси кораблестроение и стали необходимы длительные морские путешествия, при которых нужно было учесть много факторов для удачного возвращения: фарватер, ландшафт морских просторов, атмосферные условия и другое.

По факту:

  • 1701 год. Точкой отсчета можно считать тот день, когда Петр Великий основал в Москве школу математических и навигацких наук, где должны были по его предписанию учить хитростному искусству и издал документ с прописанными правилами и запретами для штурманов.
  • Большой их вклад в географические открытия. Штурманская должность была первой ступенькой в военной карьере известных флотоводцев и адмиралов. Среди них такие известные имена как В.Михайлин, С.Горшков и другие. Многие объекты названы в честь смелых и ответственных специалистов российского флота.
  • 21 марта и 23 сентября каждого года (весеннее и осеннее равноденствие) легко определялись без всяких приборов стороны света. Поэтому до 1996 года включительно профессиональный праздник штурманами отмечался дважды.
  • В 1997 году создали штурманскую службу всего Российского флота.

При подготовке штурманов обучают многим предметам: географии и картографии, радиоэлектронике, метеорологии и прочим. Они должны уметь управляться со сложными инновационными приборами. А в непредвиденных случаях выхода их из строя вместе с капитаном судна принимать решения, от которых часто зависят жизни членов экипажа и сохранность грузов.

Одно из главных требований к специалистам – способность быстро оценивать сложившуюся критическую ситуацию, при этом аналитически креативно мыслить.

Традиции

Традиционно проводятся собрания, где профессионалы своего дела получают заслуженные награды и поощрения, благодарности и ценные подарки. Для тех, кто не находится на службе, организовываются праздничные концерты. От имени руководителей государства и командования ВМФ зачитываются телеграммы и поздравления.

На телевидении и в эфире радиовещания проходят специальные программы и фильмы, посвященные будням штурманов ВМФ. Коллеги с семьями и друзьями встречаются в кафе и ресторанах, в непринужденной атмосфере делятся новостями, проблемами и достижениями.

Ежегодно 25 января в нашей стране отмечается профессиональный праздник – День штурмана Военно-морского флота Российской Федерации. Это профессиональный праздник всех российских военнослужащих, чья деятельность непосредственно связана с прокладкой курса кораблей, судов и авиации ВМФ России, а также контролем за исправной работой навигационных приборов и исчислением перемещений. Иногда данный праздник называют также Днем навигатора.

Интересным представляется тот факт, что еще сравнительно недавно День штурмана ВМФ отмечался в нашей стране два раза в год. Для празднования были выбраны даты весеннего (20-21 марта) и осеннего (22-23 сентября) равноденствий. Именно в эти дни можно было легко без использования специальных инструментов и приборов определить стороны света – Солнце всходило строго на востоке, а заходило, соответственно, на западе. Такая практика существовала вплоть до 1997 года. Изменения в дату празднования внес занимавший в то время пост Главнокомандующего ВМФ РФ адмирал флота Феликс Николаевич Громов, соответствующий приказ «О введении годовых праздников и профессиональных дней по специальности» он подписал 15 июля 1996 года. В соответствии с приказом День штурмана Военно-морского флота Российской Федерации следовало отмечать 25 января.


Стоит отметить, что дата празднования была выбрана неслучайно. Именно в этот день 25 января 1701 года Пётр I издал Указ, в котором, в частности, отмечалось: «Быть математических и навигацких, то есть мореходных хитростно искусств учению». Для реализации воли царя в стране была образована «Школа математических и навигацких наук», располагалось новое учебное заведение в Москве, в Сухаревской башне. Этот день сегодня справедливо считается официально датой основания штурманской службы российского флота.

Само словом штурман пришло к нам из Голландии (stuurman, от stuur - «руль» и man - «человек»). Буквально его можно было бы перевести, как человек за рулем. Данное определение достаточно точно отражает смысл данной профессии. При этом и несколько веков назад, и сегодня на штурмане лежит огромная ответственность, так как в море корабль всегда может столкнуться с непредвиденными обстоятельствами. Конечно, современное оборудование значительно упростило работу штурманов, но от них все еще требуется умение выполнять свою работу без современной электронной техники, которая может выйти из строя по различным причинам.

Пётр I заложивший основы российского флота прекрасно отдавал себе отчет в важности штурманской службы. При этом обязанности штурмана и подштурмана корабля были документально определены в 1720 году, они содержались в первом для России Морском уставе. На корабле в зависимости от его вооружения (количества орудий) необходимо было иметь 1-2 штурмана, у которых в подчинении находилось по 1-2 подштурмана. К примеру, на линейных кораблях с 50-90 орудиями по штату полагалось иметь двух штурманов и двух подштурманов, при наличии 32 орудий – по 1 штурману и 2 подштурмана, 14-16 орудий – по 1 штурману и 1 подштурману. При этом на тот момент времени должность штурмана на флоте стояла по старшинству между шкипером и боцманом. По вопросам кораблевождения штурман подчинялся непосредственно командиру корабля.

Штурманы обязаны были получать необходимые припасы по штурманской части (компасы, магниты для намагничивания компасных стрелок, лоты, песочные часы и др.). На линейном корабле в те годы полагалось иметь сразу 8 магнитных компасов и до 10 песочных часов разной продолжительности: от полминуты до получаса, включительно. При завершении кампании штурманы докладывали капитану о расходовании припасов, после чего сдавали остатки на склады (в магазины). При этом штурманы должны были иметь свои личные атласы морских навигационных карт, навигационные пособия и инструменты (квадранты, градштоки, ноктуралы, циркули и др.). Также штурманы обязаны были содержать в порядке компасы, периодически заниматься их проверкой, следить за песочными часами.


Непосредственно перед морским походом в обязанности штурману вменялось осматривать руль. В море штурманы отвечали за аналитические расчеты, записывая в свой журнал курс, дрейф корабля, пройденное кораблем расстояние, склонение компаса, течение моря, ветер и множество другой информации. При совершении плавания вблизи побережья штурманы обязаны были его изучать, нанося на карты все незнакомые мели, скалы и крупные камни. При постановке судна на якорь они занимались контролем времени его бросания в зависимости от дрейфа, а после постановки на якорь следили за перемещениями корабля.

В свое время многие известные российские флотоводцы начинали свою воинскую карьеру именно с должности штурмана корабля. Среди них были адмиралы, которые заложили основу современного флота нашей страны, такие как С. Горшков, В. Михайлин, А. Михайловский и многие другие. В великих географических открытий имена штурманов стояли в одном ряду с именами командиров кораблей. К примеру, в одном только Приморском крае именами штурманов российского флота были названы 64 мыса, 12 остров, 9 бухт и 3 полуострова, таким образом, их имена были увековечены для истории.

С момента появления в России флота прошло уже более трехсот лет, с тех пор судостроение, наука и морское дело проделали огромный путь, но труд штурмана по-прежнему востребован и почитаем на флоте. По словам главного штурмана ВМФ Российской Федерации контр-адмирала Эдуарда Луйка, штурманская специальность, которая появилась в нашей стране одновременно с появлением первых военных кораблей, в наши дни в высшей степени востребована, эту специальность можно назвать одной из главных морских специальностей в ВМФ России. Адмирал подчеркивает, что без штурмана и в наше время невозможно представить себе ни движение корабля, ни его действия по применению имеющихся на борту штатных систем вооружения. В условиях, когда российские боевые корабли и подлодки снова решают ответственные задачи военно-морского присутствия в Мировом океане, роль и ответственность, которая ложиться на плечи флотских штурманов, только увеличивается.


По данным на 2017 год штурманская служба Военно-морского флота России насчитывала порядка 3000 специалистов, порядка 1000 из них – это офицеры. Также это более 200 человек профессорско-преподавательского состава различных российских военно-морских учебных заведений. Порядка 50 из них имеют ученую степень, а более 30 преподавателей – ученое звание. Сегодня к штурманской службе ВМФ России относится более 10 учебных подразделений, основными из которых можно назвать кафедры штурманской службы ВМФ в Военно-морской академии, кафедры кораблевождения в высших военно-морских учебных заведениях, расположенных в Санкт-Петербурге, Севастополе, Калининграде и во Владивостоке, а также в учебных центрах ВМФ России. В распоряжении штурманской службы российского флота сегодня находятся как специальные тренажеры для морской подготовки будущих штурманов, так и современные учебные лаборатории. Также для морской подготовки штурманов активно используются несколько учебных кораблей и порядка 10 учебных катеров.

При этом престиж и востребованность штурманской профессии по-прежнему велики. Это подтверждается и достаточно высоким конкурсом при поступлении на учебу. Так в 2016 году конкурс в российские военно-морские учебные заведения на штурманскую специальность составлял 3,5 человека на место. Российский флот заинтересован в качественном отборе кандидатов для поступления на первый курс на штурманскую специальность. От качества отбора и подготовки будущих штурманов напрямую зависит успешное выполнение боевыми кораблями и судами обеспечения ВМФ России поставленных задач, без различных происшествий и навигационных аварий, которые в море могут иметь самые печальные последствия и для корабля, и для его команды.

«Подготовка штурманов для ВМФ Российской Федерации учитывает сегодня и активный процесс обновления флота в рамках Государственной кораблестроительной программы, получения в состав флота новых надводных и подводных кораблей нового поколения, оснащения военно-морского флота новыми вооружениями, современными навигационными системами и комплексами. Перед кораблями российского флота все чаще ставятся ответственные задачи, которые напрямую связаны с действиями в составе разнородных, межвидовых и однородных по составу группировок. Все это требует от специалистов штурманских служб всех российских флотов и Каспийской флотилии еще более высокого уровня профессиональной и практической подготовки», – отмечает контр-адмирал Эдуард Луйк. По его словам, навигационное обеспечение выполнения поставленных задач в море приобретает в наши дни еще большее значение, так как российские корабли все чаще появляются в различных районах Мирового океана, зачастую еще малоизученных.

25 января коллектив «Военного обозрения» поздравляет всех штурманов ВМФ России и ветеранов штурманской службы с их профессиональным праздником. День штурмана ВМФ России – это праздник всех людей, кто по долгу своей службы исполнял или продолжает исполнять очень важные задачи по обеспечению навигационной безопасности плавания надводных кораблей и подлодок, а также различных судов обеспечения российского флота в самых разных регионах нашей планеты – от жарких тропиков до ледяных арктических широт.

По материалам из открытых источников

Штурман - это человек, который прокладывает курс кораблей и судов, контролирует исправность навигационных приборов, а также исчисляет перемещение. Военным штурманам, этим ответственным и серьезным людям, довелось отмечать свой праздник 25 января. Правда эта официальная дата введена лишь с 1997 года, хотя имеет давнюю историю. А до этого День штурмана отмечали дважды в год - в день весеннего и осеннего равноденствия.

Что касается 25 января, то эта дата памятна штурманам, поскольку в 1701 году Петр I постановил начать обучение штурманов законам и правилам навигации. Так что вполне законно считать, что штурманская служба российского флота именно тогда начала отсчет своего существования, а потому логично отмечать День штурмана ВМФ РФ в этот день.

От всей души сегодня поздравляем,
Всех штурманов, всех бравых моряков.
И полные бокалы поднимаем,
Чтоб не было им штормовых ветров.

Чтоб волны бурные легко им покорялись,
Чтоб с курса никогда им не сойти.
Зеркальной гладью море простиралось,
Удача пусть сопутствует в пути.

Ты - штурман ВМФ,
Удачлив и отважен,
Свой страх преодолев,
Спокоен и бесстрашен,

И бури нипочем,
Ты не знаком с волненьем!
Будь счастлив! С твоим днем,
Со штурманства рожденьем!

В день штурмана я пожелаю от души: пусть будет тишь да гладь на горизонте, пусть вычисления и расчеты Вас никогда не подводят. Крепко стойте у штурвала, держите верный курс, жизнь пусть плавно несет Вас по волнам счастья, а компас судьбы будет верно поделен на четыре главные составляющие - дом, семья, любовь и благополучие. Желаю четко проложить верный путь к каждой стороне. С праздником!

Штурман мой, спешу поздравить
В день профессии твоей.
Спец ты в деле первоклассный,
Нет внимательней, умней.

Пусть плывет корабль жизни
К значимой, большой мечте.
Пусть любви маяк укажет
Верный путь тебе во тьме.

Без тебя любое судно
Сядет быстренько на мель,
Путь прокладывать так трудно,
И, как ты, не всяк сумел!

Но на то ты - штурман лучший,
Пусть же ждет тебя успех,
Будь умнее, лучше, круче
И удачливее всех!

Штурман он моря штурмует,
Пусть душа твоя ликует.
В море штурман просто асс,
Он на службе - высший класс!

В этот славный бравый день,
Нам сказать тебе не лень -
Пусть жизнь течет, как море,
Волна обходит горе.
И Михайлин, и Горшков -
Штурманский пример таков.

Равнение на славных
В службе штурманской заглавных.
Желаем, чтоб девятый вал
Лишь в успехе возникал!

Поздравляю, штурманы,
С вашим днем прекрасным.
Курс прокладывайте смело
К денежкам и счастью.

Пусть успешным будет в жизни
Непростой порой маршрут,
Дома ждет пускай забота,
Понимание и уют.

Чтобы корабль не заблудился,
И с курса верного не сбился,
За штурвалом вы сидите,
И за приборами следите!

Штурман вы, а это значит,
Курс проложить ваша задача,
Чтоб правильно ее решить,
Отличным профи нужно быть!

Военный штурман, просто ас,
Большой привет вам от всех нас,
С Днем штурмана вас поздравляем,
Всего что хочется, желаем!

300 с лишним лет назад
Император Петр славный,
Основавший Петроград,
Дал указ, для многих главный.
С тех пор штурман отмечает,
Праздник свой, он горд, в нем свет.
Тебя с этим поздравляю,
Сил желаю на 100 лет.

Всех штурманов спешу поздравить
И службы легкой пожелать,
Пускай преследует удача,
Дела идут всегда «на пять».

Работа ваша не из легких,
Но с вами так сильна страна,
Желаю счастья и успехов,
Пусть будет к вам судьба добра.

Работа Ваша очень сложна,
Прокладывать курс - нужна голова.
Вы очень усердны и терпеливы,
Вас берегут всегда командиры.

И в этот Ваш праздник хочу пожелать:
Добра, понимания и радостных глаз,
Чтоб служба была в удовольствие Вам,
А также любви, благосклонности дам.

Поздравлений: 38 в стихах, 5 в прозе.