Болезни Военный билет Призыв

Дашкова Екатерина Романовна. Интересные факты биографии. Поездки за границу

Дашкова Екатерина Романовна (17 (28) марта 1743 г., по другим сведениям 1744 г., Санкт-Петербург - 4 (16) января 1810 г., Москва), урождённая Воронцова, в замужестве княгиня Дашкова.
Подруга и сподвижница императрицы Екатерины II , участница государственного переворота 1762 года (после совершения переворота Екатерина II охладела к подруге и княгиня Дашкова не играла заметной роли в делах правления).
Одна из заметных личностей Российского Просвещения. В её мемуарах содержатся ценные сведения о времени правления Петра III и о воцарении Екатерины II («Mon Histoire, Mémoires de la princesse Dachkoff» изданы на французском в Париже (1804-1805 гг.); «Мемуары княгини Дашковой», изданы в 1840 г. в Лондоне).
Екатерина Воронцова была третьей дочерью графа Романа Воронцова, члена Сената и генерал-аншефа.
Её дядя Михаил Илларионович и брат Александр служили в качестве государственных советников, брат Семён был известный англофил.
Мать - Марфа Ивановна, урождённая Сурмина.
Воспитывалась в доме дяди, вице-канцлера Михаила Илларионовича Воронцова. «Превосходное», по понятиям того времени, воспитание её ограничивалось обучением новым языкам, танцам и рисованию. Только благодаря охоте к чтению Екатерина сделалась одной из образованнейших женщин своего времени. Поездки за границу и знакомство со знаменитыми писателями много способствовали её дальнейшему образованию и развитию.
Она хорошо разбиралась в математике, которую изучала в Московском университете. Её любимыми писателями были Монтескьё, Вольтер, Буало и Гельвеций.
Екатерина демонстрировала с ранних лет мужские качества и мужской характер, что сделало её карьеру столь уникальной.
В шестнадцать (в некотрых источниках – в пятнадцать) лет вышла замуж за князя Михаила Дашкова, известного аристократа, ведущего свои корни от Рюриковичей, и переехала с ним в Москву.
С ранних лет Екатерину постоянно занимали вопросы политики. Ещё в детстве она рылась в дипломатических бумагах своего дяди и следила за ходом русской политики. Время интриг и быстрых государственных переворотов способствовало развитию в ней честолюбия и желания играть историческую роль. До некоторой степени Екатерине это и удалось.

Ещё будучи молодой девушкой, она была связана со Двором и стала одной из ведущих личностей движения, поддержавшего Екатерину Алексеевну при восхождении на престол.
Знакомство с великой княжной Екатериной Алексеевной (1758 г.) и личное к ней расположение сделало Дашкову преданнейшей её сторонницей. Их связывали также и литературные интересы.
Окончательное сближение с Екатериной произошло в конце 1761 г. по вступлении на престол Петра III. Участвовала в перевороте против Петра III, несмотря на то, что её сестра Елизавета была его фавориткой и могла стать его новой женой.
Задумав государственный переворот, и вместе с тем желая до времени оставаться в тени, Екатерина избрала главными союзниками своими Григория Григорьевича Орлова и княгиню Дашкову. Первый пропагандировал среди войск, вторая - среди сановников и аристократии. Благодаря Екатерине Дашковой были привлечены на сторону императрицы граф Н. И. Панин, граф К. Г. Разумовский, И. И. Бецкой, Барятинский, А. И. Глебов, Г. Н. Теплов и др.
В офицерском мундире, в лихо надвинутой треуголке, похожая на пятнадцатилетнего юношу - такой была Дашкова в самый незабываемый день её жизни - 28 июня 1762 года. Свершилось то, о чём мечтали подруги, шептались, беспрестанно оглядываясь на двери, в зловещей тишине царских покоев. Теперь они на конях, Пётр III отрешён от престола, а за ними - многотысячное войско, готовое в огонь и в воду. Рассказывали, будто Дашкова в этот день несколько раз выхватывала шпагу.
Ситуация складывалась непросто, и Екатерина Дашкова отчаянно рисковала, чтобы спасти подругу, чтобы подарить России сильную и разумную власть. Рисковала своими детьми, своим обожаемым мужем, который во время дворцового переворота находился далеко от Петербурга.

Когда переворот совершился, другие лица, против ожиданий Екатерины Дашковой, заняли первенствующее место при дворе и в делах государственных; вместе с тем охладели и отношения императрицы Екатерины II к Екатерине Дашковой.
Некоторое время спустя после смерти своего мужа, бригадира князя Михаила Ивановича Дашкова (1764 г.), Екатерина Дашкова провела время в подмосковной деревне. До последнего вздоха княгиня считала смерть Михаила катастрофой своей жизни, а ведь ей было всего двадцать два года (!).
Пятнадцать дней после получения известия о кончине мужа Дашкова находилась в состоянии комы. И лишь дети возвратили её к реальности.
Михаил поставил семью на грань полного разорения. Чтобы заплатить многочисленные долги покойного мужа, Екатерине Дашковой следовало продать землю, но ради будущего своих детей она отправилась в деревню и экономила на всём, живя в крайней бедности.
«Если бы мне сказали до моего замужества, что я, воспитанная в роскоши и расточительности, сумею в течение нескольких лет… лишать себя всего и носить самую скромную одежду, я бы этому не поверила».
Спартанское существование принесло свои плоды лишь спустя пять лет. Дети подросли, и собранную сумму денег Дашкова решила употребить на заграничное путешествие с целью воспитания и образования сына Павла и дочери Анастасии. Эта молодая ещё женщина, знатная, весьма примечательная, пренебрегла всем личным ради интересов собственных детей.
В 27 лет она выглядела на сорок, для неё, пылкой, увлекающейся, страстной больше не существовало мужчин. Дашкова теперь методично изучала системы образования разных стран. Безусловно, что самой передовой школой Европы того времени являлась английская, но и она не совсем удовлетворяла требовательную Екатерину Дашкову.
С Екатериной II у Дашковой после событий 1763 года сложились не очень сердечные отношения, хотя она оставалась весьма преданной императрице. Однако ей часто не нравились фавориты Екатерины Великой, и нередко она сердилась насчёт даров и внимания, которое им уделялось. Прямолинейные манеры Дашковой, её неприкрытое презрение к дворцовым фаворитам и чувство недооценки её заслуг создали отчуждение между ней и Екатериной II, из-за чего Дашкова испросила позволение уехать за границу. Позволение было дано и спустя короткое время она уехала, оставаясь однако преданной соратницей и подругой Екатерины Великой.
Согласно некоторым сведениям, настоящей причиной отъезда Дашковой был отказ императрицы Екатерины назначить её полковником императорской гвардии.
В декабре 1769 года ей разрешено было заграничное путешествие. Дашкова в течение 3 лет посетила Германию, Англию, Францию, Швейцарию. Во время длительной и обстоятельной поездки по Европе она была принята с большим уважением при иностранных дворах. Её литературная и научная репутация обеспечила ей доступ к обществу учёных и философов в столицах Европы. В Париже она заложила крепкую дружбу с Дидро и Вольтером.
1775-1782 гг. Екатерина Дашкова снова провела за границей ради воспитания своего единственного сына, окончившего курс в Эдинбургском университете. Она снова посетила Париж, Швейцарию и Германию, а также Италию. В Англии познакомилась с Робертсоном и Адамом Смитом. Когда она пребывала в Эдинбурге, она доверила обучение своего сына историку Уильяму Робертсону.
В 1782г. Дашкова вернулась в российскую столицу и её отношения с императрицей Екатериной II вновь улучшились. Екатерине II очень нравился литературный вкус Дашковой, но главным образом ей импонировало желание Екатерины Дашковой возвести русский язык в ранг великих литературных языков Европы.


1770 гг.
Художник П.С. Дрождин.
Новосибирская картинная галерея

Императрица, указом от 24 января 1783 года, назначила Екатерину Дашкову на пост директора Императорской Академии наук и художеств при президентстве графа К.Г. Разумовского. Екатерина Романовна Воронцова-Дашкова стала первой женщиной в мире, которая управляла академией наук.
По её предложению была также открыта Российская Академия (21 октября 1783 г.), имевшая одной из главных целей исследование русского языка, и Дашкова стала её первым президентом.
Никогда ни до, ни после женщина не занимала такой высокий государственный пост. Свободомыслящая Европа и та не удержалась от изумления.
Джованни Казанова писал в «Мемуарах»: «Кажется, Россия есть страна, где отношения обоих полов поставлены совершенно навыворот: женщины тут стоят во главе правления, председательствуют в учёных учреждениях, заведывают государственной администрацией и высшею политикой.
Здешней стране недостаёт одной только вещи, а этим татарским красоткам - одного лишь преимущества, именно: чтобы они командовали войсками».
Зимним утром 1783 года Дашкова упросила знаменитого математика Леонарда Эйлера представить её уважаемым учёным мужам.
Придирчивая академическая публика с первых минут увидела в Екатерине Дашковой справедливого и мудрого директора: заметив, что на место рядом с ней пытается пробраться бездарный учёный, властным жестом остановила проныру, обратившись к старцу Эйлеру: «Сядьте, где вам угодно. Какое бы место вы ни избрали, оно станет первым с той минуты, как вы его займёте».
Императрица Екатерина II не ошиблась в своём выборе. Дашкова буквально возродила Российскую Академию из пепла…
Екатерина Дашкова сразу отказалась от соблазна руководить наукой, а предпочла хозяйственную, издательскую и научно – просветительскую деятельности, преуспев одновременно во всех трех. Почти за 12 лет своего президентства Екатерина Романовна Дашкова восстановила академическое хозяйство и начать ей пришлось буквально с заготовки дров, чтобы покончить с безобразной практикой, когда учёные мужи от холода кутались на заседаниях в тяжёлые шубы.
Дашкова построила новое здание Академии, и, хотя, по свидетельствам современников, она попортила много крови архитектору Кваренги своим придирчивым характером, в памяти потомков княгиня осталась заботливой попечительницей науки и просвещения. Она восстановила деятельность типографии и с огромным трудом «выбивала» деньги на организацию научных экспедиций…
По назначении директором Академии наук, Дашкова в своей речи выражала уверенность, что науки не будут составлять монополию академии, но «присвоены будучи всему отечеству и вкоренившись, процветать будут». С этой целью по её инициативе были организованы при академии публичные лекции (ежегодно, в течение 4 летних месяцев), имевшие большой успех и привлекавшие большое число слушателей.
Екатерина Дашкова увеличила число студентов-стипендиатов академии с 17 до 50, и воспитанников академии художеств – с 21 до 40. В продолжение 11 лет директорства Дашковой академическая гимназия проявляла свою деятельность не только на бумаге: несколько молодых людей отправлены были для завершения образования в Геттинген.
Учреждение так называемого «переводческого департамента» (взамен «собрания переводчиков» или «российского собрания») имело целью доставить русскому обществу возможность читать лучшие произведения иностранных литератур на родном языке. В это-то именно время и появился целый ряд переводов, по преимуществу с классических языков.
По почину Екатерины Дашковой был основан журнал «Собеседник любителей российского слова», выходивший в 1783 и 1784 гг. (16 книжек) и носивший сатирическо-публицистический характер. В нём участвовали лучшие литературные силы: Державин, Херасков, Капнист, Фонвизин, Богданович, Княжнин. Здесь помещены были «Записки о русской истории» императрицы Екатерины II, её же «Были и небылицы», ответы на вопросы Фонвизина, «Фелица» Державина.
Самой Дашковой принадлежит надпись в стихах к портрету Екатерины II и сатирическое «Послание к слову: так».
Другое, более серьёзное, издание «Новые ежемесячные сочинения» начато было с 1786 г. и продолжалось до 1796 г. При Дашковой начата новая серия мемуаров академии, под заголовком «Nova acta acad. scientiarum petropolitanae» (с 1783 г.).
По мысли Екатерины Дашковой издавался сборник при академии: «Российский Театр».
Главным научным предприятием российской академии было издание «Толкового словаря русского языка». В этом коллективном труде Дашковой принадлежит собирание слов на буквы Ц, Ш, Щ, дополнения ко многим другим буквам; она также много трудилась над объяснением слов (преимущественно обозначающих нравственные качества).
29 ноября 1783 года на заседании Российской Академии Наук Екатерина Дашкова предложила использовать печатную букву «Ё».
Сбережение многих академических денежных сумм, умелое экономическое управление академией – в этом несомненная заслуга Екатерины Дашковой. Лучшей оценкой её может служить то, что в 1801 г., по вступлении на престол императора Александра I, члены российской академии единогласно решили пригласить Екатерину Дашкову снова занять председательское кресло в академии (Дашкова отказалась от этого предложения).

Дашкова, Екатерина Романовна. Гравюра пунктиром
Г.И. Скородумова.
1777 год.

Кроме названных литературных трудов, Екатерина Дашкова писала стихи на русском и французском языках (большею частью в письмах к императрице Екатерине II), перевела «Опыт о эпическ. стихотворстве» Вольтера («Невинное упражнение», 1763 г., и отд., СПб., 1781 г.), переводила с англ. (в «Опытах трудов вольного российского собрания», 1774 г.), произнесла несколько академических речей (написанных под сильным влиянием речей Ломоносова).
Некоторые её статьи напечатаны в «Друге Просвещения» 1804 – 1806 гг. и в «Новых ежемесячных сочинениях».
Екатерине Дашковой принадлежит также комедия «Тоисиоков, или человек бесхарактерный», написанная по желанию императрицы Екатерины II для эрмитажного театра (1786 г.), и драма «Свадьба Фабиана, или алчность к богатству наказанная» (продолжение драмы Коцебу: «Бедность и благородство души»).
В Тоисиокове (человеке, желающем «и то и сио») видать Л. А. Нарышкина, с которым Дашкова вообще не ладила, а в противопоставляемой ему по характеру героине Решимовой - автора комедии.
Важным историческим документом являются мемуары Дашковой, изданные сначала на английском языке г-жей Вильмот в 1840 г., с дополнениями и изменениями. Французский текст мемуаров, принадлежащий несомненно Дашковой, появился позже («Mon histoire», в «Архиве кн. Воронцова», кн. XXI).

Сообщая очень много ценных и интересных сведений о перевороте 1762 г., о собственной жизни за границей, придворных интригах и т. д., княгиня Дашкова не отличается беспристрастием и объективностью. Восхваляя императрицу Екатерину, она почти не даёт никаких фактических оснований такому восхвалению. Нередко сквозит в «Записках» и как бы обвинение императрицы в неблагодарности.
Но далеко не оправдывается фактами и подчёркиваемое бескорыстие автора мемуаров…
Новое неудовольствие императрицы Екатерины II Дашкова навлекла напечатанием в «Российском театре» (издававшемся при Академии) трагедии Княжнина «Вадим» (1795 г.). Трагедия эта была изъята из обращения.
В том же 1795 г. Дашкова выехала из Санкт-Петербурга и жила в Москве и своей подмосковной деревне. В 1796 г., тотчас по восшествии на престол, император Павел I отстранил Дашкову от всех занимаемых ею должностей, и приказал жить в новгородском её имении.
Только при содействии императрицы Марии Фёдоровны (вдовы императора Павла I) Дашковой разрешено было поселиться в Калужской губернии, а потом и в Москве, где она жила не принимая более участия в литературных и политических делах.

От брака с М.И.Дашковым имела дочь и двух сыновей:
– Анастасия (1760-1831 гг.), получила блестящее домашнее воспитание, в 1776 году вышла замуж за Андрея Евдокимовича Щербинина. Супруги подолгу жили врозь, часто ругались и периодически расходились. Анастасия Михайловна была скандалисткой, беспорядочно тратила деньги, делала долги. В 1807 году Екатерина Романовна Дашкова лишила дочь наследства и запретила впускать к себе даже для последнего прощания.

– Михаил (1761-1762 гг.)
– Павел (1763-1807 гг.), впоследствии - московский губернский предводитель дворянства; завещал свое имущество графу Ивану Илларионовичу Воронцову, которому император Александр I разрешил именоваться Воронцовым-Дашковым. Был женат с 14 января 1788 года на неродовитой и нетитулованной дочере купца Анне Семёновне Алферовой (1768-1809гг.). Супружество Павла Михайловича не было счастливым, и супруги недолго жили вместе. Видимо, справедливо замечание современника, писателя-мемуариста Ф. Ф. Вигеля о том, что князь Дашков «долго не задумался, взял да и женился, не быв даже серьезно влюблен». Екатерина Романовна не желала признавать семью сына и свою невестку увидела впервые только после смерти сына в 1807 году, спустя 19 лет после их свадьбы.
Княгиня еще ранее, в ожидании кончины, сделала распоряжения, которые и тут указывали на ее деловитость. Она привела в порядок свой естественный кабинет, собранный большей частью во время путешествий по Европе, и подарила его Московскому университету. На память о себе она отправила многим лицам разные вещи - несколько редкостей императору и двум императрицам, от которых получила дружеские письма.
В ожидании смерти она составила и свое духовное завещание, в котором предусмотрела много практических вопросов. Так, в письме к душеприказчикам она просила на погребение пригласить только двух священников с духовником. «Дать им по усмотрению, но не более 200 руб. всем, а тело погребсти в Троицком».

Указанным в духовной девкам, служившим при ней, княгиня давала отпускные «вечно на волю» и с награждением годовым жалованьем.
Дочь свою Щербинину она лишила наследства, назначив ей лишь ежегодные, довольно скромные денежные выдачи. «А как по запальчивости нрава дочери моей Настасьи Михайловны Щербининой, - откровенно объяснялось в завещании, - изъявлявшей противу меня не только непочтение, но и позволявшей себе наносить мне в течение нескольких месяцев огорчения и досады, - то я от всего движимого и недвижимого имения моего ее отрешаю!»
В декабре Дашкова, уже больная и слабая, переехала в Москву.
Дашкова скончалась 4 января 1810 года и была погребена в храме Живоначальной Троицы в селе Троицком в Калужской губернии.
Менялись времена, монархи, нравы. Последней просьбой, обращённой к новому царю Александру, стала воля умирающей: дочери к гробу её не подпускать. В полном одиночестве, в бедности и запустении, брошенная всеми, среди крыс, ставших единственными собеседницами, закончила свою жизнь некогда известная всей Европе образованнейшая женщина своего времени. К концу XIX века следы надгробия были практически затеряны…
22 октября 1999г. по инициативе МГИ им. Е.Р. Дашковой надгробие было восстановлено и освящено архиепископом Калужским и Боровским Климентом.
Просветительская деятельность Дашковой была высоко оценена современниками. В посвященном ей биографическом очерке А.И.Герцен писал: «Дашковою русская женская личность, разбуженная петровским разгромом, выходит из своего затворничества, заявляет свою способность и требует участия в деле государственном, в науке, в преобразовании России…» (Собр. соч., т. 12, 1957, с. 361-362).
Во всяком случае, образ княгини отмечен печатью несомненного ума и жаждой более возвышенных наслаждений, которая является обыкновенно уделом только избранных натур…
Трубы исторической славы возвещали о ней, как об «учёном муже и президенте двух российских академий». И если кто либо в самом приятном сне не мог грезить о большем возвышении, если кому то приходилось карабкаться к вершинам земной славы, обдирая ногти до крови от напряжения, то Екатерина Дашкова, по иронии случая, больше всего желала для себя обычной женской судьбы: мужа, детей, семейного очага, где царствует любовь, только любовь…

(17 марта по старому стилю) 1743 года (по другим сведениям — в 1744 году) в Санкт‑Петербурге.

Дочь графа Романа Воронцова от брака с Марфой Сурминой, она рано лишилась матери и была взята на воспитание в дом дяди — вице‑канцлера Михаила Воронцова. Девочка получила хорошее домашнее образование, прекрасно владела европейскими языками и увлекалась сочинениями французских просветителей.

В 1758 году сблизилась с будущей императрицей Екатериной II и стала ее преданной сторонницей. Активно участвовала в перевороте 1762 года, приведшем Екатерину II на престол.

В 1759 году вышла замуж за князя Михаила Дашкова.

Против ожиданий княгини, первенствующее место при дворе и в государственных делах заняли другие лица. Вместе с тем охладели и отношения императрицы к Дашковой, которая удалилась от двора. Некоторое время княгиня провела в подмосковной деревне, а в 1768 году совершила поездку по России.

В 1794 году Дашкова вновь впала в немилость императрицы за публикацию в "Российском Феатре" трагедии Якова Княжнина "Вадим Новгородский" (1793). Отношения с Екатериной II ухудшились, и Дашкова уехала в имение Троицкое Калужской губернии.

В 1796 году император Павел I отстранил Дашкову от всех ее должностей и выслал в имение Коротово Новгородской губернии.

В 1801 году при Александре I опала была снята. На предложение членов Российской академии вновь занять место президента Дашкова ответила отказом .

Княгиня жила попеременно в Москве и Санкт‑Петербурге, вела обширную переписку, сотрудничала в журнале "Друг просвещения" (1804-1806), в 1808 году — в "Вестнике Европы", "Русском вестнике" и других журналах под разными псевдонимами. Последние годы ее жизни прошли в работе над мемуарами, которые на русском языке были изданы только в 1859 году Александром Герценом.

Екатерина Романовна рано овдовела — ее супруг Михаил Дашков скончался в 1764 году. В этом браке родились дочь и двое сыновей, один из которых умер в младенчестве.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

XVIII век в истории России можно с полным основанием назвать «женским веком». Почти три его четверти страной управляли женщины — Екатерина I , Анна Иоанновна , Елизавета Петровна и Екатерина II . Но не только в политике они вышли на первые роли. Именно в этот период Россия стала первой страной в мире, где руководство Академией наук было доверено женщине. «Первопроходцем» стала Екатерина Дашкова.

Она родилась 28 марта 1743 года в семье графа Романа Воронцова , генерала и члена Сената. Род Воронцовых издревле относился к русской элите, и многочисленные родственники Екатерины занимали высокие сановные посты.

Отец девочки, Роман Воронцов, был известен как любитель развлечений и светской жизни, не слишком утруждавший себя заботами о семье. Екатерине было два года, когда умерла её мать, и отец передал младшую дочь на воспитание родственникам.

Михаил Илларионович Воронцов. Портрет кисти художника Алексея Антропова. Фото: Public Domain

Заботы о девочке на себя взял дядя, вице-канцлер Михаил Илларионович Воронцов . Он дал Екатерине наилучшее, по меркам того времени, образование. Впрочем, девушек той эпохи не перегружали научными знаниями. Однако Екатерина, полюбившая чтение, занялась самообразованием, благо богатая дядина библиотека этому способствовала.

Но поначалу её судьба ничем не отличалась от судеб других девиц из высшего общества. В 16 лет она вышла замуж за молодого красавца, князя Михаила Дашкова , потомка Рюриковичей , и была отослана мужем к родным, в провинциальную на тот момент Москву.

Как вспоминала сама Дашкова, в Москве на первых порах ей пришлось нелегко. Как и многие представители петербургской знати, Екатерина очень плохо изъяснялась по-русски, в то время как свекровь её не владела ни одним иностранным языком.

Доверенное лицо императрицы

И быть бы Екатерине Дашковой заурядной «дамой света» в Москве, если бы в 1758 году её не представили великой княгине Екатерине Алексеевне, супруге наследника престола Петра Фёдоровича . Великой княгине молодую девушку отрекомендовали как «юную особу, которая почти всё время проводит за учением».

Несмотря на то, что Дашкова была младше будущей императрицы на 14 лет, они стали подругами. Екатерину Алексеевну немало удивила тяга девушки к научным знаниям, а также её интересные и весьма разумные суждения о политике. Дашкова же, очевидно, сумела понять, что будущее России отнюдь не в Петре Фёдоровиче, а в её новой подруге, которая отнюдь не собирается мириться с ролью нелюбимой жены императора.

Дашкова сумела заслужить доверие великой княгини, несмотря на то, что её родная сестра, Елизавета Романовна Воронцова-Полянская , была одной из фавориток Петра III . Но родственным связям Дашкова предпочла верность старшей подруге.

Юная Дашкова была причастна к заговору, который возвёл на престол Екатерину II. Однако степень её причастности остаётся спорной. Императрица и Дашкова в своих воспоминаниях описывали это весьма по-разному. Екатерина II писала, что Дашкова отвечала лишь за связь с офицерами низшего звена, не посвящёнными во все детали переворота 1762 года, да и сама не имела сведений о настоящих планах заговорщиков. Сама Дашкова претендовала на роль главной движущей силы «революции», утверждая, что благодаря ей на сторону Екатерины перешли практически все главные сановники и аристократы.

Подобные противоречия объясняются конфликтом новоявленной императрицы с бывшей подругой. Екатерине II пришлась не по вкусу критика Дашковой в адрес её фаворита, графа Орлова.

В результате Дашкова очень быстро оказалась в опале и удалилась в деревню.

«Агент влияния» Екатерины Великой

В 1764 году Екатерину Дашкову постиг новый удар — умер муж, и она осталась вдовой с двумя детьми на руках. Тем не менее она сумела справиться с житейскими трудностями.

В 1769 году при сохранявшемся отчуждении между двумя Екатеринами Дашкова получила разрешение на выезд за границу. Так началось её трёхлетнее путешествие по странам Европы, в ходе которого она познакомилась с лучшими мыслителями эпохи — Дидро, Вольтером и другими. Все они отмечали глубокие знания и необычайный ум княгини Дашковой, а также её чрезвычайно одобрительные отзывы о Екатерине II.

Эти отзывы со временем помогут самой Дашковой — императрица, состоявшая в переписке с теми же Вольтером и Дидро , осталась довольной тем, что бывшая подруга выступает в Европе как её собственный «агент влияния».

Но ум Дашковой совмещался с импульсивным, подчас взрывным характером. Существует легенда: однажды в Пруссии, в гостинице, Дашкова обнаружила в номере картину, на которой русские солдаты на поле боя просят пощады у пруссаков. Мириться с такой «пропагандой» Екатерина не пожелала. Купив краски, она за ночь перекрасила мундиры солдат, после чего же уже пруссаки просили пощады у побеждающих русских воинов.

Второе путешествие Дашковой в Европу началось в 1775 году и продлилось целых семь лет. Главной его целью было обучение сына в Эдинбургском университете. В эту поездку Дашкова продолжила общение с лучшими научными умами Европы, что впоследствии помогло ей в годы работы директором Академии наук.

Парадный портрет Воронцовой-Дашковой изображает её рядом с книгами, намекая на учёность. Фото: Public Domain

Мать языка русского

По возвращении Дашковой в Россию Екатерина Великая вернула ей своё расположение. В 1783 году императрица, которой очень импонировала идея Дашковой о превращении русского языка в один из великих литературных языков Европы, назначает её директором Петербургской академии наук.

На этом посту она проявила себя блестящим управленцем. Ей удалось если не полностью прекратить, то значительно уменьшить внутренние распри среди научного сообщества и направить деятельность Академии «на процветание Отечества».

Именно Дашкова стала инициатором проведения регулярных публичных научных лекций, что способствовало популяризации науки среди широких слоёв населения. Было увеличено количество студентов — академических стипендиатов, большое количество молодых россиян стало отправляться на учёбу за границу.

В октябре 1783 года по инициативе Екатерины Дашковой была создана Императорская Российская Академия. В отличие от Академии наук, новое учреждение должно было сосредоточиться не на точных, а на гуманитарных науках, в первую очередь на исследовании русского языка. Новую академию возглавила также Дашкова, сосредоточившая в своих руках все нити управления русской наукой.

Главным трудом, созданным под руководством Дашковой, стал «Словарь Академии Российской, словопроизводным порядком расположенный» — первый толковый словарь русского языка. На его создание ушло шесть лет.

Дашкова учредила при Российской Академии целый департамент переводчиков, которые переводили на русский язык лучшие произведения мировой литературы. Также по инициативе Екатерины Малой, как называли Дашкову в России, был основан журнал «Собеседник любителей российского слова», к работе в котором привлекли лучших русских литераторов той эпохи, таких как Денис Фонвизин и Гавриил Державин .

Дашкова сама активно трудилась в качестве переводчика, лично участвовала в создании толкового словаря, предложила использовать печатную букву «Ё». Всё это она успешно совмещала с административной деятельностью, приведя в полный порядок финансы Академии наук.

Позднее признание

Успешная деятельность по управлению русской наукой завершилась для Екатерины Дашковой новой опалой. Она в очередной раз не сочла нужным скрывать своё негативное отношение к фавориту императрицы — её последнему возлюбленному Платону Зубову . Фаворит, в свою очередь, постарался настроить Екатерину Великую против подруги. Повод представился в 1795 году, когда издательство Академии наук опубликовало трагедию Якова Княжнина «Вадим Новгородский». Императрице донесли, что произведение критикует государственные устои, разгневанная Екатерина потребовала его изъятия, а заодно отстранила Дашкову от управления Академией.

Воцарение после смерти Екатерины Великой Павла I только усугубило положение Дашковой. Новый император, помнивший, что Дашкова была одной из участниц свержения его отца, отправил немолодую уже женщину в ссылку.

Её государственная деятельность завершилась окончательно. Последние годы своей жизни она провела в своём имении в Калужской губернии.

В 1801 году, когда после очередного дворцового переворота на трон взошёл Александр I, встал вопрос о том, кто возглавит Академию наук. Академики были единодушны — лучше, чем Екатерина Дашкова, кандидатуры быть не может.

Однако Екатерина Романовна, которой было уже под шестьдесят, ответила решительным отказом. Возможно, посчитала, что для российской науки уже сделала всё, что могла. А быть может, решила, что на её век императорских милостей и опал уже достаточно.

Екатерины Романовны Дашковой не стало 16 января 1810 года. Мирская слава проходит быстро — уже в конце XIX века никто точно не знал, где именно похоронена первая женщина — руководитель Академии наук. Лишь в 1999 году учёным и энтузиастам удалось обнаружить её усыпальницу и восстановить захоронение, чтобы каждый, кто знает и помнит историю своей страны, мог бы поклониться одной из великих дочерей России.

Полина Дашкова – российская писательница, автор романов «Кровь нерожденных», «Точка невозврата», «Пакт», «Соотношение сил». Будущая писательница родилась 14 июля 1960 года в Москве в интеллигентной семье. При рождении девочка получила имя Татьяна. Вскоре родители девочки развелись. После чего мать Татьяна Леонидовна, телережиссер по профессии, вышла замуж за математика Виктора Владимировича Поляченко, который удочерил Татьяну. Отчим занимал высокий пост – работал заведующим лабораторией ВЦ АН СССР.

В детстве, помимо основной школы, девочка посещала еще и балетную студию, но в танцах не осталась. После получения среднего образования в 1979 году девушка поступила в Литературный институт имени на курс ко , знаменитому советскому поэту, лауреату Сталинской премии.


Будучи студенткой пятого курса, Татьяна устроилась литературным консультантом в журнал «Сельская молодежь», там же девушка начала печатать поэтические произведения. Затем стихи Поляченко появились в ряде литературных изданий – журналах «Юность», «Истоки», «Молодые голоса». Спустя пять лет Татьяна получила место заведующей отделом литературы в «Русском курьере».

Литература

В середине 90-х годов Поляченко стала писать детективные романы. Первая книга Татьяны «Кровь нерожденных» принесла писательнице всероссийскую известность. В первом романе автор построила сюжет вокруг нового для 90-х годов кровавого бизнеса – торговли человеческими эмбрионами. Перед читателями автор предстала под творческим псевдонимом Полина Дашкова, который она преобразовала из имени младшей дочери и собственной фамилии.


В 1998 году Татьяна выпустила роман «Никто не заплачет», через год подготовила к изданию две следующих книги – «Место под солнцем» и «Золотой песок». В 2000 году писательница порадовала поклонников сразу пятью работами: «Эфирное время», «Чеченская марионетка, или Продажные твари», «Питомник», «Образ врага», «Легкие шаги безумия». В традиционную канву детектива писательница умело вплетала исторические свидетельства, факты, подтвержденные документально. Помимо России, Полина Дашкова начала печататься за границей. Ее романы получили популярность в Германии, Франции, Китае, Дании, Испании, Польше и Венгрии.

В 2002 году свет увидел двухтомник Полины Дашковой «Чувство реальности» о заказном убийстве гражданина США на территории Российской Федерации. В книге писательница соединила шпионский мотив с любовной темой, легко перемещая повествование из реалий российской глубинки в кулуары североамериканского разведывательного управления. Отсутствие главных героев позволило автору подробно раскрыть психологию и внутренний мир каждого персонажа. В 2003 году появились схожий с предыдущим криминальный роман «Херувим» и сборник рассказов «Качели».


Через год режиссер Али Хамраев получил от Полины Дашковой права на экранизацию третьего детектива писательницы «Место под солнцем». По сценарию молодой балерине пришлось столкнуться с убийством мужа, которое ей приходится расследовать самой. Под подозрение попало сразу несколько знакомых: поклонник танцовщицы, партнер мужа по бизнесу, его любовница. Главных героев восьмисерийного фильма сыграли , и . Несмотря на звездный состав сериала, отзывы критиков и самой писательницы носили негативный характер.

В 2005 году появился второй из двух фильмов по книгам Дашковой – детектив «Херувим» режиссера Николая Гейко, главные роли в котором исполнили , и . В 2004 году из-под пера Татьяны вышел триллер «Приз», в котором рассказывалось о темном прошлом одного преуспевающего предпринимателя и о девушке, знающей тайну. Через два года автор выпустила очередной сборник остросюжетных рассказов «Игра во мнения» и детективный роман «Вечная ночь» о преступлениях маньяка-философа.

В 2007-2009 годах Полина Дашкова создает очередной шедевр – трехтомник «Источник счастья», сюжет которого переносит читателей в эпоху начала XX столетия. Загадочные события, медицинские открытия, семейные тайны – все компоненты мастерски переплетены в детективном романе, написанном легким, доступным языком. Поиски исчезнувшего профессора Свешникова, а вернее его лекарства, дарящего вечную молодость, заставляют миллиардера Петра Кольта начать изучение биографии медика и его архивов. Книга не лишена точности в описании исторических фактов при изрядной вольности в трактовке событий прошлого.


Трехтомник Полины Дашковой "Источник счастья"

В 2010 году выходит сборник «Точка невозврата», в который вошли рассказы «Лешенька», «Ее величество пробка», «Балет», «Как я снималась в кино», «Брюки дев» и документально-приключенческая повесть «Точка невозврата». В последнем произведении сборника присутствует главный герой из предыдущего романа – доктор Агапкин.


В 2012 году из-под пера Полины Дашковой вышел роман о предвоенном времени «Пакт». Машина войны запущена, и никто не состоянии остановить механизм, но в человеческих силах спасти хотя бы одну жизнь. Через два года вышел очередной политический роман Дашковой «Соотношение сил» об одновременной разработке атомного оружия в Третьем рейхе и СССР.

Личная жизнь

В начале 80-х годов Татьяна познакомилась с будущим мужем Алексеем Витальевичем Шишовым, студентом ВГИКа, режиссером-документалистом и сценаристом. Своего будущего супруга девушка представила педагогу литературного института Льву Ивановичу, который одобрил выбор студентки. В 1986 году у супругов родилась дочь Анна, через шесть лет – Дарья.


Алексей Шишов начал творческую деятельность в середине 90-х, сняв документальную ленту «Прогулки с Бродским». В 2000-х последовали фильмы о жизни писателей , а. Последними работами Шишова стали киноленты о и Викторе Некрасове. В 2010 году режиссер скончался.


Старшая дочь окончила два вуза – МГУ по специальности историк и ВГИК, мастерскую неигрового кино. В 2014 году на фестивале «Артдокфест» состоялась премьера фильма Анны Шишовой «На краю», который получил сразу несколько премий. Младшая сестра Дарья тоже стала студенткой ВГИКа, но девушка выбрала специальность мультипликатора.

Полина Дашкова сейчас

В начале 2017 года Полина Дашкова наряду с литераторами и кинематографистами Владимиром Вишневским, Дмитрием Воденниковым, Игорем Волгиным, Марком Розовским вошла в Большое жюри конкурса национальных литературных наград «Поэт года» и «Писатель года». В состязании приняли участие писатели и поэты, печатающиеся на порталах Стихи.ру и Проза.ру.


Работа по выбору финалистов состязания длилась год, после чего определились победители: Алла Шарапова (поэт года), Александр Шимловский (писатель года), Александр Демидов (лирика), Андрей Васильев (песни), Ирина Ракша (мемуары), Сергей Бушов (фантастика) и Спика Рейн (детская литература). Вручение премий состоялось в Большом конференц-зале правительства Москвы 21 марта, в день поэзии.


По сообщению пресс-службы издательства «Эксмо-АСТ», сейчас Полина Дашкова работает над очередным романом, выпуск которого ожидается в конце 2017 года. Сюжет и жанр писательница пока держит от читателей в секрете.

Библиография

  • «Кровь нерожденных» - 1996
  • «Место под солнцем» - 1999
  • «Никто не заплачет» - 1998
  • «Легкие шаги безумия» - 2000
  • «Питомник» - 2000
  • «Чувство реальности» - 2002
  • «Херувим» - 2003
  • «Приз» - 2004
  • «Вечная ночь» - 2006
  • «Источник счастья» - 2007
  • «Точка невозврата» - 2010
  • «Пакт» - 2012
  • «Соотношение сил» - 2014