Болезни Военный билет Призыв

Делегирование: самая суть. Как научиться делегировать дела коллегам и подчиненным Проблема «разрыва по всем фронтам» и как подойти к её решению

Искусство управления - это достижение результатов силами других людей. А делегирование полномочий - один из главных навыков эффективного руководителя.

Брайан Трейси - известный специалист по вопросам эффективности и психологии успеха - вывел золотую формулу, которая поможет правильно передавать полномочия подчиненным. Она включает в себя 7 принципов.

1. Уровень задачи должен соответствовать уровню исполнителя

Запомните простое правило: если человек может выполнить 70% задачи, ему можно поручить ее целиком.

А если задача совсем новая, соотносите ее сложность с навыками, способностями и уровнем мотивации человека, которому вы планируете ее поручить. Важно, чтобы работа не оказалась слишком сложной и человек мог с ней справиться.

2. Делегируйте постепенно

Передавайте полномочия постепенно, развивая в человеке уверенность в себе. Очевидно, что вы хотите с самого начала «закалить» его, нагружая множеством мелких задач. Но когда дела более крупные и серьезные, процесс делегирования должен быть поэтапным.

3. Делегируйте задачу целиком

Один из главных мотиваторов в деловой среде - ощущение полной ответственности за порученное дело. Стопроцентная ответственность пробуждает уверенность, компетентность и самоуважение.

У каждого из ваших сотрудников, какую бы должность он ни занимал, должна быть по крайней мере одна функция, за которую он отвечает целиком.

Если он не выполнит эту работу, этого за него не сделает никто другой.

4. Ожидайте конкретного результата

Подумайте, какой конкретный результат вы хотите получить при делегировании. Помогите подчиненным четко понять, чего вы от них ожидаете в итоге. Обязательно переспросите, как человек понял задачу и то, что от него ожидают.

5. Стимулируйте участие и обсуждение

Существует прямая зависимость между обсуждением и заинтересованностью в выполнении работы. Когда у людей есть возможность напрямую общаться с руководством - повышается стремление выполнить работу хорошо.

6. Делегируйте полномочия и ответственность

Делегируйте полномочия соразмерно уровню ответственности. Если задача масштабная, сообщите сотрудникам, сколько времени на нее отводится и к кому они могут обратиться за дополнительной помощью. Распространенная ошибка, которую совершают руководители: они недооценивают, что может потребоваться сотрудникам для качественного выполнения работы, будь то время или деньги.

7. Оставьте исполнителя в покое

Пусть подчиненный несет стопроцентную ответственность. Не забирайте задачу обратно. Вы можете, сами того не осознавая, забирать ее обратно, постоянно проверяя сотрудника, требуя отчетности и предлагая изменения и корректировки процесса.

Способность делегировать задачу - ключевой фактор успеха руководителя. При правильном делегировании ваш потенциал практически безграничен. При отсутствии этого навыка вы будете вынуждены все делать сами.

Помощь других сотрудников
Даже «Супер-человеку» необходима помощь и поддержка. Нет ничего постыдного в просьбе о помощи. Отодвиньте гордость в сторону и проявите уважение к другим талантливым сотрудникам, которые могут сделать часть вашей работы.

«Помните, что один в поле – не воин: прибегнув к помощи сотрудников, вы, члены команды и те, кто вас поддерживает, достигнете новых высот».
- Автор неизвестен.
Вы испытываете стресс и перегрузку от работы? Или у вас есть чувство, что вы не растете по карьерной лестнице? Если да, возможно, следует научиться доверять саою работу другим сотрудникам!
Если вы работаете самостоятельно, вы не сможете переделать все дела, даже работая сутки напролет. За определенное количество часов в день вы можете выполнять определенный объем работы. В связи с тем, что вам могут помочь с работой немногие, вы ограничиваете собственный успех.
Вы можете почувствовать себя «задавленным» работой: Вы не сможете выполнять всего, что от вас требуется. Это станет причиной стресса, чувства неудовлетворенности, того, что вы подводите людей.
Но есть и положительная сторона данной ситуации: у вас есть отличная возможность проверить, сможете ли вы найти выход. Если этот урок пойдет вам на пользу, вы добьетесь ошеломительного успеха!
Один из способов преодолеть такую «ограниченность» - научиться поручать свои обязанности другим сотрудникам. Если вы научитесь этому, то быстро построите сильную и успешную команду, способную удовлетворять требования клиентов.
Именно поэтому передача обязанностей – очень важный навык, которому нужно учиться!

Почему руководители не делегируют свои обязанности сотрудникам?
Для того, чтобы выяснить, как делегировать обязанности, важно понять, почему многие этого избегают. Все очень просто – потому что для этого требуется предварительно приложить большие усилия.
Кроме того, что легче: составить и опубликовать брошюру, предлагающую новую услугу под вашим началом, или доверить это членам вашей команды?
Вы знаете содержание брошюры от А до Я. Если вас разбудить ночью, вы сможете перечислить все преимущества новой услуги. Вам не составит труда ее написать. Хорошо! Возникает вопрос: «Будет ли такая трата времени целесообразной?»
На первый взгляд, кажется, что проще все сделать самому, чем объяснить стратегию кому-то еще. Однако, есть две причины, по которым лучше доверить это задание одному из сотрудников:
· Во-первых, у вас появится возможность возглавить новую кампанию, возрастут шансы на то, что вашу мысль и стратегию разовьют, возникнут новые идеи. Работая в одиночку, вы не сможете рационально использовать время.
· Во-вторых, вовлекая в работу других сотрудников, вы развиваете их навыки и способности. Это означает, что когда возникнет необходимость в подобном проекте, вы сможете поручить его сотрудникам и будете уверены, что они сделают его хорошо, практически без вашей помощи.
Передача своих обязанностей позволяет рационально использовать время и навыки, помогает членам команды профессионально расти и развиваться, использовать весь потенциал на благо организации.

Когда следует делегировать обязанности
Если передавать свои обязанности сотрудникам с умом, можно добиться успеха. Однако, это не означает, что нужно перекладывать все свои дела на плечи сотрудников. Для определения подходящего времени для передачи, следует задать себе пять вопросов:

  • Есть ли кто-нибудь, кто владеет (или кому можно доверять) информацией, необходимой для выполнения задания? Можно ли поручить задание кому-либо, или важно выполнить его самому?
  • Позволяет ли это задание расти профессионально и развивать навыки сотрудников?
  • Может ли похожее задание возникнуть еще раз в дальнейшем?
  • Достаточно ли у вас времени, чтобы эффективно делегировать обязанности? Необходимо время, чтобы обучить сотрудников, ответить на заданные вопросы, проверить результаты и исправить ошибки, в случае необходимости.
  • Стоит ли доверять это задание кому-либо? Выполнение заданий, влекущих за собой долгосрочные последствия (например, найм на работу «правильного» человека) требует вашего участия и внимания.

Если на большинство вопросов вы ответите «да», стоит делегировать часть своих обязанностей.

Все вышесказанное, даже при соблюдении всех условий, не гарантирует удовлетворительных результатов и успеха выполнения делегированных заданий. Необходимо продумать, кому доверить задание, и как это сделать.

Кому и как делегировать
Приняв решение поручить кому-либо задание, следует учитывать некоторые факторы. Когда вы подумаете над ними, заполните График делегирования , расположенный в конце данной статьи. Он позволит вам вести записи о заданиях, которые необходимо поручить и кому их поручить.

Кому делегировать?

Следует учитывать некоторые факты:

  1. Опыт, знания и умения претендентов на выполнение задания.
  • Какие знания, навыки имеет сотрудник?
  • Есть ли у вас время и возможность предоставить обучение?
  • Предпочетаемый стиль работы сотрудника.
    • Насколько независим сотрудник?
    • Чего он хочет от работы?
    • Каковы его долгосрочные цели и интересы, насколько они соответствуют предлагаемой работе?
  • Текущая загруженность сотрудника.
    • Достаточно ли у сотрудника времени, чтобы заняться новым проектом?
    • Предполагается ли его освобождение от других обязанностей или передача его обязанностей другим сотрудникам?

    Как делегировать?
    Следуйте приведенным правилам, чтобы добиться успеха:

    1. Четко и подробно озвучьте желаемый результат, начиная с конца.
    2. Четко поставьте рамки и ограничения. Поясните, где находятся границы власти, ответственности, подотчетности? Должен ли сотрудник:
    • ждать, пока ему скажут, что делать?
    • спрашивать, что делать?
    • вносить рекомендации, а затем действовать?
    • действовать и незамедлительно сообщать о результатах?
    • действовать самостоятельно и периодически отчитываться?
    1. По возможности, включайте сотрудников в процесс делегирования. Дайте им возможность решать, какие задания следует выполнить и когда.
    2. Старайтесь, чтобы уровень ответственности соответствовал количеству власти. Поймите, что можно делегировать ответственность, но не подотчетность. Вся ответственность лежит на вас!
    3. Поручайте задания сотрудникам нижнего звена. Люди, которые выполняют данную работу постоянно, лучше ее знают и больше подходят для выполнения заданий, потому что они знают все нюансы ежедневной работы. Это также поможет эффективно использовать рабочее пространство и повысить профессионализм сотрудников.
    4. Оказывайте поддержку, отвечайте на вопросы. Убедитесь в успешности проекта посредством непрерывного общения и мониторинга, а также предоставляя все необходимые ресурсы.
    5. Сконцентрируйтесь на результате. Обращайте внимание на результаты, а не на то, как выполняется работа: ваш способ выполнения работы – не единственный, возможно, не самый лучший! Позвольте сотруднику самому контролировать собственные методы и процессы. Это способствует успеху и возникновению доверия.
    6. Избегайте «обратного делегирования». Если возникла проблема, не позволяйте сотруднику перекладывать ответственность обратно на вас: спросите, чтобы он порекомендовал для решения проблемы; никогда не давайте ответ без объяснения.
    7. Мотивируйте и накладывайте обязательства. Обсудите, насколько эффективны финансовые вознаграждения, будущие возможности, неофициальное признание и другие желаемые последствия. Высказывайте признательность, если она заслужена.
    8. Установите и поддерживайте систему контроля.
    • Обсудите сроки.
    • Обсудите и составьте расписание точек контроля, когда вы будете оценивать этапы выполнения проекта.
    • При необходимости, вносите коррективы.
    • Уделите время проверке всей работы.

    Если учитывать ключевые моменты до и вовремя процесса делегирования обязанностей, можно увидеть способы его усовершенствования.

    Контроль
    Теперь, изучив все пречисленные шаги, проинструктируйте и обучите этому членов команды. Выделите время на то, чтобы объяснить, почему именно их выбрали для этой работы, что от них ожидается во время выполнения этого проекта, цель проекта, все сроки, ресурсы, на которые они могут рассчитывать. Согласуйте контрольные точки на каждом этапе выполнения проекта.
    Наконец, убедитесь в том, что члены команды знают, что необходимо сообщать вам о любой возникшей проблеме, а также о том, что вам всегда можно задать вопрос и попросить вас о помощи в ходе выполнения задания.
    Общеизвестно, что контроля должно быть в меру. Однако, это не означает, что нужно полностью отказаться от контроля: поручая задания, следует сохранять баланс между чрезмерным контролем, который не дает сотруднику пространства для проявления всего потенциала и способностей, и вседозволенностью. Необходимо отслеживать процесс и, при необходимости, оказывать помощь и поддержку, убеждаясь в том, что работа выполняется правильно и эффективно.

    Важно принимать только полностью завершенную работу
    Если поручение не выполнено до конца и передано вам обратно, уделите достаточно времени на то, чтобы тщательно пересмотреть его. По возможности, защитывайте только качественную, полностью завершенную работу. Если вы засчитаете работу, результатами которой вы неудовлетворены, члены вашей команды не научатся качественно работать. Хуже того, вам придется выполнять гору их работы самому. Вы будете не просто перегружены, у вас не останется времени на выполнение собственных обязанностей. Конечно, если работа будет выполнена сотрудниками качественно, обязательно выразите признательность и отблагодарите специалистов денежным вознаграждением. Благодарность сотрудникам за успешно проделанную работу, результатами которой вы впечатлены, должна стать вашей привычкой. Это усилие с вашей стороны станет еще одним кирпичиком в строительстве команды, уверенности и эффективности работы ее членов, что улучшит качество выполнения следующих поручений. Следовательно, все от этого только выйграют.

    Ключевые моменты:
    На первый взгляд, делегирование может показаться никому не нужным препятствием, однако, если все делать правильно, можно значительно увеличить объем выполняемой работы.
    Распределение своей нагрузки, при котором вы работаете над наиболее важными проектами, а другие сотрудники выполняют менее значимую работу, является рецептом вашего успеха.
    Чтобы эффективно поручать работу, подберите посильное задание «правильным» людям и сделайте это подходящим способом. Придется учесть множество факторов, но эффективное делегирование обязанностей позволит вам многого добиться!


    График делегирования

    Задание

    Можно ли его поручить данному сотруднику? Да / Нет

    Кому следует поручить задание ?

    Пришел мужик в салон Тату. - Я в танковых войсках служил, сделайте мне татуировку на спине ТАНК. Мастер присел через пять минут. - Готово. - А что так быстро сделали тату танка? - А чего тут колоть-то, всего 4 буквы Т-А-Н-К.

    Я всегда вспоминаю этот анекдот, когда слышу: «делегировал задачу сотруднику, а вышла фигня. Мне легче самому сделать, чем потом переделывать» .
    Когда спрашиваю как же задача была делегирована, выясняется, что звучала она примерно, как в вышеприведенном анекдоте.

    Специально для своих коллег-предпринимателей я пишу эту статью, в которой подробно расскажу о правильном делегирование полномочий.

    Отличие поручения от делегирования полномочий

    Сначала давайте сразу разделим делегирование и поручение, поскольку для поручения используется более простой алгоритм «поручил – проверил результат».

    Поручение – это передача сотруднику простой задачи, без передачи дополнительных полномочий (они у сотрудника уже есть в силу должностных обязанностей).

    Чтобы лучше понять разницу привожу пример: приказ начальника сисадмину «подключи мне компьютер» может быть поручением, если этот компьютер стоит в коробке в кабинете начальника – его надо распечатать, собрать, поставить на стол, подключить интернет, поставить набор офисных программ.
    Если же надо расспросить начальника о его требованиях к компьютеру, выбрать оптимальный у поставщиков, выставить счет, подписать его у начальника, отнести в бухгалтерию, проверить оплату, привести и проверить компьютер, распечатать, собрать, поставить на стол, подключить интернет, поставить набор офисных программ – речь идет о делегировании.

    Делегирование – передача задач (1) и полномочий (2) получателю, который принимает на себя ответственность (3) за их выполнение.

    ПОЛНОМОЧИЯ – ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять их на выполнение конкретных задач.

    ОТВЕТСТВЕННОСТЬ – обязанность выполнять задачи и отвечать за их решение.

    Все задачи в бизнесе я разделяю на 5 групп:

    V шаг. Подведение итогов делегирования

    Когда у людей нет четкого представления о реальности, они ее придумывают
    Майлз Дауни

    Этот этап часто незаслуженно упускается руководителями.

    Когда я слышу от сотрудников своих коллег-предпринимателей:
    – мой шеф видит только, когда я делаю ошибки, а когда я работаю хорошо – не замечает.
    – моего директора совсем не интересует, как идет моя работа. Все задачи приходят по электронной почте, ответы я посылаю также. Хотя он сидит в соседней комнате.
    – у меня ощущение, что я работаю в вакууме. Никакой реакции – что я сделала, что я не сделала.

    Я возвращаю им, что у них выстроена неэффективная обратная связь с персоналом.
    Сотрудники придумывают реальность и в ней живут, так так шеф не говорит им, как он оценивает их работу.
    Обычно руководители удивляются – «сидит себе сотрудник, работает исполнительно, косячит мало, я им доволен – что за странные мысли у него в голове?»

    Помните:
    1) отсутствие какой-либо обратной связи обычно расценивается сотрудником, как одобрение или согласие с тем что есть;
    2) даже если невербальная обратная связь была положительная, желательно продублировать вербально. Для максимальной конгруэнтности невербальная обратная связь должна подтверждать вербальную;
    3) лучше негативная обратная связь, чем полное отсутствие обратной связи. Позитивная обратная связь дает лучший результат.

    Итак, мы подводим итоги и они нас :
    1) устраивают (справился с задачей)
    2) не устраивают (не справился с задачей)

    Справился с задачей:
    1) спросить – что ему дал процесс делегирования;
    2) признать его успехи, похвалить за выполненное;
    3) избегая критики и обвинений, обсудить, что можно было сделать лучше;
    4) обсудить план дальнейшего профессионального роста сотрудника;
    5) поощрить (выполнить обещанное при мотивации).

    Если же сотрудник не справился (не справляется) с поставленной задачей, то о том, .

    Используйте мой пошаговый алгоритм для делегирования полномочий и успех в получении результатов руками сотрудников вам обеспечен!

    Что на вебинаре:

    – выделили в процессе делегирования полномочий 5 основных шагов;
    – разобрали, что важно, следует, можно, и ни в коем случае нельзя делегировать;
    – изучили, как правильно подбирать исполнителя для делегирования;
    – рассмотрели, как правильно передавать и контролировать задачи без потерь в качестве и времени.

    Процесс делегирования полномочий начинается сразу после того, как руководитель принял решение об их передаче и определил сотрудника, который будет выполнять задание. Каковы ключевые моменты делегирования и что бывает, если ими пренебречь? Чтобы этот процесс стал эффективным, а по его окончании был получен нужный результат, тем, кто ставит задачи, следует придерживаться нескольких правил от ведущих бизнес-коучей.

    Делегирование является основой европейской концепции руководства, больше известной как гарцбургская модель управления. Вот уже более 30 лет этот метод управления успешно применяется в различных компаниях и организациях. Успешное делегирование позволяет достичь сразу нескольких целей: оптимизировать процесс работы, снизить затраты, повысить квалификацию и обучить сотрудников, развивать кадровый резерв организации, оттачивать управленческие навыки и умения самого руководителя. Но главное - делегирование помогает получать высокие результаты за счет качественного выполнения сотрудниками поставленных перед ними задач.

    1. Поставить цель, определить результат

    Первое правило – максимально конкретно сформулировать цель. Руководитель с самого начала должен четко объяснить подчиненному, какого результата и в какие сроки он ожидает, определить, что должно быть итогом работы (к примеру, привлечение новых клиентов, проведенное в срок мероприятие и т. д.). Ясное представление сотрудника о том, какого результата нужно достичь, – это необходимая предпосылка для корректного делегирования задачи. Попытка делегировать только процесс, то есть указать подчиненному лишь на то, что надо делать, полностью снимает с него ответственность за результат, а также снижает его мотивацию и эффективность работы.

    Когда перед сотрудником ставится задача-процесс (например, звонить компаниям-партнерам и предлагать стать спонсором организации), фактически ему сообщают, чем он должен заниматься в рабочее время. Но здесь не определены итоги деятельности. Другое дело, если задача поставлена «с прицелом» на результат: найти три компании-клиентов и заключить с ними соглашения. Крайне важно, чтобы руководитель сообщил подчиненному об ожидаемых результатах, чтобы у последнего сложилось видение движения к цели. И лишь потом руководитель может разработать (желательно вместе с уполномоченным сотрудником) план-процесс достижения цели.

    В русском языке есть два вида глагола – совершенный и несовершенный, и эти виды четко разделяют действие, ориентированное на результат (что сделать?), и действие-процесс (что делать?). С этой точки зрения стоит проанализировать должностные инструкции, разработанные в организации: зачастую в них прописано, чем должен заниматься тот или иной сотрудник, но не то, что он должен достигнуть и по каким критериям будет оцениваться эффективность его деятельности.

    Еще один ключевой момент при постановки цели – ясность. Задания, похожие на фразу из сказки «Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что», приводят к взаимному недопониманию, а иногда даже к конфликту между начальником и подчиненным.

    Корректно поставленная задача должна соответствовать критериям SMART-анализа, то есть быть конкретной (Specific), измеримой (Measurable), достижимой (Achievable), реалистичной (Relevant) и ограниченной во времени (Timed). Четкий и реальный срок выполнения делегируемого поручения переводит задание-«пожелание» («Хорошо бы осенью провести мастер-класс») в категорию задачи – «провести мастер-класс в первую неделю октября».

    Таким образом, при корректной и ясной постановке задачи руководитель передает первичную функциональную ответственность за результат и может спрашивать/требовать его достижение с сотрудника. И, разумеется, передавать задачи и полномочия необходимо непосредственно самому руководителю, иначе вам обеспечен эффект «испорченного телефона».

    2. Свобода в жестких рамках

    Второе правило – обозначить права и обязанности подчиненного при выполнении задачи. Сотрудник должен четко понимать, какие регламенты и нормы он должен соблюдать, какие ресурсы имеются для достижения цели и какие ограничения поставлены.

    Для этого руководитель должен задать «правила игры» – рамки, в пределах которых сотрудник может действовать. Рамки эти должны определять границы инициативы подчиненного, его право принимать самостоятельные решения и обязанность согласовывать другие свои решения и действия с руководством. Уровень инициативы обычно определяется компетенцией сотрудника. Способен ли он сам справиться с задачей? Необходимы ли ему советы и корректировка «сверху»? Или уровень подчиненного позволяет ему быть лишь исполнителем приказов? Существует ли необходимость постоянно контролировать его действия и давать четкие инструкции-указания? Ответив на эти вопросы, руководитель может принять решение о степени свободы действий подчиненного и степени своего контроля за ходом выполнения выданного задания.

    В то же время важно и другое – соответствие переданных полномочий выполняемой задаче. Иначе говоря, сотрудник должен получить от руководителя столько власти, ресурсов, свободы и информации, сколько требуется для достижения желаемого результата. Если управленец не обеспечит подчиненного всем необходимым, под угрозой срыва окажется результат, если полностью «развяжет руки» – со стороны сотрудника возможно злоупотребление полномочиями и разрушительные «игры во власть». Именно в подобных случаях секретарь или гардеробщик оказываются чуть ли не главными людьми в организации, поскольку от их доброй воли может зависеть возможность встречи с директором или посещения зрителями подготовленного для них мероприятия («билеты-то проданы, а номерков не хватает»).

    Что касается обязанностей подчиненного, в них необходимо заложить методы контроля и способы отчета о выполнении задания. Руководителю нужно избежать роли надзирателя и одновременно обеспечить себя своевременной и конкретной информацией «с полей». В обязанности может входить соблюдение норм безопасности, правил корпоративной этики, сроки и формы отчетов о выполнении заданий, соблюдение определенных методов и технологий при достижении цели и т. д. Главное, чтобы все «правила игры», а также то, зачем их нужно соблюдать, были понятны подчиненным. Иначе можно спровоцировать саботаж: сотрудники будут стараться обойти или нарушить бессмысленные, с их точки зрения, запреты, пока начальник не видит.

    3. Какая награда ждет впереди?

    Третье правило успешного делегирования заключается в том, чтобы создать мотивацию для выполнения задачи. Она может быть «кнутом» («надо сделать, иначе накажут») и «пряником» («сделаем – получим заслуженную награду»). Практика показывает, что сотрудники работают лучше, если понимают последствия выполнения задания: какой приз и при каких условиях их ждет, как решенная задача повлияет на результаты работы команды и организации в целом, на отношение потребителей услуг и получение дополнительного дохода. То есть сотрудники должны понимать, в чем их выгода.

    Также очень важна связь между успешным выполнением задания и финансовым вознаграждением, карьерным ростом, возможностями обучаться и повышать уровень своих компетенций, нематериальным признанием и поощрением. Только тогда делегируемое поручение-задача будет восприниматься не как обуза, а как возможность и выгодное предложение.

    4. Все ли понятно сотруднику?

    Четвертое правило: необходимо проверить понимание сотрудником поставленной перед ним задачи, его полномочий и условий мотивации. Прекрасно усвоив три предыдущих правила, руководители нередко забывают о необходимости «сверить часы», получить от подчиненного обратную связь и убедиться, что тот все правильно понял. Но если даже и не забывают, то считают, что «конкретного» вопроса «Все понятно?» и последующего утвердительного кивка сотрудника вполне достаточно. Хотя какой еще ответ может дать подавляющее большинство подчиненных?

    Проиллюстрируем эту ситуацию примером. Однажды, консультируя директора организации относительно результативной постановки задач сотрудникам, автор статьи порекомендовал ему следующее. После переговоров с подчиненными последние должны написать свои задачи и ключевые вопросы и перед началом работы еще раз переговорить с руководителем, опираясь на сделанные записи. Одного дня такой практики было достаточно, чтобы повергнуть директора в шок: он наконец-то наглядно увидел разницу между тем, что говорит на совещаниях, и тем, что потом идут выполнять его сотрудники.

    Действительно, все люди по-разному воспринимают и понимают информацию. Если руководитель намерен договариваться и действовать согласованно, ему необходимо получать от подчиненных обратную связь. Эта задача лежит именно на нем! Возможно, сотрудник не решится задать уточняющие вопросы, побоявшись выглядеть глупо или поторопившись начать работу. Не исключено, что подчиненный уверен: вопросы может задавать только начальник.

    Поэтому именно руководитель должен спросить сотрудника, как он понял задание. Этот шаг позволит вовремя скорректировать действия, прийти к соглашению и реальным договоренностям, а не иллюзии понимания. И наоборот: без обратной связи, касающейся делегированных полномочий, очень высока вероятность позднего обнаружения ошибки, высокой цены за исправление неверно выполненной работы и взаимного разочарования.

    5. Поддержка и контроль

    Наконец, пятое правило – обеспечить адекватную поддержку и контроль во время выполнения задачи. Поскольку ответственность за принятые подчиненным решения, ошибки и конечный результат по-прежнему лежит на руководителе, ему придется сопровождать процесс выполнения задания, «держать руку на пульсе». Для этого необходимо встречаться с сотрудниками, которым делегированы полномочия, контролировать прохождение этапов работы, снабжать их информацией и иными ресурсами. Важно, чтобы подчиненные знали о возможности обратиться к руководителю за советом, помощью и получить обратную связь. Между начальником и подчиненным должно выстроиться общение без препятствий, позволяющее свободно обмениваться оперативными сведениями и создающее единое информационное поле для делегирующего и уполномоченного.

    Именно на этапе поддержки происходит обучение и развитие сотрудника – он может получить совет, подсказку или одобрение руководителя, предложить и обсудить свое видение решения задач, новые методы действия, идеи и возможности. В свою очередь руководитель должен конструктивно и корректно реагировать на действия подчиненного, особенно при возникновении с его стороны ошибок и недочетов. Главный критерий качественной обратной связи – реакция начальства должна вдохновлять подчиненных, а не стопорить их работу, ведь ошибка – это всего лишь повод научиться чему-то новому.

    Принимая на себя полномочия и задачу, сотрудник (если это позволяет его уровень компетенции и инициативности) также получает право в пределах заданных рамок идти на обдуманный риск и совершать ошибки. Право на ошибку не имеет только тот, кто ничего не делает. Впрочем, уполномоченный, как правило, ответственен не только за свои решения и действия, но и за бездействие и его последствия. Особенно это важно в экстремальных ситуациях: когда нет времени на то, чтобы бежать к начальству за советом, компетентность и инициативность сотрудников приобретает особое значение.

    Что касается контроля, его форма, сроки и методы должны быть определены еще на этапе постановки задачи, чтобы потом в отношениях не возникло ненужного напряжения. Мелочная опека или позиция надзирателя приносят работе лишь вред. Поэтому руководителю стоит изначально установить, каким способом сотрудник будет его извещать о ходе работы, на какую информацию он, управленец, будет опираться при подведении промежуточных итогов. Важно, чтобы сотрудник понимал необходимость контроля и предоставлял для этой цели объективные сведения. В то же время руководитель должен сразу же сообщать своему подчиненному результаты контроля. Когда в вопросах критериев оценки результатов имеется предельная ясность, это очень способствует продуктивности действий и достижений уполномоченных.

    Таким образом, качественный контроль, основанный на соблюдении договоренностей и получении информации о промежуточных итогах, позволяет вовремя скорректировать направление движения и исправить ошибки.

    6. Выбрал задачу? Ответь на вопрос!

    Чтобы эффективно делегировать полномочия и задачи подчиненным, руководителю стоит сначала самому ответить на несколько вопросов, касающихся выбранного для передачи задания:

    Что надо будет сделать? Какой конечный результат должен быть достигнут? Что может оказаться помехой на пути и что важно учесть? Что будет вознаграждением за достижение результата?

    Кто наиболее подходящая кандидатура для выполнения данной задачи? Кто будет помогать? Кто несет ответственность и за что именно?

    Почему следует достигать поставленной цели? Почему нельзя ее не достигнуть? Что произойдет, если задача частично или полностью останется нерешенной?

    Как следует подходить к выполнению задачи? Какие методы и способы нужно применять? На какие правила и нормы надо обратить внимание? Как я буду контролировать процесс? Как я буду поддерживать и сопровождать сотрудника?

    -1

    Что можно делегировать, а что нельзя? Кому можно делегировать и кому лучше делегировать? Как это сделать таким образом, чтобы не сомневаться в результате? Должна ли делегироваться ответственность? Какие способы контроля наиболее результативны при наименьших затратах времени и сил? Есть ли правила делегирования, которые подходят "на все случаи жизни"?

    Эти вопросы интересуют каждого руководителя - от начальника отдела до президента компании. Вам ответы на эти вопросы интересны по двум причинам:

      Во-первых, у Вас тоже есть подчиненные;
      - во-вторых, Вы очень часто попадаете "меж двух огней" при возникновении конфликтных ситуаций между руководителем и подчиненными. Причем, чаще всего именно по поводу невыполнения подчиненным каких-либо задач или поручений.

    Итак, давайте вначале посмотрим на последовательность шагов в процессе делегирования:

    Шаг 1: Определение цели (что я хочу получить в результате) и задачи (что конкретно для этого должно быть сделано?). Желательно также предварительно определить "цену вопроса" - количество ресурсов, которое я должен/согласен инвестировать.

    Шаг 2: Определение исполнителя - того, кто сможет справиться с задачей.

    Шаг 3: Постановка СМАРТ -задачи перед исполнителем, в том числе - определение способов, формы и сроков отчетности.

    Шаг 4: Получение подтверждения от исполнителя того, что задача, степень ее важности и приоритетности и требования к результату поняты правильно.

    Шаг 5: Согласование с исполнителем требуемых/выделяемых ресурсов и сроков выполнения. Если требуется - корректировка ресурсов и сроков. Получение от исполнителя согласия (желательно уточнить, означает ли его "да" то, что он "постарается выполнить" либо что он "гарантирует выполнение" к заданному сроку). Желательно убедиться в том, что исполнитель записал (лучше всего в своем планере-еженедельнике) дату выполнения.

    Шаг 6: Выделение необходимых ресурсов и делегирование необходимых полномочий.

    Шаг 7: Обеспечение мотивации/стимулирование исполнителя.

    Шаг 8: Мониторинг/контроль промежуточных результатов (иногда, если требуется - контроль процесса).

    Шаг 9: Если требуется - коучинг/обучение исполнителя либо помощь в исполнении. В исключительных случаях - сдвиг (заранее) сроков завершения задачи либо корректировка требований к результату.

    Шаг 10: Измерение финального результата.

    Шаг 11: Предоставление обратной связи исполнителю о результате. Совместное определение причин несоответствия результата требованиям-ожиданиям, анализ сложностей в процессе выполнения, определения факторов, которые мешали или помогали в процессе. Совместное определение того, что будет делаться иначе (и как именно) в следующий раз.

    Шаг 12: Поощрение исполнителя за соответствие требованиям/ожиданиям.

    А теперь кратко, но четко ответим на ряд вопросов, возникающих в процессе выполнения этих шагов.

    1. Кто должен делегировать?
    Любой человек, у которого есть такая возможность, т.е. есть подчиненные. Хороший менеджер/руководитель - это человек, который успешно "раздает" задачи подчиненным и создает при этом условия, способствующие их выполнению.

    2. Кому можно/нужно делегировать задачу?
    Подчиненному, который имеет необходимые знания, умения, способности, опыт, то есть сможет справиться с задачей. Очень часто задачи делегируются и исполнителю с недостаточными для выполнения задачи знаниями, опытом, способности, для того, чтобы исполнитель развивался и повышал свой уровень. В таком случае потребуется больше промежуточных контрольных точек, более частый контроль и, возможно, помощь или консультации со стороны руководителя.

    Чем больше Вы уверены в способностях и опыте исполнителя (особенно опыте выполнения ранее точно таких же задач), тем меньше Вам придется потратить времени на объяснение задачи и требований к результату, объяснение или обсуждение/согласование того, как задача будет выполняться.

    3. Как выбрать подходящего исполнителя для делегируемой задачи?
    Есть два варианта - пассивный и активный. При пассивном Вы выбираете подчиненного с релевантным предыдущим опытом, наличием необходимых знаний и навыков. При активном подходе Вы выбираете подчиненного, наиболее мотивированного к выполнению данного задания, независимо от опыта либо знаний и навыков. В любом случае всегда желательно делегировать задачу "думающему" подчиненному, то есть подчиненному, который способен увидеть задачу комплексно, понять, зачем она выполняется, как она отразится на остальных процессах в компании. Такой подчиненный всегда будет способен принять правильное решение для возникновении альтернатив при выполнении задания.

    Для того, чтобы убедиться, что Вы выбрали правильного человека для очень сложной и ответственной/важной задачи, можно дать ему/ей предварительно "пилотное задание" - столь же или менее сложное менее важное задание. Если/когда он или она справится с заданием, Вы сможете убедиться в правильности выбора или изменить свой выбор.

    В некоторых случаях следует расспросить подчиненного о том, как он планирует выполнять поставленную задачу, чтобы убедиться в том, что он правильно понял задание и сможет его выполнить.

    4. Что можно и что нужно делегировать?
    Делегировать можно и нужно ВСЕ! И в первую очередь, те задачи, с которыми подчиненный может справиться лучше Вас или с меньшими затратами.

    5. Что нельзя делегировать?
    Проще перечислить, что нельзя делегировать: награждение и наказание других подчиненных, неприятные и щекотливые поручения, поручения, для выполнения которых у подчиненного недостаточно ресурсов или полномочий.

    6. Делегировали? И что дальше? - Контроль выполнения задачи.
    Наиболее часто встречающаяся ошибка менеджеров - считать, что на постановке задачи процесс делегирования завершился. На самом деле для обеспечения исполнения необходимо сделать еще несколько шагов:

    • обеспечить необходимыми ресурсами, в том числе информацией, в том числе помощниками, если требуется;
    • обеспечить необходимыми для выполнения задачи полномочиями;
    • обеспечить мотивацию к выполнению поставленной задачи, то есть сделать так, чтобы для подчиненного выполнение задачи и достижение результата было желанным и важным;
    • получить согласие подчиненного, то есть убедиться в том, что он взял на себя обязательства по выполнению задачи и достижению результата к договоренной дате и гарантирует выполнение этого обязательства;
    • в некоторых случаях может потребоваться уточнение у подчиненного того, реалистичны ли сроки выполнения с учетом нынешней и будущей загрузки, предусмотрены ли "окна" в планах для непредвиденного и учтены ли возможные "форс-мажоры", которые могут помешать;
    • контролировать выполнение задачи - достижение промежуточных результатов (в случае, если ставится сложная долгосрочная задача);
    • дать обратную связь по результатам и проанализировать вместе с подчиненным эти результаты (как в случае выполнения всех требований-обязательств, так и в случае невыполнения - особенно сложной долгосрочной задачи).

    "Плотность" контроля за исполнением задачи очень сильно зависит от опытности подчиненного, от четкости поставленной задачи и от мотивированности исполнителя. Если с этими факторами все в порядке, можно в основном делегировать контроль самому исполнителю и руководитель должен осуществлять минимальный контроль. Если с каким-то из факторов не все в порядке, контроль требуется более активный и частый. В любом из случаев, и для самоконтроля и для контроля необходимо определить несколько промежуточных результатов с четкими датами отчета о них. В таком случае Вы заранее сможете определить проблемы с выполнением задачи и вовремя предпринять меры.

    7. Мотивация и стимулирование при делегировании.
    Нам очень важно не просто поручить кому-то задачу, но и быть уверенными в том, что она будет выполнена, в том, что нам не нужно напоминать, беспокоиться, постоянно контролировать. Для этого нужно, чтобы сам исполнитель был заинтересован в выполнении делегированной задачи и в достижении данного конкретного результата. Заинтересовать можно как процессом :

    • интересная задача,
    • общение с интересными людьми,
    • творческая работа,
    • внесение разнообразия в работу,
    • предоставляется бОльшая автономность для выполнения данной задачи, повышается степень ответственности (хотя в некоторых случаях степень ответственности может быть и демотиватором!);
    • возможность приобретения нового опыта и знаний, связей, репутации,
    • возможность попробовать свои силы,
      так и результатом :
    • важность результата для компании и коллег,
    • важность для будущего самого подчиненного,
    • награда в случае достижения результата,
    • штраф/наказание в случае невыполнения,
    • карьерный рост в результате выполнения одной задачи либо серии задач и т.п.
      Фактически, для обеспечения заинтересованности в результате Вы делегируете ответственность (как положительную, так и отрицательную) за этот результат.

    8. Причины невыполнения делегированной задачи
    Задача не выполнена. Бывает и такое. Сейчас самое главное - проанализировать причины невыполнения и учесть их на будущее.

    От руководителя исполнение делегируемой задачи зависит не меньше чем от подчиненного. Поэтому не спешите ругать подчиненного...

    Считается, что для того, чтобы задача была выполнена, важно при ее постановке обеспечить следующее:

    • Четкое понимание роли исполнителем: что от него/нее ожидают, что и как должно делаться, в какие сроки, с какими ресурсами и полномочиями, каким должен быть результат и какие требования к нему предъявляются.
    • Способность подчиненного исполнить эту роль, то есть наличие необходимых для этого знаний, навыков, опыта, физических и умственных способностей, наконец, полномочий.
    • Мотивация к исполнению этой роли - желание выполнять заданную задачу и достичь результата. Мотивация может быть обеспечена как самой задачей, так и дополнительным стимулированием.
    • Необходимые "условия работы" - оборудование, компьютеры, расходные материалы, технология, информация, время...

    Если задача не выполнена - смело ищите причину в одном из перечисленных пунктов. Или, скорее всего, сразу в нескольких...

    И, напоследок, десять правил , не претендующих на полноту, которые необходимо учитывать в процессе делегирования:

    1. Делегируйте все, что возможно! Не бойтесь делегировать все. Роль современного менеджера состоит именно в том, чтобы делегировать все и обеспечить наилучшие условия выполнения этих задач.
    2. Никогда не делегируйте полномочия без ответственности за результаты их использования. Никогда не делегируйте ответственность за результат без полномочий, необходимых и достаточных для того, чтобы повлиять на него.
    3. Всегда помогайте подчиненному понять, что от него требуется, какие требования к результату, какие ограничения, каким образом лучше всего выполнить задание и т.п. Ведь Вам важно не только ДАТЬ поручение, но еще более важно, чтобы его ВЗЯЛИ и ВЫПОЛНИЛИ!
    4. Развивайте подчиненных, давайте им с каждым разом более сложные и ответственные задания. Развивайте их для того, чтобы постепенно уменьшать интенсивность контроля и упрощать объяснения и саму процедуру делегирования.
    5. Подчиненный очень часто гораздо лучше Вас ЗНАЕТ, КАК лучше выполнить задачу, однако ему гораздо сложнее Вас определить, ЧТО должно быть сделано.
    6. Всегда лучше знать о проблемах, ошибках, невыполнении, нарушении сроков заранее - когда еще не поздно предпринять корректирующие шаги. Для этого определяйте ключевые промежуточные результаты, о которых подчиненный должен отчитаться, и которые вы должны проконтролировать.
    7. Нечеткая постановка задачи - первый шаг к ее невыполнению.
    8. Всегда давайте возможность подчиненным переспросить или задать вопрос-уточнение по ходу выполнения задачи - это поможет сэкономить массу времени и ресурсов.
    9. Забудьте фразу "быстрее сделать самому, чем кому-то объяснять". Объяснив один раз и потратив тем самым больше времени, Вы сэкономите свое время на будущее - когда подчиненные будут делать это сами без объяснения.
    10. Лучший контроль - самоконтроль заинтересованного человека!

    Проанализируйте свою практику делегирования в соответствии с предложенным алгоритмом, правилами, рекомендациями и ответами на наболевшие вопросы. Не расстраивайтесь, если что-то не так. Главное - сделать хотя бы несколько конкретных шагов по улучшению ситуации с учетом того, что Вы только что прочитали...

    Позвольте позадавать несколько предварительных вопросов ВАМ!

    Мы предлагаем Вашему вниманию тест из серии авторских Экспресс - тестов, которые помогут менеджеру по персоналу комплексно оценить и качественно перестроить свою работу, Это не просто инструмент для содержательного экспресс-анализа выполняемой работы, но и отличная "линейка" для оценки качества Вашей работы и работы функции. Они также могут послужить хорошим "контрольным списком" (check-list) в процессе разработки и реализации изменений в компании.

    Вашему вниманию предлагается третий из серии Экспресс-тестов:

    Экспресс-Тест
    "Правильно ли мы ставим перед собой цели?"

    1) Имеете ли Вы четкое представление о том, каким/какой мы хотели бы себя увидеть лет через пять?

    ДА/НЕТ

    2) Имеете ли Вы четкое представление о том, каким через пять лет должен быть Ваш бизнес/компания в которой Вы работаете?

    ДА/НЕТ

    3) Записано ли это представление/видение по п. 1 и 2 где-нибудь на бумаге?

    ДА/НЕТ

    4) Существует ли перечень четких целей, которые стоят перед Вами на этот год?

    ДА/НЕТ

    5) Ориентированы ли цели, которые ставятся с диапазоном в неделю или месяц на определенные более долгосрочные цели? Убеждены ли Вы в том, что Ваша ежедневная работа приближает Вас к этим целям?

    ДА/НЕТ

    6) Всегда ли Вы четко знаете, почему/зачем делается конкретная работа/ действие/ шаг? И не бывает так, что что-то делается потому, что кто-то другой это делает или потому, что "мы всегда так делали"?

    ДА/НЕТ

    7) Всегда ли измеримы цели, которые Вы ставите перед собой или подчиненными? Всегда ли Вы можете определить, достигли цели или нет или насколько ее достигли?

    ДА/НЕТ

    8) Разбиваете ли вы сложную цель на простые подцели, которые в итоге должны привести к ней?

    ДА/НЕТ

    9) Всегда ли Вы ставите перед собой и перед подчиненными пусть очень сложные, но все же достижимые цели?

    ДА/НЕТ

    10) Всегда ли Вы знаете, к чему приведет достижение данной конкретной цели? Зачем нужен этот результат? Ради чего это делается?

    ДА/НЕТ

    11) Всегда ли Ваши цели имеют четкие временные рамки (конкретная дата достижения)?

    ДА/НЕТ

    12) Часто ли Вы записываете цели на бумаге?

    ДА/НЕТ

    13) Можете ли Вы с уверенностью ответственно заявить, что цели, которые Вы ставите перед собой и перед подчиненными, достигаются? Довольны ли Вы тем, насколько они достигаются?

    ДА/НЕТ


    Если Вы ответили "Да" на все 13 вопросов - Вы великий человек, который уже достиг очень многого и добьется практически всего, чего захочет.

    Если у Вас получилось 10-12 ответов "Да" - подумайте о том, как довести результат до максимально возможного. И сделайте это - У ВАС получится.

    При результате в 4-9 "Да", вспомните о том, что "когда не ведают далеких дум, не избегают близких огорчений".

    При результате в 3 и меньше "Да" - поздравляю, Вы - "среднестатистический сотрудник среднестатистической компании", посмотрите на приведенные выше 13 вопросов и подумайте, как перестать быть "статистической посредственностью". Если захотите - у Вас получится...

    Но главное, насколько бы меньше 13 ответов "Да" у Вас не было, не успокаивайтесь, пока их не будет 13! Шаг за шагом! Попытка за попыткой! Действуйте!